Рассказ про туман 3 класс окружающий мир

Туман можно сравнить с облаками. отличие его от небесных собратьев лишь в том, что капельки воды скапливаются в нижней части

Туман можно сравнить с облаками. Отличие его от небесных «собратьев» лишь в том, что капельки воды скапливаются в нижней части атмосферы, не достигая ее высоких слоев. Про туман написано немало научных работ. Они раскрывают суть вопроса «почему образуется туман» и дают полное представление о его особенностях.

Что такое туман

Откуда берется загадочная «дымка» над землей и водой?

На склоне

С точки зрения науки туман — это результат конденсата, образующегося из-за «конфликта» теплой и холодной масс воздуха. Во время этого явления природы в низком слое атмосферы скапливается большое число капель или ледяных кристаллов. Получается, что туман состоит из обычного конденсата. Структура частиц зависима от температуры воздуха: капли образуются, если за окном не ниже 10 °С; ледяные кристаллы формируются, когда на градуснике -15 °С и ниже. Иногда возникает «гибрид» из этих двух составляющих, образованный из жидкого и твердого состояния воды.

Несмотря на кажущуюся простоту явления, на его формирование влияет множество факторов. Это и разность температур между воздухом и «подстилающей» поверхностью, и насыщенность конденсатом, и движение ветра. Образование тумана — интересный процесс. Для того, чтобы он возник, пар должен быть перенасыщенным, то есть в несколько раз насыщеннее обычного.

Общие сведения

Туманы можно наблюдать в любое время года. Самыми плотными они бывают летом. Это связано со способностью воды притягивать частички пыли. Капельки, образовавшиеся в результате испарения над поверхностью земли, в результате воздействия пыльной взвеси становятся крупнее, их радиус составляет от 5 до 15 мкм. Чем больше размер водяных шариков, тем быстрее образуется облако. При большой плотности оно становится белым, при низкой — голубоватого оттенка.

В лесу

Окрас туманной дымки меняется в зависимости от размеров капель и рассеивания световых волн. Чем мельче конденсат, тем лучше они отражают солнечные лучи. В итоге мы видим синеватые или голубоватые тона. Крупные же капли одинаково рассеивают свет, исходящий из лучей разной длины, делая туманную дымку молочно-белой. Ледяной туман — достаточно необычное явление, которое фиксируют в холодных регионах. Его появление — большая редкость.

Относительная влажность воздуха при этом природном явлении обычно составляет около 100 процентов.

Бывает, что туманы образуются во время морозной погоды. При этом влажность воздуха не превышает 50 процентов. Чаще всего зимний туман можно увидеть в городах — на железнодорожных станциях или автовокзалах. Причиной является пар, который появляется из-за сгорания топлива.

Часто наземные облака можно наблюдать зимой над водоемами, где образуются проруби. Почему зимой над реками и озерами стелется белая пелена? Причина кроется в перепадах температур: вода в водоеме гораздо теплее, чем воздух и лед. Встречаясь, потоки воздуха образуют конденсат, который хорошо виден над ледяной поверхностью. Такие туманы — самые длительные.

Над водоемом

Над континентами туманы формируются преимущественно осенью, над океанами и морями — в весеннее время, когда водная гладь достаточно холодная.

Иногда возникает ощущение, что облака, расположенные снизу, плотнее тех, которые находятся на небесах. Это обманчивое впечатление. На самом деле капельки влаги у поверхности земли меньше по размерам, поэтому кажется, что они образуют плотную белую «подушку».

Существуют места, где туманы — обычное явление. Самыми туманными считаются атлантическое побережье Ньюфаундленда в Канаде и Лондон. Описанию этих фактов уделено большое внимание.

Как образуется туман

В воздухе происходит постоянное движение теплого и холодного потоков. Теплый стремится ввысь, холодный спускается вниз. При встрече двух разных по температуре воздушных масс происходит конденсация: микроскопические капли воды фиксируются в воздухе, образуя нечто вроде облака.

В поле

Чем выше уровень влажности — тем вероятнее возникновение туманов. В местах с засушливым климатом такие явления образуются очень редко, и только при экстремально низких температурах. Наиболее часто белое марево можно наблюдать над водоемами и в низинах, особенно ночью и перед рассветом. Воздух в таких местах охлаждается быстрее поверхности земли и водоемов, создавая лучшие условия для образования облачного «процесса».

Разновидности туманов

Различные свойства надземных облаков подразделяют их на несколько категорий. Виды туманов — это целый ряд характеристик, позволяющих более подробно узнать о процессах в атмосфере, которые мы можем видеть, но не всегда способны объяснить. Среди них:

Характеристики туманов

По способу формирования туманы делятся на две разновидности:

Существуют также синоптические факторы образования облачных явлений. Среди них:

  1. Внутримассовые. Являясь туманами охлаждения, они образуются в однородных воздушных массах. Они также классифицируются по типам:
    • Радиационные.РадиационныйДля их формирования необходимы антициклоны, ясная погода без облачности и легкий бриз. Как правило, они возникают как результат радиационного охлаждения земли и необходимого количества влажного воздуха до точки росы. Часто молочная масса рассеивается при первых лучах Солнца. Но в холодный сезон, при присутствии антициклона, может продержаться несколько суток. Чтобы туман рассеялся, бывает достаточно усиления ветра до 4-5м/с. Смог в промзонах также относится к этому виду. В своем составе он имеет капли воды, смешанные с частицами пыли, вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных предприятий, гари и выхлопных газов автомобилей.
    • Адвективные.АдвективныйВозникают, когда нагретый влажный воздух двигается над более прохладной частью воды или суши. Для формирования плотной массы необходимо соблюдение двух условий: погода должна быть пасмурной, при этом может идти дождь, а расположение — в теплом секторе циклона. Сгустки конденсата занимают огромные площади и могут не исчезать в дневное время. Морские туманы являются подвидом адвективных.
  2. Фронтальные. Возникают на границе атмосферных фронтов. Когда атмосферное давление падает, температура воздуха немного понижается. Осадки, возникающие в зоне фронта, активно испаряются, образуя водяной пар. Иногда фронтальная завеса может сливаться с облаками, занимая достаточно большие площади.
  3. Сухие. Туман на улице зачастую относится к такому понятию, как мгла. В воздухе образуется взвесь частиц в виде пыли, песка, промышленных отходов. Иногда эти частицы внедряются во влажные испарения, образуя некую смесь между сухим и влажным туманом.

