Рассказ про сову для детей дошкольного возраста

Картотека детской художественной литературы по лексическим темам для детей с онр старшего дошкольного возрастатема:обувь.1.я.милева. у кого какая обувь.2. н.чуковский. чудо-дерево.3.э.мошковская.

Картотека детской художественной литературы по лексическим темам для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Тема:”Обувь”.

1.Я.Милева. У кого какая обувь.

2. Н.Чуковский. Чудо-дерево.

3.Э.Мошковская. Ботиночный врач.

4.С.Маршак. Вот какой рассеянный.

5.Ю.Ермолаев. Ботики.

6.Р.н. сказка .Чудесные лапоточки.

7.М.Пляцковский. Босолапки на кожаном ходу.

8.Ш.Перро. Кот в сапогах.

9. Р.н. сказка. Как старуха нашла лапоть.

10. Р.н. сказка. Сапоги скороходы.

Тема: “ Весна”.

1.В.Бианки. Синичкин календарь. Март. Апрель. Май.

2.Г.Скребицкий. Первые листья.

3.Г.Скребицкий. Сказка о весне.

4.Ю.Коваль. Сказка о приходе весны.

5.А.Плещеев. Сельская песня.

6.С.Маршак. Март. Апрель. Май.

7.З.Александрова. Капель.

8.Н.Сладков. Птицы весну принесли. Соловей поет.

9.Н.Некрасов. Дед Мазай и зайцы.

10.Э.Мошкоская. Весенняя арифметика.

11.Е.Липатов. Сонуля.

12.А.Барто. Куда весна пропала.

13.Г.Скребицкий. На лесной полянке (Весна).

14.Э.Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце.

15.Р.Сеф. Отчего весна пришла весной?

16.Р.н.сказка. Снегурочка.

Тема :”Дикие животные”.

1.Г.Снегирев. Хитрый бурундук.

2.В.Бианки. Купание медвежат. Лес и мышонок.

3.К.Ушинский. Лиса Патрикеевна.

4.Н.Сладков. Бюро лесных услуг. Заячий хоровод.

5.И.Соколов-Микитов. Ёж.

6.Э.Мошковская. Колыбельная лосенку.

7.А.Толстой. Ёж.

8.В.Приходько. Пешком шагали мышки.

9.Г.Галина. Песни мышек.

10.С.Маршак. Из цикла “Зоопарк”.

11.Братья Гримм. Заяц и ёж.

12.И.Соколов-Микитов. Белка.

13.Т.Белозеров. Хомяк.

14.А.Барто. Медвежонок-невежа.

15.С.Мурадян. Зайкина шуба.

16.В.Сутеев. Дядя Миша.

17.М.Пляцковский. Как две лисы нору делили.

18.М.Пляцковский. Ежик , которого можно было погладить.

19.И.Кипнис. Зайка-траву поедайка и его семья.

20.А.Усачев. Как ёжик нашел дорогу домой.

21.Р.н. сказки. Лисичка-сестричка и волк. Колобок. Теремок. Лисичка со скалочкой. Три медведя.

22.Финская сказка. Лиса-нянька.

23.Латышский сказки. Лесной Мишка. Проказник Мишка.

Тема: “Дом. Семья”.

1.Н.Носов. Заплатка.

2.Э.Мошковская. Митя приехал. Митя-сам.

3.М.Бородицкая. Ждем брата.

4.Я.Аким. Мой брат Миша.

5.Е.Пермяк. Как Маша стала большой.

6.Л.Воронкова. Маша-растеряша.

7.Е.Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить.

8.Э.Успенский. Рассеянная няня.

9.И.Токмакова. Один дома.

10.В.Маякоский. Что такое хорошо.

11.М.Майн. Пуговица.

12.В.Осеева. Волшебное слово. Просто старушка.

13.Л.Толстой. Отец и сыновья.

14.В.Сухомлинский. Для чего говорят “спасибо”?

15.Братья Гримм. Семь Воронов. Мальчик-с-пальчик.

16.Р.н. сказки. Бабушка, внучка да курочка. Дочь-семилетка.

17.Китайская сказка. Умный сын.

18.Француская сказка. Седьмая жена Синей бороды.

19.Джованни-дурачок. По мотивам сказок народов Европы.

Тема : “Домашние животные”.

1.В.Бианки. Кошкин питомец.

2.Н.Сладков. Мурлыка.

3.Н.Пикулева. Был у кошки день рождения.

4.С.Мошковская. Жадина.

5.С.Михалков. Трезор.

6.С.Черный. Жеребенок.

7.К.Ушинский. Коровка. Козел. Два козлика.

8.Л.Воронкова. Петушиное слово.

9.С.Маршак. Кошкин дом. Усатый-полосатый.

10.В.Сутеев. Кто сказал “мяу”? Три котенка.

11.В.Берестов. Коза. Котенок.

12.А.Усачев. Умная собачка Соня.

13.И.Токмакова. Купите собаку.

14.Г.Скребицкий. Кот Иваныч.

15.В.Степанов. Рыжий кот.

16.Н.Заболотский. Как мыши с котом воевали.

17.Л.Толстой. Котенок. Мыши.

18.Б.Заходер. Кискино горе.

19.Ю.Дмитриев. Жеребята и щенята.

20.В.Лунин. Жеребенок.

21.Таджикская сказка. Коза-кудрявые ножки.

22.Мордовская сказка. Как собака друга искала.

