Рассказ про русскую избу 2 класс

Жители поселков в древней руси строили деревянные избы. поскольку леса в стране было предостаточно, то запастись бревнами мог каждый. со

Жители поселков в Древней Руси строили деревянные избы. Поскольку леса в стране было предостаточно, то запастись бревнами мог каждый. Со временем зародилось и стало развиваться полноценное домостроительное ремесло.

Так к XVI в. в княжеской Москве образовались районы, заполненные срубами, которые были готовы к продаже. В столицу княжества их переправляли по реке и продавали по низким ценам, отчего иностранцы удивлялись стоимости такого жилья.

дома из срубов в Древней Руси

Для ремонта избы требовались только бревна и доски. В зависимости от нужных габаритов можно было подобрать подходящий сруб и сразу же нанять плотников, которые собрали бы дом.

Бревенчатые избы всегда пользовались высоким спросом. Из-за частых массовых пожаров города (порой даже по причине неосторожного обращения с огнем) и селения приходилось восстанавливать. Большой урон наносили вражеские набеги и междоусобные войны.



Как на Руси строили избы?

Бревна укладывали таким образом, чтобы они были связаны между собой по всем 4 углам. Деревянные постройки были двух видов: летние (холодные) и зимние (оборудованные печью либо очагом).

1. Ради экономии древесины использовали полуземляную технологию, когда нижнюю часть выкапывали в грунте, а сверху была клеть с окнами (их затягивали бычьим пузырем или закрывали крышкой-ставенкой).

Полуземлянки в Древней Руси

Для такого жилья более предпочтительным была легкая, песчаная, не пропитанная влагой почва. Стенки ямы обшивали досками, а иногда обмазывали глиной. Если трамбовали пол, то также обрабатывали его глиняной смесью.

2. Существовал еще один способ — укладка готового сруба из сосны в выкопанной земле. Между стенами ямы и будущего дома засыпали щебень, камни и песок. Конструкций внутри пола не было. Да и потолка как такового тоже не существовало. Хватало устланной соломой и сухой травой и ветками крыши, которая держалась на толстых жердях. Стандартная площадь избы составляла примерно 16 кв. м.

жилище в Древней Руси

3. Более состоятельные крестьяне Древней Руси ставили себе дома, которые полностью находились над поверхностью земли и имели покрытую досками крышу. Обязательным атрибутом такого жилья была печь. На чердаке организовывали помещения, которые преимущественно использовали в хозяйственных нуждах. В стенах прорубали волоковые окна. Они представляли собой обычные проемы, которые в холодное время года закрывали щитами из досок, то есть «заволакивали».

Вплоть до XIV в. в избах обеспеченных жителей (крестьян, дворян, бояр) окна делали не волоковыми, а слюдяными. Со временем стекло пришло на смену пластинам из слюды. Однако еще в XIX в. в селах оконные стекла были большой и ценной редкостью.



Как жили в русских избах?

На Руси избы представляли собой весьма практичное жилье, которое устанавливали таким образом, чтобы сохранить тепло. Вход в дом находился с южной стороны, с северной стороны была глухая стена. Пространство было разделено на 2 части: холодную и теплую клети, их площадь не была одинаковой. В первой держали домашний скот и инвентарь; теплую оснащали печью или очагом, размещали полати для отдыха.

Как жили в избах в Древней Руси

Русские избы топили по-черному: дым клубился по полу и выходил из двери, из-за чего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. В состоятельных домах топку выполняли по-белому, то есть через дымоход в печи.

В домах бояр строили дополнительный третий этаж — теремной. Как правило, там размещали покои для жены или дочерей. Важна была порода дерева, которое применялось при возведении жилья. Представители высшего сословия выбирали дуб, так как он считался наиболее прочным материалом. Остальные сооружали постройки из бревен сосны.



Древнерусские хоромы

На Руси хоромами называли избу из деревянного сруба, которую составляли из нескольких построек, соединенных между собой. Вместе сооружения образовывали княжий двор.

Хоромы в Древней Руси

Каждая составная часть носила свое название:

  • ложница — спальное помещение;
  • медуша — кладовая для хранения запасов меда и браги;
  • мыльня — помещение для мытья, банная;
  • гридница — парадная зала для приема гостей.

В разных частях хором жили родственники и приближенные (дружинники, сподвижники) князя.



Убранство древнерусской избы

Обстановка и интерьер деревянной избы организовывали с соблюдением традиций. Больше всего места отдавали печи, которая располагалась с правой или левой стороны от входа. Этот атрибут выполнял сразу несколько функций: на ней спали, в печи готовили еду, а когда во дворе не было отдельной бани, то в печи еще и мылись!

Напротив печи (по диагонали) размещали красный угол — место для хозяина и почетных гостей. Там же находилось место для икон и святынь, которые оберегали жилище.

Угол напротив печи представлял собой кухонное пространство, которое называли бабьим кутом. Крестьянки находились у печи долгими вечерами: кроме приготовления пищи там они занимались рукоделием — шили и пряли при свете лучины.

Убранство избы в Древней Руси

В мужском куте были свои домашние заботы: ремонтировали инвентарь, плели лапти и т. д.

Избы были обставлены самой простой мебелью — лавки, стол. Спали на полатях — широких лавках, установленных высоко у стены печи.

Крестьянские дома не украшали элементами декора. В палатах князей на стены размешивали ковры, шкуры зверей и оружие.

Введение

Цель проекта:

Пробуждение интереса к изучению традиций русской культуры, ознакомление с устройством и бытом русской избы, традициями русского народа, расширить кругозор. Воспитание любви к прекрасному, творчеству. Развитие познавательных способностей творческого мышления. Освоение и овладение навыками поисковой и исследовательской деятельности.

Предполагаемые результаты:

  1. Сбор информации по истории русской избы.
  2. Изучение традиций русской культуры.
  3. Ознакомление с предметами русского народного быта.
  4. Ознакомление с особенностями обустройства русской избы.
  5. Создание презентации на тему «Мир русской избы».
  6. Ознакомить одноклассников с особенностями русской избы.

Деятельность по проекту:

  1. Работа с книгами, с информативными технологиями (интернет, газеты, журналы).
  2. Посещение музеев, выставок с целью ознакомления с традициями русской культуры.
  3. Фотосессия.
  4. Разработка плана работы над проектом.
  5. Подбор стихотворений.
  6. Поисковая деятельность.
  7. Создание презентации.

Время работы: февраль 2018 – сентябрь 2019

Постановка проблемы:

«Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец
И был абсолютно прав
Не важно избушка или дворец
Кров дарит, теплом объяв,
Под сенью тихой родной избы
У милого очага
Сил набирались наши деды,
Когда шли в бой на врага!
Великая, славная, матушка — Русь,
Ты выжила в жёсткой борьбе,
Я Родиной милой с детства горжусь
И кланяюсь низко тебе!
Изба — колыбель наших предков, отцов,
Обитель добра и тепла,
Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя!
Всегда приютит, успокоит, поймёт
Накормит, согреет теплом,
И где бы мы ни были, стойко нас ждёт
Отеческий преданный дом.
Изба, ты проста, самобытна, щедра,
Загадочна, словно цветок,
И сердцу так люба твоя простота,
Так дорог родной уголок!

