Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир

Доклады растения сосна обыкновенная сосна это уникальное и удивительное дерево. сосна относится к вечнозеленым растениям семейства хвойных. сосну обыкновенную
  • Доклады
  • Растения
  • Сосна обыкновенная

Сосна – это уникальное и удивительное дерево. Сосна относится к вечнозеленым растениям семейства Хвойных.

Сосну обыкновенную можно встретить в лесу, тайге, лесостепи и степи евразийского континента. Родиной данного вида сосны считается Сибирь, Урал и страны Европы. Дерево произрастает на песчаных и супесчаных почвах. Сосна является светолюбивым, морозостойким деревом, способным произрастать на засушливых территориях. Средняя продолжительность жизни сосны достигает более 100 лет.

В высоту дерево может достигать 50 метров. Ствол покрыт красноватой корой, которая имеет вид шелушащихся пластинок. Крона имеет конусовидную форму, а с возрастом дерева она разрастается и меняет форму на зонтиковидную. Лист сосны – это хвоинка. Длина иголки не больше 10 см. Они имеют продольную, сплюснутую форму с заостренным концом. Живут хвоинки не больше 3 лет, а осенью часть из них опадает. Хвоя собрана в пучки по 2-3 иголки. Цвет хвои варьируется от сизо-зеленого до серебристого.

На соснах растут шишки. Плодоносить сосны начинают с 15-летнего возраста. Незрелая шишка имеет форму конуса и зеленый цвет. Созревают сосновые шишки на 2 год, и имеют коричневый цвет. На одной сосне растут и мужские, и женские шишки. В начале лета происходит опыление женской шишки с помощью ветра. Пыльца с мужской шишки попадает на чешуйки, шишка плотно закрывается, закупоривается смолой. И в ней происходит процесс прорастания пыльцевых зерен. Затем протекает долгий процесс созревания семян. Потом женские шишки раскрываются, а ветер рассеивает их семена.

В зависимости от строения кроны, цвета и формы шишек сосна обыкновенная делится на несколько видов. Например: крючковатая, сибирская, лапландская.

Кора этого дерева является самой ценной хвойной породой. Из древесины создают прекрасные строительные материалы (бруса, доски, вагонки), красивые предметы мебели, ее используют для производства бумаги, а также и в кораблестроении. Древесина очень плотная и содержит древесную смолу, которую называют «живица». Смола оберегает ствол дерева от вредителей, и помогает заживлять раны. С помощью смолы получают канифоль и скипидар. Ее используют для производства лекарств, лаков, краски.

В сосновом бору воздух богат озоном. Воздух содержит большое количество эфирных масел, которые обладают антибактериальным действием. Такой воздух очень благоприятен для организма человека, так как в нем не содержится микробов.

В медицине активно используют почки, шишки и сосновую пыльцу и хвою. В них содержатся витамины, макроэлементы и микроэлементы.

Вариант 2

Мир деревьев интересен, необычен и очень разнообразен. Среди их древнейших представителей сосна обыкновенная занимает видное место. Это популярное растение, которое получило известность во всех видах искусства.

Сосна неприхотлива к почве, может произрастать на малоплодородной почве, морозоустойчива, приспособлена к перепадам температуры воздуха. Тем не менее, предпочитает свет. Если это условие сохраняется, то остальное не является препятствием для ее роста. Произрастает и в степных просторах, и болотистой местности.

В среднем длина дерева может достигать 40, редко — 50 метров. Прямой ствол хвойного дерева покрыт прочной корой коричневого цвета. Через трещины этого плотного покрытия зачастую видна смола, которая имеет свойство заживлять их. О необыкновенной силе живицы известно всем поколениям. А ее застывшая форма, известная под названием янтарь, радует посетителей выставок. Каждая ветвь сосны покрыта хвоей, которая представлена иголками. Зеленые иглы имеют длину от 4 до 7 сантиметров, они заострены и гладкие. Жесткие хвоинки плотно покрывают каждую ветку дерева. При этом для них характерно попарное соединение. Они держатся приблизительно 3 года. Эти видоизмененные листья дают право называть сосну вечнозеленым растением. За счет того, что корень сосны уходит глубоко в землю, дерево имеет возможность систематически получать воду из недр земли и другие вещества.

Находясь среди нескольких десятков этих вечнозеленых хвойных деревьев, нельзя не почувствовать их освежающий своеобразный аромат, распространяющийся по всему бору. Продолжительность существования сосны в среднем 150 лет. Сосредоточение их на одной территории образует сосновый бор. Также произрастают по одному дереву. Для сосен, которые растут группами, характерны высокие стволы. Одинокие – менее высокие, зато их крона отличается пышным видом.

Роль сосны в жизни и деятельности людей велика. С древних пор хвоя и смола считаются помощниками в избавлении от недугов. Особыми целебными свойствами обладают мази, шампуни, крема. Шишки применяют в детских учреждениях для создания оригинальных поделок. Семена сосен служат кормом для зверей и птиц. Древесину применяют в сфере строительства. Также пригодна для изготовления плетенной утвари, так как корневая система обладает особой упругостью при высыхании. В настоящее время роль сосны в восстановлении погубленных пожаром лесов неоценима.

Картинка к сообщению Сосна обыкновенная

Сосна обыкновенная

Популярные сегодня темы

  • Лось

    Лоси — млекопитающие отряда парнокопытных, крупнейшие представители семейства оленевых.

  • Музей путешествий

    Во все времена люди стремились к открытию новых земель, стремились изучить поверхность земли как можно тщательнее и как можно глубже. Так создалось понятие «путешествие».

  • Созвездие Кассиопея

    Давным-давно люди обращали внимание на звездные и астрономические явления, оказывающимися в непонятной глубине темного небосвода. Поэтому они и преподнесли людям основную схему неба

  • Кислотный дождь

    Самая большая проблема нового тысячелетия – это загрязнение окружающей среды. С каждым годом количество недопустимых выбросов в атмосферу, становится больше. С этим сложно бороться, поскольку

  • Река Ока

    Река Ока представляет собой типичную равнинную реку, которая расположена в европейской части нашей Родины. Своё название она получила от древнерусского слова «вода». Река Ока считается отличн

  • Оперативная память

    За всё время развития компьютерной техники и информатики, человек смог придумать огромнейшее количество различных вещей, которые сделали компьютеры такими, какими мы их знаем сегодня

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир



3



0

Сообщение о сосне обыкновенной.

