Рассказ про современные игрушки

1 декабря 2021 г. 12:08 почему современные дети не читают фантастику, но обожают истории про монстров? в чм причина бешеной

Почему современные дети не читают фантастику, но обожают истории про монстров? В чём причина бешеной популярности фэнтези среди подростков? Почему по мере взросления интерес к мистике уступает место желанию услышать жизненную правду?

На эти и другие вопросы отвечает известный одесский преподаватель и литературный консультант, автор эксклюзивного курса «Школа читательского мастерства» Александр Мацулевич.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

— Расскажите о том, что изучают в «Школе читательского мастерства». Как давно она существует?

— «Школа читательского мастерства» — авторский курс литературы для детей и подростков, открытый в 2017 году в Ильичёвске на базе образовательного пространства Steam. Нужно сказать, что Steam — первая в этом маленьком городе научная платформа, целью создания которой было охватить как можно большее количество точных и гуманитарных дисциплин для младшего и среднего школьного возраста, стать для ребят чем-то вроде увлекательного и интересного дополнения к школе или даже альтернативой государственному образованию. Основатели этого творческого обучающего центра пригласили меня в команду преподавателей: сначала я просто помог создать курс литературы для детей разного возраста, а в дальнейшем сам же стал его вести. В результате следующие три года мы успешно работали вместе — до тех пор, пока ситуация с карантином не внесла в образовательный процесс свои коррективы.

Изначальная цель курса — предложить ребятам по-новому взглянуть на литературу, чтобы они могли не просто пересказать содержание и общую канву, но осознали главное — в чём суть той или иной книги. Все слушатели курса делились на две группы: 7-10 и 11-14 лет. Занятия проводились по следующей схеме: каждый месяц я задавал тему, связанную с какими-либо нравственными ценностями — например, что такое дружба, милосердие и так далее. С учениками постарше мы, бывало, исследовали любовную лирику, разбирались, в чём сила любви, размышляли о том, как можно не любить людей. На каждую тему я предлагал детям список произведений, которые, с моей точки зрения, давали пищу для размышлений по заявленной проблеме. Вдобавок мы вместе формулировали критерии — что нужно в первую очередь отыскать в произведении, на чём сфокусировать внимание, чтобы максимально полно ответить на поставленный вопрос.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

В дальнейшем ребята в течение месяца читали одну книгу из предложенного мной списка или же выбранную самостоятельно согласно обозначенным критериям. Три занятия в месяц были посвящены дискуссиям, а на четвёртом каждый из учащихся презентовал своё видение прочитанного произведения через призму рассматриваемой темы. В рамках выступления я предлагал ребятам в двух-трёх словах обрисовать сюжет — с чего всё начинается, о чём вообще идёт речь, к чему мы приходим в конце, а затем сфокусировать внимание на главном вопросе, который является предметом обсуждения, и расставить необходимые акценты. А по завершении каждого выступления дети выставляли оценки друг другу — и себе в том числе.

В настоящее время мы с ребятами продолжаем исследовать разнообразную литературу — правда, занимаемся в основном в онлайн-режиме: записываем ролики с книжными рекомендациями для читающих подростков, пробуем делать видеоподкасты, рецензируем книжные новинки.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

— Какие темы обсуждения пользовались наибольшей популярностью и находили особенно горячий отклик в сердцах школьников?

— Одна из самых любимых тем, которую мы повторяли из года в год, — «Как бороться с монстрами?» Я обычно предлагал детям прежде всего обратить внимание на три произведения: «Коралина» Нила Геймана, «Голос монстра» Патрика Несса и «Эпифания. Девочка, которая боялась своей тени» Северина Готье. «Коралина» — одна из самых удачных повестей о подростковых страхах и фобиях и способах их преодоления. В книге описывается вполне современная семья, которая недавно переехала в новый дом: и мама, и папа работают удалённо — целые дни напролёт проводят за компьютером, отрываясь только затем, чтобы заказать пиццу на ужин, и 9-летняя девочка, которая фактически предоставлена сама себе. Как-то раз Коралина находит в дальней комнате маленькую дверцу и попадает в потусторонний мир, где существуют другие мама и папа, которые выглядят точно так же, но ведут себя совершенно иначе — дарят игрушки, балуют кулинарными изысками, готовы проводить с ней всё свободное время. Альтернативные родители предлагают Коралине не возвращаться в свой серый, унылый и безразличный мир и навсегда остаться в сказочном «зазеркалье», но с одним условием: вместо глаз нужно пришить пуговицы. В результате ребёнок оказывается перед сложнейшей дилеммой — как поступить, что выбрать, к кому обратиться за советом и помощью.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

