Рассказ про танец полька 2 класс

Как полька стала популярным европейским танцем и при чем здесь чехи в xix веке практически все европейское сообщество было охвачено

Как полька стала популярным европейским танцем и при чем здесь чехи

Полька

В XIX веке практически все европейское сообщество было охвачено страстью под названием «полька». Не обошла эта одержимость и российскую публику: все разговоры барышень и джентльменов сводились лишь к польке. Ни один другой танец до этого не удостаивался такого внимания. В чем его секрет?

История польки: легенда о веселой служанке

Для начала развенчаем главный миф, который связан с этим танцем. Полька не имеет никакого отношения к Польше. Ведь зародился жанр в середине XIX века на территории современной Чехии. Тогда эта земля называлась красивым словом Богемия. Получается, что полька — это чешских национальный танец. Но останемся на мгновение в прошлой эпохе, чтобы проследить рождение этого жанра.

Однажды молодая служанка, которую звали Анной Хадимовой, поливала цветы в саду своего хозяина и наслаждалась теплым летним вечером. Несмотря на свое социальное положение, девушка в тот день была в прекрасном настроении. Ее душу переполняли приятные эмоции, которые заставляли Анну петь и танцевать прямо во время исполнения своих прямых обязанностей.

Рассказ про танец полька 2 класс

Девушка настолько была увлечена своим танцем, что не заметила наблюдавшего за ней молодого мужчину. Ее легкие, энергичные движения произвели огромное впечатление на него. Шаг, подскок, еще шаг — танцевала Анна, а таинственный наблюдатель запоминал каждое ее движение, чтобы переложить танец на язык музыки. Мужчину звали Йозефом Нерудой. Он руководил небольшим оркестром, с которым и представил новую мелодию на мещанском балу в Брандисе-над-Лабем. Это, конечно же, была полька. Случилось столь знаменательное событие в мире музыки и танцев в 1831 году.

Говорят, что история про служанку Анну и музыканта Йозефа Неруду, всего лишь красивая легенда. Существует и другая версия происхождения польки. Согласно ей, танец придумал преподаватель Франтишек Гилмар. Именно ему чаще всего приписывают авторство этого жанра.

Как Франтишеку удалось создать танец, которым бредила вся европейская богема? Может его музой и была та самая Анна Хадимова? На самом деле, история жанра выглядит весьма прозаично. В те времена появлялось много танцев, схожих с полькой. Они зарождались среди простого народа и в аристократических кругах и нередко смешивались — слияние двух танцев и стало началом польки.

По утверждению Франтишека, он объединил быстрый «квапик» и медленную «нимру». Этого было достаточно, чтобы произвести фурор на танцевальных вечерах. За счет чего? Близости партнеров во время танца. Полька вызвала такие же жаркие споры среди консерваторов, как и вальс. Ведь и там, и там танцорам разрешалось касаться друг друга.

Сплетни, разговоры в кулуарах и огромный интерес к новому танцевальному направлению охватил Богемию. Особый восторг полька вызвала среди девушек и юношей, сердца которых были наполнены страстью и романтикой.

Богемия, вслед за ней Австрия и другие ближайшие страны — «полькомания» охватила практически всю центральную Европу. Но особый фурор танец произвел на парижан. Стоило пражскому танцмейстеру исполнить польку на сцене парижского театра Odeon, как молва о новом танце охватила все общество. Его начинают преподавать во всех салонах, чтобы каждый смог проникнуться живым и веселым нравом этого танцевального стиля. Французская любовь к польке позже создаст ложное представление о том, что танец придумали французы.

Позже польку начинают танцевать за океаном. Правда, хореография американцев отличается от чешского, традиционного варианта, но энергетика танца осталась прежней.

О развитии польки в России

В 1845 году петербургский Александринский театр стал центром притяжения всей великосветской публики. Сюда приезжали со всего города, чтобы посмотреть на исполнение… польки. До ее появления театр не мог похвастаться аншлагами и переполненными залами. Но энергичный танец, подсмотренный у парижского бомонда изменил ситуацию в корне.

На самом деле первая попытка «привезти» польку в Россию была предпринята пятью годами ранее. Но общество с сомнением отнеслось к вольной хореографии. Поэтому в следующий раз ее слегка адаптировали, чтобы никто во время постановки не почувствовал себя оскорбленным и сконфуженным.

Появление польки в Петербурге неизменно связывают с именем артиста балета Николаем Осиповичем Гольцем. Именно он, очарованный французским искусством танца, решил сделать этот стиль частью российской культуры. И у него это получилось. Никогда еще врачи так не радовались за петербуржцев, которые с лихвой отплясывали на балах и в салонах, поддерживая свое здоровье!

