Рассказ про реку оку

Ока - река, прекрасная в любое время года. в жаркую летнюю пору она ведет себя довольно сдержанно и спокойно. весной

Ока — река, прекрасная в любое время года. В жаркую летнюю пору она ведет себя довольно сдержанно и спокойно. Весной ее воды шумят и бурлят. Осенней порой река тихая, и ее воды радостно переливаются на солнце в окружении величественной золотой оправы из листьев. Зимой Ока — красавица, укрытая белым покрывалом из мелких белоснежных снежинок. Эта река великолепна при любой погоде. Какая же она сегодня? И какие перспективы открывает для туристов из разных уголков земного шара?

ока река

Река Ока: описание и справочная информация

Ока — это река, расположенная в европейской части РФ, она считается одним из самых крупных притоков Волги. Исток реки Ока находится на Среднерусской возвышенности, а устье — в Нижнем Новгороде. Длина Оки составляет около 1498,6 км, а общий размер бассейна равен 245 000 км². К слову сказать, габариты бассейна реки можно смело сравнить с размерами всей территории Великобритании.

Кроме того, по своим характеристикам (размерам, проходимости судов и пр.) Ока — река, в несколько сотен раз превышающая характеристики такого гиганта, как египетский Нил. В настоящее время река охватывает такие области РФ, как Орловская, Тульская, Владимирская, Московская, Рязанская и Нижегородская.

река ока описание

Средняя глубина водоема реки составляет 1-3 м. Ока богата своими подводными обитателями, в частности, в ее достаточно чистых водах водится около 26 разновидностей рыб. О том, какие именно рыбы водятся в пресной воде Оки, мы расскажем далее. Что касается уровня прозрачности воды, то увидеть проплывающих по дну рыбок удастся, если только они будут перемещаться на небольшой от поверхности глубине.

Берега у Оки неилистые, зачастую песчаные — это обязательно оценят любители позагорать и искупаться. Ее северные берега, вдоль которых произрастают редкие леса и кустарники, обладают характерными пологими спусками, остальные — более открытые и обрывистые. В целом места, которые охватывает своими водами Ока, красивые и живописные.

Река Ока (описание ее предоставим ниже) считается природным водоемом с давней историей. Некоторые исследователи утверждают, что возникновение ее долины произошло еще задолго до образования ледников на земле.

исток реки ока

Какие города находятся на реке?

Ока — река довольно длинная, она протекает мимо нескольких городов РФ. В некоторых из них она соединяется с другими речушками и крупными реками, продолжая свой долгий путь. Среди городов, стоящих на реке, довольно много крупных и имеющих стратегическое значение. Так, река Ока (фото ее можно посмотреть ниже) достигает берегов города Орла и Белева, достает своими водами до Калуги и Рязани, подходит к Мурому и Нижнему Новгороду, к Ступино и другим.

река ока

Какие реки впадают в Оку?

Стоит рассказать подробнее о тех небольших реках, с которыми по пути своего следования встречается Ока. В общей сложности в эту полноводную и быструю реку впадает до 25 речушек разного размера и расположения. Рассмотрим же подробнее маршрут, по которому протекает река, и те города, которые она пересекает на своем пути.

Исток реки Ока находится в небольшом роднике села Александровка, расположенном в Глазунском районе Орловской области. Сначала это всего лишь робкий ручей, который становится все шире и полноводнее. Ока — река, которая течет преимущественно в северном направлении, затем в районе города Орла она сливается с небольшой речушкой Орликом. После вбирает в себя воды тульской Упы и калужской Угры, а затем поворачивает в сторону Тарусы и Алексина. Позднее, в районе Протвино, Ока делает еще два поворота и меняет направление с северного на восточное. В общей сложности уклон реки составляет около 0,1 м/км. Далее она затрагивает участки Серпухова и Ступина, доходит до них, образуя своеобразный водный забор, разделяющий две области – Тульскую и Московскую.

Чередуя мягкие спуски и резкие повороты, река достигает берегов древнего русского города Коломны. Именно здесь она принимает в себя воды могучей Москвы-реки, затем постепенно поворачивает к югу и стремительно пускается в сторону Рязанской области. Как и Москва-река, Ока живописна и полноводна. В пейзажах Оки эффектно сменяет друг друга холмистая и равнинная местность, прекрасно сочетаясь с живописной растительностью средней полосы России.

В районе реки Прони происходит небольшой изгиб Оки сначала в правую сторону, а затем в левую. После Ока подбирается к устью Мокши, приближается к Клязьме и, наконец, достигает величественного Нижнего Новгорода.

куда впадает река ока

Куда впадает Ока?

Возвращаемся к вопросу о том, куда впадает река Ока. Итак, она впадает в широкую и полноводную Волгу. А та, в свою очередь, впадает в Каспийское море. При этом плавный переход из Оки в Волгу осуществляется в великом Нижнем Новгороде.

Какие мосты находятся на Оке?

На протяжении всего пути реки встречаются переправы и мосты. В общей сложности на Оке действует до 25 мостов, среди которых Канадский, Мызинский, Нижегородский, Стригинский, Озерский, Каширский, Коломенский и другие. На Оке можно встретить не только автомобильные мосты, но и железнодорожные, а также понтонные.

Достопримечательности Оки: город Таруса

Любопытно будет не только узнать о том, куда впадает река Ока, но и ознакомиться с информацией о местных достопримечательностях, встречающихся на пути. Например, одним из самых ярких мест на реке считается древний город Таруса. Данный центр районного значения расположен на возвышенности. Он находится в удивительном и живописном месте, окруженном естественными песчаными пляжами и смешанными лесами.

где река ока

Таруса в свое время являлся местом жительства таких замечательных и талантливых личностей, как Паустовский и Цветаева, Борисов-Мусатов и Заболотский. В паре минут езды от города находится знаменитая усадьба Поленово, которая долгое время была излюбленным местом отдыха известного русского живописца Поленова.

Приокско-Террасный биосферный заповедник

Вторым местом, на которое стоит взглянуть, считается Приокско-Террасный биосферный заповедник. Он находится там, где река Ока соприкасается с берегами города Серпухова. Данный заказник существует с 1945 года и насчитывает до 1000 разновидностей высших растений. Здесь преимущественно встречаются представители хвойных пород, крупномеры, русские березы, осины, липы и дубы.

