Рассказ про танки слушать

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2020; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2020; проверки требуют 17 правок.

Рассказ про танки слушать

Рассказ про танки слушать

Танкист — любой член экипажа танка (боевой машины (БМ)).

В просторечии танкист любой военнослужащий танковых (АБТВ, БТиМВ и так далее) войск и экипажа боевой машины.

Должности танкистов[править | править код]

Экипажи танков различаются по должностям, количеству и составу в зависимости от вида, типа или модели танка, в зависимости от классификации танков как БМ, в вооружённых силах того или иного государства. Например, экипажи основных танков БТ-7 составляют три человека, Т-34 — 4 человека, КВ-2 — 6 человек, а специального танка ИМР — два человека (механик-водитель и командир-оператор).

Основными должностями танкистов в экипаже являются: командир, наводчик орудия, механик-водитель, заряжающий, радист и пулемётчик.

Командир танка[править | править код]

Командир танка руководит действиями танкового экипажа при ведении им боевых действий, в ходе учебно-боевой деятельности и технического обслуживания материальной части. Командир танка подчиняется командиру танкового взвода и является непосредственным начальником для членов экипажа танка (отделения). Воинские должности командиров танков комплектуются военнослужащими после обучения в учебной воинской части.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — командир отделения в танковом взводе. Штатное воинское звание — сержант[1]. До 1960-х годов командиры танков имели более высокое звание: старшина в 1950-х годах, а в годы Великой Отечественной войны — даже младшие офицерские.

Приказ о назначении командного состава на средние и тяжёлые танки № 0400, от 9 октября 1941 года.
Для повышения боеспособности танковых войск, лучшего их боевого использования во взаимодействии с другими родами войск назначать:
1. На должности командиров средних танков — младших лейтенантов и лейтенантов.
2. На должности … .
Начальнику Финансового управления Красной Армии внести соответствующие изменения в оклады содержания.

Народный комиссар обороны И. Сталин

ф. 4, оп. 11, д. 66, л. 167. Подлинник.

Наводчик орудия[править | править код]

Рассказ про танки слушать

Вид на место наводчика орудия (слева внизу) и командира танка (справа вверху) в танке M1 Abrams

Наводчик орудия танка является заместителем командира танка. При выполнении боевой задачи экипажем танка наводчик ведёт огонь из танковой пушки и пулемёта по целям, указанным командиром танка или обнаруженным самостоятельно. Особенностью деятельности специалиста является точное наведение орудия на цель и осуществление выстрелов.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — наводчик-оператор. Штатное воинское звание — ефрейтор[2].

Механик-водитель[править | править код]

Механик-водитель (жаргонное мехвод) подчиняется командиру танка и несёт непосредственную ответственность за техническое состояние ходовой материальной части танка. Механик-водитель танка должен хорошо водить танк в любых условиях (в колонне, в боевых порядках подразделения), умело преодолевать препятствия и заграждения, труднодоступные участки местности, выбирать оптимальные режимы и маршруты движения. Он также должен вести наблюдение за полем боя, появляющимися целями, докладывать о них командиру танка, обеспечивать наводчику орудия наилучшие условия для стрельбы.

Деятельность механика-водителя непосредственно связана с обеспечением постоянной готовности танка к выполнению боевой задачи. Он отвечает за эффективное использование вверенной ему техники, экономное расходование топлива, смазочных материалов, поддерживает двигатель, вспомогательные механизмы, электрооборудование, гидросистемы и другое в исправном состоянии.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — механик-водитель, старший механик-водитель. Штатное воинское звание — рядовой-ефрейтор[3].

Заряжающий танка[править | править код]

Заряжающий — должность, военно-учётная специальность и военнослужащий находящийся на ней.

От танкового заряжающего требуется отличное знание тактико-технических характеристики боевой машины (танка), орудия, пулемётов и боевых припасов, применяемых экипажем, умение готовить их к стрельбе, быстро и сноровисто заряжать танковое орудие. Заряжающий танка входит в состав экипажа танка, подчиняется командиру танка. Вместе с наводчиком участвует в подготовке орудия к бою. Он также следит за готовностью средств связи и выполняет обязанности наблюдателя в указанном командиром секторе обзора. Заряжающий танка должен знать обязанности наводчика орудия танка и при необходимости заменять его. Кроме того, в его обязанности входит помогать механику-водителю заправлять танк горючим и водой, а также знать устройство зенитной пулемётной установки танка, правила стрельбы из неё и уметь вести огонь по воздушным целям.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — заряжающий. Штатное воинское звание — рядовой[4].

Рассказ про танки слушать

Руководящие документы[править | править код]

В повседневной деятельности экипаж танка руководствуются общевоинскими уставами ВС России, в особый период — боевыми уставами[5].

Гендерная дискриминация[править | править код]

Приказом Министра обороны России, от 24 апреля 2017 № 025 и Приказом директора Росгвардии, от 11 июля 2016, № 01 «Об утверждении перечня воинских должностей подлежащих замещению солдатами…», находящихся под грифом секретно, в Российской Федерации лицам женского пола запрещено замещение должности «танкист». В 2018 году пятеро девушек из Тольятти, ссылаясь на международную практику Армии Израиля и Норвегии, в которых женщины проходят срочную военную службу, предприняли попытку оспорить в суде Приказ министра обороны и Приказ директора Росгвардии, указывая на нарушения 19 статьи Конституции России, в которой гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола. Ответчиками были заявлены Министерство обороны России и Росгвардия. Судебный марш-бросок девушек получил освещение на федеральных телеканалах НТВ, 5 канал, 360, Мир, Дождь. Сами ответчики назвали судебную попытку девушек агрессивным феминизмом[6][7][8][9][10][11].

Через год в 2019 году одной девушке удалось прорвать оборону, Верховный Суд России с третьей попытки принял иск девушки Яны Сургаевой[12].

На предварительном судебном заседании под председательством судьи Верховного суда Аллы Назаровой в присутствии третьих лиц минюста и генпрокуратуры из-за секретности обжалуемых приказов суд отказался допустить к участию представителя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и представителя по доверенности, указав представить в суд адвоката с ордером. По результату рассмотрения закрытого судебного дела 22 августа 2019 года суд отказал девушке в праве служить танкистом в армии, указав на Постановление Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную»[13][14][15][16].

Несмотря на запрет женщин-танкистов в России, в 2019 году женский танковый экипаж впервые принял участие в «Армейских международных играх».[17][18]

Профессия танкиста в искусстве[править | править код]

  • Фильмы о танкистах

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
  • Объекты военные — Радиокомпас / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1978. — 678 с. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 6).
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Боевой устав Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР (взвод-отделение-танк).
  • Драбкин А. Танкисты. «Мы погибали, сгорали…». — М.: Эксмо, Яуза, 2012. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-52016-9.
  • Танкисты в боях за Родину. М.: ДОСААФ, 1965.
  • Танкисты в сражении за Ленинград. Л.: Лениздат, 1987
  • Жаркой Ф. М. Танковый марш. Под ред. М. Ф. Жаркого Танковый марш. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — СПб. : Издательство Михайловской военной артиллерийской академии, 2018. — 230 с. — ISBN 978-5-98709-303-0.
  • Robert Kershaw. Tank Men. The Human Story of Tanks at War. Hodder Paperbacks, 2009. 480 p. ISBN 0-340-92349-0 (Background & Preparation)

Ссылки[править | править код]

  • Артём Драбкин, Григорий Пернавский. Экипаж машины боевой. Я помню (23 января 2009). Дата обращения: 3 января 2014.