Несмотря на относительную безопасность туманов, они могут создать ряд проблем. Люди, которые вынуждены жить в местности с преобладанием этого природного явления, чаще страдают от депрессий. Это связано с недостатком солнечного света, которому трудно пробиться через плотную завесу. Смог мешает автовладельцам и пилотам, выводит из строя оборудование. В то же время и влажную взвесь можно использовать во благо: насыщенный конденсатом воздух может действовать исцеляюще, а для некоторых культур в сельском хозяйстве является отличной средой для роста. Никто не в состоянии повлиять на появление или исчезновение облаков, возникающих над поверхностью земли. Но исходя из фактов, марево имеет способность рано или поздно развеиваться самостоятельно.

  • Утром бусы засверкали,
  • Всю траву собой заткали,
  • А пошли искать их днем,
  • Ищем, ищем – не найдём.         
  •  
  • Молоко над речкой плыло,
  • Ничего не видно было.
  • Растворилось молоко –
  • Стало видно далеко.             
  • Без крыльев летят,
  • Без ног бегут,
  • Без паруса плывут. 
  • И не снег, и не лёд,
  • А серебром деревья уберёт.      
  • .
  • (Туман)
  • (Роса)
  • (Иней)
  • (Облака)
  • МБОУ «Весьегонская СОШ»
  • Осипова Т.Н.
  • Туман и облака. Осадки.
  • Часто можно увидеть, как оконные стекла в комнате запотевают. Это значит, что водяной пар в теплом воздухе комнаты коснулся холодного стекла, сгустился и превратился в мельчайшие капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в природе

Летом часто появляется легкая дымка над полем, лугом, рекой или озером.

  • Летом часто появляется легкая дымка над полем, лугом, рекой или озером.
  • Это уже не водяной пар, а мельчайшие капельки воды, образовавшиеся из охладившегося в холодном воздухе пара. Это природное явление называется туманом. Если нет ветра, туман может провисеть всю ночь. Но когда солнце прогревает воздух или дует сухой теплый ветер, туман исчезает – капельки воды испаряются, превращаясь в водяной пар. Туманы можно наблюдать в любое время года. Мы и сами можем поучаствовать в образовании тумана – в холодное время года мы выдыхаем теплый воздух, который виден как белое облачко тумана.
  • Или, открыв зимой форточку, мы видим белые клубы тумана, потому что воздух в комнате был теплым насыщенным водяным паром, который под воздействием холодного воздуха улицы быстро охладился и превратился в туман.
  • Облака — тот же туман,
  • который находится высоко
  • над земной поверхностью.
  • «Бегут по небу разные зверюшки: 
    Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки. 
    Плывут по небу снежные утёсы 
    И даже корабли — на них матросы. 
    А если вы фантазией богаты. 
    Там свой портрет отыщите, ребята».
  • облака

Облака

  • В ясном небе в теплый летний день можно увидеть облака, похожие на перья птиц или белые волокна. Они не закрывают солнце. Такие облака называют перистыми. Высота их образования 10-12 км над поверхностью Земли. Они состоят из кристалликов льда и не дают осадков, достигающих земной поверхности.
  • Весной, летом и осенью можно наблюдать кучевые облака.
  • Они похожи на пушистые кусочки ваты ярко -белого цвета, быстро движутся по небу и постоянно меняют форму. Высота их образования
  • 1-7 км. Состоят из капелек воды.
  • Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди и град.
  • Нижняя часть дождевого облака теплая (состоит из водяного пара и капелек воды), средняя часть значительно холоднее (состоит из капель воды и льдинок), верхняя часть очень холодная (состоит из льдинок). Ветер пронизывает дождевые облака, поэтому капли воды и льдинки находятся в постоянном движении, сталкиваются друг с другом, сливаются вместе и, становясь слишком тяжелыми, чтобы удержаться в воздухе, падают вниз. Если капли мелкие, дождь моросит, если крупные и их много, идет сильный дождь – ливень.

Низкие серые облака покрывают все небо в пасмурные дни. Это слоистые облака, которые образовались при столкновении теплого и холодного воздуха.

  • Низкие серые облака покрывают все небо в пасмурные дни. Это слоистые облака, которые образовались при столкновении теплого и холодного воздуха.
  • Слоистые облака летом и осенью предвещают затяжные дожди, а зимой – обильные снегопады.

По облакам можно определять погоду

  • Если утром по небу ходят легкие облака-барашки, то день будет ясным, но вечером либо поднимется ветер, либо пойдет дождь
  • (если речь идет о зиме – снег).
  •  
  • Если по небу растянулись полоски перистых облаков, день будет солнечным и ясным, а дождя не будет.
  • Если небо затянули черные кучевые облака, к вечеру будет дождь.

Раньше люди думали, что роса, как и дождь, выпадает с неба. Но потом поняли, что роса – это капельки воды образованные из водяного пара, который не успел высоко подняться и охладился в ночном воздухе. Роса – это капельки воды на листьях растений и траве.

