Тема: Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Цель: Доведение до понимания дошкольников основной мысли произведения Н. Носова «Живая шляпа».
Образовательная: Учить слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать монологическую и диалогическую связную детей.
Развивающая: Развивать представления о юмористической ситуации, на примере поведения героев рассказа.
Воспитательная: Воспитывать культуру поведения и восприятия художественных произведений.
Словарная работа: Активизация словаря: кабинет, шляпа.
Обогащение словаря: комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка.
Планируемый результат: Понимание основной мысли произведения.
Предварительная работа: Чтение книг Н. Носова «Огурцы», «Заплатка»,
«Мишкина каша». Рассматривание иллюстраций к данным произведениям. Беседа о писателе Н. Носове, внесение в речевой уголок его портрета.
№
Этапы
Задачи этапов
Деятельность педагога
Методы,
формы,
приемы
Предполагаемая деятельность детей
Планируемый результат каждого этапа
1.
Организационно-мотивационный
Вызвать интерес к новому произведению.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком писателе идет речь? Герои книг его весёлые, смешные. Вот Мишка варит кашу и пыхтит, а каша из кастрюли убегает, наверное, на улицу спешит!
А какие еще произведения Н. Носова вы знаете?
Худ. слово.
Это «Мишкина каша», Николай Носов написал.
Дети называют.
Вызвать положительные эмоции от воспоминания произведения знакомого писателя.
2.
Основной этап.
2.1
Этап постановки проблемы.
Подготовка к восприятию рассказа.
А хотели бы вы познакомиться с новыми рассказами этого
замечательного писателя? Тогда я спешу вас порадовать.
Сегодня мы будем читать рассказ Н. Носова, который называется «Живая шляпа». Эта увлекательная история, которая произошла с двумя мальчиками и одним маленьким котенком. Только при чем здесь шляпа, да еще живая!?
Вопросный
Аннотация.
Конечно, хотели бы.
Приготовиться к слушанию.
2.2
Этап ознакомления с новым материалом.
Познакомить с содержанием рассказа.
Итак, Н. Носов «Живая шляпа».
Чтение педагога.
Вам понравился рассказ? Почему?
Кто вас так насмешил?
А им было смешно?
А чего они испугались?
А шляпа может быть живой?
Теперь понятно, почему рассказ называется «Живая шляпа»?
Давайте поиграем, ребята.
Кошка прятаться любила,
Кошка спрятаться решила.
Мы её везде искали,
Мы её повсюду звали:
« Кис-кис-кис, кис-кис- выходи к нам, покажись!
В дом тебя мы унесем,
И напоим молоком.
Словесный
Вопросно-ответный
Игровой
Да. Он смешной.
Дети, ребята. Как они картошкой бросались, клюшкой, кочергой.
Нет, им было страшно.
Живой шляпы.
Нет, под ней котенок сидел, он двигал шляпу.
Конечно, понятно. Очень смешной рассказ.
Приседают.
Ходьба.
Повороты головы.
Наклоны туловища.
Гладят воображаемую кошку на плече.
Слушание рассказа, понимание авторского замысла.
Чередование вида деятельности.
2.3
Этап практического решения проблемы.
Закрепление материала.
Ребята, посмотрите, у меня три иллюстрации к рассказу. Одна иллюстрация- это начало рассказа, вторая- середина- главные события, ну, а третья часть завершение рассказа. Внимательно посмотрите, и скажите, где начало истории?
Итак, первая иллюстрация.
Что делали мальчики?
— А как их звали?
— Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
— Расскажите, как мальчики испугались.
— Покажите, как они испугались!
Какое бы название вы дали первой части рассказа?
Вы, ребята, верно подметили, что главное событие произошло в первой части рассказа. А можем мы назвать «Необъяснимое явление»?
Итак, вторая иллюстрация.
— Какие средства мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
— Кому пришла в голову идея бросаться картошкой?
— Как узнали мальчики секрет шляпы?
Как бы вы озаглавили эту часть рассказа?
Замечательное название.
А теперь последняя иллюстрация.
— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
Как можно назвать эту часть рассказа?
Давайте так и озаглавим.
Ребята, а как бы вы поступили на месте мальчиков?
Подумайте, потом мне расскажете.
Словесный,
Наглядный.
Дети выставляют в соответствии с событиями рассказа.
Рисовали.
Володя и Владик.
Она поползла.
Пересказывают.
Показывают.
Шляпа оживилась, Шляпа поползла.
Да-да. Можем.
Дети перечисляют.
Вовке.
Швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху.
« Сражение»
«Милый котенок».
Пересказ текста, придумывание названий к каждой части рассказа.
3.
Заключительный этап.
Подведение итога
Вот и познакомились с еще одним произведением (кого?)
Все было в этом рассказе и страх, и удивление, и грусть и смех.
Хотели бы вы еще послушать рассказы этого писателя?
Мы обязательно это сделаем. А пока книга Н. Носова «Живая шляпа» займет достойное место в нашем книжном уголке.
Обобщение.
Похвала.
Н. Носова «Живая шляпа».
Делятся впечатлениями, относят книгу в уголок, рассматривают иллюстрации.
Кино
«Манюня»
Режиссер Арман Марутян. В ролях: Чулпан Хаматова, Светлана Иванова, Елизавета Боярская, Елена Подкаминская и Марина Александрова.