Предлагаем отправиться на бал и полюбоваться исполнением польки в лучших традициях XIX века. Вот большой зал начинают заполнять пары. Они двигаются вольно и непринужденно, стараясь не задевать других танцоров. Вперед, назад, в сторону, обратно — их движения хаотичны и одновременно веселы. Что будет если вставить отдельные фигуры польки в другие известные танцы? Эффектный и оригинальный танцевальный рисунок. Так развлекалось петербургское общество длинными вечерами.

Стоит сказать, что наибольшее распространение полька получила среди мелкого чиновничества, купцов и мещан. К концу века ее вытеснил танец галоп.

Полька глазами современного человека

Рассказ про танец полька 2 класс

Широкое распространение этого направления привело к появлению десятков видов полек. Венгерская, немецкая, шведская, финская, бразильская — практически в каждой стране исполняют этот танец на свой лад. Истинный, чешский вариант стал забываться. Поэтому возникают мифы, связанные со страной, где зародился танец.

Несмотря на количество полек, неизменными остаются следующие моменты:

  • жанр привлекает внимание своим живым, веселым и зажигательным характером;

  • полька принадлежит к числу двудольных танцев, как галоп и канкан;

  • ее исполняют парами;

  • чтобы научиться танцевать польку, достаточно выучить несколько движений: приставной и переменный шаги, озорные подскоки. Главное — не терять ритм.

Первоначально танец состоял из 10 фигур. Но позже их количество стало увеличиваться и видоизменяться: смягчались прыжки, появлялись новые обороты. Не избежала полька и объединения с различными бальными танцами. Так свет увидел польку-вальс, польку-мазурку, польку-галоп и т.д.

Интересные факты

  • В городе Брно (Чехия) польку используют в танцевальной терапии для лечения болезни альцгеймера. Регулярный ритм этого танца благотворно воздействует на интеллектуальные способности пациентов и улучшает их настроение.

  • В названии танца заложена его главная особенность — полушаги, которые и совершают танцоры. «Pulka» на чешском означает «полшага». Хотя существует теория, что к названию танца «приложили» руки поляки. В 30-е года XIX века, когда возник этот жанр, произошло польское восстание. Чехи настолько прониклись судьбой поляков, что назвали в их честь танец.

  • Происхождение стиля до сих пор вызывает споры среди специалистов. Одни придерживаются «чешской» версии, другие считают, что жанр появился гораздо раньше — в XVI веке, и его прародителем был танец бурре.

  • Англичане оказались единственными, кто не проникся энергией польки, когда по ней сходила с ума почти вся Европа.

  • Насколько полька была популярна в европейском обществе? Судите сами: в честь этого танца назвали мужскую прическу и пирожное. Ради обучения живым и смелым па откладывались свадьбы — лишь бы успеть отточить хореографию. Врачи неустанно принимали пациентов с «полечной болезнью», когда ступни опухают, а связки болят от растяжений.

  • Во время Второй мировой войны полька стала символом освобождения от нацистов. Ее исполняли представители многих стран. Не обошлось и без курьезных случаев. Так, американцы были удивлены тем, что чехи знают их польку, а чехи, в свою очередь, никак не ожидали увидеть американцев, танцующих польку.

  • Немало пришлось пережить во время Второй мировой и Джону Вилфарту, который играл в музыкальной группе польку. Его записали в шпионы за то, что в его игре услышали зашифрованные послания фашистам. Якобы Джон таким образом передавал сведения о движении антигитлеровских войск.

  • Финская полька Сяккиярви — еще один «фигурант» в военном деле. На этот раз речь идет о вражде между Финляндией и СССР. Благодаря быстрому музыкальному ритму этой польки удалось избежать разрушения многих зданий в Выборге. Дело обстояло так. Перед сдачей финам Выборга, советские военные заминировали город. Приводить мины в действие предполагалось дистанционно с помощью радиосигнала определенной частоты. Для глушения финские саперы как раз и использовали польку Сяккиярви. Хотя существует мнение, что это всего лишь легенда.

  • В российских пансионатах и различных учебных заведениях начала XX века танцам обучали платно. Чтобы освоить польку девушкам приходилось платить.

 92

Популярные польки

Полька — это не только танец, но и музыкальный стиль. Множество композиций, написанных в духе зажигательной хореографии было написано за время существования жанра. Предлагаем послушать лучшие из них.

195

Полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса-младшегоРассказ про танец полька 2 класс. Это одно из поздних сочинений композитора. Он написал его в 1858 году, когда гастролировал по Петербургу. Впервые композиция была исполнена в Вене и сразу же завоевала любовь публики. Особый интерес вызывает происхождение названия мелодии. Одна версия гласит, что основой послужило венское слово «трич-трач» (в переводе «болтовня»). Согласно другой, полька была названа в честь пуделя знакомой Штрауса. Собачку так и звали Трик-трак.