Сосна обыкновенная широко распространена в Северном полушарии. Сосна — мощное хвойное дерево. Иногда растет поодиноко, а чаще образует леса.

Сосна обыкновенная растет высотой до 50 метров. Имеет красивый стройный ствол и высоко поднятую крону. Листья сосны — хвоинки, собранные в пучки. На ветках сосны образуются шишки.

Сосновые леса являются жильем для многих животных. А древесина сосны используется в хозяйственных целях.

Необходимо беречь сосновые леса, постоянно насаживать новые, ведь сосна хорошо очищает воздух и дарит планете кислород.

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир



2



0

Сосна широко распространена: от северных окраин тайги до субтропиков и горных лесов.

Сосна растет там, где не могут расти другие деревья — на самых бесплодных почвах. Сосну можно встретить на песках и болотах.

Корневая система сосны очень хорошо развита. Она состоит из боковых корней, располагающихся горизонтально и длинного корня, уходящего в глубину. Такие корни делают сосну устойчивой к сильным ветрам.

Ствол и ветви покрыты корой красноватого оттенка. Пробковый слой по мере роста, становится толще и растрескивается. Ствол прямой и высокий = до 4-50 метров.

Крона пирамидальная. В позднем возрасте — крона имеет форму зонтика.

Хвоя располагается попарно. Она мало испаряет воды. Меняется хвоя через 2-3 года.

Сосна светлолюбивое дерево, но в густом сосновом лесу — мало света, нет подлеска. Поэтому мало птиц и зверей, лишь белки любят сосновый лес, так как та много шишек.

Шишки раскрываются только в сухую погоду. Из них вылетают семена с крыльями.

Сосна очень полезное дерево. Это лес для строительства и поделок, смола из которой делают скипидар, из которого делают лак и применяют в медицине. Сажа, используется при производстве типографских красок. Из хвои и почек добывают лечебное сосновое масло.

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир

Пчеловодством занимались еще наши предки — славяне. В обширных лесах, в те времена, жило много диких пчел. Добыча меда называлась — бортничеством. Пчел уже тогда одомашнили. Славяне выпиливали часть дерева с пчелиной семьей и переносили к своему жилищу. Создавали и примитивные жилища для пчел, собственными руками, в пне.

С образованием Киевской Руси бортничество заняло одно из ведущих ролей в хозяйственной жизни государства.

Мед использовали в пищу. Из него изготовляли напитки и целебные отвары: (сбитень, медовуху). Из воска лепили свечи, для религиозных обрядов и освещения. Мед даже использовали, как денежную валюту, в торговле с другими странами, например с Грецией.

Современное пчеловодство

В настоящее время пчеловодство остается в России традиционной отраслью сельского хозяйства. Сама же профессия называется — пчеловод.

На сегодняшний день мед, маточное молочко, цветочная пыльца широко используются для оздоровительных целей человека. А также воск широко используется в производстве, например для изготовления декоративных и церковных свечей.

Пчеловодством занимаются по всей России. Особенно — это выгодная отрасль, где произрастает много медоносных растений. К травам-медоносам относятся: липа, кипрей, гречиха.

В цветках растений образуются капельки сока — нектара. Пчелы собирают нектар, из него делают мед и складывают в ячейки сот. Живут пчелы сейчас уже в домиках, специально сделанных для них человеком.

Аграрные реформы привели к тому, что пчеловодством сейчас занимаются не крупные сельскохозяйственные предприятия, а мелкие частники.

В настоящее время пчеловодством активно развиваются в следующих центрах РФ:

Белгородской области;

Брянской области;

Воронежской области;

Волгоградской области;

Кемеровской области;

Ростовской области;

Красноярском крае.

В наше время пчеловодство находится в упадке. Это относится не только к России, но и другим странам. Это связано с многими причинами. Можно назвать только основные из них. Пчелиные семьи вымирают, из-за болезней. Многие нечестные пчеловоды выпускают низкосортный мед.

Но тем не менее заниматься пчеловодством и быть пчеловодом — это очень выгодно в наше время. Качественный мед стоит дорого. Для людей, любящих животных — это интересное, увлекательное занятие.

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир

Марала по-другому называют благородным оленем. Это очень красивое, грациозное животное. Внешний вид у него и правда благородный.

Увидеть марала в природе очень сложно. Это пугливое животное. Марал имеет хороший нюх и даже почуяв человека быстро скрывается. Вероятно, за долгие годы существования животного, человек нанес ему много вреда. Вот и выработался у маралов инстинкт самосохранения.

Зато маралы не убегают от нападающих на них хищников, а вступают с ними в борьбу. Главное средство защиты оленей — их сильные копыта. Поэтому медведи, крупные дикие кошки, волки стараются обходить этих смелых животных стороной.

Марал обитает южнее Каспийского моря. Поэтому их еще называют каспийскими оленями.

Внешний вид марала

Это крупный олень. Он весит от 300 до 350 кг. Самцы достигают длины до 2.5 м., а самки — 2.1 метра.

Зимой марал имеет буро-серый цвет. Весной животные меняют свой окрас на рыжеватый, с небольшим красным оттенком.

Под хвостом марала всегда есть белое пятно. Детеныши благородных оленей — пятнистые. Рога маралов весной быстро растут. В день они прибавляют на 2.5 см. В конце зимы рога падают. Когда рожки только прорезаются, то имеют мягкую структуру. Сверху они покрыты кожным покровом, мягким и бархатистым. Постепенно, рога костенеют и дорастают до 1.2 м. в высоту. Один рог имеет пять-шесть отростков.

Марал — это травоядное животное, но ему нужно и укрытие. Излюбленным местом обитания маралов является лесная зона с богатой растительностью. Благородные олени — мигрирующие животные. Зимой они живут в лесу, а летом уходят в горы. В основном маралы питаются травой. Маралы любят полакомиться орехами, желудями и ягодами. Благородным оленям нужна и соль, они ее лижут.

