Рассказ про словари русского языка

Руководитель проекта: маевская анна александровна учреждение: мбоу урдомская средняя школа в процессе исследовательского проекта по русскому языку рассказ о слове

Руководитель проекта: 

Маевская Анна Александровна

Учреждение: 

МБОУ «Урдомская средняя школа»

В процессе исследовательского проекта по русскому языку «Рассказ о слове» учащимся 3 класса начальной школы была поставлена цель проанализировать слово собака с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове собака. Автор предполагает, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие способности.

Подробнее о проекте:

В индивидуальном исследовательском проекте по русскому языку «Рассказ о слове» ученик 3 класса школы разбирает слово «собака» и доказывает, что изучение этимологии слов позволяет обогатить кругозор, расширить словарный запас, любознательность и развить свои творческие способности. Арсений в своей работе напоминает нам, насколько собака — верный друг и помощник человека.

В практической части исследовательской работы по русскому языку «Рассказ о слове собака» обучающийся 3 класса проводит анкетирование по данной теме среди начальных классов школы и узнаёт их мнение для более конструктивного вывода. Автор в своем проекте старается показать читателям, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.

Учебный проект по русскому языку на тему «Рассказ о слове» направлен на раскрытие таких тем в 3 классе, как:

  • Наблюдение за жизнью слова «собака» в русском языке;
  • Изучение дополнительной литературы, словарей, энциклопедий о слове;
  • Обогащение и расширение словарного запаса.

Оглавление

Введение

  1. Собака – верный друг и помощник человека
  2. История происхождения слова, его строение и значение
  3. Родственные слова
  4. Друзья – синонимы
  5. Фразеологические обороты
  6. Сочетаемость слова
  7. Жизнь слова в русском фольклоре

Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».

Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?

А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.

Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.

Гипотеза:
Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Предмет исследования: слово «собака».

Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».

Задачи исследования:

  1. Проследить за жизнью слова в языке.
  2. Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
  3. Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
  4. Создать красочные странички исследуемого слова.
  5. Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
  6. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

1. Собака – верный друг и помощник человека

2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистами. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.

Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.

Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.

Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.

Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.

2. Жизнь слова в языке

2.1 История происхождения слова, его строение и значение

Слово «собака» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».

Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собакасоб = «существо», «собственность».

В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:

  1. Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
  2. перен. О злом, грубом человеке (разг.)
  3. Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)
  4. В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака.

В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:

Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие. Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок.

Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинология.

Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.

2.2 Родственные слова

Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.

  • собака
  • собачКа
  • собачОНКа
  • собачНИК
  • собачЕЙ
  • собачИЙ
  • собакОВОД
  • собакОВОДСТВО

2.3 Друзья — синонимы

Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:

  • пёс шавка дворняжка
  • барбос псина четвероногий
  • бобик тузик пустолайка
  • моська шарик ищейка

2.4 Фразеологические обороты

Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).

Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.

2.5 Сочетаемость слова

Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:

  • добрая послушная лохматая
  • злая служебная охотничья
  • преданная сторожевая прирученная

7. Жизнь слова в русском фольклоре

Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.

Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.

Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).

Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.

Заключение

В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.

Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).

Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».

А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:

  1. Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.
  2. Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
  3. Знаешь ли ты со словом «собака»:
  • Фразеологизмы – 27%.
  • Пословицы – 50%.
  • Загадки – 20%.
  • Стихи – 63%.
  • Сказки – 28%.
  • Названия произведений – 19%.

4. Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.

Мой проект «Рассказ о слове» имел важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания по русскому языку в 3 классе начальной школы. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).

Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой (см. Приложение 1).

Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось (см. Приложение 10).

Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Список литературы:

  1. Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
  2. Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
  4. Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
  5. Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
  6. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Приложения к проекту

Приложение 1

Слово – «___________________»

1.
слово

2. Лексическое значение слова:

3. Однокоренные слова:

4. Синонимы:
Антонимы:
Фразеологизмы:

5. Сочетаемость слова:

6. Пословицы и поговорки:
Загадки:

7. Предложения с этим словом:

Приложение 2

Фразеологические обороты

Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.

Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».

Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.

Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.

Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.

Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь

Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.

Ни одна собака. Никто.

У попа была собака. О бесконечном повторении одних и тех же слов, поступков.

Каждая собака (прост). Каждый, все.

Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.

Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.

Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.

С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.

С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.

Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.

Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.

Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.

