Главная
❱
Юг России
❱
Растения, занесенные в Красную книгу Краснодарского края
Красная книга Краснодарского края включает в себя перечень растений, которые нуждаются в охране и наблюдении со стороны государственных организаций. Здесь детально описаны способы, которые принимаются для сохранения этих видов.
Побережье Краснодарского края – это уникальное место, где сочетается развитая инфраструктура с большим разнообразием флоры и фауны. Некоторые виды растений внесены в Красную книгу Краснодарского края и тщательно охраняются госструктурами.
Несмотря на финансовое положение страны, ведется активная работа, направленная на сохранение редких видов. Сочетание чередования ландшафтной поверхности земли с субтропическим климатом образуют разнообразный растительный фонд.
- Цикламен кавказский
Цикламен кавказский – красивое растение, которое активно используется в народной медицине. Оно занесено в Красную книгу Краснодарского края и тщательно охраняется госструктурами. При соблюдении дозировки может оказывать положительное действие на пищеварительную систему, восстанавливать силы после простудных заболеваний.
- Сабельник болотный
Сабельник болотный – лекарственное растение, которое активно используется в народной медицине. Он эффективен при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, женских болезнях, болезнях сердца. Обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием.
- Подснежник кавказский
Кавказский подснежник – вид луковичного растения, которое занесено в Красную книгу и тщательно охраняется государством. Появление первых подснежников из-под снега говорит о скором приближении весны.
- Подснежник «Галантус»
Подснежник галантус – луковичное растение семейства Амариллисовых, которое растет ранней весной. Они предвещает наступление холодов. Кроме лесов, полей и склонов гор, подснежники замечательно растут на придомовых террториях.
- Морозник кавказский
Морозник кавказский – лекарственное растение, которое занесено в реестр исчезающих растений. За повышенное содержание яда в последнее время появились противники использования отвара и настоек. Но правильная дозировка даст хорошие результаты в оздоровлении.
- Любка двулистная
Бактерицидные и целебные свойства лесного дикорастущего растения любка двулистная научно доказаны. Его широкое применение в народной медицине поставлено под угрозу из-за стремительного исчезновения ночной фиалки.
- Кубышка желтая
Кубышка желтая – красивое водное растение, обладающее целебными свойствами. Ее регулярно используют в народной медицине и для изготовления фармакологических препаратов. Это уникальное растение занесено в Красную книгу Краснодарского края.
- Инжир – Фиговое дерево
Плоды фигового дерева не только вкусные, но и очень полезные. Их употребление показано при многих заболеваниях.
- Диоскорея кавказская
В народной медицине для лечения многих заболеваний внутренних органов используются лекарственные средства, изготовленные на основе растения Диоскореи кавказской.
- Девясил высокий
Растение девятисил высокий широко распространено на юге России на берегах рек и болот. Оно ценится за полезные свойства корневой части.
- Гранат обыкновенный
Гранат обыкновенный — уникальное растение. Его плоды обладают множеством веществ и витаминов, полезных для здоровья.
- Гравилат речной
Гравилат речной – дикорастущее растение, обладающее целебными свойствами. Настои из его корней принимают внутрь при разных заболеваниях.
- Вахта трехлистная
Вахта трехлистная – лекарственное растение, предпочитающее обитать недалеко от стоячих водоемов. Используется в народной медицине при заболеваниях пищеварения, задержке стула и для снижения температуры тела.
- Бессмертник песчаный (Цмин песчаный)
Бессмертник песчаный (цмин песчаный)- растение, которое используется для приготовления настоек, отваров, таблеток в фармацевтике. Цветок обитает в местах с повышенной сухостью почвы.
- Безвременник великолепный
Безвременник великолепный – красивое растение семейства Лилейных. Занесен в Красную книгу Краснодарского края. Благодаря высокому содержанию гетероциклических алкалоидов, активно влияет на подавление раковых клеток в организме человека.
- Адонис весенний (Горицвет весенний)
Адонис весенний (Горицвет) – растение, занесенное в Красную книгу Краснодарского края. Имеет ярко-желтую окраску. Его плоды добавляю в различные лекарственные препараты. Помогает справиться с сердечными недугами, неврологическими проблемами и болезнями почек.
Красная книга Краснодарского края
Краснодарский край – богатая на растения территория.Всего насчитывается более 3000 видов флоры. Среднегодовая температура достаточно высокая, ее показатели колеблются от 10.8 до 11 градусов. Это повлияло на активный рост зеленого покрова местности.
В 2007 году было принято решение создать Красную книгу Краснодарского края, в которую будут включены редкие и исчезающие виды животного и растительного мира. Инициаторами стали местные жители, которые понимали, что первозданную красоту Кубани нужно не только сохранять, но стараться приумножить. За последние десятилетия безвозвратно исчезли некоторые представители флоры и фауны, которые были аборигенами местности и не обитают на других территориях. Вернуть их уже, к сожалению, невозможно.
