Рассказ про растения нашего края

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9.урок окружающего мира.2-ая четверть 2-го класса.культурные растения нашего края подготовлен и проведн учителем

      Муниципальное общеобразовательное учреждение

           средняя  общеобразовательная  школа №9.

Урок

окружающего мира.

2-ая четверть 2-го класса.

«Культурные растения нашего края»

                          Подготовлен  и проведён

                  учителем начальных классов

                          Козыревой Н.А.                        

                           СТ. СТАРОМИНСКАЯ. 2008 год.

Задачи урока:

1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся с растениями разных групп. Расширить их знания о растениях Краснодарского края.

2. Продолжить знакомство учащихся со структурными компонентами сообщения на уроке окружающего мира, развивая монологическую речь детей, умения сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к природе.

                      Ход урока.

КАДР №1.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы, целей урока.

а) Сегодня на уроке мы проведём 4-е заседание клуба. Оно открывает главу учебника «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».

— Найдите по Содержанию учебника первый урок главы. Откройте нужную страницу (стр.87).

КАДР №2.

-Прочитайте  тему заседания.  Оно будет длиться два урока. Сегодня мы начнём заседание, а завершим на следующем уроке.

КАДР №3.

б) — Обратите внимание на задание всем присутствующим.

Чтобы подготовить такое сообщение, каждый должен понять:  о каких растениях и в каком порядке  он должен сказать.

— Отложите учебники.

3. Повторение.

КАДР №4.

а) Работа в тетради.

— Прочитайте задание №50. Выполните его.

           

-Выполним проверку цепочкой.  Дикорастущие растения вы отметили знаком …, культурные растения вы отметили знаком …

Начинаем проверять. Называйте растение, и цвет галочки. Если будут замечания, поднимайте руку.

— Итак, кто нашёл в своей работе ошибки? Почему вы их допустили?

-Закройте тетради.

КАДР №5.

б) Проверка домашнего задания.

-Дома вы прочитали текст о мхе сфагнуме, подготовили рассказ.

Послушаем, что вы узнали  об этом растении.

— Кто желает отвечать?

4. Новый материал.

а) Работа с учебником.

Чтение текста на стр.87-88 учителем.

б) Выполнение задания на стр.88. (читает учитель)

— Что ты ответишь Мише? Почему?

— Какие культурные растения  ты видишь на рисунке? (роза, клубника, яблоня,  ромашка)

— Какие дикорастущие растения  ты видишь на рисунке? (одуванчик, подорожник, берёза – за изгородью)

— Кто посадил их в саду? Как же они появились во дворе?

КАДР №6.

в) Работа с таблицей.

— Рассмотрите таблицу.

— Как вы понимаете слова «приспособились», «распространение»?

(«каким способом», «странствуют» )

— Подберите  слово-синоним к слову «странствуют». (путешествуют)

  1. Как рябина приспособилась к распространению семян?

(Семена находятся в ягодах красного цвета.  Этот цвет привлекает внимание птиц, хорошо заметен. Птички расклёвывают ягоды, семена выпадают.)

  1. Какое приспособление есть у клёна?

(на семенах – словно крылышки, поэтому их легко переносит ветер)

  1. Какие растения приспособились к распространению  семян с помощью ветра? Как?

( *у одуванчика семечко прикреплено к парашютику;

  *семена берёзы, после созревания на берёзовой серёжке – бруньке, легко планируют на своеобразной юбочке

  *джузгун имеет форму шара и легко перекатывается по земле, роняя  по пути семена)

  1. Как  путешествуют семена прицепника?

(прицепник  имеет колючки и легко цепляется за шерсть животных, которые переносят их)

г) Выполнение задания на стр.88.

-Так чем же отличаются культурные растения от дикорастущих?

( культурные — высаживает человек )

— А ещё? Какие условия нужны культурному растению, чтобы оно хорошо росло, давало красивые цветы или богатый урожай?

(нужно поливать…. ухаживать)

д) Работа с текстом на стр.88-90.

-Прочитайте  статью.

— Выскажите предположение (чтение вопроса на стр.90).

(Дети называют группы растений, определённые Мишей.)

КАДРЫ №7-8.

-А сейчас ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА.

Назовите растение, группу. Приведите примеры растений каждой группы, которые  выращивают в нашем крае.

  1. ШЕЛКОВИЦА -для питания людей.

-Верно. И всё же шелковицу люди выращивают ещё и для других целей.

***Послушайте рассказ о  шелковице.

Шелковицей называют тутовое дерево, хотя на самом деле это крупный кустарник. Она растёт в Азии, Африке, Америке, у нас в  России.

        Некоторые виды шелковицы выращивают ради съедобных плодов. Кто не любит полакомиться тютиной, как называют эту ягоду  на Кубани?

        И всё же чаще всего тутовое дерево растят ради листьев. Нет, нет, люди листьями не лакомятся. Листья эти нужны для питания необыкновенной гусеницы – тутового шелкопряда.

        Гусеница тутового шелкопряда, появившись  на свет, сразу же начинает поедать листья белой шелковицы (тутовника). Она непрерывно ест в течение недели, а потом образует кокон. Из специальных желез гусеницы выделяется белое вещество, которое она «наматывает» вокруг себя. Вещество застывает на воздухе и через несколько часов образуется плотный кокон овальной формы. Люди собирают коконы и помещают под горячий пар. После обработки паром  кокон легко  разматывают, получая нить длиной около трех километров. Из этих нитей и делают шелковую ткань.

-Зачем же выращивают шелковицу?

  1. БАКЛАЖАНЫ — для питания людей.
  2. ТЮЛЬПАНЫ – для красоты.
  3. КЛЕВЕР – для питания животных ( для сбора нектара).

(ячмень, свёкла,  кукуруза, овёс;

травы – показать на плакате)

— НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЛ МИША, определяя группы культурных растений?

е) Работа с учебником, стр. 91.

(чтение текста учителем)

— Познакомьтесь со схемой Маши.

КАДР №9.

Дополни схему Маши своими примерами.

