Рассказ о самом понятии «куртуазности», про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек.
Эпоха средневековья ознаменовалась сильнейшими изменениями в общественных отношениях, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, главенством Церкви и другими событиями, поэтому этот период часто называют одним из самых мрачных в истории.
Однако, именно в это время (XII—XIII вв.) окончательно сформировалась рыцарская культура. А основой рыцарского поведения стала куртуазность, своеобразный кодекс хорошего тона.
В своей работе я постараюсь дать определение куртуазности и выявить основные черты куртуазной любви.
Рассмотрим понятие «куртуазность» более подробно.
1. Понятие куртуазности
Куртуазность (от courtois — учтивый, рыцарский) — это средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином. Впоследствии куртуазностью стали руководствоваться не только во взаимоотношениях с женщинами из благородного общества, но и в отношениях с мужчинами.
В более общем смысле, куртуазность – это правила хорошего тона, хорошие манеры. Можно сказать, что куртуазность – это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали.
2. Куртуазность как основа рыцарской культуры
Благодаря крестовым походам, в VIII веке начинает возникать новое сословие — рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет. В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы, особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря.
Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы (возлюбленной рыцаря).
В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной.
2.1 Куртуазная любовь
С тех самых пор я ваш навеки стал,
И ваша воля — для меня закон.
Чтоб вам почет повсюду воздавали,
Лишь вы одна — похвал моих предмет.
Гильом де Кабестань
Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют «куртуазная любовь». Современники ее называли «fine amour», т. е. «утонченная любовь».
Как правило, это любовь неженатого мужчины (юноши) к замужней женщине (или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора). Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели. Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию.
Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат (достижение благосклонности Дамы), а переживание и ожидание. То есть игра ради игры.
Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Обязательным условием такой любви является непреодолимая преграда. Именно поэтому в качестве своей избранницы рыцари выбирали замужних дам или дам, стоящих выше на сословной лестнице.
Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины.
2.2 Рыцарские турниры
В средние века излюбленными развлечениями были поединки. Это были роскошные зрелища, на которые собирались толпы народа, в том числе и знатные дамы. Как правило, это были поединки конных рыцарей в доспехах, суть которых заключалась в том, чтобы выбить противника из седла затупленным копьем.
Победа в таком турнире сулила рыцарю расположение его дамы. Подаренная улыбка, ленточка по окончании турнира было безмерным счастьем для влюбленного.
2.3 Куртуазная литература
Рыцарские нравы и куртуазная любовь нашли отражение в средневековой литературе и музыке. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы (например, «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского).
Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами.
Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры (поэты и певцы), в Германии — миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский.
Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема — куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы.
Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку (баллады) и зачастую исполняли сами.
Наиболее известными произведения куртуазной литературы были «Артурианский цикл», «Роман о Розе» Гильома де Лориса и другие.
В Италии в 13–14 вв. идеи куртуазной любви получили свое наивысшее воплощение в сонетах Франческо Петрарки к Лауре.
Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та «утонченная любовь» с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения.
В 14 в. куртуазная поэзия уступает место литературе, становясь все больше объектом насмешек и пародий.
Заключение
Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни.
Куртуазность, по мнению некоторых авторов, как бы стала новой своеобразной религией средневекового Запада, со своими ритуалами, системой ценностей, со своим божеством — Прекрасной Дамой. Это некий свод правил поведения рыцарей.
Куртуазная личность — это «человек чести». Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность.
Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов.
И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время. Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам, пожилым людям – это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания.
Популярное на | NewWoman.ru: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2008-2020 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 |
|
|
Знакомьтесь: Кристоф Фройнд.