В заповеднике также есть необычные сфагновые болота, на которых произрастают низкорослые кустарники клюквы и голубики, росянки и подбела. Во время путешествия по этим неповторимым по красоте местам отдыхающие и туристы смогут насладиться панорамным видом. Здесь же можно увидеть и богатую растительность, из которой наиболее характерными являются луговая клубника, степная вишня, герань и ковыль.

Из животных в парке встречаются зубры, в том числе и крупные особи. Их численность сейчас достигает 40 голов. Есть олени и лоси, лисы, кабаны и зайцы, белки и бобры, ласки и хорьки, рукокрылые, мышевидные грызуны. В лесах и рощах заповедника можно встретить довольно крупных рябчиков и глухарей. Водятся здесь черные коршуны и ястребы, осоеды и около 139 видов, относящихся к отряду воробьиных.

Рязанский кремль – удивительный музей-заповедник

Еще одна достопримечательность, с которой непосредственно соприкасается река Ока, — Рязанский кремль. Это уникальное место, представляющее собой самую старую часть города. Этот музей-заповедник, построенный на большом холме, заслуженно считается одним из старейших музеев РФ, когда-либо созданных под открытым небом. Во всех рекламных туристических проспектах указано, что объект представляет большую историческую и архитектурную ценность. Стены кремля надежно соединяют двенадцать высоких башен, а внутри комплекса в уютных двориках расположились восемь церквей.

Что можно увидеть в музее-заповеднике С. А. Есенина?

Но вот кремль остается позади, и катит дальше свои воды Ока. Река вскоре достигает окраин села Константинова в Рязанской области, где находится государственный музей-заповедник С. А. Есенина. Как видно из названия, эта достопримечательность посвящена памяти великого русского поэта. Здесь есть дом родителей Есенина, а также присутствуют экспозиции, рассказывающие о детстве, юношестве и отрочестве поэта.

Единственная и неповторимая Шуховская башня

Продолжая свой путь вдоль российских городов, река Ока открывает вид на единственную во всем мире гиперболоидную многосекционную опору линии электропередач под названием Шуховская башня. Это уникальная конструкция высотой в 128 метров состоит из множества мелких сеточек. Она находится в Дзержинске, где и была построена в 2006 году. Благодаря своей высоте и необычному строению башня видна издалека.

Постройка состоит из 25-метровых секций, состоящих из прямых профилей и кольцевых оснований. Помимо этого, строение само стоит на возвышенности, представляющей собой фундамент с диаметром в 30 метров. В настоящий момент Шуховская башня внесена в список главных культурных объектов страны, имеющих федеральное значение.

Мощная и большая крепость нашего времени

И, наконец, последней яркой достопримечательностью, которую охватывает река Ока, является Коломенский кремль. Это довольно интересное и мощное строение, построенное в Коломне в период между 1525 и 1531 годами. За все время своего существования здание неоднократно разрушалось и восстанавливалось. При этом оно было молчаливым наблюдателем, ставшим невольным свидетелем всех исторических баталий. Так, именно в этом кремле проходили междоусобицы великих рязанских и московских князей.

Насколько продуктивна рыбалка на Оке?

Ока – это прекрасное место для туристов и приезжих из разных уголков земного шара, где можно сделать красочные панорамные фото для своего личного альбома. Однако, помимо отдыха на природе и фото, многих приезжих интересует еще и рыбалка. Река Ока – крупный природный водоем, где можно ловить на удочку как с берега, так и с лодки. А можно просто сидеть, наслаждаясь великолепным обзором пейзажа и созерцать время от времени поднимающийся и опускающийся поплавок. Где же лучше всего клюет? И где можно ловить рыбу?

Как утверждают опытные рыбаки, наилучшим временем для рыбалки считается весна. В эту пору лучше всего приезжать в район Серпухова и забрасывать свою удочку в место, где Ока сливается с Протвой. После ловли в этом месте даже начинающие рыбаки могут похвастаться прекрасным уловом из судака и окуней.

Если вы хотите поймать на свой спиннинг щуку, то стоит посетить берега Серпухова в районе Варшавского шоссе. В этих местах, как показывает практика, прекрасно клюет, а помимо щуки, поймать в этой части водоема реально язя, леща, густеру, плотву и даже жереху.

Вблизи города Озеры река Ока впадает в небольшую местную речушку, где на поплавочную и донную удочку клюет судак, плотва, лещ, жерех и другие рыбы. По словам местных жителей, в этом районе даже у новичков в сложном рыболовном ремесле будет интенсивный клев.

Летом можно отправиться на рыбалку в сторону реки Осетр, где в каменистых косах стоит жерех, голавль и судак. Неплохо летом порыбачить и в месте, где Ока сливается с притоком — Лопасней. В этих местах на спиннинг можно поймать крупных лещей и судаков, а при умелом обращении с удочкой — и жерехов. Если есть желание, то отдохнуть и остаться на ночь в этих местах можно на местной базе Московского общества рыболовов и охотников, находящейся в поселке Малюшина Дача.

река ока впадает

Любимым местом для рыболовов также является город Каширы, расположенный на правом берегу Оки. В этом месте в реке водятся крупные судаки. На спиннинг здесь ловят и небольших окуньков, и жереха.

Одним словом, на берегах Оки реально отдохнуть всей семьей: подышать свежим воздухом, осмотреть местные достопримечательности, сделать красочные фото, насобирать грибов и наловить рыбу.