Прочитав это стихотворение, невольно задумываешься: может ли крестьянская изба является символом русской культуры? Для начала давайте разберемся, что же обозначает слово «символ». В толковом словаре Ожегова: символ — это, то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Пример: Голубь — с. мира. Якорь — с. надежды. Этот подарок — с. верности.

Ну а что же такое изба? Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб.

Славяне на Руси до крещения поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Но христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Последнее предание было основано на действительном походе Владимира на Корсунь. Князь Владимир согласился послать свои войска в помощь Византии и принять крещение в обмен на согласие Василия II выдать за него замуж свою сестру Анну. Он принял христианство и получил в супружество царевну. Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. А как же выглядело жилище людей?

А не завернуть ли нам на огонёк в деревенский-то домок? Я приглашаю вас в русскую избу, познакомиться с её убранством и с предметами обихода.

Что ж, садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы знать мы все могли

О делах родной земли!

Нет дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Изба чаще всего состояла из одной комнаты. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части. Славянское жилище — изба – рукотворное чудо, устроенное по определённым правилам, в соответствии с представлениями древних людей. Эти правила передавались из поколения в поколение. Но развитие хозяйства вносило свои коррективы в устройство жилища. Старались не строить дома на болотах или рядом с ними, эти места считались «зяблыми», и урожай на них часто страдал от заморозков. А вот речка или озеро рядом с домом – это всегда хорошо.

Изба условно делилась на несколько зон.

Как говорится «Во всякой избушке свои погремушки». Вот и в русской избе различались четыре угла: печной, бабий угол, красный угол, задний угол (у входа под полатями). Каждый угол имел своё традиционное назначение. А вся изба в соответствии с углами делилась на женскую и мужскую половину.

Из различных источников можно узнать, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. И оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. А вот центральное место в избе занимает печь. От ее расположения зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Печной угол

Печка в доме – мать родная.
Без неё – хоть помирай

Примерно четвертую, а иногда и третью часть избы занимала русская печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Она была символом домашнего очага. В ней не только готовили пищу, но и готовили корм скоту, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды. А в подпечке даже зимой могли содержать кур. Хотя печь и очень большая, она не «съедает», а, наоборот, расширяет жизненное пространство избы, превращая его многомерное, разновысотное. Печной угол, считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом.

Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё в русской избе начинается именно с печи. Помните былину про Илью Муромца? Былина нам говорит, что Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года», то есть не мог ходить. Не на полатях и не на лавках, а на печи!

На печи спало все семейство, а под потолком между печью и стеной избы устраивались полати- дощатые нары, используемые для сна или хранения вещей.

«Печь нам как мать родная», — говорили раньше люди. С печью были связаны многие народные лечебные практики и приметы. Например, нельзя в печь плеваться. И нельзя было ругаться, когда горел в печи огонь.

Женский угол середа

Чугунки и плошки, утюги и ложки.

Все нашли себе местечко

В «бабьем куте», возле печки.

Бабий кут – у печки место,

Где хозяйка ставит тесто.

В строгом все у ней порядке –

Миски, чугунки и кадки.

Там она почти царица,

На все руки мастерица.

Один из углов женской половины дома – это бабий кут. Женский угол находился справа от входа. Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Женская половина избы проходит от устья печи (выходное отверстие печи) до передней стены дома. Его еще называют «запечье». Это место около печи, женская территория. Здесь готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова. «Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой стены дома, тоже была женской. Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Никогда мужчины на «женскую территорию» не входили и не трогали ту утварь, которая считается женской. А чужой человек и гость даже заглянуть в бабий кут не мог, это было оскорбительным. Долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики, шили из домотканого полотна одежду, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками.

Мужской угол

Он находился у очага. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы. Здесь хранились различные инструменты, пилы, рубанки. Хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал. По другую сторону печи было мужское пространство, «мужское царство дома». Здесь стояла пороговая мужская лавка, где мужчины занимались домашней работой и отдыхали после трудового дня. Под ней нередко был шкафчик с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным. На боковой лавке в задней части избы они отдыхали днем.

Красный угол

Красный угол в избе между окон,

Здесь иконка и рядом свеча.

Красный угол – центральное главное место в избе, в русском доме. Его еще называют «святой», «божий», «передний», «старший», «большой». Он освещен солнцем лучше всех других углов в доме, всё в доме ориентировано по отношению к нему. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».

Здесь находились не только образа, но и Библия, молитвенные книги, свечи, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки березы в Троицу, вересом (можжевельником) – в Великий четверг. Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Красному углу особо поклонялись. Здесь во время поминок ставили лишний прибор для ушедшей в мир иной души.

Именно в Красном углу подвешивали щепных птиц счастья, традиционных для Русского Севера.

В праздники красный угол украшали ткаными и вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в красном углу, вешали на окна, зеркала, стены.

«Красный угол» ещё называли Святым. Это самое почётное место в доме. Тут же висела люлька- кроватка для младенца. Для младенцев устраивали подвесные люльки, украшенные резьбой и яркой росписью.

Иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах. В настоящее время, место иконы в доме занял телевизор. Но даже в современном мире во многих домах сохранилась эта традиция: держать иконы дома. У моей бабушки есть икона Божья Матерь «Скоропослушница». На ней изображена Дева Мария с младенцем в левой руке. А как появилась эта икона?

Давно в монастыре на горе Афон жил монах Нил. Ежедневно заходя в трапезную, он по невнимательности коптил своей лучиной образ Божией Матери, который находится возле входа. В один день, проходя мимо лика, он услышал голос, который приказал больше не обжигать икону. Нил не обратил на это никакого внимания и продолжал повторять свои привычные действия. Спустя некоторое время голос снова обратился к монаху и сказал, что тот ведет себя недостойно и поэтому его лишают зрения. Нил очень испугался и начал каяться. Ежедневно он плакал и просил у Божьей Матери прощения, желая вернуть себе зрение. Через какое-то время молитва была услышана, и голос снова обратился к монаху. Он сказал, что Нил вымолил прощение, и зрение ему будет возвращено. Еще голос приказал с этого времени называть икону «Скоропослушница», поскольку она будет скоро выполнять все просьбы людей.

Произошло это в 1664 году 9 ноября.

Божница в красном углу как алтарь православного храма и осмыслялась как присутствие Бога в доме. Стол в красном углу – церковный престол. В красном углу молились на образа.

За столом проходили все трапезы и главные события в жизни семьи: рождение, свадьба, похороны, проводы в армию.

Стол в избе

Места за столом в красном углу были жестко закреплены традицией, причем не только во время праздников, но и во время обычных приемов пищи. Трапеза объединяла род и семью.

Место в красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почетным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости, священник. Если гость без приглашения хозяина прошел и сел в красный угол — это считалось грубейшим нарушением этикета.

