Рассказ про самолет 3 класс

Презентация на тему: самолеты скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:окружающий мир слайда 2 описание


Презентация на тему: Самолеты

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Окружающий мир

Описание слайда:

Окружающий мир

№ слайда 2
Он в безбрежном океанеТуч касается крылом.Развернется над лугами —Отливает сереб

Описание слайда:

Он в безбрежном океанеТуч касается крылом.Развернется над лугами —Отливает серебром.

№ слайда 3
Самолеты — это летательные аппараты для полетов с помощью двигателей и крыльев.

Описание слайда:

Самолеты — это летательные аппараты для полетов с помощью двигателей и крыльев. Все самолеты вместе называются авиацией.

№ слайда 4
Зачем нужны самолёты?

Описание слайда:

Зачем нужны самолёты?

№ слайда 5
По-назначению самолеты делятся на гражданские и военные.

Описание слайда:

По-назначению самолеты делятся на гражданские и военные.

№ слайда 6
ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЁТЫ

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЁТЫ

№ слайда 7
ВОЕННЫЕ САМОЛЁТЫВоенные самолеты внешне очень похожи на обычные, гражданские. Но

Описание слайда:

ВОЕННЫЕ САМОЛЁТЫВоенные самолеты внешне очень похожи на обычные, гражданские. Но у них совсем другая работа. Они защищают наше мирное небо. Существует много различных боевых самолетов. Каждый из них имеет свое название. Самолет-истребитель уничтожает самолеты противника в воздухе, на земле и на воде. Самолеты-разведчики фотографируют местность в дневное и ночное время.

№ слайда 8
Рассказ про самолет 3 класс

№ слайда 9
Задняя часть самолета оснащена хвостовым оперением, которое придает машине устой

Описание слайда:

Задняя часть самолета оснащена хвостовым оперением, которое придает машине устойчивость. И крыло, и хвостовое оперение прикрепляются к корпусу самолета — фюзеляжу. В нем расположены кабина экипажа, механизмы управления самолетом, салон для пассажиров, грузовые отсеки.

№ слайда 10
Очень важная часть самолета — шасси. Это тележки с колесами на толстых упругих ш

Описание слайда:

Очень важная часть самолета — шасси. Это тележки с колесами на толстых упругих шинах. Без них нельзя ни взлететь, ни приземлиться. Во время полета шасси убирают внутрь фюзеляжа или крыла, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.

№ слайда 11
Благодаря крыльям самолет держится в воздухе. Как это происходит? Двигатель сооб

Описание слайда:

Благодаря крыльям самолет держится в воздухе. Как это происходит? Двигатель сообщает крылатой машине большую скорость. Чем она выше, тем сильнее встречный поток воздуха. Поток как бы подныривает под крыло, давит на него снизу. Так создается подъемная сила, которая отрывает самолет от земли и держит его в воздухе.

№ слайда 12
Люди изобретали летательные аппараты, которые постепенно становились сложнее, на

Описание слайда:

Люди изобретали летательные аппараты, которые постепенно становились сложнее, надежнее и удобнее. А с чего все начиналось?

№ слайда 13
Во Франции в 1783 братья Жозеф и Этьен МОНГОЛЬФЬЕ совершили запуск наполненного

Описание слайда:

Во Франции в 1783 братья Жозеф и Этьен МОНГОЛЬФЬЕ совершили запуск наполненного горячим дымом первого воздушного шара. Пассажирами были овца, петух и утка. Полёт длился 8 минут. А первыми людьми, осуществившими полёт, были два француза: Француа Пилатре де Розье и маркиз д’Арлен. 21 ноября 1783 года они 25 минут летали над Парижем на шаре с горячим воздухом.

№ слайда 14
Над дирижаблем задумывался еще Жак Менье – военный инженер и ученый, известный м

Описание слайда:

Над дирижаблем задумывался еще Жак Менье – военный инженер и ученый, известный математик и изобретатель. Уже в 1784 году, то есть через год после удачных полетов братьев Монгольфье, он представил в Парижскую академию свой проект дирижабля. Кстати, французское слово «дирижабль» означает «управляемый».Чтобы уменьшить сопротивление при движении в воздухе, Менье предложил сделать оболочку дирижабля не круглой, а вытянутой, веретенообразной. Эта форма дирижаблей, ставшая впоследствии классической, существует и поныне.

№ слайда 15
В России над проблемами полета человека долго и упорно работал морской офицер А.

Описание слайда:

В России над проблемами полета человека долго и упорно работал морской офицер А.Ф.Можайский. В Красном селе, под Петербургом, был построен деревянный покатый настил, по которому, как по взлетной полосе, должен был разгоняться самолет.Рядом возвышался дощатый сарай, где Можайский со своим механиком проводил сборку и регулировку самолета.Александр Фёдорович Можайский

№ слайда 16
Рассказ про самолет 3 класс

№ слайда 17
И вот настало погожее июльское утро 1882 года. На взлетном помосте установлен не

Описание слайда:

И вот настало погожее июльское утро 1882 года. На взлетном помосте установлен невиданный доселе аппарат, с широкими, прямоугольными по форме крыльями.Самолет тронулся с места и побежал по наклонному настилу, набирая скорость. Вот он оторвался от стартовой площадки и на какое-то мгновение повис в воздухе, но тут же наклонился набок и рухнул на землю, ломая крыло…И все-таки, несмотря на неудачу, это была победа. Победа человека над самим собой.

№ слайда 18
А в России продолжала развиваться авиационная мысль.Во главе ее стоял профессор

Описание слайда:

А в России продолжала развиваться авиационная мысль.Во главе ее стоял профессор Николай Егорович Жуковский.Жуковский своими неутомимыми исследованиями доказывал, что полеты аппаратов тяжелее воздуха не только возможны, но и неизбежны, потому что к этому ведет весь путь развития техники.Авиация еще только делала свои первые робкие шаги, а Николай Егорович Жуковский уже предвидел ее огромное будущее и умел увлечь этим будущим своих воспитанников. 

№ слайда 19
Рассказ про самолет 3 класс

№ слайда 20
КонструкторыЯКОВЛЕВ Александр СергеевичАнтонов Олег Константинович Туполев Андре

Описание слайда:

КонструкторыЯКОВЛЕВ Александр СергеевичАнтонов Олег Константинович Туполев Андрей Николаевич

№ слайда 21
ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЁТЫ СПОРТИВНЫЕ САМОЛЁТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САМОЛЁТЫ

Описание слайда:

ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЁТЫ СПОРТИВНЫЕ САМОЛЁТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САМОЛЁТЫ

№ слайда 22
ВзаимопроверкаСамолёты бывают:Спортивные +Военные +Товарные -Грузовые +Пассажирс

Описание слайда:

ВзаимопроверкаСамолёты бывают:Спортивные +Военные +Товарные -Грузовые +Пассажирские +

№ слайда 23
Учиться – всегда пригодится.

Описание слайда:

Учиться – всегда пригодится.

Сказка про самолетик Вжик: I

В большом аэропорту живет маленький самолетик Вжик. Он очень добрый, веселый и любопытный. Он любит путешествовать и бывать в новых местах. К Вжику часто приходят его друзья, которые просят куда-то отвезти. Друзей у него много: мальчики и девочки, собачки и кошки, зайцы и лисички, волки и медведи. Вжик уже успел побывать на пляже. Там берег песочный, арбуз сочный, дети пьют коктейль молочный. Волны синие и зеленые плещутся. Солнце слепит и очень жарко. Вжик летал в холодные заснеженные горы. Бывал в огромных городах, где домам высоким нет конца. Кажется, что крыши достают до самого неба.

Однажды пришли к нему в гости дети. Мальчик говорит:
— Вжик, я никогда нигде не летал! Я еще нигде не бывал.
— Так садись, прокачу по голубому небу в любое место домчу, — сразу предложил самолетик.
— Нет-нет, я боюсь, — прошептал мальчик.
— Я очень аккуратно летаю. Даже зайцы трусишки, и те не бояться! — махнул крылом самолетик.

