Миграции морских лососей
Еще более поразительны миграции морских лососей, идущих на размножение из моря в реки. Имеются в виду атлантические лососи (лосось и таймень) и тихоокеанские (кета, горбуша и другие), которых еще называют дальневосточными.
Атлантический лосось входит в Неву с конца мая и продолжает миграцию до половины сентября с перерывом в середине лета. Лосось обнаруживают во всех участках реки, от устья до истока. Ничтожное количество входит в Ладожское озеро (достигая его северной части). Морские лососи были обнаружены около Валаамских островов и даже в реке Вуоксе. Возможно, это является свидетельством более массовых миграций морского лосося в Ладогу в прежние времена. Морской лосось через реку Свирь прежде достигал и Онежского озера, но здесь его обнаруживали исключительно редко.
С половины октября и до зимы лосось, крайне истощенный после икрометания, возвращается, скатывается, в море; много лососей умирает после первого же икрометания. В очень редких случаях одна и та же самка лосося трижды входит в Неву (или в другие реки) для икрометания. Лишь однажды в Шотландии была обнаружена самка лосося, нерестовавшая 5 раз.
Таймень входит в Неву, Лугу и реки Карельского перешейка, как и обыкновенный лосось, весной и осенью, но в очень небольших количествах.
Семга – тот же атлантический лосось, но она размножается в наших северных реках, впадающих в Баренцево и Белое моря. Как исключение, найдена семга в реке Каре, которая является восточным пределом распространения этой рыбы.
Исследованиями советских и зарубежных ученых установлено, что семга имеет две разновидности – летнюю и осеннюю. Половые продукты (икра и молоки) первой дозревают в речной воде за короткое время, 2–3 месяца; половые продукты второй – за 12–13 месяцев. Летняя семга входит в реки летом, когда у нее уже хорошо развиты половые продукты, и нерестует осенью того же года, осенняя – входит осенью, с незрелыми половыми продуктами, и нерестует осенью следующего года, то есть через год после вхождения в речные воды.
Беломорские рыбаки на основании вековых наблюдений присвоили различным стадам семги особые названия – «подледка», «заледка», «закройка», «межень», «тинда», «осенняя».
Подледка мигрирует в реки в самом начале весны, когда в реке еще лед.
Заледка – семга, идущая вслед за вскрытием реки (в беломорских реках обычно в первых числах мая).
Закройка идет с начала или с половины, иногда с конца июня. Закройка представлена преимущественно самками с развитыми половыми продуктами. Это и есть настоящая летняя семга, которую называют еще яровой семгой.
С середины июля одновременно с закройкой идет межень – тоже летняя семга с преобладанием крупных самцов.
С меженью идет тинда – мелкие самцы. Разгар хода тинды – вторая половина июля и начало августа.
Осенняя идет с середины августа и до ледостава.
Подледку и заледку иногда принимают за зимовавшую в низовьях реки осеннюю семгу, которая весной возобновляет свой ход к нерестилищам.
В отдельных реках и в разные годы миграции имеют свои особенности, но общая картина их всюду довольно однообразна.
После нереста оставшаяся в живых семга возвращается в море худой, с большими изменениями в теле. Такие отощавшие семги получили название «лохов» и «вальчаков». Серебристый стройный красавец лосось становится темным, на боках тела и головы появляются красные и оранжевые пятна, похожие на кровоподтеки, рыло удлиняется, челюсти изгибаются в крюки, и на них сильно увеличиваются передние зубы. Огромное количество самцов семги после нереста погибает, да и самок остается немного.
Раньше считалось, что беломорская семга далеко на запад не уходит. Но вот что показало мечение. В реке Выге была поймана самка семги с меткой, которая указывала на то, что рыба была помечена у западного берега Норвегии. Так как лососи обычно приходят на нерест в ту реку, где они вывелись, то можно считать, что пойманная в Выге семга вывелась в этой реке. Здесь она прожила три года в виде малька, потом ушла к берегам Норвегии. Там в море она росла еще три года (это видно по чешуе), достигла половой зрелости и вернулась опять в Выг.
Рыба прошла около 2500 километров в одну сторону и столько же в другую. На обратный путь, как показывает метка, семге понадобилось около 50 суток. Значит, рыба проходила не менее 50 километров в сутки. Из зарубежных источников известно, что семга может проходить в сутки до 100 километров. Это вполне правдоподобно, если иметь в виду, что мигрирующая в реки семга обладает очень большой силой и отличается значительной скоростью в плавании.
Оставшееся в реке молодое поколение семги через 1–5, чаще через 2–3 года, скатывается в море и там быстро растет.
Среди рыб наших вод нет другого рода, виды которого имели бы столь сложные миграции, как тихоокеанские дальневосточные лососи – кета, горбуша, красная, кижуч, чавыча и сима. Один русский ученый более ста лет назад совершенно правильно назвал их миграции «кочеванием до смерти».
Кета, как и семга, имеет летнюю и осеннюю разновидности. Летняя кета идет в Амур с июля, осенняя – в августе-сентябре.
Я трижды (в 1925, 1926 и 1928 годах) наблюдал миграцию кеты в Амур и другие реки Амурского лимана, Татарского пролива и в реку Большую (на западном побережье Камчатки). Прежде всего обращает на себя внимание то, что кета идет в реку отдельными стадами, с перерывами. Причины перерывов, по-видимому, связаны с погодой или с разным возрастом мигрирующих рыб.
