Рассказ про стрекозу по кавказски

разработка открытого урока по литературному чтению во 2 б классе на тему: б. житков храбрый утенок урок литературного чтения

«Утверждено» Директор школы №42 Арслонов Ж.М. image002  
                                                                          

РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ВО
2 “Б” КЛАССЕ

На
тему: Б. Житков

Храбрый
Утенок”

Подготовила Учитель начальных классов школы №42 Латыпова Э.Б.

Урок
литературного чтения во 2 “Б” классе.
Тема: Б. Житков. Храбрый утенок


Цели:

·        
Познакомить учащихся с произведениями о
животных;

·        
Совершенствовать все виды речевой деятельности;

·        
Учить анализировать произведение;

·        
Формировать читательские умения;

·        
Воспитать бережное отношение к природе
родного края, животным;

·        
Развивать творческое воображение;

·        
Содействовать воспитанию в детях
чувства сострадания к слабым.


Оборудование:
Проектор, иллюстрированная аудиозапись “Храбрый утенок”, презентация урока.

Ход
урока

I.           
Организационный момент.

1.    Психологический
настрой.

— Здравствуйте, ребята!
Давайте улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем хорошего настроения, удачной
работы и новых знаний.
— Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
Серьезных и веселых,
И сегодня второй “Б” класс
На урок позвал всех вас!

2. Проверка домашнего задания.

Детям было задано прочитать русскую
народную сказку «У страха глаза велики», ответить на вопросы:
— Что понравилось в сказке?
— Кто напугал водоносов в огороде?
— Почему эта сказка вызывает улыбку?

3. Сообщение темы и целей урока.

Мы продолжаем знакомство и работу над
сказками.

— Что такое сказка?
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Сказка – это чудо. Это
вымышленная история, но обязательно со счастливым концом!

— Какие виды сказок мы
знаем?(волшебные, о животных, бытовые)

— О чем рассказывают сказки о животных?

II.
Введение в тему.

image004Отгадайте, с героями какой сказки мы
сегодня встретимся? О ком эта сказка, вы узнаете, отгадав загадку.
Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?      
                                                   (Утята)

image005— Значит, тема нашего урока будет… (“Храбрый
утенок” Б. С. Житков)

— Итак, к кому мы сегодня отправляемся
в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) (Портрет писателя)

— Ваши одноклассники приготовили для
вас интересную информацию об этом замечательном писателе.
Борис Житков – известный детский писатель, путешественник. Он свободно
разговаривал на многих языках, хорошо играл на скрипке и был искусным
дрессировщиком. В своих произведениях он писал о смелых и гордых людях, о
животных и дальних странах. Произведение Бориса Житкова учат добру и самым
лучшим человеческим качествам.
— О чем писал произведениях Б. Житков?
Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на
бумаге привели Б. С. Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот
произведений и среди них – удивительную книгу “Что я видел”. Герой ее
четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних
увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений
воспитывалось на книгах Б. С. Житкова, которые учат добру и самым лучшим
человеческим качествам.

III.
Прогнозирование содержания сказки.

— Прочитайте название сказки.
— Как вы думаете, почему сказка так называется?
— Можете ли вы предположить, о ком и о чем пойдет в ней речь?
— Предположите, о чем пойдет речь в этой сказке, использую ключевые слова:
хозяйка, тарелка с рублеными яйцами, утята, утенок Алеша, стрекоза, прятались,
улетела, победа.

 Знакомство с текстом. Прослушивание
аудиозаписи сказки.

— Прослушаем аудиозапись этой сказки, а
вы следите по учебнику.
— О чем сказка?

При прослушивании сказки, какие слова
показались вам незнакомыми или непонятными?

IV.
Лексический комментарий.

Рубленные яйца – порезанные на мелкие
кусочки.
Храбрец – храбрый.
Подберите синонимы к слову “храбрец”
Насилу – с трудом, кое-как.
Стрекотала – издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск.
Наелась досыта – вдоволь, до полного насыщения.

V.
Чтение сказки и анализ прочитанного.

I часть
— Чем кормила хозяйка утят?
— Кто прилетел из сада?
— Почему утята боялись стрекозы?
— Где они прятались?

II
часть ученики читают цепочкой.
— Почему малыши не подходили к тарелке?
— Что подумала хозяйка?
— Что утята испытывали каждый вечер, когда ложились спать?
— Откуда пришел утенок Алеша?
— Почему страхи утят показались ему смешными?
— Как утята назвали Алешу?

III
часть “Жужжащее чтение”
— Как встретил стрекозу Алеша?
— Кто победил в поединке?
— Как утята отблагодарили Алешу?
— Какова главная мысль произведения? Что этим произведением хотел нас сказать
Б. Житков? Выберите и обоснуйте свой ответ.
Утята – глупые птицы.
Смелость города берет.
Утята боятся стрекоз.

Закрепление изученного материала.
Работа в группах

Деформированные пословицы

1. Назвался другом – помогай в беде;

2. Нет друга, так ищи, а нашел, так
береги;

3. Друзья познаются в беде;

4. Дружба заботой да подмогой крепка;

5. Один за всех и все за одного;

6. Друг познается в беде;

7. Не имей сто рублей, а имей сто
друзей.

