Рассказ про рыбу 1 класс окружающий мир по плану

Цель: знакомство с признаками и разнообразием рыб. тип: изучение нового материала. форма: урок мини-исследование. методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный,

Рассказ про рыбу 1 класс окружающий мир по плану

20210413 vu tg sbscrb2

Цель: знакомство с признаками и разнообразием рыб.

Тип: изучение нового материала.

Форма: урок – мини-исследование.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.

Рассказ про рыбу 1 класс окружающий мир по плану

Предмет: окружающий мир

Класс :1

Название темы: Кто такие рыбы?

Цель: знакомство с признаками и разнообразием рыб.

Тип: изучение нового материала.

Форма: урок – мини-исследование.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.

Планируемые результаты:

Познавательные

Умение:

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, система контроля и мониторинга качества знаний,

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный (картинки с изображением насекомых) и раздаточный материал (листки для графического диктанта, изображение рыбы для аппликации «Новая одежда для рыбы», круги), презентация для урока, презентация физминутки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

 — Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным

II. Актуализация знаний.

— Ребята, Муравьишка Вопросик встречает нас веселыми стихотворениями.

(Звучит запись стихотворений в исполнении ребят)

На лесной полянке чудо:

На цветочках бантики.

Это бабочки расселись,

Как цветные фантики.

Над ромашкою лесной,

Кружит вертолет,
Очень маленький такой,
Где же там пилот?
Только там пилот не нужен,
Если кто не знает:
Над ромашкой мирно кружит
Стрекоза большая!

— О какой группе животных говорится в этих стихотворениях?

— Кто такие насекомые?

— Приведите примеры насекомых, которые вам известны.

(На доске картинки с изображением насекомых)

Проверка усвоения изученного материала.

— Приготовьтесь к графическому диктанту.

На столах у вас лежат листки. Посмотрите на экран:

O – зеленый цвет – согласны с высказыванием,

O – красный цвет – не согласны.

Мудрая Черепаха приготовила вам задания к диктанту.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка. (да)

2. Муха – это насекомое. (да)

3. У насекомого 8 ног. (нет)

4. У бабочки 6 крыльев. (нет)

5. У божьей коровки шесть ног. (да)

Проверка графического диктанта.

Внимание на экран. У кого такая же последовательность цветов, закрасьте кружок желтым цветом, если есть одна ошибка – зеленым цветом, больше ошибок – красным. Контроль, коррекция со стороны учителя.

О насекомых

Насекомые-это животные, у которых 6 ног.

Показывают насекомых и называют их.

Учащиеся самостоятельно работают на листках.

Проверяют свои работы, оценивают их.

III. Постановка учебной задачи

— А теперь ребята, я хочу загадать вам загадки.

«У родителей и деток вся одежда из монеток»

«В воде они живут, нет клюва, а клюют»

— О каких животных будем говорить сегодня на уроке?

— Откройте учебники на с. 34-35. Прочитайте тему урока.

Слайд 1

Что вы знаете о рыбах?

Рассмотрите иллюстрации на развороте. Что нового мы должны узнать сегодня на уроке?

(Исходя из знаний учащихся, учитель подводит ребят к формулированию вопросов урока)

Рыбы

О рыбах

«Кто такие рыбы?»

Ребята делятся своими знаниями о рыбах, опираясь на свой жизненный опыт.

Где живут рыбы? Чем отличаются рыбы от других животных? Как они передвигаются в воде? Чем покрыто тело рыбы?

IV. Открытие учащимися новых знаний

Физминутка

«Рыбка»

— Муравьишка Вопросик приглашает нас всех к водоёму. Там можно увидеть его друзей – рыб.

На доске изображение водоема

— Ребята, сейчас вы будете работать по группам.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Каждая группа получит свое задание.

1 группа: изучить в учебнике на с. 34 внешнее строение рыбы; подготовить показ и объяснение основных частей тела рыбы

2 группа: подготовить рассказ о том, где живут рыбы, как они передвигаются

3 группа: на рисунке найти знакомых рыб, вспомнить, как они называются

4 группа: посмотрите, как выглядит чешуя рыбы при увеличении; используя круги создать одежду рыбы

— А сейчас, ребята, давайте посмотрим и послушаем, что приготовил каждая группа.

— Наличие чешуи — одна из отличительных особенностей этих животных.

— Ребята, а вы знаете, что есть рыбы, у которых нет чешуи?

Исключения составляют такие рыбы, как сом (у него нет чешуи) Слайд 5, акула (её тело напоминает наждачную бумагу) Слайд 6.

Можно предложить детям пощупать кусочек наждачной бумаги.

— В любой ли воде могут жить рыбы?