«Трик-трак» (слушать)

«Детская полька» М.И. Глинки узнаваема с первых нот. Ее великий русский композитор написал в 1854 года и посвятил племяннице.

«Детская полька» (слушать)

«Полька Евы» — финская полька, истоки мелодии которой теряются в глубине веков. Существует мнение, что она имеет русское происхождение. Слова для «Евиной польки» сочинил Эйно Кеттунен в 1937 году, но особую популярность песня приобрела в 2006 благодаря финской фолк-группе «Loituma», хотя альбом с записью был выпущен в 1995 году. Что сделало простую мелодию известной? Диалект, который звучит как скороговорка. «Як-цуп-цоп» — вот что расслышала и запомнила публика. С тех пор «Полька Евы» больше известна как «Як-цуп-цоп».

«Полька Евы» (слушать)

«Škoda lásky» — самая известная чешская полька. На русском она звучит как «Жаль любви». Мелодию написал композитор Яромир Вейвода, а слова — Вацлав Земан. Задорная, веселая и живая — буквально так можно описать эту песню, которая была написана в 1927 году. В начале 2000-х «Škoda lásky» была признана хитом XX века по результатам чешского голосования.

«Škoda lásky» (слушать)

Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Карел Коваржовиц — вот еще несколько известных имен, чье творчество навсегда будет ассоциироваться с полькой.

Ни интернета, ни телевидения, ни радио — ничего из этого списка не понадобилось для распространения польки по всему миру. И это вызывает восторг и удивление! Так в чем же заключается секрет этого танца? Он появился в нужное время и в нужном месте, когда буржуазная Европа была готова к легкой, раскрепощенной, веселой хореографии. Полька стала воплощением нового времени, что и заставляет до сих пор восхищаться этим жанром.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Полька

Полька (танец)

У этого термина существуют и другие значения, см. Полька.

Рассказ про танец полька 2 класс

Рассказ про танец полька 2 класс

Обложка нот «Польки гиппопотама», изданной в Нью-Йорке в начале 1850-х

По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 (инф.). Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.

Название танца произошло от чешского слова půlka[1], означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. Из-за созвучности названия польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска[2] (polska, 3/4 (инф.)).

В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц[3]; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Виды польки

  • Финская полька
  • Полька Сяккиярви
  • Хумппа
  • Як цуп цоп

Примечания

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Полька (танец)» в других словарях:

  • ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… …   Энциклопедия Кольера

  • ПОЛЬКА — (фр.). 1) танец, в 1 2/4 такта, вошедший в употребление с 1842 г. 2) женщина, принадлежащая к польскому народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛЬКА франц. Танец, обыкновенный в Польше (оттуда и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • полька — и, ж. polka m. 1. Чешский национальный танец, получивший распространение в качестве бального. БАС 1. Здесь навали его <танец из Германии> полькою (polca), и все от него сходят с ума. 1847. Греч Париж 564. Тотчас после обеда, мы отодвигали… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • полька — 1. ПОЛЬКА см. Поляки. 2. ПОЛЬКА, и; мн. род. лек, дат. лькам; ж. 1. Народный и бальный танец чешского происхождения, характеризующийся двудольным размером и состоящий в быстром движении с прыжками. Танцевать, плясать польку. Полька мазурка.… …   Энциклопедический словарь

  • танец — Пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. танец пляска, перепляс, вертеж; пуститься в пляс, вприсядку; буги вуги, вальс, вариация,… …   Словарь синонимов

  • ПОЛЬКА — 1. ПОЛЬКА1, польки. женск. к поляк (см. поляки). 2. ПОЛЬКА2, польки, жен. (чешск. pulka, букв. половинка танец, основанный на полушагах). Очень быстрый по темпу танец (по происхождению национальный чешский танец). Танцовать польку. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОЛЬКА — 1. ПОЛЬКА1, польки. женск. к поляк (см. поляки). 2. ПОЛЬКА2, польки, жен. (чешск. pulka, букв. половинка танец, основанный на полушагах). Очень быстрый по темпу танец (по происхождению национальный чешский танец). Танцовать польку. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • полька — пшечка, ляшка, полечка, полячка, пани, мазурка Словарь русских синонимов. полька полячка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ПОЛЬКА — (чешское polka), 1) народный и бальный танец чешского происхождения (2 дольный), популярный в Европе с середины 19 в. 2) инструментальная пьеса (А. Дворжак, Б. Сметана, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов) …   Современная энциклопедия