Сейчас империя «Ред Булл» точно не на пике – флагманский «Лейпциг» больно ударился в потолок, в 2020-м запрыгнув в полуфинал Лиги чемпионов. Главные новости 2021-го: уход Юлиана Нагельсманна в «Баварию», расставание с ужасным спортивным директором Маркусом Креше и увольнение тренера Джесси Марша, который поднялся из «Зальцбурга» и не потянул уровень (11-е место в Бундеслиге и спуск в ЛЕ из тяжелой группы ЛЧ с «Ман Сити» и «ПСЖ»).
Но «РБ» все равно пробрался в топ-16 Европы. «Зальцбург», фактически второй клуб в иерархии, стал первой австрийской командой в плей-офф Лиги чемпионов. На контрасте с кризисным «Лейпцигом» успех собрата выглядит еще красивее.
Он не случаен – «Зальцбург» долго и грамотно прогрессировал. Через клуб всего за несколько лет прошел десяток топ-талантов (от Мане до Холанда), но как минимум один человек всегда оставался гарантом стабильности.
Это Кристоф Фройнд – спортивный директор «Зальцбурга», который работает в клубе уже 15 лет. Цифра внушительная, а для системы «Ред Булл» вообще уникальная.
«РБ Зальцбург» начинал с Трапаттони и Маттеусом, но отказался от понтов и даже побеждал «Лейпциг» в еврокубках
«Ред Булл» буквально выбил дверь в австрийский футбол: летом 2006-го купил тонущую в долгах «Аустрию» из «Зальцбурга», запретил на стадионе привычный фиолетовый цвет, вычеркнул 72-летнюю историю клуба.
Босс концерна Дитрих Матешиц говорил прямо: «Не хочу ставить под сомнение традиции, но для меня вчерашний день – это уже прошлое, а я думаю о завтра. Сейчас идет нулевой час новой эры».
Сначала «Зальцбург» выглядел помпезным и монструозным. Первым тренером стал Джованни Трапаттони – многократный победитель Серии А, трижды бравший Кубок УЕФА. Ему помогал Лотар Маттеус, еще игравший у Трапаттони в «Интере» и «Баварии».
Для современного «Зальцбурга» звучит сюрреалистично. Тогда клуб забрал лигу, но в еврокубках все было невзрачно.
Команда сильно обновилась с появлением Ральфа Рангника в 2012 году. Он нашел лучшее решение для мощнейших ресурсов «Ред Булл»: вкладываться в молодых игроков со всего мира, строить агрессивный атакующий футбол, улучшать результаты и зарабатывать на продажах лучших футболистов.
Рангник проложил гигантскую скаутскую сеть, набрал состав, соответствующий идеалам, но результаты улучшались не сильно. Понятно, что это не было самоцелью – некоторые игроки «Зальцбурга» уезжали в «Лейпциг», который тогда даже не был в Бундеслиге. Отсюда – максимум 1/8 в ЛЕ, а любая кампания начиналась с обидного вылета из квалификации ЛЧ (особенно неловко выглядит проигрыш «Дюделанжу» из Люксембурга).
После окончательного переезда Рангника в «Лейпциг» грустная традиция продолжилась.
• 2015-й: вылет от «Мальме» в 3-м квалификационном раунде. 2:0 дома, 0:3 в Швеции.
• 2016-й: вылет от загребского «Динамо» в плей-офф. Зеркальные 1:1 – во втором матче упустили победу на 87-й минуте и проиграли из-за гола в экстра-таймах.
• 2017-й: вылет от «Риеки» в 3-м раунде. 1:1 и 0:0 – гостевой гол сыграл за хорватов.
• 2018-й: вылет от «Црвены Звезды» в шаге от группового этапа. Тут трагедия – 0:0 на выезде, 2:0 дома к 60-й минуте, но сербы отыгрались за две минуты дублем Эль-Фарду Бена.
Так близко к мечте «Зальцбург» еще не останавливался.
При этом в Лиге Европы проблем с психологией не было. В сезоне-2017/18 команда неожиданно дошла до полуфинала, выбив «Сосьедад», «Дортмунд» и «Лацио» – достойный поход. Да и вылет неоднозначный – «Марсель» забил решающий гол после того, как российский арбитр Сергей Карасев ошибочно назначил угловой вместо удара от ворот. Потом извинялся.