Размножаются маралы в осеннюю пору. В это время самцы издают громкий рев. Поэтому его слышат не только самки. Весной самка приносит одного олененка.

Подрастающий детеныш живет с матерью около года.

Значение марала ля человека

Маралы — это одомашненные животные. Их разводят из-за целебных молодых рогов — пантов. Мягкие рожки оленей, наполненные кровью, имеют в своем составе много биологически активных веществ.

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир

Василек — это травянистое растение, с очень яркими голубыми или лиловыми цветами. Соцветия растения собраны в корзиночки. Стебель его достигает в длину восьмидесяти см. Цветет василек в середине лета. Семена цветка длиной около 3 мм. быстро вызревают и опадают. Но само растение развивается медленно. Первые цветки на нем появляются через несколько лет.

Василек синий произрастает почти по всей стране. Любит он расти в посевах ржи. Да и завезен он был к нам с семенами этого культурного растения из Азии. Сельские жители считают это растение сорным. Он забирает часть питательных веществ у ржи и замедляет ее рост.

Существует и красивая легенда у русских людей про это растение. Название цветка произошло от мужского имени — Василий. Эта легенда гласит, что молодого паренька по имени Василий завлекла злая русалка своими злыми чарами. Она и превратила его в красивый цветок — василек.

Но вообще-то многие люди любят эти красивые цветочки. Они собирают из них букеты, плетут венки на голову. А также василек используется и как лекарственное растение.

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир

Всем известный овощ, широко применяемый в кулинарии и являющийся незаменимым источником многих витаминов и микроэлементов, относится к двулетним растениям.

Эта сельскохозяйственная культура чаще всего рассматривается как подвид моркови дикой.

Морковь — это корнеплод с мясистой мякотью ( подземная часть ), который в зависимости от сорта может иметь окраску всех оттенков оранжевого цвета.

Наземная часть растения представлена ботвой с многократно рассеченными перистыми листьями зелёного цвета.

Соцветие моркови представляет собой сложный зонтик ( 10-15 лучей ). Цветки в форме чашечки мелкие, желтоватой, белой, красноватой расцветки. В центре соцветия расположен темно-красный цветок. Плоды у моркови мелкие, эллиптической формы, размером 3-5 мм.

Зацветает морковь на второй год.

Родиной моркови предположительно считается Афганистан.

Интересный факт: изначально в моркови ценился не сам корнеплод, а ароматные семена и листья.

По урожайности ( 29-80 тонн с гектара ) морковь не уступает другому популярному корнеплоду — картофелю.

Морковь не только употребляется в пищу, но и достаточно широко применяется в медицине.

Современное разнообразие сортов этого корнеплода поражает. Они отличаются вкусовыми качествами, сроками созревания, содержанием полезных веществ, размером и формой, лежкостью и так далее.

Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир

Шоколадное дерево или дерево какао это небольшое вечнозеленое тропическое дерево. Имеет высоту от 3 до 10 метров. Диаметр ствола от 15 до 30 см. Листья овальные, крупные от 6 до 30 см. Цветки у шоколадного дерева находятся не пазухах листьев, а прямо на коре междоузлий голых стволов. Они розовые или красно-розовые мелкие, где-то 1-2 см в диаметре. Плод — морщинистый, удлиненно-овальный от 300-600 г. При созревании имеет красный, розовый или жёлтый цвет. Внутри около 50 семян. Семена его называют бобами какао. В диком виде уже нигде не встречается. Плодоносит дерево на 4 или 5 год жизни. Плодоносит непрерывно до 20-50 лет жизни дерева. Из какао бобов делают шоколад.

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой, тема «Сосна»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о сосне, о созревании шишек, значении этого дерева для человека.
Словарь: древесина, «с натуры».
С помощью скороговорки отработать произношение звука «с».
Познакомить детей с загадкой и пословицами о сосне и о деревьях вообще.
Закрепить понятие «слева направо».
Формировать у детей экологическое мировоззрение, учить правильно вести себя во время прогулок в природу.

Оборудование:

Рисунки сосновой и еловой ветвей, шишки молодые, зеленые и раскрывшиеся, фотографии, рамка для картины из сосновой древесины.

Сосна

Сосна

Сосна фото

Сосна

Сосна

Сосна

Сосновая шишка фото

Сосновая шишка

Ход занятия:

Сегодня мы с вами познакомимся поближе с хорошо знакомым вам деревом. Совсем недавно мы наблюдали за ним. Если бы деревья умели разговаривать, то это дерево представилось бы так: «У меня длинней иголки, чем у елки». Догадались ли вы, как зовут это дерево? (Ответы детей). Это сосна.
Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.

Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Вспомните легенду «Родник Святославы». Так и осталась бы наша Лысая гора навсегда лысой и заросшей сорной травой, если бы на помощь не пришли сосны. Взгляните на эту современную фотографию Лысой горы. Узнаете? Высадили сосны на склонах горы умные и трудолюбивые люди, и теперь мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами сосновой хвои, можем шишки собрать для поделок. Кто из вас был на Лысой горе? Что вы там делали? (Ответы детей). Я надеюсь, вы вели себя там как в гостях у природы, не шумели, не мусорили, ничего не ломали. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить», «кто с дерева кору снимает, тот его убивает».
А еще говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).

Я хочу предложить вам выучить и постараться как можно быстрее произнести вот такую скороговорку:

Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.

(Дети разучивают скороговорку и пробуют произнести ее быстро. Воспитатель обращает внимание на четкое и правильное произношение звука «с»).

Весной во время цветения на кончиках сосновых веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется. Взгляните на шишки у себя на столе и разложите их в порядке созревания. Какая шишка была сначала, какой стала потом. Напомню вам, что выкладывать нужно слева направо. (Дети выполняют задание).

Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Долго растет сосна.

Давайте поиграем.