Роман «Голос монстра» можно рассматривать с разных углов зрения, хотя основная его тема — реакция общества на детскую беду, которая обычно представляет собой уникальную смесь сочувствия и отторжения. Мать главного героя — 13-летнего Конора О’Мэлли — умирает от рака в больнице: тоже довольно распространённая в наше время история. Общество, с одной стороны, вроде бы старается окружить мальчика заботой, а с другой — игнорирует, исключает из привычного круга общения: дети, у которых в семье произошла трагедия, довольно часто становятся изгоями, проходят через своеобразную десоциализацию. Будучи лишённым друзей и регулярно подвергаясь издевательствам в школе, Конор придумывает огромного древообразного монстра, который затем оживает, навещает мальчика по ночам и рассказывает ему истории из далёкого прошлого. Это очень красиво сделанная книга: иллюстрации к ней рисовал известный британский художник Джим Кей — лауреат множества премий, в том числе и в области литературы.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века


Наконец, «Эпифания» — это даже не книга, а большой красочный комикс для детей младшего школьного возраста, великолепно нарисованный французским иллюстратором Клеманом Лефевром. Здесь перед нами метафорическая история девочки, которая почему-то боялась своей тени, причём страх рос вместе с ней не по дням, а по часам. Ребята очень любят заглядывать в самый конец книги, где приведён целый список различных человеческих страхов и фобий: некоторые из них очень смешные, другие — просто странные. По воле автора восьмилетняя героиня отправляется в путешествие, встречает множество ещё более странных персонажей и ищет пути избавления от страха, а тень тем временем становится всё больше и больше и даже начинает угрожать её друзьям. Это произведение также посвящено теме борьбы со страхами и, в частности, поиску поддержки на этом нелёгком пути: Северин Готье в аллегорической форме пытается донести до детей ту нехитрую мысль, что если не принимать никаких решительных мер по преодолению страха или потакать ему, фобия будет только расти и может со временем превратиться в паранойю.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

Интересно, что дети, с которыми мы читали и анализировали вышеперечисленные книги, не узнавали и не ассоциировали самих себя ни с Эпифанией, ни с Конором, ни с Коралиной. Современные дети вообще не склонны представлять себя в роли литературных героев: в их сознании, как правило, существует чёткая граница: вот я и моя жизнь, а вот — различные фантастические миры, описанные в фильмах, книгах и компьютерных играх, и они между собой никак не пересекаются. Почему же истории про монстров и разных потусторонних пришельцев так привлекают подростков — что они находят в этих текстах? Во-первых, ребята стремятся стать смелее, утвердиться в мысли, что они смогут справиться со всеми жизненными испытаниями и невзгодами гораздо быстрее и лучше, чем литературные герои. Во-вторых, эмоциональная встряска и яркие переживания, которые дарят детям книжные «страшилки», — это замечательная возможность на время уйти от однообразной школьной жизни, переключиться, дать волю воображению, получить некий «драйв».

— Почему, на ваш взгляд, современные дети не увлекаются приключенческой литературой и фантастикой, которой в своё время зачитывались миллионы советских школьников, а выбирают разного рода «страшилки»?

— Наверное, всё дело в том, что мир в глобальном понимании этого слова в наши дни стал для детей куда ближе, чем был раньше. Подростки из более-менее состоятельных семей прекрасно понимают, что при желании могут без особых проблем отправиться вместе с родителями практически в любую точку земного шара. Да, не все ещё знают, что Париж — это столица Франции и находится в Европе, но при этом ребятам не составит никакого труда высчитать с точностью до цента, сколько будет стоить туда долететь. Поэтому, наверное, дальние города и страны в XXI веке уже не так сильно манят детей: просто они знают, что могут получить личный опыт соприкосновения с большинством известных достопримечательностей или же познакомиться с ними в режиме виртуальной прогулки. Ещё лет 20-30 назад о подобном можно было только мечтать — поэтому и хотелось пережить удивительные приключения хотя бы на страницах увлекательных книг.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

