Рассказ про святого 4 класс

Допущено к распространению издательским советом русской православной церквиис р16-616-0617художник татьяна жуковавсе святые были когда-то простыми людьми. и жили они, как

Святцы для детей. Избранные жития святых

Рассказ про святого 4 класс

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви

ИС Р16-616-0617

Рассказ про святого 4 класс

Художник Татьяна Жукова

Рассказ про святого 4 класс

Все святые были когда-то простыми людьми. И жили они, как и мы, на земле. Одни очень давно, а другие совсем недавно. Кто-то – в далёких странах, а кто-то был нашим земляком. Святые тоже ошибались и даже грешили. Но обязательно каялись и очень старались очистить душу. Не унывали и просили Бога помочь исправиться. И как самое большое богатство взращивали в своей душе любовь.

Святые совершили много добрых дел, а иногда, по Божиему благословлению, творили настоящие чудеса. Все они стали помощниками Господа и самой своей жизнью свидетельствовали об Иисусе Христе.

Ближайшие ученики Христа – апостолы – обошли весь мир, чтобы рассказать людям об Истинном Боге.

А равноапостольные святые стали подобны апостолам: они сумели научить вере Христовой целые народы.

В лике святителей прославляют архиереев, то есть служителей высшей степени священства (с древне-греческого языка «архиерей» переводится как «главный», «старший»), которые своим пастырским трудом помогли тысячам душ спастись.

Много среди святых мучеников и великомучеников. Эти люди не побоялись даже жизнь отдать за веру во Христа.

А вот у страстотерпцев был иной подвиг. Они терпели страдания. Как Христа когда-то били, оскорбляли и мучили, а Он только молился за всех, – так и святые страстотерпцы кротко переносили все страдания. Принимали смерть, лишь бы не сделать зла другим людям.

Среди святых есть ещё преподобные. Это те люди, которые отказались от обычной жизни и посвятили себя без остатка молитве. И так очистили и возвысили свои души, что стали похожи на самого Господа.

Юродивые вели себя чудаковато и неестественно, чтобы не получать одобрения или симпатии от людей и так бороться с одним из главных грехов – гордыней. За то, что они отказывались от себя ради Бога, Господь даровал им особую благодать: юродивым открывалось знание прошлого и будущего, они получали дар чудотворений.

Праведными стали те люди, которые сумели достичь святости в обычной жизни, в миру.

В лике благоверных святых прославлены князья и княгини, цари и короли, которые заботились не о собственном возвышении и укреплении власти, а о том, чтобы своим примером учить вверенных Богом людей искренней вере.

Много помощников у Господа, целая страна – Небесное Царство! Среди них и наши ближайшие покровители – святые, в честь которых мы были названы. Если обратимся мы к ним от всего сердца – они обязательно помогут, подскажут, направят.

Святые могут стать нам настоящими друзьями – нужно только познакомиться с ними, узнать поближе.

В этой книге рассказывается о разных святых. И о тех, которых любят и почитают во многих семьях – например, о праведной Матроне Московской, преподобном Паисии Святогорце, святителе Николае Чудотворце. И о тех, чьи имена популярны, но жития не так уж известны, – о благоверных князьях Владиславе Сербском и Вячеславе Чешском, о преподобной Александре Дивеевской и многих других.

Расположены жития в календарном порядке – в соответствии с днями памяти святых – и потому называются святцами. Житие своего небесного покровителя можно быстро найти по именному указателю в конце книги. А можно читать её насквозь с начала, середины или конца года. Сориентироваться в церковном годовом круге поможет календарь[1] двенадцати главных православных праздников, дней памяти святых и связанных с ними дат.

Житие каждого святого – это история большого пути к Богу и встречи с Ним. Все мы стремимся к этой встрече, а святые невидимо помогают нам. И делом, и собственным примером.

В этой книге не всегда рассказывается весь путь святого. Но самые удивительные моменты, в которых явственно ощущается присутствие Бога, в этих небольших текстах помогают лучше узнать и наших небесных покровителей, и Господа, Который так чудесно открывается через Своих помощников.

Январь

Преподобный Илия Муромец
1 января

Рассказ про святого 4 класс

Все мы знаем русского богатыря Илью Муромца. Думаете, он просто сказочный герой? Конечно, сложно поверить, что такой сильный и непобедимый человек жил на самом деле.

А ведь жил. Секрет-то весь в том, что во Христа он верил всем сердцем. А с Богом ведь всё возможно. Вот, послушайте.

По сей день стоит недалеко от города Мурома село Карачарово. Там родился наш богатырь Илюшенька. Ладный да складный младенец был. По всему видно, что крепкий должен был выйти из него мужчина. Да вот беда, заметили родители его, что ножки у Илюши не двигаются…

До тридцати лет Илья был парализован. Сиднем сидел, ничем старикам-родителям помочь не мог. А уж как хотелось ему послужить – хоть в малом. Сидел он и молился Богу, и уныние прочь от себя отгонял.

И вот однажды проходили мимо его избы трое нищих странников. Попросили воды – а он и подать не может. Стыдно Илье перед пожилыми людьми. Поглядели старцы на лицо его доброе и… исцелили. Быть может, это Ангелы Господни приходили к нему – испытать его веру и терпение.

Невиданная сила проснулась тогда в Илье. И решился он на великое служение. «Матушка, батюшка! Благословите меня к киевскому князю идти, Родину защищать!» Чуть не упали от удивления и радости старенькие родители, когда Илюшу увидели. Ножки-то теперь у него здоровые!

Боялись они, конечно, расставаться с сыном – ведь столько лет дома сидел, жизни совсем не знает. Но решили, что Господь всё управит. А родительское благословение – это уже залог победы!

И Илья отправился к киевскому князю. Много лет был Илья первым богатырём в дружине и не знал поражений. Защищал русских людей от лесных разбойников, печенегов и хазар, нападавших на наши земли.

Илья знал, что сила его – Божий подарок, поэтому не гордился своими победами. А когда воеводой хотели его назначить, отвечал так: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов её оборонять».

Но и богатырь – человек смертный. Однажды половцы сильно ранили Илью в грудь. Почувствовал он кончину близкую. Попросился тогда у князя покинуть дружину и пойти в монахи. А монах – это кто? Монах – это воин Христов. Стал он, значит, в Божией дружине служить.

Сейчас мощи Илии (в монашестве Илья стал Илиёй) покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры. Пальцы могучей правой руки Христова богатыря сложены крестным знамением. А душа его радуется и славит Бога, которому он так верно и терпеливо служил.

Рассказ про святого 4 класс

Великомученица Анастасия Узорешительница
4 января

Девочка Анастасия родилась в знатной и богатой семье города Рима через триста лет после Рождества Христова. За эти триста лет очень многие люди отказались от язычества, перестали поклоняться идолам и выдуманным богам. И правители самого могущественного государства – Римской империи – поняли, что их власть в опасности. Поэтому было решено: христиан нужно, как преступников, сажать в тюрьму, пытками заставлять отказаться от своего Бога, а упрямых – истреблять.

Теперь многим христианам приходилось скрывать свою веру. Они не поклонялись идолам, не участвовали в языческих обрядах, но и не проповедовали христианство открыто.

Тайной христианкой была и мама Анастасии. Она пригласила к своей дочке учёного христианина по имени Хрисогон, и он научил девочку читать и понимать Священное Писание, исполнять заповеди Божии. Анастасия выросла мудрой и прекрасной девушкой.

Но её мама рано умерла, а отец, не спросив согласия дочери, выдал её замуж за язычника. Анастасия горько плакала, потому что хотела, как монахиня, всю жизнь посвятить Христу. Она решила притвориться больной и немощной, чтобы муж разочаровался и не обращал внимания на её красоту.