Физминутка «Сосна»

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

Мы посадим сосну –
(Все ходят по кругу вокруг «сосны»)

Вот, вот!
(Присесть)

Пускай наша сосна
(Медленно встать)

Растет, растет!
Вырастай ты, сосна,
(Поднять руки вверх)

Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна,
(Развести руки в стороны)

Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна,
(Делают «пружинку»)

В добрый час!
Потанцуй, Сережа (имя водящего),
(Хлопают в ладоши)

Покружись для нас!
(Ведущий танцует, кружится)

А мы с этой сосны
Шишки срывать будем.
(Приближаются к ведущему)

От нашего Сережи
(Стараются дотронуться до ведущего)

Убегать будем!
(Дети убегают, ведущий их ловит)

Вы-то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди сосновую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли.

Еще люди использовали смолу сосны, как клей и как смазку.
Из сосновой хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Еще сосну можно назвать новогодним деревом. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Сосну часто наряжают к празднику Нового года.
Под соснами растут грибы, на ветвях сосен гнездятся птицы, белки устраивают в дупле сосны свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня о сосне:

Вопросы:

1. Как различить сосну и ель?
2. Как появляются на сосне шишки? Как вырастает новое дерево?
3. Чем одаривает сосна человека?
4. Чем одаривает сосна птиц и зверей?
5. Что делают из сосновой древесины сейчас и в старину?
6. Как нужно вести себя во время прогулок на природе?
7. Какие пословицы о сосне вы сегодня узнали? Как вы их понимаете?

Сейчас я предлагаю вам нарисовать сосновую ветку с натуры. «С натуры» — это значит рисовать, глядя на настоящий предмет. Эту сосновую ветку, сломанную сильным ветром, мы с вами подобрали на нашей игровой площадке. Мы будем смотреть на эту сосновую ветку и рисовать ее такой, какая она есть. Вот это и называется – рисовать с натуры. (Рисование).

Во второй половине дня:

Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» (или «Сестрорецкий бор»). Ручной труд «Поделки из шишек».

Скачать конспект занятия «Сосна»

МКОУ Прихолмская СОШ№4

Проект

Наглядное пособие по биологии

«Хвойная красавица – сосна обыкновенная»

Выполнила: Энгель Виктория 7 класса

Руководитель: Форсел Наталья Георгиевна

учитель географии и биологии

Прихолмье, 2018

Содержание

Введение 3

Глава 1. Все о сосне обыкновенной «лат. Pínus sylvéstris» 4

1.1 Распространение и среда обитания 4

1.2 Кора 4

1.3 Листья 4

1.4 Шишки 5

1.5 Размножение сосны обыкновенной 5

1.6 Почва 6

1.7 Посадка саженцев 6

1.8 Подкормка 6

1.9 Значение 7

1.10 Целебные свойства 7

1.11 Проблемы леса 8

1.12 Сосна в поэзии и изобразительном искусстве 8

Глава 2. Этапы работы над проектом 9

Заключение 10

Список литературы 11

Приложение 12

Введение

Сосна самое древнее дерево на Земле. У многих народов она почиталась наравне с дубом. Сосна являлась символом жизни у северных народов, символом плодородия и бессмертия – в Малой Азии, вечности и долголетия — в Японии. 
Обыкновенная сосна встречается у нас повсюду. Она может вырасти с десятиэтажный дом. Смола сосны применялась не только в лечебных целях, но и для склеивания предметов обихода, наконечников стрел и копий. 
На Руси смолу использовали в качестве клея, сжигали для освещения улиц. В настоящее время продуктами, полученными из сосны, используют в 70 отраслях промышленности, без них невозможно производство лаков, красок, пластмасс, бумаги, фотоплёнки. На Руси живицу сосны жевали для укрепления десен, зубов, а также для дезинфекции полости рта и горла. Фитонциды сосны обеззараживали воздух в лесу, который становился почти стерильным и был использован для размещения разного рода лечебниц и санаториев.
Актуальность:

Природа нашего края богата и красива. Мне очень интересно узнавать о ней новое. Когда мы бываем в лесу, нас окружают различные деревья, особенно величественными и могучими смотрятся сосны. Полянки вокруг сосен усыпаны шишками. Мне захотелось о сосне узнать больше, узнать какую роль она играет в природе и жизни человека. Тем более, поступил заказ от учителя, создать наглядное пособие по биологии в 7 класседляизучении темы – голосеменные.

Цель: Создание наглядного пособия по биологии «Хвойная красавица — сосна обыкновенная».

Задачи:

  1. Определить тему проекта.

  2. Подобрать и систематизировать материал на тему: «Хвойная красавица-сосна обыкновенная».

  3. Изучить правила создания презентаций.

  4. Создать наглядное пособие для урока биологии «Хвойная красавица-сосна обыкновенная».

  5. Выступить перед группой учащихся.

Объект: Сосна обыкновенная

Предмет: Краткая характеристика сосны обыкновенной

Глава 1. Все о сосне обыкновенной «лат. Pínus sylvéstris»

1.1 Распространение и среда обитания

Широко распространённое дерево Евразии, начиная с Испании и Великобритании и далее на восток до бассейна реки Алдани среднего течения Амура в Восточной Сибири. На севере сосна обыкновенная растёт вплоть до Лапландии, на юге встречается в Монголии и Китае (Приложение 1).

Образует, чистые насаждения и растёт вместе с елью, берёзой, осиной, дубом; малотребовательная к почвенно-грунтовым условиям, занимает часто непригодные для других видов площади: пески, болота. Сосна приспособлена к различным температурным условиям. Отличается светолюбием, хорошо возобновляется на лесосеках и пожарищах, как основной лесообразователь широко используется в лесокультурной практике во всех климатических зонах. На севере ареала поднимается на высоту до 1000 м над уровнем моря, на юге до 1200—2500 м над уровнем моря.

Дерево высотой 25—40 м и диаметром ствола 0,5—1,2 м. Самые высокие деревья (до 45—50 м) растут на южном побережье Балтийского моря. Живут до 150-200 лет, иногда — до 400 лет. Сосна обыкновенная растет довольно медленно, поэтому пройдет не одно десятилетие, пока оно достигнет 20-40 м. Именно такой высоты достигает взрослое растение. Молодые сосенки имеют конусовидную или округлую форму кроны, с широко разросшимися ветвями. У старых деревьев крона становится зонтиковидной [1].