Если же говорить о фантастике, особенно космической — путешествия по Вселенной, контакты и сражения с инопланетянами, открытие и покорение других планет, — то все эти сюжеты на сегодняшний день, с моей точки зрения, нивелированы развитием технологий, которые занимаются отнюдь не космосом, а фильтрами для фото, приложениями для телефона и так далее. Нынешним детям неинтересна ни старая, ни новая технологическая фантастика — в отличие от жанра фэнтези, который за последние годы необыкновенно расцвёл. Параллельные или просто другие миры, населённые какими-нибудь необычными созданиями, со своими законами физики и социально-общественными отношениями, в которых нередко есть место магии и волшебству, — всё это «заходит» подросткам на ура. Можно констатировать, что молодёжь выбирает эскапизм в чистом виде — бегство, отрыв от серой и унылой повседневной реальности, желание пережить головокружительные приключения в совершенно ином мире, не имеющем никакого отношения к планете Земля. В то же время стоит отметить, что про эльфов, гномов, дварфов и других фольклорных персонажей мне не приходилось слышать вот уже несколько лет — особой популярностью у подростков они сейчас не пользуются.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

— Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития детской и подростковой литературы в Украине и в мире в начале третьего десятилетия XXI века?

— Существует международный конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества под названием «Книгуру», открытый для всех, кто пишет на русском языке. Самое интересное, что рецензируют и принимают решение о награждении той или иной книги подростки в возрасте от 10 до 16 лет. Каждый участник молодёжного жюри объясняет, почему он поставил свою оценку, и выносит аргументированный вердикт прочитанному произведению: всего таких судей насчитывается до сотни, в их число входят и мои ученики. В конечном итоге результаты конкурса напрямую влияют на политику издания подростковой литературы: те авторы, которые по решению детей занимают первые места, впоследствии получают море предложений от книгоиздателей.

Таким образом, перед нами наглядный пример очень простой, но при этом крайне эффективной системы отбора лучших детских книг, которая функционирует на протяжении вот уже 12 сезонов и практически не имеет аналогов на постсоветском пространстве.

В какой-то мере подобный положительный опыт перенял наш одесский международный Корнейчуковский фестиваль детской литературы. Правда, наши книголюбы пока что ограничиваются только составлением рейтинга каждого произведения: ребята читают присланные на конкурс работы и выставляют баллы — от 1 до 10. В каждой номинации участвует обычно от 15 до 25 произведений любого жанра и стиля: это может быть как большая, так и маленькая повесть, сборник рассказов и так далее.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века
Корнейчуковский фестиваль — 2021


Анализируя творчество авторов, которые стали финалистами конкурса «Книгуру» за последние 5-7 лет, можно сделать вывод о том, что нравится читать современным подросткам помимо историй про монстров. Самое любопытное, что представителей жанра фэнтези в списке победителей крайне мало — приблизительно один на четыре-пять книг других литературных направлений. Основная тематика большинства произведений — отношения в реальном мире: в семье, школе, классе, в различных замкнутых группах и компаниях. Так, например, целая серия книг Нины Дашевской посвящена жизни ребят, которые ходят в музыкальную школу: автор предлагает взглянуть на мир глазами детей, живущих искусством — как они мыслят, рассуждают, общаются между собой и с преподавателями, как построен их день и так далее. Это, кстати, весьма показательный момент: современные тинейджеры любят, когда речь в книге идёт об их сверстниках — либо борющихся с монстрами, как в «Коралине» и «Эпифании», либо просто живущих своей собственной увлекательной жизнью. Как правило, чем старше становится подросток, тем меньше его привлекает мистика и ужасы: в 13-14 лет многим детям, выросшим среди моря разнообразного фэнтези, хочется уже не «страшилок», а некой жизненной правды.

Если же говорить о современной украинской литературе для подростков, переживающей сейчас своеобразный бум, то для меня настоящим открытием стало творчество писательницы Татьяны Корниенко — в частности, повести «Недотрога» и «Espressivo». «Espressivo» — история взросления троих друзей, двух девочек и одного мальчика, которые с первого класса вместе учатся в музыкальной школе: особый акцент сделан на том, как мир музыки соотносится с обычной повседневной реальностью. К числу хороших современных авторов можно отнести и нескольких лауреатов уже упоминавшегося мной Корнейчуковского фестиваля. Так, например, «Комп и компания» Анны Коршуновой — «жуткая» история про ребят, которых на всё лето «сослали» в деревню к бабушке без каких-либо электронных гаджетов и тем самым буквально заставили открыть для себя все прелести реальной жизни: прогулки по лесу, купания в речке и прочее.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

