Рассказ про русский национальный костюм мужской

Слайд 1в чем секрет красоты русского национального костюма?слайд 2введение куклы в русских национальных костюмах - это не просто игрушка, это

Слайд 1

В чем секрет красоты русского национального костюма?

Слайд 2

Введение Куклы в русских национальных костюмах — это не просто игрушка, это отражение нашей истории, русский сувенир, наравне с матрешкой. Русская кукла – это красочный народный костюм в ярких, насыщенных цветах, это роскошь головных уборов, блеск тканей, красота лиц. Глядя на этих кукол, поражаешься красоте и многообразию национальных костюмов нашей необъятной страны, фантазии и художественному вкусу наших предков.

Слайд 3

Историческая справка Русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I в 1699 году не произошла принуди-тельная смена костюма на европейский. К тому же, для работы он был не очень удобен. С тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

Слайд 4

Женская одежда Основным отличием национального костюма была многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета были яркими, радостными. На Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний) . Сарафан (от иранского слова sеrāрā – примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Вот что пишут ярославские источники: Первоначально сарафан был на Руси мужской одеждой – об этом свидетельствует Никоновская летопись. Удобным фасоном мужчины поделились с женщинами, они и довели его до совершенства .

Слайд 5

Сравнительная таблица основных комплектов русского национального костюма название будничный праздничный сходство отличие Северный костюм Туникообразный, сво-бодный. Женский: рубаха из атласа или ситца, сара-фан из холс-та, головной убор – по-войник (шапочка из ситца без украшения), платок из кашемира Костюм из шел-ковых тканей и богато украшен-ный орнаментом. Все праздничные костюмы посвя-щались трудовой деятельности или религиозным праздникам. Основа – сара-фан-косоклинник красного цвета с вышивкой, ко-кошик с бисером, жемчугом, платок с золотым шить-ем, коротена – на-грудная одежда . рубаха Конструкция головных уборов, цент-ральной час-ти костюма, украшений. Северные костюмы яркие и бога-тые, южные скромные по украшению, но яркие по цвету.

Слайд 6

Южный костюм название будничный праздничный сходство отличие Южный костюм Костюм очень скром-ный. Это по-нёвный комп лекс, состо-ящий из ру-бахи, перед-ника «запо-на», укоро-ченной руба-хи, головного убора без украшения – кички и сороки. Праздничный костюм с крупными верти-кальными и горизонтальными полосами конрастными по цвету, богато украшенная вышивкой, лентами, сорока, белые чулки и лапти с тупыми носами

Слайд 7

Повседневный и праздничный наряд Повседневный костюм был макси-мально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная. Рабочая одежда была похожа на повсед-невную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одеж-да шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к празд-ничной. Ещё существовала так называ-емая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

Слайд 8

Украшения Украшения костюма – не простая забава. Это были словно передающие из поколения в поколения заветные письмена, которые можно читать как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента: Слава Божеству! Праздник. Просьба плодородию. Благодарность Богу за всё. И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами.

Слайд 9

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. Покрой русского платья незатейлив, но удивительно разнообразен его декоративный узор. Мотивы орнаментов не были случайными. В орнамент включались символы жизни – солнце, дождь, земля, птица, кони, т.е. в оформлении одежды народ отображал свое видение, понимание и восприятие природы и с большим уважением относился к ней. Вышивка могла рассказать о жизни человека.

Слайд 10

Чтобы лучше познакомиться с национальным костюмом Смоленской губернии, я посетила музей «Смоленский лен». Он был открыт в 1980 году, это единственный в России музей, в котором показана история возделывания и обработки льна. Узорчатые скатерти, полотенца, занавески, косоклинный сарафан, рубахи, поневы, юбки, фартуки, совре-менные изделия Смоленского льнокомбината – всё это здесь хорошо представлено. Традиционный костюм Смоленской губернии.

Слайд 11

Традиционный костюм Смо-ленской губернии складывался на протяжении нескольких ве-ков. Он отражал культуру и творческие способности жи-телей Смоленского края. Исто-рическое расположение Смо-ленщины определило развитие ее культуры, для которой ха-рактерны особенности укла-дов как северных, так и юж-ных регионов России, ориги-нальное сближение с белорус-ским укладом. Все это отра-зилось и на народном костю-ме. Здесь как бы встречаются два костюмных комплекса — северный сарафанный и южный понёвный .

Слайд 12

Вывод Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность и красочность костюма в целом, изящество и неповторимость украшений, особенно вышивки – это большой и увлекательный мир.

Слайд 13

Русский национальный костюм объединяет в себе внутреннюю и внешнюю красоту. В нем живет внутренняя красота души русского человека и внешняя красота самого костюма. Все в нем напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе. Красота костюма заключается в особенностях жизни наших предков.

Слайд 14

Источники: 1. Куклы в народных костюмах. Вып. №9 Праздничный костюм Смоленской губернии. – ООО «Де Агостини Паблишинг», Россия, 2012. – 23 с. 2.Г. А. Ластовский История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века. – Смоленск. 1997. — 136 с. 3. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. – СПб.: Искусство, 2001. – 400с.

Классный час

на тему:

«Русский народный костюм»

    Возраст детей:
9-11 лет.

Актуальность: С возвращением к нам национальной
культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши
предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и
традиции.

Цель: Приобщение детей к русской
национальной культуре.

Задачи: Побуждать интерес детей к
русскому национальному творчеству, помнить, что многие виды современной одежды
пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский
 национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать
интерес к жизни предков, уважение к ним.

Возраст
детей: 
3 класс.

Оборудование: 

1. музейные
экспонаты: русский народный костюм женский и мужской, сундук с одеждой- рубаха,
пояс — тканный и плетеный, сарафан, украшение- гайтан, фартук, налобная
повязка, предметы быта крестьян; фотографии, иллюстрации, записи русских
народных хороводных песен.


2.

Элементы русской старины ( скатерти, рушники, самовары, матрёшки и др.)

1.Компьютер.

2.Презентация  «Русский народный
костюм».


Занятие проводится в музее «Русская изба»
Сельского дома культуры.

