Рассказ про сказочный лес

Учитель-логопед, мбдоу дс 1, город озерск челябинской областиинструктор по физической культуре плавание, мбдоу дс 1, город озерск челябинской

Учитель-логопед, МБДОУ ДС № 1, город Озерск Челябинской области
Инструктор по физической культуре (плавание), МБДОУ ДС № 1, город Озерск Челябинской области

Кутузова В.В., Соколова С.А. Экологический квест – «Путешествие в сказочный лес» // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 05.01.2022).

Заказ № 214817


Цель: Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней; 
  2. Совершенствовать умения детей определять количество слогов в словах, составлении предложений из заданных слов, составлении рассказа; 
  3. Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях, умение работать в группах;
  4. Способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности;
  5. Создать условия для двигательной и творческой активности детей, для формирования таких качеств, как ловкость, быстрота, взаимовыручка.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие

Оборудование: 

  • письмо и посылка от Совушки; 
  • карта-помощница; картина, разрезанная на части, — 2 комплекта + 2 конверта и целая, на которой написано где находится посылка;
  • свиток с заданиями от Кикиморы; 
  • эмблемы по количеству детей для команд; 
  • листья со словами; 
  • маленькие корзинки-2 шт.; 
  • большая корзина с маленькими контейнерами с буквами по количеству детей;
  • этажерка; 
  • корзина с игрушками по количеству детей; 
  • столы — 2 шт.;
  • физкультурное оборудование: конусы- 8 шт., для подлезания-2 шт.,
  • лист бумаги с ручкой -2 шт.

Действующие лица: взрослые— Баба Яга, Ворона, Кикимора, Совушка.

Место проведения: территория детского сада

Возраст детей: подготовительная к школе группа,6-7 лет

Предварительная работа: 

  • Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. 
  • Чтение сказки В. Сутеева «Времена года».

Дата проведения: 19 апреля 2018 года

Ход игры

Дети с воспитателем выходят на улицу,

чтобы покормить птиц. В кормушке они находят письмо.

«Дорогие ребята! Пишет вам мудрая сова. Я живу в лесу и узнала, что вы любите природу и много о ней знаете, я решила отправить вам посылку. 

Её вам должны доставить в четверг, 19 апреля»

Воспитатель. Ребята, как же нам с вами повезло, такое замечательное письмо получили, а еще и посылка ожидается. Будем ждать. Постойте, а какой сегодня день недели, а число?

Дети отвечают.

Воспитатель. 19 апреля! Посылка должна прийти сегодня. Кто-нибудь из вас видел посылку?

Дети отвечают

Появляется довольная Баба Яга.

Баба Яга. Ха-ха-ха! Я – Баба Яга, жительница леса. Я заколдовала лес. Пусть в лесу листья не распустятся. Птицы перестанут петь свои песни. А звери, лесные жители, впали опять в спячку. А еще я обманула мудрую сову и спрятала вашу посылку.

Воспитатель: Как же так? Ребята, мы можем такое допустить? Что же нам делать? (версии детей)

Баба Яга: Ну, что ж, я согласна расколдовать лес и подсказать, где спрятана посылка. Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. Я вам дам подсказки – пазлы. Если вы правильно выполните все задания и соедините пазлы в картинку, то сможете спасти лесных обитателей и узнать, где спрятана посылка. Вот вам карта–помощница.

Баба Яга уходит.

Воспитатель: Ну, что, ребята, нам надо помочь лесным жителям? Тогда отправимся в путь – дорогу.

Дети вместе с воспитателем рассматривают карту 

и идут туда, куда указывает она.

Их встречает Ворона.

Ворона: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Вы меня узнали? Я – ваша подружка Ворона. Мне нужна ваша помощь, но сначала предлагаю разделиться на 2 команды. 

Ворона предлагает детям взять эмблемы с подноса.

Дети берут эмблему и надевают на себя. В итоге получается 2 команды — «Зеленый десант» и «Зеленый спасатель».

Ворона.Предлагаю командам построиться для выполнения задания. А задание непростое: помогите мне накормить птиц, а для этого нужно разобрать зернышки.

Этап «Помоги Вороне» 

Детям предлагается рассортировать зернышки с буквами.

Гласные буквы в одну корзину, согласные – в другую.

Буквы наклеены на маленькие контейнеры и сложены в 1 большую корзину. Дети выполняют задание, и Ворона отдает детям пазл № 1 + конверт для сбора пазлов на каждую команду.

Дети вместе с воспитателем рассматривают карту 

и идут туда, куда она указывает.