23.Р.н. сказки. Зимовье. Волк и козлята. Кот, петух и лиса. Бычок-черный бочок. Коза с кудрявыми ножками. Кот-воркот. Котофей Котофеевич.

Тема: “ Животные жарких стран и Севера”.

1.С.Маршак. Детки в клетке.

2.В.Маяковский. Что ни страница, то слон, то львица.

3.О.Уласевич. Носороги. Верблюды. Слоны. Львы. Гепарды. Зебры.

4.Р.Киплинг. Как появились броненосцы. Маугли.

5.Г.Снегирев. Пингвинный пляж. К морю. Отважный пингвиненок. Белек.

6.Н.Радченко. Белый медведь. Морж. Северный олень.

7.Е.Чарушин. Кто как живет.

8.М.Пляцковский. Прыгающий домик. Длинная шея. Умка хочет летать. Тулентяй.

9.Э.Василевскай. Тигров племянник.

10.Юкагирская сказка. Отчего у белого медведя нос черный.

11.Эвенкийская сказка. Почему олень быстро бегает.

Тема: “Защитники Отечества”.

1.А.Митяев. Почему армия родная. Землянка.

2.Б.Никольский. Солдатские часы.

3.С.Алексеев. Первый ночной таран.

4.Е.Благинина. Шинель.

5.В.Степанов. Наша Армия.

6.А.Жаров. Пограничник.

7.С.Баруздин. Шел по улице солдат.

8. Б.Никольский. Кто охраняет небо. Что умеют танкисты. Как солдат стал солдатом.

9.А.Гайдар. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.

10.Т. Бокова. 23 февраля- День Армейской славы!

11.К. Авдеенко. Маленький офицерик, или Рассказ маленького мальчика.

12.И. Грошева. Сегодня Федя не проказник.

Тема:”Зима”

1.С.Маршак. Декабрь. Январь. Февраль.

2.И.Никитин. Встреча зимы.

3.С.Есенин. Поет зима аукает.

4.А.Пушкин. Вот север тучи нагоняя. Идет волшебница зима. Зимнее утро.

5.Н.Носов. На горке.

6.И.Токмакова. Как на горке снег, снег.

7.Е.Явецкая. Зима-рукодельница.

8.И.Токмакова. Оттепель в городе.

9.А.Блок. Ветхая избушка.

10.И.Соколов-Микитов. Зима вьюжная.

11.В.Бианки. Холодно в лесу, холодно!

12.И.Суриков. Зима.

13.В.Лунин. Зима.

14.Н.Артюхова. Белый лёд.

15.Г.Скребицкий. На лесной полянке (Зима).

16.С.Козлов. Мне приснились морозы.

17.Л.Чарская. Зима.

Тема: ”Зимующие птицы”.

1.В.Чаплина. Птицы под нашим окном.

2.А.Прокофьев. Снегири.

3.В.Берестов. О чем поют воробушки?

4.Г.Ладонщиков. Наши друзья.

5.Г.Скребицкий. Крылатые соседи.

6.М.Пришвин. Синица и соловей.

7.М.Пришвин. Птицы под снегом.

8.В.Бианки. Синичкин календарь.

9.В.Бианки. Теремок.

10.А.Барто. Снегирь.

11.А.Яшин. Покормите птиц.

12.Л.Кламбоцкая. Зимующие птицы.        

13.М. Пляцковский. Снегирь.

14.Т. Зайцева. Улетели птичьи стаи.

15.Г. Скребицкий. Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека.

16.Н. Плавильщиков,  Г. Скребицкий. Зимние гости.

17.Н. Рубцов. Ворона. Воробей.

18.В. Бианки. Сова.

19.Г. Скребицкий. Берегите птиц.

20. М. Садовский. Кормушка.

21. Г.Х. Андерсен. Дикие лебеди.

22.Н.Павлова. Зимние гости.

Тема: ”Домашние птицы”.

1.К.Ушинский. Петушок с семьей.

2.Г.Кудашова. Гусенок пропал.

3.К.Ушинский. Чужое яичко.

3.К.Ушинский. Гуси.

4.Г.Балл. Желтячок.

5.Г.Цыферов. Про друзей.

6.Е.Чарушин. Утка с утятами. Индюк. Курочка.

7.В.Сутеев. Что за птица?

8.Н.Полякова. Анюткины утки.

9.Г.Галеев. Петух и часы.

10.Ю.Дмитриев. Утята и цыплята.

11.И.Кипнис. Петушок в желтых штанишках и курочка в рябеньком платьице.

12.Р.н. сказки. Петушок и бобовое зернышко. Лиса, заяц,  петух. Кот, петух и лиса. Бабушка, внучка и курочка.

13.Р.н. сказка. Петущок-золотой гребешок и жерновцы.

14.Р.н. сказка. Кочеток и курочка.

15. Р.н. сказка Кривая уточка.

Тема:” Квартира. Мебель.”

1.А.Барто. Хромая табуретка.

2.С.Маршак. Откуда стол пришел.

3.К.Нефедов. Диван. Мне однажды сон приснился.

4.К.Ушинский. Стол и стул.

5. шкаф приехал

6.Р.н.сказка .Три медведя.

Тема:”Комнатные растения”.

1.Г.Х.Андерсен. Дюймовочка.

2.Л.Скребцова. Азалия и белый кот.

3.Л.Скребцова. Домашний садик.

4.Л.Скребцова. Благородный плющ.