ХОД КЛАССНОГО
ЧАСА:

      Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить
необычное увлекательное путешествие и познакомиться с историей появления
русской старинной национальной одежды.

Отгадайте пожалуйста загадку:

Есть у бабушки-старушки,
Очень маленький секрет: 
Платья, книжки и игрушки, 

Занавески, погремушки,

 Всё она упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький…           
 (Сундук)

Презентация
№1

Слайд 2

       -Вот
видите,  в горнице сундук стоит. Сундук этот дарила  матушка своей
дочери. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя
матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь
тебе наказываю – береги!».

       -Как вы
думаете, что в нем  (Предположения детей).

       — А
хотите заглянуть

     
 -Откроем сундук и посмотрим, что в нём лежит.

Слайд3   (В сундуке лежит одежда.)

     — Так о чём мы будем говорить на классном часе?
     — Правильно, мы с вами поговорим о старинном русском
костюме.
 

      -А
как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду?

Предполагаемые
ответы:

• для того, чтобы
знать историю своего народа,

• для того, чтобы
понять, сколько трудолюбия, терпения, выдумки, фантазии и любви русский человек
вкладывал в изготовление одежды

 Беседа о русском народном костюме.

Слайд4

     — Одежда на
Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась
одежда из красной ткани.

     — А для чего
нужна одежда человеку (ответы детей).

     — Оказывается
не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от
болезней, неприятностей, бед.

    — Основой любого
комплекта одежды является рубаха?

    -Что вы можете о ней
рассказать?

    — Что вы знаете о
вышивке на рубахе?

    — Какое она имела
значение?

    -Рубаха — самая
древняя и необходимая часть  русского  костюма. Рубаха встречала
      человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь,
и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины,
женщины, дети.

    — Вышивка была не
только украшением одежды, но и как оберег, от предков шла вера в магическую
силу рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на
ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека:
 ворот, на шее крепится голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как
отсюда начинается главный рабочий орган — руки.

Были рубахи для
повседневного ношения и для праздников. Повседневные рубахи почти не украшали —
только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.
Рубаха – основа  народного
костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна.  Считалось,
чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица и владелец.

      — Как
называлось платье без рукавов? (сарафан)

Слайд6

   Сарафан одевали поверх рубахи,
украшали спереди узорной полосой, тесьмой,

серебряным кружевом, узорными пуговицами. 

Слайд7

-Понева — древняя
одежда.  Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной
ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском — гашником; ее носили только
замужние женщины.

      — А что вы
можете рассказать о переднике?

Слайд8

      -Он одевался
поверх поневы, был расшит вышивкой, по вышивке на переднике можно было узнать,
сколько лет женщине, сколько у нее детей, из какой она деревни

     — Для чего
нужен был пояс?

Слайд9

-Обязательной деталью
сарафанного костюма являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и
подвесками, он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и
 специальная сумка.

Слайд10 

       -Очень
любили на Руси душегрейки, которые  надевали поверх сарафана и шили из
дорогих тканей.

— Расскажите об
обуви?

Слайд11

      -Крестьяне
носили лапти, чеботы, сапоги, зимой валенки.

     — Лапти плели
из липового  лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а
также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы
сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и
мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Обувь
шили также из кожи, но только богатые люди, сапоги считались признаком
достатка.

      — Что вы
можете рассказать о женском головном уборе?

По старинным поверьям
волосы обладали магической силой, через них можно было воздействовать на
человека, поэтому и считалось, что их должны оберегать, прятать от чужого
глаза.

Слайд12

     — Девушки
носили кокошник, венчик, замужние женщины– кокошник, кичку, чепцы, капоры.

Слайд13

    -Костюм крестьянина
на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали
узким поясом.  Порты шились неширокие, суженные к низу,  завязывались
на талии шнурком – гашником. 

     — Свое 
понятие о мире человек обозначал условными знаками. 

Слайд14

    —Подол женской
рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками.
Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.

Слайд15

    —На рубахах выше
пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения  растений. Все
эти узоры выражали идею земли.

Слайд16 

   
-Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто
изображали  солнце и звезды.
  

   
-Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла как бы модель мира.

  Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с буквами,
из которых дети должны составить слова «рубаха», «сарафан», «кокошник»,
«понёва». 
  — Какие слова у вас получились?   (Слова появляются на экране) 
   — Что  обозначают  эти  слова?

V. Работа с
пословицами.

     -Любовь
человека к родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках.
 

 
   —
Угадайте пословицу по её началу

 Слайд17

       
По одёжке встречают, по уму провожают.

       
С миру по нитке — голому рубаха.

   
                   Береги одежду снова, а
здоровье и честь — смолоду.
 

Загадки

   Все в шерсти, а кожи нет.

         
                     
    (валенки)

   Дуйся не дуйся,

           
       Через голову суйся,

           
       Попляши день-деньской

           
       И пойдешь на покой.

           
                     
                     
    (Рубашка)

5.          
      Тепла не даёт,

           
        А без него холодно

           
                     
                     
    (Пояс)

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

 
                     
                   
 (лапти)
 

VII.  Рассказ учителя о русском народном костюме в наше время.

  — Русский народный костюм
просуществовал до начала 20 века. Создателем, хранителем и носителем народного
костюма было крестьянство. В конце 19 века крестьянская одежда начинает
испытывать влияние общей моды, выражающееся сначала в использовании фабричных
тканей, отделки, обуви, головных уборов. Затем произошло изменение и самих форм
одежды. Молодёжь хотела быть более современной. В результате русский народный
костюм как массовый вид одежды перестал существовать.

 -Но неужели навсегда исчез
даже образ народного костюма?

 — Конечно же нет.
Разумеется, сейчас никто не ходит в домотканой понёве или косоклинном сарафане
и душегрее, но эти яркие образы остались и воплотились в сценическом костюме.

Слайд18  

      -Народное
искусство  по-прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда
оставаясь чистым, живительным родником.   Народное творчество
вдохновляет современных  художников. 

 —Сегодня мы окунулись в
прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания национального
костюма, о символике русской вышивки. 