В Амур кета идет со стороны Японского моря через Татарский пролив, то близко к берегам, то в отдалении от них. Кета по Амуру поднимается очень высоко, заходит в его притоки и там мечет икру, причем летняя кета – ближе к устью реки, осенняя достигает верховьев Амура и его притоков, лежащих на расстоянии более чем 1–2 тысячи километров от низовьев реки.
Отнерестившаяся кета никогда не возвращается обратно в море – все производители погибают.
Одной из главных промысловых рыб среди дальневосточных лососевых в водах Дальнего Востока является горбуша, которая добывается главным образом в приамурских и амурских участках и на Камчатке. Мне хочется поделиться своими наблюдениями над миграциями этой рыбы.
У города Николаевска, в устье Амура, горбуша появляется в июне; в то же время идет она в Татарском проливе и в Амурском лимане. Вначале рыба идет в небольшом количестве, но потом, дней через 10, наблюдается массовый ход горбуши в течение полумесяца. Затем количество идущей на нерест горбуши уменьшается и через месяц от начала хода прекращается вовсе. Только один месяц в году, да и то не каждый год, горбуша громадными стадами появляется в водах Амура. Этот месяц – очень напряженное время для рыбаков.
В моих руках была метка, снятая с горбуши, пойманной в Амурском лимане 18 июля 1928 года. Через советское представительство в Японии удалось установить, что эта горбуша была помечена японцами у берегов северовосточной Кореи 18 мая 1928 года. Значит, горбуша пришла к Амуру из южной части Японского моря, пройдя за два месяца не менее 1600 километров (преодолевая 25 километров в сутки).
Но есть и другие направления миграций горбуши. Нередко стадо горбуши в южных участках обнаруживается позднее, чем в северных; тем более не совпадают сроки хода амурской горбуши и камчатской. Сопоставление сроков хода говорит о том, что горбуша имеет несколько (вероятно, много) стад, живущих в разных участках моря.
Когда идет горбуша, море против устьев рек представляет необычайную картину. На розовом фоне вечерней зари всюду, куда только ни глянешь, то тут, то там поднимаются светящиеся брызги – горбуша играет, выпрыгивает из воды. Солнце закатилось, потухла заря, а рыбьи фонтаны все вскидываются, все вспыхивают над свинцово-темной поверхностью Охотского моря.
Я наблюдал ход горбуши и по реке Большой на Камчатке. Поразительное зрелище! Была тихая солнечная погода. Игра стремительных потоков, сталкивавшихся около речных отмелей, лишь изредка чуть-чуть изменяла зеркальную гладь воды. Вдруг со средины реки, с подводного бугра меж двух речных фарватеров, донесся страшный шум, напоминающий плеск кипящей в большом котле воды.
Мы с берега долго любовались движением огромнейшего косяка горбуши, который, словно сильный поток, ворвался в реку Большую и, преодолевая ее течение, несся все дальше и дальше, все выше и выше. Длина косяка была не менее 1 километра, а ширина примерно 100 метров, так что без преувеличения можно считать, что в нем был не один миллион рыб.
В течение двух недель с утра и до вечера были заметны поднимавшиеся над поверхностью и снова медленно опускавшиеся в воду горбатые спины самцов горбуши и серебристые брюшки самок, высоко подпрыгивавших над водой. Этот беспрерывный танец рыб в реке не прекращался и по ночам.
Горбуша вошла большими косяками также в притоки реки Большой. Однажды, стоя на мостике, перекинутом через узкий приток, я долго смотрел, как горбуша шла навстречу потоку. Но поведение рыб было уже иным, чем в устье реки Большой, – более смирным и вялым. Многие особи успели (так скоро!) приобрести заметные изменения тела. Некоторые рыбы обросли разъедающим их паразитическим сумчатым грибом – сапролегнией. Еще не достигнув мест своего размножения, горбуша была тяжело больна.
Начало заболевания горбуши проявляется с момента входа ее в пресную воду реки. Приведу свои записи, сделанные на 13 километре от устья реки Большой, то есть совсем близко от места вхождения горбуши из моря в реку. «Стая рыб медленно проплывает между сваями промыслового плота. Много раненых рыб. Хорошо различаю царапины, сделанные когтями нерп (прямые, обычно резко выраженные две-три параллельные полосы), и рваные раны, полученные от тех же нерп.
Многие раны гниют, покрывшись белой паутиной сумчатых грибов, которые, как хлопья ваты, облепили разные участки тела рыбы. У одних рыб эти губительные хлопья наползли на глаза, у других образовали сплошные муфты, опоясавшие хвостовой стебель и лишившие его правильных движений, у третьих налет начал появляться близ основания лучей хвостового плавника. Пищу рыба не захватывает, хотя некоторые особи быстро устремляются к поверхности воды, когда мы бросаем что-нибудь с плота. С каждым днем движение горбуши становится медленней, радости и горести своей жизни она все более и более прячет в подводные тайники…»
Чтобы не возвращаться еще раз к вопросу о гибели горбуши после нереста, проследим до конца судьбу рыбы. Дойдя до нерестилищ и отложив икру, горбуша совсем обессиливает. Огромное количество полутрупов сносится водой вниз по течению, немало рыбы умирает тут же, на нерестилищах, покрывая трупами дно реки. Все это видишь, когда плывешь в лодке. После отливов обнажаются берега реки с множеством трупов горбуши.
Собаки и птицы, которые еще совсем недавно охотились за горбушей, уже насытились. Подойдет собака к горбуше, покусает голову и уходит прочь. Птицы выклевывают только глаза. А медведи, тропы которых из тайги к реке так же протоптаны, как тропы домашнего скота наших селений, делают запасы на зиму – вытаскивают рыбу и зарывают ее в яму.