Презентация на тему: Река Ока

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Река Ока Русло реки – 180 километров. В Оку впадают три крупных притока: Угра, Ж

Описание слайда:

Река Ока Русло реки – 180 километров. В Оку впадают три крупных притока: Угра, Жиздра, Протва, а также ряд более мелких рек. Ока является типичной равнинной рекой лесной зоны европейской части России. Русло Оки изобилует перекатами. В среднем на каждые 4 километра приходится один перекат. После впадения Угры, Жиздры и Протвы русло Оки расширяется, увеличивается глубина реки. Основной источник питания реки — снежный покров. Весной ширина разлива достигает 1,5 километра. Ледостав держится с декабря до конца марта. Средний подъем воды в весенний период достигает 10 — 12 метров. Глубина Оки колеблется в среднем от 1 до 3,5 метров, достигая местами 6 метров. Прозрачность воды составляет 60 сантиметров. Дно Оки в верхнем течении песчаное. Среди рыб промысловое значение имеют: лещ, щука, судак, жерех, сом, подуст, язь. Огромное значение Ока играет в снабжении населенных пунктов и промышленных объектов водой.

№ слайда 2
Рассказ про реку оку

№ слайда 3
Города на Оке На берегах Оки множество сёл и деревень. И восемнадцать городов. М

Описание слайда:

Города на Оке На берегах Оки множество сёл и деревень. И восемнадцать городов. Мы побываем в некоторых из них.

№ слайда 4
Город Орёл Река Орлик впадает в Оку

Описание слайда:

Город Орёл Река Орлик впадает в Оку

№ слайда 5
Город Калуга Ниже Орла по Оке находится другой большой город – Калуга. Здесь род

Описание слайда:

Город Калуга Ниже Орла по Оке находится другой большой город – Калуга. Здесь родился великий ученый Циолковский К.Э., мечтавший о полётах в космос. Он заложил основы космонавтики.

№ слайда 6
Памятник Циолковскому К.Э. Константин Эдуардович Циолковский Дом, в котором жил

Описание слайда:

Памятник Циолковскому К.Э. Константин Эдуардович Циолковский Дом, в котором жил К.Э.Циолковский

№ слайда 7
Город Таруса Небольшой город Таруса – это город художников. Они приезжают сюда,

Описание слайда:

Город Таруса Небольшой город Таруса – это город художников. Они приезжают сюда, чтобы рисовать окские дали, берёзы, ивы, склонившиеся над рекой, луга, поля.

№ слайда 8
Таруса славится своей неповторимой вышивкой. Народная вышивка Калужской области

Описание слайда:

Таруса славится своей неповторимой вышивкой. Народная вышивка Калужской области выполнялась на крестьянском холсте льняными и бумажными нитками, изредка шерстью. Цветная перевить — основной прием вышивания — дополнялась в некоторых случаях цветной обводкой и вставками из настила. Помимо узоров цветной перевитью в Калужской области встречались вышивки одной белой строчкой. Яркий, насыщенный колорит, многоцветные узоры тарусской вышивки производят праздничное впечатление. Для расцветки узоров применяются красные, зеленые, синие и желтые нитки.

№ слайда 9
Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трёх

Описание слайда:

Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трёхэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 г. Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом.

№ слайда 10
Город Серпухов Чуть пониже Тарусы, на левом берегу Оки, расположен старинный гор

Описание слайда:

Город Серпухов Чуть пониже Тарусы, на левом берегу Оки, расположен старинный город Серпухов. Поблизости от него радиоастрономическая обсерватория Академии наук. Отсюда учёные наблюдают за небом и звёздами.

№ слайда 11
Город Пущино На право берегу реки вырос город, который называется Пущино. Здесь

Описание слайда:

Город Пущино На право берегу реки вырос город, который называется Пущино. Здесь живут учёные-биологи. Пущино – город учёных.

№ слайда 12
Приокско-Террасный биосферный государственный природный заповедник - настоящая ж

Описание слайда:

Приокско-Террасный биосферный государственный природный заповедник — настоящая жемчужина природы южного Подмосковья. На территории заповедника произрастает около 1000 видов растений, в том числе и редких, занесенных в Красную книгу России (венерин башмачок, ятрышник шлемовидный из семейства орхидных и другие). о ядром заповедника, ради которого он был и создан, являются участки степной растительности в окружении сосновых боров, расположенных на самом юге заповедника. Это так называемая уникальная «окская флора» или Долы. Здесь можно увидеть такие редкие для Подмосковья растения как ковыль перистый, типчак, тюльпан Биберштейна, русский рябчик и многие другие растения степной зоны. Ученые до сих пор спорят о происхождении этих растений. В заповеднике обитает 54 вида млекопитающих. Распространены характерные для Русской равнины лось, кабан, куница, ласка, барсук, заяц. Изредка заходят волк и рысь. Восстановлен бобр, завезена косуля, успешно акклиматизирован пятнистый олень и енотовидная собака, завезенные из Дальнего Востока. В богатой фауне птиц заповедника насчитывается 137 видов: наиболее многочисленны зяблики и различны пеночки, есть тетерев, глухарь, рябчик, ястребы — тетеревятник и перепелятник, черный коршун, пустельга, неясыть, домовый сыч. Среди насекомых немало редких видов — бабочки Мнемозина, махаон, аполлон и др. В 1948 году в заповеднике был организован Центральный зубровый питомник, ставший одним из центров восстановления и разведения зубра.

№ слайда 13
Город Коломна Красив старинный город Коломна с высокими башнями величественногок

Описание слайда:

Город Коломна Красив старинный город Коломна с высокими башнями величественногокремля. Возле этого города в Оку впадает Москва-река.

№ слайда 14
Город Рязань Один из самых больших городов на Оке – Рязань. Он стоит ниже Коломн

Описание слайда:

Город Рязань Один из самых больших городов на Оке – Рязань. Он стоит ниже Коломны – там, где ока стала уже очень широкой.

№ слайда 15
Город Касимов

Описание слайда:

Город Касимов

№ слайда 16
Город Муром На теплоходе можно проплыть по Оке вниз от Рязани до города Мурома.Б

Описание слайда:

Город Муром На теплоходе можно проплыть по Оке вниз от Рязани до города Мурома.Былинный русский богатырь Илья Муромец был родом из этого города. Здесь сохранились с давних времён удивительные строения. Высоко взметнулись над Окой купола соборов одного из муромских монастырей.

