Рассказ про школьную библиотеку

Международный месячник школьных библиотек продолжение в октябре 2021 года в рамках международного месячника школьных библиотек в библиотеке мбоу гимназии 4

Международный месячник школьных библиотек (продолжение)

      В
октябре 2021 года в рамках Международного месячника школьных библиотек в
библиотеке МБОУ гимназии №4 проведены Акции «Подари школе книгу» и «Подари
книге вторую жизнь».

     На базе учащихся 5 Б класса создана
волонтерская группа «Дети читают детям» и проведено несколько мероприятий в
первых и четвертых классах. Пятиклассники читали вслух сказки ребятам из
младших классов. Провели викторину по этим произведениям, помогли нарисовать
рисунки, а также сами  потом и оценили
их.

     В первых классах проведены викторины
«Приятно познакомиться!» по сказкам для детей, беседы на тему бережного
отношения к книге.

     В группе продленного дня, действующей в
нашей гимназии, учащиеся на двух занятиях писали сказку о приключениях
животных, а затем на третьем делали групповую творческую работу – коллаж по
сюжету написанной сказки. Одно из занятий было посвящено теме подвига в мирное время на примере «Рассказа о неизвестном герое» С.Я. Маршака.

     В четвертом классе ученики также
коллажировали сюжет русской народной сказки, придумывая возможную концовку
взамен известной.  

     25 октября Месячник закончился для малышей
Мультфеерверком.

AVvXsEjVz1pR9sLsrLxdK0M ddCzzlJ2WRbZqcRH7bsiWCYyrW9CskaKpYEA U8r0n76WjTkKZRZkd 4L730KwOy WJ301wMVvKDlgr6CByfOFxjQWCRBErWQTUbhcSLZOwf3COvZeI5GCAjBN twESLqt7JLHe

AVvXsEhPs5SsUs7rS1gWFQ043RCeEvzQFrYgxd1gLFxEXnf4uXjpxunQENXTExNtwHrGyMdgR343hRFRZiiNRD937wMjMRh3yp2n8lpCdRhQeTN1aJIzpy0dqHbfS72LccYJ2VELxrWXw7kBg8EL CPlQEs5SEY5mc6gtfjMn6r36YS2IBC99bzi12n5RlLf=s320

AVvXsEgT yCHf5nNZGn78j3gJB kai2sBqQ513tWP7qO 6oIyeUx1ePt

AVvXsEhbdFHb5GhpxPc jlpIsoJRsxkJPMcJ14xm YW1JndG1lG GK7F6ab0excCEMBna8BQ XVDbGZtBcqadOD rcahFOWtnTGi69tZzG3yvMzSkzttL E1lyqt51iy0Z2KlJrub6eM4TUEEiS0TO9HcYDLigYPFo0sHKHSTVXI6hm5H8e8Q1voea3sfFU9=s320

AVvXsEjVC5v9jvfRExQKZAP7rjdlgtHcS PNharLms6xmERFhQE5DdL f1ryO0zQchfBf0Z6JPLBrA1QSCIQ8tmVLKpUXVccDvzvUr8E HjoRGToQ6F8uBCCoc9b71DLxv1QS3wvJ5trPKlEhmJvax6tzkEq4 W00S FdgoKHnnvowu8j qpydChG0ArmYfv=s320

AVvXsEiEbMPWsKYSaC1OGawT Uvi0glaUBsSdILZXAqnDRna XSh798tK2ktIU3xLdMJnOUFgGQ3efudYs9RFvUgYZjp2pci1 tFqAM dL3T5WNCld238ibtsgSksSYF0y 09hlB3sYvYIU4nu4aUvRXYYR06JbCD yNVLRuSnPeILa63bXp8lBeZHBwWqfM=s320

AVvXsEgAl2bHTxPgOQCiuPxtaUYFToUqaE9KOXd8P6NWGbtFTPhTMr6 P0XhBX4ZQGK0yGqmtkfFX469my nx96GEfRHIlFOke0LJ5dpjpfvLKeQwBA XEVDF6lg7rGN27G6cHJ9Svalaz L0b XMZgSTwEz

AVvXsEhCxnpsrX 7dx5yAmQKy6ZYGWO kZUBN0k iEL8m0kAwvLac FZPYffPCLz 7ljvkXoSYD5q LJPYWYFGZwqgbTUooA

AVvXsEgdPe9EepY2ugr3vbzqS4xkYBqMcGplnLICQIH15cuHkYaYRqoFVAiB1DgYI0lWkGEzdTFs59sgwEXvdz4N3G wVg8rFF8