  • ПОЛЬКА — (чеш. polka) народный и бальный танец чешского происхождения. Музыкальный размер 2/4 …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Самоучитель игры на фортепьяно, Л. Мохель. Старенький самоучитель игры на фортепиано, О. Зиминой и Л. Мохель, издательства СМНСК, выпущен в 1973 году. Книжка попалась мне во время поисков нот одной композиции, изрядно потрепанная, но… Подробнее  Купить за 1691 руб
  • Котильон. Вклад в сексуальную символику, Робитсек А.. Котильон — старинный бальный танец французского происхождения, возникший из контрдансов. Название танца произошло в 1775 г. от названия нижней юбки, которая выставлялась во время исполнения… Подробнее  Купить за 505 руб
  • Лунный свет. Альбом популярных пьес. Для флейты и фортепиано, . Сборник включает известнейшие сочинения композиторов-классиков в переложении для флейты и фортепиано. Данный иллюстративно-художественный материал широко используется в процессе обучения… Подробнее  Купить за 388 руб

Другие книги по запросу «Полька (танец)» >>

Цель урока: Формирование
музыкальной культуры школьников как важной
части духовной культуры.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с музыкальными жанрами,
    расширить представление о музыкальном жанре –
    танец.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыкальному
    искусству;
  • Развивать вокально-хоровые навыки.

Используемый материал:

  • Рахманинов С. “Полька”
  • Шопен “Полонез ля мажор”
  • Шопен “Мазурка”
  • Чайковский П. “Вальс” из балета “Спящая
    красавица”
  • Чайковский П. “Вальс”
  • Адлер “Песенка менуэта”

Презентация.

  1. Организационный момент. Построение
    учащихся перед классом. Вход в класс под музыку.
  2. Работа по теме урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (учитель
играет нисходящее ре минорное трезвучие, по два
раза каждый звук)

Ученики: Здравствуйте! (при ответе
учащихся учитель играет нисходящее ре минорное
трезвучие).

Учитель: Мы начинаем урок! Сегодня на уроке
мы продолжаем знакомиться с музыкальным жанром —
танец. Скажите, когда люди танцуют?

Ученики: Когда праздник, когда весело, на
утренниках …

Учитель: А какие танцы вы знаете?

Ученики: вальс, полька…

Учитель: Да! И первый танец, с которым мы
сегодня познакомимся – это полонез. (Звучит
“Полонез” Шопена)
/ В переводе на русский язык
название танца звучит просто как слово
“польский”. Как вы думаете, в какой стране
появился этот танец?

Ученики: в Польше!

Учитель: Действительно, этот танец пришёл
к нам из Польши. Старинный польский танец
торжественного характера, в котором раньше
участвовали одни воины-рыцари. С 16 века полонез
известен как придворный танец в странах Европы.
Полонез — совсем простой танец, представляет он
собой что-то вроде парадного шага. Поэтому он
имеет второе название – танец-шествие.

Учитель: И следующий танец тоже пришел из
Польши.

Ученик:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.

Учитель: Это — мазурка. Думаю, что
мало кто знает, откуда возникло название этого
танца. Мазурка – танец, который пришёл из Польши.
Там есть область Мазовия, а люди, проживающие в
этой области, назывались мазурами. Танец получил
своё название по наименованию местных жителей –
мазурка. Какой характер у мазурки? (Звучит
“Мазурка” Шопена).

Ответы учащихся.

Учитель: А следующий танец часто считают
польским танцем, хотя это неправда, так как полька
появился в Чехии. Слово “Полька” по-чешски
означает “полшага”. Танцуют его парами по кругу,
передвигаясь мелкими и быстрыми прыжками. Итак, я
приглашаю всех любителей польки на танец! Дети
выполняют движения по показу учителя. (Звучит
“Полька” Рахманинова).

Учитель: Когда-то очень давно любили
танцевать старинный танец менуэт. А в
какой стране появился менуэт, вы сейчас сами
узнаете. (Учитель исполняет песню Адлера
“Менуэт”).

Учитель: В какой стране появился менуэт?

Ученики: во Франции.

Учитель: Совершенно правильно. Менуэт –
это французский танец, характеризующийся
большим количеством поклонов и реверансов. (Разучивание
песни. 1 этап работы над пеней.)

Ученик:

Об этом танце сказано не мало.
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев не бывало.
А лучше и красивей вальса нет!

Учитель: Слово “Вальс” в переводе с
немецкого значит “вертящийся”, “кружащийся”.
Действительно, когда мы слушаем вальс, то в нашем
воображении возникает какое-то кружение. Вальс
появился давным-давно – более 200 лет назад. Но и
по сей день он не уступает в популярности новым
модным танцам. Кто же придумал вальс? Мы не можем
ответить на этот вопрос, потому что вальс
придумал не один человек, а тысячи. А жили эти
люди в маленьких городках Германии и Австрии —
“ландаль”, что означает провинция. Именно там и
родился танец, который назвали лендлер. Попав в
музыкальную столицу мира – Вену, танец получил
название вальс. (Звучит вальс из балета
“Спящая красавица”)
. Этот вальс написал
известный вам русский композитор П.И.Чайковский.
П.Чайковский написал много красивых вальсов, и
один из вальсов мы сейчас прослушали. Какой
характер у вальса?