5.Л.Скребцова. Кто прекрасней.

6.Л.Скребцова. Колючий лилипут.

7.Л.Скребцова. История о щучьем хвосте.

8.Л.Скребцова. Лекарство в цветочных горшках.

9.Л.Скребцова. Стойкий бальзамин.

10.Л.Скребцова. Душистые ароматы.

Тема: “Космос”.

1.В.Степанов. Юрий Гагарин.

2.В.Орлов. День космонавтики. Возвращение.

3.Ю.Синицын. Созвездие.

4.Н.Цветкова. Космос.

5.Н.Годвилина. У космонавтов праздник.

6.С.Алдонина. Сатурн. О звездах и планетах.

7.В.Берестов. Луноход.

8.Е.Левитан. Малышам о звездах и планетах.

9.Г.Юрмин. Что внутри?

10.К.Порцевский. Моя первая книга о космосе.

11.М.Садовский. Космическая одежда.

12.Н.Самоний. Праздник космонавтов. Быть Гагариным хочу.

13.В.Степанов. Юрий Гагарин.  

14.Г.Виеру. Ракета.

15.А.Хайт. По порядку все планеты.

16.Г.Сапгир. В небе- медведица.

17.Я.Серпина. Ракеты.

18.Я.Аким. На Луне жил звездочёт.

Тема: “Инструменты”.

1.В.Осеева. Волшебная иголочка.

2.Е.Пермяк. Торопливый ножик.

3.Б.Заходер. Вот так мастер.

4.Д.Авдеев. Удивительные гвозди.

5.А.Толстой. Сказка. Топор.

6.В. Левановский. Гвоздик.

7. Р. Сеф. Лопата.

8. М. Кульская.Наперсток.

Тема:”Лес. Грибы. Ягоды.”

1.Л.Толстой. Девочка и грибы.

2.Н.Павлова. Ягоды.

3.В.Сутеев.Под грибом.

4.М.Пришвин. Последние грибы.

5.Н.Сладков. Лесные силачи.

6.В.Берестов. Рыжик.

7.С.Аксаков. Грибы.

8.В.Даль.Война грибов и ягод.

9.Н.Кнушевицкая. Грибной калейдоскоп.

10.Е.Трутнева. Земляника. Черника.

11. Н.Павлова. Самая зимостойкая ягода.

12.Е.Благинина. Про малину.

13.Н.Павлова. Большая ягода.

14.В.Катаев. Грибы.

15.Я .Тайц. По грибы.

16.В.Катаев. Девочка и кувшинчик.

17.По Н.Сладкову. Дрозд и грибы.

18.Р.н. сказки. Грибы. Война грибов.

19.Е.Трутнева. Грибы.

20.А.Усачев. Грибок-теремок.

21.В.Сутеев. Мы в лесу.

22.М.Стельмах. Деткам щапки гриб купил.

23. А. Леонов. Грибная аллергия.

Тема: “Лето”.

1.Е.Трутнева. Лето.

2.К.Ушинский. Когда наступает лето.

3.С.Маршак. Июнь. Июль. Август.

4.И.Суриков. Лето.

5.Л.Завальнюк. Лето.

6.Г.Кружков. Хорошая погода.

7.А.Усачев. Что такое лето.

8.Я.Аким. Лето.

9.С.Козлов. Июнь. Июль. Август.

10.В. Берестов. Весёлое лето.

11.С.Д. Дрожжин. Летом.

12.М. Пляцковский. Солнышко на память.

13.Г. Цыферов. Облачковое молочко.

Тема: “Школа”.

1.И.Токмакова. Скоро в школу.

2.М.Яснов. В последний раз. Я учусь писать слова. Когда я стану школьником.

3.М.Пляцковский. Чему учат в школе.

4.В.Берестов. Первое сентября. Первоклассница. Читалочка.

6.А.Барто. В школу.

7.А.Усачев. Кого принимают в школу? О чтении.

8.Л.Толстой. Филиппок.

9.М.Зощенко. Не надо врать.

10.Е.Агранович. Песенка Пишичитая.

11.Л.Модзалевский. Приглашение в школу.

12.Ю.Энтин. Если б не было школ.

13.С.Михалков. Чистописание.

14.Г.Кружков. Откуда взялась пятерка у старушки. Учительская сказка.

15.К.Драгунская. Когда я была маленькая.

16.Ю.Коваль. Нюрка.

17.Г.Ладонщиков. Верная примета.

18.Ю.Вийра. Собеседование.

19.М.Тахистова. Перед школой.

20.В.Берестов. У меня в портфели.

21.Л. Каминский. Для чего ходят в школу.

22.Г.Ефремов. Гармоничная личность.

23.С.Геогриев. Друг Степан.

24.Л.Яхнин. Опоздание.

Тема: “Мамин праздник”.

1.Ю.Яковлев. Мама.

2.Е.Трутнева. Мамин день.

3.С.Михалков. А что у вас?

4.Л.Квитко. Бабушкина руки.

5.Я.Аким. Маме.

6.Е.Благинина. Вот какая мама.

7.В.Руссу. Моя мама.

8.М.Садовский. Это мамин день.

9.Н.Бромлей. Главное слово.

10.К.Кулибинская. Мама.

11.М.Дружинина. Мамочка-мамуля.

12.Г.Виеру. Мама.

13.Н.Саконская. Разговор о маме.

14.Т.Волгина. Наступает мамин праздник.

