Рассказ про семью на белорусском языке

Деревня изубрица, утро вторника: мы приехали на самый север беларуси в эспрессо-бар traveling elk странствующий лось. здесь у нас назначена

Деревня Изубрица, утро вторника: мы приехали на самый север Беларуси в эспрессо-бар Traveling Elk («Странствующий лось»). Здесь у нас назначена встреча с хозяевами заведения: белоруской Александриной и австрийцем Элмаром.

CityDog.by вместе с компанией А1 в рубрике А1 Green рассказывает, как во время путешествия в доме на колесах семейная пара с 4 детьми нашла в белорусской провинции частичку Австрии, обосновалась на новом месте и теперь пробует жить максимально экологично.

Знакомство: «Чтобы как-то поддержать идею экологичности, решили продавать глиняные кружки»

Найти дом № 9 в Изубрице, которая находится в 300 километрах от Минска, несложно. При въезде в деревню по левую сторону от вас будут домики туристического комплекса «Красный Бор», а по правую – деревянные хатки. Рядом с одной из них – табличка: «Усадьба Traveling Elk. Чай. Кофе. Тоже навынос». Нам именно сюда.

1 1

Элмар и Александрина.

2

3

В небольшом внутреннем дворике несколько ребят, заглянувших в бар во время поездки по области, о чем-то оживленно разговаривают, а под навесом у большого стола по стаканчикам разливают кофе. Увидев нас, бариста широко улыбается и спрашивает: «Привет! Чего бы вам хотелось?»

Это Элмар, один из хозяев эспрессо-бара Traveling Elk, куда приезжают туристы со всех уголков Беларуси. Мы знакомимся, осматриваемся, а потом наблюдаем, как бариста продолжает угощать посетителей кофе: его наливают из небольшого ручного пресса. Для гостей выбор здесь большой – кроме эспрессо и американо, могут сделать капучино, флэт-уайт, латте.

4

Пока ребята пробуют напитки и делятся впечатлениями о путешествии по области, Элмар выносит поднос с глиняными кружками. По его словам, из-за пандемии в эспрессо-баре до этого момента кофе наливали в бумажные стаканчики – так более безопасно для посетителей.

– Мы планируем ввести новшества в наш бар: посетители смогут приходить со своими стаканами, куда мы будем наливать им кофе, или покупать вот такие глиняные, которые изготавливает наш знакомый белорусский мастер. Они обойдутся в 10 рублей плюс кофе.

– Ничего себе, так дешево… – отмечает один из гостей бара.

– Извините, 15 рублей за стакан, – шутит Элмар. – К нам уже иногда приходят посетители со своими кружками – и мы всегда с радостью наливаем кофе в них. Но на месте пока опасно использовать керамическую посуду – мы не можем гарантировать, что через нее не передастся вирус. Думаю, если гости будут покупать ее и забирать с собой, нам удастся постепенно отойти от одноразовых стаканчиков.

Также у нас в баре есть металлические и деревянные ложечки, если кому-то нужно размешать сахар. А отходы от кофе, как и от других продуктов, мы выбрасываем в компостную яму – она у нас расположена на заднем дворе.

5 1

Как Александрина встретила Элмара: «Обратилась к нему на белорусском языке, а он сказал, что не понимает русский»

…Когда одна компания распрощалась с Элмаром, сюда пришли новые гости. Чтобы не отвлекать бариста от работы, Александрина, его жена, предложила прогуляться по участку. И первое, что мы увидели, – это будущий гостевой домик, на крышу которого мы позже заберемся по деревянной лестнице. Пара планирует разбить там небольшой сад и установить солнечные панели.

Во время прогулки по заднему двору не покидало странное ощущение, будто чего-то не хватает. Как оказалось, здесь действительно нет одной детали – забора. Хозяева дома намеренно его не устанавливали, чтобы не чувствовать себя запертыми. Говорят, им не нравится такая традиция белорусов.

7

8

– Как вы познакомились с Элмаром? – спрашиваю я, пока мы осматриваем участок.

– Это произошло в Минске на улице Интернациональной в сентябре 2004 года, – говорит Александрина. – Я искала одно место, очень спешила и в этот момент увидела мужчину, к которому и обратилась за помощью на белорусском языке. А он мне сказал, что не понимает русский. Пришлось перейти на английский: я хотела объяснить, что обращалась на белорусском. Перекинулись несколькими словами и разошлись.

Но было странное ощущение: я обернулась – и он обернулся. Потом я снова обернулась – и он тоже обернулся одновременно со мной. Получилось как в песне: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она», – она мне всегда так нравилась. А потом это произошло и в моей жизни.

В итоге он вернулся, попросил мой номер телефона, предложил как-нибудь увидеться. На тот момент Элмар переехал в Минск по работе – он был менеджером одной из авиалиний, а я училась на четвертом курсе БГУ на социологии. Позже мы все-таки встретились в кафе «Пингвин», которого теперь уже нет, а через три года поженились. Теперь у нас четверо детей.

9

10

Элмар, Александрина и их дети. Слева направо: одиннадцатилетняя Тереза, шестилетний Адриан, четырехлетняя Вивьен и восьмилетний Дамиан.

За это время пара успела пожить не только в разных городах, но и в разных странах: сразу после свадьбы – в Будапеште, потом – во Франкфурте, где Александрина выучила немецкий, а еще позже семья переехала в Нью-Йорк. Там в 2009 году родилась их первая дочь Тереза.

На этом история путешествия семьи не закончилась. Потом был Белград и последние пять лет – Берлин, где у Элмара возникла идея переехать в Беларусь.

– У нас уже тогда были мысли насчет деревни, мы планировали купить участок под Минском, что и сделали впоследствии. Просто за это время у нас собралось столько опыта со всего мира, появилось желание его как-то реализовать. Хотелось не просто жить в комфорте (этого в нашей жизни было достаточно), а помогать другим хоть чем-то.

Об экоэкспериментах: «Возможно, у меня шпинат быстро завянет, но зато он свой»

Рядом с домом семьи Элмара и Александрины стоит прицеп от дома на колесах. Здесь живет Христина, подруга семьи. Девушка переехала сюда из Минска следом за ребятами: помогает им с кофейней, печет домашний хлеб, экспериментирует с огородом.

11 2

Это Христина, подруга семьи.

– Здесь большая территория, почему бы ее не использовать для таких опытов, – говорит Христина. – Ведь хочется, например, шпинат не покупать в магазине, а вырастить самому. Получается и дешевле, и экологичнее: ты знаешь, чем поливаешь его, чем подкармливаешь.

Конечно, сочный и красивый шпинат с Комаровки выглядит классно; возможно, у меня такой не вырастет и быстро завянет, но зато он свой. В любом случае всегда есть разница между овощем, выращенным на своем огороде – и купленным у кого-то на рынке.

12

«Пока трейлер подключен к электричеству. Но наш друг сам собирает солнечные панели из старых аккумуляторов ноутбуков, и мы хотим сделать пилотный проект: оборудовать ими трейлер – посмотрим, как это будет работать», – говорит Христина. А Александрина добавляет, что в их доме на колесах уже установлена солнечная панель, которой хватало для того, чтобы спокойно передвигаться по стране: заряжать телефоны, обеспечивать себя светом.

13

«Пока у нас не было своей компостной ямы, мы отвозили все органические остатки еды на вермиферму под Полоцком, где их перерабатывают компостные черви», – говорит Христина.

14

Эту живую изгородь у огородика девушки сделали сами.

– Когда мы только сюда приехали, на участке были кое-какие плодовые деревья: мы их лишь аккуратно подрезали. Сейчас сделали небольшой огородик из того, что нашли в хлеве: там была старая земля, бревна, накидали разных палок, веточек – вышло покрытие, через которое не будут расти сорняки.

Посадили немного зелени: редис, шпинат, морковь, петрушку, лук, мяту, мелиссу. Еще решили попробовать вырастить грецкий орех, абрикос. Вообще я никогда этого не делала, разве что маме на даче помогала. Посмотрим, что получится.

После мегаполисов в деревню: «Архитектура здесь – это не какой-то плагиат австрийской»

Когда в кофейне стало спокойнее, к разговору присоединился Элмар. Говорит, в марте прошлого года, когда вся семья уже жила в Минске, купили дом на колесах и решили отправиться в путешествие.

– Во-первых, это был наш способ самоизоляции, во-вторых, нам с женой хотелось побольше узнать Беларусь. И больше всего привлекало именно северное направление: уже через месяц путешествий мы добрались до Изубрицы. Хорошо помню первые впечатления: архитектура здесь – это не какой-то плагиат австрийской, она действительно хороша.

Из-за вируса туристический комплекс «Красный Бор», который расположен здесь же, был закрыт, дачников в это время тоже почти не было: мы оказались в деревне почти одни. Увидели на этом доме объявление о продаже и позвонили хозяйке: было просто интересно узнать про цены, условия, ведь вокруг отличная инфраструктура и природа.

15

16

«Прошедшей зимой мы организовали рождественскую ярмарку прямо здесь. Она работала почти два месяца, свою продукцию продавали местные семьи: например, плетеные корзинки из лозы, закатки, изделия из дерева, чай, домашнее сало и прочее. В простых людях и есть сила: нам нравится знакомиться с местными и делать так, чтобы о них узнавали наши гости», – говорит Александрина.

Хозяйкой дома оказалась 85-летняя женщина, последняя жительница Изубрицы. Поскольку она перебралась жить к родственникам в Верхнедвинск, решила продать недвижимость, но не владельцу комплекса, как делали многие местные, а семье, чтобы дом оставался «живым». Так Элмар с Александриной стали новыми хозяевами.

– Изначально мы планировали остаться здесь только на лето, – говорит Элмар, – а потом наши дети сказали, что хотят открыть свой бизнес. И мы задумались над тем, какой семейный проект могли бы создать. Так получилось, что я в свое время обучился на бариста, а моя дочь любит печь, поэтому решили создать кофейню – официальное открытие было 21 июня прошлого года.

Но сейчас, конечно, это уже, скорее, не кофейня, а лаборатория. Здесь встречаются самые разные люди (однажды одновременно у нас собрались посол Австрии, айтишники из PandaDoc («ПандаДок») и местный лесник – они даже не знали, кто есть кто), общаются обо всем на свете и чувствуют себя хорошо в этом месте.

