Туман можно сравнить с облаками. Отличие его от небесных «собратьев» лишь в том, что капельки воды скапливаются в нижней части атмосферы, не достигая ее высоких слоев. Про туман написано немало научных работ. Они раскрывают суть вопроса «почему образуется туман» и дают полное представление о его особенностях.
Что такое туман
Откуда берется загадочная «дымка» над землей и водой?
С точки зрения науки туман — это результат конденсата, образующегося из-за «конфликта» теплой и холодной масс воздуха. Во время этого явления природы в низком слое атмосферы скапливается большое число капель или ледяных кристаллов. Получается, что туман состоит из обычного конденсата. Структура частиц зависима от температуры воздуха: капли образуются, если за окном не ниже 10 °С; ледяные кристаллы формируются, когда на градуснике -15 °С и ниже. Иногда возникает «гибрид» из этих двух составляющих, образованный из жидкого и твердого состояния воды.
Несмотря на кажущуюся простоту явления, на его формирование влияет множество факторов. Это и разность температур между воздухом и «подстилающей» поверхностью, и насыщенность конденсатом, и движение ветра. Образование тумана — интересный процесс. Для того, чтобы он возник, пар должен быть перенасыщенным, то есть в несколько раз насыщеннее обычного.
Общие сведения
Туманы можно наблюдать в любое время года. Самыми плотными они бывают летом. Это связано со способностью воды притягивать частички пыли. Капельки, образовавшиеся в результате испарения над поверхностью земли, в результате воздействия пыльной взвеси становятся крупнее, их радиус составляет от 5 до 15 мкм. Чем больше размер водяных шариков, тем быстрее образуется облако. При большой плотности оно становится белым, при низкой — голубоватого оттенка.
Окрас туманной дымки меняется в зависимости от размеров капель и рассеивания световых волн. Чем мельче конденсат, тем лучше они отражают солнечные лучи. В итоге мы видим синеватые или голубоватые тона. Крупные же капли одинаково рассеивают свет, исходящий из лучей разной длины, делая туманную дымку молочно-белой. Ледяной туман — достаточно необычное явление, которое фиксируют в холодных регионах. Его появление — большая редкость.
Относительная влажность воздуха при этом природном явлении обычно составляет около 100 процентов.
Бывает, что туманы образуются во время морозной погоды. При этом влажность воздуха не превышает 50 процентов. Чаще всего зимний туман можно увидеть в городах — на железнодорожных станциях или автовокзалах. Причиной является пар, который появляется из-за сгорания топлива.
Часто наземные облака можно наблюдать зимой над водоемами, где образуются проруби. Почему зимой над реками и озерами стелется белая пелена? Причина кроется в перепадах температур: вода в водоеме гораздо теплее, чем воздух и лед. Встречаясь, потоки воздуха образуют конденсат, который хорошо виден над ледяной поверхностью. Такие туманы — самые длительные.
Над континентами туманы формируются преимущественно осенью, над океанами и морями — в весеннее время, когда водная гладь достаточно холодная.
Иногда возникает ощущение, что облака, расположенные снизу, плотнее тех, которые находятся на небесах. Это обманчивое впечатление. На самом деле капельки влаги у поверхности земли меньше по размерам, поэтому кажется, что они образуют плотную белую «подушку».
Существуют места, где туманы — обычное явление. Самыми туманными считаются атлантическое побережье Ньюфаундленда в Канаде и Лондон. Описанию этих фактов уделено большое внимание.
Как образуется туман
В воздухе происходит постоянное движение теплого и холодного потоков. Теплый стремится ввысь, холодный спускается вниз. При встрече двух разных по температуре воздушных масс происходит конденсация: микроскопические капли воды фиксируются в воздухе, образуя нечто вроде облака.
Чем выше уровень влажности — тем вероятнее возникновение туманов. В местах с засушливым климатом такие явления образуются очень редко, и только при экстремально низких температурах. Наиболее часто белое марево можно наблюдать над водоемами и в низинах, особенно ночью и перед рассветом. Воздух в таких местах охлаждается быстрее поверхности земли и водоемов, создавая лучшие условия для образования облачного «процесса».
Разновидности туманов
Различные свойства надземных облаков подразделяют их на несколько категорий. Виды туманов — это целый ряд характеристик, позволяющих более подробно узнать о процессах в атмосфере, которые мы можем видеть, но не всегда способны объяснить. Среди них:
Характеристики туманов
По способу формирования туманы делятся на две разновидности:
Существуют также синоптические факторы образования облачных явлений. Среди них:
- Внутримассовые. Являясь туманами охлаждения, они образуются в однородных воздушных массах. Они также классифицируются по типам:
- Радиационные.