Здравствуйте, друзья! Представляю вам Четвертую часть супер популярной сказки о приключениях Маленького Танка и его друзей! Не пропустите наши новые сказки на Полянке Сказок! Всё лучшее, нашим детям!

scale 1200

На Секретной Военной Базе все были очень грустными. Особенно грустил Командир. Даже большой кусок шоколадного торта его не радовал. Он задумчиво ходил по ангару взад и вперёд, изредка поглядывая на Усатого Механика и сломанные танки. Их было много. Очень много. И сегодня привезли ещё три штуки. 

Это началось неделю назад. Танки мирно ездили на соседние базы по своим делам. Спокойно тренировались стрелять из своих пушек. И вдруг, кто то начал их ломать. Один за другим, сломанные и напуганные, они оказывались в ангаре Усатого Механика. Но главное, они не могли объяснить, что с ними случилось.

«Что с тобой случилось?» — спрашивал каждого из них Командир.

«Не знаю, — с грустью отвечал каждый танк, — сначала я услышал какой то странный гул, а потом удар, а потом я сломался.»

«А ты что думаешь об этом?» — спросил командир у Усатого Механика. 

Механик долго шевелил густыми рыжими усами, а потом ответил: «Я помню, что когда-то давно я где-то видел подобное, но к сожалению, забыл когда и где.»

От этих слов Командиру стало ещё грустнее.

Тогда Механик сказал: » не грустите Командир! Я придумал, что нам делать! Нужно взять самый маленький танк на нашей базе, хорошенько его замаскировать и отправить в разведку. Так мы точно поймём, кто за этим стоит.»

«Мысль интересная, — образованно сказал Командир, — но почему нужен именно Маленький Танк?»

«Потому что в него труднее попасть!» — уверенно сказал Усатый Механик.

Решение было принято. Вскоре Маленький Храбрый Танк и Весёлая Самоходка стояли возле ангара. Усатый Механик со своими помощниками густо мазал их грязью. Для лучшей маскировки он также привязал к их броне большие ветки с листвой. Издали действительно могло показаться, что это не танки, а небольшие пригорки, поросшие кустами. Командир был очень

доволен их видом. Ходя, по привычке, взад и вперёд он объяснил им их боевую задачу.

«Товарищи! — серьезно сказал Командир, — вам выпала честь спасти наше положение и защитить своих друзей. Отправляйтесь на разведку и выясните, кто ломает мои любимые танки. Шагом марш!»

Маленький Танк и Весёлая Самоходка рванули к воротам. Миновав их они долго мчались по дороге не говоря друг другу не слова. Наконец они устали и остановились. 

«А куда мы едем?» — спросила Самоходка тяжело дыша.

«Об этом я не подумал, -растеряно ответил Маленький Танк, — Командир так серьезно говорил, что я спешил выполнить его приказ. К тому же, я никогда не был в разведке. Что мы должны делать?»

«Для начала нужно внимательно осмотреться,» — важно сказала Самоходка, она была в разведке целых три раза и говорила с большим знанием дела.

«Что же, давай осмотримся,»- сказал Маленький Танк.

scale 1200

Они стали глядеть по сторонам. Стараясь выполнить приказ Командира друзья уехали далеко от Базы. Место, где они остановились, было очень красивым. Это было большое поле покрытое высокой зелёной травой. По правую сторону от них раскинулось широкое голубое озеро. По левую сторону возвышался холм, покрытый ковром из разноцветных полевых цветов. Яркое весеннее солнце и красивые пушистые облака дополняли картину.

«Что видите, солдат?!» — строго спросила Самоходка. Ей очень нравилось быть главной.

«Кругом такая красота!» — радостно ответил Маленький Танк. В такие моменты ему хотелось забросить подальше свою пушку, броню, гусеницы и стать Маленьким Молоковозом. Работать на ферме и возить парное молоко в детский сад, проезжая по таким вот прекрасным полям и лугам.

scale 1200

«Ты не заметил ничего необычного?» — продолжала спрашивать Самоходка.

«Нет, — ответил Маленький Танк, — только слышу какой-то странный гул.»

Действительно со стороны холма слышалось мерное гудение. Оно становилось всё громче. Из-за холма медленно поднялась в воздух диковинного вида машина. Она была немного похожа на самолёт, но крылья у неё были маленькими. На этих крыльях, грозно уставившись на друзей, висели ракеты. На верху машины быстро вращался большой винт. Из носа торчала законченная от частой стрельбы пушка.

«Это же боевой вертолёт, — сказала Самоходка, — по-моему мы нашли нашего разбойника.»

«Вам не уйти от меня! — сказал Вертолёт, — и можете больше не прятаться!»

«Как ты раскрыл нашу маскировку?!» — крикнул в ответ Маленький Танк. Ему было обидно, что маскировка не сработала.

«Вы здорово замаскировались под кусты, — сказал Вертолёт, — но я вас раскусил. Во-первых, я видел как вы ехали. Кусты не ездят! Во-вторых, вы говорите. А кусты не говорят! Вы просто хитрые танки. И сейчас я сокрушу вас своими ракетами!»

«А он умный, — шепнул Танк Самоходке, а Вертолёту крикнул, — почему ты на всех нападаешь? Мы могли бы подружится!»

«Я не хочу с вами дружить, — ответил Вертолёт, — мне нравится драться и побеждать больших и сильных противников. Вроде танков. Так я чувствую себя очень большим и очень сильным.»

«По-моему это очень глупо, — сказала Самоходка, — ты хулиган и задира.
И, очень плохо себя ведёшь!»

Вертолёт ничего не ответил и открыл огонь из своей носовой пушки. Пули не пробили броню Танка и Самоходки, он ударили больно. Они заревели моторами и дали задний ход.

«Дадим ему хороший урок! — крикнул Маленький Танк, — Самоходка, прикрой меня!»

scale 1200

Они резко остановились. Самоходка подняла орудие и открыла по Вертолёту огонь. Но тот легко увернулся от её снарядов с ответил залпом ракет. Три ракеты пролетели мимо, но четвёртая попала Самоходке в гусеницу. Та со звоном лопнула.

«Я потеряла ход!» — крикнула Самоходка.

Маленький Танк выстрелил, но промахнулся. Вертолёт засмеялся.

«Слабоваты вы, ребята! Сейчас я покажу вам, как надо драться!» — крикнул он.

«Не зазнавайся!» — ответил Маленький Танк и выстрелил снова.

scale 1200

Снаряд просвистел в воздухе и попал прямо в винт Вертолета. Лопасти со скрежетом разлетелись. 

«Ой! Мама!» — закричал Вертолёт и с грохотом рухнул на землю.

«Ура!»- закричала Самоходка.

«Будет знать,» — сурово сказал Маленький Танк.

По рации друзья вызвали с Базы помощь. Вскоре за ними приехал Усатый Механик на Большом Тягаче. Он долго ходил вокруг сбитого Вертолёта и шевелил усами. Наконец он погрузил всех участников сражения на Тягач и отвёз на Базу в свой Ангар.

Ремонт занял целых четыре дня. Командир зашёл навестить пациентов.

«Какие вы молодцы! — сказал он Танку и Самоходке, — вы положили конец безобразия этого разбойника. Надо будет не забыть наградить вас. После ремонта.»

«А что будет с Вертолётом?» — спросил Маленький Танк.

«С него уже сняли все ракеты и пушки, и отправили на общественные работы. Теперь он будет возить молоко с фермы детишкам в детский сад. Как смешно, он никогда больше не будет воевать!» — сказал Командир и рассмеялся.