№ слайда 17
Муромский калач – это съедобный сувенир города. Раньше на Руси хлеба делились на

Описание слайда:

Муромский калач – это съедобный сувенир города. Раньше на Руси хлеба делились на две большие категории – решётные и ситные – в зависимости от того, как просеивалась мука, через решето или через сито (разные ячейки). К последним относились московские калачи и сайки, муромские калачи, смоленские кренделя, валдайские баранки. Калач – это пшеничный ситный хлеб. А главная особенность его теста – это скважистость. Ситники всегда выходят пышными, скважистыми, с мягкой корочкой, и тягучим, упругим, приятным хлебным мякишем. Но вкус именно калача неповторим, так же, как и его внешний вид. Калач состоит из трёх частей: толстого «животика», нависающей над ним поджаристой, хрустящей «губы» и поддерживающей их обоих «ручки» или «дужки». Чтобы испечь настоящий калач нужно знать два самых «важных секрета». Главный из них – тесто должно неоднократно и долго проминаться только руками человека. Если тесто месить машиной – оно никогда не подойдёт, не поднимется. Когда мнут машины – из теста выбивается углекислый газ. А второй секрет – его необходимо выдерживать на холоде. Прежде хорошие калачи мяли прямо на льду – а это очень важно. Когда тесто ставят в холодильник после замеса – это уже поздно, потому что древний замес не позволял части газа уйти, на льду он как бы замораживался. Только поэтому калачное тесто долго не черствело, а откушать горячего калача считалось превеликим удовольствием. Почему калач – калач? Одни считают, что это название идёт от русского слова «коло» — круг, другие от татарского «калач» — т.е. буквально«будь голоден», или аппетитный. Откуда в Мурометатарский калач понятно – Ока, торговый водный путь, смешение народов со всех краёв.

№ слайда 18
Город Павлово Если вам доведется плыть от былинного града Мурома вниз по Оке, не

Описание слайда:

Город Павлово Если вам доведется плыть от былинного града Мурома вниз по Оке, не пропустить то мгновение, когда из-за очередного крутого поворота реки, откроется взору древний и современный город, смотрящий на вас церковной звонницей и шумными торговыми рядами. Знайте, — это и есть город неувядающей славы мастеров по обработке металла Павлово на Оке. Там сделан самый большой в мире замок.

№ слайда 19
Город Джержинск Дзержинск, расположен на левом берегу Оки. В окрестностях Дзержи

Описание слайда:

Город Джержинск Дзержинск, расположен на левом берегу Оки. В окрестностях Дзержинска — мелколиственные и сосновые леса, в самом Дзержинске — лесопарковые зоны. К югу от города , Ока с её песчаными пляжами составляют природное окружение города.У Дзержинска на левом берегу Оки расположено уникальное архитектурное сооружение — стальная ажурная башня, построенная по проекту В. Г. ШуховаШуховская башня на Оке — единственная в мире башня такой конструкции. Она имеет гиперболоидное многосекционное строение и является опорой линии электропередачи. Ее высота составляет 128 метров.

№ слайда 20
Город Нижний Новгород Самый большой город на Оке – Нижний Новгород.Он расположен

Описание слайда:

Город Нижний Новгород Самый большой город на Оке – Нижний Новгород.Он расположен в устье реки. Там, где Ока впадает в ВолгуОтсюда хорошо видна главная достопримечательность – старинный кремль.

№ слайда 21
Родились в Нижнем Новгороде

Описание слайда:

Родились в Нижнем Новгороде

№ слайда 22
Рассказ про реку оку

Учитель: Карпова
О.Н.

Авторы УМК: «Школа России», А.А. Плешаков

1) Организационный момент.

2) Актуализация
знаний.

3) Сообщение темы и задач урока.

4) Работа над новым материалом.

5) Физкультминутка.

6) Работа в рабочей тетради.

7) Экологическая беседа.

8) Практическая работа.

9) Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель
урока:

расширение
и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море.


рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных
сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт
экологического поведения в природной среде;


расширить и уточнить представления детей о реках, о морях, о движении реки в
море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.

— научиться прослеживать по
рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать
пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их;
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и
рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя
представленную информацию для получения новых знаний.

овладеть
способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать
на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать
собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить
изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой
речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
 

— овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование
готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
личностного смысла учения

Формы работы: фронтальная,
работа в парах, работа в группах, метод
контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной
познавательной деятельности учащихся.

предметный столик, учебник, мультимедийный
проектор, пустой химический стаканчик, воронка, морская соль, интерактивная
доска, иллюстрации, презентация, конвертики с заданиями; морская соль в
химических стаканчиках.

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир»: 1 класс. -М.: ВАКО, 2020. – 368 с. (С. 172-177)

Плешаков А.А.  Окружающий мир. 1 класс.
Учебник в 2-х частях. 1 Часть. — М.: Просвещение, 2017. – 95 с. (С. 66-67)

Плешаков. А.А.  Рабочая тетрадь. 1 класс. В
2-х частях. Часть 1. — М.: Посвещение, 2020. – 67 с. (С. 43-45)

Плешаков А.А.
Атлас-определитель «От земли до неба». Зеленый дом. М.: Просвещение,
2009. – 368 с. (С.45)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Ну-ка посмотри, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Ваши ушки на макушке.

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Тихо садятся на свои места в группах,
проверяют готовность всего необходимого к уроку.

самоопределение;
целеполагание.

II. Актуализация знаний

На столе передо мной

Закружился шар земной –

Африка, экватор, полюс –

Уместил всю Землю … (глобус). (Слайд
2)

— А что такое глобус?

— Только ли на глобусе мы можем увидеть
земную поверхность?  

— Посмотрите, как выглядит наша планета
из космоса. Какого цвета больше?  

— Как вы считаете, что значит голубой
цвет?  

— А каким цветом обозначается суша?

— Чего больше на планете Земля?  

-Давайте вспомним, какие правила надо
соблюдать, работая в паре.

-У вас на партах лежат прямоугольники желтого
и синего цвета.

— Задание: как бы вы составили схему
соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два
прямоугольника?   

— К какому выводу мы пришли, составляя
схему?

-Да, нашей планете Земля можно было бы
дать и другое название – планета Океан. С древнего языка слово “Океан”
означает “водоем, в котором много воды”. Но, несмотря на то, что океанической
воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы
используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.

— Какие водоемы суши вы знаете?

— Угадайте, о каком из перечисленных
вами водоемах идет речь:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море.  

— Вспомните, что вы уже знаете о реках и
скажите, какую пользу приносит река?

— Как вы считаете, может ли река сделать
столько работы, если её воды будут стоять на месте?

— Какое предположение вы можете сделать?
 

Отвечают на вопросы

— Можем на карте.

— Больше голубого.

— Голубым цветом изображены моря,
океаны, реки нашей планеты

— Зелёный, жёлтый, коричневый.

— Воды

Работа в парах.

Уважай своего товарища.

Умей выслушать.

Не согласен – предлагай.

Дети составляют схемы, накладывая синий
на жёлтый

— Воды на земном шаре больше, чем суши

— Река, озеро, пруд, море.

— Река

— Место обитания для рыб и некоторых
животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д.

— Реки постоянно движутся


самоопределение  


стремление к успешности в учебной  деятельности;


планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


понимание алгоритма

выполнения
задания;


умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя ;

III.

Сообщение темы и задач урока
Постановка проблемного вопроса

Впереди нас ждет много открытий.  

— Я приготовила для вас вопрос.
Составьте его из слов на доске.

— Какую учебную задачу поставим перед
собой на уроке?

— Прочитайте в учебнике на странице 66,
как об этом говорит Муравьишка?

— А для того, чтобы ответить на этот
вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса. Что нужно для
путешествия?

Предлагаются карточки со словами текут,
реки, куда.

Дети составляют вопрос: Куда текут реки?

— Узнать, куда текут реки

— Узнаем, куда текут реки, научимся
отличать реку и море.

— Карта или маршрут.

— проявление интереса к новому учебному материалу;

— определение основной и второстепенной информации, постановка и
формулирование проблемы;

IV.

Работа над новым материалом.

 – И первым нам на помощь придет автор
учебника Андрей Анатольевич Плешаков.

Текст на слайде

– Его рассказ называется «Вода-путешественница».

Я
родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.В детстве мне
было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр
впадает в другую реку – Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в
реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой
берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море.

– Как вы думаете, почему так
назван рассказ?

– Пояснением к рассказу будет рисунок.

– Что изображено на рисунке?

– Вспомните тему урока, на какой вопрос
мы должны найти ответ?

– Итак, начнем путешествовать по
рисунку. Я буду читать рассказ, а вы находите на рисунке названия, которые
встретятся в рассказе.

– Так почему же автор
назвал рассказ «Вода-путешественница»?

– Какая река еще
впадает в Оку?

– Ребята, реки, которые впадают в другие
реки, называются притоками.

– Я прочитаю, как автор называет реку
Волгу ()

– Ребята, а мы можем
совершить путешествие по Волге, не выходя из класса. Как?

– Перед вами физическая карта России,
точно такая же у вас на партах, в атласах.

– Откроем их!

– Ребята, посмотрите, как река
изображена на рисунке, на фото. А как же она изображена на карте?  

– В России много рек больших и малых.  

– Каждая река имеет свое начало.

– Как вы думаете, откуда берут свое
начало реки? (Да, обычно это – родник)

– Место, где берет свое начало река,
называется исток.

— Наше путешествие мы начнём с реки, которая
протекает в нашем крае.

— Найдите её на карте. Как вы думаете,
это большая река?  

Этой реки нет на нашей карте,

— Но она впадает в другую более широкую
и длинную реку. 

— В какую реку впадает Железница?

— Какая ещё река впадает в Оку?  

— Сравните, Ока — больше или меньше, чем
Железница?

— Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? Назовите
её.  

— Сравните Оку и Волгу. Что заметили?  

— Отправляемся дальше. Мне кажется, что
чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной?

— Куда же впадает река Волга?  

— Вернёмся к началу нашего путешествия.
Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Железница.  

Работа с презентацией

Учащиеся высказывают своё мнение.

Работа по учебнику

— Великая русская река.

— Поможет нам в этом географическая
карта. Ответы детей.

Дети называют реку Железница

— Это небольшая река.

— В Оку

— Река Москва

— В Оку впадают другие реки, значит, она
уже больше, чем Железница

— В другую реку. Волгу.

— Волга ещё более крупная река.

— Нет, она становится всё шире и шире.

— В Каспийское море.

— Она прошла путь от маленькой реки до
моря

— умение выделять события, видеть их последовательность в
произведении

— участие в обсуждении содержания

— умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и
доказывать свой выбор;

— учёт разных мнений;

— развивать способность к связной логически целесообразной форме
речи;

— ориентироваться в речевом потоке;

— структурирование знаний;

— дополнение имеющихся знаний, выделение главного;

— выражение положительного отношение к процессу познания

V. Физкультминутка

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два.

(встать из-за парт)

Он назад поплыл сначала.

Раз, два.

(шаги назад)

А потом поплыл вперёд.

Раз, два.

(шаги вперёд)

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Ребята выполняют упражнения.

VI. Работа в рабочей тетради

Выполнение заданий в рабочей тетради с.
41-42

1.определение ошибки в схеме (ошибки в
2-3)

2. проведение опыта с морской солью

3. рисование схемы реки с.43

Дети находят ошибки в схеме

Ребята проводят опыт

построение осознанного и произвольного
речевого высказывания в устной форме

VII. Экологическая
беседа

Почему воду нужно беречь и охранять?

О чем могла бы попросить нас вода, если
бы умела говорить?

Вывод:

Не расходуйте воду напрасно, берегите
ее.

Воду попусту не лей, дорожить водой
умей,

Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек
океан.

Рассказ учителя откуда берется вода в
реке.  

— Сегодня на уроке мы узнали про четыре
реки нашей страны. А ведь страна у нас большая и рек в ней превеликое
множество.

Ответы на вопрос

– Вода входит в состав любого организма;

– Вода – это жизнь, красота и здоровье;

– Количество воды ограничено;

– Вода – помощник человека;

– Вода загрязняется.


построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной форме

VIII.  

Практическая работа в парах

— А теперь проверим, как хорошо вы
запомнили названия рек, о которых мы сегодня говорили.

— Из букв собрать названия рек. (карточка

Учащиеся работают в парах.

