Рассказ про софью и измайлова бесплатно

Глава 37 в которой измайлов читает письмо петра николаевича, а софи знакомится с художественными дарованиями сони щукиной тетя софи!

Глава 37

В которой Измайлов читает письмо Петра Николаевича, а Софи знакомится с художественными дарованиями Сони Щукиной

– Тетя Софи! Тетя Софи!

– Чего тебе, Стеша? – Софи сидела на солнечном пригорке над разливами и, отгоняя веткой мух, читала книгу.

Внизу Измайлов в одних подштанниках вместе с Людой, держа ее за руку, пытался зайти в воду. Люда вырывалась, поджимала ноги и визжала от страха и восторга. Карпуша наблюдал за всем этим издалека. Потом внезапно, молча, вздымая тучу брызг, со своего места бросался в воду и сразу же выскакивал обратно. Софи понимала, что это он так показывает Люде, что вода – вовсе не страшная. Люда, к сожалению, не понимала и только еще больше пугалась.

– Тетя Софи, а почему дядя Измайлов меня Стешенсоном называет? Я же – Стеша…

– Ну… ты когда-нибудь паровоз видела?

– Нет! Меня мама и Матвей каждый год обещают в Тавду свозить и по железной дороге проехать, но каждый раз обманывают. Все какие-то дела у них, дела…

– А помнишь, ты нам свою бочку показывала, в которой уголь под кастрюлей горел и она по деревянному желобу ехала?

– Ну конечно, это я на мамином прииске машину видела. А потом подумала, что ведь она и сама ехать может, а не только другое двигать…

– Стеша, ты, конечно, талант, и что-то с этим делать надо, – задумчиво сказала Софи. – Эта твоя бочка, она вообще-то и есть паровоз. А изобрел его как раз Стефенсон. Понимаешь теперь?

– Ага, понимаю! – обрадовалась Стеша. – Стефенсон-Стешенсон – получается рифма!

– Ага. А ты что – еще и стихи пишешь?

– Нет, стихи не пишу, – вздохнула Стеша. – У меня не получается. Стихи мама сочиняет и еще – Соня.

– Да? – удивилась Софи. – Соня пишет стихи? И что – и Вера до сих пор сочиняет?

– Угу, – подтвердила Стеша. – На разных языках. Папе Леке – на остякском. Папе Матвея – на русском. А еще кому-то – Соня говорила, по-французски…

– С ума сойти! – признала Софи.

Стеша сбежала с пригорка.

– Карпуша! – закричала она. – Карпуша, иди сюда! Сломай мне сейчас вот эту ветку! У меня сил не хватает!

Софи отложила книгу и внимательно наблюдала за детьми.

Мальчик, насторожено глядя, приблизился к девочке.

– Где? – отрывисто спросил он.

– Вот здесь, – указала пальчиком Стеша. – Я ее потом вон в ту дырку на дощечке вставлю, присоединю тот рычаг и…

«Крак!» Карпуша, не по возрасту жилистый и сильный, отломил толстую, гибкую ветку. Протянул Стеше.

– Пойдем туда со мной, – поманила его пальцем девочка.

– Нет.

– Не пойдешь? – удивилась Стеша. – Как же так? Ты же мне еще понадобишься, когда соединять надо… Ну ладно… А я думала, ты уже приручился…

Стеша направилась к своей очередной замысловатой конструкции. Карпуша, понурясь, плелся следом на некотором расстоянии. Стеша, по виду, не обращала на него никакого внимания.

Зато к Стешиному механизму уже подошли Измайлов и Люда. Измайлов что-то сказал Стеше, заспорил, потом растянулся на песке рядом с нею и начал увлеченно чертить палочкой на песке. Люда тоже взяла палочку и, присев, пыталась по-своему исправить чертеж. Карпуша поодаль залез на дерево, чтобы было лучше видно, и сверху наблюдал за всем происходящим.

– Вы знаете, Измайлов, вот я на вас смотрю, и вы меня просто бесконечно раздражаете! – сказала Софи, когда Измайлов оставил детей с корзиной пирогов и бутылкой молока и присоединился к ней (Карпуша мог есть вместе с детьми, но отчего-то отказывался принимать пищу в присутствии взрослых).

– То же мог бы сказать и о себе, но все-таки вместо этого осведомлюсь: чем именно я раздражаю вас на данный момент?

– Вы так здорово возитесь со всеми детьми, какие вам только попадутся, и как будто бы удовольствие от этого получаете…

– Но я действительно получаю от этого удовольствие! Что ж вы в том плохого увидали?

– А то, что это не рационально! – воскликнула Софи. – Коли вам это в удовольствие и детям в радость, то отчего у вас своих детей нету?

– Софья Павловна! – с грустной укоризной сказал Измайлов. – Вы ж знаете, что не всегда мы сами свою судьбу по своим желаниям определяем…

– Да-а?! – не шуточно удивилась Софи. – Не сами? А кто же за нас?… Кто это за вас, Измайлов, вашу судьбу определил, а? Чего-то я никого не вижу… и даже вообразить не могу…

– Если бы все у нас складывалось так, как мы желаем…

– А вот это уже совсем другое дело! Не передергивайте! – оборвала инженера Софи. – Я давно знаю: мир посылает нам не то, чего мы желаем (это было бы слишком просто и человека недостойно!), а то – на что мы осмеливаемся. Понимаете разницу?… Конечно, понимаете, вы же умны на свою беду, чего и спрашивать. Так вот, вы – вы, Измайлов, – при всей вашей любви к детям и умении с ними обходиться, просто – не осмелились! И наверное, уж и не осмелитесь никогда, если кто-то за вас не сделает…

– Что – сделает? – удивился Измайлов. – Детей? Я не понял. Вы про Господа Бога, что ли, говорите?

– Да причем тут Бог?! – раздраженно сказала Софи. – Просто вы трусите всегда в самый момент, и я волнуюсь…

– Ничего не понимаю! Объяснитесь, Софи! За что вы волнуетесь?… Что же касается детей, то мне, быть может, и близко к ним подходить нельзя… Вспомните Волчонка с Лисенком, когда они маленькие были… Вы же все знаете…

– Вот! – вскричала Софи. – Вот это то самое! Вы сначала ввязываетесь во что-то, а потом – трусите и убегаете. Волчонок, Лисенок, Зайчонок… Вы их в мир вывели, первым из нормальных взрослых людей увидели в них не зверенышей, а – личности. Они под вашим влиянием прошли инициацию, как у дикарей, знаете? Читали? Ну вот. Они же и были дикарями, по сути. А с вами – превратились в людей, это у вас талант такой, хоть вот и на Карпушу взглянуть… А потом… Да объясните вы мне: какого черта вам понадобилось лезть в петлю едва ли не у них на глазах?! Что бы вам было в лес не уйти? Еще куда-нибудь?

– Я не знаю… Я не помню теперь… – растерянно сказал Измайлов. – Я не думал…

– Вы не помните! Думать надо было! А помните ли, чем у дикарей обряд инициации заканчивается? Тоже подзабыли? Так я вам скажу: чтобы окончательно стать мужчиной, мальчик должен пойти и убить какого-нибудь опасного зверя. А в некоторых племенах, особенно кровожадных – принести старейшинам голову врага! Ни на какие мысли это вас не наводит? «Звериная троица» не может убивать животных – у них с ними залог побратимства, о чем и имена говорят. По примеру матери они с тайгой – едины. И врагов у них никаких особых не было. Зато был – у вас. Тот, из-за которого вы, как они понимали, едва жизни не лишились. То, что вы в петлю от собственной трусости и ощущения тупика полезли, – этого им в их годы не понять было никак. Вот они, ничтоже сумняшеся, и принесли в жертву своему взрослению вашего врага, этого несчастного провокатора Гаврилова, решив тем самым сразу две задачи. А уже потом, взрослея и дальше очеловечиваясь, врастая помаленьку в теперешнюю, конца 19 века культуру, постепенно понимали, что именно они совершили… И как они теперь, внутри, сами себя чувствуют и понимают, мне об этом даже и думать-то страшно… Анна была еще слишком маленькой и, кажется, они вдвоем сумели ее как-то от всего этого ужаса охранить. У Лисенка есть ее музыка… Весь груз, как я понимаю, сейчас несет на себе Юрий, Волчонок… И чем ему можно помочь, даже вообразить не могу…

– Софи! – сдавленным голосом сказал Измайлов. – Вы во всем правы. И все правильно разложили. Я бы сам так четко не смог, наверное. Но… но зачем вы сейчас все это мне говорите? Чего вы от меня хотите теперь? Чтобы я в церкви покаялся? Пошел и утопился? Не подходил больше к Карпуше, из страха, что он тоже что-нибудь такое… Что?

