Рассказ про светофор для дошкольников

Автор: третьякова ольга александровна, воспитатель мкдоу детский сад журавлнок г. надым цель занятия. уточнить представление о работе светофора. продолжать знакомить

Автор:

Третьякова Ольга Александровна,  

воспитатель МКДОУ «Детский сад «Журавлёнок»

г. Надым

Цель занятия. Уточнить представление о работе светофора.  Продолжать знакомить  с Правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Задачи:

Образовательная:

— продолжать знакомить с элементами дороги;

-учить решать проблемные ситуации, в которых оказались пешеходы (пассажиры);

— совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

Развивающие:

— развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;

— развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем, правильно держать ножницы;

— упражнять детей в умении вырезать круглые формы из квадрата путём закругления углов ;

Воспитательная:

— формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

— воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

— формировать желание соблюдать правила дорожного движения.

Задачи интегрированных образовательных областей:

«Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора. Учить решать проблемные ситуации в которых оказались невнимательные пешеходы.

«Художественное творчество». Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Учить вырезать круглые формы из квадрата путём закругления углов. Формировать умение аккуратно пользовать клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой

«Познание». Закреплять названия форм: круг, прямоугольник, квадрат.

«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, вырезать, светофор, сигнал, переход, разделительная полоса, остановка общественного транспорта.Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.

Предварительная работа:

— беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход»,  «В городском транспорте»

— дидактические игры: «Что такое улица», «Кто такой пассажир», «Светофор», «Дорожные знаки»

— целевая прогулка «Наша улица», «Пешеходный переход»

— чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор»

— рассматривание фотографий «Улицы нашего города»

— рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица»

— составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, мы живём в большом, красивом городе Надыме. По улицам города движутся много легковых и грузовых машин, едут автобусы, маршрутное такси и не мешают друг другу. Это потому что есть чёткие и строгие правила для водителей и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. А вспомнить и закрепитьих нам поможет наш гость. Сейчас я загадаю о нем загадку:

Чтобы тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день и ночь –

Зелёный, жёлтый, красный. (Светофор)

                                А.Северный

Дети. Светофор

Воспитатель. Правильно, ребята, это наш друг – светофор.

Светофор. Здравствуйте, ребята. Я очень рад  вновь увидеть вас. Вы правильно сказали —  на дороге я самый главный. А зачем я нужен, ребята?

Дети. Чтобы регулировать движение.

Светофор. Ребята, а хотите отправиться со мной в путешествие?

Дети. Да.

orig aa9eaabd1e741fd84e3bcaeddc66194d  

Светофор. У нас впереди много интересных заданий, с которыми, я уверен, вы обязательно справитесь. Согласны? Тогда в путь.

Задание 1. Нам нужно перейти на другую сторону дороги. Как нам нужно это сделать?

Дети. Нужно пройти по пешеходному переходу.

Светофор. Да, вот и пешеходный переход (дети переходят воображаемую дорогу)

Задание 2. Сейчас вам загадаю загадки, а вы, отгадав их, должны найти нужный дорожный знак.

Я хочу спросить про  знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то («осторожно, дети!»)

В голубом иду я круге.

И понятно всей округе,

Если вдуматься немножко,

Пешеходная…(дорожка)

Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут,

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут.  («пешеходный переход»)

В этом месте, как ни странно,

Ждут чего-то постоянно.

Кто-то, сидя, кто-то стоя,

Что за место здесь такое? («остановка общественного транспорта»)

Задание 3. Вам нужно решить проблемную ситуацию, в которой оказались невнимательные пешеходы,  и назвать правило:

ž В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за   руку взрослого (и поручень), чтобы не упасть

ž Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит

ž Играть можно только во дворе

ž Нельзя играть и бегать на тротуаре

orig ee375f722e204dd1bac8fcdc20a1e968

Светофор. Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём

         1.        Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
         2.        Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», г. Санкт-Петербург,  2009.
         3.        Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
         4.        Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

 «Свидетельство о публикации»  Серия А  №  0000884,  дата отправки 14 февраля 2013 г.,     №  квитанции  62502658075534 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Беседа с детьми на

тему: «Светофор — наш лучший друг».

(Средняя группа)

Подготовила и провела: Скобова Н. Д.,

           воспитатель I кв. категории

Саранск, 2018 г

Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения на улице, дорожными знаками, напомнить детям значения цветов в дорожном движении; активизировать знания о работе светофора.