В темницах Рима в то время было много заключённых христиан, и Анастасия тайком стала посещать их. Она подкупала стражников, заходила в тюрьмы, лечила больных, перевязывала их раны, умывала, кормила и утешала. «Ничего не бойтесь! – призывала она. – Помните, как Сам Христос говорил: будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся».

Многим помогла Анастасия – и словом, и делом. И стали люди называть её Узорешительницей, потому что она облегчала страдания, освобождала от оков, цепей отчаяния, страха и беспомощности.

Муж Анастасии узнал, что она помогает заключённым христианам, и запер её. Три месяца Анастасия стойко переносила заключение и голод. И не только не умерла, но и не ослабела. А вот муж её попал в кораблекрушение и утонул.

Так Анастасия освободилась и стала наследницей огромного состояния. Теперь день и ночь она заботилась обо всех, кто нуждался в помощи. Она научилась лечить тяжелобольных. А если христиан убивали, она забирала их тела и хоронила.

Однажды император Диоклетиан приказал за одну ночь казнить всех арестованных христиан. Утром Анастасия, как обычно, пришла к темнице, но никого уже не нашла. Прямо у порога села она на землю и зарыдала.

– Что случилось с тобой? – удивились стражники.

– Я – христианка и оплакиваю своих братьев.

Её тотчас схватили. Целый месяц Анастасию держали в заключении, совсем без еды. Но это не повредило мученице.

Тогда вместе с другими заключёнными её посадили на корабль. В днище этого корабля наделали дырок – и пустили в открытое море. Все эти люди должны были погибнуть, но внезапно в дивном сиянии явилась им святая Феодотия – казнённая императором подруга Анастасии. Феодотия спасла корабль и всех, кто находился на нём.

Но скоро уже настало время Анастасии разрешиться от земных уз. «Растянуть упрямую христианку между столбами и сжечь!» – приказал император. Жестокая смерть предстояла Анастасии. Но она ничего не боялась и только ждала встречи с Богом.

Рассказ про святого 4 класс

Первомученик Стефан[2]
9 января, 17 января, 15 августа, 28 сентября[3]

Рассказ про святого 4 класс

В первый год после Воскресения Христова многие люди продолжали жить как прежде, не желая менять что-либо в своих привычках. Но мир уже не мог быть таким, как раньше. Ведь Христос воскрес! Слова апостолов и Божии чудеса распространялись по свету, и сама жизнь наполнилась новым смыслом.

Всё больше людей становились христианами. Среди них были и старики, и нищие, и больные, и вдовы. Многие нуждались в помощи и поддержке. И апостолы решили выбрать семерых достойных мужчин, чтобы они опекали других христиан. Называть этих мужчин стали диаконами – то есть служителями, помощниками. Первым среди них – архидиаконом – был избран Стефан.

Этот молодой человек был очень крепким в вере. Он проповедовал в Иерусалиме, и его слова непременно доходили до каждой души – таким даром наделил его Господь. Это, конечно, очень не нравилось книжникам и фарисеям[4]. Они захотели судить Стефана. Его обвиняли в том, что он оскорбляет Бога и искажает веру. Стефана привели в высшее судилище – синедрион – и заставили оправдываться.

Когда любопытный шёпот собравшихся затих, Стефан спокойно произнёс: «Братия и отцы! Послушайте!» Обвиняемый выпрямился и как будто прислушался – он вспомнил слова Христовы: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Вот и настало время исполнить эти слова! Стефан стал наизусть рассказывать всю историю Ветхого Завета[5]. Он приводил доказательства того, что обещанный Мессия[6], Которого так ждали иудеи, – это Христос. Никто не мог противостоять мудрости и Духу, которыми наполнились слова Стефана. Многие заметили, что лицо архидиакона сияло в эти минуты, как лик Ангела. Но фарисеи так возмущались, так не хотели слышать его слов и боялись признать себя неправыми, что от злости даже скрипели зубами.

Стефан вдруг замолчал, посмотрел наверх и увидел Славу Божию и Иисуса. «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесну́ю[7] Бога!» – воскликнул Стефан. Фарисеи больше не хотели терпеть Стефана, они кричали и затыкали уши, а потом сорвались с места и кинулись на него. Схватив архидиакона, они потащили его к городским воротам. Стефан знал, что близится его смерть, и молился: «Господи Иисусе! Приими дух мой».

Обвинители закидали Стефана камнями. Но последними словами первого мученика была молитва за этих людей. «Господи! Не вмени им греха сего», – прошептал Стефан.

После этой расправы начались большие гонения на христиан. Многим приходилось покидать Святую землю. Но христиане не отчаивались – ведь на своём пути они встречали новых людей, и проповедь о Христе разлеталась по всему миру.

Рассказ про святого 4 класс

Апостол и евангелист Лука
17 января, 5 мая, 31 октября

Рассказ про святого 4 класс

Спустя три дня после казни Иисуса двое мужчин шли из Палестины. По дороге они разговаривали, и удивление, надежда, слёзы сменяли друг друга на их лицах. Они приходили в Иерусалим встречать ветхозаветную Пасху, но она не принесла им радости…

Вдруг с ними поравнялся ещё один Путник. «О чём это вы рассуждаете между собою и отчего вы печальны?» – спросил Попутчик.

Мужчины рассказали, что их любимого Учителя арестовали и казнили. Они давно боялись, что это произойдёт. И вот теперь вся жизнь их была разбита. Прошло уже три мучительных дня. А сегодня ночью женщины, ученицы Казнённого, прибежали и сказали, что тела Его нет во гробе…

Незнакомец ответил: «О, несмысленные и медлительные сердцем! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?»

Путники долго шли до селения Еммаус, но дорога показалась совсем короткой. Они всё беседовали с Незнакомцем о том, что произошло в Иерусалиме. И от Его слов сердца их наполняла какая-то необъяснимая радость. А потом они пришли в дом и попросили Его остаться. Он сел за стол, благословил хлеб и преломил его, чтобы раздать им. И тут… Они увидели раны на Его руках. И этот жест… Больше никто не разламывал хлеб так, как Он. Это был Христос! Он воскрес!

Но где же Он? Был – и исчез…

Молодые люди, встретившие Христа в самый день Его Воскресения, были апостолами. Только не из числа первых двенадцати. Были у Христа ещё семьдесят верных учеников. Среди них – два путника, с которыми мы сейчас познакомились, Лука и Клеопа.

Лука не был иудеем от рождения. Он родился в Сирии, но сердцем почувствовал, что Бог – один. А когда пришёл в Палестину и увидел Христа, узнал в Нём этого Бога. И вот сегодня он снова встретил Его. И сердце Луки загорелось по-новому. Самым большим его желанием стало, чтобы каждый человек, так же, как и он, познакомился со Христом.

С этого времени жизнь его наполнилась апостольскими трудами. Он стал учеником апостола Павла[8] и теперь никогда не покидал его. Павлу приходилось трудно: за постоянную бесстрашную проповедь его били и арестовывали, он часто болел. А Лука был врачом и очень помогал своему наставнику.

Под руководством Павла Лука написал Евангелие и книгу Деяний святых апостолов. Лука был образованным, поэтому ему доверили проповедовать грекам. Эти люди, давшие миру много философов и учёных, отличались пытливым умом и много знали. Им нужно было услышать что-то по-настоящему необычное, чтобы отказаться от своей языческой веры. Поэтому когда Лука писал книгу о жизни и учении Христа, он старался вспомнить как можно больше чудес.

Уже в преклонном возрасте Лука отправился в опасное путешествие – в Египет и Ливию. И много потрудился, чтобы жители тех мест узнали о Христе.

А в 84 году апостол принял мученическую смерть. Его распяли. Но не на кресте, как многих последователей Христа, а на оливковом дереве. Чистая душа Луки снова устремилась к Спасителю, чтобы уже никогда с Ним не разлучаться и вечно радоваться в Небесном Царстве. А от мощей апостола стали происходить чудесные исцеления.