— А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

— Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Учащиеся выполняют движения под музыку

Ребята работают в группе, совместно обсуждают полученное задание, распределяют обязанности, выбирают выступающих от своей группы.

Учащиеся 1 группы: показывают и называют части тела рыбы. Слайд 2 (Внешнее строение рыбы)

Учащиеся 2 группы: рассказывают о том, где живут рыбы (озера, реки, моря, пруды, аквариумы); о том, как передвигаются рыбы в воде, о роли плавников, хвоста. Слайд 3 (Изображение разных водоемов)

Учащиеся 3 группы: показывают и называют знакомых рыб на рисунке, где показаны речные и морские рыбы. Слайд 4 (Речные и морские рыбы)

Учащиеся 4 группы: показывают рыбу в новой одежде (аппликация)

Предположения детей, возможно их точное знание.

— Мы должны помнить, что нельзя, отдыхая у водоемов, загрязнять воду. В ней живут рыбы.

V. Рефлексия

— Ребята, какой вопрос мы ставили на уроке?

— Так кто же такие рыбы?

Для чего же рыбам нужна чешуя?

На какие две группы можно разделить рыб?

Приведите примеры речных и морских рыб.

Перед вами водоем. А у вас есть разноцветные рыбки. Если на уроке вам было комфортно, у вас все получилось, возьмите рыбку желтого цвета, если где-то были ошибочки, или чего-то не поняли возьмите рыбку зеленого цвета, ну а если вам на уроке было трудно и вы ничего не поняли возьмите рыбку красного цвета.

Кто такие рыбы?

— Это водные животные, тело которых покрыто чешуей.

— Для защиты.

— Речные и морские

99703825 1

99703825 2

99703825 3

99703825 4

105305 5fc9eae1de7ec

-75%

Сохранить у себя:

Рассказ про рыбу 1 класс окружающий мир по плану Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие рыбы?» (1.26 MB)

icon visionoff

icon visionon

УМК: «Школа России», А.А.Плешаков
«Окружающий мир» 1 класс, ч.1, М.: «Просвещение»,
2011г.

Тип урока: урок открытия нового
знания.

Цель урока: формировать
представления о строении и отличительных
признаках рыб.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с общими
    признаками и разнообразием рыб, учить приводить
    примеры речных и морских рыб.
  • Развивающие: развивать способность
    наблюдать, мыслить, делать выводы,
    способствовать формированию умения выделять
    главное из информации учителя, развитию
    познавательного интереса, умения работать в
    группах.
  • Воспитательные : способствовать
    формированию бережного отношения  к природе в
    повседневной жизни.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся узнавать рыб на
    рисунке; приводить примеры речных и морских рыб;
    получат возможность научиться понимать учебную
    задачу урока и стремиться ее выполнять; работать
    в группе, используя представленную информацию
    для получения новых знаний; рассматривать
    иллюстрации в учебнике, презентации, извлекать
    из них нужную информацию; отвечать на вопросы и
    оценивать свои знания.
  • Личностные: формирование целостного,
    социально ориентированного взгляда на мир в его
    органичном единстве и разнообразии природы;
    формирование уважительного отношения к иному
    мнению; принятие и освоение социальной роли
    обучающегося, развитие мотивов учебной
    деятельности и личностного смысла учения.
  • Метапредметные: регулятивные – овладеть
    способностью принимать и сохранять цели и задачи
    учебной деятельности, искать средства её
    осуществления; познавательные – освоить способы
    решения проблем творческого и поискового
    характера; овладеть логическими действиями
    сравнения, анализа, классификации по признакам;
    коммуникативные – формировать готовность
    слушать собеседника и вести диалог, признавать
    возможность существования различных точек
    зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
    мнение и аргументировать свою точку зрения и
    оценку событий.
  • Личностные: формирование целостного,
    социально ориентированного взгляда на мир,
    уважительного отношения к иному мнению; принятие
    и освоение социальной роли обучающегося,
    развитие мотивов учебной деятельности и
    личностного смысла учения.

Межпредметные связи: русский язык,
литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

  • Основные: учебник «Окружающий мир» 1
    класс,ч.1, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь
    «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков,
    тетрадь «Окружающий мир. Тесты» А.А. Плешаков,
    карточки с заданием для групповой работы,
    карточки с пунктами плана урока.
  • Дополнительные: презентация к уроку,
    электронные
    физкультминутки(http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/fizkultminutka-usatyjj-njan-povtorjajj-za-nami.html;
    http://viki.rdf.ru/item/3430/), мультимедиа проектор, ноутбук,
    интерактивная доска.

Формы урока: фронтальная работа,
индивидуальная работа, групповая работа.

Технология: здоровьесберегающая, ИКТ,
системно-деятельностный подход.