15.В.Берестов. Праздник мам.

16.Н.Воронцова. Мимоза.

17.Г.Глушнев. 8 Марта. Мама пришла.

18.А.Барто. Мама поет.

19.Е.Картавцева. Колыбельная для мамы.

20.Е.Серова. Как я оставался за маму. Три мамы.

21.В.Сутеев. Мамин праздник.

22.В.Шуграева. Маме.

23.С.Погореловский. Спокойной ночи.

Тема: “Насекомые”.

1.Н.Исаев. Муравейник.

2.Г.Паншин. Муравьи.

3.В.Лунин.Жук. Бабочка.

4.А.Фет. Бабочка.

5.М.Моравская. Два жука.

6.Э.Мошковская. Люблю муравья!

7.К.Чуковский. Муха-цокотуха. Тараканище.

8.К.Ушинский. Светлячок. Пчелка. Муха. Божья коровка.

9.Б.Заходер. Муха-чистюха.

10.В.Орлов. Ночной скрипач. Паучок-рыбачок. Почему сороконожки опоздали на урок.

11.В.Сеф. Муравей.

12.О.Григорьев. Комары.

13.Г.Снегирев. Жук.

14.Н.Сладков. Домашняя бабочка. Муравей и сороконожка.

15.И.Мазнин. Светлячок.

16.Й.Змай. Божья коровка.

17.Л.Модзалевский. Мотылек.

18.М.Пляцкоский. Букашка, которая хотела стать большой. Жужуля.

19.М.Михайлов. Лесные хоромы.

20.К.Паустовский. Похождения жука- носорога.

21.Л.Петрушевская. Козявочка.

22.В.Сутеев. Бабочка.

23.Японская сказка. Как сороконожку за лекарем посылали.

Тема: “Новый год”.

1.В.Берестов. Елочный шар.

2.С.Маршак. Декабрь.

3.С.Силин. Чемодан для непоседы.

4.В.Голявкин. Как я встречал Новый год.

5.И.Токмакова. Живи, елочка!

6.В.Степанов. Новогодняя ночь.

7.П.Синявский. Мы встречали Новый год.

8.А.Усачев. Снежинки.

9.В.Драгунский. Заколдованная буква.

10.В.Одоевский. В гостях у дедушки Мороза.

11.А.Барто. Дело было в январе.

12.В.Степанов. Серебряный ключик.

13.Ю.Кушак. Путешествие Снегурочки.

14.В.Драгунский. Мой знакомый медведь.

15.Н.Некрасов. Мороз-воевода.

16.М.Зощенко. Елка.

17.Е.Тараховская. Дед Мороз.

18.А.Дорофеев. Щедрые дни.

19.Е.Григорьева. Снегурочка. . Магазинная елка.

20.Е.Павлова. Про елку.

21.М.Михайлов. Два Мороза.

22.Е.Ракитина. Дед Мороз в волшебной каске.

23.А.Дорофеев. Родственнички.

Тема:”Одежда. Головные уборы.”

1.Н.Носов. Заплатка.

2.Н.Носов. Живая шляпа.

3.В.Осеева. Заячья шапка.

4.К.Чуковский. Мойдодыр.

5.В.Берестов. Плащ.

6.С.Маршак. Вот какой рассеянный.

7.Л.Воронкова. Маша-растеряша.

8.В.Зайцев. Я одеться сам могу.

9.Г.Снегирев. Верблюжья варежка.

10.Ш.Перро. Красная шапочка.

11.К.Ушинский. Одежда.

12.Г.Х.Андерсен. Новый наряд короля. Золушка.

13.А.Шевченко. Шляпа с полями.

14.И.Пивоварова. Про шляпу.

15.Р.н. сказки. Рукавичка. Шапка-невидимка.

16.Сербская сказка. Почему у месяца нет платья.

17.Новые пиджачки. По мотивам сказок народов Европы.

18. Р.н. сказка. Чудесная рубашка.

19.Р.н. сказка. Солдатская шинель.

Тема :”Кухня. Посуда.”

1.К.Чуковский. Федорино горе.

2.Л.Толстой. Три медведя.

3.А.Гайдар. Голубая чашка.

4.К.Нефедова. Для чего нужна посуда.

5.Р.н. сказки. Лиса и журавль. Лиса и кувшин.

6.Братья Гримм. Горшок каши.

7.К.Ушинский. Посуда.

8.В.Катаев. Дудочка и кувшинчик.

9.И. Столова. Фарфоровый чайник.

10. Г. Ильина. Чайник.

11.Т. Вишнякова. Добродушная тётя кастрюля.

12. Е. Ярышевская. Сковорода.

13. В. Прохоренко. Разбилась тарелка.

14. Н. Носов. Мишкина каша.

15. М. Яснов. Кухонная скороговорка.

16. М. Тахистова. На кухне.

17. В. Драгунский. Хитрый способ.

Тема: “Продукты”.

1.В.Гауф. Карлик нос.

2.В.Драгунский. Что любит Мишка.

3.С.Силин. Куда пропал файл?

4.П.Синявский. Яишница — отличница.

5.В.Драгунский. Хитрый способ.

6.А.Усачев.Пудинг.

7.В.Медведев. “Калорийные” ботинки.

8.О.Сердобольский. Бублик.

9.М.Лукашкина. Получаться блины.

10.Д.Герасимова. Лунный пирог.

11.Братья Гримм. Сладкая каша.

