Рассказ про росу для 3 класса

Когда смотришь на немногочисленные растения, то тут, то там виднеющиеся посреди бескрайних песков пустыни, не можешь не задавать себе вопрос,

роса

Когда смотришь на немногочисленные растения, то тут, то там виднеющиеся посреди бескрайних песков пустыни, не можешь не задавать себе вопрос, как именно им удаётся выжить в этих невероятно сухих и жарких условиях, где дождь является редким явлением, а в некоторых районах не бывает десятилетиями.

К счастью, здесь выпадает утренняя роса, которая образуется из-за незначительной влажности воздуха при перепаде ночной и дневной температур. Появившиеся капельки моментально впитываются в песок и полученной от них влаги вполне достаточно для того, чтобы жизнь растительного мира продолжалась.

Водяные алмазы

Росой называют оседающие на растениях мелкие капли, которые выделяются в ночное время из насыщенного влагой воздуха во время понижения температуры окружающей среды. Наиболее благоприятным периодом для образования этого вида осадков является ясная летняя или осенняя погода, почти полное отсутствие ветра и легко отдающая тепло поверхность, например, трава (по этой причине утренняя роса редко когда блестит на тропинках или земле, которые подолгу сохраняют тепло).

Роса

Капли росы бывают не только на поверхности, но образуются также и под землёй, когда слой почвы, что находится под верхним пластом грунта, является более тёплым и влажным, чем расположенный над ним. А потому находящийся в нём пар во время испарения оседает в верхнем слое грунта (единственным условием, чтобы образовалась подземная капля росы, является толщина верхнего слоя от 4 до 8 см).

Разновидности

Из-за непрерывного испарения в атмосфере нашей планеты водяной пар есть всегда (правда, во многом его количество зависит от климата и наличия водоёмов, их количества и объёма в той или иной местности). Чем больше грунт и атмосфера будут насыщены водяными порами, тем больше будет капель.

Если в то время как выпала утренняя роса, температура окружающей среды была отрицательной (обычно это происходит поздней осенью), можно увидеть, как под солнечными лучами блестит иней – замёрзшая осенняя роса.

Напоминает она колючие снежинки, покрывающие траву тонким неровным слоем, и символизирует о ночной минусовой температуре и первых заморозках. Выпавшая в форме кристаллов осенняя роса при несильных заморозках имеет вид шестиугольных снежинок, при умеренных морозах – пластинок, тогда как при сильных похожа на тупоконечные иглы.

Интересно, что замёрзшая осенняя роса даёт возможность определить температурные показатели, при которых был образован иней. Например, если утром температура воздуха составляет +2°С, а относительная влажность – 50%, точка росы этой ночью составляла -6,8°С.

Образование

Появляются капли росы после того, как тёплый насыщенный влагой воздух попадает на более прохладную почву и растительность, которые после захода Солнца начинают отдавать полученное за день тепло в атмосферу, а потому их температура с наступлением вечера начинает резко спадать.

В то же время находящийся у земной поверхности воздух охлаждается не так быстро, от слоя к слою: поскольку ветер при хорошей погоде к вечеру затихает, пласты воздуха располагаются по горизонтали (более холодные слоя находятся снизу, способствуя остыванию грунта и растительности).

Процессу охлаждения помогает также испарение, происходящее вне зависимости от температурных показателей воздуха, хоть и с разной интенсивностью.

Охлаждённые воздушные массы, уходя постепенно вверх, увеличивают относительную влажность тёплого воздуха, пока тот, охлаждаясь, не оказывается перенасыщенным водяными парами.

Когда выделяются капли

Точка росы наступает, когда температурные показатели воздуха охлаждаются до температуры, во время которой находящийся в нём пар достигает насыщения: вода больше неспособна растворяться в атмосфере, а потому начинает выпадать в осадок (происходит конденсация в результате чего образуется капля росы). Чем ниже температурные показатели находящегося у земной поверхности нижнего слоя атмосферы, тем быстрее из насыщенного паром воздуха образуется капелька росы.

Ещё одним моментом, влияющим на показатели точки росы, является относительная влажность воздуха: чем больше в нём паров, тем выше значение будет иметь точка росы (при этом температура точки росы приближается к температурным показателям атмосферы). Соответственно, если воздух довольно сух, точка росы окажется ниже температуры атмосферы. Например, если температурные показатели атмосферы составляют +20°С, при влажности:

  • 50% – вода будет конденсироваться при 8,7°С;
  • 30% – точка росы  +1°С;
  • 80% – капли образуются при + 16,2°С;
  • 100% – температура точки росы совпадёт с температурными показателями атмосферы.