Маленький Танк вздохнул и тихо сказал: «Эх, мне бы такие общественные работы.»

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Сказка Маленький Танк идёт в разведку.

Домашний кинотеатр

«Возвращение в Хогвартс»

Амедиатека, с 1 января

Долгожданная встреча выпускников школы чародеев, выдуманной британской писательницей Джоан Роулинг в конце 1990-х. Первая экранизация (о философском камне) вышла в 2002 году, а последняя (о Дарах Смерти) — в 2011-м. За 10 лет артисты кинофраншизы прошли долгий самостоятельный путь, превратившись из детей, которые росли на съемочной площадке, во взрослых, амбициозных, талантливых людей, которым есть что вспомнить, и что друг другу рассказать. Джоан Роулинг, мать всей истории, на встречу не пригласили в свете последних событий, но обещали, что она будет присутствовать в архивных кадрах.

«Сергий против нечисти»

KION, с 5 января

Главный герой, отец Сергий, раскрывает преступления, совершаемые нечистью, и не брезгует материальным вознаграждением за столь благое дело. Батюшка не сторонится земных удовольствий, что добром не заканчиваются, из-за чего попадает в поле зрения следователя Кати Земцовой. Правоохранительница верить в потусторонние силы отказывается и подозревает, что Сергий и есть преступник.

Главные роли исполнили Роман Маякин («Сладкая жизнь», «Триггер») и Лукерья Ильяшенко («Аванпост», «Инсталайф»), а также Дмитрий Куличков, Ирина Розанова, Михаил Осипов, Николай Шрайбер и другие. Сериал снят в формате киносторис — каждый эпизод длится не больше 15 минут.

«Солдаут»

Premier

Рэпера Drumma’K вышвыривают из лэйбла, но он сдаваться не готов. Договорившись с бывшим боссом на почти невыполнимые условия (записать полноценный альбом и дать концерт за короткий срок на площадке в 10 тыс. человек), герой идет за помощью к прожженному рокеру. Вместе им предстоит преодолеть конфликты интересов, поколений и музыкальных эпох, чтобы создать новый саунд и покорить аудиторию. Сериал создали Константин Майер («Настя, соберись!», «Я худею») в сотрудничестве с молодыми сценаристами Темой Золотаревым и Алексеем Ионовым. Важнейший элемент шоу — музыку — обеспечили «БИ-2», Noize MC, RAM, Thomas Mraz, Карандаш, Лигалайз, Хамиль («Каста»), Илья Найшуллер, Михаил Козырев, Alizade, Тима Ищет Свет и многие другие.

Глеб Калюжный на съемках сериала «Солдаут»

Глеб Калюжный на съемках сериала «Солдаут»

© КАТЯ ГОДУНОВА / ПРЕСС-СЛУЖБА

«Почка»

KION, с 1 января

Инспектор пожарной службы (Любовь Аксенова) без зазрения совести берет взятки от всех, кто подвернется под руку, но однажды «взятка» для жизни понадобится ей самой. У героини отказывает почка — нужна замена. Оказывается, никто не желает отдавать инспекторше здоровый орган, и ей придется добывать его с боем. Драмеди про жажду жизни спродюсировала Авдотья Смирнова («Вертинский», «История одного назначения»).

«Эйфория»

Amediateka, с 10 января

Продолжение «саги о Ру и Джулс» авторства Сэма Левинсона с Зендеей в главной роли. Подростковая драма, вышедшая на HBO в 2019 году, рассказывает о жизни современных американских старшеклассников, чьи интересы не ограничиваются только лишь любовными переживаниями. Левинсон показал, что стоит за стремлением взрослеющего организма к саморазрушению, и за это «Эйфорию» уважают и ценят зрители во всем мире.

«Трагедия Макбета»

Apple TV+, 14 января

Фильм Джоэла Коэна, который он снял без брата Итана, временно отошедшего от киноиндустрии. Хотя автор и признавался, что снимать в одиночку непривычно, экранизировал не что-нибудь, а 500-летнюю пьесу Уильяма Шекспира. Разумеется, Джоэл далеко не первый режиссер, покусившийся на это произведение (до него адаптации делали Акира Куросава, Орсон Уэллс, Роман Полански), но критики уже влюбились в версию Коэна.

«Станция одиннадцать»

Кинопоиск+ more.tv

Цивилизация сгинула от загадочного вируса, а по ее обломкам бродит театральная труппа «Дорожная симфония», играя Шекспира для всех, кто выжил и ютится на неуютных остатках Северной Америки. Однажды артисты прибывают в город, которым правит самопровозглашенный провидец. Сериал снят по бестселлеру Эмили Сент-Джон Мандел режиссером Хиро Мураем. В главных ролях — Маккензи Дэвис, Гаэль Гарсия Берналь и Химеш Патель.

«Купе номер 6»

Premier, Kinopoisk, c 6 января

Роуд-муви финского режиссера Юхо Куосманена с Юрой Борисовым, Юлией Ауг и Сэйди Хаарла, покорившее публику международных кинофестивалей и мировой аудитории (две награды в Каннах и номинации на «Золотой глобус» и «Оскар»). По сюжету финская студентка едет поездом Москва-Мурманск, где встречает русского шахтера Леху. Вместе им придется ехать в одном купе, разговаривать и пытаться друг друга понять. Фильм снят по роману Росы Ликсом.

«Нас других не будет»

Kion

Рассказ о Сергее Бодрове-младшем от лица коллег, друзей и соратников. В документальном фильме режиссёра Петра Шепотинника помимо Бодрова возникают и другие герои: Алексей Балабанов, Сергей Сельянов, Вячеслав Бутусов, Иосиф Бродский. 

Подкасты

«Время и деньги»

Исторический подкаст о том, как предприниматели двигали экономику Древней Руси, Российской империи и СССР. Шоу выпускает студия «Либо/Либо».

Фото: Яндекс. Музыка

«Женщины и все»

Слушать

Подкаст про женщин от команды онлайн-издания «Горящая изба»: тут и про финансы говорят, и про психологию, и про литературу. В общем, обо всем, что интересует современных женщин.

Фото: Яндекс. Музыка

«Закат империи»

Слушать

Андрей Аксенов рассказывает о многогранной истории начала XX века в Российской империи, где нашлось место и феминизму, и гламуру, и кинематографу, а также дворцовым интригам и политическим баталиям. Такое точно не узнать из школьных учебников.

Фото: Яндекс. Музыка

«Голый землекоп»

Слушать

Просветительское шоу биолога и журналиста Ильи Колмановского о научных открытиях. С недавних пор — о слонах: автор влюбился в них после визита в Национальный парк Амбосели в Кении и не устает открывать миру секреты их особенной жизни.

Фото: Яндекс. Музыка

«Школа рока»

Слушать

Подкаст для тех, кому небезразлична история одного из самых масштабных музыкальных жанров. Узнать можно обо всех самых ярких его представителях — от Black Sabbath до группы «Тяжелый день».

Фото: Яндекс. Музыка

«А главное — зачем?»

Слушать

Шоу редакции «РБК Стиль» о проблемах насущных: выясняем, зачем бежать из соцсетей, интересоваться феминистским искусством, примерять виртуальную одежду и соблюдать правила этикета.

Фото: Яндекс. Музыка

Альбомы и плейлисты

Animal ДжаZ «Раритеты»

Ссылка

13 композиций 2002-2012 годов, которые не попали на номерные пластинки группы и почти не исполнялись на концертах. Среди них песни «Стекло», «Листай эфир», «Наше время» и «Антракт».