  • Раньше люди думали, что роса, как и дождь, выпадает с неба. Но потом поняли, что роса – это капельки воды образованные из водяного пара, который не успел высоко подняться и охладился в ночном воздухе. Роса – это капельки воды на листьях растений и траве.
  •  
  • На почве, стволах деревьев и других объектах роса не образуется, потому что они дольше сохраняют тепло и не остывают до той температуры, когда водяной пар превращается в капельки воды. В науке эту температуру так и называют «точка росы».
  • Поздней осенью, когда температура воздуха ночью опускается ниже 0⁰, трава и опавшие листья покрываются инеем – это неуспевший подняться водяной пар, который превратился в кристаллики льда.
  •  
  • Иней бывает не только на земле. Морозный узор на окне – это тоже иней: водяной пар осел на оконном стекле и превратился в кристаллики льда, которые срослись и «разрисовали» окно.

При слабом ветре, тумане и температуре воздуха ниже 15⁰ иней может покрывать растения и ветки деревьев, украшая их белыми пушистыми иголочками. В этих условиях вода в воздухе находится в состоянии мелких взвешенных кристалликов, оседающих на предметах, которых коснулись. Они легко покрывают бахромой тонкие предметы, возникая будто из мороза, потому это явление называют изморозью.

  • При слабом ветре, тумане и температуре воздуха ниже 15⁰ иней может покрывать растения и ветки деревьев, украшая их белыми пушистыми иголочками. В этих условиях вода в воздухе находится в состоянии мелких взвешенных кристалликов, оседающих на предметах, которых коснулись. Они легко покрывают бахромой тонкие предметы, возникая будто из мороза, потому это явление называют изморозью.

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но оказалось, что так рождаются градинки – непрозрачные льдинки. Снежинки образуются по-другому: водяной пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в шестиугольные кристаллики льда, которые изменяют свою форму, становятся больше и, наконец, превращаются в красивые звездочки-снежинки, которые мы видим. Каждая снежинка уникальна, форма никогда не повторяется. Они собираются вместе в хлопья и падают на землю. В морозный день можно услышать, как скрипит под ногами снег – это ломаются под весом идущего лучики снежинок, а поскольку их много, слышен треск.

  • Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но оказалось, что так рождаются градинки – непрозрачные льдинки. Снежинки образуются по-другому: водяной пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в шестиугольные кристаллики льда, которые изменяют свою форму, становятся больше и, наконец, превращаются в красивые звездочки-снежинки, которые мы видим. Каждая снежинка уникальна, форма никогда не повторяется. Они собираются вместе в хлопья и падают на землю. В морозный день можно услышать, как скрипит под ногами снег – это ломаются под весом идущего лучики снежинок, а поскольку их много, слышен треск.
  • Летом иногда выпадает град, который может быть очень крупным.
  •  
  • Если разрезать пополам крупную градинку, можно увидеть, что она состоит из снега и оболочки из льда.

ВЫВОД

  • Итак, вода может выпадать из облаков в виде осадков (дождь, снег, град) или выделяться непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь).

Урок окружающий мир

3 класс

Программа «Перспективная начальная школа»

Учитель: Аверьянова C.В.

Тема урока: «Туман и облака. Осадки».

Задачи урока:

1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака);

 2) познакомить с разными видами облаков;

 3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь);

 4) развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу.

Ход урока

Урок сопровождается показом компьютерной презентации.

I. Организационный момент

— Что мы называем явлением природы?        

( Природное явление – это любое изменение, происходящее в природе)

— Какие явления природы связаны с превращениями воды?

(Образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града.)

-При изучении каких тем мы говорили об этих явлениях?         

(Когда изучали свойства воды в газообразном состоянии и круговорот воды в природе)

II. Актуализация знаний.

Проверка Д/з

-С каким чудесным превращением воды мы познакомились на предыдущем уроке?

-С  какими свойствами воды связан её круговорот? (Испарение- переход воды в газообразное состояние ,а  из газообразного состояния в жидкое и твёрдое)

-Перечислите свойства воды в жидком состоянии. (Прозрачна, текуча, бесцветна, без вкуса и запаха, состоит из мельчайших частиц, где молекулы в  жидком состоянии слабее связаны между собой, чем в твёрдом состоянии и поэтому вода принимает форму сосуда).

-Какие свойства приемлемы для газообразного состояния воды? (Водяной пар прозрачен, бесцветен, без запаха, невидим.   Молекулы воды в газообразном  состоянии находятся очень далеко друг от друга и заполняют всё пространство. Представлен в виде испарения. При  соприкосновении с холодной поверхностью водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды ).

— Кто расскажет как происходит круговорот воды в природе по слайду в движении.?        

III.   Объявление темы урока

-Сегодня мы познакомимся с такими природными явлениями, как «туман» и «облака». 

IV.Знакомство с тайной тумана.

  1. — Что такое туман? (Это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)
  2. Чтение 1 абзаца стр. 81.

–Как поняли, что такое туман?

3. Чтение рассказа в хрестоматии, с. 54, «Как возникают туманы?»

— Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (Нет. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, разницы в температуре в комнате и за окном.)

— Прав ли автор, говоря, что туман исчезает? (Туман не исчезает, а превращается в водяной пар.)

 Работа в группах по 4 человека.

— Каждая группа получит вопрос, который должна будет обсудить и выступить со своей точкой зрения.

I вариант. Докажите, что туман — «друг» человека. (Туман стелется низко над землей, спасает растения в садах и на полях от заморозков. Во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья.)

II вариант. Докажите, что туман — «недруг». (В тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути. А пешеходам надо особенно осторожно переходить дорогу. Туман губительно действует на некоторые растения.)

— Вы сами можете поучаствовать в образовании тумана. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.

V. Знакомство с тайнами облаков

— Что же такое облака? (версии)

-Прочитаем  2 абзац стр. 81 и ещё раз ответим на вопрос «что такое облака?

1. Облака — это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью.

2. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.

3. Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

Чем похожи туман и облака?  (И туман, и облака состоят из капель воды.)

— А чем они отличаются? (А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок)

— Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли?(вопрос стр.81)

— Вы можете описать формы облаков?