  1. ОВОЩНЫЕ.
  2. ПЛОДОВЫЕ.
  3. БОБОВЫЕ (фасоль, чечевица, соя).
  4. ЗЕРНОВЫЕ  (пшеница, овёс, ячмень).

-Кто догадался, как получились названия этих групп растений?

(от названия плодов и семян)

-Дети,  я  не смогла определить, к какой группе  можно отнести клубнику? Как называется её плод?

  1. Клубнику можно отнести к ЯГОДНЫМ.
  1. ДЕКОРАТИВНЫЕ.

-Послушайте значение этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова (читает ученик).

-Какие же декоративные растения высаживают на Кубани?

(нарциссы, тюльпаны, жасмин;

комнатные — показать на плакате)

-Выскажи предположение (чтение  задания на стр.91)

  1. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ.

***Послушайте рассказ о лекарственных растениях Краснодарского края.

Издавна люди применяют растения как лекарство.

В гербарии «Лекарственные растения» я нашла много растений, которые встречаются в Краснодарском крае.

  1. Во дворах, вдоль дорог, у заборов, на полях, растут: одуванчик, пижма, крапива, горец птичий, чистотел, ромашка аптечная, подорожник.
  2. На лугах, в сырых местах любит обитать мята.
  3. В лесополосах, в садах, на склонах гор можно встретить малину, шиповник, шалфей.

Среди растений я  выделила те, которые  бывают не только дикорастущими, но и культурными. Люди специально выращивают: шалфей, малину, шиповник, ромашку, мяту, чтобы делать из них лекарства.

  1. ЛЁН.

— Зачем люди выращивают лён?  

  1. Из чего делают ткань? (вспомните, что вы видите, когда обтреплется краешек ткани)
  2. Вспомните, как раньше деревенские женщины  получали нити из шерсти. Как называлось приспособление для получения нити?

Всякую нить получают на прядильных станках. А растения для получения тканей называют ПРЯДИЛЬНЫМИ.

— Без какого растения, выращиваемого в нашем крае, невозможно сделать шёлковую ткань?

-Кто догадался, как получились названия этих групп растений?

(как использует их человек)

— НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЛА   МАША, определяя группы культурных растений?

5.Закрепление.

а) Составление сообщений.

-Напомните задание для всех присутствовавших на заседании клуба.

КАДР №10.

-Сообщение – это рассказ. Какие части должны быть в рассказе?

(вступление, основная часть, заключение)

— Попробуйте составить вступление, используя опорные слова: житница России, много полей и садов, труженики выращивают.

— То, о чём вы расскажете в основной части, будет зависеть оттого, на какой вопрос вы будете отвечать: вопрос Миши или вопрос Маши.

— А теперь, составим заключение. Перед вами снова выражения, которые пригодятся для заключения.

— Кому нравится рассказ по плану Миши?

-Кто считает, что рассказать о культурных растениях лучше по плану Маши?

-Я предлагаю вам, ребята, подготовить такие рассказы, используя муляжи растений, гербарии, плакаты и таблички – названия групп растений. Через несколько минут мы послушаем ваши сообщения. Идите к своим столам.

КАДР №11.

На этом кадре – рисунки растений, загадки о которых я предлагаю вам разгадать.

№1.

На огороде тётушка –

Тяжела, ногой в землю ушла.

Юбка — тёмная, бардовая.

Кофта – пышная, зелёная. (СВЁКЛА)

№2.

Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко. (ПОДСОЛНУХ)

№3.

На грядке – телятки, в земле зарыты.

Выкопай, поджарь их – и все будут сыты. (КАРТОФЕЛЬ)

№4.Не разбив горшочка,

Не съешь и кашки. (ОРЕХ)

№5.

К предлогу две ноты добавьте,

Согласную букву прибавьте.

А целое, скажем мы точно,

И мягко, и красно, и сочно. (ПО-МИ-ДО-Р)

№6.

Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.  (ЗЕМЛЯНИКА)

№7.

Сто одёжек,

И все без застёжек. (КАПУСТА)

№8.

Он зелен, полосат.

И всё же…

Большая ягода он тоже. (АРБУЗ)

№9.

Этот дед в сто шуб одет.

Он ребятам друг – спасёт от семи недуг. (ЛУК)

-Молодцы, хорошо отгадываете загадки!

-Снова трудный вопрос: «Какое растение на этом кадре «лишнее»? Почему?» (земляника – дикорастущее растение)

КАДР №12.

— Сейчас послушаем сообщения. Будьте внимательны, чтобы понять, правильно ли составлено сообщение.

-Для отвечающих, на экране — план ответа и опорные слова.

ПРОСЛУШИВАНИЕ первого рассказа.

-Каково ваше мнение о прослушанном сообщении?

ПРОСЛУШИВАНИЕ  второго рассказа.

— Что можете сказать об этом сообщении?

_ Спасибо, садитесь. Вы – молодцы!

-Хочу предложить вам СДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЕ: ПОЧЕМУ у детей ПОЛУЧИЛИСЬ РАЗНЫЕ РАССКАЗЫ, ведь они рассказывали об одних и тех же растениях?

(Это зависит от того, на какой вопрос отвечать при составлении сообщения)

-Рада, что вы смогли увидеть достоинства рассказов, что сделали замечания. Это говорит о том, что каждый из вас понял, как составить сообщение на заданную тему. Это и будет вашим домашним заданием.

-На что вы сможете опереться, при составлении своего сообщения? (на рассказ Миши, на схему Маши, на знания полученные на уроке, можно расспросить взрослых, прочитать в энциклопедии)

— А в классе рассмотрите на стендах гербарии и плакаты, я их оставлю там до следующего урока.

6. Итог урока.

КАДР №11.

Рассмотрите ещё раз растения, о которых мы отгадывали загадки.

-Как можно назвать эти растения?  (культурные)

-Для чего их выращивает человек?  (для питания)

-Поразмышляйте, а КАКОЙ НОВЫЙ ВОПРОС МОЖНО ПОСТАВИТЬ об этих растениях, чтобы получился рассказ, не похожий ни на рассказ Миши, ни на рассказ Маши?