Вот какой трагедией кончается миграция горбуши! Только один раз в жизни она идет на икрометание и за это платится своей жизнью. Такова судьба и прочих дальневосточных лососей. Разница только в том, что другие лососи до икрометания живут более продолжительное время, от 3 до 7 лет, тогда как горбуша живет всего полтора года.
Молодь горбуши, вышедшая из икры, весной или летом того же года скатывается в море.
Так беспокойно живут рыбы. Они в постоянном движении, все куда-то стремятся, чего-то ищут. Одни покидают морские просторы, идут за сотни и тысячи километров в почти пересыхающие ручьи, чтобы там отложить подготовленную икру, другие совершают далекий путь, чтобы отыскать себе пищу, «кусок хлеба», третьи, избегая солнечного света, спускаются в мрачные глубины, четвертые, наоборот, торопятся подняться на поверхность и так далее.
Правда, есть и рыбы-домоседы. Лишь ненадолго оставляет свой укромный угол (под камнями и в подбережьях) налим; сом по многу лет не покидает своего омута. Но и домоседам волей-неволей приходится выползать из насиженных мест. О путешествиях рыб читайте увлекательную книгу П. Ю. Шмидта «Миграции рыб».
Итак, мы выяснили причины путешествий рыб. Но чем объяснить, что одни рыбы избирают один маршрут, а другие – другой? Некоторые сибирские сиги, заботясь о сохранении икры и мальков, идут нерестовать в реки, но зачем им нужно тратить столько сил, чтобы подняться по реке более чем на 1000 километров? Почему бы не остановиться на близких к морю притоках больших рек? Почему каспийская белорыбица поднималась так высоко по Волге и ее притокам? Таких «почему» много.
Пути миграций рыб справедливо связывают с движением льда в ледниковый период. Но если представить направления путей этих миграций, то получается крайне сложная картина. Миграции северных рыб на юг и возвращение их с юга на север легко объяснять путями движения ледников с северо-запада на юго-восток и обратно. Но угорь идет с востока на запад, лососи – с запада на восток и с востока на запад. Как видно, еще есть над чем подумать, чтобы разгадать причины возникновения тех или иных путей миграций рыб.
Мы уже говорили, что семга и дальневосточные лососи приходят на нерест в те реки, в которых они вывелись. Наблюдения за лососями в природе и эксперименты по пересадке их в реки подтверждают, что, например, горбуша «помнит» свою родину и выводит новое поколение в «родной» реке. Вышедшие из икры мальки горбуши через несколько месяцев после рождения уплывают куда-то в море, но на следующий год идут в ту же реку, где родились. Никаких провожатых у них нет, родители год тому назад умерли. Никакими бакенами, никакими вехами путь горбуши не обставлен. Как же она находит «свою» реку? На этот счет нет единого мнения. Некоторые ученые считают, что лососи в родные реки идут по инстинкту. Ими руководит, как говорят американские ученые, «хоминг инстинкт», то есть инстинкт дома, родины.
Читайте также
Модель миграции В-лимфоцитов памяти: приложения для генов «домашнего хозяйства»
Модель миграции В-лимфоцитов памяти: приложения для генов «домашнего хозяйства»
Могут ли соматические клетки проникать в репродуктивные органы и, таким образом, вступать в тесный физический контакт с половыми клетками? По мнению Гарри Ротенфлу роль такого «связника»
О рыбах морских
О рыбах морских
Путешественник, очутившийся в море, вдали от берегов, пленяется водными просторами. Посмотришь с борта корабля на море, и оно кажется таким же синим и голубым, как небо. Но вот поднялся ветер – спокойное, молчаливое море забушевало. Горами вздымаются
Миграции рыб
Миграции рыб
Миграции рыб, то есть путешествия их из одного места в другое, как и перелеты птиц, представляют глубочайшее по биологическому смыслу и величественное по красоте явление. Миграции рыб имеют и огромное промыслово-хозяйственное значение, поскольку главная
Миграции каспийской миноги
Миграции каспийской миноги
В 1911–1912 годах я подробно проследил миграцию каспийской миноги. До того времени такие наблюдения над этой чрезвычайно скрытной рыбой не производились. Оказалось, что минога начинает входить из моря в реку осенью при температуре воды 10–11° и
Миграции сельдей
Миграции сельдей
Миграции ясно выражены у атлантических, тихоокеанских (дальневосточных), каспийских и черноморских сельдей.Атлантическая, так называемая норвежская, сельдь подходит к берегам Норвегии весной, направляясь на нерест (нерестовая миграция), после чего
Миграции трески
Миграции трески
Донная рыба треска имеет большое промысловое значение. Промысел ее хорошо развит в морях европейского севера. Советские и зарубежные исследователи десятки лет изучают особенности биологии этой рыбы. Подробно изучены миграции норвежской трески, именно
Миграции камбалы
Миграции камбалы
Существуют ли миграции у таких рыб, которые привязаны ко дну и мало приспособлены к далеким передвижениям из-за формы своего тела? Мигрируют ли камбалы? Ведь им трудно долго плавать, потому что тело их при плавании не может располагаться вертикально?У
Миграции озерных рыб
Миграции озерных рыб
Пресноводные рыбы, которые всю свою жизнь проводят в озерах и реках, также совершают миграции, и вертикальные и горизонтальные, но последние у них короче, чем у морских рыб. Некоторые озерные рыбы временно покидают озеро и уходят на довольно
Миграции речного угря
Миграции речного угря
Хочется особо остановиться на удивительных миграциях речного угря. Столько загадочного, подчас трудно объяснимого в поведении этой ценной промысловой рыбы!Угорь живет в реках европейского побережья Атлантического океана, где он является важным
Миграции осетровых
Миграции осетровых
Наиболее древними из наших проходных рыб являются осетровые, которые встречаются в черноморском, азовском, каспийском, аральском и балтийскоморском бассейнах, в Байкале и в некоторых водоемах Дальнего Востока. Ближайшие предки современных осетровых
В чем причина морских приливов и отливов?