Приложение 3

Поговорки и пословицы

  1. Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».
  2. У всякой собаки своя кличка.
  3. «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».
  4. «Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».
  5. У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
  6. Собака лает – ветер носит.
  7. На охоту ехать – собак кормить.
  8. Маленькая собачка до старости щенок.
  9. Собаки лают, а караван идёт.Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
  10. Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.
  11. Собака – верный друг человека.
  12. Не замахивайся палкой – и собака не залает.
  13. И собака помнит, кто её кормит.
  14. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
  15. Без собаки зайца не поймаешь.
  16. Видит собака молоко, да рыло коротко.
  17. Встарь бывало: и собака с волком живала.
  18. Не всяка собака кусает, которая лает.
  19. Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.
  20. Собаке собачья смерть.
  21. Свои собаки дерутся, чужая не приставай.
  22. Маленькая собачка до старости щенок.
  23. Собака человеку – неизменный друг.
  24. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
  25. Без собаки зайца не поймаешь.
  26. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  27. Собаки лают, а караван идёт.

Приложение 4

Загадки

1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.

2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.

3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.

4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.

5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.

6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА

7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.

8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.

9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..

10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.

Приложение 5

фразеологизмы слова

загадка про собаку

загадка про собаку

загадка про собаку

Приложение 6

Русские народные сказки

А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
(«Лиса, заяц и петух»)

Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.
(«Мужик, медведь, и лиса»)

— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.
(«Лиса и тетерев»)

Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.
(«Медведь, собака и кошка»)

Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
(«Заяц-хваста»)

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
А дома старуха печёт блины, а собака за столом:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.
Собака съест блин и опять:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
(«Морозко»)

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:
— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.
(«Финист – ясный сокол»)

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»
(«У страха глаза велики»)

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
(«Лиса и заяц»)

Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
(«Заяц-хваста»)

Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.
Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
(«Лиса и дрозд»)

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
(«Заюшкина избушка»)

Приложение 7

Жизнь слова в стихотворениях поэтов

Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)

Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)

Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)

Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)

В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)

Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)

Приложение 8

Считалки

Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.

Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.

Приложение 9

Жизнь слова в названиях произведений литературы

В. Осеева. «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова. «Купите собаку».
Р. Сеф. «Кто любит собак».
Л. Толстой. Лев и собачка.
Михаил Зощенко. Умная собака.
С. Я. Маршак. Собака Динго.
Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.

Приложение 10

Проект о слове собака

собака

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

«А, право, не худо бы взяться
за лексикон или хоть
за критику лексиконов!»
А.С. Пушкин

Эти слова Пушкина могут послужить эпиграфом
к разговору о словарях и об их использовании в
школьной практике.

В статье «Ода словарям», написанной для газеты
«Русский язык», Л.П. Крысин замечает:

«С горечью надо признать, что бо’льшая часть
<…> несметного словарного богатства не
освоена и не осваивается не только “народными
массами”, но и интеллигенцией. Виноваты в этом и
сами лингвисты, плохо пропагандирующие свою
науку, и система образования и семейного
воспитания. В школе лишь немногие учителя знают,
как и зачем следует прибегать к помощи того или
иного словаря, и делают это практически на уроках
(да и не предусмотрено это действующей школьной
программой). В большинстве семей есть в лучшем
случае какой-нибудь двуязычный словарь, а
орфографический и тем более толковый, не говоря
обо всех прочих, – уже редкость».

Действительно, опросы подтверждают его
правоту. Наиболее авторитетным для тех, кто
держит словари в домашней библиотеке, остается
словарь Даля или толковый словарь Ожегова или
Ушакова, передаваемые из поколения в поколение, а
значит, уже во многом устаревшие. Но большинство
предпочитает пользоваться электронными
версиями словарей – не всегда выверенными. Можно
сказать, что наиболее полно и в последних версиях
словари представлены на сайтах www.slovari.ru,
www.speakrus.narod.ru, www.ruslang.etymolog.ru
и в сервисе быстрой проверки слова «Грамоты.ру».
Переиздания словарей Даля и Ушакова, а также
Малого академического словаря русского языка
готовятся в ИРЯ РАН.

На рынке, увы, много пиратских версий –
достаточно упомянуть мифический
«орфографический словарь» Ожегова и
модернизированные переиздания Даля.

Какие же словари можно рекомендовать как
авторитетные?

Известно
высказывание историка литературы, первого
директора Пушкинского дома Нестора
Александровича Котляревского: «словарь – это
вся внутренняя история народа…». Его слова
довольно точно характеризуют Большой
лингвострановедческий словарь «Россия»,

который вышел в 2007 году и был признан Книжным
союзом России лучшим энциклопедическим изданием
года. Его создал коллектив ученых Института
русского языка имени Пушкина, научным
руководителем авторского коллектива была
Евгения Гелиевна Ростова.

Этот словарь учит «Родину любить». И, конечно,
любить русский язык как отражение истории и
культуры России.

Словарь содержит около 1000 статей, 1500
иллюстраций, объясняет около 2000 понятий, каждое
из которых является значимым для культуры
России.