«Манюня» — долгожданная экранизация детского бестселлера Наринэ Абгарян. Армения, 1979 год. Горы, солнце, прекрасные зеленые луга и ощущение праздника. После смешного эпизода в школе девочки Наринэ и Манюня становятся лучшими подругами. Очень быстро в кадре появляются забавные родственники главных героинь. Особенно выделяется Ба (Джульетта Степанян), бабушка Манюни. Наринэ очень боялась строгой женщины, но во время их знакомства выяснилось, что Ба печет тающее во рту печенье и вкуснейший яблочный пирог. Девочек-непосед ждет масса забавных приключений. Этот сериал — ностальгический рассказ о двух советских семьях, в центре которого — настоящая светлая дружба школьниц.
С 1 января на платформе Okko
«Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс»
Фото: Casey Patterson Entertainment
Режиссеры: Эрен Криви, Джо Перлман, Джорджо Тести. В ролях: Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Дэниэл Рэдклифф
Специальный эпизод, приуроченный к 20-летию самой волшебной франшизы в мире. «Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс» соберет любимых актеров и актрис всех восьми фильмов. Дэниел Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон встретятся со своими коллегами и впервые за долгие годы окажутся в стенах Хогвартса. Зрителей ждет не только долгожданное воссоединение главных лиц легендарной саги, но и ранее не публиковавшиеся интервью и редкие архивы. По словам Тома Ашейма, президента Warner Bros, «Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс» — «это дань уважения всем, кого затронула кинофраншиза, от съемочной группы до преданных поклонников, которые продолжают поддерживать дух волшебного мира».
На «Амедиатеке» с 1 января
«Почка»
Фото: kinopoisk.ru
Режиссер Мария Шульгина. В ролях: Любовь Аксенова, Николай Фоменко, Антон Филипенко, Ирина Розанова, Алексей Розин.
Главная героиня сериала — инспектор пожарной службы Наталья Кустова. В ее жизни всё хорошо — каждая инспекция заканчивается серьезным кушем. Ради выгоды она не остановится ни перед чем: разденет даже родного брата и сестру. Кустова думает, что всё в жизни можно купить: солидных друзей, квартиру, одежду премиальных брендов и красивого бойфренда. Но вдруг на плановом осмотре выясняется, что Наталье срочно нужна здоровая почка. У нее есть три месяца, чтобы найти донора. По иронии судьбы, — и по закону — почку Наталье может отдать исключительно кровный родственник. Конечно, никто из них помогать ей не спешит. Девушке придется искать самые экстравагантные способы решить проблему. А зритель все десять серий будет ломать голову: героиня действительно что-то поняла и изменилась, или это очередная игра?
С 1 января на платформе KION
«Черный ящик»
Фото: Про:взгляд
Режиссер Ян Гозлан. В ролях: Пьер Нинэ, Лу де Лааж, Андре Дюссолье
«Черный ящик» — наполненный саспенсом и мастерски созданный фильм о расследовании авиакатастрофы в Альпах. Страшная трагедия уносит жизни сотен людей. Пролить свет на причины случившегося может только расшифровка черного ящика. Ее поручают молодому специалисту Матье (Пьер Нинэ) с уникальным слухом. Чем дальше он продвигается в расследовании, тем больше обнаруживает подозрительных обстоятельств. Но никто не верит Матье. Так может, это всего лишь изощренные игры его разума?
Режиссер Ян Гозлан признается в интервью, что при написании сценария он отталкивался от реальных случаев авиакатастроф. Но его история лишена излишней документальности, это не реконструкция событий, хотя и изобилует интересными техническими подробностями как устройства самолета, так и процесса расшифровки самописцев с бортов.
«Черный ящик» — идеальный параноидальный триллер, несколько раз резко меняющий направление развития сюжета. Расследование авиакатастрофы заставляет Матье сомневаться даже в близких людях, он чувствует, что трагедия стала результатом заговора производителей самолетов и компаний, обеспечивающих лицензирование их технических характеристик. Когда маленький человек сталкивается с системой, победить он может, только поставив на карту свою жизнь. Ставки высоки, напряжение в кадре растет с каждой минутой и до самого финала.
В прокате с 6 января
«День мертвецов»
Фото: Abbott Street Films
Режиссеры: Стивен Костански, Джем Гаррард, Жаки Гулд. В ролях: Кинэн Трэйси, Дэниэл Доэни, Натали Бэйли, Морган Холмстром.
Зомби-апокалипсис заставляет шестерых совершенно незнакомых людей объединиться, чтобы переждать первую волну нашествия. Им нужно продержаться хотя бы 24 часа, пока ситуация не стабилизируется. День мертвеца запомнят все, кто сумеет его пережить
Шоураннерами и сценаристами стали Джед Элинофф («Дом Рэйвен») и Скотт Томас. Первые четыре эпизода срежиссировал Стивен Костански («Псих-расчленитель»). Создателям удалось передать дух и ту особенную атмосферу картин Ромеро, однако в сериале присутствуют некоторые сюжетные изменения относительно оригинального фильма.
С 31 декабря на российских видеоплатформах Wink, IVI, KION, Кинопоиск, Мегафон ТВ
«Старые шишки»
Фото: Свердловск
Режиссер: Андрей Шавкеро. В ролях: Алексей Гуськов, Ирина Алферова, Василий Кортуков.