Рассказ про святого 4 класс

1. Даты памяти некоторых святых, как и несколько центральных христианских праздников, в разные годы отмечаются в разные дни: например, день памяти святого может зависеть от Пасхи, которая является переходящим праздником. В таких случаях в тексте даются сноски с пояснениями. То же касается и дней памяти, даты которых меняются в високосные годы. (В обычном – невисокосном году – 365 дней. Но через каждые три года – на четвёртый – случается високосный год. В нём на один день больше – 366. Этот «дополнительный» день добавляется к февралю. В обычном году в феврале 28 дней, а в високосном – 29.)

2. Стефан – это то же самое имя, что и Степан.

3. 17 января мы чтим память семидесяти апостолов, которые вслед за двенадцатью ближайшими учениками Христа разносили по миру благую весть о Христовом Воскресении.

4. Книжники были самыми образованными людьми среди иудеев. Они занимались переписыванием древних книг, поэтому хорошо их знали. Простые люди очень уважали книжников за это. А фарисеями называли людей, которые придерживались мнения, что важнее всего для спасения души строго исполнять определённые правила. Но заботясь о внешнем соответствии своего поведения религиозным нормам, они совсем забывали о своей душе: осуждали других, гордились своей «праведностью». Христос обличал это внешнее благочестие, за которым ничего не скрывалось.

5. Ветхий Завет – одна из частей Священного Писания. С рождением Иисуса Христа началась история Нового Завета.

6. Месси́я – это Спаситель мира, о котором говорится в Ветхом Завете.

7. Одесну́ю Бога – значит справа от Бога (от древнерусского слова «десни́ца» – «правая рука»).

8. Об апостоле Павле будет рассказ на дальше.

Вместе с именем Сергия Радонежского связано очень много духовных и культурных вещей. Преподобный Сергий сделал весомый вклад для не только всей православной церкви, но и стал защитником для своей Родины. А в школе детям рассказывают о его жизни и подвигах.

Почему Сергий Радонежский до сих пор считается честным и мудрым человеком? Ведь уже прошло много веков, а его имя до сих пор помнят и даже изучают в школе. Потому что преподобный старался помочь каждому, кто нуждался в помощи. О его доброте, мудрости ходили легенды.

У Сергия Радонежского было совсем другое имя. Родители назвали его Варфоломей. Родился он в Ростовской области, в селе Варницы в 1314 году 3 мая. Рос он в простой семье крестьян. У него была большая семья.

Будучи подростком, он со своей семьей переезжает в город – Радонеж. С того самого времени он начинает интересоваться церковью. Он много молится и соблюдает пост.

После того, как его родители умерли, он со своим братом строят первый монастырь,  в лесу, где нет людей. Сергий Радонежский очень много делает для монастыря. Вблизи его храма начинаются селиться люди. О его подвигах стало известно и патриарху. К нему присылают грамоты от вселенского патриарха, в процветающий храм приходят и ученики, Сергия Радонежского высоко чтили и в княжеских кругах. Среди его учеников были известные религиозные деятели,  а также его жизнь вдохновляла множество поэтов и писателей, например, таких как: Николая Зернова, преподобного Андроника, Сергия Нуромского.

Также Сергием Радонежским были основаны и другие храмы. Их насчитывается более 60 храмов. Он внес существенный вклад не только в основание церквей, но и наставлял на мир враждующих. Благодаря его наставлениям удалось противостоять и выиграть сражение против татаро-монгол.

Преподобный очень много молился, усердно работал на благо Родины и помогал всем страждущим. Он был мудрым и честным человеком, который навсегда вошел в историю России.

Был причислен к лику святых. Иеромономах Епифаний, в своих учениях писал, что Сергий Радонежский совершил много чудес, он исцелял больных и однажды даже воскресил человека.

День памяти святого Радонежского празднуется 25 сентября.

Как описывается в книгах, что невозможно перечислить все добрые дела Сергия Радонежского. Самым главным для него было – помогать людям.

Но все же указывается семь подвигов Сергия Радонежского.

1 подвиг. Приручение диких зверей

Еще, будучи молодым, Сергий Радонежский уходил жить в лес. И там однажды ему довелось встретиться с бесами. Они пытались прогнать его, но за святого вступились дикие звери. Так как Сергий Радонежский много молился, дикие звери на него ни разу не напали.

2 подвиг. Благословение на войну

Как говорится в писаниях Сергия Радонежского – он был против кровопролития и против войны. Но все же он часто благословлял солдат и после его благословения они возвращались домой живыми и невредимыми.

После его благословения менялся и ход битвы. Однажды он благословил князя для войны с татаро-монголами. Чудом князю удалось собрать необходимое количество солдат и выиграть сражение.

3. Причастие

Тайна причастия Сергия Радонежского была скрыта до самой его смерти. Только после этого его ученик, рассказал, что во время причастия горел огонь, а когда Сергей Радонежский встал у алтаря, огонь свился, засиял. Преподобный Сергий им и причастился. Узнав, что об этом узнал его ученик, попросил его не раскрывать эту тайну, пока он не предстанет перед Богом.

4. Воскрешение ребенка

Однажды у сильно верующего человека заболел ребенок, и он понес своего сына по сильному морозу до Преподобного Сергия Радонежского. Но от сильного мороза маленькому мальчику стало совсем плохо, и он замерз от холода.

Когда ребенка принесли до Сергия Радонежского, то он уже не дышал. Тогда Преподобный сутками молился за мальчика и тот благодаря его молитвам воскрес. А когда его спросили, как он сотворил такое чудо, Сергий Радонежский ответил: «Отогрелось дитя от сильного мороза».

5. Скромность

Сергию Радонежскому было предложено стать епископом, митрополитом, но тот отказывался. Он все твердил: «Я не достоин, этого звания». Он считал, что его место в монастыре, хотя скорей всего это было проявление его скромности – одним из сильнейших добродетелей человека.

6. Послание голодающим

Известно, что в те далекие времена, было очень много страждущих и голодающих. Люди умирали от голода. Но всегда за несколько дней приезда в город Сергея Радонежского случалось чудо. Появлялась повозка, полная набита хлебом. Горожане удивлялись и спрашивали: «Откуда хлеб?», но развозчик хлеба только отвечал: «Мы воины, которые верим в победу из Троицы». Его слова вдохновляли перед войной солдат на победу, а хлеб не давал умереть от голода.

7. Подброшенный ребенок

Сергий Радонежский помог княгини Софии обрести долгожданного ребенка.

1) Описание юных лет Преподобного.

2) Преподобный Сергий обучается грамоте.

3) Сергий получил благословение родителей стать монахом.

4) Умерли родители Преподобного Сергия.

5) Его первое построение храма.

6) Сергий Радонежский становится монахом.

7) Сергий живет один в пустыне.

8) К Сергию Радонежскому начинают приходить люди.

9) После молитв Сергия появляется источник воды.

10) Сергий своими молитвами лечит неизлечимые болезни у людей.

11) Сергий дает благословение князю на сражение.

12) Сергий Радонежский умирает.

13) Сергия приравнивают к лику святых и рисуют его икону.

14) Люди до сих пор молятся ему и просят о помощи.

  1. Тема: Житие Сергия Радонежского.
  2. Цель: Ознакомиться с основными и ключевыми моментами жития Сергия Радонежского. Также начать формировать информационные и коммуникативные компетенции у учащихся 4 классов.
  3. Поставленные задачи, которые направлены на рост личностного результата:

— учить и развиваться, давать оценку своим действиям;

— учиться работать в группе класса;

— учиться чувствовать свой вклад в работу.

Поставленные задачи на метапредметные задачи:

— учиться анализировать;

— учиться находить определенный алгоритм действий;

— учиться развивать творческие способности;

— научиться формировать первичное представление о житие;

— научиться формировать правильное чтение и обогатить свой словарный запас.