Задачи:
1. Закреплять у детей представление о дорожных знаках, светофоре, тротуаре и других атрибутах, связанных с правилами дорожного движения.
2. Учить детей правилам безопасного поведения на дороге.
3. Развивать культуру общения, обогащать словарь.
4. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.

Оборудование и материалы: картина «Улица города», круги для светофора, разрезанные на части дорожные знаки «Пешеходный переход».
Методы и приемы: 
Практические: разбор ситуаций «Улица города», д/игра «Сигналы светофора»;  Игра «Да или нет».
Наглядные: рассматривание картинок по теме.
Словесные: разбор ситуаций, беседа, разгадывание загадок.
 
Способы организации образовательной деятельности: беседа, создание игровой ситуации, проблемный вопрос, использование художественного слова (загадки, стихотворения), подвижная игра, вопросы, поощрение.

Активация словаря: светофор, улица, дорожный знак, пешеходный переход, проезжая часть, транспорт.

Ход беседы:

 Чтение стихотворения «Светофор».

Разноцветных три кружочка:
Красный светит – подожди,
И на желтый – стой, дружочек,
На зеленый свет – иди!
Светофор даёт советы,
Как дорогу перейти.
Пешеходу в деле этом
Лучше друга не найти!

Воспитатель: для чего нам нужен светофор на улице? (он управляет движением пешеходов и транспорта, что бы не было аварий на улице и все двигались по правилам).

А на какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (зеленый).

Что нужно делать если на светофоре горит желтый свет? Красный свет?

Правильно. Молодцы. Светофор нужен для порядка на дорогах, чтобы люди и машины соблюдали правила дорожного движения.

Я хочу вам рассказать одну историю, я случайно её подслушала. В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный. Красный говорил: Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность. Желтый говорил: нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись! Зеленый говорил: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии. Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал: «Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города». Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

Игра «Светофор».

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем и посмотрим, кто же из вас самый внимательный пешеход.

Воспитатель объясняет детям правила игры: на красный сигнал светофора – дети стоят спокойно, на желтый сигнал – дети хлопают в ладоши, а на зеленый сигнал – дети ходят по группе.

Игра проводиться три раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята, запомнили правила светофора.

Воспитатель: где можно ходить пешеходам? (Дети: По тротуару).

Воспитатель: как называется часть дороги, по которой движется транспорт? (Дети: Проезжая часть).

Воспитатель: но на улице встречаются не только светофоры, а еще и дорожные знаки. Они рассказывают о том какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим.

Физкультминутка «Мы — шоферы»:
(дети должны показывать движения)
Качу, лечу Во весь опор (дети шагают)
Я сам-шофер (имитируют управлением рулем)
И сам – мотор (круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль (сгибают ногу в колене)
И машина мчится в даль. (бег на месте).

Воспитатель: Молодцы!!! Ребята, а сейчас отгадайте загадку:

Добежала Зебра до угла.

И на мостовую прилегла.
И оставила свои полоски
До сих пор лежат на перекрестке.

Дети: это пешеходный переход 

Воспитатель: послушайте сказку о необычной зебре.

«Сказка о Зебре»

Жила — была Зебра. Она помогала детям и пешеходам, а к водителям была строга. Жизнь у нашей Зебры была необычная! А всё потому, что Зебра наша совсем необычная. Вот вы о какой Зебре подумали? О такой полосатой, чёрно-белой лошадке, которая бегает по саванне, траву ест, да ото львов бегством спасается? Вот и не угадали! Наша Зебра не скачет по полям и не ест траву. Она лежит на дороге и защищает пешеходов от автомобилей, а всё потому, что наша Зебра — простая дорожная разметка, которая называется довольно скучно «пешеходный переход». А Зебра это уже совсем другое дело – весёлая лошадка, к тому же такой красивой расцветки. Вот и наша Зебра весёлая и озорная. Лежит она на своём месте, знает в лицо не только пешеходов, но и машины. Ведь так много жителей города проезжали и проходили по ней. Сколько дошколят и родителей по ней прошли в детский сад! С детьми она ласкова, а с машинами строга!

Воспитатель: а еще пешеходный переход обозначается вот таким знаком (показывается знак пешеходного перехода). Его легко запомнить.

А теперь давайте еще поиграем. (Дети становятся в круг, в центре воспитатель)

Воспитатель: Я вам буду кидать мяч, и задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мне мяч. А заодно я и проверю, запомнили ли вы правила движения.

Игра «Да или нет»

Воспитатель: быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения? Дети: Да.

