Рассказ про ссору троекурова и дубровского

Конспект урока литературы в 6 классе. тема урока: а.с. пушкин. роман дубровский. картины жизни русского барства. конфликт андрея дубровского и

Конспект
урока литературы в 6 классе.

Тема урока: «А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Картины
жизни русского барства.

Конфликт
Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова».

Цели урока: расширить
представления учащихся об исторической эпохе 19 века; познакомить с историей
создания романа. Вид: комбинированный урок.

Тип: формирование новых
знаний. План урока.

1.  Организац. момент (1
мин.).

2.  Тестирование по циклу
«Повести Белкина». Проверка домашнего задания (15 мин.).

3.  Работа по теме урока
(20 мин.).

4.  Подведение итогов
урока (2 мин.).

5.  Дом. зад. с
комментированием к нему (2 мин.).

Ход
урока.

1.      Организац.
момент.

Запись темы урока в тетрадь.

2.      Проверка
домашнего задания
 

Тестирование по циклу «Повести Белкина».
Учащиеся пересказывают понравившиеся повести из цикла «Повести Белкина». 3.
Работа по теме урока.

I.      Осоздании
романа «Дубровский»
.

В 1826 году, в сентябре, Пушкин был
вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что
разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в
Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать
прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября
1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был
напечатан: Пушкин считал его незаконченным.

      В основу романа легло сообщение Нащокина А. С.
Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский… который имел
процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними
крестьянами, стал грабить…» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин
слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе

«Дубровский».

II.   Введение
в историко-культурный контекст времени
.

 С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей
об этой эпохе. Прочитаем  первую строку романа.

 — Когда происходит действие романа? Учителю
важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.

— Каким было общество тех времен? Самодержавие,
крепостное право. Царь; сословия:

дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные.
(Общие представления.)       — Какое произведение о крепостном праве мы
изучали в 5 классе
?  Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.

      — Каким было отношение барыни к своим крепостным?
Какими были отношения между крепостными
? Вспомните, как вели себя
приживалки старой барыни.

      — Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский
пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин?
Обратим внимание
детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден.
Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из
земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями
(поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.

      Дворяне могли выходить замуж и жениться только на
людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право
нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним
самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям,
они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих
поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне
называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и
барчатами.

      IV. Глава I. Изображение русского барства.

      Начинает чтение романа учитель, чтобы задать верный
тон для дальнейшей работы. Хорошо, если в классе будет прочитан эпизод ссоры
Дубровского и Троекурова (до слов: «Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по
зале…»).

      — Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?
«Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».

                — Как         вы          понимаете
        выражение         большой          вес          в          губерниях?

      Чем можно объяснить грубость и своенравие
Троекурова? (2-й вопрос учебника).       «Соседи рады были угождать малейшим
его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович
принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…» Грубость и своенравие
Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над
людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим
крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство
людей.       Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно
в тексте:       — Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего
состояли его всегдашние «занятия»?

«В домашнем быту Кирила Петрович
выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только
окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и
всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза
два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в
разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах,
ежедневно притом изобретаемых…»

 Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать
двух соседей-помещиков,
выявить их сходство и различие.

Троекуров, «надменный в сношениях
с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту
нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный
из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от
покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в
характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но
Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а
Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих
помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали
собак.       Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого,
не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного
достоинства. Замечание псаря

Дубровский
          оценил           как           оскорбление           холопом           дворянской
          чести.

      — Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в
гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его
достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?

      Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать
«нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям
относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого
правила.

 — Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М.
Кустодиева (с. 68 учебника).

 — Какой способ мести избрал Троекуров?

 — Что было главным законом Кирилы Петровича? 

Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли
наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и
сила, чтобы безо всякого права отнять имение».

      — Как действовал Шабашкин по поручению
Троекурова? 

      Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи,
который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

      Чиновники уездного суда встретили Дубровского и
Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал
Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с
изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его
чину, летам и дородности».

 Картина суда вызывает чувство досады,
жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против
низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает
противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель

обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят
бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к
стенке.

      — Почему автор выделяет другим шрифтом слово в
словосочетании «решением суда»?
       Автор выделяет другим шрифтом
слово решением, потому что не считает, что суд вообще чтонибудь решал.

«Внезапное сумасшествие Дубровского
сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество»,
потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но
его гордость и честь не были сломлены.

      I. Отец и сын.

Начинаем читать с главы III: пушкинский
текст прочитают вслух несколько учеников. Сделаем необходимые комментарии.

Владимир Дубровский вел в Петербурге
жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги,
себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый
молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в
долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти
себе богатую невесту.

      Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с
необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в
преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье
и готовность прийти на помощь отцу.

 Диалог Владимира Дубровского и кучера Антона можно
прочитать по ролям.

Дворовые и крестьяне не любили и боялись
Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим
плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и
мясо-то отдерет».

 Дубровский — человек, который имеет
чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства
другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого
барина.

Читая описание Покровского и Кистеневки, спросим:

— Какой прием использует автор, описывая две господские
усадьбы?

— Как встретил Дубровский-старший своего сына?

4.  Подведение
итогов урока .

5.  Дом. зад. с
комментированием к нему. Д.З.:
с. 62 – 66 (пересказ), прочитать главы 1-8.

Рассказ про ссору троекурова и дубровского

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

23.10.2021.
Тест. Литература, 6 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Необходимо, решая тест, быть внимательным. Выбрать один из вариантов ответов. В некоторых заданиях выбрать несколько ответов.