Фото: Яндекс. Музыка

Тима Ищет Свет — «Зеркало»

Ссылка

Сборник песен о том, что окружающий мир не столь прекрасен, как хотелось бы, и когда он станет лучше — неизвестно. Предыдущий релиз музыканта «Бойня» «Афиша Daily» назвала одним из 30 лучших постсоветских альбомов 2020 года.

Фото: Яндекс. Музыка

Mary Gu — «Хорошее и плохое» + «Плохое и хорошее»

Ссылка

Вряд ли ваших ушей не коснулся хит Джарахова «Я в моменте», записанный с Mary Gu. За пределами фита с Эльдаром у Марии достаточно собственной пронзительной лирики, наполненной девичьей меланхолией.

Фото: Яндекс. Музыка

«Дайте танк (!)» — «Слова-паразиты»

Ссылка

Мюзикл длиной в 12 минут с визуалом в виде анимационного клипа, который рисовали шесть художников. В песне 1329 слов — с момента выхода в апреле и до конца ноября она считалась самой крупной по количеству слов, но потом случился релиз «Кто убил Марка?» Оксимирона.

Фото: Яндекс. Музыка

«Самое большое простое число» — «Потерянное зеркальце»

Ссылка

Аудиосказка по мотивам одноименного произведения Павла Пепперштейна. Героев озвучивают Евгения Борзых, Александр Гудков, Яна Троянова, Антон Лапенко и другие

Фото: Яндекс. Музыка

Adele — «30»

Ссылка

Четвертая пластинка британской певицы, в которой она обращается к сыну, бывшим возлюбленным и взрослеющей себе.

Фото: Яндекс. Музыка

Indie Playlist

Ссылка

Сборник хитов от независимых музыкантов для фонового сопровождения праздничных выходных.

Фото: Spotify

Kitchen Swagger

Ссылка

Специальный плейлист для кулинарных экспериментов в свое удовольствие.

Фото: Spotify

«Лакричная пицца»

Ссылка

Саундтрек к свежему фильму Пола Томаса Андерсона, который вы наверняка пойдете смотреть в кино.
 

Фото: kinopoisk

YouTube-шоу

«А поговорить?»

Итоги года в науке обсуждает с ведущей Ириной Шихман научный журналист Илья Колмановский. Разумеется, коронавирусные проблемы не забыли.

«Редакция»

Фильм Саши Сулим об убийствах, совершенных женщинами. В жизни. Не в кино.

«О чем шум?»

Серия интервью с тарологами, астрологами и скептиками — психологами, биологами и социологами. Зачем гадать, если можно выбирать?

«Радио Долин»

О достижениях мирового кинематографа в непростом 2021 году рассуждает главный киноэксперт России.

«Просто о сложном»

В гостях у Софико Шеварнадзе — астрофизик Владимир Сурдин, готовый отвечать на самые абсурдные вопросы из фантастики и мистики, которые связаны со звездами и планетами.

Сюжет в онлайн-играх — очень странный предмет. С одной стороны, игровой процесс, завязанный на взаимодействии реальных игроков, PvP-сражениях и совместных рейдах не требует такой масштабной сюжетной обвязки, как в синглплеерных играх. Все-таки акцент совсем не на историях. Но с другой стороны, однообразные квесты, скучные описания игровых предметов или неинтересные внутриигровые события могут отбить желание играть даже при самом талантливом геймдизайне.

Особенно яркий пример того, насколько непростой задачей может быть раскрытие сюжета, — исторические онлайн-игры. Как раскрыть интересный сюжет, если весь игровой процесс — это передвижение от одного обособленного сражения к другому, а развитие игрока прочно связано с реальной исторической хронологией?

World of Tanks — одна из самых популярных игр в России, основанная на истории бронетехники. Более 600 танков, представляющих самые разные инженерные школы, выступают главными героями игры. Сюжета в классическом понимании в World of Tanks нет, однако это не мешает сотням тысяч “танкистов” уже более десяти лет увлеченно сражаться на полях боя в игре.

Мы поговорили с копирайтером Виталием Бугорковым и 3D-художником Максимом Бондариком из Wargaming и расспросили, как рассказывают истории в World of Tanks и что придумывают разработчики, чтобы наполнить игру новыми смыслами.

Расскажите, пожалуйста, заложена ли в World of Tanks какая-то сюжетная линия, которую можно проследить по мере прокачки?

Виталий Бугорков:

— World of Tanks — историческая игра, где главный сюжет основан на развитии бронетехники. В таких играх, как «танки», сюжетные элементы не раскрываются как в синглплеерных играх, ведь когда основой геймплея выступает отдельное танковое сражение, то историю невозможно рассказывать таким же образом, как в играх с открытым миром или в линейных сюжетных приключениях. Но и совсем обойтись без сюжетных элементов было бы неправильно. Поэтому в World of Tanks используются другие средства для того, чтобы рассказывать интересные истории. В первую очередь это специальные игровые события – из недавних можно вспомнить хэллоуиновский хоррор «Мирный-13» и уникальный режим с ассиметричным геймплеем «Последний Ваффентрагер».

Еще истории можно рассказывать через стили и их описания. Идея добавлять «вырезки из дневника» в описания стилей, а точнее подавать это описание целиком в виде вырезки, пришла почти сразу со стартом разработки трехмерных стилей. До этого, как правило, использовался текст, содержащий сухую информацию вроде «стиль основан на камуфляжной схеме, применяемой в тропической местности войсками 3-го отдельного бронетанкового корпуса бла бла бла…». Это, безусловно, очень интересно, но мне в тот момент казалось, что совершенно новые и необычные «шкурки» должны быть необычными во всем. У креативного директора было получено одобрение на «восхитительные истории», и с того момента пошла традиция писать от первого лица.

«Гранит»

Рассказ про танки слушать

Проба пера. Самое первое осторожное описание стиля в новом формате. С каждым последующим описанием углублялись всё больше и больше в художественность.

«Это венец бронетанковой промышленности послевоенного СССР, бронебойный кулак, способный проломить самую крепкую оборону и рассчитанный на максимально эффективные действия против наземной и воздушной угрозы в любых погодных условиях, а также в условиях химического, биологического и ядерного загрязнения. Так говорит мой командир. А командир всегда прав».

Задача эта несколько осложнялась тем, что нужно было оставаться в рамках указанного периода, или нации, или типа техники, или бог знает чего ещё. Описание-рассказ должно было стать дополнением ко внешнему виду машины, не быть чужеродным, не выпячиваться на её, машины, фоне. А главное – не повторяться. Когда стилей десяток, добиться непохожести довольно просто. Но когда их уже 50+, нужно трижды всё перепроверять, чтобы избежать самокопирования.

Бывает, осеняет, мол «О, какая клёвая идея! Сейчас оберну её в описание стиля… хотя погодите, это уже было на %tankName%». И все сначала.

Максим Бондарик:

— Как уже было сказано, в последние годы мы разрабатываем не только привычные нам исторические танки, но и множество нестандартных машин, которые появляются в различных специальных внутриигровых событиях. Например, танки для «Стального охотника». Это режим в духе баттл-рояля, в котором каждый игрок сражается сам за себя и прямо во время боя может улучшать свою машину. С визуальной точки зрения танки должны были своим внешним видом показывать свои технические характеристики — на более бронированных были большие защитные экраны, а более скоростные отличались облегченной компоновкой. Одна боевая машина могла состоять из элементов сразу нескольких танков. Например, советская модель могла иметь башню от КВ-4, а корпус от ИС-М.

