Картотека дидактических игр «Зимующие птицы»
1. Игра «Один – много»
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Цель: формирование умения образовывать существительные множественного числа
именительного и родительного падежей.
Воробей – воробьи
– воробьев, сорока – сороки – сорок.
Синица – синица – синиц, ворона – вороны – ворон
Снегирь – снегири – снегирей, дятел – дятлы – дятлов.
2. Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»
Чья у птицы голова?
Подскажи скорей слова.
Цель:формирование умения употреблять притяжательные прилагательные
Пример:
голова у воробья – воробьиная, клюв у вороны – вороний, перо у сороки – сорочье
и т.д., и т.п.
3. Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай –
Да словечко приласкай.
Цель: формированиеумения образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей –
воробушек, снегирь – снегирек, синица – синичка и т.п.
4. Игра «Кто как голос подает?»
Отвечай, да поскорей
Кто, как голос подает?
Цель: закрепление умений детей звукоподражать птицам
1. Вариант (работа со всеми детьми).
Синица
– тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь – свистит и
т.д.
2 Вариант
Дети
делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй
угадывает, что это за птица.
1-й
ребёнок: «Чик-чирик»,
2-й
ребёнок: «Это чирикает воробей»
3 Вариант
Педагог:
«Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она
голос подает».
Дети:
— Я ворона:
кар-кар-кар. Я умею каркать.
— Я сорока:
стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
— Я сова:
ух-ух-ух. Я умею ухать.
— Я синица:
тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
— Я голубь.
Я умею ворковать.
— Я снегирь.
Я умею свистеть.
— Я воробей
я умею чирикать.
5. Игра «Скажи кого нет?»
Человеческие дети,
Знают всех птиц на свете.
Все они зимуют, верьте.
Закрывайте глазки детки!
Цель: отработать падежные окончания
существительных.
Открыв глаза, дети
должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т.
д.).
6. Игра «Что умеют делать птицы?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать птицы.
Цель: активизировать глагольный словарь детей.
Летать, сидеть,
прыгать, высиживать, кормить, петь, клевать, пить, щебетать…
7. Игра «Горячий – холодный»
Мы сейчас откроем
рот,
Чтоб сказать наоборот.
Цель: формирование умения называть слова антонимы.
Воробей маленький, а ворона – большая.
У синички хвост маленький, а у сороки – длинный.
Сорока тяжелая, а воробей – легкий.
У синички клюв тонкий, а у дятла – толстый.
8. Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.
Цель:формирование умения согласовывать существительные с числительными.
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
(Снегирь
синичка дятел, сорока).
9. Игра «Зимующая — перелетная»
Цель:закрепление
у детей умения классифицировать зимующих и перелетных птиц
1.
Вариант
Описание:
Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагогназывает зимующих и
перелётных птиц. Если названазимующая птица, дети хлопают в ладоши, если перелетная
– топают ногами.
2. Вариант
Описание: На
двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица,
воробей, грач,
кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей –
расположить
перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со
снежинкой.
10. Игра
«В зимней столовой»
Цель:
закрепление умений у детей узнавать и называть зимующих птиц ,какой
голос подают.
Оборудование: силуэты
птиц, ветка на подставке, кормушка.
1 вариант.
Описание: педагог
закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает вниманиедетей на то, какая птица
прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети
называют птиц, подражают их звукам.
2 вариант.
Различаемся мы
цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.
11.
Игра
«Узнай птицу по силуэту»
Цель: упражнять
в умении узнавать птиц по силуэту.
Описание:
Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц,
называя
перелетная или зимующая данная птица.
12. Игра «Назови одним словом»
Цель: формирование умения образовывать сложные прилагательные.
—
Ребята, если у птички белый бок, она какая?(Белобокая)
— А
если у птички жёлтая грудка, она какая?(Желтогрудая)
— Если
у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
— Если
у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
—
Если у птицы черная голова, она какая? (Красноголовая)
—
Если у птицы длинный клюв, она какая? (Длинноклювая)
—
Если у птицы тонкий голос, она какая? (Тонкоголосая)
—
Если у птицы громкий голос, она какая? Громкоголосая)
—
Если у птицы большие глаза, она какая? (Большеглазая).
13. Игра «Сравни
птиц»
Цель: составление
сложносочинённого предложения с союзом «а».
