Шесть лет – это старший дошкольный возраст. Основное внимание педагогов и родителей в этот период направлено на подготовку ребенка к школе. Поэтому важно знать, какими знаниями и умениями в норме развития должен обладать будущий школьник.
Содержание статьи:
- Интеллектуальное развитие
- Развитие речи
- Психологическое развитие
- Сенсорные особенности
- Математика
- Физическое развитие
- Мелкая моторика
- Память
- Развитие мышления
- Эмоциональное и социальное развитие ребенка
- Что должен знать ребенок перед школой
- Отличия в развитии мальчиков и девочек шести лет
- Выводы
Интеллектуальное развитие
К шести годам у ребенка уже имеется определенный жизненный опыт, который он использует для решения самых разных задач. В этом возрасте малыш должен уметь следующее:
- использовать в разговоре полученную из книг, мультфильмов, общения со сверстниками и взрослыми информацию;
- решать головоломки, ребусы;
- понимать причинно-следственные связи событий;
- делать выводы и умозаключения на основе полученной информации;
- уметь различать главные и второстепенные свойства предметов;
- запоминать и пересказывать сказки, рассказы, мультфильмы;
- вести длинный монолог;
- совместно со сверстниками придумывать новые правила знакомой игры.
Шестилетки продолжают активно изучать мир, с удовольствием поглощают новую информацию и задают взрослым множество вопросов.
Развитие речи
В этом возрасте дети много говорят. Они без труда ведут содержательные беседы со сверстниками и взрослыми. Благодаря развитию памяти они могут запоминать все больше новой информации. Словарный запас шестилетки составляет 3–3,5 тыс. слов.
Ребенок в 6 лет должен уметь:
- грамотно строить предложения, согласовывая между собой части речи;
- выговаривать все буквы и звуки, не иметь трудностей с произношением;
- делать простой звуковой анализ слов;
- подбирать синонимы и антонимы к слову;
- передавать эмоции с помощью тембра голоса, темпа речи, интонации;
- давать развернутые ответы на вопросы;
- обобщать предметы в группы;
- рассказывать скороговорки;
- понимать и пересказывать шутки, анекдоты, каламбуры, соответствующие его возрасту.
Диалоги дети старшего дошкольного возраста умеют вести лучше, чем монологи. При пересказе рассказов, фильмов, историй из жизни обращают внимание на основные детали, отбрасывая второстепенные.
Читайте так же: как развить внимание у ребенка.
Психологическое развитие
В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами. У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.
Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его.
Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.
Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.
В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.
Сенсорные особенности
Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей идут параллельно. Малыши изучают окружающий мир с помощью органов чувств. Они все рассматривают, трогают, прислушиваются к звукам.
Шестилетки имеют довольно четкие представления о форме, размерах предметов, положении их в пространстве. Дети должны уметь:
- различать не только цвета, но и множество оттенков;
- разбивать сложную форму на отдельные части;
- знать основные свойства предметов, некоторых жидкостей;
- описывать предмет с помощью прилагательных, указывающих на его свойства (твердый, колючий);
- понимать, как можно использовать то или иное вещество в зависимости от его свойств (наливать, намазывать, насыпать);
- описывать простые химические реакции (вода заливает огонь, лед тает в тепле).
Для развития сенсорного восприятия полезно играть с водой, песком, глиной, изучать свойства различных веществ, проводить несложные опыты.
Математические умения
Еще до школы многие дети осваивают базовые математические навыки. Шестилетки должны знать следующее:
- хорошо считать от 0 до 10 и обратно;
- знать цифры до 20;
- уметь складывать и вычитать числа в пределах 10 (но это необязательно);
- знать понятия «больше», «меньше», «равно» и уметь ими оперировать;
- знать, как выглядят цифры от 1 до 10;
- знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
- с помощью картинок или предметов решать простые математические задачи.
Это минимальные математические навыки, которыми должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. Но как правило, многие шестилетки умеют считать до ста, писать цифры, решать занимательные задачки.