12.В.Драгунский. Куриный бульон.

13.П.Синявский. Окрошкина компания.

14.Л.Фадеева. Салат.

15.А.Шевченко. В гостях у Насти.

16.А.Усачев. Баллада о Конфете.

17.А.Игнатова. Сказка на три голоса.

18.С.Силин. Что как называется

19.Н.Хрущева. Средневековые стихи для улучшения аппетита.

20.М.Тахистова. На кухне.

21.А.Усачев. Компот

22.И.Шевчук. Живет в буфете слово.

23.Р.н. сказка. Три калача и одна баранка. Кашица из топора.

Тема: “Профессии”.

1.Г.Сапгир. Садовник.

2.Б.Заходер. Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица.

3.С.Маршак. Почта. Пожар.

4.С.Маршак. Как печатали книгу.

5.В.Маяковский. Кем быть?

6.Г.Х.Андерсен. Свинопас.

7.Е.Пермяк. Для чего руки нужны.

8.Д.Родари. Чем пахнут ремесла. Какого цвета ремесла.

9.К.Ушинский. Булочник. Сапожник. Куй железо, пока горячо.

10.Г.Люшнин. Строители.

11.Я.Тайц. Послушный дождик.

12.К.Чуковский.Айболит.

13.В.Тюрин. Кто главный на корабле?

14.А.Барто. Штукатуры.

15.Гайда Лагздынь. Кем ты будешь?

16.С.Михалков. А что у вас?

17.В.Ланцетти. Летчик, летчик.

18.С.Маршак. Пограничник.

19.Н.Абрамцева. Правдивая история о садовнике.

20.Л.Скребцова. Чудесный парикмахер.

21.Р.н. сказка. Семь Симеонов.

Тема :”Сад. Фрукты”

1.И.Токмакова. Яблонька.

2.Л.Толстой. Косточка.

3.Е.Пермяк. Смородинка.

4.Я.Аким. Яблоко.

5.В.Сутеев. Яблоко.

6.В.Сутеев.Мешок яблок.

7.В.Орлов. Яблоневый сад.

8.Г.Пономарева. Хитрое яблоко.

9.По А. Маневичу. Крылатое яблоко.

10.Б.Житков.Как яблоки собирают.

11.Л.Татьяничева. Царь яблоко.

12.К.Ушинский. История одной яблоньки.

13.В.Сухомлинский. Внучка старой вишни.

14.Р.н. сказки. Серебряное блюдечко и наливное яблочко. Грушевая девочка.         Крошечка Хаврошечка.

 15. И. Крылов. Лиса и виноград.

Тема: “Спорт”.

1.К.Мелихан. Вот такая бабушка!

2.И.Синявский. Мой соперник.

3.И.Бутман. Что сказал Владимир Павлович?

4.И.Шевчук. Максимум и минимум.

5.В.Драгунский. Третье место в стиле баттерфляй.

6.И.Бутман. Вкусный хоккей.

7.Р.Алдонина. Лыжный кросс.

8.М.Гразовский. Теннисистка.

9.И.Антонова. Дама сердца.

Тема: “Транспорт”

1.Г.Цыферов. Паровозик из Ромашково.

2.Д.Чиарди. О том, у кого три глаза.

3.С.Михалков. От кареты до ракеты.

4.Б.Жидков. Что я видел.

5.В.Тюрин. Кто главный на корабле?

6.М.Дружинина. Мы поедем далеко.

7.А.Стариков. Все начиналось с колеса.

8.Т.Белозеров.Туристы.

9.Г.Новицкая. Вежливый трамвай.

10.Г.Дядина. Лимузин.

11.П.Синявский. Отважная машина.

12.П.Синявский. С мигалкой на макушке.

13.Н.Волкова. Бетономешалка.

14.В.Орлов. Сухопутные киты.

15.В.Орлов. Куда девался паровоз?

16.Г.Алдонина. Поезд дальнего следования.

17.В.Орлов. Кто утюжит море?

18.В.Орлов. Теплоход.

19.Г.Сапгир. Лайнер.

20.И.Мазнин. Летит корабль.

21.Д.Биссет. Про малютку-автобус, который боялся темноты.

22.С.Махотин. Пока мы спали.

Тема:” Цветы”.

1.Д.Родари. Для чего розам нужны шипы?

2.О.Высотская. Одуванчик.

3.М.Пришвин. Золотой луг.

4.В.Катаев. Цветик-семицветик.

5.Е.Серова. Подснежник. Фиалка. Незабудка. Колокольчики. Ромашки. Одуванчики. Гвоздика.

6.Э.Шим. Ландыш.

7.Н.Соколов-Микитов. Одуванчики.

8.Румынская сказка. Ромашка.

9.Божена Немцова. Розочка.

10.Н.Павлова. Как облачко.

11.Н.Павлова. Луковица с радостью.

12.Н.Павлова. Хитрый одуванчик.

13.Н.Павлова. Под кустом.

14.Н.Павлова. Загадки цветов.

15.Н.Сладков. Шмель и цветок.

Тема: “Рыбы”.

1.И.Токмакова. Где спит рыбка.

2.А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

3.М.Яснов. Подводная считалка.

4.Н.Матвеева. Рыба, рыба.

5.Е.Пермяк. Первая рыбка.

6.О.Григорьев. Сом.

7.Л.Толстой. Акула.

8.М.Яснов. Рыбка. Про карасика.