AVvXsEioRuTdPg0yi5DtB m20EnoLwGcbbZd1DhYoaiqjAyOXiBBhipPtyKYo4KEOFBm3wFqRJBQjlk7PYWboAXumckAdwVfGs8Isx6PRJmoJKERXIY0pdHf6FW KqQb8ssECE3EwikT4nOxGC5LZQixgsyRkA5dZxQy692E8LSQYdxrS8 Bng ilfpTHjEs=s320

AVvXsEgpPOy2Q8ERiC 48blylk2w13VtCW50nozOFybbtF Yte3vwFkonFOOIqgPC2oxvtSxr841sjasaPhJJoKDJJeW1 YHwguQpmIpr0D9ysa29LV62JfshGX XaLqlBhqeSBhcYZCzlLJBfS6zXSpap97ypkzNiQvklLvF7g8cFVyC1X b96dMR46 KBu=s320

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЧНИК ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

 Волонтеры — пятиклассники поучаствовали и в проведении кружкового занятия в 4в классе.

Самир Бабич, мой бывший кружковец, ныне пятиклассник, пробует себя в разных ролях: то он — учитель, проводящий урок, то он — писатель-фантаст, то он — чтец, выразительно читающий свой рассказ…

AVvXsEgPG3Z8jLz8Ojz1gJuwFyzlR0D r6Z KncVfVu dNLojfF4cWvBwJqMdL01XnjcSeEATI9OH7QU47fmYgiqayZtKXeXSNmC9NVl1o87K 7qFtaGxtuqxvUuEr3F42mjr2fR6TV1skwkM5KLAUKvIYhlCKCTu9RhkUy1hroXrOi hLGU213WpqUUlchB=s320

AVvXsEjZS8zuQkTGudIMztKTTrIFRf1ufGw kh9rNha3I267D2UU9XZgysnMDVNHXdyBnUvHRHMkBjGE bDCPUQl3gS6 Pz92ULfr17b0b85GiiYti5068Cu Nll30kcMir5cYM4QYbUF5UEyE 5DZL5s7ZmHqRNGK L3SVVP50Ip1ttVJZ4tY g0ZDH5CUG=s320

AVvXsEi1d1mxaNLPMqfhshvJdKgHxJnDAtqGufxkDHLzlfozAwNShixlqxoc63LJyj6A5eNyR6d5XIHn9y0opljq38R2fecI1l671YY9Mo4cgPVWpqelcUZPmF8pcceZHva8KuEMKsjTUDvxKKArglP1blnEFgaqdZE8NAe3RKVM8FMJ3FfC9VHN8 fPULep=s320

КРУЖОК В 1В КЛАССЕ

 Волонтеры — пятиклассники в гостях у первоклассников. Повторили задания прошлого занятия в виде викторины, пятиклассники помогали раздавать жетоны и рисовать на краеведческую тему малышам.  Все были довольны друг другом.

А я умилялась, как первоклашка называл моих помощников на «Вы» !..

AVvXsEj5e87GBVLxHhCIVz bjt4ftFW76Z74T8xT8m2tllseJ3M7tuVK8WxsxMfmS9TmKpouE5qh8i0s31pwRb5BsajJJ0O45EbWzrC3UoTx7UYoA6BarTWqiZT4pHYrvMz2MOO5SmJrsEGJTxqi7gwLyyCv31VNaGv1H15GGFSMV7zPLU4 ifJg2pbnl r4=s320

AVvXsEgDo HAkeNHW AzKMl fO2NDToFMjxdW2niPO2LxlYxdaTGrqfWofotyEitUk60vBu tUlUUedc2c756xLlNwO xbMjdTmvzNs0K1rLhY7hGkm9 HxnAHl5XsGY zcLPj5uf61nJM1Tng2 KVwj

AVvXsEiF1SiuitulxmPLDwzLUR0hUdfQmE9pnrnSPZkZjekffq zlpD4JjXWhTrk MVGMudOtsWfWvl3rCwfmpOJPW3G3vS9QYlFrEvQpOsZsxSLR5CZk 4pWVUfW92prl0r5LxgSPa3b6HLJQqyttzSO93U1mSoFmToayGGaCFK7Sl NALjKk9HZlGwXo4p=s320

Подвиг рядом с нами.

 Группа продленного дня. Читали «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака. Обсудили, что же такое настоящий подвиг? Можно ли совершить подвиг в мирное время? Могла бы быть история с парнем лет 20-ти в реальной жизни?