Вопрос 1

Произведение «Дубровский» было закончено в этом году:

Варианты ответов
  • 1833
  • 1830
  • 1823
Вопрос 2

Произведение «Дубровский » относится к этому жанру:

Варианты ответов
  • пьеса
  • роман
  • повесть
  • рассказ
Вопрос 3

3. В основу произведения легли эти события:

Варианты ответов
  • история, которую Пушкину рассказал Нащокин
  • история, которая случилась с самим Пушкиным
  • история, которая произошла с родственником писателя
Вопрос 4

На одном из званых обедов  Андрей Гаврилович обвинил Троекурова в том:

Варианты ответов
  • что Троекуров постоянно врет
  • что Троекуров плохо воспитал свою дочь
  • что собакам живется у Троекурова лучше, чем простым людям
Вопрос 5

Троекуров, в произведении:

Варианты ответов
  • человек необразованный и грубый
  • не хотел показывать своего образования
  • высокообразованный дворянин
Вопрос 6

Дворовые Троекурова:
 

Варианты ответов
  • любили хозяина искренне
  • бунтовали, желая избавиться от хозяина
  • пользовались покровительством хозяина и вели себя нагло
Вопрос 7

Старый Дубровский по чину и званию был ____Троекурова:

Варианты ответов
  • ниже
  • выше
  • равный
Вопрос 8

Два друга, Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский, поссорились.

Где произошла ссора? 

Варианты ответов
  • В Кистенёвке
  • На псарне у Троекурова
  • На обеде у Троекурова
  • В дороге
Вопрос 9

Что было причиной ссоры двух друзей?  
 

Варианты ответов
  • Отсутствие должного внимания к Дубровскому
  • Отказ Троекурова выдавать Марью за Андрея
  • Надменное и высокомерное поведение Дубровского
  • Дерзость крепостного в отношении Дубровского и попустительство Троекурова
Вопрос 10

Какие действия предпринимает Троекуров после ссоры с другом?   

Варианты ответов
  • Лишает Дубровского титула
  • Запрещает Дубровскому приезжать к нему в имение
  • Решает отобрать у Дубровского Кистенёвку
  • Сажает Дубровского в тюрьму
Вопрос 11

Что случилось с документами Дубровского, доказывающими право на владение Кистенёвкой?   

Варианты ответов
  • Украли
  • Сгорели
  • С документами всё в порядке
Вопрос 12

Укажите номера утверждений, НЕ соответствующих описанию жизни, внешности и характера героя.

Варианты ответов
  • Рано лишился матери.
  • Был сыном богатого помещика.
  • Построил прекрасную карьеру военного.
  • Внешностью ничем не отличался от других дворян.
  • Грабил бедных людей.
  • Стал разбойником из-за происшествия с Кистенёвкой.
  • Пожертвовал своей службой ради отца.
  • Учился в Петербургском кадетском корпусе.
  • Проигрывал в карты очень много денег, не думая о завтрашнем дне.
Вопрос 13
  1. Как документы Дефоржа оказались у Дубровского?   
Варианты ответов
  • Дубровский их украл.
  • Дефорж их потерял, а Дубровский нашёл.
  • Дубровский выкупил их у Дефоржа.
Вопрос 14

Сколько примерно лет Марье Троекуровой?

Варианты ответов
  • 19
  • 18
  • 17
Вопрос 15

Укажите номера утверждений,  соответствующих описанию жизни, внешности и характера героини.

Варианты ответов
  • Она очень красивая и стройная девушка.
  • Мужчины и женщины никогда не обращали на неё никакого внимания.
  • Рано лишилась матери.
  • Воспитывалась в Институте благородных девиц.
  • У Марьи не было подруг.
  • Она очень любила пиры, которые устраивал её отец.
  • Хорошо знает французский язык.
  • Сбежала со свадьбы с Дубровским.
  • Любит князя Верейского
Вопрос 16

Как звали крестьянина, нахамившего Андрею Дубровскому?

Варианты ответов
  • Антип
  • Архип
  • Парамошка
  • Гаврила
Вопрос 17

Из-за чего умер Андрей Дубровский? 

Варианты ответов
  • Из-за тяжёлой болезни
  • Из-за того, что Троекуров отобрал у него имение
  • Из-за разлуки с сыном
Вопрос 18

Почему Дубровский сжёг поместье?   

Варианты ответов
  • От обиды на отца
  • Не было денег, чтобы платить крепостным
  • От нежелания отдать Троекурову родительский дом
Вопрос 19

Что случилось с Дубровским в конце повествования?   

Варианты ответов
  • Посадили в тюрьму
  • Он помирился с Троекуровым и женился на Марье
  • Дальше грабил богатых
  • Скрылся за границей
Вопрос 20

О ком идёт речь? Запиши фамилию героя.

Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя.

Варианты ответов
  • Троекуров
  • А.Г. Дубровский
  • Владимир Дубровский
Вопрос 21

Запиши имя человека, которому принадлежат эти слова.

«Итак, всё кончено, — сказал он сам себе; — ещё утром имел я угол и кусок хлеба».

Варианты ответов
  • Владимир Дубровский
  • Дубровский старший
  • Кузнец Архип
Вопрос 22

Чьи письма Владимир нашёл в бумагах отца?

Варианты ответов
  • сестры
  • матери
  • няни
Вопрос 23

Каким словом обозначают устройство художественного произведения?

Варианты ответов
  • Композиция
  • Экспозиция
  • Послесловие
Вопрос 24

Каким термином называют острое столкновение в художественном произведении?