А вот «Украденные» Валентины Попелюшка — это, наоборот, урбанистический триллер про школьников, которые, болтаясь без дела по городу во время каникул, познакомились с представительным дяденькой и соблазнились его предложением покурить хороших сигарет. А потом очнулись связанными в фургоне и в итоге оказались на перевалочном пункте по отправке подростков на органы и в рабство в страны ближнего зарубежья. Автору этой книги удалось пропитать свой рассказ искренней родительской болью — приоткрыть мрачную и таинственную завесу и показать, как работает отлаженная бизнес-система похищения детей в приграничных районах нашей страны. В результате получился очень хороший текст, который мы неоднократно читали и обсуждали с учениками: было заметно, что многих ребят он по-настоящему зацепил. Если «Комп и компания» больше подходит детям помладше, то «Украденные», по моим наблюдениям, в этом году стали для тинейджеров эдаким переходным этапом от мира фэнтези и «страшилок» к суровой реальности XXI века.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

— Какие книги вы могли бы порекомендовать читателям ТАЙМЕРА для совместного ознакомления с детьми на выходных и зимних каникулах?

— Первая книга, которую всячески хотелось бы посоветовать как совсем юным, так и опытным читателям, — «Как роман» Даниэля Пеннака. Это не художественное произведение, а нечто вроде эссе, которое на 100 % объясняет родителям, почему дети не хотят читать, почему их нельзя заставлять и что нужно сделать, чтобы полюбить литературу вместе с подрастающим поколением. Пункт второй — Нил Гейман и три его лучших, с моей точки зрения, вещи: «Коралина», «История с кладбищем» и «Океан в конце дороги». Все эти произведения я бы порекомендовал как родителям, так и подросткам. Первые наверняка получат удовольствие от качественного, образного текста, вторые, возможно, заинтересуются, увидев папу или маму за книгой: «Ого! Ты читаешь не истории в Instagram, а настоящую бумажную книгу про кладбище, мертвецов и ведьм? Надо бы и мне попробовать!» Третий момент — «Бесконечная история» Михаэля Энде, которую сейчас издают в другом переводе под названием «История, конца которой нет»: её стоит не просто прочесть один раз, а перечитывать время от времени на разных этапах жизненного пути. Тем, кто любит одноимённый фильм 1984 года, хочу напомнить, что в нём нашла своё отображение только первая половина книги, к тому же многое было упущено и искажено. Это совершенно замечательное произведение: его можно рассматривать и просто как сказочную историю, которую интересно читать, и как философско-метафорическую прозу обо всём важном, что есть в нашей жизни.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века


Одна из самых интересных и самобытных вещей, которые вышли в свет за последние годы в украинском книжном пространстве, — «Казки баби Гавришихи» Олега Гавриша. В прошлом году эта книга получила приз на книжном форуме BookForum Best Book Award в номинации «Литература для детей от 9 до 12», хотя, с моей точки зрения, она больше подойдёт ребятам постарше. События этой мистической истории разворачиваются в современном украинском селе, где вдруг начинают происходить разные таинственные события, с которыми придётся столкнуться как самой бабе Гавришихе, так и целой ватаге внуков, привезённых родителями на лето. В каком-то смысле эта история похожа на «Коралину» Нила Геймана. И там, и тут на фоне самой обыденной реальности с человеком вдруг начинают происходить странные вещи, которых больше никто не замечает. В итоге всё происходящее может оказаться как выдумкой, галлюцинацией, так и чистейшей правдой: разница заключается лишь в возрасте главных героев.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века


Наконец, на пятое место в списке рекомендаций я бы поставил «дуэт» современных белорусских авторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, которые планомерно пишут качественную и очень разноплановую подростковую прозу. Причём делают всё именно так, как любит современная молодёжь: сжатый синтаксис, небольшие главы, минимум описаний, множество диалогов — читаешь и как будто смотришь кино. У них, в частности, есть замечательная повесть о первой любви под названием «52 февраля»: действие происходит в городе, который внезапно завалило снегом, — двое подростков пытаются найти друг друга, не имея возможности ни зайти в чат, ни отправить SMS-сообщение. Ещё одна книга тех же авторов, выдержанная в более мрачной тональности, — «Охота на василиска». Здесь речь идёт о десятикласснице, погибшей от передозировки наркотиков, и её подруге, устраивающей собственное расследование — как эти наркотики попали в школу, как жертва начала их принимать, кто ещё задействован в схеме, почему администрация прячет концы в воду и так далее.

