Рассказ про татарский народ

Институт истории им. ш.марджани ан рт новости наука публикации мероприятия татароведение проектыonline информация календарь событий введение раздел i. первобытное общество
  • Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ
  • Новости
  • Наука
  • Публикации
  • Мероприятия
  • Татароведение
  • Проекты–online
  • Информация
  • КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
  • Введение
  • Раздел I. Первобытное общество на территории Татарстана
  • Раздел II. Ранние тюрки и тюркские племена Евразии
  • Раздел III. Первые раннесредневековые государства татарского народа
  • Раздел IV. Волжская Булгария
  • Раздел V. Золотая Орда
  • Раздел VI. Казанское ханство
  • Хронологическая таблица
c

Введение

(Коротко о татарском народе и Татарстане)

 

ВВЕДЕНИЕ

(Коротко о татарском народе и Татарстане)

По своему языку татарский народ относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Согласно данным Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1989 году, в бывшем Союзе проживало 6 920 745 татар (из них 271715 – крымские татары), занимая по своей численности шестое место в стране.

Языковая семья – это совокупность генетически родственных языков, которая определяется наличием общих черт, идущих от одного древнего языка–основы, праязыка. Алтайская семья языков– одна из крупных языковых семей (известны также индоевропейская, сино-тибетская, афразийская или семито-хамитская, уральская и др.), которая делится на три группы: большую тюркскую и небольшие монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. В тюркскую группу алтайской семьи языков, кроме татар, входят: турки, узбеки, казахи, киргизы, туркмены, азербайджанцы, башкиры, чуваши, каракалпаки, гагаузы, карачаевцы, балкары, кумыки, ногайцы (в бывшем–тата-ры-ногаи), уйгуры, алтайцы, хакасы, якуты, тувинцы, шорцы, долганы, некоторые другие малочисленные народности.

Самое большое количество татар проживает в своей родной республике, в Татарстане, их здесь 1 765404 человека. Много татар и в Башкортостане–1 120702. Основная масса татарского населения сосредоточена в Поволжско-Приуральском и Западно-Сибирском регионах. Вот несколько цифр по данным переписи 1989 года: Тюменская область–227443 человека, Челябинская – 224 605,Свердловская –183781, Ульяновская – 159093, Оренбургская–158564, Пермская – 150 460, Самарская – 115280, Удмуртская республика – 110343 человека. Даже в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в общей сложности числится 204637 татар. Большое количество татар живет в крупных городах и промышленных центрах. В Москве, например, они занимают по своей численности (157376 чел.) четвертое место после русских, украинцев и евреев.

Значительная часть татарского населения проживает во всех бывших союзных республиках или, как их теперь называют, в странах ближнего зарубежья. Особенно много татар в Узбекистане – 656601 чел., в Казахстане – 331 151, на Украине – 133 596. В эти данные не входят крымские татары, которые в . последние годы из республик Средней Азии, т. е. Из временных мест своей депортации в 1944 году, начали возвращаться на свою историческую родину – в Крым, входящий ныне в состав Украины.

Из стран дальнего зарубежья татары живут в Турции, Румынии, Польше, Китае, США, Финляндии, Австралии, Японии, в ряде стран арабского мира, даже в Латинской Америке. Точная их численность не известна, однако называют число от 80 до 100 тысяч (по некоторым данным, в Турции проживает большое количество крымских татар, переселившихся туда в различные периоды после ликвидации Крымского ханства в 1783 году; значительная их часть там отюречена к настоящему времени). За рубежом татары живут, составляя отдельные общины, сохраняя свой язык и культуру и устанавливая тесные связи между татарскими общинами в разных странах, а в последние годы – и со своими соотечественниками в бывшем СССР, особенно в современном Татарстане.

Итак, татары широко расселены не только на обширной территории бывшего Союза, но и почти на всех континентах земного шара. По этой причине татарскую нацию относят к категории дисперсных, т.е. разбросанных. Такое определение имеет отношение в основном к странам дальнего и в определенной степени ближнего зарубежья: татарское население этих стран составляет там диаспору (греческое слово “диаспора” означает пребывание значительной части народа вне страны его происхождения).

