Рассказ про русский народный костюм

Праздник пройдет в виртуальном формате уже во второй раз. это безопасно в условиях пандемии, а самое главное удобно для

Праздник пройдет в виртуальном формате уже во второй раз. Это безопасно в условиях пандемии, а самое главное — удобно для тех, кто хотел бы побывать на нескольких мероприятиях за один день.

Десятки интереснейших онлайн-событий пройдут в День народного единства. Они состоятся 4 ноября на интернет-площадках музеев, библиотек, культурных центров, дворцов творчества и молодежных общественных организаций. Можно отметить праздник, приняв участие в виртуальных экскурсиях, лекциях, мастер-классах и флешмобах. Все мероприятия пройдут бесплатно. На некоторые из них потребуется предварительная регистрация.

Вспомнить обычаи родной страны и послушать песни мира

Ко Дню народного единства столичные культурные центры и дома культуры приготовили познавательные лекции, мастер-классы и яркую концертную программу. Зрители увидят выступления вокальных и танцевальных ансамблей, послушают патриотические песни и узнают много нового о культурных традициях нашей страны. Посетителей также приглашают поучаствовать в веселых флешмобах и праздничных акциях.

Познакомить детей с традициями народов России поможет Дом культуры «Маяк». Специально для юных зрителей там подготовили видеосюжет «Такая разная Россия». Это увлекательный рассказ о народах, которые населяют территорию нашей страны, а также о гербах, флагах и их значении. Лекция начнется в 12:00. Посмотреть ее можно на странице Дома культуры в соцсети «ВКонтакте».

Послушать патриотические песни разных стран приглашает культурный центр «Москворечье». В 12:00 в его аккаунте в «Инстаграме» начнется праздничный онлайн-концерт «Сердца, бьющиеся вместе». Зрители познакомятся с русскими и зарубежными музыкальными произведениями XIX и ХХ веков, посвященными любви к Родине.

Еще один онлайн-концерт проведет культурный центр «Лидер». В 17:00 на его официальных страницах в соцсетях начнется развлекательная программа «Мы вместе!». В ней примут участие творческие коллективы культурного центра: ансамбли народной песни, танцевальные и театральные объединения. Концерт будут транслировать на страницах культурного центра в соцсетях «ВКонтакте» и «Инстаграм», а также на его YouTube-канале.

Посмотреть выступление столичных творческих коллективов можно будет и на концерте Дома культуры «Гайдаровец». Для зрителей прозвучат музыкальные композиции разных эпох в исполнении учащихся школы инклюзивного творчества «Танцующий дом», культурного центра «Новослободский», домов культуры «Стимул» и «Гайдаровец». Также выступят участники эколого-культурного объединения «Слобода» и актеры драматического театра «Большая медведица». Запись концерта проходила в особняке XVIII века в усадьбе Толстого — Борисовских. Видео опубликуют в 20:00 на официальном YouTube-канале Дома культуры «Гайдаровец».

Фото М. Денисова. Mos.ru

Поучаствовать в праздничных акциях и флешмобах и поздравить друг друга с Днем народного единства всех желающих приглашает проектный офис «Молодежь Москвы». Мероприятия пройдут в онлайн-формате в социальных сетях «Инстаграм» и «ВКонтакте». Присоединиться к акциям также можно в мобильном приложении «Зачетная Москва».

Так, 4 ноября пользователи приложения смогут пройти тематический квиз «Россия — наш общий дом». Им предстоит ответить вопросы по истории России и культуре населяющих ее народов. Те, у кого есть страницы в соцсетях «Инстаграм» и «ВКонтакте», смогут поучаствовать в праздничной акции «Мы едины, мы непобедимы». Для этого им необходимо записать видео на эту тему и опубликовать его в своих аккаунтах. К публикации также надо добавить хештеги #МыЕдины, #МыВместе, #РоссияОбъединяет. Акция пройдет с 10:00 до 22:00.