В чем причина морских приливов и отливов?
Периодическое повышение и понижение уровня моря, известное как приливы и отливы, происходит из-за гравитационной силы, которой Луна воздействует на Землю. Сила тяготения Солнца тоже оказывает влияние на приливы и отливы, но в
Миграции: распределение и смешение собачьих генов
Миграции: распределение и смешение собачьих генов
Поведение хорошей служебной пастушьей собаки формируется в результате взаимодействия факторов среды, генетических и эпигенетических явлений в процессе развития индивида. Поведение первых сторожевых пастушьих собак
Миграции: эволюция размеров и формы тела
Миграции: эволюция размеров и формы тела
Как я полагаю, предки современных сторожевых пастушьих собак появлялись в разных районах мира вместе с древними кочевниками. Так, македонские собаки, вероятно, пришли в Македонию с турецкими пастухами-мусульманами из Анатолии, а
5. Миграции
5. Миграции
Миграция — пространственное перемещение, обычно, но не обязательно, групп особей, вызванное либо особенностями жизненного цикла (например, сезонные миграции птиц или китов), либо непредсказуемыми изменениями в окружающей среде, снижающими её пригодность для
8.1. Природа биогенной миграции атомов в биосфере
8.1. Природа биогенной миграции атомов в биосфере
По В. И. Вернадскому, работа живого вещества в биосфере может проявляться в двух основных формах:? химической (биохимической) – I род геологической деятельности;? механической – II род такой деятельности.Геологическая
Темза — река на юге Великобритании, которая простирается на 330 километров. Она протекает по территории Лондона, поэтому это очень людное место. Каждый год там проводятся «Гребные гонки», которые представляют собой соревнования на лодках между студентами Оксфордского и Кембриджского университетами. Также на реке Темза действует общественный водный транспорт — система таких маршрутов называется London River Services. Вместе с тем, на протяжении многих лет в Темзу стекали сточные воды. Совокупность всех этих факторов привело к ухудшению качества воды и исчезновению обитавших в ней животных. Дело закончилось тем, что в 1957 году она стала считаться «биологически мертвой». К счастью, примерно в 1990-е годы ситуация начала становиться лучше.
Река Темза в Великобритании
Интересный факт: в новостных газетах середины XX века река Темза упоминалась как «обширная зловонная канава». Например, в 1959 году газета Manchester Guardian писала, что «приливные участки Темзы представляют собой плохо регулируемую открытую сточную трубу. В ней нет кислорода на несколько миль в обе стороны от Лондон-Бридж».
Как река Темза стала мертвой?
Река Темза начала загрязняться по времена Второй мировой войны. Бомбардировки уничтожили несколько сточных труб викторианских времен, которые играли важную роль в очистке воды. Исправлением этой проблемы долгое время никто не занимался. В 1959 году один из членов Палаты лордов даже объявил, что очищать реки вообще не нужно. По его словам, реки являются «естественным местом для сброса отходов», потому что живущие там микробы хорошо справляются с уничтожением грязи. Обилие мусора привело к истощению запасов кислорода и многие животные покинули это место.
Река Темза в середине XX века
Как люди очистили реку Темза?
Ситуация начала исправляться только в 1960-е годы, когда Великобритания улучшила свою канализационную систему. Примерно в 1980-е годы людей начало больше беспокоить состояние окружающей среды, в результате чего были приняты жесткие меры по уменьшению количества выбрасываемых химикатов в воду. Примерно в 2000-е годы уменьшилось количество выбросов серебра — этот металл являлся одним из отходов фотоиндустрии. Ситуация улучшилась потому, что общество отказалось от пленочных фотоаппаратов и перешло на цифровую технику.
Переход людей от пленки в цифру внес вклад в очистку Темзы от мусора
Прогресс в оживлении Темзы был сильно заметен. Если в 1950-е годы в реке рыбы не водились, в начале XXI века в водах насчитывалось уже более 125 видов рыб. В начале 2000-х годов ученые запустили программу Thames Marine Mammal Sightings Survey (TMMSS). В ее рамках они просили людей сообщать им о случаях встречи с животными в реке Темза. Всего они собрали около 1500 сообщений от добровольцев, которые действительно замечали активную жизнь на считавшейся мертвой реке. В основном люди наблюдали животных недалеко от делового квартала Кэнэри-Уорф. В основном в поле зрения людей попадали тюлени.
Тюлень в реке Темза
В 2015 году британское издание BBC News опубликовало рассказ Рода Газмэна, работника расположенного недалеко от Темзы рыбного рынка. Он долгое время следил за живущими у реки тюленями и даже обзавелся любимчиком — тюленем, которого все остальные зовут Альфредом.
Когда я делаю вот так, он обычно приплывает, — отметил Род Газмэн, шумно пиная металлическую ограду тяжелым ботинком.
