Знаки препинания
Ал Еф
Как-то где-то Точка,
Завершая строчку,
Гордо заявила:
«Я большая сила —
В некотором смысле
Формирую мысли!»
«Эта Точка, кто такая?» —
Запищала Запятая:
Чьё важнее мнение
При перечислении?»
Восклицательные знаки
Возмутились: «Враки! Враки!»
«Суета — всё», — как философ,
Подытожил Знак вопроса.
«Верно,» — Точка с запятой
Подтвердила: «Спор пустой.
Хватит препинаться,
Следует признаться:
В этих дебрях, братцы,
Нам не разобраться.
Как же можно детям
Заниматься этим?!»
Знаки препинания
Борис Ясногородский
Чтобы грамотно писать,
Мало лишь желания.
Всем необходимо знать
Знаки препинания.
???
Перед нами знак вопроса.
Он останется без носа.
Почему? Смешной вопрос!
Он сует повсюду нос.
!!!
Знак же восклицательный
Самый замечательный.
Он смеется, он рыдает,
Поздравляет, утверждает,
Призывает, спорит, бьется,
Обвиняет, не сдается.
Несгибаемый, прямой
Он за всех стоит горой.
…
У него есть дочка —
Маленькая точка.
И на каждой строчке
Место есть для точки.
…
Если мы увидим в ряд
Этих точек три подряд,
Значит нам дают понять —
Можно многое сказать.
:::
Любят точечки скакать,
Предложенья замыкать.
Друг над дружкою стоять —
Все подробно разьяснять.
Это между прочим
Будет двоеточие.
,,,
Если хвост у точки той —
Станет точка запятой.
Запятая важный знак.
Без нее нельзя никак.
Сотню правил надо знать,
Где ее нам применять.
;;;
И, напротив, знак простой
Если точка с запятой.
Значит в предложении
Будет продолжение.
«»»
Речь прямую и названья
Выделят кавычки.
С двух сторон на них вниманье
Обращают птички.
)))
Если что — то пояснить
Хочется особо,
Значит тут нам применить
Можно пару скобок.
—
Слово «это» где-то
Автор потеряет,
Но тире нам это
Слово заменяет.
—
Знаки препинания
Надо расставлять,
Чтоб при написании
Смысла не терять!
Знаки препинания
Валентина Скворцова
По-русски грамотно писать,
Как много правил нужно знать.
Но как осилить знания
На знаки препинания?
Эти точки, запятые —
Все девицы непростые,
А вопросы, восклицания-
Настоящие терзания.
Где чёрточки, тире — всегда
Волненья и чехарда.
И двоеточие — беда —
Куда поставить без вреда:
Кавычки, многоточие,
Другие знаки, прочие —
Попробуй их поставь не так,
Ты попадёшься и впросак.
Ошибёшься ненароком —
Мысль, оценка выйдут боком.
По-русски грамотно писать,
Как много правил нужно знать.
Похвальное слово знакам препинания
Валентина Соколовская Пантюхова
Раздались стенания
Знаков препинания:
Кто важнее?
Кто главнее?
Успокоим их в ответ:
Знаку каждому — привет!
Знаки всякие нужны,
Знаки всякие важны!
Точка-самый главный знак,
Без неё нельзя никак!
Она тихонечко молчит,
Всегда в конце она стоит.
Поставим если мы три точки,
То назовём их многоточие.
Знак многозначительный,
Если помолчите вы…
Если вы кричать хотите,
В речи это подтвердите:
Знак такой,»кричательный»,
Зовётся восклицательный!
Не отцепится никак
Вопросительный наш знак.
Хочет он всегда всё знать:
Кто пришёл? Куда бежать?
Что? Когда? Зачем и как? —
Спросит любопытный знак.
Если нам диктант диктуют,
Ищем быстро запятую.
Ловим их мы ловко
На каждой остановке.
Резко речь затормозила-
И тире нам начертила.
Слегка голос повышаем-
Дальше тише продолжаем.
Зовёт сосредоточиться
Знак нас двоеточие:
Перед ним мы помолчим
И всё тихо поясним.
Есть у нас значки-подружки,
Пишем их, как завитушки.
Ставим в речи прямой, личной,
Парный знак — кавычки.
Если в речи есть уловки,
Их запрятать можно в скобки.
Предложение большое? —
Точку ставим с запятою.
Вот такие знаки есть!
Кто тут главный?
Важны все!
Требуют внимания
Все знаки препинания.
«Казнить нельзя помиловать»-
Классический урок:
Казнить ?Или помиловать?
Не ошибись, дружок!
про знаки препинания
Василий Кобелев
(школьное задание для папы)
Если вам дают заданье
Стих для школы сочинить,
Он про знаки препинанья
Очень даже может быть.
Всех главней, конечно, точка.
Без неё ведь никуда.
Ей заканчивают строчку,
Она в тексте есть всегда.
Чуть пореже запятая.
И она порой нужна,
Так как в знаках препинанья
Очень важная она.
Запятая, всем известно,
Может миловать, казнить.
Смысл речи её место
Может сильно изменить.
Знаки есть ещё другие:
Восклицанье и вопрос.
Предложения простые,
А ответ порой не прост.
Есть подвижные кавычки —
Открывают их везде.
Это дружные сестрички —
Их всегда и всюду две.
Вот и всё. Конец страданьям.
Стих готов. Оценка пять.
Можно знакам препинанья
Благодарность объявлять…
Внимание! Внимание! Знаки препинания!
Галина Тютюгина
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
(!)
Здравствуйте, мои друзья!
Всех приветствую здесь «Я».
Знак «Я» восклицательный,
очень обязательный.
Восхищаюсь сам собой,
не дружу совсем с тоской.
Изумление! Восхищение!
Пригожусь при поздравлении!
(?)
Знак вопроса тут вмешался:
«Ты случайно не зазнался?
Без меня — не обойтись,
так что очень не хвались.
«Отчего»? «Когда»? и «Как»?
Задают — не просто так.
Всё-таки — моя удача!
В мире ни одна задача
без меня не обойдётся,
Там вопрос ведь задаётся.