Следующая по значимости сторона стола – правая от хозяина и ближайшие к нему места справа и слева. Это «мужская лавка». Здесь рассаживались по старшинству мужчины семьи вдоль правой стены дома к его выходу. Чем старше мужчина, тем ближе он сидит к хозяину дома.

А на «нижнем» конце стола на «женской лавке», идущей вдоль фронтона дома садились женщины и дети.

Хозяйка дома размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. Так было удобнее подавать еду и устраивать обед.

Во время свадьбы новобрачные также сидели под образами в красном углу.

Для гостей была своя – гостевая лавка. Она расположена у окна. До сих пор есть такой обычай в некоторых районах усаживать гостей у окна.

Такое расположение членов семьи за столом показывает модель социальных отношений внутри русской семьи.

Стол – ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом!

Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стола, стол – Божья ладонь!». Всегда на столе должен был быть хлеб – символ достатка и благополучия в доме. Говорили так: «Хлеб на стол – так и стол престол!». Хлеб – символ достатка, изобилия, материального благополучия. Поэтому он всегда и должен был быть на столе – Божьей ладони.

Стол устанавливался обязательно вдоль половиц, т.е. узкая сторона стола была направлена к западной стене избы. Это очень важно, т.к. направлению «продольное – поперечное» в русской культуре придавался особый смысл. Продольное имело «положительный» заряд, а поперечное – «отрицательный». Поэтому все предметы в доме старались уложить в продольном направлении. Также поэтому именно вдоль половиц садились при обрядах (сватовства, как пример) – чтобы всё удачно прошло.

Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляет единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Иногда скатерть называлась «хлебосолкой» или «самобранкой». Свадебные скатерти хранили как особую реликвию. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. На свадебный пир скатерть брали особую и стелили ее изнанкой вверх (от порчи). Скатерть могли расстилать на земле во время поминок, ведь скатерть – это «дорога», связь между миром космическим и миром человека, недаром до нас дошло выражение «скатертью – дорога».

За обеденным столом собирались семьей, крестились перед едой и читали молитву. Ели чинно, вставать во время еды было нельзя. Глава семьи – мужчина- начинал трапезу. Он разрезал еду на куски, резал хлеб. Женщина обслуживала всех за столом, подавала еду. Трапеза была длинная, неторопливая, долгая.

Утварь

Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горнице, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.

Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные, солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

Чай пили из самовара.

Мебели в нашем понимании этого слова в русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь, и другие вещи хранили не в избе.

Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках. Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.

Заключение

«Мой дом моя крепость». Дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с ним связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начинается жизнь человека, он приобщается к дому, домом жизнь и заканчивается, когда он навсегда прощается с родным жилищем. В русской избе всегда чувствуется теплота рук, любовь человека к своему жилищу. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома –это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.

Мы стараемся сохранять и соблюдать обряды наших предков, которым насчитывается уже много веков, именно поэтому считается, что крестьянская изба является символом русской культуры.

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Средняя общеобразовательная школа
№3»

Исследовательский
проект

«Русская
изба

хранит 
богатый опыт

наших
предков»

                                   Автор:
ученица 6-б класса

Попова Злата

                            
Руководитель:

Путимцева Валентина Михайловна

г. Верхотурье

2020 год

Содержание

Введение

Глава I. Русская изба –
символ русской национальной культуры.

1.1.       
История появления деревянной русской избы

          
1.2.    Курные и белые избы.

          
1.3.Выбор места для строительства избы

          
1.4.Выбор деревьев для строительства

          
1.5.Жертвоприношения

          
1.6.Переезд в новое жилище.

Глава 2. Убранство русской избы

           1.1. Окна

           1.2. Печь

           1.3. Стол. Красный угол. Посуда. Сундуки.

Заключение

Литература

Приложение 1

Анкеты для учащихся.

Введение

     Наша страна
богата не только своими недрами, но главным богатством, я считаю, являются её
люди. Знать историю своего народа, его быт и традиции необходимо, чтобы чтить
память наших предков и продолжать начатое ими дело.
Люди строили свой
мир, в котором присутствовало неразрывное единство с природой и чувство родства
с окружающим миром.

      Согласитесь,
ведь интересно узнать, как строилась изба, во что верили, на что надеялись
люди, строившую избу , что им нравилось , чего они боялись, создавая своё жилище.
Одним словом, мне захотелось узнать о том, что представляла собой настоящая 
русская изба.

Цель исследования: Узнать как было
устроена изба — жилище славян. Какие обычаи и традиции существовали у крестьян,
связанные с русской избой.

Задачи:

     
Изучить
литературу, расспросить родственников о традициях строительства и обустройства
русской избы;

     
Познакомиться
с главными правилами строительства русской избы

     
Провести
анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования;

     
Посетить
музей русской избы Дерябино.

     
Познакомиться
с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и значением.

     
Используя
полученные при исследовании знания, провести экскурсии по школьному музею
“Русская изба”

     
Провести
анкетирование учащихся. 

Гипотеза:
Изучение
истории создания русской избы вызовет у всех нас желание изучать историю своей
страны и стать достойными продолжателями славных дел наших предков.

Объект
исследования
:
русская изба.

     
Предмет
исследования:
история
создания деревянной русской  избы,  традиции и обряды наших предков

    Методы
проведения исследования
: изучение литературы, Интернет-    ресурсов и опрос
родственников; посещение музея ;  проведение анкетирования  среди учащихся;
подготовка научно-исследовательской работы и выступление на конференции.

Новизна
исследования:
Я хочу натолкнуть
своих ровесников на размышления о нитях, связывающих нас с нашими предками,
стать экскурсоводами в музее. И это поможет нам всем лучше узнать историю своей
страны, вызвать чувство гордости за наш народ.

Практическая
значимость:
Те открытия,
которые я сделала для себя, уже реализуются  во время экскурсий по школьному
музею «Русская изба». Ко мне уже присоединились несколько моих одноклассниц. 

Глава I. Русская изба –
символ русской национальной культуры.

1.1.       
История появления деревянной русской избы

     Избы строили
из дерева, отсюда родилось и слово деревня. В прошлом «избой» всегда называлось
жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне. Такого же типа
жилище, но построенное в городе, носило название «дом».  Деревня от села
отличалась тем, что в селе была церковь, а в деревне таковой не было

 Для русского
человека дерево являлось спутником его жизни. В старину говорили: «В дереве
человек живёт, из дерева пьёт( имеется ввиду деревянная посуда), на дереве ест
(на деревянном столе), дерево в старости третьей ногой станет (т.е.тростью)…»

     Ещё с
древнейших времён в русских летописях употребляется слова: «ызба», «истьба»,
«истобка», «истопка». Все эти слова связаны с глаголами «топить», «истопить»,
т.е. так назывались отапливаемые помещения, дом с печкой.

     А если в избе
не было печи, то такую постройку называли «клетью». Но до
X века изба больше
напоминала землянку, которую строили так: рыли яму,  сверху клали три ряда
брёвен и вместо крыши тоже укладывали такие же брёвна и присыпали их землёй,
чтобы было теплее. Вместо двери был лаз – отверстие около метра высотой, с
закреплённым пологом для защиты от ветра. На земляном полу возводился из камней
очаг. В таком сооружении было дымно, ведь ни окон, ни трубы в нём не было. Со
временем в боковой стене стали делать отверстия, которые служили оконцами и
местом выхода дыма.

  1.2.    Курные и
белые избы.

      С появлением
печей избы стали строить уже над землёй, но дым по-прежнему из печи шёл в избу.
Люди вынуждены были или сидеть на полу, или выходить на улицу, так как дым ел
глаза , забирался в рот. От копоти внутри всё было черно. Такие избы называли
чёрные или курные.

Кто из нас не
читал сказку, в которой говорится  об «избушке на курьих ножках». К своему
удивлению я узнала, что на Руси в болотистых местах  избы ставилиь на пни
срубленных деревьев, чтобы предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля
сказано, что «куръ» — это стропила(пеньки) на крестьянских избах. В Москве одна
старинная деревянная церковь, построенная в болотистой местности, так и
называлась: «Никола на курьих ножках».

По указу царя
Петра
I  в
Санкт-Петербурге  запретил  строить дома с отоплением по-чёрному. В других
же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века.

     Белая изба
имела печь, дым из которой выходил через трубу. И в наше время , в таких белых
избах живут сельские жители. Избы строились разные. Четырёхстенка – это самая
простая белая изба, она имела четыре стены. Пятистенка поперечной внутренней
стеной делилась на жилую отапливаемую часть (горницу) и сени – нежилую,  не
отапливаемую комнату. У шестистенки бревенчатая стена разделяла  отапливаемую 
часть, состоящую  из двух или трёх комнат, от  нежилого помещения для различных
хозяйственных нужд. Некоторые хозяева устраивали в этих помещениях хлев для
скота. К избе делали пристройки :сараи, бани.

Пол в таких избах
сделан из толстых некрашеных досок, приподнятый до одного или полутора  метра.
Помещение, образовавшееся под полом, называлось подпольем, в котором хранились
овощи, соления  и другие припасы.

1.3.Выбор места
для строительства избы.

     Для крестьян
строительство избы было особо важным событием. Следуя традициям предков,
большое внимание уделялось выбору места для своего жилища. Оно должно быть
обжитое, то есть на этом месте люди жили счастливо, в полном благополучии.
Неудачным местом для постройки считалось место, где хоронили людей или там,
куда била молния. В настоящее время учёные объяснили частоту ударов молнии в
одно и то же место: это может быть господствующая высота или же в этом месте в
земле есть скопление подземных вод или металлосодержащих пород. У крестьян
существовал способ определения места с подземными водами. На ночь на выбранном
участке они расставляли сковороды донышком кверху. Утром, на восходе солнца, их
поднимали. На том месте, где лежала сковорода, на дне которой собралось больше
всего влаги, находилась и водяная жила. Здесь крестьяне и рыли колодцы, и,
конечно, не возводили строения. В противном случае бревна станут гнить, а люди
в такой избе будут плохо спать и просыпаться с головной болью.

     Вот ещё один
способ выбора места для строительства избы.  А делали это так. На выбранное
место для своей  избы укладывал кругом камни. Потом в  центр круга мужик клал
на землю шапку со свежими куриными яйцами. Через некоторое время брал яйца в
руку: еслияйца были  теплые, значит, избу можно строить, если же они холодные,
то надо искать другое место.

Вот один из них:

СИЛЬВЕРСТ
–православный священник, политический и литературный деятель
XVI века.

•Другое дгьло о томъ же. Если
хочешь испытать, гдъ избу ставить или ияые хоромы, возьми кору старую дубовую,
и ту кору тою же стороною, которою къ дубу лежала, положи на томъ месте, гдЪ
хочешь ставить избу или иные хоромы, и не двигай ея. И полежитъ та кора три
дня, и на четвертый день подымешь, и посмотри подъ корою, и если найдешь подъ
нею наука или муравья, и ты тутъ не ставь избы и иныхъ хоромовъ: то мФото лихо.
А когда найдешь подъ тою корою мурашку черную да и съ м?шеч~ ками, млн какихъ
червяковъ найдешь, н ты тутъ избу ставь и иные хоромы, xaxиe хочешь: добро то
мЪсто».

“… Если хочешь
испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту
кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь
ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь
и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не
ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою
мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие
другие хоромы, какие хочешь: добро то место”.

1.4.Выбор деревьев
для строительства

     У наших
предков был культ деревьев. Перед тем, как срубить дерево, они у их душ просили
прощения. После возвращения из леса крестьяне, чтобы смыть свой грех, шли в
баню. Во время заготовки брёвен они наблюдали за тем, как падает дерево. Если
оно зацеплялось ветвями за стоящие рядом деревья, считалось, что лес его не
отпускает, и это дерево они оставляли в лесу. Не брали деревья с наростами и
дуплами, считая, что в них  живет недобрый дух.

Считалось, что
заготавливать деревья надо зимой в полнолуние, а если их срубить раньше, то
брёвна будут отсыревать, станешь заготавливать позже – будут  трескаться. Они
верили,что деревья зимой мёртвые, значит, им не больно.

Нельзя было брать
«священные» деревья, они могли принести в избу смерть.

Священные деревья
у славян :

Береза –символ и
оберег России.

Дуб – могучее,
священное дерево славян – руссов, царь леса.

Верба- это
основной символ плодородия .
Особенно требовательно крестьяне выбирали  деревья для
строительства жилища. Для строительства наши предки выбирали сосну и ель,  но
сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница ценилась за прочность
древесины, но её применяли только в нижних венцах сруба. Выбирая  деревья  в
лесу для постройки дома, крестьянин соблюдал особые правила своих предков.
Запрет распространялся на все старые деревья. Считалось, что они должны умереть
в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, так как они были
уже мертвы, и от   них у домашних будет «сухотка». Если в строительстве будет
использовано «буйное» дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывших
лесных дорог, то оно могло  разрушить построенный дом и убить хозяев.

Но бывали и
исключения.

 Дуб, как
известно, обладает очень прочной древесиной. Не случайно именно его выбрали в
качестве строительного материала для сооружения в 14 веке новых стен и башен
московского Кремля.

 1.5.Жертвоприношения.

Заготовив деревья
для строительства избы, срубленным деревьям
давали вылежаться, чтобы, по поверьям,  из стволов должны были выйти   духи. И
только потом приступали к возведению избы, которое сопровождалось жертвоприношением.

      В самые
древние времена в жертву приносили человека, но со временем
жертвой выбирали коня, козла, барана или петуха с курицей. Потом и
животных заменили  на  символы богатства и счастливой жизни: мешочки
с зерном, ладаном, шерстью, закладными  монетами.

     Монеты под
углами дома должны были принести в него достаток, шерсть — тепло,
а ладан — символ святости и защиты от нечистых сил, монеты –
богатство, зерно – сытую жизнь. В этот же момент закладывали оберег
под порог, чаще всего это были камушки с нарисованными на них защитными
знаками.

