Рассказ про стародума из комедии недоросль кратко

Автор на чтение 18 мин. просмотров 25 опубликовано 15.02.2021 произведение недоросль д.и. фонвизина знаменито тем, что его герои не только

На чтение 18 мин. Просмотров 25 Опубликовано

Произведение «Недоросль» Д.И. Фонвизина знаменито тем, что его герои не только отразили действительное отношение молодых дворян к обучению, но и стали нарицательными. Сам Митрофанушка, являясь главным героем сатиры, представляет собой для реального общества опасность или только повод для смеха?

Центральный персонаж в «Недоросле»  — один из представителей семьи Простаковых. Критики преимущественно относят его к отрицательным героям, так как он ленивый невежда, который не понимает простых истин. Тем не менее, я считаю, что он скорее жертва обстоятельств, ведь подобную модель поведения ему навязала мать.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Несомненно, Митрофанушка смешит всех собственной глупостью, особенно ярко описанная в сцене «экзамена». Встречает читателя совершенно самоуверенный молодой человек, которому необходима нянька. Он демонстрирует всем скудость ума, детское мышление. Провожает же читателя глупец и дворянский повеса, незаинтересованный в получении даже начального образования.

Герой смешон до тех пор, пока не приходит осознание, что он представляет дворянский род. В то время большинство людей с подобным титулом находились при власти, делегируя законы. Так как дворянств разрешалось передавать по наследству, то можно предположить, что Митрофанушка рано или поздно бы смог добраться до «свершения судеб». Подобные люди, находящиеся у власти, способны только приносить вред стране и ее населению.

Несмотря на все опасения, Д.И. Фонвизин в лице Правдина отправляет Митрофанушку на службу. Героя последний раз читатель встречает абсолютно безобразным, лишенным всего человеческого. Он зол на мир, словно потерянное и загнанное существо. В реальной жизни он, вероятно, бы и вызвал смех, но лишь тем, что приносит несчастья собственным невежеством.

Содержание:

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» показывает нам глупого бездельника. Денис Иванович Фонвизин описывает главного героя комедии в ироничном ключе. 

Рассказ о Митрофанушке имеет актуальность и в наши дни: таких «недорослей» разного возраста встречаешь в обществе любого социального класса. 

Вопрос о характеристике Митрофана Простакова часто встречается на экзамене по русской литературе, пригодится при написании сочинения в старших классах.

Описание Митрофана из комедии «Недоросль»

Фамилия «недоросля» Митрофана – Простаков, дворянин по происхождению. Внешность юноши неуклюжа и неприятна. 

Простаков-младший любит много покушать, поэтому он полный с пухлыми щеками:

  • «а я почти и вовсе не ужинал <…> солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять»;

  • «квасу целый кувшинец выкушать изволил».

Кафтан его трещит по швам от постоянного поедания булок.

Автор чётко дает понять сколько лет юноше. Это 16-летний молодой человек, имеющий ум маленького мальчика. Он не имеет интересов и увлечений, ничем выдающимся не отличается. 

Митрофан – бездельник и лентяй. Мальчик с детства привык получать все, что захочет, не прикладывая никаких усилий.

Воспитание Митрофанушки

Характеристику главного героя хорошо дополняет воспитание, которое дали ему родители. Отец и мать души не чают в сыне, любовь матери к сыну носит больной и уничтожающий личность мальчика характер.

Фонвизин специально использует «говорящие» имена и фамилии, чтобы подчеркнуть качества персонажей. Имя Митрофана означает «похожий на мать». 

Характером сын действительно пошел в мать. Юноша – подлый, любит ябедничать и жаловаться: «я опять нажалуюсь матушке». 

Мнение отца Митрофана не интересует, он запугивает отца матерью. Жестокий и бессердечный мальчик, когда во сне видит, что матушка бьет отца, жалеет мать, а не отца.

Митрофан – настоящий маменькин сыночек. Мать вырастила сына беспомощным к взрослой жизни, мелочным, заурядным. Юноша не умеет любить, готов только притворяться, что любит, ради корыстных целей. 

Родители избаловали сына: «пока Митрофанушка еще в недорослях, пока его и понежить».

Образование

Простаков-младший очень глуп, ему трудно дается получение образования. Четыре года обучения не дали никаких результатов. 

Мать мальчика тоже необразованная, искренне недоумевает, зачем мальчику получать образование.

Учитель грамоты так отзывается об умственных способностях юноши: «Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам».

Речевая характеристика главного героя

Цитатная характеристика Митрофана в комедии небогатая. Ввиду скудного словарного запаса и слабых умственных способностей речь героя состоит из простонародных слов. 

Тип речи героя похож на отцовский: они оба молчаливы, хотя сыну, в отличие от отца, можно говорить все что угодно.


Какие качества объединяют Скотинина, Простакова и Митрофана

Простакова, Скотинина и Митрофана делает похожими тот факт, что все они являются отрицательными героями комедии «Недоросль». Всех троих объединяет то, что они не принимают просвещения, глупы, думают лишь о своей выгоде.

Скотинин – брат Простаковой, как и его сестра — не образован. Его умственные способности не развиты совсем. Расчетливый и корыстный, думает лишь о материальной выгоде. Таким же растет Митрофан. Подобен своему дяде: мечтает вкусно поесть и поскорее жениться. 

Мальчик до такой степени не способен к учебе, что один из учителей не берет плату, потому что не смог ничему научить недоросля.

Простаков – отец Митрофана, слабо-мыслящий и глупый человек: «помещика дурака бессчетного», «ваше крайнее слабомыслие». Не имеет своего мнения и просто «плывет по течению».

Более того, все три персонажа абсолютно заурядные, не имеют увлечений и интересов. Они не живут, а существуют. Страшнее то, что они этого не способны понять.

Учителя Митрофана

Героя обучают три учителя: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман.

Кутейкин преподает русский и церковнославянские языки. Хитрый и корыстный человек. Его личное образование оставляет желать лучшего, окончил всего лишь первые классы духовной семинарии.

Вральман, немец по происхождению, преподает французский язык. Пойти в учителя решил из-за материальных трудностей, до этого работал кучером. Конечно же французского Вральман не знает, он настоящий проходимец и врун.

Такие малограмотные учителя не способны дать никакого образования юноше, они сами нуждаются в нем.

Кто страшнее — Простакова или Митрофан

Портреты помещицы Простаковой и ее сыночка очень похожи. Митрофан – мужская копия своей матери. 

Своей любовью Простакова душит мальчика и убивает в нем все человеческое, ее любовь не здоровая. Матушка защищает юношу от всех и всего. Обычная забота о том, как накормить сына, заканчивается тем, что мальчик не может ходить из-за колик в животе.

Мать жестока по отношению к мужу и слугам, сын жесток по отношению ко всем, в том числе к матери. Так же, как и родительница, не образован, но оба считают себя умнее всех остальных, в них нет и частички эмпатии. Они эгоистичные и самовлюбленные, свои потребности и желания они ставят превыше остальных.

Простакова страшна, ведь воспитала такого ужасного человека, который вдвойне ее страшней.

Смешон ли Митрофан

Младший Простаков смешон и несуразен. Все сцены с ним глупы и комичны. Ведь это ненормально — обжираться всю ночь и с утра жаловаться на голод. Смешно привязывать няньку пятнадцатилетнему парню.

Несмотря на то, что образ главного героя является объектом сатиры, сущность юноши ужасна и страшна: грубый, озлобленный, глупый и бессердечный. Его отношение к окружающим его людям удивляет. 

Любящих его родителей мальчик не уважает вовсе. Если представить, что такие «митрофанушки» есть в каждой семье, будущее страны оказывается в серьезной опасности.

Современные Митрофанушки — кто они

Имя фонвизинского Митрофанушки давно стало нарицательным. Почему это случилось? Почему его образ актуален до сих пор? Все дело в возрасте героя и его воспитании. 

Фонвизин прекрасно преподал урок молодым людям на будущее. Через малолетнего героя показал, какое будущее ждет переставшего развивать свой ум и кругозор человека. Что происходит, когда забываешь и игнорируешь общественные морали и человеческие ценности, не уважаешь окружающих.