9.В.Сутеев. Как я ловил рыбу.

10.М.Стельмах. Горе-рыбалов.

11. Р.н.сказка. О щуке зубастой.

12. Р.н.сказка. Сказка о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове.

13. Р.н. сказка. По щучьему велению.

14.Е.Чеповецкий. В тихой речке.

15.И.Демьянов. Невкусные ёршики.

16.Г.Юдин. Ёжик и ёршик.

17 Н.Сладков. Рыбий загар.

18.Н Сладков. Рыбьи пляски.

19.Н.Сладков. Шёпот рыб.

20.Н.Сладков. Озорники.

21.Н.Сладков. Линь.

22.Н.Сладков. Золотая рыбка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Пензятский детский сад»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«СИНИЧКИН ДЕНЬ – 12 НОЯБРЯ»

в разновозрастной дошкольной группе «Светлячки»

Подготовила и провела

воспитатель С.Ю. Уткина

Пензятка — 2021

Цель: формирование у воспитанников  ценностного представления  о зимующих птицах родного края.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с зимующими птицами, конкретизировать знания детей о синицах; расширить представления детей о  всероссийских праздниках.

Развивающие: способствовать развитию связной устной речи; вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им  в    трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку. воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека

Методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Форма проведения: тематическое занятие.

Оборудование: иллюстрации зимующих и перелетных птиц; бумажные перья с загадками; обручи;  презентация; корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы.  

Воспитатель. Осень близится к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. В ноябре, 12 ноября, отмечают «Синичкин день». Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки.

Не много зинька ест — пьет, а весело живет.

Не велика птичка — синичка, а и та свой праздник помнит.

Синичка – воробью сестричка.

Хвалилась синица хвостом море зажечь.

Невелика синица, голосок востёр.

Воспитатель. Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

У нас такой обычай: как выпадет снежок,

Удобную кормушку повесить на сучок.

Воспитатель. Кормушки можно сделать из: банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений.

Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять любит песни распевать!

Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель. Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель. Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Игра — беседа «Перышки».

Сорока: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Перья с загадками:

Угадайте, что за птица.

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки, а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!».                                                                  (Воробей.)

Как лиса среди зверей.

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.) 

Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.) 

Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.) 

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная, звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.) 

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Воспитатель. Тяжело птицам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – птицы выживут, а будет лютая – трудно им придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянутся птицы, зимой поближе к жилью человека, надеются на его помощь и доброту.

Воспитатель. Как же мы, люди, можем помочь птицам зимой? (ответы детей: подкармливать птиц, делать кормушки)

Воспитатель. Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «НАКОРМИ» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Воспитатель. Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Дидактическая  игра «Птичий бунт».

Описание игры: каждый ребёнок берет картинки с птицами: с перелётной, или зимующей. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Сценарий экологической викторины для дошкольников. Викторина о родной природе «Умники и умницы» для детей подготовительной группы.

Цель: сформировать знания о родной природе.

Задачи:

  • вызвать интерес к познанию;
  • закрепить знания о животных, растениях, птицах, записанных в Красную Книгу;
  • выявить знание детей о художниках, писателях, воспевающих природу;
  • воспитывать желание охранять и беречь природу.

Пособия:

  • иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, растений;
  • мультимедийное оборудование;
  • репродукции картин Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского.

Ход викторины

Дети встают в шеренгу (6 человек) на полу разложены квадраты.

Ведущий:

— Сегодня мы проводим конкурс знатоков природы «Умники и умницы»

Представляю участников конкурса (называет имя и фамилию ребенка).

Представляю членов жури (называет сидящих за столом взрослых).

Ведущий:

— О родной природе пойдет сегодня речь,
Что о ней мы знаем и как ее беречь.

Внимание! Разминка!

— На прогулку в лес бежим
Шумно мы и весело,
Почему на ветке белка
Печально нос повесила?

Ответы детей. (Нельзя шуметь в лесу).

— По тропинке ты идешь,
Ты его ногой не трожь,
Это лесное богатство
Для зверей лесных лекарство.
(Мухомор)

— Белые горошины
На землю кем-то брошены.
Им совсем никто не рад
Потому что это (Град).

— Разминка закончена.

Переходим к первому раунду.

Первый раунд

«Природа в произведениях художника».

Ведущий:

На картине видим осень
И у вас сейчас мы спросим
Кисти чьей картина эта
Полная тепла и света?

Дети называют художника, название картины.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

На экране картина Исаака Левитана «Золотая осень».

— Сколько было медвежат
На картине Шишкина
И в какое время суток
Идет веселье Мишкино?

Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»

После ответа детей на экране изображение картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».

— Знаменитый художник,
Все его знают
На картинке его птицы летают
Ремонтируют гнезда, кричат, суетятся,
А осенью с домом снова простятся.

Какое время года? Кто написал? Как называется картина.

Ответы детей.

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

На экране картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Море спокойное, море игривое
На каждой картине очень красивое.
Если ты не был на море ни разу,
Взглянув на картину почувствуешь сразу.

Как катятся волны,
Берег лаская,
В картинах художника
Тема морская.

Дети называют фамилию художника. На экране изображение картин Ивана Айвазовского.

Картины Ивана Айвазовского для детей

Жюри подводит итоги первого раунда. Ребенок, набравший наибольшее количество баллов, переходит на первый квадрат.

Второй раунд

Внимание: раунд второй.

