Рассказ про скрипку 3 класс по музыке

Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни и оказывает значительное влияние на все сферы его деятельности, поэтому данная тема поднимается

Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни и оказывает значительное влияние на все сферы его деятельности, поэтому данная тема поднимается во всех письменных работах по русскому языку, в том числе и ЕГЭ, где для сочинения необходимы аргументы из художественной литературы и жизни.

Музыка не просто меняет настроение, она мотивирует каждого человека и заставляет двигаться вперёд навстречу своей цели. Для полноценного существования нам необходимо слушать музыку в любом её проявлении, которое зависит от личных предпочтений. Музыка – это то, что делает человека лучше.

Отношение автора к проблеме

Наша жизнь полна разнообразных звуков и музыки: пение птиц, шум машин, детские голоса, телевизор, радио, плееры. Уже невозможно представить себе существование без музыки. В наше время большое количество учёных исследует воздействие музыки на конкретные сферы человеческой жизни, их интересует, в первую очередь то, как влияет музыка на организм человека. Существует уже множество обоснованных научных доказательств эффекта музыкальной терапии. Классическая музыка считается самой полезной. Для того чтобы понять какое именно влияние оказывает различная музыка на нас, необходимо просто прислушаться к самому себе.

Классическая музыка

Что такое музыка классическая? Можно привести несколько определений. Во-первых, она прошла испытание временем. Это музыка прошлого, имеющая и сегодня свою аудиторию. Например, в свое время вальсы Штрауса считались развлекательной музыкой. Сегодня мы относим эти композиции к классике. Во-вторых, классической музыкой с исторической точки зрения является западная середины 18 — начала 19 века. В качестве примера можно привести творчество Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена и т.д.

В-третьих, классикой считается также музыка академическая, созданная по особым канонам европейской музыки 17-19 веков. Она наследует жанры указанной эпохи. Примеры: соната, опера, симфония.

Аргументы

  1. Музыка во время войны объединяет людей, укрепляет их веру и надежду.
  2. Музыка пробуждает в человеке чувство радости, счастье, желание творить и совершенствоваться.
  3. Музыка выражает человеческие эмоции сильнее слов.
  4. Первая мелодия, с которой знакомится человек – колыбельная матери.
  5. Музыка выражает чувства человека на протяжении всего его существования.
  6. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку.
  7. С 2003 года в России музыкотерапия признана официальным методом лечения.
  8. Музыка существует в нашей жизни как средство самопознания и самовыражения.
  9. Музыка способна влиять на настроение.
  10. Воздействие музыки на человека зависит от её стилей и направлений.

Рок-музыка

Рассмотрим теперь, что такое музыка в стиле «рок». Этот стиль — общее название для различных направлений популярной музыки. Можно сказать, что ее особенностями являются драйв, энергия ритмов, усложненная структура и ритм. Популярными инструментами в рок-музыке являются барабаны и электрогитара. Она считается музыкой для молодых. Можно привести следующие примеры рок-стилей: джаз-рок, прогрессивный рок, панк-рок, хард-рок, классический рок, психоделический рок, гаражный рок, фолк-рок, рокабилли, рок-н-ролл и т.д.

Эпитеты к слову «музыка»

Ритмичная, душевная, вдохновляющая, симфоническая, негромкая, торжественная, инструментальная, приглушённая, мелодичная, напевная, оркестровая, чарующая, завораживающая, удивительная, неповторимая, дивная, райская, бодрая, задорная, оживляющая, оглушающая, оперная, медленная, бальная, полковая, сладостная, волнующая, монотонная, лирическая, неземная, весёлая, популярная, программная, чудная, тягучая, приятная, небесная, ангельская, развлекательная, этническая, народная, альтернативная, классическая, пронзительная, концертная, энергичная, электронная, современная, экзотическая, церковная, нежная, возвышенная, величественная, романтическая, молодёжная, божественная, гениальная, африканская, модная, прекрасная, чувственная, старинная, живая, беззаботная, волшебная, выразительная, гармоничная, жизнеутверждающая, жизнерадостная, замысловатая, задумчивая, звонкая, звучная, игривая, изумительная, красивая, мажорная, минорная, могучая, оптимистическая, обворожительная, пьянящая, радостная, сердечная, резкая, плавная, пленительная, светлая, родная, серьёзная, сказочная, утончённая, убаюкивающая, абстрактная, вокальная, национальная.

Грустная, печальная, убийственная, мучительная, траурная, варварская, похоронная, скорбная, заунывная, тревожная, адская, примитивная, бесстрастная, дикая, душераздирающая, мрачная, страшная, бесцветная, нервная, несерьёзная, тусклая, серая, упадническая, плачевная.

Примеры из художественных произведений

  1. А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда».

Главный герой рассказа – Яков Матвеевич по прозвищу Бронза. Это был простой крепкий мужик лет семидесяти, который, несмотря на пожилой возраст, работал гробовщиком и делал хорошие прочные гробы. Его главная особенность заключалась в том, что он всегда и везде видел одни убытки. Его скупость начинает даже пугать, например, в ситуации со смертью жены. Находясь возле мёртвой супруги, Бронза думает только о качестве гроба, который он подготовил уже давно. Ещё его мысли заняты тем, что похороны обошлись дёшево, но благопристойно. Вся жизнь Якова Матвеевича убыточная, но он осознает это слишком поздно, когда уже нельзя будет ничего изменить.

Бронза занимался не только гробами, он прекрасно играл на скрипке. У него был истинный талант, поэтому когда была необходимость в скрипке, его всегда звали, несмотря на отвратительный нрав исполнителя. Кроме мрачного скрипача в местном оркестре было много других музыкантов, в том числе и флейтист Ротшильд. Именно Ротшильд стал жертвой нападок Якова Матвеевича, который не только угрожал ему, а даже натравливал собак.

Всё начало меняться после смерти его жены. Бронза смотрел на смертельно больную Марфу и понимал, что она счастлива покинуть этот жестокий мир, где не видела ничего хорошего и доброго. То, что он увидел, произвело на него ужасающее впечатление. Наконец, его непомерная скупость отошла на второй план, уступая место чему-то более важному.

В скором времени Яков Матвеевич сам начинает себя плохо чувствовать, а визит к врачу лишь подтвердил то, что ему осталось жить совсем недолго. После этого к нему пришло осознание того, что он ошибался на протяжении многих лет. Бронза понял, что был несправедлив по отношению к окружающим, беспричинно их обижал и унижал. В первую очередь ему стало стыдно перед Ротшильдом, поэтому он научил его играть свою самую красивую мелодию. Перед смертью гробовщик даже завещал Ротшильду свою скрипку.

Главный герой рассказа в финале смог обрести всё, чего хотел, и оставить после себя хорошую память. Ему неважно было, что люди не будут знать настоящего автора его мелодии, главное, что они получат удовольствие и душевное удовлетворение от его творения. Его будут помнить как талантливого музыканта, а не чёрствого гробовщика. Созданная Яковом Матвеевичем музыка была близка каждому, она заставляла слушателей плакать. Эта музыка символизировала его душу, которая раскрывалась людям только при помощи скрипки. Передавая скрипку Ротшильду, Бронза отдал ему часть своей души, которая будет жить вечно в музыке, звучащей от прикосновения смычка.