Например, статья Изба дает возможность не
только понять значение слова, его происхождение,
но и узнать быт людей, живших в избах. В тексте
выделены и объяснены слова, называющие части
избы (завалинка, горница, светлица, закуток,
печь),
указан ряд фразеологизмов (выносить
сор из избы),
пословиц и поговорок (Не красна
изба углами, а красна пирогами),
приведены
стихи Блока: Россия, нищая Россия, / Мне избы
серые твои, / Твои мне песни ветровые, – / Как
слезы первые любви!
Все это дает возможность и
«побывать» в настоящей русской избе, и понять,
почему сегодня сложное слово изба-читальня используется
как название различных интернет-ресурсов, а завалинкой
называют досуговые и развлекательные форумы
Интернета.

Многие слова, приведенные в словаре, казалось
бы, понятны всем, используются давно. Например, тьма.
Но мы уже сегодня не задумываемся, что тьма – это
десять тысяч, обозначение совершенно конкретной
организационно-тактической единицы
монголо-татарского войска. Из образа огромного
количества воинов, движущихся тучей, и возникло
определение тьмы как множества,
беспросветной темноты. Другой пример: для
многих будет откровением, что революционное
обращение товарищ этимологически связано со
словом товар.

Словарные статьи подробно рассказывают о
выдающихся деятелях истории и культуры России,
имена которых имеют богатый
национально-культурный фон. Классическим
примером служит статья о Л.Н. Толстом. Его
вклад в культуру России трудно переоценить.
Кроме ярких произведений, которые знают во всем
мире, писатель ввел в русский язык слова и
выражения образуется (в значении «все
уладится, все будет хорошо»), не могу молчать, живой
труп
и т.п. От его фамилии образованы
существительные толстовство (название
учения великого писателя о внутреннем
самоусовершенствовании человека) и толстовка –
название широкой длинной мужской блузы в складку
с поясом, какую любил носить писатель. Сейчас это
слово широко распространено, но мало кто
задумывается о его происхождении.

Отдельная статья посвящена роману «Война и
мир». Авторы словаря напоминают, что первые главы
вышли в 1865 г. под названием «1805 год», в 1866 г.
возник новый вариант названия «Все хорошо, что
хорошо кончается», а затем уже роман был
переработан и полностью опубликован в
1867–1869 гг. под известным всем названием «Война
и мир». Есть в статье и краткое содержание романа,
и характеристика главных героев (кстати, о Наташе
Ростовой в словаре говорится особо, поскольку ее
имя превратилось в нашем языке в имя
нарицательное: Наташей Ростовой можно
назвать молодую, восторженную и обаятельную
девушку). Говорится и об экранизациях романа, о
написанной по роману одноименной опере
Прокофьева, о множестве художественных
воплощений образов романа. Конечно, упоминаются
и крылатые выражения, которым дал жизнь роман:
например, такое, как дубина народной войны. Оно
широко употребляется как метафора партизанских
действий. Есть в словаре и статья, посвященная
«Анне Карениной», написанная по той же схеме.
Заглянув в нее, можно вспомнить, что Все
счастливые семьи
похожи друг на друга, каждая
несчастливая семья несчастлива по-своему,
а
также о том, что сейчас выражение Все смешалось
в доме Облонских
употребляют тогда, когда
хотят сказать, что все вышло за пределы
привычного положения вещей. Еще одна статья
посвящена толстовскому «Живому трупу».

В словарь включены статьи о литературных и
музыкальных произведениях, картинах,
кинофильмах, многие из которых можно назвать
культовыми. К примеру, картина «Явление Христа
народу» А.А. Иванова – одно из самых известных
в русской живописи произведений, в основу
которого лег религиозный сюжет. Но в разговорной
речи это название иногда используется
иронически, когда говорят о непредвиденном или
помпезном появлении кого-либо. И наоборот,
понятие служебный роман не просто дало
название, но и породило сюжет фильма, который
стал знаковым для целого поколения. Статья о
«Служебном романе» напомнит не только имена
режиссера, актеров, краткое содержание фильма, но
и лица главных героев, крылатые выражения: У
природы нет плохой погоды
, У меня такая
безупречная репутация
, что меня давно пора
скомпрометировать
и многие другие. В словаре
мы найдем и Мариинку, Таганку, Третьяковку...

Статьи словаря озаглавлены словами,
словосочетаниями, фразами, которые вошли в
русскую речь как общеизвестные названия
значимых для всех русских предметов, явлений,
обычаев, событий, личностей… – знаки и символы
русской культуры. В тексте статьи выделены
ключевые слова, некоторые их них помечены
«звездочкой» – отсылкой к соответствующей
статье.