Детям
предлагается сравнить двух зимующих птиц. Взрослый кладёт перед ребёнком две
картинки с изображением птиц, которых нужно сравнить, и карточку с буквой «А»
между ними. Дети составляют предложения, например:
«Ворона
большая, а воробей маленький».
«У
вороны чёрные перья, а у воробья коричневые».
«У
вороны крепкий клюв, а у воробья слабый» и т. д.
14.
Игра «Какой? Какая?»
Цель:
формирование умений подбирать слова — признаки
Педагог
называет птицу (можно показывать картинку, а дети подбирают слова-признаки). За
правильный ответ дети могут получать фишки. Выигрывает тот, кто подобрал больше
слов-признаков о птицах. В качестве усложнения можно попросить подобрать
признаки только о характере птицы или только о её внешнем виде.
Воробей
– драчливый, быстрый, удалой, шустрый, боевой, …
Сорока
– крикливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, белобокая…
Ворона
– важная, вороватая, сердитая, крикливая… и т. д.
15. Игра «Мама,
папа, птенец»
Цель:
закрепление представлений о составе семьи зимующих птиц.
—
Ворона (папа – ворон, мама – ворона, птенец – вороненок, птенцы – воронята).
—
Воробей (папа – воробей, мама – воробьиха, птенец – воробьенок, птенцы –
воробьята).
—
Голубь (папа – голубь, мама – голубка, птенец – голубенок, птенцы – голубята) и
т.д.
16. Игра Большой –
маленький»
Цель:
закрепление умение у детей образовывать имена существительные и имена
прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв
– остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
17. Игра «Расскажи
о птице»
Цель :
формирование умения составлять описательный рассказ о зимующей птице.
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице по
мнемотаблице.
— Кто это? Размер
(большая или маленькая). Цвет (цвет оперенья птицы). Части тела. Как называются
птенцы? Чем питается птица? Какой голос подает? Где живет?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА
Конспект НОД
Образовательная область: познавательное
развитие
ТЕМА: Зимующие
и перелетные птицы
Бирюля Т.Н.
Педагог дополнительного
образования
Чулым, 2021
Цель:
расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах нашего края, об
особенностях внешнего вида, приспособлении их к среде обитания.
Задачи:
1.
Сформировать представление детей о науке
орнитологии.
2.
Расширить представления детей о птицах
нашего края на примере загадок.
3.
Закрепить понятия о зимующих и перелетных
птицах.
4.
Развивать познавательную активность детей
в процессе исследования.
5.
Воспитывать заботливое и доброжелательное
отношение к птицам.
Предмет:
Ознакомление с окружающим миром.
Тип
занятия: интегрированное занятие.
Форма
проведения занятия: групповая.
Возраст
обучающихся: 6-7 лет.
Продолжительность:
25 мин.
Оборудование:
мультимедия, значки орнитологов, лупы, перья птиц, записи голосов птиц на CD-диске.
Дидактические
материалы: тематические картинки с изображением
птиц, плакат с изображением птицы, пазл птицы.
Обогащение
словарного запаса: орнитологи, лупа, зимующие,
перелетные птицы.
Методические
комментарии: отгадывание
загадок рассказ, беседа с объяснением нового материала, сюрпризный момент, вопросы
к детям.
Ход занятия
1.Организационный
момент:
1.1.
Мотивация.
Раз,
два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети
поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат голоса птиц.
Посмотрите,
ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители
встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
1.2.
Сообщение задач занятия.
Сегодня
мы с вами поговорим о птицах. Узнаем: кто такие орнитологи, какие птицы
зимующие, какие перелетные, зачем нужны птицам перья. Познакомимся с
особенностями внешнего вида.
2.
Ход занятия.
2.1.
Знакомство с понятием орнитология.
Но
для того, чтобы нам обо всем этом узнать, давайте представим, что мы с вами
ученые которые изучают птиц. Такие ученые называются орнитологи. Орнитология –
наука о птицах. Слайд 1.
2.2.
Познавательный блок – загадки.
Вы
готовы изучать птиц, для этого нужно отгадать загадки.
Слайд 2.
Возле дома, по дорожке,
Скачет собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый ? (Воробей)
Слайд
3.
1.