Этап «Теремок»

Там их встречает Кикимора со свитком с вопросами.

Кикимора. Здравствуйте, ребята, я ждала гостей, но не думала, что вас так много. Можно я с вами поиграю, потешу себя и развлеку. Я буду вам читать загадки, а вы попробуйте их отгадать.

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

5. Много рук, а нога одна – это…(дерево)

6. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

7. Каких птиц называют вестниками весны? (Грачей)

8. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник или лесничий, егерь)

А сейчас я вам предлагаю прослушать случай из жизни и ответить на мои вопросы.

1 ситуация

Оля была в лесу с родителями, и ей очень понравились весенние ландыши. Их было видимо-невидимо, целая полянка. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?

Ответы (нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветках есть нектар для бабочек и пчел, нельзя рвать ландыши, они занесены в красную книгу, как лекарственное растение).

2 ситуация

После дождя дети пошли гулять во двор.

— Посмотри, сколько червяков!

— Давай соберём их!

Собрали и оставили банку с червяками закрытой, а потом забыли про неё.

Вопрос: Правильно ли поступили ребята?

Ответы:Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

После выполнения заданий Кикимора отдает детям пазл №2

Воспитатель. Молодцы, а нам пора идти дальше (смотрят на карту).

Дети с воспитателем идут на следующий этап (спорт. площадка).

Этап «Этажи леса» 

Здесь их встречает Совушка.

Совушка: Здравствуйте, мои друзья! Вы получили мою посылку (дети отвечают)? Не беда, мы справимся с вами и расколдуем лес. Вот для вас задание.

Она предлагает детям разделить слова на слоги и расставить игрушки

на этажерку. 1 этаж- 1 слог, 2 этаж – 2 слога, 3 этаж – 3 слога, 4 этаж – 4 слога. (Две команды)

Совушка: Молодцы, хорошо справились с заданием. Вот вам пазл № 3.

Баба Яга забегает с корзиной листьев. На листьях написаны слова.

Баба Яга: Ой, помогите! Ничего я не пойму, какие-то листочки странные в лесу!

Совушка: Здравствуй Баба-Яга! (смотрит на листочки) Да интересные они, так ты их своим колдовством такими сделала. Ну, вот ребята вам следующее задание от нас – составить предложение о весне.

Этап «Составь предложение из слов»

 Команды собирают свое предложение 

и выстраиваются по порядку слов в предложении.

(1 команда: На деревьях распускаются листочки.

2 команда: С юга прилетают птицы.)

За выполненное задание ребята получают пазл №4

Баба Яга: Вот вы справились со всеми заданиями! Теперь соберите из пазлов картинку.

Совушка: Не спеши Баба-Яга. Не просто соберите картину, а еще составите рассказ по ней.

Этап «Составь рассказ по картинке»

Командам дается время (герои помогают детям).

 Дети представляют свои рассказы Совушке.

Совушка: Молодцы!

Баба Яга: Вы хорошо постарались, теперь я расколдую лес 

(колдует, размахивая метлой):

Колдуй, баба, колдуй, дед, 

Трое сбоку — ваших нет, 

Дуб зеленый, дом сосновый, 

Ты про лес мне дай ответ!

Все! Дело сделано: лес ожил, птички поют, а лесные жители проснулись.

Совушка: Баба-Яга, ты кое-что забыла! Где моя посылка?

Баба Яга: А-а! Я совсем забыла! Вот держите карта (отдает). Ищите свою посылку. Ладно уж!

Воспитатель: Баба Яга, ты опять мудришь, запутываешь. А мы с этим заданием быстро справимся, правда, ребята?

Дети, воспитатель и герои идут за посылкой по карте. 

(маршрут карты, где находится посылка: 

«Пройдите под аркой, поверните налево, 

идите прямо до медведя, повернуть налево 

и зайдите на свой участок там вас ждет посылка»)

Группа находит посылку.

1 ребенок. 

Пусть Земля, как сад весенний, расцветает с каждым днём!

Только, чур, не забывайте беречь её, наш общий дом! 

2 ребенок.

Чтобы нам светлее стало, полюби природу ты,

Не ломай кусты, деревья, на лугах не рви цветы!

3 ребенок.

Будем вместе наслаждаться этой дивной красотой,

И прекрасными цветами расцветёт весь шар земной!