В доме престарелых «Шишки» каждый день похож на предыдущий. Старики поджигают салфетки в столовой, заведующая сама красит стены, а благотворитель вместо лекарств дарит гробы. Всё меняется, когда к одному из постояльцев (Василий Кортуков) приезжает друг по прозвищу Балагур (Алексей Гуськов). Он решает доказать всем, что умирать еще рано, а вот тряхнуть стариной — самое то. Вместе с бывшей театральной актрисой (Ирина Алферова) троица придумывает необычный бизнес и быстро приходит к успеху: жизнь в «Шишках» становится курортом! Вот только энергичные пенсионеры стали конкурентами местных бандитов.
С 31 декабря на «Кинопоиске»
Театр
«Ромул Великий»
Фото: Театр Вахтангова
Режиссер-постановщик: Уланбек Баялиев. В ролях: Сергей Батаев, Максим Сервиновский, Владимир Логвинов.
Автор «исторически недостоверной комедии» Фридрих Дюрренматт — один из величайших драматургов послевоенного времени. Страшные уроки Второй мировой, ощущение бессмысленности бытия, несостоятельности надежд на изменение жизни сделали трагикомический фарс востребованным жанром. Ирония и парадоксальность отличают Дюрренматта, остро переживавшего несовершенство человека и абсурдность мироустройства. «В конечном итоге, это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Это о человеке, у которого есть власть, и есть идея, замысел обустройства мира, — рассказывает о своем спектакле режиссер.
3 января 19:00, Театр Вахтангова, Основная сцена
«Снежная королева»
Фото: МХАТ
Режиссер: Рената Сотириади
Когда приближается Новый год и Рождество, в полночь по улицам города летает в вихре вьюги на своих санях Снежная королева. Она заглядывает в окна, рисует на стеклах красивые ледяные цветы и узоры. А днем Снежная королева оставляет сани возле театра на Тверском бульваре и идет за кулисы, чтобы еще раз попробовать забрать в свои владения мальчика Кая. И только горячее сердце маленькой Герды, прошедшей через многие испытания ради брата, растопит его замерзшее сердце, и праздник будет по-настоящему волшебным. Красочные костюмы, нежные песни, технологичная сценография — всё это непременные декорации новогодних каникул.
2, 3 и 7 января, МХАТ
«Синяя птица»
Фото: МХАТ
Режиссер Константин Станиславский. Помощники режиссера: Евгений Васильев, Эльвира Карпова
Единственная сохранившаяся постановка К.С. Станиславского. Этот спектакль нужно смотреть всей семьей: глубокий философский смысл и необычные персонажи Метерлинка заставят посмотреть на мир и на себя под другим углом.
В рождественскую ночь брат и сестра Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы ради спасения маленькой девочки. Чтобы оберегать их, оживают и пускаются с ними в путь Свет, Огонь, Вода, Хлеб, Сахар, Молоко, Пес и Кот. Таинственный, прекрасный и пугающий мир, куда они попадают, кажется, создан из детских сновидений, фантазий и грез. Героям предстоит пройти страну Воспоминаний и царство Будущего, лицом к лицу встретиться с Болезнями и Ужасами, навестить сады Блаженств — и понять, что Синяя птица, как счастье, всегда с нами — надо лишь уметь его разглядеть.
4 и 5 января, МХАТ
«Пиноккио»
Фото: МХАТ
Режиссер: Арина Мороз
Новый детский спектакль, рассказывающий о любви к родителям, о сочувствии, дружбе и о том, как обманщики могут манипулировать детьми. Спектакль, в котором, конечно же, справедливость торжествует и добро одерживает победу над злом. Маленькие зрители окажутся в атмосфере венецианского карнавала и русского средневекового площадного театра, где актеры обращаются напрямую к зрителю. Огромная декорация в виде старинной шарманки, которая превращается то в коморку папы Карло, то в повозку Карабаса-Барабаса, то в таинственный лес, то в подводное царство и, наконец, становится волшебным Театром. Новые видеотехнологии позволили создать уникальное визуальное решение — герои оказываются внутри объемного мира 3D
6 января, МХАТ
Концерты, мюзиклы, балет
«Щелкунчик»
Фото: РАМТ
Солисты: прима-балерина Кремлевского балета Александра Криса и солист Театра им. Станиславского (МАМТа) Юрий Выборнов.
Балет «Щелкунчик», пожалуй, один из самых известных и любимых русских балетов. В его основе лежит новелла немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», в которой описывается рождественский вечер в небольшом немецком городке.
К этой сказочной истории Чайковский сочинил замечательную, наполненную глубоким смыслом музыку, способную заставить поверить в чудо и взрослых, и детей. Он создал симфоническую поэму о детстве, о взрослении души, о чудесах рождественской ночи, о сражении света и тьмы и о торжестве любви.
31 декабря, 11:00, 15:00, 19:00, 1 января, 15:00, 19:00, РАМТ
«Новый год в соборе»
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Дирижер: Олег Романенко
В этом году стало больше концертов, на которые можно и нужно приходить с детьми. Популярная классика от барокко до джаза и любимые программы звучат в потрясающей акустике Кафедрального собора святых Петра и Павла. В программу также вошел Реквием Моцарта с блестящим составом солистом и участием двух выдающихся российских коллективов — Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова и Государственного хора имени А.В. Свешникова.