1.2 Кора

Ствол прямой, внизу с тёмно-коричневой корой, вверху — с красно-бурой и золотистой корой. Кора в нижней части ствола толстая, чешуйчатая, серо-коричневая, с глубокими трещинами. Чешуйки коры образуют пластины неправильной формы. В верхней части ствола и на ветвях кора тонкая, в виде хлопьев (шелушится), оранжево-красная (Приложение 2).

1.3 Листья

Листья в виде хвоинок — игл. Иглы — гладкие, острые, жёсткие, скреплены попарно, сохраняются на ветвях 2-3 года 4—6 см длиной, 1,5—2 мм толщиной. Серо — либо сизовато-зелёные, как правило, слегка изогнутые, края мелкозубчатые, живут 2—6 (-9) лет. Верхняя сторона хвоинок выпуклая, нижняя желобчатая, плотная, с хорошо заметными голубовато-белыми устьичными линиями. У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см). У старых игл короче (2,5—5) (Приложение 3).

1.4 Шишки

Сосна, как и все хвойные растения, не имеет цветков. Из желтоватых шишечек в мае высыпается пыльца, которая попадает на семяпочки, находящиеся в других шишечках. Крылатые семена созревают в деревянистых шишках на второй год. Сосна — ценнейшее лесное дерево [2].

Мужские шишки 8—12 мм, жёлтые или розовые. Женские шишки длиной 3—6 см. Конусообразные, симметричные или почти симметричные, одиночные или по 2—3 штуки. При созревании матовые шишки от серо-светло-коричневого до серо-зелёного цвета. Созревают в ноябре — декабре, спустя 20 месяцев после опыления; открываются с февраля по апрель и вскоре опадают. Чешуйки шишек почти ромбические, плоские или слабовыпуклые с небольшим пупком, редко крючковатые, с заострённой верхушкой. Семена чёрные, 4—5 мм, с 12—20-миллиметровым перепончатым крылом. В обычном равнинном сосновом лесу на 1 га ежегодно выпадает в среднем около 120 млн. семян, из них вырастает примерно 10 млн. сеянцев, однако в столетнем сосняке на 1 га растёт всего 500—600 деревьев (Приложение 4).

1.5 Размножение сосны обыкновенной

Перед посевом, за сутки, семенной материал следует правильно подготовить. Для этого его помещают в крепкий раствор марганцовокислого калия. После этого семена проращивают, завернув в смоченную ткань на две-три недели. Прорастающие семена разломятся пополам, и начнет расти корешок.

Особенности посадки семян: Высадку производят в индивидуальные емкости, которые оснащены хорошим дренажом и заполнены сосновой почвенной смесью, которую можно приготовить самостоятельно, смешав измельченную сосновую кору и сфагнум в пропорции 4:1.

Семена нужно осторожно слегка заглубить, не повредив хрупкие корешки и увлажнить землю посредством пульверизатора. Контейнеры следует разместить на солнечном месте и постоянно поддерживать влажность грунта.

Прорастать семена начнут через несколько месяцев, но к середине весны росточки должны проклюнуться. Когда они, достигнут 20-35 см, их можно будет пересаживать, на постоянное место. Но многие садоводы рекомендуют высаживать сосновые саженцы ранее, чем через год или два, чтобы увеличит шансы к выживанию.

Обычно саженцы получают с помощью семенного способа размножения. Размножение черенками или прививкой не так эффектно. Чаще всего садоводы приобретают саженцы в лесных хозяйствах, на рынках или специализированных магазинах. Однако можно вырастить их самостоятельно из семян. Можно, конечно, высадить семена сразу в открытый грунт, однако, скорее всего они будут уничтожены грызунами. Поэтому лучше предварительно посеять их в широкие ящики, либо другие просторные емкости, с отверстиями на дне, чтобы вода от полива не застаивалась и вовремя стекала. Наполните емкости рыхлой почвой, которые присыпьте тонким слоем торфа (он необходим для профилактики поражения всходов грибковым заболеванием).

Семена заделайте неглубоко в грунт. Можно просто выложить их на поверхность, после чего разрыхлить. Только соблюдайте интервал между семенами, не менее 5 мм. Регулярно увлажняйте почву [3].

Через год подросшие саженцы можно высаживать в открытый грунт. Лучшее время для этого — апрель, май (Приложение 6).

1.6 Почва

Для хорошего роста и развития, выбирайте под посадку песчаный и супесчаный грунт. Если же на вашем участке он тяжелый, глинистый, то перед посадкой саженца положите в яму слой дренажа: смесь керамзита, песка, мелкой гальки или колотого кирпича. Если почва кислая, внесите около 200 г извести (гашеной).

1.7 Посадка саженцев

Посадку саженцев проводят в середине весны, либо с началом осени. Яму нужно выкопать глубокую — до 1 м. На дно положите слой дренажа, не менее 20 см, добавьте 30-40 г удобрения, содержащего азот.

При посадке саженца, следите, чтобы его корневая шейка располагалась на уровне земли. Выдерживайте расстояние между саженцами не менее 1,5 м (Приложение 7).

1.8 Подкормка

Первые пару лет после посадки молодых саженцев полезно вносить в приствольный круг минеральные подкормки — 30г на 1 кв.м. Взрослые деревья в обязательной подкормке не нуждаются.

За молодыми соснами следует хорошо ухаживать — освобождать от сорной травы, своевременно подкармливать и поливать. На первом году жизни поливы проводят довольно часто и обильно. Подкармливать деревца следует органикой раз в тридцать дней, а также дважды в год нужно вносить корневой стимулятор, чтобы образовались маленькие всасывающие корешки.

Чтобы подавить рост сорной травы весной и утеплить корни на зиму нужно обсыпать стволы деревьев древесной стружкой, толщиной в несколько сантиметров. В весеннее время вокруг ствола оставляют немного места. Подросшие деревья следует орошать, соблюдая некоторые правила, чтобы не навредить растениям [4].

