Рассказ про россию для детей дошкольного возраста

В современных реалиях человек получает большой объм информации. это связано с быстро меняющимися условиями нашей жизни. на этапе дошкольного детства

В современных реалиях человек получает большой объём информации. Это связано с быстро меняющимися условиями нашей жизни. На этапе дошкольного детства ребёнок воспринимает много сведений, которые необходимо усвоить и в дальнейшем воспроизвести.

Одной из важнейших областей развития ребёнка на данном этапе является формирование речи. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что у них связная речь недостаточно развита. Высказывания дошкольников отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения мысли, отрывочностью, недостаточностью причинно-следственных связей. Детям сложно справиться со всеми видами творческого изложения и самостоятельным рассказыванием по памяти. Для развития речи и памяти ребенка важно создавать условия в целях тренировки ассоциативного мышления и наблюдательности.

Как известно в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают предметы, события, факты и явления, которые близки их жизненному опыту. В настоящее время для развития речи детей дошкольного возраста часто используют такое направление, как мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого — «искусство запоминания», это система различных методов и приёмов, облегчающих усвоение информации и увеличивающих объём памяти, путём дополнительных ассоциаций. Таким образом, этот метод основан на визуальном восприятии информации, дающим возможность в последующем воспроизвести её с помощью изображений. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума. Для развития у дошкольника связной речи, богатого воображения, способности к замещению его необходимо научить понимать графическую аналогию.

Графическая аналогия представляет собой умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, отражая им общие признаки предмета и соответственно замещая данные предметы. Приёмы мнемотехники основаны на использовании графических аналогий, построенных на принципе «от простого к сложному».

На разных возрастных этапах дошкольного детства педагог для развития связной речи и памяти использует свои мнемотехнические приёмы. Для начала младшие дошкольники изучают мнемоквадраты, которые представляют собой отдельные картинки с понятными изображениями с закодированной информацией. Мнемоквадраты отображают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Для детей среднего возраста педагог усложняет занятия по развитию речи с помощью приёмов мнемотехники, демонстрируя им мнемодорожки. Мнемодорожка состоит из последовательности четырех или более мнемоквадратов (картинок), расположенных друг за другом, благодаря которым у ребёнка появляется возможность составить небольшой рассказ в два, три предложения. Мнемодорожка несёт в себе небольшую по количеству обучающую информацию, что очень важно на начальных этапах обучения воспитанников связной речи. В работе с детьми старшего и подготовительного к школе возраста особое место занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблица представляет собой схему, в которой заложена нужная информация. Это сложная структура, которая применяется в мнемотехнике, состоит из изображений основных звеньев, в том числе схематических, по которым можно запомнить и в дальнейшем воспроизвести рассказ или стихотворение. Первоначально данные таблицы составляются самим педагогом, также к работе можно привлечь родителей воспитанников. Далее к этому процессу можно будет подключить и самих дошкольников. В следствии, использование приёмов мнемотехники повлияет не только на развитие связной речи, памяти, но и на фантазию, визуализацию образов детьми дошкольного возраста.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Важно отметить, что для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемоквадраты и мнемодорожки следует представлять цветными и менее схематичными, так как на данных этапах развития в памяти воспитанников активнее запоминаются отдельные образы. С детьми старшего возраста может осуществляться обучение с помощью схематичных чёрно-белых изображений. В таблице можно изобразить то, что является главным. Но изобразить нужно так, чтобы изображения в мнемодорожках и мнемотаблицах были понятны детям.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что использование приемов мнемотехники на разных возрастных этапах развивает связную речь, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти у детей путём образования дополнительных ассоциаций. В процессе таких регулярных занятий ребёнок научится выделять основную идею, смысл эпизода. Мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми знаний об явлениях природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение нужной информации, а главное — развитие связной речи. Перечисленные приёмы мнемотехники достаточно просты и доступны для практической работы с детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего, так и компенсирующего видов.

Список литературы

  1. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т.В.Большева // Учебно-методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2017. — 96 с.
  2. Одинцева, А.В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст] / А.В.Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2017 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2017. — С. 52-53.
  3. Федотова, Т.Н. Развитие речи через использование приёмов мнемотехники [Текст] / Т.Н.Федотова // Педагогическая наука и практика. — 2020. — № 4. — С. 86-88.

Составила Качаева О.С.

image001

«Один –много»

Цель: формировать умение
образования существительных множественного числа в именительном и родительном
падежах.

Ход упражнения

Педагог 
называет  существительные  в  единственном  числе,  а  дети  во  множественном 
числе  в именительном и родительном падежах:Город – города –городов, улица,
вокзал, площадь, театр, магазин, проспект, бульвар, сквер, школа, храм,
библиотека

«Скажи со словом «городской»

Цель:Формировать умение
согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам.

Ход упражнения

Педагог просит детей
называть слова со словом «городской»Транспорт  городской транспорт,  квартира
–городская  квартира,дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади,
вокзал,жители.            