Между Австрией и Беларусью: «Там всё даже слишком аккуратно и чисто»

Снова возвращаемся в эспрессо-бар: нам готовят кофе и угощают хлебом с сыром и специями, приготовленными хозяевами дома. Элмар показывает, как работает ручной пресс для приготовления кофе, и параллельно рассказывает о жизни в деревне.

– Поскольку мы далеко от всех, единственный способ передвижения – это наш дом на колесах, что не очень удобно. Поэтому мы редко куда-то выезжаем. А в самой деревне либо ходим пешком, либо ездим на велосипедах.

Ведь я сам из Инсбрука – а это эпицентр туризма: там всё даже слишком аккуратно и чисто. К нам как-то заезжал парень, который был в Австрии: он спросил меня, что мне не нравится в Беларуси. Я ответил: «Большое количество мусора, куда бы ни пошел». А он сказал, что ему в Австрии не нравится излишняя аккуратность. Мне это было немного смешно, но я его понял.

В Изубрице я периодически занимаюсь плоггингом: совмещаю бег со сбором мусора – мне очень нравится это движение. Но здесь это особо и не нужно – мусора почти нет: благодаря туристическому комплексу в деревне очень чисто и аккуратно. Однако летом сюда на местные озера приезжает много отдыхающих, поэтому отходов становится больше. И в этом плане плоггинг очень помогает держать территорию края в чистоте.

18

В это время Александрина приносит книгу, посвященную принципам zero waste (ноль отходов): ее подарила подруга из Нью-Йорка, которая открыла там первый магазин товаров без упаковки.

– Мы посмотрели по главам, какие вещи важны для движения, – делится Александрина. – И поняли, что наша цель – жить как можно более естественно: без пиццы, которая запакована в коробки, без вещей, которые завернуты в пластик.

Взять, например, травы: в городе мы их покупаем по пакетикам – и это стоит дорого, а здесь мы просто идем в лес и собираем душицу (тот же орегано) и чабрец (тимьян). Мы стараемся думать не о том, как оставить минимум мусора, а сделать так, чтобы его вообще не было.

– Мы жили в Америке в то время, когда начался кризис 2009-2010 годов, – добавляет Элмар. – Я стал читать литературу про минимализм, и мы вместе пришли к выводу, что нам это близко, что мы хотим жить именно так. Вещи не важны, важен опыт. Взять даже этот ручной пресс – он очень экологичный: для него не нужно электричество, сложного ремонта он тоже не требует.

19

20

– Конечно, для нас такой образ жизни стал вызовом: и я, и Александрина всегда жили в городе – а тут вдруг деревня. Окей, весной-летом отлично, но что зимой? Поэтому для нас самих это огромное поле для развития, возвращение к реальности.

В Берлине, для того чтобы покупать экологическую еду, нам надо было много работать: ты постоянно находишься в колесе, все по кругу. А здесь все свое: мы знаем, откуда этот продукт, знаем людей, которые его выращивают, – и это намного лучше, чем биопродукция из ЕС или США.

– Помню, мы первое время думали, что купим посудомоечную машину – и будем тратить меньше воды, чем при ручной мойке, – вспоминает Александрина. – Но это не так. Если у вас есть посудомойка, вы автоматически собираете больше посуды, из-за чего воды тратится даже больше. Например, то количество воды, которое мы сейчас тратим здесь, точно меньше того, сколько потребовалось бы для машины.

– Было ли сложно привыкать к таким условиям после города?

– Наверное, меня хорошо «прокачало» наше путешествие в доме на колесах. Первые две недели были самыми сложными: я понимала, что мы ездим по невероятно красивым местам, но единственный вопрос был в условиях жизни – например, как мыться. Это такие элементы, которые вроде бы незначительны, но на деле оказываются довольно затруднительными в подобных ситуациях.

211

Кроме Кристины, в Изубрицу переехали еще несколько друзей Элмара и Александрины.

22

Но у меня в голове сработала логическая цепочка: такие мелочи не стоят того, чтобы останавливать этот опыт, который мы сейчас получаем, который нам нравится, отказываться от красоты, которую видим вокруг. За две недели мы адаптировались, и, когда вопрос встал о покупке дома и переезде сюда (хоть мы и не планировали), мы решили: а почему бы и нет? Все остальное уже воспринималось как приключение.

– Да и соблюдать принципы zero waste здесь, наверное, проще, чем в городе…

– Абсолютно верно. В городах, где мы жили, было довольно тяжело соблюдать принципы zero waste, хотя, например, раздельный сбор мусора там – это не проблема. Но я не совсем за это: люди расслабляются и считают, что раз разделили, то и ответственность с себя можно снять. При этом отходов меньше не становится: ты идешь в магазин и не задумываешься над тем, что ты покупаешь.

Меня этот момент очень напрягал: есть вещи, которые ты хочешь купить – и покупаешь, но для них же использовано столько упаковки. Это касается даже экомагазинов, несмотря на то что там используется экопластик. В городе невозможно этого избежать, ведь есть определенные стандарты, без которых продукт нельзя продавать. А здесь это все естественно, здесь нет непрерывного желания покупать.

23

24

Время двигалось к вечеру, нам нужно было прощаться – впереди было 4 часа дороги. Как раз в этот момент в кофейню заглянули новые посетители – семейная пара с ребенком, которые давно знали про кофейню и хотели пообщаться с ее хозяевами. На дорожку Элмар и Александрина угостили нас йогуртом собственного изготовления и сказали, что будут с радостью ждать снова в гости.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фота: Андрей Кот для CityDog.by.

ООО «АРС КОММЮНИКЕЙШНЗ», УНП 190919521

https://ria.ru/20211231/kino-1765223458.html

Всемирная ирония: что смотрят на зимних праздниках в разных странах

Всемирная ирония: что смотрят на зимних праздниках в разных странах — РИА Новости, 31.12.2021

Всемирная ирония: что смотрят на зимних праздниках в разных странах

Каждый год в России повторяют легендарную «Иронию судьбы, или С легким паром!». Картина стала символом зимних праздников, и, кажется, в любой другой стране есть РИА Новости, 31.12.2021

2021-12-31T08:00

2021-12-31T08:00

2021-12-31T08:00

культура

эльдар рязанов

новый год

кино и сериалы

что посмотреть

грузия

италия

япония

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/147769/26/1477692687_0:20:1420:819_1920x0_80_0_0_fd6df0dafc5f1d4a8803d9e3974e263a.jpg

МОСКВА, 31 дек — РИА Новости, Елена Громова. Каждый год в России повторяют легендарную «Иронию судьбы, или С легким паром!». Картина стала символом зимних праздников, и, кажется, в любой другой стране есть аналог фильма Эльдара Рязанова. О том, что за рубежом смотрят на Новый год и Рождество, — в материале РИА Новости.

грузия

италия

япония

чехия

сербия

исландия

германия

франция

швеция

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/147769/26/1477692687_126:0:1379:940_1920x0_80_0_0_a98e1b0f932dbbb21847dcf8498fd91c.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

эльдар рязанов, новый год, кино и сериалы, что посмотреть , грузия, италия, япония, чехия, сербия, исландия, германия, франция, швеция, фото

МОСКВА, 31 дек — РИА Новости, Елена Громова. Каждый год в России повторяют легендарную «Иронию судьбы, или С легким паром!». Картина стала символом зимних праздников, и, кажется, в любой другой стране есть аналог фильма Эльдара Рязанова. О том, что за рубежом смотрят на Новый год и Рождество, — в материале РИА Новости.

© Trinacra Films (1982)

«Французы любят комедию «Дед Мороз — отморозок» 1982 года. Там специфический юмор, и иностранцам может показаться, что это уже перебор, но мне нравится», — рассказывает парижанка Милен.

События разворачиваются в рождественский вечер в маленькой квартирке, где расположен офис телефона доверия. К сотрудникам службы приходят очень разные гости. Среди них — бедняга Жозетт, сбежавшая от бойфренда-абьюзера. Последний тоже зайдет, и его визит обернется сплошным кошмаром.

Кадр из фильма Дед Мороз — отморозок

1 из 9

«Французы любят комедию «Дед Мороз — отморозок» 1982 года. Там специфический юмор, и иностранцам может показаться, что это уже перебор, но мне нравится», — рассказывает парижанка Милен.

События разворачиваются в рождественский вечер в маленькой квартирке, где расположен офис телефона доверия. К сотрудникам службы приходят очень разные гости. Среди них — бедняга Жозетт, сбежавшая от бойфренда-абьюзера. Последний тоже зайдет, и его визит обернется сплошным кошмаром.

© SVT (1956 — …)

Прямого аналога «Иронии судьбы» в Швеции не найти. Там смотрят Luciamorgon. И то — не на Новый год или Рождество, а в день поминовения святой Луции Сиракузской (283-303) — 13 декабря.

По легенде, она дала обет безбрачия и отказалась выйти замуж. Жених обиделся и отомстил. В то время христиан преследовали, и Луцию судили. В качестве наказания девушку решили отправить в бордель. Но приговор не осуществили. По одной из версий, ничто не могло сдвинуть Луцию с места. В публичный дом ее не привезли, но подвергли мучительным пыткам и убили.

Luciamorgon — это программа, на которой исполняют христианские гимны.

«Они очень красивые. Мы их с детства помним», — говорит британец Джеймс Роулингс, выросший в Швеции.

Практически каждый год записывают новое выступление.

Еще 24 декабря шведы смотрят мультики про Дональда Дака. И это давняя традиция: рисованная утка — один из самых любимых диснеевских персонажей в стране.

Кадр из ежегодной программы Luciamorgon

2 из 9

Прямого аналога «Иронии судьбы» в Швеции не найти. Там смотрят Luciamorgon. И то — не на Новый год или Рождество, а в день поминовения святой Луции Сиракузской (283-303) — 13 декабря.

По легенде, она дала обет безбрачия и отказалась выйти замуж. Жених обиделся и отомстил. В то время христиан преследовали, и Луцию судили. В качестве наказания девушку решили отправить в бордель. Но приговор не осуществили. По одной из версий, ничто не могло сдвинуть Луцию с места. В публичный дом ее не привезли, но подвергли мучительным пыткам и убили.

Luciamorgon — это программа, на которой исполняют христианские гимны.

«Они очень красивые. Мы их с детства помним», — говорит британец Джеймс Роулингс, выросший в Швеции.

Практически каждый год записывают новое выступление.