Для их формирования необходимы антициклоны, ясная погода без облачности и легкий бриз. Как правило, они возникают как результат радиационного охлаждения земли и необходимого количества влажного воздуха до точки росы. Часто молочная масса рассеивается при первых лучах Солнца. Но в холодный сезон, при присутствии антициклона, может продержаться несколько суток. Чтобы туман рассеялся, бывает достаточно усиления ветра до 4-5м/с. Смог в промзонах также относится к этому виду. В своем составе он имеет капли воды, смешанные с частицами пыли, вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных предприятий, гари и выхлопных газов автомобилей.
- Адвективные.
Возникают, когда нагретый влажный воздух двигается над более прохладной частью воды или суши. Для формирования плотной массы необходимо соблюдение двух условий: погода должна быть пасмурной, при этом может идти дождь, а расположение — в теплом секторе циклона. Сгустки конденсата занимают огромные площади и могут не исчезать в дневное время. Морские туманы являются подвидом адвективных.
- Радиационные.
- Фронтальные. Возникают на границе атмосферных фронтов. Когда атмосферное давление падает, температура воздуха немного понижается. Осадки, возникающие в зоне фронта, активно испаряются, образуя водяной пар. Иногда фронтальная завеса может сливаться с облаками, занимая достаточно большие площади.
- Сухие. Туман на улице зачастую относится к такому понятию, как мгла. В воздухе образуется взвесь частиц в виде пыли, песка, промышленных отходов. Иногда эти частицы внедряются во влажные испарения, образуя некую смесь между сухим и влажным туманом.
Несмотря на относительную безопасность туманов, они могут создать ряд проблем. Люди, которые вынуждены жить в местности с преобладанием этого природного явления, чаще страдают от депрессий. Это связано с недостатком солнечного света, которому трудно пробиться через плотную завесу. Смог мешает автовладельцам и пилотам, выводит из строя оборудование. В то же время и влажную взвесь можно использовать во благо: насыщенный конденсатом воздух может действовать исцеляюще, а для некоторых культур в сельском хозяйстве является отличной средой для роста. Никто не в состоянии повлиять на появление или исчезновение облаков, возникающих над поверхностью земли. Но исходя из фактов, марево имеет способность рано или поздно развеиваться самостоятельно.
- Утром бусы засверкали,
- Всю траву собой заткали,
- А пошли искать их днем,
- Ищем, ищем – не найдём.
- Молоко над речкой плыло,
- Ничего не видно было.
- Растворилось молоко –
- Стало видно далеко.
- Без крыльев летят,
- Без ног бегут,
- Без паруса плывут.
- И не снег, и не лёд,
- А серебром деревья уберёт.
- .
- (Туман)
- (Роса)
- (Иней)
- (Облака)
- МБОУ «Весьегонская СОШ»
- Осипова Т.Н.
- Туман и облака. Осадки.
- Часто можно увидеть, как оконные стекла в комнате запотевают. Это значит, что водяной пар в теплом воздухе комнаты коснулся холодного стекла, сгустился и превратился в мельчайшие капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в природе
Летом часто появляется легкая дымка над полем, лугом, рекой или озером.
- Летом часто появляется легкая дымка над полем, лугом, рекой или озером.
- Это уже не водяной пар, а мельчайшие капельки воды, образовавшиеся из охладившегося в холодном воздухе пара. Это природное явление называется туманом. Если нет ветра, туман может провисеть всю ночь. Но когда солнце прогревает воздух или дует сухой теплый ветер, туман исчезает – капельки воды испаряются, превращаясь в водяной пар. Туманы можно наблюдать в любое время года. Мы и сами можем поучаствовать в образовании тумана – в холодное время года мы выдыхаем теплый воздух, который виден как белое облачко тумана.
- Или, открыв зимой форточку, мы видим белые клубы тумана, потому что воздух в комнате был теплым насыщенным водяным паром, который под воздействием холодного воздуха улицы быстро охладился и превратился в туман.
- Облака — тот же туман,
- который находится высоко
- над земной поверхностью.
- «Бегут по небу разные зверюшки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
Плывут по небу снежные утёсы
И даже корабли — на них матросы.
А если вы фантазией богаты.
Там свой портрет отыщите, ребята».
- облака
Облака
- В ясном небе в теплый летний день можно увидеть облака, похожие на перья птиц или белые волокна. Они не закрывают солнце. Такие облака называют перистыми. Высота их образования 10-12 км над поверхностью Земли. Они состоят из кристалликов льда и не дают осадков, достигающих земной поверхности.
- Весной, летом и осенью можно наблюдать кучевые облака.
- Они похожи на пушистые кусочки ваты ярко -белого цвета, быстро движутся по небу и постоянно меняют форму. Высота их образования
- 1-7 км. Состоят из капелек воды.
- Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди и град.
- Нижняя часть дождевого облака теплая (состоит из водяного пара и капелек воды), средняя часть значительно холоднее (состоит из капель воды и льдинок), верхняя часть очень холодная (состоит из льдинок). Ветер пронизывает дождевые облака, поэтому капли воды и льдинки находятся в постоянном движении, сталкиваются друг с другом, сливаются вместе и, становясь слишком тяжелыми, чтобы удержаться в воздухе, падают вниз. Если капли мелкие, дождь моросит, если крупные и их много, идет сильный дождь – ливень.