1 min

02

II

Начали и другие ребята уговаривать мальчика полететь. Долго он отказывался, но все же согласился. Сели дети в самолет. Прибежали еще пассажиры: собака Тяв, котенок Мяу, заяц Прыг, волчонок Ау. Самолетик всех дождался и по дороге разогнался. А когда разгон набрал, от земли оп — оторвался и взлетел. Все выше и выше поднимался. Потом долетел до самых облаков. Летят ребята и смотрят вокруг. Земля внизу казалась такой далекой. Людей стало почти не видно, а дома с такой высоты казались маленькими точками. Деревья даже самые большие, были будто кустики.

— Сейчас я вам покажу океан, — сказал Вжик.
— А что это такое? — спросили хором дети.
— Это много воды. Океан — больше море. В нем много кто живет. Мы сможем его сейчас увидеть.

Смотрят ребята в окно, а там голубое одеяло как будто укрыло землю. Это и был океан. Волны большие медленно катились вдаль. Вдруг из воды поднялся фонтан.

— Это кит так делает. Киты любят играть в «фонтанчик», — рассказал Вжик.
Вдруг увидел мальчик, что вперед появилось что-то желтое.
— Кажется, океан закончился. Это берег из песка! — прокричал он.

И правда, это была Индия. Сел самолетик, чтобы отдохнуть. Там их встретил слон. Поприветствовал он ребят.
— Здравствуйте, гости! — могучим голосом проговорил он, приветливо подняв хобот.
— Здравствуй, — ответили дети.
— Молодцы, что здороваетесь. Это хорошо. Меня зовут слон Большой Топ. Возьмите меня с собой полетать.
— Нет, слон, но ты очень большой. Не поместишься в самолетик. Мы тебе оставим подарок, чтобы ты нас не забывал, —
сказала девочка. Она расплела косичку и сняла ленточку с волос. Девочка привязала ее на хобот слона. Получился красивый голубой бантик.
— Вот это подарок! Спасибо друзья, прилетайте снова.

III

Вжик поднялся высоко в небо. Ребята начали петь веселые песни. Волчонок только и говорил про Большого Топа.
— Вы видели какой он большой?! Огромный слон! Он как самый высокий дуб, как самый высокий дом, больше, чем гора.
Дети продолжали веселиться, пока не почувствовали холод. В полете встречалось все меньше и меньше птиц.
— Сейчас мы прилетим в Арктику. Здесь очень красиво и холодно.
Ребята увидели, как вся земля стала белой. Она была покрыта снегом. Им помахал лапой белый медведь, а рядом с ним сидел белый заяц.
— Привет, почему ты такой белоснежный, заяц? — спросил зайчик Прыг, который летел в самолетике.
— Чтобы меня не было видно! Притаюсь в снеге и никто не заметит, — засмеялся хитрый заяц.
— А что вы тут едите? — спросили мальчики и девочки, — ведь вокруг нет ничего.
— Нужно знать места и хорошо искать. Если немного пройти, то дальше есть кустарники. Можно вкусный найти мох, лишайник, злаки. А в Арктической пустыне ничего нет. Возьмите нас с собой полетать?
— Нет, — ответил самолетик, — нас много и я не смогу вас всех покатать.
— Ничего, мы оставим вам подарок. В знак нашей дружбы, — сказал мальчик.

Он снял с головы кепку и одел на голову медведь. Другой мальчик снял с руки белый браслет и повязал его зайцу.
— Так тебя никто не заметит, но при этом подарок будет всегда с тобой.
Полетели ребята обратно домой. Всем понравилось воздушное путешествие с Вжиком.
А вам?

Конец


03 min

04 min

«Авиационная шпаргалка»

для маленьких авиаторов и их родителей

Подняться в небо людей вдохновили птицы: наблюдая за ними, ученые постигли многие тайны полёта. Даже само слово «авиация» (все придуманные человеком механизмы, способные летать) произошло от латинского «avis» — птица.
Почему птица летит и не падает? Секрет в особой форме крыльев с выпуклой верхней частью. Из-за неё воздух над крылом течёт быстрее, чем снизу, теряя давление — словно «разжижаясь». Разница давлений тянет птицу вверх — этот удивительный эффект называется подъёмной силой. Рассчитать её смог в 1904 году выдающийся русский учёный Николай Жуковский, заложив основы новой «воздушной» науки — аэродинамики.

Конечно, у людей нет крыльев, зато есть ум и наблюдательность. «Человечество полетит, опираясь не на силу мускулов, а на силу разума!» — говорил Жуковский. И не ошибся. Люди придумали самолёты, использовав идею птичьих крыльев, создающих подъёмную силу. Хвост для самолёта также «подглядели» у птиц — он придает устойчивость в полёте.

04 min

05 min

Подъемная сила

Подъёмную силу легко ощутить, запуская в безветренный день воздушного змея — самый простой и древний летательный аппарат. Чтобы змей летел, нужно хорошо разбежаться и тянуть его за собой. Набрав скорость, змей взлетает и плывёт в потоке воздуха, словно в реке: над землёй его удерживает подъёмная сила. Но стоит остановиться, и змей упадёт на землю: чтобы подъёмная сила действовала, нужна определённая скорость.

Если бы по земле бежал великан и тянул за веревочку самолёт, то он бы летел не хуже воздушного змея! Но, увы, великанов не существует, и самолёту нужно самому набирать скорость, чтобы лететь — с помощью двигателей.

06 min

Двигатели

Раньше в самолётах были поршневые двигатели — такие же, как у автомобилей, только громче. Они вращали большие «вентиляторы» — пропеллеры (прям как у Карлсона!), которые загребали воздух лопастями, словно варенье ложками, и разгоняли самолёт. Но с ними самолёты летали медленно — не быстрее современной гоночной машины.

Всё изменилось с изобретением реактивного двигателя. Здесь нет пропеллеров и лопастей: со свистом выбрасывая струю горячего газа назад, он тянет самолёт вперёд, создавая реактивную тягу. В ясный день высоко в небе можно увидеть след реактивной струи пролетевшего самолёта. Она вылетает с такой силой, что на земле может легко перевернуть грузовик! Неудивительно, что реактивные самолёты могут летать со скоростью более 2000 км/ч!

07

Реактивная тяга

Воздушный шарик можно превратить в реактивный двигатель

Реактивную тягу можно создать даже дома, из подручных средств. Не верите? Развяжите надутый воздушный шарик, и он на несколько секунд превратится в «реактивный двигатель». Воздушная струя резко вырвет шарик из рук и отправит его в увлекательный, пусть и недолгий полет по комнате.

08 min

Аэропорты

Дом самолётов — это небо, но место стоянки и «отдыха» — аэропорты; там их обслуживают, намывают до блеска и готовят к новым полётам. Аэропорт похож на большой муравейник: каждую минуту самолёты приземляются и взлетают, а тысячи пассажиров спешат по своим делам: улетают, встречают друзей или получают багаж.

Таких «муравейников» в мире — 45 тысяч, вот как сильно люди любят летать!

Ощущение полета

Ощущение полёта захватывает: не умея летать от природы, на самолёте человек может взмыть вверх на тысячи километров, взглянув свысока на облака и горы. Всего 100 лет назад это было несбыточной мечтой, а сегодня — обычное дело. И это здорово!

Самолёты увлекают нас к новым высотам не только физически. Интерес к авиации — это стремление постичь неизведанное и быть выше всех. Отличная «пища» для пытливого ума ребёнка!


Конец


09 min

С чего все начиналось, или зачем лететь на самолете на Остров Пальм?

Сказка с заданиями

⁠Жил-да был в одном городе очень добрый человек. Это был очень знаменитый ветеринар. А ты знаешь, кто такой ветеринар и что он делает? (выслушайте ответ ребенка и уточните его, если необходимо). Это врач для животных. И наш ветеринар тоже лечил птиц, рыб, зверей. В городе его все звали уважительно — Петр Иванович Таблеткин. Или просто по фамилии — Доктор Таблеткин. Если заболела канарейка или повредила лапку собачка, жители города сразу же обращались к нему за помощью. И он всем помогал.

Однажды в погожий весенний день кто-то постучал в окно к ветеринару. «Кто это?» — удивился Петр Иванович и открыл окно. — «А! Галчонок. Залетай. Что принес? Письмо? От кого же? Давай прочитаю — видимо, это что-то срочное!». Петр Иванович открыл письмо и узнал почерк своего старого друга : «Здравствуйте, милый мой друг! Сейчас я работаю на Острове Пальм в океане. У нас началась эпидемия, очень многие животные заболели, нам нужна помощь. Очень прошу срочно прилететь к нам на остров и помочь. Прошу взять с собой набор лекарств и побольше. Твой друг Доктор Айболит».

