Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык

3 0 птица соловей прежде всего известна своим красивым пением. недаром, часто, про известных певцов говорят поет, как соловей. на

Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык



3



0

Птица соловей прежде всего известна своим красивым пением. Недаром, часто, про известных певцов говорят «Поет, как соловей».

На вид соловей очень неказистый. Эта маленькая, серенькая птичка с длинными ногами и большими глазами. Но тем не менее она является певчим символом России.

Соловей относится к перелетным птицам. В холодное время года эта птичка улетает в Африку. Появляется в России он в начале лета. Но Родине соловей предпочитает селиться около воды: в зарослях ивы, кустах шиповника и черемухи.

Соловьи поют по ночам. Соловьиные трели у птичьего певца очень разнообразные. Сила соловьиной песни настолько поразила наших предков, что они придумали сказочный образ разбойника. Якобы, Соловей-разбойник сидит на дереве и силой своего пения гнет травы и даже деревья.

Своими красивыми песнями соловьи самцы привлекают на свою территорию самок. Во время пения соловей находится в постоянном движении. Он может вытягиваться во весь рост, прижиматься к ветке и кланяется, как настоящий артист.

Когда самец находит себе подружку, то вместе они начинают строительство гнезда. Вообще-то гнездо больше строит самочка, а самец продолжает распевать свои песни. Из прошлогодней листвы птичка сооружает гнездо, на земле, в колючем кустарнике или зарослях крапивы.

Птенцы у семейной пары соловьев растут быстро. Самец прекращает свое пение и постоянно приносит корм подрастающим птенцам. Потомство растет неравномерно. Поэтому одна из птиц уже летает с потомством, а вторая продолжает кормить оставшихся птенцов. Соловьи питаются маленькими жучками, червячками и ягодами.

С наступлением осени соловьи опять улетают в теплые края.

Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык

Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык

Доклад о балалайке для 2,3, 4 класса про музыке не должен быть большим или сложным. Тезисно его можно составить так:

  • Балалайку легко узнать среди инструментов по ее корпусу, что напоминает треугольник.
  • Она является струнным инструментом, звук получают при их защипывании. Такие инструменты называют щипковыми. Струн у нее три.
  • Балалайка считается самым известным и популярным русским инструментом. Соревноваться с ней по народной любви может разве, что гармонь.
  • Появилась она давно, но в 19 веке пережила технических прогресс: несколько мастеров занялись усовершенствованием инструмента.
  • Не любая древесина годится для производства балалаек. Передняя часть корпуса изготавливается из ели (как и скрипка Страдивари), заднюю делают из бука. Это обеспечивает хорошее звучание.
  • Длинна обычной балалайки порядка 70 см, но существуют и практически как контрабас 170 см.
  • Играть на балалайке не так-то и просто, это целое искусство. Ему чат в музыкальной школе лет 5-7, а в ВУЗАх не менее 4 лет.

Больше информации для сообщения о балалайке смотрите на слайдах презентации:

Доклад о балалайке по музыке 2,4 класс

Сообщение о балалайке по музыке

Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык

Тутовый шелкопряд, это бабочка из семейства шелкопрядовых. Родиной бабочки считается Китай, так как в этой стране производством шелка занимались четыре тысячелетия до нашего времени. В дикой природе в настоящее время, очень сложно встретить шелкопряда. Эта бабочка повсюду одомашнена на фермах для шелкопрядов. Из Китая производство шелка пришло в Азию, Японию, Персию, Индию, еще в древние времена. В Европу шелководство пришло в восьмом веке. Очень сильно оно было развито в Италии.

Гусеницы употребляют в пищу только листья тутового дерева, поэтому и фермы строят в местах произростания тутовника. Перед окукливанием гусеницы очень много едят, днем и ночью, в разных расположении. За сутки они съедают листьев столько, сколько сами весят. На плетение кокона уходит материал состоящий из одной непрерывной нити, длинна ее составляет от 300 до 3000 метров.

Так как люди очень долгое время разводят шелкопрядов в неволе, то эти бабочки разучились летать, могут только трепыхать ножками и крылышками. Они стали очень слабенькими, поэтому и не могут подняться в воздух.