(можно рассказать, какие части растений использует человек в пищу)

-Молодцы! Догадались. Но на эту тему мы будем говорить на следующем уроке.

КАДР №13.

Запишите домашнее задание.

1) Попробуй объяснить, что такое «сорта культурных растений». Откуда они взялись?

Сорта культурных растений — это растения одного вида, выведенные человеком, но отличающиеся какими-либо качествами, нужными человеку, например, цветом, длиной, вкусом, морозостойкостью.

2) С помощью учебника установи, на какие отрасли делят растениеводство.

Растениеводство делят на четыре основные отрасли — полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

3) Каковы особенности растениеводства в вашем крае? Подумай, как эти особенности связаны с природными условиями края.

В нашем крае, Московской области, наиболее развиты полеводство и овощеводство. Причём овощеводство в значительной степени тепличное, что обусловлено длинными зимами.

Полеводство развито из-за равнинного характера местности, и достаточно тёплого лета, позволяющего выращивать растения на полях.

4) Выберите одну из отраслей растениеводства. Познакомьтесь с ней по учебнику и краеведческой литературе.

Рассказ про овощеводство для 4 класса

Это выращивание овощных культур. В Московской области развито как тепличное овощеводство, в закрытом грунте, так и полевое, в открытом грунте.

Овощи необходимы каждому человеку, потому что содержат много витаминов, и приносят пользу здоровью человека.

5) Выполните задания в рабочей тетради, относящиеся к этой отрасли.

Примеры овощных культур, выращиваемых в Московской области:

Капуста, томаты, огурцы, лук, перец, чеснок, морковь, кабачки, тыквы, репа, редис, баклажаны.

Практическая работа

1) Рассмотрите в гербарии полевые культуры вашего края. Определите их названия с помощью рисунка. Сравните их между собой. По каким признакам можно различить эти растения?

В Московской области выращивают зерновые культуры — рожь, пшеницу, овёс. Их отличительным свойством оказывается наличие колоса, в котором собраны зёрна растения.

Выращивают подсолнечник, который легко определить по цветам с жёлтыми лепестками и большим головкам. А в головках находятся семечки.

Выращивают у нас и гречиху, которую мы определим по белым или фиолетовым цветкам и треугольным листьям.

2) Научитесь различать зёрна пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур.

Зерно пшеницы золотистое или светло-жёлтое.

Зерно ржи серо-зелёное и красно-коричневое, более мелкое чем зерно пшеницы.

Зерно ячменя серо-жёлтое, кажется грязным.

Зерно овса жёлтое, вытянутое, длинное.

Зерно проса жёлто-коричневое, очень мелкое.

Проверь себя

1) Перечисли известные тебе отрасли растениеводства.

Полеводство, плодоводство, цветоводство, овощеводство.

2) Какие полевые, овощные, плодовые, цветочные культуры выращивают в вашем крае?

В нашем крае, Московской области выращивают:

  • Полевые культуры: пшеница, ячмень, рожь, просо, картофель, подсолнечник.
  • Овощные культуры: огурцы, томаты, перец, лук, укроп.
  • Плодовые культуры: яблоки, вишню, грушу, сливу.
  • Цветочные культуры: розы, гладиолусы, тюльпаны, хризантемы, пионы, лилии.

3) Что нового, интересного тебе удалось узнать на уроке о сельском хозяйстве?

Я узнала, что сельское хозяйство делится на животноводство и растениеводство, а растениеводство состоит из четырёх основных отраслей.

Узнала, что растениеводство зависит от климатических условий нашего края.

Узнала, что такое сорта культурных растений и почему их так много.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик названия отраслей растениеводства, которые развиты в вашем крае.

  • Полеводство — выращивание полевых культур
  • Овощеводство — выращивание овощных культур.
  • Цветоводство — выращивание цветов
  • Плодоводство — выращивание плодовых культур.

2) Если ты живёшь в сельской местности, понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сделай фотографии. Узнай у взрослых, какая работа уже выполнена, а какую ещё предстоит выполнить. Помоги взрослым в работе по выращиванию растений. О том, что удалось узнать и сделать, приготовься рассказать в классе.

Рассказ о труде растениеводов для 4 класса

Весенние работы в саду или на огороде начинаются после того, как сойдёт снег. Пока земля не прогрелась садоводы выполняют очистку территории, белят стволы деревьев, удаляют скопившийся мусор.

Потом начинается копка земли. Она производится с помощью специальных машин — культиваторов, или вручную, лопатой.

Следующим этапом идёт изготовление грядок и удобрение почвы.

Только потом, когда земля хорошо прогрелась солнцем, можно начинать сажать растения.

В теплицу растения можно сажать гораздо раньше. Некоторые теплицы позволяют выращивать растения круглый год.

После посадки семян следует дождаться, когда они прорастут. Тогда начинается следующий этап ухода за растениями — прополка, подкормка и полив.

Я помогала своим родителям ухаживать за растениями на даче. Я сажала лук и морковь, а потом пропалывала грядки, выдёргивая сорняки, которые мешают росту культурных растений. Ещё я поливала грядки и рыхлила землю после полива, чтобы корни растений получали больше кислорода.

Весенние работы в саду и огороде

3) Побывай в теплице. Обрати внимание на то, как она устроена, какие растения в ней выращивают. Если представится возможность, познакомься с устройством парника. Чем он похож на теплицу, а чем отличается от неё?

Теплица представляет собой сооружение, которое защищает растения от неблагоприятных погодных условий.

Теплица может быть очень большой, закрытой специальной плёнкой, реже стеклом. Теплицы бывают с искусственным обогревом и без обогрева.

В теплице можно ходить в полный рост. Это настоящий дом для тепличных растений, которые располагаются в теплице в несколько рядов — грядок.

В теплицы можно выращивать все овощные растения и некоторые полевые. Я видела, как выращивают огурцы, томаты, перцы, клубнику, картофель.

Парник — это тоже сооружение для защиты растений от неблагоприятных погодных условий, но он отличается от теплицы меньшими размерами, и главное тем, что в парнике растения выращивают лишь летом, а в теплицы можно выращивать круглый год.