«Где находится памятник? »

Цель:формировать
представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на
карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: карта-схема города
Шарыпово, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением
памятников.

Ход игры:

Педагог 
предлагает  посмотреть  на  открытку,  назвать  памятник  и  показать  на 
карте  его местонахождение, ответивший верно получает фишку. Результаты
подводятсяпо количеству фишек.

«Узнай по описанию»

Цель:закрепить 
представления  о  достопримечательностях  города  Новосибирска,  развивать 
внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры:

Педагогпредлагает детям
послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать
их.

 «Времена года в городе»

Цели:закрепить и уточнить
представления детей о разных временах года; развивать связную речь при
составлении  описательных  рассказов  о  временах  года;развивать  наблюдательность, 
зрительное внимание, память;воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:

Игра по типу лото, ребенок
должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свойответ.
В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать
рассказ о времени года.

«Дверная скважина».

Цели:формировать 
представления  о памятниках  архитектуры  в  нашем  городе,развивать  память,
внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного
возраста,воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Играть 
лучше  всего  группой  в  4-5  человек.  Ведущий  прикрывает  картинку  листом 
с  замочной скважиной  и  кладет  ее  перед  игроками.Рассматривать  картинку 
можно  только  через  отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не
поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение
минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на
картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка
открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее
правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. 

«Кто подберѐт больше слов»

Цель: Формировать быструю
реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к
памятным местам Шарыпова.

Ход игры: Взрослый называет
существительное – дети подбирают подходящие по смыслу
определения-прилагательные. Например, Шарыпово (красивый, , большой, любимый и
т. д.); мемориал какой? Городской парк какой? И т.д.

 «Продолжи»

Цель: Формировать умение
быстро схватывать смысл услышанного, запоминать составлять высказывание;
закреплять знания о достопримечательностях Шарыпова. Примерные фразы для
продолжения:

  
Наш город называется….

-Жителей нашего города называют…

-В краеведческом музее много…

  
В нашем городе есть…

  
Я люблю свой город за то, что он…

«Найди отличия»

Цель: Учить сравнивать
характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и
речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и
прошлому.

Ход игры: Взрослый
предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и
одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что
играли дети; старинные улицы и современные и др.

   «Знатоки ПДД»

 Цель: Профилактика дорожно
–транспортного травматизма Пропаганда основ безопасного поведения на дороге.

     «Скорая помощь»

 Цель:
Закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование:
картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелѐнка).
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу,
разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в
глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность
действий.

      «Когда грозит опасность»

 Цель: Закрепление знаний
детей о необходимых действиях в случае опасности.

 Материал: картинки с
изображением действий опасных для ребенка, телефон.

 Описание: дети получают
картинку , называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона,
называют свое имя, адрес, говорят, что случилось

  «Я не должен»

  Цель: Обучение нормам и
правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.

 Материал: сюжетные картинки
, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах
взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен»(например,
изображение знака « — «). Описание: игроки раскладывают около шаблона те
картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с
людьми, объясняют свой выбор.

   «Как бы ты поступил»

 Цель: Закрепление умения
принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать
свое поведение в общении с людьми.

 Материал :
сюжетные картинки по проблеме, призы.

Описание:
игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных
контактов с чужими людьми на улице:

1.       
незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним
куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;

2.       
незнакомый взрослый открывает дверцу машины и
приглашает покататься вместе с ним;

3.       
незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым.

 За каждое
правильно принятое решение игрок получает приз.

       «Телефон»

  Цель: Формирование знания
о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях,
знакомить с телефонными номерами служб — спасателей.

 Материал: иллюстрации с
изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения,
карточки с номерами телефонов.

 Описание: подобрать к
иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной
службы спасения

  «Что такое хорошо, а что такое плохо»

  Цель: Уточнение
представлений детей об экологически правильном поведении.

 Материал: сюжетные
картинки.

 Описание: предложить детям
определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет
свой организм( в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься
спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.)

  «Составим модель хорошего и злого человека»

 Цель:
Развитие умения подбирать детали лица человека, который может представлять
опасность ( или наоборот) для окружающих.

 Материал: детали лица (
глаза с разным выражением лица, носы, рты разной формы, различные детали
причесок), контуры лица.

 Описание: предложить детям
из отдельных деталей составить воображаемое лицо, соответствующее облику
доброго и злого человека 

«Четвертый лишний»

Выкладывается по четыре карточки: три с
видами Шарыпова, а четвертая

–вид другого города
Задача: найти лишнюю
карточку

«Важный дом»

«Что мы Родиной
зовем?

Дом, где мы с тобой
живем! »

Воспитатель раздает детям
карточки-дома .представьте, что вы важное здание- дом. Чем он важен для жителей
вашего города? Ответ надо начинать так: «Я-кинотеатр, здесь люди смотрят
фильмы,» «Я-больница, здесь лечат людей», т.п.