Физическое развитие
Ребенок в 6 лет отлично владеет своим телом. У него активно развивается мускулатура, движения уверенные и скоординированные. В шесть лет малыши должны уметь:
- быстро бегать, высоко прыгать, выполнять сложные движения (кувыркаться, ходить по узкой доске, попадать мячом в цель);
- уметь чередовать быстрый, средний и медленный бег;
- оббегать препятствия, не задевая их;
- лазить по шведской стенке без помощи взрослых, висеть на турнике;
- ползать на коленях, на животе, задом наперед;
- делать приседания с прямой спиной;
- бросать предметы одной рукой;
- быстро подниматься по лестнице через одну ступеньку.
В этом возрасте ребенка можно научить кататься на двухколесном велосипеде, самокате, плавать. Обязательно нужно делать ежедневную зарядку и играть в активные игры на свежем воздухе.
Мелкая моторика
Шесть лет – это возраст активного развития мелких мышц руки, необходимых для учебы в школе. Поэтому ребенок шести лет должен уметь следующее:
- правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер;
- ровными линиями соединять точки;
- рисовать в тетради по клеточкам;
- рисовать прямые и изогнутые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
- аккуратно вырезать фигуры из бумаги;
- лепить из глины и пластилина мелкие детали и соединять их в единую композицию;
- штриховать, рисовать линии разной толщины;
- рисовать фигуры, не поворачивая лист бумаги в разные стороны;
- вдевать нитку в иголку.
В старшем дошкольном возрасте развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. В школе ребенку придется много писать, поэтому важно подготовить мышцы руки к будущей нагрузке.
Память
Память и внимание у старших дошкольников гораздо более развиты, чем у малышей. В шесть лет дети способны концентрироваться на выполняемом деле до получаса. Непроизвольная память пока что преобладает, но и произвольная развивается все лучше.
В 6 лет дети с легкостью запоминают длинные стихи и песни, пересказывают объемные сказки и рассказы. Чем больше эмоционального отклика вызывает информация, тем легче она запоминается. В этом возрасте детям еще сложно запоминать вещи, которые не вызывают у них интереса.
Развитие мышления
Особенностью шестилеток является преобладание образного мышления. Они могут придумывать что-то новое, рисовать рисунки с необычными сюжетами, делать оригинальные поделки, строить сложные композиции из конструктора.
В шестилетнем возрасте ребенок должен уметь:
- делать выводы и умозаключения;
- сравнивать предметы по различным параметрам, группировать их, исключать из группы лишнее;
- находить сходства и различия, ориентируясь на основные признаки предметов;
- подбирать обобщающее слово для названия группы предметов или явлений;
- составлять рассказ по сюжетным картинкам;
- придумывать альтернативную концовку для рассказа, фильма;
- использовать теоретические знания на практике.
При подготовке к школе нужно обязательно развивать память, внимание и мышление.
Читайте так же: развитие мышления у детей дошкольного возраста.
Эмоциональное и социальное развитие ребенка
На седьмом году жизни малыш уже умеет управлять своими эмоциями, становится менее импульсивным. Он уже осознает себя личностью и начинает активно создавать социальные связи с окружающими людьми.
У ребенка проявляется интерес к новым видам деятельности. Он выбирает все более сложные и интересные игры. Малыш знает основные правила общения с другими детьми и взрослыми, четко понимает границы дозволенного в общении.
Шестилетки уже умеют оценивать результаты своей деятельности, радуются, когда получается хорошо и расстраиваются при неудаче. У них развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Что должен знать ребенок перед школой?
Дошкольники уже хорошо ориентируются в окружающем мире и много знают о нем. Вот небольшая памятка для родителей, о том, что должен знать ребенок перед школой:
- свои ФИО, а также ФИО родителей;
- домашний адрес, город и страну;
- названия времен года, времен суток и их основные признаки;
- названия всех месяцев и дней недели по порядку;
- названия животных, окружающих предметов, видов транспорта, растений и т. д.
Нелишними будут умения читать, считать и писать печатными буквами. Чем больше малыш умеет, тем легче он сможет учиться.
Отличия в развитии мальчиков и девочек
В старшем дошкольном возрасте дети уже четко понимают свою половую принадлежность и отличают мужское поведение от женского. Девочки пытаются подражать матери, мальчики – отцу.
Игры мальчиков и девочек отличаются. Первые предпочитают активное времяпрепровождение – бег, лазанье по деревьям и т. д., а вторые – спокойные игры с игрушками.