Узнать секрет русской косы и смастерить медведя

Самых юных зрителей в День народного единства будут ждать столичные дворцы детского творчества. В режиме онлайн для ребят пройдут веселые мастер-классы, познавательные занятия и концерты. Участники смогут больше узнать об истории праздника, познакомиться с музыкальными произведениями советских и российских композиторов, а также научатся делать оригинальные поделки.

Так, Дом детского творчества на Таганке приглашает на видеоконцерт «Моя великая Россия», который начнется в 10:00. Зрители услышат знакомые мелодии советских и российских композиторов. Для участия не требуется регистрация, подключиться к просмотру можно на сайте Дома творчества.

Педагоги Дворца творчества детей и молодежи «Восточный» в 12:00 расскажут юным москвичам, как появился этот праздник — День народного единства. Слушатели узнают об исторических событиях, Казанской иконе Божией Матери и памятнике Минину и Пожарскому на Красной площади. Трансляцию можно посмотреть по ссылке.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Педагоги центра детского творчества «Строгино» на мастер-классе в 14:00 научат делать фигуру медведя — неофициальный символ России — в технике оригами. Для работы понадобятся бумага белого и коричневого цветов, ножницы. Подключиться к трансляции можно на YouTube-канале центра детского творчества.

В 14:00 пройдет занятие Дворца творчества детей и молодежи «Севастополец». Оно будет посвящено парикмахерскому искусству, технике плетения русской косы и прическам на ее основе. Участникам понадобятся расческа-щетка, расческа плоская или с острым концом, маленькие и большие резинки, шпильки, невидимки, лента. В качестве моделей можно пригласить друзей или членов семьи. Необходима авторизация.

Подробная информация и афиша онлайн-мероприятий, приуроченных ко Дню народного единства, размещены на официальных сайтах учреждений дополнительного образования Москвы и портале «Дом онлайн».

Не пропустить лекции по истории и литературе

Ко Дню народного единства музеи и библиотеки Москвы подготовили онлайн-концерты, познавательные лекции и викторины. Зрители услышат мелодии из популярных кинофильмов, узнают много интересного об известных исторических персонажах и вспомнят имена героев популярных детских книг.

Послушать песни известных советских композиторов можно на онлайн-концерте, который организуют библиотеки Юго-Запада Москвы. В 14:55 на их YouTube-канале состоится праздничный концерт «Споемте, друзья!». В программе прозвучат популярные композиции из старых кинофильмов. Зрителей также ждет рассказ об истории празднования Дня народного единства.

Московский музей космонавтики организует лекцию «Что помнят звезды над Кремлем». Заместитель директора музея по научной работе историк Вячеслав Климентов расскажет, какие исторические события предшествовали ноябрьским дням 1612 года и раскроет истоки появления праздника. Например, зрители разберутся в том, кем были Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, и узнают, от кого в 1612 году они защищали Москву. Трансляция пройдет на телевизионном канале музея. Начало в 16:00.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Узнать любопытные факты о самом знаменитом памятнике Минину и Пожарскому, украшающему сегодня Красную площадь, можно на онлайн-лекции «Вас здесь не стояло! Могли ли Минин и Пожарский занять место Пушкина?». Где именно должен был стоять памятник, какому событию должен был быть посвящен и какую роль в этом сыграли полицейские, расскажет экскурсовод Алексей Шаламов. Лекция подготовлена сотрудниками Музея-квартиры Ивана Сытина по архивным документам московской полиции XIX века. Видео опубликуют в 18:00 на YouTube-канале Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского.

В это же время в инстаграм-аккаунте галереи «Печатники» начнется киномарафон. В программе — два советских фильма 1960-х годов: «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты и «В огне брода нет» Глеба Панфилова. Обе картины повествуют о событиях Гражданской войны — 1917 года.

Галерея Александра Шилова проведет онлайн-лекцию «Живые страницы истории». Участникам продемонстрируют картины русского художника-реалиста Александра Шилова, на которых запечатлены герои Великой Отечественной войны, и расскажут о судьбах этих людей. Посмотреть лекцию можно будет на YouTube-канале галереи. Начало в 19:00.