И к тебе такой вопрос
Ну и на кого же спрос?»
(,)
Запятая вдруг согнулась,
посмотрела, улыбнулась:
«Моё вам возражение,
а как в перечислении?
Тут нужна всего лишь «Я»,
правда, милые друзья?
Вы бы знали свою меру,
вам вопрос такой к примеру:
— Мама, солнце, лес, цветы.
— Ну, причем здесь ты (!) и ты (?).
Без меня — ни так, ни сяк,
Запятая — важный знак».
(…)
Многоточие бежит:
«Кто, кто, кто мне возразит?
Не закончил предложение….
я иду — как продолжение.
Из цитат не исключай…
Так обидеть невзначай,
можете кого угодно.
Разве это превосходно?»
(- )
«Я — тире и это знаю,
и при том не понимаю,
спор весь этот вам к чему?
Что-то я вас не пойму».
( : )
Двоеточье подтвердило,
и внезапно возразило:
«Ужас, ужас! В чём вопрос?
На меня сегодня спрос».
(» «)
Слушаем прямую речь:
«Да, да, да!… О чем здесь речь?
Всех могу объединить
и в кавычки заключить.
Принимаю поздравления!
Браво! За объединение!
Пьедестал сегодня мой!»
Голос издали: «Постой».
( . )
Точка тихо подошла,
Речь негромко повела:
«Я смотрю у вас тут спор.
Стыдно мне за вас. Позор.
Нужно всем вам дружно жить,
А раздоры — прекратить.
Все, все, все из нас нужны,
все в грамматике важны.
Но даю пока отсрочку …
Всем подумать. Ставлю точку».
Знаки препинания
Гладышева Светлана Николаевна
Эти знаки препинания
Требуют к себе внимания.
В воскресенье мы гуляли,
Заодно их повторяли.
Вот дорожка во дворе-
Это длинное тире.
А деревья в синем мраке-
Восклицательные знаки.
Взяли мы с собой Барбоса,
Его хвостик-знак вопроса.
Притворился запятой
В небе месяц молодой.
Звёзды заблестели ночью,
Кто поставил многоточие?
Эти знаки препинания
Так полны очарования!
Знаки препинания
Михаил Москаленко
В мире знаков препинания
Я в заслуженном изгнании.
Всё смотрю, как дура-точка
Затыкает кажду бочку.
Как святая запятая
Думая, что, мол, крутая,
Встрянет там, возникнет здесь,
Забывая пить и есть.
Восклицательный же знак
Был, конечно, не дурак.
Поменял всю ситуацию
И отправился в прострацию.
Предо мною знак вопроса
С непомерно длинным носом.
Неуверенность он внёс…
Ну, а как же? Знак-вопрос!
В огороде ли, в садочке,
Эти две забавных точки.
Разделяет прочее
Злое двоеточие.
В этой прОклятой дыре,
Что ни слово — то тире.
Чёртов мини горизонт…
Что за гонор, что за понт?
Вот, две милые сестрички,
Раскавычечки-кавычки.
Сторожат прямую речь,
Отработали — на печь.
И скрывает горы мата
Многоточие, ребята.
Смысловые же раскопки
Здесь ведут улыбки-скобки.
Препинательные знаки
Все живут в законном браке.
Ерундой не маются,
Честно препинаются.
Знаки
Нахабинский
Мы ставим запятые, где попало…
Мы лепим точки там, где захотим.
Вот знаки восклицания пропали…
На вопросительные вовсе не глядим.
Без скобок, многоточия, кавычек
Нетрудно жить… Хотя… Как посмотреть.
Нам иногда без пагубных привычек
И сложно жить, и сложно умереть.
Мы запинаемся на знаках препинания
Не от того, что лень их соблюдать…
Всё это от обычного незнания,
Как эти знаки могут много дать…
Они рождают интонации и чувства,
Понятней делают рассказы и стихи.
Они поборники высокого искусства,
Хоть сами очень скромны и тихи…
Знаки препинания
Николай Пунько
1.
Эта палочка и точка
Восклицают даже ночью!
Восклицают просто так —
Восклицательный мы знак!
2
Эта точка и крючок
Вопросительный значок?
Всё на свете хочет знать?
Все загадки отгадать?
3.
Это точка. Просто точка.
Эта точка-одиночка.
Отдыхает в конце строчки.
Всё. Закончили. Всё. Точка.
4.
Запятая, запятая —
Вроде точки, но кривая.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет нас позапятать.
4
Крючковатая какая
Эта тётя-запятая,
Хоть немного и кривая,
Зато юркая такая!
5.
Эта чёрточка – дефис,
Эта чёрточка сюрприз.
Что-то там соединяет,
Ну а что? Потом узнаем.
6.
Длинная черта — тире,
Как дорожка во дворе.
Перед словом «это»
Пишут их поэты.
7.
В эти чёрточки-кавычки
«Загоняю» по привычке
Буквы, слово, разговор,
Звуки, что несутся с гор…
8.
Если не закончил строчку,
Если слово пропустил,
Многоточие — три точки
Вставил, и рифмуй на … (ил).
9.
(Скобки) — это рамки
(Скобки) как границы,
(Скобки) — это ранки
На моей странице…
Многоточие молчало, что-то важное скрывало
Ольга Иркегулова
Было общее собранье
Разных знаков препинанья.
Знаки бурно и тщеславно
Выясняли, кто тут главный.
И собранье это скоро
Превратилось просто в ссору.
Восклицательный как гавкнет:
— Без вопросов! Я тут главный!
Чем события важнее,
Тем меня зовут скорее!
Как сенсация, к примеру,
Тут как тут я, самый первый!
Мною радость завершают,
Мною к помощи взывают.
У знакомого кого-то
Сын родился в ту субботу,
Вся семья: — Ура! кричала,
Бесконечно восклицала.
Или в трубку: — Помогите!
Закричат — Пожар! Спасите!
В поездах, бывает, скорых
Завопят: — Держите вора!
Словом, в текстах, прямо скажем,
Я бесспорно, самый важный!
И взывает, задавака,
К вопросительному знаку:
— Вот, кто мненья не имеет,
Только спрашивать умеет!