При подготовке к школе девочкам обычно лучше даются навыки письма и чтения. Мальчики лучше разбираются в математике, у них более развито логическое мышление.
Девчонки более эмоциональны. Мальчишки стараются сдерживать свои чувства и не показывать их окружающим.
Выводы
Шесть лет – это возраст подготовки к школе. В этот период у детей усиленно развиваются когнитивные процессы, мелкая моторика рук. Эмоции шестилеток становятся более глубокими, развивается самоконтроль. В шестилетнем возрасте ребенок осознает себя как личность.
Если вы хотите подготовить своего малыша к школе, обращайтесь в наши детские развивающие центры «Бэби-клуб». Профессиональные педагоги помогут ребенку развить все необходимые навыки и раскрыть его творческие способности.
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Руководство | |
Круглова Людмила Николаевна Заведующий | Рабочий телефон: (498) 697-43-72 E—mail: ds7zven@yandex.ru Образование: высшее Специальность: математика Квалификация: учитель математики средней школы Высшая квалификационная категория Общий стаж работы: 47 лет Стаж работы по специальности: 47 лет Повышение квалификации: «Современные механизмы управления как ключевое условие устойчивого развития образовательных систем» (72 часа), 2018 год. Адрес места нахождения: 143180, Московская область, город Звенигород, улица Почтовая, дом 19А |
Калинкин Дмитрий Юрьевич Заместитель заведующего по безопасности | Образование: высшее Адрес места нахождения: 143180, Московская область, город Звенигород, улица Почтовая, дом 19А |
Сидякина Наталья Валерьевна Заместитель заведующего по административной и хозяйственной работе | Образование: Среднее специальное E-mail: ds7zven@yandex.ru Адрес места нахождения: 143180, Московская область, город Звенигород, улица Почтовая, дом 19А |
Состав педагогических работников | |
Сидоренкова Евгения Алексеевна Старший воспитатель | Образование: высшее — АНО ДПО «Среднерусская академия современного знания», Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации, 72 часа, 2018 год. — ФГБОУ ВО «Нижегородский гос. пед. университет имени Козьмы Минина», «Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении», 72 часа, 2019 год. Стаж работы по специальности: 1 год Квалификационная категория: высшая |
Шарпова Мария Александровна Педагог-психолог | Образование: высшее — ООО «Инфоурок» г.Смоленск, «Песочная терапия в работе с детьми», 72 часа, 2018 год. — ООО «Инфоурок» г.Смоленск, «Оказание первой помощи», 36 часов. 2019 год. — ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», «Проблемы инклюзивного образования в ДОО», 72 часа, 2020 год. Общий стаж работы: 16 лет Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): психологическое сопровождение Квалификационная категория: высшая |
Пирожихина Ирина Николаевна Учитель-логопед | Образование: высшее — АСОУ, » «Профилактика и коррекция нарушений зрительного восприятия у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», 72 часа, 2017 год. — ФГБНУ «ИИДСВ РАО» «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», «Логопедическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья», 16 часов, 2019 год. — ООО «Высшая школа делового администрирования», «Оказание первой помощи», 72 часа, 2019 год. — ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», «Проблемы инклюзивного образования в ДОО», 72 часа, 2020 год. Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): коррекция речевых нарушений Квалификационная категория: высшая |
Аммятова Лилия Гаязовна Инструктор по физической культуре | Образование: высшее Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): физическое развитие Квалификационная категория: высшая |
Устинова Валентина Анатольевна Музыкальный руководитель | Образование: среднее профессиональное — «Высшая школа делового администрирования», «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ», 72 часа, 2019 год. — ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний», «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО», 72 часа, 2020 год. Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): музыкальное развитие Квалификационная категория: высшая |
Невидицына Татьяна Алексеевна Социальный педагог | Образование: высшее — ООО «Высшая школа делового администрирования», «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ», 72 часа, 2019год. — ООО «Высшая школа делового администрирования», «Арт-терапия как метод работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного и школьного возраста», 72 часа, 2019год. — ООО «Высшая школа делового администрирования», «Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях», 72 часа, 2019год. — АНО ДПО «Центральный многопрофильный институт», «Доступная среда по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», 16 часов, 2020год. Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социальная педагогика Квалификационная категория: первая |