В приложении к словарю даны карты, перечень
общеизвестных дат, праздничных и памятных дней,
алфавитный указатель всех упоминаемых объектов,
фактов, явлений, личностей, а также указатель
фразеологизмов, представленных в словаре в
лингвострановедческом аспекте: говорящие имена,
прозвища, титулы, принятые обращения; отыменные
словообразования (александрийский столп,
обломовщина);
цитаты, крылатые слова,
пословицы, поговорки.

«В пословицах наших… видна необыкновенная
полнота народного ума, умевшего сделать все
своим орудием: иронию, насмешку, меткость
живописного соображения, чтобы составить
животрепещущее слово, которое проникает
насквозь природу русского человека, задирая за
все живое», – писал Н.Гоголь. «А что за роскошь,
что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!
Что за золото!» – восхищался А.Пушкин.

Эту «роскошь» представляет недавно (в
конце 2008 г.) вышедший в серии «Словари XXI века»
(АСТ-пресс и ИРЯ РАН) «Словарь-тезаурус русских
пословиц, поговорок и метких выражений»
Валентина Ильича
Зимина.

Словарь содержит около 22 000 пословиц и
поговорок, а также молвушки, присловья,
приговорки, присказки, загадки, приметы,
дразнилки, считалки. Материал для словаря
собирался в течение нескольких десятилетий,
автор объездил и Россию, и другие республики с
русскоговорящим населением. В.И. Зимин
использует необычную, но очень привлекательную
лексикографическую форму: рассказ-объяснение.

Обратившись к одной главе, можно познакомиться
со всем многообразием пословиц и поговорок,
раскрывающих определенную тему. Так, в главе Труд
50 разделов: Труд – лень, Работа – отдых,
Бесполезный труд и т.п. Толкование дается в
форме небольших рассказов, сотканных из
пословиц, поговорок и других изречений. Раздел
Труд – лень, например, выглядит так: «Во
многих пословицах говорится о труде, который
возвышает, облагораживает человека: Человек
славен трудом. Золото познается в огне, а человек

в труде… Результативный труд требует усилий,
напряжения, хлопот: Доход не живет без хлопот.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Далее
следует рассказ о тех, кто «Сел на шею (кого-то,
например, родителей и т. п.) и погоняет...».

Если
говорить об однотомном толковом словаре
русского языка – одном на все случаи жизни –
можно рекомендовать созданный в ИРЯ РАН и
выпущенный в свет в 2007 г. «Толковый словарь
русского языка с включением сведений о
происхождении слов», отв. редактор академик
Н.Ю. Шведова.
Очень приятно, что в Москве
многие школьные учителя уже поставили его в
своих классах на полку и используют даже в
начальных классах.

Словарь охватывает 82000 слов и фразеологических
выражений (более 6000 идиом). При этом отражает
самые последние изменения в значениях слов.
Пример тому – статья, посвященная
исконно-русскому глаголу довлеть. Другой
пример – статьи, посвященные глаголам презентовать
и шокировать. Включены и новые жаргонные
значения известных слов: крутой
«решительный, сильный, а также производящий
сильное впечатление»: крутой парень, мужик;
крутая музыка; круто (прост.).
В статье Культ
упоминаются не только культовые песнопения, но
и культовый режиссер.

Орфография и орфоэпия выверены, даются
рекомендации по поводу предпочтительных
вариантов.

Словарь можно использовать и на уроках, делая
общение со словарем интересным и
привлекательным. Например, задать вопрос: чем село
отличается от деревни? Село – большое
поселение с приходской церковью (в настоящее
время –административный центр сельского
района), в деревнях церквей не было. Заодно можно
вспомнить про города и веси – словарь
подскажет, что древнерусское весь родственно
латинскому vicus – «селение, деревня» <
место, местность.

Пользуясь словарем, можно узнать, что бумажник
– это не только «складывающийся вдвое
карманный портфельчик с несколькими отделениями
для ношения бумажных денег, документов», но и
«работник бумажной промышленности» – в словаре
представлены эти омонимы.

В комментарии к слову бумага дано указание,
что слово произошло от ит. bombagino < лат. bombacium
– «хлопок». Если привлечь и материалы «Почему не
иначе?» Льва Успенского или
«Историко-этимологического словаря»
П.Я. Черных, можно рассказать, что первые
бумажники носили… лошади, а не люди: так
называлась хлопковая попона. Кстати, французское
портфель тоже означает в языке-источнике
«бумажник», а не «плоская сумка для ношения бумаг
и книг».