VI.
Физминутка

Вышли уточки на луг
Кря – кря – кря                                        
Пролетел веселый жук,
Ж- ж -ж,
Гуси шеи выгибают,
Га – га – га
Клювом перья расправляют
Га – га – га
(звучит песня “Упрямые утята”)

VII.
Синквейн

Составление синквейна про Алешу и
стрекозу.

1.
Алеша.                                                                          
2. Стрекоза.
Храбрый, смелый.                                                            Большая,
злая.
Помогает, защищает, побеждает.                              Прилетела,
стрекоза, пугала.
Спас утят от стрекозы.                                               Была
прогнана утенком Алешей. 
Храбрец.                                                                            Побежденная.

VIII.
Кроссворд
image006

IX.
Подведение итогов.

— С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
— Кто его автор?
— Что можно сказать об утенке Алеше? Как он?
— Какова основная мысль произведения?
— Как вы думаете, почему это произведение сказка, а не рассказ?

X.
Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке с помощью
стрекоз.
если вам на уроке было интересно и у вас все получилось, то прикрепите зеленую
стрекозу.
Если на уроке было интересно, но были трудности, то прикрепите желтую стрекозу.
Если на уроке было неинтересно, скучно и вы не справились с заданием, то
прикрепите красную стрекозу.

XI.
Домашнее задание:
Прочитать сказку стр 121-124

Я очень рада, что у нас получился такой
замечательный урок.
Вы сегодня все хорошо поработали, молодцы.
Спасибо за работу!

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу нейропсихолога Эстанислао Бахраха «Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу» (перевод Елены Куприяновой).

Автор бестселлера «‎Гибкий ум» в новой книге рассказывает, как работают эмоции и как управлять ими, чтобы быть счастливее. Не отрицать эмоции, не прятать, но понимать причины и сделать их своими союзниками. Книга о добром отношении к себе с мини-упражнениями на размышления, которые так понравились читателям и экспертам в «‎Гибком уме». В основе — нейробиология и психология. Знания являются ключом, который позволяет нам действовать и изменять не что иное, как структуру нашего мозга. С этой книгой мы можем изменить те эмоциональные привычки, которые мешают счастью. Бахрах приоткрывает завесу нейробиологии, чтобы предоставить нам увлекательную научную теорию и практику эмоций. Теперь вы можете быть архитектором и дизайнером своих чувств.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Эмоциональный интеллект

Вот очень простое определение эмоционального интеллекта (EQ): это способность отмечать, понимать, контролировать и эффективно использовать свои эмоции. Такое определение EQ на научном уровне появилось не так давно. Впервые его предложили в 1990 году исследователи Джон Майер и Питер Саловей. Они утверждали, что эмоциональный интеллект — это «способность регулировать эмоции и чувства и использовать их для управления собственным поведением». Однако намного раньше, еще в 1964 году, Майкл Белдок впервые изучил и описал понятие EQ. У всех людей разный уровень (коэффициент) EQ. К сожалению, многие даже не различают эмоции и не представляют, как они влияют на разум, тело и жизнь в целом. Между тем свободное владение языком эмоций облегчает профессиональную деятельность, а также отношения с людьми. Огромное количество исследований снова и снова показывает, что совершенствование EQ расширяет возможности разума, помогая сделать жизнь счастливее. В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом. Если вы уравновешенный, чуткий и общительный человек, то, скорее всего, лучше понимаете свои эмоции, чем немотивированный и равнодушный. Об эмоциональном интеллекте в прессе и обществе заговорили после исследований Дэниела Гоулмана в 1995 году.

Он описал качества, присущие людям с высоким EQ:

— способность распознавать собственные эмоции;
— способность принимать эмоции других людей;
— способность слушать других без осуждения;
— способность активно участвовать в межличностном общении, считывая невербальные поведенческие сигналы;
— способность управлять своими мыслями и чувствами;
— способность контролировать и выражать эмоции социально приемлемым образом;
— способность позитивно воспринимать критику и извлекать из нее пользу;
— способность прощать, забывать и действовать рационально.

Мне очень нравится определение: «Эмоциональный интеллект — это способность находить баланс между тем, чего не знаешь, и тем, что знаешь и можешь улучшить».

Если IQ (коэффициент рационального интеллекта) отражает вашу способность к анализу и логическому мышлению, то EQ демонстрирует, насколько хорошо вы приспосабливаетесь к реальности и сосуществуете в гармонии с другими людьми. Саловей и Майер, а позже и Гоулман выделили факторы, которые лежат в основе эмоционального интеллекта: 1) самосознание, 2) управление эмоциями, 3) понимание эмоций других людей и 4) социальные навыки.

Переменные эмоции

Британский ученый Джон Холдейн утверждал, что все новые идеи в мире науки поначалу наталкиваются на критику: «Всё это не имеет смысла». Потом критика превращается в «Это странно, но интересно», потом в «Это правда, и что с того?» — и, наконец, заканчивается громким «Я всегда говорил, что так и есть». Происходит ли то же самое в мире эмоций? Кажется, мы столкнулись со сменой парадигмы в понимании природы эмоций, и тому находится всё больше научных доказательств. От изучения базовых эмоций Полом Экманом в 1970-х годах до новой теории их конструирования, которую предложила Лиза Фельдман Барретт несколько лет назад, прошло немало времени.