Такие «митрофанушки» сплошь и рядом, их количество не уменьшается с каждым поколением. Эти люди вступают во взрослую жизнь неподготовленными к ней. Их потребности только физиологические, а духовное развитие не развивается вовсе. Такие люди проживают целую жизнь впустую, не считая бездельничество и тунеядство изъяном.

Ешё материалы по комедии Фонвизина «Недоросль»:

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Недоросль

Денис Иванович Фонвизин

Краткое изложениеЧитается примерно за 9 минутСочинения131 сочинениеГлавные героиИ их характеристикаСтатьи критиковСочинение

Другие сочинения по этому произведению

НедоросльАнализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Добро и зло в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль»Идеи русского просвещения в комедии «Недоросль»Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»Изображение дворянства в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.Какой я представил себе Простакову?Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»Образ госпожи Простаковой в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль»Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»Образ Тараса Скотинина в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Образы бессмертной комедии «Недоросль»Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»Построение и художественный стиль комедии «Недоросль»Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?Проблема воспитания в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Проблема воспитания в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Проблема воспитания и образования в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»Речевые характеристики в комедии «Недоросль»САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)Смешное и грустное в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль»Фонвизин — автор комедии «Недоросль»Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина)Чему научила меня комедия <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»?Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?«Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»)Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»Семья ПростаковыхОБРАЗ МИТРОФАНУШКИАнализ произведенияХарактеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ»Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа ПростаковаГлавный смысл комедии Фонвизин «Недоросль»Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»Актуален ли образ Митрофанушки в наше времяОбраз и характер Простаковой в комедии ФонфизинаЗначение речевых характеристик в комедии «Недоросль»Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Характеристика образа СофьяГлавное лицо комедии помещица ПростаковаНедоросль МитрофанушкаСочинение на тему «Недоросль» — литературный прорыв 18 века»Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль»)Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. ФонвизинаПочему Митрофанушка стал недорослем (2)История создания комедии «Недоросль»Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Митрофанушка 1Семейный портрет Простаковых—СкотининыхХарактеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль»Характеристика образа ПростаковаСатирическое мастерство Д. И. ФонвизинаПостроение и художественный стиль комедииОбраз и характер МитрофанаНеоднозначность добра и зла в образах комедии «Недоросль» ФонвизинаСмешное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Почему Митрофанушка стал недорослем (1)Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль»Характеристика образа СтародумТема воспитания в комедии «Недоросль»Краткая характеристика произведения «Недоросль» Фонвизина Д.И.Сын, достойный своей материО замысле «Недоросли»Митрофанушка 2Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль»Проблема характера героя в произведении «Недоросль» ФонвизинаСмешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль»Героиня комедии Фонвизина НедоросльОбраз Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и СкотининыПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3)Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2)Жанровое своеобразие произведения «Недоросль»Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль»Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Просветительские идеалы в комедииЭта комедия — бесподобное зеркалоСкоты, владеющие людьмиПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»Герои взятые «прямо из житейского омута»Социально политическая идея «Недоросль»Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль»Сатиры смелый властелинВершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль»Тип лентяя Митрофанушки у ФонвизинаПростакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типаНеоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса ФонвизинаПримитивная натура Простаковой и СкотининаОбличение крепостнического строя в комедии Фонвизина «Недоросль»«НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР IКаноны литературной условности речи в произведении «Недоросль»Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина«Недоросль» — антикрепостническая пьесаСатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль»Главные черты реализма в произведении «Недоросль»«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает» В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин «Бригадир»)Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль»«Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Опасен или смешон Митрофан в комедии «Недоросль»?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Фонвизин Д. И.» Опасен или смешон Митрофан в комедии «Недоросль»? Фонвизин Д. И. все сочиненияФонвизин Д. И. краткие содержания

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» нам представлен отрицательный герой — сын провинциальных помещиков, недоросль Митрофан. Он глуп, ленив, эгоистичен. И назревает вопрос: со всеми отрицательными качествами смешон Митрофан или же опасен?

Первые эмоции, что вызывает Митрофан – смех. Обжора, что съел «солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть» и при этом, считающий, что и вовсе не ужинал.

Он не знает элементарных вещей, которые знают второклассники. Например, ему задают вопрос: «Дверь какое имя: существительное или прилагательное?» Митрофан отвечает: «Дверь прилагательна, потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Но если посмотреть на ситуацию с Митрофаном внимательней, то смех пропадает и приходит понимание, сколько бед в будущем может принести невежество и эгоистичность Митрофана. Он неуважительно относится к своим родителям: «Ночь всю така дрянь в глаза лезла, то, ты матушка, то батюшка». И на всю родительскую любовь он отвечает лишь презрением: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но при этом большую роль в характере Митрофана сыграл пример матери. Имя Митрофан означает «подобный матери». Госпожа Простакова жестока, она постоянно бьет и грубит крепостным, обращаясь к ним «скот», «бестия», не прощает малейших ошибок. Муж ее боится: «При твоих глазах мои ничего не видят».

В такой домашней обстановке Митрофан вырастет деспотом, как его мать. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько.

Полезный материал по теме: Скачать Опасен или смешон Митрофан в комедии «Недоросль»?

<legend>Tags</legend>ОпасенилисмешонМитрофанвкомедии«Недоросль»?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Образ Митрофанушки.

Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”- высшее художественное достижение русской литературы 18-го вв. Это произведение написано в период правления императрицы Екатерины II, в период, когда произвол помещиков и бесправие крепостных крестьян составляли главный конфликт в социально-политической жизни России. “Недоросль” это – комедия о воспитании.

Становление личности происходит только в обществе, и в этом процессе участвуют семья и ближайшее окружение.

В семье складывается определенный уклад, привычки, традиции, которым человек следует всю жизнь. В комедии Д. И. Фонвизин показывает, какие пагубные плоды приносит дурное воспитание в злонравной семье на примере одного из героев.

Митрофан – сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян Простаковых. Имя Митрофан означает “подобный, похожий на мать”. Ему 16, он – обжора, невежда и бездельник.

Митрофан резвится на голубятне и любит свиней, чем очень похож на своего дядю Скотинина. Цель жизни у него отсутствует, учиться он не хочет, мечтает лишь жениться на богатой девице.

Фонвизин показал неразумность ее слепой, животной любви, которая губит сына. Мать не хочет с ним расставаться, не отпускает его на службу, стараясь обеспечить ему беззаботное будущее. В ответ Митрофан относится к матери пренебрежительно, не уважает ее, не любит, совсем не жалеет, играя на ее чувствах. Разговаривая с матерью, отвечает бессердечно: “Отвяжись ты”, ” Такая дрянь в глаза лезла, то, ты матушка, то батюшка.” Простаков, боясь жены, заискивает перед сыном, называя его “умное дитя”, “затейник”, “забавник”.

Няня Еремеевна старалась обучать его хорошему, но бесполезно. В ответ Митрофан грозился ее избить, называет “старой хрычовкой”.

Весь стиль своего поведения Митрофан копирует со своей матери. Госпожа Простакова имеет полную власть над своими крестьянами, все отобрала у крепостных и думает только о том, что еще с них содрать. Она постоянно грубит крепостным, называя их “скот”, “болван”, “бестия”, бьет свою няньку Еремеевну, прослужившую в доме 40 лет, и, вероятно, нянчившую ее в детстве.

Простакова безбожна и бесчеловечна. Муж боится при ней слово молвить и подличает перед своим сыном. Дяде Скотинину “свиной хлев” заменяет и “храм науки”, и “домашний очаг”. Никто из них отроду ничего не читал.

В образе Митрофана Фонвизин показал самые дурные качества характера, самые дурные взгляды. Воинствующее невежество, в котором рос Митрофанушка, домашняя обстановка в доме его матушки Простаковой несомненно готовят будущего изверга. Первое представление “Недоросля” в театре в 1782 г. принесло огромный успех великой русской комедии.