Низкие серые облака покрывают все небо в пасмурные дни. Это слоистые облака, которые образовались при столкновении теплого и холодного воздуха.
- Низкие серые облака покрывают все небо в пасмурные дни. Это слоистые облака, которые образовались при столкновении теплого и холодного воздуха.
- Слоистые облака летом и осенью предвещают затяжные дожди, а зимой – обильные снегопады.
По облакам можно определять погоду
- Если утром по небу ходят легкие облака-барашки, то день будет ясным, но вечером либо поднимется ветер, либо пойдет дождь
- (если речь идет о зиме – снег).
- Если по небу растянулись полоски перистых облаков, день будет солнечным и ясным, а дождя не будет.
- Если небо затянули черные кучевые облака, к вечеру будет дождь.
Раньше люди думали, что роса, как и дождь, выпадает с неба. Но потом поняли, что роса – это капельки воды образованные из водяного пара, который не успел высоко подняться и охладился в ночном воздухе. Роса – это капельки воды на листьях растений и траве.
- Раньше люди думали, что роса, как и дождь, выпадает с неба. Но потом поняли, что роса – это капельки воды образованные из водяного пара, который не успел высоко подняться и охладился в ночном воздухе. Роса – это капельки воды на листьях растений и траве.
- На почве, стволах деревьев и других объектах роса не образуется, потому что они дольше сохраняют тепло и не остывают до той температуры, когда водяной пар превращается в капельки воды. В науке эту температуру так и называют «точка росы».
- Поздней осенью, когда температура воздуха ночью опускается ниже 0⁰, трава и опавшие листья покрываются инеем – это неуспевший подняться водяной пар, который превратился в кристаллики льда.
- Иней бывает не только на земле. Морозный узор на окне – это тоже иней: водяной пар осел на оконном стекле и превратился в кристаллики льда, которые срослись и «разрисовали» окно.
При слабом ветре, тумане и температуре воздуха ниже 15⁰ иней может покрывать растения и ветки деревьев, украшая их белыми пушистыми иголочками. В этих условиях вода в воздухе находится в состоянии мелких взвешенных кристалликов, оседающих на предметах, которых коснулись. Они легко покрывают бахромой тонкие предметы, возникая будто из мороза, потому это явление называют изморозью.
- При слабом ветре, тумане и температуре воздуха ниже 15⁰ иней может покрывать растения и ветки деревьев, украшая их белыми пушистыми иголочками. В этих условиях вода в воздухе находится в состоянии мелких взвешенных кристалликов, оседающих на предметах, которых коснулись. Они легко покрывают бахромой тонкие предметы, возникая будто из мороза, потому это явление называют изморозью.
Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но оказалось, что так рождаются градинки – непрозрачные льдинки. Снежинки образуются по-другому: водяной пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в шестиугольные кристаллики льда, которые изменяют свою форму, становятся больше и, наконец, превращаются в красивые звездочки-снежинки, которые мы видим. Каждая снежинка уникальна, форма никогда не повторяется. Они собираются вместе в хлопья и падают на землю. В морозный день можно услышать, как скрипит под ногами снег – это ломаются под весом идущего лучики снежинок, а поскольку их много, слышен треск.
- Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но оказалось, что так рождаются градинки – непрозрачные льдинки. Снежинки образуются по-другому: водяной пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в шестиугольные кристаллики льда, которые изменяют свою форму, становятся больше и, наконец, превращаются в красивые звездочки-снежинки, которые мы видим. Каждая снежинка уникальна, форма никогда не повторяется. Они собираются вместе в хлопья и падают на землю. В морозный день можно услышать, как скрипит под ногами снег – это ломаются под весом идущего лучики снежинок, а поскольку их много, слышен треск.
- Летом иногда выпадает град, который может быть очень крупным.
- Если разрезать пополам крупную градинку, можно увидеть, что она состоит из снега и оболочки из льда.
ВЫВОД
- Итак, вода может выпадать из облаков в виде осадков (дождь, снег, град) или выделяться непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь).
Урок окружающий мир
3 класс
Программа «Перспективная начальная школа»
Учитель: Аверьянова C.В.
Тема урока: «Туман и облака. Осадки».
Задачи урока:
1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака);
2) познакомить с разными видами облаков;
3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь);
4) развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу.
Ход урока
Урок сопровождается показом компьютерной презентации.
I. Организационный момент
— Что мы называем явлением природы?
( Природное явление – это любое изменение, происходящее в природе)
— Какие явления природы связаны с превращениями воды?
(Образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града.)
-При изучении каких тем мы говорили об этих явлениях?
(Когда изучали свойства воды в газообразном состоянии и круговорот воды в природе)
II. Актуализация знаний.
Проверка Д/з
-С каким чудесным превращением воды мы познакомились на предыдущем уроке?