-Кто из вас когда-либо наблюдал за облаками?

-Вам приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, на горы, сказочных животных? -Кто видел облака, которые плывут низко над землей?

-Работа по иллюстрации стр. 83.

-Посмотрите на стр. 83 . Какие  виды облаков вы  видите и как они называются? (зачитаем)

— Как вы думаете  с чем связано разнообразие в названиях облаков? ( С их расположением и формой)

-Ваши предположения, почему облака получили то или иное название?

-Прочитаем текст учебника на стр. 82. И ещё раз ответим на мой вопрос о видах облаков.

-Какие облака относятся к «ПЕРИСТЫМ»?

В ясный солнечный день высоко в небе плывут облака, похожие на перья птиц или белые волокна. Они не закрывают солнце. Образуются на высоте 10-12км и состоят из кристалликов льда.

-Какие облака относятся к «КУЧЕВЫМ»?

С наступлением весны, летом, осенью можно наблюдать кучевые облака. Они похожи на разбросанные по небу ярко — белые клочки ваты. Они быстро движутся по небу и постоянно меняют свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км и состоят из мельчайших капелек воды.

-Как легко распознать «ДОЖДЕВЫЕ» облака?

Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.Они находятся на высоте не более 4 км.

Хрестоматия стр.50. Дождевое облако. Нижняя часть состоит из водяных паров и водяных капелек. Средняя часть – значительно холоднее: здесь появляются льдинки, в верхней части очень холодно – здесь одни льдинки.  Ветер пронизывает эти облака и поэтому капеольки волы и льдинки находятся в постоянном движении. Капельки постоянно из водяных превращаются в льдинки и обратно. Сталкиваясь, капельки тяжелеют, увеличиваются и от тяжести падают вниз.Дождь Капельки маленькие- дождь моросит, капли крупные – ливень.

-Какие облака называются «СЛОИСТЫМИ»? 

В пасмурные дни все небо покрыто серыми низкими облаками. Это слоистые облака. Они образуются при встрече теплого воздуха с холодным.

Летом и осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой — обильных снегопадов. Они находятся на высоте 1,5-2км.

-От чего у каждого облака своя форма?

-Ответ на этот вопрос даст статья хрестоматии «Отчего у каждого облака своя форма» стр.49-50.

(Они все образуются на разной высоте и при разной температуре. Когда ветер дует, то он движет облака и они попадают то в более тёплую, то в более холодную зону. Где тепло , вода испаряется, а где холодно- водяные пары превращаются в  капельки воды.

Чтение облаков.

Наблюдения за облаками позволяют предсказать погоду.

1.Когда по небу ходят лёгкие облачка – барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Летом те же барашки могут предсказать град, а зимой – снег.

2.Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.

3.Если до полудня появились лохматые чёрные кучевые облака – жди вечером дождя.

4.Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца, — к ясному дню.

5.Красные тучи – к ветрам.

6.Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами» — в какую сторону острым концом – носом повёрнут. На запад – к дождю.

77. Небольшое, но быстро движущее облако в тропических странах называют «бычьим глазом». Это предвестник самых страшных ураганов. Примету хорошо знают моряки, плавающие в южных морях и океанах.

VI. Осадки

-Мы сказали, что снег, дождь, град — это явления природы. Как еще мы их можем назвать? (Осадки.)

1. Это осадки, выпадающие на землю с неба.

2.Только ли из облаков появляются осадки на земле?

Туман появляется  непосредственно из воздуха. ( В холодном воздухе водяные пары сгущаются, превращаются в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.)

— Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды. Это роса. ( Хрестоматия стр.56.)

— Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется иней. (Стр.57 хр.)

— Что такое изморозь? (Стр. 58 хр.)

Работа с хрестоматией по группам. (чтение, сообщение)

Хрестоматия  «Как рождается иней? » стр.57

 «Как отличить  изморозь от инея ? » стр.58

«Откуда берётся роса на траве?» стр.56

VII. Итог урока. Оценки.

-Вопросы стр. 84 учебника.

— Какие явления природы связаны с превращениями воды?

VIII. Домашнее задание

Стр. 84 — ответы на вопросы. № 42 в тетради для самостоятельной работы. Хрестоматия стр.56-60

IX.Релаксация.

-Выразите своё настроение об уроке, продолжив предложение:

— Мне понравилось…

— Особенно запомнилось….

— Хорошо получилось…

— Вызвало затруднение…        

— Знания, полученные на уроке пригодятся мне в жизни, когда…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Туман и облака. Осадки»

Тип урока: Урок формирования новых знаний

УМК: «Перспективная начальная школа»

Класс: 3

Цель урока

  • дать представление о понятиях «туман», «облака», «осадки».

Задачи урока

  • сформировать понятия «облака», «туман», «осадки»;
  • расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды
  • учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.

Планируемые результаты

Личностные УУД

Умение:

  • ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»
  • аргументировано отстаивать свою точку зрения
  • оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность
  • осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме
  • самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой

Предметные

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, понятия туман, облака, осадки.
  • В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Умение:

  • ориентироваться в учебнике;
  • отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»
  • передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью
  • работать с информацией
  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи
  • собирать информацию, обрабатывать и делать выводы
  • называть свойства воды
  • решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания

Регулятивные УУД:

Умение:

  • определять цель учебной деятельности самостоятельно
  • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке
  • аргументировано находить и объяснять свои ошибки
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся

Коммуникативные УУД:

Умение:

  • задавать вопросы
  • слушать, не перебивая
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами
  • корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку

Литература: Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), учебник, рабочая тетрадь.

Эскиз доски:

18 ноября.

Классная работа.

«Туман и облака. Осадки».