Позвучали слова Фонвизина: “Угнетать рабством себе подобных – беззаконно.” Автор заставлял зрителей задуматься над тем, что именно Екатерина утвердила деспотический образ правления в России и благодаря ее политике процветает рабство и хозяйничают Простаковы и Скотинины, которые прямо ссылаются на царские указы о вольности дворянства.

В своей комедии Фонвизин изобразил и подлинно прогрессивных дворян. В образе Стародума показана самореализация личности, высокая духовность, гражданская активность. Стародум ненавидит деспотизм самодержавной власти Екатерины, он – враг рабства.

Екатерине не нравилась сатира Фонвизина. Писателю закрыли путь в печать. Д. И. Фонвизин тяжело заболел в сорок лет и через семь лет умер.

Проблемы воспитания молодого поколения, затронутые Фонвизиным в комедии “Недоросль”, актуальны и сегодня. Личность человека прежде всего предполагает наличие у него системы взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл его жизни. Общество многообразно, и в нем сосуществуют люди разных взглядов.

Высшим светом общества являются люди, которые убеждены в ценности человечества, проявляют гуманное и справедливое отношение к другим людям и трудятся на общее благо. Люди, смысл жизни которых ограничен их собственным “я” и житейскими заботами, менее интересны. Во все времена и сегодня подобных людей было предостаточно.

Однако, по-моему убеждению счастливы в этом мире только люди, имеющие необъятную страсть к познанию, человеколюбие и занимающие активную позицию в жизни. Именно к этому надо стремиться в своем самовоспитании.

Опасен или смешон Митрофанушка по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)« Конспект НОД в младшей группе по теме: Мой носЗнаменитая сказочная поэма Ершова “Конек-Горбунок” »Используемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2020/10/sochinenie-na-temu-opasen-ili-smeshon-metrofan.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-mitrofana-iz-komedii-nedorosl.html
  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/20921
  • https://my-soch.ru/sochinenie/opasen-ili-smeshon-mitrofan-v-komedii-nedorosl
  • https://lit.ukrtvory.ru/opasen-ili-smeshon-mitrofanushka-po-komedii-nedorosl-fonvizin-d-i/

Краткие сведения о произведении

Пьеса Дмитрия Ивановича Фонвизина «Меньшее» написана в 1781 году и впервые опубликована в 1783 году. Автор высмеивает обычаи провинциального дворянства и традиционное дворянское воспитание. Комедия состоит из 5-ти действий.

Действие первое

Помещица Простакова ругает портного Тришку. Сшитый ею кафтан был мал для ее единственного сына, глупого пятнадцатилетнего Митрофанушки. Собирается весь семейный совет. Простаков пытается угодить грозной жене и наугад предполагает, что кафтан «болтается». Его брат Тарас Скотинин очень любит кафтан. Новое платье нужно для соглашения Скотинина с осиротевшей Софьей, дальней родственницей Простаковых. Он уже полгода живет в доме Простаковых, и его усадьбу тщательно проверяют. Однако у девушки есть дядя Стародум, но он уехал в Сибирь и ничего о себе не сообщает. Скотинин льстит приданому Софии, особенно жирным свиньям. Сама Софья не подозревает, какие планы у Простаковых на нее.

София получает письмо от дяди. Простакова просит прочитать письмо вслух. Она уверена, что дядя отдал ее душу Богу и любовное письмо от офицера. Никто в семье не обучен чтению и письму, им поручено прочитать это хозяину дома, официальному Правдину. Оказывается, дядя Стародум разбогател и хочет сделать Софию своей наследницей. Госпожа Простакова моментально меняет свой план: теперь бойфрендом Софии станет ее сын Митрофан. Тем временем солдаты вошли в село, чтобы встать.

Кратко об истории создания и основной мысли произведения Фонвизина «Недоросль»

Первые наброски произведения относятся к 1770 году. Для создания произведения Фонвизин подготовил большой материал: перьевые произведения зарубежных и русских писателей на схожую тематику, сатирические статьи и пьесы Екатерины II. Произведение было завершено в 1771 году, через год состоялась его премьера, постановщиком постановки был сам автор. Впервые пьеса была опубликована в 1773 году.

Основная идея спектакля «Малое» заключалась в раскрытии темы просвещения, повсеместно затрагиваемой в эпоху Просвещения. В процессе создания Фонвизин добавил к своей работе некоторые социально-политические аспекты, а название работы было напрямую связано с указом Петра I о запрете брака с невежественными молодыми дворянами, иначе называемого «игнорировать меня».

Семья Простаковых. Властная дама, безумно влюбленная в своего глупого и ленивого сына Митрофанушку. Волевой и морально подчиненный хозяин. Новый тип дворян, Правдин, был послан расследовать жестокое обращение хозяев со слугами. Также присутствуют брат дамы Скотинин и юная сирота Софья, дальняя родственница Простаковой.

Дама планирует связать Софию с женой Скотининой. Софья получает письмо от дяди из Сибири. Его читает единственный грамотный человек — Правдин. Оказывается, Стародум планирует дать племяннице хорошее приданое и жениться на ней. Впоследствии Простакова мечтает выдать Софию замуж за сына.

  • Подлесок

В селе дислоцируются военные. Среди них агент Милон, возлюбленный Софии, потерявший ее, когда умерли родители девочки и подростка забрали дальние родственники. Встречаются старые друзья: Милон и Правдин. Встреча Софии с любимым — счастливая. Брат дамы начинает волноваться, что вернется домой без денег и невесты, и конфликтует со своим племянником.

Приходит Стародум. Он знакомится со своим давним другом Правдином, который рассказывает ему обо всем, что происходит в семье Простаковых и в деревне. Дядя София тоже рассказывает Правдину о своей жизни в последние годы, потом знакомится с его племянницей.

Спор между Простаковой и ее братом по поводу того, кто заберет Софию, переходит в драку. При встрече со Стародумом все Простаковы выражают ему лестное уважение и радость.

Заявление Стародумова о том, что он с внучкой уедет в Москву и будет там организовывать свою жизнь, шокирует семью. Скотинин и Простакова всячески отговаривают «Стародум» от этой затеи. Мать Митрофанушки утверждает, что, хотя образование в их семье не было в почете, ее сын занимается арифметикой и понимает грамотность. От назойливого разговора Стародум «спасает» Правдина, заявляя, что после поездки гость устал и хочет отдохнуть.

Когда все расходятся, учителя Митрофана, Цифиркин по арифметике и Кутейкин по грамматике сетуют на полное нежелание Митрофана что-либо учить и попустительство немецкого Вральмана в этой лени. Как видно дальше из неудавшегося урока арифметики, немец и мама активно помогают тупому Митрофанушке ничего не делать вместе.

Стародум серьезно разговаривает с племянницей. Он объясняет ей, что богатство человека не в количестве накопленного золота, а в достойных делах по отношению к людям и их стране. По его словам, положение должно быть заработано фактами, а муж и жена — одно, независимо от происхождения. Стародум получает письмо, из которого выясняется, что именно Милон оказывается тем молодым человеком, с которым он планировал организовать судьбу своей племянницы. В личной беседе дядя убеждается в порядочности офицера и благословляет брак. Скотинин всячески хвалит Стародум. Простакова старается представить свое детище в выгодном свете.

Стародуб заявляет, что завтра уезжает с племянницей. Простакова с сыном и братом решают помешать этому.

По приказу дамы Еремеевна пытается насильно выдать Софию замуж за Митрофана. Майло спасает положение. Правдин выступает в роли закона: объявляет преступлением планы Простаковой, защищает слуг, от которых пытается оправиться, и зачитывает письмо правительства, в котором говорится о передаче собственности в ведение государства.

Учителя Митрофана Правдина дают законную награду: честный Цыфиркин платит за труд, лукавый Кутейкин — ничего, Вральман переходит на должность жениха, работавшего у себя на родине.

Софья с будущим мужем и Стародумом уезжают в Москву. Митрофанушка недоволен и впервые повышает голос на мать. Он вынужден пойти на военную службу. У Простаковой ничего не остается: она теряет богатство и сына.