«Природа в рассказах известных писателей».

Ведущий:

— Пиковая дама заботлива, упряма,
на столбах качается.
Что же это за столбы
И как он называется?

Ответы детей («Курица на столбах» Михаил Пришвин, столбы — гусиные шеи).

Ведущий:

— Что означает слово «пестун»

Ответы детей. (Пестун – годовалый медведь, который ухаживает и заботится за младшими медвежатами).

— Кто написал рассказ и как он называется?

Ответы детей. («Купание медвежат» Виталий Бианки)

— Зачем сову обидел дед?
Молока поэтому у деда в чае нет!

Кто написал? Как называется рассказ?

Ответы детей. («Сова» Виталий Бианки)

Почему назвали «подкидыш» птенца птицы Каменки?

Ответы детей. (Мальчик разорили гнездо, а единственное яйцо переложили в гнездо пеночки-пересмешницы).

Жюри подводит итог второго раунда.

Третий раунд

— Внимание! Раунд третий,

— Чтоб природу охранять
Надо все о ней узнать!
Человек природе друг
Это знают все вокруг.
Почему же, вот беда!
Так бывает не всегда.

Ведущий:

— Мы его не видим,
Мы его не слышим.
Всем он очень нужен,
Без него не дышим!

Ответы детей (Воздух).

— Окружающей среде можно навредить?
Едут люди на машинах,
Полезнее пешком ходить.
Ответы детей (Выхлопные газы).

— Владельцам заводов
Даем мы совет
Берегите планету, чтоб не было бед!
Ответы детей (Фильтры для очистки воздуха).

— В чистую речку — грязный ручей
Лихо несется, откуда он, чей?
Ответы детей (Нужны очистные сооружения).

— Слышен в лесу стук топора
С этим бороться людям пора!
Ответы детей (Охрана леса от незаконных вырубок).

— Он лес охраняет, животных, родник,
Люди его называют (Лесник).

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

— Много разных книг на свете,
Читают взрослые и дети.
А эта книга – чудо
Она взялась откуда?
Красной ее почему называют
Умники и умницы об этом знают?
На экране изображение Красной Книги Костромской области.

Дети показывают свои знания о животных, птицах, растениях, занесенных в красную книгу. Жюри подводит итог викторины, награждает победителей.

Еще один сценарий «Умники и умницы» для дошкольников.

Скачать — экологическая викторина для детей подготовительной группы «Умники и умницы».

Автор: Бычкова Елена Николаевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад села Шунга
Месторасположение: село Шунга, Костромской район, Костромская область

Дата изменения: 23.02.2021
Дата публикации: 23.02.2021

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»)

Творческий и познавательный проект

«Ямал – мой край родной».

для детей старшего дошкольного возраста (5 — 7лет)

Образовательная область «Познавательное развитие»

                                                                      Воспитатель: Рижко С.Г.

п. Правохеттинский

2018-2019 г.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:

 «Ямал – мой край родной».

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем

И.Истомин

          Возраст детей: 5-7 лет

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

Тип проекта: творческий, познавательный

Вид проекта: краткосрочный

Длительность проекта: 3 недели (09.03 – 20.03. 2019г.)

Нам бы хотелось рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещённого света». С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.

Актуальность проекта:

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа на 2019-2024 годы»

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

На основе выше изложенного я определила тему своего проекта «Край мой северный, край мой любимый».

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации — ориентация на высшие общечеловеческие понятия любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности — сотрудничество с семьей.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.

Основными формами работы являются:

— создание уголков «Северные просторы», «Люблю свой поселок -Правохеттинский», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;

— родительские гостиные «Фольклор народов Севера»;

— выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою мой Ямал»;

— создание картотеки подвижных игр народов Севера;

— создание детских сборников «Сказки народов Севера»;

— спортивный праздник «День коренных народов Севера»;

— составление перспективно – тематического плана по теме.

Работа с родителями:

1.Помощь в создании развивающей среды (фото — выставка «Мой Северный край», создание альбомов «Животные Севера», «Растительный мир ЯНАО», «Быт и традиции народов Севера», «Птицы Севера», «Писатели Севера», стенгазеты, создание сборника «Писатели народов Севера», изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта народов севера…)

2. Подготовка родителями рассказа о народах севера.

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

Увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).  У воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера. Будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). Родители воспитанников станут активными участниками реализации проекта.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Программное содержание

Продолжать формировать интерес к своей малой Родине.

Показать на карте наш край: Обскую губу, тундру, лесотундру, реки, озера, болота.

Знать самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала – Обь.  

Молодые города округа — Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск.

Рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб, флаг ЯНАО.

Расширять представление о родном городе: чем славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории появления города, познакомить с гербом города.

Поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера.

Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов. Расширять представления о жизни ненецких детей. С воспитателем обсуждать, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, играют.

Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.         

Ознакомление с художественной литературой

Способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка.

Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера.

Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера.

Ознакомление с природой родного края

Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно — следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера.

Углублять и конкретизировать представления о растительном и животном мире нашего края. Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, грибов и ягод (растения тундры, лесотундры). Продолжать знакомить с дикими животными их повадками, приспособлении к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах.

Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Расширить представления об обитателях северных водоемов.

Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе

Художественно-творческая деятельность

Развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.

Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

Сформировать системное представление о Северном крае.

Формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия Северного края.

Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности.

Познакомить с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды.

Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям.