Этапы урока Учитель Ученики
1 этап: Речевая разминка учащихся Учитель настраивает детей на урок. Словесно их приветствует и проверяет их готовность к уроку

Учитель читает стихотворение из учебника.

Ученики приветствуют учителя.

Настраиваются на организационную работу.

Ученики слушают стихотворение. После чего работаю с учебником, и выразительно читают стих.

2 этап: Приобретения новых знаний. Учитель рассказывает ученикам о житие Сергия Радонежского, о его подвигах.

После рассказа задает вопросы ученикам.

Вопросы:

— Что такое «Житие»?

— Является ли «Житие» литературным жанром?

— Чему учит «Житие»?

Ученики слушают и ведут беседу с учителем.

Ученики слушают вопрос и отвечают на него.

3 этап: Постановка задачи: Учитель использует специальные карточки на которых изображены разные герои: царевна-лягушка, Иванушка-дурачок, три богатыря, князь, Кощей бессмертный и т.д.

Учитель задает ученикам вопросы:

— Опишите героев, которые изображены на карточке?

— Почему Иванушка-дурачок считается отрицательным героем?

— Почему великий князь считается положительным героем?

Провести с учениками исследования и изучить биографию Преподобного Сергия.

Учащимся необходимо парно установить соответствие между карточками и выбрать положительного или отрицательного героя.

Ввести беседу с учителем и отвечать на вопросы.

Слушать про биографию.

4. Реализуем построенную цель.

Учитель выступает в качестве эксперта и мотивирует учеников.

Учитель предлагает ученикам разобрать слова при помощи толкового словаря.

Учитель просит записать текст, который изображен на доске в виде пирамиды  о Сергии Радонежском в тетрадь.

Проведение исследовательской работы учителя. Учитель задает несколько контрольных вопросов:

Чему можно поучиться у Преподобного Сергия?

И что необходимо для этого сделать ученикам?

 

Ученики ведут работу со словарём и дают определение, что такое «житие».

Ученики работают с текстом, записывают его, также, как изображено на доске.

Ученики демонстрируют выполненную работу.

5. Самостоятельная работа Организация учителем тестовой работы для учащихся.

Учащиеся должны пройти тест, который задан учителем.

Учащиеся пишут тесты для самопроверки.
6. Повторение и закрепление знаний Учитель формирует вопросы по пройдённому материалу. Слушают и запоминают пройденный материал.
7. Домашнее задание. Самостоятельно подготовить рассказ о Преподобном Сергии Радонежском (устно) Зафиксировать домашнее задание в дневнике.

Шаблоны технологической карты

Задание 1. Для того, чтобы лучше узнать о Преподобном Сергии Радонежском проведем игру. Для этого учащихся необходимо разделиться на две команды.

Далее учитель задает вопросы, и чья команда ответит на большую часть вопросов — будет являться победителем. За правильный ответ команде насчитывается одно очко.

Задание 2. Далее команда выразительно читает стихотворение, чья команда лучше прочитает стих – будет считаться победителем.

Задание 3. Каждая команда должна привести пример из жизни Преподобного Сергия. Для этого можно использовать народные пословицы.

Задание 4. Поставить мини-сценку, в которой герои — ученики. Пусть текстом служит небольшой рассказ о житие Сергия Радонежского.

Как помогает современным людям молитва преподобному Сергию Радонежскому

Преподобный Сергий Радонежский помогает в обучении, при поиске работы, перед сдачей важного экзамена. Но к святому можно обратиться с любой просьбой, так как святой никогда не оставляет в беде и всегда помогает нуждающимся.


ПРОЕКТ Святые Руси выполнил: ученик 4 «а» класса средней школы № 58 Советского района

ПРОЕКТ Святые Руси выполнил: ученик 4 «а» класса средней школы № 58 Советского района г. Казани Шафигуллин Данис

Канонизация святых на Руси. Первые русские святые - кто они? Возможно, узнав о них

Канонизация святых на Руси. Первые русские святые — кто они? Возможно, узнав о них больше, мы найдем откровения нашего собственного духовного пути.

1. Святые Борис и Глеб Борис Владимирович (князь ростовский) и Глеб Владимирович (князь муромский),

1. Святые Борис и Глеб Борис Владимирович (князь ростовский) и Глеб Владимирович (князь муромский), при крещении Роман и Давид. В междоусобной борьбе за киевский престол, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим же старшим братом за христианские убеждения. Юные Борис и Глеб, зная о намерениях, не применили оружие против нападавших. Князья Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными именно русской церковью. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их мощей (особый акцент на прославлении братьев как целителей сделан в XII веке), о победах, одержанных их именем и с их помощью, о паломничестве князей к их гробу. Их почитание сразу установилось, как всенародное, до церковной канонизации. Греки-митрополиты сначала сомневались в святости чудотворцев, но митрополит Иоанн, который сомневался больше всех, в скором времени сам перенес нетленные тела князей в новую церковь, установил им праздник (24 июля) и составил им службу. Это был первый пример твердой веры русских людей в своих новых святых.

2. Преп. Феодосий Печерский Преп. Феодосий - отец русского монашества, был вторым святым, торжественно

2. Преп. Феодосий Печерский Преп. Феодосий — отец русского монашества, был вторым святым, торжественно канонизированным русской церковью, и первым ее преподобным. Древнее житие св. Антония, если оно и существовало, было рано утрачено. Антоний, когда к нему начала собираться братия, оставил ее на попечение поставленного им игумена Варлаама и затворился в уединенной пещере, где и пребывал до самой смерти. Он не был наставником и игуменом братии, кроме самых первых пришельцев, и его одинокие подвиги не привлекли внимания. В 1091 г. мощи св. Феодосия были открыты и перенесены в великую Печерскую церковь Успения Богородицы, что говорило о его местном, монастырском почитании. А в 1108 году, по почину великою князя Свягополка, митрополит с епископами совершают торжественную (общую) его канонизацию. Еще до перенесения его мощей, лет 10 спустя по смерти святого, преп. Нестор написал его житие, обширное и богатое содержанием.

3. Святые киево-печерского патерика В Киево-Печерском монастыре, в Ближней (Антониевой) и Дальней (Феодосиевой) пещерах

3. Святые киево-печерского патерика В Киево-Печерском монастыре, в Ближней (Антониевой) и Дальней (Феодосиевой) пещерах расположены мощи 118 святых, большинство которых известно лишь по имени (есть и безымянные). Почти все эти святые были иноками монастыря, домонгольской и послемонгольской поры, местно чтимыми здесь. Митрополит Петро Могила канонизировал их в 1643 г. , поручив составить общую им службу. И лишь в 1762 г. , по указу Святейшего Синода, киевские святые были внесены в общерусские месяцесловы. О житиях тридцати из киевских святых мы знаем из так называемого Киево-Печерского Патериками в древней христианской письменности назывались сводные жизнеописания подвижников — аскетов определенной местности: Египта, Сирии, Палестины. Эти восточные патерики были известны в переводах на Руси с первых времен русского христианства и оказали очень сильное влияние на воспитание нашего монашества в духовной жизни. Печерский Патерик имеет свою длинную и сложную историю, по которой можно фрагментарно судить о древнерусской религиозности, о русском монашестве и монастырском быте.

4. Преп. Авраамий Смоленский был не только чтим в своем родном городе после кончины

4. Преп. Авраамий Смоленский был не только чтим в своем родном городе после кончины (в начале XIII века), но и канонизирован на одном из московских Макариевских соборов (вероятно, 1549 г. ). Преподобный Авраамий Смоленский родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. После смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг и в качестве послушания списывал книги и каждый день совершал Божественную литургию. Авраамий был сух и бледен от трудов. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Сам написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой — истязания на мытарствах. Когда по клевете ему запретили священнодействовать, в городе открылись разные беды: засуха и болезни. Но по его молитве за город и жителей пошел обильный дождь, и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в его праведности и стали высоко почитать и уважать его.