«Лента времени»

Оборудование: карточки с
изображением старинных и современных домов и улиц Шарыпова.

1   вариант

В игре могут принимать
участие от 2 до 6 детей.Дети берут карточки и внимательно рассматривают их,
находят сходства и различия современных зданий рассказывают о значении здания.

2  
вариант

Детям предлагается по
представлению внести изменения во внешний вид здания. Рассказать, каким оно
станет в будущем.

«Найди пару»

Оборудование: набор
карточек, разделенных на две половины: на однойздание, на другой- изображение
профессии

Ход игры:

Воспитатель выкладывает все
карточки изображением вниз.Участники выбирают одинаковое количество карточек и
договариваются об очередности.Первый игрок выкладывает любую карточку
изображением вверх. Другой участник –выбирает подходящую профессию.Например,
Школа-профессия учитель и т. д.

«Пройдѐмся по улицам города» 

Цель: Учить ориентироваться
по карте-схеме города, закрепить знания  о названиях улиц города 

Оборудование:
Фотоматериал, карта города, указка

«Так бывает или нет?

Цель: Учить находить и
исправлять ошибки в описании родного города, развивать логическое мышление,
воображение

Оборудование: Карточки с
составленными неточными рассказами о городе, его достопримечательностях

«Поймал – ответил»

Цель:
Учить быстро отвечать на вопрос, что означает слово          

Оборудование: Мяч

БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО

Дипломная работа

по профессиональному модулю

ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей

специальность 44.02.01Дошкольное образование

студентки 4 курса

Левашовой Екатерины Александровны

Научный руководитель:

преподаватель

Истоминская Елена Владимировна

ВОЛОГДА

2021

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

§1. Особенности формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО……………………………………………………………………5

§2. Произведения детской литературы для использования при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста…………………………14

§3. Педагогический опыт формирования безопасного поведения дошкольников с использованием произведений детской литературы……….20

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы и источников………………………………………………31

Приложение 1 Детская художественная литература, рекомендованная парциальной программой И.А. Лыковой «Мир Без Опасности»……………………………………………………………………..33

Введение

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей является важной задачей, касающейся как воспитателей детского сада, так и родителей. Взрослый человек имеет достаточные знания и умения для того, чтобы оценить какую-либо опасную ситуацию и понять, как правильно повести себя в ней. Однако дети не рождаются с этими навыками, поэтому на плечи взрослых ложится ответственная задача – подготовить их к различным ситуациям, а самое главное научить ребенка правильно оценивать последствия различных потенциально-опасных жизненных ситуаций.

Изучение этого вопроса было широко представлено в работах таких исследователей, как К.Ю. Белая, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Храмцова, В.В. Давыдова, И. А. Лыкова и т.д.

Чтобы в доступной форме объяснить детям дошкольного возраста правила безопасного поведения в жизненных ситуациях, а также научить их правильно оценивать опасную ситуацию, в которой они могут оказаться, нужно использовать различные методы, приемы. Так одним из наиболее широко применяемых и доступных способов формирования у детей необходимых жизненных навыков является использование художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев.

Восполнение недостатка жизненного опыта у детей дошкольного возраста происходит при изучении литературных произведений и малых фольклорных жанров. На страницах сказок и рассказов дети сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, с которыми пока не сталкивались в жизни.

Задача воспитателя и родителей не только дать детям знания о правильном и безопасном поведении, но и помочь им в применении этих знаний на практике.

Исходя из всего вышесказанного, тема нашей работы «Детская литература как средство формирования безопасного поведения» является актуальной.

Объект исследования – формирование безопасного поведения при пожаре детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – детская литература как средство формирования безопасного поведения при пожаре детей старшего дошкольного возраста.

Цель — изучение возможности использования детской литературы при формировании безопасного поведения при пожаре детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— рассмотреть особенности формирования безопасного поведения при пожаре детей дошкольного возраста в ДОО;

— проанализировать произведения детской литературы для использования при формировании безопасного поведения дошкольного возраста;

— разработать и апробировать занятия, направленные на формирование безопасного поведения при пожаре детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений детской литературы.

Методы исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение, изучение педагогического опыта.

§1. Особенности формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Вместе с этим, потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека.

В истории дошкольного образования в педагогике вместе с вопросами воспитания и образования детей стояли вопросы о воспитании здорового образа жизни, привитии санитарно-гигиенических навыков и самое важное – навыков безопасного поведения.

Многие отечественные ученые разрабатывали вопросы безопасности жизнедеятельности в своих исследованиях. Вопросы безопасного поведения очень важны. Нужно не упустить момент и начинать формировать эти знания уже в дошкольном возрасте. Это отметили и отразили в своих работах такие специалисты и исследователи как К.Ю. Белая, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Храмцова, В.В. Давыдова, И. А. Лыкова.

В Российской Федерации вопросы формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста регламентируются Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования безопасность детей выделена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания.