Рассказы об осенних превращениях леса, когда на моховых болотах рассыпана по кочкам румя­ная клюква, на лесных полянах краснеют гроздья рябины, воздух чист и прозрачен, а многие птицы готовятся к перелету…

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые под­осиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румя­ная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправ­ляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие жу­равли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.к оглавлению ↑

Улетают журавли

В золотые осенние дни собира­лись к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собрав­шись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шум­ные города высоко в небе летели жу­равли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чут­кие журавли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Чуть брезжит над рекой, над лес­ными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли подни­маются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, жу­равли! До радостной встречи вес­ною!

к оглавлению ↑

У лесного озера

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озе­ром солнце.

На яркий, осыпанный росинка­ми-алмазами расписной ковёр по­хожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросши­ми вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.

Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; пе­репорхнёт, сядет долбить дерево дятел.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.

В таёжных глухих лесах каж­дую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глуха­ри колючей и жёсткой сосновой хвоей.

Ходит по гальке глухарь, выби­рает крепкие камешки. Не шелох­нётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осен­нее солнце.

к оглавлению ↑

Беляк

Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слу­шает.

Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хит­рая лисица, или схватит голод­ный волк, или спрыгнет с дере­ва и загрызёт быстрая рысь…

Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется бе­ляку, это идут злые волки. Прыг­нет из-под ног лягушонок — то­же страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрач­ные дни. Где ни ляжет, ни спря­чется, его видно издалека: кру­гом всё жёлтое, золотое, а пор­точки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит роб­кий беляк.

Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.

Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

Зароется он в снежный суг­роб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни бы­страя рысь.

к оглавлению ↑

Ёж

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, че­рез лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.

Осенью у ежей мало до­бычи. Попрятались в зем­лю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

В ясные осенние дни го­товит себе хлопотливый тру­женик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лес­ной мох — стелет зимнюю постель.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бе­гать по лесу, ловить червей и жуков.

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный суг­роб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдёт его ло­гова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зи­му проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

к оглавлению ↑

Белки

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут про­ворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спу­скаются на землю собирать грибы.

В развилине елового сучка белки развесили су­шить красноголовый под­осиновик, тонконогие ма­ленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отбор­ные, вкусные орехи.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Поздней осенью пере­менят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки.

В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах белки вос­питывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых моро­зов и холодных ветров.

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шу­страя белка.

к оглавлению ↑

Медведи

Вечером вышла медве­дица с медвежонком на лес­ную полянку, увидела му­равьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.

А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-му­равьед, добывал муравьи­ные яйца. Услыхал он мед­ведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.

Подошла медведица к муравьиной куче, стала раз­гребать лапой кучу. Раско­пала её и высунула длин­ный красный язык.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Облепят муравьи медве­жий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит му­равьёв. Смотрит на медве­дицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.

Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зи­му, накопить побольше жи­ру, нужно устраивать тёп­лую берлогу.

Поздней осенью забе­рутся медведи в свои бер­логи, будут спать до весны, до весеннего тёплого сол­нышка.

к оглавлению ↑

Рысь

Вечером, после охоты, вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зу­бах краснобрового тетере­ва-косача.

Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно ска­чет под ними чуткая рысь.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Слышит рысь, как пада­ют с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистит в лесной чащобе рябчик и попискивают шу­стрые синички, как пере­порхнул, уселся на сухом дереве дятел.

Всё видит, всё слышит рысь в глухом лесу.

И лето и зиму скитают­ся по лесу, ищут добычу чуткие рыси. То поймают неосторожного зайчишку- беляка, то схватят белку или подкрадутся к задре­мавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть ос­торожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь, умеет заби­раться на высокие густые деревья.

к оглавлению ↑

Осенний вечер

Быстро наступает вечер в глу­хом лесу.

Тёмные тени лежат под де­ревьями. Недвижно высятся ста­рые сосны, чернеют густые разла­пые ели.

Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Скрылось за деревьями вечер­нее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел —• желна. Он звонко долбит сухое де­рево.

Далеко слышен в вечернем ти­хом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.

Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и чер­вяков.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова зай­чишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчиш­ке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.

(Илл. Никольского Г.)

image_pdfimage_print

Конспект НОД по речевому развитию ( старшая группа)  

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу»

Цель: совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по сюжетной картине, придерживаясь плана.

Образовательные задачи:

— учить (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины «Осенний день в лесу»;

— закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;

-обогащать речь детей с прилагательным резной

— помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом

Развивающие задачи:

— продолжать развивать речь как средство общения;

— обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;

— упражнять в образовании однокоренных слов (береза-березовый, клен-кленовый)

— развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

Воспитательные задачи:

— воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;

— воспитывать любовь к к окружающему миру.