Еще 24 декабря шведы смотрят мультики про Дональда Дака. И это давняя традиция: рисованная утка — один из самых любимых диснеевских персонажей в стране.

© RÚV (2020)

В Исландии нет фильма, который бы все пересматривали, нарезая праздничные салаты. Часов в десять вечера 31 декабря местные включают шоу Áramótaskaup (можно перевести как «Новогодний памфлет»).

«Это сатирическая программа, фокусирующаяся на событиях прошедшего года и персонах, которые чем-то отличились или прославились. Шоу немилосердно к своим жертвам, особенно к политикам, артистам, видным бизнесменам и активистам», — рассказывает журналистка Анастасия Додонова, живущая в Исландии.

Программа выходит с 1966-го, в том же году местное телевидение и начало вещание.

Кадр из ежегодной телевизионной программы Áramótaskaupið

3 из 9

В Исландии нет фильма, который бы все пересматривали, нарезая праздничные салаты. Часов в десять вечера 31 декабря местные включают шоу Áramótaskaup (можно перевести как «Новогодний памфлет»).

«Это сатирическая программа, фокусирующаяся на событиях прошедшего года и персонах, которые чем-то отличились или прославились. Шоу немилосердно к своим жертвам, особенно к политикам, артистам, видным бизнесменам и активистам», — рассказывает журналистка Анастасия Додонова, живущая в Исландии.

Программа выходит с 1966-го, в том же году местное телевидение и начало вещание.

© Грузия-фильм по заказу Гостелерадио СССР (1978)

«В советское время была короткометражка, которая называется «Кучхи бединери» («Счастливая нога»). Ее всегда показывали на Новый год, и сейчас на некоторых каналах попадается», — говорит филолог, журналист и писатель Тинатин Мжаванадзе.

Комедия Гурама Патарая 1977 года — о том, что такое сочувствие. Один из главных героев — очаровательный пес по кличке Бролия. По иронии судьбы, он спутал планы хозяев на Новый год, за что ему крупно от них влетело. Только местный аптекарь пожалел «хорошего мальчика».

Кадр из фильма Кучхи бединери” (“Счастливая нога”)

4 из 9

«В советское время была короткометражка, которая называется «Кучхи бединери» («Счастливая нога»). Ее всегда показывали на Новый год, и сейчас на некоторых каналах попадается», — говорит филолог, журналист и писатель Тинатин Мжаванадзе.

Комедия Гурама Патарая 1977 года — о том, что такое сочувствие. Один из главных героев — очаровательный пес по кличке Бролия. По иронии судьбы, он спутал планы хозяев на Новый год, за что ему крупно от них влетело. Только местный аптекарь пожалел «хорошего мальчика».

© Norddeutscher Rundfunk (NDR) (1963)

«В Германии 31 декабря уже почти 60 лет подряд смотрят черно-белый телеспектакль Dinner for one («Ужин на одного») на языке оригинала пьесы — английском. Его показывают на многих каналах. Хорошо знать язык не нужно — фразы простые”, — рассказывает корреспондент Ханс-Георг Шнаак.

Героев в телеспектакле двое — пожилая дама и дворецкий. Ей 90 лет, и ее друзья уже умерли. Она произносит тост за тостом, а слуга изображает знакомых одинокой хозяйки.

В 1988 году картина попала в Книгу рекордов Гиннесса как самое повторяемое телевизионное шоу. В 2003-м в Германии его показывали 19 раз. Только, например, в 2004 году фильм посмотрели более 15 миллионов немцев.

Кадр из фильма Ужин на одного

5 из 9

«В Германии 31 декабря уже почти 60 лет подряд смотрят черно-белый телеспектакль Dinner for one («Ужин на одного») на языке оригинала пьесы — английском. Его показывают на многих каналах. Хорошо знать язык не нужно — фразы простые”, — рассказывает корреспондент Ханс-Георг Шнаак.

Героев в телеспектакле двое — пожилая дама и дворецкий. Ей 90 лет, и ее друзья уже умерли. Она произносит тост за тостом, а слуга изображает знакомых одинокой хозяйки.

В 1988 году картина попала в Книгу рекордов Гиннесса как самое повторяемое телевизионное шоу. В 2003-м в Германии его показывали 19 раз. Только, например, в 2004 году фильм посмотрели более 15 миллионов немцев.

© Barrandov Studios, ДЕФА (1973)

Чехи — киноманы. На вопрос «Какие фильмы в стране пересматривают по ТВ на Новый год или Рождество?» в ответ получишь целый перечень картин.

«Принцесса с золотой звездой» (1959), «С чертями шутки плохи (1985), «С Новым годом!» (2019), «Безумно грустная принцесса» (1968), «Жил-был один король» (1955), «Ангел» (2005), «Уютные норки» (1999), «Сноубордисты» (2004) — кажется, список любимых новогодних лент будет постоянно пополняться. Но есть одна киносказка, которую особенно выделяют среди других: «Три орешка для Золушки» (1973).

Феи-крестной в этой версии знаменитого произведения нет. Платье на бал достается девушке благодаря волшебным плодам. Сама же Золушка дерзкая: может снежком принцу по лицу заехать, огрызается, умеет стрелять из лука и, почти как диснеевская принцесса, дружит с животными.

Но этот фильм любят не только в Чехии, на нем выросли все дети стран Восточного блока.

Кадр из фильма Три орешка для Золушки

6 из 9

Чехи — киноманы. На вопрос «Какие фильмы в стране пересматривают по ТВ на Новый год или Рождество?» в ответ получишь целый перечень картин.

«Принцесса с золотой звездой» (1959), «С чертями шутки плохи (1985), «С Новым годом!» (2019), «Безумно грустная принцесса» (1968), «Жил-был один король» (1955), «Ангел» (2005), «Уютные норки» (1999), «Сноубордисты» (2004) — кажется, список любимых новогодних лент будет постоянно пополняться. Но есть одна киносказка, которую особенно выделяют среди других: «Три орешка для Золушки» (1973).

Феи-крестной в этой версии знаменитого произведения нет. Платье на бал достается девушке благодаря волшебным плодам. Сама же Золушка дерзкая: может снежком принцу по лицу заехать, огрызается, умеет стрелять из лука и, почти как диснеевская принцесса, дружит с животными.

Но этот фильм любят не только в Чехии, на нем выросли все дети стран Восточного блока.

© NHK

«У нас традиционно смотрят песенный турнир «Кохаку», — говорит Мако из Японии.

В конкурсе две команды. В «Красной» поют только женщины, а в «Синей» — мужчины. Иногда в шоу участвуют и музыканты из других стран. Например, 1991-м там выступала Лайма Вайкуле, а годом ранее — Александр Градский.

Кадр из песенного турнира Кохаку. 1981 год

7 из 9

«У нас традиционно смотрят песенный турнир «Кохаку», — говорит Мако из Японии.

В конкурсе две команды. В «Красной» поют только женщины, а в «Синей» — мужчины. Иногда в шоу участвуют и музыканты из других стран. Например, 1991-м там выступала Лайма Вайкуле, а годом ранее — Александр Градский.

© Warner Bros. Pictures Co. (1984)

«Вас явно это рассмешит, но пол-Италии смотрит «Гремлинов». Каждый год повторяют по ТВ. Мы считаем, что это прикольно, потому что события в фильме разворачиваются на Рождество», — говорит Федерико Бергальо.

В комедийном ужастике (1984) мифические создания устраивают погром в американском городке. Спродюсировал голливудскую классику Стивен Спилберг.

В Италии также есть традиция cinepanettoni (слово образовано из двух других — «кино» и «рождественский кулич»). Суть ее в том, что каждый год знаменитые актеры снимаются в очередной комедии — это не самые умные фильмы, но все равно их смотрят.

Кадр из фильма Гремлины

8 из 9

«Вас явно это рассмешит, но пол-Италии смотрит «Гремлинов». Каждый год повторяют по ТВ. Мы считаем, что это прикольно, потому что события в фильме разворачиваются на Рождество», — говорит Федерико Бергальо.

В комедийном ужастике (1984) мифические создания устраивают погром в американском городке. Спродюсировал голливудскую классику Стивен Спилберг.

В Италии также есть традиция cinepanettoni (слово образовано из двух других — «кино» и «рождественский кулич»). Суть ее в том, что каждый год знаменитые актеры снимаются в очередной комедии — это не самые умные фильмы, но все равно их смотрят.

© Radiotelevizija Beograd (1987 — 1991)

«На праздниках (причем не только на зимних) у нас обычно повторяют старые сериалы», — говорит Николина Тесла из Сербии.

В числе фаворитов — «Счастливые люди» (1993-1996), «Лучшая жизнь» (1987-1991), «Породично благо» (можно перевести как «Семейное богатство» (1998-2002).

«Когда я была маленькой, смотрела с близкими «Породично благо». Этот сериал снят, чтобы мы поняли — семья должна быть на первом месте. Родные всегда рядом, несмотря на то, какой ты человек и какие ошибки совершаешь. «Лучшая жизнь» — о том, что даже если ты уедешь в другую страну, то все равно есть место, куда ты можешь вернуться», — поясняет Николина.

Приключения диснеевской утки или проказы гремлинов, история об одиночестве или рассказ о ценности семьи — что бы ни смотрели в разных странах на зимних праздниках, все равно все мечтают об одном: весело встретить Новый год и оставить плохое в прошлом.

Кадр из телесериала Bolji život

9 из 9

«На праздниках (причем не только на зимних) у нас обычно повторяют старые сериалы», — говорит Николина Тесла из Сербии.

В числе фаворитов — «Счастливые люди» (1993-1996), «Лучшая жизнь» (1987-1991), «Породично благо» (можно перевести как «Семейное богатство» (1998-2002).

«Когда я была маленькой, смотрела с близкими «Породично благо». Этот сериал снят, чтобы мы поняли — семья должна быть на первом месте. Родные всегда рядом, несмотря на то, какой ты человек и какие ошибки совершаешь. «Лучшая жизнь» — о том, что даже если ты уедешь в другую страну, то все равно есть место, куда ты можешь вернуться», — поясняет Николина.

Приключения диснеевской утки или проказы гремлинов, история об одиночестве или рассказ о ценности семьи — что бы ни смотрели в разных странах на зимних праздниках, все равно все мечтают об одном: весело встретить Новый год и оставить плохое в прошлом.