Варианты ответов
  • Кульминация
  • Конфликт
  • Развязка
Вопрос 25

Кто из героев держит в своем имении медведей для развлечения? 

Варианты ответов
  • князь Верейский
  • господин Спицын
  • Дубровский
  • Кирила Троекуров
Вопрос 26

О каком событии идёт речь:
«Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал»
 

Варианты ответов
  • Дефоржу отказали
  • Спицына обокрали
  • Владимир Дубровский после похорон отца
Вопрос 27

Кто из героев устраивает фейерверк в честь Марьи Троекуровой и ее отца? 
 

Варианты ответов
  • господин Спицын
  • Владимир Дубровский
  • князь Верейский
Вопрос 28

Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского:
 

Варианты ответов
  • угостил наливкой
  • прогнал его
  • угостил обедом в связи с приобретением имения
Вопрос 29

Маша отказала Дубровскому потому, что:
 

Варианты ответов
  • Маша разлюбила Дубровского
  • не хотела ради любви ссориться с отцом
  • уже обвенчалась в Верейским и дала клятву быть его женой
Вопрос 30

Почему Троекуров запер Машу до свадьбы:
 

Варианты ответов
  • Маша отрицательно высказалась о Верейском
  • девушка сказала отцу, что влюблена в Дефоржа
  • он узнал, что девушка написала Верейскому письмо с просьбой не брать ее в жены

icon visionoff

icon visionon

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 13

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Старшее
поколение в романе

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ об истории создания романа А. С.
    Пушкина «Дубровский»;
  • развитие представлений обучающихся о жанре
    романа;
  • формирование навыка сравнительного анализа
    персонажей на примере представителей старшего поколения произведения.

Тезаурус

Гувернёр –
воспитатель.

Композиция художественного произведения – построение художественного произведения, соотнесенность всех
частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни писатели
используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические
отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую
обстановку.

Кульминация 
это элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической
точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

Персона́ж (фр.
personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма,
книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из
реальной жизни (истории).

Роман – это
крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих
лиц и разветвленностью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в
которых участвует большое количество героев.

Система образов в
литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном
произведении, их взаимодействие друг с другом.

Стряпчий –
ходатай по служебным делам.

Сюжет –
последовательность и связь событий в художественном произведении.

Холоп 
крепостной слуга.

Честь –
достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая, незапятнанная
репутация человека, доброе имя.

Бесчестие 
поругание чести, оскорбление.

Заплетать –
заговорить негромко, неотчётливо (о тихом шелесте листьев).

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6
    кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
  2. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В.
    П. и др. Литература. 6 кл. Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
  3. Полухина В. П. Читаем, думаем,
    спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

Дополнительная литература:

  1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С.,
    Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.:
    ВАКО, 2002, стр.400
  2. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе:
    Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. Книга для
    учителя литературы. – М.: Вербум, 2004, стр. 238
  3. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе.
    Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.
    – М.: Просвещение, 2016, стр. 239
  4. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и
    проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
  5. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6 классах:
    Практическая методика. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254

Открытые электронные ресурсы:

  • Информационно-образовательный портал
    Александр Сергеевич Пушкин. URL: http://pushkin-lit.ru/ (дата
    обращения 23.06.2019)
  • Информационно-образовательный портал
    Александр Пушкин. URL: https://alexanderpushkin.ru/ (дата
    обращения 23.06.2019)
  • Дубровский. Сайт об А. С. Пушкине URL: https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij (дата
    обращения 23.06.2019)
  • Официальный сайт Государственного музея
    изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) URL:
    https://www.pushkinmuseum.art/ (дата обращения 23.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Среди прозы Александра Сергеевича Пушкина
роман «Дубровский» занимает особенное положение. Рукопись этого произведения
начинается не с заглавия, а с даты «21 октября 1832 года», то есть с того дня,
когда Пушкин начал его писать.

Почему? Потому что автор так и не успел
придумать название. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после
смерти поэта в 1842 году.

В финале романа чувствуется незавершенность, а
ведь так хочется узнать судьбу главных героев.

Известны черновые заметки писателя, содержащие
наброски третьего тома: вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского и
воссоединение любящих сердец.

Основой сюжета романа стало реальное событие,
рассказанное Пушкину приятелем, Павлом Воиновичем Нащокиным.

Богатый сосед незаконно лишил земли и имения
обедневшего дворянина по фамилии Островский. Не найдя справедливости, он
вынужден был вместе со своими крестьянами пойти грабить.

Пушкину всегда был интересен человек, движение
его души, поэтому эпизод сразу стал основой сюжета. Собирая материал для
романа, Пушкин бывал в суде, где разбирались подобные дела помещиков Муратова,
Дубровского, Крюкова. Там он и позаимствовал фамилию для своего героя.

Троекуров и Дубровский были соседями и давно
приятельствовали.

«Будучи ровесниками, рожденные в одном
сословии», судьбы героев произведения были схожи. Имения их были по соседству,
служили в одном полку, оба любили охотиться, женившись, рано овдовели, один
растил сына, другой – дочь. Оба были горды и независимы, но Кирила Петрович
поддерживал в себе эти чувства сознанием своего богатства и власти, а Андрей
Гаврилович – осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих
помещиков был горячий, вспыльчивый характер, оба любили псовую охоту и держали
собак.

«Старинному русскому барину» Троекурову все
старались угодить, многие потворствовали его прихотям.