Оказалось, ученики 1-2 классов («возраст» группы) мало знают о подвигах, о людях, совершавших неординарные по своей смелости поступки. Почему? Причин может быть много. Но моя задача была донести эту историю о неизвестном герое и «прожить» её вместе с ним. 

Вместе с ребятами мы с задачей справились!

AVvXsEjj2pxQlv876g6UpSWbrY2RLDEF1fkXMH3ymSlEHCUlTq5uCihficlw4hjWNrWMagmlkpv56i4RmdapCU3aHNlLtjBTsioKtz0KfYrECGe2K7SsFCJ KX8GLV5tz JIZw29HSVTIPyrKqEQKMDdaccKheXu4Wfl4G3O0ZVhb6NcA2nkQ00M7e5nG1rs=s320

AVvXsEiWRtQ4A0Aatv9068N HBzZVuuw0tq2mmA0BlYC6LdGKgCQWyyb81qMxT8Gr7LLyQOsHPLcYtfBxUmlVM H y XqGoYneVmqEKfulp5tOVA K2wiAueLxVw2 p5pWcf

AVvXsEiijOW8C6LJoEdolql2ySnXe3SjEPUVISN31G2kqPT RXcL8q3HLRyag9RASswc6tH0iweLYFYn5umGJpzxvRuqL0Dx6wuPqi klMGgVFlVf Tcb6UMr9BRq845Bq d Haqk UY4nmTXYknOXB l0yRtgqF6 KTSkDbfgJ N7C3n9evnE32iY8CK jz=s320

AVvXsEgGa7JNr CzIpO76adLu 8UE6

AVvXsEgE1DepBBbZGa4ef1ZkCraz25cUyCZen4eD89uEg3pDJaODAp8ujDeD6irVk1sYot7l2u9M161KLV3gtHmgG92pPF BClMauQ8fh1do6Dml9OsozfxmNvGK7GwPia

Продолжаем публикацию отчетов о проведении библиотечных уроков в 5-х классах.

«Наши помощники и друзья — словари» — тема библиотечных уроков. 5В и 5А классы. 

Хочу поделиться методикой проведения занятия. Так как дети по-прежнему любят учиться в игровой форме, для выполнения заданий составлен «Словарный бум» — лист формата А4 со схемами и прямоугольными полями для выполнения тестов. 

AVvXsEjaoGTavLtjM9XhKgZV5Ha97SHZO Flfh9vYAbO0eQoAuPwtmxb5yHMKNTnRi3wAVi3HeBKv7F76KPnnPoRgnDlR x5XeLkhy8PQOz4KM IxAL

По ходу показа презентации дети заполняют среднюю часть листа, то есть непосредственно схемы. Затем самостоятельно, так же по парам, выполняют три задания. Желательно напечатать и раздать каждой группе по своему листку с заданиями.

AVvXsEh8pnLhx3CYNPUWXx0Zp9cwQ x6nOop FhfoG2MnPqYYgYDFVLUpOdtf3bJrmN 0R6bkPcKo gsPMpCSsRTv0FLlt6Exdah6DTaJ0 jPvuNxQFv8WfhE7OweNrOt f3b6d LXD BQcPWGTqSYwfNMeSTJqfqg96lkHbg 4bsCN8v D6gCPyH9H8v Ib=s320

Задания под названиями «Проверь себя!» и «Какое слово раньше?» могут быть одинаковыми для всех групп, но задания «Объясните» — разные.

И ВОТ КАК ЭТО БЫЛО.

AVvXsEgTsIEAEOnHpuUUa8MXCfsP dEcgSNZqNV99HpqXs00n

AVvXsEhhpxv4S7dn9Qu6PfxBBfuBmSNsQ49Y5u25fRUtY3FpdhicNP76xAYi1tSHM3 8fPP7jEZ267TxCs9r0GEl2a1pj3 jlYo9G6gXg88JC0LQ9WR33cs S 3dUfG6mF6r zP6 ZOgQpvo6BQ9ssM0R

AVvXsEiSfp6cCK7bNjfrFq1m827jtK JeuKyrLcWXASgzgnnr kEeOnL3eF6yECeN

AVvXsEjbOwBo1GXYtbHAwUcCf3yGhJ8dwfIFn5 eRkduF67J0VkLJDQipt7l6f39CoxzUk7btXxVrUNKH1HBT5KCdy26v6YSXjMK8RkePnmxQkahbnVSxuF2rhijey4yULf Af77mE1I4Hnei nlUZMmzY3iivymxgLmmh 0agCCPqfMPkZTH20VnzirlrpY=s320

Библиотечные уроки в 5 классах

 В октябре ежегодно провожу библиотечные уроки в 5-х классах по словарям. 