Домашнее задание

У.с. 81-84.(вопросы)

Структура урока:

  1. Организация начала урока (1-2 мин)
  2. Актуализация опорных знаний (5 мин)
  3. Сообщение темы (2 мин)
  4. Изучение новой темы (15 мин)
  5. Физкультминутка (3 мин)
  6. Закрепление изученного материала (7 мин)
  7. Итог урока (5мин)
  8. Рефлексия (2 мин)
  9. Постановка Д/З (1 мин)

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Здравствуйте ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анастасия Евгеньевна.

2.Актуализация опорных знаний.

Ребята, что мы называем явлениями природы? Какие явления природы связаны с превращениями воды? (образование облаков, дождь, туман и т.д.).

3. Сообщение темы урока.

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки? (он отметил что вода — главное вещество в природе)

Итак, сегодня ребята мы будем исследовать и наблюдать, выводы делать и понимать, а чтобы урок пошёл каждому впрок. Активно в работу включайся дружок! И тема нашего сегодняшнего урока это «Туман, облака, и осадки».

А целью нашего урока является знакомство с новыми превращениями воды в природе, а именно с туманом и облаками, а так же мы узнаем, что облака бывают разных видов.

Но сначала мы проверим ваше домашнее задание. Вам было задано прочитать текст на стр. 76-81. Проверяем пересказ у доски. Молодцы ребята, хорошо подготовились!

Переходим к нашему уроку.

4. Изучение новой темы.

Ребята, давайте разгадаем загадки. Слушаем.

-В белом бархате деревня

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат отпадет. (Туман).

-Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко. (Туман)

— Летит орлица по синему небу

Крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)

— Уж не солнце ль виновато, что висит на небу вата? (Облака)

— Без рук, без ног, а окно выбивает? (Град)

— Раскалённая стрела дуб свалила у села. ( Молния)

— Что, дотронувшись едва, превращает дым в дрова? (Огонь)

— Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга)

— По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые.

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой…(тучи).

— Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмешь,
И домой не принесешь.
Таня по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок, —
Он пустой и лишь промок! (туман)

Молодцы ребята, правильно отгадали мои загадки.

Ребята, а что же такое туман, как вы думаете? ( Туман- это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)

Давайте прочитаем в учебнике и узнаем что же такое туман. Открываем учебник на стр.81.

Ребята, а запотевают ли оконные стёкла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (нет, образование капель воды из водяного пара возможно только пи условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном).

Ребята, а туман исчезает? (нет, он превращается в водяной пар и оседает на землю)

А давайте подумаем туман наш «друг», или «недруг».Разделимся на две группы: первая нам докажет что туман друг, а вторая недруг. Не забываем о правилах работы в группе- действуем сообща, слушаем мнение друг друга внимательно, также вы должны суметь договориться между собой и выбрать лидера, того человека который будет рассказывать. На обсуждение даю вам три минуты. Начинаем!

Плюсы: туман стелется низко над землёй, спасает растения в садах и на полях от заморозков; во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что очень полезно для здоровья.

Минус: туман губительно действует на некоторые растения; в тумане плохо видно дорогу, поэтому люди могут заблудиться в пути, а пешеходам особенно нужно переходить дорогу.

-Ребята, а что такое облака, можете предположить? ( Облака- это тот же туман, только находится он высоко над землёй) Прочитаем точное определение в учебнике на стр. 81.

Смотрим вопрос, можете ли вы описать формы облаков и их цвет? Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли? (чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.)

Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

Ребята, а вы мне можете сформулировать чем похожи туман и облака? И чем они отличаются?

-Туман и облака состоят из мельчайших капель воды.

-Туман- низко стелется над поверхностью суши или водоёмов, а Облака- образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Также облака могут состоять не только из воды, но и кристалликов льда, снежинок.

А сейчас я вас ознакомлю с видами и формами облаков, посмотрим на презентацию.

Перистые облака- они плывут высоко- высоко в небе в ясный солнечный день, похожи на перья птиц или белые волокна, они не закрывают Солнце, и образуются они на высоте 10-12 км. И состоят из кристалликов льда.

Кучевые облака— они похожи на разбросанные по небу ярко-белые клочки ваты и быстро движутся по небу, постоянно меняя свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км. И состоят из мельчайших капелле воды.

Дождевые облака — они обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.

Слоистые облака — они образуются при встрече тёплого воздуха с холодным. Летом осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой- обильных снегопадов.

Рассмотрите так же рисунок на стр. 83. И выполните задание, которое прописано на стр. 82.

На травинке капля, как слеза,
Утром ранним светлая висит.
Не было дождя, не моросит
Дождик. Это выпала…( роса)

Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды- это РОСА.

5. Физминутка.

Волны плещут в океане. ( дети машут руками изображая волны)

Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей. ( Вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей (приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем

Мореходов поджидаем.(ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (наклоны)

И сжимаем в кулаке (сжимаем кулачки)

Чтоб побольше их собрать

Надо чаще приседать.(приседаем)

Сядем дружно на песок

Вот и начался урок.(дети садятся за парты).

6. Закрепление изученного материала.

Итак, мы с вами сказали, что снег, дождь, град- это явления природы. Как мы их ещё можем назвать? (Осадки).

Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0С, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется Иней.

Изморозь — вид атмосферных осадков, представляет собой кристаллические или зернистые отложения льда на тонких и длинных предметах при влажной, морозной погоде.

А ещё ребята, наблюдения за облаками очень важно для природы. Если научиться читать «язык» облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру но и через неделю. Когда по небу ходят лёгкие облачка-барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Те же барашки могут предсказать летом град, а зимой — снег.

Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.

Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами»- в какую сторону острым концом-носом повернут. На запад- к дождю. На восток- к теплу. Это явление связано с направлением ветра в тех слоях атмосферы, где облака образовались.

Когда днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает грозу.

Ребята а вы знаете какие-нибудь народные приметы связанные с такими природными явлениями?

7. Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок, и сейчас мы проверим как хорошо вы запомнили полученные сегодня знания.