Как обидел он, однако,
Вопросительного знака!
Оскорбился тот, надулся,
И ещё сильней согнулся.
Возмутилась тут же точка:
— Я почти что в каждой строчке!
Просто в каждом предложеньи,
Я главнее, без сомненья!
Возразила запятая:
— Ну, а я — перечисляю,
Разделяю, выделяю…
Всех главнее — запятая!
Двоеточие сказало:
— Я всегда всё разъясняло.
И себя назвать посмею
Всех мудрее и умнее!
Потому и заявляю —
В спор дурацкий не вступаю!
Но оставшиеся знаки
Приступили к общей драке.
Так, кавычки-истерички
Завизжали по-привычке:
— Кто придумал эти скобки,
Ведь они тупы, как пробки!
А потом тире дефиса
Обозвало мелкой крысой.
…Многоточие молчало…
Может истину скрывало?
Знаки препинания
Ольга Шевченко 4
Я вспоминаю наши школьные года:
Когда я делала домашние задания —
То почему-то часто думала тогда,
Похожи люди все, на знаки препинания.
Знак вопросительный — с большою головой,
Худой такой, с осиной талией в корсете.
Готов в любое время к схватке лобовой.
Ответы знает на вопросы все на свете.
Стоит, как кобра он, всегда в одной поре,
Взирает грозно и готовит нам ловушки…
Ещё есть точки, двоеточья и тире,
Они все низенького роста и толстушки.
Знак восклицательный — как радость, как успех,
Звучит на праздниках, на свадьбах, днях рождения.
Где этот знак — повсюду слышен звонкий смех —
Цветы, подарки, поцелуи, награждения!
Есть запятые — их вокруг полным-полно,
Такие злыдни, где хотят, там отдыхают.
Вокруг пространство ими всё заселено,
Как часто их недобрым словом поминают.
А восклицательному знаку — благодать!
Мне стать бы им — возможно жизнь была б другая…
Могла бы я одни пятёрки получать,
Но я, увы! Всего лишь только «запятая».
Про знаки препинания
Регина Маскаева
Все эти знаки препинания!
От них, скажу, одни страдания!
В учебник не совать бы носа,
Оставить только знак вопроса.
Без восклицательного знака
Жить будет грустно мне,однако.
Туда бы, где зимуют раки,
Послать все остальные знаки!
Не ставить больше запятых,
Тире, кавычек никаких.
Писать без точек предложения —
Какое это наслаждение!
Моя идея — просто класс!
Что слышу я? — «К доске Тарас!»
Ох, уж, эти знаки препинания…
Серик Устабеков
Ох, уж, эти знаки препинания —
Яркие акценты бытия,
Потому в картине мироздания
Обойтись без них никак нельзя.
Точки, запятые, многоточия,
Знак вопроса — все они важны,
Чтобы видеть мир душой воочию
Посреди вселенской кутерьмы.
Знаки препинания
Татьяна Казырина
Знаки препинания
Просят всех внимания,
А не то случается,
Знаки обижаются.
Восклицательный хоть мил,
На вопрос себя сменил,
К точке хвостик прилепился,
В запятую превратился.
А кавычки-то — плутовки,
Быстро спрятались за скобки.
И теперь нам не понять,
Спрашивать, иль восклицать?
Интонация пропала,
Где конец, а где начало?
Миловать, или казнить?
Что же делать? Как же быть?
Знаки, встаньте все на место,
Я запомню всех вас, честно!
Знаки препинания
Татьяна Макарова 11
Заявила Точка точно,
Я на всём поставлю точку.
А ей вторила крутая
Запятая, Запятая.
Без меня вы пропадёте,
Писать лучше не начнете.
Голос подало Тире,
Эй! Вы! Женщины! Хоре!
Себя только прославлять,
Где, когда, кому стоять.
Встрепенулся Мягкий Знак,
Как же так? Ну как же так?
Без меня вы никуда,
Без меня одна беда.
Двоеточие проснулось,
Многоточия коснулось.
Как же все вы не поймёте,
Вы без нас не проживёте!
А Знак вопросительный,
дал ответ решительный.
Без меня, друзья, никак
Восклицательный я Знак!
Всё на ус себе мотал,
Восклицал и восклицал.
Вам скажу, признаюсь срочно,
В конце предложенья Точка.
Запятая без сомненья,
В середине предложенья.
Двоеточие, где надо,
Чтобы был во всём порядок.
Многоточие в конце,
Без ухмылок на лице!
Ох! Какое наказанье,
Правила правописанья!
Надо очень много знать,
Чтобы правильно писать.
Спор давайте прекратим,
Жить в согласии хотим.
Будем все всегда дружить,
Каждым знаком дорожить!
*********************************************
Кавычки
Екатерина Вадзинская
Мы весёлые сестрички
По прозванию Кавычки.
Неразлучно вчетвером
Мы в грамматике живём.
С виду мы, как запятые:
Две внизу и две вверху.
Нам нужны слова любые-
Все, что только на слуху.
Все они, как будто братья,
Попадают к нам в объятья.
Вряд ли есть такой рассказ,
Где обходятся без нас!
Что ни скажешь ты — услышим,
Не дивись и ни перечь:
На бумагу всё запишем,
Назовём «прямая речь»!
Многоточие
Валентин Серых
Буквы мелькают и эдак, и так.
Скобки, тире и прочее.
Но остается загадочным знак —
Странное многоточие…
Когда-то запас в алфавите иссяк,
А мысль на свободу просилась.
Тогда и явился таинственный знак,
В котором тройная сила.
Он не дает однозначный ответ,
Хотя завершает строчки.
В нем завершенности строгой нет,
Как в одиночной точке.
Знак восклицания гневом кипит.
Затем изменяет одежду.
Одно многоточие не спешит
И оставляет надежду.
Вопрос между ложью и правдой юлит.
Или в младенца играет.
И лишь многоточие не хитрит
И сердцу покой обещает.
Хвостатая точка спеси полна.
Гордится своим полномочием.
Она, безусловно, для речи важна,
Но не затмит многоточие.
Придумал его неизвестный мудрец.
И убедился воочию,
Что даже конец — не всегда конец,
А длинное многоточие.
Уютно слова на страницу легли.
Под мягкой опекой воскресли
Еще ненаписанные стихи,
Пока не пропетые песни…
Многоточие
Екатерина Вадзинская
Говорили, говорили,
Без конца болтали,
До того договорили,
Что совсем устали.
А когда совсем устали,
Речь на слове оборвали.
Недосказанный кусочек
Заменили тройкой точек.
Можо много излагать
Разного и прочего,
Если ж нечего сказать —
Ставим многоточие!
Тире
Екатерина Вадзинская
Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире — моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
4 просмотров
Автор: Митрофанова Лариса Николаевна
Организация: БОУ Чувашской Республики «Чебоксарская ОШ № 2» Минобр. Чувашии
Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
Цель: обобщение знаний о классификации предложений по цели высказывания и интонации.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Совершенствовать умение осознавать предложение как единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов и словосочетаний, обладающую смысловой и интонационной законченностью.
- Формировать умение выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения.
- Упражнять в применении правила обозначения границ предложения на письме.
- Учить определять верное логическое ударение на слова.
- Формировать умение обозначать интонационную законченность предложения при помощи знаков пунктуации: «.», «!», «?».
Коррекционно-развивающие
- Развивать устную и письменную речь.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать интонационную выразительность речи.
Коррекционно-воспитательные
- Повышать самооценку обучающихся, способствовать улучшению их эмоционального благополучия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
— Отгадайте загадки:
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила Вас —
Закончила рассказ.
(Точка).
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу
Разогнуться не могу.
(Вопросительный знак).
На странице вверх тормашками торчу;
Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу.
(Восклицательный знак).
II. Основная часть
-Посмотрите внимательно на символы отгадок. Как мы их называем? (Знаки препинания).
-Где мы можем встретить эти знаки? (.!?) (В конце предложения.)
-Определим тему нашего занятия. (Знаки препинания в конце предложения.)
-Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)
-Какие бывают предложения по цели высказывания?
Повествовательные. Цель — сообщить информацию. В конце ставится точка.
Вопросительные. Цель — задать вопрос. В конце ставится вопросительный знак.
Побудительные. Цель – попросить о чем-либо или отдать приказ. В конце ставится восклицательный знак.
— Придумайте одно повествовательное…, вопросительное…. побудительное предложение … и запишите в тетрадь.
-Молодцы!
-Какие предложения могут быть по интонации?
Восклицательными и невосклицательными.
Восклицательные произносятся с сильным чувством или содержат призыв, а голос к концу предложения повышается. В конце предложения ставится восклицательный знак.
Невосклицательные произносятся спокойно, голос к концу предложения понижается.
Физкультминутка.
— Отдохнем, услышишь предложение, в котором нужно поставить…
«.» — топнуть ногой
«!» — хлопнуть в ладоши над головой
«?» — почесать затылок
Как хорошо в лесу осенью!
Наступила зима.
Ты сегодня ужинал?
Быстро за мной!
Когда ты последний раз ходил на рыбалку?
Магазин открылся.
И вы называете это ответом!
Зачем ты купил этот торт?
У меня есть две кошки.
Сегодня разве праздник?
Что за пухлые румяные щёчки!
Почему небо голубое?
Какой красивый мостик!
Я пошёл.
Сколько знакомых лиц вокруг!
Куда только он не обращался!
Вы любите сладкое?
Синоптики обещают очень жаркую погоду на завтра.
Когда мы пойдём гулять?
С реки потянул свежий ветер.
Зачем птицам нужны крылья?
1. Послушайте предложение. Повторите, соблюдая заданную интонацию. Как называется предложение?
Полицейский остановил велосипедиста?
Полицейский остановил велосипедиста.
Полицейский останови велосипедиста!
III. Работа в тетрадях.
2. . Прочитайте выразительно все предложения. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.
Ящерица.
Особенно красива ящерица весной в это время года у нее праздничный зеленый наряд Кто сказал, что ящерица противная как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая красавица
3. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.
Иней.
По дороге в школу дети остановились у березы Какая она нарядная сегодня Как красиво сверкает на солнце На ветках березы блестят ледяные иголочки Это иней Откуда взялся иней на ветках березы
IV.Итог занятия
Закончите высказывание:
— Если предложение содержит вопрос, то такое предложение называется …(вопросительным).
— Если предложение сообщает, повествует, то такое предложение называется …(повествовательным).
— Если предложение побуждает к действию, то такое предложение называется ..(побудительным). .
— Если предложение произносится с сильным чувством, то такое предложение называется (восклицательным).. .
— Что показалось сегодня наиболее сложный?
— Оцените себя с помощью смайлика. Спасибо за занятие!
1. Послушайте предложение. Повторите, соблюдая заданную интонацию. Как называется предложение?
Полицейский остановил велосипедиста?
Полицейский остановил велосипедиста.
Полицейский останови велосипедиста!
2. Прочитайте выразительно все предложения. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.
Ящерица.
Особенно красива ящерица весной В это время года у нее праздничный зеленый наряд Кто сказал, что ящерица противная Как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая красавица
3. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.
Иней.
По дороге в школу дети остановились у березы Какая она нарядная сегодня Как красиво сверкает на солнце На ветках березы блестят ледяные иголочки Это иней Откуда взялся иней на ветках березы
По цели высказывания предложения могут быть:
1.Повествовательные
2.Вопросительные
3.Побудительные
По интонации предложения могут быть:
- Восклицательными
- Невосклицательными
По цели высказывания предложения могут быть:
1.Повествовательные
2.Вопросительные
3.Побудительные
По интонации предложения могут быть:
- Восклицательными
- Невосклицательными
По цели высказывания предложения могут быть:
1.Повествовательные
2.Вопросительные
3.Побудительные
По интонации предложения могут быть:
- Восклицательными
- Невосклицательными
1. Послушайте предложение. Повторите, соблюдая заданную интонацию. Как называется предложение?
Полицейский остановил велосипедиста?
Полицейский остановил велосипедиста.
Полицейский останови велосипедиста!
2. Прочитайте выразительно все предложения. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.
Ящерица.
Особенно красива ящерица весной В это время года у нее праздничный зеленый наряд Кто сказал, что ящерица противная Как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая красавица
3. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.
Иней.
По дороге в школу дети остановились у березы Какая она нарядная сегодня Как красиво сверкает на солнце На ветках березы блестят ледяные иголочки Это иней Откуда взялся иней на ветках березы
По цели высказывания предложения могут быть:
1.Повествовательные
2.Вопросительные
3.Побудительные
По интонации предложения могут быть:
- Восклицательными
- Невосклицательными
По цели высказывания предложения могут быть:
1.Повествовательные
2.Вопросительные
3.Побудительные
По интонации предложения могут быть:
- Восклицательными
- Невосклицательными
По цели высказывания предложения могут быть:
1.Повествовательные
2.Вопросительные
3.Побудительные
По интонации предложения могут быть:
- Восклицательными
- Невосклицательными
Приложения:
- file0.docx.. 23,5 КБ
- file1.pptx.zip.. 708,6 КБ
Опубликовано: 17.05.2021
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 20. Стихи
и сказки о знаках препинания
Вопросы, рассматриваемые на уроке.
На уроке вы узнаете стихотворения о знаках
препинания;
Сможете прочитать стихотворения;
Научитесь сочинять стихи;
Повторите правила употребления знаков
препинания
Тезаурус
Зна́ки препина́ния — графические (письменные)
знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на
письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для
единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим.
Литература
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.
4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 1 — М.:
Просвещение, 2018.– 160 с. - Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.
4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 2 — М.:
Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая
тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. - Канакина В. П. Русский язык. Рабочая
тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. - Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс.
Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Теоретический материал
Стихотворения о знаках препинания
Знаки препинания — очень важные единицы языка..
Поэтому их не только изучают на уроках
русского языка, а даже посвящают стихотворения.
Вы уже, наверно, читали какие-то стихотворения
о знаках препинания? Сегодня мы о них и поговорим.
С.Я. Маршак
Знаки препинания
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
— Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
— Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые:
— Мы — особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
— Если нет над нами точки,
Запятая — знак пустой! —
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: -Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
— Нет…- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился: — То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!
— Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Ирина Токмакова
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ТОЧКА .
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.
ЗАПЯТАЯ ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!
ДВОЕТОЧИЕ :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!
ТИРЕ –
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут,
Нужно – буду тут как тут.
СКОБКИ ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы –
Неразлучно.
КАВЫЧКИ » «
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В «Синтаксисе» служим.
МНОГОТОЧИЕ . . .
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано…
***
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее…
Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!
Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
А. Шибаев:
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
Восклицательный знак.
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вопросительный знак.
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
Многоточие.
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но — тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками…
Двоеточие.
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему…
Тире.
Ляжет палочкой
На строчку: —
Проходите
По мосточку.
Кавычки
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят…
Скобки.
Словам раскрывают объятья: —
Ждём в гости вас,
Милые братья!
Запятая.
Выйдет на дорожку —
Всем подставит ножку!
Точка.
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Резюме теоретической части
Знаки препинания имеют важное значение. каждый
человек должен знать и правильно употреблять знаки препинания.
Многие писатели и поэты, понимая важность
знаков препинания, посвятили им свои произведения.
Это — Самуил Маршак, Ирина Токмакова,
Александр Шибаев.
Примеры заданий
1. В каком предложении в конце стоит
правильный знак препинания.
1)Мы пойдем сегодня на речку?
2)Ах, какое красивое платье?
3) Какой твой любимый цвет!
Правильный ответ
1)Мы пойдем сегодня на речку?
2. Подчеркните предложения, в которых надо
поставить запятые.
На паутинке сверкали и переливались капельки
росы.
Листья падают кружатся.
Ребят, не разоряйте птичьи гнезда!
Правильный ответ
На паутинке сверкали и переливались капельки
росы.
Листья падают, кружатся.
Ребята, не разоряйте птичьи гнезда!
При разработке систем распознавания речи мы сталкиваемся с заблуждениями среди потребителей и разработчиков, в первую очередь связанными с разделением формы и сути. Одним из таких заблуждений является то, что в устной речи якобы «можно услышать» грамматически верные знаки препинания и пробелы между словами, когда по факту реальная устная речь и грамотная письменная речь очень сильно отличаются (устная речь скорее похожа на «поток» слегка разделенный паузами и интонацией, поэтому люди так не любят монотонно бубнящих докладчиков).
Понятно, что можно просто начинать каждое высказывание с большой буквы и ставить точку в конце. Но хотелось бы иметь какое-то относительно простое и универсальное средство расстановки знаков препинания и заглавных букв в предложениях, которые генерирует наша система распознавания речи. Совсем хорошо бы было, если бы такая система в принципе работала с любыми текстами.
По этой причине мы бы хотели поделиться с сообществом системой, которая:
- Расставляет заглавные буквы и основные знаки препинания (точка, запятая, дефис, вопросительный знак, восклицательный знак, тире для русского языка);
- Работает на 4 языках (русский, английский, немецкий, испанский);
- По построению должна работать максимально абстрактно на любом тексте и не основана на каких-то фиксированных правилах;
- Имеет минимальные нетривиальные метрики и выполняет задачу улучшения читабельности текста;
На всякий случай явно повторюсь — цель такой системы — лишь улучшать читабельность текста. Она не добавляет в текст информации, которой в нем изначально не было.
Постановка задачи и метод ее решения
На вход подается предложение, записанное строчными буквами и без какой-либо пунктуации — как мы обычно получаем на выходе системы распознавания речи. Требуется разработать модель, восстанавливающую его грамотную запись в смысле использования заглавных букв и знаков препинания. Набор знаков препинания .,—!?-
был выбран исходя из оценки того, отсутствие каких символов наиболее бросается в глаза в предложениях, которые в среднем встречаются в речи в целевых доменах.
Кроме того, модель разрабатывалась из предположения, что после, и только после каждого токена сетке следует проставить только одну метку — знака препинания или просто пробела. Это автоматически исключает сложные случаи расстановки пунктуации в начале предложения или из нескольких символов (самый яркий пример — разнообразная прямая речь в литературе). Это упрощение сделано намеренно, т.к. нам показалось, что такое ограничение более конструктивно, чем учет всех малочисленных краевых случаев. И вообще главная задача, скорее, в улучшении читабельности, чем в идеальной записи составной прямой речи с обращениями и описаниями.
Задачу предполагалось сразу решать для нескольких основных языков. При этом модель по построению может быть легко расширена на произвольное количество языков, с которыми мы работаем, при наличии потребности и соответствующих корпусов данных.
Решение виделось прежде всего в виде какой-то малой бертоподобной модели с классифицирующими слоями поверх. В качестве данных для обучения использовались приватные корпуса, уже имевшиеся в наличии.
Мы ознакомились с недавним решением смежной задачи от коллег, однако, для наших целей требовалась:
- Более легкая модель с более общей специализацией;
- Реализация, не использующая напрямую внешние АПИ и не имеющая такое большое число зависимостей.
В результате у нашего решения из значительных зависимостей только сам PyTorch, никаких специализированных библиотек.
Поиск базовой модели
По возможности мы хотели взять небольшую предобученную языковую модель. Однако, поиск по списку готовых моделей, доступных на https://huggingface.co/, дает не самые обнадеживающие результаты: требование мультиязычности и уменьшения модели, например, дистилляции, по сути приводят нас к единственной доступной опции, и то с весом в полгигабайта.
Здесь, наверное можно сделать ремарку про степень полезности «революции трансформеров» в NLP, но напрашивающиеся выводы мы оставим на усмотрение читателя.
Итоговый размер модели и ее сжатие
Мы экспериментировали с разными архитектурами, но в итоге остановились на самой простой, и итоговый размер модели составил 520 мегабайт.
Такой размер дистилированного берта в основе нас не вполне устроил, и мы попробовали сжать обученную модель. Самый простой и эффективный способ — конечно, квантизация (причем сочетание статической и динамической как здесь) — и в результате модель была ужата до 130 мегабайт без значимой потери качества, потому всюду далее будут именно метрики финальной квантизованной модели.
Кроме того, мы сократили избыточный для нашей задачи словарь, выкинув токены для других языков, что позволило сжать эмбеддинг размера 120 тысяч токенов (размер токена — аж 768) до более приятных 75 тысяч. Наверняка можно было еще подрезать не самые часто используемые токены и применить оставшиеся более продвинутые методы сжатия моделей (факторизацию и замену механизма «внимания» на более простые аналоги), но мы решили остановиться, поскольку модель уже стала меньше 100 мегабайт.
Используемые метрики
Вопреки всеобщему тренду на сенсационализм и утрату рационального мышления, во всех наших статьях мы стараемся показывать максимально подробные, информативные и честные метрики на разных данных. В данном случае приведем метрики полученной модели на:
- Валидационных сабсетах наших приватных текстовых корпусов (
5,000
предложений на каждый язык); - Текстах аудиокниг, будем использовать датасет caito, в котором как раз есть тексты на всех языках, на которых обучалась модель (
20,000
случайных предложений на каждый язык);
В качестве метрик в этой задаче используем:
- WER (word error rate) в процентах, причем отдельно рассчитанный для пунктуации (оба предложения при этом приведены к строчному виду) —
WER_p
и для расставления заглавных букв (а здесь выбрасываем всю пунктуацию) —WER_c
; - Precision / recall / F1 для проверки качества классификации: между пробелом и упомянутыми выше знаками пунктуации
.,—!?-
, а для расстановки заглавных букв — между классами токен из строчных букв / токен начинается с заглавной / токен из всех заглавных. Также для наглядности вы можете посмотреть на confusion матрицы;
Результаты
Для корректного и информативного расчета метрик из текстов были выброшены:
- Пунктуационные символы помимо
.,—!?-
; - Пунктуация в начале предложения;
- Пунктуационные символы после первого в случае комбинации из нескольких пунктуационных знаков;
- Для испанского
¿¡
из предсказаний модели были отброшены, т.к. в текстах книжек их тоже нет, но вообще модель их расставляет;
На вход модели подавались отдельные предложения, а не наборы предложений.
WER
В ячейках указан WER_p
/ WER_c
, а наивный бейзлайн состоит в постановке заглавной буквы в начале предложения и точки в конце.
Домен — валидационные данные:
Домен — книги:
Precision / Recall / F1
Домен — валидационные данные:
Домен — книги:
Как можно заметить из таблиц — даже для русского, значения дефиса остались пустыми, потому что на использовавшихся для расчета метрик данных модель предлагала его не проставлять вовсе, либо заменять дефис каким-нибудь иным символом (как видно в матрицах ниже); похоже, он лучше расставляется в случае предложений в форме определений (см. пример в конце статьи).
Для контекста
Приведем доступные F1 метрики из разных статей, где решались смежные задачи — здесь разные языки, разные валидационные данные, поэтому напрямую сравнить не удастся, но можно оценить порядок цифр. Cистема классов в таких работах тоже обычно иная — COMMA, PERIOD, QUESTION
:
Сonfusion matrices
Матрицы по книжкам:
en
de
ru
es
Примеры работы модели
Глядя на то, что для домена книг все же не везде метрики выглядят информативными и иногда совпадают с тривиальным решением, мы добавили и примеры именно текстов — для сравнения оригинальной расстановки пунктуации и заглавных букв с результатом работы модели.
Здесь более наглядны особенности работы модели:
- Где-то модель расставляет знаки препинания и заглавные буквы вполне неплохо, но не как в оригинальном тексте;
- Где-то пропускает или ошибается, а еще в книжках она выставляет вопросы и восклицания чересчур усердно;
Но тут нет ничего удивительного — новой информации модель не создает (никак неиссякаемая тугая струя желтых статей про «zoom and enhance» на Хабре удручает), мысли автора текста не читает и вообще по сути просто делает текст более привычным глазу.
