Рассказ про софью из комедии недоросль

История создания написанная фонвизиным комедия бригадир, имевшая ошеломляющий успех в петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. после ее

История создания

Написанная
Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала
основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее
опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше
и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании
новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению
ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х
годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился
точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально
Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий
(Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само
собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных
вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин
стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера
откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она
все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Сама же комедия была опубликована двумя годами позже.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается
момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

1.     
не влечет смерть одного представителей
из враждующих сторон;

2.    
направлен на «ничего не несущие» цели;

3.    
повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая
направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные
пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам
классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят
в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем
говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень
уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных
драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый
юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг
семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве.
Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их
представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует
закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на
это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она
предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы  «приютили» дальнюю родственницу — сироту
Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и
благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на
которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником.
Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому
окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо.
Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали
погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в
обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре
узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он
открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает
аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за
Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается»
офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом
Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В
его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими
людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую
перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает
Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве
с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом
постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает
выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время
имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с
крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был
учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок.
Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё,
говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так
называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их
души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы,
Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ
материального благополучия, грубость и невежество.

§  Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и
неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным
и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу
жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого
человека, ничего не воспринимающего всерьез.

§  Софья — образованная, добрая девушка, которая становится
белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.

§  Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с
множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме
любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение
стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.

§  Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья
для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает
девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин
изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став
при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для
будущего поколения.

§  Скотинин — точно так же, как и все остальные, является
примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на
какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

§  Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии.
«Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в
людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по
старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а
лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.

§  Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого
зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по
отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит
ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности,
которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица
не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно
его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин
подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по
отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители
– достойными почтения.

§  Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с
Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями,
которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал
дворянского будущего.

Основные проблемы

§  Основная проблема произведения — последствия неправильного
воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями
уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что
слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их
разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что
все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в
их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также
будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.

§  Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное
разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог
несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать,
чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком
общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.

§  Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает
доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет
ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.

§  Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их
мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не
интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего
другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь
в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью эпохи
просвещения
, поэтому не принимал грубости, невежества и
жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом»,
поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным,
добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким
образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша,
повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же
его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей
ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он
не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»:
Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в
соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за
неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит
уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не
воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся
фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня
вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является
финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не
столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое
они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как
птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из
собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность,
отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким
образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе
легко потерять, будучи необразованным человеком.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа
рекомендуем ознакомиться с самим произведением
Недоросль.

Год написания – 1782 г.

История создания – Замысел
комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал
юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками
комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году.

Тема – Основной
темой «Недоросля» является необходимость просвещения и образования для молодых
дворян, воспитание молодого поколения в духе новых веяний времени и
политических преобразований.

Композиция – Комедия
выстроена по всем законам жанра, в ней соблюдены три составляющих, необходимых
для комедии классицизма: единства действия, места и времени. Состоит из пяти
действий.

Жанр
Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.

Направление – Пьеса
является ярким примером основного литературного направления того времени –
классицизма.

История создания

Анализ комедии «Недоросль» поможет нам глубже понять
произведение, его основную мысль, проблематику и конфликт.

Сначала разберём смысл названия. В восемнадцатом веке слово
«недоросль» обозначало молодого дворянина, не имеющего документа об
образовании. Недорослей не брали на службу и не разрешали вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в её
просветительские идеи. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он
изучал философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным
постановкам, в частности комедиям.

Когда писатель вернулся в Россию, у него возник замысел
произведения «Недоросль», он дал своим героям говорящие фамилии и имена, чтобы
зритель глубже проник в идею пьесы, благодаря чему понял, в чём заключается
смысл комедии. Работа над произведением заняла у драматурга примерно три года,
она продолжалась с 1778 по 1782 год.

Тема

Изначально главной темой комедии стали
воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены
социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете
брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.

Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка,
гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и
прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них
работать, Простаковы не видят толку в образовании. Превыше всего для них
материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына.
Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.

Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается
личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической
матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания
матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он отмахивается от неё,
чем вызывает у неё досаду и упрёки.

Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный
конфликт
Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания.
Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим
людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это
образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит
благоразумие, добропорядочность человека.

Композиция

Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными
героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия
происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о
котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку.
Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения.

В следующих двух действиях события стремительно развиваются,
появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором
Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.

В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится
известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых
намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон
собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои
наказаны, а добродетельные награждены.

Используя в своей комедии такой художественный приём, как
говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая
не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика
комедии.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные
герои «Недоросля», а для основных подготовили отдельные страницы:

Жанр

Это классическая классицистская комедия. События происходят в
течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой
сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные
эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его
маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над
своими крепостными крестьянами).

Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что
только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти
в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины.
Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы
поведения личности.

Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её
вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с
максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского
общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из
жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной:
сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых
смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/analiz-proizvedeniya-fonvizina.html

Автор: Фонвизин Денис Иванович, родился в 1745г, умер в 1792г. Русский писатель, публицист, статский советник. Наиболее известное произведение – комедия «Недоросль». Принесла автору титул «Отец русской комедии».

Название: «Недоросль»

Жанр произведения: Социально-политическая комедия

Тема произведения: Воспитание нового дворянства

Число страниц: 96

Годы написания комедии «Недоросль» — 1778-1782. Первая постановка – в 1782г, публикация – 1783г. Эпоха царствования Екатерины II. Начало создания государственной системы народного образования. Замысел комедии сложился у Фонвизина в период полуторагодового пребывания во Франции.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Простакова — помещица. Безумно любит сына, чем негативно влияет на него. Грубая, невежественная женщина, крепостница, властная, деспотичная. «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя…»
  2. Митрофанушка – сын Простаковых, 16-летний недоросль. Инфантилен, избалован, неуважителен к окружающим, в том числе к отцу. Использует слепую любовь матери, совершенно необразован. «Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…»
  3. Скотинин – брат Простаковой. Говорящая фамилия: единственное, что его интересует – это разведение свиней. Невежественный, необразованный, с полным отсутствием моральных принципов, с огромным самомнением. «Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало.»
  4. Софья – сирота, воспитанница Простаковых. Тонкая, умная, порядочная девушка. Благодаря дяде (Стародум) стала богатой невестой, поэтому является завидной партией для Митрофанушки и Скотинина. «…Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…»
  5. Стародум – дядя Софьи. Разбогател на работах в Сибири. Честный, прямодушный человек высоких моральных принципов. Образован, интеллигентен. «Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние своё сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»

Положительные герои комедии «Недоросль:

  • Софья
  • Стародум
  • Правдин
  • Милон
  • Цифиркин
  • Тришка

Отрицательные герои комедии «Недоросль»:

  • Простакова
  • Простаков
  • Митрофанушка
  • Скотинин
  • Вральман
  • Еремеевна
  • Кутейкин

Время и место действия комедии «Недоросль»

Россия, вторая половина XVIII века, имение Простаковых в деревне. Действие происходит после восстания Пугачева, в этот период дворянство начало озадачиваться проблемой крестьянских восстаний.

Краткое содержание комедии «Недоросль»

  1. В семье Простаковых растет сын Митрофан, недалекий, необразованный юноша. В этой же семье воспитывается Софья, сирота, на которой хочет жениться брат Простаковой – Скотинин.
  2. Софья узнает, что стала хозяйкой огромного состояния своего дяди Стародума. Простакова замышляет женить на Софье Митрофана.
  3. Сложную для Софьи ситуацию разрешает ее приехавший дядя. При участии государственного служащего Правдина Простаковы лишаются права управления имуществом за жестокое обращение с крепостными.
  4. План Простаковой по похищению Софьи проваливается. Стародум благословляет Софью на брак с офицером Милоном, они уезжают.
  5. Митрофан отправляется на военную службу, которая должна исправить «недоросля».

Главная мысль комедии «Недоросль».

Необходимо воспитывать молодое дворянство в духе просвещения, это требуется и обществу, и стране. Автор развивает мысль о ценности образования и высоких нравственных идеалов, проводниками которых должны быть профессиональные педагоги.

Отзыв о комедии «Недоросль».