 -В завершении классного часа я
предлагаю вам примерить все выше перечисленные русские народные костюмы и
пройти в
музей старины, в избу, на чаепитие, как говорится — «Не красна изба
углами, а красна пирогами».


Во
время чаепития подводим итоги классного часа.

           
   — О чем может рассказать нам русский народный костюм?

           
   — Из каких элементов состоит русский народный костюм?

–          
   — Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва
взглянув на его одежду?

— Какие костюмы вам понравились
больше?

— Понравилось вам наше сегодняшнее
путешествие?

Конспект  «История русского
костюма» для детей подготовительной к школе группы

Выполнили: учитель-логопед
Дудкина Н.Г.

Цель: пробуждение
интереса детей к жизни наших предков через знакомство с русским народным
костюмом.

Задачи:

Обучающая

·        
Формирование знаний об истоках русских народных традиций, освоение
основ русского народного костюма, знакомство с некоторыми предметами русского
народного костюма;

·        
Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

·        
Украшать одежду узором. Штриховать в одном направлении.

Развивающая

·        
Способствовать развитию речи.

·        
Активизировать словарь детей: рубаха, сарафан, кокошник, порты,
шуба.

·        
Обогатить словарный запас новыми словами: оберег, кичка, сорочка,
кафтан, колпак, дизайнер.

·        
Развитие понимания бытования народного костюма, его истории и
связи его со всей народной культурой;

·        
Развитие познавательного интереса.

·        
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и воображение
дошкольников в ходе выполнения творческого задания.

·        
Развивать чувство ритма в узоре.

Воспитывающая

·        
Воспитывать интерес и уважение к русской культуре, оформлению
костюмов и бережное отношение к одежде.

·        
Воспитывать интерес к жизни предков, уважения к ним.

·        
Воспитывать уважение к народным традициям и нравственных качеств
детей.

·        
Создать условия для проявления чувства патриотизма и любви к
Родине.

Оборудование:
Иллюстрации с изображением русских национальных
костюмов. Куклы в русских национальных костюмах. Аудиозаписи русских народных
песен, выставка детских народных костюмов и головных уборов.

Выставка одежды, головных уборов, платков ,лаптей.

Мольберт, восковые мелки, шаблоны одежды.

Ход занятия:

Организационный
момент.

1.Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с
вами  отправимся в путешествие, но для начала нужно подготовиться.

-Давайте со всеми поздороваемся (динамическое
упражнение)
:
— С добрым утром, глазки! -Вы проснулись”?
— С добрым утром, ушки! -Вы проснулись?
— С добрым утром, ручки! -Вы проснулись?
— С добрым утром, ножки! -Вы проснулись?
— С добрым утром, солнце! — Мы проснулись!
2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:
Игра «К бабушке в гости приехали внуки»

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые — лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в
широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся
вперед).

Утром проснулись — в улыбочку губы (снова
широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними
зубами).

Вправо и влево, внутри и снаружи
(соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение
этих же движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное
надувание обеих щек, губы не пропускают воздух).

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременно
надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через рот).

3  Дыхательная гимнастика: Логопед: — Какое у нас сейчас время года? Осень. Осень если дует
ветер, какая погода? Ветреная. Давайте с вами изобразим, как дует ветер.

Дует легкий ветерок – ш-ш-ш Полный спокойный ненапряженный
выдох

И качает так листок – ш-ш-ш
Дует сильный ветерок – ш-ш-ш Активный выдох с наклонами
головы

И качает так листок – ш-ш-ш вправо-влево.
В лес пойдем сейчас гулять
Будем правильно дышать:
Носом воздух мы вдыхаем,
Через ротик выдыхаем.
Должен каждый так уметь,
Чтобы больше не болеть!
Дети делают вдох через нос и выдох через рот.

-Теперь мы с вами готовы отправиться в путешествие.

Сообщение темы.

4. Логопед:
Для этого  воспользуемся  машиной  времени и заглянем в прошлое, чтобы узнать,
как одевались  русские люди в старину. Закроем глаза  и повернемся вокруг себя.
Открываем глаза. ( Зрительная гимнастика).

 Тема нашего путешествия: «История русского
народного костюма».

— Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?  Игра
«Одежда-это  хорошо или плохо?».

Правильно, это произошло очень давно, одежда служила человеку для
защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее
значение в жизни человека.

В старые времена над всем царил обычай.  В зависимости
от положения, которое занимал человек, он надевался, ходил соответственной
походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост
в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного
костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно, и смотреть
повелительным взглядом.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. 

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался
живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Характерной особенностью русской
рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку,
отсюда и название – 
косоворотка.
Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на
груди делалась вставка из ткани другого цвета. Косоворотка – она длинная.
Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение
«работать спустя рукава, т.е. плохо»). 
Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые,
синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные,
праздничные штаны шили в полоску.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например
кафтаны. 

Их
носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава,
гораздо длиннее рук.

— А что носили мужчины на голове? Как вы думаете?

— Мужской головной убор того времени — колпак, это была высокая,
остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. 

— А что еще носили мужчины на голове? (Кепки, картузы, шапки)
Непременным атрибутом и мужской и женской одежды
на Руси всегда был 
пояс или кушак.
Вот так одевались люди в Древней Руси.

Зимой носили шубы.   Кто победнее, шили шубы из
овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца,
лисицы, белки, куницы.

Игра
«Наоборот»

Пришивать – отрезать
Яркий – бледный
Снимать – надевать
Вешать – снимать
Сухой – сырой
Расстёгивать – застёгивать
Лёгкий – тяжёлый
Завязывать – развязывать
Дорогой – дешёвый
Чистить – пачкать
Длинный – короткий
Шнуровать – развязывать
Найти – потерять
Чистый – грязный
Покупать – продавать

Теперь поговорим о женской одежде.  Русский
национальный костюм – это сарафан
. Сарафан – это старинный
вид одежды, который носили и девушки, и женщины. Его шили из домотканой шерсти,
окрашенной в чёрный цвет. Девичий был сшит из двух полотнищ, а в женских по
бокам вставляли клинья, чтобы был пышнее. Надевали сарафан на вышитую праздничную
рубаху, носили без передника, повязывая широким поясом. Пояс берегли и
передавали из поколения в поколение. Вышивка с золотыми пуговицами, тесьмой,
шнурами была одним из украшений сарафана. Но главной частью русского народного
костюма была рубаха – это длинная ниже колен, одежда. Такую рубаху красиво
украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту.