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой

Учитель в стихотворной форме настраивает
детей к предстоящему уроку.

Дети слушают учителя, выполняют действия
задаваемые стихотворением – настроем.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Учитель беседует о правилах поведения на
уроке.

– Давайте вспомним правила поведения на уроке. (Называют
правила поведения на уроке.)

– Молодцы!
– А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю,
что сегодняшний урок принесёт нам радость
общения друг с другом. Желаю вам успехов!

II. Проверка домашнего задания

Учитель просит выполнить тестовую работу по
теме предыдущего урока.

– На прошлом уроке мы искали ответ на вопрос
«Что такое хвоинки?». Давайте проверим ваши
знания, выполнив тестовую работу на стр.8.
(Выполняют тестовую работу.)

Учитель организует коллективную проверку по
эталону. Просит оценить свою работу. Ученики
осуществляют самопроверку, самооценку.

– Давайте проверим ваши работы. За каждый
правильный ответ поставите себе – «+», за
неправильный  –  «–». Оцените свои работы
(нарисуйте нужный смайлик).

(Приложение 1. Слайд
1)

III. Постановка цели и задачи урока

Учитель загадывает загадку о рыбах.

– К нам на урок пришла мудрая черепаха и
принесла с собой загадку (Слайд 2):

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Под водой они живут,
Хоть не куры, а клюют.

Учитель просит выдвинуть предположение о
теме предстоящего урока. Учащиеся выдвигают
предположения по теме урока.

– О чём будем разговаривать на уроке? На какой
вопрос будем искать ответ? Попробуйте
сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Слайд 3)

Учитель побуждает к учебной деятельности.
Задаёт вопросы с целью выявления имеющихся у
детей знаний о рыбах.

– Муравей Вопросик живет в лесу и не знает, кто
такие рыбы. Давайте поможем муравьишке узнать
кто такие рыбы. (Слайд 4)
– А вы можете ответить на этот вопрос? Всё ли вы
знаете о рыбах?

Учитель просит сформулировать цель и задачи
урока. С помощью учителя  учащиеся ставят цель
и формулируют задачи урока.

– Какую цель поставим перед собой?
– Давайте составим план урока (Приложение
2
)

1. Первый пункт совпадает с темой нашего урока. (Кто
такие рыбы?)

2. В природе много разновидностей рыб, их принято
делить на группы. Знаете ли вы на какие группы
делятся рыбы? (Разновидности рыб)
3. Давайте вспомним из каких частей состоит любое
растение?

– А из каких частей состоит рыба? Все ли части
можете назвать? (Строение рыб)

IV. Изучение нового материала

Учитель поясняет задание, отмечает степень
вовлеченности учащихся в работу, организует
беседу по уточнению и конкретизации первичных
знаний.

– Давайте вспомним, если нам что-то неизвестно,
либо мы в чем-то не уверены, откуда мы можем взять
нужную информацию?
– Давайте обратимся к учебнику – стр.35.
– Кто такие рыбы? (Водные животные)
– Чем покрыто тело рыб? (Чешуёй)
– Зачем она нужна? На что похожа? (Для защиты от
повреждений. На монетки)

– Попробуйте дать полный ответ на вопрос «Кто
такие рыбы?» (Слайд 5)

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Мы узнали, что рыбы это водные животные. Где
они живут? (В воде)
– А в какой воде могут жить рыбы? (В реке, в море)
– Оказывается, все рыбы делятся на группы, в
зависимости от того, где они обитают – в море или
реке. I группа – рыбы, живущие в реке – речные.
– Догадайтесь, как называется вторая группа?
(Слайд 6)

Учитель демонстрирует презентацию,
комментирует слайды презентации. (Слайды 7-18)

Физкультминутка (Слайд 19, Приложение
5
)

Учитель формулирует задание, создает
эмоциональный настрой, осуществляет
индивидуальный контроль за выполнением задания;
организует коллективную проверку по эталону.

– Я буду читать загадки, вы должны их отгадать и
найти силуэты загаданных рыб в тетради (Приложение 3).
– Кружок рядом с силуэтом рыбы необходимо
раскрасить определенным цветом: зеленым – если
рыба речная, синим – морская. (Слайды 20-25)

Учитель поясняет задание, осуществляет
контроль.

Следующий вопрос по плану – строение
рыб.
Давайте вспомним, как нужно стараться
открывать новые знания?
– Вот и на этот вопрос вы попробуете найти ответ
сами, работая в группах.
– Напомните правила поведения в группе.

Задание: соедините стрелочками
названия частей рыбы с изображением. (Приложение
4
) (Слайд 26)

Учитель организует коллективную проверку по
эталону.