Банкова Наталья Александровна Воспитатель | Образование: высшее Квалификация, специальность: Организатор-методист дошкольного образования, Педагогика и методика дошкольного образования- 2013 год. Проф.переподготовка: ООО «Инфоурок» г.Смоленск, «Воспитание детей дошкольного возраста в логопедической группе», 540ч, 2021г. Повышение квалификации: — АНО ДПО «Центральный многопрофильный институт». Менеджмент в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС, 108 часов, 2017 год. — Акционерное общество «Академия «Просвещения», Современные механизмы управления как ключевое условие устойчивого развития образовательных систем, 72 часа, 2018 год. — АНО ДПО «Центральный многопрофильный институт», Доступная среда по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, 16 часов. Общий стаж работы: 13 лет Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория:б/к |
Бастрыкина Наталья Владимировна Воспитатель | Образование: среднее профессиональное — ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях, 72 часа, 2018 год. — Истринский профессиональный колледж, «Проблемы инклюзивного образования в ДОО», 72 часа, 2020г. Общий стаж работы: 31 год Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: высшая |
Безуглова Анна Сергеевна Воспитатель | Образование: cреднее специальное Квалификация, специальность: «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонением в развитии и с сохранным развитием», «44.02.04 Специальное дошкольное образование» — 2019 г. Повышение квалификации: — АНО ДПО «Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы», «Технология раннего обучения чтению детей дошкольного возраста по методике Н.Зайцева», 108 часов, 2019г. — ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях в контексте ФГОС ДО», 72 часа, 2019 год. Общий стаж работы: 1 год Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: б/к |
Волнистова Елена Валерьевна Воспитатель | Образование: среднее профессиональное — ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях в контексте ФГОС ДО, 72 часа, 2019 год. Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: высшая |
Дроботова Наталья Евгеньевна Воспитатель | Образование: высшее Квалификация, специальность: «Учитель начальных классов», «Педагогика и методика начального образования»: специализация: «Организация работы в образовательном комплексе «Сад — школа»— 2011год. Повышение квалификации: — ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет «Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО», 72 часа, 2017 год. Общий стаж работы: 12 лет Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: первая |
Коюкова Татьяна Владимировна Воспитатель | Образование: среднее профессиональное «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ», 72 часа. 2019 год. Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: высшая |
Кучумова Елена Александровна Воспитатель | Образование: среднее профессиональное г. Екатеринбург, «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ», 72 часа, 2019 год. Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: высшая |
Марченко Юлия Владимировна Воспитатель | Образование: высшее Проф.переподготовка: ООО «Инфоурок» г.Смоленск, «Воспитание детей дошкольного возраста в логопедической группе», 540ч, 2021г. г. Екатеринбург, «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ», 72 часа, 2019 год. Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: высшая |
Найденова Галина Юрьевна Воспитатель | Образование: среднее профессиональное — Педагогический университет «Первое сентября», «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями», 72 часа, 2018 год. — ООО «Высшая школа делового администрирования» г. Екатеринбург, «Арт-терапия как метод работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного и младшего школьного возраста», 72 часа, 2019год. — Образовательное учреждение Фонд «Педагогический университет «Первое сентября», Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития, 72 часа 2018 год. — АНО ДПО «Среднерусская академия современного знания», Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации, 72 часа, 2019 год. — ООО «Высшая школа делового администрирования» г. Екатеринбург, «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ», 72 часа, 2019 год. — МГОУ г.Москва, «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации» 72 часа, 2017год. — ООО «Столичный учебный центр» г.Москва, «Шахматы: Методика преподавания курса в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО», 36 часов, 2020 год. Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: высшая |
Непомнящих Нина Андреевна Воспитатель | Образование: высшее Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: высшая |
Ураева Наталья Николаевна Воспитатель | Образование: высшее Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие(лепка/аппликация/рисование); физическое развитие. Квалификационная категория: высшая |
В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит одна из важных задач: донести до родителей и детей, что нравственное, эстетическое развитие ребенка, формирование его языковой культуры и речи не может состояться без приобщения к книге.
Существует разнообразие технологий и методов, которые могут помочь в развитии интереса к книге и культуре чтения у детей и их родителей.
Одной из них является уникальная технология «Storysack», разработанная английским доктором филологии, автором книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте, Нейлом Гриффитсом в 1994 году.