  1. Х.К. Андерсен «Соловей».

Основная проблема сказки Х.К. Андерсена «Соловей» – отличие настоящего искусства от фальшивого. Император, прочитав о соловье, захотел на него посмотреть и послушать его. Он был очень удивлён, увидев перед собой маленькую серенькую птичку, внешность которой не отличалась ничем выразительным. Император представлял её себе совершенно другой. Но когда соловей запел, все были заворожены чудесным пением, у императора даже покатились слёзы из глаз. После окончания пения правитель хотел наградить певца, но соловей отказался, сказав, что слёзы слушателей и были лучшей наградой для него. Ни сам император, ни его поданные не поняли смысла этих слов, потому что для них единственной ценной наградой были деньги.

Спустя недолго время император получил подарок – большую коробку, в которой лежала маленькая искусственная птичка, очень похожая на живую, но вся обсыпанная драгоценными камнями. Внутри этой птички был механизм, при запуске которого звучала одна мелодия из тех, что пел живой соловей. Оказалось, что вельможам понравилось пение искусственной птички гораздо больше, ведь она так красиво сверкала бриллиантами и сапфирами. Через год птичка сломалась, и теперь её можно было слушать только в исключительных случаях. Раз в год все желающие могли насладиться её пением, а живого соловья изгнали за пределы государства. Простые люди говорили о том, что в искусственном пении чего-то не хватает, но чего именно – понять не могли.

Вдруг, случилась неожиданная беда: император оказался при смерти, и единственное чего ему хотелось – это послушать музыку, но никто не слышал его слабого голоса и не заводил искусственную птичку. В этот момент раздалось чудесное пение, это прилетел настоящий соловей, который услышал о болезни императора и решил утешить его. Истинная музыка не только порадовала правителя, но и смогла вернуть его к жизни. Целительная сила природы и искусства отогнала смерть от императорского ложа.

Мораль этой сказки заключается в том, искусственное может быть очень красивым снаружи, но только настоящая музыка способна вселять радость и надежду в человеческие сердца, делать людей лучше. Именно поэтому искусство вечно.

Примеры из жизни

  1. Л.В. Бетховен – знаменитый на весь мир глухой композитор, создавший более 600 музыкальных произведений, которые признаны шедеврами. Вся жизнь талантливого музыканта состояла из борьбы с трудностями и невзгодами. Бетховен родился в очень бедной семье, поэтому всё его детство было связано с нуждой. Дед и отец мальчика работали в придворной капелле. Бетховен жил в маленькой комнатке на чердаке, где стояла железная кровать и старенький клавесин. Его отец часто был пьян и срывал свою злость на жене и сыне. Мама очень любила Людвига и пыталась сгладить трудное детство мальчика своими песнями. Музыкальный талант Бетховена рано стал заметен, чему несказанно обрадовался его отец, который завидовал славе Моцарта. Несостоявшийся музыкант решил сделать из своего сына гения, и с этого момента жизнь мальчика состояла только из занятий игры на фортепиано, скрипке, клавесине, органе, альте и флейте. Отец хотел таким способом выяснить, к какому инструменту у его сына больший талант. Малейшие ошибки строго наказывались поркой. Мужчина стремился как можно быстрее обучить мальчика в надежде на высокие гонорары. Благодаря поддержке матери, Бетховен начал импровизировать и записывать собственные творения на бумагу. В дальнейшем на него обратил внимание новый директор придворной капеллы и занялся разносторонним образованием мальчика. В 1787 году юный музыкант встретился со своим кумиром Вольфгангом Амадеем Моцартом, который высоко оценил талант мальчика и сказал: «Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нём заговорит мир». Бетховен стал обучаться у великого композитора музыкальному мастерству, но уроки прервала болезнь матери, из-за которой юноша был вынужден вернуться домой. А после её смерти взвалил на свои плечи заботу о младших братьях и отце-пьянице. Будущий композитор верил, что сможет выбраться из нищеты и его вера помогла ему стать модным пианистом Вены. Через три года после обретения популярности у Бетховена начало стремительно развиваться опасное заболевание, поражающее слух. 10 лет удавалось композитору скрывать свою прогрессирующую глухоту, списывая на рассеянность и невнимательность ответы невпопад. Бетховен понимал, что скоро оглохнет окончательно, поэтому с рвением взялся за работу. Этот период принято считать расцветом творчества музыкального гения. В 1815 году музыкант полностью лишился слуха, но не перестал писать музыку. Он держал тонкую деревянную палочку в зубах, а другой её конец прикасался к передней панели фортепиано, благодаря вибрации композитор чувствовал звучание инструмента. Композиции этого периода проникнуты глубоким трагизмом и страданием. Л.В. Бетховен стал величайшим музыкантом всех времён и народов, а его произведения признаны мировой классикой.
  2. Роль музыки в военное время была чрезвычайно высокой. Война отбирала у людей самое дорогое, что было в их жизни: любовь, детство, семью, надежду и уверенность в завтрашнем дне. Оставалось только одно – музыка. Особую популярность имели песни. В них рассказывалось всё, что происходило на фронте, воспевался подвиг и сила русского народа. Музыка всегда поддерживала измученных людей, согревала их души. Только благодаря музыке сердце солдата не черствело, песня была нужна ему как воздух. Каждая песня того времени имеет свой путь, свою историю и свою судьбу. Самой популярной была «Катюша». Первые два куплета были созданы Михаилом Исаковским ещё до начала войны, а в скором времени состоялось знакомство с композитором М.И. Блантером, который настолько был поражён началом песни, что сразу же вызвался написать музыку. Премьера Катюши состоялась в 1938 году, и её автор даже получил Сталинскую премию. Эта песня обрела популярность не только в Советском Союзе, но и во всём мире. А в дальнейшем стала гимном всего доброго и светлого, что пытались отобрать у русского народа фашистские захватчики.
  3. Ещё одним известным музыкальным произведением, ставшим символом непокорности русского народа, стала Симфония № 7 Д.Д. Шостаковича. Её второе название – «Ленинградская». Это название она получила от известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Знаменитому советскому композитору неоднократно предлагали эвакуироваться из осаждённого Ленинграда, но он оставался там по собственному желанию. В первый день войны он приступил к работе, и через несколько месяцев после начала Великой Отечественной была готова первая часть симфонии. Сам композитор говорил о том, что хотел запечатлеть образ своей страны, которая отчаянно сражалась с фашистскими захватчиками в нотах. Это музыкальное произведение стало символом борьбы русского народа с немецкими войсками. Впервые симфония была представлена миру 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. В этот день высшим командованием было приказано нанести огневой удар по вражеской артиллерии, чтобы обстрелы не мешали слушать музыку. Дата премьеры была выбрана не случайно, именно в этот день фашисты планировали захватить Ленинград. Став невольными слушателями Ленинградской симфонии немцы осознали всю силу русского народа, который может преодолеть любые испытания. Многие фашистские солдаты говорили после окончания войны, что именно в тот день, когда раздались звуки симфонии, им стало ясно, что Ленинград останется неприступным. Ленинградская симфония была создана в блокадном городе как ответ фашистским захватчикам, которые хотели покорить СССР. Эта композиция ознаменовала веру русского народа в свою победу.