Головной
убор – кокошник, расшитый золотыми нитями. Обычно поверх кокошника надевали
платок. На Руси женщин были разнообразные головные уборы. Они тоже связанны с
национальными обрядами и традициями. Одежда на Руси имела различное назначение.
Была одежда и праздничная, и рабочая, повседневная, а также свадебная,
похоронная. — Подумайте, чем отличается праздничная одежда от повседневной? (Ответы
детей)


Праздничные сарафаны богато украшали: грудь и лямки обшивали красной материей,
серебряным шнуром, низ сарафана выкладывали лентами, полосками бархата,
вышивали. Вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защищала от
злых сил. Вышивка на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.
Узоры на груди сарафана оберегали легкие и сердце, на подоле – не давали злой
силе подобраться снизу. Пояс считался самым главным оберегом. Поэтому – то
ходить без пояса считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти «на люди»
только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали
человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.


Наша Русь – всегда славилась искусством мастериц – рукодельниц. Раньше не было
ни швейных машин, ни магазинов, где можно купить любую одежду. Каждая русская
женщина умела прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи.

Игра
«Какой, какая,  какое
» (льняная, шерстяная, крученная, домотканая,
холстовая, шелковая, парчевая, суконная и.т.д)

 А
из чего же шили одежду наши предки? (Из льна и шерсти). Выращивали лён,
сами делали пряжу (скручивали нити) и ткали полотно, из которого потом
шили рубахи, сарафаны, юбки, штаны. Одежду называли домотканой. (Рассказ
сопровождается показом иллюстрациями из серии «Женщины за работой»). Русский
женский костюм – это рубаха, сарафан, передник. Другой женский комплекс одежды
состоял из рубахи и понёвы.


Что такоё понева? Понева – одежда типа юбки, которую надевала замужние женщина.
Понёва состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани. Понёва обшивалась
лентами и тесьмой.


Необходимым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи и
сарафана. А для чего нужен передник? (Защищать одежду от загрязнения).


Передник женщины украшали вышивкой. Как сейчас называют передник? (Фартук)


В русском женском костюме особое внимание уделялось головному убору. Головные
уборы были разнообразными. По головному убору можно было узнать, из какой
местности женщина, сколько ей лет, замужем ли она.

Игра
«Какой сарафан, кокошник, рубашка?»

Сарафан – нарядный, широкий, узорчатый,
разноцветный, новый, праздничный…

Кокошник – нарядный, украшенный, разноцветный,
узорчатый, праздничный…

Рубашка – удобная, нарядная, вышитая,
праздничная, женская, новая…

— Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте
возвращаться домой. Давайте встанем. Закроем глаза повернемся вокруг себя.
Открываем глаза, вот мы с вами и снова в нашем детском саду.   


Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а что нового вы узнали?  А
что вы еще хотите узнать? А как вы думаете, для чего нам нужны знания о русском
народном костюме? 
        Пальчиковая гимнастика «Две подружки, две портняжки…»
Две подружки, две портняжки. (Показать ладошки)
Взяли в руки по катушке, (Сжать пальцы в
кулачки)

Даже сшили сарафан, Деду вышили кафтан,
Бабушке зашит жакет, Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки новой Перешит жилет лиловый.
А девчонкам и мальчишкам Перешито по штанишкам.
(Разжать по одному пальчику на обеих руках).

Продуктивная деятельность: самостоятельное украшениями
мастерами-дизайнерами одежды узорами, штриховка, обводить контур, педагог помогает
советом, напоминает о правильной посадке за столом, обращает внимание
дизайнеров на сочетание цветов и их оттенков.

На чтение 25 мин. Опубликовано

string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 

Этнический стиль обычно связывают с историей развития государства, становления культуры и искусства. Самобытностью веет от длинных рубах и сарафанов, кушаков и полушубков, вышитых орнаментов и старинных украшений. Современная одежда в русском стиле соединяет традиционные мотивы с новейшими модными тенденциями. Дизайнеры предлагают интересные коллекции национального одеяния, приспособленные к требованиям комфорта и удобства. Теперь модницы примеряют укороченные варианты платьев, костюмов и шалей, демонстрируя утонченный вкус.

Особенности одежды в русском народном стиле

Национальный стилизованный русский костюм имел отличия в зависимости от региона проживания. Более глубокими корнями отличаются одеяния южан, украшающих наряды славянскими мотивами. Праздничные поневы, сарафаны и рубахи из расшитой ткани передавались по наследству, часто повседневные взрослые костюмы перешивались детям.

Общие черты этнического одеяния:

  • Костюмы отшивались из натуральных льняных или хлопковых тканей. Богатые крестьяне носили шелковые наряды, меховые душегрейки и кожаные дубленки. Позже стали пользоваться материей с включением синтетики, что упрощало уход за одеждой.
  • Придерживались прямого кроя при пошиве. Костюмы не стесняли движения при работе, поэтому оснащались специальными вставками.
  • В приоритете оставалась многослойность женского костюма. К длинной рубахе прилагалась шерстяная юбка понева, передник и фартук.
  • Обязательно наличие расшитого пояса. Элемент не только придерживал одежду, но и защищал от сглаза.
  • Сакральное значение вышивки. Как рабочая, так и праздничная одежда декорировалась вышивкой, кружевом, тесьмой, бисером. Такой тип украшений считается отзвуком дохристианской старославянской культуры, когда каждый символ оберегал от неприятностей, притягивал удачу.
  • Обилие ярких красок. Для повседневности подбирали наряды серого цвета, для торжественного случая наряжались в алые, синие или зеленые сарафаны. Для экономии верх рубахи отшивали из дорогого материала, а для низа использовали простую ткань.

Под запретом были вызывающие одеяния. Не носили декольтированные или короткие платья, хотя современный стиль не отличается строгостью. Женственные костюмы скрывали тело, что считалось признаком благопристойности и скромности.

