Рассказ про транспорт 2 класс

Виды транспорта цель: ознакомление детей с видами транспорта по среде перемещения, их подвидами. по среде перемещения выделяют несколько видов транспорта:

Виды транспорта

Цель: ознакомление детей с видами транспорта по среде перемещения, их подвидами.

По среде перемещения выделяют несколько видов транспорта: наземный и подземный, водный, воздушный и космический.

Наземный и подземный транспорт

На поверхности «царствует» наземный транспорт. Его так много, и он такой разнообразный, что необходимо разделить его на виды.

Выделяют рельсовый и безрельсовый транспорт. К рельсовому наземному транспорту[1] относят железнодорожный. Поездам для передвижения обязательно нужна железная дорога с двумя полосами рельсов.

К безрельсовому наземному транспорту относится транспорт, которому не нужны рельсы. Автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды и другой наземный транспорт передвигается по обычным дорогам, без железнодорожных путей.

Также важно, с помощью чего транспортное средство движется. Транспорт может быть колесным (передвигаться с помощью колес), гусеничным (передвигаться с помощью гусениц) или использующим животных (передвигаться с помощью домашних животных).

Важно и количество колес. Так, моноциклы имеют одно колесо. Их используют в цирке и для перемещения по городу. Есть велосипеды и мотоциклы, которые имеют не два, а одно колесо. Бициклы имеют два колеса. К ним относятся велосипеды, мотоциклы и мопеды. Трициклы соответственно имеют три колеса. К этим транспортным средствам относятся некоторые велосипеды, мотоциклы (трайки), ряд автомобилей. Квадроциклы — четырехколесные транспортные средства. К ним относится большинство автомобилей, мотовездеходы и четырехколесные велосипеды.

Попробуем разобраться в этих видах наземного транспорта.

Рельсовый наземный транспорт

Железные дороги связали металлической паутиной почти все населенные пункты на суше. Железнодорожный транспорт остается надежным и необходимым людям видом транспорта. Грузовые поезда перевозят по железным дорогам самые разные грузы. Пассажирские поезда дают возможность людям добраться не только до городов, но и до поселков, полустанков. Электрички помогают тысячам дачников добраться до своих любимых дач. Не все пассажиры отдают предпочтение быстрым самолетам. Многим по сердцу место в купе поезда и мирный стук колес.

Современные скоростные железные дороги дают возможность поездам значительно увеличить скорость движения. К тому же электрифицированные железные дороги намного экологичнее автомобильных дорог.

К путям сообщения железнодорожного транспорта относят: железнодорожные пути, мосты, туннели и эстакады. В пути машинистам помогают железнодорожная сигнализация и стрелки. Стрелки (стрелочный перевод) — устройство, служащее для разветвления путей. Они позволяют подвижному составу переходить с главного пути на одну из двух (или более) веток. Стрелки переключают стрелочники.

Формируются, отправляются и прибывают поезда на железнодорожные станции или железнодорожные вокзалы. Работники депо проводят технический осмотр вагонов и локомотивов, ремонтируют или заменяют их. Депо — предприятие, осуществляющее эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог, а также городского транспорта, пожарных машин.

К рельсовому наземному транспорту относится и трамвай. В отличие от поезда, он используется как уличный общественный транспорт в городах. Трамвай перевозит пассажиров по заданным маршрутам. В соответствии с маршрутом каждый трамвай имеет свой номер. Движется он с помощью электричества. Это удобный городской вид транспорта, так как для него не существует автомобильных пробок. Проигрывает он автомобилям по скорости движения.

К рельсовому наземному транспорту относится и монорельс.

Вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются не по двум рельсам, как на железной дороге, а по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке — монорельсу. Монорельсовые дороги могут быть навесными и подвесными. Вагоны перемещаются над монорельсом или в подвешенном виде под ним.

Конструкторы создали новый вид поезда на магнитной подушке, или маглев. Он тоже относится к монорельсовому транспорту. Этот поезд при движении не касается поверхности рельса. Между ним и рельсом создается магнитная подушка, которая значительно уменьшает трение. Скорость такого поезда, как у самолета. Для него нужны специальные дороги.

Выделяют среди рельсового наземного транспорта и легкорельсовый транспорт. Его разновидностью является скоростной трамвай. Скорость движения у него намного выше, чем у обычного трамвая.

Безрельсовый наземный транспорт

Безрельсовому транспорту не нужны рельсы. Одним транспортным средствам необходимы хорошие, ровные, асфальтированные или бетонные дороги без ям и выбоин, другим достаточно узкой тропинки.

К безрельсовому наземному транспорту, прежде всего, относится автомобильный. У каждого автомобиля есть свой двигатель (мотор).

Автомобильный транспорт перемещается по автомобильным дорогам, мостам, путепроводам и эстакадам. Его управление осуществляется с помощью правил дорожного движения, светофоров, дорожных знаков и автотранспортной инспекции.

Для автомобильного транспорта построены автостанции, автовокзалы и автостоянки. На них производятся посадка и выгрузка пассажиров из общественного транспорта, его стоянка. Заправляется автотранспорт на автомобильных заправочных станциях. Технический осмотр и ремонт производятся на станциях технического обслуживания автомобилей, в троллейбусных и автобусных парках. Дороги в порядке содержат автодорожные службы.

Автомобильный транспорт считается экологически вредным. Поэтому электромобили становятся все более популярными. Они не выбрасывают в атмосферу вредные выхлопные газы.

По назначению автомобили разделяют на транспортные, специальные и гоночные.

Транспортные автомобили служат для перевозки грузов и пассажиров. Они бывают легковыми, грузовыми и общественными. Легковые автомобили перевозят людей, они считаются автомобилями индивидуального пользования; грузовые автомобили перевозят разнообразные грузы; общественный автомобильный транспорт (автобусы, троллейбусы, маршрутное такси) используется для перевозки пассажиров внутри города, между населенными пунктами (городами, городом и селом).

Специальные автомобили применяются для различных целей. К ним относятся машины: пожарные, «скорой медицинской помощи», МЧС (Министерства по чрезвычайным ситуациям), мусоровозы, автокраны и другие.

Гоночные автомобили используются для спортивных соревнований и тренировок, установления рекордов скорости.

Весь автомобильный транспорт относится к колесному наземному транспорту.

Велосипедный транспорт. Экологически чистым видом наземного транспорта является велосипедный. Во многих крупных городах разных стран мира для него выделяют специальные дороги, организуют многочисленные стоянки, пункты проката. В некоторых странах (Вьетнам, Китай, Индонезия) часто используют веломобиль (своеобразное такси) — велосипед, к которому присоединена коляска для пассажиров.

Наземный транспорт, движимый животными. Выделяют наземный транспорт, который передвигается с помощью животных. Он бывает гужевым и вьючным.

