Рассказ про птиц зимой

Цель:сформировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелтных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать

Рассказ про птиц зимой

Раскраски текста, Страница:5.

Рассказ про птиц зимой

Рассказ про птиц зимой

Рассказ про птиц зимой

Цель:

  • Сформировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.

Задачи:

  • Закрепить знания о птицах, их повадках, внешнем виде;
  • Учить составлять описательные рассказы о птицах;
  • Развивать координацию движений с речью, интерес к жизни птиц, зрительное внимание, мышление, память, связную речь;
  • Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любознательность, сочувствие;
  • Воспитывать умения внимательно слушать задания.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, резиновый.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Педагог включает диск с музыкой (не слишком громко), дети сидят на полу около стульев.

Воспитатель проводит психогимнастику:

Воспитатель:

«Мои дети, спят, спят,

Мои дети, спят, спят. (сидят на корточках)

Потихонечку сопят,

Вот проснулись, потянулись – (встают, потягиваются)

И друг другу улыбнулись!» (улыбаются друг другу).

Остановить музыку

«Здравствуйте, мои дорогие, я надеюсь у вас хорошее настроение?. Давайте поздороваемся с нашей гостьей».

Дети здороваются и садятся на стулья.

2.Основная часть:

Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года наступило?

Дети: Зима.

Слайд 1 «зима»

Воспитатель:  А вы любите зиму? За что вы любите зиму?

Игра : «Закончи предложение»

Дети отвечают на вопрос «За что я люблю зиму?» заканчивая предложение «Я люблю зиму, потому что…….»

Воспитатель:А как вы думаете, все ли рады зиме? Почему?

Дети:              Голодно, холодно животным, птицам. Холодно людям,  работающим на улице. Трудно чистить дороги, когда много снега и др.

Воспитатель:Зима — очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Воспитатель читает стихотворение Е.Благининой «Морозы»:

Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньки в нашем саду.

Тревожно за Жучку в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц —

За наших воробышков, галок, синиц.

Но птицы! Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Воспитатель: А как мы можем помочь птицам зимой?

Дети:              Сделать кормушки  и  развесить  их,  насыпать  корм,  чистить кормушки от снега.

Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду — везде можно устроить для птиц столовую.

Воспитатель: Ребята, у меня тоже есть кормушка, но она пустая. Давайте пригласим в кормушку птичек. А каких вы узнаете, отгадав загадки.

Слайд 2 «Позовем птиц на кормушку»

Воспитатель: Кто из вас знает, как зовут эту птичку?

Чик – чирик. Не робей.

Я бывалый …(воробей).

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой-

Все равно он будет мой! (Дятел)

Желто- синенькая птичка,

Называются …… .(синичка).

Окраской сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона. Кто она… ..(ворона).

Трещала с самого утра

Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что – пора

Такая с ней морока,

Когда трещит…(сорока)

Воспитатель : А как можно назвать одним словом этих птиц?

Дети:                Зимующими птицами.

Воспитатель:   Ну вот, птички все собрались к нашей кормушке  

Детям предлагается «покормить» птиц. Дети берут картинку с изображением птиц, подбирают для них «угощение» (карточку-схему) и составляют предложение.

Слайд 3 «Птицы и к ним угощение»

 -Я угощу снегиря вкусными ягодами рябины.

4.Игра «Кто как голос подаѐт?»

Воспитатель: 

Ребята, давайте вспомним какая птица, как голос подаѐт. Воробей (что делает?) – воробей чирикает. А воробьи? -….

Голубь (что делает?) – …, (голубь воркует), а голуби …

Ворона (что делает?) – ворона каркает

Синица (что делает?) – синица тенькает

Сова (что делает?) – сова ухает

Воспитатель:Молодцы, вы замечательно отвечали на вопросы.

5.Физкультминутка.

Скачет шустрая синица, (прыжки на двух ногах)

Ей на месте не сидится. (на правой ноге)

Прыг, скок, прыг, скок, (с ноги на ногу)

Завертелась, как волчок. (кружимся)

Вот присела на минутку, (приседаем)

Почесала клювом грудку, (имитация)

И с дорожки на плетень: (прыжки на двух ногах)

Тинь-тень, тинь-тень!» (прыжки с ноги на ногу)

Дети выходят и строятся в круг.

6.Игра «Назови ласково» (с мячом):

Воспитатель: 

Сейчас мы с вами будем играть с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы будите называть его ласково.

У совы голова, а у воробья …(головка).

У совы клюв, а у воробья …

У совы глаза, а у воробья …

У совы грудь, а у воробья …

У совы крыло, а у воробья …

У совы лапы, а у воробья …

У совы хвост, а у воробья …

У совы перья, а у воробья …

Воспитатель: Молодцы, вы замечательно справились.

(сели на свои места).

7.Формирование навыков связной речи (составление рассказа про снегиря)

Воспитатель: А теперь, нам нужно составить рассказ про снегиря.

 А поможет нам вот эта схема (работа с мнемотаблицей)

Слайд 4 «Мнемотаблица»

«Наступила холодная, снежная зима. Деревья стоят голые, птицам холодно зимой и голодно в лесу. Из леса прилетели в город снегирь, у него есть перышки, клюв, крылья, лапки, туловище, голова. Снегири питаются ягодами рябины. Птенцы снегирей – снегирята. Люди заботятся о птицах зимой: делают кормушки, насыпают туда зерен, семян и крошек.»

8.Заключение.

Слайд 5 «Спасибо за внимание!»

Воспитатель: Чем мы занимались на занятии? Чему научились? Что больше всего понравилось вам?(ответы детей)

Воспитатель: Вы, ребята, тоже молодцы. Мы пойдём на прогулку и развесим   кормушки и будем кормить птичек. А птички вас отблагодарят.

Стихотворение: «Покормите птиц зимой!» читает ребенок.

Рассказ о том, как Зима никак не хотела уходить. Весна ее прогоняла, но та говорила, что уйдет, когда услышит настоящую весеннюю песню птиц.

Весенняя песня - Скребицкий Г.

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края Весна-Красна. Собралась она леса зелёной листвой обрядить, на лугах пёстрый ковёр из трав и цветов раскинуть. Да вот беда: Зима никак уходить не хочет, видно, понравилось ей у нас гостить; что ни день, то задорней становится: закрутит пургу, метель, во всю мочь разгуляется…

— Когда ж ты к себе на Север уйдёшь? — спрашивает её Весна.
— Подожди, — отвечает Зима, — твоё время ещё не пришло.
Ждала, ждала Весна и ждать устала. А тут ещё все птицы и звери — всё живое взмолилось к ней: «Прогони Зиму, заморозила нас совсем, дай хоть погреться на солнышке, поваляться в зелёной траве».
Опять Весна спрашивает Зиму:
— Скоро ли ты уйдёшь?
А Зима хитра, вот что придумала:
— Стара я стала, — отвечает Весне. — Все месяцы перепутала, не помню, когда мне срок настаёт в дальний путь собираться. Давай так решим: как запоёт по-весеннему первая птица, так, значит, я и отправляюсь на Север.
Согласилась Весна. Полетела она по полям, по лесам, созвала всех птиц, которые в этих краях зимовали, и говорит им:
— Запойте скорее весёлые песни! Зима, как услышит их, так и уйдёт отсюда.
— Это нетрудно, — с радостью согласились птицы. — Мы завтра же утром, как только выглянет солнце, так сразу и запоём.

Настало утро, поднялось солнце. Хотело на землю взглянуть, да не тут-то было: Зима затянула всё небо серыми тучами и ну давай посыпать поля и леса хлопьями снега. А потом как закрутит метелью, света белого не видать.

Все птицы попрятались кто куда. А Зима и рада. Говорит Весне:
— Что-то не слышу я птичьей весёлой песенки. Значит, рано мне уходить. Поживу ещё месяц, а то и два.
И на другой, и на третий день — всё непогода: то снег идёт, а то и дождь вместе со снегом.
«Как же Зиму прогнать?» — думают птицы.
Наконец самые озорные из них — воробьи — решили запеть. Не беда, что на воле холодно, сыро. Расчирикались воробьи за деревенской околицей, прямо удержу нет. Крылышки распускают, хвостики растопырили, наскакивают друг на друга, кричат, шумят, из кожи лезут вон, так стараются.
— Слышишь, как весело воробьи поют? — говорит Весна Зиме. Но та и слушать не стала.
— Да разве это пение?! — ответила она. — У меня снегири да клесты с утра до ночи кричат. Я это за пение и не считаю…
Услышал их разговор пёстрый дятел и говорит Весне:
— Видно, без моей помощи никак не обойдёшься. Завтра же я за дело примусь: такой концерт в лесу устрою, любо-дорого будет послушать.
Согласилась Весна, ждёт с нетерпением — какой весенний концерт устроит в лесу пёстрый дятел.
Только долго ждать ей не пришлось. Едва рассвело, взлетел дятел на верхушку сухой сосны, уселся там поудобнее на её ствол, цепкими коготками за кору ухватился, опёрся на растопыренный хвост да как застучит клювом по сухому дереву.
Далеко по лесу разнесло эхо барабанную дробь лесного барабанщика — дятла. И сейчас же с разных концов послышалась ответная трескотня. Все дятлы, как по команде, принялись барабанить, приветствуя приход Весны.
— Слышишь, как радостно дятлы меня встречают? Пора тебе уходить! — говорит Весна Зиме.
А Зима только рукой махнула.
— Послушай-ка, — отвечает, — как скрипят в бурю старые сосны и ели, ещё забавнее получается. Дятлы твои совсем петь не умеют, только носами стучат. Какая же это песня?!
«Что правда, то правда», — вздохнула Весна. Решила она других певцов поискать.
— Давай-ка я попробую, — предложила синица, — мне ни снег, ни мороз не страшны. Пусть только солнышко выглянет, я сразу и запою.
Дождалась синица, когда солнце выбралось из-за туч. Начала она перепархивать с ветки на ветку, а сама звонким голоском распевает: «Чик-чику, чик-чику….» Ловко так у неё получается, будто серебряный колокольчик звенит.
— Слышишь, как хорошо синица поёт? — спросила Весна у Зимы. — Или ты и это за песенку не считаешь?
— Конечно, нет, — отвечает Зима. — Пойдём-ка со мною в лес, послушай лучше, как звенят сосульки на ветках, когда их качает ветер. Куда лучше выходит. Нет, это совсем не песня.
Хитрит Зима. Не хочет синицу настоящим певцом признавать. Что поделаешь, придётся искать другого.
— А если я попытаю счастья? — предложила свои услуги длиннохвостая серенькая овсянка. — Я всю зиму с воробьями на деревенских гумнах жила, а теперь перебралась на лесную поляну. Там я и спою свою первую песенку.

Весенняя песня - Скребицкий Г.

— Ну что ж, попробуй, — согласилась Весна.
И вот, как только настало утро, овсянка уселась на верхушку дерева и тоненьким голоском запела: «Зинь-зинь-зинь-з-и-и-и-и-и-нь». Помолчала, передохнула немножко и снова: «Зинь-зинь-зинь-зииииииииинь».
Простенькая получилась песенка, но зато такая хорошая, задушевная.
— Слышишь, как славно овсянка поёт? — сказала Весна Зиме. — Значит, пришла пора тебе в дальний путь отправляться.
Рассмеялась Зима:
— Ну и песенка, ну и певец! Да у меня в лесу корольки и пищухи с утра до ночи пищат. Я это за песню никак не считаю.
Загрустила Весна. К какому же ей певцу ещё обратиться? Уж и не знает, кого просить.
А тут, глядь, откуда ни возьмись — тетерев-косач прилетел. С виду красавец: перья чёрные с сизым отливом, брови красные, хвост косицами на две стороны завивается. Сразу видно — лесной артист.

— Давно бы меня попросили, — сказал он Весне. — Я на весь лес и запою. И птицы, и звери — все моё пение хорошо знают.
Обрадовалась Весна: «Наконец-то настоящий певец нашёлся. Теперь Зиме уж не отговориться».
И вот, только настало утро, с высокой берёзы раздался задорный крик тетерева. «Чу-фшшшшшш! Чуфшшшшшшшш!» — шипел он, да так громко, что было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.
— Ишь, тетерев зачуфыкал, — говорили люди в соседней деревне, — значит, скоро тепло настанет.
Полетела Весна к Зиме.
— Слышишь, как громко поёт в лесу тетерев? Люди в деревне толкуют, что это к теплу он так распелся, значит, пора тебе уходить восвояси.
— А какое дело мне до людей? — заносчиво отвечает Зима. — Ты заставь птиц петь по-весеннему, тогда я и уйду. А тетерев совсем не поёт, только шипит по-змеиному. Разве это можно песней назвать!
Ничего не ответила ей Весна. Улетела прочь, думает: что же дальше ей делать, какого певца найти, чтобы Зима опять не сумела отговориться. Много певцов имеется: славки, малиновки, соловьи… всех и не перечесть, только все они зимуют на юге. Теперь эти птицы ждут не дождутся, когда, наконец, в их родных краях растает снег, зазеленеет трава и можно будет снова к себе домой вернуться. Но пока вся земля покрыта снегом, пока в полях и лесах хозяйничает Зима, перелётные птицы боятся возвратиться на родину.

Так ничего и не смогла придумать Весна за весь день.
Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, все белые — покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мёрзлая укрытая бурой прошлогодней травою земля.
Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка — жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет. Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.
В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.
Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.
Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щёлок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки… выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки…

Вылез из норы и толстый лентяй барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери и птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка, и все, наверное, думали об одном: о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа, что нечего было её и бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые вешние дни.
А жаворонок всё пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звёздочкой, вторым крохотным солнышком, рождённым самой землёй.
— Что же, и это не песня? — спросила Весна Зиму.
Но Зима ничего ей не ответила, только рукой махнула. Она уже отправлялась в далёкий путь.

(Илл. Куприянова С.)

image_pdfimage_print

Беседа: «Кто такие зимующие птицы?»nastol.com.ua-71490.jpg

Задачи: Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме: птица, голова, крыло, хвост, клюв, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, голубь, летает, прыгает, клюёт. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развитие связной речи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока; снегирь, синица).

Ход беседы. Дети садятся полукругом.

— Ребята, каких птиц вы знаете?

— А кто такие зимующие птицы?

— Почему их так называют?

— Хотите узнать?

Наступают холода. Птицы улетают в тёплые края. Те птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам с севера, называют – зимующими.

— Каких птиц зимой в нашем крае вы видели?– это голуби, воробьи, сороки, вороны …

Зимой в городе можно увидеть таких лесных обитателей, как снегири, свиристели, совы. В холодное время года им всё труднее и труднее добывать себе пропитание. Поэтому они перебираются ближе к человеку.

— Скажите, что общего у всех этих птиц? (у них есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост).

Молодцы!

Давайте рассмотрим воробья.

— Что вы можете про

 него сказать?

— Какого цвета оперенье?

ЦВЕТ.

— Что у него есть?

(голова,…) ЧАСТИ ТЕЛА.

— Где она обитает?

(под крышей) ДУПЛО.

— Чем питается?

СЕМЕНА, ЯГОДЫ.

— Назови её птенца? ПТЕНЕЦ.

— Как люди помогают птицам зимой?

ЧЕЛОВЕК, КОРМУШКА

Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают Дети прыгают
Крошки птички собирают. «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили   изображают
Птички летают, поют машут руками
Зёрнышки клюют наклоняются
Дальше полетели
И на место сели   «улетают», садятся
nastol.com.ua-71490.jpg

Молодцы, отдохнули, а теперь приготовили ушки и внимательно слушаем.

Обобщение ответов детей: Тело воробья покрыто перьями, серого и коричневого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов. Воробей может летать, прыгать, чирикать, сидеть. Питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Он друг человека, потому что поедает вредных насекомых. Значит, приносит пользу.

Обратите внимание на эту иллюстрацию (Рассматривают иллюстрацию с изображением голубя).

— Вы узнали кто это?

Предлагаю рассмотреть голубя и рассказать о нём (работают по плану составленному выше).

Голубь больше воробья. Тело покрыто перьями, серо-голубого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов, в парках. Голубь может летать, прыгать, ворковать, сидеть. Питается ягодами, крошками, семенами.

Итоги: — Ребята, почему

воробушки, воробьи,

вороны не улетают от нас

 в тёплые края?

(они остаются зимовать)

— Как называют таких птиц?

Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали.

Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».nastol.com.ua-71490.jpg

Задачи: Расширение представлений о зимующих птицах, их образе жизни.

Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);

Карточки с загадками про птиц.

Ход беседы: Дети входят в украшенный зал, садятся на стульчики полукругом.

Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.

— Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)

Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки (выставляем кормушку сделанную папой Вовы М.) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.

— А любые крошки кушают птицы? (нет, только от белого хлеба, крошить мелко)

— А почему, как вы думаете? (чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)

Отгадай те загадку, про кого мы буде говорить:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

— Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (правильно, синичка, садим на кормушку)

Синички очень любят

кусочки не солёного сала.

Она очень прожорлива.

Съедает столько зерна и

крошек,

сколько сама весит.

Тем самым она приносит

пользу природе,

поедая вредных насекомых летом.

 А зимой в солнечный денёк радует нас

 своей весёлой песенкой

 в знак благодарности за корм.

— Угадайте, кто следующий?nastol.com.ua-71490.jpg

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

— Кто это? (правильно, воробышек, садим на кормушку)

Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.

— Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки; )

Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге. 
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге. 
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте. 
Вот присела на минутку, Присели. 
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево — вправо. 
И с дорожки — на плетень, Прыжки на месте на левой ноге. 
Тири — тири, Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! Прыжки на месте на двух ногах.

— А это кто?

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды

— С первым снегом

Тут как тут!

— Кто это? (снегирь, правильно, садим на кормушку)

Молодцы!

Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.nastol.com.ua-71490.jpg

— Почему?

Обобщение ответов детей: Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них — вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.

Итоги: 

Почему зимой птицы держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)

— Легко ли им добывать себе зимой корм?

— Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)

Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!

Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.

Беседа: «Какую пользу приносят птицы.»nastol.com.ua-71490.jpg

Задачи: Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.

Материал: Иллюстрации с изображение птиц.

Ход беседы: I Орг. момент. Дети садятся вокруг большого стола, где разложены иллюстрации с изображение птиц.

II. Новый материал.

— Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

— Вспомните, почему их так называют?

— Какие птицы прилетают к нам зимовать? (снегирь, синица)

1. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносят птицы природе и человеку.

2. Рассказ педагога о судьбе птиц.

Во время сильных метелей и морозов многие птицы погибают от голода, особенно в конце зимы. Если мы будем постоянно подкармливать пернатых в наших кормушках, то, скорее всего, они будут снова и снова возвращаться к нам. А об их пользе, я думаю, вы знаете.

— Какую пользу приносят

 птицы людям и природе?

 (Ответы детей)

Птицы не только летом, но

и зимой борются с вредителями,

доставая их и их личинок из под коры деревьев.

Они самые надежные помощники человека

 в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают мелких грызунов – вредителей полей — приносят пользу сельскому хозяйству.nastol.com.ua-71490.jpg

Одни птицы красиво поют и их приятно слушать.

Другие имеют красивое оперенье и ими можно любоваться.

Некоторые птицы дают человеку мясо (куры, утки, гуси, куропатки).

Люди часто сердятся на птиц, так как они поедают ягоды – плоды деревьев. А оказывается, они приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды – то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Косточки попадают в землю и на следующий год

вырастают молодые побеги рябинки.

Вывод: Получается так, что птицы разносят семена и сажают для нас с вами лес.

III. Итоги. – Какую пользу приносят птицы? (Высказывания детей).

— Понравилось вам занятие? Если да, то возьмите смайлик с улыбкой. Если нет или не очень, то возьмите грустный смайлик.

Беседы подготовила

 Воспитатель: Злобина А.О

Короткие, но интересные и запоминающиеся рассказы о лесных птицах, про их главные особенности и привычки: чем отличаются ворон и ворона, кто высиживает кукушат, где зимуют синицы, как вальдшнеп спасает птенцов…

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Дятел

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Когда идёшь по весеннему лесу, иногда слышно над головой «тррр-тррр-тррр!», будто по пустой бочке кто-то стучит. Это весенняя песня дятла. Найдут дятлы в лесу старую, гнилую осину. Две недели долбят по очереди глубокое дупло. Дно дупла устилают опилками — вот и гнездо готово.

Если подойти к осине и постучать палкой, птенцы громко заверещат и будут выглядывать из дупла. Летать они ещё не умеют, по стенкам дупла ползают. Вырастут, разлетятся по лесу, будут еловые шишки шелушить, долбить кору крепким клювом, искать гусениц и жуков.

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Иногда под деревом навалена целая куча вышелушенных сосновых шишек. Рядом — кузница дятла. Дятел засунет шишку в расщеплённый сук, все семена выклюет, пустую шишку вниз сбросит и летит за другой.

Дятел — древесная птица. Он долбит больные деревья и достаёт длинным языком жуков-вредителей и их личинки. Если много дятлов в лесу — значит, будут деревья крепкими и здоровыми.

к оглавлению ↑

Ворон

Про птиц - Снегирев Г.Я.

 Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеёк. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мёртвую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук- кррук», — несётся над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашёл добычу.

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Никогда не спутаешь серую ворону с лесным вороном. У серой вороны перья серые и чёрные, а ворот весь чёрный. Ворона зимой прилетает поближе к деревне, клюёт что-нибудь на свалке, а ворон никогда не приближается к человеческому жилью, он — дикая птица лесных просторов.

к оглавлению ↑

Кукушка

Про птиц - Снегирев Г.Я.

 Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов. Кроме кукушки. Кукушка дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом. Тогда кукушка подбросит своё яйцо в чужое гнездо.

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Вот и высидели пеночки кукушонка. Он первым делом как подрос, пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. И теперь — вот какой большой! Целый день пеночки носят гусениц, личинок, жуков — и всё кукушонку мало, клюв разевает и пищит.

Про птиц - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Синицы

 Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает.

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гнерадерки с полосатыми хохолками на голове…

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Синицы не улетают на зиму в тёплые страны, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.

к оглавлению ↑

Глухарь

Про птиц - Снегирев Г.Я.

 Глухарь — житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками.

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Камушки-жернова перетирают их. Весной, как сойдёт снег в лесу, глухари начинают токовать — петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает, будто нож на бруске затачивают. В конце песни глухарь глохнет, потому его и назвали глухарём.

к оглавлению ↑

Вальдшнеп

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Вальдшнеп — лесной кулик. Глаза у него большие, как две смородины, чтобы видеть в сумерках. Начнёт темнеть, выберется вальдшнеп из кустов на лесную дорогу и ходит по земле, кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелился, он сразу его ловит и глотает.

Про птиц - Снегирев Г.Я.

А днём вальдшнеп затаивается под кустами, рядом пройдёшь и не увидишь. Если потревожить альдшнепа в гнезде, то он покинет гнездо, а маленьких птенчиков перенесёт на новое место. Летит над лесом и в лапах держит птенца. Пока всех птенчиков не перенесёт, вальдшнеп не успокоится.

Про птиц - Снегирев Г.Я.Про птиц - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Сорока

Про птиц - Снегирев Г.Я.

 Сорока по лесу летает, стрекочет, а к гнезду подлетает молча. Гнездо у сороки похоже на муфту: сверху веточки навалены и по бокам входы. Сорока в гнезде сидит, только хвост торчит и клюв. Сорочата из гнезда вылетели, расселись по ёлкам, стрекочут, просят есть.

к оглавлению ↑

Сыч-воробей

Про птиц - Снегирев Г.Я.

 Сыч-воробей — маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, над огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на неё и схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мёрзлых мышей — это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.

Про птиц - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Ястреб-тетеревятник

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Как появится ястреб-тетеревятник, в лесу переполох: надо прятаться. Даже зайцы затаиваются на земле. Быстро летит тетеревятник между деревьями, высматривает добычу, а за ним с писком, с криками летят лесные птицы: сойки, синицы, чижи. Белка зазевается, не успеет юркнуть в дупло — схватит её тетеревятник. С большой высоты видит тетеревятник и лесную мышь, и тетёрку, если она плохо затаилась. Ястреб-тетеревятник — лесной хищник.

Про птиц - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

 Кедровка

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Кедровка — таёжная птица. Назвали её так потому, что больше всего кедровок в кедровой тайге. Как поспеют кедровые орешки, кедровка с утра до вечера делает запасы. Набьёт в зоб орешков, а потом засовывает их в трещины в скалах, прячет в дуплах деревьев, зарывает в землю.

Про птиц - Снегирев Г.Я.

Весной, как сойдёт снег, кедровка часто забывает, где зарыла свои запасы, а находит орешки других кедровок и кормится. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши. Но много орешков так и остаётся лежать в земле. Из них вырастают маленькие кедры. Так кедровка сажает кедровые леса.

Про птиц - Снегирев Г.Я.Про птиц - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Сойка

Про птиц - Снегирев Г.Я.

 Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Про птиц - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Сова

Про птиц - Снегирев Г.Я.

 Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло.

Про птиц - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Дрозд

Про птиц - Снегирев Г.Я.

 Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались возле рябин в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Про птиц - Снегирев Г.Я.

(Илл. Капустиной Т.)

image_pdfimage_print

  • Рассказ про прятки на английском
  • Рассказ про птичку 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про пруд 2 класс по окружающему миру
  • Рассказ про профессию учитель 2 класс
  • Рассказ про профессию фотограф