Фэнтези вместо фантастики, истории про монстров и суровая реальность. Что читают дети XXI века

Беседовал Дмитрий Остапов

14

Москвичи считают Новый год самым любимым праздником и не представляют его без елки, даже если в доме нет маленьких детей. Мы выясняли, какую ель лучше предпочесть и как ее нарядить, чтобы торжество запомнилось надолго.

nBkSUhL2hFYknMu I76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=HhFy X1rSw1nZQtlk6CoJg

Фото: Москва 24/Юлия Иванко

Настоящая или искусственная

Мода на настоящие новогодние деревья не сдает позиции, тем более что на елочных базарах можно выбрать вариант на любой вкус. По словам дизайнера интерьеров Татьяны Пивкиной, в последнее время покупатели предпочитают более экзотические растения: норвежскую, сербскую или голубую ель, пихту Фразера и другие виды хвойных.

Натуральное дерево хорошо пахнет и напоминает о детстве, но хвоя быстро увядает и теряет праздничный вид. Минус таких растений еще и в том, что после праздника вычистить опавшие иголки из ковров и щелей не так-то просто.

«В последнее время в моду вошли живые деревца в кадках. Их можно потом высадить на дачном участке. Хорошо приживаются карликовые породы хвойных растений», – отмечает дизайнер.

Рациональные горожане все чаще выбирают искусственные ели. Современные модели больше не выглядят как зеленый ершик. Они симметричные, пышные, с тонкими, нежными иголочками. Можно выбрать любой цвет – белый, красный или классический зеленый.

Такие изделия довольно дорогие, но попробуйте разделить сумму на 5–10 лет. Именно столько прослужат искусственные ели при правильном хранении. Это выгоднее, чем ежегодно приобретать натуральные елки.

Татьяна Пивкина

дизайнер интерьеров

В пользу искусственных деревьев говорит крепкая конструкция, которая выдерживает вес тяжелых украшений, и то, что современные елки изготавливаются из пожаробезопасных материалов. Минусы – это отсутствие аромата хвои и необходимость где-то хранить громоздкую коробку с елью.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Ставка на минимализм

Эксперт отмечает, что в последнее время в оформлении новогодних елей стало модно придерживаться определенного дизайна. Главный тренд – натуральность (экостиль), а это предусматривает использование природных материалов.

«Для украшения живого дерева берите природные элементы. Откажитесь от пластмассовых и стеклянных игрушек», – разъясняет Татьяна Пивкина.

Можно смастерить гирлянды и шары из шишек, банты из шпагата или украсить ель фигурками животных, вырезанными из дерева или изготовленными из переработанной бумаги. Главное – не забыть про Тигра, символ наступающего года.

Дизайнер рекомендует повесить на елку даже сушеные дольки апельсина с палочкой корицы и звездочки бадьяна. Такое украшение придаст праздничному дереву легкий пряный аромат. Красиво смотрятся бумажные снежинки и сказочные персонажи, сделанные из дерева или сшитые из ткани. Но важно не переборщить с украшениями, поскольку минимализм – суть данного стиля.

Стиль прованс, по словам эксперта, не требует строгости и четкости. В ход пойдут окрашенные в серебряный или золотой цвет шишки, перевязанные ленточками букетики сухоцветов, а также елочные игрушки – старинные или обычные. Можно использовать декор, изготовленный своими руками. Пригодятся птички из перьев, стеклянные шарики, декорированные кружевом и ленточками, ажурные снежинки, бантики из атласных лент, вязанные носочки, варежки, ангелочки.

Надо выбирать бирюзовые, белые или лавандовые цвета, матовые украшения. Общий вид не возбраняется дополнять блестящими деталями, но их не должно быть много. Все элементы должны сочетаться и подчеркивать тематику деревенского прованса.

nBkSUhL2hFYknMu Ib6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=GQoino1 cwKumFVNy5TBKQ

Фото: Москва 24/Михаил Сипко

Актуальное ретро

Для ретростиля дизайнер советует поискать старинные новогодние игрушки и сделать бумажные гирлянды из цветной бумаги. Можно распечатать найденные в интернете изображения флажков.