Начинаю с определения темы урока загадкой: 

«Есть помощник из книг для тебя и меня —

Обо всём в нём узнаешь от А и до Я!»

 Некоторым ребятам знаком толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Многие пользуются орфографическими словарями. Но с выполнением заданий возникли трудности, хотя было интересно и ребятам, и мне.

AVvXsEjyBU5vkvB1FO E5IOVLAlmp

AVvXsEjkgok qsPsit6U PSfbDSG6IxGQXaVr4WjXn5zGpvGxFqBIRrpYpfC6o0M s 9bAh77aAfBxPBsyBd ZtklksSC2dgvx8nARo4 jhhg3GEkc2 oJVANMVLBtbWmdE3v IrPeY1hpDHUBw7SCGNLpe2Xdg1S62XOWWpNfs2D2a0VINYdUeQGFfGenyA=s320

AVvXsEgTDZUdGizgOyY3 d3yOyhjAaTFgLQ4WC5PgbtNxKDx3kzElKNhPwVrPIIZliXSsvXs1ynjcGvTuSD4J1mmoF D2xky84HM4hEc7J7WC0PcRiQhQHJokciBFG0BgatQ0RnXhHXcBcXf4MyuhF0CESo8 aok 7Wu3GV6h9DUdTXmk tDuLz qYJKpKd=s320

AVvXsEiqGCA1yKAyCUgPe3VmdkR4D7JaC3DHTekpv7SW2PUUcT4mFC 0RX2qBaQPZzmG6E7t5O4i82wIhufW23Lq 7 q 6wdsNcvlgbP h75j7MSzVesxK7jh3iac1yTHvMKxt7oZMaLEwoy

AVvXsEifKZ5CAtccO3bAGpT30Gh8y KCOnE 3oMA8KzcZbuFaxXQBtHL8s3gHUbEbmMXOoTcrB1kEW 6YlskXopB0tbfZQXGncYmKGvHitT Rlvd4ijRNHlyoqBNgei9Ie1rAtD1VfSFskQZ

AVvXsEizaqWrN8Rs QD3a3ikfE9Qv6rmAZyxC33GiwoIVh c1D 7Vf8tFrqiWKQgtqe1iumx7e4xMx0P3AGjyN3uGreXz4JQ32kuYj5d9mydM5nsqsoO1eqrO2V9yYjqhlpMf 6dw rRDqwqrjpk0VQGJFA PZQ2UQZQIC4gJ6HeEE610z5wYGE9pTdAgzWF=s320

Одно из заданий — составить толковый словарик из трех слов, Работа в паре, необходимо объяснить значение трех заданных каждой паре слов, набор слов у каждой мини-команды разный.

Литературный кружок в 4 классе.

 Встретились с моими четвероклассниками. Обсудили, что можем запланировать на этот учебный год, кроме плановых занятий. Творческие у меня ребята! Один книжку пишет, другой рисует и оформляет… 

Вспоминали, что прочитали летом. Все — разное, у каждого — свои литературные интересы. и это — очень хорошо!

Начали работу над коллажем по русской народной сказке. На следующем занятии закончат. Значит, будет результат и очередная наша запись…

AVvXsEiZP FDmZDKuvoUp794aqQv3yJOB1kLXjr7X y2SbDjXLCqdV4oBgytcbSOcQ b7ebVv9VN2Pmiup4NpNXGhDO0XzvdEzirZhes8EMQCm8E5V0AIKzyBMlDXNgEDUOmC 9rIS1dfvFephbdcqlykDPWfnQ5MGOyjt5zU 0rS2J1ariBfiM0RcTa519N=s320

AVvXsEg27cjqwlD3CE5p1tnf 8VXAK2GdBpOKXxNaeRSvWMkPJU0BvRS9ELoqbVqcjTaB8KbNsTZ9e8DMhDut0Yw1nXiYCPB 8C MsX33UT7GnM4sqoQjIwdvkJoSBZVGiZqgxUySgTOs7U6FcEjRKE0G rqOw0Voei2ru39Rs61c PSQ3mvEDbbH6Yl98k=s320

AVvXsEhd57wid5 0bbY3pOEhon5e9VsTsy1fGiPK5e5rYHuQtBpRz2FPsxTgnuQ SWVOt5c1AEOYldZ85iOovP85I2SG3kAYjrew tlAM3lpSaltX5XGIErXJUW58fr1qwNZqChihQyV dum7A141FCTL1svCARj2DamQaxxo20bMPtJLx I73B3Gq2BKfFz=s320

Делюсь полезной ссылкой на очень хороший ресурс для повышения квалификации. РЕКОМЕНДУЮ!