Лошади, буйволы, слоны, ослы, верблюды, олени, ламы, собаки и другие животные используются людьми как гужевой транспорт для езды верхом, в прогулочных каретах, перемещения грузов на санях, телегах, повозках. Там, где не проедут ни сани, ни телеги, груз навьючивают на животных. Его крепят и удерживают с помощью вьючных седел и вьюков. Вьюк — упакованная поклажа или сумка для поклажи для перевозки на спине животных. Чаще всего наземный транспорт, движимый животными, используется в сельской местности, горных районах, пустынях, на Крайнем Севере, таежной или болотистой местности, там, где плохие дороги или их нет совсем.

Подземный транспорт

Метрополитен — еще один вид рельсового, но уже не наземного, а подземного транспорта. Строят метрополитены в больших городах, в которых живет много людей. Это железная дорога, проложенная в туннелях под землей, по поверхности земли и на эстакадах. По ней курсируют поезда. Каждый поезд имеет свое направление и расписание движения. Пассажиров поезда забирают и высаживают на станциях метрополитена, каждая имеет свое название.

Поезда по линиям метрополитена перемещаются с большой скоростью и на большие расстояния, поэтому пассажиры могут быстро добраться с одного конца города на другой. Пробок в метрополитене не бывает.

Водный транспорт

По рекам, озерам, морям и океанам, через каналы и шлюзы людей и грузы перевозит водный транспорт. К нему относится и подводный транспорт.

Среди всех видов транспорта водному отводится важная роль, ведь вода занимает большую часть нашей планеты. Особенно значимы грузовые суда, паромы и круизные лайнеры. Водный транспорт — самый древний. На водных путях грузовым и пассажирским судам помогают маяки и буи. Маяки в ночное время указывают путь судам. Буи (сигнальные поплавки) обозначают на реках или озерах отмели.

Чтобы морские и речные суда могли причалить к берегу, выгрузить или загрузить грузы и людей, провести технический осмотр, ремонт, существуют морские и речные порты и вокзалы. Они называются морскими или речными транспортными узлами. Только в них никто не завязывает узлы, а встречаются и пересекаются разные виды судов, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Подводный транспорт представляют в основном подводные лодки (субмарины), на которых выполняют боевые задачи военные моряки-подводники. Подводные лодки и другие подводные аппараты (батискаф) служат и для научных исследований. Пока океаны открыли человеку лишь самую малую частичку своих тайн.

Воздушный транспорт

Воздушным пространством владеет воздушный транспорт. Самолеты и вертолеты помогают людям и грузам попасть в самые труднодоступные районы. Воздушный транспорт считается самым быстрым, но в то же время и самым дорогим. Миллионы людей пользуются воздушным транспортом, чтобы быстро преодолевать большие расстояния.

На грузовых летательных аппаратах в основном перевозят скоропортящиеся продукты, особо ценные грузы и авиапочту. Особая роль отводится грузовым самолетам и вертолетам в строительстве крупных объектов (гидроэлектростанций, атомных станций, военных сооружений), при перемещении техники.

Путями сообщения для воздушного транспорта служат воздушные коридоры — специальные проходы, воздушные дороги, по которым летают самолеты и вертолеты.

В ночное время летчикам помогают авиамаяки. Управляет полетами диспетчерская служба. Авиадиспетчеры находятся в специальных вышках на аэродромах. Они управляют полетами с помощью радиосвязи.

Транспортные узлы воздушного транспорта находятся в аэропортах. Там самолеты и вертолеты осуществляют взлет и посадку, загружаются грузами и пассажирами, проходят технический осмотр, ремонтируются.

Аэростаты и дирижабли тоже используют как транспортные средства, но значительно реже, чем самолеты и вертолеты.

Космический транспорт

К космическому транспорту относят космические корабли, которые доставляют к космическим станциям необходимые грузы и космонавтов. Эти летательные аппараты работают только с помощью ракетных двигателей. Чтобы вывести космический аппарат на орбиту, используют ракеты-носители с мощными ракетными двигателями, способными разогнать аппарат до космических скоростей.

Собирают и запускают космический корабль на космодроме.

Вопросы и задания

● Для чего люди используют транспорт? Где может перемещаться транспорт?

● Какой транспорт можно назвать наземным?

● Какой вид наземного транспорта относится к рельсовому транспорту? К безрельсовому?

● С помощью чего может передвигаться наземный транспорт?

● Сколько колес может быть у наземного транспорта? Приведите примеры.

● Найдите картинки с изображением рельсового наземного транспорта. Расскажите о нем.

● Расскажите о безрельсовом автомобильном транспорте. Сгруппируйте картинки с его изображением. На какие виды делится автомобильный транспорт?

● В чем преимущество велосипедного транспорта?

● В каких случаях человек не может обойтись без транспорта, движимого животными?

● Сочините историю «Как я путешествовал на наземных видах транспорта».

* * *

● Какой транспорт относится к водному транспорту?

● Как морские суда находят дорогу ночью?

● Какое устройство обозначает отмель на реке?

● Какие сооружения являются водными транспортными узлами?

* * *

● Какой транспорт относится к воздушному?

● Как называются дороги, по которым летает воздушный транспорт?

● Какое устройство помогает летать в ночное время?

● Кто управляет полетами?

● Какие сооружения являются воздушными транспортным узлами?

* * *

● Какой транспорт относится к космическому транспорту? Как называется площадка для запуска космических кораблей?

● Распределите предложенные картинки с изображением разных видов транспорта по группам. Расскажите о каждом виде транспорта.

Сказка «Необычное путешествие Вовы»

Цель: закрепление посредством сказки представления детей о видах транспорта по среде перемещения.

Жил-был мальчик Вова. Его мама уехала в командировку в далекие края. Он очень скучал без мамы и часто ей звонил. По скайпу Вова с мамой общались почти каждый день. Это как-то скрашивало ее отсутствие дома.

Однажды на экране компьютера Вова увидел маму и не узнал ее. Она выглядела бледной и больной. Рядом с мамой на экране появился доктор. Он сказал, что она тяжело больна, и спасти ее может только чудо.

Мальчик очень расстроился. Он любил свою маму больше всего на свете. Весь день он думал, какое чудо может ее спасти. А потом решил, что этим чудом станет он. Если он приедет к маме, она сильно обрадуется. Радость и вылечит ее.

Вова, ничего никому не сказав, наметил путь, положил в рюкзак все необходимое и отправился в дальний путь. В гараже у папы стоял автомобиль. Он был с характером и подчинялся только папе.

— Миленький автомобильчик, — жалобно обратился к нему Вова, — помоги мне, пожалуйста. У меня тяжело заболела мама, и вылечить ее могу только я. Мне надо очень быстро до нее добраться. А уехала она на край света. Я знаю, что ты слушаешься только моего папу. Но я не могу его ждать. Если я не приеду, моя мама умрет. Довези меня, пожалуйста, куда сможешь.