Автор: Фонвизин Денис

Год написания: 1782 г

Жанр работы: Комедия

Главные герои: Митрофан — капризный шестнадцатилетний дворянин, Простакова — мать Митрофана, Простаков — отец Митрофана, Скотинин — брат Простаковой, Софья — дальняя родственница Простаковых, Стародум — дядя Софии, Милон — офицер, Правдин — гость Простаковых.

Денис Иванович Фонвизин положил начало русской комедии, краткое содержание комедии «Минор» для читательского дневника позволяет насладиться образцом литературы 18 века и задуматься о важных вопросах сегодня.

Отмена женитьбы

Узнав об расторжении брака, Скотинин взбесился и набросился на Митрофана, но няня его защитила. Учителя пришли к мальчику, но он показал разочарование и сказал, что не хочет учиться. Простакова узнала, что Тарас напал на сына, и стала утешать молодого человека. Затем в село приехал дядя девушки. По пути он встретил Правдина, и они откровенно поговорили.

Краткое содержание подлеска для дневника читателя

Стародум пришел освободить девушку от провинциальных помещиков. Он встретил свою племянницу и поговорил с ней. В этот момент в комнату вошли Тарас и хозяин имения, уже успевшие устроить грандиозный скандал. Узнав, что вернулся высокопоставленный человек, они стали льстить ему и проявлять гостеприимство. Женщина рассказала дяде о предстоящей свадьбе, однако он был категорически против нее.

Стародум пообещал, что в ближайшее время отвезет девушку в столицу и женит ее на влиятельном мужчине. Из-за этого она очень расстроилась. Затем дядя сказал ей, что она может принимать решения сама. Услышав это, Простакова стала хвалить сына и его воспитание. В конце спектакля Стародум, София и Милон покинули деревню и уже не вспоминали о помещичьей семье.

Если внимательно прочитать краткое содержание «Невежества» для читательского дневника, можно придумать следующий план пересказа сюжета:

Фонвизин невежда резюмировал для читателя

  • рассказ с кафтаном и планами Скотинина;
  • прочтите письмо Стародума и познакомьтесь с Майло;
  • желание Простаковой выйти замуж за сына и ее скандал с его братом;
  • прибытие дяди и его разговор с племянницей;
  • отъезд влюбленных в столицу.

Эта комедия считается знаковым произведением того времени. В нем писатель обнажил самые острые проблемы. Повествование противопоставляет образование и воспитание невежеству и упрямству. Сатирический стиль писателя позволяет и сегодня читать классическую пьесу. Прочитав аннотацию спектакля «Минор» для дневника читателя, стоит прочитать книгу целиком.

Анализ произведения Фонвизина

Поскольку аннотация не дает полной картины, необходимо ознакомиться с ключевыми моментами анализа.

История создания

Спектакль родился после долгой государственной службы Фонвизина, в результате чего он долгое время не обращался к драматургии.

Первые эскизы произведения появились в 1770-х годах и были ближе к более ранней пьесе писателя «Бригадир». Первую версию главного героя зовут Иванушка.

При написании автор обращался к статьям из сатирических журналов, произведениям русских коллег (Лукин, Чулков) и французских классиков XVII-XVIII веков (Руссо, Вольтер, Дюкло).

Окончательный вариант книги был опубликован в 1781 году.

Само шоу произвело фурор в театре. Однако в силу актуальности темы отзывы заглянувших были противоречивыми.

Главная тема

Центральная тема — воспитание и воспитание новой знати. Фонвизин освещает его, противопоставляя персонажей устаревшим феодальным представлениям (все отрицательные герои), героям-носителям просветительских идей (положительные персонажи).

Проблему феномена «бездуховности» можно найти не только в говорящих фамилиях героев, но и во взаимоотношениях родителей и детей.

Проблематика

Есть две основные проблемы:

  1. Разложение дворянства. По словам Стародума, писатель осуждает моральный упадок и пытается найти его причины. Неслучайно в конце он говорит: «Вот плод, достойный зла!». Фонвизин винит неограниченную власть собственности и отсутствие положительных примеров со стороны представителей высшей власти.
  2. Образование. Мыслители того времени рассматривали воспитание детей как ключевой фактор, влияющий на человеческую мораль. На этом основан сюжет. Фонвизин видел в передаче правильных ценностей следующему поколению надежный способ укрепить политику и построить сильное развитое дворянство.

Поэтому комедия «Минор» — типичный представитель классицизма, разоблачающий обычаи общества того времени. В настоящее время труд изучают в школах, начиная с восьмого класса, а также студенты филологических и педагогических вузов.

В XVIII веке спектакль ставился несколько раз, успех которых, как и самой оперы, был огромен. В ХХ веке, в 1987 году, режиссер Григорий Рошаль снял по опере фильм «Владыка Скотинин.

Главные герои комедии

  • Простаков — дворянин, глава семейства. Безграмотный, он слушается жену, любит сына.
  • Госпожа Простакова — его жена. Она считает, что ей все позволено, так как она дворянка. Она держит в страхе мужа и слуг, бьет их. Узнав, что София — богатая наследница, она пытается выйти замуж за сына.
  • Митрофан — их сын, 15-летний невежественный, избалованный и ленивый.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше всего рассказать об этой книге? Пожалуйста, пиши. Делаем обзоры более понятными, грамотными и интересными.

Действующие лица пьесы и их характеристика

В произведении много героев, среди которых можно выделить главного и второстепенного.

Главные герои комедии

Госпожа Простакова — дворянка, жесткая и невежественная женщина. Деспотичная и грубая помещица, она жестоко наказывает крестьян и даже бьет собственного мужа. Он слепо любит сына Митрофанушку.

Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глупый и ленивый, так как 3 года изучал какие-то науки, но ничего не понимал. Он умеет обманывать, снискать расположение матери. Низкорослый. Так называли молодых дворян, не получивших свидетельства об образовании от своих учителей. Им не разрешали вступать в брак или поступать на государственную службу.

Тарас Скотинин — брат Простаковой, дяди Митрофана. Благородный, глупый и невежественный. Он любит только свиней. Он хочет жениться на Софии, чтобы получить богатое наследство. Его фамилия говорит о том, что его «звериные» действия проявляются в грубости и неуважении к другим людям.

София — (в переводе с греческого «мудрая») образованная. Честная девушка с добрым сердцем. Племянница Стародума, увлеченная его идеями, влюблена в Милона.

Стародум — опекун Софии, мудрый и уважаемый человек на протяжении 60 лет. Он заработал состояние честной работой, работая в Сибири. Когда-то он служил при дворе, но не мог спокойно смотреть, как другие хотят «удержать расположение». Вскоре он подал в отставку и «забрал домой в целости и сохранности мою душу, мою честь, мои правила».

Правдин, чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещика к прислуге. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель новообразованного дворянства.

Милон — порядочный молодой офицер, влюбленный в Софию. На службе отличился мужеством. Он знает такие понятия, как «честь» и «ценность».

Другие персонажи

Терентий Простаков — безвольный помещик, во всем старающийся угодить властной жене. Сама фамилия говорит о том, что это «простак». У него нет собственного мнения. Я готов терпеть избиение и унижения жены. Он любит сына и гордится им.

Еремеевна — служанка, прослужила Простаковым 40 лет. Тата Митрофанушки. Он очень любит своего ученика. Несомненно, он удовлетворяет все прихоти хозяйки.

Тришка — швея, рассудительная и умная, не боится спорить с дамой.

Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Он отказывается брать деньги на обучение, так как считает, что ничему Митрофана не научил.

Кутейкин — семинарист, учит грамоте. Небрежный, безграмотный наставник говорит на церковных славянах. Но все равно нужны деньги на обучение.

Вральман — учитель французского языка. Фамилия подчеркивает обман немца, который когда-то был кучером Стародума. Он получает 300 рублей в год, но ничему не учит.

Начало событий

Произведение рассказывает о жизни крестьянской семьи. У владельца имения родился сын Митрофан. Однажды она заказала у портного дорогой кафтан, но потом очень рассердилась на него, потому что платье было слишком маленьким для 16-летнего мальчика. Рабочий извинился как мог, но женщина его не послушала. У нее был муж, которого в округе знали как волевого человека.