Спинкою зеленовата,
Животиком
желтовата
Черненькая
шапочка и полоска шарфика, (синичка)
Слайд
4.
2.
Грудка ярче, чем заря
У
кого? (у снегиря)
Слайд
5.
3.
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.(ласточка)
Слайд
6.
4.
Я в любую непогоду
Уважаю
очень воду
Я
от грязи берегусь,
Чистоплотный
серый …..(гусь)
Слайд
7.
5.
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет (скворец)
Слайд 8.
6.
Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор. (дятел)
Молодцы, вы отгадали
загадки о птицах.
Слайд
10.
Ребята,
какие из этих птиц улетают в теплые края, а какие остаются зимовать у нас.
(Ответы детей)
2.3. Закрепление знаний о
зимующих и перелетных птицах.
Ребята
как вы думаете — почему птиц, которые улетают на юг, а потом весной
возвращаются обратно, называют перелетными?
(
Ответы детей)
При
необходимости дополнить ответы. Потому что часть этих птиц водоплавающие, а у
нас зимой водоемы замерзают, эти птицы питаются насекомыми, зимой насекомых нет
(они спрятались). Еще птички возвращаются для гнездования, здесь они
откладывают свои яйца.
Назовите
перелетных птиц? (Ответы детей)
Слайд
11.
Почему
птиц, которые не улетают на юг, называют зимующие?
(Ответы
детей)
При
необходимости дополнить ответы. Потому что они могут добывать сами себе корм,
они питаются семенами растений, зернышками, семечками, ягодами , пищевыми
отходами.
Назовите
зимующих птиц? ( Ответы детей)
2.
4.Физкультминутка.
Подвижная
игра «Зимующие и перелетные птицы».
Ребята,
давайте поиграем — я назову зимующую птицу вы присядите, перелетную – машите
руками как крыльями.
(Ласточка,
воробей, синичка, журавль, гусь, снегирь, дятел, скворец).
2.5.Исследовательская
деятельность детей.
—
Ребята, а сейчас мы с вами как настоящие орнитологи, пройдем в лабораторию и
проведем исследования.
—
Посмотрите на изображение птицы.
—
Чем покрыто тело птицы. (Ответы детей)
—
Да правильно все тело птицы покрыто перьями.
—
Орнитологи, я хочу вам задать вопрос. Для чего птицам перья?
(Ответы
детей)
—
Да, ребята правильно, перья нужны птицам для защиты от холода. Здесь есть и
длинные перья и совсем короткие перышки.
—
Посмотрите где у птицы длинные перья. (Ответы детей)
—
Длинные перья нужны для того чтобы птица могла летать, держаться в воздухе.
—
А короткие защищают птиц от холода.
—
Итак преступаем к исследованию. (Собрать детей в круг, рассказать и показать
как работать с лупой)
—
Давайте рассмотрим перья под увеличительным стеклом.
—
Возьмите в руки лупы.
—
Лупы состоят из ручки и увеличительного стекла.
—
Что можно рассмотреть с помощью лупы. (Ответы детей)
—
Рассмотрите перо под лупой и увидите, что оно состоит из прочного ствола и
маленьких перышек. Что вы еще видите.( Ответы детей)
—
Ребята, как вы думаете может ли птица повредить свое крыло? (Ответы детей)
—
Оказывается, все птицы ухаживают за своими перьями. Водоплавающие такие как
гусь, утка, смазывают свои перья специальным жиром, который не пропускает воду.
Поэтому перья не намокают.
—
А неводоплавающие птицы чистят свои перья клювом, «купаются» в песке.
Ребята
вы знаете, что птицы летают при помощи крыльев. Когда птица поднимает крыло
вверх, перья раздвигаются и пропускают воздух. Когда птица опускает крыло вниз,
перья соединяются и опираются на воздух (показ). Итак она летит.
2.6.
Изучение строения тела птиц.
Рассмотреть
иллюстрацию «Птица»
А
из каких же частей состоит тело птицы. (Ответы детей)
Давайте
разделимся на три группы и каждая из групп соберет пазл «Птица»
Итог:Вопрося
детям:
Как
назвается наука которая занимеется изучением птиц?
Спросить
какие птицы зимующие, какие перелетные.
Что
мы сегодня исследовали?
Как
нужно заботится о птицах?