Материалы: осенние листья, «волшебный» листик на палочке (на каждого ребенка, картины осени, большая корзина, корзинка с кондитерской выпечкой «Грибы», схемы-модели «Признаки осени», Королева Осень, магнитная доска, карточки- схемы «Мое настроение» на каждого ребенка, аудиозапись музыкальный альбом «Классика малышам» В. Моцарт.

Ход.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес.

Но в какой сказочный лес мы узнаем отгадав загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю.

Но не боюсь я сосен

И ёлочек …я (осень).

В: Правильно осень

Значит в какой лес мы отправимся?

Скажи Никита, Саша, Риана

+ Осенний

В: Молодцы, осенний. А чтобы отправиться в осенний волшебный лес нам нужно

проговорить волшебные слова и подуть на волшебный листок.

Артикуляционная разминка (чистоговорка).

Ла – ла – ла – осень к нам пришла!

Ре – ре – ре – осень на дворе!

Ца – ца – ца – осень у крыльца!

Ном – ном – ном – осень за окном!

В: Молодцы, дети.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Листок».

В: Давайте все вместе скажем волшебные слова и подуем на листок: «Отнеси нас листок в осенний лесок», затем стоя, спокойно вздохнуть, длительно выдохнуть — подуть на листик. Воспитатель предлагает пройти в осенний лес (на ковер). (включаю аудиозапись классика Малышам Моцарт)

В: Вот мы и в осеннем лесу! И встречает нас Королева Осень с корзиной.

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Осенью в лесу»

Заходи в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот березки золотые стоят,

Под березками грибочки сидят Дети выполняют ходьбу на месте.

Разводят руки в стороны и оглядываются

вокруг. Поднимают руки вверх.

Сегодня в лесу чудесная погода: светит солнышко, по небу плывут облака, гонимые осенним ветром. Все деревья, кусты, травы – в осеннем наряде. А под ногами ковер из осенних листьев.

Посмотрите всюду лежат листья. Правда они красивые?

— А давайте мы их соберем?

+ (дети берут по одному листочку)

Воспитатель:

— Скажи Самира, какой у тебя лист? (спрашиваю нескольких)

+ листик рябины

— Правильно листик какой, Кира?

+ Рябиновый

— Молодец, рябиновый. Рябиновый листик какой?

+ красный, золотой, резной.

— Скажи, Саша, резной.

— Повтори ты Аделя

— Повтори ты Есения

— Давайте все вместе скажем

РЕЗНОЙ

(то же про листик клена, березы)

(Спрашиваю 3 детей)

Предлагаю с листочками поиграть. Игра называется «Назови признаки осени».

Каждый по очереди называет признаки осени и кладет листочек в корзину.

Дети: +Дни стали короче, ночь длиннее, солнце светит мало, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные ветра, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда.

Воспитатель:ребята.

— Скажите, дети, а как ведут себя лесные жители и насекомые.

+ заяц меняет свой цвет, медведь ложится спать в берлогу, белка запасается грибами, орешками, насекомые прячутся под кору деревьев.

— Воспитатель: правильно, молодцы, ребята.

— Ой, посмотрите, ребята, акто это у нас сидит весь такой грустный?

+ Ежик.

— Ребята, ежик говорит, что чтобы идти в спячку, ему нужно составить рассказ по картине.

Давайте ему поможем.

— Сядем все на стулья и поможем нашему Ежику.

2. Основная часть.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней.

В: Посмотрите внимательно на картину и скажите, как бы вы её назвали?

— Какое время года изобразил художник?

+ Осень

— Какое время суток он нарисовал?

+день

— Как об этом сказать одним предложением? (Художник изобразил осенний день в лесу и точно так же назвал эту картину).

+ прогулка в осенний день.

— Как вы догадались, что на картине день?

+ В лесу светло, дети гуляют.

— А почему вы решили, что день осенний?

+ Под ногами лежат листья. Они пожелтели. Их на деревьях почти не осталось

В:

— Еще по каким признакам вы узнали, что это осень?

+ Дети тепло одеты,

+ Птицы улетают в теплые края

— Какой осенний день на этой картине?

+ Тёплый, солнечный.

В тёплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? Синее небо и плывущие на небе облака, желтые и синие тона радуют глаз.

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

— Садитесь, ребята.

Послушайте, какой рассказ я сочинила.