Дубровский был лишен подобострастия, хотя был
беден, но держался независимо, был «опытным и тонким ценителем псовых
достоинств», «горячим охотником», чем и вызывал уважение бывшего сослуживца.
Автор хочет донести до нас, что неограниченная власть над людьми, богатство
уродуют людей: безнаказанность сделала Троекурова мстительным, жестоким и
бездушным человеком, способным на подлости.

Разрушил их дружбу случай на псарне
Троекурова. «Что же ты хмуришься, брат, – спросил его Кирила Петрович, – или
псарня моя тебе не нравится?» – «Нет, – отвечал он сурово, – псарня чудная,
вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся.
«Мы на свое житье, – сказал он, – благодаря бога и барина не жалуемся, а что,
правда, то, правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую
здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком
замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали,
что шутка псаря могла отнестись и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни
слова».

Ссору двух приятелей нельзя назвать нечаянной,
она была закономерной. Гордый Дубровский, не желающий превращаться в шута,
замечание холопа расценил как оскорбление дворянской чести и не стал терпеть
унижения.

Поначалу Троекуров хотел вернуть дружбу
старого сослуживца, но, узнав, что Дубровский пытался наказать холопов
Троекурова, воровавших у него лес, «вышел из себя и в первую минуту гнева хотел
было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить ее
дотла и осадить самого помещика в его усадьбе».

Желание наказать гордого, но бедного соседа
заставляет Троекурова выбирать самый подлый способ мести – отобрать имение и
сделать это под видом законности.

«Февраля 9 дня, Дубровский получил через
городовую полицию приглашение явиться к ** земскому судье для выслушания
решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дубровским, и генерал-аншефом
Троекуровым, и для подписки своего удовольствия или неудовольствия.

В тот же день Дубровский отправился в город;
на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и
Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника».

Так товарищи стали врагами.

В суде бывших приятелей встретили по-разному.
При появлении Троекурова писари «встали и заложили перья за ухо. Члены суда
встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из
уважения к его чину, летам и дородности», Дубровскому даже не предложили
присесть.

Сцена суда очень важная для понимания
характеров героев произведения, это кульминация в истории ссоры соседей –
помещиков.

Картина суда вызывает горечь и досаду,
возмущение против совершающейся несправедливости.

Внезапное сумасшествие старика Дубровского
помешало торжеству Троекурова, потому что ему не удалось увидеть унижений
бывшего приятеля. Он отнял у него разум, но не смог сломить его честь и
гордость.

Теоретический материал для углубленного изучения

Роман (фр. Roman – повествование) – это
крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием
действующих лиц и разветвленностью сюжета. То есть в романе происходит
множество событий, в которых участвует большое количество героев.

В девятнадцатом веке стал очень популярен жанр
авантюрно-приключенческого романа, появились произведения, где честность
противопоставлялась подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти. Многие
исследователи склонны считать произведение А. С. Пушкина «Дубровский» авантюрным
романом.

Авантюра – рискованное, сомнительное по
честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение – происшествие, неожиданный случай
в жизни, в похождениях.

Действительно, в данном произведении мы видим
рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником),
неожиданный случай в жизни – разорение Дубровских. Произведение можно назвать
романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Лента времени.

На ленте времени расположите события согласно
датам, когда они происходили.

1832 г. – Пушкин начинает роман про
благородного разбойника.

1837г. – Пушкин погибает на дуэли.

1842 г. – Впервые издается незаконченный роман
А. С. Пушкина «Дубровский».

Нужно вспомнить изученный материал и
распределить «события» по шкале времени в соответствии с указанными датами.
Анализируем фразы и находим ключевые слова, например: «погибает на дуэли»,
«начинает роман», «незаконченный роман». Известное событие располагаем на ленте
времени. Подсказку можно получить, прочитав теоретический материал для
самостоятельного изучения.

Задание основывается на материале, пройденном
как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Восстановление последовательности
элементов 
– горизонтальное / вертикальное

Восстановите последовательность событий.

Ссора Дубровского и Троекурова.

Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.

Суд.

Сумасшествие Дубровского.

Похороны Андрея Гавриловича.

В этом задании нужно проанализировать
пройденный материал или на основании самостоятельно прочитанного произведения
дать ответ на вопрос. Итак, кульминационным моментом I главы была ссора
соседей-помещиков, которые дружили много лет. Закончилась ссора – судом и
незаконным отнятием Троекуровым имения у Дубровского. Этого Андрей Гаврилович
Дубровский перенести не смог. У него помутился рассудок, и вскоре он умер.

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»Ниже вниманию читателей своего блога я предлагаю литературоведческий анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский». Остановлюсь на композиции и главном конфликте произведения, на его тематике и проблематике, основной идее. Не обойду вниманием и историю создания этого незаконченного шедевра.

История создания «Дубровского», жанр произведения

«Дубровский» Пушкина – один из наиболее известных в русской литературе разбойничьих романов. Во время его написания Александр Сергеевич все еще находился под влиянием романтизма. Не исключено, что он был вдохновлен на создание своего маленького шедевра шиллеровскими «Разбойниками».

Однако в это время писателя все больше начинают волновать социальные проблемы, его произведения приобретают все более явственные черты реализма.

В итоге «Дубровский» становится произведением с романтическим героем и реалистическим описанием действительности, характеров второстепенных персонажей.

Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.

Надо сказать, что ситуация, когда богатые помещики отсуживали имения у своих менее влиятельных соседей, в те времена не была редкостью.  Например, такая история произошла в Козловском уезде Тамбовской губернии, когда полковник Крюков выиграл дело о принадлежности поместья у поручика Мартынова.