Парник — это низкий короб, накрывающий грядки, закрытый плёнкой или рамами. Парник не отапливается, в нём используется лишь солнечное тепло и освещение.

В парниках выращивают огурцы, перцы, томаты, редис.

Для ухода за растениями плёнку с парника приходится снимать, а потом укладывать вновь.

На следующем уроке

Вспомни, что вы узнали о животноводстве и животноводческих профессиях, изучая природные зоны нашей страны. Каких домашних животных разводят в вашем крае?

Животноводство — одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Это выращивание домашних животных для нужд человека.

В животноводстве работают люди самых разных специальностей — доярка, пастух, птичница, кроликовод, овцевод, ветеринар и многие другие.

В Московской области разводят коров, коней, свиней, кроликов, кур, гусей.

План воспитательно-образовательной работы (на день) МДОБУ «ДСКВ №2» г.Всеволожска

Группа подготовительная №9 Тема: «Растения нашего края»

Цель: Расширять знания детей о растениях и грибах родного края: цветы, деревья, кустарники ягоды, комнатные растения. Расширять представления о разнообразии растительного мира. Правила сбора ягод, растений и грибов.

Итоговое мероприятие: Конкурс поделок из овощей и цветов «Что нам осень принесла». Дата проведения итогового мероприятия: пятница – 09.10 – 13.10

Ответственные за проведение итогового мероприятия: воспитатели

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

4

5

6

7

8

Понедельник – 02.10

Утро:

Прием детей в группе. Беседа на тему «Деревья нашего двора (сада, дачи)»

Утренняя гимнастика. Комплекс №5 стр. 98 Л.И. Пензулаева.

Подготовка к завтраку, завтрак. Цель: совершенствовать культуру еды.

Повторить выученные стихи с Димой и Кириллом.

Ситуативный разговор о воде, о грязнуле (К.И. Чуковский «Мойдо-дыр»)

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Дежурство в уголке природы, по столовой, по занятиям.

Беседа с инициативной группой родителей.

Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые)

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

НОД

ФЦКМ. «Деревья в нашем парке, лесу». Цель: систематизировать и закрепить знания детей о названиях деревьев и об их основных признаках. Дать представление о причинах опадания листьев. О.Н. Каушкаль, с.28

Художественно – эстетическое развитие (изобразительная деятельность): «Ветка рябины». Цель: учить детей рисовать с натуры ветку с осенними листьями. Воспитывать любовь и интерес к природе. Д.Н. Колдина, с.22

Физическая культура по плану руководителя

Прогулка:

Карточка №23 из картотеки. Наблюдение за солнцем. Цель: формировать представление о том, что для жизни нужно солнце.

П/и «Волк во рву»

Дид. игра «Узнай дерево по картинке»

Беседа на тему «Деревья в моем саду»; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Ситуативный разговор «что сделано из древесины?»

Закрепить последовательность одевания и раздевания

Самостоятельная деятельность на прогулке. Сбор листьев для гербария, изготовления поделок

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Продуктивная деятельность.

Работа перед сном

Культурно-гигиенические навыки. Цель: формировать привычку мыть руки перед едой; продолжать совершенствовать культуру еды; приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой; закреплять умения быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определенном порядке. Чтение художественной литературы

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна. Сюжетно-ролевые, дидактические, досуговые игры. Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Дуб и орешник»

Индивидуальная работа в уголке рисования

Ситуативный разговор о правилах поведения в общественных местах.

Атрибуты для игры «Юные защитники природы»

Прогулка.

П/и «Ловишки», самостоятельная деятельность детей. Игры-эксперименты с песком (из какого песка можно строить, почему?) Наблюдение за погодой. (вечером становится прохладно, быстро темнеет)

План воспитательно-образовательной работы (на день) МДОБУ «ДСКВ №2» г.Всеволожска

Группа подготовительная №9 Тема: «Растения нашего края»

Цель: Расширять знания детей о растениях и грибах родного края: цветы, деревья, кустарники ягоды, комнатные растения. Расширять представления о разнообразии растительного мира. Правила сбора ягод, растений и грибов.

Итоговое мероприятие: Конкурс поделок из овощей и цветов «Что нам осень принесла». Дата проведения итогового мероприятия: пятница – 09.10 – 13.10

Ответственные за проведение итогового мероприятия: воспитатели

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

4

5

6

7

8

Вторник – 03.10

Утро:

Прием детей в группе. Ситуативная беседа. Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.

Утренняя гимнастика. Комплес № 5 стр. 98 Л.И.Пензулаева.

Подготовка к завтраку,завтрак. Цель: совершенствовать культуру еды.

С Мишей, Ромой повторить последовательность времен года, месяцев года и дней недели. Игра «Что за чем?»

Ситуативный разговор о пользе воды, о том, как ее надо использовать и беречь.

Работа в центре творчества: оформление книжек-самоделок.

Экспериментирование с художественным материалом (при изготовлении иллюстраций к книжкам-самоделкам).

Дежурства. Самостоятельные игры детей

Консультация для родителей о конкурсе поделок.

Индивидуальное консультирование по запросам.

НОД

Речевое развитие. «Развитие речи в детском саду» В.В.Гербова; Занятие №1, стр.19. Цель: Беседа с детьми о том, как теперь называется их группа и почему. Помогать правильно строить высказывания.

Художественно-эстетическое развитие: лепка. «Лепка с детьми», Д.Н.Колдина. Занятие 4, стр.20

Прогулка:

Инд. работа с Егором и Никитой по развитию движений: лазание по гимнастической

лесенке.

Ситуативный разговор о том, что из древесины делают бумагу. Какие виды бумаги знают дети?

Обогащение материалами игры «Семья», «Супермаркет».

Вынос оборудования для труда на участке (сбор опавших листьев).

Работа перед сном

Культурно-гигиенические навыки. Цель: формировать привычку мыть руки перед едой; продолжать совершенствовать культуру еды; приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой; закреплять умения быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определенном порядке. Чтение художественной литературы

НОД

ХЭР. Музыкальная деятельность: по плану муз. руководителя

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливание.

