Международный месячник школьных библиотек (продолжение)
В
октябре 2021 года в рамках Международного месячника школьных библиотек в
библиотеке МБОУ гимназии №4 проведены Акции «Подари школе книгу» и «Подари
книге вторую жизнь».
На базе учащихся 5 Б класса создана
волонтерская группа «Дети читают детям» и проведено несколько мероприятий в
первых и четвертых классах. Пятиклассники читали вслух сказки ребятам из
младших классов. Провели викторину по этим произведениям, помогли нарисовать
рисунки, а также сами потом и оценили
их.
В первых классах проведены викторины
«Приятно познакомиться!» по сказкам для детей, беседы на тему бережного
отношения к книге.
В группе продленного дня, действующей в
нашей гимназии, учащиеся на двух занятиях писали сказку о приключениях
животных, а затем на третьем делали групповую творческую работу – коллаж по
сюжету написанной сказки. Одно из занятий было посвящено теме подвига в мирное время на примере «Рассказа о неизвестном герое» С.Я. Маршака.
В четвертом классе ученики также
коллажировали сюжет русской народной сказки, придумывая возможную концовку
взамен известной.
25 октября Месячник закончился для малышей
Мультфеерверком.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЧНИК ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
Волонтеры — пятиклассники поучаствовали и в проведении кружкового занятия в 4в классе.
Самир Бабич, мой бывший кружковец, ныне пятиклассник, пробует себя в разных ролях: то он — учитель, проводящий урок, то он — писатель-фантаст, то он — чтец, выразительно читающий свой рассказ…
КРУЖОК В 1В КЛАССЕ
Волонтеры — пятиклассники в гостях у первоклассников. Повторили задания прошлого занятия в виде викторины, пятиклассники помогали раздавать жетоны и рисовать на краеведческую тему малышам. Все были довольны друг другом.
А я умилялась, как первоклашка называл моих помощников на «Вы» !..
Подвиг рядом с нами.
Группа продленного дня. Читали «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака. Обсудили, что же такое настоящий подвиг? Можно ли совершить подвиг в мирное время? Могла бы быть история с парнем лет 20-ти в реальной жизни?
Оказалось, ученики 1-2 классов («возраст» группы) мало знают о подвигах, о людях, совершавших неординарные по своей смелости поступки. Почему? Причин может быть много. Но моя задача была донести эту историю о неизвестном герое и «прожить» её вместе с ним.
Вместе с ребятами мы с задачей справились!
Продолжаем публикацию отчетов о проведении библиотечных уроков в 5-х классах.
«Наши помощники и друзья — словари» — тема библиотечных уроков. 5В и 5А классы.
Хочу поделиться методикой проведения занятия. Так как дети по-прежнему любят учиться в игровой форме, для выполнения заданий составлен «Словарный бум» — лист формата А4 со схемами и прямоугольными полями для выполнения тестов.
По ходу показа презентации дети заполняют среднюю часть листа, то есть непосредственно схемы. Затем самостоятельно, так же по парам, выполняют три задания. Желательно напечатать и раздать каждой группе по своему листку с заданиями.
Задания под названиями «Проверь себя!» и «Какое слово раньше?» могут быть одинаковыми для всех групп, но задания «Объясните» — разные.
И ВОТ КАК ЭТО БЫЛО.
Библиотечные уроки в 5 классах
В октябре ежегодно провожу библиотечные уроки в 5-х классах по словарям.
Начинаю с определения темы урока загадкой:
«Есть помощник из книг для тебя и меня —
Обо всём в нём узнаешь от А и до Я!»
Некоторым ребятам знаком толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Многие пользуются орфографическими словарями. Но с выполнением заданий возникли трудности, хотя было интересно и ребятам, и мне.
Одно из заданий — составить толковый словарик из трех слов, Работа в паре, необходимо объяснить значение трех заданных каждой паре слов, набор слов у каждой мини-команды разный.
Литературный кружок в 4 классе.
Встретились с моими четвероклассниками. Обсудили, что можем запланировать на этот учебный год, кроме плановых занятий. Творческие у меня ребята! Один книжку пишет, другой рисует и оформляет…
Вспоминали, что прочитали летом. Все — разное, у каждого — свои литературные интересы. и это — очень хорошо!