Из глаз мальчика потекли горькие слезы. Автомобилю стало жалко Вову, и он сказал:

— Хорошо. Я помогу твоему горю. Ты хороший мальчик. Только далеко я тебя отвезти не могу. На мне ты будешь ехать долго. Давай я отвезу тебя до железнодорожного вокзала, а там ты сядешь на поезд.

Вова и на это был согласен. Доехал он на автомобиле до железнодорожного вокзала, поблагодарил его и побежал скорее к железнодорожным путям. Как раз к отправке готовился пассажирский поезд дальнего следования.

— Уважаемый поезд, — вежливо обратился Вова к поезду, — мне очень нужна Ваша помощь. Моя мама тяжело больна. Она может умереть, если я не приеду. Помогите мне, пожалуйста, как можно быстрее добраться до нее.

У мальчика был такой печальный вид, что поезд чуть сам не заплакал.

— Хорошо, — сказал он, — я помогу тебе. Я вижу, что ты хороший мальчик и сильно любишь свою маму. Я отвезу тебя до города, в котором есть аэропорт. На мне ты не сможешь пересечь океан. Да и скорость у самолетов намного быстрее.

Поезд старался ехать как можно быстрее, но расписание движения нарушать было нельзя. Всю дорогу Вова переживал, что не успеет доехать до мамы. Поэтому, когда показалась конечная станция, он обрадовался.

В благодарность мальчик даже обнял поезд и поцеловал его. От ответных чувств поезд прослезился. Он пожелал мальчику доброго пути и рассказал, как добраться до аэропорта.

В аэропорту самолетов было так много, что Вова растерялся. Он стал подходить к каждому и спрашивать, куда он летит. Самолеты смотрели на мальчика с удивлением. Такой маленький, а куда-то хочет лететь.

Наконец-то Вова нашел самолет, который должен был лететь в нужном направлении.

— Многоуважаемый самолет, — задрав голову вверх, закричал мальчик, — Вы такой большой и могучий! Настоящий великан! Я думаю, что Вы добрый и милосердный. Мне очень нужна Ваша помощь. Моя мама тяжело больна. Она может умереть, если я не приеду к ней. Помогите мне, пожалуйста. Мне нужно перелететь через страны и долететь до океана.

— Хорошо, — ответил самолет, — я помогу тебе. Я вижу, что ты любишь свою маму. Твоя любовь преодолеет любые преграды. На мне ты долетишь до самого океана. Дальше я тебя, к сожалению, отвезти не могу. У меня не такие мощные моторы, чтобы перелететь через океан.

Но мальчик был и этому рад. Он благополучно долетел на самолете до самого океана. Там он попрощался с самолетом, поблагодарив его за помощь. Самолет на прощание покачал крыльями и улетел. А Вова побежал в морской порт. На его счастье к отплытию готовился пассажирский лайнер.

— Господин лайнер! — обратился он к кораблю. — Вы моя последняя надежда! Помогите мне, пожалуйста. У меня тяжело больна мама. Если я вовремя не доберусь до нее, она может умереть. Вы такой большой и сильный, не боитесь плыть через океан. Отвезите меня, пожалуйста, к маме. Я ее очень люблю.

Лайнер внимательно посмотрел на мальчика сверху вниз. Он был таким маленьким, но таким решительным, что вызывал у лайнера уважение.

— Хорошо, — пробасил корабль, — я тебе помогу. Уважаю таких решительных и смелых людей. Я довезу тебя прямо до порта назначения. К сожалению, на суше я тебе помочь уже не смогу. Дальше будешь добираться сам.

Океан штормило, но лайнер уверенно шел вперед. Долго ли, коротко ли, но он доплыл до порта назначения. Вова сошел на берег и низко поклонился кораблю в знак благодарности.

Дело оставалось за малым — добраться в горный район, где была мамина экспедиция. Добраться туда можно было только верхом на лошадях. Мальчик никогда не ездил раньше верхом. Но отступать было некуда. К счастью, лошадь оказалась не норовистой. Она везла мальчика бережно, стараясь не свалить его со своей спины.

Когда Вова наконец-то добрался до стоянки экспедиции, у него не осталось никаких сил. Он кое-как спустился с лошади, упал на траву и заснул. Когда он открыл глаза, рядом с собой он увидел маму. Она улыбалась и ласково гладила сына по голове.

Вова быстро вскочил, обнял маму и закричал сквозь слезы:

— Мама, мамочка, ты выздоровела? Я так счастлив! Я ехал к тебе с другого конца света, чтобы ты поправилась. Тебя уже вылечил кто-то другой? Я зря приехал?

— Нет, мой дорогой, — крепко обнимая сына, сказала мама, — это ты вылечил меня. Я так обрадовалась, когда увидела тебя, что болезнь сразу отступила. Теперь я обязательно поправлюсь.

Вова был счастлив. Мама была рядом, ее здоровью уже ничто не угрожало. Необычное путешествие мальчика закончилось. Он еще долго вспоминал всех, кто помог ему добраться до мамы.

Вопросы и задания

● Что случилось с мамой Вовы?

● Какое решение принял Вова?

● Какие виды транспорта помогали мальчику добраться до мамы?

● Почему они ему помогали?

● Почему Вова не мог добраться до мамы на одном виде транспорта?

● Чем закончилось необычное путешествие мальчика?

● Придумайте продолжение сказки с героями — разными видами транспорта.

● Распределите предложенные картинки с изображением разных видов транспорта по группам. Расскажите о каждом виде транспорта.

Сказка «Как самолет научился плавать»

Цель: ознакомление детей с видами транспорта, в которых совмещены среды перемещения.

Жил-был самолет. Самолет как самолет, ничего особенного. Аэродром, где он жил, находился рядом с морем. Самолет часто наблюдал за морскими судами. Особенно ему нравились белоснежные круизные лайнеры. Они, словно чайки, парили над морем.

Самолет был мечтателем. Часто в своих мечтах он превращался в корабль и скользил по глади воды. Летая над морем, он любовался его красотой. Самолет так притягивала вода, что однажды он стал стремительно к ней приближаться, чтобы лучше рассмотреть, и чуть не разбился. Хорошо, что вовремя опомнился и снова набрал высоту.

Морские мечты самолета не давали ему покоя. Он стал меньше летать, в полете был рассеянным. Небо надоело ему. Уже не радовали прекрасные облака, яркое солнце и безбрежная синь.

Однажды в ангар, где ночевал самолет, пришел человек. Он оказался авиаконструктором. Самолет доверился ему и рассказал о своей мечте. Сначала авиаконструктор долго смеялся. Он стал весело подпрыгивать и восклицать:

— Ай да молодец! Чего задумал. Тот, кто летает в воздухе, не может плавать. Такого просто не может быть! Ай да мечтатель! Ай да фантазер! Не может птица стать рыбой.