Мы
сегодня свами были орнитологами, я хочу вас посвятить в орнитологи. (прикрепить
значки)
Экологический проект «Перелетные и зимующие птицы»
Выполнил воспитатель Запорожцева Наталья Сергеевна
Паспорт проекта.
Тип проекта: Познавательно — исследовательский, практико – информационный, средне – срочный
Срок реализации: ноябрь
Вид проекта: групповой.
Участники: дети подготовительной группы МАДОУ №4 «Рябинка», родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность:
Разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает перелетные птицы снова возвращаются в родные края.
Наша задача – расширять представления детей о птицах, зимующих в нашей местности, а также о птицах, которые улетают из нашего города, с их видами и особенностями; воспитывать желание заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время и в осенний период.
Предполагаемый результат:
-формирование представлений о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц;
-формирование умения совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала;
-формирование осознанного отношения к объектам живой природы;
-развитие практических действий по охране природы;
-воспитание любви и бережного отношения к птицам.
Цель: расширение и обогащение знаний о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
— расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах нашего поселка, их образе жизнедеятельности;
-обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц;
-формировать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по внешнему виду, по повадкам, по среде обитания, по особенностям жизнедеятельности;
— расширять представления детей о взаимосвязи между живой и неживой природой, о роли человека в жизни птиц, о значении подкормки птиц;
-расширять представления детей и родителей о видах кормушек и способах их изготовления из разного материала;
— заинтересовать детей и их родителей природоохранной деятельностью, ее организацией, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам;
-воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.
Предварительная работа:
Подбор иллюстративного материала и литературы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и альбомов «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», создание дидактических игр экологического содержания, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц».
Этапы проекта:
1.Подготовительный:
— создание необходимых условий для реализации проекта;
-постановка цели и задач;
— подбор познавательной и художественной литературы;
-проведение бесед, чтение художественной литературы, оформление консультаций, изготовление дидактических игр.
2. Основной (практический):
-оформление альбома «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»;
-выставка детских рисунков, оформление стенгазеты;
-наблюдения за птицами, их повадками; составление описательных рассказов о зимующих и перелетных птицах;
— изучение корма для подкормки птиц;
-выставка кормушек, выбор места для кормушек;
-выбор корма для птиц;
-опытно-исследовательская деятельность;
-изготовление кормушек.
-организация «Птичьей столовой»;
-наблюдение за поведением птиц на кормушке, на деревьях;
-создание дневника наблюдений;
-создание дидактических игр экологического содержания;
-викторина «Что мы знаем о птицах»;
-экологическая акция «Берегите птиц».
3.Заключительный:
-обобщение результатов работы, анализ;
— закрепление полученных знаний;
-организация выставки «Птичья столовая».
Работа с родителями:
— консультации: «Наблюдаем вместе за птицами», «Берегите птиц», «Как изготовить кормушку для птиц своими руками», «Покормите птиц зимой», «Выбор корма для птиц», «Как помочь птицам пережить зиму», «Угощенье для птиц», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
-оформление папки-передвижки «Птицы – наши друзья».
-фотоконкурс «Папа, мама и я — птицам друзья»
-экологическая акция «Помогите птицам»
-организация выставки «Лучшая кормушка».
-участие родителей в изготовлении кормушек, в реализации проекта.
План реализации проекта:
Виды деятельности:
Речевое развитие:
Составление рассказа о зимующих и перелетных птицах, составление сравнительных рассказов, «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», пересказ рассказа В. Бианки «Подкидыш», заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», Воробей» Н. Рубцов., Чтение «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен
Беседы:
«Зимующие птицы»
«Удивительный мир птиц»
«Охрана птиц»
«Для чего нужны кормушки?»
«Птичья столовая»
«Что ты знаешь о птицах?»
«Какие птицы прилетают к птичьей столовой?»
«Синичка невеличка»
«Как зимуют птицы?»
«Чем питаются птицы зимой?
«Зимние гости»
«Перелетные птицы»
«Куда улетают перелетные птицы?»
«Чем питаются перелетные птицы?»