Еще одну лекцию на историческую тему подготовил Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Она пройдет на платформе Zoom. Зрители узнают о военных задачах и быте русской армии в Галлиполийском лагере в Турции в 1920–1921 годах. Например, почему его называли «русским чудом», как в лагере сохраняли боеспособность и высокий моральный дух. Ссылка на мероприятие опубликована на сайте. Начало в 19:30.

Поучаствовать в онлайн-квизе для всей семьи и ответить на несколько вопросов о книгах российских писателей предлагает библиотека № 129. Викторина начнется в 20:00 на ее страницах в соцсетях «ВКонтакте», «Инстаграм» и «Фейсбук», а также на YouTube-канале. Участникам предстоит ответить на семь вопросов и угадать имена героев известных детских произведений.

Примерить русский народный костюм, поиграть в старинные игры и узнать, каким был традиционный крестьянский быт, можно на экскурсии по Московскому государственному музею С.А. Есенина. Здесь приготовили специальную программу для посетителей старше шести лет и взрослых «Азбука народной жизни в традициях, обрядах, сказаниях». Для участия в экскурсии необходимо приобрести билет. Вход в музей осуществляется по QR-кодам. Посетителям также необходимо следовать правилам безопасности: надевать маски в помещениях и соблюдать социальную дистанцию.

Сразу несколько познавательных мероприятий подготовил Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. В 12:00 для детей 6–10 лет проведут экскурсию «Знакомство с русским зарубежьем». Экскурсовод покажет предметы основной экспозиции музея и расскажет о жизни русских эмигрантов XX века.

Еще один рассказ о судьбах людей, покинувших Россию после революции 1917 года, подготовили для ребят старше 12 лет. В 14:00 для них проведут экскурсию «Исход 1920–1922. Истории и судьбы». Они узнают о том, как проходила эвакуация из Крыма в 1920 году.

А в 17:00 школьников приглашают присоединиться к экскурсии «Русская эмиграция. От изгнания к триумфу». На ней расскажут о жизни представителей творческой интеллигенции, уехавших за рубеж.

Для участия в экскурсиях необходимо приобрести билет в музей и предварительно зарегистрироваться на мероприятия по телефону: +7 495 137-83-56. Взрослым посетителям также нужно будет предъявить QR-код.

О том, как получить QR-код, подтверждающий прохождение вакцинации, можно прочитать в инструкции.

Разглядеть в современной Москве следы прошлого

Цифровой туристический сервис Russpass предлагает совершить занимательное онлайн-путешествие по памятным местам Москвы, связанным с появлением праздника День народного единства.

В онлайн-журнале Russpass Mag можно найти информацию о достопримечательностях, отсылающих к истории Москвы XVI–XVIII веков: Новодевичьем монастыре, Белом городе, Казанском соборе, Никольской башне Кремля, храме Василия Блаженного и других.

В Russpass Mag читатели узнают, где первоначально поставили памятник Минину и Пожарскому, почему Кузьма Минин рукой указывал на Никольскую башню Кремля, а также как раньше назывался район нынешней Волхонки. В подборке также расскажут об истории стен Белого города. Постройка простояла до 1960-х годов XVIII века, затем была разобрана по распоряжению Екатерины II, а на ее месте разбили бульвары.

Пользователи узнают о церкви Ильи Обыденского. Именно здесь во время решающего сражения в августе 1612 года отслужили молебен о победе над Речью Посполитой. В статье изложены исторические факты о колоколе храма Василия Блаженного, Казанском соборе и Лобном месте.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Авторы Russpass Mag составили пешеходный маршрут по Москве, который пройдет по знаковым местам, связанным с праздником. Он начнется от стен Новодевичьего монастыря и закончится на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому. Протяженность маршрута составляет более шести километров.