 Качественно, доступно, дистанционно, большое разнообразие курсов повышения квалификации и переподготовки для педагогических работников.

https://moi-universitet.ru/

Среда первоклассников.

 Состоялось первое занятие кружка «С книгой по жизни» для первоклассников. Познакомила с библиотекой, правилами пользования, программой занятий на этот учебный год…

IMG 0010

IMG 0011

Дети — как дети, сначала сидели, как «настоящие» ученики — ручки на парте, а когда узнали, чем будем заниматься на занятиях!.. 

В общем, на кружке — как на кружке!

IMG 0014

IMG 0013

IMG 0012

О том, как передвижная библиотека заводского клуба превратилась в одну из самых известных столичных читален, — в материале mos.ru.

В этом году библиотека, разместившаяся в одном из ключевых конструктивистских зданий Москвы — Культурном центре ЗИЛ, отмечает свое 100-летие. За это время она прошла огромный путь, во много раз увеличив свой книжный фонд и привлекая посетителей не только чтением. Рассказываем об истории библиотеки и ее сегодняшней жизни.

Как все начиналось

В начале 1920-х многие рабочие Автомобильного московского общества (АМО), впоследствии ставшего заводом имени И.А. Лихачева, были членами районного клуба «Пролетарская кузница». Там можно было провести свободное время интересно и с пользой. У клуба был свой стадион, театр, а также разнообразные кружки: шахматный, кройки и шитья, хоровой, фотографического и изобразительного искусства и другие.

Постоянно растущей популярностью пользовалась читальня клуба. В стране в это время проводилась государственная программа ликвидации безграмотности, или, как тогда говорили, ликбез. Надежда Крупская, главный идеолог советского образования, писала в одной из своих работ:

«Стройка новых фабрик и заводов, быстрое создание колхозов и совхозов, успехи ликвидации безграмотности, рост развития городских и деревенских масс повысили до чрезвычайности тягу к знаниям. В библиотеки хлынула масса читателей, а книг нет, сеть библиотек ничтожна. Вопрос о возможно скорейшем развитии библиотечного дела стал сейчас во весь рост».

Biblioteka(554)

Рабочие АМО, состоявшие в «Пролетарской кузнице», стали инициаторами создания передвижной библиотеки клуба в стенах родного завода. Она открылась 29 октября 1921 года в столовой одного из цехов и сразу же обзавелась примерно тремя сотнями читателей. Их число быстро росло, постепенно о библиотеке заговорили в городе. В 1928-м ее высоко оценил побывавший там писатель Максим Горький.

Количество книг в фондах увеличивалось благодаря научной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, которая в 1934 году взяла над читальней шефство. Сотрудники МГУ помогли организовать межбиблиотечный абонемент, вечернюю школу для рабочих и филиалы. К началу 1940-х фонд библиотеки насчитывал больше 105 тысяч изданий, а 10 ее филиалов в городе посещали свыше 26 тысяч человек.

Во время Великой Отечественной войны заводская библиотека продолжала работу. Люди шли сюда не только за книгами: сотрудники читальни ежедневно вывешивали сводки с фронтов. А чтобы поднять дух читателей и отвлечь их от тяжелых мыслей, здесь устраивали литературные выставки.

Рассказ про школьную библиотеку

Новый дом

Дворец культуры Пролетарского района, который позже стал Дворцом культуры ЗИЛа, был построен в 1931 году по проекту архитекторов-конструктивистов — братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных. После переезда туда библиотеки он стал одним из центров притяжения района. На заводе остался небольшой филиал читальни.

Библиотека приобрела большую известность не только в Москве, но и в стране. Она стала филиалом Государственной библиотеки имени В.И. Ленина; последняя передала туда часть своих книг. Этот факт можно назвать прототипом создания сегодняшней городской библиотечной сети, считает Мария Рогачева, нынешний генеральный директор Культурного центра ЗИЛ.

В 1950-х годах открылось отделение для детей, а вслед — его представительства в оздоровительных лагерях завода. Для самых юных читателей проводили недели детской книги, тематические выставки, для взрослых — месячники и декады литературы, литературные среды, на которые приходили именитые писатели и поэты. С посетителями библиотеки встречались Константин Симонов, Сергей Михалков, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и многие другие. Последний, кстати, часто приезжал в библиотеку и в последующие десятилетия.