     И в наши дни
ещё можно встретить дом с изображением головы животного на коньке крыши, и
сделаны они, порой, не только для красоты. Наши предки считали сам дом «телом»
животного, четыре угла – его ногами, а на крышу водружали череп коня или его
символ. Часто они закапывали в ямку череп под порогом у входа в дом, считая,
что теперь зло не сумеет перешагнуть порог дома.

     Иногда вместо
черепа коня на крыше красовался петух. Наши предки верили (и в сказках мы
читаем об этом), что всякая нечисть должна исчезнуть с первыми криками петуха.
И эта вера была искренней.

     При
строительстве дома использовали топор, а не пилу, так как пила при работе рвёт
древесные волокна и через них бревно впитывает в себя влагу и начинает гнить.
Топор же волокна сминает, запечатывает конец бревна, и от этого такие брёвна
будут поддерживать нужную влажность в доме: когда очень влажно – дерево впитает
влагу, когда сухо – отдаст её.

Сначала в избах
полы были земляные. Потом стали появляться деревянные полы, изготовленных из
расколотых пополам брёвен. И лишь в 1748 году после указа царя

Петра I «О приучении
дровосеков к распиловке дров» в избах стали массово появляться деревянные полы
из досок.

1.6.Переезд в
новое жилище.

      Сразу после
постройки избы хозяева не торопились вселяться в неё. Надо было выждать неделю.
Затем в дом пускали кота или петуха. Хотя и  сегодня, въезжая в новую квартиру,
принято пускать впереди себя кошку. Если по истечении двух суток с животными
было всё в порядке, то семья устраивала пышное новоселье и вселялась в своё
жилище. Но первым в дом входил самый старый человек. Считалось, что тот, кто
первым войдёт в новый дом, тот первым и уйдёт в мир иной. За старыми людьми,
держа в руках верёвку, заходили и все её домочадцы. Обязательно хозяева
приносили с собой угощение и для домового, задабривая его своим вниманием. 

     Переезд в
новое жилище не должен был происходить в «тяжелый» день недели : понедельник,
среду, пятницу. Удачным считался переезд в полдень. Окончание строительств
отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

      Изба для
крестьянина была главной в его жизни.  Внешний мир воспринимался ими как
враждебное к людям пространство. Поэтому стены, пол, потолок, порог, окно,
дверь были как бы границей между миром жилища и внешним миром. Поэтому
существовали особые правила поведения человека и многочисленные обряды. Люди
верили, что стены избы должны быть возведены из нечётного количества брёвен.
Иначе дом не станет охранять его хозяев. При входе в чужой дом надо было
обязательно прочитать молитву, отправляясь в дальнюю дорогу , необходимо было
посидеть на лавке у порога своего дома.

     Всякий
человек, зашедший в избу, считался защищённым. Даже если в избу забежал враг
или преступник, ему не причиняли вреда, потому что пролить кровь в избе
считалось непростительным грехом.

Глава 2. Убранство
русской избы

           1.1. Окна

    
В те времена, когда у крестьян были землянки, окон в них не было, свет проникал
в землянку через вход в жилище. В
IX веке в избах появились волоковые
окна, так они назывались отверстия в стене, которые  закрывались деревянными
дощечками. Затем вместо стёкол в окна вставляли бычий или рыбий пузырь, слюду,
дневной свет в избу проникал очень слабый. Позднее появилось стекло, но оно
было мутновато зелёного цвета и очень толстое, поэтому было почти непрозрачное.

    
Окно как границу между внешним и внутренним миром жилища было принято считать
опасным местом, в связи с этим было много примет. Если в окно влетит птица –
будет покойник. В семье, где часто ссорятся, ангел вылетает из избы и прячется
на улице под окном. Поэтому никогда крестьяне не выбрасывали мусор через окно,
чтобы не ударить ангела.

  
Стремясь обезопасить свой кров от бед и несчастий, крестьяне украшали окна
диковинными узорами: русалками — берегинями, гривастыми львами, так как
считали, что окно связывает домашних с внешним миром. Солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с
точками), конские головы, подковы, по их мнению, будут служить им защитой.

     
Оконное стекло появилось на Руси в конце
X века.

1.2. Печь

    
Печь в избе занимала главное место, находилась она сразу у входа в избу. В ней
готовили еду, сушили грибы и ягоды, на ней спали. В  печи мылись, под (основание печи), убрав золу,  выстилали соломой,
ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в
качестве своеобразной мини-бани. 
Взрослые мылись сами, а детей
садили на деревянную лопату и отправляли в печь. Поэтому, читая сказку, в
которой печь предложила Алёнушке спрятаться от гусей-лебедей в печи, теперь я
понимаю, что это не вымысел, а правда.
 Обливая водой
горячие стены печи, становилось тепло.. Русским людям нравилось мыться в печке.

     В народе говорят: «Печка греет, печка кормит, печка
лечит
». Почему печь лечит? Этому есть объяснение. Печные кирпичи, сделанные
из глины, хорошо проводят инфракрасное тепло, которое исходит от тёплых
кирпичей  и
соответствует
естественному излучению человеческого тела.
Организм человека воспринимает печное излучение как «своё», поэтому печной жар
способствует оздоровлению живых клеток человека. Недаром в русской былине
говорится об Илье Муромце , который пролежал на печи 33 года, набираясь сил для
своих подвигов.

   
Некоторые травы, которые на Руси использовались для приготовления банных
отваров.

Полынь.
Высушенным и измельчённым растением натирали кожу. Делалось это для исцеления
от ран, ушибов и язв. Кроме того, процедура снимала головную боль, нервное
напряжение и повышала работоспособность.

Зверобой.
Также использовался в высушенном и измельчённом виде. Порошком посыпали тело
для избавления от кожных болезней и подагры.

Полевая
мята. Использовалась больше для поднятия настроения, поскольку обладает очень
приятным запахом. Но также есть сведения, что она оказывает положительное
влияние на организм при простуде.

Ромашка.
Растение, широко известное своими лечебными свойствами, содержит большое
количество витаминов и эфирных масел. Оказывает положительное влияние на
здоровье кожи.

Липовый
цвет. Будучи запаренным, издаёт очень приятный запах, успокаивающий нервную
систему, способствует крепкому освежающему сну.

Хрен.
В любом виде отлично борется с простудой. Укрепляет иммунитет.

Аналогично
действуют и листья чёрной смородины.

Хвоя
сосны и ели, заваренная в кипятке, настоянная, будучи выплеснутой на камни и
обращаясь в пар, способно оказывать положительное комплексное влияние на
организм.

Зелёные
шишечки хмеля способны вызвать прилив сил. Их следует применять, если после
бани у вас ещё много дел.

    
Считалось,
что печь является не только хранительницей огня, но и обладает волшебной
силой.Все верили, что печь может чужих людей превращать в своих, достаточно
гостям приложить руки к печи, и печь вкладывала в его душу тепло и доброту к её
хозяевам. Недаром считалось, что домовой — хранитель домашнего очага тоже жил
под печкой.

В
обыденной жизни печной угол считался женским. Здесь находилось всё, что
необходимо для приготовления пищи: кочерга, ухваты, лопата, на которой ставят
хлеб в печь, деревянный ушат с водой…

   1.3. Стол.