День народного единства — один из самых молодых государственных праздников в России, однако имеет глубокие корни. Он был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от войск Речи Посполитой и положило конец Смутному времени. Праздник отмечается 4 ноября с 2005 года.

В День народного единства традиционно вспоминают исторические события, которые повлияли на развитие российской государственности, проводят лекции, экскурсии и другие познавательные мероприятия, посвященные национальной культуре и искусству, организуют концерты народной музыки. С 2020 года из-за распространения коронавирусной инфекции празднование Дня народного единства проходит в цифровом формате. Это отличная возможность провести время дома с семьей и близкими, разнообразив свой досуг онлайн-мероприятиями. Например, можно поучаствовать в праздничных событиях, которые подготовили парки Москвы.

Конспект урока по ИЗО для
учащихся 5-х классов

Тема: Художник в театре.
Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке
«Снегурочка»

Цель: формировать навык рисования эскиза театрального костюма на
заданную тему, развивать пространственное мышление, образное представление и
воображение, развивать художественный вкус, приучать внимательно наблюдать и
анализировать, выполнить практическое задание.

Оснащение урока:                                             

Музыкальный ряд: аудиозапись оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Визуальный ряд: презентация слайдов («Мороз» Эскиз костюма. Н. К. Рерих;
«Снегурочка». Эскиз костюма. Н. К. Рерих; «Снегурочка и Лель». Н. К. Рерих;
«Леший». Эскиз костюма. Ф. Федоровский; «Леший». Эскиз костюма В. Н. Васнецов;
«Царь Берендей». Эскиз костюма. В. Н. Васнецов; «Купава». Эскиз костюма. В. Н.
Васнецов; «Лель и Снегурочка» В. Н. Васнецов; «Мизгирь». Эскиз костюма В. Н.
Васнецов; «Бобыль и Бобылиха». Эскиз костюмов. В. Н. Васнецов; «Снегурочка».
Эскиз костюма. В. Н. Васнецов; «Весна». Эскиз костюма. В. Н. Васнецов; «Мороз».
Эскиз костюма. В. Н. Васнецов; «Ярилина долина» Н. К. Рерих; «Пролог. Эскиз к
декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» В. Н. Васнецов»;
«Священная роща» Н. К. Рерих; «Ярилина Долина» В. Н. Васнецов; «Дворец Берендея»
В. Н. Васнецов; «Берендеевка» В. Н. Васнецов; 

Литературный ряд: Островский А. Н. Снегурочка

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Новые слова (понятия): Драматург, театральный художник, режиссёр,
эскиз костюма, сценический костюм, опера-сказка, персонаж, постановка,
кокошник, рубаха

Примечание. Это второй урок по заданной теме. На предыдущем занятии учащиеся
получили задание по группам подготовить иллюстрации (рисунки) декораций к
сценам из «Снегурочки».

ХОД УРОКА

1. Организационно-мотивационный этап

Приветственная речь учителя.

— Ребята, здравствуйте! Рада вас видеть. Улыбнитесь. Сегодня к нам
пришло много гостей. Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Сейчас я вам покажу некоторые предметы, а вы должны узнать их и сказать, где мы
можем их применить и о каком виде искусства они вам напоминают.  

Учитель вносит поднос с театральными атрибутами (театральная
афиша, бинокль, веер) и демонстрирует их.

Беседа

— О каком виде искусства напоминают нам эти предметы? (О театре)

— Кто из вас был в театре? (Например, Мариинском или Михайловском)

— Какие спектакли вы смотрели?

Слово учителя: [Cлайд №2]

— Театр — это место, где можно насладиться балетом или оперой.
Спектакль – это результат труда людей из разных профессиональных областей. Кто
знает, люди каких профессий принимают участие в создании спектакля? (Возможные
варианты ответов: сценарист, драматург, режиссер, театральный художник,
осветитель, актеры, музыканты и т. д.) Какую роль играют?

2. Актуализация знаний

Слово учителя:

— На предыдущем уроке мы начали знакомство с произведением
«Снегурочка». Существует несколько вариантов изложения этого
произведения. Какие это могут быть варианты?