Воспитатель: вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу? Дети: Нет.

Воспитатель: ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу? Дети: Да.

Воспитатель: сел в автобус, не взяв билет.  Так поступать полагается? Дети: Нет.

Воспитатель:старушка – преклонные очень года. Ты место ей уступишь? Дети: Да.

Воспитатель: пешком по улице идет пешеход? Дети: Да.

Воспитатель: у светофора 8 глаз, а у нас всего лишь два? Дети: Нет.

Воспитатель: Люди ждут автобуса на остановке? Дети: Да.

Воспитатель: играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут? Дети: Нет.

Воспитатель: переходить всегда дорогу нужно всем по переходу? Дети: Да.

Воспитатель: не надо по улице спокойно шагать, когда можно по ней вприпрыжку бежать? Дети: Нет.

Воспитатель: ребята, понравилось вам играть? (ответы детей). Какие дорожные знаки вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель:

— Давайте проверим, как вы запомнили сигналы светофора, и поиграем в «Отгадалки».
Отвечать на вопросы воспитателя нужно быстро:
1. Сколько сигналов у светофора?
2. Можно ли переходить улицу на желтый сигнал светофора?
3. Что означает красный сигнал светофора?
4. При каком сигнале можно переходить улицу?

   Будьте внимательны на улице, обращайте внимание на дорожные знаки, соблюдайте правила дорожного движения и никогда не нарушайте их. 

Начинаем разговор
про трехглазый светофор.
Он не зря горит над нами
разноцветными огнями.

Рассказ про светофор для дошкольников

Красный глаз его горит.
— Сядь поближе, — говорит.

Вот он смотрит желтым глазом:
— Приготовиться к рассказу!

Вот горит зеленый глаз —
начинается рассказ!

Рассказ про светофор для дошкольников

Утром во вторник, ворча на людей,
Брел по проспекту колдун – чародей.
Мрачно держался за щеку рукою –
зубы ему не давали покою.

Больше всего донимал коренной –
самый волшебный и самый больной.

Думал колдун:
«Ах вы, зубики бедные!
Что бы придумать мне вредное-вредное?
Что бы такое сейчас совершить?
Чем бы мне всех напугать-устрашить?
Ну-ка,
начну-ка сейчас колдовать!
«Эники – беники –
восемью пять!»

Рассказ про светофор для дошкольников

Что он такое зловеще бормочет?
Что он ужасное выдумать хочет?
Может, сказавши такие слова,
Сразу же он превратится во льва?
Может, он станет огромным, как башня?
Это, конечно, немножечко страшно…

Нет,
он задумал другим напугать:
«Эники – беники –
восемью пять!»

Только лишь вымолвить это успел он,
Зубом волшебным едва проскрипел он –
Все светофоры исчезли вокруг,
Все переходы растаяли вдруг…

Вы представляете, что натворил он,
Что наскрипел он,
наговорил он?
Как же теперь нам проехать,- пройти?
Что теперь может произойти?

Рассказ про светофор для дошкольников

Тут, наверно, скажет кто-то:
«Это что за колдовство-то!
Это что за волшебство —
Не случилось ничего!

Ну, исчезли переходы —
не заплачут пешеходы:
сами выберут пути,
где дорогу перейти.

Светофор не светофорит?
Ну какое в этом горе?
Красный свет,
зеленый свет…
Может, в нем и толку нет?»

Что я слышу? Вот те на!
Вот так рассуждения!
Позабыл про колдуна
Я от удивления.

Кто, ребята, до сих пор
все еще не знает,
для чего нам светофор
светит и мигает?

Вот послушайте сейчас
исторический рассказ.

Рассказ про светофор для дошкольников

Во всех городах
и в любые года
по улицам шли пешеходы всегда.
И каждый,
идущий куда-то,
считался прохожим, ребята.
Спешили прохожие или брели
с утра и до самого вечера,
а те, что навстречу по улице шли,
считались прохожими встречными.
Но кроме прохожих
в любые года,
конечно, проезжие были всегда.
И в древности даже
на улице каждой
колеса скрипели,
подковы звенели.
Но только была еще в те времена
для ног
и колес мостовая одна:
прохожий проходит,
и здесь же
на лошади скачет проезжий.
Вот, скажем, прохожий идет по делам
и песню мурлычет беспечно,
а из-за угла,
опустив удила
выносится всадник навстречу.
Пока ему кто-то кричит:
«Тормози!» —
прохожий уже очутился в грязи.
Идет он, хромая, обратно…
Кому это будет приятно?