«Используйте конфеты, снежок из ваты, дождик, гирлянду с крупными лампочками. Под елку поставьте Деда Мороза и Снегурочку», – объясняет Татьяна Пивкина.

Cкaндинaвcкий стиль зaключaeтcя в иcпoльзoвaнии нaтуpaльныx мaтepиaлoв cпoкoйныx oттeнкoв. Дизайнер рекомендует повесить на елку дepeвянныe и тканевые укpaшeния, шишки, бaнты из фeтpa или мeшкoвины, пoдeлки из фpуктoв и пpиpoдныx мaтepиaлoв.

Актуальными будут игpушки из пpoвoлoки, вязaльныx нитoк или шпaгaтa. В cкaндинaвcкoм cтилe тоже важен минимaлизм. Поэтому eлoчкa мoжeт быть cимвoличecкoй – сделайте ее из веточек и шишек.

Татьяна Пивкина

дизайнер интерьеров

На минимализме основан и лаконичный западный стиль. Дизайнер настаивает на сочетании двух-трех оттенков и однотипности элементов декора. Цветовую палитру лучше разбавить «снежными» и «металлическими» тонами: нежно-голубым, светло-бежевым, бронзовым, золотистым, серебристым, стальным. Строгость стиля разнообразят теплыми оттенками – медовым или пепельно-розовым. Украшений должно быть немного: шары одинакового цвета и размера, светодиодные гирлянды, конфеты, сахарные тросточки и ленты. Под елкой дизайнер советует положить красиво упакованные коробки.

nBkSUhL2hFYknMu IL6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho= 4eKrXV07wVKZvpZ5471rg

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Классика в почете

Для тех, кто не хочет тратить много времени на предновогоднюю суету, подойдет классический стиль – он не терпит излишеств и вычурности.

«Лучше использовать ограниченный набор украшений и сочетать два оттенка. Золотистый удачно гармонирует с красным, серебристый – с синим, розовый – с сиреневым, а белый – с голубым», – рассказывает эксперт.

Мишура при классическом декоре не используется. Ель следует нарядить в бусы, бантики и ленты. Пространство между ветками эксперт рекомендует закрыть одноцветной гирляндой. Модная дизайнерская находка последнего времени – арктическая новогодняя елка.

«Основные цвета оформления – белый, серебристый и голубой. Именно они нравятся символу наступающего года – Голубому Водяному Тигру – и привлекут в дом удачу, благополучие и успех», – подчеркивает Татьяна Пивкина.

Для украшения арктической ели следует использовать прозрачные и блестящие материалы. Подойдут хрустальные шары, фигурки оленей и других обитателей Северного полюса. Можно также поискать игрушки в виде коньков или миниатюрных саней и лыж. Главными элементами на елке дизайнер считает снежинки и искусственный снег.

Тема: «Изготовление
новогодней игрушки-подвески».

Класс: 2 класс

Цель: продолжить знакомство
учащихся с приемами работы с шаблоном.

Задачи:

       образовательная: учить детей видеть круглую форму предметов, способствовать формированию умения вырезать круги, склеивать
детали, вклеивать бумажную петельку;

       развивающая: развивать
мелкую моторику рук, глазомер, интерес и любовь к ручному труду;

       воспитательная: воспитывать
эстетический вкус, чувство прекрасного, аккуратность, трудолюбие, интерес к
творчеству, дисциплинировать.

Оборудование к уроку:

       материалы: цветная бумага, клей;

       инструменты и приспособления: салфетка для клея, карандаш,
ножницы;

       наглядность: игрушка «Шар», образец, инструкционная карта,
шаблоны, иллюстрации.

Ход урока.

1. Организация внимания учащихся.

2. Проверка готовности рабочего места.

Ребята, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать
стихотворение, а вы внимательно слушаете и проверяете, всё ли у вас лежит на
партах.

Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела,
Будем клеить, мастерить –
Все должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.

Молодцы! Все готовы.

3. Актуализация знаний.

Ребята, какие работы вы выполняли на уроках труда на
предыдущих занятиях?

А знаете ли вы, что такое поделка?

(Это мелкое изделие, изготовленное обычно ручным
способом).

Сегодня на уроке вы будете выполнять поделку.

4. Изучение нового материала.

