Рассказ про совесть для детей

совесть-мерило нравственности сидорова н.м. совесть-мерило нравственности нравственный час общения для старшеклассников классный руководитель 9 класса моу стемасская средняя общеобразовательная школа

«Совесть-мерило нравственности» Сидорова Н.М.

Совесть-мерило нравственности

(нравственный час общения для старшеклассников)

Классный руководитель 9 к$ласса

МОУ «Стемасская средняя

общ$еобразовательная школа»

Сидорова Н.М.

Цель: Формирование чувства совести.

Задачи:

1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

2). Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков све$рстников и одноклассников.

3). Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Воспитательные средства:

  • Анкетирование «Совесть в жизни человека» и анализ анкеты.

  • Рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала$ совесть»

  • Рассказ А.П. Гайдара «Совесть»

  • Муз. Вступление (фрагмент сонаты №2 Бетховена)

  • Детская Библия

  • Ситуационные задачи по педагогике, Г. Г. Петроченко, Минск,1990.

  • Презентация «СОВЕСТЬ».

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • музыкальный диск «Шедевры зарубежной классики».

  • $

Оформление посещения.

Столы расположены по периметру класса, в центре располагаются цветы, около доски расположен экран для проекционной системы, сле$ва от экрана расположен стол, на котором расположен компьютер и мультимедийный проектор. Во время проведения классного часа на экран проектируются слайды с основными высказываниями, вопросами и т.п.

Литература:

А.П. Гайдар «Совесть»

Воспитание школьников,№3,1994

Детская Библия,

Ситуационные задачи по педагогике, Г. Г. Петроченко, Минск,1990

М.Е. Салтык$ов-Щедрин «Пропала совесть»

«Учи жить по человечески», Йошкар-Ола,2002

    • I Этап.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ:

1. Определение темы.

2. Предварительное проведение анкетирование «Совесть в жизни человека».

  1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

  2. Что ты сделал тогд$а?

  3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

3. Анализ анкеты «Совесть$ в жизни человека».

4. Подбор материала.

Роли и поручения детям:

  1. Подготовить пословицы и поговорки о совести.

  2. В Детской Библии повторить Заповеди Божьи.

  • II Этап.

Проведение класса общения.

Вступительное слово учителя.

-Однажды перебирая книги, я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П$. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая могла случиться с каждым из вас.

(звучит рассказ Гайдара «Совесть»)

  1. Что такое совесть, и какую роль играет она в совершенствовании человека?

  2. В чём проявляется совесть?

  3. Каковы пути формирования с$овести?

Вот об этом я хотела бы поговорить сегодня с вами и вместе ответить на вопрос: «Совесть – мерило нравственности?»

Звучит музыка (фрагмент сонаты №2$ Бетховена)

Человек- существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт.

Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно .Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать$ всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным.

Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями, борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравстве$нной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.

  • «Совесть без зубов, а грызёт»

  • «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится»

$

А какие пословицы и поговорки о проявлении СОВЕСТИ вы знаете?

(дети называют)

Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.

Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того чел$овека, который потерял чувство стыда». Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.

Вот что писал о совести поэт Жуковский:

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель,

О совесть, на$ших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!

Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «Люди с чистой совестью», «угрызение совести», «Спокойная совесть». Что же такое совесть?

(Высказывания детей)

А сейчас, ребята, я $хотела бы вас познакомить со стихотворением поэта Н.И. Рыленкова «Совесть», которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство:

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет во$преки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё ровно — шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,- держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливый издавна зовётся

В народе русская душа.

Совесть- это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение человека, за выбор им своих действий, поступков.

$ Готовясь к этому часу общения, я просила $вас ответить на три вопроса анкеты.

  1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

  2. Что ты сделал тогда?

  3. А теперь, когда прошло время и, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

(анализ анкеты)

Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу такой пример.

«Летним жарким дн$ём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, $видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».

Ребята, как вы думаете дальше развивались события?

$

(ответы детей)

Попробуйте проиграть ситуацию. Выскажите свои «за» и «против».