Ответы учащихся.

Учитель: я предлагаю поиграть вам в
игру-соревнавание “Кто лучше изобразит вальс?” (Дети
участвуют по желанию. Звучит “Вальс”
П.Чайковского)

Учитель: Молодцы! Ребята, какой “кит” у
нас сегодня в гостях?

Ученики: Танец.

Учитель: С какими танцами мы сегодня
познакомились?

Ученики: Полонез, мазурка, полька, менуэт,
вальс.

Учитель: Танец открывает двери в любую
музыку. С помощью танца мы войдём в двери любой
симфонии, балета. И закончить этот урок хочу
следующими словами:

О, танец! Ты – великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

Выход под “Итальянскую польку”.

Приложение. 

Полька (чешск. Polka, от Půl Kroku — половинка шага[1]) — парный быстрый танец; этим же словом стал называться жанр танцевальной музыки, соответствующий танцу.

Музыкальный размер польки — 2/4[2][3].

[править] Название

Сразу поясним: оригинальное название танца (půlka) никакого отношения к гражданкам государства Польша не имеет. Сам термин «полька» в переводе с чешского языка (именно в Чехии зародился этот танец) означает «половинный шаг»[2][4][5].

[править] История

Полька повилась в 19 веке в Чехии, а именно — в провинции Богемия[2][4].

Точную историю танца теперь уже установить сложно. Но перекликающиеся версии есть.

Началось с того, что молодой певец Йозеф Неруда работу со своим оркестром совмещал с преподаванием музыки в богатых домах. Однажды он услышал, как служанка в доме его ученика напевала весёлую песенку, притоптывая ей в такт. Служанку звали Анна Слезак, а песенка, которую она напевала, называлась «Дядя Нимра купил Симлу — белую лошадь» (Strycek Nimra Koupil Simla)[6]. Эта мелодия с маленькими шажками понравилась 25-летнему преподавателю музыки, он переделал её для своего оркестра, и уже на Масленицу 1831 года она стала гвоздём программы на местном балу в Брандисе-над-Лабем[3].

По другой версии, дело происходило в 1834 году, а песенку про дядю, купившего лошадь, сочинила она сама, сама же придумала и маленькие шажки к мелодии[6].

Есть и ещё один вариант даты — 1835 год, причём авторы уверяют: «Пожалуй, больше нету другого такого бального танца, дата появления которого была бы известная с такой точностью. Принято считать, что в августе 1835 года чешский педагог Неруда залюбовался на крестьянскую девушку, которая танцевала и весело напевала»[7].

Этим данным противоречит Танцевальный словарь, вообще подсмеиваясь над этой истории про девушку-служанку, придумавшую такой замечательный танец, и случайно проходившего мимо учителя музыки, и называет её романтическим вымыслом[1]. «Если всё произошло действительно так, то Слезаковой удалось невероятное — единолично придумать всемирно популярный массовый танец. Такое ещё никому не удавалось!» — восклицает неизвестный автор сайта Танцевальный словарь и приводит собственную научную версию: «Согласно исследованиям учёных, Полька появилась в результате культурного смешения множества однотипных чешских сельских танцев в условиях городской среды. В этом отношении Полька повторила путь Вальса, только с опозданием в полвека. В случае Вальса из множества вариантов Лендлера в венских городских кабачках и танцевальных залах выделился танец с непрерывным вращением пар. Здесь точно так же из большого числа быстрых весёлых народных плясок в ритме 2/4 образовался городской танец с характерными подпрыгивающими шагами и вращениями пар. Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги [чешск. Pulka — половинка].

Первое письменное упоминание о Польке в Чехии относится к 1835 году»[1].

Из этого количества «точных» дат и сведений можно все же установить, что полька появилась в первой половине 1830-х годов.

Понравивщуюся песенку стали исполнять, напевать — и она вошла в моду.

Заинтересовался ею и ещё один преподаватель музыки — Франтишек Гилмар (1803—1881), он стал пропагандировать новое произведение[3], исполняя на свой лад. Пражский капельмейстер Перглер подкорректировал композицию, задействовав больше инструментов, и назвал этот вид композиций «пулка» («půlka»), поскольку ее играли в половинном ритме[3][5].

Художник Джон Бранд. Полька королевы и принца Альберта 1840 г.

Чехия полюбила польку — танец с быстрыми маленькими шажками стал обязательным атрибутом торжеств: светских, народных и официальных[4].

В 1840 году полька исполнялась в Вене, где она стала салонным танцем[3].