До 9 января в Кафедральном соборе святых Петра и Павла
«Синяя, синяя птица»
Фото: Театр Наций
Режиссер: Олег Гушков. В ролях: Муся Тотибадзе, Павел Акимкин
Мюзикл для семейного просмотра — история приключений девочки Матильды и ее брата Тиля. В своем путешествии по сказочным странам они встретят около 50 самых неожиданных персонажей: Царицу ночи, Торт Наполеон, оркестр заводных обезьянок, Синего павлина — хранителя времени, чудовищ и монстров из шкафа. Режиссер Олег Глушков, известный широкой публике как хореограф фильма Валерия Тодоровского «Стиляги», обещает зрителям чудесную музыку, волшебные декорации и костюмы, умные и смешные тексты, и, конечно, захватывающие танцы. «Мы написали совершенно новую, оригинальную историю и рассказали ее современным языком. Она опирается на традиции авторской сказки, но живет здесь и сейчас. А выдумок и самых настоящих чудес здесь с лихвой хватит на десять обычных спектаклей», — говорит режиссер.
4 января, 18:00, 5 января 13:00, 18:00, 6 января, 18:00, Театр Наций
«Волшебный оркестр»
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Киселев
Режиссер Дмитрий Отяковский и Московский государственный симфонический оркестр. Дирижер Иван Рудин
Традиционный новогодний концерт в «Зарядье» — круговорот новогоднего волшебства от знаменитого театра из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы Господина Пэжо». Действие спектакля начинается в фойе, сразу после входа гостей в зал. Зрителей встречают космические путешественники и съемочная группа межгалактического телевидения. В спектакле не будет Деда Мороза и Снегурочки, снега и привычных героев новогодних историй. Представление проходит не на Земле, а в межгалактическом пространстве, с диковинными героями и яркой компьютерной графикой, которая будет транслироваться на огромном нитяном занавесе зала «Зарядье». Дети и их родители побывают в галактике Гармонического мажора, галактике диссонансов, а также многих других тайных местах нашей Вселенной. Не обойдётся это приключение и без космических отрицательных героев, которых с помощью зрителей будет необходимо обезвредить.
С 2 по 4 января в зале «Зарядье»
Выставки
Recycle Group «New Nature»
Фото: recycleartgroup.com
Куратор: Полина Могилина
ЦСИ «Винзавод», ЦВЗ «Манеж» и галерея «Триумф» представляют выставку, масштабный персональный проект арт-дуэта Recycle Group, премьера которого прошла этим летом в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург). В рамках московской версии проекта интерактивные объекты и динамические инсталляции превратят зрителей в участников виртуального и технологического перформанса.
Первый тематический раздел выставки объединит работы, связанные с ресайклингом классических образов и отсылающие зрителя к художественному и культурному наследию прошлых веков. Реконструируя классические формы в новых материалах и наделяя их актуальным концептуальным значением, авторы создают новую мифологию и систему визуальных кодов. Во втором разделе выставки будут представлены работы, в которых художники исследуют специфику «компьютерного зрения». Заменяя наш взгляд цифровым кодом, Recycle Group стремится поставить зрителя на место машины, предоставив ему возможность почувствовать, как программа анализирует и считывает информацию об окружающем мире. Экспозицию завершает третий тематический раздел, предполагающий новый формат восприятия искусства посредством дополненной реальности.
До 13 марта на ЦСИ «Винзавод»
«Реликвии Победы»
Фото: victorymuseum.ru
В Музее Победы открылась обновленная выставка проекта «Реликвии Победы». Мини-экспозиция расскажет, как ленинградские театры организовывали новогодние праздники в 1942 году в осажденном городе.
Впервые представили уникальный раритет из фондов Музея Победы — новогоднее поздравительное письмо от бойца Ленинградского фронта актрисе Государственного театра музыкальной комедии Зинаиде Давыдовне Габриэлянц. Этот документ — свидетельство необыкновенного мужества и самоотверженности ленинградцев. Суровой зимой 1941–1942 годов артисты выходили на сцену, несмотря на голод, мороз и постоянные воздушные тревоги, прерывающие представление. О роли театра в блокадную пору говорят письма артистам от бойцов и жителей.
До 20 января в Музее Победы
Фестивали, квесты, новогодние программы
«Путешествие в Рождество»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Самый масштабный зимний фестиваль Европы и самый популярный праздник «Московских сезонов». Посетителей ждет разнообразная торговая и гастрономическая кулинарная программа любимого зимнего фестиваля. «Путешествие в Рождество» традиционно удивляет всех гостей разнообразными блюдами, традиционными и оригинальными рецептами. А если учесть, что в этом году фестиваль посвящен новогодним и рождественским традициям разных стран, то нет ничего удивительного в том, что праздничное меню включает венгерский гуляш и индийский плов, тюрингские колбаски и французские профитроли, немецкий штоллен и африканский суп. И, конечно, на фестивале можно будет попробовать блины со сладкими и сытными начинками и пышные русские пироги, кулебяки и ватрушки. Работают 18 бесплатных катков и одна площадка для керлинга.
На 27 площадках в центре и округах Москвы — до 9 января
Детские программы «Волшебник страны AZ»
Фото: vk.com/museumaz
Чтобы быть волшебником, можно стать художником! В новогодние каникулы Музей AZ превратится в волшебную страну, где юные посетители сами станут волшебниками: создадут уникальных существ и унесут книги, с которыми можно изменить мир. Все, переступившие порог музея, попадут в Страну AZ — мир художника Анатолия Зверева, чье творчество меняет взгляд на мир.
