Рассказ про растения краснодарского края

Главная юг россии растения, занесенные в красную книгу краснодарского края красная книга краснодарского края включает в себя перечень

Главная

Юг России

Растения, занесенные в Красную книгу Краснодарского края

Красная книга Краснодарского края включает в себя перечень растений, которые нуждаются в охране и наблюдении со стороны государственных организаций. Здесь детально описаны способы, которые принимаются для сохранения этих видов.


Побережье Краснодарского края – это уникальное место, где сочетается развитая инфраструктура с большим разнообразием флоры и фауны. Некоторые виды растений внесены в Красную книгу Краснодарского края и тщательно охраняются госструктурами.

Несмотря на финансовое положение страны, ведется активная работа, направленная на сохранение редких видов. Сочетание чередования ландшафтной поверхности земли с субтропическим климатом образуют разнообразный растительный фонд.

  • Цикламен кавказский

    Цикламен кавказский

    Цикламен кавказский – красивое растение, которое активно используется в народной медицине. Оно занесено в Красную книгу Краснодарского края и тщательно охраняется госструктурами. При соблюдении дозировки может оказывать положительное действие на пищеварительную систему, восстанавливать силы после простудных заболеваний.

  • Сабельник болотный

    Сабельник болотный

    Сабельник болотный – лекарственное растение, которое активно используется в народной медицине. Он эффективен при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, женских болезнях, болезнях сердца. Обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием.

  • Подснежник кавказский

    Подснежник кавказский

    Кавказский подснежник – вид луковичного растения, которое занесено в Красную книгу и тщательно охраняется государством. Появление первых подснежников из-под снега говорит о скором приближении весны.

  • Подснежник «Галантус»

    Подснежник «Галантус»

    Подснежник галантус – луковичное растение семейства Амариллисовых, которое растет ранней весной. Они предвещает наступление холодов. Кроме лесов, полей и склонов гор, подснежники замечательно растут на придомовых террториях.

  • Морозник кавказский

    Морозник кавказский

    Морозник кавказский – лекарственное растение, которое занесено в реестр исчезающих растений. За повышенное содержание яда в последнее время появились противники использования отвара и настоек. Но правильная дозировка даст хорошие результаты в оздоровлении.

  • Любка двулистная

    Любка двулистная

    Бактерицидные и целебные свойства лесного дикорастущего растения любка двулистная научно доказаны. Его широкое применение в народной медицине поставлено под угрозу из-за стремительного исчезновения ночной фиалки.

  • Кубышка желтая

    Кубышка желтая – красивое водное растение, обладающее целебными свойствами. Ее регулярно используют в народной медицине и для изготовления фармакологических препаратов. Это уникальное растение занесено в Красную книгу Краснодарского края.

  • Инжир – Фиговое дерево

    Инжир – Фиговое дерево

    Плоды фигового дерева не только вкусные, но и очень полезные. Их употребление показано при многих заболеваниях.

  • Диоскорея кавказская

    В народной медицине для лечения многих заболеваний внутренних органов используются лекарственные средства, изготовленные на основе растения Диоскореи кавказской.

  • Девясил высокий

    Девясил высокий

    Растение девятисил высокий широко распространено на юге России на берегах рек и болот. Оно ценится за полезные свойства корневой части.

  • Гранат обыкновенный

    Гранат обыкновенный — уникальное растение. Его плоды обладают множеством веществ и витаминов, полезных для здоровья.

  • Гравилат речной

    Гравилат речной – дикорастущее растение, обладающее целебными свойствами. Настои из его корней принимают внутрь при разных заболеваниях.

  • Вахта трехлистная

    Вахта трехлистная – лекарственное растение, предпочитающее обитать недалеко от стоячих водоемов. Используется в народной медицине при заболеваниях пищеварения, задержке стула и для снижения температуры тела.

  • Бессмертник песчаный (Цмин песчаный)

    Бессмертник песчаный (цмин песчаный)- растение, которое используется для приготовления настоек, отваров, таблеток в фармацевтике. Цветок обитает в местах с повышенной сухостью почвы.

  • Безвременник великолепный

    Безвременник великолепный – красивое растение семейства Лилейных. Занесен в Красную книгу Краснодарского края. Благодаря высокому содержанию гетероциклических алкалоидов, активно влияет на подавление раковых клеток в организме человека.

  • Адонис весенний (Горицвет весенний)

    Адонис весенний (Горицвет весенний)

    Адонис весенний (Горицвет) – растение, занесенное в Красную книгу Краснодарского края. Имеет ярко-желтую окраску. Его плоды добавляю в различные лекарственные препараты. Помогает справиться с сердечными недугами, неврологическими проблемами и болезнями почек.