Самолет даже немного обиделся на человека. Но вдруг авиаконструктор призадумался. В его голове стали рождаться какие-то мысли. Он что-то быстро стал рисовать на листе бумаги. Самолет внимательно следил за изменением выражения лица авиаконструктора. Появилась маленькая надежда. Не обращая больше внимания на самолет, человек что-то чертил, разговаривал сам с собой вслух, что-то себе доказывал, за что-то ругал. Через какое-то время он подошел к самолету, похлопал его по фюзеляжу и сказал:

— Ты знаешь, друг, а ведь в твоих мечтах не все сказка. Я думаю, что скоро смогу осуществить твою мечту. Ты будешь ходить по воде, как морские суда. Только надо немного потерпеть. Ты согласен?

Самолет даже подпрыгнул от радости.

— Конечно, согласен! — воскликнул он. — Я готов ждать сколько угодно!

Дни ожидания тянулись бесконечно. Авиаконструктор все не появлялся. Самолет подумал, что он про него совсем забыл. От тоски самолет не выезжал из ангара и даже не заправлялся топливом.

Однажды утром, когда самолет еще дремал, а под его глазом застыла горестная слеза, в ангар пришел авиаконструктор. Он громко закричал:

— Эй, дружище, ты еще спишь? Ну-ка быстро вставай. Я тебе новые ноги привез.

От неожиданности самолет даже вздрогнул. Слеза сразу высохла, а на лице появилась улыбка.

— Какие ноги? — недоуменно спросил он у человека. — У меня уже есть ноги. Вот мои шасси, посмотрите.

— С помощью колесного шасси на воду не сядешь, сразу утонешь, — ответил авиаконструктор, — я тебе другие шасси привез. Они на водные лыжи похожи. Смотри, какие устойчивые. На воде тебя будут прекрасно держать. Скорее примеряй!

Самолет примерил новые ноги, но в ангаре проверить их надежность было нельзя. Тогда самолет вместе с авиаконструктором полетел прямо к морю.

Новые ноги-шасси самолета работали, как поплавки. Они легко держали самолет на поверхности воды. От новых ощущений у самолета даже закружилась голова. Он потерял равновесие и чуть не свалился в воду. Хорошо, что человек был рядом.

С этого дня самолет стал вместе с человеком тренироваться. Каждый день они прилетали к морю. Самолет учился взлетать с поверхности воды и садиться на нее. Учился скользить по глади воды. Проходящие мимо корабли с удивлением наблюдали за необычными тренировками. Многие из них скептически относились к попыткам самолета укротить море. Некоторые открыто посмеивались и отпускали злые шутки в адрес самого самолета и его новых ног. Но самолет никого не видел и не слышал. Он всем сердцем стремился к своей мечте. Никто не мог его остановить. Вскоре самолет стал более уверенным на воде, начал получать удовольствие от плавания.

В один прекрасный день человек сказал самолету:

— Теперь я тебе не нужен. Ты осуществил свою мечту. Я горжусь тобой! Только как тебя теперь называть? Ты же самолет, который умеет плавать. С этого дня ты будешь гидросамолетом. Первая часть твоего имени — «гидро» — означает «вода». Пусть все знают, что ты водный самолет.

Самолет загрустил. Он полюбил человека. Ему не хотелось с ним расставаться. Он опять оставался один.

— Ты что загрустил? — участливо спросил человек. — Ты же добился своего. Я лишь тебе помог.

— Да, я осуществил свою мечту, — грустно ответил самолет, — но теперь я такой совсем один. Я даже друга не могу себе найти. Обычные самолеты со мной не будут дружить.

— Друга? — удивился человек. — В этом я тебе, наверное, смогу помочь. Несколько дней подряд за твоими полетами следит вон тот самолет. Может, он подружится с тобой? Я даже новые ноги и для него подготовил втайне от тебя. Только они не на поплавки, а на лодки похожи. Ты будешь поплавковым гидросамолетом, а он лодочным. Можно и летающей лодкой его называть.

И человек показал рукой в сторону берега. Там стоял какой-то самолет. Человек позвал его, и тот с радостью к нему подкатил.

С этих пор два друга вместе летали и плавали. Корабли больше не смеялись над ними. Они теперь сами мечтали полетать.

Вопросы и задания

● О чем эта сказка?

● К какому виду транспорта относится самолет?

● Каким видом транспорта он хотел стать?

● Кто помог самолету осуществить его мечту?

● Кто такой авиаконструктор? Какие ноги-шасси он придумал для самолета? Почему они помогали самолету не тонуть в воде?

● Как стал называться самолет после того как научился плавать? К какому виду транспорта он стал принадлежать?

● Как изменились шасси у самолета и его друга?

● Почему корабли перестали смеяться над самолетом?

● Нарисуйте гидросамолет с разными шасси. Расскажите, в чем его отличие от обычного самолета.

Общественный транспорт

Цель: ознакомление детей с видами и назначением общественного транспорта, используемого в разных средах перемещения.

Без общественного транспорта мы не мыслим сегодня своей жизни, хотя почти в каждой семье есть автомобиль, мотоцикл, мопед или велосипед.

Общественный транспорт создан для перевозки сразу большого количества пассажиров по определенному маршруту и расписанию. Чтобы средства общественного транспорта не попадали в дорожные пробки, для них в больших городах выделяют специальные дорожные полосы. В этом случае не нарушается расписание движения, а пассажиры своевременно попадают в пункт назначения. Все большее количество автолюбителей оставляют свои автомобили на парковках и добираются до работы или в другие нужные места города на общественном транспорте. Это частично решает проблему дорожных пробок.

Проезд в общественном транспорте платный. За безбилетный проезд пассажиров штрафуют. Месячные проездные билеты более удобны, так как не надо каждый день оплачивать проезд. По единому проездному билету можно ездить на любом виде транспорта в пределах одного города. Особенно это важно для таких больших городов, как Москва.

В городах пассажиров перевозят автобусы, городской электрический транспорт (троллейбусы и трамваи), такси, метро, речные трамваи, катера (если на территории города протекает река).

Пригородное сообщение осуществляют электрички и автобусы. При перемещении на дальние расстояния пассажиры пользуются железнодорожным и воздушным транспортом. Такой общественный транспорт называют междугородным. Если необходимо пересечь океан, пассажиры выбирают воздушный или морской транспорт. Такой общественный транспорт называют международным.

В странах Южной и Восточной Азии есть такой вид общественного транспорта, как рикша. Это такой человек, который впрягается вместо животного в двуколку (двухколесную повозку) и перевозит седоков и грузы.

