Рассказ про татарский национальный костюм

Тема: знакомство с национальными костюмами народов россии. цель: продолжать знакомить детей с костюмами народов россии. воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления

Тема: «Знакомство с  национальными костюмами народов России».

Цель: «Продолжать знакомить детей с костюмами народов
России. Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с
национальным костюмом. Развитие интереса к чувашской ,башкирской, татарской,
русской национальной культуре.

Задачи: 

-Расширить представление детей о народных костюмах России,
народном творчестве.

                                                      
Ход занятия

-Здравствуйте
ребята! Давайте мы с вами вспомним как называется страна в которой мы с вами
живем?

Дети:
Россия 

-Совершенно
верно, ребята! На территории РФ живет более 150 народов. Ребята, давайте
попробуем назвать их.

Дети:
русские, татары, украинцы, белорусы и т.д

-Молодцы
ребята, а чем по вашему мнению, отличаются люди разных национальностей?

Дети:
разный язык, одежда, песни, стихи

-Правильно,
у каждого народа свой язык и своя  самобытная культура. Большое
значение  в культуре народов занимает национальный костюм, который во все
времена привлекал к себе особое внимание.

(звучит
аудиозапись песни»Илемле»).

Живет
в самом сердце России, среди вековых дубов,полей, озер-не болшой, но
удивительный народ — чуваши. Вот какие слова написаны в стихотворение
чувашского писателя :

Чувашский
край мой, под защитой

России-матери
твой взлет.

Мы
с ней судьбой и сердцем слиты

Века
и на века вперед.

 
                     
          (По В. Давыдову- Анатри, 1969
г.)

Чувашский
край называют- «краем 100 тыс песен и 100 тыс. вышивок».

Ребята, 
к нам сегодня в гости пришла М .А. в чувашском национальном костюме-Илемпи, это
очень старинное чувашское имя в переводе на русский обозначает-красавица. 

Давайте
рассмотрим ее.

Дети:
нарядная, праздничная, красивая.


Мы с вами  сегодня познакомимся с элементами чувашского национальног
костюма, узнаем обозначение символики на одежде. Основными элементам чув-го
нац-го костюма были: платье-рубаха, фартук, головной убор и нагрудные украшения
и поясные подвески.

Платье-рубаха
(по чувашски «кепе»)-главная часть национальных костюмов- это
длинная,ниже колен, одежда туникообразной формы,На подол нашивались кружева,
выше которых распологалась вышивка. Для красочности и выразительности
применялись различные украшения : монеты, тесьма, бисер. Саму рубаху шили из
льняного холста. Расшита платье-рубаха разноцветными нитками. каждый
присутствующий цвет имеет свое значение: белый- символ
чистоты,справедливости,мудрости. Зеленый — цвет растительности. Желтый — цвет
солнца , источник жизни. Красный — цвет счастья, жизни и земли. Давайте
рассмотрим вышитые узоры внимательнее. Чаще всего это геометрические узоры в
форме треугольников, ромбов, зигзагов, косых крестов и полос.Это не просто
набор каких-либо узоров, в старину они многое обозначали: круг-солнышко,
квадрат или ромб- земля, крест- оберег от злых сил, извилистая линия- вода.
Умелицы украшая этими знаками свою одежду верили в то, что это принесет им
счастье, здоровье,хороший урожай,спасет и убережет от злых сил.(Чтение потешки
о воде: 

Стань
чистым ,стань добрым

большим
стань и крепким.

Прочнее
станут твои ноги

Пусть
сильнее станут твои руки

Пусть
твое лицо очистится

Стань
умным, стань молодым!)

Такой
узор ,ребята ,называется оберег, заклинание в виде знаков.

Дети:
А кто такие умелицы?

-Умелицы
от слова «уметь»- люди которые хорошо делают свою работу, в нашем
случае девушки, которые вышивали одежду повседневную и свадебно- праздничную. Зимой
устраивали посиделки в какой-либо избе, где, собирались девушки и парни.
Девушки вышивали, пряли , а парни плели лапти. Там же водили хороводы , играли
в народные игры, рассказывали легенды. Давайте мы с вами немного отдохнем и
поиграем в чувашскую народную игру- «Воробьи и кошка».

Дети
соглашаются и проводится игра. После игры дети возвращаются на свои места за
столом.

-Давайте
я вам почитаю чувашскую  легенду «Девушка на луне». (чтение
легенды, книга Культурное наследие народов России.)

 Дети:
охотно соглашаются и слушают легенду.

-Отдохнули
немного, давайте продолжим дальше.

2
— Чувашский костюм обязательно включал в себя фартук (по чувашски
«саппун»).

3
— Праздничный наряд девушки надевали с вышитым или узорнотканным  поясом
(по чувашски «пищиххи»). Концы поясов завязывались на боку и
спускались вниз помпонами.

4
— Поясные подвески-нахвостники ( по чувашски «йес хюре»)

5
— — На голове девушки носили головной убор ( по чувашски «тухья»).
Ребята, посмотрите из чего сшит головной убор ?