В настоящее время шелководство сильно развито в Закавказье и Средней Азии. Очень длительное время, для того, чтобы в тайне сохранить производство шелка, власти Китая наказывали смертной казнь за вывоз из страны яиц шелкопряда, шелковичных червей и взрослых бабочек.

Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык

Начать можно так:

Ива одно из растений, с которыми большинство из нас хорошо знакомо. Многим она известна под такими названиями, как ветла, лоза, верба, тальник.

Чаще всего она встречается в средней части России. Излюбленные места обитания — влажные участки. Есть отдельные виды ивы, которые отлично себя чувствуют на болотистых местах. Иногда можно обнаружить этот кустарник даже в лесах.

А дальше по плану:

  1. Как выглядит ива

Ива включает в себя большое количество кустарников, у которых различные внешние признаки. Семейство представлено около 300 видами.

Из особенностей можно выделить сквозистую крону и побеги, которые очень тонкие и гибкие.

Когда цветет ива, то на ней формируются мелкие соцветия. Многие виды могут вырастать до 10-15 м. Но также есть и более впечатляющие экземпляры, их высота может составлять около 30-40 м. Еще есть и карликовые подвиды.

  1. Как применяется ива

Ива отлично смотрится в разных посадках. Часто используют карликовые виды этого кустарника для оформления альпинариев и рокариев. Многие разновидности отлично выдерживают обрезку и часто их используют для изготовления живых изгородей.

Огромным плюсом ивы является ее мощная корневая система, что позволяет использовать эти растения в целях укрепления склонов и предотвращения эрозии почвы.

  1. Лекарственные свойства

Кора ивы ценится в медицине. Препараты, содержащие кору ивы, обладают жаропонижающими свойствами, а также способны облегчить состояние больного при ревматизме и избавить от поноса.

При воспалительных заболеваниях полости рта, а также при повышенном потоотделении препараты на основе коры ивы применяются наружно. Для лечения экземы очень эффективны ванночки из отвара коры ивы и березовых почек.

Зарекомендовала себя кора ивы и в народной медицине: отвар их нее полезен при лихорадочных состояниях; простуде; болях в желудке и кишечнике; обладает кровоостанавливающим­<wbr />, желчегонным и мочегонным эффектом.

Действенным средством являются отвары при лечении: ангины; заболеваний ротовой полости; мышечной усталости.

На сегодняшний день ива считается одним из наиболее известных дикорастущих деревьев, с которым знаком практически каждый из нас. Узнать ее очень просто благодаря наличию у длинных ветвистых побегов. Многие владельцы дач часто ее используют в декоративных целях, поскольку благодаря своей неприхотливости она расти может практически везде.

Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык

Ласка — это самое мелкое хищное животное. По внешнему виду зверек напоминает извивающую змею. Он очень изящный, гибкий и юркий. Тело его достигает длины всего 11-21 см. Летом ласки красновато-коричнево­<wbr />го цвета, зимой же наряжаются в белую шубку. Хвост у зверька короткий, голова небольшая и сливается с туловищем. Шея у ласки подвижная, а уши круглой формы и маленькие. Лапки у зверя короткие, с пятью пальцами.

Ласка предпочитает селиться на опушках леса, в стогах сена и кустарниках. Иногда живет и в деревнях. Ласки очень ловкие пловцы, зато по деревьям предпочитают не лазать.

Зимой зверек может строить свои ходы под снегом. Для гнездовий она любит занимать норы грызунов. Ласка расширяет свое будущее жилье до нужного ей размера. Гнездовье ласка застилает сухой травой, шкурами убитых ею зверьков.

Ласка приносит потомство не один раз в год. В одном помете рождается от 3 до 10 детенышей.

Охотиться зверек круглые сутки. Ему надо много пиши для существования. За год одна ласка уничтожает до трех тысяч мелких грызунов. Даже насытившись ласка продолжает охотиться и прячет добычу про запас. Когда ласка очистит от мышей один участок (размером около 15 гектаров), то она переходит на другой. Мелкий хищник может нападать и на зайцев, рябчиков, тетеревов.

Летом ласка разоряет гнезда мелких птиц, с удовольствием поедает лягушек, насекомых, рыбой.

Врагов у ласки хватает: собаки, горностаи, куницы. В большей степени, ласки полезные животные. Вред они приносят небольшой.

Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык

Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык

В нашем мире много интересных и красивых растений. Есть даже представители растительного царства, которые питаются мелкими животными. Таких представителей флоры называют растениями-хищниками или охотниками.

В средних широтах умеренного пояса, на болотистых местах, растут маленькие растения — росянки. Их листья покрыты волосками, наполненными липкой влагой. Капельки липкой жидкости в солнечное время блестят, как роса. Если неудачливое насекомое касается ворсинки росянки, то тут же срабатывает ловушка. Жертва прилипает к слизи. Соседние же ворсинки помогают ловить насекомое. Они хватают неудачливую жертву и топят в своей клейкой массе. Липкий клей растения убивает насекомое. Мертвая жертва с края листика попадает на его середину. Лист сжимается и начинает переваривать свою добычу. То есть он превращается в желудок растения. Через несколько дней лист выбрасывает остатки жертвы. Обычно им является один лишь жесткий хитиновый покров.

Поверхность листа остается сухой на некоторое время. Но когда растению вновь понадобятся питательные вещества, оно снова покрывается влагой.

Около ста видов росянок насчитывается в мире. Росянки, произрастающие в тропиках, намного крупнее своих северных соседей. Например в Австралии имеется росянка гигантская. Ее стебель достигает 60-100 см. В южной Африке произрастает росянка королевская. Она питается улитками и жабами.

Самая крупная росянка растет в Австралии. Ее название — библис гигантский. Это растение ловит мышей, лягушек, улиток.

Удивительное растение хищник растет в воде реки Амударьи, в Средней Азии. Ее название —

альдрованда пузырчатая. Эта водяная трава не имеет корней. Она свободно плавает по воде. Альдрованда предпочитает селится в тихих заводях. Каждый листочек растения-охотника состоит из двух половинок и тоже, как у росянки, покрыт мелкими волосками. С помощью ворсинок альдрованда хватает свою добычу: водяных насекомых, небольших ракоообразных. Половинками листочков растение обволакивает свою добычу. Жидкость, выделяемая из специальных желез, полностью растворяет жертву. Листья альдрованды имеют недолгий срок жизни. За свою короткую жизнь они переваривают, обычно только одну добычу, а затем отмираю. А на растение-хищнике образуются другие листья.

Исследователи растений даже рекомендуют альдрованду пузырчатую разводить в водоемах, для уничтожения вредных водяных мелких животных.

В Португалии, на песчаных холмах, произрастает растение-охотник — росолист. Она привлекает своих жертв ароматным медовым запахом. Растение имеет длинные, узкие листья, покрытые слизью. Росолист ловит не только мелких насекомых: к нему прилипают даже оводы. Местные жители подвешивают растения росолиста у себя в домах, для уничтожения вредных насекомых.

Почему же все вышеуказанные растения питаются животной пищей? Они живут в местах, где им не хватает определенных питательных веществ, а именно азота. Ведь это нужное травам вещество они усваивают из почвы. Но если растениям не хватает азота вещества, то они вынуждены становится хищниками.

Рассказ про соловья 4 класс русский родной язык

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 429 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева

Урок русского языка в 4 классе на тему: «Перед соловушкой стыдно»

по В. Сухомлинскому

Выполнила:

учитель начальных классов

Иванова Анна Вадимовна

Санкт-Петербург

2019 г.

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок развития речи.

Тема урока: изложение на основе образного восприятия текста «Перед соловушкой стыдно» (По В. Сухомлинскому).

Цель: формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования.

УУД: 

Личностные: устанавливать связь между воспринимаемым на слух художественным текстом и тексом, созданным учащимися в процессе пересказа.

Регулятивные: понимать смысл поставленной задачи.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осмысливать ошибки и устранять их.

Задачи урока:

Образовательные

  • Познакомить с текстом В. Сухомлинского «Перед соловушкой стыдно».
  • Способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.
  • Формировать умение определять основную мысль текста.
  • Формировать умение делить текст на части и озаглавливать их.
  • Способствовать развитию орфографической зоркости.

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес, позитивное отношение к сохранению своего здоровья.
  • Развивать речь учащихся.
  • Развивать умение доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты.

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
  • Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.
  • Прививать любовь к родной природе.