В научной литературе понятие «безопасность» трактуется по-разному. Так в учебнике педагогики Г.М. Коджаспировой дается следующее определение понятия «безопасность» — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от реально и потенциально существующих угроз, или отсутствие таковых угроз [7].

Официально понятие «безопасность» сформулировано в Законе РФ «О безопасности»: состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [2].

В словаре С.И. Ожегова термин «безопасность» трактуется как состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности [12].

В учебнике педагогики Г. М. Коджаспировой дается следующее определение понятия «безопасности жизнедеятельности»: такое качество жизнедеятельности, при котором в процессе реализации всех видов человеческой активности не создаются опасности и угрозы, способные нанести неприемлемый ущерб жизненно важным интересам человека. Ее объектами выступают человеческое общество и природа [7].

Воспитание культуры безопасности обеспечивает подготовку человека как к обеспечению личной безопасности, так и безопасности жизнедеятельности других людей. В парциальной программе «Мир Без Опасности» И. А. Лыковой дается такое определение безопасности жизнедеятельности человека: «обеспечение сохранности и минимизация риска от угроз для жизни и здоровья человека» [11].

В учебном пособии Н. Н. Авдеевой дается такое определение безопасности жизнедеятельности: «это важная часть жизни человека, не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях» [3].

Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: информационный компонент — знания о безопасности жизнедеятельности человека («Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»); поведенческий компонент — умение действовать в проблемных ситуациях («Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности»); эмоционально-волевой компонент — правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека («Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности»).

Следует подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, опасным для жизни и здоровья, а также умению находить из них выход. На основе системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и особенностях поведениях в опасных ситуациях, у ребенка формируется безопасное поведение.

Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного образования.

Главная цель воспитания безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

По мнению С.И. Ожегова: «Опасность — это способность вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье» [12].

Автор программы «Мир Без Опасности» И. А. Лыкова дает такое определение понятию опасность: «вероятность того, что может произойти или реально происходит какое-то нежелательное событие, несущее угрозу жизни и/или здоровью человека» [11].

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ФГОС ДО направлено на достижение следующих целей:

1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:

— знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

— воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:

— формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

— приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

— передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

— формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям [1].

Исходя из вышеперечисленных задач, можно выделить источники опасности для детей дошкольного возраста.

Например, опасности, с которыми ребенок может столкнуться дома. К таким источникам относятся предметы домашнего быта, которые представляют собой потенциальную опасность для детей.

Также не менее опасны контакты с незнакомыми людьми (дома и на улице). Ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

С опасностями ребенок может столкнуться на улице и на дороге. В связи с этим детей знакомят с правилами поведения на улице и в общественном транспорте, проезжей части.

Также важно помнить опасности, подстерегающие ребенка в природной среде. Нужно рассказать детям о стихийных явлениях, растениях, животных, грибах и других явлениях и о том, какие правила необходимо соблюдать в природе.

В словаре Ушакова термин «пожар» трактуется, как распространение огня, сопровождающееся уничтожением имущества и всего, что может гореть

В ФЗ «О пожарной безопасности» дается такое определение пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

Основной причиной возникновения пожара в большинстве случаев является сам человек, а именно беспечное обращение с огнем. Невнимательность, халатность и не знания правил пожарной безопасности является одной из самых главных причин возникновения пожара. Небрежное хранение воспламеняющих материалов, может привести к возгоранию.

Перед специалистами дошкольного учреждения и родителями стоит задача – дать ребенку знания о ситуациях, которые могут случится в жизни и научить правильному поведению в этих ситуациях.

Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем в дошкольном учреждении рассматривается как составная часть общей воспитательно – образовательной работы.

Чтобы не случилось беды, дети всегда должны осторожно обращаться с огнем. Ведь очень большое количество пожаров связанно с детской неосторожностью и шалостью. Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность [13].

Пожар может возникнуть как дома, так и на улице, поэтому важно познакомить детей с огнеопасными вещами и дать им точную инструкцию дальнейших действий.

В дошкольном возрасте детям проще усвоить знания на конкретных примерах и это позволяет показать важность безопасного поведения, дети слушают ситуации, проигрывают их и узнают, что может произойти в той или иной ситуации. Важно познакомить детей с опасностями, которые могут их ожидать и подготовить к тому, что в таких случаях стоит обращаться к взрослым, которые могут помочь [9].

В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений «Детство», «Радуга», «Истоки», «От рождения до школы».

Наряду с основными образовательными, разрабатываются парциальные программы. Например, программа И.А Лыковой «Мир Без Опасности». В них, кроме традиционных задач охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка безопасного поведения.

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста связано с их возрастными особенностями.

Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то ребёнок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка дошкольного возраста к некоторой логичности один из важных показателей, способствующий эффективному обучению его правилам поведения в различных опасных ситуациях. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность [3].

Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям [8].

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам [3].

в 5-7 лет, следует помнить об изменении психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни [9].

Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса в непосредственно–образовательной деятельности, которая реализуется через совместную (партнерскую) деятельность взрослого и ребенка в различных видах (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, а также через чтение художественной литературы) или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения [13].

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить совершающиеся события. Но поле зрения у ребенка меньше, чем поля зрения взрослого человека, поэтому он не способен быстро оценить ситуацию, что делает его намного уязвимее [8]. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве и внимание становится более устойчивым и произвольным. Однако дети отличаются низким уровнем самоконтроля, из-за чего нередко поступки совершаются под влиянием эмоций [13].

Реакции детей по сравнению со взрослыми замедлены. Дошкольникам нужно больше времени для принятия решения. Если же ситуация требует незамедлительного ответа, то чаще всего дети теряются, не зная, что делать Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание с объекта на другой. Кроме того, они реагируют на те звуки, которые им интересны [8].

Рассмотрим Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», который гласит «В образовательных организациях проводится обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере образования, и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных». 

Главная цель в воспитании безопасного поведения дошкольников при пожаре – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенности поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания [11].

Главная задача дошкольного учреждения не только самостоятельно знакомить и готовить ребенка к различным ситуациям, но и привлекать родителей к этому вопросу. Нужно убедить их в том, что ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности ответственная миссия.
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении детей дошкольного возраста, от него всецело зависят результаты работы. Но знания — это лишь первая ступень овладения основами безопасного поведения ребенка, они должны естественным образом подтверждаться практическими умениями.

Главным объектом педагогического внимания является область образования привычек, эмоционального реагирования, фиксации в психических состояниях удовлетворенности или неудовлетворенности, потребностей, формирования привычных способов удовлетворения потребностей. Это область, регулирующая поведение, стимулирующая деятельность ребенка, развивающая его сознание [5].

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста [3].

Дошкольники не способны запомнить или предвидеть все возможные риски и опасности. Ребенок может переоценивать свои возможности, не понимая и не прогнозируя последствия своего поведения, не видя потенциальную опасность [9].

Большинство детей не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правил безопасного поведения в непредвиденных ситуациях [3].

Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности [9].

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Во время чрезвычайных ситуаций ребёнку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях [6].

Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками пожарной безопасности и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет обсудить со взрослым, как вёл себя, почему это случилось и что при этом чувствует, тогда он лучше сможет понять, что делает не так. Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

§2. Произведения детской литературы для использования при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решение образовательных задач по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста осуществляется в рамках образовательного процесса [1].

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми. Так, например, широко применяются словесные приемы: чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, чтение и заучивание наизусть стихотворения, выразительное чтение художественной литературы, беседа по прочитанному произведению.

Наглядные приемы подразумевают под собой показ иллюстративного материала. Иллюстрации в книге занимают равноправное место с текстом, в связи с этим ее использование в качестве наглядного пособия прежде всего следует обратить внимание на наличие красочных картинок, потому что ребенок не может читать самостоятельно.

Так же для приобщения детей к художественной литературе используют книжный уголок.

Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Необходимость её использования в воспитании дошкольников обоснована многими исследователями: К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.Т. Белинским, М.М Алексеевой, В.И Яшиной и др.

В. А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог, сказал, что «Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», подчеркивая величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.

Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Именно детская литература питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения через книгу: как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации.

Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению с основами безопасного поведения, так как картинки конкретизируют для детей наглядность, образность.

Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Каждое дошкольное учреждение работает по определённой образовательной программе, но также разрабатываются и парциальные программы. Во всех программах содержатся списки литературы, предназначенные для детей дошкольного возраста. В своей работе мы решили проанализировать такие основные образовательные программы как «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

Уже в дошкольном возрасте начинается обучение и воспитание детей пожарной безопасности. Значительные результаты в этой работе достигаются при помощи детской литературы. Рассмотрим произведения, которые помогают дошкольникам в усвоении правил пожарной безопасности «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова, «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в доме» Б. Житкова. Так знакомясь с этими литературными произведениями, дети не только обогащают свой словарь, но и закрепляют знания о пользе и вреде огня, развивают умение правильно относиться к опасным предметам, развивается чувство осторожности и самосохранения, повторяют правила безопасного поведения.

Благодаря этим произведениям у детей закрепляются знания о правильном поведении при встрече с незнакомыми людьми. Они помогают детям понять, что внешность человека может быть обманчивой, получают новые знания об отношениях между людьми, их поступках, недобрых намерениях. Эти знания впоследствии позволяют детям правильно оценить ситуацию и применить их на практике.

В программах представлены произведения, работа с которыми поможет ребенку закрепить знания о том, как важно слушать взрослых и помнить правила поведения: М. Зощенко «Показательный ребенок»; Н. Сладков «Неслух»; Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги); Б. Житков «Белый домик»; Р. Киплинг «Слоненок»; А. Ремизов «Гуси-лебеди»; А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы).