А уже в розыгрыше-2018/19 «Зальцбург» собрал шесть побед в группе, дважды победив «Лейпциг» (3:2 и 1:0). Австрийцы в последнем туре даже помогли немцам, обыграв «Селтик», но команда Рангника (он тогда тренировал) споткнулась на «Русенборге». «Зальцбург» шагнул в плей-офф, а «Лейпциг» вылетел, заняв третье место.
Кажется, тогда «Зальцбург» уже точно перерос Лигу Европы. Уже в следующем сезоне команда впервые попала в группу ЛЧ к «Ливерпулю», «Наполи» и «Генку». Третье место – хороший дебют. Тот же результат был и в квартете с «Баварией», «Атлетико» и «Локомотивом».
Но пришло время выйти на новый уровень.
Кто такой Кристоф Фройнд? Он нашел Холанда (считает, что его психология важнее таланта) и придумал, как выращивать не только игроков, но и тренеров
Фройнд работает в «Зальцбурге» с 1 июля 2006 года. Сначала он отвечал за организационные вопросы, связывая команду и высшее руководство. В 2012-м его повысил Рангник, сделав спортивным координатором. Уже тогда Фройнд фактически стал вторым человеком «Зальцбурга», если говорить о части системы, напрямую связанной с футболом.
«Очень близкие, доверчивые, но напряженные», – так характеризовал отношения с Рангником сам Фройнд. И пояснял: «Не было дня, чтобы я не пообщался с Ральфом. Прозвучит банально, но он правда научил меня всему, что теперь знаю».
В 2015-м Фройнд заменил Рангника на посту спортивного директора «Зальцбурга». И успешно продолжил дело Ральфа.
Логичный вопрос: чем крут Фройнд? Только тем, что остался верен идеям Рангника? Достроил дом на его фундаменте?
Главная особенность Фройнда – гибкость. С одной стороны, он ни разу не критиковал подход Рангника и разделяет ключевые тезисы. «Скорость, интеллект, устойчивая психика, хороший характер, креатив», – вот список обязательных требований к футболистам «Зальцбурга» от Фройнда. Такой игрок точно бы пригодился и в команде Рангника.
Но с другой стороны, Фройнд далек от догматизма. При нем в клуб приехал 30-летний атакующий полузащитник Златко Юнузович, до сих пор играет левый защитник Андрес Ульмер, появившийся в «Зальцбурге» аж в 2009 году.
Конечно, Фройнд обязательно разыскивает лучших молодых талантов, но при нем нет категорического отказа от опытных футболистов. Тут важна функция менторов и командной атмосферы – так спортивный директор в 2017-м вернул 25-летнего бразильского защитника Андре Рамальо, который уезжал в Бундеслигу, но не потянул уровень. В «Зальцбурге» он вернул стабильность, закрыл проблемную для клуба позицию ЦЗ и помогал молодым с адаптацией в первой команде.
Да, 25 лет – вполне ветеран. Ведь речь о команде со средним возрастом состава около 22 лет. Фройнд уверяет: «До 16 лет мы можем брать ребят только с австрийским паспортом. Если парню 16, то тоже приглашаем, если он из страны Евросоюза. В остальных случаях подписываем только тех, кому уже 18».
Кажется, Кристоф выработал отдельный важный критерий внутри готовой скаутинг-системы – ментальная подготовка игроков. По словам Кристофа, из общей базы просматриваемых игроков (там 400 000 имен) именно психология отрезает большую часть. Объяснение: «Я всегда говорю, что менталитет важнее таланта. Все важно. Как игрок ведет себя вне поля, с каким настроением тренируется, как реагирует на поражения, как общается с ребятами в команде».