На наших глазах происходит революция в том, что касается эмоций, а также мышления и мозга. Разум — это ваши мысли и эмоции. Разум — это ваш мозг в действии. Вы думаете и чувствуете именно благодаря мозгу. Эта революция заставляет нас переосмыслить отношение к психическим и соматическим заболеваниям, личной жизни, подходы к воспитанию детей и, наконец, представление о самих себе — независимо от возраста. Образование, семья и социальная среда не способствуют выражению и пониманию эмоциональных переживаний. Университеты делают упор на академических достижениях, позволяющих выжить в технологическом обществе, и оставляют меньше возможностей для эмоционального развития. Они предлагают анализировать посторонние идеи, вместо того чтобы побудить сосредоточиться на внутренней реальности, мире мыслей и эмоций. Именно на нее я предлагаю обратить внимание и отнестись к ней с любопытством. Цена непонимания своих эмоций и/или неправильное управление ими очевидна и очень высока. Выделите время, чтобы исследовать ключевые переживания, прочувствуйте и проанализируйте их. Иначе под давлением эмоционального груза качество жизни может снизиться и доставить физический и психический дискомфорт. Не задумываясь о том, как вы живете и что хотели бы изменить, вы можете увязнуть в чувствах, эмоциях и мыслях, уводящих от благополучия и правильных решений.

Чарльз Дарвин заметил, что вид — это не просто один тип существа с неизменным набором признаков, а определенная совокупность особей, отличающаяся значительным разнообразием. Аналогичным образом такие слова, как гнев, радость или страх, обозначают совокупность разных биологических состояний, которые часто зависят от контекста. Когда вы сердитесь, ваше сердце может биться быстрее, может замедляться или же его ритм останется неизменным. Вы можете нахмуриться или улыбнуться. Замолчать или закричать. Вариации — это норма. То же самое с эмоциями. Научные открытия в этой области — не просто новые идеи, которые оседают в академических кругах. Если сотрудник службы безопасности аэропорта считает, что по мимике и движениям может с точностью определить чувства и эмоции людей, то деньги налогоплательщиков потрачены на обучение этого сотрудника впустую. Когда медицинское сообщество ищет между гневом и раком, предполагая, что гнев влияет только на что-то одно в организме, это ошибка.

Чувствовать эмоции легко, да и для распознавания их у других людей не требуется много усилий, но это не означает, что у каждой эмоции есть собственный штамп, или отпечаток, на лице, теле или мозге. Сотни экспериментов и научных работ это подтверждают. Вместо того чтобы задаваться вопросом, где расположены эмоции или какие физиологические модели их определяют, современная наука пытается понять, как мозг с вашей же помощью создает эти невероятные переживания.

Я предлагаю вам узнать всё — или по крайней мере то, что знаю сам, — о мире эмоций и о последних открытиях научного (а иногда и не совсем научного) мира. Упражнения помогут вам лучше узнать себя, разобраться во внутренних ощущениях и внешних восприятиях. Вы обогатите свой эмоциональный словарь, научитесь эффективнее управлять своими чувствами в зависимости от контекста или ситуации и лучше понимать окружающих. Всё это пойдет на пользу отношениям, и вы будете меньше сожалеть о решениях в личной и профессиональной жизни.

Уже более десяти лет я мотивирую людей сначала познавать, а затем и укреплять эмоциональный интеллект и радуюсь, когда они относятся к своим поступкам философски. Чем выше эмоциональный интеллект, тем меньше вы переживаете из-за своих решений. Правда, опыт — мой и других международных консультантов — показывает, что только около 20 % людей, которые прочитают эту книгу, используют предлагаемые инструменты для личного и профессионального роста. Но три года подряд я сам для себя был подопытным кроликом и понял многое: кто я, какова моя цель, к чему я стремлюсь и главное — чего больше не хочу повторять. Сегодня я могу честно и без лишней скромности сказать, что за последние несколько лет стал лучше как человек, отец и профессионал. Но в первую очередь я вижу, что моя жизнь улучшилась.

Формула эмоций

Это случилось однажды вечером в октябре 2017 года. Я прилег на нижний ярус кровати в комнате Валентина. Я уже собирался рассказать ему сказку на ночь, как вдруг в голове возник математический расчет. Полторы тысячи — примерно столько историй я придумал с рождения сына. Уверен, у Валентина были среди них любимые: про светящегося оранжево-коричневого дракончика, который заблудился; про бабочку и стрекозу, которые хотели увидеть море; про бобра, который учил плавать других лесных животных; про инопланетянина, который приземлился прямо во дворе школы; про мальчика, который стал мини-супергероем, постучав в дверь квартиры Человека-паука, и другие. Чем более уставшим я себя чувствовал, тем чаще повторял один и тот же сюжет и тем менее оригинальным он получался. Только я собрался импровизировать, как сын сказал мне дрожащим голосом:

— Пап, у меня был тяжелый год.

— Расскажи, что такого тяжелого случилось в прошлом году? — прошептал я ему, чтобы его старшая сестра, Ума, не услышала наш разговор из соседней комнаты.