Я задаю вам вопрос, а вы на него отвечаете. Итак, слушаем, первый вопрос.

1. Какие облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град? (дождевые)

2. Какие облака напоминают нам перья птиц? (перистые)

3. Скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе – это? (Туман)

4. Это что-то очень похожее на туман, но находится высоко над землёй? (облака)

5.Какие облака являются вестниками затяжных дождей? (слоистые)

6. Какие облака напоминают нам клочки ваты? (кучевые)

7. Ну и какое вещество является главным в природе? (вода)

Молодцы! Вы справились с моими вопросами, значит хорошо поняли тему сегодняшнего урока.

Теперь предлагаю вам поработать в тетрадях для самостоятельных работ на стр.29 и выполнить задания 41 и 42. Если появляются вопросы — спрашиваем.

8.Рефлексия.

У меня на доске находится плакат в форме облачка, а у вас у каждого на парте есть капелька, так вот я вам предлагаю, чтоб наше облачно не пустовало без капелек воды, наполнить его вашими капельками, но, ещё одно задание. Если вам урок понравился, нарисуйте на капельке улыбку, а если нет — грустную мордочку. Начинаем по очереди, с 1 ряда.

Чем вам понравился сегодняшний урок?

Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего урока?

О каких превращениях воды мы сегодня узнали?

Какие виды облаков мы узнали?

Какие приметы сегодня вспомнили?

Молодцы, всё верно!

10.Постановка домашнего задания.

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

У. стр. 81-84 читать и ответить на вопросы. Спасибо за урок!

Загадки: 1.На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(Снег)

2. Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
(Солнце)

3.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

4.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

5.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем — не найдем.
(Роса)

6.Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

7.Говорю я брату:
— Ох, с неба сыплется горох!
— Вот чудак, — смеется брат, —
Твой горох ведь это.
(Град)

8.Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман)

9.Хлеба краюшка висит над избушкой
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

10.Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
(Огонь)

11.Ты кричал — оно молчало,
Ты молчал — оно кричало.
(Эхо)

12.От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит.
(Тень)

13.Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)

14. Кто зимой в трубе гудит?
(Ветер)

15. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля- озерушки
Белый снег да перышки.
(Снежная туча)

16.Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все.
(Солнце)

17.Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый —
Кружевной и синий-синий!
(Небо)

18. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке.
(Снежинки)

19.Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)

20.В году у дедушки четыре имени.
(Весна, Лето, Осень, Зима)

Комментарии преподавателя

 1. Туман

Часто можно уви­деть, как окон­ные стек­ла в ком­на­те за­по­те­ва­ют. Это зна­чит, что во­дя­ной пар в теп­лом воз­ду­хе ком­на­ты кос­нул­ся хо­лод­но­го стек­ла, сгу­стил­ся и пре­вра­тил­ся в мель­чай­шие ка­пель­ки воды. Так бы­ва­ет не толь­ко в ком­на­те, но и на улице, в при­ро­де.

 

Рис. 1. За­по­тев­шее окно (Ис­точ­ник)

Летом часто по­яв­ля­ет­ся лег­кая дымка над полем, лугом, рекой или озе­ром.

 

Рис. 2. Туман над рекой (Ис­точ­ник)

Это уже не во­дя­ной пар, а мель­чай­шие ка­пель­ки воды, об­ра­зо­вав­ши­е­ся из охла­див­ше­го­ся в хо­лод­ном воз­ду­хе пара. Это при­род­ное яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся ту­ма­ном. Если нет ветра, туман может про­ви­сеть всю ночь.

 

Рис. 3. Туман ночью

Но когда солн­це про­гре­ва­ет воз­дух или дует сухой теп­лый ветер, туман ис­че­за­ет – ка­пель­ки воды ис­па­ря­ют­ся, пре­вра­ща­ясь в во­дя­ной пар. Ту­ма­ны можно на­блю­дать в любое время года. Мы и сами можем по­участ­во­вать в об­ра­зо­ва­нии ту­ма­на – в хо­лод­ное время года мы вы­ды­ха­ем теп­лый воз­дух, ко­то­рый виден как белое об­лач­ко ту­ма­на

 

Рис. 4. Об­лач­ко ту­ма­на при ды­ха­нии зимой (Ис­точ­ник)

или, от­крыв зимой фор­точ­ку, мы видим белые клубы ту­ма­на, по­то­му что воз­дух в ком­на­те был теп­лым на­сы­щен­ным во­дя­ным паром, ко­то­рый под воз­дей­стви­ем хо­лод­но­го воз­ду­ха улицы быст­ро охла­дил­ся и пре­вра­тил­ся в туман.

 2. Облака 

Об­ла­ка – этот тот же туман, толь­ко об­ра­зо­ван­ный вы­со­ко над зем­ной по­верх­но­стью.

 

Рис. 5. Об­ла­ка (Ис­точ­ник)

Для того чтобы об­ра­зо­ва­лось об­ла­ко, нужны пы­лин­ки (мель­чай­шие ча­сти­цы твер­дых ве­ществ), во­круг ко­то­рых со­би­ра­ют­ся ка­пель­ки воды (они об­ра­зо­ва­лись из во­дя­но­го пара, со­дер­жа­ще­го­ся в воз­ду­хе), по­сте­пен­но об­ра­зуя об­ла­ко. Если воз­дух со­вер­шен­но не со­дер­жит при­ме­сей, чист, то ка­пель­ки влаги в нем не за­дер­жи­ва­ют­ся. Чем боль­ше ка­пе­лек воды в воз­ду­хе, тем тем­нее цвет об­ла­ка, оно пре­вра­ща­ет­ся в тучу.