5. Святые князья Святые

5. Святые князья Святые «благоверные» князья составляют особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви. Можно насчитать около 50 князей и княгинь, канонизированных к общему или местному почитанию. В первое столетие татарщины, с разрушением монастырей, почти иссякает русская монашеская святость. Подвиг святых князей становится главным, исторически важным, не только национальным делом, но и церковным служением. Если выделить святых князей, пользовавшихся всеобщим, а не только местным, почитанием, то это — св. Ольга, Владимир, Михаил Черниговский, Феодор Ярославский с сыновьями Давидом и Константином. В 1547 -49 г. к ним прибавились Александр Невский, Михаил Тверской. Но Михаил Черниговский, мученик, занимает первое место. Благочестие святых князей выражается в преданности церкви, в молитве, в строительстве храмов и уважении к духовенству. Всегда отмечается нищелюбие, заботы о слабых, сирых и вдовицах, реже правосудие.

6. Святитель Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых. Святитель Стефан

6. Святитель Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых. Святитель Стефан — миссионер, отдавший свою жизнь на обращение языческого народа — зырян. Св. Стефан был родом из Устюга Великого, в Двинской земле, которая как раз в его время (в XIV веке) из Новгородской колониальной территории переходила в зависимость от Москвы. Будучи одним из самых умных людей своего времени, зная греческий язык, он оставляет книги и учения ради проповеди дела любви, Стефан предпочел идти в пермскую землю и миссионерствовать — один. Его успехи и испытания зарисованы в ряде сцен с натуры, не лишенных юмора и прекрасно характеризующих наивное, но природно — доброе зырянское мировоззрение. Он не стал соединять крещение зырян с их обрусением, он создал зырянскую письменность, он перевел для них богослужение и св. Писание. Он сделал для зырян то, что Кирилл и Мефодий — для всего славянства. Он также составил зырянскую азбуку на основе местных рун — знаков для зарубок на дереве.

7. Преп. Сергий Радонежский Новое подвижничество, которое возникает со второй четверти XIV века, после

7. Преп. Сергий Радонежский Новое подвижничество, которое возникает со второй четверти XIV века, после татарского ига, сильно отличается от древне-русского. Это подвижничество пустынножителей. Главою и учителем нового пустынножительного иночества был преп. Сергий, величайший из святых древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или «собеседниками», т. е. испытавшими его духовное влияние. Житие преп. Сергия сохранилось благодаря его современнику и ученику Епифанию (Премудрому), биографу Стефана Пермского. Житие дает понять, что смиренная кротость его — основная духовная ткань личности Сергия Радонежского. Преп. Сергий никогда не наказывает духовных чад. В самых чудесах своих преп. Сергий ищет умалить себя, принизить свою духовную силу. Преп. Сергий – выразитель русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте.

 Блаженные - это те святые, которые намеренно приняли образ людей не от мира

Блаженные — это те святые, которые намеренно приняли образ людей не от мира сего, став подвижниками. Среди русских Угодников Божьих особо почитаются Василий Блаженный, живший во времена Иоанна Грозного, Ксения Петербуржская, отказавшаяся от всех благ и отправившаяся на далекие скитания после смерти любимого мужа, Матрона Московская, прославившаяся даром ясновидения и исцеления при жизни.

8. Ксения - юродивая Христа ради (Ксения Петербургская) Блаженная родилась в первой половине 18

8. Ксения — юродивая Христа ради (Ксения Петербургская) Блаженная родилась в первой половине 18 века в семье благочестивых родителей. Став совершеннолетней, она вышла замуж за певчего Александра Федоровича и жила с ним в радости и счастье. Когда Ксении исполнилось 26 лет, ее муж скончался. Не в силах перенести такое горе, она раздала свое имущество, облачилась в одежды мужа и ушла в долгие скитания. Святая стала скитаться по улицам Петербурга, изредка заходя пообедать к своим знакомым. Некоторые люди издевались над убитой горем женщиной и подтрунивали над ней, но Ксения все унижения переносила безропотно. Лишь однажды она проявила свой гнев, когда местные мальчишки закидали ее камнями. После увиденного местные жители прекратили издеваться над блаженной. Ксения Петербуржская, не имея крова, молилась по ночам в поле, а затем снова приходила в город. Блаженная незаметно помогала рабочим строить каменный храм на Смоленском кладбище. Ночью она неустанно укладывала в ряд кирпичи, способствуя скорейшему возведению церкви. За все благие дела, терпение и веру Господь одарил Ксению Блаженную даром прозорливости. Она предсказывала будущее, а также спасала многих девушек от неудачных браков. Те люди, к которым приходила Ксения, становились счастливее и удачливее. Поэтому каждый старался услужить святой и привести ее в дом. Ксения Петербуржская скончалась в 71 год. Похоронили ее на Смоленском кладбище, где недалеко находилась выстроенная ее же руками Церковь. Но и после физической смерти Ксения продолжает помогать людям. У ее гроба совершались великие чудеса: больные исцелялись, ищущие семейного счастья удачно женились и выходили замуж. Считается, что Ксения особо покровительствует незамужним женщинам и уже состоявшимся женам и матерям. Над гробом блаженной построили часовню, к которой до сих пор приходят толпы людей, просящие у святой заступничества перед Богом и жаждущие исцеления.

9. Блаженная Матрона Московская В 1885 году, во время правления в России династии Романовых,

9. Блаженная Матрона Московская В 1885 году, во время правления в России династии Романовых, в мире произошло много знаменательных событий. Но самое важное событие произошло в Тульской губернии, в деревне Себино. Там в простой крестьянской семье родилась девочка, прославившая святую православную Русь на многие десятилетия. Сегодня трудно найти в России человека, не знающего, кто такая Матрона Московская. Сложно даже представить количество людей, ежеминутно обращающихся к святой за помощью. Еще задолго до канонизации старицы простой народ понял, к кому нужно идти в самых безнадежных случаях. Люди до сих пор помнят слова святой, произнесенные много лет назад: «Приходите ко мне. Рассказывайте о своем горе как живой. Я буду помогать. Каждого, кто ко мне обратится, встречу при смерти» . В народе к ней относятся как к любимой бабушке, которая всех приголубит, пожалеет и всегда поможет. Будущая святая старица родилась четвертым ребенком в семье бедных крестьян. Новорожденная появилась на свет в 1881 году 10 (22) ноября. Малышка была слепой. В то время как сверстники развлекались по обыкновению во дворе, малышка подпевала церковному хору на службе.

9. Блаженная Матрона Московская Биография блаженной как целительницы и прозорливицы началась уже в возрасте

9. Блаженная Матрона Московская Биография блаженной как целительницы и прозорливицы началась уже в возрасте семи-восьми лет. С малолетства она принимала множество людей, которым помогала молитвой. К бедной крестьянской избе без конца тянулся народ. Благодарные люди оставляли для ребенка продукты, подарки. Так дитя из обузы превратилось в основную кормилицу семьи. В 17 лет случилась трагедия, навсегда изменившая судьбу матушки. У нее отнялись ноги. Женщина заранее знала о том, что однажды в храме к ней подойдет прихожанка, из-за которой она больше не сможет ходить. «Я не побежала от воли Божией» , — поясняла впоследствии Матронушка окружающим. Однако на этом ее испытания не закончились. Вскоре ей стало негде жить. Начиналась предсказанная святой революция, а вместе с ней долгие годы преследований верующих людей. Слепая, парализованная, без крова, без семьи, она находила силы утешать просителей, избавлять их от страданий своим молитвенным дерзновением к Господу. В 1917 году наступило тяжелое время скитаний и репрессий. Власть не одобряла религиозных подвижников и преследовала их. В то время за религиозную пропаганду можно было лишиться многого, в том числе и жизни. В 1925 году матушка перебралась в Москву. Здесь, в столице, она прожила все оставшиеся 30 лет жизни, бесприютная и неустроенная. Ухаживать за собой не могла святая Матрона. Московская биография старицы богата именами верующих женщин, бравших на себя попечение о ней ради Христа. Они вместе с блаженной скитались по квартирам, подвергаясь опасности. Из дома в дом, с одной улицы на другую. Последние годы жизни святая провела в Подмосковье у родни. О своей смерти она знала заранее. Перед кончиной она попросила пригласить в дом батюшку. Пришедший священник был удивлен, когда узнал, что блаженная боится умирать. Старица отошла к Господу в 1952 году 2 мая.