2021-12-08T13:08:00+03:00

2021-12-08T18:46:36+03:00

2021-12-08T13:08:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/social/20211208/251079163.html

Последствия распада СССР ощущаются до сих пор

Последствия распада СССР ощущаются до сих пор

Общество

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

В советском государственном гимне социалистический союз воспевался как «нерушимый». Тем не менее, ровно 30 лет назад тогдашний президент России Борис Ельцин вместе с лидерами… ИНОСМИ, 08.12.2021

общество, история, австралия и океания, австралия, английский, ссср, распад

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25122/33/251223315.jpg

1200

630

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25122/33/251223315.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24009/82/240098250.jpg

3000

1916

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24009/82/240098250.jpg

https://inosmi.ru/politic/20211207/251066048.html

https://inosmi.ru/politic/20211203/251049803.html

https://inosmi.ru/social/20211004/250629057.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

В советском государственном гимне социалистический союз воспевался как «нерушимый». Тем не менее, ровно 30 лет назад тогдашний президент России Борис Ельцин вместе с лидерами Украины и Белоруссии подписали соглашение о создании Содружества независимых государств. Это и стало концом Союза Советских Социалистических Республик.

Эти события разворачивались в изолированном от остального мира месте — в охотничьей резиденции, предназначавшейся для советской элиты и находившейся в белорусском лесу. Как написал в своей новой книге «Крах: распад Советского Союза» (Collapse: The Fall of the Soviet Union) историк Владислав Зубок, ранее гостями этой охотничьей резиденции были президент Кубы Фидель Кастро и лидер Восточной Германии Эрих Хонеккер. Зубок написал, что к воскресенью, 8 декабря, «там собралось около 160 журналистов, заинтригованных происходящим».

И их присутствие было более чем оправданным. Это было одно из тех событий, когда журналистам действительно выпала возможность сделать первый набросок истории. С момента начала реформ в рамках перестройки в середине 1980-х годов, советские и иностранные корреспонденты получили беспрецедентную свободу в том, чтобы писать об СССР. И им не могли отказать в местах в переднем ряду во время финального акта.

Перестройка представляла собой политическую линию, которая, как рассчитывал советский лидер Михаил Горбачев, должна была оживить умирающую советскую систему. Вместо этого перестройка привела к окончательному краху системы, и точка в этом процессе была поставлена холодным воскресеньем, 8 декабря 1991 года.

Горбачев не ждал, что дорога впереди будет легкой. Однако, как пишет Зубок, он мог бы лучше подготовиться. Вместо этого, по мнению историка, Горбачев «сознательно проигнорировал уроки, которые казались очевидными для тех, кто много читал об истории мира и России». Множество консервативно настроенных представителей советской политической элиты остерегались перемен. А вместе с перестройкой в страну пришла «гласность» — фактически разрешение на беспрецедентные общественные обсуждения тех проблем, которые одолевали советскую систему.

Журналисты получили возможность освещать такие темы и события, которые прежде находились под жестким запретом. По сути, Горбачев позволил журналистам продвигать его «дело». И журналисты охотно взялись за это. Журналист и специалист по истории СМИ Иван Засурский написал в своей книге 2004 года под названием «СМИ и власть: Средства массовой информации постсоветской России»: «С разрешения генерального секретаря журналисты атаковали партийный истеблишмент».

«Удивительное время»

В тот момент оптимистичный настрой был характерен для репортажей как советской прессы, так и иностранной. Это была эпоха «конца истории», как сказал бы Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) — эпоха, когда он и многие другие воспевали то, что, как им казалось, происходит, а именно «неоспоримую победу экономического и политического либерализма».

Даже те, кто, вероятно, не разделял энтузиазма по поводу триумфа западного либерализма, запомнили ту эпоху, как волнующее и удивительное время. «Вы могли говорить практически с кем угодно, страх рассеялся, это было невероятное время», — рассказал мне канадский корреспондент Фред Уир (Fred Weir), когда я собирал материал для своей книги «Командировка в Москву: освещение событий в России, от Ленина до Путина» (Assignment Moscow: Reporting on Russia from Lenin to Putin).

Уир впервые приехал в Москву в 1986 году, то есть спустя год после того, как к власти в стране пришел Горбачев. Он приехал в Советский Союз в качестве корреспондента коммунистической газеты Canadian Tribune. То есть его нельзя было назвать естественным сторонником тех, кто с энтузиазмом воспринял крах советского социализма. Тем не менее, он запомнил тот момент как «удивительное время».

Конец коммунизма послужил началом моей собственной карьеры в освещении международных новостей. Я поехал в Москву в качестве продюсера информационного агентства Visnews (позже Reuters Television). И я прибыл как раз вовремя, чтобы увидеть, как тот мир, в котором я вырос, стремительно меняется у меня на глазах. Холодная война, в которой столкнулись противоборствующие блоки советского коммунизма и американского капитализма, подходила к концу.

Разногласия в интерпретации истории

С того момента прошло уже 30 лет, и я много думаю о взаимоотношениях между журналистикой и историей. Я часто вспоминаю, как быстро испарились чувства воодушевления и оптимизма в отношениях России с Западом. Последствия распада Советского Союза ощущаются до сих пор — в частности, в конфликте России с Украиной и той конфронтации Кремля и Запада, которая стала результатом этого конфликта.

Отчасти эта конфронтация объясняется различающимися интерпретациями истории Второй мировой войны. Если вы еще не читали, я настоятельно рекомендую вам прочесть отличную статью, написанную в 2020 году Андреем Колесниковым — экспертом по внутренней политике России в Фонде Карнеги за международный мир — под названием «Наше темное прошлое — это наше светлое будущее».

Я бы сказал, что сейчас мы переживаем такой момент, когда журналистам как никогда прежде необходимо четко понимать, каким образом история используется для продвижения политических интерпретаций текущих событий. История оказывает влияние на современный политический и журналистский дискурс как внутри Запада, так и в отношениях между Западом и Россией. Именно поэтому мы в Лондонском университете, где я преподаю на факультете журналистики, создали новую специальность — «Журналистика, политика и история».

Подумайте о движении Black Lives Matter и о той дискуссии, которую оно породило, — дискуссии касательно наследия империи и рабства. Или о том, как противоположные стороны дебатов вокруг Брексита использовали роль Великобритании во Второй мировой войне. Подумайте также о той жесткой критике, с которой Владимир Путин выступил в 75-летнюю годовщину окончания той войны, написав в статье, опубликованной в журнале The National Interest: «Исторический ревизионизм, проявления которого мы сейчас наблюдаем на Западе, причем в основном в отношении к теме Второй мировой войны и ее исхода, опасен».

Сегодня, спустя 30 лет после распада Советского Союза, отношения России с Западом хуже, чем в любой другой момент после окончания холодной войны. В июне 2021 года, комментируя текущий эпицентр высокой напряженности между Россией и Западом, то есть ситуацию с Украиной, Путин подчеркнул, что «русские и украинцы — один народ, единое целое». Между тем главы внешнеполитических ведомств Соединенного Королевства и Соединенных Штатов продолжают заявлять о своей поддержке суверенитета Украины.

Существует две радикально противоположные интерпретации далекого и недавнего прошлого, что в свою очередь отбрасывает тень на текущие события. Именно поэтому любой, кто стремится сделать первый набросок истории, должен хорошо разбираться в этой самой истории.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Gilly

Есть, реклама везде висит.
«Учите физику с Борисом» — особенно запомнилось. Борис такой солидный, наверняка много берет в гимназию или универ готовит.

11.11.2021 13:50:38, Gilly

к вопросу актуально добавить «среди американцев и европейцев, а не наших понаехавших»))

11.11.2021 09:17:49, Анна подмосковье

позитив

Нет, в данном контексте не актуально. Просто в обществе в среднем.

11.11.2021 12:41:00, позитив

так этими репетиторами только наши и пользуются.

11.11.2021 13:48:31, Анна подмосковье

Тогда уж и понаехавших китайцев исключить.
11.11.2021 09:31:54, Гордая птица

KengaLu

В индейской резервации вопрос задать
11.11.2021 09:46:35, KengaLu

Вот с чем точно безумие началось, так это с предложениями репетиторов и онлайн школ. Имхо. Уже и корпоративные предложения начались, за время нерабочих дней сразу два предложения было «только для наших сотрудников скидка до такого то числа в онлайн школе …». И прозвоном занимаются (причем часто очень навязчивым) и спам периодически валится.
Про студентов уже молчу. К тем, кто действительно может, добавились и те кто решил что это раз плюнуть, репетиторством заниматься. И точно большие заработки, похоже после подготовки к ЕГЭ некоторые решили что много зарабатывают все. Уже несколько раз от знакомых слышала «мой собирается вуз закончить и репетитором быть, а не по специальности». Вот это реально сумасшествие какое то, как по мне.

11.11.2021 09:00:37, Иришка-Мартышка

есть спрос — есть предложение
11.11.2021 09:42:44, Шерлок

Сейчас предложений явно больше чем спроса. Имхо. Иначе не занимались бы навязчивым обзвоном или корпоративными предложениями. На меня сыпется предложений сильно больше чем ребенок в принципе может выделить времени )))
Да и тут на сайте периодически вал предложений от репетиторов, причем половина предложений просто читаешь и понимаешь что ничего хорошего. А судя по тому, что объявления повторяются, некоторые раз в квартал — о мега спросе речи нет.
А вот предложений полно, это факт.

11.11.2021 12:26:57, Иришка-Мартышка

рынок сам себя регулирует
11.11.2021 12:52:37, Шерлок

Если студент будет просто репетитором вдобавок к школе, то что в этом такое ужасное? Он же не аттестат выдаст. А если научит задачки решать по физике и математике, пусть и некоторые, так и хорошо. Школа то уже не учит вовсе.
11.11.2021 09:21:35, Etagerka

Ужасно что дети сразу на это настраиваются. Т.е. сначала гонка школа-поступить в вуз, а в итоге «буду репетитором», т.е. получается в топ-вуз было не обязательно поступать.
Я не вижу ничего ужасного в репетиторе-студенте и речь не о выдаче аттестата студентом. Я о том что очень многие молодые люди решили что учить других это легко и просто, причем именно репетиторство, потому что точно-точно большие заработки (на примере репетиторов у которых готовились сами).
Понятно что жизнь расставит все на свои места, но всплеск моды на это сейчас есть.
Я не против студентов и занятий с ними, моя реплика не об этом.