Чтобы сделать расчёт точки росы, используют специальную таблицу, а показатели температуры и относительной влажности устанавливают психрометром, который состоит из двух спиртовых термометров (один определяет температуру, другой – влажность). Нужные показатели высчитывают при помощи некоторых моделей тепловизоров и портативных термогигрометров.

Преобразование пара

После того как воздух охлаждается настолько, что не в состоянии больше насыщаться паром, начинают выделяться капли. Сначала они появляются в более холодных нижних слоях атмосферы, оседая на охлаждённой растительности, воздух возле которой насыщен водяными парами (сначала мелкая капелька блестит на тонких волосках, что покрывают наружные покровы растений, затем она постепенно начинает увеличиваться в размерах). После этого охлаждение атмосферы не заканчивается, и капли, переходя в расположенные выше слоя воздуха, начинают налипать на мельчайшие частицы пыли, образуя поземный туман.

Вид росы на траве, прямо зависит от температурных показателей воздуха и насыщенности его и грунта парами: чем больше в них влаги, тем утренняя роса выпадет обильней, а при заморозках вместо водяных капель будет блестеть иней.

В чрезвычайно обильном количестве утренняя роса выпадает в тропических широтах, где нижние слои атмосферы содержат огромное количество водяного пара. В то же время ночи здесь продолжительны, растительный покров обилен, а потому поверхность остывает чрезвычайно интенсивно. Вследствие этого точка росы настаёт быстро, после чего капли начинают образовываться в огромном количестве.

Правда, держится утренняя роса недолго: как только солнечные лучи начинают прогревать землю, капли испаряются, преобразовываясь в водяной пар, и уходят в верхние слоя атмосферы, чтобы через некоторое время снова выпасть на земную поверхность в виде осадков.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 22. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Анализ произведений Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

2.Сопостовление научного и художественного стиля текста, текста рассуждения и описания.

Глоссарий по теме

Научный стиль – стиль научных сообщений. Его функция – сообщение информации и доказательство ее истинности. Чертами этого стиля являются логичность, доказательность, точность, чёткость, обобщённость.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Описание – это текст, который описывает признаки чего-либо.

Рассуждение — это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Ключевые слова

Типы текстов; описание; рассуждение; средства художественной выразительности; метафора; сравнение; эпитет; научно-познавательный текст; художественный текст.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.162 — 163
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 42-43
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://ypmuseum.ru/ru/muzey/virtualnye-ekskursii.html свободный. – Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о научном и художественном стилях текста.

Научимся различать описание и рассуждение. Сможем сами сочинить тексты разных типов.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи и учителя.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями описания и рассуждения, больше узнаем о научном и художественном стилях текста. Сейчас мы с вами прочитаем текст, который называется «Какая бывает роса на траве».

У: Обратите внимание на заголовок.

В: В заголовке звучит вопрос: «какая?», это вопрос имени прилагательного, которое обозначает признаки предмета. Видимо в тексте будет рассказываться о том, какая роса.

У: Прочитайте подзаголовок.

А: Описание.

В: Что такое описание?

У: Описание – это тип текста, в котором описываются какие-либо предметы, явления.

У: Прочитайте текст «Какая бывает роса на траве» и подумайте, почему этот рассказ назван описанием. (Выразительное чтение текста)

У: Все ли слова вам понятны.

А: Слово «алмазы» выделено – значит его значение можно посмотреть в словарике учебника.«Алмаз – блестящий, прозрачный драгоценный камень».

У: Алмаз – это метафора. Что называет автор алмазами?

В: Капли росы. Лев Николаевич Толстой описывает росу, стараясь передать нам свои впечатления от этого необыкновенно красивого явления природы.

У: Какие средства выразительности он для этого использует.

А: Кроме метафоры, есть ещё сравнения. Росинка «как шарик светлый», «вкуснее напитка», поверхность листа «как бархат».

Что такое бархат?

У: Бархат — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие ещё средства выразительности вы нашли?

В: Много эпитетов. Листок «мохнат и пушист», росинки алмазы переливаются «и желтым, и красным, и синим».

А: Олицетворения. Капли росы «собрались», «катаются по листку и не мочат его», капля «проскользнёт мимо стебля».

У: Давайте подведем итог. Почему этот текст является описанием?

А: В этом тексте описываются капельки росы Л.Н. Толстой передает восхищение, которое он испытывает при виде этой красоты.

В: Для этого он использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Перед нами встает яркая картина, которую можно нарисовать в своём воображении или на бумаге.

А: Этот текст напоминает стихотворение – описание природы. Это художественный стиль текста.

У: Молодцы, вы всё правильно поняли.

У: Теперь познакомимся с другим текстом. Он называется «Куда девается вода из моря?» Что вы можете сказать о заголовке.