— Сначала эти два шва на голове. Я тогда не упал с горки, а ударился о шезлонг, — сказал он, раскрывая секрет, который хранил некоторое время.

— А что еще?

— Опять больница, когда мне сделали операцию на шарике в шее. Я запомнил, как ты плакал от радости, когда мы вернулись домой. Я не знал, что от радости тоже плачут.

А когда вы в последний раз плакали от радости? Сдерживаете ли вы такие слезы, потому что боитесь или стыдитесь того, что скажут или подумают другие?

И правда, в феврале 2017 года Валентину удалили небольшую кисту — тот самый «шарик» — рядом со щитовидкой. Диагноз нас сильно напугал. Потребовалось хирургическое вмешательство с полной анестезией и тридцатичасовой госпитализацией. Тогда всё прошло хорошо, и сын полностью восстановился, но теперь, восемь месяцев спустя, он захотел рассказать, как трудно ему было.

— Да, это правда, но ты держался очень смело и уже совсем поправился. Всё позади, — твердо и уверенно сказал я ему.

— Но я не был смелым, папа, я боялся.

— Сынок, быть смелым — значит иногда бояться. Быть смелым — значит уметь противостоять вызовам и всему, что происходит в твоей жизни, несмотря на страх, — сказал я, точно мастер боевых искусств из «Кунг-фу панды». — Не хочешь рассказать мне еще что-нибудь о шарике, который тебе удалили, или о том, каким тяжелым был этот год?

— Да, было тяжело, потому что сегодня меня в руку укусил комар и мне дали «каладил». — Он имел в виду «Каладрил», лекарство от зуда. Я расхохотался, но мысленно, беззвучно и немного растроганно.

Я погладил сына по голове и продолжил рассказ о разноцветных рыцарях, которые сначала сражались с драконом, а затем подружились с ним. Перед тем как заснуть, Валентин спросил сонным голосом:

— А правда, что можно умереть от смеха?

А вы можете свободно разговаривать о своих чувствах с родителями, партнерами или друзьями?

Просто удивительно, сколько разных эмоций приходится переживать родителям и как быстро меняются эти эмоции. От абсолютного спокойствия до волнения и предельного напряжения нервов. От прилива энергии, вызванного жестами и вопросами твоих детей, до полного изнеможения от их криков. От бесконечной радости от их запаха до недовольства, если кто-то их расстроил.

В современной нейробиологии эмоции связывают с тремя элементами — я назову их формулой эмоций. Элемент 1 — интероцепция, то есть восприятие внутренних сигналов организма, то, как мы их чувствуем (приятные/неприятные), условно говоря удовольствие, и насколько интенсивно, условно говоря энергия. Интероцепция возможна благодаря определенным областям мозга, называемым интероцептивными. Они получают информацию о том, что происходит в теле, обрабатывают ее и фиксируют уровень энергии (низкий/высокий) и удовольствия (низкий/высокий) в конкретный момент.

Элемент 2 — прошлый опыт, всё, что случилось с вами в жизни. Он воздействует на то, как вы интерпретируете обстоятельства и события и какой смысл и значение им придаете в своих мыслях.

Элемент 3 — контекст, то есть конкретные обстоятельства. Он важен, когда речь идет о чувствах, поскольку одни и те же ситуации с одинаковыми интерпретациями, но в разных контекстах могут менять — или не менять — ваше эмоциональное состояние.

Эмоции = Интероцепция + Прошлый опыт + Контекст.

Формула была разработана в рамках нового подхода — теории конструирования эмоций, основанной на современных нейронаучных исследованиях и способности мозга обрабатывать всё происходящее в организме посекундно.

Хотите подробностей?

Это не я утверждаю

Без сомнения, именно эмоции придают смысл нашей жизни. Мы постоянно реагируем с разной степенью интенсивности, и избежать этого нельзя.

Но всем ли в равной степени важно познать свои эмоции? Несколько лет назад в Школе бизнеса Дардена при Университете Виргинии в США я посетил лекцию Майкла Гелба — большого поклонника Леонардо да Винчи и Томаса Эдисона. Гелб рассказывал об исследовании, в котором участвовали тысячи лидеров со всего мира. Большинство из них представляли деловые круги, но также были и участники из духовной, политической и общественной сфер. Все лидеры отвечали на пятьдесят очень разных вопросов. К удивлению исследователей, ответ на один из вопросов был одинаковый. Участников исследования попросили назвать, исходя из их собственных критериев и управленческого опыта, вид интеллекта, необходимый хорошему лидеру.