Дети:
Из монет

-Правильно.
Головной  убор имел шлемообразную форму. По краям свисающие монеты —
прикреплены свободно и при движении они издавали мелодичный звон. Обозначал
социальную и возрастную принадлежность их носителей.

6
— Нагрудное украшение (по чувашски «шюлькеме»).

7
— Шейная подвязка (по чувашски «май щиххи»).

Эти
украшения так же как и головной убор украшены монетами. Древнейшей функцией
украшений было, без сомнения их магическое предназначение (обереги как мы уже
ранее говорили) защита от злых духов и других опасностей.

8
— Основной обувью были плетенные лапти( по чувашски «Щапата»)

Ребята
,  давайте для запоминания элементов одежды я вам буду загадывть загадки ,
а вы будете  показывать на кукле предмет отгадку.

1.
Дуйся — не дуйся,

А
через голову — суйся.

Попляши
день деньской

И
пойдешь на покой.  (платье-рубаха)

2.
Надену — обручем сведет,

Сойму
— змей упадет,

Тепла
не дает,

А
без него холодно. (пояс)

3.Перед
работой его надевают

И 
чаще чем платье его,

 мама
стирает. (фартук)

4.
Из липысвито,

дырявое
корыто.

Подороге
идет-

клеточки
кладет. (лапти)

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем  мы растить    
невежду,

По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

— Ребята, где мы
с вами можем увидеть русский народный костюм?
 (в музеях, на выставках, на
картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)

Теперь садитесь
поудобнее, сейчас мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь
вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

— Посмотрите на
картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?
  (демонстрационный
материал, на котором изображены русские рубашки.) 

— Чем рубашки
отличаются друг от друга? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?
(длинная и короткая, женская и мужская).

Основной одеждой,
причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубашка. Мужские рубахи всегда
шили свободного покроя. Рубашка доходила до колен и имела у ворота разрез –
либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было.
Носили рубаху с  поясом.

Женская рубашка
отличалась от мужской длиной, она доходила до щиколотки,  шилась из
льняных тканей и украшалась вышивкой.  Носили рубашку с нешироким поясом.

— А что же еще
носили с рубашкой?

Поверх
рубашки  замужние женщины обычно надевали 
понёву – юбку, не сшитую,
а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – 
гашником. Понёва самая
древняя деталь женского гардероба. Поневы женщин-крестьянок Воронежской
губернии были самыми красочными из всех. Они были в клетку, размер которой
указывал много или мало земли имеют крестьяне в селе. Поверх понёвы
повязывали 
передник – одежда, которая защищала перед
платья от грязи во время работ. Как мы узнали, передник тоже немаловажная часть
женского костюма.                
   

— Как вы
думаете, почему передник именно так называется?
 (потому что
надевается спереди).

А вот красивый и
удобный наряд – 
сарафан.  Его носили и молодые
девушки, и замужние женщины. Сарафан-это распашная, широкая длинная одежда без
рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и
тесьмой. Сверху на сарафан надевалась 
душегрея – короткая,
чуть ниже талии, одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея
застегивалась на пуговицу. Летняя душегрея более длинная, на зиму же шили
утепленную,  и более короткую.

— А что же
носили мужчины?

Обязательной частью
одежды русских мужчин служили 
порты – неширокие,
длинные штаны, суживающиеся книзу и доходящие до щиколоток. В Воронежской
губернии, например,  порты были синего цвета, в полоску.

 — А для чего
нужен был кушак?
 Кушак был тоже
обязательной частью костюма, а не просто аксессуар. Кушак или пояс – это лента,
шнур, ремень для завязывания по талии. Он оберегал хозяина, так как
 обычно изготавливался только индивидуально, преимущественно для близких
людей, украшался вышивкой, которая носила определенный смысл оберега. К нему
подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи
обычно надевали 
зипун. Зипун – это русский крестьянский
кафтан из грубого, толстого сукна. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил
до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

А когда становилось
холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.

— Какую же
одежду носили на Руси зимой?
 (душегрея, телогрея, кафтан, шуба,
тулуп). 
Кафтан – это старинная мужская долгополая
верхняя одежда. Его
 надевали поверх зипуна, был он до
колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. 
Телогрея утеплялась
сукном или мехом. Шубы носили  все: и мужчины, и женщины, и дети.

Два сапога – пара,
и оба на левую ногу. В те времена 
сапоги шились
одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

— Какая еще
обувь вам знакома?
 (лапти, валенки)

« В дорогу идти —
пять пар плети»,- говорили в народе, ведь носились лапти очень не долго. Почему?

— О чем эта
загадка?

Сижу верхом, не
знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! (колпак)

 Эта шапка
называется 
колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и
мальчики, и при встрече было принято снимать головной убор.

— А как
называется фуражка с козырьком?
 (картуз)

— Что вы можете
рассказать о женском головном уборе?

Во  внешнем
облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке
позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо
распущенными, либо заплетенными  в косу, форма ее головного убора
предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была
быть покрыта даже дома. Девушки носили 
кокошник, венчик, замужние женщины
— 
кокошник, кичку, сороку.