Но на этот раз он хотел высказать свое мнение о маленьком кафтане. Впоследствии свое мнение о продукте высказал и брат Простаковой, ведь оно было сшито для мальчика в день помолвки юных Софьи и Тараса.

Рассказ про стародума из комедии недоросль кратко

Девушка была дальней родственницей отца семейства и жила с ними в имении. Ее воспитывала мать в столице, и ее отец умер. Но несколько месяцев назад она умерла, и девушка переехала в деревню. Он даже не подозревал, за кого женится.

Спустя время девушка получила сообщение от пропавшего дяди, и Простаков очень расстроился, ведь ее надежды на скорое замужество могут не сбыться. Тогда он обвинил девушку в измене, но не смог проверить свои гипотезы, поскольку она была неграмотной. Правдин помог прочитать записку. В нем было написано, что Стародум оставляет Софии огромное состояние. Узнав об этой новости, владелец имения решил женить своего маленького сына на молодой женщине.

Его старый друг Милон, который был военным, приехал в гости к Правдину. Он давно был влюблен в девочку-сироту. Однако он не сказал об этом своему другу. Оказалось, что его дамой сердца была София. Они встретились и обрадовались. Затем девушка рассказала ему о планируемом браке с Митрофаном. По этой причине офицер очень ревновал, но потом успокоился, узнав о глупости сына хозяйки.

Действующие лица комедии

  • Госпожа Простакова — грубая, глупая и трусливая хозяйка имения. Он жестоко обращается со своими слугами.
  • Митрофан — 16-летний сын Простаковой. У него нет цели в жизни и нет мнения о собственном слабом характере. В то же время он груб и невежественен.
  • Правдин, чиновник, временно остался с Простаковыми. Его главная цель — защитить крестьян от упорства дворян. Образованный и образованный человек, который не боится идти против системы.
  • София — порядочная и добрая девочка. Потеряв родителей, ему пришлось жить под одной крышей с Простаковыми.
  • Стародум — дядя Софии. Считайте главным не деньги и звания, а честь и достоинство; имеет богатый жизненный опыт.
  • Милон — возлюбленный Софии. Честный офицер.
  • Скотинин — невежественный помещик, который видит смысл жизни в свиноводстве. Брат Простакова.
  • Простаков — бесхребетный муж хозяина дома. Он во всем согласен с женой.
  • Еремеевна — няня Митрофана.
  • Кутейкин — неважный учитель грамматики.
  • Вральман — немецкий обманщик, выдающий себя за знатока светских обычаев.
  • Цыфиркин — достойный учитель арифметики.
  • Тришка — слуга Простаковых.

Другие персонажи

  • Еремеевна — медсестра Митрофана («мама.
  • Правдин — чиновник, призванный решать дела Простакова.
  • Стародум — 60-летний богатый человек, добрый, умный, прямой в общении с людьми.
  • София — внучка Стародума, добрая и образованная девочка.
  • Милон — офицер, влюбленный в Софию.
  • Тарас Скотинин — брат Простаковой, любит свиней, вырывает у крестьян огромную ренту.
  • Тришка — швея.
  • Слуга Простаковых.
  • Официант Стародум.

Учителя Митрофана:

  • Кутейкин — бывший семинарист.
  • Цыфиркин — сержант в отставке.
  • Вральман — бывший кучер, выдающий себя за ученого.

Действие четвертое

Стародум находит Софию читающей книгу. Они говорят о достоинствах человека и обычаях, преобладающих в обществе. Благородство, богатство и звание — это хорошо, если человек, обладающий всем этим, не потерял совести. Все в жизни происходит из семейного воспитания: если родители не ладят, какой пример они подают своим детям? Разговор прерывает слуга с письмом от графа Честана. В нем он просит Стародума более нежно относиться к его племяннику Милону, который остается со своей командой в тех местах.

В этот момент входит Правдин, чтобы познакомить своего друга Милона со Стародумом. Офицер восхищает старика своей честностью и прямотой. Майло в изобилии чувств просит руки Софии. Сама она подтверждает, что Майло — ее парень. Этот счастливый момент нарушен появлением Скотинина. Он заставляет Стародум смеяться, требуя руки Софии. Появляются и Простаковы с сыном — и все за то же, с согласия брака Митрофана и Софьи. Простакова с гордостью просит осмотреть сына. Митрофан показывает свое полное невежество. Все соискатели хотят узнать, кто выбрал Starodum. Однако он сообщает всем, что девушку «уже закрепили» на хорошего мужчину. А завтра в семь утра они уедут из этого дома.

Пересказ в тезисах

Действие происходит в деревне помещиков. Госпожа Простакова заботится о своем шестнадцатилетнем сыне Митрофане. Женщина хочет, чтобы он занимал высокое положение, но при этом не слишком старается. Она нанимает для него учителей, но сама не видит смысла в обучении и постоянно сожалеет о сыне. Митрофан описывается как ленивый и грубый. Он не умеет любить, сострадать и самостоятельно принимать решения.

Девушка Софья вынуждена жить в доме своих дальних родственников Простаковых. Дама хочет выйти замуж за своего брата Тараса Скотинина. Однако ее планы меняются, когда все узнают, что девушка унаследовала огромное состояние. Теперь женщина пророчит им жениха Митрофана, чтобы она жила хорошо и ни в чем не нуждалась. Сердце Софии занимает храбрый офицер Милон.

Девушка неожиданно получает наследство от все того же дяди Стародума. Он долгое время жил в Сибири и смог заработать хорошее состояние. Дядя приезжает в деревню, хочет увезти племянницу в Москву. Чтобы этого не произошло, Простакова пытается похитить девушку и против ее воли выйти замуж за Митрофана. Он разрушает коварный план Майло, защищающий его возлюбленную. Дядя Стародум благословляет союз влюбленных.

Простакова вне себя от гнева. Грубость сына только усугубляет его проблемы. Это не выдержало его. Женщина теряет сознание. Митрофан должен пройти военную службу.

Действие I

Хозяин усадьбы ругает слугу за испорченный кафтан, который плохо сшит и поэтому мал для его сына Митрофанушки. Он извиняется, потому что все знали о его неумении шить. Простакова звонит мужу. Муж недостатков в кафтане не видит, но все же робко с ней соглашается. Входит Скотинин, но дама не находит в нем поддержки: брату понравился кафтан. Слуга изгнан.

Простакова просит накормить Митрофана, но из рассказа няни она узнает, что ее сын не спал прошлой ночью, потому что ел слишком много. Молодой человек уверяет, что ел мало, но выпил много кваса и от этого всю ночь ему снились дурные сны. Женщина признается, что сын — ее единственная радость. Митрофан шутит.

Разговор между Простаковыми и Скотиниными. Оказывается, они собираются выйти замуж за Софюшку как за грубого Скотинина. Поскольку девочка — сирота, у нее остался только один близкий человек — дядя Стародум. Известно, что мужчина переехал в Сибирь и долгое время не сообщал новостей. Все в доме считали его мертвым. Скотинин в разговоре оказывается человеком нечестным и эгоистичным.

Входит София. Делится радостью: писал дядя Стародум. Но никто не воспринял всерьез слова девушки; затем предлагает присутствующим прочитать письмо. Как выяснилось, никто из них не научился читать и писать.

Правдин присоединяется и соглашается прочитать сообщение. Всем известно, что дядя Софии жив и завещает ей десять тысяч рублей. Планы Простаковой сразу меняются. Увидев в девушке богатую невесту, он хочет жениться на сыне, напрочь забыв о брате. Женщина не оставляет Софию, всячески ее успокаивая. Слуга сообщает о присутствии военных поблизости.

Выписка Д. Фонвизина
Правдин читает письмо, Простакова обнимает Софью, Митрофана

Действие II

Милон и Правдин знакомы давно. Правдин признает, что приехал сюда не зря: он хочет проверить отношение помещиков к вынужденным людям. Майло, в свою очередь, хочет найти свою возлюбленную. Однако молодой человек в отчаянии, ведь уже больше года ищет девушку.