11.11.2021 09:28:31, Иришка-Мартышка

хухра-мухра

репетиторами могут быть далеко не все. Скорее всего, им в какой-то момент надоест, они не смогут, выгорят и т.д. Единицы останутся, станут хорошими репетиторами.
А со стороны любой чужой труд может казаться легким и простым, особенно если сам работать толком не пробовал. Бухгалтер, например, сидит себе в тепле, какие-то циферки считает )) Со стороны кажется, ничего сложного )) Программист — сидит за компом, да на кнопки нажимает, красота. )) Или дворник — машет себе лопатой, снег гребет, ни о чем не думает))) Легче некуда))

11.11.2021 10:16:09, хухра-мухра

а почему не закончить топ вуз для репетиторства? тем более, что вряд ли все с гонкой и все хотят потом репетиторствовать
11.11.2021 09:44:39, Шерлок

Ничего ужасного. Дети настраиваются работать , зарабатывать что то, прекрасно понимая, что с местом работы может и не повезти. У меня старший ребенок со старшей школы подрабатывал репетитором, а потом основная найденная работа засосала))
11.11.2021 09:42:47, Etagerka

Шиповник (экс-Василиса)

Сейчас бум в этом секторе и народ стремится сорвать банк))). Потом многие отсеются и уйдут в другие структуры. Останутся крупные состоятельные кроты, мастера индивидуального пошива и люди, согласные на небольшой доход. Мой скромный прогноз.
11.11.2021 09:19:25, Шиповник (экс-Василиса)

Но это потом, потом.
И это потом может долго не наступить при нынешней тенденции ухода на ДО.

11.11.2021 09:36:44, Гордая птица

Тенденция не ДО, а и до того была тенденция , что школы учить прекращали.
11.11.2021 09:44:02, Etagerka

И это тоже. И требование ВО почти на любую позицию.
11.11.2021 10:08:01, Гордая птица

Естественно, со временем все примет более адекватный вид ))) Но если говорить о безумии в вопросе репетиторства, то я безумие наблюдаю именно со стороны предложений. Учителем же так просто быть ))) Особенно топовым )))

11.11.2021 09:30:01, Иришка-Мартышка

позитив

Предложение, которое вам присылают не факт, что реально есть. Вот так банк шлет смс: вам одобрен кредит под 7 %, ты прибегаешь «Дайте два!» а тебе говорят: «Нет, вам под 12, это же рассылка была».
Так и эти предложения. Шлют кому попало. Соберут учеников — хорошо. Не соберут, завтра другое предложение слепят. Авось выгорит.

11.11.2021 12:46:46, позитив

Ну и пусть предлагают. Вы же не все покупаете, что вам в магазине предлагают. Это и есть конкуренция, которая повышает качественность предложений. Не хочет школа пошевеливаться, ну значит так, — индпошив))
11.11.2021 09:45:26, Etagerka

Чемберлен

Конечно есть. Особенно при поступлении в топовые школы/университеты.
11.11.2021 08:25:05, Чемберлен

Я вот репетитор. Учу умных детей из самых лучших английских школ в Лондоне. Цель: быстрее, выше, сильнее. Ну и поступление в старшие школы и университеты.
11.11.2021 03:01:15, lenaelena

о как интересно. а чему учите?
11.11.2021 06:14:37, Шерлок

Математике, физике и химии )
11.11.2021 11:02:51, lenaelena

KengaLu

Я думаю что это не от страны зависит, а от круга в котором вертишься.
11.11.2021 01:13:27, KengaLu

Natalya d'*

Естнссно , уверена а элитных шкалах у нас у всех есть репетиторы. Другое дело что этих элитных школ всего 1 % от всех школ, автор же пытается понять вообще по стране спрос есть или нет .
и учатся в этих элитных школах детки элиты, то бишь богачей, никто там не станет нанимать репетитора иностранца.

11.11.2021 09:00:44, Natalya d’*

На уровне элитного образования неиностранцы будут шибко дороги. Да и нет их учитывая, что большая часть сборной США по математике азиаты. Хотя если брать неолимпиадную высшую математику, то может и есть, хотя нанимать школьнику профессора дорого даже для миллионера.

22.11.2021 02:29:30, vbr2011

KengaLu

У нас и в обычных школах люди берут репетиторов если надо. Мне не верится что у вас такого нет.
11.11.2021 09:09:49, KengaLu

Natalya d'*

я ниже уже написала — есть, но очень мало. ибо сильно другое ВО чем в России , отличается и бесплатностью и правилами поступления
11.11.2021 12:11:21, Natalya d’*

KengaLu

Я читала что ты ниже написала и не верю, что всего 1% нанимает репетиторов и только в элитных школах.
Могу же я не верить.

11.11.2021 19:02:50, KengaLu

Natalya d'*

Я навписала 1 ученик из класса, классы по 20 чел, это 5% и это в обычных школах, в элитных (которых несколько на всю страну) может все нанимают, я не знаю, для меня эти школы как другая планета
11.11.2021 20:46:53, Natalya d’*

Я не проживаю в Европе, но совершенно точно знаю, что во Франции вполне распространенное дело. Репетиторов берут для тех же целей — подтянуть ребенка по предмету, который он не тянет, но который необходим для лучшего балла при поступления в лицей например. Девочке, которая жила у нас при обмене, брали репа по математике.
10.11.2021 23:07:22, ШаНуар

Подруга из Чехии зарабатывает репетиторством (преподаёт английский).

10.11.2021 21:49:46, starka

Birke

Есть, но не в младших и даже не в средних классах.
У сына был учитель математики в гимназии. Объяснял в двух словах то, что учительница непонятно и нудно мусолила на уроках.

10.11.2021 21:27:12, Birke

Natalya d'*

Для слабых учеников и в младших есть, только называется по-другому.
10.11.2021 21:31:05, Natalya d’*

Birke

У нас нет. Ну и у нас после 6го класса чёткое деление на слабых, средних и сильных. Слабые так и идут в слабый класс.
10.11.2021 21:34:29, Birke

УникаЛьнаЯ

И никто не хочет подтянуть ребенка, чтобы попасть в более сильный класс? Удивительно.

11.11.2021 07:56:20, УникаЛьнаЯ

Birke

Нет, а смысл? Ну и у нас тут не принято никого «тянуть». Или ты справляешься, или нет.
11.11.2021 10:39:20, Birke

Реклама

Это артель напрасный труд. Есть такие кто хочет подтянуть. И платят они деньги репетитору годами. Только ребенок или может учиться в гимназии или нет, это от репетитора мало зависит.

11.11.2021 09:11:43, Краевед

Birke

Это, наверное , в Германии), в крупных городах. И родители там не немцы(ну или один родитель).
В Швейцарии прекрасное средне-специальное образование, а ВО имеет меньшинство.

11.11.2021 10:41:31, Birke

УникаЛьнаЯ

Ну то есть есть и платят. Я же не про смысл этого спрашивала, а удивилась, что по словам Birke абсолютно все спокойно ждут распределения «по мозгам» и никак не стараются повлиять на это.

11.11.2021 09:57:39, УникаЛьнаЯ

Большинство все же понимает бессмысленность. Только особо упертые сопротивляются.

11.11.2021 10:03:53, Краевед

Это не важно в данном случае, факт, что они есть, репетиторы.
11.11.2021 09:24:38, Etagerka

Шиповник (экс-Василиса)

А вот с нашими школами это работает. Люди годами учатся с помощью репетиторов, чтобы не вылететь. Это не то чтобы на каждом шагу, но бывает. Такая плата за возможность иметь более мотивированное окружение с нередко (не всегда, конечно) более приличными интересами и поведением.
11.11.2021 09:22:21, Шиповник (экс-Василиса)

это просто каторга в местных условиях. Младший в пятом классе. Два месяца назад у них начался английский. К первой контрольной работе нужно уметь прослушать текст на страницу, ответить на вопросы, написать рассказ о себе и своем школьном дне на 70-80 слов, чего-то еще на тему грамматики и словарного запаса. И все это на уровне: «сами, сами».

11.11.2021 09:38:21, Краевед

Шиповник (экс-Василиса)

Ну у нас в ФМЛ тоже не очень просто. При этом учителя не всегда идеальные. Хорошо, когда у тебя голова для этого дела приспособлена и ты и по учебнику или с интернетом разберешься, если что. Но у некоторых детей с этим проблемы. Знаю по школам старших.
Я б с таким удовольствием отправила младшего по стопам старших, но уже вижу, что он другой и для него такое образование будет мучением. Опять матери нужно мозг напрягать, не сидит он у меня без дела, не расслабляется))).

11.11.2021 11:44:22, Шиповник (экс-Василиса)

ВВ (быв.Не овен)

у нас начинается с дошкольной подготовки, логопеды туда же, дальше английский и отстающие предметы, и продолжается поступление в вуз. Так конечно не все, но некоторое умудряются начать в 6 лет

10.11.2021 22:12:37, ВВ (быв.Не овен)

Есть репетиторство в США. Соглашусь с Натальей что есть 2 вида. Первый — это помощь с домашним заданием и проход школьного материала, если ребёнок плохо понял тему в классе. Таким видом репетиторства подрабатывают как взрослые так и ученики-старшеклассники которые помогают младшим. Второй- стандартный репетитор. Но обычно репетитора берут по 1 или максимум 2 предметам и только если уж очень надо и все-таки это довольно редкое явление у местного населения. Обычно школы и школьных знаний достаточно.

10.11.2021 21:26:58, Who cares

Rujik

Есть, но принято использовать только когда отстают. Такого безумия как в Москве нет.

10.11.2021 21:22:00, Rujik

Степная кошка

у моей родственницы в Иванове репетиторы по английскому и кажется русскому были у девочки с дошкольного возраста. Девочка учится почти на одни пятерки

10.11.2021 22:30:58, Степная кошка

у дочери со 2 класса был репетитор по английскому, потому что в школе практически не учили, в 5 классе был по русскому , потому что при переходе в среднюю школу оказалось много пробелов, при этом отличница, репетиторы нужны не только отстающим или для экзаменов. Хотела с 6 класса искать репетитора по математике, потому что склонность к предмету была, а программа в школе слабая, но к счастью открыли физ-мат школу, туда и перевели. После чего репетиторы больше не понадобились, в т.ч и для подготовки к ЕГЭ. Т.е. лично по своему ребенку могу сделать вывод, что проблема в школе.
11.11.2021 09:28:14, Из провинции

Иваново оказалось за границей?
11.11.2021 09:25:42, Etagerka

Степная кошка

я подумала, что в подветке идет речь, что в Москве не так как в провинции
Про то, как за бугром с репетиторами, на знаю. Как-то не слышала ни от кого из знакомых ничего конкретног

11.11.2021 17:49:12, Степная кошка

А какое безумие в Москве? Репетиторы у многих в выпускных классах, а так мало у кого. Причем даже когда он нужен, что меня очень удивляет. Вместо того чтобы позаниматься с репетитором несколько уроков и дальше ребенок справляется сам, многие запускают все, а потом перед экзаменами безумие и начинается. Впихнуть школьный курс за год в голову.