И чтобы ходить, ничего не боясь,
придумали люди ПРОЕЗЖУЮ часть.
И делать там нечего пешим —
у пеших своя, ПЕШЕХОДНАЯ часть,
где нету дороги проезжим.

Давайте представим такую картину:
идут пешеходы в костюмах старинных.
И там,
где идти им положено,
вдоль стен тротуары проложены.
Копыта стучат по старинным камням.
Весь транспорт еще лошадиный.
И кучер старинный
старинным коням
приказ выкликает старинный:
то «НУ!» говорит,
то «ТПРУ!» говорит —
и транспорт идет
или транспорт стоит.
Хоть слушался он без ошибки,
Но двигался транспорт не шибко.
Такую дорогу любой пешеход,
сойдя с тротуара, легко перейдет!
И были в те давние поры
еще ни к чему светофоры.

Старинный город с улицами и мостовыми

Но как-то,
за транспортом конным в догонку,
по рельсам проехала первая конка.
И сто пассажиров с поклажей
проехало в том экипаже.

Потом пожалели трудяг-лошадей,
и кто-то придумал трамвай для людей.

А вскоре и автомобили
колеса свои закрутили!
Они зафырчали, по улицам мчась…

Старинные автомобили

А вспомни-ка нашу проезжую часть:
автобус, троллейбус,
трамвай и такси…
И вся мостовая спешит-колесит!

Конечно же — транспорту некогда.
А как же прохожему быть?
Неужто спешить ему некуда?
И незачем переходить?
А если спешу я
и хочется мне
скорей очутиться на той стороне?
Мне срочно!
Мне спешно!
Мне важно!
…Сойти с тротуара мне страшно!
Так как же, скажите, проспект перейти?
А может быть, очередь тут завести?
А может, кому-нибудь нам поручить
за ней справедливо и строго следить?

Машины и пешеходы

Вот едут машины, положим —
Положено ждать их прохожим.
Дождались? Теперь проходите.
Теперь уж, водители, ждите.

Кому же поручим мы этот дозор?
Вот тут-то на помощь пришел светофор!
И стал он следить за дорогой в три глаза,
и стал отдавать он такие приказы:

Красный глаз - стоять приказ

Красный глаз —
стоять приказ.

Желтый глаз мигнет народу —
приготовьтесь к переходу.

А зеленый загорится —
путь свободен.
Сам решай:
можешь смело торопиться,
можешь топать не спеша.

Просто?
Просто!
Ясно?
Ясно!
Совершенно безопасно!

Я не знаю, что бы стало,
что б случилось,
если
светофоров вдруг не стало,
взяли б,
да исчезли…

А того-то колдуна-то
не забыли вы, ребята?
Что он, вредный, натворил?
наскрипел-наговорил?

А как раз по мостовой
шел трамвай сороковой,
и автобус сорок третий,
мчалась «волга», словно ветер,
грохотал тяжелый МАЗ…
Светофор, открой свой глаз!
Видишь,
мчится транспорт встречный
по дороге поперечной!
Срочно нужен красный свет!
…Светофоров больше нет…
Переходы стерлись тоже!
Эй, куда же ты, прохожий!
Возвращайся с мостовой!
Ты рискуешь головой!

Если бы исчезли светофоры и переходы

…А за ним уж трое сразу
проскочили перед МАЗом!
Вот уже толпа идет
Через улицу вразброд!
Это все уже не шутка —
Прямо страшно!
Просто жутко!
Вот один уже упал,
чуть под «волгу» не попал!

…Тормоза визжат с разгона,
На дыбы встают вагоны,
А у вздыбленных машин
Дым клубится из-под шин!
Ох, какие страсти,
На проезжей части!
Проезжайте как хотите!
Где хотите — проходите!
Свалка, пробка, чехарда…
Ну кому теперь куда?

В эту же пробку,
себе на беду,
влез и ужасный зловредный колдун.
Спасся едва от автобуса он,
стукнулся лбом о трамвайный вагон,
вылетел зуб у него коренной,
самый волшебный
и самый больной.

вылетел зуб у него коренной, самый волшебный и самый больной

Зуб куда-то укатился —
Беспорядок прекратился.
Испарилось волшебство,
словно не было его.

«Ну, сказал колдун ужасный, —
все теперь мне стало ясно!
Шишку он поставил
Из-за этих правил!
Значит, даже колдуны
нарушать их не должны!»