Общественный транспорт обслуживается в автобусных, троллейбусных и трамвайных парках, таксопарках, на речных и железнодорожных вокзалах.

Вопросы и задания

● Для чего предназначен общественный транспорт?

● Чем путь движения общественного транспорта отличается, например, от передвижения личного автомобиля?

● Почему общественный транспорт становится все более популярным в больших городах?

● Как пассажиры оплачивают проезд в общественном транспорте?

● Какой общественный транспорт используется в городах? В пригородном сообщении? При перемещении на далекие расстояния? При перемещении через океаны?

● Где общественным транспортом могут быть животные? Люди?

● Где у общественного транспорта место стоянки, ремонта и технического осмотра?

● Расскажите, на каком общественном транспорте вы ездили.

● Расскажите, какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете.

Сказка «Как троллейбус полюбил свое дело»

Цель: закрепление знаний детей об общественном городском транспорте, его назначении, особенностях передвижения с помощью сказки.

В одном городе жил-был Троллейбус. Каждый день рано утром, подсоединив свои рожки к электрическим проводам, он послушно выезжал из троллейбусного парка, чтобы вернуться в него поздним вечером. Маршрут Троллейбуса проходил почти через весь город. Это был маршрут № 6. Пассажиры на остановках входили и выходили. Двери то открывались, то закрывались. И так изо дня в день.

Свой маршрут Троллейбус уже давно изучил, ничего нового вокруг не происходило. Он даже стал завидовать автобусам, которые не были привязаны к электрическим проводам и, как ему казалось, ехали куда хотели.

— Какая у меня скучная жизнь, — вздыхал Троллейбус, — от такой скуки и умереть можно. Вот бы стать автобусом. Какие они все быстрые, шустрые. На меня смотрят с усмешкой. Мол, ползешь, как черепаха, и ползи дальше, нам дорогу уступай. Надо что-то срочно в жизни менять.

И Троллейбус стал нарочно нарушать правила движения общественного транспорта, чтобы его из троллейбусов выгнали. То с выездом на маршрут опоздает, то двери не откроет на остановке, то рожки свои специально опустит и стоит. Пассажиры стали возмущаться. Из-за Троллейбуса они вовремя не попадали в нужное место. А он и рад. Ждет, когда его перестанут в рейс выводить.

Стоял как-то Троллейбус в дорожной пробке, а рядом с ним оказался рейсовый Автобус. Они и разговорились. Троллейбус рассказывал о своих проблемах, а Автобус о своих. Оказывается и у автобусов их немало. С разочарованием Троллейбус узнал, что автобусы ездят тоже по своим маршрутам с остановками. У них есть график движения, который нарушать они не должны. Автомобили не уступают им дорогу, поэтому им приходится стоять в пробке и постоянно опаздывать. К тому же их ругают экологи за выхлопные газы, а троллейбусы хвалят. Народу в салон набивается столько, что они постоянно боятся лопнуть. Вообще, жизнь не такая легкая и интересная, как себе вообразил Троллейбус.

— Но я все равно свою работу люблю несмотря на трудности, — подытожил Автобус, — я делаю людям добро, помогаю им. Особенно мне жалко стариков. У них ноги больные, они сами далеко не доберутся. Да еще мамы с маленькими детьми и колясками во мне очень нуждаются. Куда они еще свои тяжелые коляски затащат, держа малыша на руках?

К этому времени пробка рассосалась, и Автобус поехал дальше по своему маршруту, посигналив на прощание. Троллейбус задумался над словами Автобуса. Он вдруг понял, что делает очень нужное дело. С этого времени он перестал нарушать правила, стал чище мыться. Утром он выезжал с бодрой музыкой в салоне, чтобы пассажиры ехали на работу в хорошем настроении. Остановки объявлял четко и громко, чтобы слышали все, особенно старые люди. График движения старался не нарушать, чтобы пассажиры на остановках его долго не ждали и никуда из-за него не опаздывали.

Одно только огорчало Троллейбус — ступеньки у него были такими крутыми, что старым людям и инвалидам трудно было забираться в него. Стал он каждый день по громкой связи просить людей о том, чтобы они придумали новые ступеньки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Комментарии преподавателя

 1. Современный транспорт

В нашем мире су­ще­ству­ет боль­шое ко­ли­че­ство раз­лич­ных видов транс­пор­та. Все их вы хо­ро­шо зна­е­те. Это са­мо­ле­ты и по­ез­да, ма­ши­ны и ко­раб­ли.

Рис. 1. Са­мо­лет (Ис­точ­ник)

Рис. 2. Поезд (Ис­точ­ник)

Рис. 3. Ав­то­мо­биль (Ис­точ­ник)

Рис. 4. Ко­рабль (Ис­точ­ник)

 2. История развития транспорта

С чего же все на­ча­лось? Из­на­чаль­но че­ло­век ходил по земле са­мо­сто­я­тель­но и на себе пе­ре­но­сил раз­лич­ные грузы. Они были раз­но­го раз­ме­ра и веса, по­это­му ино­гда че­ло­ве­ку было тя­же­ло. А неко­то­рые грузы он во­об­ще не мог пе­ре­дви­нуть. Тогда на по­мощь че­ло­ве­ку при­шли до­маш­ние жи­вот­ные – осли­ки, ло­ша­ди, а в неко­то­рых стра­нах – слоны, стали пе­ре­во­зить грузы, и у че­ло­ве­ка по­яви­лась воз­мож­ность пе­ре­дви­гать­ся на более даль­ние рас­сто­я­ния.

Рис. 5. Ло­шадь (Ис­точ­ник)

Рис. 6. Ослик (Ис­точ­ник)

Рис. 7. Слон (Ис­точ­ник)

Через неко­то­рое время че­ло­век изоб­рел лодку и парус. Тогда че­ло­век на­учил­ся пе­ре­дви­гать­ся по воде, и по­мо­гал ему в этом ветер. Чуть позже люди уже на­ча­ли стро­ить ко­раб­ли и хо­дить по рекам, морям и даже оке­а­нам и от­кры­вать новые земли.

Рис. 8. Ко­рабль (Ис­точ­ник)

По­треб­но­сти че­ло­ве­ка росли, грузы ста­но­ви­лись боль­ше и тя­же­лее, и пе­ре­ме­щать их нужно было на более даль­ние рас­сто­я­ния. Жи­вот­ные уже не могли по­мочь че­ло­ве­ку. То­гда-то и при­ш­лось изоб­ре­сти транс­порт­ные сред­ства. Пер­вое, что изоб­рел че­ло­век – это воз­душ­ный шар. Он мог пе­ре­ме­стить до­ста­точ­но боль­шой груз и на даль­ние рас­сто­я­ния, но, к со­жа­ле­нию, был не очень удо­бен, по­то­му что шар летел толь­ко в том на­прав­ле­нии, куда его гнал ветер.