Прежде чем перейти к ответу, напомню вам теорию множественного интеллекта. 1. Вербальный интеллект — это способность владеть языком и общаться с другими людьми. Речь идет не только об устной речи, но и о других формах коммуникации, таких как письмо, жестикуляция и т. д. 2. Логико-математический интеллект — это способность логически рассуждать и решать математические задачи. Скорость их решения определяет, насколько он развит. 3. Пространственный интеллект (он же визуально-пространственный или образный) — способность, которая позволяет наблюдать за миром и объектами с разных перспектив и таким образом создавать мысленные образы, рисовать, выделять детали, а также развивать эстетическое чувство. 4. Музыкальный интеллект — это способность интерпретировать и создавать музыку, универсальное искусство, которое так или иначе присутствует во всех культурах. За ее обработку отвечают некоторые области мозга. 5. Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать инструменты. С другой стороны, сюда относятся более интуитивные способности, такие как выражение чувств посредством тела. 6. Внутриличностный интеллект — это способность понимать свое внутреннее состояние, регулировать эмоции и концентрацию. Этот вид интеллекта показывает, как вы разбираетесь в своих чувствах и эмоциях. Он также отвечает за способность к самоанализу и осознание причин, по которым вы стали тем, кто есть. Кроме того, внутриличностный интеллект позволяет дистанцироваться от ситуации с негативной эмоциональной окраской, а также обеспечивает самокритичность. Этот интеллект поддерживает благополучие и помогает достичь лучших результатов в самых разных областях жизни. Именно его я и предлагаю вам укреплять. 7. Межличностный интеллект — это чуткость к деталям во время общения с людьми. Этот вид интеллекта позволяет распознавать значения слов и жестов или истинные цели коммуникации, лежит в основе эмпатии и очень важен для тех, кто работает с большими группами. Чем более он развит, тем точнее вы оцениваете ситуацию и лучше понимаете проблемы окружающих. Им мы тоже займемся! 8. Природный интеллект — это способность обнаруживать, различать и классифицировать аспекты, связанные с окружающей средой: например, виды животных и растений или явления, связанные с климатом, географией и природой в целом. Он необходим человеку (да и другим животным) для выживания. Эволюция стала возможна в том числе благодаря ему. 9. Экзистенциальный интеллект (он же философский) — это склонность размышлять о значении существования, например о сути жизни и смерти. Характерные проявления этого вида интеллекта: поиск смысла, самопознание, собственная шкала моральных ценностей, восхищение красотой и интерес ко всему, что таит в себе загадку. 10. Творческий интеллект — это способность генерировать множество идей (флюидность), смотреть на ситуацию с разных ракурсов и искать различные подходы (гибкость) и находить необычные или инновационные решения (оригинальность). 11. Коллаборативный интеллект — это способность выбирать наилучший вариант для достижения цели, работая совместно с другими людьми.

Все эти виды интеллекта можно тренировать и совершенствовать!

Так вот, тысяча лидеров на упомянутый выше вопрос ответили: внутриличностный интеллект, то есть эмоциональный. Представители всех четырех направлений исследований — будь то Майер и Саловей, Гоулман, Бар-Он или Фредериксон — сходятся в том, что внутриличностный интеллект базируется по крайней мере на двух способностях: 1) самопознании (понимании того, что и почему вы чувствуете) и 2) эмоциональном контроле (способности управлять стрессовыми эмоциями, позволяющей сфокусироваться на своей цели и сознательно выбрать реакцию на людей и ситуации).

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.  Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Вволевая саморегуяция; преодоление импульсивности, непроизвольности

II. Актуализация знаний и мотивация

3 мин

— На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова. (сл2) Давайте вспомним, что такое басня?

-Кто главные герои басен?

-Что такое мораль?

-Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке? (сл3)

Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. На уроках чтения мы с вами знакомились с басней Крылова. Вспомните, как называется эта басня? (сл4)

— Басня — это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками.

— Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.

— Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни.

— Лебедь, рак и щука

Контроль полученных ранее знаний

III. Постановка учебной задачи

3-5 мин

— Отгадайте загадку:

Самолётик лёгкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо …

— Верно. (сл5)

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? …

— Правильно. (сл6) Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки. 

— Это и есть название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов. (сл7)

— Стрекоза

— Муравей

— Стрекоза и муравей

Целеполагание, прогнозирование;

принятие и сохраннее учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности

IV. Открытие нового знания

10 мин

— А что это за животные Стрекоза и Муравей? Как они выглядят?

— Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать?

— Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты. Никогда не сидят без дела. Где можно встретить стрекозу?

А скажите, как вы думаете о чём эта басня?

Ребята, мы сегодня с вами должны найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней Иван Андреевич Крылов. Послушайте басню «Стрекоза и Муравей» внимательно. Постарайтесь представить то, о чём я прочитаю.

Чтение басни вслух учителем.

— В какое время года произошла встреча двух насекомых?

— С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?

— Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы?

— В чём смысл басни?

— Это насекомые. Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами.

— Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц.

— Порхает с цветка на цветок.

Высказывают свои предположения

— Зимой.

— Пустить к себе перезимовать.

— Нет.

— Нужно готовиться к зиме заранее.

Умение полно и точно выражать мысли

поиск и выделение информации;

построение речевого высказывания;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Физминутка

2 мин

Вы, наверное, устали? Проведем физминутку.

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри. (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо (Поворот вправо)

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже (Поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо)

Через левое плечо. (Поворот влево)

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Повторяют движения.

V. Первичное закрепление.

15 мин

— Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? Давайте найдем их и запишем в тетради их значения чтобы запомнить их и если они встретятся нам снова, мы будем знать о чем идет речь.

Зима катит в глаза — неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

Тоска — грусть

Вешних — весенних

Мурава — трава

Резвость — веселость

Удручена — огорчена

Вскружить — обмануть

Поплясать — танцевать.