«По одежке
встречают!»  По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина,
крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое
значение все.  Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека,
чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла
сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.

Ценилась одежда в
старину очень высоко, потому что она всегда была сшита на заказ, по
индивидуальным меркам, не шаблонно. Ткань была дорогой, не было промышленных
масштабов ее изготовления, ткань очень трудно доставалась. Поэтому одежду
берегли, многократно чинили.

Как мужская, так и
женская дорогие одежды лежали в сундуках, так как в них был особый микроклимат,
который подходил для хранения. Одежда переходила по наследству из поколения в
поколение и являлась предметом богатства дома. Некоторую одежду, сшитую из
дорогих тканей, доставали лишь по большим праздникам и торжественным случаям,
когда нужно было себя показать. Костюм в старину был показным.

 По степени
изношенности одежду разделяли на  ветшалое  платье (старое,
изношенное), вседневное (повседневное — на каждый день) и лучшее (нарядное).

— Как вы думаете,
что значит чинили?
 (исправлять, делать одежду годной к
носке)

Во все времена люди
ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Чинить
означало привести одежду в порядок, почистить, поштопать, а если необходимо, то
постирать.

— Как вы думаете,
где и как стирали белье?
 (корыто, кадка).

Стиральных машин
тогда не было. Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось. Затем
складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а
после этого полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.

На Руси были
своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки
издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались
мятыми. 
Рубелем называли катальную палку, он служил
для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него
плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали 
валек, на который белье
наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубель — два неразлучных друга.

— Давайте
отгадаем загадку и перейдем к следующему приспособлению для глажения белья:

В полотняной
стране

По реке Простыне

Плывет пароход:

То назад, то
вперед.

А за ним такая
гладь –

Ни морщинки не
видать.
 (утюг)

Утюги
появились  позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым,
наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что
был полностью из чугуна или бронзы, и разогревался на открытом огне.

— Ребята,
отгадайте загадки .

Из лыка свито
дырявое корыто. (лапти)

Дуйся не дуйся, а
через голову суйся. (рубаха)

По дороге шёл, две
дороги нашёл, по обеим пошёл. (порты)

Надену — ободом
сведет, сниму — змеёю упадет. (пояс)

1.                    
  Что такое Родина?

Дети: Родина – это место, где мы родились.

Молодцы, ребята, хороший ответ.

2.                    
В какой
республике мы живем?

Дети: В Республике Башкортостан.

Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.

3.                    
Какая у нас
республика?

Дети: Красивая, богатая, щедрая…

Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.

Башкортостан – богатый край. Он богат
нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей
родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры,
и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои
обычаи, традиции, любимые танцы. А теперь перейдем на основную тему нашего
занятия «Национальный костюм башкир». Традиционный костюм – яркий
определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой,
характер декора складывались в течение многих веков и были обусловлены
хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим
развитием. (Просмотр видеоролика танца в башкирских национальных костюмах
«Семь девушек»; вывешивается картинка женского и мужского национального
костюма).

Башкирский мужской костюм был однотипен во
всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и
длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При
выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В
холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекменьМужские
штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили
дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца.
На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши.
Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк .

Женская одежда была наиболее
разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдекНа
платье одевали приталенную безрукавку камзул.
 Женские платья вышивались бисером и стеклянными
пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.
Украшали платья
нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) 
прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они
назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У
женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты
расшивались на шлем вокруг отверстия(кашмау). Есть
околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын  платок-
покрывало.

Сильными «знаковыми» элементами костюма
обладал орнамент, который у всех народов размещался по
единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о
защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного
познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную
одежду).

-Ну что, ребята, вам понравился мой
рассказ о национальном башкирском костюме?

Дети: Да.

Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные башкирские
костюмы» и вы их раскрасите. Основными цветами национальных башкирских костюмов
являются: красный, белый, синий и желтый.

Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с
костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!

— А вы заметили ребята как необычно одет Рамиль?

Посмотрите . На нем надет татарский народный костюм. А из
каких

частей состоит этот костюм? Кто мне скажет?

Дети: рубашка, брюки…

— Раньше мужчины и мальчики носили рубахи, а поверх рубах

одевали жилеты, а чтобы костюмы были красивыми их украшали
различным

орнаментом, вышивали различные узоры. И так ребята, чем же
украшали

татарские костюмы?

Дети: украшали ленточками, бисером, вышивали узоры.

-Молодцы! Вы внимательно рассмотрели татарский костюм.

Вот такие костюмы во многих семьях передавались по
наследству от

дедушек к внукам. Ребята, а вы заметили, что Азат пришел к
нам не с

пустыми руками?

Дети: Да!

-Он принес нам волшебную коробку, давайте заглянем в нее и

посмотрим, что там.

(Воспитатель достает из коробки тюбетейку)

Ребята, посмотрите какой красивый головной убор. Этот убор
называется

тюбетейка. Чем она украшена?