Что означает выражение:$ «Не пристало девочке с этих лет совесть терять, да и вам самой мамаша, как бы после не наплакаться…»

«Так у нас повелось: в семь лет — сидят, а в семьдесят стоят. Кто тут виноват? Да сами мы, родители. Вот какую кралю отец с матерью вырастили, а совесть вложить забыли. Ну, а человек без совести тот же калека, ему сидячее$ место вроде бы положено…»

Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще над вопросом дозволенности и недозволенности.

Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него недовольство собой, раскаяние, угрызение совести. «Муки совести» — одно из самых сильных человеческих эмоций.

-Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»?

(ответы детей)

$

Чистая совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения других людей.

У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».

Как вы понимаете выражение «нечис$тая совесть»? И почему человек с нечистой совестью действительно жалок?

(ответы детей)

Нечистая совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумению, оплош$ности или преднамеренно.

Вместе с тем есть люди с больной совестью.

-Как вы понимаете выражение « больная совесть»?

(ответы детей)

У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих поступков, постоянная боязнь сделать что-то не так, они постоянно казнят себя за поступки, в которых ничего пред$осудительного по существу не было.

Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести. Именно совесть помогает человеку не допускать отступлений от норм человеческой морали. Совесть имеет божественное происхождение, является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть- это голос Бога внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.

Какие правила человеческого общежития$, общения записаны в них?

(дети называют 10 Заповедей)

  1. Я Господь, Бо$г твой; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

  3. Не произноси имя Господа Бога твоего, напрасно.

  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в день седьмой- суббота Господу, Богу твоему.

  5. Почитай о$тца твоего и мать твою, что бы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни$ рабыни его, ни вола его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе. Чувство с$тыда и раскаяния — неприятное чувство.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность — всё это$ неотделимо от совести.

Давайте вмести составим словесный собирательный образ совестливого человека.

(предложения детей записываются на доске)

Например:

Он всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный и ответственный человек.

Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.

Он не совершает пост$упков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.

Совестл$ивый человек работает с душой, а не для «галочки».

Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние.

— Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в нашем классе есть совестливые люди? Не теряем ли мы с вами совесть? И если какие-то свойства совестливого человека вы в себе ощущаете, то совесть в вас жива и, пожалуйста, не дайте ей погибнуть.

(рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», читае$т учитель литературы)

На совестливых людях держится мир и порядок. Они несут в себе заряд нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. И я очень хочу, чтобы вы никогда$ не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней.

Ибо, как говорил В.И. Даль, совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; спос$обность распознавать качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

Подошел к концу наш час общения. Мы сегодня с вами много говорили о таком нравственным качестве человека, как СОВЕСТЬ. И так, ре$бята, совесть-мерило нравственности?

(ответы детей)

6

Конспект
урока

(модуль
Основы светской этики)

4
класс

Тема:
«Совесть»

Цель
и задачи урока
:

помочь
учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в
обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

Предметные
результаты:

усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные
УУД:
понимать
причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять
информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими
действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка
учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,
что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что
еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и
энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные
УУД:
умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами 
родного языка.

Личностные
УУД:
ориентация
в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины,
совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое
распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение
нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных,
персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в
конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение 
поступка с моральной нормой.

Метапредметные
результаты :

развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и
организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды
деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на
тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками
информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

(мультимедийная
презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал, Ф.Шопен. Ноктюрн №20.

Ход
урока

1.Организация
деятельности
(настрой на урок)

Учитель начинает урок
с притчи “Бабочка”:

– Давным-давно в
старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них
однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать
ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее
между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

3968B9BDB993.jpg                        tale10.jpg

– Скажите. Какая бабочка
у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку
в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не
глядя на руки ученика, Мастер ответил:

1610421.jpg
Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста,
так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой
выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить
убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни?
(это добро)

2.Актуализация
опорных знаний по теме.

Учитель. Друзья, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле,
о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Дети. А разве мы не говорили о добре и зле? Разве мы не
знаем, что такое хорошо и что такое плохо?

Ученик. Можно я отвечу на этот вопрос.

Я считаю, об этом нужно говорить
всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.

Ученица. Можно добавить!