3–7 января, 13:00 Музей AZ
Встречи в Еврейском музее и центре толерантности
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
В музее стартуют обзорные и тематические экскурсии, квесты, а также специальные мероприятия: встреча-читка с Юрием Норштейном, на которой мастер расскажет о своих любимых книгах, дискуссия о музыке и ее связи с анимацией, литературный вечер со стихами и размышлениями Юрия Норштейна в исполнении актрисы театра и кино Яны Есипович, и игра «Предсказание шляпы» от музейной Лавки. Специальные программы подготовил Детский центр — «Зимнее путешествие вместе с героями Юрия Норштейна» и Winter club: ребята поучаствуют в квестах и играх, проявят фантазию на творческих занятиях и попробуют себя в роли спикеров на настоящих дискуссиях. В последние два дня зимних каникул состоится пятый «Моцаш», а также финисаж выставки «Снег на траве» с экскурсиями, квестами и мастер-классами для всей семьи.
С 3 по 9 января в Еврейском музее и центре толерантности
Конспект открытого урока по
литературному чтению во втором классе
Тема: Н. Носов «Затейники».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с
жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».
УУД:
Познавательные УУД:
— умение самостоятельно и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение,
извлечение
необходимой информации из прочитанного текста,
осознание главной мысли
текста.
Личностные УУД:
— оценивание усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей, осознание через
чтение
художественного произведения основные ценности
взаимоотношений
(взаимопомощь, взаимовыручка)
Регулятивные УУД:
— формировать умение постановки учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно,
через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать
результаты своих
действий и действий других учащихся.
Коммуникативные УУД:
— умение достаточно полно и точно выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: учебник по УМК «Школа России»,
карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, мультимедиапроектор, конверты с
карточками-названиями частей плана
Формы работы учащихся: работа в группах, работа в
парах, самостоятельная работа.
Ход урока.
1.Организационный момент Сегодня на уроке нас ждет
важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы
предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». Как вы понимаете эти
слова? (Ответы детей)
2.Постановка учебной задачи: Выполнив следующее
задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.
Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения
мы уже изучили?
На доске
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию
замечательного детского писателя:
Аг*ия Барт*
Чуков*ки й К*рней
Михалко* С*ргей
На доске.
Николай Николаевич Носов- (портрет)
3.Знакомство с творчеством Н.Носова
Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке,
о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и
перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчас наша рабочая группа
расскажет вам о Николае Николаевиче Носове
1.ученик: Николай Николаевич Носов родился
23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама –
рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром,
сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать
музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
2.ученик:
Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов
сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом,
возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2
года перевёлся в Московский институт кинематографии.
3.ученик: Он работал режиссером, поставил
немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать
писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот
Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой
первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.
Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над
маленькими, слабыми.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми
ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда
какая-то умная, нужная мысль.
Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями.
Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова.
Дайте название выставке книг.
Кто главные герои его произведений? (ребята,
школьники, маленькие дети)
Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова
мы будем сегодня читать на уроке, вы должны из слогов составить слово.
Работа в парах (составление слова из слогов)
Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!
Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой
поставите?
4. Изучение нового материала.
1). Предположения уч-ся о
содержании рассказа по иллюстрации.
Выдвижение гипотез уч-ся.
Ребята,
а кого называют затейниками?
Встречались
ли вы в жизни с затейниками? Где?
Работа в группах ( 2
группы)
А сейчас давайте поработаем с толковым словарём и
узнаем толкование этого слова по словарю. Зачитайте значение этого слова.
Подберите синонимы к слову затейники (фантазеры,
выдумщики, организаторы, весельчаки).
И
так, затейник — это организатор веселья.
Рассмотрите иллюстрацию к тексту.
Как вы думаете, о чём будет рассказ?
Как вы думаете, каким будет
рассказ грустным или веселым?
Почему вы так считаете?
физкультминутка
Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.
Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
РА-РА-РА- вышла славная _________;
КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;
АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;
РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.
Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему
заданию.
2). Первичное целостное восприятие
произведения.
Прослушивание текста.(аудиозапись)
Вы прослушали рассказ. Наши предположения были
правильными о характере
произведения?
Грустный или веселый рассказ?
Понравилось произведение?
Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?
Могла ли такая история произойти с вами?
Кто главный герой произведения?
Что можно сказать про них?
(Они друзья, ровесники, им интересно вместе…)
Что можно сказать о характерах героев?
Затрудняетесь ответить?
Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
(Перечитать внимательнее рассказ)
3). Работа над содержанием
произведения.
Понимание фактического содержания рассказа.
Понравилась ли вам игра детей? А детям?
Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
Сколько будет ролей в рассказе? (Петя, Валя).
Каждая группа выберет, кто будет читать за Петю и
Валю.
Каждая группа читает свой отрывок.
Работа с текстом в группах.
План-задание для 1 группы:
1). Прочитайте текст по цепочке
2). Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом
у них получился.
3 Прочитайте отрывок по ролям.
4). Прием «Толстые и тонкие
вопросы»
Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас
Николай Носов?
А вы боитесь темноты? Почему?
Откуда берутся страхи?
Как с ними можно справиться?
Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют
организовать свой досуг, не будут скучать)
За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя
страх, игры поспокойнее)
Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя
играть с одеялом, с постелью)
Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише
играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
Что скажете вы?
5.Проверка и оценивание.
Составление плана рассказа (по
группам )
Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте
составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по
порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.
План:
-Может быть это серый волк?
-Дети читали сказку «Три поросенка».
-Так и не стали играть в «три поросенка».
-Постройка домика.
Проверка плана. План на доске.