«Срочно вылетаю!» — решил Петр Иванович — Только оставлю дежурить здесь вместо себя ветеринара Порошкова и соберу свой чемоданчик с лекарствами для животных». Сделав все эти дела, знаменитый ветеринар выехал в аэропорт.

Лётное поле

Рядом со зданием аэровокзала было поле. Очень необычное поле. Петр Иванович Таблеткин видел разные поля. Видел он поле для футболистов — оно называется «футбольное». Бывал он и на поле для игры в хоккей, оно называлось … Ты уже догадался, как? (ответ: хоккейное). И поле, на котором растет кукуруза он побывал — оно называлось «кукурузное поле». И поле, на котором растет рожь — «ржаное» поле. И поле с пшеницей. Наверное, ты тоже знаешь, как оно называлось — ? (ответ: пшеничное поле).

Но на таком поле он никогда еще не бывал. На нем были только одни самолеты. Ты уже догадался, что это было за поле и как оно называлось?

Примечание: Дайте возможность ребенку придумать название поля, а потом уточните, что это поле называлось «лётное». Почему? Да, потому что с него взлетают самолеты! На лётном поле было очень много разных самолетов и вертолетов. Петр Иванович никогда ранее на самолетах и вертолетах не летал, и поэтому растерялся. Какой же самолет мне подойдет и на каком я долечу до Острова Пальм?

Кто такой механик (техник)?

Вдруг увидел наш ветеринар маленький самолетик с двумя крыльями. А к нему подходил человек и дверь в кабину открывал. «Летчик пришел», — подумал Петр Иванович и помчался к самолету. — «Здравствуйте. Меня зовут Доктор Таблеткин. Я ветеринар. Мне надо срочно лететь на помощь моему другу на Остров Пальм. На острове заболело очень много животных. Можно на этом самолете туда долететь? Вы пилот и смогли бы мне помочь?».

— «Рад познакомиться», — улыбнулся в ответ ему незнакомец. — Меня зовут механик Винтов. Я не пилот. Я механик и слежу, чтобы самолеты были исправны. Мою профессию также называют «техник». На этом самолетике долететь на остров Пальм, конечно, можно«. — Он грустно покачал головой. — «Но лететь Вы будете слишком долго. Лучше садитесь на реактивный самолет, который вылетает завтра на Мадагаскар, так быстрее будет».

Знаменитый ветеринар очень удивился: «Мне надо на Остров Пальм и надо вылететь прямо сегодня. Зачем же я полечу не сегодня, а завтра, да еще и на Мадагаскар? И почему такая странная дорога будет быстрее?».

Винтов снова улыбнулся Петру Ивановичу и пояснил: «Реактивный самолет летит намного быстрее, чем этот маленький самолетик. Если Вы вылетите сегодня на этом самолетике, то будете лететь до Острова Пальм пять дней! И еще Вам придется несколько раз приземляться чтобы дозаправить самолет топливом. А реактивный самолет привезет Вас на Мадагаскар в тот же день. Там Вы пересядете на небольшой самолет и уже через несколько часов будете в нужном месте».

01

Самолеты винтовые и реактивные

Доктор очень заинтересовался этим сообщением и озадаченно спросил механика: «А как отличить быстрый самолет от медленного? Чтобы мне не ошибиться в следующий раз» — Посмотрите на эти два самолета. У одного самолета есть винт. Поэтому он называется «винтовой», он летает медленно. Найдите винт у самолета на картинке.

А у другого самолета винта нет. Он называется «реактивный» и летит очень быстро!»

Задание ребенку: Найди на картинке винтовые самолеты и реактивные самолеты. Чем они отличаются друг от друга?

Ответы: на картинках.

Формы крыла у самолета: прямое, треугольное, стреловидное

«Ага, я понял!» — воскликнул Петр Иванович. — «Значит, если у самолета есть винт, то он медленно летает! А как-то еще можно отличить самолет скоростной от самолета медленного?». Техник Винтов с удовольствием стал объяснять дальше: «Есть ещё один важный признак. Это форма крыла у самолета. Посмотрите на это фото. На что похоже крыло?».

— «На стрелу!» — тут же ответил Доктор Таблеткин. «Да, — подтвердил с удовольствием Винтов. — «У этого самолета крыло имеет вид стрелы, поэтому такое крыло мы называем «стреловидное». Если крыло стреловидное, то самолет летит быстрее, потому что такое крыло лучше рассекает воздух на большой скорости. А если крыло прямое — то скорость самолета ниже».

— А ещё какие крылья бывают у самолетов? — спросил врач — ветеринар.

— Бывает треугольное крыло, такие самолеты рассчитаны на очень большие скорости (такие скорости ещё называются сверхзвуковые). Вот посмотрите на фото этого самолета — у него треугольное крыло.

Есть и самолеты с прямым крылом. Они летают медленнее всех других самолетов.

Задание детям: найди на картинке самолеты: с прямым крылом, с треугольным крылом, со стреловидным крылом.

Ответы на задание для детей «Какие бывают самолеты»: синий квадрат — самолет с треугольным крылом, зеленый круг — самолет с прямым крылом, желтый квадрат и красный круг — самолеты со стреловидным крылом.

Зачем нужны разные самолеты?

— «А что такое «сверхзвуковые скорости и сверхзвуковые самолеты?»- спросил Петр Иванович Таблеткин.

— «Сверхзвуковыми называют самолеты, которые летают так быстро, что обгоняют звук от своего полета. Самолет уже пролетел, а звук до нас ещё не дошел. Такие самолеты летают в два раза быстрее обычных реактивных самолетов», — пояснил механик.

— «Я хочу полететь завтра на Остров Пальм на сверхзвуковом самолете!»- оживился Петр Иванович.

— «Долететь-то можно, но приземлиться, скорее всего, не получится. Остров то маленький, и сверхзвуковой самолет не успеет затормозить на летном поле», — уточнил Винтов.

— «А зачем нужны такие небольшие самолеты как тот, у которого мы стоим? Он с винтом, а значит медленно летает. И на нем быстро не долетишь. А вдобавок он еще и маленький. А это значит, что на нем много грузов не перевезешь. Зачем тогда он вообще нужен?» — спросил Петр Иванович.

— «О! Это очень важный и очень нужный самолет. У него есть одно чрезвычайно важное свойство. Видите, у этого самолета есть два больших крыла. И они расположены одно над другим, поэтому он может взлетать и садиться на очень маленькие площадки. И даже может сесть на пятачок земли на островке или в лесу».

Задание детям: А ты знаешь, что такое «пятачок земли» и откуда взялось это слово? (Пятачок — это пятикопеечная монета. Сейчас таким словом еще называют пятирублевую монету. Пятачком называют еще очень небольшой кусочек земли. А еще есть пятачок у поросенка — он тоже круглый и небольшой).

Ответ: Пятачок — это пятикопеечная монета. Сейчас таким словом еще называют пятирублевую монету. Пятачком называют еще очень небольшой кусочек земли. А еще есть пятачок у поросенка — он тоже круглый и небольшой.

Техник Винтов продолжил: «Там, где не сможет сесть реактивный самолет, сможет приземлиться этот самолетик. Поэтому такие самолеты у нас летают на короткие расстояния в ближайшие села и развозят в них пассажиров и грузы. Сначала пассажиров и грузы доставляют большие реактивные самолеты в центральный большой аэропорт. А уже из него на маленьких самолетах их доставляют из этого большого города и главного аэропорта в небольшие городки и села».

10

Военные самолеты

Вдруг Таблеткин увидел на краю лётного поля самолеты без винтов. И в них заходили пилоты. Он радостно воскликнул: «Вот нужные мне самолеты! Они без винтов, а значит, они реактивные. И у них треугольные крылья, значит, они долетят до Острова Пальм очень — очень быстро, даже быстрее звука. Можно я полечу на них на Мадагаскар прямо сегодня? И с Мадагаскара я на маленьком самолете долечу до нужного мне острова»

«Конечно, этот самолет летает быстрее, чем любой пассажирский. Но на нем полететь не так просто!» — ответил механик. — «Ведь это военный самолет и в нем нет места для пассажиров. Видите, кабина рассчитана на одного летчика, а снизу висят ракеты».