— умение принимать и понимать учебную задачу и следовать
инструкциям учителя;

IX. Итог урока.
Рефлексия.

— Наше путешествие подходит к концу.
Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? Ответили
ли мы на главный вопрос?

— Я предлагаю вам поделиться своими
знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:

Сегодня на уроке:

— Узнать, куда текут реки и чем
отличается река от моря.

— Да, мы узнали, что река впадает в
другую реку или в море.

Я научился…..(различать реку и море)

Я узнал …… (реки впадают в другие
реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)

Я теперь смогу …(отличить реку от
моря, рассказать о путешествии воды…)


прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно
воспринимают оценку учителя;


определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Рассказ про реку оку

20210413 vu tg sbscrb2

Конспект предназначен для использования на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Куда текут реки?» Цели урока:
Педагогическая: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать реки России, Р.К., узнает особенности морской и речной воды; научится проводить исследования и наблюдения.

Рассказ про реку оку

Тема урока «КУДА ТЕКУТ РЕКИ?»

Окружающий мир 1 класс

I. Цели урока:

Педагогическая: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.

Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать реки России, Р.К., узнает особенности морской и речной воды; научится проводить исследования и наблюдения.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?

Актуализация

знаний

Муравьишка что-то принёс нам на урок. Что?(конверт) Вспомним, что находится на конверте? Кому он адресован?Что такое индекс? Для чего на конверте марка?(слайд)

II. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня Муравьишка предлагает нам отправиться в новое путешествие. А путешествовать мы будем на корабликах. Они лежат у вас на парте.

В конверте Муравьишка прислал нам загадки.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Учитель: Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца, 
Ни затылка, ни лица,
Знают все – и млад, и стар, 
Что она большущий шар.

Дети: Земля. (Видео о планете) СЛАЙД

Учитель: А вот вторая загадка:

Отгадайте загадку:

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю … (глобус). СЛАЙД

– А что такое глобус? (Глобус — это уменьшенная модель земли).   
– Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Нет. Можем увидеть на карте) Слайд
– Скажите, какого цвета на глобусе и на карте полушарий больше? (Синего цвета больше)
– Вспомните, что на глобусе обозначается синим цветом и его оттенками? (Синим цветом обозначается вода)
– А каким цветом обозначается суша? (Суша обозначается зелёным, жёлтым, коричневым цветом)
– Чего больше на планете Земля? (Воды)
– Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
С древнего языка слово «Океан» означает «водоем, в котором много воды».
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.
– Какие водоемы суши вы знаете? (Озёра, реки, моря)
– Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик – в роднике, а широкий — в море. (Река) Слайд

– Правильно, это – река.

— Почему узкий кончик в роднике? (…)

— А широкий в море? (…)

— Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

— Прочитайте тему урока на с. 64.

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

IV. Выявление места и причины затруднения

— Ребята, а вы задавали когда-нибудь себе вопрос «Куда текут реки»? (Задавали)

Вы пытались на них ответить? (Пытались)

И какие предположения у вас были? (в океаны; в озёра; вокруг земли)

Сколько мнений у нас получилось? (Несколько)

Мнения разделились, и нам предстоит выяснить кто прав.

-Почему возникло затруднение? (точно не знаем, куда текут реки)

-Почему? (Мало знаний о реках)

V. Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 4- Ребята, а что нужно сделать чтобы выяснить, куда же текут реки? (Посмотреть карту, атлас, глобус, книгу, фильм, видеоролик)

– Чтобы ответить на вопрос я предлагаю вам совершить путешествие по просторам нашей необъятной Родины.

На чём будем путешествовать? (На кораблике, т.к. быстрее, удобнее. Все поместимся.)

А где будем путешествовать? (По рекам)

Почему по рекам? (Нужно ответить на вопрос, куда текут реки)

Ребята, а у каждого путешественника есть…? (Карта)

Где взять карту? (Составить, в учебнике) Слайд

И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков.
– Откроем учебник на стр. 66.

VI. Реализация построенного проекта

– Послушайте его рассказ, который называется

«Вода – путешественница»
– К рассказу будет рисунок в учебнике.

– Итак, начнем путешествовать по рисунку. Слушаем рассказ и находим на рисунке названия, которые встретятся в рассказе и запоминам их. Работа по учебнику.

Вода – путешественница.

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку – Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море.

-Почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»? (Вода проходит много километров, прежде чем впасть в моря, океаны)

Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос «Куда текут реки?»? (Да. Они текут к морям и океанам.)

VII. Первичное закрепление во внешней речи

Физкультминутка

А давайте сейчас на бумажных кораблях, которые находятся на ваших партах, совершим путешествие по этим рекам.

— Найдите реку Осётр. (Слайд) Здесь в небольшом городке установим наши корабли. Это начало пути. Учитель устанавливает над словом Осётр флажок.

— Мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока). (Слайд) Дети во время путешествия передвигают свои корабли по рисунку в учебнике. Учитель между карточками устанавливает стрелочки.

-Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки? (Москва). (Слайд)

Учитель устанавливает карточку «Москва» над словом «Ока», ставя стрелку.

— Какая река еще впадает в Оку? Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками.

— Плывём дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга) (Слайд )

-Что вы помните об этой реке из рассказа автора?

— Мы продолжаем путешествие по реке Волге. Волга – крупнейшая река Европы. Она могучая и широкая. Её длина 3550 км.

Будьте осторожны! Впереди Волжская гидроэлектростанция. Давайте вспомним с предыдущих уроков, что вырабатывает эта станция? (Электрический ток).

— Мы продолжаем наше путешествие по Волге. Чем дальше мы плывём, тем шире и шире становится река. А куда же впадает река Волга? ( В Каспийское море)

Море волнуется раз…

— Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, пере­возятся грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышлен­ных предприятий.)

— Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предпри­ятия сливают в реку грязную воду.)

Слайд В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, а также вода, используемая в быту. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 100 000 товарных поездов.

Дети: Нужно экономить воду.

Учитель: А как мы можем экономить воду?

Дети: Не умываться под сильной струёй, хорошо закрывать кран, стараться использовать воду экономно. Не оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот.