В черновиках Пушкина даже имеется пометка, которая говорит от том, что он планировал местом действия романа «Дубровский» сделать именно Козловский уезд Тамбовской губернии. Однако в самом романе есть описание вида на Волгу из помещичьего дома жениха Маши князя Верейского.

Значит, Пушкин решил переместить место действия в другую губернию.

Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.

Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки.

Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года.

При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.

Разбойничай роман А.С. Пушкина увидел свет в 1841 году, уже после гибели писателя. Название «Дубровский» произведению дали издатели – в рукописи Пушкина вместо заголовка стоит дата начала работы над ней.

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Основной конфликт романа «Дубровский» А.С. Пушкина

Несмотря на то, что важную роль в романе играет типичная социальная проблема, связанная с незаконным изъятием у бедных помещиков их имений более влиятельными соседями, главный конфликт романа Пушкина «Дубровский» заключается не в этом. Думается, что главным конфликтом этого произведения является противоречие между желанием главного героя отомстить Троекурову за смерть отца и его любовью к дочери своего врага.

Месть поставила Владимира Дубровского в положение преступника, изгоя, который не может помышлять о том, чтобы просить руки возлюбленной. Владимир и Маша, как и шекспировские Ромео и Джульетта, полюбили друг друга вопреки вражде между их семьями.  

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Сюжет и композиция пушкинского романа «Дубровский»

Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:

  • фабула – хронология событий;
  • сюжет – развитие событий в самом произведении (за ним вы можете проследить, познакомившись с кратким содержанием романа «Дубровский»);
  • композиция – построение произведения, расположение его частей.

Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.

Сюжет романа «Дубровский»

Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).

  • Экспозицией романа «Дубровский» можно считать историю дружбы и раздора между Дубровским-старшим и Троекуровым, в результате чего Троекуров отнимает имение у Дубровского.
  • Завязкой служит поджог Дубровским-младшим своего имения и его уход в разбойники.
  • Развитие событий связано с объявлением в доме Троекурова француза-учителя, который и оказывается разбойником Дубровским.
  • Кульминацией можно считать объяснение главного героя с Машей, перед которой он открывается и признается в любви.
  • Дальнейшее развитие событий связано со сватовством старого повесы князя Верейского, встречей девушки с Дубровским, неудачной попыткой Маши уговорить жениха отказаться от ее руки, умолить отца не отдавать ее замуж за князя, неудачная попытка брата Маши передать возлюбленному сестры кольцо.
  • Развязкой является венчание Маши с князем и отказ ее уйти с Дубровским после того, как церковный обряд уже состоялся: она дала обет быть старому князю верной женой.

Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.

Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.

Сюжет первого тома:

  • экспозиция – дружба Дубровского-старшего и Троекурова;
  • завязка – конфликт между бывшими приятелями;
  • развитие событий – судебная тяжба, болезнь Дубровского-старшего, возвращение домой его сына Владимира Дубровского;
  • кульминация – смерть Дубровского-старшего;
  • развитие событий – появление судебных приставов с целью изъятия у Дубровского имения и крепостных в пользу Троекурова, бунт крестьян, чтение Владимиром писем матери;
  • развязка – поджог дома.

Сюжет второго тома:

  • экспозиция – появление в доме Троекурова учителя-француза, храбрый поступок учителя (убийство медведя), после которого Маша обращает на него внимание, сближение Маши и Дефоржа;
  • завязка – объяснение в любви, признание гувернера в том, что он и есть Дубровский;
  • развитие событий – намерение Троекурова выдать свою дочь замуж за старого князя, встреча Маши с Дубровским, получение от него кольца, бесполезные просьбы Маши не выдавать ее замуж за князя, изоляция девушки, неудачная попытка ее брата выполнить поручение и дать знак возлюбленному сестры, что ей нужна помощь;
  • кульминация – венчание Маши и князя Верейского;
  • развязка – отъезд Дубровского за границу, роспуск им разбойничьей шайки.

Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.

Композиция романа Дубровский

Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.

Роман «Дубровский» состоит из двух томов, которые включают в себя 19 глав. Первый том представлен восьмью главами, второй – одиннадцатью.

В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»

В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

  • Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку.  Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
  • Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
  • Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
  • Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
  • Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
  • Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
  • Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все. Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
  • Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.

Проблем в романе Пушкина «Дубровский» тоже поднимается несколько.

  • Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
  • Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
  • Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
  • Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
  • Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки. Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
  • Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек. В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
  • Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.

Можно говорить о том, что затронутые Пушкиным в «Дубровском» проблемы носят как личностный, так и общественный характер.

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Основная идея романа Пушкина «Дубровский»

Основная идея анализируемого нами сегодня произведения заключается в необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.

Главные темы, затронутые Пушкиным в «Дубровском», и поднятые в этом произведении проблемы остаются актуальными в наши дни.

Поэтому чтение этого разбойничьего романа не только доставит удовольствие, но и даст пищу для ума, поможет найти в жизни правильный путь.

Советую вам, если вы это еще не сделали, прочитать этот небольшой роман, иногда называемый повестью, чтобы составить о нем свое собственное представление.

В качестве иллюстраций к тексту использованы кадры из фильма 1988 года «Благородный разбойник Владимир Дубровский».

Анализ «Дубровский»

В романе А.С. Пушкина отображена достоверная картина быта российского дворянства. В основу произведения легла социальная обстановка России в целом. Крепостничество изжило себя, чувствовался упадок дворянства. Государство нуждалось в реформах, именно поэтому автор хотел обратить внимание своих современников на общественные проблемы, показать им то, что их ждёт в будущем.