Рассказ про танки слушать

Вы сначала придумываете историю, а потом создаете стиль или наоборот?

Максим Бондарик:

— Для каждого внутриигрового события танки разрабатываются согласно внутреннему сюжету и геймплейным особенностям. Например, танки для ивента «Большие гонки» мы создавали так, чтобы они выглядели сверхбыстрыми, что непривычно для обычного танка на поле боя. Обязательно нужно было сделать для каждой машины особый двигатель, свой для каждой нации. К примеру, на советском танке нужен был агрегат советского производства, а не движок от Bugatti или Ferrari. Еще нужно было забронировать корму танка, ведь в соответствии с геймдизайном танковых гонок мы не могли повредить противнику двигатель либо сбить ему гусеницу. Поэтому задача была визуально это подчеркнуть. Кроме того, на «гоночных» танках нужна была ярко выраженная, мощная система выхлопа, чтобы добавить больше ощущения «гоночности». К ней в последующем прибавились еще и крутые визуальные эффекты.

«Выдуманные» танки или альтернативная история?

Виталий Бугорков:

— Другой вариант — когда мы отталкиваемся от внешнего вида и уже на его основе создаем сюжет. Очень сильно помогает нестандартный подход. В качестве примера можно привести стиль с названием «Пушыстик», который был экспериментом и ожидаемо стал предметом обсуждений и критики, что не прекращается до сих пор. Суть в том, что описание стиля построено на письме маленькой девочки отцу, которая скучает и шлёт папе своего любимого плюшевого мишку – Пушыстика. Всё это письмо пестрит намеренно допущенными ошибками, передавая несовершенство детского правописания. Идея такого нестандартного описания возникла как раз при осмотре концепта на танк Объект 277. Мы заметили плюшевого медведя, расположенного в авоське на башне. Так и появилась мысль оттолкнуться именно от этого элемента внешнего вида.

«Пушыстик»

Рассказ про танки слушать

«…а вчера я опять получила пятёрку! Я пересказала твоё письмо, каторое мне читала мама. Ты писал в нём про места, куда тебя отправил камандир, я слушала и запоминала. А потом расказала об этом на уроке и учительница сказала, что я молодец! Весь класс слушал внимательна, всем было интересно. Мы с мамой и маленьким Андрюшей очинь скучаем, ждём тебя скорее домой. Особено мама, она иногда плачет по ночам. Она говорит что там у тебя очень опасно, поэтому я отправляю тебе Пушыстика. Он защетит тебя и твоих друзей. А когда вы вернётесь, мы вместе послушаем, как он тебя защещал. Мы тебя очень любим, папочка! Приежай домой быстрее! Твоя дочка Маша».
Но беда в том, что многие игроки не читают описания, но названия видят всегда, потому в нас и посыпалась лавина критики, мол, вы кого вообще наняли-то. Те, кто прочитал описание и всё понял, принялись объяснять смысл, и вышла долгоиграющая дискуссия.

Стоит дополнить, что альтернативой «Пушыстику» шёл стиль на другой танк, и этот стиль не должен был теряться на фоне истории про медвежонка. Пришла идея перевернуть всё с ног на голову — и родилось описание, основой для которого послужила песня «Як-истребитель» Владимира Высоцкого. На данный момент «Часовой» — единственный стиль в игре, описание которого идёт от лица самого танка, а не его экипажа.

«Часовой»

Рассказ про танки слушать

«Опять они хлопают люками, как у себя дома. Как им объяснить, что нельзя так с техникой? Всему же есть предел! Сердце и так уже кашляет масляными брызгами, не в силах больше пережевывать бензин пополам с землёй. Но я пока держусь и тащу свой экипаж в очередную точку на карте, где ценой моего ресурса люди решили отстоять свои меркантильные интересы. Сложно сказать, чего мне хочется меньше — превратиться в догорающий остов тут, в непролазных лесах, или мирно уснуть под сантиметровым слоем пыли в одном из технических музеев. Оба исхода одинаково противны, но тут от экипажа всё зависит. Мне без него всё равно не жить. Равно как и ему без меня — для парней внутри нет запасных частей».

В дополнение замечу, что найти «опору» для описания — это уже половина дела. Например, стиль «Последний дракон» на китайский WZ 111 model 5A основан на знаменитой сцене с виноградниками из советского фильма «Отец солдата».

«Последний дракон»

Рассказ про танки слушать

«Почему понизили до командира взвода? Не выполнил приказ. Не выполнил — и не жалею об этом. Они проложили маршрут так, что мне пришлось бы идти всей колонной через рисовые поля. Мимо дорог, мимо проложенных коммуникаций. Прямо по полям. И как мне надо было реагировать? Моя семья, сколько себя помню, выращивала рис, кормила и себя, и страну. Работа начиналась ещё до рассвета и заканчивалась глубоко за полночь. Это бесконечно тяжкий труд, и нашему руководству стоило бы хоть раз поработать в поле, чтобы понять это. Я не для того шёл в армию, чтобы давить гусеницами труд своего же народа, на чьи деньги формально этот танк и построен. Уважение к ближнему — это несложно. Если цена ему — мои погоны, пусть так. Чистая совесть для меня всё равно дороже».

В World of Tanks очень много «музейных» танков — исторически точно воспроизведенных машин, характеристики которых списаны с реальной техники. А есть в игре какие-то отступления от историчности?

Виталий Бугорков:

— Есть случаи, когда в описаниях некоторых стилей мы делаем исторические допущения, основанные, тем не менее, на реальных событиях и моделях техники. Например, стиль на советский танк Объект 430У «приписывал» эту машину израильской армии, помещая танк во времена Шестидневной войны. Это как раз альтернативная история, поскольку такой танк не существовал в металле. Но почему бы и нет? Почему бы не предположить, что он был в единственном экземпляре взят на обкатку израильтянами и брошен с полигона в настоящие боевые условия? Вот и названия они дали ему своё — «Келевра» («Плохая собака» на иврите. И да, привет, Слевин!). Описание самого стиля идёт от лица израильских танкистов.

«Келевра»

Рассказ про танки слушать

«Ну вот и всё, можно выдохнуть. Хотя и я, и мои парни за эту неделю постарели на пару лет, это точно. Что будет дальше — пусть решают наверху, мы же пока приведем в порядок матчасть и выспимся хорошенько. Ах да, ещё толком изучить эту машину надо — никто подобного не видел. Чудо просто, что её удалось захватить почти без боя. Судя по внешнему виду и этой грозной пушке, мы могли бы получить массу неприятностей. Надо ждать комиссию; может, они прольют свет на то, что нам попало в руки. Если это принципиально новый танк, то каков он в бою? Откуда он у египтян? Сколько ещё таких машин на той стороне? Не хотелось бы с ними встретиться в прямом столкновении. Да и вообще… Не хочу я больше никаких столкновений».

То же самое касается стиля на ИС-3 с названием «Монту». Только в данном случае описываемые события вполне историчны, танк действительно воевал на Ближнем Востоке под флагами египтян, а стиль назван в честь египетского бога войны. В пару ему пришла «Сехмет» — богиня, давшая название стилю на танк Объект 140, также поступившего на службу египтянам (но в данном случае якобы поступившего), однако экипаж в нем остался советский — танк новый, давайте-ка мы сами его опробуем, а потом, если всё пройдёт нормально, отдадим его вам. Таким образом, текст описания идёт от лица советского экипажа.