Наступила долгожданная осень. Ранней осенью ещё случаются тёплые деньки. Воздух чист и прозрачен. Дни становятся короче, солнышко греет меньше. В теплый край улетают птицы. Желтеют, краснеют и опадают листья. Дети вышли в лес на прогулку. Вместе с ними радуется тёплым осенним денькам собака Шарик. Мальчик и девочка о чем-то разговаривают. Все рады тёплому осеннему деньку!

— Вам понравился мой рассказ?

— Чем он понравился?

— Что особенно понравилось в рассказе?

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине, используя план – схему.

(вывешиваю план схему)

Посмотрите на схему и скажите с чего вы начнёте свой рассказ? (Разобрать план – схему к рассказу).

-1я картинка – солнышко и тучка

2я картинка – насекомые не летают, птицы улетают

3 я картинка – листья опадают

4 картинка – люди тепло одеваются

5 картинка – под ногами лежат желтые листочки

6 картинка – нам нравится или не нравится осень

— Кто желает составить свой рассказ? (Выслушиваются 2-3 детей).

— Расскажи, ,свой рассказ.

— Расскажи,, , свой рассказ

— Молодцы, ребята. Такие красивые рассказы составили. Помогли Ежику. Он говорит спасибо и уходит в спячку.

И нам ребята, пора в садик возвращаться.

— давайте мы подуем в волшебный листок и скажем: «Отнеси нас листок в детский садок»

Вот мы и в садике.

3. Итог.

— Ребята, в каком лесу мы сегодня побывали?

+ в осеннем лесу.

+ Чему мы сегодня учились?

— Что интересного узнали?

— Дети, вам понравилось в осеннем лесу? Выберите карточку схему с веселым, грустным, спокойным настроением. И мы отправим эти карточки с осенним ветром Королеве осени.

Сюрпризный момент.

Ребята, вы сегодня были очень внимательными и старательными. У вас получились замечательные рассказы про осенний день в лесу. Вы расскажите их своим друзьям и родителям.

Тема урока: Развитие речи.Сочинение-описание по
картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Класс:7

Учитель: Бедаш Е.В.

Цель урока: Совершенствовать умение создавать текст сочинения-описания
 

Задачи:

·       
познакомить с творчеством И. И. Шишкина;

·       
формировать навыки последовательного анализа
описания картины: построение предложений, использование образно-выразительных слов
и оборотов речи;

·       
развивать устную и письменную речь; 

·       
воспитывать интерес к живописи, эстетический
вкус;

·       
коррекция письменной речи;

·       
коррекция устной речи.

Планируемые результаты:

предметные:

·     создавать
письменные монологические высказывания;

·     соблюдать
в практике письма нормы современного русского литературного языка (лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные);

·      стилистически
уместно использовать лексические и фразеологические средства языка.

·     метапредметные:

·     проявлять
интерес к культуре и истории своего народа, Родины
;

·     создавать
письменный текст с использованием типа речи описание.

·     личностные:

·    
осознание эстетической ценности произведений живописи;

·    
сформированность нравственных чувств;

·    
сформированность чувства осознанного патриотизма.

Тип урока: урок развития
речи.

       Оборудование: портрет художника, репродукция картины, презентация,
учебник.

Ход урока:

1.     Организационный
момент

2.    
Активизация внимания.

Настало время для сказки!!!

Как-то раз в одно ранее теплое летнее утро
собралась я с утра в лес по ягоды сходить — земляники, черники , малинки из
лесу набрать! Собралась быстро, корзинку в руки взяла и бегом, пока не жарко, в
ближний лесок побежала. Солнышко ещё не встало, только небо порозовело, а
вокруг темно. Пока до леска дошла, уже птички запели, первые лучики солнца
разбудили кузнечиков , которые тут же весело затрещали в траве… Очень быстро
нашла я полянку с земляничкой, и давай её собирать. Пока в корзиночку собирала
ягодки, лес совсем изменился: стоят кругом высокие сосны, кое –где упавшие,
корягами из земли торчат. Подняла я голову , а лес –то не знакомый!!!
Заблудилась я видно! Испугалась! Аукать стала, вдруг кто услышит! Посмотрела в
какой стороне солнышко подыматься начало, повернула в нужную сторону и домой
пошла среди бурелома да высоких сосен. Только поваленное дерево обошла, и вдруг
смотрю поляна, да не простая… А что я там увидела, то и вам, ребятки покажу!

3. Формулировка
темы.

Сказки, сказками…
Но это не моя фотография того сказочного леса.
Перед вами
картина великого русского художника… Кто уже знаком с этой картиной? Как она
называется? Кто автор?