Работа по уходу за растениями (рыхление)

Индивидуальная работа в изостудии ( рисование грибов)

Напомнить детям, что книги и игрушки надо содержать в порядке. Проследить за тем, как дети убирают игрушки, наводят порядок в центрах активности.

Сюжетно-ролевая игра «Семья. Собираемся на осеннюю прогулку».

Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги.

Прогулка.

Игры детей с выносным материалом. Труд на участке. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду. П/и «Догони свою пару»

План воспитательно-образовательной работы (на день) МДОБУ «ДСКВ №2» г.Всеволожска

Группа подготовительная №9 Тема: «Растения нашего края»

Цель: Расширять знания детей о растениях и грибах родного края: цветы, деревья, кустарники ягоды, комнатные растения. Расширять представления о разнообразии растительного мира. Правила сбора ягод, растений и грибов.

Итоговое мероприятие: Конкурс поделок из овощей и цветов «Что нам осень принесла». Дата проведения итогового мероприятия: пятница – 09.10 – 13.10

Ответственные за проведение итогового мероприятия: воспитатели

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

4

5

6

7

8

Среда – 04.10

Утро:

  1. Прием детей в группе. Наблюдения за комнатными растениями (как определить, какие растения нуждаются в поливе?) Артикуляционная и пальчиковая гимнастика — комплекс «Курица, петух и лебедь.

  2. Утренняя гимнастика. Комплес № 5 стр. 98 Л.И.Пензулаева.

  3. Подготовка к завтраку, завтрак. Цель: совершенствовать культуру еды.

С Катей, Леней, Женей закрепить названия комнат-ных растений.

Ситуативный разговор во время умывания (вспом-нить художест-венные произведе-ния, где упомина-ется вода)

Работа в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра; зарисовки разыгранных сценок (для создания будущих книг, фильмов).

С/Р игры в «Библиотеку»,«Семью».

Дежурства. Внесение Дид. игры «Собери сказку».

Консультация по работе с книгами (методика рассматривания иллюстраций, пересказа, заучивания наизусть).

Индивидуальные консультации по запросам.

Предложить родителям взять для чтения журналы для родителей и потом поделиться своими впечатлениями (какие журналы и статьи больше всего понравились?)

НОД

Прогулка:

Наблюдения за птицами. Беседа о перелетных птицах. П/и «Хитрая лиса».

Дидактическая игры на цвет и форму.

Физкультура на воздухе.

Индивид. работа с детьми на закрепление состава числа 5 из двух меньших

(с осенними листьями)

Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу напомнить, как вежливо надо обра-щаться с просьбой и благодарить.

Сюжетные игры по выбору детей.

Трудовые поручения.

Экспериментирование с песком

( изменение формы).

Работа перед сном

Работа с дежурными по столовой. Напомнить детям о навыках опрятности.

Чтение перед сном второй части сказки «Марья-Моревна»

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Индивидуальная работа с детьми в театральной студии.

Ситуативный разговор о том, как вести себя в лесу.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Прогулка.

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Напомнить о дружелюбном отношении друг к другу. П/и «Выше ноги от земли». Наблюдения за погодой.

День недели

Режим

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми (театрами, спортивными, художественными школами,

общеобразовательными учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Четверг – 21.10

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика.

Рассматривание познавательных книг в центре книги. Беседа «Зачем нужны «умные книги»?

Рассматривание с детьми бумаги разных видов.

Наблюдения за комнатными растениями (В какую сторону растения поворачивают листья).

Закрепление с детьми порядкового счета в пределах 10.

Помочь некоторым детям в изготовлении книжек-малышек

Вспомнить с детьми потешки о воде. Прививать навыки следить за чистотой рук.

Выставка книг о природе, детских энциклопедий.

Продуктивная деятельность – изготовление построек для сказочных героев.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Индивидуальное консультирование по запросам.

Вручение детьми приглашений на премьеру фильма.

Совместный труд детей и родителей по уборке опавшей листвы.

Непосредственно образовательная деятельность

Познание

Коммуникац

безопасность

Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность: Беседа с детьми о лесе. Рассказ воспитателя о том, как используют древесину. Рассказ об изготовлении бумаги

Худож.творч.

Познание

Коммуникац.

Худож.литер.

Продуктивная деятельность. Лепка «Лягушонка в коробчонке» (миниатюра из пластилина в спичечном коробке). Развивать фантазию, воображение, совершенствовать навыки лепки, развивать мелкую моторику.

Физ.культура

здоровье

Двигательная деятельность: Физкультура

Прогулка:

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Целевая прогулка к цветнику (Осенние изменения в жизни растений).

П/и «Кто быстрее до флажка?»

Инд работа по закреплению ведения футбольного мяча ногой.

Напомнить детям, что нужно следить за своим внешним видом, чистотой одежды, за прической.

Сюжетные игры по выбору детей.

Трудовые поручения.

Экспериментирование с песком

( изменение формы).

Вынос оборудования для игры с мячом (элементы футбола)

работа перед сном

Разговор с детьми о пользе дневного сна.

Чтение третьей части русской народной сказки «Марья-Моревна».

Вечер:

Гимнастика после сна.

Закаливающие процедуры

Театральная студия.

Совместный труд детей (мытье строителя, ремонт книжек)..

Индивидуальная работа по развитию движений.

Ситуативные разговоры с детьми.

Подбор материала для продуктивной деятельности: изготовления приглашений для родителей на премьеру фильма

Прогулка.

Наблюдения за облаками (форма, цвет, как движутся, почему? Какие приметы?)

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

Совместный труд детей и родителей по уборке опавшей листвы.

День недели

Режим

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми (театрами, спортивными, художественными школами,

общеобразовательными учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Пятница – 22.10

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика.

Подготовка к показу фильма для родителей.

Выставка книжек-малышек.

Пальчиковая гимнастика.

Работа с детьми по логопедическим тетрадям.