Именно оттуда полька была завезена во Францию; в 1840 году преподаватель танцев из Праги по имени Рааб (Raab[5]; по другой версии — Роаб, причем (в этой версии) поставил он этот танец под каким-то совсем другим названиеми не в 1840, а в 1838 году[1]) с огромным успехом танцевал польку в театре «Одеон» в Париже[6][7][3] и покорил новым танцем весь Париж, который тут же затанцевал польку. А вот Танцевальный словарь и этому возражает — не понравился новый танец парижанам, они вообще не заинтересовались им: «Нельзя сказать, что танец не понравился, но он и не впечатлил зрителей. Так Полька инкогнито побывала в Париже и осталась незамеченной широкой публикой»[1]. И так было, пока на польку не обратил внимание парижский танцмейстер Целлариус. Он слегка подправил танцевальные фигуры, облагородил их, и представил в модном танцевальном салоне. Вот тут-то и началась великая слава танца! К Целлариусу потянулась череда учеников. Но опять не тут-то было — враги польки не дремали: завистники Целлариуса устроили восстание против польки, однако были разгромлены. Полька победила[1]. Парижская мода на польку оказалась столь огромной, что появились магазинчики с названием «Полька», а также блюда, прически, одежда и мебель «а ля полька»[1]

Франция 19 века — это не только страна на политической карте мира. Франция в это время — это идеал всего самого-самого — самого модного, самого престижного, самого возвышенного, самого культурного. Франция — центр 19 века европейской цивилизации. А Париж — главная столица. Чешский танец полька попал в Париж — и началась его головокружительная слава. Весь европейский мир подражал Парижу, и когда весь Париж затанцевал польку, то и весь мир затанцевал польку. Целлариус писал: «Даже молодые люди, которые наиболее отрицательно настроены по отношению к этому танцу, пробуждаются от апатии и обнаруживают у себя танцевальные способности»[6].

Полька зашагала по всему миру. Её не только исполняли на балах. Она заняла место в театральных постановках.

Композиторы тоже не замедлили откликнуться соответствующими танцу произведениями. Музыкальные польки писали: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие[2].

А что касается Йозефа Неруды, первого автора инструментовки музыки, то он и его жена были убиты 8 апреля 1875 года в Водолце в окрестностях Праги[3].

[править] В России

Россия к середине 19 века уже тоже была не лыком шита и тоже активно примеряла на себя все парижские моды.

В сезон 1844/1845 г. русский танцовщик Петербургской императорской труппы Николай Осипович Гольц побывал в Париже, эта поездка оказалась незабываемой для всей России — императорский артист привез из Франции новый модный танец — польку[8]; Гольц немедленно поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах[2].

Полька стала настолько модна, что в течение нескольких сезонов не сходила со сцен императорских театров — она была востребована во всех жанрах: и балетных, и водевильных, и драматических, и т. д.

Новый танец настолько покорил Петербург, что драматический актер императорской труппы П. И. Григорьев (он же Григорьев 1-й) написал водевиль «Полька в С.-Петербурге, или Бал у танцевального учителя», который был немедленно поставлен в Александринском театре[9].

Вот как писал — и весьма иронично — хроникер петербургской труппы А. И. Вольф (Вольф А. И. Хроника Петербургских театров) о драматических спектаклях театрального сезона 1845 г. в Петербургской императорской труппе: «Настоящий сезон отличался плясовым характером. В Париже какой-то учитель танцев выдумал польку. Петербуржцы принялись неистово отплясывать этот не грациозный танец. Григорьев 1-й утилизировал эту манию для своего бенефиса, состряпав водевиль под названием „Полька в Петербурге“. Водевиль выдержал 31 представления сряду при полном театре. Г-жи Самойлова, Левкеева, Шелехова 2-я и, увы! сам Мартынов полькировали каждый вечер, под гром аплодисментов. С легкой руки г-жи Эстер канкан вошел в моду и на Александринском театре. Наши молодые артистки, во всем рабски подражая французским, сочли святым долгом облечься в pantalons collans и выделывать самые циничные па. В „Рае Магомета“ Левкеева, как бывшая балетная ученица, танцевала даже качучу и, само собой разумеется, производила фурор. <…> Вторая пьеса г. Каменского „Давид Кленгор“ заимствована была также, как и первая, из английской истории, и канвою для ея послужила любовь Кленгора к Марии Стюарт, у которой он был шутом. Максимов 1-й был очень хорош в роли шута, а Левкеева совсем не на месте в роли королевы. Тут никоим образом нельзя было вставить ни канкана, ни качучу. <…> Полькомания выразилась у французов в двух водевилях: „La polka en province“ и „Les trois polkas“, но пьес с канканом было еще более»[10][11].

Водевиль Григорьева 1-го очень быстро перешел и на московскую сцену — он был поставлен 10 января 1845 года в бенефис М. Д. Львовой-Синецкой в московском Большом театре[12].