А мне хочется сравнить это все даже с
самыми простыми правилами “Русского языка”, например: слова с жи-ши пиши с
буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У! Учим, учим, а некоторые
дети забывают правила при письме. Я думаю, что если правила русского языка
забыл — это не страшно. А если мы забываем о правилах жизни – это страшно.

Тренинг «Как не
попасть в сети зла?

Учитель. Как же не попасть в сети зла?
Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять
пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.
Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает
вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало
управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо
было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути
зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение,
уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание,
честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие,
радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает
каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.
 

3. Формулирование
темы урока, постановка цели:

 —
А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину,
огорчение, грусть, тяжесть на душе)

Использование
метода «Кластер».

Овал: винаОвал: стыд

Учитель. Разгадав кроссворд, сделайте предположение, о чём мы будем
говорить на уроке.

Кроссворд.

1.    
Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив
плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

2.    
Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?

3.    
Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое
может вызвать обида.

4.    
Недоброе чувство, мысль или дело.

5.    
Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление,
испытываемое им от совершенных ошибок.

6.    
Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает
раскаявшийся человек.

7.    
Состояние полной, высшей радости.

8.    
img1

9.     Учитель. Ребята,
прочтите ключевое слово кроссворда.

10. — Какие вопросы мы
поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

11.  1.Что такое
совесть?

12. 2. Нужна ли она
человеку?

13.  3.Что значит
поступать по совести?

14. 4.Какая совесть бывает чиста?

15. Предлагаю
заполнить таблицу

16. Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу
узнать

Узнал

1.
Что такое совесть?

2.
Нужна ли человеку совесть?

3.
Что значит поступать по совести?

4.
Какая совесть бывает чиста?

17. Учитель. Однажды
перебирая  книги,  я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара
«Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история.
История, которая может случиться с каждым из вас.

18.
Какое впечатление произвела на вас Нина?
(звучит рассказ Гайдара «Совесть»)
Проведём исследование.

Заполнение кластера.

3

 Каким был мальчик, которого встретила Нина?

Заполнение кластера. 

2

Учитель. Оцените поступок Нины. Почему же Нина
заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы
учащихся.)

Вот
как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало
— где отражается душа.

Способность
отделить, добро от зла.

Это
в душе — зажженная свеча.

Возможность
честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость
видя, не молчать.

Свершится
злу, готовность помешать.

Заботу
дать, как постареет мать.

Поступки
добрые, от сердца совершать.

                                                
О.Воротынский

        
Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь,
давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не
понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной
совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

 Совесть
– это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя.
Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает,
говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо
уметь слушать совесть.

4.
Работа с текстом учебника.

 Разобраться
чем отличаются понятия «стыд»  и  «совесть» нам поможет учебник. Откройте,
пожалуйста, страницу 48  учебника (читают часть текста самостоятельно)


Что
удивило, может быть,  поразило вас при чтении текста?


Изменилось ли представление о совести в наши дни?

-Послушайте
стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто,
которое так и называется «Совесть»:

 
Я кошку выставил за дверь,

Сказал,
что не впущу.

Весь
день ищу ее теперь,

Везде
ее ищу.

Из-за
нее

Вторую
ночь

Все
повторяется,

Точь-в-точь,

Во
сне, как наяву:

Я
прогоняю кошку прочь,

Я
прогоняю кошку прочь,

Потом
опять зову. А.Барто


Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой?

Попробуйте
сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть.
Приведите примеры ситуаций, в которых герои литературных произведений
испытывали стыд или  им было совестно.

Дети поочерёдно называют В.Осеева
«Почему?», Л.  В. Драгунский «Друг детства»  и т.д.

 5. Упражнения совести.

А)
«Минута раскаяния»

  
Учитель.
Вся
жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор
между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести.
Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А
чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум
– нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение
совести — это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том,
что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место
другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на
свои поступки глазами людей, которых он уважает. При  такой работе совесть
не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.  А иначе –
блуждание в потемках.

Давайте
сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем,
вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся.
Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты
дети обдумывают.