Мужская одежда

Костюмы для мужчин не отличались буйством красок. Спокойная цветовая гамма и лаконичный покрой характеризовали древнерусские одеяния.

Главные составляющие:

  • Основой мужского гардероба считалась рубашка из хлопка, льна или шелка. Зажиточные господа заменяли рубахой исподнее, простые крестьяне носили в качестве верхнего одеяния. У старорусских рубах вырез располагался спереди, у позднего варианта разрез находился сбоку, чем и объясняется название «косоворотка».
  • Холщовые или шерстяные штаны доходили длиной до щиколоток, подпоясывались гашником. В южных провинциях щеголяли в ярких шароварах с расшитыми поясами.
  • Бедняки носили рубаху с кожухом, свиткой, зипуном или опашнем. Купцы предпочитали ходить в епанче, корзно, кафтане, терлике или сермяге.

Зимой согреться помогала длинная шуба. Дешевыми были изделия на овчине, богатые аристократы носили шубы, подбитые чернобуркой или соболем. Для торжественных случаев наряжались в меха даже летом, продев руки в специальные прорези.

Женская одежда

На фото представлены народные стилизованные костюмы, поражающие красотой ткани и декорирования. Женские наряды в русском стиле состоят из нескольких элементов, дополняются традиционными головными уборами:

  • Сначала надевали просторную нижнюю рубаху, пошитую из натурального материала. Дополняли сорочку расшитым поясом.
  • Одеждой для аристократок считался длинный шелковый летник, расшитый жемчугом, камнями или золотом.
  • Поверх рубашки шла понева или юбка.
  • В летнее время носили просторные сарафаны, зимой – хлопковые или шерстяные платья.
  • Даже дома волосы прятали от посторонних глаз. Голову покрывали повойником и платком. Девушки вплетали ленты в косы, для торжества наряжались в кокошник. Были популярными бусы из стекла, ожерелья и височные кольца.
  • В качестве верхней одежды пользовались популярностью кафтаны с красной оторочкой, меховые телогреи, душегреи и шубы. Бедные крестьянки носили полушубки на овчине, знатные женщины предпочитали соболиные, куньи или горностаевые шубы.

О мастерстве и происхождении обладательницы судили по традиционной вышивке. Верх сарафана и рубахи украшали гладью, обшивали тесьмой, бисером.

image

Важные элементы стиля

Русский народный стиль одежды не остался в прошлом, как и другие этнические направления. Модельеры внедряют яркие элементы в современные костюмы, выпускают коллекции russian style. Не обязательно в точности повторять многослойное одеяние для создания образа, достаточно дополнить платком или поясом джинсовое платье или брюки.

Детали для воссоздания этнического образа:

  • Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
  • Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
  • Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
  • Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом. Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.

Неординарно смотрятся холщовые сумки или наплечные мешки, украшенные символической вышивкой животных или растений. Любое платье или пальто легко обшить по воротнику или карманам кружевом или бисером, дополнив деревянными аксессуарами.

image

Элементы костюма

Одежду в русском стиле узнают по специфическим деталям, превращающим вещи в произведение искусства с национальным колоритом.

Славяне не терпели стянутости каждодневных одеяний, поэтому шили свободное белье, подчеркивали талию поясом. В женском варианте отсутствуют штаны, выбор делается в пользу многослойной юбки.

Обязательным элементом считаются сорочки или рубахи. Если мужчины носили рубашки навыпуск, то девушки прятали нижнюю часть под юбкой. Современная интерпретация костюма позволяет даже женщинам примерить укороченные брюки с сорочкой, украшенной вышивкой по манжетам и вороту.

Альтернативой верхней одежды станет приталенный кафтан на пуговицах, отороченный пуховой отделкой. Завершением броского образа послужат платки с набивными узорами в национальной расцветке. Можно подобрать алые сапоги в качестве единения с русским стилем.

Цветовая гамма

Национальные мужские костюмы представлены в спокойных тонах. Серые или белые рубахи украшали традиционной вышивкой синими или красными нитями. Женские костюмы предполагали обилие оттенков красного, бирюзового, василькового, стального, золотистого или янтарного цвета. Выгодно сочетание сочных тонов на белом фоне, но сейчас встречается вышивка на красной или черной ткани.

Орнаменты

Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь:

  • квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
  • круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
  • паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
  • животные притягивали изобилие и благополучие;
  • птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
  • ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
  • дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
  • символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.

Вышивку «крестиком» сможет освоить даже начинающая рукодельница. Советуют украсить подол и манжеты рубахи простыми узорами в виде «иголок» — знаком защиты детей от болезней. Из сложных узоров осваивают «болгарский крест», обозначающий крепкие семейные узы.

Лоскутная одежда

К старорусскому стилю относится лоскутная одежда. Славянки бережно относились к ткани, не выбрасывали кусочки материала, которые остались после раскроя сарафанов и рубашек. Такие детали сшивали между собой, формируя целостное полотно. Из лоскутков получали не только яркие наволочки и покрывала, но детские платья, костюмы или платки. Сейчас техника «пэчворк» переживает пик популярности, поэтому даже взрослые женщины носят лоскутную одежду. Советуют не комбинировать в одном изделии больше трех цветов, чтобы не перегрузить образ.

Аксессуары под одежду в русском народном стиле

Славянки любили украшения вне зависимости от положения в обществе. Излюбленным аксессуаром считался кокошник на жестком основании, обтянутый драгоценной парчой, декорированный драгоценностями и жемчугом. Модельеры предлагают примерить современную версию кокошника, уместную на стилизованных вечеринках.

Заменой громоздкому головному убору послужит павлопосадский платок. Изделие красиво завязывают на голове, набрасывают на плечи вместо шали. Яркие платки дополняют норковые полушубки и шубы.

Летом русские барышни носили роскошные венки из луговых цветов. Сейчас рекомендуют вплетать в них ромашки или васильки, веточки с листьями, ягоды рябины или калины. После замужества вместо венка носили височные кольца, которые прикрепляли к головному убору или волосам. Простые крестьянки украшали себя проволочными украшениями, барыни предпочитали сложные бусинные кольца.