Проверяем выполненную вами работу. (Представитель
одной из групп отвечает возле доски)

Сверим ваш ответ с эталоном. (Слайд 27)
– С помощью плавников и хвоста рыба
передвигается в воде (спинной плавник – не дает
опрокинуться; грудной и брюшной – работают как
рули – с их помощью рыба поворачивает влево,
вправо, погружается, всплывает. Хвост – толкает
рыбу вперед).
– Рыбы тоже не могут жить без кислорода.
Большинство рыб получают его с помощью жабр.

Физкультминутка (Слайд 28, Приложение 6)

Учтель проводит беседу, задает вопросы по
теме урока.

– Ребята, мудрая черепаха подготовила для вас
еще 2 вопроса по данной теме:
– Значение рыб
– Охрана рыб
– Что вы можете рассказать о значении рыб? (Очищают
воду; являются пищей для людей, животных, птиц;
для красоты (аквариум).

– Подводный мир очень красив, он всегда манит к
себе людей – для этого они опускаются глубоко
под толщу воды. (Слайд 38)
– Как называют этих людей? (Водолазы)
– Но не все имеют возможность опуститься на дно
реки, моря. Поэтому в некоторых городах есть
специальные огромные аквариумы – океанариумы.
(Слайды 39-42)
– Там люди могут  познакомиться с обитателями
морей.
– В домашних условиях люди заводят рыбок в
меньших по размеру аквариумах. (Слайд 43)
– В природе рыбы сами о себе заботятся, добывают
пищу. За аквариумными рыбками необходимо
ухаживать.
– А как правильно? Откуда можно узнать? (Из
энциклопедии).

– Почему в природе необходимо охранять рыб? (Из-за
того, что многие водоёмы сильно загрязнены, рыбу
в больших объёмах вылавливают браконьеры.)

– Необходимо не только охранять рыбу, но и
заботиться о ней. Некоторые разновидности рыб
занесены в Красную книгу – это вымирающие виды.
(Слайд 44)
Запрещено хищническое истребление(уничтожение)
рыб с помощью сетей, взрывчатых, ядовитых вещей.
(Слайды 45-46)
Для того чтобы помочь возродиться вымирающим
видам рыб, в специальных рыбных хозяйствах
(заповедниках) разводят искусственно рыб. Также в
рыбных хозяйствах  рыбу искусственно разводят
для питания людей. (Слайд 47)

V. Итоги урока. Рефлексия

Учитель проводит беседу по вопросам.

– Кто такие рыбы? Назовите основной признак
рыб. Приведите примеры рыб.
– Давайте вернёмся к плану нашего урока и
ответим на все поставленные вопросы.
– Что нового узнали на уроке? Чего достигли?

Учитель организует самооценку учебной
деятельности.

– Оцените свою работу. Поднимите карточку с
изображением того смайлика, выражение лица
которого соответствует вашему состоянию.
– Спасибо за работу! 

(Слайд 48)

Технологическая карта урока (Приложение 7)

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с отличительными признаками рыб; научатся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, магнитофон, аудиозапись диалога Муравья и Черепахи, иллюстрации с изображениями птиц, мелкие монеты (или вырезанные из бумаги кружочки).

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Предлагаю вам отгадать несколько загадок и закончить стихотворения-загадки. Запомните названия всех животных, которые прозвучат.

Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!

И покраснела…

(Божья коровка)

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый…

(Светлячок)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт —

Золотистые глаза.

Кто же это?

(Стрекоза)

Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!»

(Паук)

Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар)

Прыгает пружинка —

Зелёная спинка —

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Каких животных вы назвали? Можно ли объединить их в одну группу? Все ли относятся к насекомым? Почему паук — не насекомое?

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель включает аудиозапись с разговором Муравья и Черепахи.

Муравей. Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься? Черепаха. Я спешу к реке. У меня там встреча.

Муравей. А с кем ты встречаешься?

Черепаха. Отгадаешь загадку — узнаешь.

В воде они живут,

Нет клюва, а клюют.

Муравей. Я не знаю — кто это.

Черепаха. Тогда проси помощи у ребят.

Муравей. Ребята, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку.

— О ком же шла речь в загадке? Кто такие рыбы?

На этот вопрос мы с вами сегодня должны найти ответ.

3. Работа по теме урока

— Что вы знаете о рыбах?

Рыбы — дети воды: где вода, там и они. Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст; толстые и круглые, как мячик; крохотные и огромные. Но есть что-то общее: из-за чего всех их называют рыбами. Что же это?

Давайте рассмотрим строение рыбы. Воспользуемся рисунком на странице 34 учебника.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели. Есть у рыб плавательный пузырь (ни у кого другого его нет!), который помогает рыбам нырять, всплывать. И есть ещё удивительный орган — боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.