10.11.2021 21:29:24, Иришка-Мартышка

У меня у ребенка 9 лет репетитор па английскому и не потому, что отстает, а потому что в школе за 2 часа в неделю чему там научат, если в классе 30 человек, еще взяла бы репититора по математике, так как она у нее хорошо идет она и думаю ей интерсно было бы расшириться глубоко за рамки школьной программы, ну и мечты репетитор по русскому, чтобы идеальная грамотность и начитанность была. Ребенок отличник, если это важно.
10.11.2021 22:03:09, Не благодарите

УникаЛьнаЯ

а как репетитор поможет приобрести начитанность? наоборот же, только время займет.
10.11.2021 22:47:10, УникаЛьнаЯ

Чужой интересный человек побуждает часто читать более родителей или учителя.
11.11.2021 09:27:02, Etagerka

Шиповник (экс-Василиса)

Система. Не «может, это, а может, то», а подбор литературы по возрасту, обсуждение, расширение словарного запаса, написание сочинений, эссе небольших по возрасту ребенка.
11.11.2021 09:23:58, Шиповник (экс-Василиса)

УникаЛьнаЯ

Ой как скучно — «подбор литературы по возрасту»… Если ребенок читает — он и без того читает. Если не читает, то хоть обподбирайся — не станет он читать, «по списку» тем более. 
Сочинение и эссе совершенно не про начитанность, кстати.

11.11.2021 10:12:33, УникаЛьнаЯ

Шиповник (экс-Василиса)

Ничего скучного. Есть понятие хорошего кругозора. Никто ж не запрещает читать другие книги.
Вам никогда ничего не советовали прочитать дополнительно к школьной программе? Мне советовали учителя литературы и библиотекари, очень благодарна за эти советы.
Офф: сейчас нашла отличную детскую книжку: В. Танасийчук «Где живет единорог?»
Ребенку в кои-то веки читаю с удовольствием.

11.11.2021 11:46:54, Шиповник (экс-Василиса)

да. по возрасту — это чтобы отвратить разве что
11.11.2021 10:18:37, Шерлок

Реклама

книги по возрасту советовать? в голову никогда не приходило просто. только по интересам
11.11.2021 11:50:11, Шерлок

Шиповник (экс-Василиса)

Ну вот у меня дома был книжный шкаф, детские книги по возрасту перечитаны, что мне дальше нужно было читать в 8 лет? Собрание Чехова или Тургенева? А так учителя спросил, в библиотеку сходил — и отличный результат.
11.11.2021 12:51:29, Шиповник (экс-Василиса)

а зачем ограничивать себя детскими книгами по возрасту? я дома перечитала все художественные книги, которые мне были интересны. детских домашних хватило только до 1 класса. И библиотека всегда была, ессно. и в городе, и у бабушки в деревне ходила -там вообще красота, никто не ограничивал и пускали даже в хранилище, где было самое интересное

11.11.2021 15:00:18, ALora

Шиповник (экс-Василиса)

Да почему ограничивать? Читай, что хочешь. Но есть же и то, о чем ты не знаешь. И даже если все прочитал, преподаватель может научить сочинения писать, рассуждать и прочее. Изначально об этом говорили-то.
11.11.2021 20:49:02, Шиповник (экс-Василиса)

что интересно, то и читать. сейчас с этим гораздо проще
11.11.2021 13:06:39, Шерлок

Шиповник (экс-Василиса)

А как определить? Если дома книги детские закончились, а ЕО явно «не зашел» пока? Всю библиотеку домой принести и разбирать?
11.11.2021 13:20:24, Шиповник (экс-Василиса)

просто полистать. почему именно детские, не понимаю. во 2 классе мне дома попалась на глаза Щит и меч, полистала, мне очень понравилось, я и прочитала. таким же образом наткнулась на первые 2 тома ВиМ, которые с трудом пыталась осилить моя дв. сестра, которая в 8 классе жила у нас. мне тоже понравилось

11.11.2021 15:03:02, ALora

позитив

Мне и в старшей не зашел. Я прочитала в школе ровно 80 страниц. Потом еще немного критики, и пошла сдавать экзамен по лит-ре.

11.11.2021 22:41:27, позитив

Реклама

в библиотеку или книжный магазин отвести? чего проще
11.11.2021 13:34:33, Шерлок

Неведома Зверушка

:-) Репетитора дети лучше слушаются. Скажет «к следующему занятию прочитай вот такой кусок» — и прочитают.
Родительские слова для многих «собака лает, ветер носит». И учитель в школе туда же — жужжащая муха на окне. А репетитор — иногда авторитет, иногда «деньги плочены, обязан», иногда ещё какие факторы…

11.11.2021 05:13:09, Неведома Зверушка

УникаЛьнаЯ

Удивительные дети.

11.11.2021 07:56:59, УникаЛьнаЯ

Обычные. Самые обычные. Многие мои любимые книги мне посоветовали читать приятели родителей, мимоходом. Разве мы тут не прислушивается к Вашему мнению? ))) Вот и дети — тоже люди.
11.11.2021 09:28:32, Etagerka

УникаЛьнаЯ

Посоветовать, что читать, можно тому, кто в принципе читает — раз, и тому, кому хоть как-то интересно твое мнение и близко твое представление о прекрасном — два. То есть чтобы хотя бы ожидать совпадение впечатления о книге можно было. И при этом должно быть свободное время в достаточном количестве для чтения. Имхо, для этого всего именно репетитор — скорее минус. Впрочем, я не спец, мне сроду в детстве-юношестве никто не советовал книги. В детстве пытались ограничивать чтение, разве что  :)

11.11.2021 10:10:07, УникаЛьнаЯ

аналогично и у меня было. объем времени на чтение мама пыталась ограничивать, но против этого были свои приемы, как то чтение под одеялом с фонариком, чтение книги с пюпитра, на котором стояли ноты за книжкой, а я пилила бездумно гаммы, читая. еще было чтение (не по программе, разумеется) на уроках литературы, географии, музыки

11.11.2021 14:18:21, ALora

Какой же минус, если появляется человек. который может посоветовать. поговорить о книгах, научить? чтобы было представление о прекрасном. надо то прекрасное показать. каналов информации много, кроме печатного слова родители заняты. сами не читают. почему бы не расширить горизонты ребенку?
Что никто не советовал Вам в детстве, ничего такого нет, чтоб этим гордиться или считать, что так и должно быть.

11.11.2021 10:42:55, Etagerka

так читающему ребенку советовать нет смысла, обычно у него есть широкий выбор в домашней или муниципальной библиотеке. а увлечь нечитающего путем навязывания рекомендованных к прочтению книг кмк тяжело. у меня младшая была нечитающей в младших классах. но постепенно увлеклась, начав с всякой ерунды про каких-то волшебных девочек, о которых я понятия не имела (современная палпфикшн) — я просто запускала ее в книжный магазин, она там сама выбирала. то что было рекомендовано в школе для чтения вызывало у нее отторжение и зевоту.

11.11.2021 14:23:48, ALora

Шиповник (экс-Василиса)

Самые обычные. У меня сейчас есть несколько подростков, которых,в принципе, мамы сами могут научить вполне. Просто устали с ними воевать. Так и привели их: «я устала с ним бороться»))). Поскольку опыт с детьми-подростками своими имею, понимаю их прекрасно.
11.11.2021 09:25:53, Шиповник (экс-Василиса)

Может заинтересовать ребенка литературой, чтением, давать интересные книги реьенку, обсуждать их с ним потом, да масса вариантов, я думаю.
10.11.2021 22:55:30, Не благодарите

Реклама

а родитель эту функцию выполнять не может?

10.11.2021 23:18:45, Краевед

хухра-мухра

да, кстати, отличникам тоже часто берут репетиторов.
Вообще у всех родителей свои требования. Кто-то хочет, чтобы задачи решал, кто-то хочет, чтобы писал аккуратно, кто-то хочет, чтобы домашку делали.
Сейчас еще в связи с пандемией многие на удаленке сидят, а у них там вообще материал не усваивается. Надо чтобы кто-то пришел и объяснил. Особенно маленьким, они на удаленке вообще ничего не воспринимают.

10.11.2021 22:11:36, хухра-мухра

Rujik

Приехала в Европу и выдохнула:) Плачу школе и школа берет на себя все, включая обеды и танцы:) Дополнительно учатся минимально.,

11.11.2021 00:07:58, Rujik

Rujik

Нет, частные школы есть, нормального образования в них нет.

11.11.2021 10:04:13, Rujik

Шиповник (экс-Василиса)

Есть в меру платные и очень хорошие, по словам родителей. Скажем, тысяч 100 в год.
11.11.2021 11:51:07, Шиповник (экс-Василиса)

Rujik

Я уезжала почти 8 лет назад, на тот момент не было. Да и чтобы учиться дальше в Европе нужно закончить 12 классов.

11.11.2021 11:56:32, Rujik

так не у всех такая цель
11.11.2021 12:00:09, Шерлок

хухра-мухра

у меня сын до 5-го класса ходил в такую платную школу в Москве. Платишь, и они все делают, включая домашку, он даже тетради не носил домой.
Потом перевела его в гимназию с изучением языков, оказалось, что в той платной школе его очень фигово подготовили. Там детям больше «в попу дули», чем учили. Зато да, первые 4 года у меня проблем не было.
Потом пришлось брать репетиторов по русскому и по французскому. Остальное как-то сами вытянули.

11.11.2021 09:17:01, хухра-мухра

Rujik

Поэтому не отдала в такую в Москве. В попу у нас точно не дуют и домашку не делают. А чтобы в 11 поступить дочь очень непростые экзамены сдавала и собеседование проходила. Но я говорю не о конкретно нашей школе, а о всех школах в Вильнюсе.