Разговор с детьми о культуре поведения во время приема пищи.

Свободная деятельность детей в центрах активности. Дежурства.

Обогащение материалом сюжетно-ролевых игр «Театр», «Детский сад».

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

Совместный просмотр с детьми «Фильма» созданного по детским рисункам и рассказам., выставки книжек-малышек, изготовленными детьми.

Непосредственно образовательная деятельность

Физ.культура

Здоровье

Худ.творч

Познание.

Бассейн/Художественное творчество. (Рисование) «Сказочный домик». Развивать творчество, поощрять детскую инициативу.

Худож.литер.

коммуникац

Чтение художественной литературы. Сказка «Иван Царевич и серый волк». Беседа о добре и зле.

Музыка

Коммуникац.

Музыкальная деятельность

Прогулка:

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Наблюдения за погодными изменениями. Наблюдение за обрезкой кустарников (объяс-

нить детям, для чего это делается)

П/и «Лягушки и цапли»

Инд. работа с мячом (передача мяча из рук в руки, ловля мяча двумя руками.

Разговор с детьми об уважительном отношении к старшим.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору. Обратить внимание на взаимоотношения детей, на выход из конфликтных ситуаций.

Экспериментирование с ветром (вертушка)

работа перед сном

Напомнить детям, что покрывала надо складывать аккуратно.

Чтение по желанию детей.

Вечер:

Гимнастика после сна. Закаливание.

Изостудия. Творческая встреча с родителями «Показ фильма»

Словарная работа с Пашей, Валей, Петей Игра «Придумай новое слово»

Ситуативный разговор о честности.

Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества.

Работа по уходу за растениями (какие нуждаются в поливе перед выходными днями).

Прогулка.

Наблюдения за погодными изменениями. Самостоятельные игры детей. П/и «Третий лишний».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №23»

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 30.08.2021 г. № 521

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Родное Подмосковье»

(духовно-нравственное направление)

для 1 класса

Составитель:

Комарова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родное Подмосковье» для 1 класса разработана на основании следующих инструктивно-методических документов:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576)

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008);

  • Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года № 189;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Лицей №23», утвержденной приказом № 526 от 30.08.2021г.,

  • Приказ МОУ «Лицей № 23» «Об утверждении учебного плана начального общего образования в 1-4 классах на 2020-2021 учебный год» № 418 от 23.06.2021г.

  • Приказ МОУ «Лицей № 23» «Об утверждении рабочих программ на 2020-2021 учебный год» № 521 от 30.08.2021г.

  • Приказ МОУ «Лицей № 23» «Об утверждении календарного учебного плана на 2021-2022 учебный год» № 522 от 27.08.2021г.

  • На основе авторской программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год, утверждённый приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254, с изменениями, внесенными приказом №766 от 23 декабря 2020 года.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 32,5 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятий 35 минут.

Программа курса «Родное Подмосковье» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на духовно-нравственное развитие школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе — развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Актуальность. Программа внеурочной деятельности «Родной край» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Изучение родного края — это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Татарстана, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;

  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Личностные ( воспитательные)

  • воспитание уважения к старшим и младшим членам семьи;

  • воспитание трудолюбия,любви к Родине;

  • воспитание бережного отношения к природе, охранять ее (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;

  • стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;

  • уметь прощать обиды, защищать слабых, помогать нуждающимся людям; —

  • уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;

  • уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Оценивать правильность выполнения действия;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся узнают:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

  • символику страны, края, города, школы;

  • традиции русского народа и семьи,

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • технологию изготовления поделок из природного материала.

  • правила ТБ в кружке.

Обучающиеся научатся:

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • любовь к людям и природе;

  • ответственное отношение к окружающей среде;

  • доброжелательность к живым существам;

  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательныерезультаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Край родной» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;

  • активная жизненная позиция детей;

  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

  • разумное отношение к своему здоровью;

  • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

  • способность кадекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

  • направленность личности в профессиональном выборе;

  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

  • выбор личных, жизненных приоритетов.

Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

Содержание программы

(32,5 часа)

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом.Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

Тема 2:Мой край на карте Родины (10 ч)

Россия — наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Московской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем.Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Воскресенска.

Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий конкурс — «Старая фотография рассказала…» Моя родословная — нарисовать родословное древо.

Тема 4:Дом, в котором я живу. (4 ч)

Урок-экскурсия по улицам п. Белоозерский Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего поселка».

Тема 5: Наша школа (1ч)

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Тема 6: Природа нашего края. (13 ч)

Полезные ископаемые Подмосковья и Воскресенского района.

Речная сеть области, террасы Москва — реки. Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая. Их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.

Топонимы — отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев –Посадская матрешка, Павлово- Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево- кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Природные ресурсы края, их исполь­зовании и значении для промышлен­ности края и страны.Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

Экологические проблемы региона и своего края.

Резерв .(0,5ч)Что мы узнали за год? Подведение итогов.

Тематическое планирование

Тема

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1

Введение

1

1

2

Мой край на карте Родины.

10

4

6

3

Я и моя семья.

3

2

1

4

Дом, в котором я живу.

4

2

2

5

Наша школа.

1

1

6

Природа нашего края.

13

5

8

7

Резерв

0,5

0,5

Всего:

32,5

14,5

18

Календарно — тематический план

по внеурочной деятельности «Родное Подмосковье»в 1 классе

на 2021- 2022 учебный год

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение (1ч)

1.

1

Краеведение- наука о родном крае. Природа – наш второй дом

01.09-03.09

Мой край на карте Родины (10 ч)

2.

1

С чего начинается Родина…

06.09-10.09

3.

2

Россия — Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

13.09-17.09

4.

3

Подмосковье – частица России. Символика края.

20.09-24.09

5.

4

Поверхность Московской области.

27.09-01.10

6.

5

Почвы Московской области.

11.10-15.10

7.

6

Полезные ископаемые и их происхож-дение. Полезные ископаемые Подмос-ковья.

18.10-22.10

8.

7

Природные ресурсы нашей местности. Что дает Московский край стране?

25.10-29.10

9.