161(4030)

Количество филиалов в 1960-х годах увеличилось с 10 до 39. К ним имели доступ жильцы общежитий завода, рабочие цехов. Фонд читальни также продолжал расти, свой вклад делали и завсегдатаи библиотеки. В нем насчитывалось уже примерно 700 тысяч изданий. Центральный абонемент в ЗИЛе занимался их учетом, комплектованием, распределением книг по филиалам, консультациями по всем текущим вопросам, повышением квалификации работников завода и библиотеки.

Конец 1970-х — еще один важный рубеж в жизни библиотеки. Ей присвоили статус Центральной базовой профсоюзной библиотеки, методического центра профсоюзных библиотек Москвы. В это время прибавилось еще шесть филиалов и около 300 тысяч книг. В 1990-х в ее состав входило 49 филиалов.

Не просто библиотека

В 2012 году, когда Дворец культуры, переставший относиться к заводу имени И.А. Лихачева, превратился в Культурный центр ЗИЛ, в библиотеке тоже произошли изменения. Первым делом списали ветхие книги, сделали перестановку, создали электронный каталог и стойки самообслуживания.

197(3048)

«Вместе с развитием культурного центра расширились и функции читальни. Постепенно она стала превращаться в современное культурное пространство. Для посетителей организовали курсы компьютерной и юридической грамотности, языковые разговорные клубы, занятия по искусству, как и во многих других городских библиотеках. В гости в библиотеку приходят известные писатели, которые обязательно — по сложившейся доброй традиции — оставляют на память книги со своими автографами», — рассказывает генеральный директор Московской дирекции по развитию культурных центров Тимур Вахитов.

Сегодня в библиотеке больше пяти тысяч постоянных посетителей. Для детей проводят занятия по чтению и английскому языку, творческие мастер-классы и спектакли. В детском отделе сейчас насчитывается более шести тысяч изданий — среди них есть и учебные, и художественные книги. Для взрослых посетителей обустроена зона коворкинга, также они могут поиграть в настольные игры, посетить концерты и лекции.

301(2814)

Старинные страницы

Еще одна важная составляющая библиотеки — фонд редкой книги, в котором около 800 экземпляров. Самое раннее издание датировано 1850 годом, это «Поэтика» Аристотеля. Также здесь много книг, выпущенных в 1930–1940-х годах, — это и художественная, и научная литература. Сейчас многие из них можно найти только здесь.

Специально к 100-летию библиотеки перед входом развернули выставку редкой книги: на нескольких витринах под стеклом располагаются самые красочные издания. Здесь есть «Вишневый сад» Чехова 1919 года с иллюстрациями знаменитого гравера Владимира Фаворского, первое издание «Мертвых душ» Гоголя и многое другое. Настоящий шедевр — издание 1871 года, посвященное театральным костюмам XVIII века. Очень хорошо сохранилась сафьяновая обложка с золотым тиснением. Все иллюстрации вручную раскрашены акварелью.

218(3301)

Многие из редких книг оказались здесь еще тогда, когда библиотека была филиалом Ленинки — они приехали сюда из ее фондов. Сегодня эти книги хранятся в отдельной комнате. Работа по описи еще продолжается, помещение пока открыто только для сотрудников. Но в будущем сюда планируют приглашать и посетителей.

Школа писателей и занятия астрономией

В ближайших планах также несколько новых проектов. Одним из них станет школа писательского мастерства для всех желающих. Подробно о ней расскажут во время празднования юбилея в библиотеке. Кроме того, в программе — выступления писателей Дениса Драгунского, Дмитрия Захарова и Юрия Буйды, музыкальный перформанс «Современный танец» и многое другое. Есть планы по возрождению в библиотеке популярные когда-то литературные среды с участием известных культурных деятелей, а также создать собственный сувенирно-книжный магазин.

366(1840)

Еще одно направление, которое планируют развивать в ближайшем будущем, — астрономическое. В Культурном центре ЗИЛ имеется своя обсерватория с уникальным телескопом XIX века, изготовленным известной немецкой фирмой Reinfelder & Hertel. Трехметровый телескоп был куплен Иваном Морозовым, братом предпринимателя и мецената Саввы Морозова, для обсерватории в тверской мануфактуре. Затем телескоп привезли в Москву. Во Дворце культуры ЗИЛа он оказался в 1939 году. Сегодня устройство по-прежнему функционирует.