Волею судьбы София находится рядом. Влюбленные не могут поверить в свое счастье. Милон обнаруживает, что они хотят выдать девушку замуж за другую. Вскоре к ним присоединяется Скотинин. Молодые люди рассказывают ему о планах Простаковой выйти замуж за Митрофана. Он в гневе выбегает из гостиной.

Скотинин врывается в комнату, где изо всех сил заставляет заниматься Митрофана няня. Дядя и племянник дерутся из-за Софии.

Входят Простаковы. Хозяйка гордится тем, что все подготовила к приезду именитого гостя. Митрофан жалуется матери на то, что поссорился с дядей. Помещик ругает няню за то, что она не защищает ребенка.

Действие III

Заметив приближающихся лошадей, Правдин выходит во двор навстречу хозяину. Расскажите всю правду о том, как относятся к Софии в этом доме. Однако Starodum не спешит с выводами.

Вскоре входит София. Из рассказа дяди девушка узнает, что он был вынужден уехать, чтобы заработать достойную работу. Недалеко от них Простакова затеяла драку с братом, поэтому сначала не замечает Стародума. Как только она поняла, кто стоит перед ней, вежливость приняла душ. Стародум пытался обуздать свою неприязнь к этим самодовольным людям.

Дядя Софии говорит о своем намерении вскоре жениться на ней. Девушка расстроена, но не ругается. Простаки не хотят отпускать свою родственницу из-за причитающегося ей богатства. Женщина хвалит способности Митрофана перед ведущей. Правдин пытается защитить Стародум от навязчивой любовницы.

Из беседы учителей выясняется, что за три года учебы «невежды» так и не успели понять простых вещей. Они осуждают Вральмана, мечтают избить его за пособничество невежественной матери.

Простакова умоляет сына выглядеть шикарно перед ведущей. Однако сама она мешает Цыфиркину, жалуясь на «тупую науку». Позже в комнату входит Вральман. Немец соглашается с женщиной в том, что не нужно быть вежливым, советуя найти таких же недалеких людей и пообщаться с ними.

Действие IV

В начале 4-го акта Софию ждет встреча с дядей. Он хочет донести до племянницы, что в этом мире богатый человек не всегда умен, честен и добр. Поговорим о семейных ценностях. Мужчина убежден, что в браке деньги не важны. Главное, по его мнению, — это дружба супругов и поддержка.

Стародум получает письмо, в котором говорится, что офицера, которого он так хотел женить на своей племяннице, зовут Милон. Пообщавшись с молодым человеком, мужчина уверен, что имеет дело с достойным человеком, поэтому дает свое благословение молодым.

Выписка Д. Фонвизина
Стародум принимает брак Софии и Милона

Скотинин входит в разговор, чтобы привлечь к себе внимание, но это вызывает только смех. Семья Простаковых включена. Женщина пытается всех убедить в образовании Митрофанушки. Правда устала от этого лицемерия, она задает мальчику простые вопросы. Ни на одно из них молодой человек не отвечает. Мама пытается найти ему оправдание.

Выписка Д. Фонвизина
Правдин, Стародум и Митрофан

Все узнают, что София обещана другому и что она скоро покинет этот дом. Однако семья Простаковых хочет помешать утреннему отъезду девушки.

Действие V

Стародум делится с Правдином своими мыслями о нравственности, честности и образовании. Слышен посторонний шум. Оказывается, они хотели выдать Софию замуж без ее согласия на Митрофане, но Милон, к счастью, сумел их остановить. Правдин предлагает наказать виновных, но Софья прощает Простакову. Женщина позаботится о слугах, которые помешали ее планам. Здесь Правдин начинает читать письмо. Он говорит, что имущество семьи Простаковых отныне будет под его контролем из-за жестокого обращения с крестьянами. Женщина умоляет дать ей несколько дней, чтобы закончить работу, чтобы подсчитать учителей. Мужчина выносит это на себя.

Входят учителя. Стародум вспоминает Вральмана. Правда раскрывается: немец работал конюхом, так что никакого отношения к обучению он не может иметь. Цыфиркину стыдно брать деньги за свою работу, потому что он ничему своего ученика не научил. Все оценили его порядочность и достойно поблагодарили. Кутейкин не постеснялся попросить расчет, несмотря на то, что он никогда не вкладывал в молодого человека никаких знаний.

Представлен вагон. Все здороваются. Простакова рада, что хоть сын остается с ней. Но Митрофан груб с женщиной, и она теряет сознание. В конце спектакля «профана» призывают на военную службу.

Действие пятое

Правдин делится новостью со Стародумом: он получил разрешение взять под охрану села и людей Простаковых, если помещик не исправит его плохое настроение. Их разговор прерывается шумом. Простакова вскоре удивилась и приказала заставить Софию спуститься к алтарю с Митрофаном. Майло освободил девушку от этих претензий. Возмущенный Правдин обещает наказать всю семью по закону. Простаков охватил страх. София великодушно их прощает. Starodum делает то же самое: «Я не хочу чьего-либо уничтожения». Правдин выслушивает угрозы Простаковой прислуге и вручает ей документ, согласно которому ее дом и села передаются под опеку государства.

Сбитый с толку, Скотинин наконец уезжает домой. Простакова заклинает откладывать — Правдин неумолим. Но он решает помочь ей свести счеты с учителями, прежде чем отпустить их со всех четырех сторон. Цыфиркин честно признается, что не заслуживает оплаты: студент никогда не осваивал свою науку. За правду платят Майло, Стародум и сам Правдин. Самому проницательному Кутейкину предлагают забрать его у самой Простаковой. Вральман оказывается бывшим кучером Стародума. Дядя София снова водит его на ту же службу.

Правдин эмоционально провожает своих друзей с «искренними сердцами» в карету. Уничтоженная Простакова ищет сочувствия у сына и отталкивает его мать. Она теряет сознание. Правдин решает, что пора этой «грубияне» подавать. Проснувшаяся Простакова стонет: «У меня отняли власть! Детей у меня нет! »Стародум, выйдя из дома, замечает при этом:« Вот плоды, достойные зла!»

Читательский дневник по комедии «Недоросль» Фонвизина

Сюжет

В деревне, в доме Простаковых, идет подготовка к свадьбе Скотинина (брата Простаковой) и Софьи (сироты, ее родственницы). Согласия девушки никто не просил. Письмо дяди Софии, Стародума, разрушает эти планы. Скоро он отвезет ее в Москву. Но главное в другом: Стародум богат и обещает девушке все отдать. Хулиганка Простакова забывает о брате и хочет выдать Софию замуж за своего 15-летнего сына, невежественного и ленивого Митрофанушку. В доме полно людей: живет чиновник Правдин, останавливается Милон (это настоящая любовь Софьи) и наконец приезжает сам Стародум. Он прекрасно понимает все проделки Простакова и на следующее утро хочет уехать с Софией в Москву. Встретив Майло, честного офицера, он с радостью благословляет свою племянницу выйти за него замуж. Скотинин получает очередь от ворот, как еще один претендент на приданое Софии — Митрофан. Вместо того, чтобы учиться, он раскрывает перед гостями свою глупость. Среди его учителей — Секстон Кутейкин, сержант Цыфиркин и немец Вральман, бывший кучер Стародума. В отчаянной попытке настоять на своем, Простакова рано утром приказывает насильно доставить Софию в храм и выйти замуж за Митрофана. Майло мешает этим планам. Правдин объявляет Простаковой, что ее дом и села взяты под опеку государства, чтобы ее не удерживали от тирании в будущем. Ее сын тоже отворачивается от нее. Стародум и София покидают этот дом.

Время и место сюжета

Действие происходит в конце 70-х, 80-х годах XVIII века, сразу после восстания Пугачева. Именно в этот период дворянство начало задумываться о причинах крестьянских восстаний. Ставится вопрос о крепостном праве, поэтому главные герои пьесы — крепостные хозяева. На сцену «Минор» вышел на сцену в 1782 году.