Актер той же петербургской труппы Григорьев 2-й — Петр Григорьевич Григорьев — не отстал от Григорьева 1-го и тоже сочинил водевиль про польку — «Купеческая полька» (он обычно исполнял роли купцов), и этот водевиль был поставлен на той же сцене в тот же театральный сезон — в 1845 году[13][14]. А в скором времени и этот водевиль был повторен в московском Большом театре — под названием «Купеческая полька на Нижегородской ярмарке» 27 августа 1845 года в бенефис П. М. Садовского[12].

В Петербургской императорской труппе одновременно с двумя русскими водевилями про польку (Григорьева 1-го и Григорьева 2-го) шел и еще переводной французский водевиль «Три польки» (Les 3 polka), в котором блистал актер Максимов 1-й в роли Ботандиера[15].

На этом любовь к польке в России не закончилась. К всеобщей «полькомании» присоединился литератор Д. В. Григорович — в 1845 году он под псевдонимом Степан Громилов выпустил книгу «Полька в Париже и в Петербурге», где изложил историю этого танца и средства «выучиться танцевать польку без помощи учителя»[9]. Сам автор свидетельствовал, что писал свой труд по заказу Н. А. Некрасова, что вполне возможно, так как Н. А. Некрасов тут же откликнулся на книгу ироничной рецензией[9].

Полька в середине 19 века стала поистине царицей балов и театральных сцен.

Но постепенно мода на нее ушла. Но — ушла только мода, а сам танец остался.

[править] Исполнение

Танец проходит в весьма быстром темпе, что требует проворного, ловкого переступания ногами при помощи быстрых шажков[4]. Шажки получаются маленькими, как бы половинными — в размер ритма, отсюда и название танца[2].

Исполнение танца такое (дается по сайту Мир танца):

Па на месте: вперед и назад.

Движение занимает 2 такта.

И. п.: ноги — III позиция (п. н. впереди).

За тактом:

Подскок на л. ноге, вытянутая правая поднимается вперед, немного отрываясь от пола.

1-й такт:

Раз:

П. нога делает небольшой шаг вперед на низкие полупальцы,

И:

Л. нога подставляется к правой назад в III позицию.

Два:

П. нога снова делает шаг вперед, л. нога подтягивается к щиколотке правой сзади (колено согнуто, пальцы вытянуты) (рис. 13 6).

И:

Подскок па п. ноге, левая в прежнем положении.

2-й такт:

Раз:

Л. нога делает небольшой шаг назад на низкие полупальцы.

И:

Правая подставляется в III позицию вперед.

Два:

Л.нога снова делает шаг назад, правая приближается к ней.

И:

Подскок на л. ноге, правая поднимается вперед, немного отрываясь от пола.

[править] Вариации

Танец очень быстро стал поистине интернациональным. Он получил распространение по всей Европе. И в каждой ее части танец постепенно стал исполняться по-своему: польку «разбавляли» какими-то своими, более знакомыми, движениями. Каждый народ вносил в чешскую польку свой колорит и свои национальные черты[4].Отсюда — возникли различные вариации этого танца: финская полька, полька Сяккиярви, белорусская полька, украинская полька, венгерская, немецкая, шведская, латиноамериканская и т.д. Кроме того, любой хореограф может придумать и поставить собственную вариацию танца.

[править] Источники

  1. 1,01,11,21,31,41,51,6 ПОЛЬКА
  2. 2,02,12,22,32,42,5 Энциклопедия танца: Полька
  3. 3,03,13,23,33,43,53,6 История чешской польки; автор Пермяков Александр
  4. 4,04,14,24,34,4 Полька: история возникновения, описание, особенности // Блог студии «Престиж»
  5. 5,05,15,2 Polka // History of Dance
  6. 6,06,16,26,3 Полька — Ваш танец!
  7. 7,07,1 Танцы народов мира
  8. Большая биографическая энциклопедия. Гольц, Николай Осипович
  9. 9,09,19,2 Водевиль Григорьева 1-го «Полька в Петербурге»
  10. Вольф А. И. «Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года». Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. Часть первая (1826—1855), стр. 109
  11. Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 гг. Вольф А. И. (1877—1884 г.)
  12. 12,012,1 РЕПЕРТУАР МАЛОГО ТЕАТРА 1840—1850 гг.
  13. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. Григорьев II
  14. Большая биографическая энциклопедия. 2009. Григорьев II, Петр Григорьевич
  15. А. И. Вольф. Хроника петербургских театров, 1845—1846 гг. (116)

Разговор про танец полька можно начать следующими словами: «Когда-то, в стародавние времена…» Действительно, его появление связывают с именем некой девушки Анны, придумавшей в порыве вдохновения все фигуры польки. Именно такое «рождение» приписывается самому известному танцу. Соответствует ли это правде? Кто знает…

Очень ошибаются те, кто считает это танец польским, введенный в заблуждение созвучием слов. Его родина – Чехия. Исторически сложилось, что датой появления польки считается 19 век, а местом появления – Богемия, но вскоре танец приобретает огромную популярность во всех европейских государствах.