Дети: Бусинками…

— Правильно, молодцы! А еще тюбетейки украшали бисером.

Видите какие красивые цветы и завитки на ней, а по краям
она расшита

разноцветной тесьмой. Вот какие красивые костюмы и головные
уборы

вышивались руками мастериц-рукодельниц.

Что-то мы с вами засиделись ребята. Давайте немного
разомнемся и

поиграем в татарскую народную игру, которая называется
«Тюбетейка».

Игра «Тюбетейка».

Дети становятся в круг. Под национальную татарскую музыку
(на

усмотрение музыкального руководителя) они по очереди
надевают

тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка
прекращается, на ком

останется тюбетейка, тот танцует под татарскую мелодию.

-А, сейчас мы с вами украсим тюбитейку вырезанную из

бумаги и подарим нашему гостю Азату.

(Дети наклеивают татарский орнамент на тюбитейку вырезанный

воспитателем заранее)

— Молодцы, ребята, справились с заданием, очень красивые

тюбитейки получились! Ребята, вам понравился наш гость?

Дети: Да, очень!

-А, что вам больше всего понравилось в костюме Азата?

Дети: рубаха, жилет…

Рассказ про татарский национальный костюм

Казачья одежда создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар.

Делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, терские, уральское и т. п.

Элементы[править | править код]

По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:

  • широкие шаровары на учкуре;
  • бешмет (аналог рубахи-гимнастерки) до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами, шился из разных покупных тканей, нередко из красного или белого кашемира.;
  • суконный верхний кафтан, по названию «чекмень» — на Дону, «керея» — у запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Гоголь упоминает о казачьих жупанах синего, красного и желтого цветов. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, то есть подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у торков-узов;
  • на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.

В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию).

Форменная одежда[править | править код]

  • Китель
  • Бекеши (пальто)
  • Черкеска — суконная чёрная или серая одежда ниже колен, плотно облегавшая тело до талии, а от талии до подола расширявшаяся
  • Башлык — капюшон с длинными концами. «По тому, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы были заброшены за спину — казак на отдыхе»[1].
  • Бурка
  • Брюки, шаровары. Шились из двух полотнищ ткани — «колош», перегнутых по основе и сшивались посередине вставкой-«мотнёй». Каждую штанину выкраивали из целого прямого полотнища. Мотню шили по-украински из квадратного куска материи — «платка» или разрезали квадрат по диагонали — «на угол» пополам и приставляли в шагу.
  • Рубашка: косоворотка, гимнастерка, бешмет. Рубаха с разрезом посередине бытовала до середины XIX века, позднее получили распространение косоворотки и рубахи с кокеткой-«талейкой». Б
  • Папаха
    • Кубанка
  • Фуражка
  • Казачий ремень с набором

Знаки отличия[править | править код]

  • Лампас — цветная нашивка на боковом шве брючины (шаровар), обозначает принадлежность к войсковому казачьему сословию, а цвет указывает на принадлежность к конкретному войску, обычно совпадая по цвету с околышем фуражки и верхом папахи. Казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы — неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время.
  • Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно[1].
  • Серьги — означали место в роду. «Например, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей»[1].

Донские казаки[править | править код]

Рассказ про татарский национальный костюм

Донские казак и казачка в повседневной одежде, зарисовка из материалов экспедиции И.А. Гюльденштедта 1787 г.

Одежда казаков и казачек XVIII-го и начала XIX века подразделялась по географическому признаку на два типа: Нижнего (ныне юг Ростовской области) и Верхнего Дона (север и восток Ростовской области и запад Волгоградской области). Низовцы, жители Нижнего Дона, традиционно занимались лёгкими видами промыслов и были сильнее подвержены иностранному (польскому и восточному) влиянию, а потому одевались изысканно; в то время как верховцы — жители Верхнего Дона занимались преимущественно тяжёлым и изнурительным трудом, поэтому для их одежды была важна практичность и сдержанность. И нижнедонские, и верхнедонские казачки носили неширокие шаровары.

В целом казаки очень трепетно относились к самобытности своей одежды, так как рассматривали её как неотъемлемую часть своей самобытности. Реформы Петра I не коснулись одежды донских казаков, о чём атаман станицы Зимовейской (ныне станица Пугачёвская Волгоградской области) Савва Кочет благодарил государя в своём письме 1705 года: «Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных, нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится. Один надевается черкесом, другой — калмыком, иной в русское платье старинного покроя и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем. Немецкого платья никто у нас не носит, охоты к нему вовсе не имеем»[2].

Мужской костюм донских казаков сложился к концу XVII-началу XVIII века. Он состоял из шаровар на учкуре, бешмета, надевавшегося на рубаху, суконного кафтана-чекменя. Бешмет был длиной до колена, с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии — обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами. Бешмет опоясывался сабельным опоясьем — кожаным ремнём, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому, что и следует из названия, прикреплялись кинжал или сабля. Чекмень шился в талию и с широкими рукавами, стянутыми в запястье манжетом, он обладал стоячим воротником[3]. Верхней одеждой служили зипун и архалук, зимой — тулуп, поверх которого надевался балахон — валяный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. На голове казаки носили шерстяные шапки с тканым верхом (тумаком)[2].