Еще
один пример – глагол вынуть. Его принято
называть глаголом без корня. Точнее будет
сказать, как это и указывается в «Словаре морфем
русского языка», что это глагол с нулевым корнем: вы—ну-ть. В
историко-этимологическом комментарии в словаре
приводятся древние формы: ст.-слав. *vy-j-ti и древнерусская выяти,
выняти
(ср. вынимать). А также дается
отсылка к статье взять (взимать) < *vъz-j-ti. А значит, можно
сделать вывод: корень, который пропал, был -я- (как
в словах объятия, снять, нанять и т.п.).

Можно рекомендовать еще два толковых словаря
русского языка:

В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. «Русский
толковый словарь». М.: ЭКСМО, 2004;

В.В. Лопатин,
Л.Е. Лопатина. «Иллюстрированный толковый
словарь русского языка». М.: ЭКСМО, 2007.

Словник этих изданий меньший (более 35000 слов и
около 70000 устойчивых словосочетаний). Каждый
словарь включает активную, наиболее
употребительную лексику русского языка конца XX
– начала XXI века. В словарях приведена обширная
информация о каждом слове: толкование,
особенности употребления, произношение, а также
дана его краткая грамматическая и
стилистическая характеристика.

Из
словарей иностранных слов можно рекомендовать
прежде всего «Толковый словарь иноязычных
слов» Л.П. Крысина. М.: ЭКСМО, 2007.
B этом
словаре есть даже гламур!

В словаре содержится свыше 25000 слов и
словосочетаний, вошедших в русский язык главным
образом в XVIII–XX вв. и начале XXI в., а также
образованных в русском языке от иноязычных
основ. В каждой словарной статье дается
подробная информация о происхождении
заимствованного слова, его значении, правильном
написании и произношении, а также об условиях его
употребления в речи. В словарь включено
значительное число новейших терминов,
относящихся к вычислительной технике, медицине,
спорту, музыке и другим сферам человеческой
деятельности. Особое внимание уделено описанию
слов, которые обозначают культурные,
исторические, религиозные понятия.

Вышла также иллюстрированная версия этого
словаря.

Также достойны внимания:

Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В.
Нечаева. «Новый словарь иностранных слов».
Изд. 2-е, стереотипное. 25000 слов и словосочетаний.
М.: Азбуковник, 2006.

Т.Г. Музрукова ,
И.В. Нечаева. «Популярный словарь
иностранных слов». Около 5000 слов / Под ред.
И.В. Нечаевой. М.: Азбуковник: 2001.

Образный строй языка отражает

«Большой
фразеологический словарь русского языка» под
ред. В.Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС, 2008 (около 1500
фразеологизмов).

В этом словаре показаны не только языковые
особенности фразеологизмов, но и их неразрывная
связь с культурой. В словаре выделены «гнезда»
фразеологизмов, в основе которых лежит единый
образ. В словарной статье даны: подробные
толкования значений; ситуации употребления;
грамматические особенности; типы сочетаемости с
другими словами в предложении; стилистические
пометы; культурологический комментарий.

Все мы знаем фразеологизм Выносить/вынести
сор из избы
– разглашать сведения о
каких-л. неприятностях, касающихся узкого круга
«своих» лиц и потому скрываемых от посторонних.
Имеется в виду, что лицо, которое разглашает
сведения, принадлежит к этой группе или вхоже в
нее на правах «своего». Говорится с неодобрением
или осуждением. Фразеологизм восходит к поверью
о том, что по вынесенному мусору можно навести
порчу на хозяина дома или членов его семьи,
родственников. Во избежание этого сложился
ритуал-оберег – не выносить сор из избы, а
сжигать его в печи. Фиксация этого оберега
произошла в пословице Сору из избы не выноси, а
в печи топи.

Богатый материал содержит издание:

«Русская фразеология.
Историко-этимологический словарь-справочник»,
отв. ред. В.Мокиенко.

Орфографических словарей много, но среди них
есть самые современные и полные.

«Учебный орфографический словарь русского
языка»
В.В. Лопатина, О.Е. Ивановой,
Ю.А. Сафоновой
содержит свыше 100000 слов и
устойчивых словосочетаний в их нормативном
написании. В него включены многие слова,
появившиеся в русском языке за последние годы.
Все единицы словаря снабжены ударением и
грамматической информацией, а в необходимых
случаях – краткими толкованиями и другими
пояснениями. В приложении к словарю приводятся
грамматические таблицы. Предлагаемые в словаре
написания соответствуют действующим правилам
русской орфографии и академическому «Русскому
орфографическому словарю» (М., 2005).

«Русский
орфографический словарь»
/ отв. ред. В.В. Лопатин.
М.: Азбуковник, 2005.

Самый большой по объему из существующих
орфографических словарей русского языка (180000
слов). Это академический словарь, отражающий
русскую лексику в том ее состоянии, которое
сложилось к концу XX – началу XXI века. Словарные
единицы даются в их нормативном написании с
указанием ударений и необходимой грамматической
информацией. Словарь имеет два приложения:
«Основные общепринятые графические сокращения»
и «Список личных имен».