«Сехмет»

Рассказ про танки слушать

«Опять этот песок, везде бесконечный песок, а на броне — хоть яичницу жарь. Я уже не засад и минных полей боюсь, но этого проклятого солнца — уж оно-то скорее меня добьет. Ахмад, наш проводник, говорит, мол, нам ещё повезло с погодой. А «не повезло» тогда — это как? Благо техника пока терпит, исправно заводится и не кипит, хотя мы воздушные фильтры меняем наверное чаще, чем топливо заливаем. Да этот зверь похоже только на фильтрах и работает. Ну хоть удалось выгодно махнуть ПТУРы на вроде бы качественно сотканный ковер и пару бочек питьевой воды, всё равно от них тут толку ноль. Ладно, собрались! Пора за работу. Галанин, запускай мотор. Попробуем пережить ещё один день в этой «стране чудес»».

К слову, в стиль попала пасхалка — мехвод по фамилии Галанин. Отсылка на лидера группы «СерьГа», а «страна чудес» в финальной фразе — знаменитая антивоенная песня этой группы.

Описания вообще благодатная почва для разного рода пасхалок, главное — не лупить в лоб и не переборщить. «Маленький Барт», стиль САУ с самым крупным калибром — отсылка на немецкую «Большую Берту». В названия можно зашить что угодно, начиная от идентифицирующего принадлежность слова (те же Монту и Сехмет), до юмора «не для всех». К примеру, у нас есть праздничный новогодний двухмерный стиль со странным названием «G, Fis, E, D, C, H, A, G». На нём изображён Щелкунчик, а знакомый с нотной грамотой игрок смекнет, что в название стиля вынесен кусок знаменитой темы из балета П. И. Чайковского.

А когда стиль полностью выпадает из концепции «историчного», то хочется подчеркнуть это и описанием. Например, припасенный к особому игровому событию стиль для шведского UDES 15/16 вообще получил описание в стихах:

«Живая сталь»

Рассказ про танки слушать

Вольфрам засыплю тугоплавкий,
Титана с кобальтом добавки,
Сульфида ртути,
Медь и серу,
Побольше цинка,
Хрома в меру.
Пусть сталь сольётся воедино с моею волей, господина,
И превратится в лёд и пламень,
В клинок и щит,
В перо и камень.
В водовороте элементов, дождавшись нужного момента,
Познав, что ярость в ней и сила,
Рекою хлынет из горнила.
Литьё и ковка — тигель, молот,
Закалка после — в жар и в холод.
Под хор оккультных заклинаний,
Под леденящий гул стенаний,
Под лязг цепей и рёв мотора
Ложатся скобы прытко, споро.
И шов за швом, листы сшивая
Броня рождается живая.
И вот уж зверь готов к походу
В пески и снег,
В огонь и воду.
Не рано ль праздновать победу?
Бегите.
Он идёт по следу.

Максим Бондарик:

— При создании неисторичных машин мы руководствуемся в первую очередь банальным здравым смыслом и логикой. Если по сюжету танк электрический, то значит где-то должны быть генераторы, которые вырабатывают ток, где-то проведены специальные провода. Если это гоночный танк, о которых я говорил раньше, то двигатель должен выглядеть мощно, чтобы сразу игрок мог понять, что он не обычный, а модифицированный специально для скоростной езды.

Рассказ про танки слушать

Все эти элементы мы ищем по фотографиям и согласовываем с историческими консультантами — мог ли такой элемент быть в ту эпоху, к которой ивент относится, может ли он выполнять нужную нам функцию. Еще советуемся с геймдизайнерами, чтобы убедиться, что танк отчетливо дает игрокам понять свои основные геймплейные особенности и функции.

Помянутый выше стиль «Монту» говорит о том, что танк несколько раз менял хозяина, переходя от египтян к израильтянам и обратно. И всегда с боем.

Рассказ про танки слушать

Поскольку машина реальная, мы полностью следовали реальным снимкам. На танке можно увидеть следы старой египетской краски и эмблем, поверх которых нанесена израильская краска и эмблемы, а также следы более свежей египетской краски и соответствующих эмблем поверх израильской, так как танк был повторно отбит в соответствии с легендой. Только некоторые элементы обвеса, такие как канистры с водой и матрас, были нашим дополнением, чтобы стиль был читаемым.

Рассказ про танки слушать

С отдельными стилями разобрались. А есть ли в World of Tanks большие сюжетные линии, которые разработчики «зашили» в описания стилей?

Виталий Бугорков:

— Да, иногда простого «одиночного» описания становится мало. Если стили схожи и идут комплектом, то они вообще могут получить единый сквозной сюжет, куски которого подаются друг за другом. В этой связи расскажу еще немного про альтернативную историю: у нас есть такая тема визуального оформления, как Панцерваффе’46. В неё входит немецкая техника, которая существовала или в единичных экземплярах, или в макетах, или вообще только на чертежах. Мы в рамках предположения «Что, если…» отправляем ее в бой в последние дни Второй мировой, которая, предположим, шла еще год-другой, и обвешиваем самым современным на тот момент оборудованием. Но в этой альтернативной реальности война тоже фактически проиграна немцами, пусть последний выстрел еще и не прозвучал. Экипажи этих машин, от чьего лица идет повествование, это прекрасно понимают, как и понимают первоочередные проблемы и нужды армии: топливо, продовольствие, медикаменты. Тут и рождается персонаж, который в трех последовательных стилях фигурирует, как «старый дурак Беккер». Это некий собирательный образ оторвавшегося от реальности высокого штабного офицера, который удовлетворяет скорее какие-то свои амбициозные хотелки, вместо того, чтобы оказать реальную помощь вверенным ему войскам.

«Кларер Химмель»

Рассказ про танки слушать

«…Этот старый дурак Беккер ничего не понимает в военном ремесле. Он же железнодорожник, кто его вообще допустил до наших танков? И вот от него пришло предписание с «настоятельными рекомендациями» установить зенитное орудие для обеспечения ПВО и прикрытия пехоты. Серьёзно? В условиях городского боя только сумасшедший встанет за эту пушку — это самый быстрый способ проститься с жизнью. Он предлагает сбивать из неё самолёты? Да Шварцер Тод даже наше основное орудие не возьмёт, как мне порой кажется. Лучшее средство от авианалётов — бежать. Бежать изо всех сил. А ведь когда-то у нас было господство в воздухе — и где сейчас наша авиация? Такие как Беккер её и похоронили. Всю до последнего самолёта. Мы просили топливо и артиллерийские тягачи, но ему всё равно — он там, в тёплом кабинете. А мы тут всё глубже и глубже спускаемся в ад»

«Ландкройцер»

Рассказ про танки слушать

«Ну вот и всё. Шенкер, Хаас, Кауфман… Вот вы и получили свои кресты, но вовсе не те, которые обещал вам старый дурак Беккер. Витмайера мы так и не нашли, а Ланг вряд ли протянет до вечера. И этих пятерых храбрых парней, что прошли со мной весь земной ад, заменили на молодняк, которому лет меньше, чем я ношу эту форму. Да, у нас жестокий кадровый голод, но разве эти пареньки заслужили такую участь? Даже они уже всё понимают, не смеются и не бравируют мощью нашей некогда великой армии. Я знаю, что красные звёзды лязгают гусеницами уже совсем рядом. Но им не нужен Берлин — они идут за мной. Идут воздать за четыре года, что я играл с огнём. Правильно всё-таки говорят, мол, каждому по делам его. А я свои дела уже сделал. Шенкер, Хаас, Кауфман, друзья мои, простите, что нам пришлось так расстаться. Мы уже очень скоро встретимся»