1)Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, чтобы узнать, какую именно поделку вы будете делать,
давайте вспомним, какой сейчас месяц? (Декабрь)

-Верно. А декабрь – это начало какого времени года? (Зимы)

-Зимой мы все – и взрослые, и дети с нетерпением ждем самый
веселый, самый любимый праздник в году. Какой это праздник? (Новый год)

-Узнать тему нашего урока вы сможете, выполнив задание.
Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

ЛАЁК => ЁЛКА

ИРГУКАШ => ИГРУШКА

— Сегодня мы будем выполнять ёлочную игрушку-подвеску.

2) Рассказ учителя.

К нам сегодня утром в класс пришло письмо от Деда Мороза.
Откроем его послание:

ПИСЬМО:

ВНИМАНИЕ! РЕБЯТА, В ДЕКАБРЕ НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ МОЯ МАСТЕРСКАЯ.
ОБЪЯВЛЯЮ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ЕЛОЧНУЮ ИГРУШКУ! ЦЕНЮ В РАБОТЕ АККУРАТНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.
ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ! СКОРО УВИДИМСЯ!

ВАШ ДЕД МОРОЗ.

3)Анализ поделки.

       Давайте посмотрим на образец подвески и подумаем, какой
материал нам необходим, чтобы выполнить работу? (Нам понадобится цветная
бумага.)

5. Практическая работа.

Прежде, чем приступить к выполнению работы, мы повторим технику
безопасности при работе с ножницами и клеем и определим основные требования к
данной работе. Именно по этим требованиям будет оценена ваша работа.

Техника безопасности при работе с ножницами:

       Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.

       Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край
стола.

       Следи за движением лезвий во время работы.

       Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу во время
резания.

       Работай ножницами только на своём рабочем месте.

       Не оставляй ножницы в открытом виде.

       Храни ножницы в указанном месте.

Техника безопасности при работе с клеем:

       Бери то количество клея, которое требуется для выполнения
работы на данном этапе.

       Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно
прижимая её.

       Храни клей в закрытом тюбике, чтобы он не высыхал.

Требования к работе:

       Работа выполнена аккуратно.

       Проявление творчества.

       А теперь давайте вместе с вами приступим к созданию игрушки.

Инструкционная карта.

2

На
обратной стороне цветной бумаги, с краю, карандашом обведи по контуру шаблон.
Вырежи получившийся прямоугольник.

Прикладываем
шаблоны так, чтобы потратить, как можно меньше цветной бумаги.

image001

3

Сложи
прямоугольник пополам, обведи шаблон круга и вырежи его по контуру. У тебя
получилось 2 детали (круга).

То же
самое сделай с другим листом цветной бумаги.

image002

4

Отрежь
небольшую полосу цветной бумаги, сделай из нее петельку, чтобы повесить
игрушку.

image003

5

Сложи
каждый круг пополам. Склей половину одной детали (круга) с половиной второй
детали. Вклей бумажную петельку внутрь.

image004

6

Вторую
деталь, таким же образом, соответственно склей с третьей, а третью – с
первой.

Можно
сделать больше деталей и склеить их, тогда игрушка получится более объемная.

image005

7

Игрушка-подвеска
готова. Оставь ее высыхать.

image006

6. Итог урока.

       Что такое поделка? (Мелкое изделие, изготовленное ручным
способом)

       С каким приемом мы познакомились на уроке? (Работа с
шаблоном)

7. Выставка и анализ работ.

— Заканчиваем работу. Подписываем свои работы и вывешиваем на
доску.

— Кто вспомнит требования к работе?

— Ребята, какие работы выполнены аккуратно и правильно?

— Эти работы выполнены на отлично, остальные – хорошо.

8. Уборка рабочих мест.

24 декабря RT выпустил шуточный ролик с инструкцией о толерантном праздновании Нового года и Рождества — с учётом «прогрессивных» западных трендов. Видео RT запустило волну комментариев и активное обсуждение в соцсетях — ролик отметили как сторонники консервативного лагеря, так и представители либеральной общественности. Видеозапись RT опубликовал и официальный аккаунт МИД России — пост собрал более 1,5 тыс. комментариев. «RT красавчики», «Красиво и со вкусом», «Ролик прекрасен!» — реагировали пользователи.

24 декабря RT выпустил шуточный ролик, посвящённый толерантному празднованию Нового года и Рождества. В нём была представлена инструкция, рассказывающая, как можно отметить традиционные семейные праздники с учётом «прогрессивных» западных трендов. Видео привлекло активное внимание пользователей интернета и за короткий срок широко разошлось по социальным сетям.