Пьеса написана легким, доступным слогом, она динамична и остра.  Диалоги пьесы выразительные, она дала русскому языку немало афоризмов и нарицательных выражений (даже само имя Митрофанушка прочно вошло в русскую речь как синоним невежи). Проблема антагонизма «нового» и «старого» дворянства значительно назрела к концу XVIII века, пьеса оказалась весьма своевременной. Автор показывает, что «новое» дворянство должно стать проводником высоких моральных ценностей и истинной культуры, а «старое» дворянство с его невежеством и деспотизмом отжило свой век. И начинать эти перемены необходимо именно с воспитания молодежи. Об остроте комедии свидетельствует тот факт, что в течение полугода цензура не пропускала ее на театральные подмостки из-за слишком смелой сатиры на существующее положение вещей.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в комедии «Недоросль» мне запомнился отрывок беседы Софьи и Стародума во II явлении IV действия. Это интересный диалог, содержащий немало мудрых мыслей и рассуждений о человеческой природе, он пронизан любовью Стародума к юной племяннице. «Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет» — говорит Стародум Софье, желая, чтобы она не принимала близко к сердцу чужую злость и зависть, ведь девушка еще так молода, наивна и чувствительна.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Сговор — договор между родителями юноши и девушки, желающими вступить в брак.
  • Таска — наказание, нагоняй.
  • Пращур — далекий предок.
  • Свойственник — усыновитель, опекун.
  • Благостыня — милосердный поступок, благо.
  • Околоток — ближайшая окрестность, округа.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Собака лает, ветер носит (Цыфиркин, явление VII действие III)
  • Всякая вина виновата (Тарас Скотинин, действие I явление IV)
  • Ученье – вздор (Скотинин, явление VIII, действие IV)
  • Видали виды (Простаков, явление VIII, действие I)
  • Весёлым пирком, да за свадебку (Скотинин, явление V, действие III)
  • Повинную голову меч не сечёт (Простакова, явление IV, действие V)
  • Поминай, как звали (Митрофан, явление VI, действие II)

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Инфоурок

Литература
ПрезентацииФ.И. Фонвизин «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Комедия «Недоросль»Д. И. Фонвизин

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Комедия «Недоросль»Д. И. Фонвизин

    Описание слайда:

    Комедия «Недоросль»
    Д. И. Фонвизин

  • 2 слайд

    Денис Иванович Фонвизин(1745 -1792)…Сатирик превосходный Невежество казнил в

    Описание слайда:

    Денис Иванович Фонвизин
    (1745 -1792)
    …Сатирик превосходный
    Невежество казнил в комедии народной.
    А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

    Волшебный край! Там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы…
    А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

  • 3 слайд

    1745 г. - родился в большой обедневшей дворянской сем

    Описание слайда:

    1745 г. — родился в большой обедневшей
    дворянской семье в Москве;
    1755 г. – был отдан в гимназию при Мос-
    ковском университете;
    1759 г. — поступил на философский фа-
    (14 лет) культет Московского университета
    1761 г. — зарабатывал переводами с не-
    (16 лет) мецкого языка басен;
    в 18 лет он заканчивает университет и
    переезжает в Петербург;

  • 4 слайд

    1766-69 гг.-написана комедия «Бригадир» (24 года) (приносит е

    Описание слайда:

    1766-69 гг.-написана комедия «Бригадир»
    (24 года) (приносит ему известность);
    1769г.–поступил в Коллегию иностранных
    дел в качестве секретаря;
    1782 г. – написана комедия «Недоросль»;
    1783 г. – вынужден выйти в отставку;
    1785 г. – тяжело заболел: с трудом пере-
    (40 лет) двигался и плохо говорил;
    1788 г. – задумал издавать журнал «Старо-
    дум», но Екатерина II запретила;
    1792 г. – 1 декабря умер, ему было 47 лет.

  • 5 слайд

    первая русская социально-политическая комедия.

    Описание слайда:

    первая русская
    социально-политическая
    комедия.
    1782 год
    (автору 37 лет)
    Комедия «Недоросль» –

  • 6 слайд

    Недоросль – в России в XVIII веке: молодой дворянин, не дости

    Описание слайда:

    Недоросль –
    в России в XVIII веке: молодой дворянин,
    не достигший совершеннолетия и
    не поступивший на государственную службу.

  • 7 слайд

    Рассказ про софью из комедии недоросль

  • 8 слайд

    Эта пьеса из пяти действий о недоросле, о его чудовищном воспитании, превращ

    Описание слайда:

    Эта пьеса из пяти действий о недоросле, о его чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо.
    Тема — ?