Для закрепления правил поведения при пожаре для детей дошкольного возраста можно предложить следующие произведения: «Путаница» К.Чуковского; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» (отрывки) С. Маршака; «Пожарные собаки» Л. Толстого.

Проанализировав программы «От рождения до школы» и «Детство», мы можем сделать вывод, что произведения, направленные на формирование безопасного поведения детей при пожаре, занимает значительную часть.

Для анализа мы выбрали парциальную программу И.А. Лыковой «Мир Без Опасности» [11].

Так как эта программа специализируется на формировании пожарной безопасности детей дошкольного возраста, то список литературы, представленный в ней, является более полным, чем в основных программах.

Список произведений представлен в Приложении 1.

Кроме художественных литературных произведений для обучения детей применяются дидактические сказки. В отличие от обычных сказок, они имеют не развлекательный, а информативный характер. Их назначение – научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения. Дидактическая сказка дает возможность ребенку самостоятельно принять решение и найти выход из представленной ситуации.

Работа с дидактическими сказками включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию. Применение данного приема позволяет избежать типичных ошибок по изучаемой теме и выявить детей, которым нужна помощь.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра [4].

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду с накопленным ранее жизненным опытом обогащается опыт опосредованный и, в частности, литературный, проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему (Гурович)

В процессе формирования безопасного поведения важна роль родителей. Ведь дети с детства окружены любовью и заботой взрослых. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам [6].

Стоит отметить важность целесообразного подбора литературы, отвечающей требованиям, которые к ней предъявляются, критериям и принципам. Ребенку важно прочувствовать литературу, но если произведения будут состоять только лишь из текста, не имея иллюстраций, текст будет слишком мелким и непонятным, то детям будет сложнее его воспринимать.

Таким образом, можно сделать вывод, художественная литература дает возможность ребенку задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее, оценить поступки героев и полученные здания применить в повседневной жизни. На примере литературных персонажей, анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы дети знакомятся с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является важным средством для формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Проанализировав основные программы «От рождения до школы» и «Детство», мы пришли к выводу, что при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста можно использовать отдельные произведения, но их недостаточно. Именно поэтому для успешной работы предлагается использование дополнительной литературы, например, рекомендованной парциальной программой И.А. Лыковой.

В старшем дошкольном возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает иллюстрации. У детей уже значительно развит словарный запас, они способны оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. Таким образом, чтение детской художественной литературы, прививает детям навыки осторожного обращения с огнем и безусловного выполнения правил пожарной безопасности.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности не теряет своей актуальности и сегодня. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.

Одной из важных задач современного детского сада является ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения. Формирование навыков безопасного поведения заключается в понимании ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

У ребенка, обладающего навыками безопасности поведения, сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, он мотивирован к охране своей жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, знает правила и имеет опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, общении с другими людьми.

Целью нашего исследования было изучить возможности использования детской литературы при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста. Для достижения данной цели было сформулировано несколько задач.

Решая первую задачу, мы рассмотрели особенности формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО.

Дошкольный возраст является важным периодом для формирования основ безопасного поведения. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого ложится ответственность за правильное и своевременное обучение ребенка элементарным правилам безопасности. Следует подготовить детей к чрезвычайным ситуациям, которые являются опасными для жизни и здоровья, а также умению находить из них выход. На основе системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и особенностях поведениях в опасных ситуациях, у ребенка формируются навыки безопасное поведение.

Таким образом, для того чтобы уберечь детей от трагедии, очень важно каждого ребёнка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями.

В ходе решения второй задачи нами были рассмотрены произведения детской литературы для использования при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста. Переживая различные опасные ситуации вместе с героями любимых книг, ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае.

Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы и произведения малых фольклорных жанров, способствует формированию навыков безопасного поведения у детей в различных ситуациях. Мы пришли к выводу, что, используя детскую литературу при обучении дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, подбирать книги, которые будут доступны для понимания, содержащие в себе определённую тему, которая будет раскрыта перед детьми во время чтения.

Третья задача предполагала изучение педагогического опыта воспитателя в процессе использования детской литературы как средства формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста. В ходе решения этой задачи мы рассмотрели, как воспитатели при помощи художественной литературы формируют и развивают знания у детей о том, как правильно вести себя в опасных ситуациях.

Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности [4].

Таким образом, в ходе нашего исследования были решены поставленные задачи, цель исследования достигнута.

Список литературы и источников

1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. — Режим доступа: https://fg os.ru/ (Дата обращения: 25.01.2020)

2.Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 N 390-ФЗ с изменениями от 05.10.2015 года N 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 09.01.2020)

3.Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – Санкт – Петербург: «Детство – Пресс», 2009. – 144 с.

4.Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

5.Бажина Е.С. Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста//Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: материалы IV студенческой международной заочной научнопрактической конференции. (4 октября 2012 г.) — Новосибирск: Изд.

6.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Электронный ресурс] / Т.Н. Доронова Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». – Москва., 2002. – 120 с.