Осторожно! Даже в академических словарях
встречаются разночтения!

Так, например, «Толковый словарь русского языка
с включением сведений о происхождении слов» под
ред. Н.Ю. Шведовой содержит статью Считанный…,
а «Русский толковый словарь» В.В. Лопатина и
Л.Е. Лопатиной – статью Считаный…, при этом в
обоих случаях дается одно и то же толкование:
«очень немногий, единичный», и один и тот же
пример в качестве иллюстрации: остались
считан(н)ые минуты
. «Русский орфографический
словарь» под ред. В.В. Лопатина приводит обе
словоформы: «считаный, прил. (также:
считаное количество, считаные
– “очень
немногие”)» и «считанный; кр. ф. -ан,
-ана,
прич.».

Еще одно «узкое» место – различение предлога вглубь
и соответствующего сочетания предлога с
существительным в глубь: по «Русскому
орфографическому словарю», зверь забивается
вглубь норы
(глубоко внутрь), по школьному
учебнику – в глубь, то есть в глубину.

Отличить прилагательные от причастий поможет «Толковограмматический
словарь русских причастий» И.К. Сазоновой. М.:
АСТ-пресс, 2008.

Орфоэпией лучше всего заниматься по
академическому «Орфоэпическому словарю
русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.

«Словарь ударений русского языка»
Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарвы
дает только один
произносительный вариант, рекомендации меняются
от издания к изданию (подро’стковый –
подростко’вый).

Того же принципа придерживается «Словарь
образцового русского ударения» Штудинера М.А.
17000 слов. М.: Айрис-пресс, 2006.

Для занятий в классе лучше всего подходит «Словарь
ударений русского языка» Ирины Леонидовны
Резниченко (Настольные словари русского языка –
Словари XXI века АСТ-пресс).

Словарь содержит около 10 000 слов и их
грамматических форм – в первую очередь тех, что
часто затрудняют говорящих. Даны объяснения,
почему нужно произносить слово с тем или иным
ударением. Предлагаются оригинальные способы
запоминания ударения и предупреждения
распространенных ошибок – «узелки на память». В
приложениях дана акцентологическая типология
современной лексики. Например:

Фо’льга или фольга’? Следуя правилам,
мы ставим ударение на второй слог. Пример такого
употребления в стихотворении Беллы Ахмадулиной
«Какое блаженство, что блещут снега…»:

Какое блаженство, что блещут снега,
что холод окреп, а с утра моросило,
что дико и нежно сверкает фольга’
на каждом углу и в окне магазина.

Но слово фольга заимствовано из польского
языка с ударением на первом слоге, и вплоть до
недавнего времени в словарях приводилась именно
эта норма.

Подтверждение – в отрывке из стихотворения
Бориса Пастернака «Вальс со слезой»:

Озолотите ее, осчастливьте, –
И не смигнет, но стыдливая скромница
В фо’льге лиловой и синей финифти
Вам до скончания века запомнится.

Уточняя норму постановки ударения, мы получаем
дополнительную информацию о происхождении
слова, его употреблении в классических
произведениях и, безусловно, запоминаем
правильное звучание. В словаре даны правила
постановки ударения, раскрывающие его системный
характер. Если типология ударений приводилась в
научной литературе и раньше, то здесь также
отражена связь между типами ударения
производящих и производных слов, а в некоторых
случаях – связь между звуковым составом слова
и его принадлежностью к тому или иному типу
ударения. Для каждого правила даны примеры и
исключения, если они есть.

Так, у многих вызывает затруднение ударение в
слове бирманский. В словаре приводится
правило, которое разрешает все сомнения раз и
навсегда: прилагательные, образованные с помощью
суффикса -анск- от основ существительных,
имеют ударение на этом суффиксе: бирманский,
перуанский, республиканский, рязанский.
Поэты
тонко чувствуют языковой ритм, и у Гумилева в
стихотворении «Северный раджа» правильное
ударение ставится будто само собой:

Но будет белая заря
Пылать слепительнее вдвое,
Чем у бирманского царя
Костры из мирры и алоэ.

Яркие примеры, четкие правила, «узелки на
память» «Словаря ударений русского языка»
помогут многим справиться с трудностями
русского ударения.

Упомянем еще одно авторитетное издание:

М.Л. Каленчук.
«Словарь трудностей русского произношения».

