Рассказ про собаку нигер

записки отчасти биографический сборник, собачье сердце стало популярным задолго до официальной печати, а роковые яйца почти неприкрытая пародия

«Записки» — отчасти биографический сборник, «Собачье сердце» стало популярным задолго до официальной печати, а «Роковые яйца» — почти неприкрытая пародия на власть. Рассмотрим их подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Рассказ про собаку нигер

Автор урока

Наталья Ласкина

Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Рассказ про собаку нигер

Поговорим о повестях и рассказах Булгакова.

? «Записки юного врача» — цикл из семи рассказов: «Полотенце с петухом», «Стальное горло», «Крещение поворотом», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звездная сыпь». При жизни Булгакова полностью и как единое произведение цикл не публиковался: рассказы печатались в журналах в 1925–1926 гг., а «Звездную сыпь» нашли только в 1981 году.

? Жанровым образцом для Булгакова могли быть «Записки врача» Викентия Вересаева (1901), но в первую очередь он опирался на собственный опыт. Рассказчик в цикле, как и автор, начинает медицинскую карьеру в маленькой больнице в глуши. Ему приходится на ходу решать труднейшие задачи, проводить ампутации и трахеотомии, брать на себя ответственность за жизни людей. Несмотря на самоиронию рассказчика, его страхи и постоянный стресс, ему удается справиться с испытаниями. Судя по информации, собранной биографами, Булгаков действительно был хорошим и преданным своему делу врачом — но цикл не сводится к истории профессионального успеха.

? В рассказах преобладает субъективный взгляд рассказчика, которому нужно преодолевать себя. В начале большинства текстов — сомнения, чувство одиночества, ностальгия по привычной городской жизни. Вокруг тьма и дикая стихия. Так начинается рассказ «Стальное горло»: «Итак, я остался один. Вокруг меня — ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло. Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в громадном городе и думал, что вьюга воет только в романах. Оказалось: она воет на самом деле». Или начало «Тьмы египетской»: «Где же весь мир в день моего рождения? Где электрические фонари Москвы? Люди? Небо? За окошками нет ничего! Тьма…»

? Темнота окружает рассказчика в буквальном и метафорическом смысле. Об электрическом свете можно только мечтать, но еще труднее чувствовать себя слепым, потому что нельзя проконсультироваться или разделить с кем-то ответственность. «Тьмой» называют и невежество пациентов, которых иногда нужно спасать от самих себя — как в «Звездной сыпи», где рассказчик пытается остановить эпидемию сифилиса.

✍️ Заглавия рассказов не «медицинские» — это не случайно. Даже «Стальное горло» и «Пропавший глаз» прозвучат как описания медицинских ситуаций, только если знать контекст цикла. В заглавиях и в рефлексии рассказчика Булгаков вписывает истории из врачебной практики в мифологическое и литературное поле.

? Во «Вьюге» эпиграф из «Зимнего вечера» Пушкина напоминает читателю о метелях и вьюгах русской литературы, всегда связанных с блужданием, потерянностью и с тайной: позже вьюга с этими же значениями станет одним из основных булгаковских мотивов. «Тьма египетская» появляется как иронически будничная отсылка к ветхозаветным «казням египетским». Фельдшер называет тьмой обычную темноту, а рассказчику в конце рассказа в полусне кажется, что он идет сквозь библейского масштаба тьму «не то с мечом, не то со стетоскопом», в сопровождении «рати» в белых халатах.

? За несколько страниц рассказа «юный врач», тоскующий по городскому теплу и свету, превращается в эпического воина-спасителя, но в каждом рассказе ему приходится проходить эту метаморфозу заново.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году и не публиковалась при жизни автора. В 1960–80-е она была одним из самых популярных текстов, распространявшихся в самиздате: официально повесть напечатали в 1987 году.

Фантастическая сторона сюжета «Собачьего сердца» — отклик на распространение евгеники, учения об «улучшении» человека с помощью достижений естественных наук. (В 20-е годы евгеника еще не ассоциировалась с фашизмом и была популярной темой). У Булгакова профессор Преображенский знаменит благодаря тому, что открыл метод омоложения — но изначальные амбиции у него именно евгенические. Операция Преображенского превращает собаку в человека. Булгакова этот сюжет привлекает возможностью соединить проблематику науки и научной этики, политическую сатиру и более глубокую аллегорию.

? Цензурная история текста предопределила его прочтения. В интерпретациях повести после ее публикации главным был вопрос о том, как понимать неудачу эксперимента. Из пса Шарика человек Шариков получился непривлекательный и агрессивный, создатель разочаровывается в своем творении. Что это — злая пародия на диктатуру пролетариата, которая опирается на варваров-полуживотных? Или на самонадеянных интеллектуалов, которые ставят эксперименты на людях?

В «Собачьем сердце» три повествовательных плана:

1️⃣ — повествование с точки зрения Шарика, ограниченное рамками его восприятия,

2️⃣ — нейтральное повествование от третьего лица, которое отстраненно фиксирует диалоги и действия,

3️⃣ — дневник доктора Борменталя в пятой главе.

? Сюжет о дерзком эксперименте, как и форма рассказа в рассказе, намекает на «Франкенштейна». Шариков — явная пародия на создание Франкенштейна, которое обладало развитым умом и красноречием. Но и прагматичный Преображенский — не менее сниженная версия опасных гениев, включая того же Франкенштейна или любимого Булгаковым Фауста.

➡️ Когда мы наблюдаем вместе с объективным повествователем быт ученого, его общение с Шариковым и представителями новой власти, текст скорее комический — фельетон о мелких классовых и культурных конфликтах.

➡️ А когда повествование фокусируется на Шарике и его метаморфозе, появляются яркие метафоры, мифологические аллюзии и атмосфера страшной тайны.

? Операция описана только в четвертой главе: натуралистическое перечисление действий над телом пса страшно, потому что для читателя Шарик с начала повести не случайное животное, а главный герой. На зверей больше похожи ученые, чем их объект: Преображенский «ревет», Борменталь бросается, как тигр. Параллельно операция кажется и ритуалом жертвоприношения с профессором-«жрецом».

? Ужас воплощен и в сбивчивых записях Борменталя, из которых мы узнаем, что все началось во время Рождества. Медицинские заметки сопровождаются словами о кошмаре, безумии, пересказами слухов о «светопреставлении» и марсианах — Борменталь пишет дневник распада рационального и нормального мира.

✍️ Развязку сюжета с неудавшимся экспериментом повествователь тоже рассказывает не напрямую, а через слухи — «якобы», «будто бы», «проверить трудно». Поэтому мы можем сомневаться и в том, насколько реально восстановление порядка в эпилоге.

«Роковые яйца» — еще одна фантастическая повесть Булгакова, опубликованная в 1925 году. Действие перенесено в ближайшее будущее, в 1928 год, а сюжет даже более гротескно, чем в «Собачьем сердце», соединяет сатиру, фантастику и мифологию.

⚡️ Цепочка комических случайностей приводит к апокалипсису. Гениальный профессор Персиков открыл «красный луч», под действием которого живые существа быстрее растут и становятся агрессивнее. Директор совхоза «Красный луч» Рокк использует изобретение профессора, чтобы справиться с куриным мором, охватившим всю страну. Вместо куриных яиц он из-за анекдотического недоразумения облучает змеиные. В результате на Москву надвигаются полчища гигантских змей.

? Все подтексты повести нарочито прозрачны. Действие начинается во время Пасхи, яйцо — символ достаточно очевидный, и как знак начала и рождения, и конкретно как часть христианского кода. Змеи в роли антагонистов тоже не могут не вызвать ассоциации с библейским змеем и с сюжетами о змееборцах и победителях драконов.

? Крестьяне в деревне Концовка (тоже намек на конец света) называют Рокка антихристом, а яйца — дьявольскими еще до того, как из них вылупятся змеи. Весь мир в «Роковых яйцах» находится в ожидании больших перемен — как великих открытий, так и абсолютной катастрофы. Булгаков пародирует пафос научной фантастики и раннесоветской культуры. Открытия гениальных ученых, наука на службе экономики и социальных перемен, попытки немедленно решить вечные проблемы — все, что должно уничтожить архаическую старую жизнь, оборачивается повторением древних историй.

? Как и в «Собачьем сердце», в «Роковых яйцах» гармония вроде бы восстанавливается. Против гадов выходит армия — однако ее описание тоже инфернально: «Под утро, по совершенно бессонной Москве, не потушившей ни одного огня, вверх по Тверской, сметая все встречное, что жалось в подъезды и витрины, выдавливая стекла, прошла многотысячная, стрекочащая копытами по торцам, змея конной армии». Коллективного святого Георгия из этой армии не получается — Москву спасают не военные, а мороз.

? Самые яркие эпизоды в «Роковых яйцах» создают образ катастрофической Москвы. Булгаков и здесь опирается на всем понятную историческую и литературную отсылку — горящую Москву из памяти о войне 1812 года и из Лермонтова и Толстого.

? Город, залитый электрическим светом, о котором мечтал герой «Записок юного врача», здесь охвачен страхом: «Пылала бешеная электрическая ночь в Москве. Горели все огни, и в квартирах не было места, где бы не сияли лампы со сброшенными абажурами. В квартирах что-то выкрикивали, и поминутно искаженные лица выглядывали в окна во всех этажах, устремляя взор в небо, во всех направлениях изрезанное прожекторами. На небе то и дело вспыхивали белые огни, отбрасывая летающие белые конусы на Москву, и исчезали и гасли».

В первой редакции повесть заканчивалась мрачно: «мертвая Москва и огромный змей, обвившийся вокруг колокольни Ивана Великого». Почему Булгаков все же решил Москву спасти, читатели могут гадать сами.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Рябинин.

Бори́с Степа́нович Ряби́нин (21 октября (3 ноября) 1911, Кунгур — 15 марта 1990, Свердловск) — уральский писатель, член Союза писателей СССР.

Биография[править | править код]

Родился 3 ноября 1911 года в Кунгуре в семье служащего Степана Ивановича Рябинина (1891—1957) и домохозяйки Татьяны Васильевны Рябининой (1891—1977).

Родители хотели, чтобы сын стал инженером. После окончания средней школы в 1927 году пробовал поступить в Ленинградский институт, но не был принят из-за юного возраста — 15 лет. Вернувшись домой, по совету отца (землеустроителя по профессии) поступил в Пермский землеустроительный техникум, одновременно со вступительными экзаменами сдал экзамены за I курс и был принят на II курс. Окончил техникум в 1930 году по специальности геодезиста. В феврале — мае 1930 г. работал техником-землеустроителем Верхне-Камского ОкрЗУ в г. Соликамске.

В 1930 г. отца перевели в Свердловск. Здесь поступил на заочное отделение в Уральский механико-машиностроительный институт. В мае 1935 году получил вторую специальность — инженер-механик.

В мае 1930 г. — январе 1931 г. работал землеустроителем ОкрЗУ в г. Свердловске. В январе 1931 г. — мае 1933 г. работал техником-изыскателем в Госсельмелиотресте. В мае — августе 1933 г. работал токарем на Уралмашзаводе.

В мае — октябре 1935 г. работал журналистом в редакции журнала «Уральский следопыт». В октябре 1935 г. — сентябре 1939 г. работал собственным фотокорреспондентом газеты «Известия» по Уралу.

С 1939 г. — член Союза писателей, избирался членом правления Свердловской областной организации Союза писателей.

Участник Великой Отечественной войны. Был на фронте четыре месяца, будучи прикомандированным в качестве корреспондента к политотделу Свердловской гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого корпуса. Награждён орденом Отечественной войны II степени (06.04.1985)[1], медалями, в том числе «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[2].

После войны — на творческой работе.

Руководил группой очеркистов литературной группы отделения журналистики УрГУ (1959).

Общественный деятель — член президиума Федерации служебного собаководства СССР, председатель Свердловской Федерации спортивной прессы, радио и телевидения, член бюро Московской и Киевской секции охраны природы, член Центрального совета Всероссийского общества охраны природы.

Творчество[править | править код]

Б. С. Рябинин говорил: «О писательстве я не мечтал, хотя с детства много читал, увлекался приключенческой литературой». Увлечение фотографией и литературой выросло в дело всей жизни. Рябинин собрал большую библиотеку. Работал фотокорреспондентом газеты «Известия», журнала «Уральский следопыт». Был хорошо знаком с писателем П. П. Бажовым. Также Рябинин стал автором многих сценариев документальных и научно-популярных фильмов.

Первая книга «Каменные загадки» вышла в 1935 году. Вторая книга «Мои друзья», вышедшая в 1937 году, посвящалась друзьям человека — собакам. С тех пор они стали его любимыми литературными героями. Собакам посвящены книги и сборники «Рассказы о потерянном друге», «По следу», «Животные в нашем доме» (Рябинин — составитель). В 1959 году в Перми вышла книга для собаководов «Вы и ваш друг Рэкс» — подробное руководство для тех, кто хочет завести собаку и воспитать из неё верного и преданного друга. Б. С. Рябинин пишет: «Ни одно животное не платит человеку такой привязанностью, как собака… Старое правило собаководства гласит: сколько вы вложите в собаку, столько она и отдаст вам».

Литературные премии[править | править код]

Лауреат годовых премий «Литературной газеты», «Советской России», журнала «Здоровье».

В 1984 году «за публицистичность и оригинальность в подаче материала» книге-диалогу «О земле-кормилице» присуждена премия Госкомиздата РСФСР. Награждён высшим знаком Всероссийского общества охраны природы «За охрану природы России».

В 2002 г. отметили 90-летие со дня рождения писателя литературной конференцией, был выпущен буклет «По заветам природолюба». При подготовке к конференции из библиотеки им. В. Г. Белинского в Екатеринбурге поступили информационные материалы о Б. С. Рябинине.

Семья[править | править код]

Жена — Леокадия Семёновна Рябинина (р. 1935 г.) (врач-хирург, преподавала хирургию в медицинском училище, преподаёт в Уральской государственной архитектурно-художественной академии), сыновья: Евгений (р. 1960 г.), Глеб (р. 1965 г.)[3].

Память[править | править код]

Похоронен на Восточном кладбище Екатеринбурга. В честь Б. С. Рябинина названа улица в Екатеринбурге и детская библиотека в родном городе писателя Кунгуре.

Книги[править | править код]

  • Каменные загадки. Свердловск, 1936
  • Мои друзья. Свердловск, 1937
  • По следу. Челябинск, 1938
  • Орленок. Челябинск, 1939
  • Мои друзья. Свердловск, 1940
  • Советы собаковода. Свердловск, 1940
  • Золотое дно. Свердловск, 1941
  • Месть Дмитрия Босого. Свердловск, 1942
  • Плавильщик Степайкин. М., Профиздат, 1942
  • Приказ выполнен. М., Профиздат, 1942
  • Юннаты. Молотов, 1942
  • Друзья-товарищи. М., Профиздат, 1943
  • Записки начальника цеха. М., Профиздат, 1943
  • Варвара Лапшина. Свердловск, 1945
  • Птичницы. Свердловск, 1945
  • Советы собаковода. Свердловск, 1946
  • Олений камень. Челябинск, 1947
  • В нашем краю. Свердловск, 1948.
  • Верх-Исетский завод. Свердловск, 1948
  • Электрификация уральских колхозов. М., Госполитиздат, 1948
  • Павел Панафидин. Свердловск, 1949
  • Генадий Фукалов. М., Молодая гвардия,1949
  • Самый северный. Свердловск, 1950
  • Твои верные друзья. Челябинск, 1951
  • Советы собаковода. Свердловск, 1953
  • Твои верные друзья. Челябинск, 1953, 1954, 1955
  • Голубые домики. Свердловск, 1954
  • Любитель-собаковод. Молотов, 1955
  • Они — твои ровесники. Челябинск, 1957
  • Пионерский подарок. М., ДОСААФ, 1957
  • Рассказы о верном друге. М., Молодая гвардия, 1957
  • Алые гребешки. М., Детгиз, 1958.
  • Алые гребешки. Свердловск, 1958
  • Пионерский подарок. Свердловск, 1958
  • Вы и ваш друг Рэкс. Пермь, 1959
  • Малыши-желтыши. Свердловск, 1959
  • Когда метет пурга. Тюмень, 1960
  • Мои друзья. М., Детгиз, 1960
  • Народная артистка РСФСР Токарева. Свердловск, 1960
  • Ледяная корона. Свердловск, 1961
  • Огонек в пути. Свердловск, 1961
  • Вы и ваш друг Рэкс. Свердловск, 1962
  • На памяти моего поколения. Свердловск, 1962
  • Друзьям-болельщикам про чемпионов. Свердловск, 1963
  • Мои друзья. М., Детгиз, 1963
  • Рассказы о верном друге. Пермь, 1964
  • Человек должен быть добрым. М., Знание, 1965
  • О любви к живому. М., Просвещение, 1966
  • Рассказы о верном друге. М., Советский писатель, 1966
  • Уральские путешествия. Свердловск, 1967
  • Две книжки в одной покрышке. Свердловск, 1968
  • Сто друзей всех мастей. М., Малыш, 1968
  • Свердловск. РТИ… Свердловск, 1968
  • Нигер. М., Малыш, 1968
  • Мои друзья. Свердловск, 1970
  • Нигер. М., Малыш, 1971
  • Вглядываясь в жизнь. Свердловск, 1972
  • Дружище Котька. М., Малш, 1972
  • Друг, воспитанный тобой. М., Детская литература, 1972
  • Друзья, которые всегда со мной. Свердловск, 1973
  • У бабушки, у дедушки. Свердловск, 1974
  • Друг, воспитанный тобой. Владивосток, 1975
  • Чудеса в решете. Свердловск, 1975
  • Мои друзья. Свердловск, 1976
  • Операция «Ч». М., Советский писатель, 1976
  • Помоги родной земле. Челябинск, 1976
  • Друг, воспитанный тобой. Новосибирск, 1977
  • Я — егерь. М., Советская Россия, 1978
  • Горжусь, моё Отечество. Свердловск, 1978
  • Мы — земные люди. Свердловск, 1978
  • Укротители огня. Свердловск, 1979
  • Чудеса в решете. М., Детская литература, 1979
  • Друг всегда друг. М., Малыш, 1979
  • Нигер. М., Советская Россия, 1980
  • Мы — камвольщики. Свердловск, 1981
  • Рассказы о потерянном друге. Свердловск, 1984
  • Кто защитит защитника? М. Советская Россия, 1985
  • Страна твоей судьбы. М., Профиздат, 1985
  • Ушедшее- живущее. М., Советский писатель, 1985
  • Добро в твоем сердце. М., Советская Россия, 1986
  • 100 друзей всех мастей. Омск, 1986
  • Приключения магнетита. Свердловск, 1986
  • Друг, воспитанный тобой. Магадан, 1987
  • Пристальным взглядом. Свердловск, 1987
  • К. Рождественская — писатель и редактор. Пермь, 1988
  • Ты — хозяин… Омск, 1989
  • Рассказы о потерянном друге. Свердловск, 1991

Тексты[править | править код]

  • «Друг, воспитанный тобой» (недоступная ссылка)
  • «Рассказы о верном друге»
  • «Последняя отрада» Шестнадцать ступеней гранита науки
  • «Золотое дно»

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Б. С. Рябинин на сайте Свердловской областной библиотеки.
  • Литературные маршруты Б. Рябинина на сайте Свердловской областной библиотеки.
  • Б. С. Рябинин в Экстелопедии фэнтези и научной фантастики.

Леонид Андреев — Кусака:
Краткое содержание

У грязной облезлой дворняжки никогда не было хозяина и имени. Другие собаки облаивали ее, дети и взрослые гнали – и она разучилась доверять людям. Лишь однажды захотел ее приласкать человек. Это был «пропойца-мужик», который брел домой из кабака. Собака с опаской легла перед ним на спину, подставляя под руку животик. А пьяному вдруг стало скучно, да еще припомнились какие-то старые обиды. И он злобно пнул сапогом собаку в бок. С тех пор она старалась укусить протянутую к ней руку.

В одну из зим собака поселилась на пустующей даче. Она сделалась ее верным сторожем и считала даже своим домом. Весной, вместе с солнышком, приехали дачники. Первой из семьи собаку увидела «хорошенькая девушка», гимназистка Леля. Пока та кружилась, вдыхая запахи весны, собака тяпнула ее за край платья. «Злющую» дворняжку сперва хотели даже пристрелить. А потом привыкли: ночами с ней было спокойней. Собаке дали особенное имя – Кусака, начали кормить. Кусака изучила повадки жильцов, запомнила добрые веселые лица. И перед обедом уже ждала в кустах свой кусок. Вскоре Кусака «расцвела» и внешне, и «душой».

Именно Леле удалось сломить недоверие собаки. Кусака повалилась перед девчонкой на спину и закрыла глаза. Она ждала удара. Но ощутила на своей голове прикосновенье ласковой ручки. С тех пор все дети наперебой гладили Кусачку. Впервые она казалась кому-то милой и забавной. Кусака старалась выразить свою благодарность и любовь, смешно кувыркалась, чем приводила детей в восторг.

Осенью дачники собрались в город. Леля до слез не хотела расставаться с Кусакой, но мать развела руками: дворняжку в комнатах держать нельзя, лучше уж породистого щеночка взять. Пока шли сборы в дорогу, поскучневшая Леля пошла со встревоженной Кусакой до трактира. Когда семья сидела на вокзале, Леля вспомнила, что забыла попрощаться с собакой.

Почуяв неладное, Кусака сбегала на вокзал, вернулась, поскреблась в запертую дверь. И в первую же ночь окрестности огласил ее тоскливый одинокий вой. Все, кто его слышал, вздрагивали и торопились в свои дома, в тепло, и к близким людям.

Читательский дневник по рассказу «Кусака» Андреева

Сюжет

Паршивая дворняжка не верит в доброту людей. Она зимует на даче. Весной туда приезжает семья дачников. Гимназистка Леля дает собаке имя Кусака, все кормят ее, играют с ней. Но осенью ее предают, не берут с собой в город. Кусака горюет одна.

Отзыв

Тема ненужности, одиночества в недружелюбном мире. Дважды преданная людьми, собака переживает почти по-человечески. Хорошее отношение, сочувствие способны творить чудеса. Тема безразличия, эгоизма. Люди в ответе за тех, кого приручили.

Краткое содержание Л. Андреев «Кусака»

andreev kusaka main

«Кусака» – рассказ, написанный Леонидом Андреевым и опубликованный в «Журнале для всех» в 1901 году. Сейчас рассказ входит в школьную программу 7 класса. Сюжет краткого содержания повествует о жизни собаки по имени Кусака.

Основные персонажи

Прежде, чем приступить к краткому содержанию рассказа «Кусака», следует познакомиться с главными героями:

  • Кусака — животное, которое потеряла доверие к людям. Дачники приютили ее у себя, но только на сезон;
  • Леля — гимнастка, именно она первой нашла общий язык с питомцем;
  • Другие дачники — мать Лели и дети, которые приехали на дачу на лето.

Очень краткий пересказ

Краткий пересказ книги о нелегкой жизни собаки по имени Кусака. Она потеряла доверие к людям, поскольку за всю жизнь ее часто били и даже кидали камни. Она хотела сбежать от общества, приносившего только страдания, как можно дальше. Именно так собака попала на дачу, где никого не было.

С наступлением весны на дачу приехали хозяева. Первой собаку увидела девочка по имени Леля. Она пыталась подружиться с ней, но у нее не получилось.

Краткое содержание Л. Андреев «Кусака»

Неудачное знакомство

Со временем собака начала привыкать к людям и перестала их бояться. Ей даже удалось подружиться с ними.

Однако вскоре дачники уехали, бросив Кусаку во дворе. С ней даже не попрощались.

Краткое содержание по главам

Рассмотрим рассказ «Кусака» кратко, по главам.

Глава 1
С собаки не было хозяина. Никто не знал, было ли у животного имя, и чем оно питалось. Дворовые псы постоянно лаяли на непрошеного гостя, отгоняя ее от теплых мест. Мальчики во дворе с глупого азарта кидали в нее камни. В результате животное испугалось и убежало на край деревни.

Однажды собаку приласкал нетрезвый мужчина, который как раз шел из кабака. Но животное не доверяло людям, потому не решилось приблизиться. Это сильно разозлило мужчину, и он ударил питомца сапогом.

После этого собака совсем перестала доверять людям, даже тем, кто хотел ее погладить. Она старалась сбежать и спрятаться ото всех, а если не получалось, нападала на человека, пытаясь укусить.

Наступила зима. Собака нашла себе дом под крыльцом одной из дач, где не было людей. Главный герой бескорыстно сторожил дом. По ночам Кусака лаяла и хрипела, но в то же время чувствовала себя гордой и довольной.

Краткое содержание Л. Андреев «Кусака»

Кусака сторожит дачу

Глава 2
Весной приехали хозяева дачи. Собака встретилась с девушкой по имени Леля. Последняя была так рада, что наступила весна, что начала кружиться в танце. Собака подкралась к ней и порвала одежду. Леля испугалась и попросила родных, чтобы те не ходили в сад.

Однажды Леля решила подозвать к себе животное. Кусака не знала, собираются ли ее ударить или приласкать. Она покорно легла на спину, и, к счастью, ее приласкали. Девушка позвала своих родных. Когда к ним подошли другие члены семьи, собака испугалась, оцепенев. Но добрые люди снова приласкали ее. Кусака чувствовала боль, но не от того, что ее напугали или ударили, а от непрерывной ласки.

Глава 3
После той доброты, с которой собака столкнулась впервые за долгое время, она стала чувствовать себя гораздо лучше. Она больше так не боялась людей, нашла хозяев, новый дом, а самое главное – могла кому-то служить. Пес ел мало, но все равно стал выглядеть здоровее. Кусака стала чище, ее шерсть больше так не выпадала, она немного поправилась. Больше никто не смел кричать на пса, кидать в него палки. Однако главный герой все еще относился к людям с недоверием. Собака вела себя не так, как остальные — она никогда не ласкалась и не терлась о ноги хозяев.

Как бы то ни было, пес нашел свой способ выражения благодарности: он кувыркался, постоянно прыгал, крутился вокруг себя. Выглядело это немного нелепо, но смешно и забавно — такое поведение вызывало у хозяев улыбку. Раньше пес слышал только крики, от которых испытывал страх. Теперь же речь людей была ласковой, и все их действия была направлены на то, чтобы вызвать у Кусаки любовь. Именно это и заставляло пса вести себя так смешно.

Со временем Кусака еще сильнее привязалась к новым хозяевам. Она поняла, что больше не придется искать себе еду. Кроме того, пес доверился людям, стал сам подходить к ним, чтобы попросить погладить его. Питомец начал считать дачу своим домом.

Глава 4
Закончилось лето. Леля задала вопрос родителям о том, что теперь делать с питомцем. Они ответили, что ему придется остаться на улице, ведь двора на территории нет, а внутри дома ее лучше не держать. Девочка расстроилась и стала плакать. Родители сказали, что потеря не велика, ведь Кусака — всего лишь обычная дворняга, а они планируют завести породистую собаку.

Дачники начали собираться, чтобы покинуть дом. Леля позвала пса. Вместе они пошли в сторону шоссе. В это время как раз шел дождь и были слышны крики из местного трактира, где люди шутили над дураком из деревни. Леля увидела все это и сказала: «Скучно, Кусака!». Она пошла к вокзалу. И только там девушка вспомнила, что даже забыла попрощаться с новым другом.

Глава 5
Собака долго ждала уехавших хозяев. Она бегала по станции, искала их там под дождем. Промокший пес ни с чем вернулся на дачу. Он заглядывал в дверь, скреб ее своими когтями, но ответа не было: дом был пуст.

Начало темнеть. С наступлением ночи пес понял, что его снова бросили. Он жалобно завыл. И когда проходящие рядом люди слышали это, им казалось, будто воет сама ночь.

Основная идея

В кратком содержании рассказа Леонида Андреева «Кусака» повествуется о печальной судьбе одинокой собаки. Целью автора было научить человека ответственности и состраданию к тем, кто является слабее нас. После прочтения краткого содержания рекомендуем прочитать полное произведение.

Краткое содержание Андреев Кусака кратко и по главам

Рассказ про собаку. У нее не было имени, не было и хозяина. Никто не знал, где она жила и чем питалась в эту долгую морозную зиму. Она не могла приютиться у теплых деревенских изб, поскольку оттуда ее прогоняли дворовые собаки и уличные мальчишки.

Она не доверяла людям, от которых получала только пинки да побои. Она мстила людям, пытаясь укусить любого, но чаще всего была бита камнями и палками.

Однажды зимой она нашла приют под террасой пустующей и неохраняемой дачи и до самой весны сторожила ее, чувствуя скрытую гордость от собственной значимости.

А весной из города приехали дачники, добрые и веселые люди. Собака осталась сторожить их, и даже получила свое имя — Кусака, за то что укусила за платье дочку хозяйки — красавице Лелю.

Хозяева были добрыми людьми, и постепенно привыкли и полюбили Кусаку, а она, впервые в жизни, начала отвечать людям лаской и любовью. Впервые в жизни безродная собака стала нужной и любимой. Хорошее обращение и регулярное питание изменило пса до неузнаваемости. Шерсть обрела блеск и чистоту, бока округлились, и никому уже в голову не могло прийти швырнуть в нее камнем или ударить палкой.

Но наступила осень, начались дожди, и дачники начали собираться в город. В город, где для Кусаки не было места. Не было для Кусаки места и в сердце красивой, но немного легкомысленной Лели, которая уехала, так и не попрощавшись с собакой.
А Кусака осталась одна у опустевшей дачи, которую с такой гордостью охраняла все лето.

Начался длинный, осенний дождь. А вместе с дождем пришла и ночь. И ночью собака начала выть. Кусака стояла на задних лапах перед безнадежно запертыми дверьми и выла. И казалось, что воет сама ночь.

Одиночество и безнадежность. Одиночество, как лучом согретое теплотой женского сердца, а потом снова этим сердцем преданное и брошенное, и оттого еще более горькое. И неважно, о ком идет речь, о собаке или человеке.

Краткое содержание Кусака по главам

Глава 1

Безымянная собака, никому не принадлежавшая, жила в одиночестве, сама себе находила где-то пищу, где-то ночлег.

Дети кидали в собаку палки и камни, взрослые пугали ее пронзительным свистом, гоня ее отовсюду. Собака убегала в темный сад заброшенного дома и там зализывала свои раны, скуля и плача от боли и обиды.

Однажды ее только пожалел какой-то пьяный мужик, хотел ее погладить. Но пока собака решила к нему подойти, у него уже изменилось настроение, и собака вместо ласки получила очередной удар.

После того случая собака ещё больше озлобилась и совсем перестала доверять людям. Если кто-то хотел ее приласкать, она злобно рычала и пыталась укусить.

В одну из холодных и длинных зим, собака нашла пустующую дачу, которую никто не охранял, и стала там жить под террасой.

Днём собака бегала поселку в поисках пищи, а на ночь возвращалась на дачу и охраняла ее.

Каждую ночь собака вылезала из-под террасы, выскакивала на улицу и лаяла до потери голоса.

Возвращаясь опять под террасу, собака успокаивалась, гордая собой.

Глава 2

Наконец наступила долгожданная весна, и в дом, где жила собака, приехали дачники. Сразу тишину нарушили громкие разговоры, песни и смех приехавших людей.

Уставшие от городской жизни, от холодной зимы, дачники громко радовались весеннему теплу, свежему воздуху и солнечному свету.

Молодая девушка выскочила в сад, и радуясь жизни, весело закружилась. И тут к ней бесшумно подкралась собака, рванула девушку за подол платья, и также тихо скрылась в кустах растущей в саду ягоды.

Испуганная девушка убежала в дом, громко крича, что в саду находится большая злая собака.

Ночью собака вернулась под террасу. Люди спали и были не страшны ей. И теперь собака уже стала охранять так ненавистных ей людей.

Дачники, сначала хотевшие прогнать напугавшую их собаку, были добрыми людьми, они понемногу начали привыкать к ней, и дали ей имя — Кусака.

Глава 3

Собака привыкла к своему новому имени, и тоже с каждым днём всё больше и больше начала подпускать к себе дачников.

И настал тот момент, когда собака подпустила к себе Лелю, и, закрыв глаза, легла на спину. Собака не знала, чего ей ожидать: очередного удара, или чего-то другого. Но девушка стала ласково и нежно гладить собаку. Увидев, что Кусака позволяет ласкать себя, девушка закричала своей семье, чтоб они посмотрели, как она подружилась с собакой.

Прибежали дети и наперебой стали теребить и гладить собаку. А Кусака продолжала вздрагивать от их ласки, ощущая боль от непривычных для нее прикосновений человеческих рук.

Всей своей собачьей душой Кусака привязалась к своим хозяевам. Ей дали имя, ее кормили, она имела возможность охранять хозяев, она была счастлива. Ее длинная шерсть очистилась, стала гладкой и блестящей, она по-настоящему стала домашней собакой, и уже никто не пытался ее обижать.

Не умея выражать своих чувств, никогда не знавшая ласки, она все — равно с недоверием относилась к окружающим, ожидая побоев.

Со временем и Кусака научилась выражать нежность и привязанность к людям. Она скакала, и крутилась вокруг себя, неуклюже кувыркалась — всеми силами пыталась выразить свою благодарность приласкавшим ее людям. Ее нелепые прыжки делали ее неповоротливой, смешной и жалкой. Дачники смеялись над ней, и снова теребили ее, вызывая в ней неуклюжие проявления любви.

Кусака уже полностью свыклась со своей новой жизнью, была обласкана и накормлена, с удовольствием играла с детьми, сопровождала их в лес и на речку, а по ночам на законных основаниях сторожила дом и обитающих там людей.

Глава 4

Прошло жаркое лето. Тучами затянулось небо и начались проливные частые дожди. Наступила осень. И снова на даче стал слышен шум и гомон множества людей, которые грузили вещи на скрипящие от тяжести телеги.

Леле жалко было оставлять собаку, но к себе они ее не хотели брать.

Девушка позвала Кусаку с собой и пошла на вокзал.

Шел сильный проливной дождь, затянувший все вокруг серою пеленой, стало сумрачно и скучно.

Глава 5

Забыв про Кусаку, дачники уехали. Собака долго бегала по их следам, сбегала на станцию и вернулась домой, но и там было пусто.

Дождь разошелся ещё больше, погружая все вокруг в беспросветный мрак.

С наступлением ночи собака завыла. Она выла жалобно и безнадежно. Она своим спокойным воем хоронила в себе чувства, разбуженные людьми, и ими же так жестоко и подло убитые.

Вывод

Равнодушные и безразличие к животным перерастает в безразличие и равнодушие и к людям, приводит к жестокости и подлости.

Чтобы всегда оставаться человеком, надо с любовью и добротой относится к окружающему миру, бережно относиться к природе. Ведь мы используем ее дары. Природа отвечает добром на доброту.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андреев. Все произведения

Кусака. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Творчество Уильяма Сидни Портера, боле известного читателю под псевдонимом О. Генри, занимает особое место не только в американской, но и мировой литературной сокровищнице.

В детской литературе немало произведений, которые читаются легко и с огромным интересом. Среди авторов, пишущих прекрасные вещи для ребят, был Яковлев. Писатель сумел сочинить великолепные труды, в которых показаны образы детей в годы войны

Героем данного рассказа является лейтенант по имени Егор Дремов, который был всячески искалечен на войне. Фронт поразил персонажа не только физически, но и духовно. Дремову довелось сгорать в танке

Шотландия. В замке напротив леса идут приготовления к свадьбе. Одна их комнат принадлежит Джеймсу, жениху. Уставший от приготовлений, молодой человек спит, а рядом с ним стоит Сильфида на коленях

Юная девушка Фрося проводит тоскливые будни после того, как её муж отправился на Дальний Восток. Она даже бросает учёбу на железнодорожных курсах. Отец девушки, железнодорожник Нефёд Степанович, идёт на пенсию, но не перестаёт приходить на место работы

  • Рассказ про совесть 5 класс
  • Рассказ про созвездие водолея 2 класс
  • Рассказ про созвездие близнецы для 2 класса
  • Рассказ про собаку и человека
  • Рассказ про снежного барса