***

Говорят, что колдунишка
не колдует с этих пор…

А тебе мигает с книжки
на прощанье светофор.
Для тебя горят они,
светофоровы огни:

красный — СТОЙ!
желтый — ЖДИ!
А зеленый — ПРОХОДИ!

Издательство «Детская литература», 1976 г. Ленинград
Рисунки Вадима Гусева

Данное занятие подготовлено для
первоклассников в рамках всеобуча по
безопасности дорожного движения. Занятия
всеобуча проводятся по дополнительной
образовательной программе “Грамотный пешеход”
один раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Тема: “Светофор – наш лучший друг”.

img0

Цель: Расширение системы знаний и
практических навыков безопасного поведения на
дорогах через знакомство со светофором и
регулировщиком.

Задачи:

– познакомить детей с понятиями
“светофор”, “регулировщик”; научить правильно
переходить улицу по сигналам светофора,
сопоставлять сигналы светофора и регулировщика;

– развивать внимательность,
наблюдательность, совершенствовать навыки
безопасного поведения участников дорожного
движения;

– воспитывать культуру поведения на
улицах и дорогах, дисциплинированность,
ответственность за свои поступки.

Возраст детей: 7-8 лет.

Новые слова: светофор, регулировщик,
жезл.

Оборудование: ребус “Светофор”;
макеты первых светофоров; магнитный настольный
стенд, магнитные фигурки пешеходов,
регулировщика, зданий, транспорта, светофоров;
настенный магнитный стенд с видами светофоров,
плакат “Что означают цвета светофора?”, модель
жезла регулировщика, цветные карандаши, листы с
изображением контуров светофоров.

Ход учебного занятия

Введение в тему занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодняшнее наше занятие мы начнём с
разгадывания ребуса.

img1

Рис. 1

Дети разгадывают ребус “Светофор”

Учитель: Правильно, светофор. А
загадку сможете отгадать?

– Стоит Ермошка
На одной ножке,
Глазами моргает,
Пешеходов и транспорт
То останавливает,
То двигаться разрешает.
(Светофор)

Дети отгадывают загадку.

Беседа “Что такое светофор?”

Учитель: И это тоже светофор, верно!
Что же означает слова “светофор”, Как вы
думаете? (ответы детей). Светофор – это “носитель
света”.

Для чего нужен светофор? (ответы
детей).
Светофор нужен для регулирования
движения пешеходов и транспорта.

Интересно, как же появились первые
светофоры… Это произошло очень давно, тогда,
когда не было ещё даже автомобилей. По улицам
городов и дорогам ездили запряженные лошадьми
повозки и кареты. И уже тогда случались аварии.
Пешеходы ходили, где им вздумается, ведь и правил
дорожного движения ещё не было!

Появилась необходимость навести на
улицах и дорогах порядок, чтобы не было аварий, и
жизнь пешеходов не подвергалась опасности. Вот
тогда-то и придумали первый светофор. Был он
очень простым (демонстрируется макет первого
светофора),
в виде диска с двумя цветами –
красным и зелёным, и стрелкой. Управлял
светофором человек, он просто передвигал стрелку
с одного цвета на другой, и участники дорожного
движения знали двигаться им или стоять на месте.

Но светофор с двумя цветами оказался
не удобным, т.к. люди не успевали понять в какой
момент им уже можно начинать движение. Часто
возникала путаница. Тогда появился светофор с
тремя цветами. Третий цвет – жёлтый, стал
промежуточным, он обозначал – “приготовится к
движению. Такой светофор стоял на “ножке”, то
есть на стойке (демонстрация модели светофора и
принципа его действия)
. Чтобы он работал, также
нужен был человек, который при помощи цепей
поднимал диск то с красным, то с жёлтым, то с
зелёным цветом.

Учитель: А теперь, ребята, мы
познакомимся с современными светофорами. В наши
дни светофоры электрические.

Светофоры бывают транспортные,
велосипедные и пешеходные (показывает виды
светофоров на стенде, объясняет их назначение).

Обратите внимание, что у транспортного и
велосипедного светофора три сигнала, а у
пешеходного только два.

– Что изображено на велосипедном
светофоре? На пешеходном? (ответы детей).

– Что делает человечек на красном
сигнале светофора? А на зелёном? (ответы детей).

– О чем же нам говорит каждый цвет
светофора?(ответы детей).

– Молодцы, вы знаете язык светофора! (демонстрируется
плакат “Что означают цвета светофора?”,
<рисунок 2>):

img2

Рис. 2

Учитель: Ребята, а давайте вместе
подумаем, почему именно эти три цвета есть на
светофоре? Ведь их, наверное, выбрали
неслучайно…

Почему именно красный цвет говорит нам
о том, что нужно стоять? (ответы детей).