В ролике семья, состоящая из родителя номер один, родителя номер два и родителя номер три, а также двоих детей, отмечает зимние праздники по «толерантной методичке».

«Больше никаких мам и пап! Встречайте этот семейный праздник только с корректно пронумерованными родителями», — приводятся в ролике RT новые «толерантные» рекомендации. 

61c85c49ae5ac90bf54f6b7c

  • RT

Чтобы подготовить детей к жизни в мире новой этики, на праздник нужно обязательно слепить не снеговика, а снеговикиню или снеговикессу. А детям рекомендуется дарить не обычные куклы и машинки, а нестереотипные подарки: «Подготовьте детей к дивному новому миру. Помните, гендер — это вам не игрушки!»

Инструкция также напоминает: Санта-Клаус — это «белый цисгендерный токсично позитивный мужчина, который дискриминирует детей по поведению, заманивает их к себе на колени, эксплуатирует животных и угнетает эльфов».

61c85c8a02e8bd7a124494d4

  • RT

«Следуйте каждой букве этого руководства. Или следуйте духу Рождества. Выбор за вами», — говорится в ролике RT.

Видеозапись RT выложил в свой официальный аккаунт МИД России. «RT напоминает, что в современных реалиях новой этики и культуры отмены праздновать такие консервативные события нужно прогрессивно. Толерантная методичка прилагается», — подписали пост в министерстве.

? Телеканал @RT_com представляет нетрадиционную инструкцию для празднования Рождества.

☝️ RT напоминает, что в современных реалиях новой этики и культуры отмены праздновать такие консервативные события нужно прогрессивно. Толерантная методичка прилагается ? pic.twitter.com/u7HUJHiFla

— МИД России ?? (@MID_RF) December 25, 2021

Только под постом МИД о ролике RT про толерантное Рождество на момент написания материала пользователи оставили более 1,5 тыс. комментариев. Пост ведомства с роликом RT ретвитнули более 1,6 тыс. человек.

В комментариях к видео RT отметились как сторонники консервативного лагеря, так и представители либерального. 

«RT красавчики», «Красиво и со вкусом», «Ролик прекрасен! Но куколдам этого не понять, конечно», «Молодцы! За традиции и крепкие семьи! С праздником», «Одобряю, хоть что-то хорошее» — написали в комментариях к ролику некоторые пользователи.

В активный спор с ними вступили те, кто не согласился с такой точкой зрения. Пользователи обратили внимание на резко негативные ответы, пошутив, что тех, кто придерживается либеральных взглядов, от ролика «корёжит». Некоторые отметили, что ролик просто вобрал в себя самые яркие примеры того, что на самом деле сейчас происходит на Западе.

Помимо этого, видео RT репостнули и те российские деятели, которые всегда негативно высказывались о вещании RT и призывали отказаться от просмотра контента телеканала.

В своих каналах разместили ролик или отметились репостами называющие себя представителями оппозиционной общественности Любовь Соболь, Леонид Волков, Роман Доброхотов, Михаил Светов и некоторые другие.

«Какая крутая реклама! Ролик топ», — констатировал один из комментаторов под публикацией с видео RT.

Журналистка Ксения Собчак, которая также разместила видео в своём Telegram-канале, обратила внимание, что ролик вызвал бурные споры в комментариях.

61c85cc702e8bd68ae68f638

  • RT

«МИД России в своём официальном Twitter рекламирует ролик RT с руководством «по толерантному празднованию Рождества». В клипе авторы затрагивают новую этику, гендерный вопрос, культуру отмены и прочее. Мама — это мама», — написала Собчак.

Интерес к ролику прокомментировала и главред RT Маргарита Симоньян. Об этом она написала у себя в Telegram, отвечая на один из негативных комментариев, где ролик был назван «унылой бездарной субстанцией».

«Эту «унылую бездарную субстанцию» вся ваша шобла обсуждает целый день», — заметила она.

Спор в отношении записи возник и под видео на YouTube-канале RT.

«Самый шедевр — это читать комментарии», — написал один из пользователей.

«Отличный ролик. Скажу детям, что Санта-Клаус — угнетатель эльфов. Поэтому будем ждать Деда Мороза», — написал другой.

  • Рассказ про совесть для детей
  • Рассказ про соболя 4 класс
  • Рассказ про современного героя
  • Рассказ про собаку 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про собаку для детей дошкольного возраста