– Зачем говорю… – задумчиво промолвила Софи, снова взяла на колени отложенную было книгу, раскрыла ее и достала толстый конверт, вложенный между страниц. – Вот, я письмо из Петербурга от мужа получила. Не желаете ль прочесть?

– Прочесть письмо вашего мужа? К вам?! – переспросил Измайлов. Повороты Софьиного воображения уже едва ли не привычно изумляли его. – Разумеется, нет! Не хочу!

– Зря, – сказала Софи. – Я вслух не люблю читать. А до вас касается…

– Письмо Петра Николаевича… касается до меня?

– Да прочтите вы и не кривляйтесь, как институтка! – вконец обозлилась Софи и всунула в руки Андрея Андреевича два сложенных, исписанных мелким и красивым подчерком листка.

Потом демонстративно отвернулась и раскрыла книгу. Вспомнила, как она сама читала это письмо и усмехнулась, мимолетно посочувствовав недотепистому (как она его считала) инженеру.

Июля 16 числа, 1899 г. от Р. Х., С-Петербург

Здравствуй, родная моя!

Как там у вас в Сибири? Не соскучилась ли еще по родным местам и не думаешь ли возвращаться? Как поживают твои многочисленные персонажи и главный герой Андрей Андреевич Измайлов? То, что он тебя не пристукнул еще по дороге туда, считаю твоей и своей большой удачей. Теперь, я думаю, ему на свободе полегче. Передавай ему привет, если вы еще промежду собой разговариваете.

У нас, слава Богу, все здоровы. Даже Джонни летом поздоровел, посвежел, расстался со всеми своими болячками, и теперь весьма бодро ковыляет по садам и лужайкам, предваряемый Констанцией и Эсмеральдой, с попугаем на плече и котом в арьергарде. Сия комическая композиция уже стала для всех привычной, а беззлобный и дружелюбный нрав Джонни, как ты и предсказывала, снискал ему вполне заслуженную приязнь и среди прислуги, и среди деревенских жителей. Теперь его уже вовсе не пугаются и не сторонятся, а напротив, зовут к себе на двор, угощают и его, и зверье. По твоей просьбе я предупредил крестьян, что у Джонни слабый желудок, и лучше бы его вне дома не кормить, но они, кажется, к тому не прислушались. Во всяком случае, вернувшись с прогулок, все, включая кота и попугая, обедать отказываются регулярно.

Павлуша в своем репертуаре, ворчит, читает, осваивает вместе с Марией Симеоновной какую-то новую сельскохозяйственную машину, по возможности третирует Джонни и Милочку, обвиняя их в глупости, никчемности, излишней эмоциональности и нерациональной трате драгоценного времени. Что было бы, с его точки зрения, рациональным проведением времени для Джонни я, право, даже и вообразить не могу. Впрочем, иногда, будучи в хорошем настроении, он с ним даже занимается, и недавно с обоюдной гордостью они демонстрировали мне, что Джонни выучил едва ли не две трети букв алфавита, и может теперь прочесть свое имя и сам сложить из кубиков слово «Мила». Я, разумеется, бурно радовался.

Милочка, вдохновленная твоими, по видимости, рассказами (а может быть, и понуканиями брата), организовала в усадьбе летнюю школу для крестьянских девочек, и теперь каждый вечер по два часа (целый день все, даже самые маленькие, крестьянские дети заняты в хозяйстве) обучает шестерых премилых краснощеких крошек от семи до десяти лет чтению и письму на грифельной доске. Какие у них успехи, я поинтересоваться не удосужился, но из забавного можно отметить тот факт, что эту же «вечернюю школу» прилежно посещает наша кухарка Агафья, которой вдруг отчего-то приспичило на пятом десятке обучиться читать газеты. В плату за учение она обучает всех семерых девочек плести мережки. Образцы, которые изготавливает Милочка, я видал – очень красиво, похоже на зимние узоры на окнах или осенние паутины.

Милочкиным же попечением пополнился и наш зверинец: в сточной канаве за деревней она подобрала утонувшего котенка, сделала ему искусственное дыхание и поселила на кухне; в сарае живет выпавший из гнезда вороненок (надеюсь, что его скоро отпустят на волю – Милочка и Джонни ходят с постоянно расклеванными пальцами, а я все время опасаюсь за глаза); и еще откуда-то появился непонятной породы песик на трех лапках, вполне, впрочем, ласковый, тихий и дружелюбный. Теперь «домашние» звери – Кришна, Радха и обе левретки – бдительно стерегут вход в наши покои и не пускают туда «кухонных» – котенка и трехногого песика. Слуги с интересом наблюдают за этой войной и ратуют за «своих». Джонни и Милочка пытаются всех помирить, в результате оказываются искусанными, исклеванными и исцарапанными. Павлуша советует сдать Джонни вместе с его питомцами в зверинец и обещает его там навещать и приносить гостинцы. Милочка бросается на брата с кулаками, а Джонни уже очень нешуточно интересуется тем, кто такие «троглодиты», и не был ли один из них его папой. Придется, видимо, сводить его в зверинец или в цирк и показать шимпанзе, чтобы ребенок не думал, что «троглодит» – это он сам и есть.

Об Ирен, к сожалению, никаких вестей по-прежнему нет. Костя Ряжский, если верить его словам, развил бешеную деятельность, и даже нанял каких-то платных агентов для ее розыска. Но пока все безуспешно. Я пытался через Густава Карловича задействовать-таки полицию, но старик чего-то темнит, и вообще на удивление мало бывает в своей усадьбе, так как зачастил в город. Розы завязывают бутоны и цветут без него, что, в общем-то, странно. Я, между тем, попробовал сделать такую штуку, про которую прочел в одном английском романе: дал в трех газетах объявления, из которых можно понять, что мы ищем Ирен Домогатскую, и призываем ее откликнуться через газету же. Если она отчего-то прячется и боится объявиться, то, может быть, хоть через газету узнаем, что она жива. Хотя, если честно, Софи, то мне почему-то кажется, что ее уже нет в Петербурге. Ну где, у кого и, главное, зачем она может скрываться?! Если же ее прячут насильно, то опять же – кто и зачем?

Вот новость, которая тебя наверняка позабавит: твоя сестрица Аннет написала роман. Он называется «Увядание розы» и скоро уж должен выйти в издательстве Алмазова. Я просил, умолял, льстил и унижался, но почитать рукопись мне так и не дали. Честно сказать, боюсь даже думать о содержимом. Наталья Андреевна, между тем, гордится и всем рассказывает. Так что, учти, писателей в семье прибыло.

И наконец. Откладывать далее уже нельзя. Потому сейчас соберусь с силами и напишу все как есть.

Твоя подруга Элен Головнина, минуя благословение своего духовника, подала в Святейший Синод прошение о разводе со своим мужем, Василием Головниным. В прошении, разумеется, было отказано. Когда же Элен официально спросили о причине желаемого развода… –

в этом месте Софи, когда читала письмо, испуганно зажмурилась и отложила листок. Ей было нестерпимо страшно читать дальше. Ведь она знала то, что делало ситуацию попросту кошмарной: Элен Головнина никогда не умела врать.

Софи знала также, что Элен не уверена в чувствах Измайлова, и никогда, ни в каких своих самостоятельных действиях не станет упоминать его имени и даже намека не подаст на его существование. Проще всего ей было бы сослаться на супружеские измены Васечки (тем более, что и истина от этого не очень бы пострадала), но кодекс чести Элен…

С трудом взяв себя в руки, Софи снова опустила глаза к строчкам письма.

– …о причине желаемого развода, Элен с непроницаемым лицом сообщила, что Василий не удовлетворяет ее в постели.

– Господи, спаси! – Софи вскочила, выронила листок и закрыла лицо ладонями. Это было даже еще абсурднее и страшнее, чем ей ожидалось.

– …Сказать, что после этого разразился скандал, как ты сама понимаешь, значит – не сказать ничего. Если бы речь шла о ком угодно, но не об Элен Головниной, все это было бы лишь еще одной, но крайне пикантной светской сплетней. Но Элен… Это было просто падение устоев, катастрофа, и весь «свет» именно так это и воспринял…

Я, разумеется, сразу же, как услышал, приехал в Петербург, и предложил ей свое гостеприимство в Люблино, хотя Мария Симеоновна квохтала и пузырилась по поводу всемерного и всепроникающего падения нравов почти неделю.

Элен поблагодарила и отказалась. Если я правильно понимаю, она сейчас живет в родительском имении. Мальчики, разумеется, остались с отцом. Старший публично осуждает мать. Младший – плачет и чахнет. Василий Головнин ходит гоголем, но, само собой, уничтожен свалившимся на него неожиданным несчастьем и позором. Что делается с самой Элен – не могу даже вообразить. Когда я ее видел, она была мила, пухла и привлекательна как всегда. Ни в чем очевидно не раскаивалась и ни о чем не жалела. После такого безумного кульбита я, наконец, понял, что вас связывало, и что питало вашу дружбу с Элен все эти годы. Просто в Элен это было не так заметно…

После сего безумства писать, право, больше и не о чем.

Надеюсь уже скоро тебя обнять.

Остаюсь всегда твой Петр Безбородко

Софи с любопытством смотрела на дочитавшего письмо Измайлова.

От этого откровенного любопытства его тошнило и хотелось дать ей пощечину.

– Я должен был быть там, с ней, – мертвым голосом произнес инженер.

– Вы, Измайлов, удивительный все-таки человек, – заметила Софи. – Вы за жизнь были всем, везде и фактически делали все, что только и должен делать мужчина. Но только все это – либо не на том месте, либо не в том обществе, либо не ко времени. И всегда – категорически невпопад…

Чтобы не ударить ее, Измайлов резко поднялся и пошел напрямик через лес.

Софи подняла оброненные им листки, сложила их в конверт, конверт убрала в книгу и позвала детей.

– А куда дядя Измайлов убежал? – спросила Стеша. – Ему что, плохо стало?

– Ага, – согласилась Софи. – У него живот заболел. Понимаешь?

– Понимаю, – кивнула Стеша. – Понос. У меня тоже бывает.

– Вам правда нравится, Софья Павловна? – Соня даже побледнела от волнения. Бледность шла ей, делала ее простенькое личико тоньше и интересней.

– Гм-м… Да! Вот это вот с утками очень нравится, – Софи ткнула пальцем в картинку, на которой была изображена утиная семья, выбирающаяся из пожелтелых, осенних камышей. Где-то вдали, над горизонтом скапливались тучи, но вода перед камышами была еще тихой, светлой и прозрачной. Только расходились круги от бьющей крыльями мамы-утки… – Да, именно это. Если бы ты могла мне это подарить, я бы заказала у Варвары рамку и повесила у дочери в комнате. Я уверена, она была бы просто в восторге от этой картины…

– Конечно, я подарю вам… – тихо сказала Соня. – Вы это, наверное, специально говорите, чтобы меня утешить…

– А с чего это мне тебя утешать? – с ноткой возмущения спросила Софи. – Что с тобой такого стряслось?

– Я не том смысле, что стряслось, – робко улыбнулась Соня. – В другом. Знаете, как крестьяне говорят: «мне это видеть или слышать – утешно». Вот и вы хотели, чтобы мне тоже утешно стало…

– Ага! – сказала Софи. – Ты слова слышать можешь. Это хорошо… Стеша говорила, и стихи пишешь. Так?

– Так, – кивнула Соня, и краска снова отлила от ее щек и подбородка.

– Покажи! – тут же потребовала Софи. – Меня стесняться не надо. Я сама романы пишу, ты знаешь. И муж у меня поэт, так что – насмотрелась. Потому мне стихи показать, вроде как болячки – доктору.

Соня, не поднимая головы, подошла к полке, сняла оттуда книгу, перелистнула ее, вынула сложенный вдвое листок, протянула Софи.

Подчерк у Сони был крупный, но четкий и красивый.

Любовь моя – дикая кошка,Живет в камышах, на Разливах,Ловит птичек, рыбешкуИщет в мелких заливах.Луна – цыганское солнцеТенями отметила шкуру.Четыре черных полоскиИ пять грязновато-бурых.Весной, когда смолкнут вопли,Ершистых котов у разлива,Пушистая дикая кошкаСтроит гнездо терпеливо.В беззвездные хмарные ночиСводит от голода брюхо,Но колыбельную песню,Кошка мурлычет глухо:Четыре пушистых котенкаУснули, прижавшись лбамиК самой надежной защите –К своей полосатой маме.….А в ночь дождей метеорныхОсенью, в час печали,Четыре подросших котенкаШагнут к камышовым плавням.В их жизни все будет просто,В их жизни все будет мудро –Четыре черных полоскиИ пять грязновато бурых.Уйдут и не оглянутсяВысохшими слезами…Любовь моя – дикая кошка,Их провожает глазами…

Прочитав стихотворение, Софи некоторое время молчала. Потом сказала голосом, чуть более глухим и низким, чем обычно:

– Я, видишь ли, детей не люблю. Но у меня есть подруга, аристократка из аристократок, и вкус у нее, поверь, безупречный во всех отношениях. Вся столица это признает. Так вот она над этим твоим стихом слезами не раз умоется…

– Это комплимент, я понимаю. Спасибо, – тихо сказала Соня.

– Ни черта ты не понимаешь! – крикнула Софи. Соня испуганно вздрогнула и отшатнулась. – Ты! Дикая кошка! Я знаю, – Софи понизила голос и даже подпустила в него мягкости. – Тебе теперь надо из влажного зеленого грота девичества, где спокойно и прохладно, и вода журчит, и мягкие листики, выйти на яркий безжалостный свет. И неизвестно еще, что там станет. Это нелегко, кто бы стал спорить… Но либо ты это сделаешь, либо – засохнешь, превратишься в мумию самой себя. Потом, может, тебя в той пещерке археологи найдут, плоскую такую, коричневую…

Соня нерешительно улыбнулась.

– Решай теперь! – серьезно и почти мрачно сказала Софи, глядя на девушку своими неправдоподобными глазами. – Матвей – благородный и довольно сильный юноша, но кое в чем его самого нужно поддерживать. Если почувствуешь, что не сможешь, отойди в сторону…

– Я решу сама! – в летних полутенях комнаты блеклые Сонины глазки вдруг антрацитово блеснули. – Я и Матвей…

– Правильно, – одобрила Софи. – Только не тяни, девочка. Только не тяните оба…

Софья одна из главных героинь повести Грибоедова «Горе от ума». Ее образ считается достаточно противоречивым. Она многогранный человек. Девушку можно назвать умной и грамотной. Она любит независимость и обладает сильным характером. В виду своего возраста она еще любит мечтать. Она считает себя хозяйкой дома. Она главная и все должны подчиняться ее приказам. Соню воспитывает отец, поэтому сильно ее балует.

Софья довольно самостоятельная особа. У нее хорошо поставлен командный тон. В свои семнадцать лет она властная девушка. В свободное время она читает французские книги. У нее гувернантки все из Франции. У нее хорошие манеры. Девушка склонна сочувствовать и сопереживать.

У девушки достаточно много положительных качеств, но они не всегда могут проявиться в Фамусовском обществе. Она поддерживает мнение всех представителей этого коллектива и всегда солидарна с ними. Благодаря такому общению девушка стала лживой и лицемерной. Все эти качества она приобрела. Французские книги развили в Софьи чувственность и сентиментальность. Девушке очень нравился Молчалин, она считала его  идеальным мужчиной. Софья испытывает к нему истинные чувства и не хочет замечать его жалкую и убогую натуру.

Софья фанатично обожала Молчалина. Она постоянно думала о нем. Но, все равно эти чувства были обречены. Софья прекрасно знала, что ее отец не одобряет их отношений. От этой мысли девушке становится жутко и больно. Ей очень сложно жить с этим, и она хочет, кому-либо выговорится. Поэтому она открывает душу сначала перед служанкой Лизой, а затем перед Чацким. В ее глазах Молчанов представляется в образе безропотного человека. Но, однажды девушка увидела, как ее возлюбленный пристает к Лизе. Этим поступком мужчина напрочь разочаровал девушку и разбил ей сердце. Ее чувства были растоптаны. Софья разорвала с мужчиной все отношения.

Несмотря на то, что Софья хорошо разбиралась в людях и тщательно отбирала себе мужа, она все же ошиблась. Чацкий был самым достойным партнером для Софии. Но, она его не хотела замечать и рассматривать. В итоге заступаясь за Молчалина, она распустила слух, что Чацкий душевно болен. В итого выяснилось, что София защищала мерзкого и лицемерного человека, а честного Чацкого обидела просто так.

София Павловна была хорошей, умной и доброй девушкой. У нее был сильный характер. Но, окружающее общество привило ей негативные качества, такие как лицемерие. София не является отрицательной героиней произведения. В поисках любви ей необходимо было прислушаться к сердцу, а не к разуму.  

Характеристика Софьи

Пьеса «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, наряду с «Борисом Годуновым» Пушкина, является основой появления в русской литературе реалистической драматургии. Одним из центральных персонажей, главным женским героем, является дочь главного антагониста, Фамусова, Софья. Кроме того, именно она является предметом любовного влечения Чацкого, главного героя произведения.

Софья и Чацкий выросли вместе, знали друг друга с самого детства. В самом раннем возрасте между ними зародилась совсем детская влюбленность, которая у главного героя трансформировалось в самое искреннее чувство. В то же время Софья, прожив несколько лет без Чацкого, совсем забыла о своем раннем увлечении.

На момент начала действия пьесы Софья влюблена и готовится к свадьбе с полной противоположностью главного героя, Молчалиным, человеком успешным с точки зрения финансов и карьерных перспектив, в то же время достаточно ограниченным, лживым, в целом отталкивающем. Чего стоят хотя бы его недвусмысленные отношения со служанкой. Отец Софьи, Фамусов, квинтэссенция добропорядочного представителя высшего света Москвы,  полностью одобряет выбор своей дочери.

Семейную идиллию нарушает возвращение в Москву главного героя, Чацкого. Он возвращается с твердым намерением довести до логического завершения свою юношескую любовь к Софье, заключить с ней брак, свято веря, что его подруга детства испытывает к нему похожие чувства. Но Чацкий ошибся. Софья, несмотря на изначальную растерянность, совсем не любит главного героя. Для нее он остался всего лишь другом детства. В настоящем же у нее есть Молчалин,  которого она действительно любит. Только Молчалина она видит в качестве своего будущего супруга, ведь его так хорошо принимает ее отец и, следовательно, все высшее общество Москвы. А Софья — плоть от плоти представительница высшего света, со всеми характерными для него взглядами и образом жизни. Поэтому выпады Чацкого против сильных мира сего не находят у Софьи ни малейшего отклика.

В целом можно заключить, что Софья, без сомнения, девушка умная и искренняя. Просто окружающая среда, в том числе влияние отца, наложили на нее настолько сильный отпечаток, что она не может себе представить, что мнение, идущее в разрез с коллективным, может быть правильным. Поэтому можно сделать вывод, что Софья явно не пара Чацкому, бунтарю против окружающей среды. Софья, как и вся ее семья, и есть ярчайший пример существующего высшего света, элита общества. И как каждая элита, она абсолютно не заинтересована в том, что добровольно смести себя с наивысших позиций.

Сочинение 3

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» нашли отражение образы дворянства 19 века. Почти всех героев комедии можно отнести к одному из двух противостоящих друг другу лагерей. К первому относятся консервативные помещики, для которых важное значения имеют богатство и чины, они приставляют идеалы «века минувшего». Их оппонентами являются молодое поколение дворян, представители « века нынешнего», люди, стремящиеся улучшить общественный уклад в стране. Однако в комедии присутствуют герои, которых нельзя однозначно отнести к одному из лагерей. Таким героем является Софья Павловна Фамусова.

Софья Фамусова — дочь богатого московского помещика. Девушка обладает привлекательной внешностью, на момент повествования ей 17 лет. Мать Софьи умерла, и воспитанием девушки занимались ее отец и француженка-гувернантка. Софья получила хорошее домашнее образование, она умна, любит читать французские книги.

Чацкий, главный герой комедии, влюблен в Софью. Она привлекает героя своим умом, свободой от чужого мнения, сильным независимым характером. Герой находит в ней родственные черты. Однако сама Софья называет их давнее приятельство ребячеством.

Софья Фамусова увлекается чтением книг, что было не характерно для «века минувшего». Ее отец считает увлечение дочери бесполезным и даже вредным занятием.

Под влияние французских романов Софья увидела в скромном и застенчивом Молчалине черты романтического героя. Девушка полюбила его, не замечая двуличности и лживости натуры персонажа, находящегося рядом с ней только из личных интересов.

В отношениях с Молчалиным Софья проявляет себя как решительная смелая девушка. Она готова, в отличие от Молчалина, обнародовать их связь. Девушка не боится мнения света, следуя велениям своего сердца. Такая независимость от суждений общества роднит ее с Чацким.

Однако, Софья Фамусова делает выбор в пользу Молчалина руководствуясь не только романтическими убеждениями. Девушка предпочтительнее видеть рядом с собой в роли супруга кроткого нерешительного человека, чтобы властвовать в семье. Так уж было принято в фамусовском обществе, женщины стояли во главе семьи. Достаточно вспомнить пару Горичей, супруг под влиянием властной супруги превратился в безвольного человека, за которого все решения принимает жена.

Несмотря на то, что в Софье присутствуют черты характерные для поколения «века нынешнего», девушка является частью фамусовского общества. Она выросла в окружении московского дворянства, для которого важное значение имеет статус человека в обществе.  Атмосфера, окружающая Софью, во многом повлияла на нее.

В комедии Грибоедова Софья является самым драматичным героем. Ей выпало даже больше душевных переживаний и волнений, чем Чацкому. Девушка является частью фамусовского общества и должна следовать его традициям. Софья не может отдаться чувствам, не считаясь с мнением окружающих. В конце комедии происходит разоблачение ее возлюбленного Молчалина, что сильно ранит девушку. Борьба героини за право любить оказывается напрасной.

4 вариант

В изумительном юмористическом произведении Грибоедова любой персонаж имеет свои своеобразные нестандартные особенности. В числе непонятных характеров в произведении отображена Софья. В ней собраны положительные качества, к которым добавлено двуличие. От природы молодая особа одарена интеллектом, само­стоятельным нравом. Она может переживать и обожать всей душой. Кроме всего прочего, Софья прекрасно образована и воспитана. Помимо пристрастия к литературе французских писателей, она к тому же универсально развита. Как раз, разбирая литературные работы романтических писателей, она познала мечтательность и чувствительность. Поэтому, после этого, она стала обращать внимание на Молчалина, который своим характером напоминал ей главных персонажей любовных произведений.

Скорее всего, этот юноша, ей оказался по нраву потому, что она могла им руководить так, как ей заблагорассудиться. Любовные чувства к Чацкому помогут читателям разобраться в том, что эти два персонажа чем-то похожи друг на друга. И правда ей всего 17 лет, она считает себя само­стоятельной. Ей все равно, что о ней рассказывают соседи. Но Чацкий об этом догадывается, и  собственные фразы  излагает молодой особе, потому что считает ее своим сторонником.

Софья, как и Чацкий, познала амурную разочарованность, потому что невольно услышала разговор Молчалина с Лизой. И ее любимый человек уже ей представляется совершенно по-иному, потому что она нужна была ему для того, чтобы подняться по служебной лестнице.  В нужный момент она это обнаружила. Ведь будь она замужем, то она узнала бы, что такое разочарованность в любовных отношениях. Она совершенно не мечтала о Чацком в образе мужа,  именно он открыл ей в этом глаза. Но, потому, что она выросла в консервативном социуме, то и человека она нашла безнравственного.

По какой причине же она на это пошла? Становиться ясно, что все трудности были из-за образования всех молодых особ той поры. Она совершенно не может отвечать за все свои действия и поступки. И все любовные действующие лица совершенно отличаются от настоящих людей. Девушка не может распознать настоящее нежные чувства от обмана. И  мы догадываемся, что она, расставшись с Молчалиным, так или иначе, предпочтет себе любимого человека похожего на него.

Грибоедов, мне кажется,  создал драматургию о жизненной действительности, а не о политике, и в нем добавил самое главное — любовные отношения. Критики подмечали, что в Софье имеются зачатки замечательной девушки. И это правда. Только Софья Павловна Фамусова стала первым образом на пути создания представлений русских женщин в отечественной письменности.

Образ героини

Персонаж в лице Софьи Фамусовой является одним из самых противоречивых в произведении, поскольку не вписывается в основной сюжетный конфликт комедии, заключающийся в противостоянии консерватизма и либерализма.

Софья представляется в комедии в образе семнадцатилетней умной, привлекательной девушки, отличающейся независимым и сильным характером со свойственными ей душевной привязанностью и способностью к эмоциональным переживаниям и мечтаниям. Девушка отличается неприятием сплетен и старается противостоять общественной точке зрения.

Софья является девушкой, получившей отличное образование и воспитание, увлекающейся французской сентиментальной литературой в оригинале, игрой на музыкальных инструментах, другими словами, героиня является всесторонне развитой личностью, которой безразлично мнение окружающих людей. При этом девушке плохо удается понимание человеческой натуры, поскольку ее мировоззрение формируется посредством французских романов, которые способствуют возникновению в ее мыслях образа идеального спутника жизни.  Именно в связи с этим ее выбор падает на Молчалина, в лице которого девушка видит романтического героя, характеризующегося добродетелями в форме скромности, отсутствия пререканий, немногословности. Софья демонстрирует верность и упрямство в борьбе за авторитет любимого мужчины перед главными героями комедии, Чацким и Фамусовым, не боясь вступать в конфронтацию с общественностью. Однако оказывается проигравшей, поскольку возлюбленный не испытывает к девушке искренних чувств, а пытается начать роман с ее служанкой Лизой, демонстрируя собственную двуличность и подлость.

Образ героини представляет собой одного из самых сознательных и здравомыслящих персонажей комедии, поскольку девушка является чистым и мечтательным человеком, надеющимся на настоящую любовь, однако по сюжетной линии рядом с ней не оказывается ни один достойный претендент.

Данный персонаж характеризуется такой же пылкостью и эмоциональностью, как и Чацкий, поскольку живет сильными и неподдельными чувствами. Соответственно, Софья является страстной, глубокой, самоотверженной, неординарной натурой, отличаясь как положительными, так и отрицательными чертами характера.

В финале произведения героиня предстает перед читателем в качестве разочарованной мужским лицемерием женщиной, пытающейся наладить собственную личную жизнь.

`

Софья Фамусова в комедии Горе от ума

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Колокольчики лесные (Жолток 5 класс)

    Выдающиеся художница из Белоруссии Жолток написала немало красивых картин, в их число входит работа «Колокольчики лесные». Как и остальные картины автора, данная работа не обделена широкой палитрой красок

  • Сочинение-описание по картине Летний день. Цветет сирень Копытцевой (8 класс)

    Чувствуете этот непередаваемый аромат? А я чувствую! Первое что так явно бросается в глаза на картине Копытцевой это конечно же огромные кусты сирени. Майя Кузьминична Копытцова — это очень известный русский художник

  • Анализ басни Листы и корни Крылова с моралью 6 класс

    В основе заглавия басни известного русского писателя Ивана Андреевича Крылова «Листы и корни» лежит противопоставление двух сфер. Одна из них — это показная внешность, другая — внутренние силы.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Образ и характеристика Софьи Фамусовой

В великолепной комедии  Грибоедова  каждый герой обладает своими неповторимыми индивидуальными чертами. Одним из противоречивых характеров в пьесе изображена Софья. В ней смешаны хорошие черты с ложью. От природы девушка наделена  умом, независимым характером. Она может переживать и любит от всего сердца. К тому же Софья имеет прекрасное образование и воспитание, которое она получила в семье. Помимо увлечения литературой французских авторов, она к тому же еще всесторонне развита. Именно, читая произведения сентиментальных авторов, наша героиня научилась мечтательности и чувствительности. Вот, поэтому, она стала заглядываться на Молчалина, который своим нравом был похож на героев ее романов.

Возможно, этот молодой человек, ей понравился,  потому что она могла им управлять, как хотела. Любовь к Чацкому поможет нам понять то, что эти два героя чем- то похожи друг на друга. И хотя ей всего 17 лет, она чувствует себя независимой. Ей безразлично, что о ней говорят окружающие. Вот Чацкий это понимает, и  свои слова  говорит девушке, так как считает ее своим единомышленником.

Софья, как и Чацкий, пережила любовное разочарование, так как случайно подслушала беседу Молчалина с Лизой. И ее избранник уже ей видится совсем по-другому, так как она нужна была ему для того, чтобы продвинуться по службе. Вовремя девушка это узнала. Ведь если бы это было бы в браке, то она получила бы разочарование в любви. Она совсем не хотела Чацкого в роли супруга,  именно он  открыл ей всю правду. Но, так как она выросла в фамусовском обществе, то и человека она выбрала недостойного себе.

Почему же она так поступила? Видно проблема заключалась в воспитании всех девушек того времени. Она совсем не может быть в ответе за каждый свой шаг. И все романтические герои совсем не похожи на реальных людей. Девушка не может отличить истинное чувство от подделки. И  мы понимаем, что она отказавшись от Молчалина, все равно выберет себе избранника того же типа.

Грибоедов, по-моему,  написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало  созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.

Вариант 2

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает нравы дворянства XIX века. При этом автор демонстрирует противостояние устаревших взглядов крепостников и взглядов нового поколения дворянства. Старое поколение упрямо отстаивает свой личный комфорт, в то время как молодежь с прогрессивными взглядами стремится изменить общество.

Однако в произведении присутствуют и противоречивые персонажи, чьи жизненные взгляды не вписываются ни в одну из этих позиций. Таким персонажем является дочь обеспеченного чиновника – Софья Фамусова.

Главный герой комедии – Александр Чацкий был влюблен в Софью. Ему нравилось, что она не похожа на других московских барышень. Однако именно любовь к этой девушке явилась причиной страданий героя, и именно из-за нее он был изгнан из общества.

Софья обладает острым умом, сильна и независима. В отличие от других людей фамусовского круга, она ненавидит сплетни и противостоит общественному мнению. Но, зная порядки этого общества, она мастерски хитрит и подстраивается. Эти черты характера удивительным образом сочетаются с ее мечтательностью и отзывчивостью.

Однако героиня плохо разбирается в людях и окружающем мире, все ее мировоззрение сформировано исключительно французскими романами. Благодаря этим книгам у нее сформировался образ идеального, по ее мнению, спутника жизни. Воплощение этого абстрактного образа Софья нашла в секретаре своего отца, Молчалине, которого несчастная девушка идеализировала. Однако эта любовь приносит героине много боли. Юная девушка осознает, что отец не одобрит ее выбор, и ей не суждено быть вместе с любимым.

Позже Софья узнает, что Молчалин неравнодушен к Елизавете. Это разбивает девушке сердце и вынуждает ее отречься от возлюбленного.

С главным героем комедии у девушки сложные и противоречивые отношения. По началу Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но со временем все изменилось. К моменту возвращения героя в Москву после отъезда девушка была влюблена в другого. Софья проявила хитрость и коварство, желая отомстить бывшему возлюбленному, и пустила слух о безумии Чацкого, после чего на героя обрушилась травля.

Софья является одним из самых умных и здравомыслящих персонажей произведения. Она чиста и мечтает о настоящей любви, однако рядом с ней нет достойного человека. Она умна и очень начитана, но очень далека от реальной жизни. Из-за этого девушка не всегда ведет себя достойно и совершает множество ошибок.

Героиня очень несчастна и страдает сильнее других персонажей, даже сильнее Чацкого. Из-за своего противоречивого характера и тяжелой судьбы героиня вызывает у читателей одновременно и жалость, и сочувствие.

Сочинение про Софью

А.С. Грибоедов известен как блестящий дипломат, публицист и драматург. Его комедия «Горе от ума» действительно обрела бессмертность. Образы, которые подарил нам автор, можно встретить и в наши дни. По-прежнему, Фамусовы и Скалозубы живут по принципу «века минувшего». Барыни Хлестовы и Хрюмины все также грубы, невоспитанны и верят, что их мнение исключительно в своей правильности. Чацких считают сумасшедшими и изгоями. А «Молчалины блаженствуют на свете», очень уж это живучий тип.

Ну а что же Софья? Дочь Фамусова самый туманный, на первый взгляд, образ, будто автор не счел нужным его прописать. Но это не так. У самых ярких, колоритных персонажей классических произведений всегда «говорящие» фамилии. Они сразу дают понять читателю с кем мы имеем дело, какой это тип людей. «Горе от ума» здесь не исключение. Софья – дочь главного героя и носит фамилию отца. Но ее имя нам может что-то рассказать. В переводе с греческого оно означает «мудрая».

Характеристика ее противоречива. Девушка получила неплохое образование, по крайней мере, так считает ее отец. Рано лишилась матери и отец «сумел принанять в мадам Розье вторую мать». Сам же он мало внимания уделял ребенку. И девочка выросла на французских романах. Поэтому она легко влюбляется в Молчалина, в котором видит идеал романтического героя, приписывая ему добродетели. Его скромность, немногословность, отсутствие пререканий, трактует героиня по-своему, считая их достоинствами. Она верна и упряма. Искренне борется за честь возлюбленного, отстаивая его перед Чацким и отцом. Не боится выступить против светского общества, защищая свою любовь.

Софья своеобразный мостик между миром Чацкого и «фамусовской Москвой». Какое-то время она мечется между двумя мирами. И есть надежда, что для нее не все потеряно. Общество ее отца – это меркантильные люди, защищающие свои интересы и личный комфорт. Они готовы стелиться и выслуживаться ради получения личных благ. Молчалин также готов на все, чтобы достичь «степеней известных». Софья не такая. Она верит в идеалы, любовь, верность, честность. Девушка открыто выражает свои мысли и чувства. Ей присущи решительность и смелость. Но, в конечном итоге, влияние окружения и воспитание берет свое. К тому же ее очень оскорбляет отношение Чацкого к ее возлюбленному. Ведь это ее выбор, он не может быть плохим. В конце она понимает, что Молчалин низок и подл. Но обида на Чацкого остается. Героиня некрасиво и мелочно, но очень по-женски мстит Чацкому. Софья объявляет его сумасшедшим.  

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Ей отчасти присущи черты «фамусовского» окружения. В чем-то есть схожесть и с Чацким, поэтому он приехал в Москву из-за любви к ней. С другой стороны, она живет так, как удобно ей. И когда ей нужно отомстить Чацкому, она идеально подстраивается  под отцовское общество.

Сочинение 4

А.С.Грибоедов был человеком, который много сделал для своей Родины. Он вошел в литературу как создатель величайшей комедии «Горе от ума».

Немаловажное место в ней занимает изображение пороков современного писателю социума. Проблемы, которые поднимает автор в своем творении, волнуют российскую общественность и спустя многие годы после выхода комедии в свет. “Горе от ума” — это высокопатриотические размышления Грибоедова об участи России, о возможностях реформации, преобразования ее жизни. В связи с этим поднимаются в комедии важные государственно-правовые, духовные и общекультурные задачи эпохи. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” повествует о конфликте человека передовых суждений — Александра Чацкого — с затхлым фамусовским обществом. Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь — Софья Павловна Фамусова.

Стоит отметить, что пьеса А.С. Грибоедова является реалистическим произведением, характеры героев не прописаны однозначно: отсутствует четкая стратификация героев на «плохих» и «хороших». Таким образом, промежуточное положение занимает в пьесе Софья Фамусова. Она очень противоречивая и неоднозначная героиня. В некотором роде, отмечается внутренними характеристиками присущими взрослому человеку, но с другой стороны — инфантилизмом. Девушка желает искренней любви и глубоких, настоящих чувств. ее окружают мелочные и скверные люди. Ей тяжело сопротивляться давлению общества на нее. Девушка намерена быть счастливой, но что-то посоветовать ей для достижения цели никто не способен. Поэтому Софья вынуждена поступать неверно, совершая ошибки и тут же исправлять их. Софья —так же как и Чацкий, она натура пылкая, живущая сильным и неподдельным чувством. В заключение хотелось бы сказать, что в произведении «Горе от ума» Софья несомненно отличается от общества, которое ее окружает.

Девушка во многих своих суждениях отличается от  своего отца, а главное –  от всего светского общества дворян. Она не боится не боится защищая свою любовь, и выступать против общества меркантильных и недобросовестных дворян,  она сильная личность которая не упустит своего.

Характеристика Софьи (Горе от ума)

Каждый персонаж в комедии Грибоедова «Горе от ума» обладает своими неповторимым и качествами. Здесь происходит противостояние взглядов крепостников, которые уже устарели и взглядов нового поколения дворянства. Поколение крепостников борется за свой комфорт в жизни, в то время как дворяне хотят полностью поменять общество. Софья Фамусова обладает как положительными, так и отрицательными качествами. Если сразу говорить об отрицательной черте, то это ложь. Но её выделяет её ум, независимый характер. Она очень искренний человек.

Все переживания героиня принимает близко к сердцу. Соответственно и любит она искренне, от сердца. В детстве ей дали отличное образование и хорошо её воспитали. Софья увлекается французской литературой. Благодаря этому она стала мечтательной и чувственной натурой. Она представляет себе будущего супруга таким, о которых она читала в романах, а это сильно отличается от реальной жизни. Она очень ненавидит различные сплетни и бесстрашно противостоит общепринятому мнению в обществе. Молчалин своим характером был очень похож на героев её любимых романов. Именно это ей в нём и понравилось. К тому же она управляла им так, как ей хотелось. Чацкий чем-то похож на Молчалина. Софье ещё только семнадцать лет, а она уже чувствует себя взрослой и независимой девушкой. И ей абсолютно все равно  что о неё думают или даже говорят окружающие.

После того, как Софья случайно услышала разговор Молчалина с Лизой, она глубоко разочаровалась. Теперь она поняла, что нужна своему избраннику лишь для того, чтобы продвинуться по службе, а также, что ему нравится Елизавета. Но хорошо что это произошло сейчас, до того, как они вступили в брак. Но как говорится, что не делается, все к лучшему. Софья выбрала супруга, который был её недостоин. К тому же она не очень то и хотела выходить за него замуж. Так что события развивались только ей на пользу.

Возникает вопрос, почему она собиралась выйти замуж за человека, которого почти не любила? Большую роль играло воспитание того времени. Девушка часто не могла отвечать за каждый свой шаг. Расторгнув отношения с Молчалиным, она снова выбирает молодого человека с похожим характером. К сожалению, она не умеет отличать искреннюю любовь от поддельных чувств. В результате она совершает много ошибок, и больше всех страдает.

Пьеса «Горе от ума» — это пьеса о жизни, о любви. Интересно, что именно Софья Фамусова стала началом создания образа женщины во многих произведениях русской литературы.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Софьи Фамусовой

Образ и характеристика Софьи Фамусовой

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Характеристика и образ Анны Андреевны в комедии Ревизор Гоголя

    Анна Андреевна жена городничего, и мать Марии, является значительной женщиной в обществе. Вначале произведение сразу заметно, что этой героине, важно только как выглядит этот ревизор

  • Сочинение Культура общения

    Как жаль, что сейчас культурных людей в этом мире становится все меньше. Я вот читаю книги, где действие происходит в России 19 века, и тихо восхищаюсь тем, как люди между собой общаются: «сударь» «барышня»

  • Сочинение по сказу Левша Лескова

    Главным героем произведения является талантливый мастер с золотыми руками Левша. Он очень трудолюбивый и усердный, он даже не прерывался ни на секунду, когда делал свою работу.

  • План рассказа Ванька Жуков Чехова 3 класс

    Рассказ о мальчике Ваньке девяти лет, который жил на ученье у сапожника Аляхина. В ночь перед Рождеством Ванька дождался, когда все ушли в церковь. Достал чернила, ручку с пером

  • Анализ произведения Толстого Юность

    Произведение «Юность» Л.Н. Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой описывается судьба Николеньки Иртеньева и его мужание

«Когда началась война, Софье Искаковне было 22. Но энергия этой удивительной женщины по-прежнему бьет через край. Больше шестидесяти ей никак не дашь.
— Может, у вас секрет какой есть? — спрашиваю я ее.
Она лишь смущенно смеется. Конечно же, секрета никакого нет. Просто она всегда очень любила жизнь. Так, как может любить ее человек, вернувшийся с войны.
Родилась Софья Искаковна в Талды-Кургане, там же и работала в хирургическом отделении после окончания Ташкентского мединститута. А потом грянула война. В сорок третьем ее направили на III Украинский фронт.