Познавательное развитие:
Составление рассказов на темы: «Азбука птиц», «Перелетные птицы», «Знакомство с зимующими птицами», «Птицы наши друзья», «Что мы знаем о птицах», «Птицы нашего края», «Энциклопедия птиц», «Особенности птиц», «Птицы. Какие они?»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование:
«Птицы на кормушке»,
«Снегири на рябине»
Лепка:
«Сенички»,
«Птичьи гнезда»
Аппликация:
«Птицы в кормушке»
Опытно-исследовательская деятельность:
Наблюдения за зимующими птицами на участке; за птицами, прилетающие к кормушке; кто прилетал к кормушке «Угадай по следу». Наблюдения за перелетными птицами; за птицами, прилетающими на участок; за птицами на деревьях.
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений: «Покормите птиц зимой», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Воробей», «Синица», «Сороки», «Голубь», «Снегирь», «Сел на ветку снегирек»,
Н. Заболоцкая «Раненая птица»
И. Токмакова «Голуби»
Ю. Никонова «Зимние гости»
А. Барто «Свиристели»
З. Александрова «Новая столовая»
Рассказы:
Е. И. Чарушина «Птенцы», Е. Благинина «Сорока-белобока», А. Барто «Вороны», «Воробей»
В. Бианки «Лесной хор», «Подкидыш»
Е. И Чарушин рассказ «Про больших и маленьких»
М. Н. Богданова «Домашний воробей»
М. Юрахно «Веселые загадки о птицах»
Павел Барто «О чем поют птицы»,«Пусть поют птицы»
«Столовая для птиц»
Александр Яшин «Покормите птиц»
Чтение сказки А. Толстого «Сорока»
Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?»
Загадывание загадок
Чтение пословиц о птицах
Работа в книжном уголке:
Рассматривание иллюстраций, альбомов, плакатов
«Перелетные птицы»
«Зимующие птицы»
«В мире птиц»
«Красная книга»
«Берегите птиц» -способствовать формированию умения детей самостоятельно познавать особенности жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.
Трудовая деятельность:
Подбор корма для птиц; насыпание корма для птиц в птичьей столовой; расчистка дорожек от снега, ведущих к птичьей столовой; уход за кормушками.
Подвижные игры:
«Коршун и птицы»
«Журавли и лягушки!»
«Летает-не летает»
«Перелет птиц»
«Коршун и наседка»
«Птицы в гнездышках»
«Совушка»
«Гуси-лебеди»
«Летал, летал воробей…» (народная игра)
«Воробьи и ястреб»
«Птицы»
Пальчиковые игры:
«Птичка летит»
«10 птичек – стайка»
«Сколько птиц на кормушке»
«Перелетные птицы»
«Птичка»
«Птенчики в гнездышке»
«Ласточка-перепелочка»
«Птички зимой»
Настольно — печатные игры: «Зоологическое лото» (Птицы).
Таким образом, мы считаем, что у дошкольников были сформированы целостные представления о жизни зимующих и перелетных птиц посредством «живого общения» с птицами; повысилась заинтересованность родителей в заботе о птицах, желание заботиться о них в зимний период (изготовление кормушек); повысилась заинтересованность детей в заботливом и бережном отношении к птицам (подкормка птиц). Тем самым, мы вместе с родителями и детьми повысили заинтересованность в природоохранной деятельности, формировали осознанное отношение к живой природе, посильную для детей работу по уходу и охране птиц. По результатам нашей проделанной работы, мы решили продолжать работу по охране и заботе птиц.
Аппликация: «Птицы в кормушке»
После прогулки воспитатель усаживает детей за столики и показывает им поделку — это аппликация под названием птицы перелетные. Она приведена ниже:
Такое занятие может быть проведено как осенью, так и весной, то есть во время перелета птиц. На прогулках дети замечают, что птицы собираются в стаи и куда-то летят. Воспитатель объясняет, что осенью птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно, и это происходит каждый год, но есть птичка, которая живет с нами круглый год.” Какие это птицы на ветках?” — спрашивает учитель. Ребята узнают воробьев и начинают бегать и изображать птичек.
Делаем аппликацию перелетные птицы своими руками
Для примера детям показывают работы, которые выполнили прошлогодние воспитанники в старшей группе. На аппликации изображены облака, солнышко и птички, вырезанные из бумаги. Все птички летят в одну сторону.