Низовые казаки носили рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун и кафтан[2].

Одежду донцов XVIII в. весьма подробно описал военный инженер и генерал-майор немецкого происхождения А. И. Ригельман в своём труде «История, или повествование о Донских козаках» 1778 года. Так, мужскую одежду Ригельман описывает следующим образом: «Платье носят совсем татарское, парчевое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком».

На ногах носили белые шерстяные чулки. Казаки верили, что чулки из овечьей шерсти защищали от укусов тарантулов, поскольку овцы, по их представлениям, ели тарантулов. Помимо сапог, мужчины-казаки носили чирики (чувяки, чевяки) — яловые туфли наподобие калош преимущественно чёрного и коричневого цвета, служившие домашней обувью, но пожилыми казаками носившиеся и на выход; а в XVII-XVIII веках — также поршни[2].

Главной особенностью гардероба нижнедонских казачек было платье кубелёк он же кубилёк (от тат. күбәләкбабочка). Первоначально кубелёк был длиной чуть ниже колен и обладал короткими рукавами, из под которых выпускались широкие рукава рубахи, отдалённо напоминавшие крылья бабочки. Впоследствии кубелёк удлинялся. Разрез доходил до талии и застёгивался на крюки и пуговицы. По правому борту лифа располагался декоративный ряд пуговиц, называвшиеся вислыми. Опоясывались нижнедонские казачки татаурами — поясами из металлических звеньев и бархатными кушаками, вышитыми жемчугом в технике «сажение по бели».

Костюм верхнедонских казачек более схож с южнорусской одеждой: поверх длинной рубахи они надевали понёву, а с начала XIX века — сарафан и сукман — глухой сарафан с короткими рукавами и коротким вырезом, застёгивавшимся на медные пуговицы. Застёжка, называвшаяся «пазухой», по краям обшивалась широкой шёлковой лентой. Сукман шился из 4 прямых полотнищ домотканой тонкой крашеной (синей, черной), а иногда и некрашеной шерстяной ткан. Собственно сарафан был прямой, со сборками, опоясывался ниже талии плисовым поясом. Сарафаны незамужних казачек были ярких цветов и украшались кантом и тесьмой, в то время как у замужних они были более тусклых цветов и не имели украшений. Сукман же носился только замужними казачками. Незамужние казачки вплоть до венчания ходили в одних рубахах. Казачки станиц Второго Донского округа чуть выше Цимлянской (данная область известна под названием «Средний Дон») как и нижнедонские, носили кубельки.

Верхнее платье казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. Ригельман пишет: «поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной — по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой». Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему — в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями».

Незамужние казачки заплетали волосы в одну косу, в которую вплетался накосник — лопастник или махор, выполнявшийся в виде металлического треугольника с монеточками на цепочках. На голове они носили следующие головные уборы: челоух (челоуч) — широкую ленту из красного бархата, отдалённо напоминавшую скуфью, украшавшуюся бисерной поднизью, жемчугом, бисером и вышивкой, и подвязывавшуюся вокруг головы; и таркич — платок треугольной или квадратной формы, складывавшийся по диагонали следующим образом: один конец покрывал косу, а два других продевались под косой и завязывались на темени. Незамужние казачки Среднего Дона носили повязки/перевязки — широкую ленту, повязывавшуюся на лбу и надевавшуюся на шапочку, усаженную медными вызолоченными «япраками» (вероятно, это «гвоздики») и «морьянами» (алыми крупными смолистыми бусами), сзади которой по спине висела коса. Лента украшалась бисером и медными и серебряными монетами. По бокам присутствовали подвески, украшавшиеся как и лента. При движении украшения перевязки издавали характерный звон, который был слышен и издалека. Перевязка носилась в сочетании с кубельком. Замужние казачки, как и остальные русские женщины, завязывали две косы, оборачивавшихся вокруг головы, а поверх одевали повойник. Нижнедонской повойник был довольно высоким (30 см в высоту) и к верху сужался (из-за чего напоминал гренадёрскую шапку), поверх него повзявывался платок, к которому могли прикрепляться цветы и разноцветные страусовые перья. По праздникам нижнедонские казачки носили шапки с собольей опушкой и бархатным верхом: «нынешние же, по большей части старшинские и богатых казаков, носят с черкесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные». Также замужние казачки носили кики, они же кички — головные уборы из красной ткани. Нижнедонские казачки носили по праздникам лопатообразные кики, которые Ригельман описывает следующим образом: «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, наподобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким салником [он же шальник], то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». На верхнем Дону, по свидетельству Ригельмана, «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и красной бумажной пряжей». Судя по имеющимся изображениям, верхнедонские кики были не только праздничным, но и повседневным головным убором. На Среднем Дону, как например, в ныне не существующей станице Верхнекумоярской (совр. Волгоградская область), рога кичек были высокими. Среднедонские кички как и нижнедонские, были исключительно праздничным убором, они также покрывались салником. К сожалению, ни один из экземпляров донских кик до наших дней не сохранился. Однако от донских казаков кички были унаследованы некрасовцами, тщательно сохранявшими их, благодаря чему они дошли до наших дней.