Выборочное чтение частей учебника.
А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли
название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу?
6. Стадия рефлексии
Что нового вы узнали сегодня на
уроке? Достигли ли, вы, поставленной цели? Что для вас было самым трудным?
— Понравился вам урок? Если да
Если нет, ваш условный знак —
7. Дифференцированное домашнее
задание.
Сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Выбор творческого задания:
1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ
по плану в учебнике.
2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети
опять остались одни дома…».
8. Итог урока.
Подведение итогов и выставление оценок.
С биографией какого автора мы познакомились на уроке?
Какое произведение мы прочитали?
Кто являются главными героями данного рассказа?
Веселый
рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное.
Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать
шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.
— Урок окончен, а если вы хотите узнать новые,
весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н.Носова.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Приближаются зимние выходные. «Вечерняя Москва» подготовила обзор событий, которые пройдут в столице 11 и 12 декабря и станут безусловным стимулом выйти из дома.
Открывает обзор праздник «День Героев Отечества», который 11 декабря состоится в Музее Героев Советского Союза и России. На экскурсии по основной экспозиции «На встречу с героями» участники вспомнят героев-фронтовиков Великой Отечественной и неизвестных героев объявленных и необъявленных войн XX века.
Гостей ждут встречи с Героем России Евгением Черняевым, командиром глубоководного подводного аппарата «Мир-2», и с художником Германом Черемушкиным, чьи работы представлены на выставке «Бери шинель, пошли домой!». А юные москвичи на занятии «Оружие Героев» познакомятся с историей создания самых знаменитых образцов советского оружия времен Великой Отечественной войны.
Поддержит героическую тему 11 декабря музей-панорама «Бородинская битва», где старт праздничным мероприятиям даст «Рекрутское депо». На занятии ребята узнают, как была устроена русская армия, как служилось русскому солдату в 1812 году, какое снаряжение имел пехотинец для военного похода, а также попробуют свои силы в строевой подготовке и потренируют смекалку, отвечая на загадки. Изучить военные термины поможет стихотворение Лермонтова «Бородино».
Вниманию гостей музея будет представлена лекция «Боги войны 1812 года: трофейные орудия Наполеона», на которой их познакомят с историей коллекции орудий, захваченной русской армией в ходе Отечественной войны 1812 года.
Исторический музей, в свою очередь, 11 и 12 декабря приглашает горожан на День викинга, приуроченный к проходящей выставке «Викинги. Путь на Восток». На познавательной игре «Путь из варяг в греки» участники отгадают загадки о значении необычного предмета и выполнят задание — откроют замок, взвесят монету, развяжут узел или высекут искру кресалом. Неотъемлемой частью повседневной жизни было занятие домашними ремеслами. Среди женских ремесел основное место занимало прядение и ткачество. Посетителям продемонстрируют процесс ткачества на вертикальном ткацком станке, расскажут об изготовлении тканей, их окрашивании и заготовке сырья.

Фото: Алексей Зернаков / Вечерняя Москва
Свои музыкальные произведения викинги играли на простых смычковых и струнных инструментах. Посетителям продемонстрируют игру на некоторых из них, а также расскажут о музыкальной народной культуре того времени.
В рамках программы будут работать выставки: «Лавка купца», «Предметы вооружения викингов» и «Косторезная мастерская».
В Гостином Дворе 11 и 12 декабря состоится самое грандиозное событие в кукольном мире — Московская международная выставка «Искусство куклы». Экспозиция соберет сотни художников из России и 12 стран мира. Особый раздел — куклы из частных собраний и коллекционные собрания музеев. Несколько Музеев куклы покажут редчайшие экспонаты из своих хранилищ.
Будут представлены фарфоровые роскошные красавицы — идеальная классика — и ироничные характерные персонажи, как остановившиеся мгновения жизни в куклах; зрители увидят кукол интерьерных, театральных и мультипликационных, кукол-хампельманов, кукол маротте, кукол в картинах и фотографиях современных художников.
В рамках выставки пройдет «ПетрушкаФест» — звонкая яркая ярмарка с элементами балагана и представлениями кукольных театров.
Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва
Большой фестиваль мультфильмов 11 и 12 декабря ждет взрослых и детей в московских кинотеатрах. Зрители увидят лучшую мировую анимацию и конкурсные показы, смогут принять участие в мастер-классах и бесплатных программах, в открытом фестивальном клубе и «Ночи анимации». Фестиваль покажет детские программы современной российской анимации и девять полнометражных фильмов.
В российской конкурсной программе «6+» дети смогут увидеть мультфильмы о брекетах, о дружбе девочки и Тигра, о барашке Уолтере, который хотел стать облаком, а в программе «12+» — мультфильм-зарисовку о настоящем романтике.
Фестиваль представит ретроспективу режиссера-аниматора Марии Муат, авторству которой принадлежат циклы сказок о Дядюшке Ау, «КОАПП», фильм «Влюбчивая ворона».
Специальным событием фестиваля 11 декабря в Третьяковской галерее станет лекция Юрия Норштейна, на которой знаменитый мультипликатор расскажет о куклах. А в киноцентре «Октябрь» в субботу пройдет «Ночь анимации», где зрителям представят лучшие зарубежные короткометражки минувшего года.

Кадр из фильма «Ежик в тумане»
На Главной выставке страны продолжается Международный фестиваль искусств «Вдохновение», впервые представляющий проект «Вдохновение. Зима». На форум приедут творческие коллективы из разных городов и стран. А основными темами их выступлений станут дружба народов и семья.