  • 9 слайд

    Фонвизин изображает пороки того общества: хозяева, господствующие не по пр

    Описание слайда:

    Фонвизин изображает пороки того общества:
    хозяева, господствующие
    не по праву;
    дворяне, не достойные быть дворянами;
    самозваные
    учителя.

  • 10 слайд

    Пьеса - это

    Описание слайда:

    Пьеса — это

  • 11 слайд

    «Недоросль» - комедия классицизма Фонвизин подчинил композицию пьесы правилу

    Описание слайда:

    «Недоросль» — комедия классицизма
    Фонвизин подчинил композицию пьесы правилу трёх единств:
    события происходят в течение одних суток;
    в одном месте;
    в основе комедии лежит конфликт.

  • 12 слайд

    Основные правила классической комедии:изображение людских пороков; комедия до

    Описание слайда:

    Основные правила классической комедии:
    изображение людских пороков;
    комедия должна смехом казнить пороки
    говорящие фамилии;
    чёткое деление на положительных и отрицательных героев;
    установка на разговорный язык;
    счастливый конец

  • 13 слайд

    Сюжет и композиция комедии В основу сюжета комедии Фонвизин положил ко

    Описание слайда:

    Сюжет и композиция комедии
    В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 — начала 80-х годов 18 в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.

  • 14 слайд

    ТерминыЭкспозиция – вступительная часть литературного произведения. Кульм

    Описание слайда:

    Термины
    Экспозиция – вступительная часть литературного произведения.
    Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, конфликт.
    Композиция – пространство произведения.

  • 15 слайд

    Любовный конфликтЭкспозицияЗавязкаКульминацияРазвязкаРассказ о Софье и о соис

    Описание слайда:

    Любовный конфликт
    Экспозиция
    Завязка
    Кульминация
    Развязка
    Рассказ о Софье и о соискателях на её руку
    Известие о приезде Стародума
    Попытка похитить Софью
    Счастливый финал – соединение Милона и Софьи

  • 16 слайд

    Социально-политический конфликтЭкспозицияЗавязкаКульминацияРазвязкаРассказ о

    Описание слайда:

    Социально-политический конфликт
    Экспозиция
    Завязка
    Кульминация
    Развязка
    Рассказ о Простаковой и
    её семье
    Известие о приезде Стародума
    Попытка похитить Софью
    В финале порок наказан – Простакова и её имение отданы под опеку

  • 17 слайд

    герои Софья (невеста)Милон (жених)Скотинин («жених»)госпожа ПростаковаПравдин

    Описание слайда:

    герои
    Софья (невеста)
    Милон (жених)
    Скотинин («жених»)
    госпожа Простакова
    Правдин (помощник)
    Митрофан (недоросль)

  • 18 слайд

    Отрицательные героиНичтожные господа Простакова и Скотинин. «Злонравные» поме

    Описание слайда:

    Отрицательные герои
    Ничтожные господа Простакова и Скотинин.
    «Злонравные» помещики смотрят на крепостных, как на скот.
    Митрофанушка тупой и ленивый, эгоистичный, жестокий и хитрый: воплощение дремучего невежества и нравствен-
    ной невоспитанности.

  • 19 слайд

    Рассказ про софью из комедии недоросль

  • 20 слайд

    ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИВсе они враги просвещения и закона, преклоняются только пе

    Описание слайда:

    ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ
    Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и всё время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.

  • 21 слайд

    Положительные героиОбразы Правдина и Милона - примеры исполнения дворянского

    Описание слайда:

    Положительные герои
    Образы Правдина и Милона — примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством.
    Стародум осуждает нравы екатериненского двора. Он по своему мировоззрению — носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Ее получил его бывший приятель, граф, отказавшийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой.
    Софья происходит от честных дворян, образована. Она считает, что почёт и богатство должны доставаться трудами.

  • 22 слайд

    Говорящие фамилииПростакова – простота, необразованность. Стародум – человек

    Описание слайда:

    Говорящие фамилии
    Простакова – простота, необразованность.
    Стародум – человек Петровской эпохи.
    Скотинин – любитель свиней.
    Правдин – дворянский долг превыше всего.
    Софья – с греч. значит «мудрость», но не ума,
    а мудрость души, сердца, чувства.
    Митрофанушка – с греч. – «похожий на мать» – маменькин сынок.
    Вральман, Цыферкин, Кутейкин –
    так называемые учителя.

  • 23 слайд

    Образ Простаковойэто главный персонаж комедии; она в центре всех событий; на

    Описание слайда:

    Образ Простаковой
    это главный персонаж комедии;
    она в центре всех событий;
    на ней весь «дом держится»;
    вызывает острое неприятие: «госпожа бесчеловечная»,
    «презлая фурия с адским нравом», «злая помещица»;
    она жестока и невежественна, хитра и лицемерна,
    расчётлива и предприимчива;
    безумная любовь к сыну делает
    её жертвой собственного обмана.

  • 24 слайд

    Крылатые выраженияТришкин кафтан. Век живи, век учись. Не хочу учиться,

    Описание слайда:

    Крылатые выражения
    Тришкин кафтан.
    Век живи, век учись.
    Не хочу учиться,
    а хочу жениться.
    Вот злонравия достойные плоды.

  • 25 слайд

    ИДЕЯ Комедии Основная идея комедии: осуждение невежественных и жестоки

    Описание слайда:

    ИДЕЯ Комедии

    Основная идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
Недоросль. Комедия в пяти действиях. (В сокращении)

Похожие материалы

  • Тест по рассказу А. П. Чехова «О любви» (8 класс)

  • Тест по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (8 класс)

  • Тест № 1 по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (8 класс)

  • Презентация по литературе «Исполнители русских народных песен» (8 класс)

  • Презентация по литературе на тему «Предание» (8 класс)

  • Тест по рассказу Тэффи «Жизнь и воротник» (8 класс)

  • Тест по повести И. С. Тургенева «Ася» (8 класс)

  • Тест по повести И.С. Тургенева «Ася» (8 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446103 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Тема:
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Подготовка к
домашнему сочинению.

Цели: Подготовка к домашнему
сочинению.

Год написания – 1782
г.

История создания
Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под
влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.

Тема
Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание
нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

Композиция
комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих –
единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

Жанр – Пьеса
– комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.

Направление – Задача
автора состояла в высмеивании пороков общества, значит, направление комедии –
сатирическое.

История создания

В «Недоросле» анализ произведения
предполагает раскрытие темы, основную мысль комедии, ее суть и идею.

Сначала определим смысл названия.
В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало человека, не имеющего
документа об образовании. Такого человека не брали на службу и не разрешали
вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во
Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все
сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое
внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям.

Когда писатель возвратился в
Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат
говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей
создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а
окончательный год написания – 1782.

Тема

Изначально главной темой
комедии
предполагалась тема воспитания и образования нового поколения,
позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические
проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении
службы и женитьбы дворян – недорослей.

Семья Простаковых, имеющая
недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у
таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют
ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как
крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего
для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает
глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.

Семья – это тот пример, на
котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает
поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не
понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает,
почему он не выказывает ей должного почтения.

Раскрывая проблемы комедии,
внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все
зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье
зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и
честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по
отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.

Композиция

Мастерски выполненные особенности
композиции позволяет ознакомиться с главными героями в самом начале пьесы.
Уже в конце первого действия происходит завязка сюжета. Тут же в комедии
появляются Правдин и Софья. В комедии есть интрига – богатое приданное Софьи,
о котором узнают из рассказа Стародума, и разгорается борьба за ее руку.

Скрыть объявление

В следующих двух действиях
события стремительно развивается, растет напряженность, пик которой
приходится на четвёртое действие, в котором в голову Простаковой приходит
мысль похитить Софью и силой выдать замуж за недоросля.

Постепенно развитие действия
начинает идти на спад, и в пятом действии комедия приходит к развязке.
Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых
в злых намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте
имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка
вынужден идти в солдаты.

Используя в своей комедии такие
художественные средства как говорящие фамилии и имена, автор дает
нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в ее
справедливости. Такова общая характеристика комедии.

Характеристики героев «Недоросль»

Главные герои

Митрофанушка

В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество
и застой российского дворянства. Главному герою шестнадцать лет от роду,
живет он с родителями. Митрофан единственный ребенок в семье. Он абсолютно
необразован. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к
учебе.
Персонаж предстает перед читателем как избалованный и не уважающий других
молодой человек. Он не уважает собственного отца, льстит и пользуется
расположением матери.