Подсказка

Название вы отгадаете, когда
ответите на вопросы.

Внимательно
слушайте и отгадывайте первое слово:

Вот проснулось в
небе солнце,

Заглянуло к нам в
оконце.

Петушок горланит
мудро,

Возвещая: «Это ….
…»   Утро! 

 Правильно дети!
Первая подсказка — это слово утро. 

А где растут
сосны? ( сосновый лес, бор).

Утро (где?) в
сосновом лесу.

4.    
Вопросы по теме урока.

Кто из вас
бывал ранним утром в лесу?

Что особенно
интересного вы там заметили?

Представьте, что
вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то, что вы видите
вокруг.

И.И. Шишкин родился 25
января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небольшой купеческой
семье. С детства любил рисование и чтение. Шишкин рисовал на всем, что
попадалось под руку. В 1889 году он писал картину “Утро в сосновом лесу”.
Замысел этого произведения художнику подсказал его друг К. А. Савицкий. Это
одна из наиболее известных картин И.И. Шишкина. 
В своих произведениях художник выразил огромную любовь
к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам всю
красоту, своеобразие, прелесть русского леса. Его называли «певцом русской
природы». Художником написано 292 картины. По популярности «Утро в сосновом
лесу» занимает второе место после «Богатырей» В.М. Васнецова.

5.    
Обращение к учебнику. Стр. 128.

Сегодня мы будем писать
сочинение по картине И. И. Шишкина. Рассмотрите внимательно эту картину. 

6.    
Беседа с классом.

О чем эта картина?

( — Про медведей)(Про природу)

— Тогда почему она так названа художником
«Утро в сосновом лесу»?

( Потому, что тут нарисован лес утром)

— Так все-же картина рассказывает нам про
лес или про медведей?

( Про лес и про медведей, про медведей в
лесу).

— Все верно, и про лес и про медведей –
лесных жителей.

— Можно ли по картине догадаться , что в
сосновом лесу наступило утро? Какие подсказки оставил нам художник?

( светлое небо, темные деревья внизу,
жёлтый цвет ранеего солнца на макушках сосен. Туман, окутавший стволы
деревьев).

— Что больше всего привлекает ваше
внимание в этой картине?

( Медведи)

— Чем занимаются малыши медвежата и как на
это реагирует их мама? Как вы думаете, что она им говорит?

( Медвежата играют на сломанном,
поваленном дереве, а мама за ними следит и как будто говорит им, чтобы они не
баловались и не свалились вниз).

7.    
Практическая
работа.

Постройте рассказ.(КАРТОЧКИ)

Передо мной… (репродукция
картины
И.И. Шишкина
«Утро в сосновом лесу».)

Художник изобразил… (густой,
дремучий, сосновый
лес ранним, туманным, светлым  утром).

В центре картины…(маленькие
медвежата и их мама медведица).
Малыши (что делают?) … играют на
поваленном, сломанном
дереве
, а мама (что делает?) (за ними следит и
как будто говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз
).

Красивый ли текст у вас получился?
Не очень. Не хватает прилагательных.

Подберите слова, чтобы описать
каким получилось утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро- раннее, туманное,
светлое, солнечное,летнее …

Лес- сосновый, густой, тёмный,
дремучий, величавый, мрачный, пробуждающийся…

Дерево- сломанное, поваленное,
вырванное с корнем…

Медвежата- маленькие,
резвящиеся, забавные,
мохнатые, косолапые, неуклюжие

Медведица- большая,
наблюдательная, беспокойная или беспокоящаяся…

8. Беседа с классом.

— Какое настроение появляется у вас, глядя
на эту картину?
(Настроение хорошее, весёлое, загадочное).

Что вас, может быть, удивило  в этом лесу? (Сосны высокие, могучие)

-А почему художник для
своей картины выбрал именно такую глушь?
 Только
здесь медвежата могут играть беззаботно. Их покой охраняет дремучий густой лес,
сюда не ступала нога человека.)


А как вы думаете, что же главное в этой картине?
(Художник
хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек
жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя
нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн)

В заключении сочинения мы выражаем своё
мнение. Мне понравилась картина…, почему?

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового
леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну.
Шишкина можно назвать царём леса.

9.    
Написание
сочинения на черновике.

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

  • Рассказ про сестру фаины раневской белла про мясной магазин
  • Рассказ про синичку для детей 6 лет
  • Рассказ про сильную личность обществознание 6 класс ломоносов
  • Рассказ про сидней на английском языке
  • Рассказ про сентябрь для 2 класса