VIII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— У Муравьишки есть ещё одна загадка.

Кругом вода, а с питьём беда …

— Почему же в море с питьём беда? Чем речная вода отличается от морской?

(Слайд, видео)

-Чем отличается вода из речки от воды из моря? (Вода в реке – пресная, в море – соленая).

-Можно ли искупаться в «море» не выходя из дома? (Нет)

-Сейчас мы проделаем опыт и убедимся, что в море искупаться не выходя из дома можно.

На столе у меня стаканы с водой, морская соль, ложка.

Вызываю учеников двух

— Насыпьте в стакан с пресной водой морскую соль и смешайте. Вода в стакане получилась морская. Если вы смешаете морскую соль в ванной, то вы сможете искупаться в морской воде, не выходя из дома.

IX. Включение в систему знаний и повторение

Ребята, я буду читать высказывания, если вы согласны с высказыванием поднимите зелёный кружок, если вы не согласны, то красный кружок.

Глобус — уменьшенная модель земли. (зелёный)

Вода на глобусе показана коричневым цветом. (красного)

Реки впадают в другие реки, моря. (зелёный)

В реке вода солёная. (красный)

В море вода пресная. (красный)

Молодцы.

Ребята, о чём говорят нам эти иллюстрации? (Нельзя загрязнять водоёмы, реки, моря)

99765095 199765095 2

Почему воду нужно беречь и охранять? (Вода входит в состав любого организма; вода – это жизнь, красота и здоровье; количество воды ограничено; вода – помощник человека)

X. Рефлексия учебной деятельности

-Вернемся к плану нашего урока. Смогли мы научиться всему, что планировали? ( Да, мы узнали, куда падают реки; научились описывать реки России, узнали свойства морской и речной воды, научились проводить исследования и наблюдать)

-Что вы запомнили по охране природы? (Нельзя загрязнять водоемы, реки, моря, так как вода – помощник человека).

— У вас на столе лежат модели солнца, тучи и грозы. Если вам было легко выполнять задания, отвечать на вопросы и понравился урок, то покажите солнце; немного затруднялись — тучка; трудно — гроза.

XII. Организованный конец урока

Спасибо всем за работу. Повернитесь в парах друг к другу и подарите улыбку. Теперь встали. Урок окончен.

2

102433 5e313331c61e7

-75%

Сохранить у себя:

Рассказ про реку оку Куда текут реки? Окружающий мир. 1 класс А.А.Плешаков (1.09 MB)

icon visionoff

icon visionon

В августе 1377 года русские дружины во главе с нижегородским князем Иваном Дмитриевичем в очередной раз потерпели поражение от татаро-монгол в битве на реке Пьяне. Это главное событие в истории Руси за этот год. Поражение русских дружин «обнажило пограничье» и открыло путь орде хана Мамая, который двинул свои тумены на Москву.

Сражение на реке пьяне 1377

Предыстория

В 70-ых годах XIV века обострились отношения между Ордой и Москвой, князь которой Дмитрий Иванович со своим союзником Дмитрием Константиновичем Нижегородско-Суздальским (с 1366 года Дмитрий Иванович был женат на дочери нижегородско-суздальского князя Евдокии Дмитриевной; тот брак укрепил отношения двух сильнейших княжеств на Руси) решил воспользоваться «великой замятиной» у татар и попытаться «сбросить» иго.

Интересно. «Великой замятиной» называют период феодальной раздробленности Золотой Орды, которая распалась на часть самостоятельных улусов: Крым, Асторкан (Астрахань), Нохай-Орду, Булгар, Ак-Орду. В описываемый период западные улусы подчинялись темнику Мамаю, который также, по некоторым данным, контролировал ханов Сарая, сажая и смещая их с престола.

Это решение вылилось в череду приграничных схваток:

  • Д.М.Боброк-Волынский, московский воевода, вместе с нижегородско-суздальскими князьями Василием Кирдякой и Иваном Дмитриевичем разбил татар и булгар на средней Волге (16 марта 1376 года, битва против эмира Булгары Хасан-хана и ставленника Мамая Мухаммад-султана) и взял под контроль торговые пути, а также «откуп» в размере пяти тысяч гривен серебром;
  • Хан Арапша (Араб-шах или Араб-паша) разорил Новосельское княжество (самостоятельный от Москвы и Суздаля удел, отделившийся от Черниговского княжества в XIV века), избегая при этом открытого столкновения с дружинами московского князя.

Арапша Хан битва на реке

Причины

Действия Арапши вызвали определенные опасения у московского правителя, и он начал собирать полки для того, чтобы отбросить противника и обезопасить московские и суздальские земли.

Интересно. В одних источниках упоминается о том, что Арапша пришел из «Синей Орды» или «Ак-Орды». Территориально это регион современного Казахстана и Западной Сибири. Столица ее находилась в нижнем течении Сырдарьи. В других говорится, что он был правителем Золотой Орды и его ставка находилась в Сарае. Таким образом, до сих пор неясно, действовал ли он самостоятельно или подчинялся Мамаю. Если верно последнее, то его действия – карательная экспедиция, целью которой было принудить московского князя прекратить сепаратистские действия. Летописец описывает хана следующим образом: «он был карла станом, но великан мужеством, хитер на войне и свиреп до крайности», то есть это был очень опасный противник.

Участники

Полки московского князя состояли из:

  • владимирской дружины;
  • московской;
  • переяславской;
  • муромской;
  • юрьевской;
  • ярославской.

Битва на реке пьяне 1377 карта

Точных данных о количестве русских сил нет. Также неизвестно точное количество войск, собранных Арапшей. Историки, пытающиеся дать оценку силам противников, говорят о максимум семи тысячах русских и десяти тысячах татар. Но эти цифры условны, так как исследователи опираются на среднее количество воинов в русской дружине и татарском тумене.

Долгое время Дмитрий Иванович ждал Арапшу на Оке, но потом был вынужден уехать в Москву. Командование он передал молодому княжичу Ивану Дмитриевичу (на момент битвы ему было 22 года), сыну Дмитрия Константиновича, который отлично проявил себя в походе на Булгару. Таким образом, к силам московского князя присоединились нижегородские и суздальские дружины.