Все это, конечно, вы сразу не запомните. А что надо запомнить? Отличительный признак рыб. Для этого отгадайте загадку.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Что это за одежда? Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

Моделирование

Задание

Дети с помощью монет или вырезанных из бумаги кружочков моделируют «одежду» рыб, определяя закономерность расположения чешуек.

— Каких рыб могла встретить Черепаха в реке? Найдите в учебнике иллюстрацию, на которой изображены речные рыбы, положите на неё руку. Прочитайте названия речных рыб.

На соседней иллюстрации изображены морские рыбы. Прочитайте их названия.

Я сейчас буду загадывать вам загадки. Вы должны будете узнать рыбу и определить: речная она или морская.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

Хвостом виляет.

Зубаста, а не лает.

(Щука)

Мастер шубу себе сшил,

Иглы вынуть позабыл.

(Ёрш)

Итак, все названные рыбы — речные. У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. О щуке и ерше прочитайте в атласе-определителе.

Дети читают текст.

— А теперь спустимся на дно моря. Каких рыб мы встретим там?

Ученики определяют морских рыб, проверяют себя на странице 90.

— Я вам расскажу об одной интересной морской рыбе. Это камбала. Ляжет камбала на песчаное дно — и не видно её. Однажды проделали опыт: положили её в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба — вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.

Про неё много интересного можно рассказать. У камбалы-крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малёк камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим — вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает «перебираться» на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

Самостоятельная работа

Задание 1

Дети выбирают любую из рыб, о которых подробно не говорили и составляют её описание по плану.

План

1. Название рыбы.

2. Речная или морская рыба.

3. Размеры рыбы (большая, маленькая, средних размеров).

4. Форма тела.

5. Окраска туловища, плавников.

6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

Заслушиваются 3-4 описания.

Задание 2

Ученики выполняют в тетради задание 1 на странице 24.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Что вы можете рассказать Муравьишке о рыбах?

Чем они отличаются от других животных?

На какие две большие группы можно разделить рыб?

Приведите примеры речных и морских рыб. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

На уроке мы будем учиться рисовать рыбку, используя образец, данный в рабочей тетради (с. 24 № 2).

Прочитайте вывод на странице 35. Совпадает он с нашими наблюдениями?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

Рассказ про щуку

Внешний вид

Описываемая представительница хищных рыб относится к семейству Щуковых, классу лучеперых и отряду Щукообразных рыб. По сравнению с другими обитателями рек щука имеет довольно крупные размеры. Длина взрослых особей может достигать 1,5 метра, а вес — около 30 кг. Отличительные особенности щуки заключаются в следующих характеристиках:

  • набор острых зубов, повёрнутых во внутреннюю часть ротовой полости;
  • пара грудных плавников располагается рядом с головой, брюшные — в средней части тела;
  • спинной плавник находится в районе хвоста, анальный — под ним;
  • удлинённая голова с выдающейся вперёд нижней челюстью;
  • мелкая чешуя с характерными пятнами.

Внешний вид щуки

Узкое, длинное туловище заканчивается относительно крупной головой и зубастой пастью. В зависимости от окружающей среды окрас рыбы варьируется от желтовато-серого до зеленовато-серого оттенка. На этом фоне присутствуют узоры в виде более тёмных полос и пятен различного размера. Боковые, хвостовые и спинные плавники окрашены в оранжевый цвет.

Отличительной особенностью щуки является её пасть с заметно выдающейся вперёд нижней челюстью. В полости рта располагаются различной величины зубы. С помощью мелких зубов, направленных в сторону глотки, хищница легко удерживает пойманную добычу. На протяжении жизни старые изношенные зубы заменяются новыми, называемыми заместительными.

Орган зрения у рыбы расположен в верхней части головы, что позволяет ей наблюдать за происходящим, не разворачиваясь по сторонам. Осязательную функцию выполняет боковая линия, которая очень чувствительна даже к незначительным вибрациям.

Места обитания

Хищницу можно встретить в различных водоёмах Североамериканского континента и Евразии. В озёрах и прудах щука предпочитает мелководье, заросшее различной водной флорой. В реках и водохранилищах часто уходит от прибрежных зон, особенно это свойственно более крупным особям.

Большое количество хищниц встречается в речных устьях с большими разливами и богатой водной растительностью. В благоприятных условиях с достаточным содержанием кислорода в воде продолжительность жизни представительницы этого семейства может достигать 20−25 лет.

Повадки и питание

Представительница отряда Щукообразных является хищником, поэтому не может питаться растительной пищей. В её рацион входит разнообразная живность, обитающая в водоёмах или поблизости от них. В число жертв щуки входят:

  • мелкая рыба;
  • крупные насекомые и их личинки;
  • лягушки и головастики;
  • пиявки и черви.