11.11.2021 09:41:05, Rujik

В наших реалиях до последнего времени частные школы были передержкой для детей небеДных родителей. Сейчас школа так низко пала, что появились полуподвальные частные обучающие группы выше уровнем даже не по отношению к неучениЮ в школе
11.11.2021 09:31:04, Etagerka

И что? Какие выводы надо сделать на примере вашего ребенка? )))
Если вы внимательно прочитаете, то про иностранный язык я как раз написала. Репетитор/курсы по языку у многих.

10.11.2021 22:07:17, Иришка-Мартышка

Репетиторы не только у детей в выпускных классах, они могут быть и с детского сада и не только для усаоения школьной программы, а для много чего другого, наверное такой и это отнюдь не безумие или дикость.
10.11.2021 22:12:44, Не благодарите

Вы немного ошиблись, я про безумие и дикость ничего не писала.

10.11.2021 22:14:07, Иришка-Мартышка

Безумие это не Вы, это выше
10.11.2021 22:27:10, Не благодарите

Rujik

Это я, я прошла это в России за 12 лет обучения детей. Сколько дополнительных кружков у вашего ребенка?

11.11.2021 00:10:05, Rujik

Музыкальная школа (фоно + она у меня солистка младшего хора), репетитор по англ, тренер по плаванию, а еще под настроение ходим на батутах прыгать. По сути кружок только один — муз школа.
11.11.2021 09:46:57, Не благодарите

хухра-мухра

в Москве много национальных детей, для которых русский — не родной. Вот таким действительно сложно. Им иногда и с первого класса берут. Тем более, в таких семьях часто бывает по нескольку детей, а родители работают и не в состоянии всем этим заниматься.

10.11.2021 21:53:11, хухра-мухра

Так и в других странах тоже. Там даже официально есть занятия для иностранцев и по-моему обязательные (тут могу ошибаться).
У младшего в началке были такие дети, как раз никаких репетиторов )) Мамы жаловались как сложно, но даже на бесплатные занятия с учителем дети не приходили.
И опять же — помочь ребенку, которому сложно лично я как раз считаю нормальным и правильным, чем раньше тем лучше, дальше проще будет. И не считаю это безумием. Но и сказать что в Москве у всех и каждого репетиторы не могу, просто потому что не вижу этого в моем окружении.

10.11.2021 21:59:04, Иришка-Мартышка

KengaLu

Да, есть в школах ESL предмет. English as a Second Language (английский как второй язык)
10.11.2021 22:24:22, KengaLu

хухра-мухра

на бесплатные никто и не будет ходить))) Люди ценят то, за что платят.
В Москве очень многие национальные семьи хотят вывести своих детей на другой уровень, поэтому берут репетиторов. Не знаю, много их или нет, но у меня просто вал работы))

10.11.2021 22:13:17, хухра-мухра

Зависит от учителя. Старший ребенок ещё застал старинную систему, когда после уроков приходили к учителю наверстать. Но сейчас , да, кануло.
11.11.2021 09:32:48, Etagerka

Ходить, может и ходит, но что там получает, вопрос.
У меня и на платное в школе ходил, но это такая же ьестолковщина теперь.

11.11.2021 09:33:34, Etagerka

Шиповник (экс-Василиса)

К тому же самому учителю ходит
Тётеньке жаль бывшего 6-леточку))), поэтому берет его за компанию на бесплатные занятия, когда отстающих подтягивает. Мой под строгим оком домашние задания лучше оформляет))).

11.11.2021 09:38:01, Шиповник (экс-Василиса)

Какие такие уже домашние задания? ему давно пора егэ прорешивать без перерыва.

11.11.2021 10:43:53, Etagerka

я ж про старшего подумала. как более подверженного нашествию репетиторов в силу приближения егэ.

11.11.2021 13:41:19, Etagerka

хухра-мухра

за редким исключением. Обычно бесплатное никто не ценит.

11.11.2021 09:18:01, хухра-мухра

Rujik

Я жила в Москве и растила детей, переехала 7 лет назад,. Драм кружок и тд…Репетиторы на каждый предмет в нашей спецшколе. Здесь я попыталась открыть центр дополнительного образования(много русскоязычных) Не пошло. Всем занимается школа.

10.11.2021 21:34:35, Rujik

Кружки это кружки. Я живу в Москве, двое детей. Никакого безумия ни у моих, ни у знакомых. У старшего был репетитор в 6 классе, по немецкому. Он этот язык не изучал, а в новой школе было 2 языка, надо было нагнать. И все.
У младшего был логопед до школы, есть репетитор по англ (вот с языками да, в большинстве полная беда в школах). И опять же все. У друзей репетиторов тоже нет, максимум тот же иностранный язык.
Кружки репетиторством назвать не могу все-таки. Так то и спорт школы можно назвать безумием и репетиторством на олимпиаду )))

10.11.2021 21:44:25, Иришка-Мартышка

безумие или нет, но когда родители и дети спрашивают в твоего (моего) ребенка про репетитора англ языка…. это было нечто для меня.
Репетиторы, разные с 1 класса по английскому до 7 класса. Далее не очень удачно с репетитором и в 10-11 классе репетитора на английскому давала школа (физмат) бесплатно (в рамках кружка и подготовки к Всероссу)

10.11.2021 23:35:58, Аленкинамама

Rujik

А сколько лет вашим детям? Моим будет в декабре 26 и 18. Сына увозила от армии, закончил институт на английском. А дочь не настолько талантлива, как сын, поэтому после четвертого класса просто не понимала куда ее отдать в Москве, чтобы не испортить нервы нам обеим. Она пошла в школу полностью на английском и честно говоря, не понимала как она будет общаться. Хватило двух месяцев без репетиторов, но школа совсем другой системы. Сейчас дочь учится 11-12 класс в Риме, в одной из лучших школ в системе IB. Даже в частной школе сдавали экзамены для поступления, и не простые.

10.11.2021 22:28:04, Rujik

моим почти 24 и 19. у сына были разные школы, но именно школы нервы мне не портили
10.11.2021 22:45:33, Шерлок

Rujik

Ну видимо, сын был другой. Мне старший тоже ничего не портил:)))

10.11.2021 23:52:17, Rujik

сын-то портил и портит. школа не портила
11.11.2021 00:25:55, Шерлок

Лиметт

У старшего был сложный этап взросления, при этом школа могла снивелировать или усугубить. К сожалению, было последнее, увы. У нас получается, что и школа портила)
11.11.2021 09:56:47, Лиметт

на таком этапе сын сам школу и выбрал себе
11.11.2021 10:11:34, Шерлок

Rujik

Дети разные:) никто не показатель.

11.11.2021 00:30:09, Rujik

мы же про школы?
11.11.2021 06:13:56, Шерлок

Birke

У знакомой девочки репетиторы были с 5-го класса. Бред, имхо. Девочка была без особенностей развития и не отстающая. Но родителям нужно было запихнуть её в какую-то крутую школу. А для этого нужно было быть круглой отличницей.
10.11.2021 21:32:49, Birke

Так точно не у всех и общие выводы делать нельзя. С младшим занимались дополнительно для поступления в школу, но просто потому что разница программ имела место быть. Круглым отличником быть не требовалось.
Ваша же тоже на курсы для поступления ходит, вы вроде недавно писали? Не бред? )))

10.11.2021 21:46:30, Иришка-Мартышка

Birke

Она в 8м а не в 5м, и отличницей ей быть не требуется.
10.11.2021 21:55:24, Birke

Какая разница? Речь о подготовке для поступления, но у нас это бред, а у вас подготовка )) Просто улыбнуло, речь то об одном и том же.
У нас во многие школы набор именно в 5 класс. Дальше добор. Про отличников не знаю, в школе моих детей это не требовалось. Во времена старшего даже текущие оценки не спрашивали, это узнали уже когда документы принесли и никто не проверял и по этому признаку не отказывал.
Но есть родители, которым важно именно одни пятерки, это факт. Кстати, такие часто как раз не меняют школы на более сильные чтобы оценки не испортить. А так по личному опыту при подготовке в сильную школу оценки в текущей школе сами резко улучшаются, если до этого были не отличными. Такой побочный эффект )))

10.11.2021 22:20:56, Иришка-Мартышка

Cat-S

В наших реалиях поступать в школу с отбором нужно обязательно, чтобы просто ребенка сохранить. Это для нормальной среды вокруг — учителей, родителей, детей.

10.11.2021 21:42:58, Cat-S

e-lissa

У нас в обычной районной школе нормальный учителя и родители, дети тоже вполне нормальные. Моему сыну учиться хорошо не мешают.
11.11.2021 10:16:50, e-lissa

Rujik

Да, в Москве было так

10.11.2021 21:39:35, Rujik

Показано 138 комментариев из 234

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Видеообращения братьев и отца живущего в Турции блогера Хасана Халитова сделаны под давлением, чеченские власти используют семью для запугивания своих критиков, отметили Олег Орлов и Екатерина Сокирянская. Высказанная отцом Халитова угроза развязывает руки любому человеку, уверена Светлана Ганнушкина. Высказывание отца можно интерпретировать как разрешение на убийство блогера, считает представитель Telegram-канала 1Adat**.

Как писал «Кавказский узел», родственники Хасана Халитова по меньшей мере дважды записывали видеообращения к нему. Так, 14 октября министр по нацполитике, внешним связям, печати и информации Чечни Ахмед Дудаев опубликовал видеообращение брата Хасана, Рамзана Халитова, в котором тот в резких выражениях осудил Хасана за критику в адрес руководства Чечни. 30 ноября было опубликовано видеообращение отца Хасана Халитова — Гани Халитова. Он обвинил сына в клевете на руководство республики и заявил, что хочет убить его. 3 ноября братья Хасана Халитова в новых видеообращениях настойчиво призвали его прекратить критику руководства Чечни. Некоторые пользователи Instagram сочли обращения братьев к Халитову неискренними.

Проживающий в Турции блогер Хасан Халитов в сентябре обвинил чеченских силовиков в похищении его родственников в Чечне. По его данным, похищенных отпустили через несколько дней. Халитов также заявил, что власти Чечни стоят за объявлением ему и нескольким семьям в республике кровной мести. Он призвал главу Чечни прислать представителя в Турцию, чтобы «разобраться». В октябре Кадыров побывал в Турции со своим помощником, министром печати Ахмедом Дудаевым. Тот заявил, что они «исходили вдоль и поперек несколько турецких городов», но так и не встретили никого из заявлявших о готовности к встрече с главой Чечни. Халитов, в свою очередь, упрекнул приближенных Кадырова в трусости, заявив, что те намеренно избегали встречи с ним.