Рис. 9. Воз­душ­ный шар (Ис­точ­ник)

Затем, спу­стя неко­то­рое время, че­ло­век изоб­рел дви­га­тель – серд­це любой ма­ши­ны. Пер­вые дви­га­те­ли были па­ро­вые, то есть ра­бо­та­ли на углях и на дро­вах. Тем не менее, такой дви­га­тель поз­во­лил че­ло­ве­ку при­ду­мать па­ро­воз и успеш­но ис­поль­зо­вать это сред­ство пе­ре­дви­же­ния на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни.

Рис. 10. Па­ро­воз (Ис­точ­ник)

Па­ро­воз был очень удо­бен, по­то­му что мог пе­ре­во­зить людей и грузы на боль­шие рас­сто­я­ния. И все же у па­ро­во­за тоже были свои недо­стат­ки – он мог пе­ре­дви­гать­ся толь­ко по рель­сам, для этого их пред­ва­ри­тель­но нужно было про­ло­жить, а это не все­гда пред­став­ля­лось воз­мож­ным. Ре­ше­ние было оче­вид­ным – убрать рель­сы и оста­вить толь­ко ко­ле­са. Так по­явил­ся пер­вый ав­то­мо­биль.

Рис. 11. Па­ро­вой ав­то­мо­биль (Ис­точ­ник)

 3. Виды транспорта

С тех пор виды транс­пор­та по­сто­ян­но со­вер­шен­ство­ва­лись, и со вре­ме­нем по­явил­ся под­зем­ный транс­порт (метро), ра­ке­ты, под­вод­ные лодки.

Рис. 12. Поезд метро (Ис­точ­ник)

Рис. 13. Ра­ке­та (Ис­точ­ник)

Рис. 14. Под­вод­ная лодка (Ис­точ­ник)

Итак, мы се­год­ня упо­мя­ну­ли такие виды транс­пор­та:

1. На­зем­ный (пе­ре­дви­га­ет­ся по земле).

2. Вод­ный (пе­ре­дви­га­ет­ся по воде или под водой).

3. Воз­душ­ный (пе­ре­дви­га­ет­ся по воз­ду­ху).

4. Под­зем­ный (пе­ре­дви­га­ет­ся под зем­лей).

Все виды транс­пор­та нужны и важны че­ло­ве­ку. Транс­порт еще можно раз­де­лить по его на­зна­че­нию на такие груп­пы:

1. Гру­зо­вой.

2. Пас­са­жир­ский.

3. Спе­ци­аль­ный.

Гру­зо­вой транс­порт пе­ре­во­зит раз­лич­ные грузы, пас­са­жир­ский до­став­ля­ет пас­са­жи­ров по месту на­зна­че­ния, а для чего нужен спе­ци­аль­ный транс­порт?

Бы­ва­ет так, что че­ло­век по­па­да­ет в беду, и ему нужна по­мощь, ме­ди­цин­ская или спа­са­тель­ная, и тогда че­ло­век об­ра­ща­ет­ся к спе­ци­аль­ным людям, ко­то­рые могут ему по­мочь в этой беде. Этим людям нужно как можно быст­рее по­пасть к месту про­ис­ше­ствия, чтобы по­мочь че­ло­ве­ку в его беде. В таких слу­ча­ях эти люди пе­ре­дви­га­ют­ся на спе­ци­аль­ном транс­пор­те.

 4. Специальный транспорт

К спе­ци­аль­но­му транс­пор­ту от­но­сят­ся по­жар­ные ма­ши­ны, ско­рая по­мощь, по­ли­цей­ские ма­ши­ны.

Рис. 15. По­жар­ная ма­ши­на (Ис­точ­ник)

Рис. 16. Ма­ши­на ско­рой по­мо­щи (Ис­точ­ник)

Рис. 17. По­ли­цей­ский ав­то­мо­биль (Ис­точ­ник)

А вы зна­е­те, как вы­звать по­мощь в экс­трен­ных си­ту­а­ци­ях? Нужно зво­нить по те­ле­фо­ну 01, и любая служ­ба при­дет вам на по­мощь.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/2-klass/zhizn-goroda-i-sela/kakoy-byvaet-transport?seconds=0&chapter_id=2290

источник презентации — http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/10771-kakoy-byvaet-transport-2-klass.html

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=ME_qWu0ciRM

           Конспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе

             Тема:   «Какой бывает транспорт?»

  Цели:

              обучающие – познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначении транспорта, учить высказывать своё мнение, учить обобщать, анализировать, повторить процесс создания книги, шерстяных вещей и посуды, повторить профессии людей.

              развивающие – развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся, совершенствовать умение работать с текстом учебника.

              воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к работе,   воспитывать бережное отношение к книге.

 Оборудование: презентация видов транспорта ( транспорт прошлого и настоящего) таблицы с изображением изделий из глины, шерсти, сигнальные карточки.

   Учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков

   Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 2 класс А.А.Плешаков    

             Ход урока:

 1.Оргмомент. Постановка темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания.

   — Сегодня мы отправимся в путешествие, но должны проверить все ли готовы к нему. Открываем учебники. Что было задано к уроку? ( с. 104-105)

  Ответы детей.

 — Я буду показывать предметы и говорить из чего сделаны, а вы показываете сигнальные карточки. (правильно –зелёный, не правильно –красный)

 — Посуда сделана из металла.

 — Варежки из ткани.

 — Книга из бумаги.

 — Кирпич сделан из глины.

 -А из чего же сделаны толстые стены Московского Кремля? (показ картинки)

— Как же глину превращают в красивые изделия? (показ картинки посуды)

Рассказ детей. (с.105)

(На доске таблички)

               гончар

         гончарный круг

            художник

 — Как же рождается книга? ( с.106). Рассказ детей.

 (На доске таблички)

     деревоперерабатывающий комбинат

                    печатник

                иллюстратор

                 переплётчик

                    продавец

 -Как же делают шерстяные вещи? (с. 107) Рассказ детей.

 (На доске )

                       прядильщица

                      ткачиха

                    закройщик

                        швея

3. а)  — Теперь я вижу, что все готовы к путешествию.

   -Кто любит путешествовать?

   -Где вы бывали? Как вы добирались? (Показ слайда №1)

  Дети рассказывают на каких видах транспорта они путешествовали.

  — Будем путешествовать на всех видах транспорта!

   Полетели на самолёте.

 Физкультминутка.

     Мы трудились очень много

     Отправляемся в дорогу.

     Побываем тут и там,

     Поглядим по сторонам.

     Солнце вышло из-за тучки

     Мы протянем к нему ручки.

     Руки в стороны потом мы пошире разведём.

б) — Что это за слово –ТРАНСПОРТ? Откуда оно пришло?