Красная книга Краснодарского края

Краснодарский край – богатая на растения территория.Всего насчитывается более 3000 видов флоры. Среднегодовая температура достаточно высокая, ее показатели колеблются от 10.8 до 11 градусов. Это повлияло на активный рост зеленого покрова местности.
В 2007 году было принято решение создать Красную книгу Краснодарского края, в которую будут включены редкие и исчезающие виды животного и растительного мира. Инициаторами стали местные жители, которые понимали, что первозданную красоту Кубани нужно не только сохранять, но стараться приумножить. За последние десятилетия безвозвратно исчезли некоторые представители флоры и фауны, которые были аборигенами местности и не обитают на других территориях. Вернуть их уже, к сожалению, невозможно.
Характеристики растений, встречающихся на территории Краснодарского края, описаны во втором томе Красной книги, который имеет название «Растения и грибы». Вся информация по биологии, морфологии, возможных угрозах флоры и способы ее охраны и размножения размещена именно здесь. Исчезающими растениями признано 386 видов.

Цель создания Красной книги Краснодарского края:

  1. Составление детального списка растений, которые находятся на грани уничтожения.
  2. Сбережение видов.
  3. Составление списка видов флоры, за популяцией и размножением который следует наблюдать. Их численность еще не достигла низких показателей.
  4. Проведение исследований конкретных территорий на предмет губительного воздействия на растения.
  5. Отчет работы специализированных центов по охране исчезающих видов.

Над созданием Красной книги активно работали сотрудники биологического факультета Краснодарского государственного университета.

Исчезающие виды

С каждым годом ситуация с растительным миром становится все хуже. На численность и размножение видов влияют различные губительные факторы такие как:

  • влияние человека на растения;
  • увеличение количества автотранспорта;
  • воздействие предприятий и заводов;
  • стремительное развитие сельского хозяйства;
  • смена климатических условий региона.

Все растения делятся на две категории. В первой отмечены те, которые относятся к исчезающим видам (цикламен, подснежник). Во второй те, которые используются в потребительских целях (инжир), что усложняет охранный процесс.

Принятые меры на защиту растений, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.

  1. Изучение и охрана видов.
  2. Полный запрет сбора с привлечением к уголовной ответственности.
  3. Отслеживание точек продаж запретных растений.
  4. Пропаганда среди населения Кубани.
  5. Поддержка заказников в государственных и частных лесничествах.

Помимо кустарников, деревьев и цветов сюда занесены лекарственные травы, которые преобладают в Краснодарском крае в больших объемах.
Краснодарские леса подчинены вертикальным поясам. В зависимости от их расположения составляется программа охраны и высадки деревьев. В Краснодарском крае встречаются дубравы, буковые посадки, ельники и каштановые деревья. Многие находятся под пристальным контролем и охраной различных структур.
Юг и запад Приазовья занимают плавни и луга. Здесь сосредоточено большое количество редких растений.

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом

ООД «Зелёные «странички» заповедных мест.

Растения Воронежского края, занесённые в Красную Книгу»

Цель:  

  Воспитание любви к родному краю, приобщение к красоте      зелёной природы.

  Задачи:

 — Рассказать о растениях Воронежского края, занесённых в Красную книгу;

 — О полезных и вредных свойствах растений;

—  Расширить кругозор детей.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция с образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

—  Беседа о природе, рассматривание альбома «Растения Воронежского края»;

—  Разучивание стихов русских поэтов о природе;

— Просмотр презентации «Заповедные места родного края».

Словарная работа:  Красная книга, заповедник, зелёные «странички».

Материал и оборудование: Картины природы, Красная Книга, буклеты, рассказывающие о растениях.

Содержание образовательной деятельности

В.:  — Ребята, наша давняя подружка Белоснежка снова пришла к нам в гости. Она очень хочет узнать, что это за Зелёные странички, да ещё совсем рядом – на наших Воронежских просторах.

—  Послушаем и мы, уверяю – это очень интересно.

Рассказ воспитателя о растениях Воронежского края.

В.:  Я уже рассказывала вам о Красной Книге. Кто скажет, почему она так называется?

Дети: — Красный цвет – сигнал опасности.

 — В Красную Книгу записывают  животных и растения, которых очень мало на земле или совсем исчезли;

—  Их записывают в Красную Книгу, чтобы охранять и создать им хорошие условия для жизни.

В.:  Всё правильно. Мы уже говорили о животных нашего края, которые охраняются, а сегодня я расскажу вам о некоторых растениях, которые растут в Воронежском крае, но которые находятся на грани гибели и поэтому занесены в Красную Книгу.

      В Хопёрском заповеднике есть редкостные растения, которых мало где увидишь: на нескольких озёрах растёт водяной орех .

     Чилим, или водяной орех (а ещё плавающий орех, рогульник, якорник – по-разному люди его называют за его крепкий длинный корень). Растёт он на глубине 50-250 см, там, где много ила. Чилиму грозит вымирание из-за общего похолодания климата, загрязнения водоёмов, усыхания озёр.

     Есть ещё 2 редкости: самое маленькое в мире цветковое растение, почти никогда не цветущее – это бескорневая Ряска Вольфия и плавающий водяной папоротник Сальвиния.

     Эти растения очень нежные, плавают на поверхности воды, глядишь на воду – будто ковёр зелёный лежит.

        Ковыль степной – житель сухих лесостепных районов. Растение невысокое, беловато-жёлтого цвета, мягкий на ощупь, как пух.

       Подснежник – вы его хорошо знаете. Только-только пригреет солнышко, ещё не везде растаял снег, но вот на проталинке, а то и вовсе в снегу, засинел маленький цветочек. Это подснежник. Он говорит нам: «Скоро весна, будет тепло и все вокруг зазеленеет». А что делают люди, увидев подснежник? Они беспощадно рвут его целыми охапками. От этого все меньше и меньше цветочков. Есть в нашем крае места, где уже совсем не растёт подснежник, а раньше ведь рос. Давайте не будем рвать этот цветок, пусть себе растёт и радует нас. Хотя можно выкопать его вместе с корешком и посадить на своей даче. Растение приживется и будет радовать вас по весне.

       Венерин Башмачок – растёт в светлых лиственных и смешанных лесах, в основном на опушках. Любители собирать букеты способствуют исчезновению этого растения.

        Мак Снотворный – давно находится в «сфере интересов» тех, кто пристрастился к наркотикам. Итог? Мак нещадно уничтожают. А сколько пользы он мог принести! Млечный сок этого травянистого растения обладает болеутоляющими свойствами, семена идут в пищу (очень, кстати, вкусные с маком пироги, булочки, рулеты).

        Кубышка жёлтая (кувшинка).

         Белая кувшинка ( Белая лилия).

    Днём кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею. А ночью ныряет она в воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и ныряет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернёт кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.

     Вы их, конечно, знаете и любите рвать их, когда купаетесь в озере или на реке Усманке. Верно? Ну вот. А рвать их нельзя. Их так мало осталось. И они такие красивые. Пусть себе растут и радуют нас.

      Земля у нас одна. И нам всё дорог: воздух, реки, озёра, леса, цветы, и даже, казалось бы, совсем простая трава. Но трава – это тоже растения. И среди них могут оказаться как раз те, редкостные или исчезающие.

      Помните, дети: «Охранять природу – значит, охранять Родину». Эти слова сказал замечательный писатель, большой любитель природы – М.Пришвин.

В. —  Понравился тебе рассказ, Белоснежка?

     —  Ребята, а Белоснежка принесла вам подарок.

        ( показывает пакет)

 —  Но прежде чем мы узнаем, что это за подарок, она хочет, чтобы вы отгадали загадки. Вы же знаете, Белоснежка – большая любительница загадок.

Загадки Белоснежки:

— Из-под снега вышел друг,

  И весной запахло вдруг… (подснежник)

— Скоро, скоро быть теплу! –

        Эту новость первой барабанит

             По стеклу серой лапкой…. (верба)

—  Притронешься, погладишь-

   Как нежны

   Доверчивые первенцы весны.  (Подснежник, Пролеска, Хохлатка)

— В народе говорят: «Вода цветёт».

                                           О чем идёт речь?

(о самом маленьком цветке Ряске, это она лежит зелёным ковром на поверхности реки)

—   Летом, когда палит солнце, жара и недостаток влаги, появляется растение; житель Воронежских степей. Выносит жару и недостаток влаги. Мягкий на ощупь, как пух. Что это за растение?

(Ковыль)

    Воронежский поэт Алексей Кольцов так писал о нем:

…А кругом лежит степь широкая

   Ковылём густым степь белеется.

В. —  Спасибо тебе, Белоснежка, умные загадки у тебя.

Белоснежка: —  И дети у вас тоже умные. Мне понравилось. Как быстро они отгадали мои загадки.

     Вот им мой подарок: Д/И «Собери картинку»

Если правильно соберёшь разрезную картинку, то прочитаешь пословицу:

Любите природу!

Рефлексия.

В. – Дети, что вам запомнилось о растениях Воронежского края?

Ответы детей. 

Тема: Наш край

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудио­запись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалев­ского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы

(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

— Определите, о какой природной зоне идет речь.

• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промер­зает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая тем­пература воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая вес­на, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жар­кое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глу­бины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник сли­зень змея сова. Клевер кузнечик ящерица орел.)

Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то ря­бина…»).)

— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так не­обычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что гово­рить сегодня мы будем о нашем крае.)

— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового разде­ла — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, пре­дельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обры­ва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Примор­ский край.)

— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учеб­ника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-админист­ративная.)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъек­тов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных окру­гов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)

— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равни­не? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой респуб­лики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с со­седями? с другими округами, республиками, краями? В ка­кой природной зоне мы живем?

(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

2. Работа в группах

— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о до­стопримечательностях нашего края.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассма­тривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Сообщения учащихся

— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

(После выступления групп можно провести игру «Узнай ра­стение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)

— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.)

— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую кра­сивую природу?

— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.

3. Творческая работа

— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

(Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

2. Природа края (растения, животные).

3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)

— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие карты вы знаете?

— С какими новыми картами мы сегодня работали?

— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

— Какие условные обозначения используют в этих картах?

— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.

3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.

  • Рассказ про рассказ васюткино озеро
  • Рассказ про растение 2 класс окружающий мир ромашка
  • Рассказ про растения для 2 класса по окружающему миру
  • Рассказ про разговорный стиль речи
  • Рассказ про радугу 2 класс по окружающему миру