Учитель произносит определения вариантов изложения сказки, а
учащиеся дают свои ответы, что это может быть. После произнесенных вариантов
учащихся демонстрируется слайд.

Беседа:

— Устный народный рассказ о таких событиях, которые в жизни
произойти не могут, он учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых,
противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов… (Народная сказка) [Слайд №3
«Народная сказка»]

— Драматическое произведение для постановки в театре, оно может
транслироваться по телевидению… (Пьеса) [Слайд №4 «Пьеса»]

— Это некое яркое представление, где участвуют много актеров,
которые поют во время своей игры… (Опера) [Слайд №5 «Опера»]

3. Изложение нового материала

Слово учителя:

— Всем вам известна русская народная сказка
«Снегурочка». По её мотивам писатель А. Н. Островский в 1873 году
написал пьесу и назвал её «Весенней сказкой». [Слайд №6 «Островский»]

— В том же году пьеса впервые была напечатана для широкой публики
в популярном в то время журнале «Вестник Европы», а музыку к первой театральной
постановке написал П. И. Чайковский
. В 1881 г. русский композитор
Николай Андреевич Римский-Корсаков создал по пьесе Островского оперу
«Снегурочка»
, однако пьеса ему понравилась не сразу. Вот, что писал
композитор в своих воспоминаниях: «В первый раз «Снегурочка» была прочитана
мной в 1874 году. <…> В чтении она мне мало понравилась. <…> В зиму
1879 – 80 г. Я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную
красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот удивительный сюжет». По признанию Римского-Корсакова не было для него «лучших
поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна» и не было «лучше царства,
чем царство берендеев с их чудным царём».
[2, 23] Композитор
написал оперу быстро и легко. Премьера состоялась в Мариинском театре и прошла
с большим успехом. [Слайд №7 «Римский-Корсаков»]

Звучит отрывок из оперы-сказки «Снегурочка»

Слово учителя:

— Спектакль шел в чудесных декорациях, выполненных художником В.
М. Васнецовым (которые мы с вами и выполняли на уроках). [Слайд №8 «Васнецов»]

— Обращение В. М. Васнецова к опере-сказке Н. А. Римского-Корсакова
«Снегурочка» возникло в результате увлечения художника близкой ему по духу
сказочно-романтической пьесой А. Н. Островского, а также изучения и освоения народных
художественных традиций. Воедино слилось всё: и слова, и музыка, и краски.
Получилась совершенная гармония.

— А сейчас мы продемонстрируем ваши работы.

4. Демонстрация декораций учащихся (1-2-3-4-я группы)

Демонстрируются работы и зачитываются отрывки или описания из
пьесы «Снегурочка».
[Слайды №9–12]

Берендеевка (1 группа)

1. В Заречной Берендеевке, столице царя Берендея, деревянные
дворцы, с причудливой раскрашенной резьбой, и избы соседствуют рядом. Всё
как-будто наполнено праздником и праздностью. [3
, 93]

Дворец Берендея (2 группа)

2. «Открытые сени во дворе Берендея, в глубине, за точеными
балясами переходов, видны вершины деревьев сада, деревянные резные башенки и
вышки». [3, 133]

Ярилина долина (3 группа)

3. Перед зрителями развертывалась удивительная весенняя сказка,
внушающая необычно нежное чувство русской природы. [3
, 192]

Начало весны (4 группа)

4. «Начало весны. <…> Красная Горка, покрыта снегом. Направо
кусты и редкий безлистый березняк, налево сплошной частый лес больших сосен и
елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река. <…>
Полная луна
серебрит всю открытую местность». [3
, 68]

5. Актуализация знаний

Слово
учителя:

— Былинно-сказочные образы к тому времени были созданы В. М.
Васнецовым и в других картинах: «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря
Свяславовича» (1880), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881). [Слайд
№13 «Картины
Васнецова»]

Беседа:

С какой еще картиной М. В. Васнецова мы с вами знакомились на
уроке и рисовали сюжет? (Могут звучат варианты: Три богатыря, Богатыри)

Слово учителя:

— А теперь послушаем музыкальный фрагмент.