— А какой это ужас, когда раненые стонут, плачут, кричат. Кто-то молчит, потому что в шоковом состоянии. Кишки валяются, мозги валяются, лежат безногие, безрукие. Как-то один умирающий схватил меня за руку и говорит: сестричка, а я ведь и не любил еще, — 
Софья Искаковна вспоминает, что медсанбат был настоящей мясорубкой.

Тяжелораненые впадали в шоковое состояние — бледные, с полным безразличием ко всему, с нитевидным пульсом. Приходилось приводить их в чувство — вливали водку. Привезли ей одного паренька — ранение в пятку. Ему водку вливают, а его рвет. И он умер именно из-за этого шока, как и многие. Страшный конвейер на протяжении восьмичасового дежурства. Шинировали переломы, зашивали раны, ампутировали конечности.

— Была у нас такая большая палатка, там восемь хирургических столов стояло. За мной два стола было закреплено. Вот я одного заканчиваю оперировать, ко второму перехожу, а того перебинтовывать начинают. Как-то я подсчитала, за дежурство было восемьдесят человек раненых. А когда начиналась бомбежка или артобстрел, мы из операционной в укрытие не уходили. Я замирала, закрывала глаза и повторяла про себя: все кончено, кончено! Но потом все затихало. И снова эти окровавленные бинты, реки крови: Это такой кошмар, что после войны я об этом никогда не вспоминала.

Не вспоминала еще и потому, что жизнь ее послевоенная стала абсолютным счастьем. Заслуженным счастьем. Благодаря любви, которая пришла к ней на фронте. Больше полувека они с мужем прожили, держа друг друга за руки. Гуляли, ходили в горы, каждое утро просыпались и радовались, что они живы, что они вместе. Шесть лет назад супруга Софьи Искаковны, Николая Семеновича Есипова, не стало.

А недавно она нашла его письма с фронта. Эти когда-то прочитанные и позабытые письма пришли к ней, как весточка из тех лет, с такими теплыми и нежными словами. Пачка бумаг свалилась с полки. Она попыталась положить их на место, но бумаги опять упали. И тут она увидела, что это Его письма. И начала читать: «Нет человека, с кем я бы поделился мыслями, успокоил свое «отрадное» горе, нареченное мне на роду: Соня, не знаю, сумеешь ты ждать меня или нет. Все мои надежды, счастье, если оно возможно для меня, связаны с тобой:
Жду, жду окончания войны, стремлюсь увидеть тебя, да еще как, если бы ты знала. В голове тысячи планов, проектов — воздушных и реальных. Милая Соня! Целую по-Петерстатскому среди весенних радостных цветов. Были дни счастья и наслаждения. Куда, куда вы удалились. Мы должны их вернуть».

— Мы познакомились в Одессе после ее освобождения. Бои несколько дней не велись, и мы в это время отдыхали. А еще смеялись, влюблялись, танцевали. Он пригласил меня, сказал: следующий танец мой. Я согласилась. Но он какой-то суховатый был, а мне хотелось хохотать, веселиться со своими ребятами. И я попыталась поскорее с кем-то уйти. Он подошел, ухватил меня за руку и говорит: вы мне обещали. Да так сильно сдавил руку, что я до сих пор помню.
Так она встретила Его. Была любовь. И была война. Редкие встречи и прощания. Каким может быть прощание, когда в любую минуту смерть может настигнуть твоего любимого человека? Но снова надо расставаться. И ничего нельзя с этим поделать, только лишь попросить: береги себя!
— А вот время любви на фронте ограниченное. Меня часто спрашивали: как можно было во время войны заниматься любовью? Да так было угодно Богу! Что поделаешь, если он посеял в нас это ни с чем не сравнимое чувство — инстинкт продолжения рода человеческого. Помните «Жерминаль»? Потоп в шахте, судьба мужчины и женщины предрешена, и у них случается любовь. Так и на войне: Мой сын — плод моей фронтовой любви. С войны я уехала за три месяца до ее окончания с ребенком в животе.
Снова расставание на целый год. Последняя разлука в их долгой и счастливой совместной жизни.

После войны Николая Семеновича мобилизовали в дипломатическое училище. Но он не мыслил жизни без нее, своей Софи. И сделал все, чтобы к ней приехать.
— Ему шел двадцать восьмой год. Наверное, трудно было приехать в Казахстан из России. Он ведь не имел о здешних местах никакого представления. Спрашивал: а какие они, казахи, такие, как ты, что ли? У меня ведь папа казах, а мама русская. Я отвечала: да, такие. Лагманом его кормила, он даже не знал, что это за блюдо такое.

Началась послевоенная жизнь. Такая яркая, наполненная событиями, эмоциями. Дела у Николая Семеновича шли хорошо. Его назначили начальником статистического управления, а через полгода направили в Киргизию на ту же должность. Она поехала с ним.

Профессиональная жизнь Софьи Искаковны была насыщенной. Она стала врачом неотложной хирургии. Сама она сравнивает эту работу с военным медсанбатом, только говорит, что размах был поменьше. Те же бессонные ночи — раны, кровь, стоны. Системные заболевания, непроходимость кишечника, аппендицит, желудочные кровотечения:
— Занималась я сосудистым швом — брюшной аорты, мелких артерий, — вспоминает она. — Сшивала аппаратом Гудова. В то время он стоил очень дорого. Если зарплата была у нас, у хирургов, сто пять рублей, то он стоил 125 тысяч. И на руках сшивала, когда аппарат не берет. Проводила бессонные ночи до полного выздоровления оперируемого. Об этом не знали ни больной, ни родные — успокаивалась только при хорошем исходе операции. Смерть больного — это трагедия. Я над каждым умершим плакала. Хирург всю жизнь помнит о своих больных, которые умерли. У хирурга свое кладбище, там могут оказаться люди с тяжелейшими случаями и, конечно, могут быть и ошибки.

По приезде в Алма-Ату, когда Софью Искаковну не устроили возможные варианты с работой, они с мужем решили, что лучше она будет заниматься домашним хозяйством. К тому же возраст был уже пенсионный. Вот тут и проявился неуемный характер этой незаурядной личности. Софья Искаковна стала по-настоящему творческим человеком. Руки, которые всю жизнь сшивали мельчайшие сосуды, не могли без работы. И она начала шить. И если раньше это была живая материя человеческого тела, то теперь Софья Искаковна взялась за вышивку.
Чего только не было создано за несколько лет! Вышитые цветами рубашки, юбки, детские платьица, наволочки, салфетки, скатерти. Три ковра с фантастическими птицами и сказочными садами, на каждый из которых ушло от нескольких месяцев до года. А потом она потеряла к этому интерес. Но только из-за того, что начала заниматься чем-то еще более увлекательным. Она стала своими руками создавать кукол. Но это были не просто куклы. Это были экспонаты, изображающие известных актрис.
За творчеством и приятными домашними заботами дни летели незаметно. И всегда Он был рядом. И по-прежнему была любовь и нежность. А когда Николай Семенович ушел из жизни, это стало самой большой болью…

По материалам издания «Экспресс К» («Нити судьбы», автор Татьяна Ленская)

harakteristika-sofja-gore-ot-uma-griboedov
Софья Фамусова.
Художник Н. Кузьмин

Юная красавица Софья Павловна Фамусова является одной из центральных героинь комедии «Горе от ума» Грибоедова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание личности и характера героини, ее отношений с Чацким и Молчалиным.

Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума», образ, описание (Софья Павловна Фамусова)

Полное имя героини — Софья Павловна Фамусова:

«…Софья Павловна, дочь его…» (цитата из списка действуюших лиц)

Софья является единственной дочерью московского чиновника Фамусова, управляющего в каком-то государственном учреждении:

«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте…» (цитата из списка действуюших лиц) 

Возраст Софьи Фамусовой — 17 лет:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)

Софья — небедная невеста и дочь уважаемого в обществе человека:

«В угодность дочери такого человека…» (Молчалин о Фамусове, действие IV явление 12)

«Кто беден, тот тебе не пара…» (Фамусов о дочери, действие I явление 4)

Она является хорошенькой, прелестной девушкой:

«Да-с, а теперь, 

В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно, 

Неподражаемо, и это вам известно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7) 

«Как Софья Павловна у вас похорошела!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)

«Как хороша!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)

Мать Софьи умерла, после чего девочку воспитывали отец и французская гувернантка:

«Мать умерла: умел я принанять 

В мадам Розье вторую мать. 