Щука нападает на водоплавающих пернатых

В периоды, когда хищница испытывает недостаток пищи, она может охотиться даже на водоплавающих пернатых, а также более мелких представительниц своего вида. Способность к проглатыванию и перевариванию более крупной добычи осуществляется благодаря эластичности стенок желудка. Щука может поедать грызунов и ящериц, случайно попавших в водоём. Разлагающиеся остатки обитателей водоёма она игнорирует и может ими питаться только в случае полного отсутствия привычной добычи.

Для охоты рыба выбирает укромные места среди водорослей или коряг и может часами выжидать жертву. Ловля добычи происходит во время резкого броска, длина которого может превышать размеры её тела в несколько раз. Длительное преследование уплывающей пищи щуке не свойственно.

Особенно интенсивно рыба охотится весной перед нерестом и глубокой осенью. В зимнюю спячку хищница не впадает.

Особенности размножения

Период нереста у этой разновидности пресноводных обитателей наступает ранней весной, сразу после таяния льда на поверхности водоёма. Во время размножения щуки собираются в небольшие стаи и резвятся на мелководье. В зависимости от вида и среды обитания этот процесс занимает от трёх дней до двух-трёх недель.

Половая зрелость у самок наступает в возрасте четырёх лет, на год раньше, чем у самцов. Молодые особи мечут икру раньше более крупных сородичей. Икринки откладываются на подводные растения, камни, коряги в неглубоких заводях, закраинах и ручьях. Количество икринок зависит от габаритов и возраста щуки и может достигать более 200 тысяч.

Спаривание и икрометание щуки

Спаривание и икрометание происходит с раннего утра и длится до вечера. Изначально поверхность икринок покрыта клейким веществом, с помощью которого они прикрепляются к травинкам и камням. Через несколько суток оно растворяется, а икра опускается на дно. Через одну-две недели появляются личинки. Первые несколько дней они питаются специальными веществами, которые содержатся в желточном мешке.

В этот период мальки усиленно растут и, достигнув размера полутора сантиметров, начинают активную охоту на мелкую речную живность: ракообразных, дафний, циклопов. Молодь, подросшая до 5 см, переходит на более крупную добычу — мелкую рыбу.

Разнообразие видов

Пресноводная хищница распространена в умеренной климатической зоне Северного полушария. В зависимости от места обитания делится на несколько разновидностей, в которых присутствуют как различия, так и сходные черты. В числе известных видов:

  • Обыкновенная;
  • Амурская;
  • Чёрная;
  • Маскинонг;
  • Американская;
  • Аквитанская;
  • Южная.

Обыкновенный вид является наиболее распространённым и встречается в различных водоёмах, включая опреснённые морские заливы. По особенностям мест обитания бывает двух подвидов: глубинной и травянистой. Достигая зрелого возраста, может вырастать в длину более одного метра при весе 8−10 килограмм.

Амурская разновидность щука

Амурская разновидность обитает в одноимённой реке на Дальнем Востоке, в некоторых водоёмах острова Сахалин. Отличается серебристым или золотистым окрасом, пятна располагаются вверху туловища. Длина тела превышает один метр, вес отдельных экземпляров достигает 20 килограммов.

Чёрную щуку иногда называют полосатой, её ареал — реки и озёра на востоке Североамериканского континента. Этот вид имеет относительно небольшие размеры (60 см), вес около 4 килограммов. Вокруг глаз расположены полосы тёмного оттенка, а чешуя украшена мозаичным узором.

Маскинонг является редким видом, место обитания ограничивается несколькими областями Североамериканского материка. Название имеет индейское происхождение и переводится как «уродливая рыба». Это крупный вид рыбы, вырастающий в длину до двух метров. В зависимости от окраса делится на несколько подвидов: пятнистый, полосатый и чистый.

Американская или краснопёрая разновидность отличается небольшими размерами и весом, делится на два подвида — травяная южная и краснопёрая северная рыба. Максимальная длина — 45 см, вес — от одного до полутора килограммов. Место обитания — стоячие водоёмы восточных штатов Северной Америки.

Аквитанский вид был зарегистрирован совсем недавно, встречается такая щука только на территории Франции. Отдельным видом является и южная щука. Она также является редкой разновидностью, а место её обитания — Италия.

Естественные враги

Выдра поедает щуку

Несмотря на кровожадность и прожорливость описываемой хищницы, она иногда становится добычей для животных, обитающих рядом с водоёмами. Наиболее часто на щуку охотятся такие млекопитающие, как ондатра и выдра, а среди пернатых — белый орлан. В естественной среде обитания зубастой рыбой питаются таймень и сом, превышающий её в размерах.