Несмотря на существующие рамки, полька очень быстро становится основным из танцев, обязательных для исполнения на королевских и дворянских балах. То, что каждая нация внесла в него свой собственный колорит, вовсе не меняет его индивидуальности и самобытности.

ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОСТИ ПОЛЬКИ

Полька, с ее необычными для того времени движениями, заинтересовала не только танцоров, но и композиторов той эпохи. Один за другим, они стали сочинять мелодии в этом жанре.

К началу 19 века, польку танцуют уже во всех королевских дворцах, и Россия не становится исключением, и первое исполнение танца произошло не сцене. Он понравился, и аристократия очень быстро перенесла польку в свои салоны. Особенно танец полюбился великосветским дамам. Оно и понятно, где же еще они могла выразить свой темперамент, ведь поведение было определено рамками приличий. А озорные и веселые движения польки позволяли многое.

Париж рукоплескал польке в театре «Одеон», где она впервые была исполнена талантливым учителем танцев из Праги, и вскоре все хореографы столицы Франции начинают обучать польке в своих салонах и школах танцев.

Так как танец приобретал бешеную популярность, не стало хватать учителей, способных ему обучать, это привело к тому, что его стали преподавать девушки из балета Парижской оперы, они же были и партнершами для молодых людей, которые были очень рады обучаться польке у таких очаровательных преподавательниц.

Само собой, их интересовали не только движения и фигуры танца, что не могло не повлиять на моральные устои в танцевальных школах. Результат – полька приобрела очень дурную славу. Родители стали категорически запрещать барышням танцевать ее с незнакомыми партнерами, но лишь с ближайшими родственниками или друзьями семьи.

Но, к тому времени танец уже пересек океан, и вовсю распространился в Соединенных Штатах Америки. Произошло это в 1849 году. Теперь в великосветских салонах страны танцевали не контрданс и котильон, а польку и вальс.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬКИ

Появившись на балах, танец полька не мог не повлиять на их репертуар, одновременно видоизменившись. Появляются полька-мазурка, котильон, полька-галоп.

Танец может освоить любой, ему обучают даже малышей в детских садах. По большому счету, его можно танцевать, используя лишь пару движений, но настоящие виртуозы используют гораздо больше. Основное движение – это кружение по кругу, и, так как танец парный, то каждый из партнеров долен иметь хороший вестибулярный аппарат.

Каждая нация что-то добавила в танец, немного изменив его. Сегодня различают финскую и шведскую, венгерскую и польскую, есть даже бразильская полька. Народные танцы стран Балтии – Латвии, Литвы и Эстонии тоже можно считать видоизмененной полькой.

Так как танец очень быстрый и ритмичный, все движения должны быть отточены и исполнять их надо виртуозно. Танцуется она полушагами, соединенными приставкой, в постоянном кружении. Эффектно выглядят поворот дамы под рукой кавалера, и различные притопы и «ковырялочки».

Но, эти дополнительные движения используются в концертном варианте исполнения, а чтобы танцевать польку на каком-либо мероприятии, достаточно лишь основных подскоков и полушагов.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬКИ

Как уже говорилось, танцуется она половинчатым шагом, но с небольшим подскоком. Важно, чтобы колени танцоров были слегка согнуты, движения должны быть пружинистыми и легкими.

Все переступания и подскоки выполняются со слегка согнутыми пальцами ног, по следующей траектории: вперед-назад-вправо-влево, и четко следуя ритму музыки. Подскоки полуприседание делаются на каждый второй такт. В основном, танец движется по кругу, и руки партнеров скрещены, причем и во время прыжков их отпускать нельзя.

Танец, который исполняется на вечеринках, называют «халандерка», и он намного проще классической польки, исполняемой профессиональными танцевальными коллективами. Именно «халандерке» обучают малышей в детских садах и в хореографических студиях, а те, кто желает отточить свое мастерство, позднее учат все дополнительные движения классической польки.

Научиться движениям и шагам этого танца можно и самостоятельно, используя видеоуроки. Достаточно нескольких занятий для того, чтобы изучить основные подскоки и полуприседания. Вы вполне можете заняться этим со своим ребенком, как ему, так и вам это будет очень полезно, и сблизит.

Вы же станете танцевальными партнерами, а это будет очень важно для малыша.

Изящный и жизнерадостный, легкий и красивый – именно поэтому его и танцуют уже несколько веков.

  • Рассказ про сша на английском языке с переводом
  • Рассказ про счастье на английском
  • Рассказ про сша на английском кратко
  • Рассказ про сувениры на английском языке 5 класс с переводом
  • Рассказ про субъекты россии