Старушку-золото в надзор к тебе приставил: 

Умна была, нрав тихий, редких правил.» (Фамусов о Софье, действие I явление 4)

Софья Фамусова получила традиционное дворянское домашнее образование, она научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки:

«Уж об твоём ли не радели 

Об воспитаньи! с колыбели!..» (Фамусов, действие I явление 4)

«Дались нам эти языки!

Берём же побродяг, и в дом, и по билетам, 

Чтоб наших дочерей всему учить, всему —

И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам! 

Как будто в жёны их готовим скоморохам.» (Фамусов, действие I явление 4)

Она любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано:

«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт, 

Забылись музыкой, и время шло так плавно…» (действие I явление 5) 

«…в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою…» (слова автора, действие I явление 1) 

«То флейта слышится, то будто фортопьяно; 

Для Софьи слишком было б рано??.» (Фамусов слышит музыку в комнате Софьи, действие I явление 2)

У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого:

«Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему…» (Чацкий о качествах Софьи, действие III явление 1) 

Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени):

«Всё по-французски, вслух, читает запершись…» (Лиза о Софье, действие I явление 2)

Софья является ветреной барышней, которая не дорожит никем из своих ухажеров, по мнению Чацкого:

«…Я очень ветрено, быть может, поступила, 

И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)

«Ей всё равно, другой ли, я ли, 

Никем по совести она не дорожит…» (Чацкий о Софье, действие IV явление 10)

«…Любила Чацкого когда-то, 

Меня разлюбит, как его…» (Молчалин о Софье, действие IV явление 12)

Она называет себя решительной девушкой:

«…Молчите, я на всё решусь…» (Софья о себе, действие IV явление 12)

«…Я криком разбужу всех в доме 

И погублю себя и вас…» (Софья о себе и Молчалине, действие IV явление 12)

«Вы знаете, что я собой не дорожу…» (Софья о себе, действие IV явление 12)

Софья не считает себя трусливой девушкой в повседневной жизни:

«Однако о себе скажу,

Что не труслива. Так бывает,

Карета свалится, — подымут: я опять

Готова сызнова скакать;

Но всё малейшее в других меня пугает…» (Софья о себе, действие II явление 9) 

Софья с детства знает главного героя пьесы — Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов взял мальчика к себе на воспитание. В результате Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе и были друзьями:

«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; 

Привычка вместе быть день каждый неразлучно 

Связала детскою нас дружбой…» (Софья, действие I явление 5)

Софья когда-то была влюблена в Чацкого, но после его отъезда она увлеклась Молчалиным:

«…Я очень ветрено, быть может, поступила, 

И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)

«…Любила Чацкого когда-то, 

Меня разлюбит, как его…» (слова Молчалина, действие IV явление 12) 

«…Молчалин! как во мне рассудок цел остался! 

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..» (Софья беспокоится о Молчалине, действие II явление 11)

Чацкий проводит в путешествиях три года и внезапно возращается в Москву. Он надеется, что Софья по-прежнему любит его. Сам Чацкий признается ей, что все эти три года дышал и жил этой любовью к Софье:

«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, 

Которые во мне ни даль не охладила, 

Ни развлечения, ни перемена мест. 

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие I явление 14)

Вернувшись в Москву, Чацкий признается Софье в том, что любит ее без памяти:

«…И всё-таки я вас без памяти люблю…» (действие I явление VII)

Софья же искренне влюблена в Молчалина и не замечает, что тот просто использует ее, чтобы продвигаться по службе. В конце концов Софья узнает, что Молчалин ухаживает за ее служанкой Лизой, и разрывает с ним отношения:

«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

Когда Софья узнает об обмане Молчалина, ей становится стыдно за свою доверчивость:

«Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.» (действие IV явление 12) 

«Не продолжайте, я виню себя кругом. 

Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

В этот же вечер Чацкий узнает, что его любимая Софья уже некоторое время влюблена в Молчалина и тайно встречается с ним. Чацкому неприятно, что Софья променяла его на Молчалина. 

Фамусов, не разобравшись в ситуации, решает, что у Софьи романтические отношения с Чацким, а не с Молчалиным. Старик называет дочь «страмницей» и «бесстыдницей» и упрекает ее в том, что этим она похожа на свою покойную мать. Разгневанный Фамусов отчитывает Чацкого и просит его больше не бывать у них:

«Дочь, Софья Павловна! страмница! 

Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, 

Как мать ее, покойница жена. 

Бывало я с дражайшей половиной 


Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!» 
(Фамусов о дочери, действие IV явление 14)

Разъяренный Фамусов также собирается наказать дочь за ее легкомысленное поведение с     мужчинами, отправив ее в деревню к тетке в Саратов: 

«Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. 

Подалее от этих хватов, 

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» (Фамусов — Софье, действие IV явление 14)
 

Разочаровавшись в Софье и в целом в высшем обществе, Чацкий решает уехать из города. Молчалин же выходит невредимым из этого скандала.  

Критика о Софье в комедии «Горе от ума»

П. А. Вяземский о Софье:

«…Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…> …в Софии нет … завлекательных и порабощающих прелестей. Она просто халда, как мы назвали ее. 

И чтобы убедить в правильности нашего присуждения стоит только проследить времяпрепровождение ее в течение суток, предъявленных автором на сцене. Одну ночь проводит она в спальне своей с глазу на глаз с Молчалиным, днем сказывается больною, чтобы не идти обедать с отцом и приказывает горничной своей позвать к ней Молчалина …, на следующую ночь застаем ее как по лестнице крадется она сверху к Молчалину. Не говорим уже о том что заключает в себе противного и оскорбительного для чувства самого не строгого и не взыскательного благоприличия такое бесстыдное и ночное поведение девицы; умалчиваем о том, как подобные картины недостойны истинной комедии… <…>

«…Одна вопиющая безнравственность в комедии, это София Павловна: но Чацкий разгадывает ее только в последней сцене.» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)


Н. И. Надеждин о Софье:

«…Сколь ни зыбко обрисована в самой комедии физиономия Софьи Павловны, больше, однако, причин согласиться, что в ней предполагалось изобразить идеал московской барышни, девы, с чувствованиями невысокими, но с желаниями сильными, едва воздерживаемыми светским приличием. 

Романической девушкой, как полагают некоторые, она быть никак не может: ибо, в самом пылком исступлении воображения, невозможно замечтаться до того, чтоб отдать душу и сердце кукле Молчалину… <…> 

В последнем действии … негодование озлобленной любви и гордости возвышает положение Софьи Павловны до некоторого достоинства…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.) 


Е. Цимбаева о Софье:

«Каким же характером надо обладать барышне, чтобы принимать у себя мужчину со страшным риском для репутации и всего будущего? страстностью? тягой к опасности? Грибоедов рисовал значительно более необычный образ. На это указывают те же самые слова ремарки: «слышно фортопияно с флейтою». Естественно предположить, что Софья играет на фортепьяно, а Молчалин подыгрывает на флейте. Однако Фамусов… <…> …взорвался бы от ярости и снёс дверь, если бы предположил, что на флейте в комнате дочери играет не она, а кто-то другой. Однако отец не удивлён — значит, Софья умеет хоть немного играть на флейте. Это — ярчайшая авторская характеристика! Флейта — чисто мужской музыкальный инструмент, барышень никогда не учили играть на флейте! У Софьи нет братьев, так что она училась флейте не из подражания, она сама должна была потребовать инструмент и учителя. 

Это, конечно… проявление незаурядного характера. Рано лишившаяся матери и даже гувернантки, избалованная как единственная дочь и наследница, Софья привыкла быть хозяйкой в доме. <…> 

В своём стремлении к независимости и пренебрежении приличиями Софья впадает в прямую грубость, и ядовитая реплика графини-внучки совершенно заслуженна: как хозяйка дома она обязана была встречать гостей, а не предоставлять им занимать друг друга. По пути к независимости Софья продвинулась недалеко: играет на флейте и сама хочет выбрать себе мужа. 

Актрисам следовало бы придавать манерам Софьи некоторую мальчишескую свободу или резкость… только без романтического ореола. Софья, например, говорит о себе, что «не труслива», хотя барышне не полагалось гордиться храбростью. <…> 

Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013) 

Это был цитатный образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание внешности и характера Софьи Павловны Фамусовой, ее отношений с Чацким и Молчалиным.

  • Рассказ про сома 1 класс окружающий мир короткий
  • Рассказ про софию горе от ума
  • Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про сосну для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про соседа по парте