Как запустить
Модель выложена в репозитории проекта silero-models и, соответственно, будет поддерживаться, как и прочие наши решения оттуда. А вот простой запуск модели (с более подробными примерами можно ознакомиться в colab):
import torch
model, example_texts, languages, punct, apply_te = torch.hub.load(repo_or_dir='snakers4/silero-models',
model='silero_te')
input_text = input('Enter input textn')
apply_te(input_text, lan='en')
Ограничения
У данной работы есть ряд ограничений и очевидных вещей, которые мы решили пока не делать (так сказать нужно же было где-то поставить точку):
- На языках кроме английского модель сносно работает с длинными предложениями. Но разделять несколько предложений или целые параграфы текста на отдельные предложения она по построению пока не умеет;
- Не совсем понятно как делить на предложения целые «книги» и неясно нужно ли это вообще в принципе;
- Мы не применили факторизацию и структурированный прунинг к модели (например снижение числа голов в механизме внимания);
Нам более-менее очевидно, как сделать большую часть этих вещей, но только время и разведка боем покажет востребованность подобного рода инструментов.
https://www.znak.com/2021-12-07/pochemu_syrovarni_po_vsey_rossii_okazalis_na_grani_razoreniya_rasskaz_fermera
2021.12.07
Крафтовая сыроварня Amandi пару лет назад стала настоящим открытием для челябинской публики. Недешевый козий сыр покупали рестораны и горожане. На выставке в Истре, где работает самый известный сыродел страны Олег Сирота, уральский козий сыр был признан лучшим в России. Основатели сыроварни Amandi, расположенной в Сосновском районе Челябинской области, строили планы развития, но в 2021 году решили, что в нынешних условиях им просто не выжить: из-за QR-кодов выручка падает, претензии проверяющих органов растут, а денег на то, чтобы запустить в работу новую партию, просто нет. Znak.com встретился Игорем Волковым — одним из основателей проекта. Фермер рассказал, как несколько лет просил поддержки властей, а получил двойной контроль, штрафы и пустые магазины.
Наиль Фаттахов / Znak.com
Игорь Волков и его семья сами стоят за прилавком на Центральном рынке Челябинска. Уже несколько месяцев платить продавцам нечем. Аренда действует до конца декабря. Потом точка закроется. Фермер говорит, что после продажи остатков сыра денег хватит на то, чтобы раздать долги по аренде и выплатить налоги. На то, чтоб запустить в работу новую партию, средств уже нет. Брать кредит — неоправданный риск.
— Принято решение закрываться. Распродаем остатки сыра, — рассказывает предприниматель. — Любой бизнес должен себя окупать, а сейчас даже на жизнь денег не приносит, не говоря уже о развитии.
У Игоря Волкова — семейный бизнес, за прилавком тоже стоят члены семьиНаиль Фаттахов / Znak.com
По словам Игоря, серьезные проблемы начались этим летом. Сошлись сразу несколько факторов: введение системы «Честный знак» (национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. — Прим. ред.), которая по сути дублирует систему «Меркурий», действующую для животноводческой и молочной продукции. Обе требуют постоянных затрат на оборудование и программистов, а за малейшие нарушения приносят штрафы. Второй — и смертельный удар — это введение QR-кодов для ТРК и ресторанов. Сыр сразу же перестали покупать заведения общепита.
— Все это сократило выручку в два-три раза, — говорит Игорь Волков. — При этом усилилась налоговая нагрузка. Инспекция стала задавать вопросы: а почему у вас снизилась выручка, может, вы в серую стали работать? А выручка у нас просто упала! До этого нам ввели систему «Честный знак», которая дублирует систему «Меркурий». Можно было приостановить это все на время пандемии. Но нет. Система требует дополнительного оборудования: принтеров, сканеров. Когда нет заработка, покупать все это очень сложно. Плюс система постоянно сбоит, надо регулярно обращаться в поддержку, нанимать программиста. Еще один аспект — это штрафы по этим системам. Ты можешь продать сыра на 20 тыс. рублей, а оштрафуют на 50 тыс. рублей. Придраться можно к чему угодно. Мы столкнулись с Россельхознадзором летом.
Нас оштрафовали за то, что не провели партию. Так бывает, что посреди поля нет интернета. Но больше меня поразило, что нас даже слушать не хотели: «ваши проблемы»!
Нам еще повезло: штраф был 5 тыс. рублей, а там бывают и до 500 тысяч. Тогда я и задумался: как работать, если тебя в любой момент могут оштрафовать на такие суммы? Ошибся в документах, не так номер машины записал — считай, поработал впустую. А в случае с «Честным знаком» еще идет изъятие товара до суда. Его кладут на теплый склад, суд назначают через два месяца, за неделю в тепле сыр тухнет. Мы это тоже уже прошли. Более того, я стал изучать все это законодательство, и оказалось, есть уголовная ответственность за подделку QR-кодов системы «Честный знак». Это у меня в голове не укладывается: ты работаешь, но можешь попасть под уголовку. Еще один фактор — это логистика. В 2020 году в Челябинске обанкротились три логистические компании, которые могли перевозить сыр. Остались только в Екатеринбурге, и пришлось отказаться от поставок в Москву, так как цена через Екатеринбург получалась запредельная.
Наиль Фаттахов / Znak.com
— Считается, что кризис — это время возможностей. Вы их искали?
— Мы пытались перейти на прямую доставку сыров покупателям. Так же как и наши партнеры. Но в Челябинске специфический спрос на доставку. Сыр не относится к молодежному товару. Наш клиент — люди 35+. Они более настороженно относятся к доставке. Мы просчитывали вариант с отказом от розничных точек и переходом на доставку. Сын сделал сайт. Но если бы мы на это пошли, продажи бы упали еще в три раза. Сыр — это оффлайн-товар, и тут ничего нового не придумаешь, тебе надо быть в магазине.
Как живут начинающие фермеры-сыроделы на Южном Урале и почему они будут делать сыр, несмотря ни на что
— То, что произошло с вашей сыроварней, — это типичная ситуация?