Все сцены происходят в усадьбе госпожи Простаковой, описание интерьера в произведении отсутствует. Это связано с тем, что спектакли могут проходить в любом театре страны, а постановки могут выбирать постановку по своему усмотрению.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Софья, живущая в деревне, у дальних родственников Простаковых, дядя обещает наследство в размере 10 тысяч рублей. Поэтому Простакова решила выйти замуж за сына Митрофана.

София любит агента Милона, очень порядочного человека. Дядя одобрил выбор Софии.

Простакова устраивает похищение Софии, чтобы выдать ее замуж за сына, но терпит неудачу. Правдин по приказу правительства берет под стражу дом и села Простакова и приказывает Митрофану идти служить.

Краткий пересказ по действиям (более подробный, чем краткое содержание)

Действие игры происходит в деревне Простаковых.

Действие 1

Госпожа Простакова осматривает новый кафтан на сыне и ругает портного Тришку за то, что она слишком туго сшила. Тришка извиняется за то, что она самоучка.

Пакт Митрофана по просьбе отца матери. Простакова спрашивает мнение мужа о кафтане. Он, робко запинаясь, говорит, что кафтан большой. Жена ругает его за непонимание того, что узкое, а что широкое, и велит наказать Тришку.

Входит брат Простаковой Скотинин и говорит, что кафтан был сшит, как и положено, и Тришка избежала наказания.

Митрофан рассказал, что всю ночь ему снилось, как его мать била священника. Во сне Митрофан пожалел ее, потому что она устала бить мужа. Мать была тронута тем, что сын пожалел ее.

Из разговора Скотинина и Простаковой видно, что Скотинин хочет жениться на Софии, близкой родственнице Простакова. Она осиротела, ее дядя уехал в Сибирь и уже несколько лет о нем нет никаких известий. Простаковы забрали себе Софию и присмотрели за ее имением.

Скотинин признается, что хочет жениться в связи с тем, что в деревнях Софии живут большие свиньи, и он любит свиней больше всего на свете. Простаков сказал, что Митрофанушка тоже любит свиней.

Входит Софья и говорит, что пришло письмо от дяди — из Сибири в Москву. Простакова была шокирована тем, что он жив, и думала, что Софья все это выдумала.

Входит Правдин и по просьбе Простаковой, с разрешения Софьи, читает письмо, в котором говорится, что дядя девушки в Сибири заработал 10 000 доходов и сделает Софию наследницей.

Простакова не дает ему дочитать, обнимает Софию, говорит, что не хочет лучшую невесту Митрофанушку, и уводит девушку, чтобы поговорить с ней.

Слуга сообщает, что в селе остановились солдаты.

Действие 2

Агент Милон обрадовался, увидев своего друга Правдина. Он сказал, что пробыл здесь 3 дня, что губернатор приказал ему совершить поездку по району и посмотреть, все ли там в порядке. В этой деревне он увидел помещика-дурака и его злую жену.

Майло говорит, что ему приказали отвезти солдат в Москву, и он сам хочет узнать, куда увезла его дальних родственников его любимая, с которой он был разлучен более полугода.

Майло увидел Софию и воскликнул: «Вот она». София пожаловалась Майло, что она очень страдает от своих родственников и что ее любовник, узнав о ее богатом наследстве, прочитал ее как невесту своему сыну.

Софья сказала Простаковой, что ее судьба зависит от воли дяди, обещавшего приехать сюда.

Скотинин сообщает Софии, что, женившись на ней, он купит свиней со всего мира за ее приданое в размере 10 000 человек. Правдин сообщил ему, что Простакова хочет выдать сына за Софию. Скотинин был в ярости и чуть не избил Митрофана, но няня Еремеевна его отвергла.

Пришли учителя Митрофан, Кутейкин и Цыфиркин, но Барчук учиться не хочет.

Действие 3

Правдин, увидев карету, пошел навстречу Стародуму, дяде Софии. Он сказал, что приехал освободить племянницу от злых родственников, которые, чтобы добыть для нее деньги, не грабив Родину, уехали на несколько лет в Сибирь.

Софи Стародум сказала, что теперь она может выбрать бедного супруга, так как он дает ей эти деньги.

Простакова стала льстить Стародуму, предположив, что Митрофан может стать мужем Софии.

Стародум сказал, что завтра отвезет племянницу в Москву, чтобы выдать ее, если она захочет, за достойного молодого человека.

Простакова заявила, что лучшего мужа, как ее сын, и знатного, молодого и образованного, найти не удалось. Сразу захотелось показать сыну стипендию, но Стародум уехал отдыхать.

Мать уговорила Митрофанушку готовиться к спектаклю, а Стародум отдыхал, чтобы она могла слышать, как учится сын. Она обещала выйти за него замуж. Митрофан говорит: «Не хочу учиться, хочу жениться». Однако он согласился учиться в последний раз.

Учитель Цыфиркин начал решать арифметические задачи, но Митрофан ничего не понимал ни в делении, ни в вычитании.

Потом другой учитель, Кутейкин, начал читать часовую книгу, а Митрофан просто повторял за ним.

Третий учитель, Вральман, пришел и сказал, что нельзя закапывать голову Митрофана знаниями, чтобы не навредить ему.

Действие 4

Стародум наставляет Софию, чтобы ее жизнь была благополучной, чтобы она вышла замуж за достойного человека, не только умного, но и воспитанного.

Стародуму пришло письмо от друга с предложением выдать Софию замуж за ее племянника Милона, человека достойного и честного. Теперь он ведет солдат в Москву и может встретиться со Стародумом.

Правдин познакомил Милона со Стародумом и понял, что он племянник своего друга. Из разговора и из Милона Стародум понял, что он бесстрашный воин и скромный человек. Узнав, что София и Милон любят друг друга, Стародум очень обрадовался.

Вошла Простакова и попросила Стародум посмотреть, как тренируется ее сын. Стародум сказал, что он уже видел, как Цыфиркин и Кутейкин выучили это, и спросил, чему его научили немецкий. Ему сказали, что все, например, грамматика.

Правдин попросил названия прилагательных и существительных. Ответы Митрофанушки были абсурдными, но он совершенно не знал, что такое география.

Простакова спросила, выдаст ли Стародум Софию за Митрофанушку, и получила отрицательный ответ. Поэтому он решил насильно увезти Софию, чтобы выдать ее замуж за своего сына.

Источники

  • https://blmb.ru/nedorosl-kratkoe-soderzhanie/
  • https://kratko.rustih.ru/denis-fonvizin-nedorosl/
  • https://litera.site/interesnoe/nedorosl-kratkoe-soderzhanie-dlya-chitatelskogo-dnevnika-komedii-fonvizina
  • https://na5.club/literatura/chitatelskij-dnevnik/po-komedii-nedorosl-fonvizina.html
  • https://Obuv-PatriotPlus.ru/pereskazy/nedorosl-chitatelskij-dnevnik.html
  • https://briefly.ru/fonvizin/nedorosl/
  • https://kniq.ru/autors/fonvizin/nedorosl-kratkoe-soderzhanie/
  • https://konspektiruem.ru/pereskazy/nedorosl-chitatelskij-dnevnik.html
  • https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/fonvizin/nedorosl.html

Конспект
урока по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Тема урока: Д.
И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство
создания комической ситуации

Тип урока: Комбинированный
урок.

                    
I.       
рассмотреть комедию с позиции канонов классицизма,

               
IV.       
Увидеть проблему произведения( проблема воспитания и образования)

         Предметные: Знать
сюжет пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Выделять особенности лексики.

Метапредметные: Овладеть умениями самостоятельно
организовывать собственную деятельность

Познавательные: способствовать развитию
логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, умения
выделять главное, существенное при работе с текстом).

Регулятивные: осознавать
себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению
препятствий и самокоррекции
; определять цель и проблему в
деятельности.

Коммуникативные: излагать
свое мнение, аргументируя его цитатами из текста; понимать позицию другого; организовать
работу в группе.

Формировать устойчивую мотивацию
к изучению и закреплению нового.

.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Орг. момент. Мотивация к
деятельности

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность.