9. Блаженная Матрона Московская Приходящим к ней людям матушка советовала всегда полагаться на Божию

9. Блаженная Матрона Московская Приходящим к ней людям матушка советовала всегда полагаться на Божию волю. Молиться, обязательно каяться, причащаться Святых Христовых Тайн, налагать на себя почаще крестное знамение, помогать нуждающимся. Верующую душу не обмануть. Те, кто приходит к ней с любовью и чистым сердцем, оставляют записки Матроне Московской, обращаются к ней в молитве, чувствуют, что блаженная старица не оставляет их в беде. Первые годы дорога к могиле святой, как говорится, «не порастала травой» . Проходило время, поклонники умирали, переезжали, забывали о старице. Затем настало время перестройки, а с нею вместе началось возрождение религиозной жизни русского народа, долгие годы лишенного веры и духовного утешения. С этих пор началась канонизация святой. Несколько лет специальной комиссией велась работа по проверке сведений о жизни старицы, попутно составлялось ее жизнеописание летописцами. В 1998 году была, наконец, проведена эксгумация останков. В раку Покровского монастыря торжественно перенесли мощи Матроны Московской. Адрес, по которому находится святыня: ул. Таганская, дом 58. Старицу канонизировали 2 мая 1999 года. Почитаемые изображения Молитвенное обращение к великой подвижнице перед ее образом, по свидетельству многих людей, не остается без ответа. Икона блаженной Матроны Московской необычна тем, что иконописцы, рисуя ее, становятся перед сложной задачей изображения лица слепой старицы. Тогда как главная деталь в классическом образе святого – это глаза.

Рассказ про святого 4 класс

17 декабря 2017 14:23

Святитель Николай Мирликийский Чудотворец
Память его празднуется 6/19 декабря и 9/22 мая

«Святой Николай родился в Малой Азии, в провинции Ликия, в городе Патара. Его родители Феофан и Нонна были очень благочестивыми и добрыми людьми. Они долго молили Бога, чтобы Он послал им сына. И Господь даровал им необыкновенного ребенка: едва появившись на свет, он начал творить чудеса. Во время крещения младенец три часа простоял в купели; по средам и пятницам он сосал молоко только вечером, по окончании молитвенного правила „на сон грядущим“.
Когда мальчик подрос, он быстро научился читать, изучил Божественное Писание и прочел много духовных книг. Он избегал пустых разговоров и легкомысленных друзей, зато часто ходил в церковь.
Дядя Николая, епископ Патары, заметил, что племянник особенно благочестив и сторонится мирских людей и удовольствий, и посоветовал родителям отдать его на службу Богу. Они с радостью согласились, и скоро епископ возвел юношу сперва в диаконский, а затем в священнический сан. Когда он рукополагал Николая, то по наитию Святого Духа пророчествовал, что этот пастырь будет утешителем печальных и помощником попавших в беду.
Иерей Николай и в самом деле был очень отзывчив и милостив. Когда умерли его родители, он раздал все свое наследство бедным.
В Патаре жил один человек, который прежде был очень богат, а потом обнищал. Он дошел до такой крайности, что ради денег решился своих красавиц-дочерей толкнуть на путь греха.
Услыхав о том, как он бедствует, и по Божию откровению узнав о его замысле, святой Николай завязал в узел золотые монеты и ночью, чтобы никто не видал, бросил деньги ему в окошко. Утром бедняк нашел их — и никак не мог поверить своему счастью; он тер пальцами монеты и, убедившись, что это настоящее золото, недоумевал, откуда оно взялось. Поблагодарив Господа, он выдал замуж старшую дочь и дал за ней богатое приданое.
Святой обрадовался и так же ночью подкинул в окошко узелок с деньгами для средней дочери. Найдя золото, бедняк со слезами молил Бога открыть, кто же их благодетель. Сыграв вторую свадьбу и твердо веря, что Господь устроит судьбу и младшей дочери, он ночью не ложился спать, а караулил возле окна.
Когда иерей Николай, тихо ступая, подошел к дому и кинул в открытое окно узелок, бедняк кинулся за ним, догнал и стал целовать его ноги, а святой заклинал его сохранить все в тайне.
Вскоре Николай отправился в Палестину поклониться святым местам. Когда корабль плыл вдоль берегов Египта, стояла тихая, безветренная погода.
— Будет буря,- сказал святой морякам, и в самом деле скоро разразился шторм.

Он крепчал и наконец так разбушевался, что никто уже не надеялся спастись своими силами и все просили Николая помолиться, чтобы Господь избавил их от смерти. Священник стал усердно молиться, и шторм утих.
Но тут случилась новая беда: один матрос полез на мачту, сорвался и разбился насмерть. И Николай-чудотворец воскресил его своей молитвой.
На обратном пути из Палестины святой решил не возвращаться домой, где его все знали и почитали, а жить в каком-нибудь чужом городе при храме как нищий, которому негде главу приклонить. И он поселился в Мирах, главном городе Ликии.
В то время архиепископ Мир и всей Ликии Иоанн скончался. Епископы собрались, чтобы избрать его преемника, но никак не могли договориться между собой.
Наконец, когда они присоединили к усердной молитве пост, старейшему из них было видение — ему явился светлый Муж и велел ночью встать у церковных дверей и ждать того, кто первым придет в церковь: „Его зовут Николай, это и есть Мой избранник“.
Святой Николай всегда просыпался в полночь и молился до тех пор, пока не наступало время идти к утрене. Он очень рано приходил в храм, и в то утро первым вошел в притвор. Епископ подошел к нему, взял за руку и спросил:
— Как тебя зовут, чадо?
Святой тихим и кротким голосом промолвил:
— Николай, владыка, раб твоей светлости.
Епископ очень обрадовался, не сомневаясь, что перед ним Божий избранник,- ведь Господь призирает только на кротких и смиренных.
Став архиепископом, святой Николай был так же милостив ко всем, так же по своему обыкновению постился до вечера и не носил дорогой одежды.
Во времена гонений на христиан он проповедовал Христа и был за это посажен в тюрьму, где немало пострадал от голода и жажды. Когда на византийский престол вступил благоверный царь Константин, гонения прекратились, и святой Николай вернулся к своей пастве.
Святой участвовал во Вселенском Никейском соборе, на котором были утверждены догматы Православной веры и предан анафеме еретик Арий.
Тихий и кроткий святитель Мирликийский так разгорелся божественной ревностью, что посрамил богохульника Ария не только словом, но и рукой — ударил его по щеке.
Присутствовавшие на соборе были поражены и разгневаны таким поступком и сняли со святого архиерейский омофор. Но ревность и дерзновение смиренного Николая были угодны Господу: самые достойные из священнослужителей увидели справа от святителя Господа Иисуса Христа, благословляющего и подающего ему Евангелие, а слева Пресвятую Богородицу, протягивающую омофор.
Однажды архиепископа Николая позвали в город Плакомату — утихомирить воинов, которые грабили местных жителей. Когда, уладив дело, святитель обедал с царскими воеводами, приехали гонцы из Мир и со слезами рассказали, что правитель города Евстафий осудил на смерть трех невинных людей.
— При тебе он бы не осмелился на такое! Владыка, все плачут и ждут, когда ты вернешься.
Святой Николай, взяв с собой воевод, тут же отправился домой. Подъехав к Мирам, он узнал, что осужденных уже вывели из темницы.
На месте казни стояла большая толпа; пройдя сквозь нее, святитель увидал троих несчастных со связанными руками и закрытыми лицами. Им уже пригнули головы к земле, и палач достал меч из ножен. Святой Николай выхватил меч у него из рук и развязал узников.
Народ радовался, и никто из городских властей не посмел сказать святителю ни слова. Правитель Евстафий бросился к его ногам, оправдывался и просил прощения, но Николай даже не смотрел в его сторону. Наконец, когда Евстафий сознался, что за взятку осудил на смерть невинных людей, и искренно покаялся, святитель простил его.
Царские воеводы удивлялись святости и ревности чудного архиерея; получив его благословение, они отправились обратно в Плакомату.
Эти воеводы вскоре удостоились почестей и были сделаны царскими советниками. Но нашлись люди, которые позавидовали им и оклеветали перед царем. Константин поверил наговору, велел посадить вельмож в тюрьму, а затем казнить.
Несчастные узники горько плакали и прощались с жизнью. Один из них вспомнил, как святитель Николай спас от казни троих осужденных, и они стали молиться:
— Боже Николая, спаси и нас, как тех людей в Мирах! Никто не может помочь нам — помоги Ты Сам!
Ночью святитель Николай явился во сне царю Константину и грозно сказал:

— Встань и выпусти из тюрьмы невинных людей, их оклеветали. А если не послушаешься, пойду на тебя войной, и ты погибнешь!
— Кто ты такой, что угрожаешь мне? — спросил царь.
— Николай, архиепископ Мирликийский,- был ответ.
В ту же ночь святитель явился во сне и царскому сановнику, который оклеветал воевод.
Наутро царь велел привести к нему узников и спросил:
— Что это за сон вы нам наворожили?
Они не знали, что сказать, и только уверяли царя, что всегда верой и правдой ему служили.
Константин смилостивился и заговорил с ними другим тоном, ласково и дружелюбно. А воеводы, глядя на царя, вдруг увидали рядом с ним святителя Николая, который подбадривал их.
— Боже Николая! — закричали они.- Спаси нас, как спас невинных в Мирах!
— Кто это Николай и кого он спас? — спросил царь.
Воеводы рассказали ему о святителе Николае Мирликийском, и Константин тотчас освободил их со словами:
— Не я дарю вам жизнь, а великий угодник Божий Николай, которого вы звали на помощь. Поезжайте к нему и благодарите, а от меня передайте, что я сделал, как он сказал, и прошу на меня не гневаться.- И вручил им Евангелие в золотом окладе, золотую кадильницу и два светильника для церкви в Мирах.
Святитель Николай всегда сразу приходил на помощь тем, кто его звал.
Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, попал в шторм. Казалось, он вот-вот развалится под напором огромных волн. Моряки вспомнили, что слышали об архиепископе Николае-чудотворце, и стали молиться, призывая его на помощь.
Святой тут же явился.
— Вы звали меня — я пришел вам помочь. Не бойтесь,- сказал он, взял руль и повел корабль.
Буря улеглась, море успокоилось, а потом подул попутный ветер, и судно скоро вошло в Мирскую гавань.

Моряки поспешили на берег — им не терпелось увидеть своего спасителя и поблагодарить его. В это время святитель Николай как раз шел в церковь, и они узнали его и бросились к его ногам.
Святитель прожил долгую жизнь и спас от смерти и разных злоключений многих людей. И после своей блаженной кончины угодник Божий Николай-чудотворец так же скоро приходит на помощь тем, кто его зовет.
Честные мощи святителя Николая, перенесенные из Мир Ликийских в итальянский город Бари, и сейчас источают миро, принося исцеление больным и изгоняя бесов.»

Н - Николай-Угодник. Житие в пересказе для детей.

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Технологическая карта урока

Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Учебный курс: Основы религиозных культур народов России

Класс: 4

Тема: Христианские святые.

Цели:

— образовательные: формировать интерес к знаниям о святых, мотивацию к изучению православной культуры;

— развивающая: развивать речь учащихся, обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьника;

— воспитательная: воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие  православной культуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

Место урока в системе уроков и тем: данный урок входит в блок тем, посвящённых изучению православной религии.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Основные термины и понятия: святые, монах, мощи, затворник, христианский подвиг, житие

Межпредметные связи: русский язык (работа по определению лексического значения слов), математика (Игра «Верно-неверно» определение верности услышанного высказывания), литературное чтение (восприятие отрывка из поэтического произведения), изобразительное искусство (наблюдение и восприятие изображения святых на иконах).

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация с изображениями святых.

Христианские святые.

Цель:

— формировать интерес к знаниям о святых, мотивацию к изучению православной культуры;

— развивать речь учащихся, обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьника;

— воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие  православной культуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

 Новые слова и понятия: святые, монах, мощи, затворник, христианский подвиг, житие

 Иллюстрированный ряд: образы святых Бориса, Глеба, Серафима Саровского.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с изображениями святых.

  1. Организационный.

  1. Проверка усвоения содержания учебного материала (метод устного контроля).

— Когда было принято Христианство на Руси?

— Из какой империи было принято Христианство?

-Каковы были причины принятия Христианства?

  1. Мотивация учебной деятельности.

Уч.: Ребята, сегодня мы продолжаем говорить о Христианстве на Руси. Я предлагаю вам прочитать эпиграф к нашему уроку.

Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить…

С.Есенин

-Как вы думаете, к каким людям можно отнести слова поэта?

(Ответы детей.)

— Ребята, таких людей называли святыми. На уроке поговорим о первых святых в Христианстве.

  1. Изучение нового материала.

Учит,: Итак, как вы думаете, кто такие святые?

(Предположительные ответы детей.)

Учит.: Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро и не забывали о Боге. Некоторые из святых еще при своей жизни на земле творили чудеса. С Божьей помощью они давали людям мудрые советы, помогали в самых трудных ситуациях, лечили безнадежных больных. Святые своей благочестивой жизнью подают нам пример. Узнать о том, как они жили, можно в особых жизнеописаниях – житиях. Люди не рождались святыми, их причисляли к лику святых за страдания, которые они претерпевали ради других людей.

Учит.: Кто же первыми были причислены к лику святых?

Борис и Глеб (слайд №1) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Учит.: Вы спросите: «За что же мог брат так жестоко расправиться с родными?» На этот вопрос нам поможет найти ответ материал древней летописи.

Рассказ учителя ( Пиложение № 1).

Учит.: Ребята, в моем рассказе о святых Борисе и Глебе вы услышали слово мощи. Как вы понимаете ЛЗ данного слова?

(Ответы детей.)

Учит.: Какой источник поможет проверить ваши предположения?

(Ответ детей: см. Словарь С. И. Ожигова. Мощи – высохшие останки людей почитаемые христианской церковью святыми и чудотворными.)

Учит.: Предлагаю подвести итог вышесказанному. За что Борис и Глеб были причислены к лику святых. Ответить на данный вопрос вам поможет учебник. Откройте страницу 43- 44, вычитайте ответ на вопрос.

(Дети зачитывают отрывок из текста учебника, содержащий ответ на поставленный вопрос.)

Учит.: Как вы думаете, чет различаются понятия подвиг и духовный подвиг.

(Дети высказывают свои мнения.)

Учит.: В Христианстве известно имя ещё одного святого — Серафима Саровского (Слайд № ).

За что же этот человек был канонизирован в лик святого?

Рассказ учителя (Приложение №2).