                    ПЕРСПЕКТИВНОЕ – ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Ямал – мой край родной!».

Ознакомление с художественной литературой

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Художественно-творческая деятельность

музыкальная

театральная

изобразительная

Что нам стоит чум построить? 

 П.С.: Уточнить представление детей о жилище ненцев – чуме. Активизировать словарь (циновки, макод, сызмы, нюк, тюмю). Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера.

Занятие-путешествие «Чум»

П.С.: Познакомить детей с традиционным жилищем народом Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Слушание музыкального репертуара:

 «Северный наш край» муз. Ю.Юнкерова; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка

Театральная игра «Каслание»

П.С.: Знакомить детей с бытом кочевых ненцев. Прививать любовь к родному краю. Формировать интерес к культуре народов Севера

«Стойбище»

П.С.: Учить передавать в деталях ненецкие нарты, чум, собак, оленей. Обогащать представления детей о жизни оленеводов; о взаимосвязи человека с природой.

Пересказ ненецкой сказки

«Два оленя».

П.С.: Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках. Воспитывать интерес и уважение к диким животным.

«Благородное животное Севера – олень»

П.С.: Познакомить детей с животным оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным.

Музыкально-театральная игра «Оленевод – профессия героическая»

П.С.: Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.

Ручной труд «Аргиш» (караван из груженных нарт) П.С.: Продолжать учить делать коробки прямоугольной формы, придавать форму нарт. Закреплять представления о жизни коренных народов Севера.

Чтение ненецкой сказки «Айога».

П.С.: Познакомить детей с образом жизни и бытом жителей тундры; учить чувствовать взаимосвязь сказки с реальностью, воспитывать уважение к людям другой культуры. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера.

Путешествие по Сибири.

П.С.: Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Расширять представление о родном городе, крае.

Прослушивание музыкального репертуара о родном городе, крае, малой родине. Разучивание песен и стихотворений, музыкальных этюдов.

Инсценировка сказки «Айога»

П.С.: Закреплять представления о эталонах семейных взаимоотношений. Побуждать детей выражать свои чувства мимикой и жестами.

Ручной труд «Девочка в ненецком национальном костюме»

П.С.: Учить передавать национальный колорит: ягушка с ненецким узором и меховой отделкой, подбирать цветовую гамму.

Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».

П.С.: Продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

«Охота в жизни северных народов»

П.С.: Сформировать представления детей о традиционном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тундры – северном олене, песце, полярном волке и сове

Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет» (музыка Г.Левкодимова)

П.С.:  Развивать ритмический слух у детей, упражнять детей в восприятии и различении акцента на примере животных Северного края. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных.

Театрализованная игра «Гордый карась»

П.С.: Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками).

Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.

Совушка – сова (рисование) 

П.С.: Учить изображать сову, сидящую на ветке дерева, передавать окружающий фон, оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы, располагать рисунок во весь лист.

«На полярном круге…»

П.С.: Познакомить детей со столицей нашего края г. Салехард. Активизировать словарь (Полярная ночь, северное сияние, тундра, лишайник, ягель, карликовая береза, обелиск, хлебосольный Салехард). Воспитывать уважительное отношение к людям народов Севера, бережное отношение к природе родного края.

П.С.: Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Музыкально-литературная композиция «Ямал мой необыкновенный!».

П.С.:  Взаимообогащение с музыкальной культурой народов округа.

Изучение традиций и обычаев народов Севера. Знакомство с творчеством, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества.

Самовыражение детей в театральных этюдах.

Объемная аппликация «Герб ЯНАО» 

П.С.: Обобщать знания детей о геральдике родного края; Воспитывать чувство гордости, любви, уважения к родному краю.

          Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого материала. В детском саду создан мини-музей «Моя родина ЯМАЛ». В группе оформлен уголок Севера, подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.

Совместно с коллегой разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, составили картотеку подвижных игр и самобытных упражнений народов севера.

В занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой» мы знакомили детей с красотой наших городов, именами писателей, воспевающих родной Север, богатстве и разнообразии устного творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по культуре, сообщили о обычаях.

Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества.

Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой Северных народов неотъемлемая часть изучения истории родного края. Краеведческий материал дети дошкольного возраста получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий.

        Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой Ямальский край – малую родину, мы ежегодно проводим праздник народов Севера, творческие мини-проекты. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки, спортивные мероприятия. Принимаем участие в городском конкурсе «Мой Северный край», где мы являемся неоднократными победителями.

Результат:

Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).  У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.

   Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

Несомненно, мероприятия по краеведению – актуальная проблема методики всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.

                                              Литература:

  1. Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».
  2. Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».
  3. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».
  4. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».
  5. Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
  6. Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» — Стихи Л.Г. Ефремовой
  7. Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.
  8. Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.
  9. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
  10.  Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
  11. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
  12. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.
  13.  Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.
  14. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  15. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  16. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
  17.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.
  18. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
  19. Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
  20. Ямал – наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
  21. Аромштам М.,Чему нам учиться  у  ненецких детей, или  этнопедагогика  для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.
  22. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
  23. Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района.              Учебное пособие. Салехард 1993.
  24. Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные           средства физического воспитания сургутских хантов.
  25. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.

  • Рассказ про созвездие козерог
  • Рассказ про сову для 1 класса окружающий мир по плану
  • Рассказ про соединенное королевство на английском
  • Рассказ про современные игрушки
  • Рассказ про совесть для детей