-С какими свойствами воды связан её круговорот? (Испарение- переход воды в газообразное состояние ,а из газообразного состояния в жидкое и твёрдое)
-Перечислите свойства воды в жидком состоянии. (Прозрачна, текуча, бесцветна, без вкуса и запаха, состоит из мельчайших частиц, где молекулы в жидком состоянии слабее связаны между собой, чем в твёрдом состоянии и поэтому вода принимает форму сосуда).
-Какие свойства приемлемы для газообразного состояния воды? (Водяной пар прозрачен, бесцветен, без запаха, невидим. Молекулы воды в газообразном состоянии находятся очень далеко друг от друга и заполняют всё пространство. Представлен в виде испарения. При соприкосновении с холодной поверхностью водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды ).
— Кто расскажет как происходит круговорот воды в природе по слайду в движении.?
III. Объявление темы урока
-Сегодня мы познакомимся с такими природными явлениями, как «туман» и «облака».
IV.Знакомство с тайной тумана.
- — Что такое туман? (Это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)
- Чтение 1 абзаца стр. 81.
–Как поняли, что такое туман?
3. Чтение рассказа в хрестоматии, с. 54, «Как возникают туманы?»
— Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (Нет. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, разницы в температуре в комнате и за окном.)
— Прав ли автор, говоря, что туман исчезает? (Туман не исчезает, а превращается в водяной пар.)
— Работа в группах по 4 человека.
— Каждая группа получит вопрос, который должна будет обсудить и выступить со своей точкой зрения.
I вариант. Докажите, что туман — «друг» человека. (Туман стелется низко над землей, спасает растения в садах и на полях от заморозков. Во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья.)
II вариант. Докажите, что туман — «недруг». (В тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути. А пешеходам надо особенно осторожно переходить дорогу. Туман губительно действует на некоторые растения.)
— Вы сами можете поучаствовать в образовании тумана. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.
V. Знакомство с тайнами облаков
— Что же такое облака? (версии)
-Прочитаем 2 абзац стр. 81 и ещё раз ответим на вопрос «что такое облака?
1. Облака — это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью.
2. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.
3. Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.
— Чем похожи туман и облака? (И туман, и облака состоят из капель воды.)
— А чем они отличаются? (А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок)
— Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли?(вопрос стр.81)
— Вы можете описать формы облаков?
-Кто из вас когда-либо наблюдал за облаками?
-Вам приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, на горы, сказочных животных? -Кто видел облака, которые плывут низко над землей?
-Работа по иллюстрации стр. 83.
-Посмотрите на стр. 83 . Какие виды облаков вы видите и как они называются? (зачитаем)
— Как вы думаете с чем связано разнообразие в названиях облаков? ( С их расположением и формой)
-Ваши предположения, почему облака получили то или иное название?
-Прочитаем текст учебника на стр. 82. И ещё раз ответим на мой вопрос о видах облаков.
-Какие облака относятся к «ПЕРИСТЫМ»?
В ясный солнечный день высоко в небе плывут облака, похожие на перья птиц или белые волокна. Они не закрывают солнце. Образуются на высоте 10-12км и состоят из кристалликов льда.
-Какие облака относятся к «КУЧЕВЫМ»?
С наступлением весны, летом, осенью можно наблюдать кучевые облака. Они похожи на разбросанные по небу ярко — белые клочки ваты. Они быстро движутся по небу и постоянно меняют свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км и состоят из мельчайших капелек воды.
-Как легко распознать «ДОЖДЕВЫЕ» облака?
Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.Они находятся на высоте не более 4 км.
Хрестоматия стр.50. Дождевое облако. Нижняя часть состоит из водяных паров и водяных капелек. Средняя часть – значительно холоднее: здесь появляются льдинки, в верхней части очень холодно – здесь одни льдинки. Ветер пронизывает эти облака и поэтому капеольки волы и льдинки находятся в постоянном движении. Капельки постоянно из водяных превращаются в льдинки и обратно. Сталкиваясь, капельки тяжелеют, увеличиваются и от тяжести падают вниз.Дождь Капельки маленькие- дождь моросит, капли крупные – ливень.
-Какие облака называются «СЛОИСТЫМИ»?
В пасмурные дни все небо покрыто серыми низкими облаками. Это слоистые облака. Они образуются при встрече теплого воздуха с холодным.
Летом и осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой — обильных снегопадов. Они находятся на высоте 1,5-2км.
-От чего у каждого облака своя форма?
-Ответ на этот вопрос даст статья хрестоматии «Отчего у каждого облака своя форма» стр.49-50.
(Они все образуются на разной высоте и при разной температуре. Когда ветер дует, то он движет облака и они попадают то в более тёплую, то в более холодную зону. Где тепло , вода испаряется, а где холодно- водяные пары превращаются в капельки воды.
Чтение облаков.
Наблюдения за облаками позволяют предсказать погоду.
1.Когда по небу ходят лёгкие облачка – барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Летом те же барашки могут предсказать град, а зимой – снег.