«В этом году мы стали водить в обсерваторию экскурсии, приглашать гостей на астрономические наблюдения. Сейчас, в силу погодных условий, это невозможно, но обычно у нас достаточно серьезный поток. Позже будем устраивать для всех желающих свидания под куполом. Сейчас занимаемся закупкой мобильного планетария, который позволит развивать это направление», — говорит Мария Рогачева.

Вы считаете, как и все, что Конан Дойль написал только 56 рассказов и четыре романа?

О, тогда мне есть чем вас удивить, потому что существует необычайный 57-й рассказ, который отдельно не входил ни в одно из известных собраний его сочинений.

И, почти наверняка, никогда не переводился. Вы сейчас первыми о нем узнаете, ибо находится он в совершенно необычайной библиотеке.

Но расскажу все по порядку.

Начало 20-х в Британии было трудным и отчаянным временем. Сотни тысяч жизней бездарно сгинули в полях Фландрии и Франции. С карты Европы исчезло несколько империй. Монархическое правление виделось пережитком. После отречения и убйства императора России и падения Австро-Венгерской монархии качнулся под Георгом Пятым и британский трон: усиливались республиканские настроения, от короля требовали отречения. Экономика — в упадке. Появились явные предвестники распада самой крупной империи в мировой истории, расширявшейся более чем двести лет. Более того — многим становилось ясно, что рушится весь европейский миропорядок, сложившийся примерно со времени объединенной победы над неистовым корсиканцем.

Видео дня

И как же решают в британской монархии 1921 года противостоять нарастанию энтропии?

Удивительно: сделать кукольный дом! Запечатлеть уходящее.

Феноменально несчастливая в браке внучка королевы Виктории, принцесса Мария Луиза Шлезвиг-Голштейнская, решила порадовать подругу детства королеву Марию (жену английского короля Георга Пятого) уникальным подарком — самым большим и великолепным кукольным домом на свете.

Она связалась с другом и архитектором сэром Эдвином Лютьеном, и тот сразу увидел изумительный (философский и деловой!) потенциал этой идеи. Три года лучшие художники, краснодеревщки, ювелиры, плотники проектировали и создавали эту изумительную “кукольную” резиденцию.

Что такое кукольный дом? Есть в этой идее что-то будоражащее и умиротворяющее одновременно. Это полностью подвластный тебе маленький мир, это та иллюзия контроля и предсказуемости, которые невозможны в реальном мире. Но не только. Первая мировая война показала необычайную хрупкость того, что считалось незыблемым. С германских цеппелинов впервые сбрасывали бомбы на Лондон: в Великой войне впервые стерлась граница между “театром войны” и тылом — безопасности, когда война, не осталось ни для кого…

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

“Я создавал то, что переживет всех нас и понесет в будущее и в незнакомый грядущий мир то, как мы жили. Это уменьшенная копия нашего уходящего мира”, — писал сэр Эдвин в 1921 году, охваченный понятным эсхатологическим чувством.

Фасад имитировал обманчиво воздушную георгианскую неоклассику Кристофера Рена (имитация портландского камня) и на шарнирах поднимался вверх, чтобы видны были интерьеры комнат.

Все там было настоящим, в масштабе 1:12.

Проведено электричество и водопровод, работали лифты. Известных художников попросили расписать потолки и исполнить миниатюрные копии. В комнатах прислуги — чудо техники: пылесос и швейная машинка “Зингер”. На кухне — точные копии баночек с джемом, кофе, крошечные бутылочки шампанского Veuve Clicquot (да-да, самая знаменитая веселая вдова на свете!), печений McVities ( с логотипами производителей, многие благополучно процветают и сейчас!), машины для гаража изготовили на заводах Rolls Royce, ювелиры фирмы Cartier изготовили каминные и напольные часы. Знаменитый ландшафтный художник разработала дизайн сада и сам Густав Холст написал музыку для миниатюрных нот на рояле…

Дом получился таким изумительным, что стал сенсацией на Выставке Искусств и Ремесел Британской Империи 1924 года. Для производителей, поставивших копии своих товаров с хорошо различимыми логотипами, это также явилось прекрасной рекламой. Выставку посетило более двух миллионов человек. Люди выходили воодушевленные: если в стране еще умеют делать такие удивительные по мастерству и практической бесполезности вещи, не все еще пропало!

Самое необычайное в домике — библиотека! Здесь настоящее все: копии картин, и росписи, и гобелены, и мраморный камин, и персидский ковер, и глобус, и книги! Да, все это крошечные фолианты с сокращенными текстами Библии, Шекспира, Диккенса. Королева Мария могла достать их с полки и полистать под лупой. Всем известным британским авторам были заказаны миниатюрные произведения для этой библиотеки. Для них писали — Томас Харди, М. Джеймс, Эдит Уортон, Олдос Хаксли, Редьярд Киплинг и многие другие. Понятно, что отказались только Вирджиния Вульф и Бернард Шоу. Их не стали уговаривать. А вот Конан Дойль согласился. Он написал самый короткий рассказ “Как Уотсон научился трюку” (если перевести дословно). И еще замечательно, что книга эта рукописная. Рука самого Конан Дойля.

Конечно, я купила ее миниатюрную копию.

Вот мой (неотредактированный) перевод этого самого маленького рассказа о Уотсоне и Холмсе.

“Уотсон внимательно следил за своим компаньоном с тех самых пор, как тот уселся за стол завтракать. Холмс поднял глаза и увидел его взгляд.

—Так, Уотсон, о чем Вы думаете?”- спросил он.

—О Вас.

—Обо мне?

—Да, Холмс. Я думал о том, как банальны все Ваши трюки и как удивительно, что они продолжают вызывать интерес у публики.

—Совершенно с Вами согласен, — сказал Холмс. — Более того, припоминаю, что и сам говорил нечто подобное.

—Вашему методу, — сказал Уотсон резко, — Не так уж трудно научиться!

—Вне всякого сомнения, — с улыбкой ответил Холмс- Может, Вы и сами приведете пример такого метода размышлений.

—С удовольствием, — сказал Уотсон. — И могу сказать, что Вы были чем-то озабочены, когда одевались сегодня утром.

—Прекрасно! — сказал Холмс,- Как Вы об этом догадались?

—Вы обычно довольно аккуратны, а тут забыли побриться.

—Боже мой! Это действительно проницательно, — сказал Холмс, — Я и понятия не имел, что Вы такой одаренный ученик! Осталось ли нечто еще, что не смогло укрыться от Вашего орлиного глаза?

—Да, Холмс. У Вас есть клиент по фамилии Барроу, дело которого Вам не удалось распутать.

—Боже мой, как Вы об этом узнали?

—Я видел конверт с этим именем. Вы открыли его, издали стонущий звук и поглубже засунули конверт в карман, с гримасой боли на лице.

—Восхитительно! Вы очень наблюдательны.

—Опасаюсь, Холмс, что Вы также занялись финансовыми спекуляциями.

—И как Вам удалось догадаться, Уотсон?

—Вы открыли газету на биржевой странице и издали громкий, заинтересованный возглас.

—Что ж, это очень умнО, Уотсон. Что-нибудь еще?

—Да, Холмс, вместо своего халата Вы надели черный сюртук, это говорит о том, что Вы ожидаете визита кого-то довольно важного.

—Что-нибудь еще?

— Я не сомневаюсь, Холмс, что нашел бы и еще, но я привожу только несколько этих пунктов, чтобы доказать: есть и другие люди в мире, столь же проницательные, что и Вы.

—Есть и не столь же проницательные, — сказал Холмс- Признаюсь, Уотсон, их не так уж много, но я должен включить и Вас в их число.

—Что Вы имеете в виду, Холмс?

—То, мой дорогой друг, что Ваши заключения не так удачны, как мне бы хотелось.

—Вы хотите сказать, что я ошибся.

— Боюсь, что так. Давайте рассмотрим каждый пункт. Я не побрился, потому что отправил бритву точильщику. И надел сюртук, потому что у меня, к несчастью, был назначен визит к дантисту. Его зовут Барлоу, письмо было от него, оно подтверждало назначенное время. Страница о крикете в газете идет рядом с финансовой, и я проверил, как сыграла команда Саррея против Кента. Но, продолжайте, Уотсон, продолжайте! Это довольно банальный трюк и, я уверен, вскоре Вы его освоите!

The end”

“Кукольный” дом королевы Марии выставлен в Виндзорской крепости хрупким апофеозом ушедшей эпохи, в его окнах горят крошечные люстры, слышится призрачная музыка…

Домику почти сто лет.

Хрупкое пережило то, что казалось незыблемым…

Ах, как часто мы столь же проницательны о будущем, как и старый, добрый Уотсон)))

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ про школьную жизнь
  • Рассказ про шаловливого котенка 1 класс
  • Рассказ про широколиственные леса
  • Рассказ про школу для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про чердак 4 класс родной русский язык