В субботу, 11 декабря, зрителям покажут спектакли режиссера театра и кино «Недолгое счастье Ювана» и театральной компании «Трикстер» «Как создать вселенную» — научную, хореографическую постановку, основанную на одной из научных теорий, а именно теории большого взрыва. В спектакле использованы элементы цирка, пластического и драматического театра. Зритель погрузится в фантастический мир, где нет времени и пространства, нет неба и земли, только бесконечность космоса.
Юные гости фестиваля смогут посетить две творческие лаборатории: «От алеутов до эскимосов через театр», где расскажут о культуре, обычаях и верованиях народов Севера России, и «Кухня мира», где в процессе приготовления блюд разных стран ребята создадут свой мультфильм.

Фото: Pexels
Активная подготовка к праздникам началась в московских музеях. Так, Зимние мастерские открыл Музей декоративного искусства. В Лаборатории домовых росписей Русского Севера 11 декабря участники смогут познакомиться с подлинными предметами XIX века, украшенными росписью из «северной» коллекции музея; откроют для себя основные свойства цвета по авторским методикам цветовых тренингов; распишут деревянное панно в технике северных росписей.
А юные гости музея 11 и 12 декабря приглашаются на программу «Самый короткий день в году», посвященную традициям встречи Рождества и Нового года в России. Ребят ждет рассказ о праздниках, колядование, мастер-класс и представление в вертепном театре.
В Музее Москвы 11 и 12 декабря продолжит работу фестиваль новогодних программ «Елочный базар». Юные гости и их родители могут посетить четыре елки, шесть праздничных спектаклей и выставку «Рождество».
Самые юные посетители приглашаются на программу «Теплая елка». Их ждет сказка с оригинальным сюжетом, открывающая тайну появления на свет Деда Мороза. Участники праздничной программы «Чудная елка» устроят распаковку подарков, спрятанных в старинном сундуке. «Щелкунчик и Мышиный король» познакомят с писателем Эрнстом Гофманом и его сказкой. А «Рождественские истории о Москве и москвичах» расскажут участникам программы о столице времен Гиляровского.
В воскресенье, 12 декабря, Театр из пластилина представит спектакль «Человеткин».

Фото: Pexels
В выходные дни пройдет ряд интересных познавательных мероприятий. Так, Исторический музей к выставке «Шедевры Русского музея. «Смолянки» Дмитрия Левицкого» приурочил специальные образовательные мероприятия. 11 и 12 декабря выставку можно посетить с обзорной экскурсией, на которой расскажут интересные факты из жизни воспитанниц и истории Смольного института.
Кроме того, в субботу состоится лекция «Екатерина II и мода российского двора» о том, как появился русский национальный стиль в одежде, какие концепты он соединил, какой была придворная мода того времени, что такое русское платье и почему его появление сыграло такую важную роль.
Российская государственная детская библиотека 11 и 12 декабря зовет горожан на фестиваль семейного чтения #ЧитайФестФольклор. Гости библиотеки смогут встретиться с писателями и художниками-иллюстраторами, принять участие в тематических квестах, интерактивных чтениях, мастер-классах и дискуссиях, послушать лекции, увидеть театрализованные чтения, новинки кино и мультфильмов.
Читатели смогут пообщаться с писателями Галиной Дядиной, Мариной Бородицкой, Асей Кравченко, Андреем Усачевым, Дмитрием Овсянниковым, Александрой Птухиной, Юрием Нечипоренко. Актеры детского театра «Отражение» прочитают «Русалочьи сказки» Алексея Толстого и покажут спектакли «Новогоднее счастье» и «Союз Совы». Театральный мастер-класс «Играем в русскую народную сказку» проведет Наталья Родная. А художница Юлия Сиднева приглашает на мастер-класс по книге Нины Дашевской «Зимний мастер».
Гости фестиваля увидят фильм «Байкал. Удивительные приключения Юмы» о путешествии маленькой нерпы.

Фото: Вечерняя Москва
На Главной выставке страны для всех желающих 11 и 12 декабря открыты двери просветительского проекта «Знание. ВДНХ». Цикл декабрьских программ носит название «Умный Новый год». В субботу в центре «Космонавтика и авиация» гостей ждет музыкальная программа, посвященная 60-летию полета в космос Юрия Гагарина. Основой для концерта одного из главных русских техно-диджеев Никиты Забелина и композитора и терменвоксиста Петра Термена станет практически вся история электронной музыки.
На следующий день проект «Скандинавские киновоскресенья» подарит гостям ВДНХ возможность не только изучить особенности северных языков, но и посмотреть фильмы в оригинале с русскими субтитрами. Участников ждет урок шведского языка, на котором покажут киноленту «Любители».
Музей Москвы в декабре приглашает горожан на программы, приуроченные к Месяцу экологии. 11 и 12 декабря в пространстве выставки «Москва без окраин. Капотня» пройдут дискуссии и мастер-классы. Тема разговора в субботу — «Зелень: парк, огород, подоконник». Его участники обсудят, что могут предложить городские парки для актуализации огороднического сюжета, узнают, как развить пермакультуру прямо на подоконнике, а также изготовят керамические адаптеры. 12 декабря состоится дискуссия «Вода в городе». Перед беседой пройдет мастер-класс, где гости музея обсудят экологические проблемы.