Оглянуться не успела – все прошло очень быстро

И кому же в ум пойдёт — никто даже не подумает

— Кто из героев басни вам понравился и почему?

— Справедливо или нет поступил Муравей?

— Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?

— Сочувствуете ли вы ей?

— В каких строках басни содержится основная мысль?

— Как вы её понимаете?

Записывают слова и выражения в тетради.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками, отвечая на вопросы.

Умение полно и точно выражать мысли, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы

VI. Самостоятельная работа

10 мин

— Сколько действующих лиц в этой басне?

— Если сыграть её на сцене в школе, чьи слова пропадут для зрителя?

— Самостоятельно прочитайте басню, подготовьтесь к выразительному чтению по ролям. Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Действует так, как будто это событие, в котором он участвует, происходит сейчас. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнеров, представлять себе то, что они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их слова, но и в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнера к тому, о чем он говорит, помогают понять то, чего он добивается своими словами. Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит.

Чтение по ролям отрывков басни.

— Три.

— Автора.

Читают басню «про себя».

Осуществление итогового контроля; формирование грамотной и лаконичной устной речи

VII. Включение в систему знаний.

3 мин

потехе час)  

Иван Андреевич Крылов написал много басен.  

В  своих  баснях  он  даёт  нам  советы,  как  жить.  Он  хотел,  чтобы  люди,

которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее,

лучше.

Иван Андреевич Крылов написал много басен.  

В  своих  баснях  он  даёт  нам  советы,  как  жить.  Он  хотел,  чтобы  люди,

которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее,

лучше.

— С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

— Кого подразумевает под животными Крылов?

— Что осуждается в этой басне?

— Какова мораль басни?

— Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?

— Иван Андреевич Крылов написал много басен. В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

— Стрекоза и Муравей.

— Людей.

— Беспечность, леность, черствость, эгоизм

— Нужно все делать вовремя

— Делу время, потехе час

Умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

2 мин

— Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

— Нужно ли изучать басни?

— Чему они учат?

— Поднимите карточки. Если работа не вызвала затруднений –зелёный; если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый; если смогли справиться лишь с помощью других – красный.

Высказывают мнение.

— Нужно

— Что хорошо, а что плохо.

Осуществление итогового контроля;

оценка. Самооценка. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

Если вас «зацепил» рассказ о сценариях отложенной жизни, но вы пока не поняли, откладываете ли жизнь на потом, — вот признаки синдрома отложенной жизни и причины, по которым это происходит. 

Признаки синдрома отложенной жизни

Признаки синдрома отложенной жизни

Не важно, по активному или пассивному сценарию все развивается — в любом случае у людей с синдромом отложенной жизни есть общие черты в мышлении и поведении. Вот список самых часто встречающихся симптомов.

Ожидание и предвкушение. Человек ждет, когда окончит институт, переедет от родителей, создаст семью, выплатит ипотеку, выйдет на пенсию, а до этого времени живет мечтами и ожиданиями. Возможно, ожидание даже не связано с какой-то большой задачей, просто человек начинает рабочий день и ждет обеда, неделю проводит в предвкушении пятницы, полугодие — отпуска, год — Нового года.

Настоящее не радует. Бывают, конечно, мелкие радости, но человек старательно их обесценивает. Зарплату получил? Да ерунда, разве это деньги вообще! Вот когда стану миллиардером, тогда и буду радоваться. Повышение? Да это всего лишь ожидаемое изменение, вот когда стану топ-менеджером…

Надеюсь, в этот момент вы вспомнили старуху из сказки о золотой рыбке: та тоже страдала синдромом отложенной жизни.

Представления о поворотном моменте. Ощущение «неполной жизни» не очень беспокоит, поскольку у человека есть вера: наступит «день Х», после которого начнется настоящее счастье. Кажется, все, что есть сейчас, — не настолько важно и ценно, как то, что будет потом.

Характерные фразы. В речи людей с синдромом отложенной жизни часто проскакивают такие формулировки: «пока не…», «сейчас не могу…», «вот когда …, тогда и…», «сначала нужно…» и т. п.

Частые сравнения. Неудовлетворенность своей жизнью проявляется в том, что человек оценивает и сверяет свои достижения с чужими. И, разумеется, не в свою пользу.

Запасы. Синдром вынуждает откладывать не только радость и удовольствия, но и вполне материальные вещи. У такого человека будут запасы еды, денег, вещей на все случаи жизни. Причем пользоваться ими он не станет, ведь все это «на черный день», «когда будет время», «на вырост» и т.п.

Любовный треугольник – это синдром отложенной жизни

Синдром отложенной жизни может проявляться в разных сферах. «Потом» касается не только крупных приобретений, достижений или получения желаемой должности.

Любители азартных игр, например, тоже склонны жить в ожидании: их как будто не очень волнует семья, друзья или хобби, потому что вся их энергия, все внимание направлено на крупный выигрыш. Не важно, пытаются ли они серьезно изучать теорию или просто ждут, когда на них посыплются деньги, — в любом случае то, что есть у них сейчас, не волнует и не увлекает.