  — Транспорт возник с древнейших времён.В переводе с греческого языка   «перемещать».  Он был примитивный: выдолбленные стволы дерева, челноки.   Люди обменивались тканями, хлебом и другими товарами. Разгружали такие суда   люди с утра до вечера, ведь в те времена не было кранов.

Об этом подробно вы узнаете на уроках истории.

Работа в учебнике. (с.116 «Как человек научился плавать») (показ слайда №2)

( читать со слов «Жители далёкого Севера…   )

    Корабли такими были,
   Как игрушечные плыли.
   Плыли месяц, плыли год…
   Появился пароход!
   А сегодня в океаны
   Выплывают великаны.
   Удивляет белый свет
   Быстрота морских ракет.
 (показ слайда №3)

 -Где передвигается этот вид транспорта?

  Д. По воде.

 — Это ВОДНЫЙ вид транспорта.

   На доске табличка.

 -Все эти средства передвижения служат для перевозки. Что же они перевозят?

Д.Транспорт служит для перевозки людей и грузов.

 -Он называется пассажирский и грузовой, специальный.

Рассказ о ледоколе. (слайд №3)

-Надо знать что есть ещё личный вид транспорта.

Полетели на водной ракете.

В далёком прошлом люди  ходили  пешком  из одного поселения в другое на большие расстояния. Первые транспортные средства –телега, сани. Затем появились кареты. Карета – это крытая телега. Предназначалась для перевозки людей, причём богатых. Это был личный транспорт, а не общественный, которым пользуется большинство людей. (показ слайда№4)

– В конце ХIХ века появились первые автомобили.( 200 лет назад).

   Люди ездили по свету,
  Усадив себя в карету.
  Но пришел двадцатый век –
  Сел в машину человек.
  Тут пошло такое дело!
  В городах затарахтело.
  Шум моторов, шорох шин –
  Мчатся тысячи машин.
 (слайд №5)

 -Где передвигается  этот вид транспорта?

 Д. На земле.

 Это НАЗЕМНЫЙ транспорт. На доске табличка.

 Автомобилей на земном шаре уже более миллиарда. Число автомобилей будет продолжать расти довольно быстро. Назовите пассажирский и грузовой вид транспорта.

В)Одним из первых видов общественного транспорта была КОНКА. Конка – это  небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади.

 ( показ слайда № 6).

 Вместе с конкой возникла железная дорога, по которой ходили паровозы и теплоходы.

   В паровые тихоходы
   Забирались пешеходы,
   И могли они в пути
   На ходу легко сойти.

 -Но со временем усовершенствовались и превратились в поезда и электровозы.(слайд№6).

 Отправляемся на поезде.

   Чух-чух, чух-чух,

    Мчится поезд во весь дух.

    Паровоз пыхтит ,

 -Тороплюсь! – гудит. Тороплюсь, тороплюсь, тороплю –у –сь!

г) — Все это было хорошо, но люди еще с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар.
Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции.
Но люди продолжали мечтать. В ХVIII веке была еще одна попытка совершить полет, но уже на воздушном шаре.

Работа с учебником. (с.117) (Веками мечтали… Двести с лишним лет…(читает учитель)

(показ слайда№7)

   Лишь одним ветрам послушным,
   Поднимался шар воздушный.
   Человек умел мечтать,
   Человек хотел летать!
   Миновал за годом год –
   Появился самолет!

 —Самолёт АН-2, созданный для сельского хозяйства, хорошо взлетает и садится.

  Самолёт АН 14 («Пчёлка»)  способен взлетать и садится на очень маленьких площадях.

 Вертолёт взлетает вверх  без разбега и совершает вертикальную посадку, неподвижно висит над одним местом, допуская поворот вокруг себя в любую сторону.

 -Где передвигается этот вид транспорта?

 Д. По воздуху.

 -Это ВОЗДУШНЫЙ вид транспорта. Он может быть пассажирский и грузовой.. специальный. На доске табличка.

Полетели на самолёте.

д) -Про какой вид  мы забыли? Посмотрите на стр. 114 (первая схема)

 Д.  –ПОДЗЕМНЫЙ. (Показ слайда № 8)

 На доске схема:      

                                              ТРАНСПОРТ

          ВОДНЫЙ      НАЗЕМНЫЙ        ВОЗДУШНЫЙ          ПОДЗЕМНЫЙ        

 -Какую помощь человеку может оказать транспорт?

  Ответы детей.

 -Это СПЕЦИАЛЬНЫЙ транспорт.

(показ слайда № 9) Какие номера телефонов набирают, чтобы  вызвать  такой транспорт?

Ещё есть виды специального транспорта. Показ слайда № 10.

Давайте на самолёте вернёмся домой. Полетели.

е) Работа в тетрадях. задание: раскрась кружок разным цветом: наземный, водный, воздушный, подземный транспорт и отметь буквами пассажирский, грузовой. специальный.

 — Чтобы вернуться нам домой отгадаем загадки:

 1. Летит сова,
    Крыльями не шевелит,
    А шумит.     (самолёт)

2. Не летает, не жужжит –
   Жук по улице бежит,
  И горят в глазах жука
  Два блестящих огонька. (автомобиль)

3. Многолюден, шумен, молод
  Под землей грохочет город.
  А дома с народом тут
  Вдоль по улице бегут. (метро)

Давайте на самолёте вернёмся домой. Полетели.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Урок окончен.

На чтение 6 мин. Опубликовано

Были времена, когда общество справлялось собственными силами без столь привычного нам транспорта. Ежедневные трудности были непосильной задачей для многих людей. Но они стимулировали человеческий мозг искать пути для облегчения своей жизни. На уроках по окружающему миру во 2 классе различные виды транспорта и их история изучаются подробно, однако эта тема интересна даже дошкольникам.

Появление судов на воде

Около 6 тыс. лет до н. э. начинается история водного транспорта для детей. Именно тогда появились первые аппараты, способные перемещаться на воде. Это были плоты, глиняные лодки, челноки из шкуры и т. д. Когда появилась необходимость увеличить вес перевозимого груза, их внешний вид начал меняться. В старинные суда начали встраивать каркас, обшивку, дополнять вёслами и шестами.

Первый пароход

Вторая половина XIX века считается пиком развития морских судов. Массовое открытие портов способствовало тому, что на плаву оказался первый пароход. Сначала он работал на гребных винтах, потом в некоторых моделях их заменили на паровые турбины и дизельные двигатели. В 1899 году построили ледокол, и дали ему название «Ермак». Через 4 года изобрели дизель-электроход.

Но у всего морского транспорта был один существенный недостаток — это маленькая скорость. Многие исследователи работали над этим, но вопрос был решён лишь в 1927 году.