«Смотрите, а у другого самолета есть две кабины. Вторая кабина, наверное, предназначена для пассажира?» — спросил ветеринар.

«Нет, в задней кабине за летчиком должен сидеть штурман. Он подсказывает летчику, куда лететь. Это военный самолет. На всех военных самолетах места для пассажиров не предусмотрены. Поэтому на военных самолетах нет иллюминаторов — окошек», — ответил Винтов.

Задание 2. А как вы думаете, это какой самолет — пассажирский или военный? Почему ты так думаешь? Как можно отличить по внешнему виду военный самолет от пассажирского?

Ответы: на картинках.

Грузовые самолеты

«Скажите, пожалуйста, как можно перевезти животных с острова в мою клинику на лечение. Слоны и жирафы очень большие и тяжелые, они в пассажирский самолет не поместятся», — спросил Таблеткин.

«О! Для этого есть особые самолеты. Их называют грузовые. В грузовом самолете нет иллюминаторов. В нем очень большие двери для того, чтобы в него могли вместиться большие грузы. Посмотрите, вот на нашем летном поле идет погрузка в самолет. Чтобы груз поместился в самолете, у этого самолета нос и хвост открываются наружу — как будто это двери!

Вот начал подниматься вверх нос у грузового самолета. И он открылся как будто это не нос, а большая дверь в самолет!

Вот выдвигается впереди самолета вместо его носа специальная рампа, по которой в грузовой самолет сможет заехать техника. А сзади грузового самолета открываются грузовые створки. Сзади грузового самолета тоже есть рампа для заезда в самолет техники.

Самолет готов к погрузке!

Посмотрите, какой большой грузовой самолет! В такой самолет может поместиться и другой самолет поменьше, и большие машины, и даже вагоны поезда, и большой катер и даже несколько вертолетов, и танки, и строительная техника, и много автомобилей и автобус!»

Задание для детей: Посмотри на картинки и скажи, что будут перевозить по воздуху эти грузовые самолеты.

Петр Иванович был в восхищении от грузовых самолетов и их возможностей: «Теперь я буду спокоен за крупных животных! И буду знать, что при необходимости их можно перевезти в любую звериную больницу на материке. А какие ещё самолеты бывают кроме военных, пассажирских и грузовых?».

Какие еще бывают самолеты?

Механик Винтов промолчал в ответ и показал Таблеткину необычное фото. Посмотрите и вы на него. Как вы думаете, что здесь происходит и что за ниточки тянутся от первого самолета к другим? (выслушайте любые предположения детей, а после этого расскажите об этих самолетах). Он пояснил:

«Это самолеты — заправщики. Как вы думаете, почему они так называются — «заправщики»? (выслушайте ответы детей и их размышления и догадки). В грузовой самолет ставят большой бак для горючего и вешают шланги, к которым пристыковываются заправляемые самолеты для дозаправки. Это делается чтобы они смогли набрать горючего прямо в полете, не садясь на землю».

Вот еще один самолет — заправщик.

Есть на нашем летном поле и учебные самолеты. Как вы думаете, почему они так называются? Да, на этих самолетах учатся летать. Они очень маленькие. В них только два места: для летчика — инструктора и летчика, который учится управлять самолетом.

Бывают и спортивные пилотажные самолеты. В них есть только одно место — для летчика-спортсмена. Он показывает на этом самолете фигуры высшего пилотажа.

Вдруг раздался громкий шум. И на взлетно — посадочную полосу приземлился большой пассажирский самолет. «Он полетит на Мадагаскар завтра утром», — сказал Винтов. — «А сейчас после приземления и высадки пассажиров я пойду готовить его к завтрашнему полету. Приходите завтра, и Вы улетите на нем».

Петр Иванович Таблеткин поблагодарил Винтова за помощь. А назавтра утром он уже вылетал на самолете на Мадагаскар.

Что такое гидросамолет и самолет-амфибия?

Ближе к вечеру самолет приземлился на острове Мадагаскар. И Ветеринар пошел в здание аэровокзала узнать, как ему долететь до Острова Пальм.

«Извините, но рейсы на Остров Пальм отменены. Два дня назад на острове прошла буря и разрушила взлетно- посадочную полосу. Ее восстановление займет несколько дней», — сообщила ему диспетчер.

«Как же мне быть?» — спросил расстроенный Петр Иванович. — «Мне так важно как можно быстрее попасть на остров чтобы помогать людям и животным, попавшим в беду».

«Давайте мы Вас отправим на Остров Пальм гидросамолетом!» — предложила ему диспетчер. — Или самолетом — амфибией».

«А что это такое?» — удивился ветеринар.

«Слово «гидро» означает жидкость. Гидросамолет — это самолет, которому не нужна взлетно- посадочная полоса. Он может сесть прямо на воду. А ещё лучше использовать в таких случаях самолет — амфибию. Амфибии — это существа, которые могут жить и в воде, и на воздухе. И этот самолет может взлетать и с земли, и с воды, поэтому его так и назвали. У самолета — амфибии дно как у лодки, но есть и колеса как у обычного самолета».

«Я готов лететь на самолете-амфибии» — обрадовался Таблеткин.

«Пройдите к выходу номер 15. Самолет — амфибия улетает через один час».

Через несколько часов самолет — амфибия села на море рядом с Островом Пальм. Всех пассажиров пригласили пересесть на на катер, и катер доставил их в порт. «Ура! Как хорошо, что ты так быстро к нам приехал», — радостно встретил друга Доктор Айболит. — «Я плыл сюда на теплоходе целый месяц. Как тебе это удалось?». «Мне помог механик Винтов правильно выбрать самолет и маршрут сюда. Расскажу тебе позже подробнее». И друзья пошли лечить зверей, которые давно уже ждали их помощи.

Конец


23

24

Детям о самолетах: зачем нужны самолеты

Самолеты придуманы людьми, чтобы обеспечить быструю перевозку людей и грузов. Ни один наземный и водный транспорт сейчас не может двигаться с такой скоростью как самолет.

После знакомства со сказкой, Ваш ребенок уже знает многие функции, которые выполняют самолеты, помогая людям. Дополните эту информацию.

Зачем нужны самолеты по их функциям:

  • Военные самолеты нужны чтобы защищать родину от врагов. Это могут быть истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики, десантные, заправщики.
  • Грузовые самолеты перевозят грузы.
  • Пассажирские самолеты перевозят людей и их багаж.
  • Спортивные самолеты участвуют в соревнованиях.
  • Учебные самолеты используются для обучения полету летчиков и штурманов.
  • Сельскохозяйственные самолеты обрабатывают поля с урожаем и защищают их от вредителей.
  • Метеорологические самолеты — исследуют облака, тайфуны, влияют на погоду (вызывают дожди или прекращают их, разгоняя облака).
  • Санитарные и спасательные самолеты — перевозят больных и раненых, оказывают помощь пострадавшим людям.
  • Пожарные самолеты — тушат лесные пожары.
  • Экспериментальные самолеты и самолеты — летающие лаборатории — служат для испытания новых конструкций и двигателей.

Информация подготовлена совместно с Музеем Новосибирска. Источники фото

Люди всегда грезили о том, чтобы подняться в воздух. Герои мифов Икар и Дедал летали с помощью крыльев. Люди неоднократно пытались повторить полеты, прикрепляя к спине воском перьевые крылья, но эти мероприятия не увенчались успехом. Позже люди научатся создавать воздушные шары и дирижабли, будут перемещаться на огромные расстояния на самолетах. Но все по порядку.

Первые попытки 

Рассказ про самолет 3 класс

История создания самолета начинается с X века. В 1003 году британский монах Эйлмер взобрался на крышу здания, привязал к рукам и ногам искусственные крылья и бросился вниз. Его полет составил 201 м и длился 15 с, однако приземление было столь неудачным, что монах сломал обе ноги. Он так и остался хромым на всю жизнь. За этот геройский поступок он получил прозвище «Летающий монах». Вот такая удивительная история, как человек изобрел самолет!

Ну а если серьезно, то первый прототип летательного аппарата был сконструирован Леонардо да Винчи в XV веке. Крылья его конструкции в точности повторяли конечности летучих мышей. Этот человек явно был странником из произведений Стругацких, а иначе как объяснить тот факт, что его изобретения оставались чертежами и зачатками на протяжении веков, и никто не мог продолжить его дело?