Славянский стиль предполагает обилие бижутерии. Советуют носить украшение из мелких бус вплотную к шее, пустив свободно свисать ожерелье из крупных камней. Браслеты называли наручами, носили до 8-ми штук одновременно. Женщины также украшали пальцы перстнями и кольцами, повязывали на талии вышитые пояса с народными мотивами.

Как подобрать одежду в русском стиле

На европейских подиумах широко представлена стилизованная одежда в русском стиле. Для пошива сарафанов и юбок применяют дорогие материалы, кафтаны отделывают соболиным или норковым мехом. Такие одеяния не относятся к бюджетным, при желании сэкономить лучше самостоятельно подобрать наряд под старину.

Предки носили просторные рубахи из натуральных тканей, комфортные при носке. Если отталкивает свойство льняных вещей изминаться, присматриваются к другому материалу, приятному на ощупь. Однотонные рубахи с вышитым воротом станут показателем принадлежности к этностилю, дополнение подбирают на усмотрение.

Длина летней летящей юбки варьируется до середины колена или в пол, главное требование – цветочная расцветка ткани.

Юбку заменяют свободным платьем или сарафаном. Приветствуется декорирование подола тесьмой, кружевом, вышивкой.

Свадебный вариант предполагает белоснежное платье, повторяющее по крою рубаху. Иногда допускается верх по типу корсета, богато украшенный вышивкой в народном стиле.

Рекомендуют отказаться от обуви на каблуке. Удачным решением считаются тканевые сапожки, балетки, босоножки с тонкими ремешками.

При похолодании утепляются посредством шапки-ушанки. Головной убор одинаково подходит как девушкам, так и мужчинам.

Рекомендуют комбинировать ушанки с яркими валенками или сапожками.

Как носить и правильно сочетать

Не стоит полностью придерживаться русского стиля, чтобы соответствовать народным традициям. Рекомендуют комбинировать броские элементы с современными юбками, куртками, брюками или лосинами. Придерживаются правила соединения народных пестрых мотивов с однотонными материалами.

Показателем этностиля станет цветастый сарафан в пол, декорированный по подолу и вырезу ажурными или лоскутными вставками.

Заменить сарафан советуют длинным платьем с рукавами-фонариками. К яркому одеянию подбирают рубашку, майку или футболку белого цвета. Завершением образа станут легкие сандалии или сумка под цвет платья. Из аксессуаров приобретают крупные бусы, деревянный браслет, ленты и платок.

Девушкам понравятся разноцветные многослойные юбки в пол, подходящие для летней прогулки. Юбки обшивают по подолу кружевами фабричного или ручного производства. Изделия чаще выпускают на кокетке, подчеркивающей талию. Также к цветным юбкам положены светлые футболки или рубашки, дополнением образа послужит соломенная шляпка и затемненные очки.

Если удалось присмотреть вышитую рубаху, поступают иначе. Красивый декор выставляют на обозрение, скомбинировав сорочку с льняными штанами или юбкой. В современном видении разрешается носить рубашки навыпуск, подвязав талию поясом.

Рекомендуют украсить вышивкой повседневную одежду для придания ей народного шарма. Вышивают понравившийся мотив на кармашке рубашки или джинсов, платье или юбке.

Русские мотивы переживают второе рождение как на родине, так и за границей. Вещи с оригинальными мотивами из натуральных материалов обрели массу поклонников. Национальная культура демонстрирует роскошь и простоту костюмов, соединяя невидимой нитью прошлое и будущее.

Особенности национального костюма

Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные. Наши предки очень четко отделяли более простую одежду из грубых тканей с минимальным количеством декоративных элементов, от более красочных нарядов для особых событий. Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.

Изначально на Руси все костюмы создавались умелыми женскими руками из плотных домотканых материалов. Это тоже делало наряды более особенными. Основными материалами для пошива нарядов были сукно, лен и шелк. Роль подкладки исполнял киндяк, специальная подкладочная ткань.

Тканевая основа дополнялась большим количеством деталей, а также аксессуарами и обувью, которые в комплексе составляли гармоничный образ.

Эти образы существенно отличались между собой в зависимости от регионов. Так, к примеру, люди из северных регионов России облачались в большее количество верхней одежды. Она была, как распашной, так и накидной, а в некоторых случаях два эти вида нарядов сочетались. Накидную одежду надевали через голову, в то время, как распашная застегивалась на пуговички или крючкообразные застежки.

Отдельного внимания заслуживает и одежда для знати. Она, конечно же, была более дорогой и роскошной. Наряды для знати расшивались золотыми или серебряными нитями, украшались жемчугом и прочими декоративными элементами. Такой дорогой наряд носился не один год. Как правило, его передавали из поколения в поколение, сохраняя в надлежащем виде.

История русского костюма

За время своего существования национальный русский костюм практически не менялся. Понятия моды было менее переменчивым, чем сейчас, поэтом один и тот же фасон могли носить несколько поколений одной семьи.

Менее распространенными наряды в традиционном русском стиле стали в начале восемнадцатого века. Тогда древнерусский костюм был запрещен Петром Первым, который хотел сделать Россию более современной. На смену национальному одеянию пришли костюмы в венгерском стиле, а позже в немецком и французском. Чтобы нововведения прижились, правитель ввел пошлину на ношение в городе традиционных русских нарядов.

Женский

Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Они представляли собой настоящие образцы искусства талантливых русских женщин. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Нередко для дополнительного тепла под сорочницу одевалась еще одна плотная рубаха.

Неотъемлемой частью любого традиционного наряда всегда была вышивка. В каждой губернии она отличалась цветами и узорами. Вышивкой украшали подол и рукава.

Заслуживают внимания платья, которые носили женщины на Руси. Во времена Ивана Грозного девушки, которые наряжались всего в одно платье считались непристойными. Принято было надевать три платья одно поверх другого. Такой костюм получался очень тяжелым и массивным.

Мужской

Для мужчин из простого сословия костюмы шились практичные и удобные. Русская культура всегда была неотделима от природы и земли. Это и отображалось в простой крестьянской одежде, которую шили из натуральных тканей и украшали растительными узорами.