Рассказ про татарский национальный костюм

Низовская казачка в кубельке, 1820 г. Рисунок из альбома Фёдора Солнцева «Костюмы русского государства»

Упомянутые головные уборы были тяжёлыми и дорогими, поэтому в начале-середине XIX века их, за исключением таркича и зимних шапок, заменили колпаки и косынки. К примеру, кика исчезает среди зажиточных казаков в 1860-х гг., но продолжает существовать по крайней мере, в 1870-х гг., к тому моменту она представляла небольшую круглую шапочку с невысоким околышем и плоским верхом[4]. Колпак же вязался из шёлка или хлопчатобумажных тканей и надевался на волосы, сложенные в пучок. Снизу широкий край колпака загибался обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. На конце колпака присутствовала кисточка. Выходя на улицу, на колпак надевали платок.

В холодную или ветреную погоду, а также при пыльных работах на солнцепёке казачки завязывали платки-зануздалки: в первом случае ими служили шерстяные платки и шали, а во втором — хлопковые платки и косынки. Занузадлка закрывала большую часть лица, оставляя открытыми лишь глаза.

Впервые униформа у донских казаков была введена при атаманстве Матвея Платова. После этого одежда донских казаков делилась на служебную, военную и повседневную. Последняя, несмотря на то, что напоминала военную форму, но она однобортная и отличалась по материалу, а также сохраняла черты традиционного костюма XVII-XVIII-го веков. Повседневные чекмени черкесиновые или нанковые. Другими элементами повседневной одежды шаровары без лампас, белые холстовые рубахи, а также портки. Фуражка в быту носилась военная.

В середине XIX века региональные различия костюма казачек в большой степени нивелировались, так как они стали следовать городской моде. В это время появляется костюм-парочка, состоявшей из блузы и длинной юбки, изготовлявшихся из ткани одной фактуры. Однако старые казачки продолжали носить сукман в церковь и берегли в качестве похоронной одежды. Сарафан также носился лишь старухами.

В конце XIX века в обиход донских казачек входит файшонка — головной убор из связанных на коклюшке чёрных кружев. Её носили двумя способами: цепляли центральную часть на пучок волос, оставляя концы свободно свисать; или завязывали на прическу лопастями бантом. Этимология данного слова неясна: по одной версии, название происходит от фр. fanchon — «косынка», а по другой от нем. Fein — «прекрасный». Файшонки носились замужними казачками. В начале XX века у молодых женщин входит в моду шлычка — небольшой круглой шапочки, надевавшейся на пучок волос таким образом, чтобы спереди они были немного видны. Пучок поддерживал шлычку в приподнятом положении, для этой же цели под верхний слой подкладывалась вата. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или прикалывалась блестящей шпилькой, она шилась из дорогой яркой ткани и украшалась вышивкой, блёстками и стеклярусом. Поверх головы с шлычкой надевались платок или шальник из прозрачного шёлка[4].

На ногах казачки носили грубые чулки из шерсти и хлопка — карпетки или чулапки, на которые надевались лапти или поршни (на Верхнем Дону), кожаные чулки — ичиги, красившиеся в жёлтый; и сафьяновые туфли или башмаки (на Верхнем Дону называвшиеся чириками) красные, золотом шитые, вдовы носили чёрные. Ичиги служили домашней обувью, а при выходе на улицу на ичиги надевали туфли. Туфли-чирики на Верхнем Дону были праздничной обувью. Летом казачки могли ходить босиком.

Некрасовцы[править | править код]

Советник Константинопольского посольства Я. И. Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты-бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз широкими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором. Кавказские казаки всегда носили тот же костюм, что и горские племена, то есть бешмет, черкеску — особый род чекменя, широкие шаровары, наговицы — ичеги и чувяки, а на бритую голову — папаха. Черкеска, хотя и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах. нашитыми на груди патронташами и другими мелкими частностями, но в основе крой её подобен крою чекменя и, безусловно в какой то мере связан со скифскими образцами.

Терские казаки[править | править код]

Формирование культуры терских казаков происходило на протяжении XVI-XIX веков под сильнейшим влиянием окружавших их кавказских народов: кабардинцев, кумыков, чеченцев и других. Всё это привело к тому, что к рубежу XIX-XX веков молодое поколение поголовно ходило в костюмах, практически не отличавшихся от общекавказских, а особенности быта тех мест, откуда они пришли (как правило, терцы были потомками переселявшихся донских и уральских казаков, а также стрельцов), и костюмов в том числе, настолько нивелировались, что их можно восстановить лишь по воспоминаниям представителей старшего поколения.