Кстати, о литературе

Многие писатели и философы размышляли о том, какова же роль музыки в жизни человека. Аргументы из литературы, которые они приводили, безоговорочно доказывали важность музыки.

Немало литературных героев сталкивались с положительно силой музыки. К примеру, главный герой повести «Альберт», написанной рукой Льва Толстого, был талантливым скрипачом. Благодаря его музыке люди, казалось, переживали мимолётные и навсегда утраченные моменты эйфории. Одной только силой музыки герой книги согревал души своим слушателям. Примерно то же самое происходит и в «Старом поваре» Паустовского. Главный герой рассказа слеп, но музыка Моцарта воссоздала в его сознании зримый мир и подарила ему самые яркие моменты его жизни.

Литература даёт вполне исчерпывающие ответы на вопрос о том, какова роль музыки в жизни человека. Аргументы, которые приводят в довод своей правды писатели-классики, неопровержимы и применимы к повседневным реалиям. К примеру, главного героя произведения А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» невероятной красоты мелодия заставила задуматься о гуманности. Она заставила его впервые устыдиться за причинённое окружающим его людям зло.

Следующий пример: главный герой книги В. Астафьева «Домский собор», безымянный рассказчик, убеждён, что музыка – прекрасный способ самопознания, спасение от личностного расслоения.

А чего стоит пение одного из центральных персонажей «Войны и мира» — Наташи Ростовой! Эта девушка могла при помощи песни воздействовать на лучшие качества, что есть в человеке, пробуждать в нём прожектор света. Именно так она спасла своего брата от морального упадка. Однозначно, в этом содержится очень объёмная и ёмкая метафора.

Герою книги В. Короленко «Слепой музыкант» пришлось тяжелее всех: он родился слепым. Но музыка сделала своё белое дело и не только не дала ему утонуть в своём горе, а и помогла взлететь и возрадоваться жизни. Шаг за шагом главный герой достигает вершины исполнительского мастерства в игре на пианино.

Разные деятели искусства, подобно литературным персонажам, всячески реагируют на музыку. Бальзак, например, изливает горе в музыке, а художник Роджер Фрай почти начинает верить в Бога, слушая музыку Баха. Аристотель говорил, что музыка облагораживает нравы, а философ Генри Лонгфелло вообще возвёл роль музыки в жизни человека до небывалых высот, сказав, что это единственный всеобщий язык человечества. Каждый писатель – это в первую очередь человек с тонким эстетическим чутьём, он слушает гармоничную музыку и благодаря этому отлично понимает, как огромна роль музыки в жизни человека. Аргументы из литературы наглядно показывают мировоззрение авторов.

Народная мудрость

  1. «Под хорошую музыку и медведи пляшут». В этой пословице говорится о том, что хорошая музыка способна на многое. Даже медведя можно увлечь правильной мелодией.
  2. «Не вся та музыка, что звучит». Смысл данной пословицы заключается в том, что не все музыкальные произведения могут назваться настоящим искусством. Для этого необходим талант, который присутствует далеко не у всех музыкантов.
  3. «Какая жизнь, такие и песни». Наши мудрые предки говорили о том, что музыка тесно связана с человеческой жизнью. Если человек живёт счастливо, то и песни он поёт радостные, а если его жизнь трудна – песни грустные и печальные.
  4. «Мир без музыки, что птица без крыльев». Птица без крыльев не сможет жить, потому что без них она не сможет выполнять своё жизненное предназначение – летать. Так же и мир без музыки – это несовершенный мир, который не сможет существовать.
  5. «Гусли звонки, да струны тонки». Наши предки так сильно ценили музыкальное искусство, что сравнивали с ним судьбу человека. Некоторые люди, словно гусли звонкие – много и громко говорят о себе и своих способностях. Но, когда доходит до дела – их «струны рвутся», не хватает силы духа и решительности.
  6. «Мастер на все руки: и швец, и жнец, и на дуде игрец». В этой пословице говорится о способных людях, у которых много талантов. За какое бы дело не взялся такой человек, всё у него получается.
  7. «Музыкант уж умирает, а пальцы всё играют». Истинный музыкант отдаётся целиком и полностью искусству. До самой своей смерти он живёт музыкой.
  8. «Без песен мир тесен». Смысл данной пословицы заключается в том, что с песнями жить веселей. Без музыки наш мир стал бы скучным и серым.
  9. «Замуж идёт – песни поёт, а вышла – слёзы льёт». В этой пословице идёт речь о женской судьбе, которая часто оказывает несчастливой после замужества. В девичестве все девушки весёлые и задорные, живут под опекой отца и матери, горя не знают. А выйдя замуж за нехорошего человека, познают все тяготы семейной жизни.
  10. «Красна сказка складом, а песня – ладом». В этой пословице говорится о том, что в сказке основное значение имеет её содержание, а в песне – гармоничность звучания. Именно по этим критериям и определяется ценность сказок и песен.

Афоризмы

  1. «Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что музыка способно менять настроение человека. От хорошей музыки становится теплее на душе, а от плохой – тоскливо.
  2. «Музыка – универсальный язык человечества». Американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло считал, что музыка может рассказать о многом без слов. Поэтому любой народ поймёт то, что хотел сказать композитор и для этого нет необходимости в знании определённого языка.
  3. «Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе». Американский философ Ралф Уолдо Эмерсон говорил о том, что музыка способно пробудить нечто великое в душе человека. То, о чём он раньше даже не догадывался.
  4. «Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств». Французский композитор Гектор Берлиоз говорил о том, что музыка способна вдохновлять человека на подвиги, поднимать его боевой дух. Поэтому правильная музыка способна увеличить армию и патриотичность каждого солдата.
  5. «Область музыки – душевные волнения. Цель музыки – возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими». Французская писательница Жорж Санд говорила о том, что музыка оказывает наибольшее влияние на душу человека. Из-за неё образуются волнения, ранее отсутствующие.
  6. «Ноты – это лишь искусство записывать идеи, главное – это иметь их». Французский писатель Стендаль говорил о том, что записанное произведение в нотную тетрадь – само по себе не так много значит, главное – это наличие таланта у композитора.
  7. «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Заслуженный норвежский композитор Эдвард Григ высказал своё мнение относительно того, что некоторым писательским творениям необходимо музыкальное сопровождение для раскрытия мысли или передачи эмоционального состояния главных героев. А музыка всегда способна существовать сама по себе, её не нужно никакое дополнение.
  8. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». В.М. Бехтерев всю свою жизнь посвятил медицине, поэтому не понаслышке знал о многих методах лечения. Он был уверен в том, что музыка способна исцелять не только душу, но и тело.
  9. «Музыка – высшее в мире искусство». Л.Н. Толстой считал музыку самым высшим видом искусство. Для него не было ничего важнее музыки, которая была способна задеть душу.
  10. «Музыка выражает то, что мы не можем сказать и то, о чём невозможно молчать». Французский писатель Виктор Мари Гюго говорил о том, что музыка способна донести то, чего нельзя добиться при помощи слов.