По мнению члена Совета Правозащитного центра «Мемориал»* Олега Орлова, отец «и в мыслях не держит причинить вред сыну», однако «ничего хорошего» от угроз родственника «ждать не стоит».

«Ни положительно, ни нейтрально к данной ситуации относиться невозможно… Любая такая угроза убийством – от нее отмахнуться неправильно», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Олег Орлов.

Один из братьев Халитова – Рамзан – ранее уже записывал обращение к родственнику, отметил Орлов. По мнению правозащитника, второй раз это делается для подстраховки. «Думаю, что Рамзан считает – лишним не будет, если еще раз запишу видео. Это страх от наказания властью. То, что она использует семью критиков режима с целью запугать критиков — мерзко, противно и безобразно. И делается это на глазах у всего мира», — сказал Орлов.

Он в связи с этим напомнил жесткую фразу Кадырова в адрес критиков властей Чечни, сказанную им два года назад.

Репортаж о расширенном совещании в правительстве Чечни 4 ноября 2019 года, на котором Рамзан Кадыров выступил с речью о провокаторах, создающих негативный информационный фон вокруг республики, был показан в ночных новостях телеканала «Грозный» и размещен на сайте ЧГТРК. «Кто распространяет смуту, сплетни – если их не убить, не посадить, не остановить – ничего не выйдет», — сказал Кадырова на чеченском языке. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался давать оценку угрожающим этому высказыванию. Сам Кадыров спустя 10 дней заявил о «провокаторах», которые неправильно трактуют его высказывания. По словам Кадырова, угрозы побить и убить соответствуют адатам, говорится в статье «»Мы не людоеды»: что на самом деле сказал Кадыров», в которой «Кавказский узел» привел дословный перевод речи Кадырова, и проверил, действительно ли его слова были искажены в прессе. 

За прошедшие годы, отметил Орлов, жестокость чеченских властей усугубилась. «И убийства, и избиения, и запугивания – программа Кадырова воплощается в жизнь. Правозащитники на протяжении длительного времени пытались заставить российские власти хотя бы проверить слова Кадырова на предмет содержания оснований для возбуждения уголовного дела. На наш взгляд, основания есть. Но нам отказали даже в проверке [слов Кадырова]. Мы обжаловали в судах, но безуспешно», — рассказал Орлов.

По его словам, сейчас готовится жалоба в ЕСПЧ по данному кейсу. «В ней мы говорим о невозможности в России надеяться на защиту от диких слов Кадырова», — сказал Орлов.

В ходе видеообращения братья Халитова перечисляют достижения руководства Чечни, обратил внимание Орлов. Он считает, что запись сделана специально для Кадырова. «Вообще, все видео – это для Кадырова и его окружения. Думаю, Халитов понимает своих родственников — почему и зачем они это делают», — сказал Орлов.

Нечеткая граница угрозы убийством, исходящая от отца, развязывает руки любому человеку, желающему убить Халитова, считает председатель комитета «Гражданское содействие»* Светлана Ганнушкина.

«Безусловно, это так. Если кто-то что-то с ним сделает, то будет считать, что с благословения отца», — сказала корреспонденту «Кавказского узла» Ганнушкина.

Записывая обращение к брату повторно, мужчины подтверждают лояльность режиму Кадырова, однако данное отношение навязано, уверена правозащитница.

Перечисление достижений руководства Чечни сделано «для всего мира», конкретного таргета нет, заявила Ганнушкина. В частности, видео направлено и на чеченцев, проживающих за пределами России, добавила она. «Другая, вне России, аудитория – это те, кто живет за границей. В том числе лояльные Кадырову. Я с удивлением выяснила, что в Германии проживает представитель Кадырова. Что уж говорить про восточные страны», — отметила Ганнушкина.

Для любого желающего убить человека в Чечне сдерживающим фактором является кровная месть, считает директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская. При этом она добавила, что не думает, что подобные телевизионные выступления полностью нивелируют угрозу кровной мести.

«Если какой-то человек захочет убить Халитова по личному мотиву, не связанному с его конфликтом с руководством Чечни, он будет понимать, что все-таки от Халитова его семья не отказалась. И через 10 лет семья может объявить ему кровную месть. Другое дело, что убийство может быть кем-то инспирировано, заказано. Заказным убийцам не нужны никакие заявления отца, чтобы иметь развязанными руки. Никто из убийц критиков режима пока не спрашивал у отцов жертв – можно ли с ними расправиться», — заявила корреспонденту «Кавказского узла» Сокирянская.

Традиция кровной мести сложилась еще при родовом строе, но сохранила актуальность на Северном Кавказе. Согласно этому обычаю, родственники убитого должны отомстить не только убийце, но и его родным, говорится в справке «Кавказского узла» «Кровная месть — как теперь убивают на Кавказе». Несколько историй о кровной мести, рассказанных участниками и очевидцами событий, приведены в подготовленной «Кавказским узлом» статье «Плата за кровь».

Видео было записано повторно, так как критик «не останавливается», считает она. «Как можно надавить на человека, который вне досягаемости чеченских властей? Можно запугать, что руки до него дотянутся и за пределами России. А что делать в случае, если человек не боится? Есть и еще один традиционный способ надавить на человека – запугать его родственников. Я никогда не слышала, чтобы отец отказывался от сына за то, что тот несет чушь в эфире ютуб-канала. Отец пожурит, отругает, но не станет записывать видео с угрозами убийствами. Обычно, если человек ведет себя неадекватно, такие ситуации обсуждаются внутри семьи, скорее, скрываются от общественности. Если человек «позорит» семью и необходимо нейтрализовать негативный эффект от его действий, такие ситуации не раскручиваются в Интернете. Очевидно, что эти записи делаются под давлением», — сказала Сокирянская.

Восхваление власти — это специфический жанр, видимо, извиняющимся говорят, что им нужно сказать на видео: отругать и оскорбить родственника и восхвалить руководство, подчеркнула Сокирянская.

«Такие ролики — идеологическая пропаганда для широкой аудитории – для Чечни и ее жителей. Если СМИ следят за ситуацией — то и для них», — добавила Сокирянская.

Высказывание отца может быть интерпретировано как разрешение на убийство сына, считает представитель Telegram-канала 1Adat**, который ведет оппозиционное движение «Адат».

«У чеченцев есть выражение: «дозволение крови». Это означает, что семья отказывается от претензий на кровную месть. В данном случае отца Хасана заставили не только отказаться от претензий на кровную месть, но и косвенно попросить об убийстве своего сына, таким образом, в случае убийства, будет считаться, что убийца оказал услугу семье Халитова», — заявил он корреспонденту «Кавказского узла».

По его словам, симбиозом Кремля и чеченских властей выработана практика: родственников под угрозой расправы над семьей заставляют давать разрешение на убийство своего родственника или прощать убийство, если оно уже совершено.

Записанное братьями видео – «очевидный способ давление на оппонентов Кадырова», сказал собеседник корреспондента «Кавказского узла».

«Суть заключается в том, что в данном конфликте между Хасаном и Кадыровым представлять сторону Кадырова на постоянной основе заставили семью Хасана, не только Рамзана Халитова, но и младшего брата, и отца… Что касательно похвалы в адрес наместников, то это делается по той же причине — Хасан критикует, оппоненты Хасана, то есть семья, нахваливают… Обращены данные постановки, как и всегда, всему чеченскому народу с недвусмысленным намеком тем, кто хочет выступить против режима наместников, что за их действия будут отвечать их родственники», — рассказал сотрудник канала 1Adat**.

Убежден в том, что родные Халитова записывали видео под давлением чеченских властей, и блогер Тумсо Абдурахманов.

«Очевидно, что родственники Хасана находятся под очень серьезным террором со стороны власти, и многочисленные ролики тому подтверждение. Их заставляют снимать ответы на каждый ролик Хасана», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Тумсо Абдурахманов.

По его мнению, восхваление «успехов» чеченских властей в своих видео родственники делают для Кадырова. «Перечисление достижений власти делается для власти. Это обязательное условие подобных роликов», — заключил Абдурахманов.

Напомним, Рамзан Кадыров приезжал в Турцию в октябре этого года после того, как там были задержаны и арестованы подозреваемые в шпионаже и подготовке покушения на убийство шесть человек, в том числе четыре чеченца с российскими паспортами. Одной из предполагаемых целей киллеров был Хасан Халитов, в 2020 году оказавшийся свидетелем подготовки покушения на журналиста Георгия Габунию, в прямом эфире телевидения нецензурно оскорбившего российского президента Владимира Путина, говорится в справке «Кавказского узла» «Эрдоган против Кадырова: шпионский скандал в Турции».

Еще в 2016 году Рамзан Кадыров озвучил угрозы в адрес соотечественников, живущих за рубежом. «У нас есть данные на каждого из вас, и мы знаем, кто вы… Мы знаем, откуда вы пишете, и вы все – в наших руках. И поэтому не вредите сами себе», – привела «Служба переводов с кавказских языков» слова главы Чечни. В последние годы за рубежом были убиты несколько оппонентов Кадырова. В пригороде Вены 4 июля 2020 года был застрелен уроженец Чечни Мамихан Умаров, который критиковал и оскорблял с использованием ненормативной лексики Рамзана Кадырова и его родителей. Похожий стиль критики Кадырова использовал убитый во Франции блогер Имран Алиев, известный как блогер Мансур Старый. Его тело с ножевыми ранениями было найдено 1 февраля 2020 года в отеле, сказано в справке «Кавказского узла» справке «Убийства критиков Кадырова в странах Евросоюза».

Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике «Кавказский узел» размещает на тематической странице «Инакомыслие в Чечне».

* организация внесена Минюстом России в список НКО, выполняющих функции иностранного агента.

** Заводской районный суд Грозного принял решение о признании запрещенными интернет-ресурсов движения 1ADAT по ходатайству прокуратуры 12 июля.

  • Рассказ про синие листья читать
  • Рассказ про семью для детского сада с фотографиями
  • Рассказ про село на английском
  • Рассказ про синдбада морехода
  • Рассказ про семью на английском с переводом 11 класс кратко