2.Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.
3.Если до полудня появились лохматые чёрные кучевые облака – жди вечером дождя.
4.Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца, — к ясному дню.
5.Красные тучи – к ветрам.
6.Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами» — в какую сторону острым концом – носом повёрнут. На запад – к дождю.
77. Небольшое, но быстро движущее облако в тропических странах называют «бычьим глазом». Это предвестник самых страшных ураганов. Примету хорошо знают моряки, плавающие в южных морях и океанах.
VI. Осадки
-Мы сказали, что снег, дождь, град — это явления природы. Как еще мы их можем назвать? (Осадки.)
1. Это осадки, выпадающие на землю с неба.
2.Только ли из облаков появляются осадки на земле?
— Туман появляется непосредственно из воздуха. ( В холодном воздухе водяные пары сгущаются, превращаются в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.)
— Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды. Это роса. ( Хрестоматия стр.56.)
— Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется иней. (Стр.57 хр.)
— Что такое изморозь? (Стр. 58 хр.)
Работа с хрестоматией по группам. (чтение, сообщение)
Хрестоматия «Как рождается иней? » стр.57
«Как отличить изморозь от инея ? » стр.58
«Откуда берётся роса на траве?» стр.56
VII. Итог урока. Оценки.
-Вопросы стр. 84 учебника.
— Какие явления природы связаны с превращениями воды?
VIII. Домашнее задание
Стр. 84 — ответы на вопросы. № 42 в тетради для самостоятельной работы. Хрестоматия стр.56-60
IX.Релаксация.
-Выразите своё настроение об уроке, продолжив предложение:
— Мне понравилось…
— Особенно запомнилось….
— Хорошо получилось…
— Вызвало затруднение…
— Знания, полученные на уроке пригодятся мне в жизни, когда…
Тема урока: «Туман и облака. Осадки»
Тип урока: Урок формирования новых знаний
УМК: «Перспективная начальная школа»
Класс: 3
Цель урока
- дать представление о понятиях «туман», «облака», «осадки».
Задачи урока
- сформировать понятия «облака», «туман», «осадки»;
- расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды
- учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.
Планируемые результаты
Личностные УУД
Умение:
- ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»
- аргументировано отстаивать свою точку зрения
- оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность
- осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме
- самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой
Предметные
- В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, понятия туман, облака, осадки.
- В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Умение:
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»
- передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью
- работать с информацией
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи
- собирать информацию, обрабатывать и делать выводы
- называть свойства воды
- решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания
Регулятивные УУД:
Умение:
- определять цель учебной деятельности самостоятельно
- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке
- аргументировано находить и объяснять свои ошибки
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся
Коммуникативные УУД:
Умение:
- задавать вопросы
- слушать, не перебивая
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами
- корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку
Литература: Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), учебник, рабочая тетрадь.
Эскиз доски:
18 ноября. Классная работа. «Туман и облака. Осадки». | Домашнее задание У.с. 81-84.(вопросы) |
Структура урока:
- Организация начала урока (1-2 мин)
- Актуализация опорных знаний (5 мин)
- Сообщение темы (2 мин)
- Изучение новой темы (15 мин)
- Физкультминутка (3 мин)
- Закрепление изученного материала (7 мин)
- Итог урока (5мин)
- Рефлексия (2 мин)
- Постановка Д/З (1 мин)
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Здравствуйте ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анастасия Евгеньевна.
2.Актуализация опорных знаний.
Ребята, что мы называем явлениями природы? Какие явления природы связаны с превращениями воды? (образование облаков, дождь, туман и т.д.).
3. Сообщение темы урока.
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки? (он отметил что вода — главное вещество в природе)
Итак, сегодня ребята мы будем исследовать и наблюдать, выводы делать и понимать, а чтобы урок пошёл каждому впрок. Активно в работу включайся дружок! И тема нашего сегодняшнего урока это «Туман, облака, и осадки».
А целью нашего урока является знакомство с новыми превращениями воды в природе, а именно с туманом и облаками, а так же мы узнаем, что облака бывают разных видов.
Но сначала мы проверим ваше домашнее задание. Вам было задано прочитать текст на стр. 76-81. Проверяем пересказ у доски. Молодцы ребята, хорошо подготовились!
Переходим к нашему уроку.
4. Изучение новой темы.
Ребята, давайте разгадаем загадки. Слушаем.
-В белом бархате деревня
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат отпадет. (Туман).
-Молоко над речкой плыло —
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)
— Летит орлица по синему небу
Крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)
— Уж не солнце ль виновато, что висит на небу вата? (Облака)
— Без рук, без ног, а окно выбивает? (Град)
— Раскалённая стрела дуб свалила у села. ( Молния)
— Что, дотронувшись едва, превращает дым в дрова? (Огонь)
— Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга)
— По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые.
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой…(тучи).
— Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмешь,
И домой не принесешь.