Учит.: Кто знает и может объяснить, кто такой монах?

(Ответы детей.)

Учит.: Где можем проверить свой ответ?

(Ответ детей: см. Словарь С.И. Ожигова. Монах – Член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь (строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий).

Учит.: Как вы представляете себе жизнь монаха? Чем они занимаются?

(Ответы детей.)

Рассказ учителя (Приложение №3).

Учит.: Что особенного было в жизни преподобного Серафима Саровского? Что значит, быть затворинком? Как вы думаете, почему Православная Церковь стала почитать батюшку Серафима, как святого?

(Ответы детей.)

Физкультминутка

Нас ждёт работа впереди,
Но чтобы справиться смогли,
Отдохнуть мы все должны.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.

  1. Закрепление нового учебного материала

Игра «Верно – Неверно»: (учитель произносит фразу по изученному материалу, ребята высказывают согласие или несогласие с помощью слов верно – неверно).

1.Христиан, которые жили праведно, старались делать добро, не забывали о Боге и проходили через множество испытаний называли святыми?

2. От руки брата погибли Борис и Серафим Саровский?

3. У Серафима Саровского был дар исцеления.

4. Мощи – это нетленные останки святых?

5. Борис и Глеб совершили духовный подвиг?

6. Пятнадцать лет в затворничестве прожил Глеб?

7. Имя Серафима Саровского до пострига в монахи — Прохор?

8. Прощать зло научил Христос?

  1. Обобщение и систематизация новых знаний

Учит.: — Ребята, какой религии был посвящен наш урок?

— О каких необычных людях беседовали?

— За что эти люди были причислены к лику святых?

— Возвращаясь к словам С. Есенина, с которых мы начали наш урок:

Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить…,

разрешите задать вопрос: как вы думаете, почему православную культуру невозможно представить без святых людей? Чем их поступки являются для поколений русского народа.

(Предполагаемые ответы детей: подвиги христианских святых служат образцом духовно- нравственных ценностей, основой православной веры в единство, силу воли русского народа, чистоту духовного мира человека.)

  1. Подведение итогов урока

-Кому на уроке было интересно?

— Кому было скучно? Почему?

-Мне было приятно с вами работать.

VIII. Домашнее задание:

— задание по учебнику: стр. 42-45 прочит.

— Самостоятельно подготовить рассказ об известных вам христианских святых, кроме тех, о которых рассказывалось на уроке и в учебнике.

Организация внимания учащихся на учебный процесс

Проверка домашнего задания.

Индивидуальные ответы учащихся на задаваемые учителем вопросы.

Целевая установка

На данном этапе используются словесные методы: рассказ и объяснения учителя способствуют  обеспечению идейно-нравственной направленности преподавания;

содержат только достоверные и научно проверенные факты;

включают достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

имеют четкую логику изложения;

достаточно эмоциональным и доступны.

Во взаимосвязи со словесные методы используется наглядный (иллюстративный) метод (презентация).

На данном моменте учитель использует поисковый метод (работа с толковым словарём, с учебником).

На данном моменте учитель использует метод «Мозговой штурм».

На данном моменте учитель использует поисковый метод (работа с толковым словарём).

Здоровьесберегающая технология (снятие статического напряжения у учащихся)

Метод устного контроля в виде игры «Верно-неверно». Дети в ходе игры демонстрируют качество усвоенности нового материала.

Также в ходе данного этапа урока из словесных методов используется диалогический метод обучения – беседа, при котором учитель путем постановки вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного или известного детям из личного опыта.

В ходе данной беседы вопросы могут адресованы учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Методика оценивания результатов учебной деятельности, корректировка учебных задач, определение перспектив

Объяснение особенностей выполнения домашнего задания, проведение инструктажа

Лист приложений

(информация для учителя)

Приложение №1.

В 1015 году заболел отец братьев — великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его.

Между тем Святополк хотел убийством сыновей Владимира устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил вышегородских бояр для убийства брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Бояре пришли на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля решили дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.

После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата — Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен) на берегу Днепра вниз от Смоленска в пяти верстах от города.

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия.

Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам, а также по причине чудотворений, приписываемых их мощам.

Приложение №2.

В середине 18 века в городе Курске в семье Мошниных родился мальчик, которого назвали Прохором. С самого детства он очень любил Бога. В семилетнем возрасте с мальчиком произошло необыкновенное событие. Прохор вместе с мамой осматривал строящуюся колокольню и, вдруг, споткнулся обо что-то и стал падать. Мать побежала вниз, она уже не чаяла увидеть сына живым. Как же она удивилась — Прохор оказался целым и невредимым. Потом мальчик сказал, что кто-то невидимый подхватил его во время падения и поставил на землю.

Второе чудо в жизни Прохора случилось через три года, когда он тяжело заболел. Почти не было надежды на то, что ребенок выживет, но его мама не отчаивалась и много молилась Богу. И вот, Прохору во сне явилась Пресвятая Богородица (Слайд № ). Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи) и обещала его исцелить. Через некоторое время мимо дома Мошниных проходил крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери (Слайд №4). Мама вынесла больного Прохора, мальчик приложился к святыне, и с этого момента началось его выздоровление.

Когда Прохору исполнилось 27 лет, он стал монахом и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Он отправился в город Саров, где стал послушником в местной обители.

Приложение №3.
Не каждый человек сможет быть монахом. Жизнь монаха проходит в молитве и труде на благо монастыря или ради других людей, которые нуждаются в помощи. В монастырях кормят, дают ночлег странникам, содержат дома престарелых и детские приюты. Человек, который хочет изменить свою жизнь, сначала испытывает свои силы, а именно — становится послушником, живет в монастыре и выполняет самую тяжелую работу. Если он понимает, что сделал правильный выбор, происходит пострижение в монахи. Монах дает обещание посвятить жизнь Богу и начинает новую жизнь: отказывается от своего имущества, не имеет своего дома (живет в монастыре), у него нет семьи и он много молится и трудится. При постриге человек получает новое имя. Это знак того, что его жизнь изменилась.

Заветное желание Прохора – стать монахом сбылось через три года после поступления в монастырь. Так Прохор Мошнин стал Серафимом.

После монашеского пострига Серафиму хотелось как можно больше времени отдавать молитве, поэтому он взял благословение уйти из монастыря и поселиться в лесу. Целых пятнадцать лет своей жизни провел преподобный Серафим затворником в уединенном месте на правом берегу реки Саровки. Там он построил избушку-келью, а для пропитания завел огородик. Здесь же он провел 1000 ночей молитвы, стоя на камне.

(Показывает детям икону, на которой преподобный Серафим Саровский изображен молящимся на камне.)

Преподобный Серафим еще несколько раз тяжело болел, а однажды на него даже напали разбойники. Но все свои беды он сносил с терпением и молитвой. Святому Серафиму много раз являлась Божья Матерь и Сам Спаситель – Иисус Христос. Ведь такое случается не с каждым! После долгих лет жизни в лесу батюшка Серафим затем переселился в монастырь. После своего возвращения в монастырь Серафим стал принимать приходящих к нему за помощью и советом людей. Каждый день с батюшкой хотели поговорить тысячи людей. В это же время у него открылся еще один дар — дар исцеления. Преподобный Серафим молитвой и добрым словом помогал многим. «Христос воскресе, радость моя!» – приветствовал батюшка каждого приходившего к нему. Люди видели, как лицо его сияло небесным светом, а по его молитвам совершилось множество чудес.

Сейчас память преподобного Серафима Саровского отмечается 15 января и 1 августа.

  • Рассказ про себя и про родителей на английском
  • Рассказ про северно ледовитый океан
  • Рассказ про свою школу по английскому
  • Рассказ про себя на англ
  • Рассказ про себя на немецком языке 5 класс с переводом на русский