Однако татары не являются диаспорой в отношении большой территории Российской Федерации от Западной Сибири на востоке до Крыма на западе, от Казани на севере и до Астрахани на юге. Эта обширная земля является территорией формирования татар в качестве народности.

Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Принято считать, что она является этнической общностью, следующей за племенем и предшествующей нации. Народности возникают в различные исторические периоды от эпохи рабовладения и до нового времени. Периодом сложения татарской народности, как и целого ряда других народностей средней широты Евразии, считается развитое и позднее средневековье эпохи феодализма. Народность в данном случае – не уменьшительное значение определения “народ”, а историко-этническая категория.

Именно на земле вышеназванных пределов располагалась в свое время Золотая Орда–общее и единое средневековое государство всего татарского народа, именно на ней после падения Орды образовались пять татарских ханств: Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское. Прямыми потомками населения этих ханств являются современные этнографические группы» татарского народа: казанские,» крымские, сибирские, астраханские и татары-мишари (последние проживали на территориях Казанского и Касимовского ханств). Кроме этих групп, имеются румынские и польско-литовские татары, которые окончательно сформировались как народность вне своей исторической родины, т. е. они являются экстерриториальными. Все названные группы татар, хотя и имеют некоторые различия, особенности в языке и культуре, возникли на общей этнической основе, носят общий этноним, т. е. самоназвание “татары”, объединяющий весь татарский народ в единый этнос.

Татары исповедуют ислам – одну из трех (наряду с христианством и буддизмом) мировых религий. В качестве официальной религии ислам был принят в Волжской Булгарии еще в начале Х века, в 922 году. Вместе с исламом проникла тогда в средневековый Татарстан и арабская письменность, сыгравшая огромную роль в просвещении и в целом в духовной культуре народа. Ислам являлся государственной религией и еще более окреп в периоды Золотой Орды и последующих татарских ханств, хотя во всех этих государствах существовала известная веротерпимость. Это свидетельствует о том, что татарское общество с давних времен было в достаточной степени демократичным.

История татарского народа богата яркими именами самоотверженных борцов за свободу, счастье и процветание страны. Это крупнейшие средневековые государственные, политические и военные деятели, вожди национально-освободительного движения и выдающиеся ученые-просветители: Идегей и Чура-батыр, Ибрагим и Сафа-Гирей–ханы, Нур-Салтан и Сююмбике–царицы, Булат и Нурали Ширины, Батырша и Бахтияр Канкаев, Шигабутдин Марджани и Муса Бигиев, Исмагил Гаспринский и Каюм Насыри, Юсуф Акчура и Рашид Ибрагимов, Галимджан Баруди и Риза Фахрутдинов, Фатих Карими и Садри Максуди, братья Шарафы и многие другие.

Формой национальной государственности татарского народа, главным образом казанских татар, является в настоящее время Республика Татарстан, образованная в качестве Татарской АССР в 1920 году (в 1921–1945 годах существовала и. Крымская АССР с коренным населением из крымских татар). 30 августа 1990 года на заседании Верховного Совета Татарстана была принята Декларация о государственном суверенитете, а 12 июня 1991 года избран первый Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев. 6 ноября 1992 года Верховным Советом РТ принята Конституция Республики Татарстан, где она объявлена субъектом международного права.

Татарстан занимает площадь 67,8 тыс. кв. км. Население республики на начало 1992 года составляло З млн. 705 тыс. человек, увеличение которого к 2000 rоду предполагается до 4 млн. По числу жителей Татарстан занимает первое место среди республик и областей Поволжья. 48,5% населения республики составляют татары, 43,3%–русские (всего в ней проживают представители 107 национальностей).

В нашей республике насчитывается 43 административных района, 19 городов, в том числе 11 городов республиканского подчинения. Столицей Республики Татарстан является город Казань, в котором проживает более 1 млн. 100 тыс. человек. Казань–это крупный индустриальный, научный и культурный центр Восточной Европы. Вторым по величине является город Набережные Челны с полумиллионным населением и известным на весь мир промышленным гигантом – автокомплексом по производству большегрузных автомобилей КамАЗ.