— Да, сейчас отваливается много сыроделов по стране. Нас и так немного — несколько десятков, и у всех такие же проблемы. Ну ввели эту маркировку — и толку? Зайдите в магазин, отсканируйте молоко, и вам покажут ту же информацию, что и на этикетке. Чем это защитит вас от контрафакта? Только все это идет в издержки. И это уже повлияло на цены. Производители отыграют это на покупателях. Наносить маркировку на каждую бутылку — это целая эпопея, у них затраты по 20-30 млн рублей. Естественно, за это заплатят покупатели. И все это сошлось в одну точку. Когда я начинал делать эту партию, не знал, что так все обернется. Сыр вылеживается несколько месяцев. Когда начинаешь партию, не знаешь, что будет через полгода. В Италии банки берут сыр под залог, а у нас его превратили в какой-то наркотик.
Наиль Фаттахов / Znak.com
— Молоко и сыр — единственное, что пострадало от этих нововведений?
— Нет, так же будет с пивом. Для них вводят такую же маркировку к 1 декабря 2022 года. При этом ЕГАИС им не отменяют, это просто дополнительный налог. Мы бы согласились, если бы просто добавили процент к налогу, а не усложняли жизнь до такой степени.
— Вы обращались к властям? В регионе есть минсельхоз, минэкономразвития. Какую-то помощь получали от них?
— Я долго общался с «Территорией бизнеса» (областная госструктура, призванная помогать предпринимателям. — Прим. ред.), но деятельной помощи так и не получил. В итоге они сказали: мы вам проводим консультации, а денег для вас нет. В других регионах выделяют деньги на сельхозкооперативы. У нас все деньги распределяют между крупными холдингами, а нам, небольшим компаниям, — ничего. Я предлагал зайти через сельхозкооперацию, в том же нашем селе Архангельское производить и коровьи сыры, потому что коров у людей много, а молоко продавать некуда. И сыр был бы в два раза дешевле, чем сейчас. У меня сейчас 33% — затраты на аренду, а если бы это решалось общими усилиями, то цены были бы ниже. В эту воронку затянуло бы большое количество людей, все были бы с работой, с доходом.
За эти годы у нас было много переговоров и с минсельхозом, и с «Территорией бизнеса», но Челябинск — это болото.
Возможности для развития есть, но нигде в мире нет такого, чтобы предприниматель в сельском хозяйстве действовал сам, — всегда есть гранты. Мы много работали с чехами и знаем их систему. Почему-то все говорят, что хотят нас вывести из серой зоны. Да никто там не работает, все хотят заплатить налоги, тем более что они небольшие, и спокойно работать. Мне смысла нет не проводить продажи по кассе. 99% покупателей оплачивают смартфонами и часами, налоговая все прекрасно видит. Куда нас еще выводить? Я не бутлегер, чтобы из-под полы продавать товар.
В 2019 году сыр Игоря Волкова пробовал губернатор Челябинской области Алексей Текслер и обещал фермеру поддержку. Через два года фермер закрывает бизнесНаиль Фаттахов / Znak.com
— И все-таки поддержка, есть же льготные кредиты…
— Банки развития МСБ или Россельхозбанк требуют показать сумасшедший оборот за год. Я при такой выручке и коммерческий кредит спокойно возьму, и это будет проще. С другими регионами все по-другому, там власти дают деньги мелким производителям, а у нас вот так. Минсельхоз — такая вещь в себе. Им проще раздать деньги крупным предприятиям и отчитаться, чем с нами возиться. Хотя за это время на нас даже сети стали смотреть, как на людей: вели переговоры с «Магнитом», но с учетом маркировки начать с ними работу нереально.
— Уже два года идет пандемия, всем коммерсантам плохо. Ваши арендодатели шли на встречу?
— За это время нам уже два раза поднимали аренду. Я даже разговаривать не хочу на эту тему. Как плывет, так пусть и плывет.
Стадо коз Игорь распродает, чтобы заплатить налогиНаиль Фаттахов / Znak.com
— Что сейчас будет с вашим хозяйством?
— Потихоньку продаем коз, этим будем закрывать налоги. Оставим себе минимум животных, и все.
— Крафтовый сыр некоторое время назад был модной темой. Сейчас вы можете сказать, что это была ошибка?
— Люди готовы есть сыр, в том числе и козий. И его можно сделать дешевле, если бы был подход, как в Европе. Там мало того, что дают гранты, — дают гарантированные заказы в детсады, школы. Ты должен поставить определенный объем, а что произвел сверх того, можешь продать. И не с огромной арендой, а на бесплатном месте или по разумной цене. Все это может дать формат сельхозкооперации. Но мы сейчас до такой степени обезвожены, что не можем собраться и купить даже первоначальное оборудование. Просто нет 5 млн рублей. В других регионах на такие проекты дают эти деньги, у нас — нет.
Думаю, что власти нужно подвести некую черту: вот нанобизнес, он платит свои три копейки и не встает на учет по безработице. И это уже хорошо. Мы никого не травим, потому что у нас лучший контроль качества — это люди. Отрави один раз, и больше не будет покупателей. На больших предприятиях такого контроля качества нет. Ты сделал что-то в Брянске, а продал в Нягани. Кто будет проверять и предъявлять? А у нас не так, репутация копится годами.
Наиль Фаттахов / Znak.com
— Мы с вами уже час говорим о закрытии бизнеса, но вы все время улыбаетесь…
— А что еще сделаешь, если такая ситуация? Недавно пошли с женой ради поднятия настроения на бачату. Совсем без денег не останемся, пойду на работу. Да, жалко этого всего, но это наше совместное решение, мы вместе ввязывались в этот эксперимент. Все понимали.
Планы на жизнь есть. Уйду в онлайн, но, к сожалению, реального производства не будет. Участок останется, будет мой лафстайл, моя маленькая ферма. Хочу там зарегистрировать карбоновую ферму, буду выращивать углеродные единицы и за три копейки продавать. Еще с лета готовлюсь к переходу на это. Это новая тема, можно зарегистрировать лес, который поглощает углекислый газ: кто-то в мире выбросил углерод, а мы его поглотили. И за это получили деньги. Это будет приносить немного, тысяч тридцать, но это интересно.