Казачье женское платье на Тереке сохраняется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветную рубаху. Головной убор замужних казачек назывался — сорочка и состоял из подкосника, сорочки и стягаша (представлял из себя небольшой красный кумачовый платок, завязывавшийся на затылке). Поверх всего одевался шелковый или батистовый накрахмаленный платок, именовавшийся ширинкой, обычно палевого цвета, по центру которого проглаживалась канавка (стрелка). Девицы же одевали только стягаш и ширинку.

Примечания[править | править код]

Источники[править | править код]

  • А. А. Лебедева. Дон И Северный Кавказ (область войска Донского, Терская и Кубанская области, Ставропольская губерния) // Крестьянская одежда населения Европейской России / Ответственный редактор А.М. Лебедева. — М.: «Советская Россия», 1971.

Одежда донских казаков[править | править код]

  • Алёна Яблокова. Одежда донских казачек: стереотипы и реальность. livemaster.ru. Ярмарка Мастеров (3 июля 2017). Дата обращения: 9 августа 2021.
  • Алёна Яблокова. Головные уборы и причёски казачек. Свет станиц (20 мая 2018). Дата обращения: 9 августа 2021.
  • Алёна Яблокова. Кичка казачки, какая она?. Свет станиц (5 марта 2018). Дата обращения: 9 августа 2021.

Ссылки[править | править код]

  • ИСТОРИЧЕСКИ ВЕРНАЯ КАЗАЧЬЯ СПРАВА
  • Казачья одежда
  • КАЗАЧЬЯ ОДЕЖДА ВЕРХНЕГО ДОНА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

16 апреля в Башкортостане состоится празднование Дня национального костюма. Напоминаем, что с 2020 года День национального костюма проходит в республике согласно Указу Главы Радия Хабирова. Дни национального костюма народов республики будут проходить два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. 

Интернет-портал «Культурный мир Башкортостана» подготовил для Вас программу мероприятий, приуроченных к празднику. 

Республиканский центр народного творчества:

14 апреля в социальных сетях РЦНТ стартуют сразу две акции. Первая из них акция «Танец Дружбы». К участию приглашаются хореографические коллективы республики. Для участия необходимо исполнить танцевальную композицию в разных национальных костюмах общей продолжительностью — 2-3 мин. Музыкальное произведение выбирается самостоятельно. Видеоролик необходимо опубликовать в социальных сетях с хэштэгами: #ТанецДружбыБашкортостан, #Башҡортостандуҫлыҡбейеүе, #Деньнациональногокостюма, #УфаМКРБ #УфаРЦНТРБ, #МКРБ.

В республиканской акции, посвящённой Дню национального костюма, смогут принять все желающие. Участникам необходимо опубликовать фото и видеоматериалы в национальных костюмах с хештегами: #УфаМКРБ, #УфаРЦНТРБ,  #ДеньНациональногоКостюма. Акции продлятся до 16 апреля (включительно).

16 апреля в социальных сетях Республиканского центр народного творчества будут опубликованы видеоролики, посвященные Дню национального костюма с участием мастериц студии «Селтәр» и ансамбля русской песни «Рябиновые бусы» (г.Белорецк). Состоится презентация элементов башкирского национального костюма и флешмоб «Шәжәрә». Также будут опубликованы серии видеороликов «Бабушкин сундучок». Участники расскажут, что хранится в бабушкином сундуке. На странице ВКонтакте Филиал РЦНТ РБ в г.Кумертау состоится виртуальная выставка мастеров рукоделия и творчества по изготовлению национальных костюмов для кукол.

В этот же день желающие смогут посмотреть мастер-классы по изготовлению башкирского национального костюма. Обучение проведут Гюльнара Шафикова и Юлай Галиуллин.

16 апреля в 17:00 часов по традиции на площади у памятника Салавата Юлаева в Уфе состоится праздник Ритайым Party. В программе праздника  выступление артистов и творческих коллективов Уфы, активное участие в концерте самих зрителей, игры, общение ведущих с публикой, а также совместное ведение праздника, исполнение песен и многое другое. 

Дом дружбы народов РБ:

Дом дружбы народов РБ приглашает желающих принять участие в конкурсе «Хазина». Он пройдёт в рамках празднования Дня национального костюма народов Башкортостана.

С 7 по 17 апреля необходимо выложить свою фотографию с национальными украшениями, аксессуарами в этническом стиле на личную страницу в ВКонтакте и Instagram, поставить хештег #Хазина2021 и отметить аккаунт @ddn_rb.

Итоги будут подведены 18 апреля. Всего будет определено два победителя, по одному в каждой соцсети. Призы достанутся участникам, набравшим наибольшее количество лайков.

Мероприятия стартуют конкурсом «Хазина». Для участия с 7 по 17 апреля необходимо выложить свою фотографию с национальными украшениями, аксессуарами в этническом стиле на личную страницу, поставить хэштег #Хазина2021. Всего будет определено два победителя, по одному в социальной сети ВКонтакте и Instagram. Приз достанется участнику, набравшему наибольшее количество лайков.