1.9 Значение

Древесина сосны обыкновенной очень смолиста и прочна, используется в жилищном и гидротехническом строительстве, в столярных и плотницких работах, для изготовления шпона, фанеры. Сосна обыкновенная является ценной породой и широко используется в промышленности. Сосновые опилки служат сырьём для производства гидролизного спирта. Высокая смолистость древесины препятствует получению из неё целлюлозы.

Сосна является источником множества веществ и продуктов, широко используемых человеком. Из смолы— получают эфирные масла, скипидар, канифоль, лаки, растворители, клеящие вещества и другие продукты. Количество смолы и скипидара зависит от возраста деревьев, характера почвы и климатических условий. Канифоль, получаемая при переработке живицы, применяется в мыловаренной, бумажной, резиновой и лакокрасочной промышленности. Она также применяется для натирания смычков и струн музыкальных инструментов. При сухой перегонке древесины и пней вначале получают скипидар лучшего качества, затем технический, дёготь и древесный уксус. Корни, очень гибкие в свежем состоянии, становятся крепкими и упругими при высыхании; из них изготавливают различную плетёную утварь (Приложение 8).

Помимо пользы, которую приносят эти деревья, сосны, смотрятся величественно и очень украшают ландшафт. Их часто высаживают возле профилакториев и санаториев, административных зданий, используют для озеленения парков, загородных усадеб. Высаживают группами или одиночными посадками [5].

1.10 Целебные свойства

Кроме того растение, целебный эффект, так как выделяет в атмосферу большое количество полезных веществ, подавляющих многие болезнетворные микроорганизмы.

Поэтому прогулки по хвойному лесу полезны всем без исключения. Целебный хвойный воздух благоприятно воздействует на нервную, иммунную системы, дыхательные пути. При лечении многих заболеваний используют молодую, свежую хвою, шишки, почки, побеги, кору и смолу дерева. В частности, молодую хвою активно используют при лечении простуды, гриппа, заболеваний органов дыхания (Приложение 8).

В Сибири готовят целебный чай от простуды по такому рецепту: нужно залить 100 г свежих сосновых иголочек и молодых побегов литром кипятка, вскипятить еще раз, сразу убрать с огня. Обернуть кастрюлю теплее и настаивать, пока остынет (станет теплым). Потом напиток процеживают, смешивают с медом и принимают по 100 мл, несколько раз на день.

В Китае сосна считается деревом, приносящим счастье. Поэтому ее часто высаживают возле частных жилых домов, как символ благополучия, крепкого здоровья и долголетия.

1.11 Проблемы леса

Сосна является частью леса. А современные леса имеют много проблем. Это и загрязнение леса бытовыми отходами, и пожары, и различные насекомые — вредители мешают ему жить. В настоящее время существуют официальные помощники. Это лесничие, пожарники, создаются детские лесничества для защиты и восстановления лесов (Приложение 10).

1.12 Сосна в поэзии и изобразительном искусстве

В русской речи есть такое выражение: «Заблудиться в трёх соснах». Это значит не суметь найти выхода из достаточно лёгкой ситуации. Сосне посвящали свои стихи поэты, например, С.Маршак «Вот однокрылая сосна»

Вот однокрылая сосна,… Зато единственным крылом
Прижатая к сосне-соседке, Она в метели и морозы.

Сухие, немощные ветки. Прикрыла голый ствол березы.
Давно утратила она. И так стоят они втроем…

В своих произведениях сосну воспевали в прозаики.

Рассказ о сосне. Автор: Ирис Ревю

«Хорошо в сосновом бору! Сидишь под сосной на сухих иголках и слушаешь, как пёстрый дятел долбит ствол, потом с криком перелетит на другое дерево. За дятлом летят синички. На закате красной медью горят сосновые стволы. Скоро стемнеет, и всё равно не хочется уходить из соснового бора. Слышно, как ветер шумит в сосновых вершинах и чешуйки сыплются сверху – это сосна шелушится».

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений. (Приложение 11).

Глава 2. Этапы работы над проектом

  1. этап: выбор темы проекта.

  2. этап: сбор информации по теме сосна обыкновенная.

  3. этап: обдумывание плана работы над проектом.

  4. этап: реализация проекта (подготовка наглядного пособия по биологии «Хвойная красавица – сосна обыкновенная»).

  5. этап: подготовка к защите проекта.

Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.

1. Приготовить текст сообщения

2. Сделать выводы

3. Оформление приложения

4. Подготовка презентации для выступления

5.Приготовиться к ответам на вопросы

От чего зависит успех Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!

  1. этап: защита проекта в группе.

  2. этап: рефлексия (самоанализ, самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).

Заключение

Довольна ли я своей работой? Пригодится ли моя презентация на уроках биологии как наглядное пособие? Я думаю, что да. Мой проектный продукт получился ярким, содержательным. Заказчику он понравился. Считаю, что цели и задачи проекта я выполнила. Я теперь знаю, как создавать презентацию, по всем правилам, закрепила умения и навыки работы с компьютером, расширила свой кругозор о сосне обыкновенной, о поэтах, писателях и художниках, которых вдохновляли сосны на создания произведений. Я буду рада, если моя презентация не только пригодится на уроках биологии, но и понравится другим школьникам.

Список литературы

1. Детские энциклопедии: Я познаю мир, Все обо всем, Энциклопедия
Кирилла и Мефодия

2. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шашков Э. В., Шубкина Л. С. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983.

3. Материалы из сети Интернет.

http://ihunter.pro/na­dosuge/92­
http://www.liveinternet.ru/users/5414794/post38007399612

4. Сосна [Текст] // Соловьёв Л. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей / Леонид Соловьёв. — Кемерово, 2008. — С. 203-204. 

5. Что необыкновенного в обычных соснах? [Текст] // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. — М.: АСТ, 1995. — С. 89-91.