Молодые особи нередко поедаются своими взрослыми сородичами. Для любителей рыбной ловли щука является желанным трофеем, поэтому к её врагам можно отнести и человека. Природные факторы также оказывают влияние на численность популяции. Щука не приспособлена к выживанию в промерзающих до дна мелких озёрах и в случае суровых морозов погибает.

Интересные сведения

Зубастая хищница известна людям с давних пор. Она стала героиней одной из русских сказок, где представлена как волшебная рыба, наделённая мудростью. Согласно наблюдениям за её поведением в естественных условиях, существует несколько интересных фактов об этой пресноводной рыбе.

В большинстве случаев щука поджидает свою жертву, прячась среди камней и растительности. Однако иногда она загоняет добычу на мелководье, где легко её ловит. Такое явление можно наблюдать в ранние часы у самого берега.

Щука постепенно меняет окраску

При изменении условий окружающей среды и степени освещённости водоёма щука постепенно меняет окраску. Этой способностью щука напоминает хамелеона, однако процесс занимает у неё больше времени.

До и после нереста рыба усиленно питается. В этот период она способна нападать на животных и птиц, часто превышающих её размеры в несколько раз.

Описываемый вид царства пресноводных рыб обитает только на двух континентах — Северной Америке и Евразии. Щуки могут жить исключительно в пресной воде, насыщенной кислородом и не слишком тёплой.

Обитательница пресных водоёмов имеет промысловое значение, её мясо считается диетическим и применяется для приготовления вкусных блюд. Щуку часто разводят для уменьшения популяции некоторых видов рыбы. В естественной среде она очищает водоёмы от чрезмерного засорения мелкой органикой, выполняя важную роль в экосистеме.

1607234 1

Окружающий мир

1 класс

(учебник Плешакова А.А)

на тему:

Кто такие рыбы?

1607234 2

1607234 31607234 4

Провела:

Учитель начальных классов

Манапова П.А.

Избербаш 2016 г

Тема урока: Кто такие рыбы?

Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Оборудование: кроссворд, картинки с изображением рыб; у учащихся монетки или картон, цветные карандаши.

Ход урока.

  1. Постановка учебной задачи.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте. 
Всё ль в порядке:
Ручки, книжка и тетрадка?

  1. Подготовительный этап. Актуализация знаний.

Муравьишка встречает нас с весёлым стихотворением.

— Мотылёк, мотылёк,

Сядь поближе на цветок.

— Не сяду на цветок:

У тебя в руке сачок.

— Мотылёк, мотылёк,

Я тебя ловить не стану,

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног,

У тебя, мотылек.

— Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять…

Сосчитаю, сколько ног,

Без тебя, дружок !

— Сколько же ног у мотылька?

Как мы ответили на вопрос о том, кто такие насекомые?

(Животные, у которых шесть ног).

Кроссворд «Насекомые»

  1. На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

  1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

  1. Я поменьше , чем пчела

А зовут меня… (оса)

  1. Летит – гудит

Сядет – молчит. (шмель)

  1. Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит

Сядет и укусит. (комар)

  1. Голубой Аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

  1. Целый день летает,

Всем надоедает;

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (муха)

  1. Без работы, хоть убей,

Жить не может…. (муравей)

— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Насекомые

2 Сообщение темы, целей урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с обитателями водной стихии и узнаем

о них самое интересное.

3 Самоопределение к деятельности.

Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал наш Муравьишка Вопросик. Любознательного Муравьишку заинтересовало, кого же могло увидеть Стрекоза? Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку.

— Отгадайте её и вы.

По земле не ходят,

На небо не смотрят,

Звёзд не считают,

Людей не знают. ( Рыбы)

1607234 51607234 6

— Кто такие рыбы?

— Где могут жить рыбы? (в воде, в речке, в озере, в море).

— Как рыбы передвигаются в воде? ( с помощью плавников и Хвоста)

Как рыбы дышат? (жабрами)

— Предположите , о чём или о ком пойдёт речь на уроке. (о рыбах)

— А как можно отличить рыб от других животных?

А ещё о рыбах есть такие загадки.

В воде они живут,

Нет клюва, а клюют.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

— О каких признаках рыб в них говорится? (Живут в воде, есть чешуя).

А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом :

кого называют рыбами ?

Рыбы — это животные, которые живут в воде, двигаются

при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй. — Повторите, как вы запомнили.

— А знаете ли вы какое строение имеет рыба? ( Слайд № 7 )

— А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб.

— Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает как она называется ?

— Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? ( У рыбки плавники

красного цвета и они похожи на пёрышки)

— Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. ( Дети читают и

называют)

Знакомство со строением рыбы.