Мужской костюм состоял из простой рубахи, штанов и пояса. Голову покрывали грешневиком из валяной шерсти. Из обуви наиболее распространены были лапти. Легкие и удобные, они хорошо защищали ноги во время работы в поле, но для зимы были не пригодны. С приходом холодов традиционный русский костюм дополнялся валенками, а по праздникам – кожаными сапожками.

Для детей

Дети в Древней Руси носили более простую одежду. Как правило, это были простые свободные рубахи. Для детей знати наряды создавались более изысканные. Иногда они практически полностью копировали взрослый костюм. Но юные девушки, в отличие от взрослых женщин, не носили головных уборов до замужества.

Особенности и значение деталей

Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.

Детали мужского костюма

Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.

Внешний вид ворота различался. Он мог быть закругленным, квадратным или вовсе отсутствовать. Если воротник все же был, то он дополнялся завязками или пуговицами.

Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.

Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.

Для того чтобы сохранять тепло внутри, шубы шились мехом внутрь. Снаружи они покрывались плотным сукном. Наряды для знати расшивались парчой или бархатом. Роскоши шубе придавал широкий меховой ворот.

Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.

Еще одна важная деталь мужского русского костюма – головной убор в национальном стиле. Существовало несколько разновидностей шапок: тафья, клобук, мурмолка и треуха.

Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.

Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.

Детали женского костюма

В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.

Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.

Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Руки либо продевались в специальные прорези под рукавами, либо в сами рукава, которые подкатывались для удобства. Греть ладони можно было в муфте, которая не только украшалась меховой опушкой, но и прошивалась мехом изнутри.

Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.

Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.

Национальные мотивы в современной моде или этнический стиль

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие дизайнеры используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой моднице.

Платья в русском стиле должны быть сдержанными, ведь вульгарность, короткие юбки и слишком глубокое декольте тут просто неуместны. Одной из главных ценностей наших предков была целомудренность. Девушки должны были одеваться скромно и сдержанно, не выставляя напоказ свое тело. Современные наряды в русском этническом стиле создаются по тому же принципу.

Платья в русском стиле украшают изысканными цветочными узорами, ручной вышивкой, кружевом или набивными рисунками. Подол и манжет декорируются бахромой или элегантной мережкой.

В тренде натуральные ткани и природные оттенки. Прекрасно смотрятся такие цвета, как зеленый, фисташковый, красный или бежевый. Сарафаны могут быть, как длинными, в традиционном стиле, так и более короткими. Впрочем, выбирая платье минимальной длины, обязательно дополняйте свой образ плотными колготками, чтобы образ не выглядел слишком вульгарно.

Различается также длина рукавов. Крой платье тоже может быть разным. Стильно смотрятся, как приталенные наряды, так и свободные. Наряд с юбкой клеш и завышенной талией ни в чем не проигрывает модели рубашечного кроя.

Но для создания полноценного образа в русском народном стиле недостаточно одного только платья. Как и наши предки, женщины нередко дополняют платье разными аксессуарами и верхней одеждой. В сочетании с таким платьем отлично смотрятся объемные бусы или сережки.

В качестве головного убора можно использовать экстравагантный кокошник или расшитый яркими узорами платок. А поверх платья накинуть жилетку или пальто. В прохладную погоду не отказывайте себе в удовольствии дополнить образ шубой, муфтой и теплой меховой шапкой.

Русский национальный костюм – это часть нашей истории и одновременно настоящий источник вдохновения для современных дизайнеров.

Русский народный русский костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

2018-09-27

Предыдущий пост | Следующий пост

Русский народный костюм сегодня: развитие традиций или конструирование образа?