Возвращение животных в реку Темза
С начала нулевых годов люди заметили у Темзы более двух тысяч тюленей, сотни морских свиней и дельфинов. Однажды был замечен даже кит — размеры реки позволяют принять в гости даже такого гиганта. По данным все того же издания BBC News, в Темзе сейчас обитает гораздо больше животных, чем полвека назад. Например, там можно встретить суповую акулу (Galeorhinus galeus), катрана (Squalus), а также 92 вида птиц и 115 разновидностей рыб. Среди морских млекопитающих есть длинномордые и обыкновенные тюлени и морские свиньи.
Суповая акула (Galeorhinus galeus)
Река Темза снова стала живой потому, что в период с 2007 по 2020 годы концентрация растворенного в воде кислорода заметно увеличилась. Это стало возможно благодаря установке крупных очистных сооружений. Но проблемы не решены полностью — грязь из сточных вод все еще попадает в реку. Ситуация должна измениться только после 2025 года, когда в Великобритании завершится строительство новой канализационной системы длиной 24 километров и глубиной 61 метр. Ежегодно он будет собирать около 39 миллионов тонн неочищенных сточных вод, которые на данный момент просто сбрасываются в воду.
Морской конек, который был обнаружен в Темзе
Если вам интересны новости науки и техники, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете статьи, которые не были опубликованы на сайте!
Оживление реки Темза, безусловно, отличная новость. Но в мире очень много других проблем — например, однажды я рассказывал про образование «черной реки» в США. Вот ссылка.
Новый фильм Дмитрия Шпиленка «Камчатка. Рассказ в лисах» — беспрецедентный пример создания кино о дикой природе, потому что:
1) Это по-настоящему дикие звери. Никаких вольеров, съемок в зоопарке, питомниках и т.д. Фильм снимается на территории заповедника, где звери не знают, что такое соседство с людьми.
2) Испытание на прочность для создателей. Оператор и полевой продюсер проведут в общей сложности более 20 месяцев в абсолютно диких условиях в отрыве от цивилизации, чтобы не пропустить самые важные и интересные события жизни животных.
3) Да, так долго. Мы не провоцируем зверей на действие в кадре, просто наблюдаем за ними. Часто дни в снегу на морозе, под дождем и ветром не приносят никакого результата. Но зато в кадр попадает такое поведение, которое зверь никогда не покажет в присутствии человека.
В фильме мы покажем истории двух лисьих семей, которые живут в разных ландшафтах: у подножья самого красивого вулкана Кроноцкого заповедника и на побережье Тихого океана, всего в 100 метрах от линии прибоя. Две экспедиции продолжительностью 16 месяцев уже за плечами и в январе мы уезжаем в последнюю экспедицию. Фильм выйдет на экраны в 2023 г.
Фильм «Камчатка. Рассказ в лисах» — давняя мечта режиссера и оператора Дмитрия Шпиленка, который уже снял на Камчатке два фильма: «Медведи Камчатки. Начало жизни» и «Нерка. Рыба Красная». Премьера Нерки прошла в России совсем недавно, зимой 2020 года. Фильм был показан в 49 странах, завоевал более 80 наград, а сейчас его можно посмотреть по телевидению и на интернет-платформах.
Лисицы – очень осторожный вид, в отличие от медведей. Их непросто даже сфотографировать, не говоря о том, чтобы снять фильм об их жизни. Мы потратили огромное количество времени и сил, чтобы найти их норы, подобраться к лисам на расстояние, позволяющее снимать видео.
Но чтобы снять лучшие кадры нужно быть совершенно незаметными, а лучше исчезнуть. И современные технологии позволяют это сделать! Существуют профессиональные фотоловушки SCOUT. По сути, это система датчиков движения, которая включает профессиональную камеру, стоящую внутри защитного бокса.
В прошлой экспедиции мы уже протестировали одну такую систему и смогли получить с ее помощью уникальные кадры! Что и говорить, присутствие оператора даже на большом расстоянии, настораживает лис…
Одна такая система стоит около 250 000 р. (Камера не входит в систему и ее мы покупаем отдельно.)
Наша первая цель — собрать 500 000 р., чтобы составить одну монтажную пару систем SCOUT. Если мы соберем больше, то сможем снимать одновременно две семьи лис и оснастить системы профессиональными видеокамерами.
7 месяцев в 2020 году мы провели в экспедиции и смогли снять историю одной необычной лисьей пары. Взрослая, уверенная в себе лиса и молодой трусливый лис. Сколько шуток было среди подписчиков о том, что лис Ветер не лучший выбор для лисы Пенелопы! Но у них появились лисята! Мы все прожили вместе с ними… все тревоги и радости. Летом, когда лисята подросли, семью стала атаковать волчица. Все, кто следит за проектом, переживали вместе с нами, чем закончится противостояние.
Только что мы вернулись из второй экспедиции (9 месяцев в дикой природе). Мы сняли еще 2 сюжетные линии для фильма: пара, которая живет в норе прямо на побережье Тихого океана и удивительная история лисьей коммуны, в которую объединились две пары с лисятами. Четыре взрослые лисы воспитывали два выводка лисят — 7 щенков — вместе! Какие сюжетные линии войдут в фильм, решит последняя экспедиция 2022 г.!
Если коротко:
1) Заброска продуктов только вертолетом.
2) Здесь нет стабильного электричества (а значит, возможности хранить продукты , заряжать батарейки для камер в любой момент и т.д.)
3) Вода — в реке, стирать — руками, согреться – топи печь, помыться – раз в неделю и по праздникам.