 

Рис. 6. Тучи (Ис­точ­ник)

Сли­ва­ясь вме­сте, ка­пель­ки воды ста­но­вят­ся все тя­же­лее и тя­же­лее. В хо­лод­ном воз­ду­хе ка­пель­ки воды пре­вра­ща­ют­ся в кри­стал­ли­ки льда или сне­жин­ки. Когда воды в туче слиш­ком много, она па­да­ет на по­верх­ность Земли в виде дождя, снега или града (в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры слоя воз­ду­ха, через ко­то­рый про­хо­дят ка­пель­ки воды при па­де­нии).

 

Рис. 7. Дождь (Ис­точ­ник)

 

Рис. 8. Снег (Ис­точ­ник)

 

Рис. 9. Град (Ис­точ­ник)

По­то­ки воз­ду­ха, под­ни­ма­ю­щи­е­ся от зем­ной по­верх­но­сти вверх, под­дер­жи­ва­ют об­ла­ка вы­со­ко в небе. Об­ла­ка имеют раз­ную форму, по­то­му что об­ра­зу­ют­ся на раз­ной вы­со­те и при раз­ной тем­пе­ра­ту­ре.

Если об­ла­ко по­па­да­ет в об­ласть с вы­со­кой тем­пе­ра­ту­рой, оно ис­че­за­ет, если в хо­лод­ную – еще боль­ше на­сы­ща­ет­ся ка­пель­ка­ми воды. Об­ла­ка по­сто­ян­но ме­ня­ют свою форму, про­па­да­ют и по­яв­ля­ют­ся снова под воз­дей­стви­ем ветра и тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха.

 3. Виды облаков  

В ясном небе в теп­лый лет­ний день можно уви­деть об­ла­ка, по­хо­жие на перья птиц или белые во­лок­на. Они не за­кры­ва­ют солн­це. Такие об­ла­ка на­зы­ва­ют пе­ри­сты­ми.

 

Рис. 10. Пе­ри­стые об­ла­ка (Ис­точ­ник)

Вы­со­та их об­ра­зо­ва­ния 10-12 км над по­верх­но­стью Земли. Они со­сто­ят из кри­стал­ли­ков льда и не дают осад­ков, до­сти­га­ю­щих зем­ной по­верх­но­сти (па­да­ю­щие осад­ки ис­па­ря­ют­ся в теп­лом слое воз­ду­ха, на­хо­дя­ще­го­ся под об­ла­ком).

Вес­ной, летом и осе­нью можно на­блю­дать ку­че­вые об­ла­ка.

 

Рис. 11. Ку­че­вые об­ла­ка

Они по­хо­жи на пу­ши­стые ку­соч­ки ваты яр­ко-бе­ло­го цвета, быст­ро дви­жут­ся по небу и по­сто­ян­но ме­ня­ют форму. Вы­со­та их об­ра­зо­ва­ния 1-7 км. Со­сто­ят из ка­пе­лек воды.

Ку­че­во-дож­де­вые об­ла­ка об­ру­ши­ва­ют на землю лив­не­вые дожди и град.

 

Рис. 12. Ку­че­во-дож­де­вые об­ла­ка (Ис­точ­ник)

Ниж­няя часть дож­де­во­го об­ла­ка теп­лая (со­сто­ит из во­дя­но­го пара и ка­пе­лек воды), сред­няя часть зна­чи­тель­но хо­лод­нее (со­сто­ит из ка­пель воды и льди­нок), верх­няя часть очень хо­лод­ная (со­сто­ит из льди­нок). Ветер про­ни­зы­ва­ет дож­де­вые об­ла­ка, по­это­му капли воды и льдин­ки на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии, стал­ки­ва­ют­ся друг с дру­гом, сли­ва­ют­ся вме­сте и, ста­но­вясь слиш­ком тя­же­лы­ми, чтобы удер­жать­ся в воз­ду­хе, па­да­ют вниз. Если капли мел­кие, дождь мо­ро­сит, если круп­ные и их много, идет силь­ный дождь – ли­вень.

Низ­кие серые об­ла­ка по­кры­ва­ют все небо в пас­мур­ные дни. Это сло­и­стые об­ла­ка, ко­то­рые об­ра­зо­ва­лись при столк­но­ве­нии теп­ло­го и хо­лод­но­го воз­ду­ха.

 

Рис. 13. Сло­и­стые об­ла­ка (Ис­точ­ник)

Из них могут вы­па­дать сла­бые мо­ро­ся­щие дожди или мел­кий снег.

Сло­и­сто-дож­де­вые об­ла­ка летом и осе­нью пред­ве­ща­ют за­тяж­ные дожди, а зимой – обиль­ные сне­го­па­ды.

 

Рис. 14. Сло­и­сто-дож­де­вые об­ла­ка (Ис­точ­ник)

 4. Язык облаков 

По об­ла­кам можно опре­де­лять по­го­ду. Если утром по небу ходят лег­кие об­ла­ка-ба­раш­ки, то день будет ясным, но ве­че­ром либо под­ни­мет­ся ветер, либо пой­дет дождь (если речь идет о зиме – снег).

 

Рис. 15. Ку­че­вые об­ла­ка (Ис­точ­ник)

Если по небу рас­тя­ну­лись по­лос­ки пе­ри­стых об­ла­ков, день будет сол­неч­ным и ясным, а дождя не будет.

 

Рис. 16. Пе­ри­стые об­ла­ка (Ис­точ­ник)

Если небо за­тя­ну­ли чер­ные ку­че­вые об­ла­ка, к ве­че­ру будет дождь.

 

Рис. 17. Ку­че­во-дож­де­вые об­ла­ка (Ис­точ­ник)

 5. Роса

Рань­ше люди ду­ма­ли, что роса, как и дождь, вы­па­да­ет с неба. Но потом по­ня­ли, что роса – это ка­пель­ки воды об­ра­зо­ван­ные из во­дя­но­го пара, ко­то­рый не успел вы­со­ко под­нять­ся и охла­дил­ся в ноч­ном воз­ду­хе. Роса – это ка­пель­ки воды на ли­стьях рас­те­ний и траве.