Словарь содержит около 15000 слов современного
русского языка, произношение которых нельзя
однозначно определить по их графическому
написанию, т.к. одному и тому же написанию
определенных сочетаний букв может
соответствовать разное произношение. Словарь
фиксирует многообразие сосуществующих в устной
речи вариантов произношения, которые
квалифицируются по определенной шкале
нормативности. Это дает читателю возможность не
только выбрать правильный вариант произношения,
но и оценить встретившийся ему вариант с точки
зрения нормы с помощью помет «допустимо»,
«допустимо устаревающее», «допустимо новое», «не
рекомендуется», «неправильно» и т.п. Словарь
рассчитан на самый широкий круг читателей.

Выбрать правильный логический, грамматический,
орфоэпический вариант поможет книга

Ю.А. Бельчикова «Практическая стилистика
русского языка». М.: АСТ-пресс 2008.

«Словарь трудностей русского языка.
Паронимы» Галины Снетовой, Ольги Власовой М.:
эксмо, 2008.
– самый полный из всех имеющихся
словарей паронимов, он включает около 500
паронимических рядов одного и того же или
близкого семантического поля, имеющих различия в
значении, словообразовании, лексической и
синтаксической сочетаемости. В каждой словарной
статье даются грамматические характеристики
слов, определения значений паронимов, их
языковые связи с другими словами,
словообразовательные отличия. В качестве
иллюстраций приводятся цитаты из художественной
литературы, научных, публицистических трудов и
периодики, а также собственные авторские
примеры.

Развитию ассоциативного мышления помогут
следующие издания:

«Словарь антонимов русского языка» Ольги
Михайловой. М.: эксмо, 2007.

«Словарь антонимов русского языка»
Михаила Львова. М.: АСТ-пресс, 2007.

«Словарь
синонимов русского языка» Кирилла Горбачевича.
М.: ЭКСМО, 2007.

«Словарь-тезаурус синонимов русской речи»
Людмилы Григорьевны Бабенко. М.: АСТ-пресс, 2008.

Говоря об омонимии, можно использовать

«Словарь омонимов и омоформ русского языка»,
Ю.Н. Гребенева, 2008.

Данный словарь впервые разграничивает омонимы
и омоформы. В него вошло около 2500 омонимов и
омоформ различных видов: лексические,
грамматические, функциональные. К каждому слову
дается грамматическая характеристика,
толкование значения и пример употребления. Для
филологов, преподавателей русского языка,
студентов гуманитарных специальностей.

«Толковый словарь омонимов русского языка»Т.Ф. Ефремовой (ACT, 2008) – самый полный на
сегодняшний день словарь омонимов, предлагаемый
читателю в отечественной лексикографии.

Словарь содержит свыше 20000 рядов омонимов
(омографических единиц), описанных в почти 80000
словарных статей и насчитывающих почти 100000
семантических единиц. В отличие от имеющихся
словарей омонимов русского языка, в него
включены как сами омонимы, так и производные от
них единицы.

Кому-то этот перечень покажется слишком
обширным. Но… хороших словарей много не бывает!

Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Дружба Народов». Если Вам требуются профессиональные услуги по устному и письменному переводу в Киеве, то больше не надо тратить время на утомительный поиск достойного предложения, вводя в поисковое окно Вашего браузера такие запросы, как «бюро переводов Киев». Воспользовавшись предложением бюро переводов «Дружба Народов», Вы по выгодной цене получите помощь высококлассных специалистов, обладающих большим опытом работы в требуемых областях, что обеспечивает высокое качество и быстрые сроки выполнения всех предоставляемых услуг, будь то технический, юридический или медицинский перевод. Задать вопрос онлайн-консультанту и подробнее ознакомиться с услугами, предоставляемыми бюро переводов «Дружба Народов», можно на сайте http://www.druzhbanarodov.com.ua/


*Лекция о
словарях была прочитана О.И. Северской на
Марафоне–2009 14 апреля в День учителя русского
языка.

О.И. СЕВЕРСКАЯ,
канд. филол. наук,
старший научный
сотрудник
Института русского языка,
РАН им. В.В. Виноградова,
г. Москва

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Любовь Анатольевна, спасибо Вам за красивый Рождественский видеоролик!

Елена Владимировна! Спасибо за положительный отзыв к моей работе! Очень приятно!

Замечательная работа у Вас получилась, Татьяна Владимировна! Спасибо за такой яр…

Спасибо, Наталья Александровна, за внимание к работе! Мне тоже произведения А.Га…

Светлана Николаевна, очень актуальный материал! Так устаёшь пробираться к смыслу…

Светлана Николаевна, спасибо за нужный материал, в работе пригодится!

Категория Русский язык 3 класс содержит материалов: 768

Страницы: 1 2 3 38 39 »

Интерактивный тест-тренажёр по теме «Род имён существительных»

s30928581

Интерактивный тест создан для учащихся 3 класса УМК «Школа России» с целью проверки знаний и в качестве тренажёра. Может быть использован на уроке русского языка и дома. Тест включает 10 заданий с выбором одного правильного ответа. Создан в программе TestEdu.