«Наменлос»

Рассказ про танки слушать

«День начался с двух хороших новостей, если в текущей ситуации хоть какую-то новость можно считать хорошей. Во-первых, бензовозы, прибывшие в часть накануне, особо не пострадали после ночного налета штурмовиков, и нам не придется торчать в этой дыре еще неделю. Во-вторых, наконец-то с должности сняли Беккера. Ох, как же я ждал этого события. Я готов был половину своих наград отдать за возможность самолично засунуть этого старого дурака в кресло зенитчика одной из тех бесполезных игрушек, что он с таким рвением прикручивает на наши танки. Я даже подумал, что теперь в штабе завелись грамотные люди, которые поняли всю нелепость его затей. Что ж, пусть возвращается на железную дорогу со своими зенитками, вот уж там парни порадуются. А нам пора сниматься с места и двигаться на помощь 101-му корпусу. Если там ещё осталось кому помогать…»

Таким образом стили на Е 100, Maus и VK 72.01 K мало того, что выполнены в одном ключе визуально, так еще и содержат единую последовательную историю. Возможно, когда к ним добавится четвертая машина, мы узнаем о старом дураке Беккере новые подробности.

Еще можно отметить, что все стили для «Боевого пропуска», начиная со второго сезона, сюжетные. Их описание дополняет ту историю, которая раскрывается по ходу прохождения игроком этапов Боевого пропуска. Как правило, стили завязаны на тех персонажах, что стали главными героями того или иного сезона. Это же касается и стилей на Хэллоуин. В качестве примера Leopard 1:

«Блицлихт»

Рассказ про танки слушать

«Боюсь ли я темноты? Скажем честно, в армию я шёл за приключениями. За острыми ощущениями. Когда я был ещё ребёнком, то иногда фантазировал на тему того, как меня отправят на особо важное спецзадание, и я его героически выполняю. А потом — награды, почёт и уважение, слава. И вот не верь после этого в судьбу. Хотел острых ощущений — получай сполна. Получай то, что заставит с криками вскакивать посреди ночи даже спустя годы. Получай то, что щедро добавит седины в шевелюру тридцатилетнего парня. Получай то, от чего будешь сторониться каждого шороха, жужжания электричества и пляшущих от костра теней. Спецзадание, на которое шли обычные целеустремлённые люди, а возвращались… Давайте без подробностей. Боюсь ли я темноты? Вы не представляете, насколько»

Последний вопрос по нашей теме: будет ли в World of Tanks сюжетная кампания?

Виталий Бугорков:

— Мы стараемся раскрывать истории в небольших частях игры, не объединяя всё это в одну сюжетную линию. Конечно, более масштабные истории, похожие на традиционные кампании из синглплеерных игр, мы тоже уже раскрывали — к 75-летию Победы, например, были исторические PvE-сражения c определенным сценарием под общим названием «Дорога на Берлин». До этого мы делали большое историческое событие по битве на Курской дуге.
Как я уже говорил раньше, были и менее историчные (мягко говоря) режимы — «Мирный-13», «Последний Ваффентрагер», «Стальной охотник», гонки и т.д. То есть здесь сочетаются два направления — исторические/околоисторические события и их воспроизведение в игре и фантастические сюжеты созданные специально для наших игроков.

Ниже пример кусочка сюжета события «Мирный-13», который подавался фрагментарно и вразнобой, чтобы к концу события игрок смог собрать полную картину произошедшего. Таких свидетельств было 27 штук.

Рассказ про танки слушать

Игрокам нравятся классные не сильно перегруженные сюжеты — мы будем и дальше экспериментировать с этим направлением. Тот же «Боевой пропуск» — это такая активность, в которой мы рассказываем истории персонажей и даже показываем мини-сериал по мотивам сезона.

Основной же сюжет в World of Tanks подаётся фрагментарно и привязан, как правило, к каким-то конкретным событиям, режимам или стилям. Сама мировая история танкостроения и есть наш основной сюжет.

За что его любил маршал бронетанковых войск Михаил Катуков и ненавидели немцы

Судьба этого удивительного танка неразрывно связана с первыми, самыми трудными месяцами Великой Отечественной войны. Сложись ее начало более удачно для Красной армии, и Т-60 вообще мог не появиться. В реальности же создание этого танка, который по многим показателям был шагом назад в отечественном танкостроении, оказалось вынужденной, но очень эффективной мерой. Маленький, со слабым бронированием и всего-то 20-миллиметровой пушкой, он позволил советским войскам удержаться под Москвой и перейти в контрнаступление, участвовал в обороне Крыма и Северного Кавказа и даже успел повоевать во время полного снятия блокады Ленинграда.

Письмо Сталину

Рассказ об истории малого танка Т-60 стоит начать с того, что машин с таким индексом было две. Первым обозначение «Т-60» получил танк, который позднее стал известен как Т-30. Это была упрощенная, без водоходного оборудования и с некоторыми изменениями конструкции версия плавающего танка Т-40, созданного конструктором Николаем Астровым в 1939 году. По распоряжению правительства московский завод №37, выпускавший эти машины, должен был прекратить их производство и заняться сборкой легких танков Т-50. Но возможностей быстро освоить гораздо более сложную и тяжелую «пятидесятку» у завода не было. И тогда Николай Астров предложил вместо нее выпускать сухопутную версию «сороковки».

Танки Т-60 завода №37 проходят по Красной площади, 7 ноября 1941 года

Свою идею конструктор и военный представитель завода №37 полковник Василий Окунев изложили в письме, которое вечером в первой половине июля 1941 года опустили в специальный ящик у Никольских ворот Кремля. Туда попадала корреспонденция, предназначенная для самого Сталина, и письмо Астрова и Окунева оказалось в руках у Верховного главнокомандующего в ту же ночь. Оценив преимущества предложенного решения, Сталин отправил на московский завод заместителя наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева. Его задачей было оценить, насколько боеспособной может быть новая машина и как быстро ее смогут освоить в производстве.

Малый плавающий танк Т-40, на основе которого был разработан Т-60

14 июля, познакомившись с опытным образцом танка, замнаркома Малышев написал на имя курировавшего танковую промышленность Вячеслава Молотова письмо, в котором полностью поддержал идею Николая Астрова. А три дня спустя Молотов подписал постановление о выпуске легких танков Т-60 на заводе №37. Причем объем выпуска предполагался солидным: сразу 1600 машин до конца 1941 года!

Легкий танк Т-30, сухопутный вариант танка-амфибии Т-40, выпуска свердловского завода, зима 1941-42 годов

Пока решалась судьба предложения по измененному Т-40, в конструкторском бюро Астрова по распоряжению Госкомитета обороны подготовили еще один проект малого танка на той же базе. Он получил гораздо более простые корпус и башню, что позволяло выпускать его еще быстрее и даже на не слишком приспособленных к тому предприятиях. Эта машина получила внутренний чертежный индекс 060, и в конечном итоге именно она и стала тем самым знаменитым Т-60.

Танк, вооруженный по-самолетному

Широко распространена версия о том, что идею оснастить Т-60 приспособленной к установке в танковой башне авиапушкой ШВАК калибром 20 мм подал во время первого визита на завод Вячеслав Малышев. Сегодня уже известно, что подобное решение принималось несколько иным образом. Первоначально Т-60, как и Т-30, и их общий прародитель Т-40, должен был вооружаться крупнокалиберным пулеметом ДШК. Но обеспечить их выпуск в объеме, который позволил бы вооружить все вновь выпускаемые танки, оружейный завод не мог, а другого крупнокалиберного пулемета в распоряжении танкистов не было. Вопрос стал предметом обсуждения на специальном совещании в Наркомате обороны, на котором и оформилась идея установки в новый малый танк авиапушки. Это не только решало вопрос с вооружением, но и увеличивало огневую мощь Т-60.