Начали работу над коллажем по русской народной сказке. На следующем занятии закончат. Значит, будет результат и очередная наша запись…
Делюсь полезной ссылкой на очень хороший ресурс для повышения квалификации. РЕКОМЕНДУЮ!
Качественно, доступно, дистанционно, большое разнообразие курсов повышения квалификации и переподготовки для педагогических работников.
https://moi-universitet.ru/
Среда первоклассников.
Состоялось первое занятие кружка «С книгой по жизни» для первоклассников. Познакомила с библиотекой, правилами пользования, программой занятий на этот учебный год…
Дети — как дети, сначала сидели, как «настоящие» ученики — ручки на парте, а когда узнали, чем будем заниматься на занятиях!..
В общем, на кружке — как на кружке!
О том, как передвижная библиотека заводского клуба превратилась в одну из самых известных столичных читален, — в материале mos.ru.
В этом году библиотека, разместившаяся в одном из ключевых конструктивистских зданий Москвы — Культурном центре ЗИЛ, отмечает свое 100-летие. За это время она прошла огромный путь, во много раз увеличив свой книжный фонд и привлекая посетителей не только чтением. Рассказываем об истории библиотеки и ее сегодняшней жизни.
Как все начиналось
В начале 1920-х многие рабочие Автомобильного московского общества (АМО), впоследствии ставшего заводом имени И.А. Лихачева, были членами районного клуба «Пролетарская кузница». Там можно было провести свободное время интересно и с пользой. У клуба был свой стадион, театр, а также разнообразные кружки: шахматный, кройки и шитья, хоровой, фотографического и изобразительного искусства и другие.
Постоянно растущей популярностью пользовалась читальня клуба. В стране в это время проводилась государственная программа ликвидации безграмотности, или, как тогда говорили, ликбез. Надежда Крупская, главный идеолог советского образования, писала в одной из своих работ:
«Стройка новых фабрик и заводов, быстрое создание колхозов и совхозов, успехи ликвидации безграмотности, рост развития городских и деревенских масс повысили до чрезвычайности тягу к знаниям. В библиотеки хлынула масса читателей, а книг нет, сеть библиотек ничтожна. Вопрос о возможно скорейшем развитии библиотечного дела стал сейчас во весь рост».
Рабочие АМО, состоявшие в «Пролетарской кузнице», стали инициаторами создания передвижной библиотеки клуба в стенах родного завода. Она открылась 29 октября 1921 года в столовой одного из цехов и сразу же обзавелась примерно тремя сотнями читателей. Их число быстро росло, постепенно о библиотеке заговорили в городе. В 1928-м ее высоко оценил побывавший там писатель Максим Горький.
Количество книг в фондах увеличивалось благодаря научной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, которая в 1934 году взяла над читальней шефство. Сотрудники МГУ помогли организовать межбиблиотечный абонемент, вечернюю школу для рабочих и филиалы. К началу 1940-х фонд библиотеки насчитывал больше 105 тысяч изданий, а 10 ее филиалов в городе посещали свыше 26 тысяч человек.
Во время Великой Отечественной войны заводская библиотека продолжала работу. Люди шли сюда не только за книгами: сотрудники читальни ежедневно вывешивали сводки с фронтов. А чтобы поднять дух читателей и отвлечь их от тяжелых мыслей, здесь устраивали литературные выставки.
Новый дом
Дворец культуры Пролетарского района, который позже стал Дворцом культуры ЗИЛа, был построен в 1931 году по проекту архитекторов-конструктивистов — братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных. После переезда туда библиотеки он стал одним из центров притяжения района. На заводе остался небольшой филиал читальни.
Библиотека приобрела большую известность не только в Москве, но и в стране. Она стала филиалом Государственной библиотеки имени В.И. Ленина; последняя передала туда часть своих книг. Этот факт можно назвать прототипом создания сегодняшней городской библиотечной сети, считает Мария Рогачева, нынешний генеральный директор Культурного центра ЗИЛ.
В 1950-х годах открылось отделение для детей, а вслед — его представительства в оздоровительных лагерях завода. Для самых юных читателей проводили недели детской книги, тематические выставки, для взрослых — месячники и декады литературы, литературные среды, на которые приходили именитые писатели и поэты. С посетителями библиотеки встречались Константин Симонов, Сергей Михалков, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и многие другие. Последний, кстати, часто приезжал в библиотеку и в последующие десятилетия.