Характеристики растений, встречающихся на территории Краснодарского края, описаны во втором томе Красной книги, который имеет название «Растения и грибы». Вся информация по биологии, морфологии, возможных угрозах флоры и способы ее охраны и размножения размещена именно здесь. Исчезающими растениями признано 386 видов.
Цель создания Красной книги Краснодарского края:
- Составление детального списка растений, которые находятся на грани уничтожения.
- Сбережение видов.
- Составление списка видов флоры, за популяцией и размножением который следует наблюдать. Их численность еще не достигла низких показателей.
- Проведение исследований конкретных территорий на предмет губительного воздействия на растения.
- Отчет работы специализированных центов по охране исчезающих видов.
Над созданием Красной книги активно работали сотрудники биологического факультета Краснодарского государственного университета.
Исчезающие виды
С каждым годом ситуация с растительным миром становится все хуже. На численность и размножение видов влияют различные губительные факторы такие как:
- влияние человека на растения;
- увеличение количества автотранспорта;
- воздействие предприятий и заводов;
- стремительное развитие сельского хозяйства;
- смена климатических условий региона.
Все растения делятся на две категории. В первой отмечены те, которые относятся к исчезающим видам (цикламен, подснежник). Во второй те, которые используются в потребительских целях (инжир), что усложняет охранный процесс.
Принятые меры на защиту растений, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.
- Изучение и охрана видов.
- Полный запрет сбора с привлечением к уголовной ответственности.
- Отслеживание точек продаж запретных растений.
- Пропаганда среди населения Кубани.
- Поддержка заказников в государственных и частных лесничествах.
Помимо кустарников, деревьев и цветов сюда занесены лекарственные травы, которые преобладают в Краснодарском крае в больших объемах.
Краснодарские леса подчинены вертикальным поясам. В зависимости от их расположения составляется программа охраны и высадки деревьев. В Краснодарском крае встречаются дубравы, буковые посадки, ельники и каштановые деревья. Многие находятся под пристальным контролем и охраной различных структур.
Юг и запад Приазовья занимают плавни и луга. Здесь сосредоточено большое количество редких растений.
Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом
ООД «Зелёные «странички» заповедных мест.
Растения Воронежского края, занесённые в Красную Книгу»
Цель:
Воспитание любви к родному краю, приобщение к красоте зелёной природы.
Задачи:
— Рассказать о растениях Воронежского края, занесённых в Красную книгу;
— О полезных и вредных свойствах растений;
— Расширить кругозор детей.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция с образовательными областями:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
— Беседа о природе, рассматривание альбома «Растения Воронежского края»;
— Разучивание стихов русских поэтов о природе;
— Просмотр презентации «Заповедные места родного края».
Словарная работа: Красная книга, заповедник, зелёные «странички».
Материал и оборудование: Картины природы, Красная Книга, буклеты, рассказывающие о растениях.
Содержание образовательной деятельности
В.: — Ребята, наша давняя подружка Белоснежка снова пришла к нам в гости. Она очень хочет узнать, что это за Зелёные странички, да ещё совсем рядом – на наших Воронежских просторах.
— Послушаем и мы, уверяю – это очень интересно.
Рассказ воспитателя о растениях Воронежского края.
В.: Я уже рассказывала вам о Красной Книге. Кто скажет, почему она так называется?
Дети: — Красный цвет – сигнал опасности.
— В Красную Книгу записывают животных и растения, которых очень мало на земле или совсем исчезли;
— Их записывают в Красную Книгу, чтобы охранять и создать им хорошие условия для жизни.
В.: Всё правильно. Мы уже говорили о животных нашего края, которые охраняются, а сегодня я расскажу вам о некоторых растениях, которые растут в Воронежском крае, но которые находятся на грани гибели и поэтому занесены в Красную Книгу.
В Хопёрском заповеднике есть редкостные растения, которых мало где увидишь: на нескольких озёрах растёт водяной орех .
Чилим, или водяной орех (а ещё плавающий орех, рогульник, якорник – по-разному люди его называют за его крепкий длинный корень). Растёт он на глубине 50-250 см, там, где много ила. Чилиму грозит вымирание из-за общего похолодания климата, загрязнения водоёмов, усыхания озёр.
Есть ещё 2 редкости: самое маленькое в мире цветковое растение, почти никогда не цветущее – это бескорневая Ряска Вольфия и плавающий водяной папоротник Сальвиния.
Эти растения очень нежные, плавают на поверхности воды, глядишь на воду – будто ковёр зелёный лежит.
Ковыль степной – житель сухих лесостепных районов. Растение невысокое, беловато-жёлтого цвета, мягкий на ощупь, как пух.
Подснежник – вы его хорошо знаете. Только-только пригреет солнышко, ещё не везде растаял снег, но вот на проталинке, а то и вовсе в снегу, засинел маленький цветочек. Это подснежник. Он говорит нам: «Скоро весна, будет тепло и все вокруг зазеленеет». А что делают люди, увидев подснежник? Они беспощадно рвут его целыми охапками. От этого все меньше и меньше цветочков. Есть в нашем крае места, где уже совсем не растёт подснежник, а раньше ведь рос. Давайте не будем рвать этот цветок, пусть себе растёт и радует нас. Хотя можно выкопать его вместе с корешком и посадить на своей даче. Растение приживется и будет радовать вас по весне.
Венерин Башмачок – растёт в светлых лиственных и смешанных лесах, в основном на опушках. Любители собирать букеты способствуют исчезновению этого растения.
Мак Снотворный – давно находится в «сфере интересов» тех, кто пристрастился к наркотикам. Итог? Мак нещадно уничтожают. А сколько пользы он мог принести! Млечный сок этого травянистого растения обладает болеутоляющими свойствами, семена идут в пищу (очень, кстати, вкусные с маком пироги, булочки, рулеты).
Кубышка жёлтая (кувшинка).
Белая кувшинка ( Белая лилия).
Днём кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею. А ночью ныряет она в воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и ныряет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернёт кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.
Вы их, конечно, знаете и любите рвать их, когда купаетесь в озере или на реке Усманке. Верно? Ну вот. А рвать их нельзя. Их так мало осталось. И они такие красивые. Пусть себе растут и радуют нас.
Земля у нас одна. И нам всё дорог: воздух, реки, озёра, леса, цветы, и даже, казалось бы, совсем простая трава. Но трава – это тоже растения. И среди них могут оказаться как раз те, редкостные или исчезающие.
Помните, дети: «Охранять природу – значит, охранять Родину». Эти слова сказал замечательный писатель, большой любитель природы – М.Пришвин.
В. — Понравился тебе рассказ, Белоснежка?
— Ребята, а Белоснежка принесла вам подарок.
( показывает пакет)
— Но прежде чем мы узнаем, что это за подарок, она хочет, чтобы вы отгадали загадки. Вы же знаете, Белоснежка – большая любительница загадок.
Загадки Белоснежки:
— Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг… (подснежник)
— Скоро, скоро быть теплу! –
Эту новость первой барабанит
По стеклу серой лапкой…. (верба)
— Притронешься, погладишь-
Как нежны
Доверчивые первенцы весны. (Подснежник, Пролеска, Хохлатка)
— В народе говорят: «Вода цветёт».
О чем идёт речь?
(о самом маленьком цветке Ряске, это она лежит зелёным ковром на поверхности реки)
— Летом, когда палит солнце, жара и недостаток влаги, появляется растение; житель Воронежских степей. Выносит жару и недостаток влаги. Мягкий на ощупь, как пух. Что это за растение?
(Ковыль)
Воронежский поэт Алексей Кольцов так писал о нем:
…А кругом лежит степь широкая
Ковылём густым степь белеется.
В. — Спасибо тебе, Белоснежка, умные загадки у тебя.
Белоснежка: — И дети у вас тоже умные. Мне понравилось. Как быстро они отгадали мои загадки.
Вот им мой подарок: Д/И «Собери картинку»
Если правильно соберёшь разрезную картинку, то прочитаешь пословицу:
Любите природу!
Рефлексия.
В. – Дети, что вам запомнилось о растениях Воронежского края?
Ответы детей.
Тема: Наш край
Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудиозапись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы
(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)
— Определите, о какой природной зоне идет речь.
• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)
• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)
• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)
• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)
— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник -» слизень -» змея -» сова. Клевер — кузнечик -»ящерица -» орел.)
Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина…»).)
— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.
(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)
— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны
IV. Открытие нового знания
1. Работа со словарем
Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)
— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)
2. Работа с картой
— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)
— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)
— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)
— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)
— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с картой своего края
— Найдите на карте территорию, где мы живем.
(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)
— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)
— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?
(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)
— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.
2. Работа в группах
— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о достопримечательностях нашего края.
(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Сообщения учащихся
— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.
(После выступления групп можно провести игру «Узнай растение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)
— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.
(После выступления — загадки о животных своего края.)
— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?
— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)
— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.
3. Творческая работа
— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.
(Работа ведется в парах.)
План рассказа о родном крае
1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).
2. Природа края (растения, животные).
3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)
— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие карты вы знаете?
— С какими новыми картами мы сегодня работали?
— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
— Какие условные обозначения используют в этих картах?
— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 138 учебника.
2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.
3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.