Приложение

955487 1955487 2

1. Распространение и среда обитания

955487 3

2. Кора

955487 4955487 5

3. Хвоя 4. Шишки сосны

955487 6

5. Размножение сосны

955487 7

6. Размножение сосны семянами

955487 8

7. Посадка саженцев

955487 9955487 10955487 11

8. Значение сосны

955487 12

9. Проблемы леса

955487 13955487 14

10. Поможем лесу

955487 15

Фёдор Тютчев

Пусть сосны и ели Оттого я о соснах седых,

Всю зиму торчат, О задумчивых соснах пою,

В снега и метели Что под сказки их веток густых

Закутавшись, спят — Засыпала в родном я краю…

Их тощая зелень, Ведь они для меня берегли

Как иглы ежа, Чуть раскрытых фиалок цветы…

Хоть ввек не желтеет, И под ними так чудно цвели

Но ввек не свежа. Молодые, как утро, мечты!..

 Т. Шорыгина

Как дышится легко в бору сосновом!
Он кажется смолистым срубом новым:
По гладким веткам белки скачут ловко,
Стволы, как медь горят по вечерам,
И дятел, ярко ­красная головка,
Мелькает в сосняке то здесь, то там. 

11. Сосны в искусстве

Угадай голосеменные растения.

955487 16955487 171.       Теневыносливое хвойное растение, занимающее в нашей стране огромные площади.

2.       Светолюбивое холодостойкое хвойное растение, ежегодно сбрасывающее хвою.

3.       Отдел растений, у которого семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.

4.       Небольшое деревце или кустарник с игольчатыми листьями, с мясистыми сросшимися чешуями шишек, образующих шишкоягоду.

5.       Название сибирской сосны, из семян которой получают пищевое масло, а сами семена используют в пищу, как «орешки»

6.       Наиболее известная группа голосеменных , название которой основано на названии видоизмененных листьев этих растений.

7.       Орган полового размножения голосеменных растений.

8.       Светолюбивое, очень распространенное хвойное растение.

12. Занимательные вопросы о сосне

Цель: формирование экологической культуры,
развитие познавательно-речевых навыков у детей
дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с хвойными деревьями: елью и
    сосной;
  • учить распознавать сосну и ель по общему виду,
    веточкам, хвоинкам, шишкам;
  • обогащать словарный запас по лексической теме
    “Ель и сосна”;
  • формировать навыки первичной
    исследовательской деятельности (наблюдение,
    анализ, вывод);
  • расширить кругозор детей;
  • содействовать воспитанию интереса к изучению
    природных явлений;
  • воспитывать любознательность, интерес детей к
    объектам живой и неживой природы;
  • способствовать расширению и углублению
    экологических знаний.

Ход занятия

Слайд 2

Педагог. Здравствуйте, ребята! К нам из
леса прилетела сова и принесла какое-то письмо.
Что же в нем? А, здесь загадки… Вы любите
отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.

Слайд 3

***

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Слайд 4

В лесу у ели есть подружка. Вы с ней
познакомитесь, если отгадаете загадку.

***

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки — только на макушке.
(Сосна).

Слайд 5

Педагог. Сегодня героями нашего
занятия будут ель и сосна. У Агнии Львовны Барто
есть такие стихотворные строки:

***

Я у мальчиков спросила:
— Это что за деревце? –
Говорят они: — Осина. –
Только мне не верится
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы, получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.

Педагог. Ребята, а вы хотите узнать,
чем похожи ель и сосна и чем они отличаются?

Сегодня на занятии мы научимся сравнивать эти
два дерева.

Ель и сосна — хвойные деревья.

Слайд 6

Существует более 100 видов сосен. В нашей
местности растет сосна обыкновенная. В Крыму –
сосна крымская. В Сибири – сибирская кедровая
сосна.

Слайд 7

Ель — высокое стройное дерево. У нас можно
встретить два вида ели: — голубая и обыкновенная.

Слайд 8

Сосна — неприхотливое дерево. Она растёт в лесу,
на песках, камнях, на болотах.

Слайд 9

Ель растёт только на богатой питательными
веществами почве. Любит влагу. Ель –
влаголюбивое дерево.

Слайд 10

Сосна — светолюбивое, жароустойчивое дерево.
Ель в отличие от сосны, хорошо переносит тень. Это
дерево теневыносливое.

Слайд 11

Ель и сосна хорошо переносят морозы. Это
морозостойкие деревья.

Слайд 12

Ствол у сосны прямой и высокий. Кора
золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от
земли, они тянутся вверх к солнцу.

Слайд 13

Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора
темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми
лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а
внизу старые и длинные.

Слайд 14

Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол
парашюта. Про такую форму говорят, что она
куполообразная.

Слайд 15

У ели – пирамидальная, потому что по форме
напоминает пирамиду.

Слайд 16

Лес, в котором растут сосны, называется
сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и
радостно.

***

Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.

Слайд 17

Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники
мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают
солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не
растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми
иголками и пустыми шишками.

Слайд 18

У сосны корневая система глубоко уходит в
землю, а у ели расположена в поверхностном слое.

Слайд 19

Поэтому ураганы сосны ломают, а ели
выворачивают с корнем.

Слайд 20

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки.
Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.

Слайд 21

Семена у ели и сосны находятся в шишках. Они
находятся на поверхности, их легко достать,
поэтому ель и сосну называют голосемянными
растениями.

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки.
Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.
Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из
упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена
этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с
крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там
где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.

Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны
сосенки.

Физминутка

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – ёлки — ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх)
На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку
к уху)
Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками)

Слайд 22

У ели и сосны есть листья, но они особой формы.
Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки
живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, а у сосны – 2-3
года. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу,
так что на дереве всегда сохраняется хвоинки.
Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными”
деревьями.

Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели
хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по
две – парами на пенечке. У ели темные хвоинки, а у
сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны
длинные.

В пословице говорится:

“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.

Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно
заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие,
если покатать между пальцами, можно ощутить
твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко
скручиваются.

В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.

У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый,
а у хвоинок сосны аромат сосновый.

Слайд 23

Снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он
защищает хвоинки от высыхания.

Если рассмотреть хвоинку под микроскопом, то
внутри клеток хвоинки можно увидеть зеленые
зерна хлорофилла. Они придают хвоинкам зеленый
цвет.