Эссе на тему «Влияние музыки на человека»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАРАГИНСКОГО РАЙОНА

«КАРАГИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Эссе

Тема: Каким образом музыка влияет на здоровье человека?

Автор: Самандарова Мавлюда Мохамедовна,

учитель первой квалификационной категории

ОССОРА 2020

«Музыка глушит печаль»

Уильям Шекспир

С древних времен человек слышал разные звуки. Некоторые из них, например, звуки природы, пение птиц, журчание ручья, он принимал с восхищением, с радостью. Другие же, допустим, воинственные звуки там-тамов, гул вулканов, рокот штормового моря пугали и ввергали в ужас. Так, в самом начале зарождения человечества, музыка становилась неотъемлемой частью жизни человека, частью восторженной или пугающей. Быть может уже тогда, пещерная мама вдруг заметила, что ее малыш затихает и успокаивается от тихого звука, имитирующего пение птицы, похожего на песню, и так возникла колыбельная? А быть может, древний охотник заметил, что от его выкриков укрепляется решимость его соплеменников и они смелее нападают на дикое животное, и так зародились обрядовые действа? Сегодня трудно ответить на вопросы как, где и когда возникла музыка в нашем современном её понимании. Гораздо важнее знать какое влияние она оказала на развитие человечества, каково сегодня её воздействие в современном обществе.

Музыка является фактором воздействия как физического, так и психоэмоционального. О воздействии звука мы можем наблюдать из совершенно различных источников. Это библейские Иерихонские трубы, с их разрушающей ультразвуковой силой, это труды древнегреческих философов, это трактаты индийских и восточных мудрецов. Так, великий философ, мыслитель, врачеватель Востока Авиценна оставил после себя научное наследие в виде пяти трактатов о музыке. Последняя в его трудах представлена в пяти аспектах: теоретическом, философском, эстетическом, психологическом и терапевтическом. Он считал, что воспитание и приобщение к музыке должно начинаться с самого раннего детства.

Торжественный настрой вызывается александрийским ладом, гармония и катарсис — достижение индийского лада, поднятие военного духа – заслуга фригийского лада. Ритмы древних индийских племен, имеющих анестезирующий эффект, используются сегодня в некоторых стоматологических клиниках США для обезболивания клиентов. Многочисленные эксперименты, научные труды ученых разных стран, серьезные разработки подтверждают влияние музыки на здоровье и организм человека. Общеизвестно, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Научно доказанный факт, что радостная и веселая музыка помогает восстановлению после операций, улучшает циркуляцию крови, снижает кровяное давление, расширяет кровеносные сосуды и замедляет частоту сердечных сокращений. Так же известно, что звучание определенных звуков, с определенной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Музыка предотвращает потерю слуха.

Об «эффекте Моцарта» и напоминать излишне! Хочешь стать гением? Слушай Моцарта! Принимай его, принимай дозированно как пилюли три раза в день и вот ты уже гений! Каких только опытов с классической музыкой не проводят в сельском хозяйстве для повышения надоев у коров, повышения аппетита у милых хрюшек и для плодовитости куриц-несушек! И это не шутка и не фейк. Действительно, в Голландии, Японии и других странах давно используют классическую музыку для повышения продуктивности сельского хозяйства.

Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что часто замечала, при исполнении какого-либо произведения технического, виртуозного характера наблюдалось учащение дыхания и пульса. Видимо, следя за агогикой произведения, невольно дышала в такт фразировке. Чем тебе не дыхательная гимнастика? А с чем можно сравнить игру в симфоническом оркестре, когда более ста человек творят в едином порыве, и ты ощущаешь ни с чем несравнимое вдохновение и порыв? Разве не является это для исполнителя высшей радостью, «эффектом Октавы»?

Очень сложно переоценить значение музыки и положительного влияния ее на современного человека. Говоря о пользе музыки, конечно же, имеется ввиду классическая музыка и классический джаз. Вред от современной музыки (рок, хеви-метал, хард-рок, громкая попса, техно и др.) доказан в научных экспериментах. Она в отличии от классической, вредна не только для человека, но и для окружающей среды. Эти исследования освещены в научных статьях и очень много информации в СМИ и при желании с ней можно ознакомиться.

Я же, как представитель классической школы предпочитаю и воспеваю гениальную музыку композиторов эпохи барокко и классицизма, Венскую школу, композиторов «Могучей кучки», русского и советского классицизма. Люблю и делюсь своей «здоровой» любовью со всеми!

История скрипки

На сегодняшний день скрипка ассоциируется с классической музыкой. Утонченный, изысканный вид этого инструмента создает ощущение богемности. Но всегда ли скрипка была таковой? Об этом поведает история скрипки – её путь от простого народного инструмента до искусного изделия. Изготовление скрипки хранилось в секрете и передавалось лично от мастера ученику. Лиричный музыкальный инструмент скрипка сегодня не случайно играет ведущую роль в оркестре.

Содержание:

Когда появилась скрипка

Первые упоминания о скрипке датируются началом 16 веком, в Италии. Хотя не сохранилось ни одного инструмента тех лет, ученые делают свои суждения по картинам и текстам того времени. Очевидно, что скрипка произошла от других смычковых инструментов. Историки связывают её появление с такими инструментами как греческая лира, испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта и даже русской честырехструнной смычковой жигой. Позже, к середине 16 века сложился окончательный образ скрипки, дошедший до наших дней.

История скрипки

Страна происхождения скрипки – Италия. Именно здесь она получила свой изящный облик и нежный звук. Знаменитый скрипичный мастер, Гаспаро де Сало, поднял искусство изготовления скрипок на очень высокий уровень. Именно он придал скрипке тот внешний вид, что мы знаем сейчас. Изделия его мастерской высоко ценились среди знати и были очень востребованы при музыкальных дворах.

Также, на протяжении всего 16 века изготовлением скрипок занималось целое семейство — Амати. Андреа Амати основал кремонскую школу скрипичных мастеров и усовершенствовал музыкальный инструмент скрипку, придав ей изящные формы.

Гаспаро и Амати считают основоположниками скрипичного мастерства. Некоторые изделия этих знаменитых мастеров дожили до наших дней.

История создания скрипки

Скрипка история

На первых порах скрипка считалась простонародным инструментом – на ней играли бродячие музыканты в кабаках и придорожных трактирах. Скрипка была народной версией изысканной виолы, которая изготавливалась из лучших материалов и стоила огромных денег. В какой-то момент этим народным инструментом стала интересоваться знать, и она получила распространение среди культурных слоев населения.

Так, в 1560 году французский король Чальз IX заказал 24 скрипки у местных мастеров. К слову, один из этих 24 инструментов сохранился до наших дней, и считается одним из самых старых на Земле.