№80087 |
18.12.2021 |
annakoval

| 32Kb

Интерактивный тест-тренажёр по теме «Правописание частей слова»

s83321351

Интерактивный тест создан для учащихся 3 класса УМК «Школа России» с целью проверки знаний и в качестве тренажёра. Может быть использован на уроке русского языка и дома. Тест включает 10 заданий с выбором одного правильного ответа. Создан в программе TestEdu

№80043 |
16.12.2021 |
annakoval

| 32Kb

Интерактивный тест-тренажёр по теме «Лексическое значение слова»

s78217753

Интерактивный тест «Лексическое значение слова» создан для учащихся 3 класса УМК «Школа России» с целью проверки знаний и в качестве тренажёра. Может быть использован на уроке русского языка и дома. Тест включает 10 заданий с выбором одного правильного ответа.Создан в программе TestEdu

№80045 |
16.12.2021 |
annakoval

| 33Kb

Тест по теме «Формы глагола»

60769803

Тест по русскому языку для 3 класса по теме «Формы глагола», УМК «Школа России». Презентация содержит 10 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона А.А.Баженова в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№80016 |
15.12.2021 |
valyusha

| 1.4Mb

Тест по теме «Глагол. Повторение»

51738201

Тест по русскому языку для 3 класса по теме «глагол. Повторение», УМК «Школа России». Презентация содержит 10 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона А.А.Баженова в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№80015 |
15.12.2021 |
valyusha

| 0.9Mb

Тест по теме «Личные местоимения»

97706767

Тест по русскому языку для 3 класса по теме «Личные местоимениях», УМК «Школа России». Презентация содержит 10 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона А.А.Баженова в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№80013 |
15.12.2021 |
valyusha

| 0.6Mb

Интерактивный тест по теме «Наша речь. Виды речи»

s37893212

В тесте представлен контрольно-измерительный материал по теме «Наша речь. Виды речи» из раздела «Наша речь и наш язык» по курсу «Русский язык» , 3 класс, УМК «Школа России». Тест содержит 14 вопросов с выбором одного правильного ответа.

Интерактивный тест-тренажер «Распредели слова по орфограммам»

s57730515

Предлагаю учителям начальных классов интерактивный тест-тренажер «Распредели слова по орфограммам», который поможет проверить детей на знание орфограмм и умение их распознавать. В тесте 8 заданий на соответствие. Работа выполнена на шаблоне А.Н.Комаровского.

Интерактивный тест по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

s61105984

Предлагаю учителям начальных классов интерактивный тест-тренажер по теме «Парные звонкие и глухие согласные», который поможет проверить знания детей по данной теме. В тесте 10 вопросов с выбором одного верного ответа. Работа выполнена на шаблоне А.Н.Комаровского.

Интерактивный тест по теме «Правописание Ь и Ъ знаков»

s03341502

Предлагаю учителям начальных классов интерактивный тест-тренажер по теме «Правописание Ь и Ъ знаков»», который поможет проверить знания детей по этой теме. В тесте 15 вопросов с выбором одного или нескольких верных ответов. Работа выполнена на шаблоне А.Н.Комаровского.

Тест по теме «Имя прилагательное. Повторение»

s57243569

Интерактивный тест по русскому языку для 3 класса «Имя прилагательное. Повторение». Этот тест можно использовать без подключения к Интернету. Учителю не надо проверять результат, программа сама проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.

№79886 |
07.12.2021 |
valyusha

| 32Kb

Тест по теме «Формы имён прилагательных»

s34527889

Интерактивный тест по русскому языку для 3 класса «Формы имен прилагательных», УМК «Школа России». Этот тест можно использовать без подключения к Интернету. Учителю не надо проверять результат, программа сама проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.

№79885 |
07.12.2021 |
valyusha

| 32Kb

Тест по теме «Падежи имён существительных»

s50796543

Интерактивный тест по русскому языку для 3 класса «Падежи имён существительных», УМК «Школа России». Этот тест можно использовать без подключения к Интернету. Учителю не надо проверять результат, программа сама проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.

№79884 |
07.12.2021 |
valyusha

| 32Kb

Итоговый тест по русскому родному языку

s48391370

Данный ресурс можно использовать дома и на уроках русского родного языка с целью закрепления и самоконтроля по основным темам, изученным в курсе русского родного языка за 3 класс.

№79835 |
06.12.2021 |
Linda

| 51Kb


  • Рассказ про сливовую косточку
  • Рассказ про слепой дождь маленький
  • Рассказ про сирень 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про скалолазание на английском
  • Рассказ про синичку для дошкольников