Рассказ про самолет 3 класс

История создания первого самолета берет начало с середины XVII века, когда Джордж Кейли издал книгу «Строительство летательных аппаратов». Он в подробностях описал прототипы современных самолетов. Наблюдая за птицами, Кейли смог измерить скорость и высоту их полета, а также размах крыльев. Собрав эти параметры вместе он предположил конструкцию будущего самолета: лодку, имеющую пернатый хвост и передвигающуюся за счёт весел-крыльев, которые передавали вращение на хвост.

Как изобрели самолет?

До сих пор ведутся споры о том, кто изобрел самолет первым и где это произошло? Считается, что история авиации началась в 1842 году, когда Уильям Хенсон получил заказ разработать летательный аппарат. Вскоре он предоставил винтомоторную автомашину. Принцип её работы заключался в том, что воздушный винт поднимает судно и обеспечивает его движение. К сожалению, такая конструкция не полетела, однако к некоторые выводы Уильяма до сих пор используются в авиастроении.

В 1876 году Можайский представил проект своего аэродинамического аппарата начальникам, но тот не был одобрен. Конструктор вложил собственные сбережения и начал испытывать аппарат. Из немногочисленных сохранившихся записей нам известно, что «аппарат, хоть и приводимый в движение им самим (Можайским), так и не смог взлететь». Но благодаря разработкам русского конструктора авиация вышла на новый уровень.

Рассказ про самолет 3 класс

В начале XX века отечественный изобретатель Николай Телешов запатентовал во Франции и Великобритании проект «Система воздухоплавания», содержащий паровую машину и толкающий воздушный винт. Агрегат имел 2 палубы и вмещал в себя 120 пассажиров. На родине Николаю отказали в патенте. Не получив признания, конструктор превратил свой проект в «Дельту» — самолет с воздушно-реактивным пульсирующим двигателем. Позже этот двигатель ляжет в основу современных реактивных двигателей самолетов. Так что на вопрос, где изобрели самолет, патриот может ответить, не покривив душой: разработка летательного аппарата происходила и в России, и зарубежом. Если бы наши соотечественники проявили больше интереса и поддержали проект, заслуга была бы нашей.

Однако развитие технологий было повсеместным и быстрым. Во Франции Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной, но ему, как и Телешеву, не хватило одного — мощного двигателя, способного оторвать большую машину от земли. Хаймер в США тоже пытался приспособить паровую машину, но безрезультатно. Самолет отрывался от земли на считанные мгновения и снова возвращался обратно. Но историю создания самолетов ускорял один фактор — военные нужды. Уже в Первой Мировой войне в ход пошли дирижабли и аэропланы.

Самый первый самолет 

Рассказ про самолет 3 класс

Братья Райт – Уилбур и Орвилл – смогли создать машину, пролетевшую 278 м на высоте более 13 м над землёй. Это отрытые потрясло мир авиации. Расскажем подробнее, как и когда братья Райт изобрели самолет.

Их мечта подняться в небо появилась еще в детстве, когда отец подарил им игрушечный вертолет. Будучи взрослыми, они учредили велосипедный бизнес, который приносил им немалые деньги. Райт вкладывали их в свои разработки летательных аппаратов. Год за годом Уилбур и Орвилл конструировали и совершенствовали свои планеры. И вот, наконец, в 1902 году их модель поднялась в воздух. Она была полностью контролируемая по 3 осям:

  • вертикальной (хвостовой руль);
  • продольной (крыло);
  • поперечной (носовой руль). 

Раньше тоже были те, кто поднимался в воздух, однако основная заслуга братьев была в определении трех осей вращения самолета, благодаря чему агрегат полностью управляем в воздухе. Теперь Вы знаете, в каком году изобрели самолет.

Собственный завод братьев Райт был зарегистрирован в 1909 году. Здесь занимались подготовкой заказов для военной отрасли, а также для частников, которые с радостью вкладывали средства в развитие такой перспективной отрасли, как авиация. В октябре 1909 года Уилбур на своем самолете облетел статую свободы и центральную часть Нью-Йорка за полчаса.

Первый реактивный самолет

Рассказ про самолет 3 класс

Исторические источники не могут достоверно сказать, кто изобрел самый первый реактивный самолет в мире. Компания Heinkel начала разработку реактивного самолета в 1937 году. Через 2 года агрегат Не-176 поднялся в воздух, однако его характеристики были далеки от запланированных:

  • самолёт смог разогнаться только до 750 км/ч вместо запланированных 1100 км/ч;
  • максимальное расстояние полета составляло всего 60 км.

Все дело в двигателе: авиаконструкторы выбрали для Не-176 жидкостно-реактивный двигатель, горючим которого были перекись водорода и метанол. Огромный расход топлива не позволял самолету достигнуть планируемых параметров.

Следующим был британец Gloster Meteor – единственный самолет, выступавший в боях против Германии на Второй Мировой Войне. Первый полет осуществили в марте 1943 года. Всего таких моделей было выпущено около 3500. Gloster Meteor показал себя с отличной стороны: за все время разбилось только 2 самолета (в условиях сильной облачности они столкнулись на посадочной полосе).

В СССР также разрабатывали реактивные самолеты, однако надежные агрегаты были спроектированы только в 1945 году: двухмоторный МИГ-9 и одномоторный ЯК-15. Они поднялись в воздух 24 апреля 1946 года. МИГ оказался лучше ЯКа по некоторым характеристикам, поэтому последний был предоставлен для учений. 

Первый пассажирский самолет

А когда изобрели первый пассажирский самолет? Прототип современного пассажирского самолета был создан Альберто Сантос-Дюмоном. Он начинал свою работу с дирижаблей и воздушных шаров. В 1905 году Альберто завершил проект собственного летательного аппарата, а в 1906 совершил на нём первый полёт. Воздушное судно было оснащено съёмными шасси. Аппарат пролетел более 60 м на высоте около 3 м. Через месяц после некоторых корректировок агрегат пролетел уже 200 м. Машина получила название «14-bis», или «Хищная птица». 

Развитие технологии

В мире

Рассказ про самолет 3 класс

История создания первого самолета подстегнула военную промышленность. Успех братьев Райт заставил всех остальных исследователей и изобретателей ускориться. И вот, накануне Первой Мировой войны, во многих странах уже имелись похожие наработки. Первой страной, где самолеты сыграли роль оружия, была Болгария. С помощью летательных аппаратов проводилась разведка во вражеском стане Османской империи. Для разведки воздушные средства были незаменимы, но всерьез к ним никто не относился. Пока.

Военные нужды и большие бюджеты позволили сделать самолеты лучше: скорость возросла до 200—220 км/ч, потолок — до 6000-7000 м, бомбовая нагрузка достигла 2-3,5 т, мощность двигателей — 350—420 л. с. 

Первые самолеты бомбардировщики были созданы и опробованы французскими вооруженными силами в 1914 году. Ролан Гарро придумал, как совместить самолет и пулемет: огнестрельное оружие нашло место на главной оси самолета. За штурвалом оказался Адольф Пегу, который выиграл пять боев и был удостоим многих наград. 

После французов подтянулись и другие участники конфликта. Летчики к концу войны стали элитой вооруженных сил.

Но не только война стимулировало самолетостроение. После Первой мировой развитие технологии пошло еще быстрее. На этот раз стимулами были разнообразные конкурсы и гранты от государства и больших частных компаний. В США, к примеру, Чарльз Линдберг выиграл Приз Ортега за первый индивидуальный безостановочный трансатлантический перелёт $25000. Индустрия развлечений нашла для себя поживу, и бывшие военные летчики стали циркачами: они делали авиа-шоу для публики и демонстрировали свое мастерство в небе. На воздушной арене выступали даже леди. Например, Амелия Эрхарт ставила рекорды и собирала тысячи фанатов.

Веселье — это прекрасно, но, возможно, серьезный самолет для пассажирских перевозок не стал бы таким популярным, если бы не катастрофа, подорвавшая доверие публики к дирижаблям. Дело в том, что первым через Атлантику перелетел именно британский дирижабль, а не самолет. Затем инициативу перехватили немецкие конструкторы, создавшие легендарные дирижабли под маркой «Цеппелин». Они курсировали по небу в 1920-х-1930-х годах и возили людей с одного побережья на другое. Однако в 1937 году дирижабль «Гинденбург» потерпел крушение: загорелся в воздухе.