Звучит музыкальный фрагмент из оперы-сказки «Проводы
масленицы».

Беседа:

— Ребята, мы просмотрели декорации, выполненные на предыдущих
уроках. Как вы думаете, кого нам не хватает? (Героев сказки)

— Сегодня мы снова попытаемся поработать театральными художниками
и выполнить персонажей оперы-сказки «Снегурочка».
Давайте вспомним героев этой сказки. Перед вами учебник. (Стр.132)

Учащиеся перечисляют героев сказки: Снегурочка и Лель, царь
Берендей,
Бирючи, Купава, Мизгирь, берендеи –
ребята,
берендейки, Мороз, Весна, Леший.

Слово
учителя:

— Посмотрим эскизы костюмов и героев, которые выполнил для
постановки пьесы великий художник В. М. Васнецов [Слайды «Эскизы
костюмов и героев В.М.Васнецова»]

Беседа:

— Вам понравились герои сказки? (Да)

— Ребята, в каком стиле выполнены сценические костюмы героев
сказки? (Русский народный костюм)

6. Изложение нового материала

Слово учителя:

— Да. С русским народным костюмом мы уже знакомились раньше на
уроках. На эскизах костюмов В. М. Васнецова узнаем знакомые элементы народного
костюма. Это рубаха, сарафан, украшенные вышивкой. Головные уборы напоминают
кокошники и девичьи повязки. [7]

— Рубаха была главной частью костюма, и мужского, и женского. На
Руси было принято отделывать рубахи вышивками, полагалось, что это будет
служить хозяину или хозяйке оберегом от злых сил. На отделке изображались
символы солнца, и например, птиц… [6]

— «Когда Репин собственными глазами увидал васнецовские декорации
и костюмы к «Снегурочке», он 6 января 1882 года написал Стасову из Москвы в
Петербург: «Не могу не поделиться с Вами одной новостью: здесь, у Мамонтовых,
затеяли разыграть «Снегурочку» Островского. Васнецов сделал для костюмов
рисунки. Он сделал такие великолепные типы — восторг… Я уверен, что никто там у
вас не сделает ничего подобного. Это просто шедевр». [8]

6. Физминутка

Учащийся проводит для своих одноклассников весёлую физминутку.

7. Самостоятельная работа

Слово учителя:

— Итак, а теперь задание.

1.      Создайте эскизы
сценических костюмов соответствующих героев согласно выбору темы каждой
творческой группы.

2.      Прокомментируйте
свою работу.

3.      Оцените свою
работу.

— У вас для этого есть все на рабочем месте.

8. Выставка и анализ работ. Рефлексия.

Каждая творческая группа демонстрирует свои декорации с героями
сказки и рассказывают о том, каких героев они поместили на свои работы, как
оценивают свои работы. Учитель задаёт вопросы.

Беседа:

1.В чем испытывали затруднения?

2.Что узнали новое?

3.Что было для вас интересно?

4.Что узнали?

9. Домашнее задание

Слово учителя:

— Ребята, дома вместе с родителями посмотрите в Интернете кто еще
из известных художников писал декорации и сценические костюмы персонажей к
постановке опере-сказке А. Н. Островского «Снегурочка»

— Урок окончен… Спасибо всем!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шпикалова
    Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для
    5 класса общеобразовательных учреждений /под ред. Шпикаловой Т. Я. – М.,
    Просвещение, 2013.
  1. Лотман
    Л. М. Вступительная статья. «Весенняя сказка» А. Н. Островского
    «Снегурочка» // Снегурочка. Островский А. Н. Л., Сов. писатель, 1989.
  1. Островский
    А. Н. Снегурочка. Л., Сов. писатель, 1989.
  1. Эскизы
    декораций и костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» [Электронный
    ресурс]: — Режим доступа:
    http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/sneg0.html
  1. Вестник
    Европы. Т.5, Санкт-Петербург, 1873 [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=DNtDAQAAMAAJ&hl=ru&pg=PA5#v=onepage&q&f=false
  1. Рубашка.
    Материал из Википедии [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0
  1. Русский
    национальный костюм. Материал из Википедии [Электронный ресурс]: —
    Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC&stable=1
  1. Осокин В. Н. В. Васнецов [ЖЗЛ], Москва, 1959