У хвоинок есть дыхательные “окошечки” —
устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности
иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания,
замерзания окошечки – устьица на зиму плотно
запечатываются воском. Так хвоинки научились
защищаться от мороза и высыхания.

Слайд 24

У каждого дерева, как и у человека, есть свой
возраст. Определить возраст дерева можно по
мутовкам. Надо посчитать количество мутовок. К
полученному значению прибавить пять. Это число и
будет возрастом дерева.

Определить возраст дерева можно по годовым
кольцам. Для этого надо сосчитать кольца на спиле
дерева.

Слайд 25

Специалисты, чтобы определить возраст дерева,
используют особый инструмент – бур. Это
приспособление напоминает штопор, с помощью
которого из ствола дерева вынимают небольшой
кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать
годичные кольца.

Слайд 26

Существуют деревья долгожители. Самая старая
ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Ему более
9000 лет.

Самая древняя сосна находится в Калифорнии. Ей
дали имя – Мафусаил. Ей около 5000 лет. Она внесена
в книгу рекордов Гиннеса.

В 1953 году сосну Мафусаил открыл ученый Эдмунд
Шульман. Когда люди узнали об этом старейшем
дереве, они решили посетить его и взять от него
какую-нибудь часть, и вот тогда- то сосна чуть не
погибла!

В наше время расположение сосны в парке
держится в секрете, и сосна никому не
показывается.

Слайд 27

Кто же дружит с елью и сосной? Под корой живут
мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не
страшны. Если много, они приносят хвойным
деревьям большой вред.

Муравьям сосна даёт “строительный материал”
для муравейника – хвою. Эти насекомые любят
делать свои жилища у южной стороны сосны.
Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых.

Медведи часто делают берлоги под корнями
упавшей ели.

Слайд 28

К ели и сосне полакомиться короедами прилетает
дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается
короедами, а иногда семенами сосны.

Зимой к сосне приходит лось. Он любит
полакомиться молодыми веточками сосны.

Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается
семенами шишек.

Под хвойными деревьями можно встретить лесных
грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются
семенами шишек.

Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не
только от голода, но и от стужи. В густых еловых
ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.

Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и
хищников.

Слайд 29

Сосна и ель приносят огромную пользу. Хвойные
деревья выделяют летучие вещества – фитонциды,
которые убивают вредные бактерии. Поэтому в
хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром
санатории строят в сосновом бору.

Слайд 30

В народном хозяйстве ценная древесина сосны
используется для строительства домов.

Слайд 31

Из древесины ели и сосны изготовляют мебель.

Слайд 32

Делают детские игрушки.

Слайд 33

Музыкальные инструменты.

Слайд 34

Делают бумагу, карандаши, подстилку для
животных. Дерево – это топливо.

Слайд 35

Сосна и ель — зелёная аптека. В хвое содержится
много витаминов. Чистую смолу (живицу) можно
накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек
сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную
пасту, мыло, крем.

Слайд 36

Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы
лет пролежала в земле. Из янтаря делают
украшения, картины. Недалеко от Питербурга, в
Царском селе есть знаменитая янтарная комната. В
ней все выполнено из резного янтаря.

Слайд 37

На Новый год мы все украшаем елочку. Этот обычай
появился в России. Тогда правил царь – Петр 1. Он
первый издал указ и приказал украшать дома и
улицы еловыми и сосновыми ветками.

С тех пор мы и отмечаем Новый год с елочкой
нарядной, пушистой, душистой.

Слайд 38

В настоящее время много хвойных лесов
уничтожено в результате строительства дорог,
городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств —
одно из экологических бедствий.

В Красную книгу России занесено уже 11 видов
хвойных растений.

Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна
пицундская, сосна погребальная.

Слайд 39

Для того чтобы сохранить лесные богатства, в
нашей стране существует Лесной Кодекс.

Слайд 40

Педагог. Дорогие ребята! Лес – это
наша жизнь, наше богатство и его надо беречь.
Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых
людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь
Родину, беречь нашу планету!

– Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!

Итог занятия

Слайд 41

Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте
повторим, что мы узнали нового.

Игра “Доскажи словечко”

  • Лес, в котором растут сосны, называется ….(сосновый
    бор)
  • Лес, в котором растут ели, называется…(ельник)
  • Семена у ели и сосны находятся в…(шишках)
  • Елочка – короткая иголочка,
  • Сосна – игла…(длинна)
  • Елка колет, сосна…(гладит)
  • У хвоинок “дыхательные окошечки” называются…(устьица)
  • Имя самой древней сосны…(Мафусаил)
  • Самая древняя ель растет на горе….(Фулу)
  • Сосновая смола, которая миллионы лет пролежала
    в земле, это — …(янтарь)
  • Лесные богатства надо…(беречь, охранять)

Педагог. Наше занятие подошло к концу.

Слайд 42

Спасибо за внимание!

Источники

1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим
темам: Планирование и конспекты: Кн. 2 – М.: ТЦ
Сфера, 2008. – 208 с.

2. Кайгородов Д. Н. Беседы о русском лесе / Д. Н.
Кайгородов. М.: Изд. ООО Белый город, 2009. – 304 с.

3. Махотин С. Прогулки по лесу / С. Махотин. М.: Изд.
ООО Белый город, 2013. – 144 с.

4. Подрезова Т. И. Материал к занятию по развитию
речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. –
4-е изд.-М.: Айрис – пресс, 2009. -256с.

5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для
воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А.
Шорыгина.- М.: Изд.Гном, 2013. – 64 с.

6.
URL:http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-srednei-grupe-hvoinye-derevja.html

7. URL: http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia3246.html
(физкультминутка елочки)

8. URL: http://stranamasterov.ru/node/3951(стихотв. Барто)

9.
URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/10/18/otkrytoe-zanyatie-s-kem-druzhit-el

10. URL: https://urok.1sept.ru/articles/567409/

  • Рассказ про соседа по парте
  • Рассказ про сон про любимого
  • Рассказ про софью и влада
  • Рассказ про соль 3 класс окружающий мир
  • Рассказ про созвездие осеннего неба 2 класс окружающий мир