Рассказ про самолет 3 класс

Погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек. К слову, на самолетах разбивалось и побольше, но именно это событие напугало людей и посеяло панику. Под давлением общественности дирижабли запретили использовать для пассажирских перевозок. И пришлось снова ломать голову над самолетами. А наш крылатый друг избавился от конкуренции!

В России

Рассказ про самолет 3 класс

Кто же изобрел первый самолет в России? Николай Жуковский. До него ученые считали, что необходимо создать агрегат для полетов с руками и ногами, ведь никто не понимал, за счет чего самолет держится в воздухе. Но Николай первый обратил внимание, что большую часть полета птица парит, а не машет крыльями. В 1890 году Жуковский объясняет подъёмную силу крыла и вихревую теорию воздушного винта, а в 1902 разрабатывает авиационную трубу, что позволило безопасно испытывать самолеты на земле. 

В каком году Жуковский изобрел самолет? В 1904 году Жуковский сформулировал закон, позволивший рассчитать величину подъёмной силы. Во время войны Жуковский руководил Авиационным расчетно-испытательным бюро, не прекращая работ над созданием самолета. Так в России в 1923 году Жуковский изобрел самолет. СССР отгородился железным занавесом, и многие технологии приходили с опозданием. Зато отчужденность и военная угроза подстегивали конструкторов и вынуждали их придумывать что-то свое.

Создание моделей самолетов

МИГ

Рассказ про самолет 3 класс

МИГ – невероятная модель самолета. Бытует мнение, что в ВВС США была распространена нашивка с надписью «Убей Мига». Кто изобрел самолет МИГ? Советский авиаконструктор Артём Микоян.

В 1935 году в Харькове на производственной практике Микоян с друзьями сконструировал лёгкий самолёт и дал ему название «Октябрёнок». Спустя 2 года Микоян стал инженером механиком в ВВС РККА, чуть позже ему поручили заниматься E-435 – истребителем «Чайка». Теперь направлением его работы было усовершенствование самолетов.

Началась Вторая мировая война. Артём Микоян и его заместитель Михаил Гуревич начали разработку истребителя И-200. Нам известен это проект под названием МИГ-1. В 1940 году истребитель совершил свой первый полёт. Испытание закончилось успешно, и в ближайшее время было произведено еще около 100 машин. 

МИГ-1 имел некоторые недостатки ввиду того, что разработка и создание самолёта велись в сжатые сроки в условиях Второй мировой войны. МИГи активно совершенствовались, и в 1941 на смену МИГ-1 пришел МИГ-3. Некоторые характеристики этого авианосца:

  • максимальная высота подъема самолёта – 12.000 м;
  • максимальная скорость – 640 км/ч 

Но и этого было недостаточно: бои проводились выше, чем поднимался МИГ-3. Нужен был самолет еще лучше. С этого момента жизнь Артёма Микояна стала похожа на бесконечную гонку за идеальным самолётом. Не так давило начальство, как фронтовые сводки: оккупация наступала ударными темпами, нужно было срочно наращивать вооружение. В работе над МИГ-9 конструктор получил инфаркт, но через два месяца вернулся к работе. Свой бой он выиграл: МИГ составил достойную конкуренцию немецким истребителям.

После окончания Второй мировой войны усовершенствования МИГов продолжались. В 1947 году был создан истребитель МИГ-15. По словам авиаконструкторов, это наиболее удачный проект Артёма Микояна. С 1947 было выпущено свыше 15.000 машин.

ИЛ-86

Рассказ про самолет 3 класс

1970-е характеризуются увеличением перемещений по воздуху и взрывной эрой для полетов. В 1970 году перед Советской авиацией была поставлена задача сконструировать пассажирский лайнер вместительностью до 350 человек. Машина должна была перевозить людей на большие расстояния, при этом гарантируя надежность и безопасность. ИЛ-68 стал первым широкофюзеляжным самолетом в СССР (диаметр фюзеляжа – 6 м 8 см). Машина имела низко расположенное крыло малой стреловидности и четыре двигателя, подвешенные на пилонах под крылом. В пассажирском салоне было по 9 кресел в ряд и 2 прохода. Лайнер весил около 200 тонн, что в разы превышало массу других самолетов. Для равномерной нагрузки на полосу ИЛ-86 оснастили дополнительной стойкой шасси.

Самолёт должен был передвигаться и функционировать в плохо оснащенных аэропортах, которых на тот момент было очень много. Поэтому ИЛ-86 имел три выдвижных трапа, по которым поднимались и выходили люди. Другой проблемой была потеря багажа. Для ИЛ-86 разработали схему «багаж при себе»: каждый пассажир забирал весь свой багаж в салон самолета, размещая его на больших стеллажах нижней палубы.

Первый полет осуществили в 1976 году, а до 1997 АэроФлот собрал 106 пассажирских ИЛ-86.

СУ 

Рассказ про самолет 3 класс

Все мы знаем о модели «СУ» с многочисленными приставками. Кто же изобрел самолет СУ? Первый проект самолёта СУ был подготовлен в феврале 1970 года. Над ним работали Антонов, Николаенко и Сухой. Их авиа-проект был совсем не похож на все остальные. Крыло умеренной стреловидности имело развитые корневые наплывы, фюзеляж отсутствовал. Внутри планера разместили топливные баки и электронное оборудование. За основу разработки СУ был взят американский F-15. Советским конструкторам удалось увеличить мощности этого самолёта на 10%. Проектирование СУ-27 было завершено в 1975 году, а первый полёт осуществил Ильюшин в 1977.

Боинг 727 и 747

Рассказ про самолет 3 класс

Создание Боингов 727 и 747 изначально имело соревновательный характер. В 1963 году ВВС США объявили конкурсную программу разработки стратегического военного самолёта:

  • он был рассчитан на перевозку груза в массой до 82 тонн;
  • дальность полёта должна была составлять более 9200 км без заправки;
  • скорость полета – 950км/ч.

В мае 1964 года предложение по конкурсу приняли фирмы Боинг, Локид, Дуглас и Мартин Мариетта. Победу одержала Локид, однако это только подзадорило президента компании Боинг. Специалисты фирмы уже работали над проектами сверхзвуковых пассажирских самолётов, за счёт чего они и надеялись сделать прорыв в авиации. 

Через год был готов эскизный проект самолёта Boeing-747:

  • длина самолёта – 70 м;
  • размах крыла – 60 м;
  • диаметр фюзеляжа – 6,5 м. 

Самолёт имел необычную конструкцию шасси. Крылья самолёта не позволяли развить большую скорость, поэтому конструкторы изменили угол стреловидности: теперь он составлял 37,5 градусов. Сотрудники фирмы Боинг придумали крылатую фразу: «Эти крылья сделали земной шар меньше». К таким крыльям необходимы были мощные двигатели, которые фирма Боинг создала совместно с Пратт-Уитни. Разработки длились около 6 лет, первое испытание осуществили только в 1968 году.

Ту 134 и 144

Рассказ про самолет 3 класс

Турбореактивный лайнер ТУ-134 – гордость отечественного авиастроения. Разработки ТУ начались еще в 1960-х, когда Хрущев дал задание конструктору Туполеву создать самолет, как известная в то время французская «Каравелла». 

За основу выбрали ТУ-124. На проектирование и постройку самолета ушло 3 года. 29 июля 1963 года состоялся первый полет. В периоде испытаний оказалось, что двигатель самолета слабоват, поэтому на смену ему пришел новый турбореактивный двигатель Д-30. 

Самолёт из Т-образным оперением имел существенный недостаток, из-за которого в Британии упал самолёт: стабилизатор попадал в плотную струю от крыла. Для ТУ-134 увеличили площадь стабилизатора на 30% и отправили на испытание, по итогам которого новая горизонтальное оперение было принято. В 1966 году 10 машин передали для испытания Аэрофлота, а 9 сентября 1967 года состоялся первый коммерческий рейс Москва-Адлер.

ТУ-144 – сверхзвуковой пассажирского самолет, создание которого велось параллельно с ТУ-134. Однако в отличие от последнего, ТУ-144 не имел хвостового оперения и вмещал 100 пассажиров. Строительство начали в 1964, а первый полет в 1968. Вот некоторые характеристики ТУ-144:

  • Длина самолета – 65 м;
  • Размах крыла – 29 м;
  • Скорость – 2500 км/ч;
  • Дальность полета при полной загрузке – 3000 км.