Тема

В своём романе А.С. Пушкин поднимает множество социальных тем, среди которых – взяточничество, продажность правосудия, беззащитность бедных людей, конфликт отцов и детей, а также проблема чести и долга. Все эти проблемы не утратили своей актуальности и в наши дни.

Главная тема романа – унижение человеческого достоинства. Нечестная деятельность органов власти многим людям покалечила жизнь.

Такой жертвой стал и Андрей Гаврилович Дубровский, который из-за бедности не смог доказать свою правоту в судебном порядке. Выходит, что отстоять свою честь и достоинство можно только вне закона.

Так и поступил Владимир Дубровский, желая отомстить за отца. Он был вынужден пойти преступным путём, другого выхода у него просто не было.

Жанр и направление

Жанр «Дубровского» –  разбойничий роман. Описанные события охватывают большой временной промежуток, и в них участвует множество персонажей. К тому же, главный герой – благородный человек, вынужденный из-за окружающей его несправедливости оказаться вне закона.

Роман относится к переломному периоду в творчестве А.С. Пушкина, когда он стал предпочитать реализм романтизму. Именно поэтому в данном произведении прослеживаются черты двух направлений: от романтизма взят образ высоконравственного героя, который бесстрашно противостоит порочному обществу, а к реализму относится исторический контекст и детальная проработка второстепенных персонажей.

Композиция

  • Экспозиция: описание главных героев и окружающей их обстановки;
  • Завязка: ссора между Троекуровым и Дубровским;
  • Развитие сюжета: приезд Владимира, смерть его отца, создание разбойничьей шайки, любовь Маши и Владимира;
  • Кульминация: свадьба Маши Троекуровой;
  • Развязка: исчезновение Владимира Дубровского;

Проблематика

Основной проблемой романа является проблема мести. Автор показывает, что даже та месть, которая необходима для торжества справедливости, неизбежно приводит к несчастью. Владимир должен был отомстить за своего отца, как у человека чести у него не было другого выбора, но эта месть причинила ему много страданий.

Другой, не менее важной проблемой в романе выступает проблема жестокости и несправедливости. Такие низкие люди как Троекуров – ни перед чем не остановятся, ради того, чтобы потешить собственное самолюбие.

А процветающее в стране взяточничество и беззаконие помогает ему воплотить в жизнь свои гнусные планы.

Чтобы доказать собственное превосходство, Кирила Петрович доводит своего бывшего друга до безумия, но понимает свою вину слишком поздно.

Основная идея

Роман «Дубровский»  — это протест против крепостных порядков в России. А.С. Пушкин раскрывает все пороки, которые процветали в то время. Однако судьба главного героя показывает то, что никакой одиночный бунт не сможет справиться с тем, что создавалось годами, поэтому государственные проблемы нужно решать другим путём.

В романе «Дубровский» отразились те стороны жизни, которые волновали А.С. Пушкина и его современников: бесправное положение крепостных крестьян, самодурство помещиков, взяточничество, произвол суда, беззаконие. И в результате всего этого возникает разбойничество, как протест непокорных выходцев из народа.

Разбойничий роман

В «Дубровском» А.С. Пушкин продолжает традиции разбойничьего романа, созданные великим немецким поэтом Фридрихом Шиллером. Главный герой романа – молодой дворянин, добровольно отказавшийся от своего положения в обществе, и возглавивший шайку разбойников, для того чтобы отомстить за нанесённую ему обиду. Любовь героя к дочери его врага – тоже типичный мотив для разбойничьего романа.

Однако Пушкин не случайно славился своей любовью к новаторству, поэтому и в разбойничьем романе в его исполнении появились новые стороны.

Произведение не вложилось в рамки романтизма, в нём также четко прослеживаются признаки реализма. В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная автору его давним приятелем.

А образ русского барина-крепостника Троекурова изображён слишком правдиво, да и весь крепостной быт в целом.

История создания

А.С. Пушкин взял за основу романа историю о разорившемся помещике Островском.

Эту историю он услышал от своего приятеля Павла Нащокина, который лично встретил в остроге белорусского дворянина, ставшего жертвой продажного правосудия.

Длительное время он судился со своим соседом из-за земли, и в результате был изгнан из собственного имения. Организовав своих крепостных в разбойничью шайку, этот дворянин стал зарабатывать себе на жизнь грабежами.

Осенью 1832 года автор приступил к созданию романа, и в скором времени было готово две части из трёх задуманных. Но третья часть романа так и не была написана.

Анализ романа «Дубровский» Пушкина: суть, смысл, идея, темы, проблемы

“Роман “Дубровский” – одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина.

В этом романе отразились многие явления жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа. Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе.

В 1781 году вышла в свет трагедия великого немецкого поэта Фридриха Шиллера “Разбойники”. Эта трагедия положила начало возникновению множества “разбойничьих” драм, поэм, повестей и романов.Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков.

Таковы герои романа Вульпиуса “Ринальдо Ринальдини” (1797) – в Германии, романа Шарля Нодье “Жан Сбогар” (1818) – во Франции и поэм Д. Байрона “Лара” и “Корсар” (1814) – в Англии. Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей.

Судьба мужественных и смелых героев “разбойничьих” повестей и романов была таинственна и необычна. Стремительное и неожиданное развитие сюжета безраздельно завладевало вниманием читателей. Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками.

В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Беглые солдаты и крестьяне, разоренные посадские люди бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, разоряли богатые усадьбы. Народ винил не “разбойничков”, а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни.

Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал. В конце 20-х – начале 30-х годов XIX века во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстания в аракчеевских военных поселениях.