Дома
на
листочках вы написали поступок, который не очень приятно вспоминать. Обратимся
к нашей помощнице, волшебной шкатулки, которая попытается исправить ситуацию. Дети
складывают листочки в шкатулку
.

 
Учитель.
Поднимите
руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают
о своих плохих поступках.

Однажды в
классе уронили цветок.

Совершил
это я, непоседа.

Кто
разбил? Выяснение шло…

И тогда я
свалил на соседа.

С той
минуты повсюду, всегда

Взгляд
его тяготил мою душу.

Я боялся
его, как огня,

И ребят
на уроках не слушал…

Но
однажды на уроке ОРКСЭ

Нам
пояснили про слово «совесть».

И тогда
мое сердце,

Словно
камень, сорвалось в пропасть.

И я,
из-за парты вставая,

Учителю
правду сказал

И просил
его очень, рыдая,

Чтобы
строго меня наказал!

Касимов
Батыр

  Учитель.
Чувство раскаяния
– это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают,
что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние.
«Повинную голову меч не сечет», –  гласит русская пословица.

А
сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней
красные сердечки.)

image012image013image014image015

  
-Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш
судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел
и хороших поступков.                 

Б)
«Минута прощения».

 Учитель.
Второе полезное
упражнение совести – просить прощения.

      Все знают такой праздник, как
Масленица.

Последний день
Масленицы называется «Прощенное воскресенье».
В этот день
принято просить  у всех прощения. Люди при встрече целуются  и
говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог
тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые
захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети пожеланию
поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.

Учитель.
Советую
вам провести такое упражнение дома.

Физминутка

Вот
мы руки развели,

Словно
удивились.

И
друг другу до земли

В
пояс поклонились!

Наклонились,
выпрямились,

Наклонились,
выпрямились.

Ниже,
ниже, не ленись,

Поклонись
и улыбнись.

 6.Работа
в группах

(игра)

Учитель. А сейчас я предлагаю вам игру. Разобьемся
на две группы (первый, второй  ряд)

Задание
первое. «Честный и нечестный сказочный герой»

Кто
из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:

-Карлсон;

-Винни-Пух;

-Красная
Шапочка;

-Кот
Базилио и Лиса Алиса;

-Маша
из сказки «Маша и Медведь»;

-Золушка?

Задание
второе. «Автобус»

 В
переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал
вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из
автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?

Задание
третье. «Муки совести»

Как
понять выражения:

-меня
мучает совесть;

-бессовестный
человек;

совестливый
человек;

-моя
совесть молчит;

-моя
совесть чиста?

Задание
четвертое. «Раскаяние»

Как
вы понимаете значение слова «раскаяние».

Поясните
вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .

Задание
пятое. «Совесть»

Согласны
ли вы с утверждениями:

у
всех людей есть совесть;

-«голос
совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;

-плохих
людей, преступников совесть не мучает;

-бессовестному
человеку жить легче?

Задание
шестое. «Собиралки»

Нужно
собрать пословицы  (у каждой команды лежат на столе конверты со словами 
пословиц
).

Вечно
живет в страхе тот, у кого совесть нечиста
. Итальянская
пословица.

В
ком стыд, в том и совесть
. Русская пословица.

Учитель.
Перед вами набор цветной бумаги. Выберите тот лист, какого цвета стыд.


Кто выиграл     в наших соревнованиях?     

-Правильно,
выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.

Рисование символа
совести.

Учитель. Ребята, я предлагаю нарисовать
символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.

(Дети рисуют солнышко
с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)

ANd9GcTOANWNN0WhquFoUhINl4AzGCmqm0uzaQbZyiAjMJpJWwKcn8gv

ANd9GcQZp7RLnHK-nwfTXoJCl_0iifMSCpIVpjkFgCObW4jgAfMhLyllANd9GcTX7JyYkIaNJIH_GHIdDlJ71rd3KOUdtXclqdebLGLleEUTR5MwwQ

Выставка символов на
доске. Выбор лучшего.
Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною
порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

Ответы детей на
листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу,
сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность,
милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость,
спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

Учитель. Как вы думаете, что считал главным
в человеке третий мудрец?