А: Заголовок в виде вопроса, подзаголовок – «рассуждение».

В: Видимо в этом тексте автор даст ответ на вопрос, прозвучавший в заголовке.

У: Давайте прочитаем. (Выразительное чтение текста)

У: Что вы можете сказать об этом тексте?

В: Этот рассказ напоминает текст статьи из энциклопедии. Мне кажется, это научный стиль текста.

У: Какое явление природы в нём описывается?

А: Круговорот воды в природе. Только он написан более понятным языком, чем научная статья.

В: Я понял, почему этот текст называется рассуждением. Автор рассуждая, объясняет читателям как происходит это явление в природе.

У: Верно. Рассуждение – это тип текста, в котором содержится объяснение чего-либо.

У:В этом тексте обычно 3 части: мысль, требующая доказательства;

доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев); вывод.

А: Я заметила, что этот текст содержит все эти части, но композиция текста необычна. У него похожи начало и концовка. Как будто сам текст можно читать по кругу, как круговорот.

В: В этом тексте также используются средства художественной выразительности, но их не так много и они не такие яркие. В основном это олицетворения, которые описывают действия: туман «поднимается», ветер «гонит» и «разносит» по земле тучи, вода «падает». Для писателя главное – объяснить суть природного явления, а не нарисовать яркую картину. Думаю, текст можно назвать научно-познавательным.

У: Вы молодцы. Теперь вы можете попробовать создать свои тексты разных типов.

2. У: Мы прочитали два текста Льва Николаевича Толстого. Текст – описание «Какая бывает роса на траве» и текст-рассуждение «Куда девается вода из моря?». Оба рассказа писатель сочинил для учеников яснополянской школы.

Что вы можете сказать о стиле этих текстов?

А: Стиль текста «Какая бывает роса на траве» — художественный. В тексте преобладают образные слова и выражения.

В: Стиль рассказа «Куда девается вода из моря – научный. Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.

У: Верно, молодцы. Как вы поняли, чем описание отличается от рассуждения?

А: У каждого из этих типов текста свои задачи. В описании автор передает свои чувства, эмоции, старается наиболее точно нарисовать картину, которую должен «увидеть» читатель.

В: Задача рассуждения – что-то объяснить читателю или доказать свою точку зрения.

У: Есть ли различия в языковых средствах?

А: В описании автор использует множество средств художественной выразительности, эмоционально окрашенные слова.

В: В рассуждении минимум средств выразительности. Главное – четкость, ясность, точность подбора слов.

У: Что вы можете сказать о структуре текстов?

А: Мне кажется, в описании нет, и не может быть чёткой структуры. Иначе сложно передать эмоциональное состояние человека, его отношение к тому, что он описывает. В тексте «Какая бывает роса на траве» Толстой не рассказывает о том, что такое роса с научной точки зрения. Он рассказывает о своих впечатлениях, любуется красотой росы — это художественный текст. В нем представлена личная оценка автора и нет научных фактов.

В: В рассуждении присутствует четкая структура: в нём выделяются 3 части: мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод. В рассказе «Куда девается вода из моря?» Толстой объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.

А: Ещё можно сказать, что оба текста, которые мы прочитали, построены в форме монолога, написаны ясным, понятным языком. Видно, что Лев Николаевич Толстой старался сделать их как можно более доступными для читателей «Азбуки» — детей.

У: Кстати, рассказы Льва Николаевича Толстого из «Азбуки» можно встретить и в современных учебниках, и в сборниках рассказов этого великого писателя. Очень советую вам почитать его произведения.

Разбор типового тренировочного задания

Выберите правильный ответ.

Текст вопроса: Как называется текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

1. Повествование.

2. Рассуждение

3. Описание.

Правильный ответ: 2. Рассуждение

Разбор типового контрольного задания

Восстановите план рассказа.

Текст вопроса: Восстановите последовательность по рассказу Толстого

1 вариант

«Какая бывает роса на траве»

Вкусная росинка

Бархатный листок

Алмазы в траве

2 вариант

«Куда девается вода из моря?»

Вода испаряется, совершая круговорот

Отчего море не переполняется водой?

Вся вода с поверхности земли попадает в море

Ответ:

1 вариант

1. Алмазы в траве

2. Бархатный листок

3. Вкусная росинка

2 вариант

1. Вся вода с поверхности земли попадает в море

2. Отчего море не переполняется водой?

3. Вода испаряется, совершая круговорот.

  • Рассказ про родителей пушкина
  • Рассказ про родину на белорусском языке
  • Рассказ про репейник из книги зеленые страницы
  • Рассказ про рисовую кашу 2 класс
  • Рассказ про робот пылесос