Верно. Красный – цвет опасности. Что
бывает красного цвета (кровь, боль, огонь…).

А зеленый что может обозначать? (ответы
детей).
Молодцы! Это цвет спокойствия. Зелёного
цвета трава, листва, мы отдыхаем летом среди
зелени на природе и чувствуем себя расслаблено,
спокойно и безопасно.

Ну а желтый цвет что значит, как вам
кажется? (ответы детей). Жёлтый – цвет
внимания, это сигнал, предупреждение.
Приготовься! Внимание! Например, желтое, яркое
солнышко. Оно может быть добрым, теплым, ласковым.
Но если слишком долго быть под ярким солнцем,
можно получить ожёг. Значит, нужно быть
внимательным, быть наготове. Или одуванчики –
ведь они очень яркие, сразу привлекают внимание в
зелёной траве. Вот так и жёлтый цвет светофора,
говорит нам “Внимание! Будьте готовы!”.

Игра “Красный, желтый, зелёный”

Учитель: Ребята, сейчас мы поиграем в
игру. Она поможет нам запомнить, что обозначают
цвета светофора, и научиться действовать в
соответствии с ними.

Я вам буду показывать карточки с
цветами светофора, а вы выполнять упражнения:

– на красный цвет – делаем шаг
назад,

– на желтый –приседаем,

– на зелёный – маршируем на месте.

Учитель: Иногда в особых ситуациях
дорожным движением руководит не светофор, а
человек в форме. Это инспектор ГИБДД –
регулировщик.

Он делает движения руками, используя
жезл. Эти сигналы соответствуют сигналам
светофора. Посмотрите, как выглядит жезл
регулировщика (демонстрируется модель жезла).

Вот стоит на мостовой,
Рослый, стройный постовой.
Крутит-вертит головой,
Всем прохожим говорит:
-Путь сейчас для вас открыт!
Все прошли? Теперь внимание!
Знак другой и путь закрыт!”

(учитель демонстрирует сигналы
регулировщика, используя модель жезла.)

Решение практических задач (ситуаций)

Сейчас мы с вами подойдем к макету
города и посмотрим, как работают светофор и
регулировщик (объяснение и решение
практических задач на настольном магнитном
стенде).

Практическое задание “Раскрась
светофор”

Учитель: Я раздам вам карточки с
изображением трёх светофоров, <рисунок 3>.
Вот только светофоры эти на раскрашены. Нужно
раскрасить их так, чтобы на первом горел красный
цвет, на втором – жёлтый, на третьем – зелёный.
Затем нужно раскрасить человечков так, чтобы
цвет человечков соответствовал цвету каждого
сигнала светофора (дети выполняют задание
индивидуально, после завершения работы
обсуждается и проверяется выполнение задания,
учитель демонстрирует правильно раскрашенную
карточку, <рисунок 4>).

img3

Рис. 3

img4

Рис. 4

Итог занятия

Учитель: Итак, ребята, давайте
подведём итог нашего занятия, вспомним всё, о чём
мы сегодня говорили и ответим на вопросы:

-Какие бывают светофоры?

-Какие цвета у транспортного
светофора?

-Какие цвета у пешеходного светофора?

-Что означают цвета светофора?

-Как называют человека, который
регулирует дорожное движение вместо светофора?

-Что в руках у регулировщика? (дети
отвечают, учитель обобщает и подчёркивает
правильные ответы).

-Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня
хорошо поработали. Я надеюсь, что все вы будете
соблюдать Правила дорожного движения, а самое
главное – правильно переходить улицу по
сигналам светофора. Помните, светофор – наш
лучший друг!

Проект «Как появился светофор»

Автор: Зайнуллина Валентина Алексеевна

Организация: МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко»

Населенный пункт: Республика Татарстан, пгт Алексеевское

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Срок реализации проекта: 3 месяца

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта:

В начале учебного года  анкетирование родителей в группе показало, что 25% мам и пап разрешают детям самостоятельно передвигаться по улицам и дорогам поселка (в магазин, к бабушке), еще 12% родителей признались, что иногда сами нарушают правила дорожного движения, сопровождая ребенка. При этом 75% не уверены в безопасности своих детей, играющих во дворе, а еще 50% не имеют представления о том, знает ли их «без пяти минут школьник» правила безопасного поведения на дороге.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

Способствуя ознакомлению детей с правилами дорожного движения с самого раннего возраста, мы закладываем основную базу грамотного пешехода; формируем правила безопасности у детей. Ребёнок, знающий правила, много раз подумает прежде, чем перебежать дорогу перед идущей машиной. Безопасность для него становится нормой жизни.