Самыми знаменитыми скрипичными мастерами, о которых помнят сегодня, являются Страдивари и Гварнери.

Скрипка Страдивари

Антонио Страдивари был учеником Амати, поскольку родился и жил в Кремоне. Поначалу он придерживался стиля Амати, но позже, открыв свою мастерскую, начал экспериментировать. Тщательно изучив модели Гаспаро де Сало и взяв их за основу для изготовления своих изделий, Страдивари в 1691 году произвел на свет собственный тип скрипки, так называемый, удлиненный — «Long Strad». На совершенствование этой выдающейся модели мастер потратил последующие 10 лет жизни. В возрасте 60 лет, в 1704 году, Антонио Страдивари представил миру окончательный вариант скрипки, которую до сих пор не удалось никому превзойти. Сегодня сохранилось около 450 инструментов знаменитого мастера.

Андреа Гварнери также был учеником Амати, и также привнес свои нотки в изготовление скрипки. Он основал целую династию скрипичных мастеров конца 17 — 18 века. Гварнери делал очень качественные, но недорогие скрипки, чем и был знаменит. Его внук, Бартоломео Гварнери (Джузеппе) – итальянский мастер начала 18 века, создавал искусные инструменты, на которых играли выдающиеся скрипачи – Николо Паганини и другие. До наших дней дошло около 250 инструментов семейства Гварнери.

При сравнении скрипок Гварнери и Страдивари отмечают, что звук инструментов Гварнери ближе по тембру к меццо-сопрано, а Страдивари – к сопрано.

Музыкальный инструмент скрипка

Музыкальный инструмент скрипка

Звучание скрипки мелодичное и душевное. Исследование истории скрипки нам показывает, как она превратилась из аккомпанирующего инструмента в солирующий. Скрипка – струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Звук скрипки часто сравнивают с человеческим голосом, такое сильное эмоциональное воздействие она имеет на слушателей.

Первое сольное скрипичное произведение «Romanescaperviolinosolo е basso» написал Бьяджо Марина в 1620 году. Примерно в это время начался расцвет скрипки – она получила всеобщее признание, стала одним из основных инструментов в оркестрах. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли.

Полезные ссылки:

Недорогую скрипку купить можно тут

Как подобрать скрипку по размеру

Устройство скрипки в деталях

Теги: 
скрипки, духовые
Количество показов: 5625

СКРИПКА – КОРОЛЕВА ОРКЕСТРА

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Хатыпова Я.И. 1


1МБОУ «СОШ № 179 с УИОП» г.Казани

Шакирова Г.Ф. 1


1МБОУ «СОШ № 179 с УИОП»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Музыка – одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, успокоить малыша! Разве это не чудо?

А как иначе, если не чудом, назовем мы симфонию, в которой сто разных инструментов соединяют свои несхожие голоса в такое цельное и стройное звучание, словно это поет один стоголосый инструмент. Среди них хотела бы выделить скрипку. Это один из самых моих любимых инструментов. Поэтому очень люблю музыку и учусь в музыкальной школе по классу скрипка. Нежность, печаль, раздумье – вот что соединено в нотах скрипки.

Многие мои сверстники посещают музыкальную школу по классу фортепиано, берут уроки по флейте и кураю. Но я хочу доказать, что скрипка ничем не уступает таким музыкальным инструментам, как фортепиано и саксафон. Поэтому главной целью моего исследования является изучение влияния скрипки на развитие творческих способностей человека.

В ходе моего исследования были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю создания скрипки;

  • проанализировать влияние звуков скрипки на человека;

  • рассказать свой способ очистки смычка и скрипки;

  • убедить сверстников, что скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.

Объектом моего исследования стала скрипка и влияние игры на скрипке на концентрацию внимания и усидчивость, что немало важно в наш бурно развивающий темп жизни.

Практическая ценность моей работы состоит в том, что этим исследованием я хочу привлечь как можно больше моих сверстников к игре на скрипке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§1. Скрипка – королева оркестра

Скрипка — это четырехструнный смычковый инструмент, самый высокий по своему звучанию в своем семействе и важнейший в оркестре. В симфоническом оркестре скрипок больше, чем любых других инструментов. Скрипку называют «королевой оркестра». Она обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. И ни один другой музыкальный инструмент не может воспроизвести звуки скрипки. (см. Приложение на с. 13)

Скрипка состоит из: головки (ушки-колки), шейки, тела (верхняя дека и нижняя дека), пуговки, подбородника, подставки, подгрифника и струн (волшебные нити). А частями смычка являются трость, винт, конский волос и колодка.

1.1 История возникновения скрипки

Точная дата рождения скрипки неизвестна. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Самые известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания – более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно – скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния и на инструментах Страдивари играют крупнейшие современные музыканты. Страдивари изготовил около 1100 скрипок и около 150 из них дошли до наших дней.

1.2 Всемирно известные скрипачи

С полным основанием можно считать основоположником французской классической скрипичной школы Жан-Мари Леклера. В своем творчестве он отдал дань французским национальным традициям, обогатив их новыми средствами выразительности. Его игра отличалась нежностью и выразительностьютона. Особенно поражало слушателей виртуозное мастерство игры двойными нотами и аккордами.

Но одним из самых выдающихся скрипачей в истории музыки был Николо Паганини. Родился он в Генуе. Уже в восемь лет Паганини сочинил первую сонату, а в девять участвовал на концерте в Генуе. В тринадцать лет отец вывозил его в концертное путешествие по городам Северной Италии, где тот приобретал много поклонников. Гете и Берлиоз сравнивали Паганини с блестящим метеором, за необычными формами и быстротой движения которого с изумлением следила вся Европа. (см. Приложение на с. 13)

А вот Владимир Спиваков — всемирно известный российский скрипач современности. Критики ведущих музыкальных держав мира причисляют к особенностям исполнительской манеры Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность. Кроме того, Владимир Спиваков является дирижером, меценатом, видным общественным деятелем. (см. Приложение на с. 14)

Без Рустема Абязова сегодня трудно представить музыкальную жизнь нашей республики. Прекрасный музыкант, скрипач, создатель и художественный руководитель Казанского государственного камерного оркестра «La Primavera». Абязов и его коллектив являются неотъемлемой частью современной музыкальной культуры, во многом определяя ее имидж. (см. Приложение на с.14)

Самое главное, конечно, то, что у Рустема Абязова и его оркестра есть своя публика. Его концерты всегда проходят при полных залах. Благодаря оркестру «La Primaverа» число любителей классической музыки продолжает расти. В зале всегда много молодежи. Слушатели ходят на «свой» оркестр, зная, что он не обманет их ожиданий. Я тоже с удовольствием слушала концерты оркестра «La Primaverа», специально написанные для скрипки с оркестром на музыку Й. Гайдна, Ф. Крейслера и Ж-М. Леклера. Моя учительница по скрипке Семенова А. Э. является концертмейстером этого оркестра.

1.3 Какие же произведения пишут для скрипки?