Именно в это время Пушкин задумывает свой новый роман “Дубровский”; напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.

Пушкин в “Дубровском” внешне продолжает традиции “разбойничьего” романа: главный герой – молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова).

Любовь молодого разбойника к дочери его врага – тоже характерный мотив для романтического “разбойничьего” романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. В основу фабулы Пушкин положил истинный случай.

Это было дело “О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском”. Правда в этом деле была на стороне Муратова, а сила – у Крюкова; документы же о праве владения имением у Муратова сгорели.

Тяжба длилась несколько лет (1826-1832 годы), и в конце концов суд стал на сторону сильного и присудил имение Крюкову. 

Копию с этого дела Пушкин вставил в рукопись романа целиком, изменив только соответственно фамилии Крюкова на Троекурова, а Муратова – на Дубровского. Первоначально герой романа назывался Островским.

Осенью 1832 года в Москве приятель Пушкина П. В.

Нащокин рассказал ему трагическую историю небогатого белорусского дворянина Островского, у которого богатый сосед отсудил отцовское имение, по праву принадлежащее Островскому.

Выгнанный из своего дома, доведенный до нищеты, Островский вместе со своими крестьянами начал мстить судейским чиновникам, ограбившим его; он, в свою очередь, ограбил их, а затем стал грабить и других. Так он стал разбойником, потом его поймали и предали суду. Нащокин видел Островского, когда тот сидел в остроге.

Эта история также нашла свое отражение в фабуле “Дубровского”. Не случайно и совпадение имени героя романа в первоначальном тексте (Островский) с подлинной фамилией доведенного до отчаяния белорусского дворянина. 

Предвидя цензурные препятствия, Пушкин перенес время действия из современной ему жизни в недалекое прошлое – в последние годы царствования Алексанра I. Однако в начале 30-х годов XIX века по существу положение народа в крепостной России нисколько не изменилось к лучшему.

Следует отметить сходство романа Пушкина “Дубровский” с неоконченным юношеским романом Лермонтова “Вадим”, работа над которым шла примерно в начале тех же 30-х годов…

Вопросы, волновавшие передовых людей того времени, вопросы крепостничества, самодержавия, тяжелого положения крестьян, одинаково занимали и Пушкина и Лермонтова, а волна крестьянских бунтов, прокатившаяся по стране, побудила обратиться того и другого писателя к теме бесправия народа и стихийного протеста, находившего свое выражение в разбойничестве и народных восстаниях.

Крепостная зависимость развращает и помещиков, и их крестьян. Пушкин правдиво нарисовал образ “старинного русского барина” Кирила Петровича Троекурова.

От природы он неплохой человек, его связывают добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему свойственны человеческие порывы (совесть его мучит: после того как он отобрал поместье у своего бывшего товарища, он едет мириться к нему), он любит свою дочь Машу.

Но безграничная власть над ему принадлежащими людьми превращает его в деспота, самодура. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. 

Троекуров губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по прихоти отдает ее замуж за старого князя Верейского. Троекуров – типичный образ барина-крепостника, порочного и невежественного.

Крепостной быт развращает и крестьян, привыкающих к рабскому своему положению. Дворовые Троекурова “тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям”.

Но не все крестьяне смиряются и безответно сносят свое положение.

С особенной теплотой пишет Пушкин о крепостных людях Дубровского. Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.

С особенной любовью говорит Пушкин о старой няне Владимира Дубровского Орине Егоровне, во многом напоминающей няню самого Пушкина, Арину Родионовну.

Вместе с взбунтовавшимися крестьянами Егоровна уходит в лес и делит с ними все тяготы их жизни. 

Один из самых живых образов романа – кузнец Архип. В нем в первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира; не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда, и он же первый берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Но это не бессмысленная жестокость, это справедливая народная месть. А уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей кровле.

Почти всегда Пушкин изображает крестьян более привлекательными, чем помещиков. Вспомним сцену с кольцом, когда Саша по просьбе Марьи Кириловны опускает кольцо в дупло и сталкивается с рыжим мальчишкой Митей. Испугавшись розог, маленький барчонок рассказывает обо всем и выдает сестру.

Митя же, которому грозило несомненно более строгое наказание, держится независимо и не выдает доверенной ему тайны.

Возмущение крестьян несправедливым приговором суда, нежелание перейти под власть нового, более жестокого барина приводит к открытому неповиновению; под водительством молодого Дубровского они уходят в лес и становятся разбойниками.

Это именно такие разбойники, о которых поется в народных песнях: они никого не убивают, грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят еще иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь.

Иное дело Владимир Дубровский. Разбойником он становится только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель – отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Когда же он влюбляется в Машу Троекурову и уже не может мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.

Роман Пушкина остался незаконченным. Но по планам, сохранившимся в черновиках, можно догадаться, как должны были развиваться события в ненаписанном третьем томе. Князь Верейский умирает, оставив Марью Кириловну вдовой; Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются.

Работая над “Дубровским”, Пушкин задумывал новый роман о крестьянском движении: “Капитанскую дочку”. И если в “Дубровском” социальный протест ограничен еще разбоем, то в “Капитанской дочке” Пушкин создал широкое полотно крестьянского восстания. Путь к этому народному историческому роману непосредственно шел от “Дубровского”.”

(статья В. Мануйлова и Е. Холшевникова “О романе “Дубровский”” из книги “Дубровский. Роман”, 1977 г.)