Таня по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок, —
Он пустой и лишь промок! (туман)
Молодцы ребята, правильно отгадали мои загадки.
Ребята, а что же такое туман, как вы думаете? ( Туман- это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)
Давайте прочитаем в учебнике и узнаем что же такое туман. Открываем учебник на стр.81.
Ребята, а запотевают ли оконные стёкла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (нет, образование капель воды из водяного пара возможно только пи условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном).
Ребята, а туман исчезает? (нет, он превращается в водяной пар и оседает на землю)
А давайте подумаем туман наш «друг», или «недруг».Разделимся на две группы: первая нам докажет что туман друг, а вторая недруг. Не забываем о правилах работы в группе- действуем сообща, слушаем мнение друг друга внимательно, также вы должны суметь договориться между собой и выбрать лидера, того человека который будет рассказывать. На обсуждение даю вам три минуты. Начинаем!
Плюсы: туман стелется низко над землёй, спасает растения в садах и на полях от заморозков; во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что очень полезно для здоровья.
Минус: туман губительно действует на некоторые растения; в тумане плохо видно дорогу, поэтому люди могут заблудиться в пути, а пешеходам особенно нужно переходить дорогу.
-Ребята, а что такое облака, можете предположить? ( Облака- это тот же туман, только находится он высоко над землёй) Прочитаем точное определение в учебнике на стр. 81.
Смотрим вопрос, можете ли вы описать формы облаков и их цвет? Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли? (чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.)
Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.
Ребята, а вы мне можете сформулировать чем похожи туман и облака? И чем они отличаются?
-Туман и облака состоят из мельчайших капель воды.
-Туман- низко стелется над поверхностью суши или водоёмов, а Облака- образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Также облака могут состоять не только из воды, но и кристалликов льда, снежинок.
А сейчас я вас ознакомлю с видами и формами облаков, посмотрим на презентацию.
Перистые облака- они плывут высоко- высоко в небе в ясный солнечный день, похожи на перья птиц или белые волокна, они не закрывают Солнце, и образуются они на высоте 10-12 км. И состоят из кристалликов льда.
Кучевые облака— они похожи на разбросанные по небу ярко-белые клочки ваты и быстро движутся по небу, постоянно меняя свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км. И состоят из мельчайших капелле воды.
Дождевые облака — они обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.
Слоистые облака — они образуются при встрече тёплого воздуха с холодным. Летом осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой- обильных снегопадов.
Рассмотрите так же рисунок на стр. 83. И выполните задание, которое прописано на стр. 82.
На травинке капля, как слеза,
Утром ранним светлая висит.
Не было дождя, не моросит
Дождик. Это выпала…( роса)
Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды- это РОСА.
5. Физминутка.
Волны плещут в океане. ( дети машут руками изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей. ( Вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем
Мореходов поджидаем.(ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке (сжимаем кулачки)
Чтоб побольше их собрать
Надо чаще приседать.(приседаем)
Сядем дружно на песок
Вот и начался урок.(дети садятся за парты).
6. Закрепление изученного материала.
Итак, мы с вами сказали, что снег, дождь, град- это явления природы. Как мы их ещё можем назвать? (Осадки).
Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0С, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется Иней.
Изморозь — вид атмосферных осадков, представляет собой кристаллические или зернистые отложения льда на тонких и длинных предметах при влажной, морозной погоде.
А ещё ребята, наблюдения за облаками очень важно для природы. Если научиться читать «язык» облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру но и через неделю. Когда по небу ходят лёгкие облачка-барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Те же барашки могут предсказать летом град, а зимой — снег.
Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.
Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами»- в какую сторону острым концом-носом повернут. На запад- к дождю. На восток- к теплу. Это явление связано с направлением ветра в тех слоях атмосферы, где облака образовались.
Когда днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает грозу.
Ребята а вы знаете какие-нибудь народные приметы связанные с такими природными явлениями?
7. Итог урока.
Вот и подходит к концу наш урок, и сейчас мы проверим как хорошо вы запомнили полученные сегодня знания.
Я задаю вам вопрос, а вы на него отвечаете. Итак, слушаем, первый вопрос.
1. Какие облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град? (дождевые)
2. Какие облака напоминают нам перья птиц? (перистые)
3. Скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе – это? (Туман)
4. Это что-то очень похожее на туман, но находится высоко над землёй? (облака)
5.Какие облака являются вестниками затяжных дождей? (слоистые)
6. Какие облака напоминают нам клочки ваты? (кучевые)
7. Ну и какое вещество является главным в природе? (вода)
Молодцы! Вы справились с моими вопросами, значит хорошо поняли тему сегодняшнего урока.
Теперь предлагаю вам поработать в тетрадях для самостоятельных работ на стр.29 и выполнить задания 41 и 42. Если появляются вопросы — спрашиваем.
8.Рефлексия.