В тоже время, новые знания об истории возникновения привычных предметов, способствуют развитию познавательных интересов, выработке устойчивых навыков безопасности.

Цель: Собрать информацию об истории возникновения и модернизации светофора, познакомить с ней участников проекта, проанализировать и обобщить факты.

Задачи:

  • Способствовать формированию умения получать информацию из разных  источников, использовать её в повседневной жизни;
  • Выяснить, что дети знают о светофоре;
  • Закрепить знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат:

  • Дети должны познакомиться с историей возникновения светофора, разными его видами;
  • В процессе экспериментальной работы дошкольники должны выяснить, какие цвета лучше видны при плохих погодных условиях.
  • У воспитанников должны сформироваться навыки безопасного поведения на улицах и дорогах поселка.

Поэтапное планирование  мероприятий.

1 этап. Подготовительный.

  •  Анкетирование  родителей.
  •  Мониторинг знаний  детей.
  •  Подбор методической литературы.
  •  Сбор информации об истории возникновения светофора.
  •  Создание презентаций.
  • Оформление в группе уголка «Правила движения для всех без исключения»

2 этап. Реализация проекта по образовательным областям.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Рассказ воспитателя с показом слайдов «Кто и когда придумал первый светофор»
  • Целевая прогулка по улице  Гагарина к светофору.
  • Наблюдение за транспортом.
  • Экскурсия «Что нас окружает?»
  • Встреча с инспектором ГИБДД , рассказ сотрудника  «Какие бывают светофоры».
  • ООД «Чтобы избежать неприятностей»
  • Экспериментальная деятельность «Какие цвета лучше всего видны в разное время суток»
  • Экспериментальная деятельность «Какие цвета лучше всего видны в разных погодных условиях (дождь, снег, туман)»
  • Дидактическая игра «Красный и зеленый»
  • Рассказ воспитателя «Кто управляет светофором»
  • Дидактическая игра «Автошкола»
  • Дидактическая игра «Светофор и регулировщик»
  • Дидактическая игра «Я грамотный пешеход»

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Беседа о светофоре.
  • Сочинение загадки о светофоре совместно с родителями.
  • Рассказывание из личного опыта «Какие светофоры я видел в городе»
  • Составление рассказа по картине  «Улица города»
  • Коллективное сочинение сказки «Жил – был Светофорик»
  • Словесная игра «Так бывает или нет?»
  • Словесная игра «Почемучки»
  • Беседа «Изобретаем новый светофор»
  • Словесная игра «Трик – трак: это не так!»
  • Загадывание загадок о дорожном порядке.

Образовательная область «Социально – личностное  развитие»

  • Тренинг «Как правильно переходить улицу»
  • Тренинг «Как спросить дорогу у прохожего»
  • Ролевая игра «Переведем кукол через дорогу»
  • Моделирование ситуаций «Я – водитель» и «Я – пешеход»
  • Ролевая игра «Юные водители»

Образовательная область «Художественно – эстетическое  развитие»

  • Чтение художественной литературы   Г.Георгиев «Светофор» (рассказ);

О. Туртин «Для чего нам светофор» (сказка в стихах);  Я. Пишумов «Пешеходный светофор» (стихотворение); М..Пляцковский «Светофор» (стихотворение).

  • Заучивание наизусть стихотворения «Светофор – большой помощник»
  • Конструирование из бумаги «Наш друг – светофор»
  • Рисование «Перекресток»
  • Аппликация «Светофор для пешеходов»
  • Коллективная работа «Макет улицы»
  • Разучивание песни «Школа пешехода» (муз. С.Миролюбова, сл. В.Мурзина)
  • Викторина «Умники и умницы»
  • Показ кукольного  спектакля   «Уважайте светофор»
  • Просмотр мультфильма «Азбука безопасности» (из серии «Уроки тетушки Совы»)
  • Досуг «Страна  Светофория»

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Подвижная игра «Найди свой цвет»
  • Подвижная игра «Светофор»
  • Игровое упражнение «Двигайся туда, куда скажу (прямо, назад, направо, налево)»
  • Эстафета  самокатами.
  • Соревнование на площадке по обучению правилам безопасного поведения на дороге «Учись безопасному вождению» (на велосипеде)