Татарстан обладает мощной современной индустрией, в которой определяющими являются: машиностроение (42,6% всей промышленной продукции), химическая и нефтехимическая промышленность, добыча нефти и электроэнергетика. Основу экономического потенциала составляют КамАЗ, Нижнекамский нефтехимический комплекс, объединение “Татнефть”, предприятия военной промышленности. В Татарстане–высокоразвитое сельское хозяйство, он имеет крупную строительную базу. Расширяется доля ввозимых и вывозимых товаров, в основном промышленных.

Татарстан и его столица Казань славятся как крупнейший центр науки. В республике, например, имеются 80 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 14 вузов, среди них знаменитый Казанский университет–старейший очаг передовых математической, химической, медицинской и востоковедческой наук. Всемирную славу Казанскому университету принесли имена выдающихся ученых Н.И.Лобачевского, Н.Н.Зинина, А.М.Бутлерова, И.М.Симонова, В.М.Бехтерева, И.Хальфина, X.М.Френа, И.Н.Березина, К.Ф.Фукса, А.А.Казем-бека, Н.Ф.Катанова и других. В 1991 году в республике создана самостоятельная Академия наук Татарстана с центром в Казани.

Татарский народ имеет богатую материальную и духовную культуру, которая своими корнями уходит в глубь веков. Татарский народ законно гордится поистине многовековой историей литературы, искусства и других отраслей культуры, давших человеческой цивилизации такие яркие таланты, как Кул Гали, Кутби, Саиф Сараи, Мухаммедъяр, Гаяз Исхаки, Габдулла Тукай, Дэрдменд, Фатих Амирхан, Галиасгар Камал, Галимджан Ибрагимов, Габдулла Кариев, Сахибджамал Гизза-туллина-Волжская, Салих Сайдашев, Карим Тинчурин, Хади Такташ, Муса Джалиль, Зайни Султанов, Халил Абжалилов, Фатима Ильская, Гульсум Камская, Фарид Яруллин, Назиб Жиганов, Джаудад Файзи, Хасан Туфан, Баки Урманче, Наки Иеанбет, Гумер Бащиров, Амирхан Еники, Рустем Яхин, Нйаз Даутов, Рудольф Нуриев, Ильгам Шакиров…

Итак, в добрый путь, дорогие юные друзья, в древнюю и средневековую историю татарского народа и Татарстана – в историю сложную, но весьма богатую и увлекательную!

Вопросы и задания:

1. К какой языковой семье и группе относится татарский язык? Перечислите и другие народы из этой же группы.

2. Назовите места (республики, области) компактного проживания татар.

3. Кратко расскажите о Республике Татарстан и ее достижениях. Какие выдающиеся личности из татар и других народов Татарстана вам известны?

Описание экскурсии

На экскурсии по Старо-татарской слободе вы узнаете историю коренных жителей Казани — татар — об их образовании, занятиях, культуре, вере и изменениях с течением веков. Цветные деревянные домики и образцовые доходные дома, самые старые и самые гармоничные мечети, меблированные квартиры, торговые лобазы и широкие проспекты расскажут о повседневной жизни казанских татар в контексте всей исламской цивилизации.

Индивидуальная экскурсия

Для 1–10 человек

Длительность 2 часа

Можно с детьми

Заказать экскурсию

Что вас ожидает

В ходе прогулки вы узнаете, почему «татарские» мечети имеют своеобразную архитектурную форму, что такое «казан басмасы», как можно было стать имамом и ученым-просветителем одновременно, а также что привнесла русская культура в татарскую и многое другое.

  • Вы увидите Сеннобазарную площадь, которая была особенным местом, где жили, торговали, печатали, решали насущные вопросы. Например, в здании гостиницы Амур, братья Каримовы, являясь успешными предпринимателями, продолжали дело образования, печатали религиозную и учебную литературу, прейскуранты, шамаили и многое другое.
  • Мы посетим одну из самых старых мечетей — Марджани, названную в честь ученого и богослова Шигабудина Марджани. Я расскажу о его работе и вкладе в татарскую культуру.
  • Вы также увидите дома богатых татарских купцов Апанаевых, Сбитовых, Усмановых, Юнусовых. Я расскажу, как они помогали малоимущим.
  • И многое другое.