В иерархии музыкальных инструментов скрипка занимает главенствующую ступень. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть. Скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в ансамблевой игре. Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей. Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Мы можем услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента. Многие композиторы писали сольные произведения для скрипки в моменты, когда им было грустно или, наоборот, в моменты воодушевления. Ведь никакой другой инструмент не способен выразить в полной мере всю глубину переживаний. Поэтому исполнителям, прежде чем играть на концертах выдающиеся произведения для скрипки надо очень четко себе представлять внутренний мир композитора. Без этого скрипка попросту не будет звучать. Конечно, звуки будут извлекаться, но в исполнении не будет главного компонента – души композитора. Далее я хотела бы познакомить с произведениями, написанные специально для скрипки:

  1. П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром.

Композиция концерта гармонична и стройна. Слушатель сразу рисует в своем воображении сцены народного веселья. Скрипка изображает задор, удальство и жизненную силу.

  1. К. Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо.

Это виртуозное лирическое произведение для скрипки с оркестром. Здесь музыка экспрессивна и легка.

  1. Г. Венявский. Полонезы.

Романтичные и виртуозные произведения для скрипки Венявского очень популярны среди слушателей. Музыка рисует в воображении слушателей зарисовки праздничного веселья с торжественным шествием.

  1. Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром.

Первая и вторая часть концерта представлены лирическими темами, а финал праздничный и шутливый колорит.

  1. Ф. Крейслер. Вальсы «Радость любви» и «Муки любви»

«Радость любви» — светлая и мажорная музыка, а «Муки любви» — это очень лиричная музыка. В мелодии постоянно чередуется минор и мажор. Но даже радостные эпизоды представлены здесь с поэтичной грустью.

1.4 Как влияют звуки музыкального инструмента на человека?

Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется. Ниже я привела некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, взятые из мирового музыкотерапевтического опыта. Например:

СКРИПКА – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

БАРАБАН— стимулирует иммунную систему;

ФОРТЕПИАНО — успокаивает;

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (кларнет, флейта, гобой, английский рожок, фагот) влияют на кровообращение, печень; нормализуют сердечно-сосудистую систему;

СТРУННЫЕ ( гитара, домбра) — полезны для сердца.

1.5 Какие способности развивает в человеке игра на скрипке?

Учёные доказали, что игра на скрипке активно развивает творческие способности, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию. В первую очередь это связано с тем, что при игре на скрипке очень активно работают пальцы левой руки. А, как известно, мелкая моторика напрямую влияет на развитие мозга. Также, всем известно, что левая рука влияет на правое полушарие мозга, а правая – на левое. Левое полушарие отвечает за логические способности, а правое – это творческое мышление и воображение. А это значит, что игра на скрипке очень сильно развивает работу мозга! Несомненно, занятия на скрипке делают детей умнее. Играя на скрипке какую-нибудь (даже самую простую) пьесу, человек может случайно решить сложную интеллектуальную задачу, на первый взгляд никак не относящуюся к скрипке и вообще к музыке. Дело в том, что игра на скрипке стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся «умы» любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте.

Например, самый известный физик — Альберт Эйнштейн — был страстным скрипачом. Сам ученый не раз повторял: лучший способ объяснять физику — делать это, пользуясь терминами из мира музыки.

Влияние скрипки на развитие интеллектуальных способностей трудно переоценить. К тому же занятия скрипкой требуют усидчивости и концентрации внимания. А это очень ценные качества, которые впоследствии помогут хорошо справляться со своими рабочими обязанностями и достигнуть успеха в жизни.

§2. Популярна ли скрипка среди молодежи?

2.1 Результаты опроса

Чтобы узнать, насколько популярна скрипка, я вместе с братом и сестрой провела опрос среди моих сверстников и студентов 1 курса и магистров КНИТУ на тему: «На каком музыкальном инструменте хотелось бы мне играть?».

Результаты я привела в виде диаграммы:

По моим полученным данным, скрипка по популярности занимает 2-ое место среди предложенных музыкальных инструментов. 35% голосов из числа опрошенных набрала скрипка. Это значит, что скрипкой интересуются многие, им нравится слушать её музыку и они хотели бы научиться играть на ней.

§3. Рекомендации по очистке смычка и скрипки

Чтобы скрипка всегда «звучала» всеми красками ее тембра за ней надо ухаживать — содержать скрипку и смычок в чистоте. Ни для кого не секрет, что деревянный инструмент — это хрупкая вещь, требующая ежедневного ухода. Этому меня учили на самых первых уроках в музыкальной школе. Все знают, что нужно протирать скрипку после каждого занятия, но достаточно ли этого? Как показывает мой личный опыт недостаточно.

Я придумала свой способ очистки скрипки и смычка.

Я слышала, что этиловым спиртом очень хорошо можно очистить смычок и скрипку от засаленных пятен канифоля. Я давно не чистила свой инструмент, поэтому попросила маму дать мне немного этилового спирта. Вот ход моих действий.

Мне потребовались: бумажное полотенце, пилочка для удаления лишнего слоя канифоля и пыли на смычке, ватные диски. И, конечно, же этиловый спирт.

1. Для начала, острой пилочкой для ногтей, я соскребла излишки канифоля на трости смычка.

2. Раскрутила винтик, ослабила конский волос и протирала его бумажным полотенцем смоченным спиртом.

3. Мягко соскребла грязь и остатки канифоля пилочкой.

4. Аккуратно промокнула волос бумажным полотенцем, после чего дальше отделяла конский волос, пока он не высох.

5. Закрутила его и наканифолила.

6. Немного смочила полотенце спиртом и протерла скрипку, одновременно протирая ее сухой стороной полотенца.

7. Ватным диском, смоченным спиртом очистила струны скрипки.

Моя скрипка засверкала и засияла! Звук стал звонким и плотным! Отношение к своему инструменту — это показатель порядка в душе! (см. Приложение на с.15)

Заключение

Музыка входит в жизнь человека с самого раннего детства и не покидает до самых последних дней. По результатам моего исследования можно сделать следующие выводы:

  • Игра на скрипке развивает творческие способности, мышление, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию.

  • Игра на скрипке способствует концентрации внимания и усидчивости.

  • Скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.

Таким образом, я хочу научиться играть на скрипке. Потому что я восхищаюсь её изящной формой и тембром звучания. (см. Приложение на с.16) Когда мне грустно, я всегда могу взять скрипку и сыграть задорную мелодию. От этого становится весело. Потому что игра на скрипке развивает творческие способности, мышление, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию. А я хочу быть умной и способной. Потому что игра на скрипке способствует концентрации внимания и усидчивости. А это важные качества для любого успешного человека. В будущем я хочу стать успешным человеком. Поэтому я буду стараться и равняться на своих кумиров — Ванессу Мэй и Зарину.

Список литературы

1. Источник: http://music-education.ru/proizvedeniya-dlya-skripki/а.

2. Источник: http://music-education.ru/kak-ustroena-skripka-skolko-interesnye-fakty-o-skripke.