Да нет, не то,
заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! (прикрепляю карточку)

Построение символа
совести.

Теперь я предлагаю вам
построить наш символ на доске из полосок с личностными качествами, которые
записали вы.

(Дети берут полоски со
словами строят из них символ (дом, сердечко, дерево..)

7. Итог урока

– Что значит, жить в ладу
со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети высказывают свои мысли: У
меня будет много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить.
Меня не будет грызть совесть…

         «Синквейн»

      Совесть

      Вечная, мудрая

      Спрашивает, учит, мучит

      Главный судья

      Слушай её

19. Рефлексия. Оценка.

Учитель. В жизни
каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили
ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен
быть у человека.

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами
порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

 Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.     

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

·       
Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек
испытывает уважение к человеку порядочному.

·       
Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.

·       
Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной
пустоты.

·       
Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в
каждом человеке.

·       
Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

·       
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

·       
Не берите чужого без разрешения.

·       
Не желайте никому зла

·       
Не допускайте грубости

·       
Во всём помогайте ближним

·       
Будьте добрым человеком

 —Есть
ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

 -Можете
ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? 


   У вас на парте две ручки (красная и синяя) и листочек, цветочек от дерева.
Синей пастой напишите, какими качествами ты хотел бы обладать, а красной – от
каких недостатков тебе хотелось бы избавиться.
На доске нарисовано дерево.

ANd9GcTrYvATbyIQMTjJvZcxzC1UxVkiagjs7kTie7YQ_MpX8UysAMAkZw

Дети
по очереди подходят и приклеивают цветочки и  листочки на дерево.

ANd9GcRdSSgXWGuZXyByKjDDzH_SKx1MyQlk3mnHQ1n0Aoi9L_f04g4NZg

Учитель.
Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью
даже сухое дерево может превратить в цветущее.

Урок
сегодня был удачный,

Не
прошёл для вас он зря.

Вы
все очень постарались.

Вам
понравилось, друзья?

Пусть
каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .

Не
забывайте использовать слова….

Сегодня
я узнал…

Мне
было интересно…

Активно
работали на уроке….

Интересны
были высказывания…

9.Домашнее
задание.

Дома
вы продолжите работу по данной теме.

Образец рабочей тетради для каждого учащегося.

Рисунки Н. Трениной

Рабочая тетрадь

ученика(цы)

2013 г.

Домашнее   
задание

1.Расспросите 
родителей о значении совести в их жизни.

2. 
Подобрать стихотворение любого поэта или сочинить самому на тему:    «Совесть».

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

 3.Найти
5 пословиц и поговорок о совести.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

4. Написать
эссе  « Моя совесть»

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

5..Подготовить
ответы на вопросы и задания учебника стр.48-49.

Учитель. Расставаясь,
я хочу пожелать:

Будьте
честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте 
счастливы!  Всё в Ваших руках.

Спасибо за
урок! Исполнение песни «Дорога добра»

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Доброе утро!

Умер Чон Ду Хван, создатель современной Южной Кореи: он пришел к власти в 1979 году путем военного переворота, осуществил демократические реформы, после отставки был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной на пожизненное заключение, и еще через некоторое время был помилован. В текущем всё скучнее:

  • У границ Украины растет концентрация российских войск.
  • В России суд назначил второе предварительное слушание по делу о ликвидации «Мемориала».
  • В Беларуси «экстремистскими» признаны телеграм-канал и соцсети издания «Наша Нiва».
  • Назарбаев ушел с поста главы правящей партии Казахстана.

«Может полыхнуть»

По оценкам экспертов Conflict Intelligence Team, концентрация российских войск на границе с Украиной продолжает расти и к концу января – началу февраля следующего года может стать выше, чем этой весной. Служба внешней разведки России выпустила пресс-релиз, в котором высказывает обеспокоенность «провокационной политикой США и Евросоюза», якобы «сознательно» укрепляющей «у Киева чувство вседозволенности и безнаказанности». Нынешнее положение дел в Украине сравнивается в этом пресс-релизе с ситуацией в Грузии накануне пятидневной войны с Россией в 2008 году (здесь это заявление комментирует бывший замначальника Генштаба Вооруженных сил Украины Игорь Романенко).