Прототип Т-60, который служил учебным пособием на Горьковском автозаводе

В течение нескольких дней из двух модификаций пушки ШВАК – крыльевой и турельной – создали новую, приспособленную к размещению в танковой башне. Именно ее и получил второй прототип «шестидесятки», который вскоре был показан Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. Вскоре новая машина отправилась на испытания, которые и завершились принятием танка Т-60 на вооружение Красной армии. А новые пушки, получившие в итоге индекс ТНШ-1, стали ставить и на некоторые танки Т-30.

Танки Т-60 на улице Горького перед парадом 7 ноября 1941 года

К тому времени, как Т-60 был принят на вооружение, перед тремя заводами – в Москве, Харькове и Горьком – уже стояла правительственная задача по выпуску 10 тысяч (!) легких танков. Первоначально имелись в виду машины, известные сейчас под индексом Т-30. Но когда стало понятно, что с точки зрения технологии производства и толщины бронирования Т-60 превосходит эту модель, заводы переориентировали на него.

Малые танки Т-60 с десантом на марше

Сегодня такая цифра – десять тысяч танков за полгода – кажется невероятной. В первые месяцы войны такая задача выглядела всего лишь очень непростой. Горьковский автозавод, которому поручалось выпустить треть от общего числа Т-60, и без того занимался производством двигателей для этих машин и другого оборудования. Московский завод уже имел опыт производства Т-40 и тоже мог справиться с заданием. Под вопросом оказался Харьков: вскоре после выхода постановления стало ясно, что харьковский завод придется эвакуировать. Это серьезно нарушило планы, и постановление в конечном итоге так и не было выполнено в полном объеме.

Мастер на все руки

Суммарный выпуск всех модификаций танка Т-60 за неполные два года, с августа 1941-го по февраль 1943-го, составил 5665 экземпляров. Такой показатель делает Т-60 третьим по численности – после Т-34 и Т-70 – отечественным танком времен Великой Отечественной. А если вспомнить, на какое время пришелся основной выпуск машины, то становится понятно, что без «шестидесятки» положение Красной армии зимой 1941 года и в течение всего 1942-го было бы заметно иным.

Пехотинцы отрабатывают взаимодействие с танком Т-60, Западный фронт, лето 1942 года

Двухместный Т-60 стал тем самым легким танком сопровождения пехоты, которого советским войскам категорически не хватало с первой военной осени. К этому времени подавляющее большинство довоенных Т-26 и БТ всех моделей уже были потеряны, а восполнить их убыль было неоткуда. Что касается средних с тяжелыми, то эвакуация основных предприятий на восток привела к тому, что осенью их выпуск катастрофически снизился. Тридцатьчетверки и КВ поступали в войска такими небольшими партиями, что, как утверждают некоторые историки, их распределением по частям занимался лично Верховный главнокомандующий. Восполнить эту нехватку танков первой линии как раз и были призваны Т-60. Пусть слабо бронированные и со слабым орудием, но даже они серьезно поднимали моральный дух пехотинцев, когда появлялись на передовой перед началом атаки. К тому же «шестидесятки» были вполне эффективными против вражеской пехоты и пулеметчиков, практически на равных сражались с танками-одноклассниками вроде немецких Т-I и T-II.

Танки Т-60 с десантом на броне идут в атаку, Северный Кавказ, 1942 год

Диапазон применения Т-60 оказался очень широк, пожалуй, шире, чем у всех остальных танков. Помимо главной задачи, поддержки пехоты, их можно было использовать для перевозки десанта на броне, в качестве тягачей для противотанковых орудий, как разведывательные танки и во время разведки боем… В плюс «шестидесятым» можно записать и рекордно малую высоту: всего 1,7 м – меньше, чем у любого другого танка, разработанного и выпускавшегося в годы войны! С таким силуэтом «шестидесятки» умудрялись оставаться незаметными для противника в густом подлеске, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания фронтовиков.

Расчеты 76,2-мм дивизионных орудий ЗИС-3 на броне танков Т-60, Центральный фронт, январь 1943 года

Эффективность применения Т-60, как и в случае со многими другими советскими танками первой половины войны, во многом зависела от того, насколько грамотно ими распоряжались командиры подразделений. Например, в танковых бригадах малые танки нередко применялись как средство поддержки тяжелых КВ – нечто вроде современных боевых машин поддержки танков (БМПТ). Они отсекали огнем от тяжелых собратьев вражескую пехоту и легкобронированные цели, и для выполнения этих задач им вполне хватало 20-миллиметровой автоматической пушки. Если же Т-60 бросали в бой без поддержки пехоты, да еще и против средних немецких танков, то исход такой схватки, конечно, был предрешен – и не в пользу советских танкистов.

Т-60 идут в бой

Свое боевое крещение Т-60 получили в сентябре 1941 года в Полтавской области, где они действовали в составе 10-й танковой бригады. А первым случаем их массового применения стала оборона Москвы и дальнейшее контрнаступление Красной армии. Сказалась близость театра военных действий к месту производства танков – московскому и горьковскому заводам. На кадрах со знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года хорошо видны почти полсотни Т-60, гремящих по брусчатке. Причем машины эти имеют разные башни: часть – положенные им граненые, разработанные специально для «шестидесяток», а некоторые – конические литые, доставшиеся им в наследство от Т-30.

Легкие танки Т-60 с коническими башнями от танков Т-30 на Красной площади во время парада 7 ноября 1941 года

Пиком применения Т-60 в войсках первой линии стал 1942 год. Они отметились во время Харьковской операции и ее трагического провала, воевали в Крыму и на Северном Кавказе. Туда, кстати, в основном попадали танки, выпущенные на окраине Сталинграда – в поселке Красноармейске. Расположенный там завод №264 занимался выпуском бронекатеров, когда его перепрофилировали на производство «шестидесяток». Именно сталинградские Т-60 воевали на южных рубежах советско-германского фронта и сыграли заметную роль в боях 1942 года.

Танк Т-60 поддерживает в бою атаку тяжелых танков КВ-1 3-й гвардейской танковой бригады

Если на юге и в центре Т-60 довольно быстро уступили место средним и тяжелым танкам, то на севере, прежде всего в Ленинграде и Карелии, они продолжали активно воевать вплоть до 1944 года. Характерен такой эпизод: когда весной 1942 года потребовалось перебросить в осажденный Ленинград 60 «шестидесяток», сделали это, замаскировав их в… угле, погруженном на баржи! Немецкая авиация мало интересовалась этим грузом, и потому отправка танков прошла совершенно незамеченной. Проделать этот трюк с любыми другими машинами вряд ли удалось бы: не давали больший вес и высота. По тем же причинам именно Т-60 первыми пошли в бой в январе 1943 года во время прорыва блокады. Их вес и габариты позволили им преодолеть Неву прямо по льду и помочь пехоте захватить плацдармы, на которые Т-34 и КВ смогли перебраться по специальным настилам только на следующий день.

  • Рассказ про тадж махал по английски
  • Рассказ про сыроежку для 3 класса
  • Рассказ про таганай для детей
  • Рассказ про сына дубровского 6 класс
  • Рассказ про счастье короткий