Сразу три башкирских историко-культурных центра в регионах РФ проведут накануне праздника флешмоб национальных костюмов в социальных сетях. Так, 8 апреля стартуют конкурс «Дефиле в национальном костюме» в ХМАО-Югре и Челябинской области, а 9 апреля — флешмоб костюмов башкирских родов, проживающих на территории Оренбургской области.

Офлайн мероприятия начнутся 14 апреля с познавательного мероприятия. Его для учащихся 5-6 классов Балтийской СОШ в Иглинском районе проведет Белорусский историко-культурный центр.

В Татышлинском районе 15 апреля в СМФК с. Новые Татышлы Удмуртский историко-культурный центр совместно с Клубом удмуртских женщин проведет дефиле в национальных костюмах. Девочки, девушки и женщины будут выходить на сцену в сопровождении мужчин в удмуртских костюмах. В этот же день в социальных сетях Башкирского ИКЦ в Свердловской области выйдет серия познавательных постов, посвященных элементам башкирского национального костюма.

Основные мероприятия состоятся 16 апреля. Среди них и дефиле, флешмоб, ярмарка, встреча с реконструктором башкирской одежды и онлайн-беседа с марийским дизайнером.

В с. Николо-Берёзовка Краснокамского района в 15:00 стартует районная акция «Танец дружбы» в национальных костюмах, организованная ИКЦ «Никольский храм» совместно с ЦРДК. На площади соберутся сотрудники местных учреждений и организаций. Приглашают присоединиться и всех желающих.

Костюмам русского народа будут посвящены мероприятия в Уфимском и Белебеевском районах. В ходе этнографической экскурсии участники посетят Русскую избу ИКЦ «Красный Яр» и дом-музей 25-й Чапаевской дивизии, в котором представлены уникальные национальные костюмы русского населения с. Красный Яр. Цветаевский литературный историко-культурный центр организует литературную гостиную «Особенности русского костюма».

В Фёдоровском районе пройдет районный челлендж в социальных сетях «Мой мордовский костюм». Его организует Мордовский историко-культурный центр. В его рамках планируется символическая передача одного из самых главных элементов национального костюма — пояса-валика пулай. Предварительно будет рассказ о нём и его символике.

Со всеми мероприятиями, проведёнными ко Дню национального костюма народов Башкортостана можно будет ознакомиться по хэштегам #ДеньНациональногоКостюма2021 и #МиллиКостюм2021.

Государственный академический русский драматический театр:

16 апреля в 16:00 участники спектаклей «Черный иноходец» и «Белый конь. Златая птица» расскажут о сценических костюмах, созданных для постановок известными сценографами Аллой Коженковой и Сергеем Илларионовым. 

Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых им. М.Х. Тухватшина: 

15 апреля в 14:00 приглашённый научный сотрудник Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова Э.Мамлеева познакомит пользователей с уникальным памятником народного творчества, раскроет особенности художественного ансамбля башкирского женского костюма на примере экспоната из коллекции музея.

Музеи Башкортостана:

Республиканская музейная акция «День национального костюма в музее», посвящённая Дню национального костюма народов Республики Башкортостан. Тематические экскурсии по этнографическим экспозициям и выставкам музеев, культурно-образовательные мероприятия, презентующие музейные коллекции национального костюма народов Башкортостана, мастер-классы по изготовлению элементов национального костюма народов республики

Республиканский музей Боевой Славы:

16 апреля в 10:00 в соцсетях музея пройдёт лекция об особенностях национальных костюмов народов Башкортостана (башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва). 

Музей 112-й Башкирской кавалерийской дивизии:

16 апрея в 10:00, 11:00, 12:00 пройдёт викторина «Путешествие в историю», посвященная Дню национального костюма в Республике Башкортостан.

Национальный литературный музей РБ, Мемориальный дом-музей М.Гафури:

Сотрудники НЛМ РБ и Мемориального дома-музея М.Гафури будут исполнять произведения в образе литературных героев 16 апреля ВКонтакте и на сайте ГБУКИ НЛМ РБ.

Музей М.Акмуллы:

16 апреля в 11:00 пройдёт мастер-класс «Башкирские узоры – волшебство женских рук» по пошиву нагрудной повязки – селтәр. 

Туймазинский государственный татарский драматический театр:

16 апреля состоится онлайн-показ костюмов из спектаклей Туймазинского государственного татарского драматического театра разных лет в аккаунтах театра: vk.com/dramteatr_tmz, @tuymazyteatr.

Государственный русский драматический
театр г.Стерлитамак:

16 апреля в 13:00 на YouTube-канале театра пройдёт онлайн-выставка национальных костюмов со спектаклей текущего репертуара театра. 

Нефтекамская  государственная филармония:

В аккаунте Нефтекамской государственной филармонии в Instagram в 20:00 пройдёт онлайн-знакомство с атрибутами национального костюма.

Присоединяйтесь к празднованию!

  • Рассказ про термометр для детей
  • Рассказ про техникум на английском
  • Рассказ про творчество пушкина
  • Рассказ про телефон для детей
  • Рассказ про танки слушать