Прогнозируемый результат:

  • Предметные: уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план рассказа и использовать его при составление текста.
  • Личностные: уметь осознавать свои возможности в учении, адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
  • Метапредметные: поиск и извлечение необходимой информации из своей памяти в соответствии с накопленным жизненным опытом.

Оборудование:

  • видеопроектор; доска;
  • компьютер;
  • наглядные пособия, раздаточный материал.

Технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • ИКТ
  • ТРКМ

Формы обучения:

  • Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

  • Словесные, практические, наглядные.

Межпредметные связи:

  • Окружающий мир, литературное чтение.

ХОД УРОКА

 1. Организационный момент — 1 мин.

(слайд 2)

— Здравствуйте, дети. Меня зовут Иванова Анна Вадимовна, я учитель начальных классов. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствие “Здравствуйте!”

(Выходит помощник, чтобы продемонстрировать упражнение).

 — Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

— Ребята, сегодня на занятии мы будем работать и оценивать свои достижения с помощью «лестницы успеха» и наклеек. Если вы справитесь с заданием, то выбираете ту наклейку, которая подходит, и прикладываете ее на ступеньку лестницы. Каждая ступенька это этап урока. Сегодня к нам на занятие прилетела неизвестная птица, которая принесла задания в конвертах. Каждый цвет конверта, обозначает цвет ступеньки, т.е. этап урока.

2. Актуализация знаний – 2 мин.

Алгоритм работы над изложением.

 — Откройте конверт красного цвета. Вам нужно восстановить правильную последовательность алгоритма работы над изложением. Для этого вам понадобятся карточки, которые лежат перед вами. Расположите их в правильном порядке. Затем вы называете порядок изложения и проверяете свой вариант.

1. Внимательно слушай название текста и сам текст. Можешь записать ключевые слова, яркие образы.

2. Составь план текста.

3. Передай основную мысль каждого пункта плана. Должен получиться маленький текст.

4. Расширение «маленького текста»: здесь тебе помогут записанные ключевые слова, интересные образы.

5. У тебя получится черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать.

6. Аккуратно, без ошибок перепиши изложение и еще раз проверь.

(слайд 3)

— Проверьте, у всех ли так получилось? Если у вас также, то вы справились с заданием. Оцените себя по первому этапу урока.

  1. Постановка темы урока – 1 мин.

(слайд 4)

— Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку:

(Учитель читает загадку под трель соловья).

Слышишь?

В роще чья-то трель,
То ни скрипка, ни свирель:
Песен нет его милей –
Это птичка (
соловей).

— Верно эта птичка неприметная, но очень голосистая. А как еще его можно ласково назвать? (соловушка).

— Какая птичка сегодня пришла к нам урок? (соловушка).

— Кто уже догадался и сможет сформулировать тему урока? (Урок изложения про соловушку).

— Кто согласен, поднимите руку? Вы справились с заданием. Оцените себя на второй ступеньки.

(слайд 5)

 Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся его писать?

(Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного, развивать свою речь и память).

— Изложение мы будем сегодня писать по рассказу Василия Александровича Сухомлинского «Перед соловушкой стыдно».

  1.  Знакомство с текстом – 2 мин.

(слайд 6)

— Ваша задача внимательно слушать текст, представлять и запоминать образы, которые будут возникать у вас при чтении.

Не забудьте посчитать, сколько получилось частей в тексте.

(Видео. Текст читает мама одного из учеников).

Перед соловушкой стыдно.

           Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

           Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелились, слушали прекрасную песню.

           Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

          Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

— Стыдно… перед соловушкой, — ответила Лида.

(82 слова)

(По В. Сухомлинскому) 

  1. Беседа по содержанию – 3 мин.

(слайд 7,8)

— Сколько получилось частей в тексте? (4).

— Сейчас я буду задавать вопросы, если вы ответили верно, то выберете соответствующую наклейку и оцените себя.

(Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают).

1)О чем говорится в этом тексте? (Нужно бережно относиться к природе, заботиться о ней. Быть честным перед самим собой).

2) Какова тема текста? (Честность и бережное отношение к окружающему миру).

3) К какому типу текста отнесете данный рассказ? Докажите. (Повествование. Этот вид текста передает события, сменяющие друг друга действия).

4) Что девочки делали в лесу? Что заставило их заслушаться? (Обедали. Пение соловушки).

5) Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда. (Лида завернула остатки еды и взяла с собой, а Оля бросила свои остатки под куст).

6) В чём проявилась нечестность Оли? (Нечестность проявляется в том, что она делает хорошее только тогда, когда видят другие).

  1. Физкультминутка «Зеркало» — 1 мин.

(слайд 9)

— Я буду говорить одно действие, а показывать другое. Ваша задача повторять то, что я буду произносить.

(Учащиеся выполняют упражнения)

И.П. – стоя, руки вдоль туловища,

1 – правую руку на пояс,

2 – левую руку на пояс,

3 – правую руку на плечо,

4 – левую руку на плечо,

5 – правую руку вверх,

6 – левую руку вверх,

7 – 8 – хлопки руками над головой,

9 – опустить левую руку на плечо,

10 – опустить правую руку на плечо,

11 – опустить левую руку на пояс,

12 – опустить правую руку на пояс,

13 – 14 – хлопки руками по бедрам.

  1. Деление текста на части и составление плана – 7 мин.

(слайд 10)

— Перед вами на доске таблица. Посмотрите на нее и скажите, на сколько частей разделим этот текст? (4)

— Верно. Каждая строчка означает часть текста. В первый столбик нужно вставить название части, во второй столбик – иллюстрацию, которая подходит к этой части, а в третий столбик — опорные слова. Что такое опорные слова? (Слова, которые помогут написать сам текст).

— Ваша задача в группе по 3 человека заполнить все пропуски в ней. Откройте желтый конверт. На столе у каждой группы есть свои вопросы, на которые необходимо ответить. Если группа справилось с заданием, то выберете ту наклейку, которую посчитаете нужной.

(Совместное решение поставленной задачи учащимися).

1 группа:

— О чем говорится в первой части? (Как Оля и Лида после долгой дороги обедали в лесу).

— Какая иллюстрация подходит к первой части? (Яичница с хлебом).

— Определите тему этой части? (Обед в лесу).

— Какие опорные слова в этой части будем использовать? (Оля, Лида, яйца, огурцы, пообедать).

2 группа:

— О чем говорится во второй части? (Как подружки не шевелились и слушали прекрасную песню).

— Какая иллюстрация подходит ко второй части? (Соловей).

— Определите тему этой части? (Чудесная песня).

— Какие опорные слова в этой части будем использовать? (закончился обед, не шевелились, слушали).

3 группа:

— О чем говорится в третьей части? (Как каждая девочка поступила со своими остатками еды).

— Какая иллюстрация подходит к третьей части? (Девочка оставила мусор в лесу).

— Определите тему этой части? (Поступок Оли).

— Какие опорные слова в этой части будем использовать? (закончил петь, собрала, бросила).

4 группа:

— О чем говорится в четвертой части? (О том, как каждая девочка относится к природе).

— Какая иллюстрация подходит к четвертой части? (Мусорить в лесу запрещено).

— Определите тему этой части?  (Поведение Лиды).

— Какие опорные слова в этой части будем использовать? (спросила, понесет, не видит, стыдно).

— Теперь начнем проверять и заполнять таблицу.

— Запишите план текста к себе в тетрадь.

— Сколько раз в тексте вы начнете писать с красной строки? (Четыре раза).

— Почему нельзя мусорить в лесу? (Если мы будем загрязнять окружающую среду, то мы погубим свое здоровье).

  1. Упражнения на концентрацию внимания – 1 мин.

(слайд 11)

(Учащиеся выполняют упражнения под музыку)

«Ушки». Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону.

«Чудо – нос».

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

  1.  Словарно-орфографическая подготовка – 4 мин.

 (слайд 11,12)

— Для того чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм. Это задание выполним в группах по 3 человека. Откройте зеленый конверт. Каждой команде нужно будет поработать со словами. Вам дается время, за которое нужно решить, какая орфограмма пропущена, какую букву нужно вставить и назвать правило на эту орфограмму. Когда команда ответит, другие учащиеся должны согласиться (похлопать), либо не согласиться (потопать). Затем ход переходит другой команде и т.д. После этого мы проверяем, все ли справились с заданием.

Укажите знакомые орфограммы в словах:

Д_р_га

с_л_вей

спр_сила

(не)видит

(не)

шевелились

хле_ скорлу_ки

обе_

кро_ки

подру_ки

— По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первом столбике? (Безударные гласные в корне слова).

— Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы? (Дорога и соловей – словарные слова, спросила —  проверочное слово спросит).

— Что объединяет слова во втором столбике? (Предлог НЕ с глаголами пишется раздельно).

— На какое правило даны слова в третьем столбике? (Парные согласные по звонкости и глухости).

— Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. (Хлеб – хлеба, скорлупки – скорлупа, обед — обедать).

— Назовите орфограмму в четвертом столбике?  (Парные согласные по звонкости и глухости).

— Назовите проверочные слова. (Крошка – крошечка, подружка – подруженька).

— Не забудьте оценить вашу работу на этом этапе урока.

  1. Повторное чтение текста учителем — 2 мин
  1. Запись текста изложения – 18 мин.

— Запишите текст по плану и проверьте его.

(Учащиеся записывают текст).

  1. Домашнее задание – 1 мин.

На выбор (вместе с родителями):

  1. Используя дополнительные источники, подготовить рассказ о соловье (выписать его особенности);
  2.  Написать небольшое сочинение – рассуждение  на тему «Мой нечестный поступок», «Поступок моего друга…».
  1. Рефлексия «Лестница успеха» — 2 мин.

(слайд 13)

 (Учащиеся оценивают свой результат на уроке и сдают учителю свою «лестницу успеха»).        

— Ваша задача оценить свои достижения. На каждом этапе урока вы оценивали себя. Посмотрите на свою лесенку и скажите, что вы узнали, что поняли и чему научились.

(Я справилась со всеми этапами урока. Могу сказать, что я знаю алгоритм работы над изложением. Понимаю, как отвечать на вопросы по тексту. Умею делить текст на части и называть их).

Птица соловей снискала для себя уважение и любовь за то, что она радует человека своим чудным мелодичным голосом. Соловей послужил источником энергии вдохновения для многих людей творчества, поэтому чудную маленькую птичку прославляли в своих творениях многие поэты, писатели, композиторы, художники и т.д.

Соловей: описание

Один раз услышав, как поет соловей, эти звуки навсегда останутся в сердце и в памяти любого человека. С этими птицами ассоциируются различные романтические события, поскольку своим пением самцы привлекают самок. Как правило, такие «песни» звучат в округе в результате пения «холостых» самцов, которые возвратились к прежним местам своих гнездований и подыскивают для себя подруг. Даже трудно поверить, что эти птицы такие романтические.

Соловьи считаются частично перелетными птицами, так как улетают в теплые края лишь те популяции, которые обитают в более холодных широтах. Представители более южных регионов остаются зимовать на прежних территориях обитания.

Как правило, соловей поет ночью, поэтому чтобы его услышать, следует выйти на улицу в ночное время. Если соловей не поет, значит он кормится или у него появилось потомство. Пение в ночное время характеризуется тем, что птице практически никто не мешает выводить свои мелодии. Естественно, что должна быть рядом роща, лесок, лес или другой объект, с преобладанием растительности.

Утром также можно услышать пение этой уникальной птички. Тон пения зависит от различных факторов. Например, в случае опасности соловей издает звуки, похожие на кваканье жабы.

Соловей птица. Образ жизни и среда обитания соловья

Внешний вид

Многие считают, что эта птичка очень красивая и привлекательная, раз она так мелодично издает звуки. На самом деле, окрас этой птички достаточно простой и ординарный. Его внешний вид имеет некоторое сходство с воробьем, несмотря на то что голосовые данные у них абсолютно разные.

Интересный момент! У соловья на груди располагаются серые пятна, имеющие сходство с пятнами певчего дрозда, а верхняя часть тела характеризуется совсем непривлекательной расцветкой.

Соловей имеет, как и воробей, небольшие черные, живые глаза, тонкий клюв, а также оперение серого цвета с коричневым отливом. Хвост у него такой же острый, рыжеватого оттенка. Отличается соловей от вездесущего воробья, тем, что предпочитает не попадаться на глаза человека. Поэтому увидеть соловья воочию, как он поет, посчастливилось не каждому, хотя увидеть на просторах Интернета фото этого уникального певца не проблематично.