Количество филиалов в 1960-х годах увеличилось с 10 до 39. К ним имели доступ жильцы общежитий завода, рабочие цехов. Фонд читальни также продолжал расти, свой вклад делали и завсегдатаи библиотеки. В нем насчитывалось уже примерно 700 тысяч изданий. Центральный абонемент в ЗИЛе занимался их учетом, комплектованием, распределением книг по филиалам, консультациями по всем текущим вопросам, повышением квалификации работников завода и библиотеки.
Конец 1970-х — еще один важный рубеж в жизни библиотеки. Ей присвоили статус Центральной базовой профсоюзной библиотеки, методического центра профсоюзных библиотек Москвы. В это время прибавилось еще шесть филиалов и около 300 тысяч книг. В 1990-х в ее состав входило 49 филиалов.
Не просто библиотека
В 2012 году, когда Дворец культуры, переставший относиться к заводу имени И.А. Лихачева, превратился в Культурный центр ЗИЛ, в библиотеке тоже произошли изменения. Первым делом списали ветхие книги, сделали перестановку, создали электронный каталог и стойки самообслуживания.
«Вместе с развитием культурного центра расширились и функции читальни. Постепенно она стала превращаться в современное культурное пространство. Для посетителей организовали курсы компьютерной и юридической грамотности, языковые разговорные клубы, занятия по искусству, как и во многих других городских библиотеках. В гости в библиотеку приходят известные писатели, которые обязательно — по сложившейся доброй традиции — оставляют на память книги со своими автографами», — рассказывает генеральный директор Московской дирекции по развитию культурных центров Тимур Вахитов.
Сегодня в библиотеке больше пяти тысяч постоянных посетителей. Для детей проводят занятия по чтению и английскому языку, творческие мастер-классы и спектакли. В детском отделе сейчас насчитывается более шести тысяч изданий — среди них есть и учебные, и художественные книги. Для взрослых посетителей обустроена зона коворкинга, также они могут поиграть в настольные игры, посетить концерты и лекции.
Старинные страницы
Еще одна важная составляющая библиотеки — фонд редкой книги, в котором около 800 экземпляров. Самое раннее издание датировано 1850 годом, это «Поэтика» Аристотеля. Также здесь много книг, выпущенных в 1930–1940-х годах, — это и художественная, и научная литература. Сейчас многие из них можно найти только здесь.
Специально к 100-летию библиотеки перед входом развернули выставку редкой книги: на нескольких витринах под стеклом располагаются самые красочные издания. Здесь есть «Вишневый сад» Чехова 1919 года с иллюстрациями знаменитого гравера Владимира Фаворского, первое издание «Мертвых душ» Гоголя и многое другое. Настоящий шедевр — издание 1871 года, посвященное театральным костюмам XVIII века. Очень хорошо сохранилась сафьяновая обложка с золотым тиснением. Все иллюстрации вручную раскрашены акварелью.
Многие из редких книг оказались здесь еще тогда, когда библиотека была филиалом Ленинки — они приехали сюда из ее фондов. Сегодня эти книги хранятся в отдельной комнате. Работа по описи еще продолжается, помещение пока открыто только для сотрудников. Но в будущем сюда планируют приглашать и посетителей.
Школа писателей и занятия астрономией
В ближайших планах также несколько новых проектов. Одним из них станет школа писательского мастерства для всех желающих. Подробно о ней расскажут во время празднования юбилея в библиотеке. Кроме того, в программе — выступления писателей Дениса Драгунского, Дмитрия Захарова и Юрия Буйды, музыкальный перформанс «Современный танец» и многое другое. Есть планы по возрождению в библиотеке популярные когда-то литературные среды с участием известных культурных деятелей, а также создать собственный сувенирно-книжный магазин.
Еще одно направление, которое планируют развивать в ближайшем будущем, — астрономическое. В Культурном центре ЗИЛ имеется своя обсерватория с уникальным телескопом XIX века, изготовленным известной немецкой фирмой Reinfelder & Hertel. Трехметровый телескоп был куплен Иваном Морозовым, братом предпринимателя и мецената Саввы Морозова, для обсерватории в тверской мануфактуре. Затем телескоп привезли в Москву. Во Дворце культуры ЗИЛа он оказался в 1939 году. Сегодня устройство по-прежнему функционирует.
«В этом году мы стали водить в обсерваторию экскурсии, приглашать гостей на астрономические наблюдения. Сейчас, в силу погодных условий, это невозможно, но обычно у нас достаточно серьезный поток. Позже будем устраивать для всех желающих свидания под куполом. Сейчас занимаемся закупкой мобильного планетария, который позволит развивать это направление», — говорит Мария Рогачева.
Вы считаете, как и все, что Конан Дойль написал только 56 рассказов и четыре романа?
О, тогда мне есть чем вас удивить, потому что существует необычайный 57-й рассказ, который отдельно не входил ни в одно из известных собраний его сочинений.
И, почти наверняка, никогда не переводился. Вы сейчас первыми о нем узнаете, ибо находится он в совершенно необычайной библиотеке.
Но расскажу все по порядку.
Начало 20-х в Британии было трудным и отчаянным временем. Сотни тысяч жизней бездарно сгинули в полях Фландрии и Франции. С карты Европы исчезло несколько империй. Монархическое правление виделось пережитком. После отречения и убйства императора России и падения Австро-Венгерской монархии качнулся под Георгом Пятым и британский трон: усиливались республиканские настроения, от короля требовали отречения. Экономика — в упадке. Появились явные предвестники распада самой крупной империи в мировой истории, расширявшейся более чем двести лет. Более того — многим становилось ясно, что рушится весь европейский миропорядок, сложившийся примерно со времени объединенной победы над неистовым корсиканцем.
Видео дня
И как же решают в британской монархии 1921 года противостоять нарастанию энтропии?
Удивительно: сделать кукольный дом! Запечатлеть уходящее.
Феноменально несчастливая в браке внучка королевы Виктории, принцесса Мария Луиза Шлезвиг-Голштейнская, решила порадовать подругу детства королеву Марию (жену английского короля Георга Пятого) уникальным подарком — самым большим и великолепным кукольным домом на свете.
Она связалась с другом и архитектором сэром Эдвином Лютьеном, и тот сразу увидел изумительный (философский и деловой!) потенциал этой идеи. Три года лучшие художники, краснодеревщки, ювелиры, плотники проектировали и создавали эту изумительную “кукольную” резиденцию.
Что такое кукольный дом? Есть в этой идее что-то будоражащее и умиротворяющее одновременно. Это полностью подвластный тебе маленький мир, это та иллюзия контроля и предсказуемости, которые невозможны в реальном мире. Но не только. Первая мировая война показала необычайную хрупкость того, что считалось незыблемым. С германских цеппелинов впервые сбрасывали бомбы на Лондон: в Великой войне впервые стерлась граница между “театром войны” и тылом — безопасности, когда война, не осталось ни для кого…
“Я создавал то, что переживет всех нас и понесет в будущее и в незнакомый грядущий мир то, как мы жили. Это уменьшенная копия нашего уходящего мира”, — писал сэр Эдвин в 1921 году, охваченный понятным эсхатологическим чувством.
Фасад имитировал обманчиво воздушную георгианскую неоклассику Кристофера Рена (имитация портландского камня) и на шарнирах поднимался вверх, чтобы видны были интерьеры комнат.
Все там было настоящим, в масштабе 1:12.
Проведено электричество и водопровод, работали лифты. Известных художников попросили расписать потолки и исполнить миниатюрные копии. В комнатах прислуги — чудо техники: пылесос и швейная машинка “Зингер”. На кухне — точные копии баночек с джемом, кофе, крошечные бутылочки шампанского Veuve Clicquot (да-да, самая знаменитая веселая вдова на свете!), печений McVities ( с логотипами производителей, многие благополучно процветают и сейчас!), машины для гаража изготовили на заводах Rolls Royce, ювелиры фирмы Cartier изготовили каминные и напольные часы. Знаменитый ландшафтный художник разработала дизайн сада и сам Густав Холст написал музыку для миниатюрных нот на рояле…
Дом получился таким изумительным, что стал сенсацией на Выставке Искусств и Ремесел Британской Империи 1924 года. Для производителей, поставивших копии своих товаров с хорошо различимыми логотипами, это также явилось прекрасной рекламой. Выставку посетило более двух миллионов человек. Люди выходили воодушевленные: если в стране еще умеют делать такие удивительные по мастерству и практической бесполезности вещи, не все еще пропало!