Самый яркий пример – Эрлинг Холанд. Возможно, будете шокированы, но Фройнд, который подписывал норвежца в «Зальцбург», уверен, что в его случае менталка превалирует над природными данными. «Мы следили за Эрлингом с 15 лет. Признаюсь честно: он не всегда был хорош. Понятно, что без таланта не было бы трансфера, но решающий фактор при покупке – его склад ума и поведение».
Наконец, Фройнд доказал, что система «РБ» может штамповать не только креативных футболистов, но и свежих тренеров. С Рангником больше работает вдохновение его игровыми принципами, тогда как Фройнд делает ставку на симбиоз сформированных тренерских взглядов и вечных идеалов «Зальцбурга»: гегенпрессинг, высокая линия защиты, высокий темп, любовь к ромбам (и в позиционках, и просто в схеме 4-1-2-1-2).
Сначала спортдир доверился Оскару Гарсии – в 90-х он играл за «Барсу», как тренер восхищается футболом Кройффа. Получился вполне оригинальный эксперимент. Потом шанс урвал Марко Розе, до этого четыре года трудившийся в системе «Зальцбурга». Он придумал концепцию игры, полностью зависимую от переходных зон, столь важных в гегенпрессинге. Джесси Марш заменил его, приехав из нью-йоркской команды «РБ» – и сделал футбол развлекательнее. Теперь руководит Маттиас Яйссле – он начинал в системе «Лейпцига», съездил в датский «Брондбю», набрался опыта в молодежках «Зальцбурга» и возглавил основную команду.
Самое забавное – каждый раз Фройнд получал много критики за назначения людей без внушительного опыта работы во взрослом футболе. Кристоф парирует лаконично: «В австрийский чемпионат сложновато привести знаменитого тренера. Нам и не нужно – пусть лучше будет человек, искренне разделяющий философию. Мы хотим развиваться вместе с такими людьми».
Успехи Фройнда: гигантская прибыль, внушительные трансферы африканцев и умная система с фарм-клубом (как в американских лигах)
287,06 миллиона евро – вот прибыль «Зальцбурга» за 5,5 сезона с Фройндом на посту спортивного директора. Это именно прибыль – разница между доходами и расходами. Общая выручка – 385,85 млн.
Кажется, уже этой цифрой можно подвести итог работы Фройнда. Но давайте разберемся, как «Зальцбург» зарабатывает деньги.
Большой успех «Зальцбурга» – работа с африканскими футболистами. Продажи Холанда и Собослаи идут только после Пэтсона Даки, Энока Мвепу, Наби Кейта и Садьо Мане.
Даку и Мвепу забрали из замбийского «Селтика» (никакой связи с Шотландией). Кейта выцепили из французского подземелья – там он пробыл лишь год, переехав из Гвинеи. Мане открыли в «Метце», игравшем в Лиге 2. Клуб вылетел в третью лигу, а Садьо отправился покорять Европу.
Это только верхушка айсберга. Были, например, Амаду Айдара и Дидье Самассеку, приехавшие из Мали. Это 8-е и 13-е место в списке лучших продаж.
Фройнд объяснял, почему с Африкой все хорошо: «Немного удачи – всегда часть сделки. Это особенно касается скаутинга в Африке. Мы нашли на континенте людей, понимающих нашу философию. Они работают в главных футбольных странах на материке.
При этом у нас нет установки: купить 10 африканцев, одного довести до топ-уровня. Мы тщательно отбираем ребят, специализируемся на этом рынке. Решает качество, а не количество.
Важный момент – интеграция в социум. За африканцами мы особенно следим за пределами поля. Нужно обеспечить комфорт, ведь их жизнь кардинально меняется».
С европейцами проще, потому что пул главных талантов понятен, за таких ребят бьются лучшие клубы Европы. «Зальцбург» выигрывает репутацией – ребята понимают, что могут стабильно играть в еврокубках, а не скитаться по спорным арендам.