    
Особое место в избе занимал стол, который находился в красном углу.

На столе, покрытый скатертью, всегда лежал каравай хлеба и
стояла солонка. Хлеб и соль указывали на достаток и богатство этой семьи.
Крестьяне считали стол “Божьей ладонью”, которая даёт человеку пищу. Вот почему
нельзя было стучать по столу, садиться и облакачиваться (опираться) на него.
В будние дни стол
стоял без скатерти. В праздничный день стол выдвигали на середину, накрывали
белой скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

Красный
угол.

    
Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы.
Передний угол, украшенный божницей с иконами и лампадкой называли святым или
красным углом. Все важные события семьи отмечались в красном углу. Его украшали
вышитыми полотенцами, а  на полки возле него ставили красивую посуду.

Лавки.

    
И у мужчин в избе была мужская половина избы. Они обычно отдыхали в переднем
углу, а работали на лавке, находившейся у входа в избу
с вырезанной
конской головой сбоку — коник. На ней мужчины занимались ремеслом, поэтому под
лавкой хранились разные инструменты.
Рядом стояла
«нищая»лавка предназначалась для тех, кто пришёл в избу без
разрешения его хозяев. Рядом с печью – долгая лавка. На ней женщины вязали,
вышивали. Здесь же была и кутная лавка, на которую ставились вёдра с водой. У
стола находилась лавка короткая, во время трапезы на ней сидели мужчины.

Посуда.

В
русской избе чугунки, латки, сковороды хранили возле печи. Фарфоровая посуда
хранилась на самом видном месте, которая была чувством гордости хозяек.
Количество этой посуды говорило об их достатке. Красивая посуда хранилась в
шкафчике-заблюднике. Повседневная посуда, сделанная из глины или дерева, стояла
на подвесных полках. Это были солонки из бересты или меди, деревянные миски и ложки.
Чашки для кваса. Хлеб хранили в расписных коробах. Наваристые щи, вкусную кашу
готовили в глиняных горшках. В деревянных бочках и кадушках хранили соления.
Только в 19 веке глиняные горшки стали металлическими, ь они стали называться
чугунками.

Сундуки.

    
Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое
складывалось в сундук. Девушка, выйдя замуж, забирала этот сундук вместе с
приданым в дом мужа. Существовало большое количество любопытных традиций,
связанных с сундуком. Вот некоторые из них: девушкам нельзя нельзя было дарить
свой сундук, иначе она замуж не выйдет. Во время масленицы нельзя было
открывать сундук, так она своё богатство и удачу выпустит.

Заключение.

    
Работая над данной темой, я осознала, какие мудрые были наши предки, какой
богатый опыт они оставили нам, потомкам. Несмотря, казалось, на простоту
устройства русской избы, я сейчас понимаю прозорливость этих строителей. Ведь
эта изба не просто место для ночлега, а живая душа, которая не только согреет,
но и вылечит, поддержит в трудную минуту. И как важно сохранить, не потерять нам
эти качества наших предков. Насколько богат был их внутренний мир:
гостеприимство, доброта души, вера в человека – вот то, что мы, сегодняшние, не
должны забывать, а следовать их примеру. 

Прошли
сотни лет, а деревянные здания сохранились и пользуются спросом. Тянет людей к
свежести, уюту, одним словом, к своим истокам. Почему в мегаполисах появляются
дачи, строящиеся подальше от душных каменных городов поближе к природе, лесу? 
Я думаю, это понятно всем.

Я
надеюсь, что мой проект, экскурсии по музею помогут многим открыть для себя
желание новые
страницы истории
нашей страны. Считаю, что
 моя гипотеза подтвердилась.

Литература и источники:

Исторические очерки русской народной словесности и
искусства. Автор:

Буслаев Ф.

Русская изба.
От печки до лавочки. Автор: Марина Улыбышева. 

Русский дом . Автор: Ленид Алексеевич Саверский

otvet.mail.ru/question/38930027

Скачано с www.znanio.ru

Научно-практическая конференция

Исследовательская работа

Тема: «История русской деревянной избы»

Работу выполнил:

  ученик 2 «А» класса

       ГБОУ СОШ № 814 СП №2

   Шумский Артемий

Руководитель:

   Бакшенова Алла Евгеньевна

Москва, 2015 год

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Список используемой литературы
  5. Приложение

Введение

      У американских индейцев есть поговорка: «Бог одинаково научил всех птиц вить гнёзда, но гнезда у всех птиц разные».  Так же и у людей: все люди строят дома, но каждый народ делает это по-своему. У различных народов сложились свои определенные традиции постройки жилища, такие как юрта, чум, вигвам, иглу, сакля и другие. Дома могут многое рассказать о людях, которые их построили. Как они жили, во что верили, на что надеялись, что любили, а чего боялись.

В такой лесной стране, как Россия, дома испокон веков строили из дерева. И для меня нет на свете жилища прекрасней, чем обычная русская изба! Впрочем, какая же она обычная? Ведь настоящая русская изба, даже самая маленькая, — это огромный мир, целый космос, в котором каждый предмет имеет свой смысл и несет свою пользу. Русский народ сумел архитектуру простой крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров. Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. А сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все придумано и хитро сделано!

Мне самому захотелось узнать, как строили на Руси, что собой представляла русская изба, побывать в ней, проникнуться ее духом, а также попробовать себя в роли строителя, создавая макет русской избы.

Актуальность исследования

Я считаю, что знать историю своего народа, его быт и традиции необходимо, так как это часть нашей истории, которую нельзя забывать. А что может лучше рассказать о русском народе и его быте, как не его дом, а особенно русская изба. Интересно то, что и сегодня, многие люди, обладающие возможностями построить каменные двух и трехэтажные особняки, предпочитают строить деревянные. И причиной этому является не столько преимущества дерева перед другими строительными материалами, сколько красота и загадочность русской избы. Поэтому я считаю изучение данной темы интересной и актуальной.

Объект исследования: история русской деревянной избы, особенности ее строительства и обустройства.

Цель: научиться самостоятельно добывать знания об истории русской избы, особенностях ее постройки и обустройства; развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.

Гипотеза: Русская изба является символом русской национальной культуры.

Задачи:

1. провести анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования;

2. выявить традиции строительства и обустройства русской избы;

 3. посетить музей русской избы;

4. используя полученные при исследовании знания, составить кроссворд на тему русской избы;              

5. провести исследование среди учащихся класса на предмет знания материала о русской избе путем предложения ответить на вопросы, составленного мною кроссворда;

6. выполнить макет русской избы.

Метод проведения исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов; посещение музея и экскурсии; составление кроссворда; создание макета русской избы; проведение опроса среди учащихся; подготовка научно-исследовательской работы и выступление на конференции.

Практическая значимость. 

Результаты исследования по данной теме будут способствовать возрождению интереса к историческим знаниям, приобщению к источникам культуры своего народа, вовлечению людей в исследовательскую деятельность. А также позволит открыть в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Основная часть

Изба – это деревянный срубный бревенчатый дом, который являлся самым распространенным жилищем русского крестьянина преимущественно в сельской местности. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба».  «Истьбой» или «истопкой» в летописях назвали отапливаемый жилой сруб, то есть дом с печкой, а если печки не было, то эту постройку именовали «клеть».