 

Рис. 18. Роса (Ис­точ­ник)

На почве, ство­лах де­ре­вьев и дру­гих объ­ек­тах роса не об­ра­зо­вы­ва­ет­ся, по­то­му что они доль­ше со­хра­ня­ют тепло и не осты­ва­ют до той тем­пе­ра­ту­ры, когда во­дя­ной пар пре­вра­ща­ет­ся в ка­пель­ки воды. В науке эту тем­пе­ра­ту­ру так и на­зы­ва­ют «точка росы».

 6. Иней и изморозь

Позд­ней осе­нью, когда тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха ночью опус­ка­ет­ся ниже 0⁰, трава и опав­шие ли­стья по­кры­ва­ют­ся инеем – это неуспев­ший под­нять­ся во­дя­ной пар, ко­то­рый пре­вра­тил­ся в кри­стал­ли­ки льда.

 

Рис. 19. Иней на траве и ли­стьях (Ис­точ­ник)

Иней бы­ва­ет не толь­ко на земле. Мо­роз­ный узор на окне – это тоже иней: во­дя­ной пар осел на окон­ном стек­ле и пре­вра­тил­ся в кри­стал­ли­ки льда, ко­то­рые сро­слись и «раз­ри­со­ва­ли» окно.

 

Рис. 20. Иней на окон­ном стек­ле (Ис­точ­ник)

При сла­бом ветре, ту­мане и тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха ниже 15⁰ иней может по­кры­вать рас­те­ния и ветки де­ре­вьев, укра­шая их бе­лы­ми пу­ши­сты­ми иго­лоч­ка­ми. В этих усло­ви­ях вода в воз­ду­хе на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии мел­ких взве­шен­ных кри­стал­ли­ков, осе­да­ю­щих на пред­ме­тах, ко­то­рых кос­ну­лись. Они легко по­кры­ва­ют ба­хро­мой тон­кие пред­ме­ты, воз­ни­кая будто из мо­ро­за, по­то­му это яв­ле­ние на­зы­ва­ют из­мо­ро­зью.

 

Рис. 21. Из­мо­розь на ре­шет­ке

 7. Снег

Рань­ше ду­ма­ли, что снег – это за­мерз­шие ка­пель­ки воды, но ока­за­лось, что так рож­да­ют­ся гра­дин­ки – непро­зрач­ные льдин­ки. Сне­жин­ки об­ра­зу­ют­ся по-дру­го­му: во­дя­ной пар под­ни­ма­ет­ся вы­со­ко в небо, охла­жда­ет­ся и пре­вра­ща­ет­ся в ше­сти­уголь­ные кри­стал­ли­ки льда, ко­то­рые из­ме­нят свою форму, ста­но­вят­ся боль­ше и, на­ко­нец, пре­вра­ща­ют­ся в кра­си­вые звез­доч­ки-сне­жин­ки, ко­то­рые мы видим.

 

Рис. 22. Сне­жин­ка (Ис­точ­ник)

 

Рис. 23. Сне­жин­ка (Ис­точ­ник)

 

Рис. 24. Сне­жин­ка (Ис­точ­ник)

Каж­дая сне­жин­ка уни­каль­на, форма ни­ко­гда не по­вто­ря­ет­ся. Они со­би­ра­ют­ся вме­сте в хло­пья и па­да­ют на землю. В мо­роз­ный день можно услы­шать, как скри­пит под но­га­ми снег – это ло­ма­ют­ся под весом иду­ще­го лу­чи­ки сне­жи­нок, а по­сколь­ку их много, слы­шен треск.

 

Рис. 25. Снег (Ис­точ­ник)

 8. Град

Летом ино­гда вы­па­да­ет град, ко­то­рый может быть очень круп­ным (бы­ва­ют гра­дин­ки раз­ме­ром с ку­ри­ное яйцо).

 

Рис. 26. Град (Ис­точ­ник)

Если раз­ре­зать по­по­лам круп­ную гра­дин­ку, можно уви­деть, что она со­сто­ит из снега и обо­лоч­ки из несколь­ких слоев льда. Град об­ра­зо­вы­ва­ет­ся в ку­че­во-дож­де­вых об­ла­ках: в верх­нем хо­лод­ном слое по­яви­лись сне­жин­ки, опу­сти­лись ниже, в более теп­лый слой, и ока­за­лись среди ка­пе­лек воды, ко­то­рые по­кры­ли сне­жин­ки, поток воз­ду­ха под­бро­сил этот шарик вверх, где вода за­мерз­ла, об­ра­зо­вав ко­роч­ку льда. Ино­гда поток воз­ду­ха несколь­ко раз под­бра­сы­ва­ет опус­ка­ю­щий­ся шарик, ко­то­рый по­кры­ва­ет­ся сло­я­ми снега и льда – так об­ра­зу­ет­ся круп­ный град.

 9. Осадки

Итак, вода может вы­па­дать из об­ла­ков в виде осад­ков (дождь, снег, град) или вы­де­лять­ся непо­сред­ствен­но из воз­ду­ха (туман, роса, иней, из­мо­розь).

На сле­ду­ю­щем уроке мы по­го­во­рим о за­ме­ча­тель­ном ве­ще­стве — воде. Узна­ем о ее ко­ли­че­стве на пла­не­те, роли в жизни на Земле и хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Рас­смот­рим ос­нов­ные свой­ства воды: запах, вкус и цвет, ее форму, те­ку­честь, упру­гость и несжи­ма­е­мость.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/tuman-i-oblaka-osadki

источник презентации — http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/11463-tuman-i-oblaka.html

источник видео:

  • Рассказ про тюльпаны 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про тутанхамона 5 класс
  • Рассказ про тулу 1 класс
  • Рассказ про транспорт средняя группа
  • Рассказ про третьяковскую галерею на английском