Этот же феномен встречается у созависимых, то есть у людей, чьи родственники страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Они не живут свою жизнь, не заботятся о себе. Такие люди становятся рабами чужой пагубной привычки. Например, жена алкоголика может думать так: «Ну как же я могу пойти заниматься своими делами, а вдруг он опять запьет?!».

Все надежды и мечты связаны только с чужой жизнью, в которой «когда-нибудь» наступит трезвость. А пока этого не произошло, созависимые пытаются придумать способ повлиять на другого человека, а не заниматься собственным счастьем.

В романтических отношениях синдром отложенной жизни чаще всего можно наблюдать у фасадных семей и в любовных треугольниках. Фасадными называют семьи, которые всеми силами стараются выглядеть идеальными в глазах других людей. Мужья, жены и даже дети со стороны кажутся счастливыми, будто они только что фотографировались для коробок с овсяными хлопьями: все друг друга любят, никто ни на кого не злится, конфликтов не бывает…

Как правило, такие люди очень боятся развода, хотя на самом деле они давно несчастны вместе. Но развод, по их мнению, — «позор», поэтому они продолжают общаться друг с другом по необходимости, сохранять лицо семьи, никому не показывают, что на самом деле все от всех устали. В таких семьях все чего-то ждут: родители — пока вырастут дети, дети — когда родители наконец разведутся и дома не будет постоянного напряжения.

В любовных треугольниках похожая картина: все чего-то ждут. Третий человек (то есть любовник или любовница) ждет, что партнер уйдет из семьи. Изменяющий — что кто-то разрешит ситуацию или что наступит момент, когда он сам сможет выбрать. Супруг или супруга — что вся эта блажь партнера когда-нибудь закончится.

В моей практике был случай, когда дама хранила верность своему любимому и ждала, пока он разведется с женой… 19 лет. Все это время она отказывала себе в праве на счастье в личной жизни, ведь когда-нибудь он все-таки решится… нет, этого так и не случилось. Зато она решилась выйти из этих отношений и начать жить.

Причины синдрома отложенной жизни

Режим постоянного ожидания может возникать как по внутренним причинам, так и под влиянием внешних факторов.

Изучение этого феномена началось с того, что исследователи обнаружили: многие жители северных городов рассматривают свое положение как временное и уверены — «настоящая жизнь» начнется тогда, когда они переедут в более южные районы. Свое нахождение на севере они объясняли необходимостью заработать деньги, создать возможность для переезда.

Еще одна категория внешних причин — культурно-исторические, экономические и идеологические особенности нашей страны. Некоторые исследователи считают, что синдром отложенной жизни получил столь широкое распространение в связи с отказом от плановой экономики. Люди получили возможность видеть реальные результаты своего труда, копить и покупать.

С другой стороны, люди, которые несколько десятилетий верили в светлое будущее (то самое «потом»), были склонны откладывать свою жизнь. Они не пользовались красивой посудой, разве что один-два раза в год по большим праздникам; привыкли часами стоять в очередях — это само по себе приучает к постоянному ожиданию.

Я бы сказала, что и тот и другой формат могут спровоцировать развитие синдрома отложенной жизни, просто каждый по-своему.

Психологических же причин развития этого синдрома масса. Давайте условно разделим их на группы и рассмотрим повнимательнее.

Причины синдрома отложенной жизни

Из детства и семьи

Особенности воспитания. Дети плохо умеют управлять своим поведением, откладывать желания на потом и включать волю, когда это нужно. Поэтому родители приучают их к дисциплине, за что им большое спасибо. Правда, иногда случаются перекосы.

Часто мамы и папы очень активно говорят, что нельзя делать, но забывают сказать, когда время действия этого запрета заканчивается. А бывает, что один запрет сменяется другим. Сначала «пока не съешь — из-за стола не встанешь», потом «вот уроки сделаешь, тогда и играй», затем «когда школу закончишь, тогда и будешь решать» и «когда свою семью заведешь, тогда и правила в доме будешь устанавливать».

Часть из этих ограничений справедлива (только не первое, конечно, — это пищевое насилие), но если ребенок привыкает жить в вечном ожидании, то очень вероятно, что у него разовьется синдром отложенной жизни. Особенно часто это бывает у людей, которые привыкли к огромному временному разрыву между целями: одно дело, если надо подождать день или неделю, совсем другое — год или несколько лет.

Неуверенность в себе. Синдром отложенной жизни нередко связан с одной или сразу двумя мыслями: «Я не смогу» и «Я недостоин». Важные решения, радость и удовольствие человек осознанно или бессознательно откладывает на потом, когда он сможет их «заслужить» или когда сможет к ним как следует подготовиться. Правда, счастье так и не наступает, пока человек не поверит в себя.

Установки. Верить в определенные правила жизни мы начинаем рано. Эти правила могут быть усвоены в детстве от родителей и других значимых взрослых, из сказок, фильмов, пословиц и поговорок, религии.

Например, Золушка долго страдала, пока не пришла волшебница и не спасла ее от печального настоящего. Бывает, что некоторые сюжеты сказок так сильно влияют на детскую психику, что и во взрослой жизни люди становятся такими вот Золушками — пока все зернышки не переберут, на бал отправиться не могут.