На самом деле у соловья более мощные конечности и более крупные глаза. Цвет оперения больше рыжевато-оливковый, а область груди более выразительная, при этом не трудно рассмотреть даже отдельные перья.

Виды соловьев

В природе существует два вида соловьев – обыкновенные и южные. Обыкновенная разновидность предпочитает обитать на территории Европы и Сибири, выбирая для своей жизнедеятельности низины, при этом соловьи обыкновенные избегают засушливых территорий. Южные соловьи предпочитают обитать в более теплых регионах.

Обе разновидности имеют сходство, при этом они выбирают для своих гнезд лесные массивы, расположенные вблизи различных водоемов. У них голоса практически одинаковые, но у обыкновенного соловья брюшко более светлое, по сравнению с его южным сородичем. Существуют также тугавые соловьи, обитающие на Закавказье и в Азии, но их песни намного примитивнее.

Характер и образ жизни

По сравнению с некоторыми другими видами птиц, соловьи предпочитают вести уединенный образ жизни, поэтому увидеть большие группы этих птиц, собирающихся на зимовку в теплые края, практически невозможно. Подходящая среда обитания для соловья должна включать густые заросли, а также обилие солнечных лучей. Они не селятся вблизи населенных пунктов, но если условия позволяют, то их пение можно услышать в непосредственной близости от человеческих жилищ. Соловьи, обитающие на территории Европы и Сибири, улетают на зимовку в теплые страны, преодолевая огромные расстояния.

Интересно знать! Если соловей поет не так громко, значит, он нашел для себя половинку и просто ухаживает за ней.

Характер пения зависит от различных обстоятельств, но, тем не менее, соловьи считаются наиболее одаренными птицами на нашей Планете в плане вокальных данных. После возвращения на привычные места обитания весной, их песня звучит наиболее громко. Своими песнями самцы привлекают самок, а также дают знать другим своим сородичам о том, что территория уже занята. В дневное время соловей поет, но неохотно, тем более что разнообразием эти песни не отличаются.

Сколько живет соловей

Обитая в дикой природе, соловьи живут не больше 4-х лет, но при содержании в условиях неволи, организовав надлежащий уход, соловьи могут прожить в 2 раза дольше.

Среда обитания

Соловьи весьма широко распространены в Англии, поэтому их называют английскими птицами. В этой стране соловьи встречаются повсюду: в лесах, в парках и других местах, где имеются заросли растительности и кустарников. Кроме Англии, соловьи встречаются во многих других странах мира. В такой стране, как Иран, птица соловей считается национальным символом. На территории нашей страны соловьи встречаются повсеместно.

Соловьи предпочитают селиться в низменностях, характеризующихся наличием кустарниковой растительности, а также всевозможных живых изгородей.

В основном это территории, расположенные в бассейнах рек или других водоемов, хотя их можно встретить и на склонах холмов, в низкорослых кустарниках, поросших на прибрежных песчаных дюнах. На протяжении дня соловей часто меняет свое месторасположение, поэтому его песни могут звучать в разных местах. Ночное пение звучит из одного и того же места, при этом его арии разделены 2-х или 3-х часовыми отрезками. Первая ария звучит до полуночи, а вторая начинается ранним утром.

Фантастические факты о соловьях

Чем питается

Как и многие пернатые, соловьи питаются различными фруктами, семенами растений, орехами и т.д. Если этой пищи недостаточно, птица добавляет в свой рацион питания различных насекомых. Как правило, это происходит в периоды размножения, когда нужно выращивать свое потомство. Как правило, соловьи находят для себя пропитание в пластах опавшей листвы. Там он находит муравьев, жуков и другую живность. Если у птицы такой возможности нет, соловьи едят гусениц, пауков, дождевых червей и т.д. Другими словами, рацион питания зависит от условий среды обитания.

Соловей находит для себя и своего потомства объекты пропитания, расположенные на земле, а также находясь на растительности, обследуя кору деревьев.

Важный момент! По окончании лета, меню птицы расширяется за счет ягод. Осень характеризуется тем, что у пернатых появляется возможность разнообразить свое меню, поэтому птица ищет дикую вишню, бузину, смородину, терн и т.д.