Русский профессор Левков поспособствовал тому, чтобы через 10 лет появились первые катера, способные развить скорость до 120 км в час. Его идею подхватили в Англии. В скором времени английское судно пересекло пролив Ла-Манша за 40 минут.

Возникновение воздушного транспорта

С первой четвертью XX века стартует история воздушного транспорта для детей. Тогда изобрели первый транспорт, способный летать по воздуху:

  • аэростаты;
  • воздушные шары;
  • дирижабли;
  • самолёты;
  • и т. д.

Их строили по чертежам Леонардо да Винчи. Талантливый учёный детально исследовал скелеты птиц и людей, и с их помощью создал эскизы первых летающих аппаратов.

В 1754 году Ломоносов построил первый вертолёт

В 1754 году Ломоносов построил первый вертолёт, который был тяжелее воздуха. Но документы кратко подтверждают, что аппарат успешно прошёл все испытания.

От него старались не отставать братья Монгольфье. В 1783 году появился их воздушный шар, который передвигался с помощью воздуха от костра. Приблизительно в это же время протестировали аэростат Шарля, работающий на водороде.

Английский учёный Кейли изобрёл первый планер, способный выдержать вес человека. Но через 53 года его обогнал дирижабль. В 1893 году он покорил территорию России. Германия пошла дальше. В течение 7 лет немецкий конструктор Цеппелин усовершенствовал конструкцию дирижаблей.

На этом этапе закончилась их эволюция. Первый самолёт с паровой машиной, сконструированный русским учёным Можайским, перехватил их популярность. Но настоящий успех принадлежит аэроплану, работающему на бензине. Воздушная машина увидела мир в 1903 году. Его создание приписывают братьям Райт.

Создание наземных аппаратов

В древности основной тягловой силой были лошади. С помощью этого животного люди могли ездить на дальние расстояния. Поэтому вопрос о транспорте, перемещающимся по земле, долго не волновал их.

На Востоке изобрели первое колесо

Но всё имеет своё начало. Краткий рассказ о создании наземного транспорта стартует с III тыс. до н. э. Именно тогда на Востоке изобрели первое колесо. Его прикрепили к специальной платформе, соорудив подобие телеги. Когда люди поняли, что на ней можно перевозить большие грузы, развитие наземного транспорта сдвинулось с мёртвой точки. Считается, что именно после телеги появились:

  • повозки;
  • кареты;
  • колесницы;
  • и т. д.

Но они по-прежнему не могли двигаться без собак и лошадей.

Паровая машина

Первый паровой транспорт был похож на котёл с колёсами. Он увидел мир в 1784 году. Его отцом считают английского изобретателя Уатта. Этот транспорт был громоздким, неэкономичным, имеющим неэстетичный вид. Но он выполнил свою функцию первопроходца. Именно паромобиль считается первой машиной, способной передвигаться без помощи животных.

Первый велосипед

Первый велосипед появился в 1801 году на территории России. Этот транспорт был весьма громоздким и весившим около 40 кг. В народе его называли самокатом.

Первый велосипед

Чуть позже Карл фон Дрез изобрёл более удобную модель, известную как «дрезина». В ней было всего два колёса, руль и сидушка, благодаря которым скорость передвижения значительно увеличилась. Но в этой машине не было педалей. Поэтому человеку приходилось постоянно отталкиваться от земли. Скорость дрезины достигала 15 км в час.

Через 62 года после создания первого велосипеда, Пьер Лалман добавил к этому транспорту педали. Новое изобретение стало настолько популярным, что его начали выпускать огромными партиями. Именно в это время оно получило современное название.

В 1867 году Каулер разработал велосипедные колёса с металлическими спицами. Промышленники подхватили новшество, и выпустили первых «пауков» — велосипеды, в которых переднее колесо было огромным, а заднее очень маленьким. Они развивали большую скорость, до 30 км в час, но были опасным средством передвижения. Любая кочка на дороге могла стать причиной аварии.

Лоусон исправил этот недочёт. Он встроил цепную передачу, которая видоизменила размер велосипедных колёс. Теперь они стали одинаковыми. Через 10 лет Данлоп добавил к ним резиновые шины. Люди заметили, что на новых велосипедах ездить намного комфортнее.

Примитивный поезд

Вагонетки, ездившие по деревянным рельсам

Прототипом нынешних поездов считаются вагонетки, ездившие по деревянным рельсам. С их помощью перевозили особо тяжёлые грузы. Но этот транспорт передвигался с помощью лошадиной силы. А возможности животных не безграничны.

В конце XVIII века вагонетки соединили железными кольцами, создав примитивные составы. Шахтёры перевозили на них уголь к ближайшим населённым пунктам. В 1804 году Трейтвик усовершенствовал их общий вид, продемонстрировав публике первый паровоз.

Новый транспорт пользовался спросом у шахтёров. Но у него был существенный недостаток в том, что скорость передвижения не поднималась выше 8 км в час.

Древний автомобиль

Отцом современной машины считают Жозефа Кюньо. Он создал древний прототип автомобиля, который дал идею другим изобретателям. Внешне транспорт напоминал телегу, которая двигалась с помощью парового двигателя. Ей дали название «Малая телега Кюньо».

В конце XVIII века на машине установили двигатель внутреннего сгорания. Это позволило разогнать её скорость до 10 км в час. По нынешним меркам это смехотворные показатели. Но на тот момент это было серьёзным достижением.

Древний автомобиль

Транспорт ускорил и значительно облегчил общественную жизнь. Благодаря изобретённым машинам, люди перемещаются на огромные расстояния, затрачивая минимум времени. Если надо перевезти большой груз, человеку не приходится выбирать между своим здоровьем и ценностью вещей. Достаточно выбрать подходящий транспорт, оплатить все расходы, и необходимый груз уложат и перевезут даже без его участия.

Виды транспорта для детей — увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов — не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

виды транспорта для детей

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие «транспорт». Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

разные виды транспорта для детей

Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный — движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный — передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный — летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский — перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой — для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный — используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный — применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).

для детей какой бывает транспорт

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус — перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд — железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина — используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь — предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль — используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина — предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые проблесковые маячки, говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

игра виды транспорта для детей

Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход — может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер — имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа — используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.

различные виды транспорта для детей

Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет — в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет — поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль — его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки — помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра «Найди мой домик» — детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному — аэродром, наземному — гараж, водному — пристань. Задача дошкольников — после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы — разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом — перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра «Виды транспорта». Для детей подготавливаются различные роли — пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

  • Рассказ про традиции моей семьи на английском с переводом
  • Рассказ про точку знак препинания
  • Рассказ про тополь 2 класс
  • Рассказ про точку 4 класс
  • Рассказ про традиционное блюдо россии на английском языке с переводом