Только изба не сразу стала такой. Первоначально (до X века) века она мало чем отличалась от землянки, и строилась она так: выкопает человек яму, обнесет ее сверху тремя рядами (или как раньше говорили, — венцами) толстых бревен, накатит такие же бревна вместо крыши и присыплет все это сооружение землей, чтобы теплее было. Даже нормальной двери у избушки не было, а был лаз – входное отверстие в метр высотой, прикрытое от ветров пологом-занавеской. Пол в таких избушках был земляной. Его просто поливали водой и утаптывали. И прямо на нем размещали сложенный из камней очаг, чтобы греться и готовить пищу. Глава семьи спал на почетном месте у очага, женщина и дети справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина.  В таком доме было дымно, ведь ни окон, ни трубы там не было. Такая структура сохранялась длительное время. Со временем изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, которые иногда затягивались бычьим пузырем, а затем и печь.

Когда в жилищах появились первые печи, избы стали строить выше, уже над землей. Но дым от печи по-прежнему шел внутрь дома. Подобные избушки назывались черные или курные. «Курить» значило «разжигать огонь, топить». А черными они назывались потому, что в них было черно от копоти. Такой способ топки назывался «топить по-черному». Во время топки печи в такой избе было дымно и холодно. Люди, находившиеся здесь в это время, вынуждены были сидеть на полу или выходить на улицу, так как дым ел глаза, забирался в гортань и нос. Дым поднимался вверх и зависал там плотным синим слоем. Но когда в избах появился дымник – дырка в крыше для выхода дыма, то количество сажи сразу уменьшилось.  Чтобы тепло не уходило, а дым выветривался, окна в черных избах были крошечные. А освещалась такая изба в ночное время лучиной – тонкой длинной щепкой из сухого дерева.  Впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты.

Курные избы существовали в русской деревне вплоть до начала XX в. Их стали активно заменять на белые избы в деревнях Европейской России с середины XIX в., а в Сибири — еще раньше, с конца XVIII в.  Топились такие избы по-белому, то есть имели настоящую русскую печь с трубой над крышей. Самая простая белая изба с четырьмя стенами – это четырехстенка (или четырехстенок). Позднее стали строить пятистенки, разделенные внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (нежилую и не отапливаемую комнату) и шестистенки, в которых жилая теплая часть состояла из двух или трех комнат, разделенных рублеными бревенчатыми стенами на части. Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития.

Семьи тогда были большими и жили родственники все вместе в одном доме, где кроме родителей, детей, бабушек и дедушек могли проживать еще и дяди, и тети. Половину всего дома занимала жилая часть, а остальная часть отводилась под различные хозяйственные нужды. Пол тут был уже не земляной, а из толстых некрашеных досок, приподнятый на высоту от одного до полутора метров. Все, что находилось под полом жилого помещения, называлось подпольем. Чтобы попасть туда из комнаты, нужно было поднять тяжелый деревянный люк. В подполье хранились запасы картошки, моркови и прочих овощей, а также бочки с квашеной капустой, солеными огурчиками и мочеными яблоками. Вторая половина дома отделялась помещением, которое называлось «холодные сени» своего рода прихожая около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. За сенями располагался сарай, где жили коровы, лошади, свиньи, козы и куры. Каждая скотина находилась в своем закуте, то есть углу. К основной избе прилегали различные пристройки, так, что такая изба на самом деле была не просто домом, а целым хозяйством.

Строительство дома для крестьянина всегда было знаменательным событием. При этом для него было важно не только обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы или барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, укладывали деньги, шерсть, зерно — символы богатства и счастливой жизни, ладан — символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. А строить дом крестьянину помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.            

Рубили избы топором. И стены избы называли просто — сруб. Топор был главным инструментом в хозяйстве. Конечно, пила в доме тоже имелась. И хотя спилить дерево было намного легче, чем срубить, но избу ставили только из срубленных бревен. Потому, что пила при работе рвет древесные волокна, и такие спилы легко впитывают влагу, из-за чего бревно скоро начинает гнить. А топор волокна сминает и как-бы запечатывает. По той же причине при постройке изб никогда не пользуются гвоздями. Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делают продольное углубление, куда вставляют выпуклый бок другого бревна. А пазы между бревнами конопатят (то есть забивают) болотным мхом, который очень полезный и даже обладает целебными свойствами (заживляет раны). В общем, изба состоит только из натуральных и полезных материалов, имеющих необыкновенные свойства. Ведь дерево умеет поддерживать нужную влажность в доме: когда слишком влажно – дерево впитывает влагу, когда сухо – отдает. Если избу строят из сосны, то перед тем как срубить дерево, весной на нем делают узкие полоски, аккуратно снимая топором кору с самого верха до низа, и оставляют до зимы.  После этого сосна начинает выделять густую смолу, а когда придет время срубить дерево, весь ствол уже будет просмоленным и дерево дольше прослужит.

Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая или из драни. Также в обычае было покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Тесом называли тонкие доски. Чтобы получить такие, бревно сначала раскалывали пополам, а затем обтесывали топором. Тес – покрытие дорогое, для которого нужно было отыскать бревна без сучков. Такую крышу могли позволить себе только богатые крестьяне. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности.  И такая крыша могла прослужить своим хозяевам полвека.

Верх кровли прижимали тяжелым бревном, называемым охлупень, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк. Он вырезался из огромного корневища дерева. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня. В древние времена эта скульптура имела смысл и считалась оберегом дома.
«Конь на крыше — в избе тише», — гласит народная пословица.
Что значит конь для русского крестьянина, говорить излишне. Он сопутствовал ему во всей жизни, был верным помощником и в труде, и в бою.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.  

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу. Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения холодного воздуха, но и как граница между мирами. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву и в знак уважения отвесить поклон хозяевам. В русских деревнях существовало множество обычаев очищения дверей. На праздник Крещения, например, повсеместно окропляли двери крещенской освещенной водой, рисовали на них углем кресты, прибивали на дверной косяк или на порог случайно найденные подкову, нож или обломок косы.