8

Промышленность и сельское хозяйство нашего района.

01.11-05.11

10.

9

Народные промыслы Подмосковья.

08.11-12.11

11.

10

Наш район на карте Московской области. Город, в котором живем.

22.11-26.11

Я и моя семья. (3 ч)

Сельскохозяйственное производство Московской области.

12.

1

Моя семья – моя гордость.

Профессии моих родителей.

29.11-03.12

13.

2

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

06.12-10.12

14.

3

Моя родословная. Составление генеалогического древа.

13.12-17.12

Дом, в котором я живу. (4 ч)

генеалогического древа.

15.

1

Моя малая Родина — поселок Белоозерский.

20.12-24.12

16.

2

Исторические хроники.

27.12-30.12

17.

3

Люди и судьбы.

10.01-14.01

18.

4

Экскурсия по городу Белоозерский..

17.01-21.01

Наша школа (1ч)

19.

1

Знакомство с историей, традициями своей школы.Учителя нашей школы.

24.01-28.01

Природа нашего края. (13 ч)

20.

1

Климат. Сезонные изменения погоды в Подмосковье.

31.01-04.02

21.

2

Реки и озера Подмосковья.

07.02-11.02,

22.

3

Растительный мир Подмосковья.

Растения водоемов и болот.

Растения лесов и лугов.

14.02-18.02

23.

4

Культурные растения нашей местности (садовые деревья, кустарники).

28.02-04.03

24.

5

Лекарственные растения нашего края.

14.03-18.03

25.

6

Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга.

21.03-25.03

26.

7

Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.

28.03-01.04

27.

8

Животный мир Подмосковья.

11.04-15.04

28.

9

Животные водоемов и болот.

18.04-22.04

29.

10

Животные леса.

25.04-29.04

30.

11

Животный мир лугов.

02.05-06.05

31.

12

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

09.05-13.05

32.

13

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

16.05-20.05

Резерв (0,5 час)

32,5.

0,5

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

23.05-29.05

Итого

Часов

по программе

33

выполнено

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/ О. Н. Волкова /

«______» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол № 1 от «___» августа 2021г.

Руководитель ШМО

_____________ / Я.В. Петкова /

Рассказ про растения нашего края


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


Урок по окружающему миру во 2 классе «Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные родного края»

24.07.2016, 17:32

Тема

Охрана  животного мира. Животные  Красной книги России. Охраняемые животные родного края.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Учиться бережному отношению к животным (и в целом к природе)

Задачи деятельности учителя

Способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к природе, ознакомлению с редкими и исчезающими животными; содействовать развитию умения работать с Красной книгой, логического мышления.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

Получат представление о природе как о среде обитания всех живых существ на Земле, о том, что нужно беречь природу, о значении Красной книги России;

Научатся осознавать ответственность человека за общее благополучие.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; формулировать представление о природе как среде обитания всех живых существ на Земле, о том, что нужно беречь природу, познакомятся с Красной книгой России.

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

Осознают ответственность человека за общее благополучие; проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Основные понятия

Красная книга России; редкие виды, исчезающие виды;

приручить, заботится

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы:- основные

— дополнительные

Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — М. : Академкнига/Учебник, 2012

Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы №2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012

Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — М. : Академкнига/Учебник, 2012

Окружающий мир : 2 кл. : методическое пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — М. : Академкнига/Учебник, 2012

Выставка книг: Красная книга Тульской области

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

       

Технологическая карта

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности

— Прозвенел звонок.

-Сегодня на уроке у нас много гостей. И, мы, как гостеприимные хозяева, хотим сказать:

— Будем надеется, что настроение у наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут.

-Теперь повернитесь к друг другу и пожелайте удачи, и у вас все получится.

— Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Мы рады приветствовать

Вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе

Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Дети желают друг другу удачи.

  • самоопределение, воспитание чувства дисциплины и самоорганизации;

коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.Актуализация опорных знаний

«Животные всего мира»

-Посмотрите на карту «Животные всего мира». Сколько животных на нашей планете! Как прекрасны эти создания природы.

— Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного о животных. Но для того, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо проверить свои знания по изученным темам.

-Давайте вспомним, какие группы животных мы знаем.

— Животные, у которых  удлиненное тело покрыто чешуей?

— Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто чешуей или панцирем?

— Животные, у которых 6 ног, тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко?

— Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят на суше, и в воде.

— Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев.

-Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью.

-На какие 2 группы можно разделить животных изображенные на слайде?

-Каких животных называют домашними?

-Как отличить их  от  диких?

-Назовите диких животных.

Рыбы

Пресмыкающиеся

Насекомые

Земноводные

Птицы

Звери

обезьяна, пингвин, собака, кошка, попугай, поросенок.

Высказывания детей

  •  

закрепление и углубление знаний о животных, воспитание у детей интереса к изучению животного мира.

Развивающие: развитие основных операций мышления, речи

3.Постановка учебной задачи

— Молодцы! Всё вы знаете, всё умеете. А теперь настало время узнать тему сегодняшнего урока.

— Послушайте фрагмент песни.

— Определите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

— Сообщите тему урока.

— Как её обозначили авторы?

— Чтобы хорошо понять тему урока, нужно уточнить смысл данной фразы.

— Какое слово будем уточнять?

-Что значит «приручить»?

-Что значит заботиться?

— Приведите примеры такой заботы, с которыми познакомились на прошлом уроке.

— Какой смысл несёт фраза «Человек не только в ответе за тех, кого приручил!»?

— Это цель нашего урока.

— О бережном отношении к животным, природе.

-«Человек в ответе не только за тех, кого приручил!»

-слово «приручить»

— Привязать к себе, полюбить, заботиться.

Высказывания детей

— Редких зверьков (соболя, бобра) отлавливают и расселяют в благополучные места.

— На рыбоводных заводах выращивают мальков ( осетра, форели) и выпускают в пруды и озера.

— Создают заповедные места и т.д.

-Нужно заботиться не только о домашних, но и о диких животных.