Америка и Британия отказались от сознания от сверхзвукового пассажирского самолета, считая эту идею не рентабельной, однако советским конструкторам удалось воплотить проект ТУ-144 в жизнь!

С давних времён люди мечтали о полёте. Они смотрели на птиц и хотели, когда-нибудь, тоже оторваться от земли и взмыть в воздух. Самые предприимчивые и умные пытались мастерить летательные аппараты.

 Древние летательные аппараты

 У учёных есть сведения, что один из первых аппаратов, умеющих летать, был создан в 4 веке до начала нашей эры в древней Греции человеком по имени Архит Тарентский. Его изобретение было сделано по образу и подобию птицы и пролетело примерно 200 метров.

Ещё одно удачное изобретение было сделано в Китае. Точные сведения не дошли до современных учёных, но они предполагают, что Лю Бан смастерил бумажного воздушного змея или планер, способный пролететь небольшое расстояние. Это было в III веке.

Позже, в 559 году, в государстве Северной Вэй, был запущен воздушный змей с одним пассажиром, который, кстати, пролетев некоторое расстояние, достаточно удачно приземлился.

В Испании был учёный по имени Аббас ибн Фирнас. Который в 853 году смастерил крылья из ткани, натянутой на деревянную основу. Для того, чтобы проверить, работает ли изобретение, он прыгнул из окна Великой Мечети, но не полетел, а плавно спустился вниз по воздуху. Крылья лишь не дали ему разбиться. Через 25 лет 65-и летний Аббас ибн Фирнас улучшил своё изобретение. Также он сделал возможность управлять крыльями и поворачивать ими в воздухе. Полёт учёного на обновлённом аппарате увенчался успехом. Он парил над землёй около одиннадцати минут и смог без травм приземлиться в ту же точку, откуда взлетел.

Первая в истории ракета с пассажиром внутри была запущена в 1633 году. Она послужила прототипом современных аппаратов, летающих в космос. Её создатель – Лагари Хасан Челеби. Изобретение его состояло из каркаса, отделов для пороха (который нужно было поджечь) и вершины в виде конуса. Изобретатель находился в полёте 20 секунд и сумел подняться на высоту 300 метров. Когда порох закончился, он благополучно спустился на землю на парашюте, который напоминал птичьи крылья.

 Неудачные попытки изобретателей

 Не только удачи составляли историю изобретения летательных аппаратов, но и безуспешные попытки.

Самым неутомимым и в то же время неудачливым в сфере изобретения аппаратов для полёта был Леонардо да Винчи. С конца 1400 и по начало 1500 года он трудился над многими своими детищами.

Так в 1487 году он создал первый свой аппарат по подобию птицы. Для того, чтобы привести в движение крылья, нужно было находиться в лежачем положении и работать руками и ногами. Леонардо да Винчи даже прилагал инструкцию, в которой было написано, что приземляться нужно в озеро. Но изобретение было не способно подняться в воздух.

Ещё одним интереснейшим, но провальным его проектом, являлась первая модель вертолёта. Выглядела она следующим образом: на деревянном диске в вертикальном положении стоял винт с тканью, расположенной вокруг него кольцами. Предполагалось, что аппарат, приводимый в движение человеком, будет взлетать вверх по прямой.

 Современные летательные аппараты

 С конца 18 века в Европе начали активно изобретать аппараты, способные пролететь больше 1 километра. Первый из них был похож на птицу из-за приделанных на крылья перьев. Это было нужно для того, чтобы аппарат мог удержать равновесие во время полёта. Также у него был прямой хвост и место для пилота, который силой ног приводил весь механизм в движение. 

Ещё одно не менее интересное изобретение в том же веке было придумано и смастерено братьями Монгольфье, это был воздушный шар. Перед тем, как официально запустить его на глазах у свидетелей, изобретатели много экспериментировали и работали над ошибками и просчётами. Наконец, в 1783 году 5 июня, впервые публично был запущен в воздух воздушный шар. Он пролетел около 128 метров. Его основная часть была сделана из холста и обоев, которые братья взяли с фабрики, принадлежащей их семье.

В том же году они проводили ещё одно испытание своего изобретения, но уже с пассажирами. В корзину посадили утку, петуха, барана и отправили их в полёт. На большой высоте случилась авария, купол шара прорвался. К счастью, он стал снижаться плавно, и животные не пострадали.

Осенью всё того же года на изобретении братьев Монгольфье впервые полетели люди. Их было двое – Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Они взлетели на 915 метров и плыли по воздуху 9 километров, пока не приземлились. Путешествие продлилось 25 минут.

Ещё одна интересная идея летательного аппарата принадлежала Джорджу Кейли. В 1816, 1817 и 1837 годах он опубликовал схемы и инструкции, по которым можно было создать способный к полёту дирижабль. 

Уильям Сэмюэл Хенсон и Джон Стрингфеллоу занимались разработкой аппарата, который был первым экземпляром больше всего похожим на современные самолёты. Дело в том, что они предложили использовать паровой двигатель в авиации (следует напомнить, что в других летательных аппаратах подобного рода, использовалась только физическая сила человека). Их летательный аппарат имел крылья с небольшими сгибами, прямой хвост и кабину, рассчитанную на 12 человек, к сожалению, из-за недостатков конструкции он не полетел. 

Огромный шаг в истории авиации совершили братья Райт. Сначала они ставили удачные эксперименты на планёрах без пилота. Это нужно было для изучения того, как ведут себя крылья при полёте. Затем протестировали их и изучили детально около 38 видов. Братья выбрали только самые подходящие варианты и продолжили изучение. Они добавили своему изобретению руль, который проверяли на практике при помощи около 1000 полётов. И, наконец, приняли решение строить большой планёр для полёта в нём человека. Также при его создании братья Райт добавили бензиновый мотор и пропеллер. В 1903 году «Флайер-1» был готов. На нём совершили 4 удачных полёта, самый длинный составлял 60 метров в длину. 

С 1930 года по всему миру началась разработка реактивного двигателя. А в 1975 году уже летали сверхзвуковые пассажирские самолёты.

 Изучение принципов и условий, при которых возможен полёт, было сложной задачей (особенно первые века до и после нашей эры) и заняло больше тысячи лет. Но, несмотря на это, люди достигли немалых высот в искусстве создания летательных аппаратов.

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о развитии авиации о появлении первых самолетов
  2. Содействовать осознанию ценности изучаемого материала.
  3. Создать условия для развития умения формировать проблему, предлагать пути её решения.
  4. Способствовать обогащению словаря учащихся.
  5. Раскрыть значение развития авиации, важность этой проблемы.
  6. Развивать у учащихся саму потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая индивидуальные способности учащихся.
  7. Воспитывать чувство гордости за наших предков, совершенствовать и развивать свой ум и сознание.

Оборудование: 

  • тексты для индивидуального чтения (Л. Н. Толстой «Рассказ аэронавта»);
  • учебник «Окружающий мир. 3 класс»;
  • рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать» №1;
  • толковые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля и т. д.;
  • конверты с заданиями для групп;
  • презентация (приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Спешите творить добро, доставить людям радость своим трудом.

Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

Итак, начинаем урок окружающего мира.

II. Минутки чтения.

Слайд 2.

– Перед началом большой работы проведём трёхминутное чтение.

У каждого ученика на парте печатный текст Л. Н. Толстого «Рассказ аэронавта».

(после прочтения)

– О каком аппарате вы прочитали?

– Как он передвигается?

– Кто его создал?

III. Проверка домашнего задания.

– Как вы думаете, почему человек творит?

– Может ли человек жить, не трудясь и ничего не создавая?

– Дома вы готовили сообщения о первых изобретениях человека, расскажите нам об этом.

От каждой группы один ученик выступает с сообщением.

IV. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

Слайд 3.

– Говорят, что человек стал человеком тогда, когда посмотрел на небо и захотел полететь к звёздам. Наверное, это правда, ведь человек всегда шёл за своей мечтой.

Ученица. «Отчего люди не летают так, как птица? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

– Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? (о летательных аппаратах)

Слайд 4.