3. Л. Гуревич, Н. Зимина. Скрипичная азбука. Часть I. Партия скрипки.

4. А. И. Леман. Книга о скрипке № 8. С рисунками в тексте. СПб.,1914.

5. В. Мазель. Скрипач и его руки. Левая рука. Изд. «Композитор — Санкт-Петербург», 2008.

Приложения

Жан-Мари Леклер Николо Паганини

Владимир Спиваков

Рустем Абязов

Оркестр «La Primavera»

Шаг 1. Шаг 2.

Шаг 3. Шаг 4.

Просмотров работы: 3936

Урок в 3 классе

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. СКРИПКА.

Цели и задачи урока:

Умение анализировать, сравнивать, обобщать, в процессе слушания музыки развивать тембровый слух, продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.

Тип урока:

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: расширяют свои представление о музыкальных инструментах, получают возможность работать с учебником, организовывать свое рабочее место, использовать материалы для работы, познакомятся с творчеством Чайковского П.И.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, слушают музыку, работают в группе и ведет диалог, оценивают свои достижения на уроке, пользуются учебником.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте музыки.

Методы и формы обучения:

Словесный, слуховой, игровой/ групповая, фронтальная

Основные понятия и термины:

Скрипка, смычок, звучащая картина, образ

Образовательные ресурсы:

Интернет-ресурсы

Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация, работы учащихся со 2 класса. Музыкальный ряд: песня «Добрый день», «Мелодия» П. И. Чайковского, норвежская народная песня “Волшебный смычок”.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран. Материалы: листы, клей, кисти, карточки, карандаши.

1.Организационный момент

Дети заходят в класс и рассаживаются за парты , выбирая цветок любого цвета. (по 5 чел. за круглый стол)

Учитель проверяет готовность к уроку —— 2 мин

Музыкальное приветствие «Добрый день!»——2 мин

Игра «Третий лишний» —- 3 мин

-Давайте поиграем. Я буду вам называть четыре предмета. А вы мне будете говорить — какой лишний и почему?

1.Ложки, кошка, собака, корова

2. Шкаф, стол, балалайка, диван

3.Лыжи, санки, коньки, баян

4. Коля, Саша, Миша, флейта

5. Троллейбус, автомобиль, бубен, трактор ( на доске появляются слова)

— Что же это за слова лишние? К какой группе их можно отнести?

— музыкальные инструменты

— Как вы думаете, о чем речь пойдет сегодня на уроке? ( ответы детей )

— А чтобы точнее сформулировать тему урока я сейчас я вам загадаю загадку.

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… (Скрипка)на экране скрипка.—1 мин

2. Осмысление учебных задач — 2 мин

— Ребята, на доске мы видим нарисованный цветок, а в его серединке написана тема нашего урока- Скрипка. А скажите, глядя на скрипку, какие ассоциации у вас возникают от этого слова. ( записываю детские высказывания в лепестки)

— Спасибо. И сегодня мы с вами познакомимся поближе с этим музыкальным инструментом. А сначала давайте вспомним с какой группой музыкальных инструментов мы уже познакомились – с русскими народными.( книжки-раскладушки). Правильно. И мы начали уже знакомиться с инструментами симфонического оркестра. С каким уже инструментом мы встретились ? – с флейтой

Открытие нового – 4 мин

— Итак, скрипка.

Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает каждый. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.

— Посмотрите на репродукцию картины Петрова – Водкина «Скрипка». Стр. 100 учебник. И пока вы рассматриваете эту репродукцию, я вам предлагаю послушать произведение П.И.Чайковского «Мелодия», и вы мне ответите на такой вопрос — Какие чувства вызывает у вас изображение и звучание скрипки?

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поёт про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка…

Звучит мечтательный мотив,

Играет его скрипка…

Слушание «Мелодии» П. И. Чайковского

— Созвучно ли настроение музыки с настроением картины? А мы с вами уже знакомы с понятием- звучащие картины. — Созвучны ли музыка Чайковского и картина Петрова — Водкина? (да).

— Что общего между ними? (настроение, характер).

Организация групп – 1 мин

Работа в группах – 1 гр. литераторы- с текстом, ( Прослушивание виртуозной скрипичной пьесы «Каприс». Как звучит музыка?) 2 гр. художники- с картиной, 3 гр. музыковеды- с песней ( 2 куплета)

1гр- готовят сообщение о скрипке, 2 гр- собирают и наклеивают пазлы, 3 гр.- работают с текстом песни и отвечают на вопрос- продаст ли скрипку скрипач богачу и действительно ли смычок волшебный?

После защиты своих заданий приступаем к знакомству с песней «Волшебный смычок»

Текст для 1 группы:

— Скрипка – русское название инструмента, а родина ее – Италия. Италия подарила миру скрипки, изготовленные руками великих мастеров: Страдивари и Гварнери. Скрипка- самый распространённый струнный смычковый инструмент. Музыканты плавно смычком водят по струнам и звучит эта прекрасная музыка. «Она в музыке столь же необходима, как в человеческом бытии хлеб насущный», — говорили о скрипке музыканты ещё в 17 веке.

Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Николло Паганини. Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. ( слушание)

2 группа демонстрирует картину.

Текст песни для 3 группы

Вопросы:

продаст ли скрипку скрипач богачу и действительно ли смычок волшебный?

1. Пришёл к нам в село

Музыкант старичок.

В руках музыканта

Волшебный смычок.

Ударил по струнам —

Сбежался народ,

Танцует, играет,

Смеётся, поёт!

2. Шёл мимо богач,

Услыхал скрипача —

И вспыхнула зависть

В душе богача. —

Продай твою скрипку!

Ты беден и стар.

Я дам за неё тебе Хлеба амбар!

— Спасибо за работу. Теперь я предлагаю немного отдохнуть Физкультминутка.

— А сейчас я хочу поближе познакомить с норвежской народной песней “Волшебный смычок”. ( Слушают песню) ( на столах текст песни) -7-8 мин

1. Пришёл к нам в село

Музыкант старичок.

В руках музыканта

Волшебный смычок.

Ударил по струнам —

Сбежался народ,

Танцует, играет,

Смеётся, поёт!

2. Шёл мимо богач,

Услыхал скрипача —

И вспыхнула зависть

В душе богача. —

Продай твою скрипку!

Ты беден и стар.

Я дам за неё тебе Хлеба амбар!

3. — Нет! Скрипку свою

Не продам никому.

Нужна эта скрипка

Не мне одному.

Под звуки её

Веселится народ,

Танцует, играет,

Смеётся, поёт!

— Понравилась песня? О чем она? Почему музыкант не захотел продать скрипку?

(Ответы детей)

— Благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.- Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.

— Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?

Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям, которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.

— Хорошо. Молодцы!

Ну а теперь я предлагаю вам исполнить эту песенку. -2 мин

— А сейчас познакомившись поближе со скрипкой, я бы хотела вам еще раз дать задание заполнить лепестки цветка вашими впечатлениями и ассоциациями о ней. ( на доске лепестки) – 2 мин

Рефлексия. – 2 мин

А сейчас я предлагаю вам оценить наш урок. Вот цветочная полянка, и вокруг нее летают бабочки двух цветов- вы должны посадить на полянку ту бабочку, которая соответствует вашему настроению- красная- понравился урок, желтая- нет.