Познавательные:

поиск информации, обобщение, анализ

Регулятивные:

принятие и сохранение цели, постановка учебных задач, планирование,

анализ,

сравнение, выдвижение гипотез.

Личностные:

проявление эмоциональной отзывчивости

4.Работа по теме урока

Фото               

 Н. Сладкова

Физкульт-

минутка

— А почему нельзя брать домой беззащитных детенышей диких животных?

— Представьте себе, что вы идете по лесу и вдруг видите на  земле маленького беспомощного бельчонка. Как вы поступите?

2. Чтение учителем рассказа Н. Сладкова

 «Жалейкин и лягушонок»

     Под кочкой,  в сыром болотце, заметил Жалейкин  маленького, слабенького лягушонка.

 -Бедный, несчастный малыш!- воскликнул Жалейкин.- Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

 -Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

— Дети, как вы считаете, понравились лягушонку такие условия?

         А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

        Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел!

         Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку  так  же  хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

— А теперь отгадайте загадку:

Ведь енот, а посмотреть — 
Просто вылитый медведь.

— Вот и к нам на урок пришла панда, а для чего сейчас узнаете.

Высказывания детей

Высказывания детей

Высказывания детей

Панда

Регулятивные: планирование, Познавательные: (логические) решение проблемы, индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации;

5.Продолжение работы по теме урока

Схема «Почему они исчезают?»

«Фонтенбло»

« Красная книга»

«Будь природе другом!» Экологические знаки

4. Причины исчезновения животных

     -На Земле становится все меньше некоторых видов жуков и других животных. Как вы думаете, почему?

5. История создания Красной книги

    —  Начиная с 1600 года на нашей  планете  вымерло очень много животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.

 -Удовенко Варвара расскажет об одном животном, очень мирном и беззащитном, которое было уничтожено людьми за 30 лет после его обнаружения.

        -Люди поняли, что необходимо принимать специальные меры по спасению животных.

         В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло собрались ученые. Была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила список с пояснениями, в который входили животные, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды.

         И ученые  решили назвать этот список Красной книгой.

— Для чего нужна Красная книга?

 — Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, или синей?

— Да, Красная книга – сигнал опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

— Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?

— Верно. Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобр, соболь.

Работа по учебнику ( с.39-40)

— На стр. 39 учебника есть пиктограмма, которая просит нас по рассуждать.

— Давайте проверим были ли мы правы? Прочтем текст на стр.40

 -Что такое заповедник?

    Даша Балакина расскажет стихотворение о заповеднике

 Знакомство с заповедниками нашей области и нашего края

-В нашей области также существуют заповедники – это историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова «Поленово», военно – исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» и природный заповедник музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна»

— А из вас кто-нибудь бывал в этих заповедниках?

     -Посмотрите на животных, которые живут в нашем крае, их становится все меньше и меньше. Берегите их!

-Я  надеюсь, что вы будете беречь и охранять животных, станете настоящими друзьями природы. 

  Работа в группе. Повторение экологических правил.

— Мы с вами неспроста сегодня собрались здесь. Нам предстоит на время стать настоящими учеными. Сейчас каждая научная группа получит карту с заданием.

1 группа – нужно нарисовать экологический знак, запрещающий, ловить и приносить домой птенцов и детенышей животных.

2 группа – нужно нарисовать экологический знак, запрещающий, ловить насекомых (бабочек, стрекоз и т.д.).

3 группа – нужно нарисовать экологический знак, запрещающий, разорять птичьи гнезда.

4 группа – нужно нарисовать экологический знак, запрещающий, разрушать муравейники.

— Группа, которая закончила свою работу, берутся за руки. Время на осуществление исследований 10 минут. Приступаем к работе.

Отчет групп о проделанной работе

      Первичное закрепление

(На экране кроссворд, отгаданные слова которого являются закреплением изученного материала и работы всех групп)

Охота человека на диких животных, хозяйственная деятельность людей: строительство городов, распашка полей и т. д.

Рассказ ученицы

        Это было примерно 250 лет назад. Моряки обнаружили в море у самого берега, невиданных животных, которые паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их  убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто и никогда не увидит этих замечательных животных.

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

Красный цвет – это сигнал опасности, значит нужно особое внимание к этим видам; это призыв не убивать животных, не губить растения

Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.

     —

(один из учеников читает главный проблемный вопрос, дети высказывают свои предположения)

«Заповедник»- это слово

Всем и каждому знакомо.

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу.

Вся природа здесь живет

Под охраной человека

Много лет , от века к веку.

Высказывания детей

Познавательные:

моделирование,

— анализ,

— сравнение,

— обобщение,

Личностные:

-проявление эмоциональной отзывчивости

-ориентация на нравственные и моральные нормы

-эмпатия,

— принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности, нормам природоохранного поведения

Регулятивные:

— планирование, контроль за собственной деятельностью, деятельностью группы

Познавательные:

— выдвижение гипотез,- поиск информации,- анализ объектов, классификация, -установление причинно-следственных связей, -использование знаково-символических средств для решения задач

Коммуникативные:

— коллективная, групповая работа

— контроль действий партнера

Личностные:

— проявление эмоциональной отзывчивости,

-готовность следовать в своей деятельности норманн природоохранного поведения

8.Рефлексия деятельности

— Достигнута ли цель урока?

Как работал каждый из вас?

Закончите предложения:

У меня получилось…

Я узнал..

Я могу…

Было сложно…

Было интересно…

Подводят итог урока.

Оценивают свою работу по выполнению задач урока на линеечках Цукермана.

Переводят в бальную оценку.

Регулятивные:

— удержание цели ,

— оценка выполнения плана,

-самооценка.

9.Домашнее задание

Подготовьте сообщение о любом понравившемся животном из  Красной книги

Категория: Идём на урок | Добавил: julia-kuleva

Просмотров: 737 | Загрузок: 0

| Рейтинг: 5.0/1

  • Рассказ про растения 2 класс окружающий мир рабочая тетрадь стр 41
  • Рассказ про родину 7 класс немецкий язык
  • Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про разбитое корыто домашнее задание
  • Рассказ про пушкина на английском 7 класс