Интересно. Историки считают, что отец приставил к Ивану опытного воеводу – князя Симеона Михайловича Суздальского. Но он был уже стар и решил не вмешиваться в руководство войсками (по одной версии он погиб на Пьяне, по другой – на Куликовом поле).

Дата и место сражения

Иван Дмитриевич повел полки к реке Пьяне (приток Суры и, через нее, Волги; находилась в ста верстах от Нижнего Новгорода; современная республика Мордовия). Там он разбил лагерь, ожидая противника, который, по сведениям разведки, все еще находился в пределах Новосельского княжества, на Волчьей Воде (разведчиками были мордовские князья, находившиеся на службе у русских; таким образом, вполне можно говорить о спланированном предательстве).

Интересно. Русским историкам долгое время не удавалась идентифицировать точное место битвы. Они по-разному трактовали летописное выражение «и доидоша на Шипару»: одни искали одноименное мордовское урочище, другие считали, что речь идет о небольшой речке Пара, втекающей в Пьяну. Именно в этой точке проходила в то время русская граница с татарской Степью. Стоит отметить также и то, что мордва называла реку Пианой, то есть маленькой. Название в летописях – каламбур авторов, который, впрочем, прижился, и стал использоваться для обозначения реки в будущем.

Битва 1377

В Симеоновской летописи, а также в «Повести о побоище на Пьяне» из Рогожской летописи, говорится, что молодому полководцу не удалось удержать дисциплину. Бояре и воеводы, расслабившись и не ожидая нападения, отправились на охоту, рядовые дружинники отдыхали и пировали, забыв о службе. Доспехи и оружие находилось в обозах, дозоры также не были расставлены. 2 августа 1377 года татары, которых провел к Пьяне мордовский князь Алабуга, внезапно напали на беззащитный русский лагерь. Летописцы приводят не только дату сражения, но и день недели, и даже точный час нападения: воскресенье, «шестой час по полудню».

Интересно. В 1367 году именно на реке Пьяне городецкий и суздальский полки нанесли сокрушительное поражение татарам. Возможно, память об этом событии добавила беспечности русским воинам.

Ход сражения

Битва 1377Битва была стремительной. Дружинники, не готовые к нападению, были деморализованы, воеводы не смогли обеспечить централизованного командования. Полки стали отступать к воде.

В некоторых источниках упоминается о командующем московскими дружинами Родионе Ослябе, который стоял на другом берегу реки. Он, в отличие от Ивана, полностью обеспечил оборону своего лагеря:

  • расставил дозоры,
  • прогнал мордву и нижегородцев «с брагою»,
  • пригрозил воинам судом, если они поддадутся общему настроению и прекратят нести воинскую службу.

Когда началась битва, воевода, как мог, помогал русским силам, обстреливая татар из стрелометов, а также прикрывая брод.

Большое количество погибших вызвало у русских панику, и они стали бросаться в реку, пытаясь спастись вплавь, добраться до московской дружины, стоящей на другом берегу. Многие утонули, в том числе и князь Иван Дмитриевич.

Интересно. В Лаврентьевской летописи приводится рассказ о подвиге звенигородского князя Федора Андреевича (Звенигородский удел не подчинялся ни Москве, ни Нижнему, а был подконтролен Великому княжеству Литовскому, но этот факт никак не повлиял на решение Федора помочь русским полкам в битве с монголами), который, в отличие от Ивана Дмитриевича, сумел организовать оборону брода и тем самым спас часть муромских и суздальских дружин. Данные о дальнейшей судьбе князя противоречивы: по одной версии он погиб на Пьяне, по другой – был ранен, потерял зрение, но сумел уйти (зрение ему потом вернул митрополит Алексей, святитель Московский).

Последствия

После Пьянского побоища Арапша двинул свои силы на оставшийся без защиты Нижний Новгород. Город был взят, а разграбление его продолжалась три дня, с 5 по 7 августа. После этого были полностью опустошены земли княжества и татары отправились к Рязани, а потом к Пронску, которые также пали. Кроме рязанских и нижегородских земель Арапша разграбил также Засурье. Дальше он идти не решился, так как узнал о двигавшемся к нему городецко-московском войске под командованием Родиона Ослябы.

Сражение на реке пьяне 1377

Бедственным положением русских решили воспользоваться мордовские князья, которые почти сразу после ухода Арапши напали на нижегородские земли. Им дал решительный отпор Борис Константинович Городецкий, брат нижегородско-суздальского князя. Мордва была отброшена за Оку. В следующем году городецкий князь и его племянник, Семен Дмитриевич, организовали карательный поход в мордовские земли и разорили их.

Интересно. Летописцы крайне негативно оценивают действия русских князей и воевод, своей безответственностью допустивших очередное разорение русских земель. Они с горечью отмечают, что «…поистине — за Пьяною пьяные!» и «доидоша наши Пару» (то есть «допились наши до горячки»).

Историческое значение битвы

После успешного набега Арапши русские границы остались без защиты, а антиордынская коалиция распалась. В этих условиях хан Западной Орды Мамай решился на большой поход: его войска пересекли Оку и вошли в пределы Московского княжества.

Дмитрий Иванович оказался в положении обороняющегося как раз в тот момент, когда сил для обороны почти не было: нижегородцы, суздальцы, рязанцы были не готовы оказывать помощь московскому князю, боясь повторения «разорения». В этой непростой ситуации московский правитель, который вынес важный урок после поражения на Пьяне, сумел собраться и, после тщательной подготовки и разведки, дать достойный отпор монголам – разгромить их на реке Воже. Можно сказать, что битва на Пьяне и сражение на Воже – две ступени к Куликовому полю.

Историография.

  1. Горский А. А.Русь и Орда, 2000 год.
  2. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII века, 2008 год.
  3. Селезнев Ю. В.Русско-ордынские военные конфликты XIII—XV вв, 2010 год.

  • Рассказ про религию христианство
  • Рассказ про репейник для 2 класса по окружающему миру
  • Рассказ про республику адыгея
  • Рассказ про религию буддизм
  • Рассказ про реку обь 2 класс окружающий мир