«Storysack» в переводе с английского обозначает «Мешок историй».
Это своего рода комплект, сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов, направленных на развитие интереса к чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей.
Внедрение данной технологии включает в себя несколько этапов.
1. Подготовительный этап.
1) Подбор произведения художественной литературы.
Критерии отбора:
— зарекомендованное произведение;
— качественные иллюстрации;
— подходит для чтения вслух;
— доступна и интересна возрасту детей;
— любимая книга детей или рекомендуемая родителями.
2) Подготовка мешка для комплекта материалов.
Возможно проведение мастер-классов для родителей по созданию мешка, его украшение в совместной деятельности с детьми (приклеивание бусин, элементов, роспись, пришивание пуговиц).
3) Подбор компонентов для комплекта.
— игрушки, куклы, бибабо, маски, перчатки, резиновые фигурки – все, что может послужить прообразами героев выбранного литературного произведения;
— научно-популярная книга по теме, близкой к произведению, например, по сказке В. Сутеева «Под грибом», подойдет энциклопедия о растительном и животном мире.
— аудиокнига, прочитанная известными актерами и записанная на носитель.
— флеш-накопитель с мультфильмом по произведению.
Также можно включить в комплект декорации для театрализации произведения, фоны и подкладки.
4) Разработка развивающих игр.
Данные игры должны помогать детям в осмыслении прочитанного, развитии лексикона, связной речи, подготовке к самостоятельному чтению, в развитии мыслительной деятельности, а также расширении кругозора.
Примеры игр:
«Режиссерская версия» — детям предлагается устно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание;
«Допиши рассказ» — необходимо сочинить продолжение к книге;
«Крокодил» — с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;
«Найди пословицу» — подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;
«История слов» — работа со словарями по объяснению новых слов.
«Два приятеля» — помогают в развитии словаря синонимов.
«Скажи наоборот» — расширение словаря антонимов.
Возможна организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом мешке должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
5) «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов).
Это могут быть памятки, буклеты, варианты художественной книги различных изданий, примеры вопросов для беседы по произведению, биографические данные писателя.
6) В завершении подготовительного этапа оформляется опись готового «Мешка историй».
2. Этап продвижения
Подготавливаются анонсы мероприятий, мастер-классы, буклеты, раздаются рекламные листовки.
3. Основной этап
— Чтение художественного произведения.
— Рассматривание иллюстраций.
— Рассказывание книги.
— Обсуждение.
— Работа с реквизитами.
— Игры с элементами театрализации и обыгрывания сюжетов книги.
Во время знакомства детей с научно-популярной книгой, необходимо будет обратить внимание детей на содержание, алфавитный порядок, возможность легкого ориентирования в книге с помощью указателей. Попросить детей поделиться своими впечатлениями о книге, ее иллюстрациях. Возможно составление интересующих детей вопросов по теме. А интересные факты можно совместно красочно оформить и раздать детям
Прослушивание аудиокниги организовывается в комплексе с продуктивной деятельностью. Оно может быть в начале, одновременно с деятельностью или в завершении.
Продуктивная деятельность может включать в себя рисование иллюстраций, раскрашивание готовых распечаток, изготовление закладок для книги, оформление новой обложки или рекламы книги.
4. Завершающий этап
На завершающем этапе «Мешок» остается в группе или передается для реализации в другие группы ДОУ, возможна передача в библиотеки и школы, для продвижения и распространения технологии.
В дальнейшем собирается и обрабатывается информация для сбора последующих «Storysack», с учетом читательского интереса детей.
Использование данной технологии позволяет реализовывать принципы и задачи ФГОС дошкольного образования, так как в процессе работы у детей формируется позитивная социализация, посредством совместной деятельности, развивается кругозор, пополняется и расширяется словарный запас детей, повышается культура и нравственность, стимулируется интерес не только к чтению произведения, но и его осмыслению и обсуждению.
С целью поддержать развитие общих навыков детей в возрасте от полутора до трех лет Министерство образования планирует включить услугу по присмотру за малышами в систему образования. Это значит, что самоуправления должны будут гарантировать место в детском саду или получение услуги по присмотру детям от 1,5 лет, если этого хотят родители.