А. Яцимирский:

“Большинство критиков сходятся во мнениях относительно образа Марьи Кирилловны. Они находят его неудачным, недописанным, бледным и т.п. Это справедливо только в том случае, если смотреть на нее действительно, как на “героиню повести”… Но эти именно отрицательные отзывы критики, на наш взгляд, говорят только о том, что рядом с ярким и цельным образом Дубровского Марья Кирилловна должна быть бледной, недописанной, вялой, невыдержанной. Если бы Пушкин нарисовал ее широкими мазками, во весь рост, словом, так, чтобы она пришлась подстать Дубровскому… получилась бы явная фальшь. Троекурова должна только оттенить собой героя: она – фон, аксессуар, не больше.  И было бы странно даже, если бы автор задумал изобразить Троекурову иной… Вот в этом и заключается ошибка критиков, желавших видеть в ней “героиню”… …создавая образ Марьи Кирилловны, Пушкин очень долго колебался и не знал, что в конце концов выйдет из нее. Он вводит ее постепенно… Чувство Марьи Кирилловны к Дубровскому также развивается и растет постепенно, проходит сначала чрез простое любопытство… На пространстве пяти глав (XII – XVIII) Марья Кирилловна как будто готовится стать в глазах читателя настоящей героиней, особенно местами, и только глава XVIII  в конец разрушает иллюзию… и то обаяние, которым уже окутывался образ Марии Троекуровой, которое уже светилось в ней, сразу же ушло куда-то, навеки стало невозвратимым. Законная жена ненавистного старика, княгиня Мария Верейская сразу же поглотила, вместе с титулом и паспортом, и все то “героическое”,  что складывалось или по крайней мере готово было сложиться в воображении читателя. …если говорить о художественном реализме в “Дубровском”, то прежде всего останавливает на себе внимание вполне эпическая, даже скорее скульптурная, чем просто живописная, фигура Троекурова. Генерал-аншеф в отставке, богатый, своенравный, крутой, в сознании своей внешней и внутренней силы, с известной системой в своей безалаберности, не знающий разлада ни с окружающими, ни с самим собой, – какая богатая натура… Тайна изображения Троекурова у Пушкина и заключается прежде всего в том, что он заставляет читателя верить в правдивость каждой мелочи даже в том случае, когда она близка к шаржу. Поражает прежде всего цельность. Цельным человеком проходит пред читателями Троекуров в отношениях к дочери, которую он сильно любит и в то же время в необыкновенной жестокостью выдает за противного ей старого князя. Цельный он и в отношениях к соседям, которых по своему отличает, третирует, наказывает наездами на их усадьбы… Поэтому на вопрос, дурной ли человек Троекуров, нельзя дать никакого ответа. Троекуров – только Троекуров… Он – один из тех помещиков, которым “все дозволено”… В галерее типов повести за Троекуровым следует, бесспорно, старый Дубровский, – такой же цельный человек, несложный, красиво-гордый, с удивительным чувством собственного достоинства, своеобычными повадками, таком, барин с головы до ног. Последняя законченная и живая фигура в повести – князь Верейский, несомненно, целиком списанный с натуры, и оригинал, по-видимому, не трудно будет определить. Старик, поживший, воспитанный, обаятельный в тонком обращении, англоман, с двумя звездами и тремя тысячами душ родового имения – тип новый для эпохи, новый и в жизни, и в литературе. И в нем нет ни тени фальши: в изображении его автор на всем пространстве остается только художником-реалистом. …никто не обратил еще внимания на полное отсутствие идеализации народа у Пушкина в повести. Народ, главным образом, дворовые, обрисован в повести без всяких намеков на идеализацию. Пред читателем проходят такие же живые люди, как и господа, такой же результат социального порядка. …в художественном отношении вся повесть стоит на высоте, всюду – отпечаток свежести, спокойствия, мощи, музыки, красочности. Поразительно красивым спокойствием дышат все описательные части повести, сразу же взятые в верном тоне…”

(А. Яцимирский, статья в книге “Пушкин”, из серии “Библиотека великих писателей” под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)

«Дубровский», анализ романа Александра Пушкина

В начале XIX века в ходу были авантюрно-приключенческие романы. Отдал дань моде и Александр Пушкин.

В 1832 году друг поэта Павел Нащокин рассказал историю о помещике по фамилии Островский, у которого предвзятый суд отобрал поместье. Потерпевший организовал своих крестьян и начал вместе с ними заниматься грабежом.

Этот сюжет из жизни заинтересовал Пушкина. Вскоре поэт написал два первых тома романа о благородном разбойнике.

Но произведение осталось незаконченным и даже не имело названия. Оно было опубликовано уже после смерти Пушкина в 1841 году. Издатель назвал роман по фамилии главного героя – «Дубровский».

Основная идея произведения – защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских.

Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир.

Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.

Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.

В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.

Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание.

В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает.

Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу.

«Дубровский» – роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.

Затрагивается в романе и тема народного бунта. Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину.

«Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет», – выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием.

Это – не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.

Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями.

Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения.

Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.

Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.

Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно.

Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес.

Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.

Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.

Дубровский – жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.

Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.

Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя – жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним.

Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки.

Он без возражений принимает выбор Маши.

Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», — писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.

  • «Дубровский», краткое содержание по главам романа Пушкина

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Метель», анализ повести Пушкина

  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина

  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина

  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина

  • «Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина

  • По произведению: «Дубровский»
  • По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

  • Рассказ про стародума из комедии недоросль кратко
  • Рассказ про спорт на английском 8 класс
  • Рассказ про спорт на немецком
  • Рассказ про спорт для детей
  • Рассказ про софью из горе от ума