7.Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016 — 719 с.

8.Козлова С. A. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — 3-е изд., исправ. и доп / С. A. Козлова, Т. А. Куликова — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.

9.Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет. Азбука Азбука безопасности, конспекты занятий, ФГОС ДО. / Н.В Коломеец. – Москва; Учитель, 2017. – 168 с.

10.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогов учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., переработана и дополнена / Б.Т. Лихачев. — Москва.: Юрайт-М, 2001. —б07с.

11.Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности» [Электронный ресурс]/ И.А. Лыкова. — Москва.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. — 128 с., 2-е издание, переработано и дополнено. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_. (дата обращения: 05.01.2020)

12.Толковый словарь русского языка:80.000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4- е изд., дополненное. — Москва: Азбуковник; 1999. — 944 с.

13.Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика: Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.

14. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь

15. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ

16. Гурович https://topuch.ru/108625/index.html

Приложение 1

Детская художественная литература, рекомендованная парциальной программой И.А. Лыковой «Мир Без Опасности»

Народные сказки: «Волк и козлята» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого, художник Б.Л. Игнатьев); «Волк и козлята» (русская народная сказка в обработке Л.Н. Толстого, художник Васнецов); «Гуси-лебеди» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого); «Дочь и падчерица» (из сборника А.Н. Афанасьева «Русские детские сказки»); «Жихарка»; «Зимовье зверей» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого); «Как Лиса с Овцой Волка наказали»; «Колобок» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого, художник Т. Дубинчик); «Маша и медведь» (русская народная сказка в обработке Л.Н. ); «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого); «СивкаБурка» (русская народная сказка в переработке А. Н. Толстого, художник И. Билибин); «Снегурочка»; «Три поросёнка» (английская народная сказка в обработке С.В. Михалкова) и др.

Авторские произведения: Х. К. Андерсен «Огниво», «Снеговик», «Стойкий оловянный солдатик»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; П.П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»; А.Л. Барто «Жил на свете самосвал», «Любочка»; В.Д. Берестов «Про машину»; Братья Гримм «Красная Шапочка»; Н. Гинзбург «Колесо»; А.А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Дж. Р. Киплинг «Маугли»; М.П. Лазарев «Тревога»; В.В. Лунин «Велосипедист», «Я — поезд», «Будущий лётчик»; Маршак, С.Я. «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Мяч»; С.В. Михалков «Велосипедист», «Дядя Степа», «Кошкин дом», «Упрямый лягушонок», «Одна рифма»; Н.Н. Носов «Автомобиль»; В.Н. Орлов «Моя машина»; Л.В. Петрановская «Что делать, если…»; М.С. Пляцковский «Заводная игрушка»; А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане…» Л.Л. Радзиевская «Азбука безопасности»; «Ты и вода», «Ты и животные», «Ты и лес», «Ты один дома»; Толстой, А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; К.Д. Ушинский «Спор воды с огнём»; Г.М. Цыферов «Сказки на колёсиках»; С. Чёрный «Костёр»; К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Федорино горе», Шмидт, М.Г. Анни «Тетя на машине» (из книги «Саша и Маша»); Ю.Я. Яковлев «Моя улица».

Баданов М. Костер.

Барто А. Гроза.

Бороздин В. Поехали!

Волынский Т. Кошкин дом.

Гардернес Э. Старший брат.

Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.

Дмитриев Т. Тетя Варя — электросварщица.

Жигулин А. Пожары.

Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.

Зуев К. Машину проверяю.

Ильин Е. Солнечный факел.

Иоселиани О. Пожарная команда.

Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.

Маршак С. Кошкин дом. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.

Михалков С. Дядя Степа {отрывок).

Новичихин Е. Ноль — один. Спички.

Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.

Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял.

Распутин В. Костер.

Смирнов О. Степной пожар.

Сухомлинский В. Воробышек и огонь.

Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки.

Фетисов Т. Куда спешат красные машины.

Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.

Хоринская Е. Спичка-невеличка.

Цыферов Г. Жил на свете слоненок.

Чуковский К. Путаница

Баданов М. Костер.

Барто А. Гроза.

Бороздин В. Поехали!

Волынский Т. Кошкин дом.

Гардернес Э. Старший брат.

Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.

Дмитриев Т. Тетя Варя — электросварщица.

Жигулин А. Пожары.

Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.

Зуев К. Машину проверяю.

Ильин Е. Солнечный факел.

Иоселиани О. Пожарная команда.

Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.

Маршак С. Кошкин дом. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.

Михалков С. Дядя Степа {отрывок).

Новичихин Е. Ноль — один. Спички.

Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.

Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял.

Распутин В. Костер.

Смирнов О. Степной пожар.

Сухомлинский В. Воробышек и огонь.

Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки.

Фетисов Т. Куда спешат красные машины.

Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.

Хоринская Е. Спичка-невеличка.

Цыферов Г. Жил на свете слоненок.