4) Мы живет в домике площадью 12 м, где хранится запас круп и консервов на несколько месяцев, все оборудование для съемок, одежда на весь год и оператор с полевым продюсером как-то перемещаясь по коробкам.
5) Лисьи норы расположены далеко от «дома» и каждый съемочный день – это путешествие по болотам, а зимой на лыжах с оборудованием на себе.
Человечество давно переступило ту грань, когда можно было брать у природы все и не думать о последствиях. Сейчас нам нужно пересмотреть свое отношения, чтобы иметь шанс на благополучное будущее, где у нас все еще будет чистый воздух, вода и вокруг будут существовать еще хоть какие-то живые существа кроме нас самих.
Ради этой глобальной идеи мы и снимаем все наши фильмы. И нам кажется, что через историю самых милых зверьков, которые живут в райском месте, еще не разрушенном человеком, можно донести эту идею эффективнее, чем нравоучениями и лекциями по экопросвещению.
Вознаграждения
Среди вознаграждений есть авторские календари с героями будущего фильма. Автор фото — режиссер и оператор Дмитрий Шпиленок.
Чтобы поддержать проект, пройдите на страницу проекта и нажмите кнопку “Поддержать проект” или выберите понравившееся вознаграждение. Введите необходимую сумму и количество, после чего нажмите «Купить».
Также вы можете поддержать проект с телефона,вам нужно нажать вкладку вознаграждения,чтобы заказать календари и многое другое.
Календарь А3 — с автографами команды.
Календарь А4 — с крупной сеткой месяцев, где вам будет удобно писать важные события
Настольный календарь-шалаш. Его можно поставить на рабочий стол.
Фотокнига «Камчатка. Рассказ в лисах» с автографом автора.
Конспект предназначен для использования на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Куда текут реки?» Цели урока:
Педагогическая: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать реки России, Р.К., узнает особенности морской и речной воды; научится проводить исследования и наблюдения.
Рузанова Надежда Николаевна
Тема урока «КУДА ТЕКУТ РЕКИ?»
Окружающий мир 1 класс
I. Цели урока:
Педагогическая: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать реки России, Р.К., узнает особенности морской и речной воды; научится проводить исследования и наблюдения.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент | Громко прозвенел звонок – |
Актуализация знаний | Муравьишка что-то принёс нам на урок. Что?(конверт) Вспомним, что находится на конверте? Кому он адресован?Что такое индекс? Для чего на конверте марка?(слайд) |
II. Мотивация к учебной деятельности | Сегодня Муравьишка предлагает нам отправиться в новое путешествие. А путешествовать мы будем на корабликах. Они лежат у вас на парте. В конверте Муравьишка прислал нам загадки. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Учитель: Отгадайте загадку: Ни начала, ни конца, Дети: Земля. (Видео о планете) СЛАЙД Учитель: А вот вторая загадка: Отгадайте загадку: На столе передо мной – А что такое глобус? (Глобус — это уменьшенная модель земли). Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, а широкий — в море. (Река) Слайд – Правильно, это – река. — Почему узкий кончик в роднике? (…) — А широкий в море? (…) — Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? — Прочитайте тему урока на с. 64. — Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой? |
IV. Выявление места и причины затруднения | — Ребята, а вы задавали когда-нибудь себе вопрос «Куда текут реки»? (Задавали) Вы пытались на них ответить? (Пытались) И какие предположения у вас были? (в океаны; в озёра; вокруг земли) Сколько мнений у нас получилось? (Несколько) Мнения разделились, и нам предстоит выяснить кто прав. -Почему возникло затруднение? (точно не знаем, куда текут реки) -Почему? (Мало знаний о реках) |
V. Построение проекта выхода из затруднения | Слайд 4- Ребята, а что нужно сделать чтобы выяснить, куда же текут реки? (Посмотреть карту, атлас, глобус, книгу, фильм, видеоролик) – Чтобы ответить на вопрос я предлагаю вам совершить путешествие по просторам нашей необъятной Родины. На чём будем путешествовать? (На кораблике, т.к. быстрее, удобнее. Все поместимся.) А где будем путешествовать? (По рекам) Почему по рекам? (Нужно ответить на вопрос, куда текут реки) Ребята, а у каждого путешественника есть…? (Карта) Где взять карту? (Составить, в учебнике) Слайд И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков. |
VI. Реализация построенного проекта | – Послушайте его рассказ, который называется «Вода – путешественница» – Итак, начнем путешествовать по рисунку. Слушаем рассказ и находим на рисунке названия, которые встретятся в рассказе и запоминам их. Работа по учебнику. Вода – путешественница. Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр. В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку – Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море. -Почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»? (Вода проходит много километров, прежде чем впасть в моря, океаны) Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос «Куда текут реки?»? (Да. Они текут к морям и океанам.) |