У меня на доске находится плакат в форме облачка, а у вас у каждого на парте есть капелька, так вот я вам предлагаю, чтоб наше облачно не пустовало без капелек воды, наполнить его вашими капельками, но, ещё одно задание. Если вам урок понравился, нарисуйте на капельке улыбку, а если нет — грустную мордочку. Начинаем по очереди, с 1 ряда.
Чем вам понравился сегодняшний урок?
Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего урока?
О каких превращениях воды мы сегодня узнали?
Какие виды облаков мы узнали?
Какие приметы сегодня вспомнили?
Молодцы, всё верно!
10.Постановка домашнего задания.
Открываем дневники, записываем домашнее задание.
У. стр. 81-84 читать и ответить на вопросы. Спасибо за урок!
Загадки: 1.На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(Снег)
2. Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
(Солнце)
3.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
4.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
5.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем — не найдем.
(Роса)
6.Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
7.Говорю я брату:
— Ох, с неба сыплется горох!
— Вот чудак, — смеется брат, —
Твой горох ведь это.
(Град)
8.Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман)
9.Хлеба краюшка висит над избушкой
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
10.Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
(Огонь)
11.Ты кричал — оно молчало,
Ты молчал — оно кричало.
(Эхо)
12.От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит.
(Тень)
13.Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
14. Кто зимой в трубе гудит?
(Ветер)
15. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля- озерушки
Белый снег да перышки.
(Снежная туча)
16.Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все.
(Солнце)
17.Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый —
Кружевной и синий-синий!
(Небо)
18. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке.
(Снежинки)
19.Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
20.В году у дедушки четыре имени.
(Весна, Лето, Осень, Зима)
Комментарии преподавателя
1. Туман
Часто можно увидеть, как оконные стекла в комнате запотевают. Это значит, что водяной пар в теплом воздухе комнаты коснулся холодного стекла, сгустился и превратился в мельчайшие капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в природе.
Рис. 1. Запотевшее окно (Источник)
Летом часто появляется легкая дымка над полем, лугом, рекой или озером.
Рис. 2. Туман над рекой (Источник)
Это уже не водяной пар, а мельчайшие капельки воды, образовавшиеся из охладившегося в холодном воздухе пара. Это природное явление называется туманом. Если нет ветра, туман может провисеть всю ночь.
Рис. 3. Туман ночью
Но когда солнце прогревает воздух или дует сухой теплый ветер, туман исчезает – капельки воды испаряются, превращаясь в водяной пар. Туманы можно наблюдать в любое время года. Мы и сами можем поучаствовать в образовании тумана – в холодное время года мы выдыхаем теплый воздух, который виден как белое облачко тумана
Рис. 4. Облачко тумана при дыхании зимой (Источник)
или, открыв зимой форточку, мы видим белые клубы тумана, потому что воздух в комнате был теплым насыщенным водяным паром, который под воздействием холодного воздуха улицы быстро охладился и превратился в туман.
2. Облака
Облака – этот тот же туман, только образованный высоко над земной поверхностью.
Рис. 5. Облака (Источник)
Для того чтобы образовалось облако, нужны пылинки (мельчайшие частицы твердых веществ), вокруг которых собираются капельки воды (они образовались из водяного пара, содержащегося в воздухе), постепенно образуя облако. Если воздух совершенно не содержит примесей, чист, то капельки влаги в нем не задерживаются. Чем больше капелек воды в воздухе, тем темнее цвет облака, оно превращается в тучу.
Рис. 6. Тучи (Источник)
Сливаясь вместе, капельки воды становятся все тяжелее и тяжелее. В холодном воздухе капельки воды превращаются в кристаллики льда или снежинки. Когда воды в туче слишком много, она падает на поверхность Земли в виде дождя, снега или града (в зависимости от температуры слоя воздуха, через который проходят капельки воды при падении).
Рис. 7. Дождь (Источник)
Рис. 8. Снег (Источник)
Рис. 9. Град (Источник)
Потоки воздуха, поднимающиеся от земной поверхности вверх, поддерживают облака высоко в небе. Облака имеют разную форму, потому что образуются на разной высоте и при разной температуре.
Если облако попадает в область с высокой температурой, оно исчезает, если в холодную – еще больше насыщается капельками воды. Облака постоянно меняют свою форму, пропадают и появляются снова под воздействием ветра и температуры воздуха.
3. Виды облаков
В ясном небе в теплый летний день можно увидеть облака, похожие на перья птиц или белые волокна. Они не закрывают солнце. Такие облака называют перистыми.
Рис. 10. Перистые облака (Источник)
Высота их образования 10-12 км над поверхностью Земли. Они состоят из кристалликов льда и не дают осадков, достигающих земной поверхности (падающие осадки испаряются в теплом слое воздуха, находящегося под облаком).
Весной, летом и осенью можно наблюдать кучевые облака.
Рис. 11. Кучевые облака
Они похожи на пушистые кусочки ваты ярко-белого цвета, быстро движутся по небу и постоянно меняют форму. Высота их образования 1-7 км. Состоят из капелек воды.
Кучево-дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди и град.