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев дал интервью «Аргументам и фактам»: в нем он уверяет, что в Украине «в любой момент может полыхнуть так, что миллионы украинцев побегут искать приют в других местах», а виноват в этом Запад, установивший там «свой протекторат». ФСБ, со своей стороны, объявила о предотвращении нападения на школу в Казани: к «совершению массового убийства» задержанного местного школьника якобы подстрекал через Telegram житель Украины по фамилии Овсюк.

CNN пишет, что США могут направить Украине оружие и военных советников. В большом интервью Радио Свобода заместитель генсека НАТО Мирча Джоанэ называет действия России «очень необычными» и еще раз подчеркивает исключительно оборонительные цели НАТО в регионе – в том числе и на границах ЕС с Беларусью.

Белорусское

В Генштабе Вооруженных сил Беларуси сообщили, что НАТО приостановило сотрудничество с белорусскими властями. Первый замминистра обороны Беларуси обвинил Запад в «неприкрытой милитаризации общественного сознания». На этом фоне Лукашенко подписал указ о работе госорганов при режиме чрезвычайного положения.

Министерство внутренних дел Беларуси заявило, что страну через национальный аэропорт Минска покинули еще 118 мигрантов. Курдский телеканал NRT сообщил о задержании своей журналистки в аэропорту Минска – она собиралась освещать события на белорусско-польской границе. Госпогранкомитет Беларуси настаивает, что журналистку никто не задерживал – ее просто не пустили в страну из-за отсутствия аккредитации при МИД (ее после выборов 2020 года не дают никому). По данным Европейского агентства по защите границ Frontex, миграция через восточную границу ЕС за первые 10 месяцев 2021 года выросла в 15 раз.

Внутри Беларуси ничего нового – разве что «экстремистскими» признаны телеграм-канал и соцсети издания «Наша Нiва». Сайт издания давно заблокирован.

«Мемориал» и мемориальное

Мосгорсуд по итогам первого дня предварительных слушаний по делу о ликвидации «Мемориала» назначил еще одни предварительные слушания – они пройдут 29 ноября. Вчера представители прокуратуры не сумели ответить на все вопросы, заданные защитой (в числе прочего защита обнаружила, что справка «экспертов», на которую ссылается прокуратура, частично скопирована из интернета). Слушания проходили в закрытом режиме из-за ковидных ограничений.

Московская Хельсинкская группа и «ОВД-Инфо» направили запросы 85 региональным уполномоченным по правам человека с просьбой публично поддержать «Мемориал» и его многочисленные региональные отделения (вот история екатеринбургского). Здесь угрозу ликвидации «Мемориала» комментирует главред польской Gazeta Wyborcza и бывший активист «Солидарности» Адам Михник.

В список «экстремистских материалов», запрещенных к распространению на территории России, внесена книга журналистки Марты Хиллерс «Женщина в Берлине» о массовых изнасилованиях немецких женщин и девочек весной 1945 года. Песню панк-группы «Порнофильмы» «Нищих убивай!» тоже признали экстремистской (как пояснили в группе, «песня поется от лица представителя элиты, который в комичной форме выражает гиперболизированное презрение к бедным»).