Слово учителя

Мы
продолжаем работу по анализу комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». И сегодня нам
предстоит определить, к какому литературному направлению относится это произведение.   
В  литературе выделяют несколько направлений:

-сентиментализм;

-классицизм;

-романтизм;

-реализм;

-модернизм.

Сегодня
мы остановимся подробнее на одном из них — классицизме.

Запись даты и темы в тетрадь.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.

2. Целеполагание

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на
личностно-значимом уровне.

Слово учителя:

Но для начала нам
нужно вспомнить все особенности этой пьесы и заполнить карточки, которые я
для вас подготовила, для того что бы вы освежили свои знания с прошлого
урока.  

Карточка-характеристика
произведния.

— В каком веке создана эта
комедия? (В 18 веке)

— Назовите черты классицизма как
литературного направления, которые встретились в пьесе. (воспитательная
направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум
человека, чтобы исправить пороки общества,  четкое их разделение на
положительных и отрицательных, комедия носит поучающий характер, проповедует
гражданский долг, «говорящие фамилии» героев).

— К какому роду литературы
относится это произведение? К какому жанру? В иерархии жанров комедия
относится к низким, которые считались второстепенными. Какова была цель
низких жанров? (осмеять, обличить пороки человека и общества в целом).

— Какие правила соблюдались при
написании пьесы в строгих рамках классицизма? Следует ли им Фонвизин в
комедии «Недоросль»? ( Состоит из 5 актов, события происходят в
течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место
действия — имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается
утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости
воспитания достойного, честного, добронравного гражданина).

— Итак, можно сделать вывод:
Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в
соответствии с основными правилами этого литературного направления.

Заполняют карточки. Опираясь на заполненные
пропуски, учащиеся рассказывают о пьесе «Недоросль», дополняя в повествование
интересные факты создания произведения, которые узнали на прошлом уроке.

Учащиеся характеризуют классицизм, как
литературное направление.

Учащиеся делают вывод, Фонвизин следует
традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с
основными правилами этого литературного направления.

3.
Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала для «открытия
нового знания»; выявление первичного восприятия.

Следуя
традициям классицизма, герои комедии делятся на положительных и
отрицательных.


Назовите положительных героев.(Правдин, Милон, Софья, Стародум)


Отрицательных героев.(Простаковы, Митрофан, Скотинин)

Все
остальные персонажи- это слуги и учителя.

 -Охарактеризуйте
речь положительных героев.(Книжная, в ней нет просторечных, разговорных
фраз. Используется автором для выражения своих мыслей).

В
чём особенность речи героев отрицательных? (Много разговорных фраз,
используют грубые, резкие слова. Речь характеризует самого героя).

Как
вы думаете:

Что
в пьесе служит средством созданием комической ситуации? Это и станет темой
нашего сегодняшнего урока.

(Речевые характеристики героев)

Делают вывод о
том, что Средством создания комической ситуации в пьесе являются речевые
характеристики героев.

Запись темы в
тетрадь.

4. Анализ
произведения. Изучение нового материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления.

А
теперь давайте разделимся на 4 группы.

Проблемная ситуация

Выполните
задание и ответьте на вопрос: «Как речевые характеристики отрицательных
персонажей  служат средством создания комической ситуации?»

Я
приготовила для вас схему, которая поможет вам ответить на этот вопрос.

Группа
1

Госпожа
Простакова.

Каковы слова и выражения госпожи Простаковой?

Какова характеристика? (Напишите кратко, отталкиваясь
от речи персонажа)

«Скот», « воровская харя», «болван». «Что у крестьян ни
было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем»…

Отрицательный персонаж; безнравственна, преклоняется
перед властью и богатством…

Группа
2

Скотинин

Каковы слова и выражения Скотинина?

Какова характеристика? (Напишите кратко, отталкиваясь
от речи персонажа)

«Ах ты,чушка проклятая!» » Свиной
сын»…

Его страсть-скотный двор. Самовлюбленный. Ограничен
умом…

Группа
3

Простаков

Каковы слова и выражения Простакова?

Какова характеристика? (Напишите кратко, отталкиваясь
от речи персонажа)

«При твоих глазах мои ничего не видят»…

Слабый, безвольный…

Группа
4

Митрофан

Каковы слова и выражения Митрофана?

Какова характеристика? (Напишите кратко, отталкиваясь
от речи персонажа)

«Старая хрычовка», «гарнизонная крыса»…

Глупый, ленивый, невежда…

Слово учителя:

А
теперь давайте подытожим наши знания о персонажах. Для этого я предлагаю вам
написать небольшое Эссе ( 4-5 предложений) Главным вопросом станет «Как вы можете
охарактеризовать героя пьесы?.»

Творческая мастерская

Как
вы можете охарактеризовать героя пьесы?. Первое предложение: Имя персонажа и
к какому типу он относится(положительный/отрицательный)? Второе предложение:
Каковы речевые характеристики персонажа ( с цитированием)? Третье
предложение: Как через речь персонажа проявляются его черты характера?
Четвертое предложение: Каковы взаимоотношения героя с другими персонажами
пьесы?

Разделение
по группам.

Выполнение 
заданий в каждой группе.

Один 
из учеников из группы отвечает перед классом.

Обсуждают результаты
выполнения задания.

Каждый ребенок из
группы,  в своей тетради пишет короткое эссе по характеристикам персонажа.

5.
Обобщение изученного.

Цель
этапа:
выявить проблемы
первичного осмысления, провести коррекцию, закрепить изученное.

Беседа:

1.     
Охарактеризуйте понятие
«классицизм».

(Классицизм 
художественное направление, сложившееся в европейской
 литературе 17 века, в основе
которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а
произведений античности – художественной нормой.)

2.     
Почему комедию «Недоросль» мы
относим к классицистическому произведению?

(соблюдение
единства места, времени и действия, условное деление персонажей на
положительных и отрицательных, схематизм в изображении положительных,
«говорящие фамилии» , черты резонерства в образе Стародума и т.д.)


Теперь постарайтесь каждый самостоятельно ответить в тетради на вопрос:
«Почему Д.И.Фонвизин отрицательных персонажей наделил более живой
речью?»

(Создавая образы
отрицательных персонажей, Фонвизин воспроизводит живую, непринуждённую речь.

Для отрицательных героев характерно
использование народных пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, что
придаёт, например, помещице Простаковой национальный колорит. Просторечную и
“сниженную” лексику Фонвизин употребляет для создания ярких речевых
характеристик)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся должны сами понять почему Фонвизин
отрицательных героев наделил более живой речью, что их речь передает
национальный колорит, создает более яркие образы.

6.
Систематизация материала.

Цель
этапа:
осознание
учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности своей и всего
класса.

Определите роль речевых характеристик в комедии.

Фонвизин
-мастер речевых характеристик своих героев. Мы можем не понимать значение
некоторых слов, но нам всегда понятен смысл высказываний героев. Многие слова
и выражения комедии стали крылатыми ещё при жизни драматурга. А это говорит о
высоком мастерстве автора.

— По какой теме работали?

— Какие задачи ставили?

— Решили ли поставленные задачи?

— Какие трудности испытали?

— Что интересного узнали?

— Довольны ли своей работой? Оцените свою деятельность.

Ответы учащихся, высказывания своего мнения по поводу речевых
характеристик героев.

Фонвизин
-мастер речевых характеристик своих героев. Мы можем не понимать значение
некоторых слов, но нам всегда понятен смысл высказываний героев. Многие слова
и выражения комедии стали крылатыми ещё при жизни драматурга. А это говорит о
высоком мастерстве автора.

Самооценка

7.
Домашнее задание

-Разработать
в тетради  краткую таблицу характеристик ВСЕХ героев пьесы (внешность,
характер, взаимоотношения с другими персонажами, речевые особенности)

Спасибо за
урок!

Запись в дневник

  • Рассказ про спорт на немецком
  • Рассказ про спорт для детей
  • Рассказ про софью из горе от ума
  • Рассказ про спорт в школе на английском
  • Рассказ про софью из комедии недоросль