Когда птицу содержат в неволе, ее кормят опарышами, мучными червями, тертой морковкой, а также заводскими кормами, предназначенными для питания насекомоядных птиц. На самом деле редко удается увидеть соловья в неволе, не говоря уже о его поимке. Приручение соловья связано с большими трудностями, поскольку для птицы это неприемлемо. Соловей может днями пытаться вырваться из клетки. Он постоянно бьется всем телом о сетку клетки, что ведет за собой серьезные увечья, а то и смерть.

В российских губерниях многие местные богачи содержали соловьев в неволе вплоть до 19 века. В те времена это считалось модно, что привело к тому, что эти пернатые могли оказаться на грани исчезновения.

Размножение и потомство

Возвращаясь из теплых краев, пернатые в первую очередь занимаются поиском партнеров для воссоздания себе подобных. Как правило, соловьи прилетают всего за несколько дней до появления на растительности листьев. Несколько этих дней уходит на изучение местности, а затем соловей начинает петь, буквально заливаясь. Особенно интересно это выглядит на общем фоне оживающей от зимней спячки природы.

Интересно знать! Когда самка начинает приближаться к самцу, он начинает петь не настолько громко, при этом он старается подражать ее звукам, обмахиваясь хвостом и возбужденно взмахивая своими крыльями.

После спаривания самка приступает к формированию своего гнезда. Для постройки гнезда пернатые используют грубую траву и опавшие листья. Гнездо имеет чашеобразную форму и может располагаться либо на земле, либо на растительности, но как можно ближе к поверхности земли. Обустройством гнезда занимается исключительно самка, как и высиживанием яиц. Самец занимается тем, что поет ночами напролет. После того, как на свет появляется потомство, самец прекращает петь, чтобы не привлекать внимание многих хищников, которые запросто могут разорить его гнездо.

Самка регулярно очищает гнездо от помета птенцов, тем самым, заботясь о его чистоте. Широко открытые рты птенцов ярко-оранжевого цвета, говорят о том, что им нужна пища, причем много пищи. Поиском пропитания занимаются оба родителя. Самый голосистый птенец получает порцию еды в первую очередь. На протяжении 2-х недель родители неустанно занимаются кормлением своего потомства. За этот короткий промежуток времени потомство достигает размеров взрослых особей и покидает гнездо родителей. Соловей каждый год, возвращаясь на прежние места гнездований, выбирает для себя новую пару.

Природные враги соловья

У этих пернатых, несмотря на небольшие размеры, достаточно много естественных врагов. Соловьями не брезгуют ни хищные птицы, ни хищные млекопитающие.

Популяция и статус вида

Пение соловья настолько мелодичное, что оно не оставляет равнодушным никого. Соловья часто называют природным депрессантом, способным исцелить самое израненное сердце. Как ни печально, но соловьи, как и многие другие пернатые, в свое время оказались на грани вымирания. На протяжении длительного периода времени специалисты не обращали внимания на их стремительное сокращение численности.

В заключение

Это птицы, представляющие отряд воробьинообразных, при этом певчему таланту этих пернатых можно просто позавидовать. Совсем не зря, эта птица стала символом, причем весьма распространенным, у поэтов различных эпох. В каких только произведениях ни встретишь образ соловья, причем некоторые сюжеты достаточно трагичные, поэтому песню соловья долгое время сравнивали с плачем.

Плоды творчества некоторых поэтов символизировали личность поэта, которую сравнивали с соловьями. Поэты пользовались символом соловья, считая, что его трели имели исключительную творческую ценность, несмотря на кажущуюся спонтанность. Стихи некоторых поэтов отождествлялись с птичьими трелями соловья. Когда началась эра романтизма, значение символа несколько изменилось: поэты видели в этой птичке не просто искусного певца, но и «мастера высшего искусства, способного вдохновить любого талантливого человека». Для некоторых поэтов-романтистов соловьи приобретали черты музы, а без нее многие поэты просто не могли творить.

Птица соловей – это, пожалуй, единственная птица, которая послужила основой для появления множества фразеологизмов, пословиц и поговорок.

Незабываемое Пение соловья / Chill out Nightingale Singing

  • Рассказ про солнечную систему для 2 класса
  • Рассказ про созвездия для 2 класса по окружающему миру большая медведица
  • Рассказ про созвездие козерога 2 класс
  • Рассказ про созвездие кассиопея для 2 класса
  • Рассказ про сову для детей дошкольного возраста