В результате этой экскурсии вы не только узнаете историю и культуру татар, но и поймете, что ислам — религия образованных, культурных, доброжелательных и гостеприимных людей.

Организационные детали

По желанию в прогулку можно включить посещение тематических музеев татарской культуры, а также мастер-классы по приготовлению татарского чая, технике татарского письма и другие.

Остались вопросы?

Задать вопросы гиду

Вы можете пообщаться с гидом до оплаты заказа и получить ответы на все интересующие вас вопросы

Дина

Дина










170 отзывов

Мне 28 лет. Живу в Казани и люблю свой город. В 2010 году закончила КГУ, исторический факультет, кафедру музеологии. С 2007 года, работая в музеях города, постигала тайны музейной науки и изучала особенные исторические контексты нашего города. В своих экскурсиях стремлюсь к объективности и удивительности.

Отзывы об экскурсии

4.97/5

Великолепно

На основании 157 отзывов

Это была необычная экскурсия. Нестандартная во всем. В подаче материала, посещении нетуристических мест. Все как мы любим. Нас было 6 человек и все сошлись во мнении, что Дину мы готовы были слушать бесконечно. Нам не хватило отведенного времени, мы готовы были и дальше погружаться в историю, обычаи, культуру татарского народа и бродить по переулкам города. Дина увлеченный историей своего народа человек, глубоко погруженная в эту тему. Просто кладезь информации. Человек с необыкновенной энергетикой и отличной подачей материала. Остается только восхищаться такой увлеченностью своего дела и однозначно рекомендовать ! А самим себе пожелать снова вернуться в этот чудесный город и продолжить наше общение с Диной! Еще столько осталось недосказанного! большое спасибо за потрясающе проведенный и насыщенный день!

Замечательная экскурсия, получили знания, за которыми пришли, и прекрасное настроение от общения. Дина — прекрасный рассказчик, знающий и любящий свое дело! Спасибо огромное! Буду рекомендовать Дину друзьям, в свой след приезд в Казань обязательно обращусь к Дине.

Мое знакомство с Казанью и татарами началось с Дины. Этот удивительный человек стал на время экскурсии не просто гидом, а добрым собеседником. Я и забыла, что только познакомилась с ней. Интересно, познавательно, не стандартно и, действительно, индивидуально для каждого из нас. Она окутывает своими знаниями, своей любовью к городу, к народу и его традициям, к языку и к культуре. Однозначно рекомендую! И говорю: Большое спасибо!

Пожалуй, это больше чем просто экскурсия. Дина образованный, умный, интеллигентный человек, влюблённый в культуру и историю Татарстана: от ее рассказа я получил большое удовольствие. Для тех, кто хочет узнать чуть больше.

Добрый день! Мы отдыхали в Казани 4 дня. 1 и 2 день были посвящены изучению русской истории, а 3 и 4 — татарской части. Вишенкой на этом торте стала экскурсия Дины «Кто такие татары». Я присоединяюсь ко всем самым лучшим отзывам об этой экскурсии и о Дине лично, писать о ней можно только в превосходной степени. Можно было бы слушать об истории края не 2 часа, а 2 недели или же 2 месяца, так как чувствуется, что знания очень глубоки. Очень интересно, что Динина история очень живая, не потерявшаяся в веках, не разрушенная временем. Доказательства всему мы находим на улицах города, в домах, в привычках современных людей. Умно! Великолепно! Познавательно! Всем советуем ехать в Казань и только с этой экскурсией. Огромное спасибо!!!!

  • Рассказ про сша на английском языке с переводом
  • Рассказ про счастье на английском
  • Рассказ про сша на английском кратко
  • Рассказ про сувениры на английском языке 5 класс с переводом
  • Рассказ про субъекты россии