Фото: Официальный сайт мэра Москвы
А в Биологическом музее имени Тимирязева 11 декабря пройдет Сойкин день. Удивительная птица способствует распространению дубов, запасая на зиму до четырех килограммов желудей. Сойка способна подражать пению других птиц, человеческой речи и воспроизводить самые разные звуки. Научные сотрудники расскажут о птицах в мифах и легендах и о птицах-пересмешниках.
Юные посетители смогут проявить свою творческую фантазию на мастер-классах, где сделают сойку-игрушку для новогодней елки и кормушку для птиц. В музее расскажут и о том, как правильно кормить птиц зимой, вспомнят пословицы, поговорки и народные приметы, связанные с птицами. В программе также значатся «Сойкина игротека», пазлы, кроссворды, лото и теневой театр.
Традиционно музеи и галереи города предлагают вниманию гостей несколько интересных выставок. Так, в музее «Садовое кольцо» в начале декабря начала работать выставка «Новогодняя сказка в зимнем лесу».
Акварельные произведения искусства художницы Анастасии Куровой посвящены русской зиме. Красив зимний лес, когда вся природа играет своими красками. Художник воспевает красоту зимы на рассвете, ночью, при теплом закатном солнце и днем, когда снег особенно слепит своей белизной.
Кроме того, в экспозиции представлены мозаичные работы. Так, мозаика «Рождественская сказка» показывает уникальную технику, когда мастер использует не только привычную для мозаичных работ смальту, но и перламутр и гальку.

Фото: Pixabay
Дарвиновский музей ждет гостей на выставку «Где растут шишки?», которая расскажет о значении шишек не только в человеческой культуре и быту, но и в развитии жизни на нашей планете. Посетители увидят шишки разнообразных форм и размеров, а также узнают интересные факты и полезные кулинарные рецепты, полюбуются старинными гравюрами и фотографиями.
Шишки стали непременными спутниками рождественской ели и символом Нового года. Превращенные в елочные игрушки, они несут пожелания мира и добра в семье, рождения детей. Значению шишек в жизни человека посвящен большой раздел выставки.
Выставка приводит десятки интересных фактов о хвойных растениях. Шишки отличаются невероятным разнообразием форм и размеров. А украшением экспозиции стали фото- и видеоматериалы профессиональных фотографов и любителей дикой природы.
Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют персональную выставку художника Егора Плотникова «Большие перспективы». Перед зрителями предстанут более пятидесяти работ мастера — живописные полотна и скульптуры, находящиеся в диалоге. Однако в данной экспозиции Плотников выходит за рамки привычных способов представления работ, намеренно разъединяя живопись и скульптуру.
В поиске натуры художник обращается к местам, где он вырос. Несмотря на то что его пейзажи чаще всего имеют достаточно точную географическую привязку, автору удается сохранить простоту и универсальность изображаемого, что неизменно вызывает чувство ностальгии. Плотников настойчиво возвращает зрителя к метафоре дороги: дороги, которую еще предстоит проложить, дороги без начала и конца, где путь не является средством достижения цели, а символизирует процесс и время для размышления.
В Государственном музее Востока Арт-фонд Даши Намдакова открыта выставка авторских кукол семьи Намдаковых «Ульгер: сказки и грезы».
Гости музея увидят авторских кукол, графические рисунки-эскизы и предметы из музейных фондов — всего более 100 уникальных предметов искусства. Экспозиция познакомит зрителей с современным народным искусством России, ее восточного региона — Бурятии.
Выставка авторских кукол «Ульгер», что в переводе с бурятского языка означает «сказание», посвящена теме кукол и народных ремесел монгольских народов. Традиция изготовления кукол в культуре бурят происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам местности. В экспозиции представлены герои известных бурятских мифов, персонажи классических и современных театральных постановок, есть куклы-символы, куклы-настроение. Всех их объединяет ненавязчивая национальная окраска, традиционные формы выражения представлений о прекрасном, о милосердии и справедливости, мудрости и мужестве.
И, конечно, москвичей и гостей столицы ждут в кинотеатрах. В четверг, 9 декабря, очередная порция фантастических, лирических, драматических и просто хороших фильмов и мультфильмов вновь порадовала большой экран. В афише несколько лент национального производства: «Море волнуется раз», «Честный развод», «Владивосток» и «Здравствуй, Дедушка Мороз!», чудесные семейные фильмы «Щелкунчик» и «Большой красный пес Клиффорд», ретродрама «Заводной апельсин», драмы «Спенсер» и «Вестсайдская история», триллер «Мафия: Смертельная игра», фильм ужасов «Календарь дьявола» и музыкальная документалка «Monsta X: The Dreaming».

Фото: Большой красный пес Клиффорд, 2021 год
А в сети кинотеатров «Москино» 12 декабря стартуют Дни научного кино ФАНК. Зрители увидят документальные картины, где можно совершить путешествие в мир хлеба, проанализировать природу страха, поразмышлять о способности фиксировать реальность с помощью фотоаппаратов и помедитировать о месте человека во Вселенной.
В кинотеатре «Полет» в воскресенье покажут фильм «Вкус страха», в котором швейцарский режиссер Мирьям фон Аркс интересно и остроумно анализирует универсальный вопрос: «Почему люди боятся страха?». Автор ленты отправит зрителей в путешествие по земному шару, где они встретят людей, которые замирают от страха, ищут его, находят и любят.
Редакция «Вечерней Москвы» желает вам провести эти выходные интересно и с пользой.