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4«Морозко»

г.Мегион

Педагогический проект

«День народного единства»

(для детей старшего
дошкольного возраста)

Выполнила:воспитатель

 первой квалификационной
категории

Коптелова Ирина Иосифовна

Актуальность

Патриотизм
– это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во
все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в
силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом
традиционного российского патриотического сознания.
Всем
известно выражение: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», а
современные дети весьма мало осведомлены о прошлом своей страны, своего народа.

Проблема

В
связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания
патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотическое воспитание
детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство
патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к Родине и родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром,
и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей
 является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны — данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту.

Задача
педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные
ему;  эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,
образными, конкретными, вызывающими интерес. Отбор соответствующего материала
позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной
край. Надо показать ребенку, что родной город  славен своей историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель
проекта:

Формирование
у детей патриотических качеств, любви к своему краю и стране.

Задачи:

Обучающие:

дать
сведения об истории страны, ее символике;

познакомить
с картой страны, показать расположение на глобусе;

познакомить
детей с различными традициями русского народа, его культурой;

рассказать
детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздника День
народного единства;

формировать
знания о многонациональности нашей страны.

Развивающие:

формировать
умения детей в продуктивной и других видах деятельности;

развивать
познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её
достопримечательностям.

Воспитательные:

воспитывать
чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;

воспитывать
любовь и уважение к русским национальным героям;

воспитывать
уважение и толерантное отношение к другим народам и культурам.

вовлекать
родителей в активное сотрудничество.

Предполагаемый
результат:

формирование
представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;

повышение
интереса дошкольников к своему городу, его истории;

воспитание
нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, толерантное
отношение к народам, населяющим Россию, любви к Отчизне;

знать
историю своей страны, ее героев.

Вид
проекта
: информационно-творческий.

Участники
проекта
: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок
проведения проекта
: 18 октября – 29 октября 2021г.

Этапы
проекта:

1.Подготовительный
этап

-выбор
форм и методов работы с детьми;

-определение
необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и
т.д.)

-составление
плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и
оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с
детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с
тематикой проекта;

-изучение
условий реализации проекта.

2.Основной
этап
, Мероприятия с детьми.

 Познавательное
развитие.

Занятие.
Тема: «День народного единства».

Рассказ
воспитателя: «О празднике народного единства».

Рассматривание
фото, репродукций картин, иллюстраций на тему:

«
Дружба народов разных национальностей», «Национальные обычаи народов», «Русский
народный костюм».

Рассматривание
альбома «Символика страны», «Детям о народах севера».

Дидактические
игры:  «Костюмы народов России», «Угадай русскую народную сказку», «Наряди
куклу в национальный костюм».

Просмотр
презентации «Моя Россия», «Красивейшие места моего города».

Настольные
игры «Собери герб, флаг».

Беседа
и рассматривание картинок «Коренные жители тайги», национальная   одежда
народов Ханты и Манси, хантыйского орнамента.

Дидактическая
компьютерная игра «Кто, где живет?»

 Речевое
развитие.

Беседы
об истории праздника Дня народного единства, «Кто такие Минин и Пожарский?»,
«Что означает – народное единство?».

Чтение
народных сказок про богатырей.

Чтение,
обсуждение, заучивание стихотворения: З. Александрова «Родина», Чтение
стихотворений «День народного единства».

Заучивание
пословиц «На чужой стороне и весна не красна», «Человек без родины, что
соловей без песни».