Спасибо за работу на уроке. Дети прощаются с учителем.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации действия

УУД

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность к уроку

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/41441-urok-v-3-klasse-muzykalnye-instrumentyskripka

юный скрипачПродолжаем наше путешествие по удивительному миру музыки.

Мы с вами уже познакомились с некоторыми представителями струнных инструментов:

  • арфой,
  • гуслями,
  • балалайкой.

Следующая наша гостья – «царица музыки», скрипка.

Давайте немножечко поближе познакомимся с этим музыкальным инструментом, и напоследок по традиции вас ждет сказка про скрипку.

Ни один музыкальный инструмент не обладает таким трепетным звуком. Ее «голос» может быть бесконечным, беспрерывным, тогда как духовые инструменты или рояль не могут «петь, не прерывая дыхания». Скрипка не уступает роялю в виртуозности. А в разнообразном «произношении» звуков ей попросту нет равных.

Красота звука, оттенки выразительности находятся в полном смысле слова в руках музыканта, на кончиках его пальцев. Поэтому не зря о скрипачах говорят, что они «скульпторы звука».

Самые лучшие скрипки были созданы итальянскими мастерами, но первые смычковые инструменты появились на свет в восточных странах.

Наверняка, вы знаете басню И. А. Крылова про проказницу Мартышку, Осла, Козла и косолапого Мишку, которые «затеяли сыграть Квартет». Но мало кому известно, что свою басню Иван Андреевич написал с полным знанием дела. Дело в том, что Крылов был не только писателем, но и замечательным музыкантом.

Чаще всего Крылов в составе ансамбля выступал как вторая скрипка. Но иногда давал и сольные концерты, на которых исполнял на скрипке довольно сложные произведения.

В Европу смычковые инструменты попали в VIII веке – тогда особенно популярны стали вертикальные скрипки. Почему вертикальные? Да потому, что держали их не у плеча, «в длину», как современные скрипки, а вертикально, «в высоту». Назывались они так: фидели, ребеки, кротты. На таких вертикальных скрипках играли бродячие музыканты–менестрели.

В наше время уже и не встретишь махонькую скрипочку–пошетту. А в старину с этим миниатюрным инструментом ходили на уроки учителя танцев.

 На Руси можно было увидеть в руках бродячих скоморохов струнный инструмент, который похож на половинку груши – скрипку–гудок. Музыкант ставил этот инструмент на колено и смычком дергал струны. Но в этом неудобном положении скоморох не мог одновременно с игрой еще и танцевать. Поэтому музыканты стали класть скрипку–гудок себе на плечо.

Много сказок сложено об этом удивительном музыкальном инструменте. Эта сказка про скрипку и скрипача придумана русским народом. В ней заложен очень глубокий смысл. Давайте вместе с вами ее прочитаем.

сказка про скрипку

Жил на свете богач. И было у него 3 сына. Скопил он за всю жизнь два котла золота – первый закопал с овине, а второй – под воротами.

Умер он, а про деньги так никто и не узнал.

Был как–то в родной деревне богача праздник. Пришел на эту гулянку Скрипач народ игрой забавлять и вдруг неожиданно провалился под землю. И оказался в аду, как раз там, где этот богач мужик мучился.

Стал Скрипач спрашивать:

– За что же ты сюда угодил?

– За деньги! – отвечает богач. – Денег скопил я немерено, ни с кем не делился, все в землю закопал. Сейчас будут бесы меня мучить за это.

– А что же мне теперь делать, ведь и меня замучают! — воскликнул Скрипач.

— Спрячься за трубой и сиди там три года – тогда уцелеешь!

Так и сделал Скрипач. Сидит да наблюдает, что же дальше будет.

А тут бесы пришли да стали богача бить да приговаривать:

— Так тебе, так тебе! Денег накопил, а спрятать как следует не смог. Нет сил наших сторожить их больше!

Ушли бесы, а богач говорит Скрипачу:

— Если тебе удастся отсюда выбраться, скажи моим сыновьям, чтоб раздали накопленные мной деньги нищей братии, под воротами они да в овине спрятаны.

А тут опять бесы нагрянули:
– Что такое? Почему русским духом пахнет?
– Да откуда тут может быть русский дух? Это вы на Руси были, вот русского духу и набрались! – отвечает мужик.

– Нет! Как бы не так!

Стали искать бесы и нашли Скрипача.

– Вот так да, Скрипач к нам пожаловал!

Вытащили его из-за печки и заставили играть на скрипке.

Три года Скрипач играл, совсем из сил выбился и говорит:

– Что же это такое! Когда на земле я играл, так за вечер все струны на скрипке моей рвались, а тут уже третий год на исходе, а они все целы. Помоги, Господи!

Только промолвил, а струны-то и лопнули.

И говорит он бесам:

– Отпустите меня домой – я только возьму струны и сразу ворочусь.

А бесы его не отпускают:

– Знаем, не вернешься ты!

– Ну коли не верите, пусть кто-нибудь из ваших пойдет со мной.

Согласились бесы, выбрали одного и послали со Скрипачом.

Пришел Скрипач в свою деревню, а там — свадьба.

Узнали односельчане Скрипача и спрашивают:

– Где же ты целых три года пропадал?

– На том свете был!

Посидели они, погуляли, и зовет бес Скрипача обратно в ад:

– Пора идти!

А тот говорит:

– Погоди немного. Дай мне на скрипке своей поиграть напоследок.

А не зря он время-то тянул, чуть только рассвело, запели петухи, а беса и след простыл. И передал тогда скрипач сыновьям богача его просьбу, чтоб деньги скопленные нищим раздали.

Откопали братья котлы и начали раздавать. И вот чудо: чем больше раздают, тем больше прибавляется золота.

Вывезли они тогда эти котлы на дорогу. И кто ни едет мимо, берет оттуда, сколько хочет, а деньги все не убывают.

Подали челобитную царю:

– Мол, великий государь, коль на нужды государственные деньги понадобятся, так золота вдоволь имеется.

И по приказанию царя построили большой мост.
А как раз в ту пору одна женщина родила мальчика, а сама скончалась. Младенец тот три года не ел, не пил, и Ангел Божий с ним пребывал.

Пришел он как-то на тот на мост да и молвит:

– Какой славный мост! Дай Бог Царство Небесное тому человеку, на чьи деньги его построили.

Услышал Господь детскую молитву и велел Ангелам своим выпустить богача из ада.

Вот такая мудрая сказка. А сейчас давайте насладимся волшебными звуками скрипки. Для вас играет Данила Бессонов (6 лет). Вальс. Глиэр.

До встречи в удивительном мире музыки!

  • Рассказ про семью на белорусском языке
  • Рассказ про синие листья читать
  • Рассказ про семью для детского сада с фотографиями
  • Рассказ про село на английском
  • Рассказ про синдбада морехода