 Центральное место в доме занимала печь. У наших предков даже было в быту такое выражение – «плясать от печки». Так говорили потому, что при постройке избы сразу решали самый важный вопрос: где сложить печь. Все остальное размещали в зависимости от расположения печки. Печь в крестьянской семье любили все. Ведь она и грела, и кормила, и светила, и мыла, и сушила, и даже лечила.  Ставили печку не прямо на полу, а делали для нее массивный сруб – опечье. На настиле опечья ставилась сама печь, а под настилом оставляли пустое место – подпечье. Там хранили ухваты, кочерги, чтобы мешать дрова в печке, печные лопаты и прочую утварь. А в нижнюю часть подпечья зимой пускали кур, чтобы он в тепле лучше несли яйца. Внутри печи располагалась топка (или горнило) – где горели дрова, которая бывала такой большой, что в ней мог легко поместиться взрослый человек. Но для чего же ему было лезть в печь? А чтобы попариться, ведь печка еще и отличная банька, пар в которой исцеляет от множества болезней. Из протопленной печки выгребали золу и угли, а потом на широких лопатах бережно сажали туда болеющих, чтобы они в такой баньке прогрелись и вылечились. А вместо мыла служила печная зола, которую также добавляли в различные мази и отвары. Печь также прекрасная сушилка: сушит валенки и рукавицы, а также грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Она же и стиральная машинка. В большой чугунный горшок с водой женщины складывали белье, туда же опускали мешочек с золой и ставили в печь. Удивительно, что зола темно-серая, почти черная, а белье от такого кипячения становилось белым- белым, да еще и прочным. А еще печка предсказывала погоду: если дрова в печи горели с треском – к морозу, с гудящим шумом – к бурану.

На печи обычно спали старики или дети. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник. Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.    

Главным местом любого крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, на которой хранилась святая вода, освещенные верба, пасхальное яйцо и Библия. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался. Крестьяне любили и почитали иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. В красном углу под иконами ставился большой обеденный стол, который по праздникам покрывали вышитой скатертью. Вообще стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Столешницу почитали «божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом.

Очень важная деревенская мебель – лавка. Их в доме было много, и все они были разные и играли свою роль. Некоторые были вделаны прямо в стены дома, а были и переносные. Они назывались скамейками. Их приставляли к неподвижным лавкам, чтобы на ночь устроить постель пошире. Ведь спали в избе тоже на лавках. Отец семейства обычно спал на лавке под названием «коник» (уменьшительное от слова конь). Боковину этой лавки украшал вырезанный из доски силуэт конской головы. Кониками (или койниками) называли ящики или лавки для хранения конских сбруй, рыболовных принадлежностей и различных инструментов. От слова «койник» впоследствии и произошло всем известное слово «койка» — кровать. Была в избе и длинная женская лавка, которая располагалась вдоль стены с окнами. На ней сидели за рукоделием и женщины и бабушки, и даже девочки, которые уже с шести лет начинали прясть пряжу. Лавка для гостей называлась красной. А вот «нищая» лавка, расположенная у двери или у калитки, получила такое название потому, что на нее мог садиться или путник, чтобы передохнуть или подкрепиться. Также была еще посудная лавка. На ней не сидели, а ставили повседневную посуду и готовили еду, поэтому она была выше всех остальных. Возле печки находилась кутная лавка, там стояли ведра с водой.

Если встать на середину избы и посмотреть наверх, то мы увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб. Когда же в доме рождался младенец, то для новорожденного подвешивали к матице нарядную люльку. Мать привязывала к ней какую-нибудь веревку, и, если вдруг ребенок заплачет, можно было потянуть за нее и покачать люльку.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны, воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции. Добро хранилось в сундуках, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами и закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. Домашняя утварь, то есть предметы обихода, такие как горшки, крынки для молока, короба с крышками, корзины, сплетенные из ивовых прутьев, бочки и лукошки, а также красиво расписанные деревянные ложки тоже в основном были сделаны своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, туеса и корзины. И хотя не отличалось убранство русской избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки – все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Заключение

Изучая тему русской избы, понимаешь, что дом – это не только жилая постройка, но дом – это и родина, и семья. Человек строит и обустраивает свое жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, а также во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение. В жизни человека дом имеет большое значение. С дома начиналась жизнь человека, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.

В ходе работы над проектом я узнал много нового и интересного о прошлом своей страны, о традициях строительства и обустройства русской избы и могу поделиться своими знаниями с другими. Также я составил кроссворд на тему русской избы и предложил учащимся своего класса ответить на вопросы, указанные в нем и, наконец, я сам выполнил макет русской избы, который хочу передать в музей нашей школы. Кроме того, я настолько проникся изучением данной темы, что мне самому захотелось побывать в настоящей русской избе, увидеть крестьянские избы, сохранившиеся до наших дней и продолжить свое исследование. Тем более, что на новогодние праздники мы с семьей запланировали посетить такие великие русские города как Владимир и Суздаль, которые входят в Золотое Кольцо России. А Суздаль еще и является музеем под открытым небом, сохранившим множество исторических и культурных памятников, а также музей деревянного зодчества.

Список используемой литературы

1. Терещенко А.  Быт русского народа. М., 1997.

2. Александрова Л.А. Деревянное зодчество Руси. М.: Белый город 2003.

3. Улыбашева М. Русская изба от печки до лавочки. Москва, 2015.

4. Рапопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1988.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1977.

6. Электронная всемирная энциклопедия «Википедия».

           Приложение

КРОССВОРД

1.

И

2.

С

3.

Т

4.

О

5.

Р

6.

И

7.

Я

8.

Р

9.

У

10.

С

11.

С

12.

К

13.

О

14.

Й

15.

И

16.

З

17.

Б

18.

Ы

1. Висячие доски с резным орнаментом, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши (Причелина).

2. Материал, которым покрывали крыши небогатые крестьяне (Солома).

3. Главный инструмент в хозяйстве, которым рубили избы (Топор).

4. Лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью, на которой спали дети (Полати).

5. Высокий глиняный сосуд для молока (Крынка).

6. Бревно на потолке, своего рода границей между внешней и внутренней частями дома (Матица).

7. Предмет народного быта, орудие труда для изготовления нитей, на котором работали женщины и девочки начиная с пяти лет (Прялка).

8. Деревянный брус через который переступали и кланялись, когда входили в избу (Порог).

9. Тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы (Лучина).

10. Емкость хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей (Сундук).

11. Неотапливаемое и нежилое помещение, расположенное между жилой частью дома и крыльцом (Сени).

12. Элемент конструкции кровли избы, самая верхняя ее часть, выполненная в виде головы животного (Конек).

13. Чистая комната в крестьянской избе (Горница).

14. Мебель на ножках с узким сиденьем, которую могли передвигать и ставить в разные части дома (Скамейка).

15. Предмет, который висел в каждом доме в красном углу (Икона).

16. Чем люди мылись в древней Руси до изобретения мыла (Зола).

17. Деревянный дом, стены которого собраны из рубленых брёвен (Сруб).

18. Общепринятый порядок, привычный способ делать что-либо, передающийся от поколения к поколению (Обычай).

русская изба

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить. 

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

крыльцо

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились. 

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным. 

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.


Сени

сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов. 

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.


Русская печь

русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины. 

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.


Печной угол

печной угол

Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол. 

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.


Лавки в избе

Лавки

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты. 

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.


Мужской угол (Коник)

коник

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы. 

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.


Женский угол (Середа)

середа

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской. 

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.


Красный угол

красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. 

 И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.


Крупы, муку и другие продукты народ хранил в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена. 

  • Рассказ про русского спортсмена на английском языке 6 класс
  • Рассказ про русскую национальность
  • Рассказ про россию 4 класс окружающий мир
  • Рассказ про русский национальный костюм мужской
  • Рассказ про русский народ