Мощный след в психике могут оставить и инструкции: «Терпи, казак, атаманом будешь», «Ради красоты надо потерпеть», «Делу время — потехе час» и т.п.

Иногда бывают и формулировки «как не надо». Помните басню про Стрекозу, которая лето красное пропела? Это как раз тот случай.

Семейные мифы. В семейной психологии миф — это ответ на вопросы «кто мы?», «что нас отличает от других семей?». Это общее знание о том, как нужно жить. Синдром отложенной жизни часто встречается, например, у «выживальщиков». В таких семьях считается, что ничто не должно доставаться легко, добиваться своих целей во что бы то ни стало нужно с напряжением и ни в коем случае нельзя идти по простому пути. Этот миф очень сплачивает семьи, ведь они искусственно создают себе «трудные времена», а в такие периоды люди объединяются.

Особенности личности

Жизненный сценарий. В транзактном анализе выделяют несколько сценариев, на которые может быть запрограммирована жизнь человека.

Вы ведь встречали людей, у которых все «почти» — ну вот еще немного, и все будет? Правда, в последний момент в планы что-то вмешивается и достичь результата не удается. Жизнь таких людей напоминает историю Сизифа, который поднимает камень в гору, но на самой вершине гравитация оказывается сильнее и камень снова скатывается вниз.

Есть еще один сценарий, он называется «пока не…». И он тоже напоминает миф о герое, на этот раз — о Геракле. Если помните, этот смелый мужчина должен был совершить 12 подвигов, и только потом ему обещано было блаженство. Идея этого сценария — что-то хорошее может произойти только после того, как закончится что-то плохое. И в том и в другом сценарии мы видим, что человек не живет в настоящем.

Стыд и разочарование. Синдром отложенной жизни — это отличный способ сбежать от реальности. От настоящего, которое расстраивает, не удовлетворяет, огорчает. У некоторых людей этот синдром появляется из-за горького разочарования: в детстве и юности они представляли свое будущее, где они успешные, счастливые, а под окном стоит «Феррари». Но потом они выросли, «Феррари» купить не удалось, да и жизнь вообще не так уж радует.

Принять свой неуспех — больно и неловко. Чтобы не расстраиваться и не проживать стыд за то, что не получилось, такие люди убеждают себя: все это временно, вот скоро наступит волшебная жизнь…

Страхи. Иногда синдром отложенной жизни связан не с тем, что человек не смог чего-то достичь, а с тем, что при наличии, казалось бы, всех нужных ресурсов он так и не решается совершить заветное действие, после которого наступит счастье.

Например, он все время откладывает момент создания семьи. Сначала говорит, что нет квартиры, а вот когда купит, тогда все и произойдет. Но вот квартира куплена, а наш герой все не торопится. Говорит, что теперь нужно организовать стабильный доход. Потом пассивный доход. Потом другую квартиру, потому что эта, оказывается, не подходит.

Понимаете, да? На самом деле все нужное у человека есть. Но еще есть страх достичь этой цели. Может, он боится ответственности. Может, чувствует себя абсолютно счастливым без семьи и боится признаться в этом себе и другим (положено же хотеть семью). Словом, страхов в такой ситуации возможен целый набор.

Если давит социум

Высокая загруженность. Синдром отложенной жизни часто встречается у трудоголиков и перфекционистов. Такие люди пребывают в постоянном стремлении к новым вершинам: сначала нужно закончить проект, потом заработать миллион, затем открыть еще два филиала… бесконечные цепочки целей как будто придают смысл, но на самом деле забирают у человека его «здесь и сейчас». В глубине души такой старательный работник мечтает о времени, когда все это закончится и можно будет наконец-то отдохнуть от суеты.

Ориентация на результат. С одной стороны, эта черта, конечно, очень хороша. Особенно когда речь идет о работе. Но даже такие прекрасные стороны личности могут сильно портить жизнь, если становятся навязчивыми.

Человек, ориентированный на результат, игнорирует процесс. Ему не важны собственные успехи на пути к крупным достижениям, и он склонен обесценивать усилия других людей: а чему тут радоваться, если цель не достигнута? Вот когда задача полностью будет выполнена, тогда и будет повод.

Беда в том, что сама жизнь — это процесс. Радоваться не только цели, но и пути к ней — это и значит жить.

Чужие цели. Психологи говорят так: «У человека нет энергии на исполнение чужой воли». Это значит, что если человек пытается достичь цели, навязанной кем-то другим, то делать он это может очень и очень долго. И не факт, что в итоге достигнет.

Что ж, вполне естественно сопротивляться давлению извне. В такой ситуации бывают интересные картины: человек может на сознательном уровне быть уверен, что он действительно хочет добиться результата.

А на бессознательном происходит саботаж. В итоге он говорит, что хочет, а делает все так, чтобы не получилось. Причем если указать на это несоответствие, то человек, скорее всего, обидится или разозлится.

Мы с вами других сердить не будем, а просто возьмем себе на заметку: если очень хочется, но не получается, — возможно, не так уж и хочется.

Окончание следует.

  • Рассказ про синицу для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про слово чердак
  • Рассказ про снеговика для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про северную ирландию
  • Рассказ про симпла на английском