VII. Первичное закрепление во внешней речи Физкультминутка | А давайте сейчас на бумажных кораблях, которые находятся на ваших партах, совершим путешествие по этим рекам. — Найдите реку Осётр. (Слайд) Здесь в небольшом городке установим наши корабли. Это начало пути. Учитель устанавливает над словом Осётр флажок. — Мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока). (Слайд) Дети во время путешествия передвигают свои корабли по рисунку в учебнике. Учитель между карточками устанавливает стрелочки. -Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки? (Москва). (Слайд) Учитель устанавливает карточку «Москва» над словом «Ока», ставя стрелку. — Какая река еще впадает в Оку? Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками. — Плывём дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга) (Слайд ) -Что вы помните об этой реке из рассказа автора? — Мы продолжаем путешествие по реке Волге. Волга – крупнейшая река Европы. Она могучая и широкая. Её длина 3550 км. Будьте осторожны! Впереди Волжская гидроэлектростанция. Давайте вспомним с предыдущих уроков, что вырабатывает эта станция? (Электрический ток). — Мы продолжаем наше путешествие по Волге. Чем дальше мы плывём, тем шире и шире становится река. А куда же впадает река Волга? ( В Каспийское море) Море волнуется раз… — Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, перевозятся грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышленных предприятий.) — Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.) Слайд В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, а также вода, используемая в быту. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 100 000 товарных поездов. Дети: Нужно экономить воду. Учитель: А как мы можем экономить воду? Дети: Не умываться под сильной струёй, хорошо закрывать кран, стараться использовать воду экономно. Не оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | — У Муравьишки есть ещё одна загадка. Кругом вода, а с питьём беда … — Почему же в море с питьём беда? Чем речная вода отличается от морской? (Слайд, видео) -Чем отличается вода из речки от воды из моря? (Вода в реке – пресная, в море – соленая). -Можно ли искупаться в «море» не выходя из дома? (Нет) -Сейчас мы проделаем опыт и убедимся, что в море искупаться не выходя из дома можно. На столе у меня стаканы с водой, морская соль, ложка. Вызываю учеников двух — Насыпьте в стакан с пресной водой морскую соль и смешайте. Вода в стакане получилась морская. Если вы смешаете морскую соль в ванной, то вы сможете искупаться в морской воде, не выходя из дома. |
IX. Включение в систему знаний и повторение | Ребята, я буду читать высказывания, если вы согласны с высказыванием поднимите зелёный кружок, если вы не согласны, то красный кружок. Глобус — уменьшенная модель земли. (зелёный) Вода на глобусе показана коричневым цветом. (красного) Реки впадают в другие реки, моря. (зелёный) В реке вода солёная. (красный) В море вода пресная. (красный) Молодцы. Ребята, о чём говорят нам эти иллюстрации? (Нельзя загрязнять водоёмы, реки, моря) Почему воду нужно беречь и охранять? (Вода входит в состав любого организма; вода – это жизнь, красота и здоровье; количество воды ограничено; вода – помощник человека) |
X. Рефлексия учебной деятельности | -Вернемся к плану нашего урока. Смогли мы научиться всему, что планировали? ( Да, мы узнали, куда падают реки; научились описывать реки России, узнали свойства морской и речной воды, научились проводить исследования и наблюдать) -Что вы запомнили по охране природы? (Нельзя загрязнять водоемы, реки, моря, так как вода – помощник человека). — У вас на столе лежат модели солнца, тучи и грозы. Если вам было легко выполнять задания, отвечать на вопросы и понравился урок, то покажите солнце; немного затруднялись — тучка; трудно — гроза. |
XII. Организованный конец урока | Спасибо всем за работу. Повернитесь в парах друг к другу и подарите улыбку. Теперь встали. Урок окончен. |
2
-75%
Сохранить у себя:
Куда текут реки? Окружающий мир. 1 класс А.А.Плешаков (1.09 MB)
30.11.2021
Airspeed Consul — британский лёгкий двухмоторный пассажирский самолёт, выпускавшийся после Второй мировой войны. Переделка предыдущей модели, учебных Airspeed Oxford.
История
В 1937 году выпускавшийся с 1934 года гражданский восьмиместный авиалайнер AS.6 Airspeed Envoy был переделан в учебный AS.10 Airspeed Oxford, массово выпускавшийся в последующие годы (8586 штук) и использовавшийся ВВС нескольких стран в рамках т.н. Плана по обучению лётного состава в Британском Содружестве (British Commonwealth Air Training Plan).
Начиная с 1946 года, 162 «Оксфорда», переоснащались на заводе в Портсмуте для гражданского использования (второй прототип, G-AEHF остался у компании Airspeed).. Новая модель именовалась «Consul». Кроме того, компания Airspeed выпустила комплект для самостоятельной переделки этой модели в пассажирские самолёты.
«Консул» использовался для регулярных и чартерных пассажироперевозок небольшими авиакомпаниями Великобритании, а также в Бельгии, Исландии, Ирландии, Мальте, Восточной Африке и Канаде, и был первым типом самолёта, которым была оснащена Malayan Airways, предшественник Singapore Airlines и Malaysia Airlines. Некоторые самолёты использовались крупными компаниями в качестве служебных.
Однако, на скоротечность карьеры повлияли как, деревянный силовой набор конструкции, интенсивное использование в военное время, не самое простое обслуживание и небольшая вместимость (6 мест). Многие из гражданских переделок были куплены ВВС различных стран; самолёт служил в качестве VIP-транспорта в военно-воздушных силах Великобритании, Канады и Новой Зеландии, ранее имевших «Оксфорд». В 1949 году ВВС Израиля приобрели ряд гражданских самолётов и переделали их обратно в учебные. Они использовались в 141-й эскадрилье до 1957 года, через год после того, как от «Оксфордов» отказались британские Королевские ВВС.
Хотя несколько самолётов типа Oxford сохранились, «Консулу» не настолько повезло. G-AIKR ранее служивший детской игровой площадкой, принадлежит Канадскому музею авиации; ныне его арендует Королевский музей ВВС Новой Зеландии, где его восстанавливают в варианте «Оксфорд». По состоянию на 2003 год, ещё один самолёт Airspeed Consul (VR-SCD) обнаружен в Сингапуре, где хранился в разобранном виде.