Наглядный рассказ про Упамекано: «Его очень хотели «Бавария» и «Манчестер Сити». Наши люди узнали о нем во время матчей сборной Франции U17. После 4-5 отчетов мы отправили главных скаутов, чтобы те дали финальную оценку и лично познакомились с Дайо. Он согласился, потому что был уверен в лучшем месте для развития. В топ-клубах о моментальной основе речь не шла».
Пожалуй, лучшая инновация Фройнда – уникальная работа с фарм-клубом. Это «Лиферинг» – команда из второй лиги Австрии.
В чем отличие от типичных переходов внутри системы «РБ»? Нет необходимости ждать трансферных окон, чтобы переместить игрока внутри иерархии. Нападающий Мориц Кьергор 27 ноября забил за «Лиферинг», а за четыре дня до этого вышел на замену в ЛЧ против «Лилля».
Чем-то напоминает американские лиги, только нет риска потерять игрока на вэйвере (процедура спуска из главной команды в фарм), как в условной НХЛ. Работает отлично: юные таланты играют на профессиональном уровне и при мощном прогрессе сразу могут подняться в «Зальцбург», не дожидаясь лета или зимы.
Возьмем матч против «Севильи», в котором решалось, выйдет ли «Зальцбург» в плей-офф ЛЧ. 8 из 14 игроков провели хоть один матч за «Лиферинг». Нападающий Карим Адейеми, которым австрийцы заменили Холанда, почти два года забивал за фарм, а теперь тащит главную команду.
Не думайте, что «Зальцбург» издевается над футбольной Австрией, во второй лиге есть фармы «Рапида», «Аустрии» и ЛАСК – всех команд, регулярно выступающих в еврокубках. Для Европы это уже кажется нормальной практикой, когда молодежные клубы играют во взрослой системе лиг. «Зальцбург» в этом плане был трендсеттером.
«Лиферинг» особенно важен для парней из академии «Зальцбурга». Такая есть – и она очень современная. Специально разработанные устройства для тренировки спринтов (тросовая лебедка обеспечивает разный уровень сопротивления, чтобы найти оптимальный вариант для ежедневных нагрузок), антигравитационные беговые дорожки (для игроков на реабилитации, чтобы быстрее вернуться на поле), SoccerBot 360 – площадка с виртуальными воротами (для работы над скоростью принятия решений), самая точная спортивная трекинг-система LPM (в 100 раз точнее GPS, фиксирует все – от правильности движения ног до температуры кожи).
Конечно, такие технологии – гигантская работа большой команды, не только Фройнда. В его отношении важнее перечислить тех, кто через академию дорос до хорошего европейского футбола. Мартин Хинтереггер (сейчас – «Айнтрахт»), Ксавье Шлагер («Вольфсбург», Конрад Лаймер («Лейпциг»), Ханнес Вольф («Боруссия М»), Штефан Лайнер («Боруссия М»). Будучи игроками разных амплуа, они все перенесли во взрослый футбол ценности футбольной империи «Ред Булл»: работоспособность, отличную физику, чувство персонального и командного прессинга. Фирменный почерк.
***
«Большинство людей уважает нашу работу, – говорит Фройнд. – Но мы знаем, что развитие иногда может замедлиться. Бывают годы, когда трудности перевешивают успехи. Важнее всего – оставаться уверенным в изначальном плане».
Сейчас скорее актуально для «Лейцпига», чем для «Зальцбурга», но суть ясна: в системе «Ред Булл» могут быть проблемы, но это не значит, что выбран неправильный вектор развития. Кризис иногда бывает и положительным: убрать ненужных людей, подправить детали механизма, чтобы снова прогрессировать.
Автор: Артем Денисов
Фото: facebook.com/FCRedBullSalzburg;REUTERS/Leonhard Foeger; Gettyimages.ru/Lars Baron/Bongarts; globallookpress.com/EIBNER/EXPA/Juergen Feichter, Andy Mueller/Freshfocus; facebook.com/FCLiefering; fc-liefering.at