Рис. 12. Кучево-дождевые облака (Источник)
Нижняя часть дождевого облака теплая (состоит из водяного пара и капелек воды), средняя часть значительно холоднее (состоит из капель воды и льдинок), верхняя часть очень холодная (состоит из льдинок). Ветер пронизывает дождевые облака, поэтому капли воды и льдинки находятся в постоянном движении, сталкиваются друг с другом, сливаются вместе и, становясь слишком тяжелыми, чтобы удержаться в воздухе, падают вниз. Если капли мелкие, дождь моросит, если крупные и их много, идет сильный дождь – ливень.
Низкие серые облака покрывают все небо в пасмурные дни. Это слоистые облака, которые образовались при столкновении теплого и холодного воздуха.
Рис. 13. Слоистые облака (Источник)
Из них могут выпадать слабые моросящие дожди или мелкий снег.
Слоисто-дождевые облака летом и осенью предвещают затяжные дожди, а зимой – обильные снегопады.
Рис. 14. Слоисто-дождевые облака (Источник)
4. Язык облаков
По облакам можно определять погоду. Если утром по небу ходят легкие облака-барашки, то день будет ясным, но вечером либо поднимется ветер, либо пойдет дождь (если речь идет о зиме – снег).
Рис. 15. Кучевые облака (Источник)
Если по небу растянулись полоски перистых облаков, день будет солнечным и ясным, а дождя не будет.
Рис. 16. Перистые облака (Источник)
Если небо затянули черные кучевые облака, к вечеру будет дождь.
Рис. 17. Кучево-дождевые облака (Источник)
5. Роса
Раньше люди думали, что роса, как и дождь, выпадает с неба. Но потом поняли, что роса – это капельки воды образованные из водяного пара, который не успел высоко подняться и охладился в ночном воздухе. Роса – это капельки воды на листьях растений и траве.
Рис. 18. Роса (Источник)
На почве, стволах деревьев и других объектах роса не образовывается, потому что они дольше сохраняют тепло и не остывают до той температуры, когда водяной пар превращается в капельки воды. В науке эту температуру так и называют «точка росы».
6. Иней и изморозь
Поздней осенью, когда температура воздуха ночью опускается ниже 0⁰, трава и опавшие листья покрываются инеем – это неуспевший подняться водяной пар, который превратился в кристаллики льда.
Рис. 19. Иней на траве и листьях (Источник)
Иней бывает не только на земле. Морозный узор на окне – это тоже иней: водяной пар осел на оконном стекле и превратился в кристаллики льда, которые срослись и «разрисовали» окно.
Рис. 20. Иней на оконном стекле (Источник)
При слабом ветре, тумане и температуре воздуха ниже 15⁰ иней может покрывать растения и ветки деревьев, украшая их белыми пушистыми иголочками. В этих условиях вода в воздухе находится в состоянии мелких взвешенных кристалликов, оседающих на предметах, которых коснулись. Они легко покрывают бахромой тонкие предметы, возникая будто из мороза, потому это явление называют изморозью.
Рис. 21. Изморозь на решетке
7. Снег
Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но оказалось, что так рождаются градинки – непрозрачные льдинки. Снежинки образуются по-другому: водяной пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в шестиугольные кристаллики льда, которые изменят свою форму, становятся больше и, наконец, превращаются в красивые звездочки-снежинки, которые мы видим.
Рис. 22. Снежинка (Источник)
Рис. 23. Снежинка (Источник)
Рис. 24. Снежинка (Источник)
Каждая снежинка уникальна, форма никогда не повторяется. Они собираются вместе в хлопья и падают на землю. В морозный день можно услышать, как скрипит под ногами снег – это ломаются под весом идущего лучики снежинок, а поскольку их много, слышен треск.
Рис. 25. Снег (Источник)
8. Град
Летом иногда выпадает град, который может быть очень крупным (бывают градинки размером с куриное яйцо).
Рис. 26. Град (Источник)
Если разрезать пополам крупную градинку, можно увидеть, что она состоит из снега и оболочки из нескольких слоев льда. Град образовывается в кучево-дождевых облаках: в верхнем холодном слое появились снежинки, опустились ниже, в более теплый слой, и оказались среди капелек воды, которые покрыли снежинки, поток воздуха подбросил этот шарик вверх, где вода замерзла, образовав корочку льда. Иногда поток воздуха несколько раз подбрасывает опускающийся шарик, который покрывается слоями снега и льда – так образуется крупный град.
9. Осадки
Итак, вода может выпадать из облаков в виде осадков (дождь, снег, град) или выделяться непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь).
На следующем уроке мы поговорим о замечательном веществе — воде. Узнаем о ее количестве на планете, роли в жизни на Земле и хозяйственной деятельности человека. Рассмотрим основные свойства воды: запах, вкус и цвет, ее форму, текучесть, упругость и несжимаемость.
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/tuman-i-oblaka-osadki
источник презентации — http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/11463-tuman-i-oblaka.html
источник видео: