Рассказ про слух 4 класс

Человек привык думать о своих ушах, как о самом заурядном органе. ну что интересного может быть с ними связано? оказывается,

ush22

Человек привык думать о своих ушах, как о самом заурядном органе. Ну что интересного может быть с ними связано? Оказывается, существует множество интересных, необычных и удивительных фактов о слухе и ушах.

Правое и левое ухо

  • Снаружи ушные раковины выглядят как два близнеца. А вот внутри они совершенно разные.
  • Правое и левое ухо —это два отдельных органа, по-своему воспринимающих звук и передающих его в мозг, соответственно, в правое и левое полушария.
  • Правое используется для восприятия гораздо чаще, чем левое. Более 80 процентов людей, чтобы что-то расслышать, поворачиваются именно правым ухом к источнику звука.

Слух человека

Восприятие звуков

  • Шум морского прибоя, который человек слышит из раковиныне что иное, какзвук движущейся в теле крови.
  • Чем мелодичнее язык, на котором разговариваешь, тем музыкальнее слух человека.
  • Мы слышим свой голос иначе, нежели окружающие, потому что к нам он поступает в более искаженном виде.
  • Детские прививки от кори, свинки и других заболеваний служат профилактикой нарушения слухового восприятия.
  • Представительницы слабого пола слышат гораздо лучше, чем мужчины. Зато последние с большей точностью определяют местоположение источника шума.
  • Человеческое ухо способно различать сразу несколько звуковых волн.
  • Качество слуха зависит в большей степени от восприятия мозгом звуковых волн, нежели от здоровья ушей.
  • Ухо человека воспринимает звуки беспрерывно, даже ночью. Но мозг отсеивает ненужные шумы, чтобы организм мог восстановить силы.
  • Далеко в Африке проживает загадочное племя аборигенов Маабан, проводящих время в тишине. К старости слух маабанцевнастолько натренирован, что они могут различать тихую речь на расстоянии свыше 300 м.
  • Человеческое ухо содержит почти 30 000 чувствительных клеток, что позволяет ему различать более 3 500 звуковых волн высокой и низкой частоты.
  • В подростковом возрасте легко воспринимаются более высокие звуки, чем в пожилом. И тинейджеры вовсю пользуются этим преимуществом, особенно на уроках, чтобы украдкой принимать сообщения от друзей.

Слух человека

Уши лучше мыть, а не чистить

Ватные палочки, зачастую, не очищают, а утрамбовывают серу, создавая серные пробки. Поэтому врачи рекомендуют не чистить, а промывать уши каждую неделю. Ведь большую часть серы из уха выталкивают маленькие волоски.

Чистка уха

Не совсем обычные причины слуховых нарушений

  1. Как ни странно, но причиной нарушения слуха может стать переедание.
  2. Потеря слуха может быть спровоцирована водой, попавшей в ухо и вызвавшей инфекцию. Особенно подвержены этому явлению дети.
  3. Ученые пришли к выводу, что громкие звуки негативно воздействуют не только на слух, но и на иммунитет человека, и даже может стать причиной тахикардии.
  4. Излишнее накопление серной массы в ушной раковине может стать причиной частичной глухоты, а также тошноты, рвотных позывов, и даже судорог.

Факты о размере и форме ушей

  • Самые выдающиеся по размеру уши принадлежат представителям африканских племен. Масаисначала прокалывают, а затем постепеннорастягивают мочки ушей, а калимантанцы каждый год вставляют в них по 1 бусине.
  • Согласно Книгерекордов Гинесса обладателем самых больших ушей на планете являлся Ричард-ослиные уши, живший еще в 18 в. Прозвище было не самым приятное, зато слух идеальным. А спустя век его затмил «человек-птица», дворянин фон Шварц, отличавшийся не только ушами, но и длинным, напоминающим клюв, носом.
  • Уши жителей морозных стран имеют меньший размер, чем уши людей, проживающих в тепломклимате. Это объясняется способностью органов слуха выталкивать излишнее тепло наружу.
  • У спортсменов, профессионально играющих в регби ушная раковина систематически повреждается от столкновений, и, со временем, становится похожей на соцветие цветной капусты.

Разные уши

Разное, но об одном

  • 1 из каждых 10 человек на планете, нуждается в помощи слухового аппарата, в разной степени. Но многие стараются не обращать внимание на собственные проблемы со слухом.
  • Каждый третий «троечник» не справляется со школьной программой из-за плохого слуха.
  • Каждый второй человек старше 59 страдает ушными болезнями.
  • Способность удерживать равновесие зависит не только от работы вестибулярного аппарата, но и от особых каналов около ушной раковины, отвечающих за ориентацию в окружающем пространстве.
  • Страх провоцирует повышенноевыделение серы.
  • В средние века сера из ушей применялась для вощения кончиков нитей швеями, а писари использовали ее пигменты для рисунков в книгах.
  • Эскимосские спортсмены часто соревнуются, играя в национальную игру под названием «Перетягивание ушами веревки». Каждому спортсмену набрасывается на ухо петля от веревки, и они начинают тянуть в противоположные стороны, пока одна из петель не слетит с уха или спортсмен не остановит игру из-за боли.
  • Первые серьги из чистого золота стали носить не модницы или жены падишахов, а пираты. Золотая серьга была гарантией достойных похорон пирата.
  • Глухота не мешает людям быть гениальными или знаменитыми.В этот список попадает не только известный всем Бетховен, а также, к примеру, гитарист группы «Dire Straits и братья Каулитцыиз «Tokio Hotel».
  • Творческие люди часто находят слышимым звукам не совсем обычное объяснение и применение. Некоторые художники слышат, как звучат те или иные краски. Писатель А.Рембо считал, что гласные звуки имеют определенный цвет, а Скрябин вообще стал автором цветомузыки. К тому же, считается, что правильно подобранный к музыке цвет может психологически влиять на человека.
  • Отопластика—такое название носят пластические операции, изменяющие форму ушной раковины.
  • Прокол мочки уха берет свое начало еще с древних времен, являлся культурной традицией многих племен. Самойдревней мумией с пирсингом считается Эци, найденная в Австрии, ей не меньше 5 тысяч лет.

Уши нужны человеку не только, чтобы слышать звуки. Они являются многофункциональным особенным органом, отвечающим за мировосприятие, ориентацию в пространстве, украшают и выделяют из толпы, дарят возможность музыкального наслаждения. И просто необходимы, чтобы услышать самые заветные и долгожданные слова, смех ребенка, его первые слова, завораживающий шум прибоя, пение птиц.

Возможность слышать — это бесценный дар, который нужно беречь.

  • Доклады
  • Биология
  • Слух

Слух относится к одному из пяти чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию о мире. В данном случае, речь идёт о восприятии звука слуховыми органами.

Как известно из курса физики, звук – это не что иное, как колебание волн с определённой частотой и амплитудой. Последняя регулирует громкость, с которой распространяются волны, в то время как частота отвечает за тональность. Звуковые волны человеческое ухо превращает в сигналы, которые воспринимаются мозгом.

Основным органом восприятия звуковых волн является ухо, делящееся на три части: наружное, среднее и внутреннее.

Строение наружного уха – это видимая человеку раковина и спрятанная чуть глубже барабанная перепонка, передающая улавливаемый звук в среднее ухо. В нём имеются специальные слуховые косточки, соединённые с внешним и внутренним ухом. Они призваны усиливать звук, передавая его во внутреннее ухо. В среднем ухе также имеется евстахиева труба, соединяющая его с носоглоткой.

Внутреннее ухо образуют сложную, лабиринтообразную систему. Из-за спирального строения одна из его частей, заполненная жидкостью, называется улиткой. Специальные каналы с рецепторами, улавливают поступивший звук и передают его по слуховым нервам в головной мозг. Уже там происходит анализ поступившего звукового сигнала.

Диапазон звука, который способен различить человек, колеблется в районе от 20Гц до 20кГц. Герц – это единица, с помощью которой измеряется частота колебаний.

К сожалению, не все люди способны хорошо различать звуки. Причины могут быть разными. Чаще всего полное отсутствие слуха – это врождённый дефект. Однако, получить проблемы со слухом можно и в зрелом возрасте в результате инфекций, травм или возрастных изменений.

 Именно поэтому для сохранения слуха важно соблюдать несколько нехитрых правил:

1) Стоит ограничить воздействие громких звуков в течение дня. Наушники, включенные на полную мощь, повреждают внутреннее ухо. По возможности слушать музыку или смотреть фильмы лучше через колонки. А вот естественные природные звуки, наоборот хорошо влияют не только на слух, но и на работу мозга. Поэтому стоит чаще бывать на свежем воздухе, например в парке.

2) Важно содержать ушные раковины в чистоте, регулярно избавляясь от скапливающейся грязи ушной серы. Ни в коем случае нельзя заливать уши водой и использовать для очищения твёрдые предметы.

3) В случае подозрения на травму или инфекцию, необходимо своевременно обратиться к врачу. Не рекомендуется самостоятельно назначать себе ушные капли, а тем более пытаться извлекать застрявшие в ухе предметы.

Органы восприятия помогают человеку держать связь с внешним миром. Для наиболее качественной жизни необходимо беречь их.

Сообщение 2

Информацию из внешнего мира мы получаем за счет органов чувств: глаза, уши, язык, нос, кожа, вестибулярный аппарат. Разберем поподробнее уши — орган слуха.

Функции органа слуха:

  1. Получение информации из окружающей среды;
  2. Защитная;
  3. Инструмент социализации;
  4. Сохранение равновесия;
  5. Определение положения тела в пространстве.

Благодаря этому органу чувств, человек способен воспринимать звуковые колебания из окружающей среды.Звуковой диапазон, который способен воспринимать человек, начинается от 16 Гц и заканчивается 20 кГц. При повышении порога слышимости, человек начинает испытывать слуховое утомление, которое сказывается на физическом состоянии: головная боль, головокружение, кратковременное снижение слуха и другое.

С возрастом острота слуха начинает падать. На расстоянии 6-7 метров человек не может расслышать сказанных ему слов. Это состояние называется тугоухость.

Анатомия

Уши — это парный, сложноустроенный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо — хрящевая пластинка, напоминающая воронку, покрытая кожей по обе стороны. Включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход.

Ушная раковина имеет анатомические образования: завиток, антизавиток, козелок, антикозелок, мочка уха. Последнее образование отличается от всех перечисленных отсутствием хрящевой ткани и наличием адипоцитов. Наружный слуховой проход осуществляет передачу звуковых колебаний в среднее ухо и заканчивается барабанной перепонкой. Выделяемый локальными железами серный секрет является механизмом защиты. Он предупреждает занос пыли, внедрение патогенной флоры.

Среднее ухо имеет вид барабанной полости и является совокупностью трех слуховых косточек: молоточек, стремечко, наковальня. Молоточек присоединен рукояткой к барабанной перепонке, за счет этого осуществляется передача звука из наружного слухового прохода к среднему уху. Молоточек посредством головки связан с наковальней, которая передает звуковую волну на стремечко. Здесь же присутствует евстахиева труба — это регулятор давления воздуха, поступающего извне, между носоглоткой и средним ухом.

Внутреннее ухо имеет вид лабиринта. Включает в себя преддверие лабиринта, улитку и систему полукружных канальцев. Является органом слуха и равновесия.

Заключение

Сложно представить жизнь человека без такого полифункционального органа. Очень много разработок слуховых аппаратов, которые помогают слабослышащим людям сохранить прежние возможности. Поэтому если есть минимальное подозрение на снижение слуха, стоит заняться этим вопросом вплотную, пока не произошли необратимые изменения.

4 класс

Картинка к сообщению Слух

Слух

Популярные сегодня темы

  • Казахстан

    Не самое большое государство, которое произошло от Казахского ханства и находится в середине Евразии, поэтому Казахстан разделяется на европейскую и азиатскую часть по расположению на материк

  • Растения
  • Созвездие Льва

    Человечество издавна пытало интерес к ночному небосводу и его космическим телам (звездам и галактикам). Пытливые умы не имели возможности подняться ввысь и рассмотреть эти странные рисунки на

  • Бог солнца в Древнем Египте Амон Ра

    Солнце дает жизнь, поэтому оно всегда было главным объектом почитания людей. В культурах разных народов глубоко преклонялись перед богами, олицетворяющими солнце. Их воспевали, устраивали в и

  • Джаз

    Джаз – направление в музыке, возникшее приблизительно в 1910-х годах в США. Джаз объединил в себе европейскую и африканскую культуры, помесь которых началась благодаря Колумбу

  • Размножение и развитие животных

    Всем известно, что животные нашей планеты делятся на такие виды, как: млекопитающие, насекомые, рыбы и земноводные, а также птицы. Однако в их размножении и развитии есть некие отличия и осо

Тема урока: Ухо не только орган слуха

Тип урока:

урок открытия новых знаний.

Цель:

• расширить представления  учащихся об органе слуха

Задачи:

• Познакомить учащихся со строение органа слуха.

• Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

• Научить детей, как беречь слух.

• Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

— умение анализировать результаты учебной деятельности;

— способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

— выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

— искать и выделять необходимую информацию;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

— строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

— умение работать в парах, группах;

— совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

— формулировать и объяснять задание;

— грамотно задавать вопросы;

— слушать и понимать речь других.

Формы работы:

• фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

• плакаты «Строение уха», стакан с водой

Материально-техническое обеспечение:

• Окружающий мир. Учебник для 4 класса. Часть 2, О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

• Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 для 4 класса. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.Г.Кудрова

Ход урока

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие

1.- Какой раздел мы сейчас изучаем? (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.

Игра «Я знаю, что…»

Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств[

Одни органы чувств могут в определенной степени дополнять другие. Например, развитое обоняние или осязание может в некоторой степени компенсировать слабо развитое зрение(глаза), обоняние (нос)

Дистанционные органы чувств воспринимают раздражения на расстоянии (например, органы зрения, слуха, обоняния); другие органы (вкусовые и осязания) — лишь при непосредственном контакте.

 Человек может испытывать 6 видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения

Видов внешних ощущений 6 (моторика не имеет отдельного органа чувств, но ощущения вызывает). 

Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок, роговицу , затем через хрусталик , после чего на сетчатке глаза возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.

Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.

(учитель показывает эту табличку)

2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность.

Подумайте, какое из этих слов лишнее:  глаза, голова, нос, язык. (Убрать слово «голова»)

-Что обозначают эти слова?  (Органы чувств).

— Давайте скажем, какие это органы чувств. (Таблички на магнитную доску)

глаза – орган зрения

нос – орган обоняния

язык – орган вкуса

— Чего не хватает? Отгадайте загадку.

У одной головы два братца по разные стороны сидят.

Ничего не видят и не говорят.

3. Определим  тему сегодняшнего урока.

-О чём мы будем говорить? Что вы уже знаете об этом органе?

Ухо – орган слуха. (Открыть тему на доске, но не всю). Здесь есть ещё какое-то слово.

-Как заявлена тема урока в учебнике?

Тема урока: Ухо не только орган слуха. (Открыть полностью) Какой смысл несёт в себе слово «не только»?

— Значит, мы должны сделать какое-то открытие?

III. Целеполагание и постановка учебных задач.

— Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель.

Цель: узнать строение  органа слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.

— Для чего нам нужно это знать?

IV. Открытие нового знания.

1. Цель урока поставили.  Составим план работы по теме урока, который  поможет добиться поставленной цели. (План на доску)

План.

1.Ухо – это орган слуха.

2.Ухо – это орган (равновесия).

3. Как беречь уши.

4. Оценка своей работы.

2. Объяснение учителя.

Наши уши улавливают звуки, обрабатывают их и посылают звуковые сигналы нашему мозгу. Давайте в этом убедимся.

Игра «Угадай на слух»

Закройте глаза и попробуйте угадать, что это за звуки. (Листание книги, звук мобильного телефона, слово «апельсин», речь какого-нибудь ученика) Определить звуки вам помогли уши.

— Сколько ушей у человека?

То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей.      Ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо.

Обратимся к рисунку. (Повесить на центральную доску)

99728123 1

Учитель показывает каждую часть уха.

Откройте учебник и найдите такой же рисунок на странице 58. На странице 57 прочитайте, из чего состоит наружное ухо.

(Дети читают самый нижний абзац)

УШНАЯ РАКОВИНА – эта та часть наружного уха, которую люди часто прокалывают, чтобы носить серьги. Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в  СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАН­НОЙ ПЕРЕПОНКОЙ.

Покажите части наружного уха на рисунке. (Ученик показывает у доски). Остальные показывают у себя на рисунке в учебнике.

Мне остаётся добавить, что в слуховом проходе вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью.  Ученые установили, что в ушной сере содержится десять пептидов, способных предотвращать развитие бактерий и грибка. У европейцев и африканцев сера чаще всего влажная, а у выходцев из Восточной Азии — обычно сухая и чешуйчатая. Так что ушная сера полезна для организма.

— Почему барабанная перепонка так называется?

Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу пере­дает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, то есть колебаться. Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа.

— Из чего состоит среднее ухо? Давайте вновь обратимся к рисунку.

Барабанная перепонка начинает вибрировать, и через самые маленькие косточки в теле человека – МОЛОТОЧЕК, СТРЕМЕЧКО и НАКОВАЛЬНЮ – передаёт эти колебания из среднего уха во внутреннее ухо – улитке.

Эти косточки очень маленькие, поэтому они показаны отдельно в увеличенном размере.

99728123 2

*А знает ли вы, что стремечко – самая маленькая косточка. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма.

Физкультминутка.

Бережем глаза и уши,

Чтобы лучше видеть слушать,

Кожу тоже бережем –

С мылом моем, чисто трем!

А потом идем гулять,

Бегать, прыгать и скакать!

Свежим воздухом дышать!

Давайте теперь рассмотрим внутреннее ухо.

— Из чего оно состоит?

Оно состоит из УЛИТКИ и СЛУХОВОГО НЕРВА.

Читаем на стр. 59 (2 абзац снизу)

УЛИТКА заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам.

— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова.  В результате вы слышите то, о чём я рассказываю.  Проверим это.

V. Первичное закрепление.

Выполним задание  в тетради: стр. 28  №  59. Можно пользоваться учебником.

 Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.

— Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.

-Что мы уже знаем?  — Что предстоит узнать? ( Возвращение к плану урока)

А поможет нам узнать это физкультминутка.

Физкультминутка закрытыми глазами

Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись правого плеча, подняли обе руки вверх и потянулись.

Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ, вы наклонились и не упали. Об этом нам говорит орган, который находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве.

Вернемся снова к  нашему рисунку. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки – ПОЛУКРУЖНЫЕ КАНАЛЫ. Они, как и улитка заполнены жидкостью.  Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть, держим равновесие.

Поэтому ухо называют ещё органом РАВНОВЕСИЯ. (Добавление таблички в план урока)

Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.

А теперь представьте себе, что вы на карусели. Покрутитесь на месте и остановитесь. Вы уже остановились, а в голове происходит лёгкое кружение, вы можете упасть. Это потому, что жидкость в полукружных каналах продолжает двигаться. Мозг не может точно определить положение головы. (Опыт со стаканом из учебника на стр.60)

Когда жидкость в полукружных каналах остановиться, мозг получит правильную информацию, и вы обретёте равновесие.

— Ну что, вам стало легче?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради: стр. 30 №  62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац. 

Проверим задание № 63. Прочитайте, что у вас получилось.

— Кто справился с этой работой правильно?

VII. Включение нового в систему знаний и повторение.

1. —  Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

—Здравствуй, тетя Катерина!

—У меня яиц корзина.

—Как поживают домашние?

—Яйца свежие, вчерашние!

—Ничего себе вышла беседа!

—Авось распродам до обеда.

— Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

— Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?

2.Я предлагаю поработать в группах.  Опираясь на свой собственный  опыт, составим памятку«Как нужно беречь слух».

Проверка. (Памятки повесить на доску)

Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышен­ном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.

Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, раз­ве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — по­меха не только здоровью, но и любому делу.

«Тише, идёт операция!» — загорается надпись в больничном коридоре. Тише! — иначе у хирурга мо­жет дрогнуть рука, а на карту поставлена жизнь чело­века. «Тише, идёт эксперимент!» — возникает надпись над дверью лаборатории. Тише! — иначе оператор на­жмёт не на ту кнопку, и эксперимент будет сорван.

Если не найти управы на свирепые звуковые вол­ны, они могут погубить не только слух человека, но и самое интересное начинание.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин.  Давайте попробуем.

. Гимнастика для ушей (точечный массаж)

·         Разотрите уши ладонями, как будто они замерзли.

·         Разминайте три раза сверху вниз (по вертикали)

·         Возвратно-поступательными движениями растирайте по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед)

·         Закройте уши ладонями, а пальцы приложите к затылку, сблизив их. Указательными пальцами следует слегка постукивать по затылку до трех раз.

3.Продолжим работу в парах.

Вам даны высказывания. Вы должны определить они истинные или ложные.

Высказывание:

Истинно или ложно

1.Шум губителен для всего живого.     

И

2.После карусели у многих кружится голова.

И

3.Ушная сера очень вредна.

Л

4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног.

Л

5.Человек не может шевелить ушами.

Л

— Мышцы, которые позволяют нам шевелить ушами, находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами, чтобы определить, откуда идёт звук. А как поступает в этих случаях человек?

Оцените работу вашей пары.

— Какие у вас возникли вопросы?

А сейчас немного занимательного материала. Вам даны крылатые выражения. Найдите, значение какого крылатого выражения есть в вашем фразеологическом словаре.

1. Влюбиться по уши

2. Держать ухо востро

3. Пропустить мимо ушей

4. За ушами трещит

5. Хлопать ушами

6. Его слушать – уши вянут

7. Не верить своим ушам (очень удивляться)

VIII. Домашнее задание:

1. Учебник  с. 57-61.

2.Подобрать интересные сведения об органе слуха.

3. Найти значения остальных крылатых выражений.

ΙX . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог нашей работы.

— Какую цель урока мы с вами ставили?  

— Как вы считаете,  мы её выполнили? 

— Для чего же нам нужны уши?

Послушайте шуточное стихотворение

Света Щербакова. «Для чего нужны уши»

Всем известно, наши ухи

Предназначены для слуха.

А ещё они нужны

Для навешанья лапши.

Маме – чтоб носить серёжки;

Чтоб чесать что было – кошке;

Папе – чтобы отморозить

(Чтоб не так обидно носу);

Чебурашке – просто так

(Чтобы ими мог махать);

Кролику нужны для шляпы

(Их тащить оттуда надо);

Всем слонам как тент от солнца

Ухо каждое даётся.

Но важнейшее значенье –

У ушей на день рожденья.

Оцените результаты вашей работы:

Дети оценивают себя при помощи сигналов светофора.

— Я всё понял. (Красный цвет жетона)

— Понял, но нужно ещё повторить. (Жёлтый цвет жетона)

— У меня ещё есть вопросы. (Зелёный цвет жетона)

— Считаете ли вы, что мы сегодня работали дружно? Вы получили знания, дружно работали, а…

«Знания  и дружная работа – главные помощники на пути к успеху»

— Спасибо всем за работу.

Дополнительный материал, который можно использовать на уроке.

Это интересно!

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн. в секунду.

Интересно знать, что…

У птиц уже сформированы некоторые элементы среднего уха: небольшая полость, напоминающая барабанную у человека, и единственная слуховая косточка, называемая колумеллой. У некоторых насекомых и рыб слуховые нервные клетки находятся на поверхности тела («слуховая линия» вдоль хребта). Кошачьи ушки всё время бодрствуют и поворачиваются в разные стороны на 180°, независимо друг от друга, даже если их хозяин, на первый взгляд спит. Голубь способен уловить звук частотой в 0,1 герца. Комары воспринимают звучание окружающего мира с помощью особых антенн расположенных на голове. Муравьи не слышат человека! У них восприятие звуков находится далеко за пределами частот воспринимаемыми человеком – в ультразвуковом диапазоне.

Органы слуха у кузнечика расположены на передних ногах в виде крошечных щёлочек, поэтому, прислушиваясь к чему-либо, кузнечик не вертит головой, а переставляет ноги так, чтобы «уши» были повёрнуты к источнику звука. У дельфинов слуховые окошки «примостились» на нижней челюсти. У раков – на основании коротких усиков, поэтому при линьке раки сбрасывают свои уши вместе с панцирем. Острый слух выручает многих зверей, птиц, ящериц, предупреждая их о приближении хищников. И наоборот, уши некоторых хищников помогают им охотиться: сова способна в полной темноте, ориентируясь на слух, ловить мышей. Подслеповатые от рождения летучие мыши научились на слух охотиться на бабочек и мух, находить своё гнездо и летать между линиями электропередач, не задевая их. Не зря уши некоторых летучих мышей больше остального их тела.

Список литературы:

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. ч.2 – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М: Академкнига/Учебник, 2012г.

3. Различные Интернет-ресурсы: материалы из Википедии – свободной энциклопедии.

http://school.xvatit.com/index

http://ztema.ru/illness/otolar

http://www, stihi.ru/avtor/svetinka

Опубликовано 19. Появление серной пробки в ушном проходе – совсем не редкость. Самая распространенная причина ее появления – неправильная гигиена ушной раковины. Многие используют для очистки слухового прохода ватные палочки, не подозревая, что палочки только заталкивают ушную серу вглубь и утрамбовывают ее, тем самым способствуя образованию серной пробки.

§ СОДЕРЖАНИЕ

  • Симптомы

  • Лечение

  • Смотрите популярные статьи

Удалять серу нужно только возле входа в слуховой проход, вводить турунды или ватные палочки в сам проход нельзя, иначе можно нарушить естественный механизм самоочищения ушного прохода. Кроме того, введение палочек в слуховой проход может раздражать и травмировать его кожу и даже повредить барабанную перепонку.

Иногда причиной появления серных пробок является чрезмерная выработка серы из-за усиленной работы сальных желез. Серные пробки могут часто беспокоить людей, имеющих анатомические особенности строения ушной раковины, использующих слуховые аппараты, работающих или проживающих в условиях повышенной запыленности.

03.17 в 21:46 в группе «Учителя начальных классов»

Цели: ознакомить обучающихся с органами слуха, их значением и гигиеной; расширять знания о бережном отношении к органам слуха; побудить дорожить тем, чем наделила природа, заботиться о безопасности и здоровье ушей; научить элементарным правилам бережного отношения к ушам.

Оборудование:

  • картинки животных: (летучая мышь, змея, рыба, кузнечик, сова);
  • таблица «Внутреннее строение органа слуха»;
  • таблица «Сила звука»;
  • модель уха (разрезная);
  • проигрыватель;
  • пластинка «Бетховен «Патетическая» соната»;
  • портрет Л. Ван Бетховена;
  • учебник «Окружающий мир» 4 класс (автор Н.Ф.Виноградова).

Ход урока

Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим изучение органов чувств, вспомним и поговорим о командном центре нашего организма – о … (мозге).

Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию нового материала.

И прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте обратимся к вашим знаниям и постараемся дать ответ на вопрос: «Кто как слышит?» (Учащиеся рассказывают о животных, учитель показывает картинки этих животных).

Ребята, какое значение имеет слух для животных?

Проблемный вопрос: (работа в парах).

А как слышим мы? (Рассуждение детей).

Полнее и подробнее мы сможем ответить на этот вопрос в конце нашего урока.

Изучение нового материала

Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Слух. Береги слух».

Словарная работа.

Ребята, посмотрите на доске записаны слова, которые на первый взгляд не имеют к нашему уроку никакого отношения:

МОЛОТОЧЕК

НАКОВАЛЬНЯ

СТРЕМЕЧКО

Исходя из вашего жизненного опыта, скажите, что означают эти слова.

(Дети объясняют значение слов, обращают внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы -оч, -ек, -ечк. 2-3 подготовленных ученика зачитывают значения слов из словаря).

Объяснение темы урока

Органом слуха человека является ухо, но то, что мы видим снаружи – ушная раковина, — не самая важная часть нашего уха. Ушная раковина, как воронка, лишь собирает звук и направляет его в наружный слуховой проход. (показ по таблице)

Наружный слуховой проход – это тупичок, который заканчивается тонкой плёнкой – барабанной перепонкой.

За барабанной перепонкой находится полость среднего уха. Здесь и находятся самые маленькие косточки нашего организма: молоточек, наковальня и стремечко. Все они соединены подвижно. Молоточек крепится к барабанной перепонке. Когда звук давит на перепонку, она начинает вибрировать (дрожать). Эта вибрация передаётся молоточку, с него, усиливаясь, на стремечко.

Стремечко закрывает отверстие внутреннего уха. Внутреннее ухо – это раковина, похожая на домик улитки. Её так и называют ушной улиткой.

Ушная улитка внутри заполнена жидкостью. Когда стремечко давит на овальное окошко, жидкость в улитке приходит в движение. Слуховой нерв воспринимает это движение жидкости, возникает нервный импульс, который передаётся в мозг. За долю секунды мозг переводит этот импульс, анализирует его и … о радость!

— Что же происходит? (Мы слышим).

Закрепление

Работа с учебником (работа в парах).

Посмотрите глазками в учебнике, как устроено наше ухо, поговорите по какому пути проходит звук.

Практическая работа (у доски).

Из отдельных частей составляем модель уха. (Каждую часть отдельный ученик).

img1

Все вместе в тетрадях повторяем, как проходит звук.

(Ушная раковина → наружный слуховой проход → барабанная перепонка → молоточек → наковальня → стремечко → ушная улитка → слуховой нерв → мозг.)

Проблемный вопрос:

А сейчас, ребята, самый трудный вопрос: «Чего лишён человек, у которого нарушен слух?»

(Он не слышит шелест травы, шум улиц, пение птиц, не может петь сам, потому что не представляет, что такое звук).

Понятие «звуковая волна». (Учитель)

«…Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит …» – так говорил Некрасов Н.А. о звуке.

Чтобы понять: что такое звук, надо ответить на вопрос: «Как создаётся звук?» (Дети: крикнуть, топнуть, хлопнуть).

На примере линейки можно увидеть, как рождается звук.

Практическая работа: Возьмём линейку, закрепим один её конец, оттянем другой и резко отпустим… Линейка задребезжала.

Если мы внимательно рассмотрим все приведённые вами примеры, то обнаружим:

Звук создаётся коротким или длинным колебанием.

Стукнули в дверь – она дернулась и послала в воздух глуховатый звук. Все звуки производятся предметами, которые совершают быстрые поступательные движения. Эти колебания заставляют двигательные молекулы (частицы) воздуха, те – соседние частицы и т.д. Это движение и есть то, что мы называем звуковой волной.

Работа с учебником – «Сила звука».

Найдите отрывок, в котором говорится, как измеряется звук, сила звука? (учащиеся зачитывают).

Работа с таблицей «Сила звука».

Посмотрите на шкалу громкости. Обратите особое внимание на бытовые приборы. По таблице определите минимальный и максимальный предел звука.

— Что опасно для слуха человека?

Человеческое ухо может выдержать звук в 100 Дц.

«Гигиена слуха» – самостоятельная творческая работа.

Чтобы уху не пришлось «выдерживать» звук, чтобы с нашим слухом ничего не случилось, надо придерживаться определённых правил.

Составьте их.

(Дети составляют про себя, затем вслух высказываются и все вместе выясняем, что можно делать с ухом, а что – нельзя).

Теперь давайте сверимся с учебником. Найдите, где в тексте записаны эти правила. Зачитайте. Мы были правы?

Психологическая минутка.

Слушание музыки.

А сейчас я хочу предложить вам послушать музыку. (Звучит «Патетическая» соната Л. Ван Бетховена. Начало (2 мин) дети слушают музыку в тишине, затем на фоне музыки учитель начинает свой рассказ.)

Вы слушаете одно из замечательных произведений Людвига ванн Бетховена.

Детство Бетховена было короче, чем детство его сверстников. Уже в 6 лет Бетховен выступал на концертах, которые устраивал его отец. Тогда они не принесли ему славы. Но к 10 годам он прославился в Бонне как органист и клавенсинист.

Особенно близки были Бетховену сонаты. Одну из них – «Патетическую» – вы сейчас и слушаете.

Судьба композитора, как и всех великих, была не легка. К 28 годам Бетховена настигла глухота. Он стал меньше выступать, а вскоре и совсем перестал, но музыку творить продолжал. И ещё какую музыку?! Глухота не могла помешать рождению гениальных симфоний, сонат, увертюр.

Бетховен стал глухим, но продолжал слышать то, что сочинял. Как? А вот так: в зубах он зажимал палочку, этой палочкой нажимал на клавиши. Звук (вибрация) по палочке переходил на зубы, отсюда по костям черепа всё же попадал в мозг в виде сигнала. Мозг расшифровывал этот сигнал и … Бетховен «слышал».

— Что вы почувствовали при прослушивании музыки? (печаль, радость, тревогу, волнение) Так и должно быть. В переводе «Патетическая» означает «волнующая, приводящая в чувство».

Итоги

Вот и подходит к концу наш урок. Скажите, о чём вы сегодня узнали на уроке? Что вам понравилось, запомнилось и вы хотели бы повторить? В чём нам помог учебник?

Оценка работы учащихся.

Литература

1. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. Окружающий мир. Учебник в 2 частях. Москва: Вентана-Граф, 2018.

2. Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир: 3-4 классы. Методика обучения — Москва: Вентана-Граф, 2018.

3. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1988.

Комментарии преподавателя

 Ухо – орган слуха и равновесия

Окру­жа­ю­щий мир полон зву­ков, ко­то­рые мы вос­при­ни­ма­ем бла­го­да­ря ор­га­нам слуха – ушам (рис. 1). Кроме того, уши по­мо­га­ют че­ло­ве­че­ско­му телу на­хо­дить­ся в рав­но­ве­сии.

Рис. 1. Ухо че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Часто можно услы­шать, что у че­ло­ве­ка два уха. Но это не так. То, что мы обыч­но видим и на­зы­ва­ем ухом, – это толь­ко одна из его ча­стей. На самом деле каж­дое ухо со­сто­ит из трех ча­стей: на­руж­ное ухо, сред­нее ухо и внут­рен­нее ухо. Все части ра­бо­та­ют со­гла­со­ван­но (рис. 2).

Рис. 2. Стро­е­ние уха (Ис­точ­ник)

На­руж­ное ухо – это ушная ра­ко­ви­на вме­сте со слу­хо­вым про­хо­дом (рис. 3).

Рис. 3. Стро­е­ние на­руж­но­го уха (Ис­точ­ник)

 Строение уха, восприятие звука

Бла­го­да­ря своей слег­ка ко­ну­со­об­раз­ной форме, ушная ра­ко­ви­на улав­ли­ва­ет звуки, со­би­ра­ет ко­ле­ба­ния и на­прав­ля­ет их внутрь, в слу­хо­вой про­ход, ко­то­рый за­кан­чи­ва­ет­ся ба­ра­бан­ной пе­ре­пон­кой (ку­со­чек тон­кой кожи, туго на­тя­ну­той, как на бapaбaне).

Из­вест­но, что звук может вы­зы­вать ко­ле­ба­ния. На­при­мер, во время дви­же­ния по­ез­да все окон­ные стек­ла дро­жат (виб­ри­ру­ют).

Когда ушная ра­ко­ви­на улав­ли­ва­ет ка­кой-то звук и по на­руж­но­му слу­хо­во­му про­хо­ду пе­ре­да­ет его в ухо, ба­ра­бан­ная пе­ре­пон­ка под дей­стви­ем этого звука на­чи­на­ет виб­ри­ро­вать, пе­ре­да­вая звук в сред­нее ухо, ко­то­рое на­хо­дит­ся в глу­бине че­ре­па (рис. 4, 5).

Рис. 4. Улав­ли­ва­ние зву­ко­вых волн ушной ра­ко­ви­ной

Рис. 5. Ба­ра­бан­ная пе­ре­пон­ка виб­ри­ру­ет

Рис. 6. Мо­ло­то­чек, стре­меч­ко и на­ко­валь­ня

А там через самые ма­лень­кие ко­сточ­ки в теле че­ло­ве­ка – мо­ло­то­чек, стре­меч­ко и на­ко­валь­ню (рис. 6) – пе­ре­да­ет звук вовнут­рен­нее ухо – улит­ку (рис. 7).

 

Рис. 7. Стро­е­ние уха (Ис­точ­ник)

Улит­ка за­пол­не­на жид­ко­стью, а ее внут­рен­няя по­верх­ность по­кры­та клет­ка­ми с кро­шеч­ны­ми во­лос­ка­ми. Под воз­дей­стви­ем «волн» жид­ко­сти во­лос­ки на­чи­на­ют ко­ле­бать­ся, со­зда­вая сиг­на­лы, ко­то­рые и от­прав­ля­ют­ся в мозг по слу­хо­вым нер­вам(рис. 8).

Рис. 8. Пе­ре­да­ча зву­ко­во­го сиг­на­ла в мозг (Ис­точ­ник)

Во внут­рен­нем ухе над улит­кой рас­по­ло­же­ны ма­лень­кие петли в виде арки – по­лу­круж­ные ка­на­лы, ко­то­рые, как и улит­ка, за­пол­не­ны жид­ко­стью (рис. 9).

Рис. 9. Стро­е­ние уха (Ис­точ­ник)

Когда мы дви­га­ем­ся, ка­на­лы сме­ща­ют­ся, жид­кость слег­ка ко­лы­шет­ся и мозг рас­по­зна­ет, в каком по­ло­же­нии на­хо­дит­ся наше тело. Он от­прав­ля­ет сиг­на­лы мыш­цам, и мы из­ме­ня­ем по­ло­же­ние тела, чтобы не упасть.

 Орган равновесия

По­это­му ухо еще на­зы­ва­ют ор­га­ном рав­но­ве­сия.

Бла­го­да­ря устрой­ству в ухе, от­ве­ча­ю­ще­му за рав­но­ве­сие, ак­ро­бат в цирке дер­жит­ся на мяче, а ка­на­то­хо­дец ходит по ка­на­ту (рис. 10).

Рис. 10. Ка­на­то­хо­дец

Рис. 11. Вра­ще­ние воды в непо­движ­ном ста­кане

Рис. 12. Ка­ру­сель

Ино­гда бы­ва­ет, что че­ло­век уже на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии покоя (на­при­мер, непо­движ­но сидит на стуле), а жид­кость в по­лу­круж­ных ка­на­лах все еще на­хо­дит­ся в дви­же­нии.

Чтобы по­нять это, до­ста­точ­но про­ве­сти опыт: необ­хо­ди­мо на­лить в ста­кан воды и ак­ку­рат­но, но до­ста­точ­но быст­ро пе­ре­ме­щать ста­кан по кругу, а затем по­ста­вить ста­кан на стол. Ста­кан непо­дви­жен, но вода в ста­кане ка­кое-то время про­дол­жа­ет вра­ще­ние (рис. 11).

То же самое про­ис­хо­дит с на­ши­ми по­лу­круж­ны­ми ка­на­ла­ми, когда че­ло­век ка­та­ет­ся на ка­ру­се­ли или кру­жит­ся на одном месте (рис. 12). Че­ло­век пе­ре­стал кру­жить­ся, жид­кость в по­лу­круж­ных ка­на­лах все еще дви­жет­ся. Во­лос­ки про­дол­жа­ют со­об­щать мозгу о дви­же­нии, хотя че­ло­век уже стоит на месте. Мозг по­лу­ча­ет два про­ти­во­ре­чи­вых со­об­ще­ния и не может точно опре­де­лить о по­ло­же­ние го­ло­вы. Вот по­че­му после ка­ру­се­ли у мно­гих кру­жит­ся го­ло­ва. Когда жид­кость в по­лу­круж­ных ка­на­лах оста­нав­ли­ва­ет­ся, мозг по­лу­ча­ет пра­виль­ную ин­фор­ма­цию, че­ло­век вновь об­ре­та­ет рав­но­ве­сие.

 Береги уши

В слу­хо­вом ка­на­ле вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ушная сера. Это жел­то­ва­тое, немно­го лип­кое ве­ще­ство, горь­ко­ва­тое на вкус, уби­ва­ет мик­ро­бов, по­па­да­ю­щих в ухо вме­сте с пылью. Так что ушная сера по­лез­на.

Рис. 13. Бе­ре­ги­те уши (Ис­точ­ник)

Уши нуж­да­ют­ся в бе­реж­ном от­но­ше­нии, по­то­му что все части уха чрез­вы­чай­но хруп­ки, а слух – бо­гат­ство че­ло­ве­ка (рис. 13).Чтобы сбе­речь слух, необ­хо­ди­мо:

Не слу­шать гром­кую му­зы­ку, осо­бен­но в на­уш­ни­ках.

Не кри­чать самим и из­бе­гать мест, где гром­кие и рез­кие звуки.

Мыть уши каж­дый день.

Чи­стить уши можно толь­ко ват­ны­ми там­по­на­ми.

Не за­со­вы­вать в ухо по­сто­рон­ние пред­ме­ты, чтобы не по­вре­дить ба­ра­бан­ную пе­ре­пон­ку.

За­щи­щай­те уши от ветра.

Смор­кай­тесь ак­ку­рат­но и несиль­но.

Не до­пус­кай­те по­па­да­ния воды в уши и во­вре­мя уда­ляй­те ее ват­ны­ми там­по­на­ми.

Об­ра­щай­тесь к врачу, если уши за­бо­ле­ли (рис. 14).

Рис. 14. Об­ра­щай­тесь к врачу (Ис­точ­ник)

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/izuchaem-organy-chuvstv/uho-ne-tolko-organ-sluha-uho-organ-ravnovesiya?seconds=0&chapter_id=2300

**источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=iso2WZ5UWAU

**источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=AdG8frWQZws

  • Рассказ про слониху сати и мальчика по имени бабу
  • Рассказ про слона 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про слово пироги в других языках
  • Рассказ про славика на дзене
  • Рассказ про слепой дождь 3 класс