Согласно проекту Закона о дошкольном образовании и присмотре за детьми, учреждение по присмотру должно будет составлять план действий для поддержки развития общих навыков детей на основе государственной программы дошкольного образования.
Раньше в законе были прописаны предполагаемые общие навыки детей в возрасте 6-7 лет, но теперь также описывается, что должны уметь делать трехлетние: они должны приобрести игровые, познавательные, обучающие и социальные навыки, а также навыки самоконтроля.
Таким образом министерство хочет обеспечить более плавное движение между уровнями и типами образования и лучшую поддержку развития детей. Поскольку способность к обучению с возрастом снижается, необходимо поддерживать развитие с раннего возраста. Это подтверждает исследование Организации экономического сотрудничества и развития. Согласно этому исследованию, у детей, которые ходили в детский сад по меньшей мере три года, результаты по математике и природоведению были лучше, чем у детей, посещавших детский сад год.
Единая цель стран ЕС гласит, что к 2030 году детский сад должны посещать 96% детей в возрасте 3-7 лет. В 2020 году средний показатель по ЕС составлял 95,5%, в Эстонии – 92,9%.
«В широком плане целью является создание системы, которая обеспечит качественные условия для поддержки развития детей и плавного перехода от детского сада к школе. Учреждения по присмотру за детьми в возрасте 1,5-3 лет в дальнейшем будут считаться образовательными, и основой для развития общих навыков в них будет государственная учебная программа», – пояснила ответственная за сферу дошкольного образования в Министерстве образования и науки Трийн Расс.
Несмотря на то, что дошкольное образование и впредь будет необязательным, местные самоуправления должны будут гарантировать место в детском саду всем детям в возрасте от полутора до семи лет, если их родители этого хотят, в том числе посреди учебного года в случае переезда семьи из одного самоуправления в другое.
Возрастной предел привязан к родительскому пособию. Если родитель захочет выйти на работу до достижения ребенком полутора лет, он должен будет сам покрыть расходы на услугу по присмотру.
Изменится порядок подачи ходатайств о разрешении на деятельность
Система подачи заявок на получение разрешения на обучение в дошкольном учреждении и разрешения на деятельность по присмотру за детьми станет единой. Это означает, что муниципальным и частным детским садам предоставляется одинаковое право на обучение и на них распространяются одинаковые требования к организации дошкольного образования. Поставщики услуг по присмотру за детьми должны будут и дальше подавать ходатайство о разрешении на деятельность, но впредь его будет выдавать Министерство образования и науки.
Единый закон о дошкольном образовании и присмотре за детьми учитывает особенности детского сада и учреждения по присмотру. Обучение в детском саду рассматривается как формальное образование, для которого характерны стандарты, оценка качества и контроля. Присмотр за детьми не отвечает этим условиям и, следовательно, имеет иной характер, но, тем не менее, станет частью системы образования.
На группы, сформированные после 1 сентября 2022 года будут распространяться новые требования. В группе может быть до 16 детей в возрасте 1,5-3 лет, в группах с детьми 3-7 лет – до 22, в группах с детьми 1,5-7 лет – до 20. В одной группе может быть до 12 детей, нуждающихся в усиленной поддержке, и до шести детей, нуждающихся в специальной помощи. Тем не менее ребенок, нуждающийся в специальной поддержке, может также посещать обычную группу, если ему предоставляется дополнительная индивидуальная поддержка.
Один учитель или помощник должен быть обеспечен по крайней мере для семи детей в группе от 1,5 до 3 лет, для десяти детей в группе от 3 до 7 лет и для девяти детей в группе от 1,5 до 7 лет. Однако, если в группе есть дети, нуждающиеся в особой поддержке, учитель или помощник должен быть на каждые шесть детей.
В учреждении по присмотру должна быть одна няня на пять детей. У нее должно быть по крайней мере среднее образование и профессия няни или опыт работы с детьми.
Система финансирования детских садов не изменится. Финансирование детского сада останется совместной ответственностью государства и родителей. Также сохранится принцип, согласно которому конституционной задачей государства является обеспечение доступа к дошкольному образованию, делегируемое местным самоуправлениям, и на его выполнение выделяются средства из государственного бюджета.
Законопроект направлен на второй круг межведомственного согласования. Он вступит в силу 1 сентября.
Воспитывать уважительное отношение к традициям