Эксплуатанты
Гражданские
Великобритания
- Министерство гражданской авиации: авиаотряд для экзаменов пилотов и калибровки радиооборудования.
- Министерство снабжения, использовались для испытаний двигателей компанией Alvis
- Air Charter
- Air Enterprises – 7 самолётов базировались на Кройдон.
- Air Kruise
- Airspan Travel
- Atlas Aviation – 4 самолёта, Элстри.
- Britavia
- British Air Transport
- British Aviation Services – 4, Блэкбуш.
- British Overseas Airways Corporation (учебное звено BOAC)
- British South American Airways
- Cambrian Airways
- Chartair
- Guernsey Air Charter
- Hornton Airways – 3 самолёта, аэропорт Гэтвик.
- International Airways
- Lancashire Aircraft Corporation
- Mercury Air Services
- Morton Air Services
- Northern Air Charter
- Olley Air Services
- Patrick Laing Air Services
- Portsmouth Aviation
- Pullman Airways
- Silver City Airways
- Scottish Aviation
- Solar Air Services
- Southern Airways
- Stiener Air Services – 6 самолётов, аэропорт Спеке
- Transcontinental Air Services
- Transair Ltd – 5 самолётов, Кройдон.
- Westminster Airways – 7 самолётов, Элстри.
Бирма
- Union of Burma Airways – 4 (1947)
Исландия
- Flugfedir – 1 (январь 1951 года), разбился в катастрофе в апреле того же года
Индия
- Airways (India) – 2 (1947)
Ирландия
- Aer Lingus – 2 (1947)
Израиль
- El Al – 1 самолёт, полученный в 1953 году, использовался для обучения экипажей.
Италия
- Soc Transports Aerei Mediterranei (STAM) – 3 самолёта, 1955–56
Иордания
- Arab Airways Association – 1 арендованный, 1951
- Air Jordan – 7 самолётов, 1950–51
Малайя
- Malayan Airways – 3 самолёта (1947)
Кения
- East African Airways – 1 получен в 1954 г.
Мальта
- Air Malta
- Malta Airways
Южно-Африканский Союз
- Commercial Air Services – 1 самолёт (1949).
- Natal Airlines – 4 самолёта (1955).
- Silver Flight – 1 (1947).
Испания
- Iberia – 3 самолёта, первый получен в 1952 году.
Швеция
- Aero Nord Sweden – 1 (получен от Aeropropaganda) в 1953 году.
- Aeropropaganda – 2 (1950–51).
- Nordisk Air Transport – 1 (1951).
- Transair Sweden – 1 (от Nordisk Air Transport), 1951.
Танганьика
- United Air Services – 3 самолёта получены в 1947–48 гг.
ООН
- 5 арендованных самолётов использовались Комиссией ООН в Израиле в период 1947–49 гг.
Военные
Аргентина
- ВВС Аргентины – 10 самолётов получены в 1947 году.
Бельгийское Конго
- Force Publique – 6 самолётов получены в 1949 году.
Бирма
- ВВС Бирманского Союза – 9 (с 1949–50).
Израиль
- ВВС Израиля – 11 (1949–59).
Новая Зеландия
- Королевские ВВС Новой Зеландии – 6 переделаны компанией De Havilland Aircraft of New Zealand в начале 1950-х гг..
Турция
- ВВС Турции – 2 самолёта с 1946 г. использовались Связной авиагруппой как VIP-транспорт.
Тактико-технические характеристики
Источник данных: British Civil Aircraft since 1919
Технические характеристики
- Экипаж: 1
- Пассажировместимость: 6 пассажиров
- Длина: 10,77 м
- Размах крыла: 16,26 м
- Высота: 3,38 м
- Площадь крыла: 32,3 м²
- Масса пустого: 2749 кг
- Максимальная взлётная масса: 3750 кг
- Силовая установка: 2 × дизельные Armstrong Siddeley Cheetah 10
- Мощность двигателей: 2 × 395 л. с.
(2 × 182 кВт)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 306 км/ч
- Крейсерская скорость: 251 км/ч
- Практическая дальность: 1450 км
- Практический потолок: 5800 м
- Скороподъёмность: 6 м/с
Аварии и катастрофы
(список не полный)
- 29 апреля 1947 года – G-AIOZ (Milburnair Limited) разбился у Ботли-Хилл, Лимпсфилд, не долетев до аэродрома Кройдон, погибло 2 человека.
- 11 февраля 1949 года – арендованный ООН у Air Enterprises самолёт G-AGVY (первый из переделанных), разбился близ Джеззина, Ливан, 2 человека погибло (пилот и радист).
- 15 июня 1950 года – у UB340 (ВВС Бирманского Союза) во время демонстрационного полёта под крылом взорвалась ракета, погиб начштаба авиации.
- 12 апреля 1951 года – TF-RPM (Flugferdir H/F) во время полёта из Кройдона в Исландию разбился у Хоуден-Мур, Йоркшир, погибло 3.
- 11 декабря 1951 года – NZ1902 новозеландских ВВС врезался в гору Руапеху.
- 14 июня 1952 года – G-AHFT (Morton Air Services) из-за отказа двигателя упал в Ла-Манш, 6 человек погибло.
- Большеохтинский мост
- Чепкин, Виктор Михайлович
- Ларсен-Тодсен, Нанни
- Вьюга (рассказ)
- Макбейн, Нил