Сотрудничество с семьями воспитанников:

  • Совместно с родителями узнать историю возникновения светофора.
  • Сочинение загадки о светофоре.
  • Составление с детьми безопасного маршрута от дома до детского сада.
  • Родительское собрание «Безопасность детей – забота общая»
  • Конкурс творческих работ «Волшебник Светофор»
  • Создание библиотечки «Школа светофорных наук»
  • Оформление папки – передвижки «Ребенок и дорога»

3 этап. Презентация проекта:

  • Выставка разнообразных моделей светофоров от старинного до современного, выполненных в разной технике.
  • Открытое занятие для родителей «В гостях у светофора».
  • Выставка творческих работ «Волшебник Светофор»
  • Развивающая среда в группе: уголок «Правила движения для всех без исключения»

Методическое сопровождение проекта:

Мурзин В., Миролюбов С. «Светофор» (тексты песен с нотами) Уфа:1988г.

Морозов О., Фаляхова В. «В стране светофорных наук» Казань: 1992г.

Артемьева Л.А. и др. «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» (региональный стандарт) Казань:1995г.

Бабина Р.П. «Уроки Светофорика» Москва: 1997г.

Авдеева Н.Н. и др. «Безопасность на улицах и дорогах» Москва: 1997г.

Ахметшина Л.Г. и др. «Совместная деятельность подразделений ГИБДД МВД РТ, фондов БДД с  образовательными учреждениями по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма»  Казань: 2001г.

Павленко Л.Ф. «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах» Ульяновск: 2003г.

Минниханов Р.Н. и др. «Безопасность на дорогах – забота общая»  Нурлат: 2005г.

Маркин Н.И., Денисов М.Н. «Спасибо, светофор!» Москва: 2006г.

Маркин Н.И., Денисов М.Н. «Что мы видим?» Москва: 2006г.

Комплект плакатов «Город, в котором я живу» Казань: 1997г.

Обучающая магнитная доска «Азбука дорожного движения»

 Информационные стенды «Кажется безопасно? Нет — опасно!»

Познавательный материал

«КАК ПОЯВИЛСЯ СВЕТОФОР?»

Светофор – слово греческое, означает «Несущий свет»

Светофор был изобретен для того, чтобы регулировать безопасность движения на улицах.

Первый светофор появился в Англии  147 лет назад (1868). Это был газовый фонарь, закрытый с одной стороны красным, а с другой зеленым стеклом. Он был подвешен на высоком железном столбе, и его нужно было поворачивать в одном или другом направлении с помощью ручки, установленной внизу. В то время автомобилей еще не было. Но повозок, которые тащили животные, машин с паровым двигателем в центре Лондона было столько, что для предупреждения аварий требовался светофор.

Электрический светофор изобрел Гаррет Морган в Америке. Он придумал светофор, работающий как семафор на железной дороге. И зарегистрировал свое изобретение  92 года  назад (1923).

В первых светофорах были красный и зеленый цвета, а при перемене света раздавался звуковой сигнал. Но автомобилей становилось больше и из-за шума звуковой сигнал стало плохо слышно. Поэтому к светофору был добавлен желтый свет, предупреждающий водителей о том, что сейчас включится сигнал «стоп».

В нашей стране светофоры начали устанавливать  примерно 80 лет назад. Светофор это напоминал большие часы с раскрашенным циферблатом. Одна часть циферблата была раскрашена в зеленый цвет, другая – в красный. А между ними была, желтая полоса. Смотрели водители и пешеходы, как движется стрелка по циферблату, и выполняли ее команды.

Современные светофоры бывают разных видов: одно-, двух-, трехсекционные. Причем последние могут быть с вертикальным и горизонтальным расположением световых сигналов. Существуют светофоры для водителей и для пешеходов. Светофор для пешеходов двухсекционный: запрещающий сигнал показывает красного стоящего человека, разрешающий – зеленого идущего.

Почему же для светофора выбрали именно эти цвета? Оказывается, красный, желтый и зеленый свет хорошо виден и днем, и ночью, и в дождь, и в туман.

Красный цвет расположен всегда наверху потому, что он самый важный. Зеленый свет иногда мигает. Это для того, чтобы было лучше видно. Он предупреждает – скоро зажжется красный.

Опубликовано: 09.11.2015

  • Рассказ про самокат из деревянных брусочков
  • Рассказ про самбо на английском языке
  • Рассказ про рябину 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про рязань для 1 класса
  • Рассказ про рыбу меч