Прочее российское

  • После угрозы Роскомнадзора заблокировать сайт издание «Важные истории» удалило статью «Как люди Сергея Чемезова задешево получили мусорный бизнес». Требование удалить текст объяснялось тем, что он был написан в сотрудничестве с не существующим уже изданием «Проект», которое российские власти объявили «нежелательным» (тогда как «Важные истории» – всего лишь «иностранные агенты»).
  • Из России уехал Евгений Смирнов – уже второй адвокат, защищающий журналиста Ивана Сафронова, которого обвиняют в госизмене.
  • Арестованный по делу о госизмене основатель компании Group-IB Илья Сачков обратился с открытым письмом к Путину, в котором называет свое преследование «новым делом Дрейфуса» и просит «своего президента» о переводе из «Лефортова» под домашний арест.
  • Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин выступил на конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека» с пламенной речью о необходимости «возродить советскую школу образования» на законодательном уровне: он опять ссылался на отсутствие (мнимое) Сталинградской битвы в учебниках истории, а также назвал ЕГЭ «пыткой для молодежи». На этом фоне ведомство, которым он руководит, начало проверку сообщений о пытках в ИК №6 в поселке Восточный Омутнинского района Кировской области. Здесь о пытках, пережитых в иркутском СИЗО №1, рассказывает уроженец Чечни Муслим Беличков.
  • ЕСПЧ обязал Россию выплатить более 16 тысяч евро чеченке, у которой свекор отобрал четверых дочерей после смерти мужа.
  • Священнику из Ульяновской области, написавшему пост в поддержку Навального, запретили заходить на территорию собора, в котором он раньше служил. Ранее его уволили из пресс-службы епархии и отправили на полгода в монастырь.
  • Суд во Владивостоке впервые оправдал последователя Свидетелей Иеговы по делу об организации экстремистского объединения, сославшись на гарантированную Конституцией свободу совести. До этого обвиняемый Дмитрий Бармакин 15 месяцев провел в СИЗО. Дело против него и еще девяти верующих было возбуждено по заявлению женщины, которая ходила на собрания Свидетелей Иеговы по заданию спецслужб и записывала все происходящее там на диктофон.

Вокруг света

  • Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отказался от поста председателя правящей партии «Нур Отан», которую он возглавлял с 1999 года, в пользу действующего президента Касым-Жомарта Токаева. Пресс-секретарь Назарбаева назвал это «логическим продолжением транзита власти».
  • На западе Болгарии по меньшей мере 46 человек погибли в результате аварии пассажирского автобуса. Среди погибших – 12 детей.
  • США начали частичную распродажу стратегических запасов нефти, чтобы сдержать дальнейший рост цен на энергоносители, но цены пока не упали.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 33 996. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 401 тысяча; официальное число жертв достигло к утру вторника 266 579 человек (+1243 за сутки – это больше, чем днем ранее). Надо помнить, что эти данные не соответствуют реальности, но могут отражать настроения властей.

Несмотря на объявленный накануне «конец четвертой волны», в регионах продолжаются эксперименты с QR-кодами. На Камчатке их начали требовать при посадке на междугородные автобусы, в Казани пассажиров без QR-кодов, пытающихся войти в городской транспорт и таким образом задерживающих его, обяжут выплачивать компенсации за эту задержку. По данным «Медузы», принятие федеральных законов о введении QR-кодов отложили в том числе из-за опасений, что в регионах после этого вспыхнут протесты.

Минздрав предложил наделить Росздравнадзор правом внесудебной блокировки сайтов, на которых продаются фальшивые медицинские документы. В Рязани депутат облдумы от «Единой России» призвал расстреливать тех, кто покупает такие документы (и сказал, что сам готов участвовать).

В Петербурге возбуждено уголовное дело об оскорблении полицейского из-за препирательств по поводу масок, в Ленобласти – в связи с неоказанием медицинских услуг блокаднице, которая прооперировала сама себя из-за того, что ее не приняли в больницу в связи с ковидом.

Шесть ссылок

  • Литературное. Рассказ антрополога и востоковеда Глеба Стукалина о жанре рехти – поэзии, создававшейся мусульманскими поэтами в начале XIX века на севере Индии, написанной от женского лица и живописующей интимную подоплеку жизни на женской половине. Или эссе Виктора Лапшина об американском писателе Амброзе Бирсе (1842–1913) и его загадочной смерти.
  • Монологи ученых. Историк литературы Александр Долинин рассказывает о своем пути в науке; историк Ирина Щербакова вспоминает, как записывала на магнитофон воспоминания женщин, переживших ГУЛАГ.
  • В рамках закона. Глава из книги «История интеллектуальной собственности в 50 предметах» (Cambridge University Press) – о пленке Абрахама Запрудера, на которой было запечатлено убийство Джона Ф. Кеннеди и которая стала доступна публике лишь через 35 лет после события. Или подробный рассказ об устройстве каторжного труда в современной России.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ про соболя 4 класс
  • Рассказ про современного героя
  • Рассказ про собаку 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про собаку для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про снежинку 2 класс