Прочитайте тему урока. (тема урока: Как люди мечтали летать.)

– Сегодня на уроке мы узнаем о первых летательных аппаратах и их создателях-конструкторах. Предлагаю посетить рубрики. Назовите их.

Слайд 5.

V. Знакомство с новым материалом.

Что общего у самолёта и птицы?

– Приглядываясь к природе, человек стал наблюдать, как летают птицы, как устроены их крылья. Для чего человеку нужны были эти наблюдения?

– Почему человек мечтал летать, как птица?

Слайд 6.

– В древних мифах рассказывается о людях, которые мечтали летать. Древние люди пытались летать на крыльях, сделанных из воска и перьев. Одним из них был Икар, который на таких крыльях пытался долететь до солнца, но воск растаял, Икар погиб. Другие, бросаясь с высоты с хрупкими самодельными крыльями, привязанными к спине, тоже разбивались на смерть или получали серьёзные увечья.

Постепенно стало приходить понимание того, что люди никогда не смогут летать, подражая птицам. Требовалось что-то принципиально новое. Известно, что такую идею первым высказал Роджер Бэкон (1214-1292): «Возможно изготавливать движители для полётов, в середине которых будет сидеть человек…»

В семнадцатом столетии человек занялся полётами на аппаратах, которые были легче воздуха, и начались первые полёты на воздушных шарах, наполненных горячим воздухом и водородом (газом).

– Что вы, ребята, можете рассказать о первых летательных аппаратах?

Слайд 7.

Ученик. Первый воздушный шар был построен двумя братьями-французами по фамилии Монгольфье. Они сделали шар из полотна с бумагой, напустив в него горячего воздуха: шар полетел 15 июня 1783 года.

Слайд 8.

Ученик. Первыми среди живых существ в воздухе были петух да баран, которых запустили на воздушном шаре. Шар поднялся и опустился благополучно.

Слайд 9.

Ученик. Первый пассажирский полёт на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1783 года и продолжался всего 25 минут. Пилятр де Розье и маркиз Д’ Арланде пролетели 9 км над Парижем.

– Как назывался первый воздушный шар?

ЭРОСТАТ)

Слайд 10.

– Найдите толкование этого слова в словаре. (ответы детей)

Слайд 11.

Ученик. Первая летающая модель машины, которая была тяжелее воздуха, появилась в 1804 году. Это был воздушный змей площадью 994 см2 с хвостовым оперением.

Слайд 12.

Ученик. 24 сентября 1852 года Генри Гиффард совершил полёт на аппарате, наполненном водородом, и оборудован паровым двигателем и пропеллером. Первый в мире дирижабль пролетел 28 км со скоростью быстро шагающего человека.

(слово ДИРИЖАБЛЬ)

– В переводе с французского, слово «дирижабль» означает «управляемый». В Великую Отечественную войну подобные аппараты охраняли небо от вражеских самолётов. Найдите объяснение слова «дирижабль» в толковом словаре.

Слайд 13.

Ученик. В 1849 году с холма был запущен планер, построенный Джорджем Кейли, причём на его борту находился 10-летний мальчик. Планер пролетел около 500 м.

(слово ПЛАНЕР)

– Почему на борт посадили мальчика? (ответы учащихся)

–Какое объяснение дает толковый словарь слову «планер»?

Слайд 14.

Ученик. В 1884 году русский изобретатель Александр Можайский построил тяжёлый самолет с паровым двигателем. У него были все основные части, как у современного самолёта: корпус, крылья, хвост, шасси.

Испытания заканчиваются неудачей, поэтому работы над самолётом Можайского запрещаются.

(слово САМОЛЁТ)

Как толковый словарь объясняет слово «самолет»?

– Что такое шасси? Обратитесь за помощью к толковому словарю. (ответы учащихся)

Слайд 15.

Ученик. В 1896 году доктор Самуэль Пиртонт Лэнгли осуществил успешный полёт на биплане с размахом крыльев в 5 м, покрыв расстояние в 925 м.

 Слайд 16.

Ученик. 17 декабря 1902 года Орвил Райт завёл самодельный двигатель своего самолёта и поднялся в воздух. Он пролетел 36 метров. Это первый аэроплан, который пролетел в управляемом режиме.

(слово АЭРОПЛАН)

– Най дите толкование этого слова в словаре.

Слайд 17.

Если вы хотите, ребята, узнать о первых летательных аппаратах более подробно и познакомиться со всеми изобретениями, я предлагаю вам прочитать книги: «Большая книга рекордов для детей» и «Рассказ аэронавта» Л. Н. Толстого.

VI. Физкультминутка.

Слайд 18.

Музыка во Вселенной. Инструментальная рок-группа «Зодиак» «В свете Сатурна». (запись на магнитофоне)

Вы получили много информации. Я предлагаю вам закрыть глаза и под звуки музыки совершить путешествие на одном из этих летательных аппаратов. На каком, выберите сами.

(после воображаемого полёта)

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Мы поднимаемся всё выше, выше

VII. Работа с учебником.

Слайд 19.

Вы у меня ребята любознательные, предлагаю совершить путешествие в «Этот удивительный мир…»

(самостоятельное чтение учащимися)

– О чём вы узнали?

– Как зовут лётчика, который на своём самолёте выполнил фигуру высшего пилотажа «мёртвую петлю»?

– Что вы ещё запомнили?

VIII. Рубрика «Картинная галерея».

Слайд 20.

С какой целью мы посетим картинную галерею?

– Экскурсоводом на этом уроке у нас будет … (ф. и. учащегося).

Ученик. Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б. М. Кустодиев «Праздник на Неве».

Как вы думаете, какие чувства испытывал художник, создавая эту картину?

– По каким признакам вы это определили?

– Обратите внимание, праздник на реке Неве происходит в ночное время. Лучи яркого прожектора освещают ночное небо и маленький самолётик, который зовут в народе «этажеркой». Но недаром говорят «маленький да удаленький». Затаив дыхание, наблюдают люди за тем, как лётчики на этих маленьких летательных аппаратах выделывают в небе разные трюки. А ведь это – начало 20 века, и русская авиация делает только первые шаги!

– Скажите, почему самолёт называют «этажеркой»?

IX. Работа в группах.

Слайд 21.

А сейчас работаем по группам.

(каждая группа получает конверты с заданиями)

1-я группа.

Разгадайте кроссворд.

  1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках.
  2. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит.
  3. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга.
  4. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.
  5. У птиц ноги, а у самолёта…

1

(Ответы.  

  1. Ковёр-самолёт.
  2. Самолёт.
  3. Ступа.
  4. Вертолёт.
  5. Шасси.)

2-я группа.

Рабочая тетрадь №1 стр. 30 задание 98.

3-я группа.

Работа с толковыми словарям. Найдите значения слов: аэростат, дирижабль, аэроплан, самолёт.

4-я группа.

Из данных слов выберите названия основных частей самолёта. (даны слова: корпус, крылья, хвост, шасси, туловище, лапы, клюв, руль.)

Проверка по группам.

X. Итог урока.

– Какой вывод вы можете сделать из того, о чём узнали на уроке?

(ответы учащихся)

Слайд 22.

Продолжите предложение «Сегодня на уроке я узнал (а)…

Мне больше всего понравилось…»

XI. Рефлексия.

Слайд 23.

Какое настроение у вас вызвал урок?

Посмотрите на рисунок и закрасьте того Пушистика красным карандашом, какое настроение у вас вызвал урок.

XII. Домашнее задание.

Слайд 24.

Группа А.

Подготовить сообщения о самолётах. Обратиться за помощью в библиотеку.

Группа В.

Учебник стр. 136-138.

Рисунок самолёта будущего.

Список используемой литературы.

  1. Артемова О. В., Балдина Н. А., Вологдина Е. В. И др. Большая энциклопедия открытий и изобретений / Науч. – поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007. 224с.
  2. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 240с.
  3. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой / авт. сост. О. А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 158с.
  4. Островский А. Н. Избранные пьесы./ Вступит. статья В. Лакшина. – М.: Худож. лит., 1982. 471с.
  5. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. – 1200с.

  • Рассказ про сани 2 класс
  • Рассказ про самовар 2 класс по родному языку
  • Рассказ про савельича из капитанской дочки
  • Рассказ про самовар для детей 2 класса
  • Рассказ про рыцарей 6 класс история средних веков