Чтение
хантыйской сказки «Береста, брусника и уголёк»,

Чтение
мансийской  сказки «Берестяной нос».

Чтение
сказок народов севера «Ягодка, клюква и сено», «Старик и медведь», «Мальчик
Идэ», «Гордый олень».

Чтение
и заучивание стихотворений нашей землячки – поэтессы Лилии Такташевой.

Социально-коммуникативное
развитие.

Экскурсия
в «
Региональный историко – культурный и экологический центр».

Беседы «Моя
страна», «Символы государства», «Дружба народов»,                 «Россия
— многонациональная страна»,

Сюжетно-ролевые
игры: «Семья», «Защитники», «Виртуальная экскурсия по знаменательным
местам нашей страны», «Магазин народной игрушки», «В гостях у
бабушки», «Путешествие на Север», «В гости к жителям гор».

Презентации:
«Наша Родина-Россия»

 Художественно-эстетическое
развитие

Рисование: «Дружат
дети всей России», «Кремль»,  «Национальный костюм», рисование нефтью.

Лепка:
«Дружба народов», «Триколор».

Слушание
«Гимн РФ», «Национальная музыка (по выбору воспитателя)».

Хороводная
игра «Веночек», «К нам гости пришли».

 Физическое
развитие.

Русские
народные подвижные игры: «Золотые ворота», «Эй, дружок, продай
горшок», «Где был Иванушка», «Кот и мыши», «Жмурки»

Спортивная
игра «Крепость и защита».

Подвижные
игры народов Севера «Перетяни», «Льдинки, ветер и мороз».

Подвижные
игры «Палочка – стукалочка», «Чай, чай — выручай»,

 «Перетягивание
веревки».

 Конструирование.

— «Старинная
крепость», «Город»

— Конструктивно-модельная
деятельность из бумаги «Чум».

Мероприятия
с родителями:

Консультация
«Расскажите детям о России».

Оформление
папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота».

Изготовление информационных буклетов
для родителей «Национальные подвижные игры»

Заключительный
этап

Игра
– викторина «Мы – патриоты».

Конкурс
чтецов «Наша Родина», «Разукрасим мир стихами»- стихотворения Лилии Такташевой

Мероприятие:
«День народного единства»

image001

Оценка
результатов проекта.

Если
в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, страны,
символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто прославил свою
Родину; начнут проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои
впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи
проекта выполнены.

Совместное
создание работ по теме проекта, показало, что родители с энтузиазмом подходят к
различным поручениям. А так же заучивание стихотворений, сподвигло родителей,
расширить кругозор ребенка по данной тематике. Видна готовность родителей к
сотрудничеству.

Демонстрационный материал:

Тематические
плакаты. Россия – любимая наша держава. ФГОС.

Комплект
познавательных мини-плакатов.

Демонстрационный
материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Народы России и
ближнего зарубежья.

Серия:
«Информационные стенды для ДОУ. «Россия – наша Родина».

Литература:

Мы живем в России.
Елена Запесочная. 2014 г.

Наша Родина –
Россия. Энциклопедия подготовки к школе.  2015 г. Киктев С.М. Редькина
Т.В.

Я живу в России. 
Л.Б.Дерягина2015 г.

Народы России.
Детская энциклопедия РОСМЭН 2016 г.

С чего начинается
Родина. Составитель В.Г. Ермолаева.

У родного порога.
Сборник стихов жителей поселка Горки Ленинские

Герб и флаг
России. Е.К. Ривина.

Сказки: Добрыня и
Змей Горыныч, Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алеша Попович и Тугарин Змеёвич,
Потык — Богатырь.

Л. Такташева ; Чудесная планета.: стихи для детей / 2007г.

image002

image003

image004

image005

image006

image007

  • Рассказ про работу родителей
  • Рассказ про профессора кислых щей
  • Рассказ про подсолнух на английском
  • Рассказ про подругу на немецком 5 класс с переводом
  • Рассказ про погодные явления