Чуковский К. Путаница

  Галкина Марина Вениаминовна

МБДОУ д/с №162 город Ульяновск

Музыкальный руководитель.

«Музыкально — театрализованная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста

в процессе ознакомления с профессиями»

«Необходимо возбудить мысль ребенка к ремеслу… Таким образом, в труде будет расти душа, и человек станет мастером своего дела» К.Д.Ушинский.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде

взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС

дошкольного образования.

Ранняя профориентация предполагает, помимо формирования знаний о различных профессиях, развитие у ребёнка психологической готовности к вхождению во взрослый мир профессий. Такая готовность к будущей профессиональной деятельности означает достижение определённого уровня знаний о профессиях и развитие личностных качеств (ответственности, устойчивости, внимательности, способности работать в команде и др.).

Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать.

Цель:

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через театрализованную деятельность в условиях реализации программы ДОУ.

Задачи:

— дать ребёнку максимально разнообразные представления о профессиях;

— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

— развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;

— научить детей отражать через театрализованную деятельность особенности, присущие различным профессиям.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, со спецификой различных профессий осуществляется через занятия, экскурсии, чтение художественной литературы, в процессе детских игр.

Средством ознакомления с содержанием труда могут выступать произведения музыкального, изобразительного искусства, мультипликации. Например, репродукция картины П.Грузинского «Уборка хлеба», музыкальная увертюра «Урожайная» И.О.Дунаевского к фильму «Кубанские казаки» и поучительный мФ «Хлеб» — яркий рассказ о нелегком труде хлебороба и цене выращенного хлеба.

Рассматривая репродукции мастеров, слушая соответствующие музыкальные произведения, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём.

Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций и прослушивание музыкальных произведений соответствующей тематики, педагог сопровождает разъяснительной беседой, в которой делает акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.

Стоит обратить внимание и на проведение тематических досугов, например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика.

Среди разнообразных форм, помогающих осуществить знакомство детей с профессиями, является музыкально-театрализованная деятельность дошкольников.

Театрализованная деятельность это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку.    

Музыкально-театрализованную деятельность называют «зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов). 

Надо сказать, что театрализованная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Театрализованная деятельность в процессе ознакомления с профессиями помогает формировать у детей уважение к любому труду взрослых, развивать трудолюбие и интерес к выбору своей будущей профессии.

В процессе профориентационной театральной деятельности имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

С целью выявления у детей знаний о различных профессиях проводятся беседы, развлечения, досуги на темы:

1. «Кем быть?»

2. «Чем пахнут ремесла?»

3. «Все работы хороши, выбирай на вкус!» и.т.д.

Детям предоставляется возможность ориентироваться с предметами-заместителями, используя схемы-модели. В качестве примера предлагались следующие задания:

  1. «Угадай профессию» — педагог выставляет ряд карточек с изображёнными предметами, которые имеют отношение к той или иной профессии; детям предлагается угадать профессию.

  2. «Музыка профессий» из цикла занятий на тему «Звуки живут везде»- детям предлагается определить по шумовым звукам профессию.

  3. «Отхлопай ритмический рисунок профессии», например, ма-ши-нист, по-вар, вос-пи-та-тель и.т.д.

  4. Игра-пантомима «Изобрази профессию мамы или папы».

  5. Игры на тему «Транспортные профессии» закрепляют знания детей ПДД.

Работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность направлена на расширение представлений детей о профессиях, связанных с творчеством, с театром (режиссер, гример, костюмер, декоратор, осветитель и др). 
Знакомство с профессией проходит по алгоритму: 
— название,
— место работы,
— трудовые действия,
— качества, которыми должна обладать профессия,
— результат труда. 

В процессе знакомства с профессией особое внимание уделяется качествам и умениям, которыми должен обладать актер: умение перевоплощаться, вживаться в роль; умение петь и танцевать, а так же импровизировать; умение выразительно, четко говорить; умение действовать согласованно.
Вся работа направлена на формирование представлений детей о театральном искусстве, знакомство с профессиональной терминологией. 
С детьми смотрели серию развивающих видео на тему «Путешествие в театр», где дети знакомились с видами театров, жанрами театральных представлений, с устройством театра, театральными профессиями, театральной атрибутикой, правилами поведения в театре.
В работе с детьми используются игры на развитие умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, на развитие быстроты реакции, внимания, памяти и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира: «Слушай хлопки», «Четыре стихии», «Запомни свою позу», «Дружные звери», «След в след», «Упражнение со стульями» и др. 

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Ничто никогда не выходит само: Само не приходит к нам на дом письмо, Само не способно смолоться зерно, Само стать костюмом не может сукно, Само не умеет свариться варенье, Само не напишется стихотворение. Мы делать всё это обязаны сами, Своей головой и своими руками. В. Лунин

4

  • Рассказ про россию на немецком
  • Рассказ про реку ангару
  • Рассказ про реку белая в башкирии
  • Рассказ про реку неву
  • Рассказ про робота для детей 6 7 лет