Самое необычайное в домике — библиотека! Здесь настоящее все: копии картин, и росписи, и гобелены, и мраморный камин, и персидский ковер, и глобус, и книги! Да, все это крошечные фолианты с сокращенными текстами Библии, Шекспира, Диккенса. Королева Мария могла достать их с полки и полистать под лупой. Всем известным британским авторам были заказаны миниатюрные произведения для этой библиотеки. Для них писали — Томас Харди, М. Джеймс, Эдит Уортон, Олдос Хаксли, Редьярд Киплинг и многие другие. Понятно, что отказались только Вирджиния Вульф и Бернард Шоу. Их не стали уговаривать. А вот Конан Дойль согласился. Он написал самый короткий рассказ “Как Уотсон научился трюку” (если перевести дословно). И еще замечательно, что книга эта рукописная. Рука самого Конан Дойля.
Конечно, я купила ее миниатюрную копию.
Вот мой (неотредактированный) перевод этого самого маленького рассказа о Уотсоне и Холмсе.
“Уотсон внимательно следил за своим компаньоном с тех самых пор, как тот уселся за стол завтракать. Холмс поднял глаза и увидел его взгляд.
—Так, Уотсон, о чем Вы думаете?”- спросил он.
—О Вас.
—Обо мне?
—Да, Холмс. Я думал о том, как банальны все Ваши трюки и как удивительно, что они продолжают вызывать интерес у публики.
—Совершенно с Вами согласен, — сказал Холмс. — Более того, припоминаю, что и сам говорил нечто подобное.
—Вашему методу, — сказал Уотсон резко, — Не так уж трудно научиться!
—Вне всякого сомнения, — с улыбкой ответил Холмс- Может, Вы и сами приведете пример такого метода размышлений.
—С удовольствием, — сказал Уотсон. — И могу сказать, что Вы были чем-то озабочены, когда одевались сегодня утром.
—Прекрасно! — сказал Холмс,- Как Вы об этом догадались?
—Вы обычно довольно аккуратны, а тут забыли побриться.
—Боже мой! Это действительно проницательно, — сказал Холмс, — Я и понятия не имел, что Вы такой одаренный ученик! Осталось ли нечто еще, что не смогло укрыться от Вашего орлиного глаза?
—Да, Холмс. У Вас есть клиент по фамилии Барроу, дело которого Вам не удалось распутать.
—Боже мой, как Вы об этом узнали?
—Я видел конверт с этим именем. Вы открыли его, издали стонущий звук и поглубже засунули конверт в карман, с гримасой боли на лице.
—Восхитительно! Вы очень наблюдательны.
—Опасаюсь, Холмс, что Вы также занялись финансовыми спекуляциями.
—И как Вам удалось догадаться, Уотсон?
—Вы открыли газету на биржевой странице и издали громкий, заинтересованный возглас.
—Что ж, это очень умнО, Уотсон. Что-нибудь еще?
—Да, Холмс, вместо своего халата Вы надели черный сюртук, это говорит о том, что Вы ожидаете визита кого-то довольно важного.
—Что-нибудь еще?
— Я не сомневаюсь, Холмс, что нашел бы и еще, но я привожу только несколько этих пунктов, чтобы доказать: есть и другие люди в мире, столь же проницательные, что и Вы.
—Есть и не столь же проницательные, — сказал Холмс- Признаюсь, Уотсон, их не так уж много, но я должен включить и Вас в их число.
—Что Вы имеете в виду, Холмс?
—То, мой дорогой друг, что Ваши заключения не так удачны, как мне бы хотелось.
—Вы хотите сказать, что я ошибся.
— Боюсь, что так. Давайте рассмотрим каждый пункт. Я не побрился, потому что отправил бритву точильщику. И надел сюртук, потому что у меня, к несчастью, был назначен визит к дантисту. Его зовут Барлоу, письмо было от него, оно подтверждало назначенное время. Страница о крикете в газете идет рядом с финансовой, и я проверил, как сыграла команда Саррея против Кента. Но, продолжайте, Уотсон, продолжайте! Это довольно банальный трюк и, я уверен, вскоре Вы его освоите!
The end”
“Кукольный” дом королевы Марии выставлен в Виндзорской крепости хрупким апофеозом ушедшей эпохи, в его окнах горят крошечные люстры, слышится призрачная музыка…
Домику почти сто лет.
Хрупкое пережило то, что казалось незыблемым…
Ах, как часто мы столь же проницательны о будущем, как и старый, добрый Уотсон)))
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…