Угадайте, что это за большая красивая оранжево-черная кошка, которую нельзя погладить? Да это же тигр! Крупный, свирепый, сильный, быстрый и неустрашимый хищник.
Расскажем сегодня всю правду про тигра для детей! Тигр — один из самых больших представителей семейства кошачьих. Достигает в длину до 3 метров. Одной лапой может сбить с ног целую лошадь. Тигр имеет рыже-черный окрас, но встречаются в природе тигры белого и даже голубоватого цвета. Такой окрас они получили из-за мутаций.
У тигра тонкий слух, он высоко прыгает и хорошо плавает, ловкий, грациозный, смелый, но аккуратный. С сородичами он общается с помощью рыка, а когда сыт и доволен, то мурчит прямо, как домашняя кошка. Также тигр может рычать, как другие животные, к примеру, как медведь, чтобы заманить его в ловушку.
Охотится хищник по ночам. Предпочитает свежее мясо. Высматривает жертву, аккуратно подкрадывается к ней со спины и нападает. В дневное время тигр прячется в тени джунглей, отдыхает от ночных вылазок. Полосатый зверь любит места, в которых довольно влажно, однако ученые установили, что при необходимости он приспосабливается к любым условиям и достаточно быстро и легко.
Животное занесено в Международную Красную книгу и в Красную книгу нашей страны из-за того, что его популяция, к несчастью, сокращается. На настоящий момент их осталось примерно 5 тысяч. К исчезающим видам относится амурский (уссурийский), бенгальский, индокитайский, малайский, суматранский, южно-китайский тигр. Так получилось из-за того, что люди бесконтрольно охотились на тигров и истребляли их ради забавы. Сейчас тигров охраняют. Больше всего тигров живет в Индии. Также странами обитания считается Индонезия, Малайзия, Непал, Таиланд и другие азиатские страны. Живет тигр и в России глубоко-глубоко в сибирском лесу. На Дальнем Востоке водится самый большой представитель – амурский тигр.
Интересно, что у тигров есть свой праздник. Международный день тигра, который отмечают 29 июля.
Интересные факты про тигров
- Тигры, живущие на материковой части крупнее, чем собратья, живущие на острове или полуострове.
- В среднем взрослому тигру нужно в день 6-9 кг мяса. В год он может съесть до 2 тонн, что в среднем в 2 раза больше, чем может съесть ближайший родственник лев.
- Тигры помечают свою территорию различными способами: справляют нужду на деревья, царапают кору, рыхлят почву и снег.
- Черные полосы у тигра не только на шерсти, но и на коже. Даже если полностью сбрить всю шерсть, то она отрастет за небольшой срок с точно таким же рисунком.
- Рисунок из черных полос у тигра уникален. Это как наши отпечатки пальцев. Такая окраска необходима для маскировки.
- Взрослые тигры не карабкаются по деревьям, только малыши-тигрята.
- Тигры не только не боятся воды, но и с удовольствием освежаются и плавают в жаркую пору. Легко переплывают реку шириной в десятки километров.
- Когти тигра могут достигать 10 см.
- Днем тигры видят примерно в 6 раз лучше человека, а вот ночью в темноте наоборот.
- Передние лапки тигра имеют 5 пальцев, а задние только 4.
- Тигр может прыгнуть на 5 м в высоту и на 6 м в длину.
- Рычание тигра слышно на расстоянии до 5 км. С помощью таких звуков тигры общаются между собой.
- Тигр может прожить в среднем 26 лет, независимо от того, на воле он или в зоопарке.
- Полосатый хищник не только любит мясо, но и с удовольствием ест ягоды и плоды.
2022 год – год тигра
Расскажем и про год тигра для детей. Каждый год по восточному календарю соответствует одному из 12 животных. Наступающий 2022 год — год тигра. Считается, что год будет удачным для освоения новых умений, расширения кругозора, новых увлечений и движения вперед.
Символ года — полосатый,
Умный, сильный и мохнатый,
Тигр в гости к нам спешит,
Рады все и от души:
Тигр с подарками для всех,
Всем — удача и успех!
Еще больше детских стихов про тигра и новогодних стихов про тигров смотрите в этой статье.
В год тигра родились многие знаменитости: композитор Людвиг Ван Бетховен, актриса Мэрилин Монро.
Считается, что чтобы привлечь удачу, нужно собственными руками сделать себе талисман. Отличная идея предновогоднего досуга – сделать вместе с родителями фигурку тигра и украсить ей, например, рабочий стол или елку.
Что почитать и посмотреть с детьми о тиграх?
Мультфильмы:
- «Тигренок на подсолнухе»
- «Лео и Тиг»
- «Приключения Тигрули»
- «Маугли»
- «Винни Пух»
- Зверополис
- Кунг-Фу Панда
- «Дозор джунглей»
- «Тигр, который пришел выпить чаю»
- «Маленький полярный медвежонок: Ларс и Тигренок»
- «Большое путешествие»
Фильмы:
- «Тигриный хвост»
- «Мы купили зоопарк»
- «Два брата»
- «Синий тигр»
- «Укротительницы тигров»
Книги:
- Редьярд Киплинг «Тигр! Тигр!»
- Кэтрин Райнер «Как тигр Август потерял улыбку»
- Сладков Николай Иванович «Белые тигры»
- Запашный Эдгард Вальтерович «Мои друзья тигры»
- Михаил Арсеньевич Кречмар «Полосатая кошка, пятнистая кошка»
- Илья Лагутенко «Я тигр»
- Тибетская народная сказка «Глупый тигр»
- Прокофьева Софья Леонидовна «Приключения плюшевого тигра»
- Кейт ДиКамилло «Парящий тигр»
- Янош «О, как ты прекрасна, Панама!»
- Янош «Письмо для тигра!»
- Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все»
- Лиззи Стюарт «Тигр в саду»
- Салли Гарднер «Господин тигр»
- Тамара Михеева «Тиграш»
- Биттел Джейсон «О чем рычит тигр? Как общаются животные в дикой природе»
- Вебб Холли «Тигренок Звездочка»
- Антонова Юлия Викторовна «Необыкновенные приключения амурского тигра Амбы»
Столько всего интересного! Будем, чем заняться на каникулах!
Смотрите и другие статьи про животных:
Стихи про тигров
Увлекательный рассказ про снежного барса
Детям о медведях
Детям о мышах и крысах
Интересно про насекомых
Пернатые соседи, или что рассказать о птицах
Про кошку детям — сказка на ночь
Вот и подошло к концу наше знакомство с самой большим и красивым хищником семейства кошачьих. Рекомендуем дополнительно сходить в зоопарк, чтобы увидеть тигра в живую и познакомиться с его повадками поближе. С наступающим 2022 годом!
С любовью,
«Цветы жизни».
Загрузка…
Марьяна Александровна Лукашева, научный сотрудник Алтайского заповедника подводит итоги фенологического года (сезон 2020-2021) в Алтайском заповеднике. Почему фенологический год начинается с зимы? Как новые сутки начинаются в глухую полночь (00:00 по местному времени), так и естественный, или фенологический, год начинается в середине зимы, на исходе глухозимья.
Подробнее »
Олег Борисович Митрофанов старший научный сотрудник Алтайского заповедника, орнитолог, подводит итоги наблюдений за птицами на Яйлинской террасе в последний месяц 2021 года.
Подробнее »
Январь у алтай-кижи – месяц жалящих морозов или белый месяц (чаган ай), у туба – обманчивый месяц (тöгöнöк ай), у чалканцев – месяц малого мороза (кижу кырлащь ай).
Подробнее »
Директор Алтайского биосферного заповедника, Игорь Вячеславович Калмыков, поздравляет с наступающим Новым годом, юбилейным для Алтайского заповедника.
Подробнее »
Дорогие друзья, коллеги! Поздравляем с наступающими Новогодними праздниками!
Подробнее »
С 20 по 24 декабря 2021 года в Подмосковье под эгидой Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России и при финансовой поддержке WWF прошло Всероссийское совещание по вопросам сохранения и рационального использования популяций дикого северного оленя, кабарги и снежного барана. Юрий Николаевич Калинкин, к.б.н., ведущий научный сотрудник Алтайского заповедника выступил с докладом «Состояние группировки северного оленя в Республике Алтай».
Подробнее »
В 2021 году, по представлению Алтайского биосферного заповедника, Сертификатом благотворительности за Марш Парков-2021 награждена Романова Елена Олеговна (МБОУ «Лицей №1 имени М.В. Карамаева города Горно-Алтайска», руководитель эколого-волонтёрского клуба «Озеро Чудес»).
Подробнее »
24 декабря 2021 года в селе Яйлю состоялось итоговое в 2021 году заседание Научно-технического совета Алтайского заповедника, в котором приняли участие представители всех отделов.
Подробнее »
В этом году два клуба юных друзей Алтайского заповедника принимали активное участие во Всероссийском онлайн-марафоне друзей заповедных островов, который длился с февраля по ноябрь 2021 года.
Подробнее »
Министр иностранных дел России, председатель Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Сергей Лавров вручил Главе Республики Алтай Олегу Хорохордину соглашение о создании в Горно-Алтайском государственном университете кафедры ЮНЕСКО «Устойчивое развитие горных территорий».
Подробнее »
С 13 по 17 декабря 2021 года проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Заповедная наука», организованная по инициативе Росзаповедцентра Минприроды России и Российской академии наук в онлайн-формате. Научный сотрудник Алтайского заповедника Елена Черткова выступила с докладом «Оценка экосистемных услуг лесов Алтайского государственного природного биосферного заповедника».
Подробнее »
Очередной выпуск электронного журнала «Заповедные острова» (27) посвящен теме экотуризма в летний сезон на Особо охраняемых природных территориях.
Подробнее »
В главной экологической газете Сибири «Природа Алтая» регулярно публикуются материалы об Алтайском заповеднике. В заключительном номере 2021 года (№11-12-2021) опубликованы статьи авторской рубрики «Страницы Евгения Веселовского».
Подробнее »
Олег Борисович Митрофанов, старший научный сотрудник Алтайского заповедника, 13 декабря 2021 года отмечает юбилей. Заповедному орнитологу исполняется 70 лет!
Подробнее »
11 декабря в мире отмечается Международный день гор (International Mountain Day) . Учрежден по решению 57-й Генеральной Ассамблеи ООН в январе 2003 года для привлечения внимания к проблемам развития горных регионов планеты. Тема 2021 года: Устойчивый горный туризм.
Подробнее »
Оперативной группой Алтайского заповедника на высокогорном озере Джулуколь была задержана группа нарушителей в начале лета 2021 года. По направленным в органы полиции (ОМВД России по Улаганскому району) административным материалам проводится проверка по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ.
Подробнее »
В Национальном музее им. А.В. Анохина (г.Горно-Алтайск) открылась выставка полуфиналистов по итогам регионального этапа Международного конкурса «Живая природа Алтая». В этом году фотовыставка проходит в два этапа: отдельные полуфиналы работ, сделанных на территориях Алтайского края и Республики Алтай, и общий, в котором будут представлены лучшие региональные фото.
Подробнее »
Всероссийский социально-экологический проект «Добровольческие экспедиции «По следам снежного барса»» приглашает вас посетить фотовыставку, посвящённую добровольчеству в деле сохранения снежного барса на хребте Чихачёва в Республике Алтай, биоразнообразию этой уникальной территории, нуждающейся в особой охране. Открытие выставки пройдёт в Барнауле 10 декабря 2021 года в ГМИЛИКА на Льва Толстого. Для барнаульцев и гостей города выставка будет доступна для посещения до конца января 2022 года в часы работы музея.
Подробнее »
В 2021 году в рамках деятельности по культурным и академическим обменам, представители Университета Канадзавы (Япония) обратились в Алтайский биосферный заповедник с предложением принять участие в разработке и проведении обучающего курса для японских студентов.
Подробнее »
Вниманию юных читателей декабрьского номера журнала «Пульс природы» представлен рассказ об интересном и редком животном — лесном подвиде северного оленя.
Подробнее »
5 декабря 1998 года был подписан сертификат, подтверждающий включение объекта «Золотые горы Алтая» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Подробнее »
В ноябре жизнь в этом маленьком таёжном поселении из 70 дворов и 200 жителей затихает. День становится короче, выпадает снег, усиливаются «верховки» — телецкие шторма, и крепчают морозы.
Подробнее »
В ноябре 2021 года прошел 50-й Международный конкурс научных работ, организованный Всероссийским обществом научно-исследовательских разработок РосНаука, в котором приняла участие научный сотрудник Елена Черткова. За представленную научную статью «Мониторинг многолетней активности иксодовых клещей (Ixodidae) на территории Алтайского государственного заповедника и история их изучения» Елена Черткова награждена Дипломом за 3 место, в номинации «Научные статьи по биологическим наукам«.
Подробнее »
1 декабря 2021 года мы поздравляем Сибгатуллина Шамиля Влиевича, государственного инспектора Алтайского заповедника с 35-летием трудовой деятельности.
Подробнее »
Декабрь алтай-кижи именуют зимним месяцем косули (кышкы куран ай), туба – малого мороза (кичу кырлач ай), чалканцы – большого мороза (улу кырлащ ай). Кумандинцы же, называя декабрь – улу кырлаш ай, обозначают его как старший морозный месяц.
Подробнее »
Пальчиковая гимнастика «Животные севера»
Кто на севере живет? Кто там ест и кто там пьет? Звери необычные к холоду привычные. Вот песец из норки смотрит. Белый мишка важно ходит, Ну, а морж, как капитан Покоряет океан. Гордый северный олень Грузы возит целый день. | Хлопки ладошки – кулачки, попеременно. «Замок» — меняя положение пальцев Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки». Пальчики – «шагают» Ладони «лодочкой» двигаются вперед. Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты. Растирание ладоней движениями вверх, вниз |
Гимнастика «Белые медведи»ё
Белые медведи мороза не боятся, Нравится им в море ледяном купаться. Не страшны им в Арктике клыкастые моржи, На рыбу и тюленей охотятся они. | Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять. Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять. Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого. |
Упражнения на развитие речи с движениями:
«Северная страна»
Где всюду холод, лед и тень, Полгода – ночь, погода – день Из льда здесь люди строят дом, И океан покрыт весь льдом. Зверей здесь ты почти не встретишь, И птиц ты в небе не заметишь. Лишь мишка белый, словно иней Хозяин ледяной пустыни. | Дети обнимают себя за плечи Ладонями закрываю – открывают глаза Поднимают руки над головой – «крыша» Ладонями показывают льдины Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны. Делают махи руками подражают походке медведя |
Уважаемые родители!
На этой неделе мы проходим тему «Животные Севера». Дома Вы можете закрепить знания вашего ребёнка с помощью увлекательных игр:
2.Дидактическая игра «Кого не стало».
Полярная сова — нет полярной совы, морж — …, тюлень — …, песец — …, олень — …, альбатрос — …, морской котик — … и т.д.
3..Дидактическая игра «Назови ласково»
Белый медведь-беленький медвежонок, олень — …, морж — …, пингвин — …,.
5.Дидактическая игра «Один-много»
Морж — моржи, тюлень-…, олень -…, чайка -…, морской котик — …, полярный волк-…,.
6.Дидактическая игра «Сосчитай»(до 10)
Например,один-медведь,два-медведя,три-медведя,четыре-медведя,пять-медведей,шесть-медведей,семь—медведей,восемь-медведей,девятьмедведей,десять-медведей;один пингвин — …,один морж — ….
7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
- морж-олень-кабан-тюлень
- морской котик- зебра-песец-пингвин
8. Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?»
Чьи клыки у моржа? (Моржовые), Чья шерсть у песца? Чьи лапы у медведя? Чей клюв у совы?
9. Дидактическая игра «Подбери признак»
Олень(какой?) рогатый, длинноногий, красивый, благородный, быстрый, шустрый, стремительный;
Пингвин -….,медведь — …,морж — …,песец — ….
10. Составление описательного рассказа
Например,Пингвин-птица -умеет плавать,нырять,ходить, прыгать, скользить на животе — у него есть голова,туловище,крылья,ноги,хвост -питаются рыбой -место обитания Антарктида — детёныши пингвинята.
11. Отгадывание загадок
Уважаемые родители!
На этой неделе мы проходим тему «Животные Севера». Дома Вы можете закрепить знания вашего ребёнка с помощью увлекательных игр:
1.Игра»Закончи предложение»
Морж не мёрзнет в холодной воде,потому что…
Шерсть северного волка белого цвета,длятого,что бы …
В наших лесах не встретишь белого медведя,потому что …
2.Дидактическая игра «Кого не стало».
Полярная сова — нет полярной совы,морж — …,тюлень — …,песец — …,олень — …,альбатрос — …,морской котик — … и т.д.
3..Дидактическая игра «Назови ласково»
Белый медведь-беленький медвежонок, олень — …,морж — …, пингвин — …,.
4. Словесная игра «Зачем»
Зачем полярной сове когти?
Зачем моржу длинные клыки?
Зачем полярному волку белая шерсть?
5.Дидактическая игра «Один-много»
Морж — моржи, тюлень-…, олень -…, чайка -…,морской котик — …, полярный волк-…,.
6.Дидактическая игра «Сосчитай»(до 10)
Например,одинмедведь,двамедведя,тримедведя,четыремедведя,пятьмедведей,шестьмедведей,семьмедведей,восемьмедведей,девятьмедведей,десятьмедведей;один пингвин — …,один морж — ….
7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
морж-олень-кабан-тюлень
морской котик- зебра-песец-пингвин
8. Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?»
Чьи клыки у моржа? (Моржовые), Чья шерсть у песца? Чьи лапы у медведя? Чей клюв у совы?
9. Дидактическая игра «Подбери признак»
Олень(какой?) рогатый, длинноногий, красивый, благородный, быстрый, шустрый, стремительный;
Пингвин -….,медведь — …,морж — …,песец — ….
10. Составление описательного рассказа
Например, Пингвин-птица -умеет плавать, нырять, ходить, прыгать, скользить на животе — у него есть голова, туловище, крылья, ноги, хвост -питаются рыбой -место обитания Антарктида — детёныши пингвинята.
11. Отгадывание загадок
В океане тёмно – синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).
В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и китах. (Моржи).
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень).
Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой. (Песец).
Любим штормы, а не штиль мы,
То есть тишь да моря гладь.
Безо всяких взмахов крыльев
Можем сутками летать. (Альбатросы).
12. Чтение стихотворений
Для копыт, колёс и ног
Много сделано дорог.
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути,
Где крутой звериной тропкой
Ни проехать, не пройти,
Там всегда в метель и в стужу
Человеку верно служит
Быстрый северный олень.
Плывёт по морю пароход,
А из трубы дымок идёт.
Долго наш кораблик плыл,
В Антарктиду он приплыл.
Здесь на белых скользких льдинах
Ходят парами пингвины.
В костюмах бело – чёрных,
Неуклюже, но проворно,
Как смешные человечки,
С льдин на льдину, как с крылечка,
Скачут весело и живо.
Видеть это просто диво.
13. Просмотр советского мультфильма «Умка»
Существительные:
белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень,
Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты.
Глаголы:
охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,
нападать, подкрадываться.
Прилагательные: пятнистый, медлительный, выносливый, огромный, пушистый.
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин,
В чёрный он одетсюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На ногах надеты ласты.
Вы узнали господина,
Птицу важную — … (пингвина)?
С. Васильева
Игра «Кто где?»
Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций); развивать
слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные Севера) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т. д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают: «На столе стоит медведь». Затем воспитатель уточняет,
какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении.
2 вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и
последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит.
Например:
Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п],
а последний — [н]. —Пингвин стоит под стулом.
Игра «Кто спрятался на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, активизировать и уточнить словарь по теме «Животные севера».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней животных севера.
Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном
числе).
Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он
соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.
Например:
Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей
При необходимости игру повторяют.
Игра «Чья, чей, чьи?»
Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от
существительных).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.
Например:
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.
У тюленя голова (чья? какая?) … У песца лапы (чьи? какие?) … У моржа
бивни (чьи? какие?) … У оленя рога (чьи? какие?) … У пингвина клюв (чей? какой?) …
Игра «Кто лишний?»
Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с изображением
животных севера и жарких стран.
Игра «Составь схему»
Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.
Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с
большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.
Например: Лев — хищное животное.
Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
Смотрите, смотрите,
Снега и снега.
Четвёртые сутки
Бушует пурга.
Она сорвала свой
Простуженный голос,
Пока добиралась
На Северный полюс.
А вот и полярники,
Смелый народ, —
На льдине дрейфуют
Они круглый год.
И дорог им Север —
Большая страна,
Где белая даже
Сама тишина.
М. Садовский
Игра «Один — много»
Тема: «ЖивотныеСевера».
Существительные:
белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень, Северный полюс, ласты.
Глаголы:
охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.
Прилагательные:
пятнистый, медлительный, выносливый, огромный, пушистый.
Родителям рекомендуется:
1. Рассмотреть вместе с ребёнком изображения животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, тюленя, снежного барса, северного оленя, а также полярной совы, пингвина.
2. Посетить с ребёнком зоопарк, Зоологический музей.
3. Игра «Подбери признак».
Морж (какой?) -…
Северный олень (какой?)-…
Песец (какой?)-…
4.Игра «Один- много».
Морж — моржи, тюлень-…, олень -…, чайка -…, морской котик — …, полярный волк-…,.0
5. Игра «Чья, чей, чьи?»
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.
У тюленя голова (чья? какая?) … У песца лапы (чьи? какие?) … У моржа
бивни (чьи? какие?) … У оленя рога (чьи? какие?) … У пингвина клюв (чей? какой?) …
3. Составить описательный рассказ о любом животном (по выбору ребёнка) по плану.
Название.
Где живёт?
Внешний вид, размер, окраска и т.д.)
Повадки.
Чем питается?
Как добывает корм?
Враги.
Как защищается?
Детёныши.
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он — …
Ответ: Тюлень
Кто в холодном океане,
Словно в теплой пенной ванне,
Может плавать и нырять,
Стаи льдинок разгонять?
Да! Такие виражи
Могут делать лишь…
Ответ: Моржи
Кто рыбу ловит и резвится,
Воды холодной не боится?
И как иголки у ежа —
Усы колючие у…
Ответ: Моржа
Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож,
Любитель рыбы — бурый…
Ответ: Морж
В Антарктиде кто не знает
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же…
Ответ: Пингвин
Гуляет он не по саванне,
А в море-океане,
И львиной гривы вовсе нет,
И рыбу ловит на обед.
Угадай, кто он такой? —
Царь зверей! Но лев…
Ответ: Морской
Странный гладкий серый кот
Рыбу ест, во льдах живет,
Есть усы, и хвост, и ротик,
Кто же это? — Морской…
Ответ: Котик
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? — Белые…
Ответ: Медведи
Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый…
Ответ: Морж
В холодной плавает воде отличный рыболов,
На льдине отдыхает, свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна…
Ответ: Тюлень
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный…
Ответ: Олень
В развалку ходит не спеша,
Великий рыболов.
В воде летает, что стрела,
Преследуя мальков.
Прогулки любит среди льдин,
Одежда-фрак, зовут…
Ответ: Пингвин
Тюлень
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шкурой копится.
Морж
Гордится морж усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
Белый медведь
Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.
Источник: https://www.stranamam.ru/post/4832139/
Он на севере живёт.
Снежный наст копытом бьёт,
Из-под снега корм добудет.
Снег поест — вот так он пьёт.
(Северный олень)
ПРО ЖИВОТНЫХ (олень)
автор: Надежда Шемякина
Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (олень).
Source: http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1435-detyam-zagadki-pro-zhivotnykh-severnyj-olen.html
На огромной территории России осталось всего 70–90 снежных барсов (ирбисов). Это катастрофически мало. Почти всех истребили браконьеры. И лишь в последние годы благодаря стараниям неравнодушных людей и различных организаций популяция снежных барсов стала расти. Как спасают снежных барсов и что для этого может сделать каждый из нас? Редактор The Challenger Анна Щёкина отправилась на Алтай, чтобы найти ответы на эти вопросы.
— Четыре с половиной часа на самолёте. День пути по федеральной трассе, ведущей из России в Монголию. День — на «буханке» по бездорожью, пропуск в приграничную зону (до Монголии, Китая, Казахстана рукой подать). Час верхом на лошади… И вот я стою у подножия горы неподалёку от села Джазатор (Беляши). Наш проводник, пока я обрабатываю одежду средством от клещей, спрашивает: «Что будете делать, если встретите в тайге медведя? Лучше всего лечь и не двигаться. Тогда велик шанс, что медведь не тронет вас и уйдёт». Медведя нам ещё предстоит увидеть. Но сегодня у нас другая цель: нужно добраться до фотоловушки, которая ведёт наблюдение за снежными барсами, и забрать данные. Если повезёт, на снимках будет запечатлён ирбис. Тогда сотрудники национального парка
«Сайлюгемский»
смогут определить, что это за особь, и убедиться: снежный барс жив и находится в безопасности.
Два шага — на вдох, три шага — на выдох. Я карабкаюсь в горы, цепляясь за колючие ветки. «Самый достоверный метод отследить, сколько барсов осталось в регионе, — установить фотоловушки, — рассказывает во время привала Денис Гуляев, старший научный сотрудник Сайлюгемского национального парка. — Мы знаем всех барсов «в лицо» или по хвостам — у каждого ирбиса свой неповторимый рисунок из пятен. У нас есть база данных, в ней — фотографии снежных барсов со всей России. И 35 из них обнаружены в Горном Алтае, в том числе в рамках программы по сохранению ирбисов при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) и французской компании
Pernod Ricard Rouss
». В общей сложности в нашей стране насчитывается от 70 до 90 снежных барсов (их встречают также в Туве, Бурятии и горах Восточного Саяна, Красноярском крае).
Фото: Depositphotos
«Ирбисы находятся под угрозой исчезновения, во всём мире осталось не более 4000 особей, — поясняет Татьяна Иваницкая, пресс-секретарь представительства Всемирного фонда дикой природы в Алтае-Саянском экорегионе. — Охота на них запрещена во всех странах. Российские снежные барсы — самые северные, они живут в более суровых условиях, чем их сородичи из других стран».
Мы продолжаем наш путь наверх. Подъём становится круче, начинаются скалы. Выходим из тайги на хребет, откуда открывается потрясающий вид: панорама на много десятков километров, долина, согретая солнцем, виляющая речка внизу, глубокое голубое небо и воздух, которым невозможно надышаться. Останавливаюсь на мгновенье и осознаю: в такие моменты как-то особенно хочется жить. Тем временем наш проводник долго смотрит в бинокль: на соседнем склоне — медведица, а за ней — три медвежонка. Рассматриваю их в бинокль и я. От этой встречи не становится страшно, есть лишь восхищение: здорово, что где-то на свете ещё осталась нетронутая природа.
Фото: Анна Щёкина
Фото: Анна Щёкина
Фото: Анна Щёкина
Фото: Анна Щёкина
Когда-то давно в горных регионах Южной Сибири было много снежных барсов. Но браконьеры начали ловить котят ради перемещения в зоопарки, а взрослых ирбисов — истреблять ради использования в восточной медицине, но главное — ради добычи шкур. Когда-то купить красивый трофей можно было за 30–40 тысяч рублей, а иногда и за ящик крепкого алкоголя. Сегодня уничтожение снежных барсов, которые занесены в Красную книгу, транспортировка и хранение их шкур — уголовное преступление. Браконьеров, которые рискнули бы убить ирбиса, к счастью, не осталось. Но есть другая проблема: проволочные петли, которые устанавливают местные охотники на кабаргу (горный олень. — Прим. ред.). Во время подъёма к фотоловушке Мерген Марков, житель села Аргут, который занимается спасением снежных барсов, показывает место, где недавно сняли одну из таких петель. Разные животные ходят одними и теми же тропами. В петлю может угодить и снежный барс. Проволочное кольцо быстро затягивается, и животное не может выбраться. Сотрудники национального парка «Сайлюгемский» и волонтёры снимают петли во время экспедиций в горы.
«Есть много петель, которые не обнаружены до сих пор, — рассказывает Денис Гуляев. — Иногда мы находим очень старые петли, которые были установлены ещё в 80-е и 90-е годы. Тогда почти все снежные барсы в регионе были истреблены. Однажды неподалёку от села Аргут в фотоловушки попалась самка ирбиса с котятами, камеры фиксировали их какое-то время, а потом они надолго пропали. Никто не знал, что с ними случилось. Позже местные жители рассказали нам, что эти ирбисы попали в петлю: не только самка, но и оба котёнка. В память о трагедии в селе Кош-Агач установлен памятник самке Вите и её котятам».
Фото: Depositphotos
Подъём начинает казаться бесконечным, мышцы в ногах забились. Солнце, кажется, тоже устало светить и спряталось за горы. У нас остаётся всё меньше времени, чтобы найти ловушку и успеть спуститься до темноты. Привал. «Далеко ещё до цели?» — спрашиваю проводников. Все молчат, но замечаю, как от хитрой улыбки морщинки у глаз местных хранителей снежных барсов становятся глубже. Оказывается, ловушка в двух шагах позади — и я, и другие участники экспедиции прошли, не заметив её. С покупкой фотоловушек и другой техники, а также экипировки и топлива для экспедиций и рейдов сотрудникам нацпарка и добровольцам помогает Всемирный фонд дикой природы и французская компания Pernod Ricard Rouss. В 2015 году они запустили совместный проект «Сохрани своего ирбиса» — предложили браконьерам стать защитниками снежных барсов. Взамен — денежное вознаграждение, оснащение экипировкой и техникой, обучение. Поначалу местные жители к идее отнеслись настороженно. Но потом их отношение изменилось — люди стали осознавать, что нужно пытаться сохранить природу ради своих детей. Для многих охрана снежных барсов стала смыслом жизни.
«Я всегда думал, что я человек без таланта, — рассказывает Сергей Кебереков. — Когда барсом начал заниматься, талант свой нашёл. Что такое для меня барс — словами объяснить не могу, это где-то глубоко в моей душе».
«Уникальность этой истории в том, что она про единение: бизнеса, фонда, парка. И главное — волонтёров и участников проекта — местных жителей. Поэтому для меня наш общий проект — воплощение лучших человеческих качеств, это общие ценности, поддержка и взаимовыручка», — поясняет Ася Пищикова, менеджер по устойчивому и ответственному развитию Pernod Ricard Rouss.
Мы забираем карту памяти из фотоловушки и, в надежде обнаружить снежного барса, просматриваем снимки на экране камеры. Мимо фотоловушки проходил кабан и другие животные тайги. Но ирбиса здесь не было. В 2020 году учёные и волонтёры отсмотрели более 20 000 снимков — и лишь на 272 были ирбисы. Благодаря этим фотографиям удалось установить, что популяция снежных барсов в Горном Алтае растёт, а также сделать шаг вперёд в изучении этой редкой и очень красивой кошки.
Фото: Анна Щёкина
После спуска чувствую усталость, на часах высвечиваются уведомления о том, что мне удалось побить личный рекорд по дневной активности и количеству потраченных калорий. Для меня экспедиция в поисках снежного барса — уникальный опыт, для других — ежедневная работа. «Иногда наши выезды длятся 10–14 дней, встаём с восходом солнца, ложимся с закатом. Работа связана с определёнными рисками: в горах часто сходят сели, случаются камнепады, зимой мы ходим по лавиноопасным местам, — поясняет Денис Гуляев. — От этого никто не застрахован. Мы соблюдаем все меры предосторожности, но чего ждать от природы — трудно предсказать. Что касается физической подготовки — раньше я занимался футболом и волейболом, лёгкой атлетикой. Работая в Сайлюгемском национальном парке, от спорта не отказался, люблю пробежки. Многое зависит от графика, но стараюсь заниматься хотя бы два-три раза в неделю. А во время экспедиций физической активности и так хватает».
Сложнее всего на свете научиться ценить то, что видишь вокруг с рождения. Научиться осознавать хрупкость и уязвимость природы. В последние годы жители Горного Алтая, сотрудники природоохранных организаций, благотворители и волонтёры из разных уголков мира сделали важные шаги, благодаря которым численность ирбисов в России стала наконец не уменьшаться, а расти.
«Особая радость — когда видишь на кадрах фотоловушек котят. Это значит, что у ирбиса есть шанс выжить. Молодые снежные барсы позже сами принесут потомство, — поясняет Леонард Таханов, заместитель директора национального парка «Сайлюгемский». — В последнее время часто можно услышать: то там видели след снежного барса, то тут камеры зафиксировали ирбиса, то кто-то видел барса вживую. Значит, работа идёт не зря. Значит, надежда есть».
Но всё же снежные барсы до сих пор в опасности, их популяция в России находится на грани исчезновения. Спасение ирбисов — сложная цель, для достижения которой нужны усилия многих людей. Уже сегодня вы можете помочь хранителям барсов одним из этих способов:
- сделать пожертвование на сайте WWF — оплатить организацию антибраконьерского рейда для снятия петель, стоимость топлива или установку фотоловушки;
- купить сувенир, прибыль от продажи которого будет направлена на сохранение популяции снежных барсов;
- стать волонтёром в национальном парке «Сайлюгемский», одна из задач которого — охрана ирбисов;
- если вы владелец бизнеса, вы можете запустить проект в поддержку снежных барсов или объединить усилия с WWF и Pernod Ricard Rouss.