Изучение народного костюма – «классически» этнографическая тема в отечественной науке XIX – первой половины XX века. Исследования в области традиционного костюма разных народов продолжаются до сих пор, хотя по интенсивности и уступают многим иным темам. После создания ряда обобщающих трудов по русскому традиционному костюму Европейской России и Сибири [1; 9; 12], тема, по большому счету, перестала привлекать к себе активное внимание специалистов – этнографов и искусствоведов. Способствует этому, вне сомнения, и то, что русский традиционный костюм практически вышел из употребления, а его изучение все чаще сводится к архивным и музейным изысканиям. Этнографическое исследование костюма опирается на определенные принципы, выработанные еще корифеями этой темы [5; 6; 7; 9]. Костюм чаще рассматривается не как целостная совокупность предметов, а по элементам, которые обязательно классифицируются и типологизируются. Важнейшим критерием анализа элементов традиционной одежды является крой, а особенности материалов, из которых изготовлены изучаемые вещи, и элементы декора учитываются как дополнительные сведения. Еще В.В. Богданов писал, что одежда является ценным источником для изучения этнической истории народа, и это на долгие годы стало основной целью изучения одежды [3, с. 131]. Во второй половине XX в. в основу выделения этнографических групп русских были положены особенности культуры, среди которых важное место занимали различия в комплексах одежды. Только в поздних работах Г.С. Маслова начала рассматривать одежду как значимый элемент духовной культуры, развив таким образом идеи, сформулированные еще в первой половине XX в. [2; 4]. Однако интерес к костюму в настоящее время далеко выходит за рамки его научного изучения. Русская народная одежда оказывается в центре внимания активистов и рядовых участников фольклорного движения, «ролевиков»-реконструкторов самого разного толка и т.д. Именно эти люди остро нуждаются в материалах по костюму и предъявляют к нему особые требования: все представленные в литературе сведения должны быть настолько полны и ясны, чтобы пользуясь ими как инструкцией, можно было сшить костюм. Очевидно, что тексты, созданные в рамках описанной выше научной традиции, им не подходят, поскольку из разрозненных элементов трудно собрать цельный костюм. К тому же книги по традиционному костюму, как правило, малодоступны даже в крупных городах, за исключением, может быть Москвы, Санкт-Петербурга и, в Сибири, Новосибирска. Популярные материалы довольно далеки от научной традиции (фотоальбомы, публиковавшиеся в 1980-х гг., научно-популярные брошюры 1990-х гг.). Стремясь достичь своей цели, заинтересованные лица сами начинают изыскания в области народного костюма. Часть из них пытается получить нужную информацию, проводя полевые исследования [см., напр.: 13; 14], кто-то предпринимает сравнительное изучение доступной литературы. В Интернете сейчас появилось достаточно большое число сайтов, на которых выложены рекомендации по созданию русских и древнерусских костюмов [10; 11]. Казалось бы, что эта социокультурная ситуация далека от традиционной культуры, которая является объектом изучения этнографии. Однако опыт показывает, что поиски источников для создания костюмов в большинстве случаев бывает недолгим и люди, нуждающиеся в нем, начинают поиски «внутри» себя. Эту ситуацию я могу описать, опираясь на наблюдения, сделанные в годы преподавания курса истории русского костюма для студентов факультета культуры и искусств Омского государственного университета. Эти студенты готовятся стать руководителями фольклорных коллективов и имеют опыт участия в них. В преподавательских целях проводился и мониторинг костюмов, которыми пользуются участники омских народных коллективов разной направленности в 1990–2000-х гг. «Поиском внутри» себя я называю обращение к тем образам народного костюма, которые складываются у молодых людей. Анализ этих образов показывает, что они формируются под влиянием личного опыта использования русских костюмов, складываются из элементов костюма героев киносказок и мультфильмов, иллюстраций к книгам. Старые фотографии, хранящиеся дома, также зачастую являются источником образа. Многие молодые люди приходят в народные коллективы, повторяя путь своих старших родственников. Детские впечатления о выступлении на сцене родителей, бабушек и дедушек также определяют тот образ, который становится для молодых людей «исконно русским». Анализ собранных материалов о современном сценическом русском народном костюме показывает, что он далек от подлинных образцов. В основе такого костюма лежит набор повторяющихся элементов: белая рубаха, сарафан, душегрея (телогрея), кокошник или лента – у женщин, рубаха-косоворотка, пояс, штаны-порты, часто заменяемые брюками, и фуражка у мужчин. Широко распространено мнение, что русский народный костюм строился на базе двух основных цветов – белого и красного, отчего многие коллективы используют в основном эти цвета, а фольклорные праздники превращаются в бело-красное действо. Набор этих постоянно повторяющихся элементов, хорошо усвоенных современной культурой, можно назвать национальным костюмом – известным всем и ассоциирующимся с русской традицией. В последние годы заметен рост «состоятельности» народных коллективов. Появляется желание выделиться среди других исполнителей и начинается поиск новых вариантов костюма. Например, в Омске среди фольклорных исполнителей вошли в моду новые элементы костюма – шамшуры у женщин, коруны у девушек, которые шьют, ориентируясь на старые образцы, из современных материалов (фото 1, 2). Для изготовления костюмов все чаще используют дорогие современные материалы. Такой костюм многими исполнителями воспринимается не только как сценический, но и как выражение их «русскости», свидетельство определенного образа жизни, часто определяемого словами «воцерковленность», «традиционность» и т.п. Многие из этих людей носят русский костюм как праздничную и даже повседневную одежду, используют ее как современную обрядовую (например, свадебную, фото 1), шьют для своих детей. Интерес к народному костюму (кстати, не только русскому) подкрепляется проведением специальных семинаров (в Омске его проводит Сибирский культурный центр), организацией конкурсов мастеров народного костюма и т.д. image

image image Создатели современного русского костюма проявляют особый интерес к комплексам, не представленным в национальном костюме. Все чаще можно видеть на сцене поневный комплекс, поздний костюм (чаще «парочки») у женщин, в мужском костюме широко представлены уникальные предметы одежды (например, «поляцкая» рубаха, фото 3) и декора (шляпы-гречневики, украшенные цветами и лентами, и т.п.). Обычно использование таких костюмов никак не соотносится с их региональной и возрастной привязкой, а на сцене могут оказаться рядом исполнители в костюмах самых разных регионов России. Основанием для выбора копируемой модели чаще всего бывает их красота и необычность, реже – воспоминания о происхождении предков (сейчас уже в 4–5 поколениях) из тех или иных мест. Таким образом, уже в наши дни сложился современный народный костюм, порой далекий от этнографических образцов, не имеющий прямой связи с костюмом традиционного общества, но позиционируемый создателями как «подлинно народный». Процесс вторичного обретения народного костюма характеризует нашу эпоху, демонстрируя определенные социокультурные процессы, которые можно назвать на нынешнем этапе конструированием образа. И, конечно, интерес к народному костюму – только наиболее заметная часть процессов обращения к народной традиции в более широком плане. Источники и литература 1. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995. 224 с. 2. Богатырев П.Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 297–368. 3. Богданов В.В. Из истории женского южновеликорусского костюма // Этнографическое обозрение. 1914. № 1–2. С. 141–151. 4. Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора // Советская этнография. 1933. № 5–6. С. 76–88. 5. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. Т. XII. С. 5–42. 6. Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян // Slavia. Praha, 1926. R. 5. S. 2. C. 303–328; S. 3. C. 533–556. 7. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. М., 1926. Ч. I. Женская одежда: рубаха, понева и сарафан. 144 с. 8. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. М., 1984. 216 c. 9. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. // Труды Института этнографии АН СССР. Нов. серия. М., 1956. Т. XXXI. С. 541–757. 10. Русский наряд: традиция против моды [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://narjad.narod.ru/index.htm. 11. Сарафаны. Русский народный костюм с выкройками и схемами [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://sarafany.narod.ru/index.html. 12. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск, 1997. 152 с. 13. Экспедиции // Дербеневка – фольклорно-этнографический центр [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.derbenevka.com/index.php?i=eksped. 14. Экспедиции // Фольклорно-этнографическая студия «Терем» [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.terem.msk.ru/exped.html. М.Л.Бережнова. Омск, государственный университет Источник: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1034

Профиль

Русские народные костюмы

Ссылки

  • Пошив русских народных костюмов

Метки

Все метки

Категории

Все категории Разработано LiveJournal.com Дизайн

  • Рассказ про росу для 3 класса
  • Рассказ про родителей пушкина
  • Рассказ про родину на белорусском языке
  • Рассказ про репейник из книги зеленые страницы
  • Рассказ про рисовую кашу 2 класс