Стародум

В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи.
Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу
честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами
автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой
несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен
пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя.
Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

Простакова

Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и
невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье.
Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын.
Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное
чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану –
выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается
желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

Правдин

Государственный служащий, который отправлен с целью
проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и
честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых
заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает
пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной
жены будет изъято.

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное
влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит
Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к
их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она
переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

Скотинин

Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов.
Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты
придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой
было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется
некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и
рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия.
Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ
положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию.
Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень
характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши
дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или
творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря
собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и
комичность ситуации.

Жанр

Пьеса Фонвизина построена по
законам классицизма. События происходят в течение суток на одном месте.
Комедийная направленность пьесы ярко выражена острой сатирой, беспощадно
высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют и смешные мотивы, пронизанные
юмором, есть и печальные, в которых помещица высокомерно издевается над
своими крепостными крестьянами.

Писатель был ярым сторонником
просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное
воспитание могут помочь человеку, вырасти в высоконравственную личность,
стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть
институт семьи, где и закладываются основы человеческого поведения.

Критика восторженно отнеслась к
комедии «Недоросль», назвав ее вершиной драматургии России 18 века. Все
критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью и
прямолинейностью описал типичные образы и характеристики общества, которые
выглядят карикатурно и гротескно, а на самом деле, просто взяты из жизни, и
описаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в
обществе также присутствует большое количество «митрофанушек», для которых
смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образованию отводится
минимальное место.

На чтение 20 мин. Просмотров 30 Опубликовано

b-v-vlasov-nedorosl.jpg

Герои пьесы «Недоросль» составляют собой галерею ярких, запоминающихся образов. В этой статье представлена краткая характеристика положительных и отрицательных персонажей комедии «Недоросль» Фонвизина: описание персонажей в таблице.Смотрите: Краткое содержание пьесы— Все материалы по пьесе «Недоросль»

Положительные и отрицательные герои комедии «Недоросль»: описание персонажей в таблице

Персонажей знаменитой комедии «Недоросль» можно условно разделить на отрицательных и положительных. К числу отрицательных героев комедии относятся:  В таблице ниже представлены положительные и отрицательные действующие лица и их краткая характеристика. Положительные и отрицательные герои пьесы «Недоросль» 

Положительные и отрицательные герои комедии «Недоросль» Фонвизина<o>
Положительные<o> Отрицательные<o>
1. СтародумМудрый, добрый, искренний человек. Добивается богатства своим трудом. <o> 1. Госпожа ПростаковаЖестокая и бесчеловечная помещица. Плохо обращается с крестьянами и мужем.<o>
2. СофьяМудрая, умная, образованная девушка. <o> 2. Господин ПростаковПотакает своей жене, злобной Простаковой. 
3. МилонЧестный, храбрый и скромный офицер. <o> 3. МитрофанушкаМалообразованный, ленивый и жестокий подросток. <o>
4. ПравдинЧестный, справедливый помещик и чиновник. Спасает крестьян от злых помещиков.<o> 4. СкотининХочет жениться на Софье из-за ее наследства. Необразованный, жестокий помещик.<o>
5. ЦыфиркинМалограмотный, невежественный учитель, но трудолюбивый, честный и добрый человек.  5. ВральманБывший кучер, обманывает Простаковых, притворяясь учителем. Хитрый, ленивый человек, плохой учитель.<o>
6. ТришкаРассудительный и нетрусливый крепостной. Он отваживается спорить с Простаковой.<o> 6. ЕремеевнаЛюбит и заботится о Митрофане. Но при этом она делает зло, помогая Простаковым похитить Софью.
7. КутейкинМалограмотный учитель, расчетливый и трусливый человек.  

Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»Скачать:

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения. Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии. Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание. Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная. Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

Другие материалы по комедии «Недоросль»

Краткое содержание

Анализ комедии

Проблематика произведения

Образ и характеристика Митрофанушки

Образ и характеристика Софьи

Цитаты

Добавить в избранное

Меню статьи:

“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.

Nedorosl-Denis-Ivanovich-Fonvizin.jpg

Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”

Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.

Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.

Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

Скотинин

Софья

Стародум

Милон

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе: Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

  • Автор: Д. И. Фонвизин
  • Произведение: Недоросль
  • Это сочинение списано 895 063 раз

Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:

Герои Характеристика Речь персонажа
Отрицательные персонажи
Госпожа Простакова Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. «Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома» называет её Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства — сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё. Тришке — «скот», «мошенник», «воровская харя», «болван»; Еремеевне — «бестия», «каналья», «собачья дочь».Стародуму — «благодетель».»Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем».«Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.»
Скотинин Ещё один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюблённый и жестокий. Единственная страсть — свиньи и всё, что с ними связано, придаёт его образу некое подобие животного. «Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».«Люблю свиней…»«В деревеньках ваших водятся ли свинки?»« Я и своих поросят завести хочу».«…как чорта изломаю… будь я свиной сын…»«Эко счастье привалило».«Я бы те … за ноги,да об угол», «Ах ты чушка проклятая!» — Митрофану.«Да вишь как развизжалась» — о сестре.
Митрофан Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя «говорящее», ведь Митрофан в переводе с греческого — «похожий на мать». Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где «матушка бьёт батюшку». Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка — не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. «Невежда без души — зверь», по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. «Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет», — говорит о нём Софья. «Чушка проклятая», как называет его дядя, — конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически «недорослем» считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ «недоросля», благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. Еремеевне — «старая хрычовка»; дяде — «Убирайся, дядюшка; проваливай»; «гарнизонная крыса» — учителю Цыфиркину..«Пострел их побери и с Еремеевной» — об учителях.«Не хочу учиться, хочу жениться».«Все к чорту!»
Простаков Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный «бесхребетный подкаблучник», в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Положительные персонажи
Правдин Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. «Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими … власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании».
Софья Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя её «мудрость». Честная и образованная. «Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум. «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они — способы ксчастью».«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».
Стародум Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. «Просвещение возвышает одну добродетельную душу».«Наличные деньги не наличные достоинства».«Начинаются чины — перестаёт искренность».«Имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время».«Достоинство сердца неразделимо».«Главная цель всех знаний человеческих — благонравие».
Милон Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума. «Я влюблен, и имею счастье быть любим».«Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…»
Второстепенные персонажи
Цыфиркин В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: «За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму».Грубоватый, но прямолинейный и честный. «Праздно жить не люблю», — говорит он. «Прямым добрым человеком» назван Стародумом. «Здешни господа добры командеры!», «здесь беглый огонь в суткисряду часа по три».«Здравствовать сто лет, да двадцать,да еще пятнадцать, несчетны годы».
Кутейкин Недоучившийся семинарист с «говорящей» фамилией: кутья — обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чём свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков», «сиречь животина, скот». Жаден к деньгам, старается не упустить своего. Церковно-славянская лексика: «тьма кромешная», «горе мне грешному», «звах бых», «приидох», «убояся бездны премудрости».
Вральман Немец Адам Адамович — бывший кучер Стародума. Человек — проходимец, о чём и говорит его фамилия, выдаёт себя за учёного, который может научить «по-французски и всем наукам», а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. «Умарить хотят репенка!»«Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками».
Еремеевна Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день». «… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала».»…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно».

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.

nedorosl-glavnye-geroi-45059.jpg

Характеристики героев «Недоросль»

Главные герои

Митрофанушка

Стародум

В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи. Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя. Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

Простакова

Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье. Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын. Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану – выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

Правдин

Государственный служащий, который отправлен с целью проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной жены будет изъято.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

Скотинин

Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов. Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

</tr></table>

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:</h3>

    • <label>Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;</label>
    • <label>Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;</label>
    • <label>События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;</label>
    • <label>Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/07/polozhitelnye-geroi-otricatelnye-nedorosl-fonvizin-tablica.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1401-harakteristika-geroev-nedorosl-kratko.html
  • https://r-book.club/russian-classics/denis-fonvizin/nedorosl-analiz.html
  • https://resoch.ru/xarakteristika-geroev-v-komedii-nedorosl-tablica/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/glavnye-geroi-harakteristika.html

  • Рассказ про софью на дзен
  • Рассказ про софью и измайлова бесплатно
  • Рассказ про сома 1 класс окружающий мир короткий
  • Рассказ про софию горе от ума
  • Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир