Рассказ про смешанные леса 4 класс

Презентация на тему: смешанные и широколиственные леса 4 класс скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:смешанные


Презентация на тему: Смешанные И Широколиственные леса (4 класс)

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Смешанные И Широколиственные леса Работу выполняла Ученица 4 класса Турмасовског

Описание слайда:

Смешанные И Широколиственные леса Работу выполняла Ученица 4 класса Турмасовского филиала МОУ Заворонежской СОШ Тюняева Анна

№ слайда 2
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм С лесами, тянущими ру

Описание слайда:

Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток Не оскверняй его святынь.

№ слайда 3
. Смешанные и широколиственные леса произрастают в центральных районах европейск

Описание слайда:

. Смешанные и широколиственные леса произрастают в центральных районах европейской части нашей страны , в южных районах Сибири и на Дальнем Востоке. Смешанные леса состоят из хвойных и мелколиственных пород(ель, сосна, береза, осина).Широколиственные леса состоят из дуба, липы, клена, вяза, ясеня, бука.

№ слайда 4
Эти леса многоярусны: Эти леса многоярусны: -1 ярус- хвойные ,дуб, ясень, липа.

Описание слайда:

Эти леса многоярусны: Эти леса многоярусны: -1 ярус- хвойные ,дуб, ясень, липа. -2 ярус- менее высокие деревья(яблони, рябина) -3-4 ярус- подлесок из кустарников , черемухи, орешника, бересклета. -5 ярус- травы(медуница, копытень), грибы.

№ слайда 5
В смешанных лесах растут лиственные деревья и хвойные(ель, сосна). В смешанных л

Описание слайда:

В смешанных лесах растут лиственные деревья и хвойные(ель, сосна). В смешанных лесах растут лиственные деревья и хвойные(ель, сосна).

№ слайда 6
Ясень - это красивое дерево, которое растёт в широколиственных лесах, вместе с д

Описание слайда:

Ясень — это красивое дерево, которое растёт в широколиственных лесах, вместе с другими высокими деревьями образует верхний ярус. Ясень — это красивое дерево, которое растёт в широколиственных лесах, вместе с другими высокими деревьями образует верхний ярус.

№ слайда 7
Клён, также как и ясень, относится к широколиственным деревьям и составляет перв

Описание слайда:

Клён, также как и ясень, относится к широколиственным деревьям и составляет первый, верхний ярус. Клён, также как и ясень, относится к широколиственным деревьям и составляет первый, верхний ярус.

№ слайда 8
Берёза –это красивое Берёза –это красивое дерево ,которое растёт в смешанных лес

Описание слайда:

Берёза –это красивое Берёза –это красивое дерево ,которое растёт в смешанных лесах. Берёзу можно узнать по её очень красивой бело-чёрной коре А листики у неё похожи на сердечко.

№ слайда 9
Почва широколиственных и смешанных лесов плодородная, поэтому здесь растёт много

Описание слайда:

Почва широколиственных и смешанных лесов плодородная, поэтому здесь растёт много разных видов кустарников(орешник, бересклет, жимолость, черемуха), которые в основном составляют 3-й ярус леса калина бересклет

№ слайда 10
Самый нижний ярус составляют разные травы: сныть, медуница, зеленчук, копытень,

Описание слайда:

Самый нижний ярус составляют разные травы: сныть, медуница, зеленчук, копытень, а также грибы:лисички, опята, мухоморы, свинушки. Самый нижний ярус составляют разные травы: сныть, медуница, зеленчук, копытень, а также грибы:лисички, опята, мухоморы, свинушки. мыльница мухомор красный

№ слайда 11
. Смешанные леса характерны тёплым летом и относительно холодной и долгой зимой.

Описание слайда:

. Смешанные леса характерны тёплым летом и относительно холодной и долгой зимой. Лиственные деревья сбрасывают листья на зиму.

№ слайда 12
Животный мир смешанных и широколиственных лесов богатый и разнообразный. Это зая

Описание слайда:

Животный мир смешанных и широколиственных лесов богатый и разнообразный. Это заяц, лось, белка, глухарь, олень, кабан, косуля, кукушка, чёрный хорь, норка, ласка, благородный олень. ласка белка

№ слайда 13
В этих лесах благоприятные условия для жизни многих видов животных. -Здесь много

Описание слайда:

В этих лесах благоприятные условия для жизни многих видов животных. -Здесь много корма. -Нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору. -У многих животных густой подшёрсток, оперение, которое согревает в сильные морозы. заяц

№ слайда 14
На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают наполнены

Описание слайда:

На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за лето, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение тёплого времени года, который позволяет им пережить долгою зиму. Другие животные отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега. На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за лето, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение тёплого времени года, который позволяет им пережить долгою зиму. Другие животные отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега. косуля

№ слайда 15
В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения под

Описание слайда:

В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения под влиянием деятельности человека. Численность многих животных уменьшилось, некоторые из них почти исчезли, другие, напротив, стали более многочисленными. В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения под влиянием деятельности человека. Численность многих животных уменьшилось, некоторые из них почти исчезли, другие, напротив, стали более многочисленными. В нашей стране ведётся работа по восстановлению и охране природных ресурсов. Это касается и зоны смешанных и широколиственных лесов. рысь

№ слайда 16
Если будешь долго-долго Если будешь долго-долго Наблюдать за нашим лесом, За люб

Описание слайда:

Если будешь долго-долго Если будешь долго-долго Наблюдать за нашим лесом, За любимым старым лесом Многое увидишь тут, Как в воде резвятся рыбки Ветерок порхает зябкий, Как букашки и улитки Дружною семьёй живут.

Урок по окружающему миру в 4 классе

по теме «Зона лесов. Смешанные леса.»

учителя МБОУ «Гимназия №2»

Огневой Ольги Викторовны

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

— сформировать представления учащихся о лесной зоне,

ознакомить с многообразием лесных растений и животного мира в лесной зоне, показать взаимосвязь, которая складывается между обитателями зоны лесов, роль леса в природе и жизни людей.

Планируемые результаты (УУД):

Метапредметные:

Регулятивные УУД — умение планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность, уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи, уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД — развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения, ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы,  на основе опыта   и информации, полученную на уроке, умение работать с различными информационными источниками: учебником, энциклопедией, Интернетом, умение с помощью мультимедийной презентации и доклада провести опрос одноклассников, познакомить с географическим положением зоны лесов, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Коммуникативные УУД — уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, формирование умения взаимодействовать в  паре, группе.

Личностные УУД — смыслообразование, самоопределение (сопричастность своей Родине), бережное отношение к природе, её богатствам. Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление посредством чтения и письма, навыков самоконтроля; развивать умение анализировать, формулировать выводы, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, интерактивная доска, презентация, аудиозапись с пением птиц, звуков леса, картинки с растениями и животными зоны смешанных лесов, карточки с таблицей самооценки, неполным текстом, загадками, шаблоны для экознаков, бабочки для рефлексии.

Ход урока

1. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальная работа.

— Над каким разделом мы работаем? (Природные зоны России)

— С какими природными зонами уже познакомились? (показать на карте на экране)

— По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?

(Зона лесов – тайга. В лесах тайги деревья только хвойные)

— Сегодня мы продолжим наше путешествие к югу по природным зонам нашей страны.

Но мы не можем отправиться, не проверив знания, которыми обогатились в предыдущих путешествиях – экспедициях.

Два ученика приготовили блиц-опрос в виде теста, проводят у экрана.

3. Формулирование темы урока, постановка целей.

— Продолжим путешествие по природным зонам России.

Закройте глаза, послушайте и угадайте, где мы с вами очутились? (Звуки леса)

— А теперь, послушайте внимательно стихотворение, в нём спрятаны тема и задачи нашего сегодняшнего путешествия. Подумайте, в какую природную зону отправится сегодня наша экспеди­ция?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

(С. Погореловский)

 (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы продолжаем путешествие по природной зоне лесов. Есть упоминание о листве, значит, будут встречаться не только хвойные деревья, но и лиственные. Есть вопросы: что за зверь, какая птица? – узнаем животных этой природной зоны)

— Что бы вам хотелось узнать про эту природную зону? Это и будут наши сегодняшние цели. Запомните их. В конце урока сделаем вывод – достигли мы их или нет. (Географическое положение зоны лесов, климат, растительный и животный мир, экологические проблемы.)

— А я хочу перед вами поставить проблемный вопрос, на который вы ответите в конце урока:

— Будет ли отличаться зона смешанных лесов от зоны ледяных пустынь, тундры и тайги? Если да, то почему?

4. Усвоение новых знаний через решение учебных задач.

Рассказ учителя (фото на слайде)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. Эта природная зона расположена в умеренном климатическом поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Растительный и животный мир лесов разнообразен.

В смешанном лесу значительно больше, чем в тайге, различных древесных пород, не только хвойных, но и лиственных. Здесь много кустарников и часто встречаются поляны. Животный мир в этих лесах также богаче и разнообразнее, чем в тайге.

Карта природных зон на экране, учитель показывает зону смешанных лесов.

С карты в тетрадях дети срисовывают границу природной зоны на свою контурную карту и раскрашивают ее светло-зелёным цветом.

Учитель на доску вешает тему – «Зона смешанных лесов»

— Вы готовы отправиться в путешествие по природной зоне смешанных лесов?

Выполняя задания, мы вместе будем создавать на доске наш уголок смешанного леса.

Успешность путешествия будем отображать в таблице-самооценке.

Раздел темы

«Зона смешанных лесов»

Самооценка

знаний

по разделу

Самооценка

знаний

по теме урока

Растения

Грибы

Животные

Экология

Работа с таблицей самооценки на протяжении всего урока

Задание №1.

Растения

Групповая работа с текстом на карточке и с учебником – в теме «Зона смешанных лесов» найти информацию о растениях (деревья, кустарники, травы) и дополнить описание растений на листочках в группах словами из текста.

— Как располагаются растения в зоне смешанных лесов? (ярусами)

Проверка восстановленного текста по фразе от группы.

Учитель прикрепляет картинки с изображением растений на доску (можно обратить внимание на лекарственные растения).

Оценить знание растений в таблице самооценки.

Задание №2.

— Что еще растёт в зоне смешанных лесов?

Грибы

На экране картинка с изображением гриба и название — соединить изображение и название. У детей в группах разделённый набор тех же грибов, что на экране (по 2 гр). Находят такой же гриб и прикрепляют к доске.

Обратить внимание, что среди грибов есть несъедобные (мухомор, бледная поганка).

Оценить знание грибов в таблице самооценки.

Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали. (ходьба на месте)

Вверх на солнце посмотрели, (поднять голову)

И их всех лучи согрели. (потянуться вверх)

Ветер тихо клён качает, (наклоны вправо-влево,

Вправо, влево наклоняет. руки на поясе)

Раз – наклон

И два – наклон, (наклоны вправо-влево с рукой)

Зашумел листвою клён. (руки вверх, вращение кистями)

Задание №3.

— В зоне смешанных лесов есть обитатели? (животные: звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые; рыбы – водоёмы)

Животные

В группы раздаются загадки (в каждую группу по 3 загадки – зверь, птица, насекомое).

Нужно отгадать загадки в парах (в тройках), написать отгадки, поменяться для взаимопроверки в группах, загадать по очереди свои загадки другим группам и проверить выполнение друг друга.

Учитель прикрепляет картинку-отгадку на доску.

Оценить знание животных в таблице самооценки.

Задание №4.

— Арина, напомни нам ещё раз последнюю строчку стихотворения о лесе! (Ты же видишь – мы свои!) Как вы понимаете эти слова?

Экология

— Посмотрите, какой богатый природный мир в нашей стране! Как надо людям к нему относиться?

— Что такое экологические знаки? (запрещающие и указывающие)

Нарисовать в парах экологический знак, сформулировать правило и прикрепить к правой створке доски под заголовок «Береги природу!»

(пока дети рисуют, к доске прикрепить заголовок)

Звучит песня о лесе.

Вспомнить о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Тверской области.

Оценить знание об экологии в таблице самооценки.

Контролирующее задание

Кроссворд для фронтального выполнения.

Учитель читает вопросы, дети отгадывают, на экране в кроссворде появляются слова и картинки. Ключевое слово – «молодцы!».

5. Итог урока

— Над какой темой работали?

— Какие цели были поставлены? (Узнать о географическом положении зоны смешанных лесов, климате, растительном и животном мире, экологических проблеммах.)

— Достигли поставленных целей?

— Проблемный вопрос: изменится ли растительный и животный мир, двигаясь по природным зонам к югу? Почему? (климат становится теплее)

— Оцените свои общие знания по теме урока (карта самооценки)

— Хоть тема и была новая, но вы успешно с ней справились и многое уже знали раньше, что вам помогло? (мы живём в этой природной зоне)

Оценки за активную работу на уроке (можно, чтобы дети сами выделили активно участвующих в уроке).

Домашнее задание

  1. Нанести на контурную карту зоны смешанных лесов животных.

2. Творческое задание по группам:

— придумать несколько загадок о растениях и животных зоны смешанных лесов,

— составить кроссворд по растениям и животным зоны смешанных лесов,

— «собрать» «Лесную аптечку» из нескольких лекарственных растений зоны смешанных лесов,

— приготовить одно сообщение о некоторых животных и растениях смешанных лесов из Красной книги.

На следующем уроке нужно представить свою групповую работу на оценку (можно с презентацией).

Рефлексия (звучит музыка)

Раскрасить бабочку, передав цветом свою работу на уроке, впечатление от урока.

Бабочек прикрепляют к доске.

Спасибо за урок!

Приложение 1

Тест по теме «Тайга»

  1. Зона тайги расположена…

а) севернее тундры

б) южнее тундры

  1. В тайге…

а) ярко выражены все четыре времени года

б) короткая зима и длинное лето

  1. Почвы в тайге…

а) сильно увлажнены, бедны перегноем

б) богаты перегноем

  1. Растения тайги…

а) низкорослые с мелкими листьями

б) преобладают хвойные леса

  1. К растениям тайги относятся…

а) карликовая ива, ягель, морошка

б) сосна, папоротник, мох

  1. В тайге обитают…

а) бурые медведи, рыси, сойки

б) песцы, лемминги, полярные совы

  1. Укажи верную цепь питания для тайги…

а) растения – лемминг – волк

б) растения – заяц – лиса

Приложение 2

Лист самооценки по теме

«Зона смешанных лесов»

Раздел темы

«Зона смешанных лесов»

Самооценка

знаний

по разделу

Самооценка

знаний

по теме урока

Растения

Грибы

Животные

Экология

Приложение 3

Верхний древесный ярус занимают высокие _______________и ___________________, ниже растут _____________, ______________, ________________, ___________________, ______________, _________________. Ещё ниже – кустарниковый ярус: _______________________, ______________________, ____________________________, ___________________________. Под кустарниками прячутся _______________, _____________, ________________________.

(текст в учебнике на стр.26)

Приложение 4

Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет … (змея)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом. (муравьи)

Разноцветный лоскуток
Сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул
И, довольный, упорхнул. (бабочка)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка)

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг побежала. (ёж)

На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)

Кто по ёлкам легко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Приложение 5

Кроссворд на обобщение темы

«Зона смешанных лесов»

1.

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

2.

З

А

П

О

В

Е

Д

Н

И

К

3.

Л

И

П

А

С

О

Л

О

В

Е

Й

5.

Б

Л

Е

Д

Н

А

Я

П

О

Г

А

Н

К

А

6.

Я

Щ

Е

Р

И

Ц

А

Л

А

Н

Д

Ы

Ш

Вопросы:

  1. Кого называют хозяином леса?

  2. Особо охраняемая территория, где оберегают редкие растения и животные

  3. Из коры какого дерева плели лапти?

  4. Угадайте птицу по пению

  5. Самый ядовитый гриб наших лесов

  6. Маленькая, быстрая,

Юркая, извилистая

Меж камней бежит,

Хвостиком рулит.

  1. Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной.

Приложение 6

Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»

Придумать загадки по теме

«Растительный и животный мир зоны смешанных лесов».

——————————————————————————-

Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»

Составить кроссворд по теме

«Растительный и животный мир зоны смешанных лесов».

——————————————————————————-

Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»

Приготовить групповое сообщение «Лесная аптечка»

о лекарственных растениях зоны смешанных лесов.

——————————————————————————-

Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»

Приготовить групповое сообщение о животных и растениях

зоны смешанных лесов, занесённых в Красную книгу.

——————————————————————————-

Нашу огромную страну недаром называют «лесной империей», ведь леса занимают больше половины её территории. Рассказу об этом природном богатстве России и посвящён этот доклад.

Наиболее обширная лесная зона у нас — это тайга. Остальное — смешанные и широколиственные леса. На севере раскинулась лесотундра. Зимы в ней суровые, но длятся не так долго, как в тундре, лето теплее, почвы плодороднее. К югу растительность становится гуще, природа разнообразнее, среди деревьев преобладают хвойные. Ещё южнее попадаются и лиственные, которые распространены и на западе, и на дальневосточных землях.

Тайга

Хвойный лес занимает огромную таёжную площадь. Зимой здесь очень холодно, летом довольно тепло, иногда даже жарко. Деревья хвойных пород потому так и называются, что вместо листьев у них вечнозелёная хвоя.

  1. У ели крона похожа на конус, а хвоинки короткие — они растут по одному на листовой подушке, зато густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Это растение живёт 200 — 300 лет. В еловом лесу обычно влажно и сумрачно.
  2. У сосны ствол светло-коричневого цвета. Хвоя длинная, иголки растут попарно. Шишки округлой формы. В отличие от елового леса в сосновом бору светло и сухо.
  3. Пихта отличается от ели плоскими хвоинками, торчащими вверх шишками, которые созревают, но не падают на землю, а осыпаются чешуйками.
  4. Лиственница — это единственное в природе хвойное дерево, которое в зимний период сбрасывает свои иголки.
  5. У сибирского кедра хвоинки собираются в пучок по пять штук, семена — вкусные и полезные для человека кедровые орешки.

Тайга занимает огромные площади.

В европейской части России тайга простирается от Карелии до Урала, а дальше тянется через всю Сибирь, Камчатку и Сахалин.

Тайге свойственно однообразие трав и кустарников, в ней в основном произрастают можжевельник, жимолость, а также черника, брусника, кислица и прочие растения.

Смешанный лес

Смешанным называется лес, в котором сочетаются хвойные породы деревьев и лиственные, у которых листья опадают осенью. Отметим наиболее распространённые из них.

  1. У ольхи ствол чёрный или тёмно-серый, на ветках — небольшие шишечки с семенами внутри и серёжки лимонного оттенка.
  2. Берёза — неофициальный символ России. Она выделяется корой белого цвета с чёрными пятнами. Листья округлой формы с зубчатыми краями. Размножается берёза семенами из серёжек.
  3. У осины ровный прямой ствол с корой зеленоватого цвета и округлые листья. Это дерево выделяется пышной кроной, дрожащей на ветру листвой и свисающими пушистыми серёжками.

В смешанном лесу наблюдается разнотравье и обилие таких кустов, как лещина, бересклет, калина.

Древостой смешанного леса.

Если лиственных или хвойных деревьев более 5% от общего количества, то лес называют смешанным.

Широколиственный лес

Далее к югу идёт череда широколиственных лесов. Деревья здесь высокие, самых разных пород. Они на зиму сбрасывают листья, а размножаются семенами.

  1. У дуба могучий ствол, пышная крона с резными листьями и плодами — желудями. Из дубовой древесины изготавливают мебель и паркет.
  2. У липы листья в виде сердечка. Когда она цветёт, то благоухает приятным ароматом. Очень полезен липовый мёд, который получается после сбора пчёлами пыльцы с цветков растения.
  3. У вяза листья особой формы — одна половинка листа больше другой. Плоды — округлые орешки.
  4. Клён имеет несколько разновидностей — татарский, американский и другие. Но вне зависимости от этого, у всех видов плоды одинаковые — «крылатые». Листья клёна необычной и красивой резной формы.

Широколиственные леса расположены в умеренном поясе Северного полушария.

Широколиственные леса образованы древесными, кустарниковыми и травянистыми растениями.

Животный мир лесов

В российских лесах обитают различные представители фауны – и крупные, и не очень. Например, в тайге проживают:

  • кедровка;
  • бурундук;
  • белка;
  • соболь и многие другие.

В зоне смешанных и широколиственных лесов встречаются такие животные и птицы, как:

  • олень;
  • лось;
  • медведь;
  • волк;
  • лиса;
  • рысь;
  • глухарь;
  • росомаха;
  • сова и другие.

Лесной обитатель лось.

Лесной обитатель лось — самый крупный представитель в семействе оленевых.

Для животных и птиц границ не существует, они могут перемещаться из одной лесной зоны в другую. Некоторые звери зимой впадают в спячку до весны, например, медведи. А другие, такие как белки или кедровки, наоборот, всю зиму напролёт запасают провиант.

Решение экологической проблемы лесов

Чтобы сохранить лесные угодья нашей страны, сберечь окружающий мир, необходимо:

  • регулярно проводить работы по восстановлению леса;
  • создавать новые заповедники и заказники;
  • грамотно расходовать пиломатериалы в народном хозяйстве.

В лесах России есть огромные запасы древесины и полезных ископаемых, живут звери и птицы, растут ягоды, орехи и грибы. Тень от деревьев спасает реки от пересыхания и обмеления. Но и сам лес нуждается в защите от излишних вырубок, пожаров. Его охраной согласно Лесному кодексу занимается непосредственно государство. Вдобавок граждане обязаны сами соблюдать правила поведения в лесу и требовать этого других.

На чтение 8 мин. Опубликовано

Леса покрывают почти половину площади России (46,6%), что составляет 763,5 млн га. На огромной территории произрастают ельники, сосновые боры, дубравы и белоствольные березняки. Школьной программой предусмотрено изучение зоны лесов на окружающем мире в 4 классе. Учащихся знакомят с географическим положением природных зон, климатическими условиями каждой из них, а также флорой и фауной.

Общая информация

По площади лесов Россия занимает первое место в мире (22%). На обширной территории в направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: вечная мерзлота, тундра, лесополоса, степи и пустыни. Самая большая — лесная зона, которая расположена в умеренном климатическом поясе, где зимы снежные и холодные, а лето сравнительно тёплое (средняя температура июля +10⁰C), влажность умеренная или повышенная.

Лесная зона широкой полосой протянулась от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Берёт начало немного южнее Северного полярного круга, проходит по Восточно-Европейской равнине и заканчивается там, где начинаются степи. Леса зоны распределены неравномерно, что вызвано разнообразием климатических условий, под влиянием которых сформировалось три подзоны:

Сибирская тайга

  1. Тайга.
  2. Смешанные леса — южнее тайги.
  3. Широколиственные леса — ещё ближе к югу.

Большую часть территории занимают таёжные леса. Остальные две подзоны значительно меньше.

Лесотундра — переходная зона между тундрой и тайгой. Из-за низкой температуры и осадков, которые не успевают испаряться, эта территория весьма заболочена, поэтому растительность здесь скудная. Редко попадающиеся деревья в основном низкие с искривлёнными у оснований стволами. Причина такого роста в вечной мерзлоте, которая начинается на глубине 10 см от поверхности.

В этой зоне растут карликовые берёзы, полярные ивы, изредка встречаются ели и пихты. Высокая влажность способствует быстрому росту мхов, поэтому для северных оленей лесотундра является излюбленным местом для пастбищ.

Характеристика таёжной зоны

Чем ближе к югу, тем мягче климат, больше прогревается почва, и лесотундра с её скудной растительностью (низкорослыми и редкими хвойными деревьями) постепенно переходит в дремучую тайгу. Это самая обширная лесополоса, площадь которой 15 млн кв. км. Большая часть территории представляет собой горные массивы, покрытые таёжными лесами. Такие участки преобладают на Алтае, Урале, в Прибайкалье. Там сосредоточено множество болот и озёр. Количество осадков уменьшается с запада на восток.

Зима в зоне тайги ещё суровая, но уже менее продолжительная. Температура может опускаться до -50 градусов. По окончании зимы снег тает, земля довольно хорошо прогревается. Лето теплее, чем в тундре (+18−20 градусов). В лесополосе преобладает подзолистая почва, слой её гораздо толще и плодороднее. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.

Растительный мир

Основная часть таёжных лесов представлена неприхотливыми и морозоустойчивыми хвойными деревьями. Они лучше других переносят повышенную влажность и суровые холода. В зависимости от почвенных и климатических условий, а также преобладающих пород деревьев тайга бывает двух типов:

Темнохвойная тайга

  1. Темнохвойная. Она занимает более обширную территорию. Включает такие древесные породы, как ель обыкновенная, пихта, а ближе к Уралу и в Сибири присоединяется кедр сибирский. В зоне повышенной влажности картина темнохвойного леса выглядит довольно сурово. Среди гущи деревьев стоит полумрак. Кроны елей плотно сомкнуты, поэтому солнечный свет почти не проникает к нижнему ярусу растительности. Касающиеся земли ветви и стволы покрыты серым лишайником. Упавшие старые и полусгнившие деревья образовывают непроходимые чащи, в которых селятся многие представители таёжной фауны. Подлесок слабо развит, в основном преобладают ковры изо мха.
  2. Светлохвойная тайга характерна для районов Северо-Восточной Сибири, Прибайкалья, Забайкалья, центральной Якутии. Здесь более сухой климат с холодной зимой и коротким жарким летом. Распространены лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная. Встречаются светлые поляны, на которых произрастают кустарники, ягодники, высокие травы.

Сосна — светолюбивое растение. Густой бор в молодости со временем редеет, так как часть деревьев попадает в затенение и отмирает.

Для подлеска светлохвойной тайги характерны брусника, черника, толокнянка, иногда попадается вереск. Лесная подстилка образована мхами и лишайником.

Отличие хвойных деревьев от других видов заключается в изменённых листовых пластинах, которые стали тонкими и жёсткими иглами. Такие породы называют вечнозелёными. Это объясняется тем, что игольчатые листья способны сохранять свою влагу круглый год, в результате они не опадают, и деревья продолжают свой жизненный цикл. В тайге произрастают:

Кедр сибирский

  1. Ель. Её виды отличаются стройным мощным стволом высотой 30−40 м, иногда до 60 м, статной пирамидальной формой и густой кроной. Ветви, покрытые короткой и колючей хвоей, спускаются почти до самой земли.
  2. Пихта. Очень красивое растение принадлежит к семейству сосновых, наделено прямым стволом и узкой конусообразной кроной с густой тёмно-зелёной хвоей. В отличие от ели, она мягкая, иголки плоские, шишки направлены вверх, при созревании осыпаются.
  3. Кедр сибирский. Также относится к семейству сосновых, вместе с елью и пихтой образует темнохвойную тайгу. Отличается от других пород красивой плотной и компактной кроной (больших размеров развивается только на просторе). Хвоя тонкая, трёхгранная, растёт пучками, на ощупь мягкая. Цвет тёмно-зелёный с сизым оттенком, длина иголок — от 8 до 15 см. Живёт это могучее дерево до 500−800 лет.
  4. Сосна. Преобладает в светлохвойной тайге. Ствол ровный, покрытый красновато-бурой корой. Иголки длинные, зелёного окраса с голубоватым оттенком, шишки округлой формы. В сосняках намного меньше влаги и больше света.

Все виды очень теневыносливы за счёт способности осуществлять фотосинтез при слабом освещении. В тёмных чащах на почве растут мхи, лишайники, невысокие кустики, цветов почти нет.

Представители фауны

Животный мир зоны лесов представлен примерно 40 разными видами. Среди них бурый медведь — хозяин тайги, а также лисица, волк, заяц-беляк, кабарга, енотовидная собака, амурский тигр и множество других. По берегам рек и озёр устраивают свои жилища выдры, бобры, выхухоли. В лесах много животных, имеющих промысловое значение. Высоко ценится мех рыси, горностая, песца, соболя, куницы.

Бурый медведь — хозяин тайги

В тайге обитает около 260 видов пернатых, некоторые из них взяты под охрану и занесены в Красную книгу. Большинство птиц не мигрирует, но всё же некоторые виды улетают на зимовку в тёплые края. Часто встречаются глухари, рябчики, кедровки, клесты. Питаются они обычно семенами хвойных деревьев. Белки, бурундуки и полёвки — семенами кедровой сосны. Таёжные леса кишат кровососущими насекомыми: комарами, клещами, оводами, которые часто являются распространителями инфекционных заболеваний. Водятся таёжные виды муравьёв, жуков усачей и короедов.

Смешанные леса России

Южнее тайги начинаются смешанные леса, в которых, кроме хвойных, есть ещё 5−7% лиственных пород. В РФ эта зона находится на территории Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Дальнем Востоке.

Смешанные леса России

Лесополоса характеризуется тёплым летом (в июле +20 градусов) и относительно холодной зимой (средняя температура -16, иногда опускается до -30) с обильными снегами и продолжительностью 3,5−4 месяца. Это самая обширная климатическая зона в стране. К смешанным лесам относится, в частности, Подмосковье и большая часть центральных регионов РФ. В течение года выпадает 600−800 мм осадков. Почвы здесь более питательные — больше перегноя, чем в подзолистых грунтах тайги.

Флора лесной зоны представлена хвойными и лиственными видами деревьев и кустарниками. Растительности свойственна многоярусность. Ель, сосна, пихта, лиственница расположены в верхнем ярусе. Под ними растут лиственные породы: дуб, осина, берёза, клён. На опушках встречается рябина, а на берегах рек и озёр — ольха. Характерная особенность многих пород деревьев смешанных лесов — небольшие листовые пластины, которые с наступлением холодов полностью опадают.

Третий ярус — подлесок, занятый кустарниками бузины, малины, орешника (лещины), жимолости, бересклета, зарослями шиповника, боярышника. В самом низу располагаются кустарнички: черника, брусника, голубика, папоротник, землю устилают мхи и лишайники.

Зона широколиственных деревьев

Широколиственные леса растут южнее смешанных, простираются от западной границы России до Уральских гор. Образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. Основные из них: дуб, клён, липа, ясень, вяз, берёза, граб.

Летняя температура воздуха в природной зоне поднимается до +21−24 градусов, зимняя опускается до отметки -16, глубоких снежных покровов не бывает. Почвы дерново-подзолистые и серые лесные. Выпадает много осадков, что положительно влияет на рост широколиственных деревьев и другой растительности.

Крупные листья пород не выдерживают зимних погодных условий, поэтому в начале октября начинают опадать. Опавшая листва препятствует излишнему испарению почвы, питает её, насыщая микроэлементами, корневую систему прикрывает от морозов.

Лоси в лесу

Фауна лесополосы сходна с животным миром тайги и смешанных лесов. Здесь водятся травоядные копытные: лоси, кабаны, косули. Зубр и благородный олень сохранились только в заповедниках. Из хищников распространены волки, лисы, медведи, барсуки, ежи. Много видов грызунов. Также большое количество земноводных и пресмыкающихся.

Мир птиц тоже отличается разнообразием, много дятлов, глухарей, синиц, зябликов и зарянок. Раздаются голоса певчих пернатых: соловья, иволги, дрозда, скворца. Питаются они в основном насекомыми и семенами растений.

С приходом зимы жизнь в зоне лесов замирает, особенно это заметно в широколиственных лесах. Многие виды насекомоядных птиц на зиму мигрирует на юг, а часть животных засыпает (впадает в зимнюю спячку) — это летучие мыши, ежи, сони, барсуки, медведи. С наступлением весны все ярусы лесов вновь оживают, заселяясь различными видами животных и птиц.

1) Найди на карте природных зон зону тайги; зону смешанных и широколиственных лесов. Что можно рассказать о них по карте?

Природная зона тайги занимает самую большую площадь в России. Она протянулась от северо-западных границ страны до Дальнего Востока и Камчатки. Это зона хвойных лесов.

Южнее зоны тайги узкой полосой протянулась зона смешанных лесов. Она расположена от западных границ России до юга Западной Сибири, и продолжается на Дальнем Востоке.

Ещё южнее смешанные леса сменяются широколиственными, это совсем небольшая зона, которую можно встретить в центре европейской части России и на юге Дальнего Востока.

2) Познакомьтесь по учебнику с природой тайги. Рассмотрите в гербарии растения тайги. Определите их названия с помощью учебника и атласа-определителя. Подумайте, какие признаки помогут вам узнать эти растения в природе.

  • Ель. Хвоинки ели мелкие и колючие, её шишки длинные и узкие, врастут вниз.
  • Сосна. Хвоинки сосны густые, длинные и мягкие. Шишки округлой формы, раскрытые.
  • Лиственница. Хвоинки лиственницы растут маленькими кисточками, хвоинки меньше, чем у сосны. Шишки чуть вытянутые, небольшие по форме.
  • Пихта. Хвоинки равномерно усеивают веточки, они мягкие и более длинные, чем у ели. Шишки растут вверх.
  • Кедр. Кедровые шишки самые большие, в них находятся крупные орешки. Хвоя длинная, сдвоенная, мягкая.

3) Познакомьтесь по учебнику с природой смешанных и широколиственных лесов. Рассмотрите в гербарии растения этой лесной зоны. Определите их названия с помощью учебника и атласа — определителя. Подумайте, какие признаки помогут вам узнать эти растения в природе.

  • Дуб. Узнать это дерево легко по особой форме листьев и желудям, плодам дуба.
  • Клен. И также легко узнаётся по форме листьев, и плодам — так называемым парашютикам.
  • Липа. У липы листья напоминают листья тополя, но более мелкие. Узнать липу проще всего во время цветения и по цветкам, и по запаху.
  • Ясень. Его можно узнать по ажурным листьям, которые легко пропускают солнечный свет. Плоды ясеня похожи на парашютики, но одиночные.
  • Вяз. Это могучее дерево обладает листьями, украшенными мелкими зубчиками, а плоды вяза в центре содержат маленький орех.

4) С помощью рисунка учебника (с. 98 — 99) познакомьтесь с животным миром тайги. Найдите в тексте учебника информацию о некоторых животных. Чем они особенно интересны? По рисунку и тексту учебника расскажите об экологических связях в тайге. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тайги.

В тайге обитает много различных животных и каждое из них интересно по-своему.

Например, птица кедровка. Она помогает распространяться кедру. Кедровка делает запасы на зиму, прячет в них кедровые орехи, но часто про них забывает, и орехи прорастают.

Белка — летяга умеет планировать на большое расстояние, ведь у неё есть кожистые перепонки между лапками, которые играют роль крыльев.

Соболь — пушной зверёк, который славится своим красивым мехом. Из-за этого меха соболя чуть было не уничтожили. Теперь он живёт в заповедниках и охраняется законом.

Пример экологических связей в тайге для 4 класса

Птица кедровка помогает распространяться кедру на новые территории. Она питается орехами кедра, но при этом часто забывает места, в которых прячет орехи. А эти орехи дают жизнь новым деревьям.

Такую же связь можно обнаружить у кедра и бурундука. Бурундук делает запасы на зиму, но не всегда весной съедает эти запасы. Ведь животное может стать жертвой того же соболя. И оставленные орехи также прорастают.

Пример цепи питания, характерной для тайги 4 класс

  • Кедровые орехи — бурундук — соболь — рысь.
  • Таежные травы — лось — медведь.
  • Семена и орехи — полевка — сокол — дербник.

Модель цепи питания тайги

5) По результатам работы сделайте сообщения классу.

Сообщение о тайге для 4 класса

Тайга — это самая большая по площади природная зона России. Она начинается на севере, там, где лесотундра сменяется хвойными лесами. Ведь тайга — это и есть густой хвойный лес.

В тайге растут преимущественно хвойные деревья — ели, сосны, пихты, лиственницы и кедры. Только по берегам рек растут лиственные кустарники.

В тайге живёт очень много различных животных. Многие из них являются растительноядными. Это, например, олень и лось, белка и бурундук. А также орехами и семенами таёжных деревьев питаются многочисленные птицы. Это кедровки, рябчики, глухарь.

Но в тайге много и хищных зверей. Самым крупным и опасным из них является бурый медведь. Он всеяден. Он может питаться как растительной, так и животной пищей.

Ещё один страшный хищник тайги — рысь. Эта кошка легко лазает по деревьям, и может охотиться даже на других хищников, например на соболя.

Из хищных птиц в тайге можно встретить сокола — дербника.

Сообщение о смешанных и широколиственных лесах для 4 класса

Природные зоны смешанных и широколиственных лесов появляются южнее зоны тайги. В тех местах намного теплее, здесь уже нет вечной мерзлоты, здесь часто идут дожди, а зимы становятся мягкими.

Поэтому в этих местах растут лиственные породы деревьев. В смешанных лесах чаще всего встречаются берёза и осина, которые называются мелколиственными деревьями. А в широколиственных лесах растут теплолюбивые дубы, вязы, клёны, липы, ясени.

Сообщение о растительном мире тайги для 4 класса

Растительный мир тайги представлен преимущественно деревьями хвойных пород. По тому, какое именно дерево преобладает в том или ином участке тайга может быть лиственничной, сосновой, еловой, пихтовой, кедровой.

Тайга, где растут лиственница и сосна, называется светлохвойной. Тайга, где растут ели, называется темнохвойной.

Помимо хвойных деревьев в тайге можно встретить и отдельные островки лиственных пород. Особенно их много вдоль берегов таёжных рек и озёр. Здесь растут берёзы, осины, различные кустарники.

Сообщение о животном мире тайги для 4 класса

Животный мир тайги очень разнообразен.

Многие животные тайги приспособились к жизни на деревьях. Они отлично лазают, живут в дуплах или стоят гнезда. Это белки, соболь и другие представители куньих.

А также на деревьях обитают многие птицы, но не всё. Так, в кронах строят свои гнёзда кедровки, здесь обитают орлы — дербники. А вот глухарь или рябчик предпочитают жить на земле.

На земле можно встретить и самых крупных обитателей тайги — лося, благородного оленя, бурого медведя. А также здесь промышляют орехами и семенами множество грызунов, например, бурундуки и полёвки.

Водятся в тайге зайцы, встречаются рыси.

Обсудим!

Сравните природу тундры и лесных зон.

Природа лесных зон несравненно богаче, чем природа тундры.

Лесные зоны находятся южнее зоны тундры и поэтому получают больше солнечного тепла. Здесь часто идут дожди, здесь растут высокие деревья, для которых достаточно влаги, тепла и слоя почвы.

А там, где есть деревья, появляются и животные, которые питаются их плодами, семенами, побегами. Поэтому и животных в тайге много больше, чем в тундре.

Многие из таёжных животных на зиму впадают в спячку, дожидаясь прихода весны и появления пищи.

Проверь себя

1. Покажи на карте лесные зоны.

Зона тайги показана на карте тёмно-зелёным цветом. Она самая большая в России и найти её несложно.

Южнее зоны тайги светло-зелёным цветом показана зона смешанных лесов, которая плавно переходит в зону широколиственных лесов. Это зоны нет в Восточной Сибири, но она есть на Дальнем Востоке.

2. Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?

В лесных зонах много солнца, то есть солнечного тепла, и влаги.

3. Раскрой особенности тайги, смешанных и широколиственных лесов.

  • Тайга представляет собой густой хвойный лес.
  • Смешанный лес — это переходная зона между тайгой и широколиственными лесами. В смешанных лесах встречаются как хвойные деревья. Так и деревья лиственных пород.
  • Широколиственные леса образованы теплолюбивыми лиственными породами деревьев.

4. Приведи примеры животных тайги.

В тайге обитают бурые медведи, лоси, благородные олени, бурундуки, белки — летяги, соболь, глухарь, кедровка.

5. Какие экологические связи сложились в тайге?

Животные и птицы питаются орехами и семенами хвойных деревьев и одновременно помогают этим деревьям расселяться на новые территории.

Задания для домашней работы

1) Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.

Готовые рисунки “Как я себе представляю тайгу”

Детский рисунок Как я себе представляю тайгу

Готовые рисунки “Как я себе представляю смешанный и широколиственный лес”

Как я себе представляю смешанный и широколиственный лес

2) С помощью Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных, изображённых на рисунке.

Сообщение о кедре — растении тайги с рисунка для 4 класса

Сибирский кедр, или кедровая сосна, самое ценное дерево тайги. Это высокое дерево, которое может вырастать до 50 метров, обладающее раскидистой кроной. Хвоя кедра колючая и собрана в пучки по пять хвоинок. По этому признаку всегда можно отличить хвою кедра, от хвои других деревьев.

Главным достоинством кедра является кедровый орех. Необычайно вкусные и полезные семена кедра, которые растут в крупных, смолистых шишках. Кедровый орех собирают осенью, и одно крупное дерево может дать несколько мешков шишек.

Кедр ценится и своей древесиной. Она обладает красивым цветом, легко обрабатывается и с давних времён использовалась для изготовления мебели. Используется кедр и в кораблестроении.

Ещё одно чудо кедровых лесов — их лечебные свойства. Как и другие представители хвойных, кедр выделяет особые вещества, которые уничтожают микроорганизмы. Поэтому воздух в кедровом лесу очень полезен для здоровья. Различные части кедра используются в народной медицине.

Сообщение о буром медведе — животном тайги с рисунка для 4 класса

Бурый медведь считается хозяином тайги, и это не просто слова. Именно медведь является самым крупным хищником тайги.

Крупные медведи могут весить более 200 килограмм, при этом они очень быстры и подвижны. Охотятся медведи, ориентируясь по слуху и обонянию, по тайге передвигаются почти бесшумно, и заметить их в лесу очень сложно.

Медведи всеядные животные. Чтобы нагулять жир для зимней спячки, медведям приходятся есть всё, что удаётся найти. Они любят коренья, ягоды, молодые побеги. Едят насекомых и земноводных. Ловят рыбу, охотятся на крупных и мелких млекопитающих. Даже такой гигант, как лось, часто становится добычей бурого медведя.

На зиму медведи строят берлоги, часто используя для этого залежи валежника. Но иногда могут сгибать верхушки деревьев, образуя шалаш. В готовой берлоге медведь спит до весны и именно в берлоге у бурого медведя появляется потомство.

Бурый медведь встречается по всей территории тайги, но во многих местах очень редок и внесён в Красную книгу России.

На следующем уроке

Вспомни, что ты уже знаешь о роли леса в жизни человека. Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не причинять вреда лесу?

Лес играет большую роль в жизни человека. Он даёт нам пищу, древесину, из которой изготавливают разные полезные вещи, он служит местом отдыха, дарит людям чувство единения с природой, развивает чувство прекрасного.

В лесу нельзя ломать деревья, ветки, срывать цветы, топтать тропинки, разорять птичьи гнёзда, шуметь, жечь костры.

  • Рассказ про слух 4 класс
  • Рассказ про слониху сати и мальчика по имени бабу
  • Рассказ про слона 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про слово пироги в других языках
  • Рассказ про славика на дзене