1607234 7

4 Работа по учебнику.

— Прочитайте тему урока на странице 34 учебника. (Кто такие рыбы?)

— Дети работают в парах. Один из учеников читает подписи, другой показывает части тела рыбы. Затем дети меняются ролями .

— Чем покрыто тело рыбы? (чешуёй)

( учитель рисует чешуйки на доске).

— Кто понял закономерность расположения чешуек?

Ещё раз назовём части тела рыб.

— Возьмём в руки карандаш и дорисуем для рыбок чешуйки . ( Слайд № 8)

— Потрудились вы на славу. Рыбки довольны своей одеждой.

— А сейчас тихонечко все встали, будем рыбок изображать.

5 Физкультминутка.

Рыбки ллавали , ныряли

В тёплой, голубой воде.

То сойдутся – разойдутся,

То зароются в песке.

6 Знакомство с речными и морскими рыбами.

— Вы все умные ребятки отгадайте-ка загадки . ( Слайд № 10 )

— А знаете ли вы. ( Слайд №11 )( Отгадывают кроссворд о речных рыбах )

Загадки о рыбах.

1 Драчун и забияка

живёт в воде.

Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш) ( слайд № 12)

2.Поймать его не просто,

Не любит рисковать.

В песок всегда зароется

И от погони скроется. (Пескарь). (Слайд № 13 )

3.Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. ( Щука) (Слайд № 14 )

4 Он всем рыбам говорил:

-Я к зиме зароюсь в ил.

Буду спать в нём до весны

И смотреть цветные сны.

Я не хрюшка, ил — не грязь,

А зовут меня -…(Карась) ( Слайд № 15

— Какое слово у нас получилось ? ( Река ) Значит рыбы: ёрш , пескарь, щука,

карась , где обитают ? ( В реке) Это речная рыба.

— Рассмотрите в учебнике речных рыб. Какую рыбу мы не назвали ? ( Сом )

— А что вы знаете о соме? ( Ответы детей)

— На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются

два толстых , хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка , подплыла. В

тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и

проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе , а рыба сом. И

червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.

По сравнению с другими нашими рыбами — сом великан. Это хищник.

— Сом- неповоротливый, ленивый .Гоняться за добычей не любит, предпочитает

хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или

гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

— А теперь постараемся запомнить как можно больше речной рыбы. ( Слайд №

— Проведём игру « Узнай рыб по силуэтам». ( Слайд № 17)

( Дети называют по порядку рыб и рассказывают , что знают про неё. ( Карась,

ёрш, щука , окунь ,сом ) ( Слайд № 18 )

— А знаете ли вы других обитателей ? ( Слайд № 19)

( Отгадывают кроссворд о морских рыбах )

Загадки о рыбах.

1 Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская , как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живёт на самом дне.

Очень странные дела.

Эта рыба … (Камбала ). (Слайд № 20 )

Если в шахматы играешь,

То коня ты представляешь.

На него похожа рыба,

Даже спутать их могли бы.

Всех мальков растит самец,

Он заботливый отец!

Сумочка на брюшке есть, в ней детишек и не счесть.

Сумку папа раскрывает,

Деток в воду выпускает.

Этот крошечный малёк-

Будущий морской…(Конёк) (Слайд № 21 )

3 Кто плывёт хвостом вперёд ? ( Горбуша ) ( Слайд № 22 )

4 Блещет в море чистом,

Спинкой серебристой. (Сельдь ) (Слайд № 23»

— Какое слово у нас получилось ? ( Море) Значит рыбы: конёк , горбуша ,

камбала , сельдь , где обитают ? ( В море) Это морская рыба.

— Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали ? ( Треска ,

морской окунь , акула. )

— А что вы знаете об этих рыбах ? Среди этих рыб есть хищница – акула.

— Акулы- отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько

рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по

мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.

— Рассмотрим морских рыб и постараемся их запомнить. ( Слайд №24 )

Поработайте в парах и назовите друг другу каких вы запомнили морских рыб.

— А сейчас проведём игру на внимание . « Найди отличия в этих картинках».

( Слайд № 25 )

— Молодцы! Справились с заданием.

7 Итог урока.

— О ком сегодня говорили на уроке ? ( О рыбах )

— Кто такие рыбы ? Рыбы — это животные, которые живут в воде, двигаются при

помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.

— Каких речных и морских рыб запомнили ?

8 Домашнее задание.

— На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали

к нам на урок. ( Слайд № 26 )

  • Рассказ про русского писателя на английском языке с переводом
  • Рассказ про русскую сказку на английском
  • Рассказ про ромашку 2 класс окружающий мир коротко
  • Рассказ про российскую школу на английском языке
  • Рассказ про розу 2 класс кубановедение