Воспитатель напоминает правила работы с ножницами и клеем. Птицы на аппликации — это лебеди. Их довольно сложно вырезать, поэтому воспитатель позаботился и заранее вырезал шаблон лебедя. Дети по очереди обводят его карандашом и вырезают своих птичек. Солнце и облака они рисуют самостоятельно и вырезают. Затем подходит очередь работы с клеем. Малыши аккуратно кисточкой намазывают клей на фигурки и приклеивают их на темный картон.
Осенью тему птиц можно расширить, учитывая какой имеется природный материал для творчества — это всевозможные листья. Тут возникает идея сделать жар птицу из листьев. Это очень интересно. Во-первых, это сказочный персонаж, а во-вторых ее никто не видел, следовательно, полет фантазии не ограничен. Все же учитель показывает пример, он приведен ниже.
Во время прогулки дети насобирали листьев и теперь они лежат перед ними на столе.
Кроме листьев потребуется:
- картон;
- кисточка;
- клей ПВА;
- салфетка.
Дети внимательно рассматривают предложенный им пример и начинают отбирать листики, которые им подходят. Потом они раскладывают их на картоне и формируют жар птицу. Когда результат понравится, начинают аккуратно приклеивать листочки. Клея нужно наносить немного и точечно, чтобы листья не деформировались. Аппликацию нужно оставить на некоторое время, чтобы клей высох, а потом можно любоваться.
Самые интересные аппликации птиц получаются из перьев птиц. Продумывается эскиз будущей картины. Первый вопрос, который нужно решить, это где взять перья? Оказывается, они продаются вместе с другой фурнитурой. Существуют даже интернет магазины, где их можно выбрать, не выходя из дома. Словом, за петухами гоняться не придется. Разнообразие перьев поражает. Поэтому нужно сначала решить какая будет птица и в соответствии с этим выбирать перья. Например, выбрана жар птица, как на рисунке. Можно посмотреть различные книги, картинки в них, чтобы выбрать подходящий персонаж. Многих наверняка привлечет жар птица, но можно сделать и птиц попроще. Однако, ясно, что если сделать более сложную работу, то и простые получатся.
Для работы нужно приготовить:
- яркие перья нескольких цветов;
- цветной картон;
- белую бумагу;
- ножницы;
- клей ПВА;
- кисточку.
Пошаговая инструкция.
Теперь начинаем оживлять нашу птичку. На конце хвоста наклеиваем перья цвета, который понравился. Правил тут нет. Нужно положиться на свое настроение и свой вкус. Это будет выглядеть примерно так:
Отступаем пару сантиметров и клеим следующий ряд, руководствуясь теми же принципами.
Переходим к крыльям. Как и хвост постепенно украшаем сначала одно, а потом второе крыло накладным способом по типу черепицы. Каждое последующее перо перекрывает предыдущее. Если надо, перышки можно подрезать. Клеем нужно пользоваться осторожно, чтобы его не размазать и не запачкать перья. Продолжать снизу-вверх клеить перья на туловище и голову. Макушку птицы украсить хохолком из перьев другого цвета. Вот результат:
Если бы захотелось добавить глаза, коготки, клюв и другие мелкие детали, то можно было бы использовать бусинки, обрезки кожи или семена растений.
Из перьев можно сделать множество различных сюжетов. Это не должны быть обязательно птицы. Это могут быть цветы, животные, домики с деревьями. Легко из перьев сделать елочку. Из белых перьев получится заснеженная елочка, если захочется зеленую, то перья можно покрасить зеленкой или любой имеющейся краской.
Главное отпустить свою фантазию на волю!
Видео по теме статьи
Чтобы лучше закрепить материал предлагаем посмотреть видео, в котором более наглядно показано как выполнить аппликацию перелетные птицы.
Весна – прекрасное время, чтобы изготовить с детьми бумажных птичек, а заодно поговорить о перелетных и зимующих птицах вашего края, почитать стихи про птиц. Вместе с сайтом Крокотак портал Материнство предлагает идеи – как изготовить птиц из бумаги.
Кормушка для воробьев и синичек
Если зимой вы с детьми насыпали корм в кормушку для птиц, то весной можно напомнить об этом с помощью красочной поделки.
Поделка состоит всего из двух деталей, которые легко распечатать с прилагаемого шаблона.
Останется только аккуратно вырезать детали, сложить «крышу» кормушки, приклеить птичке крылышко и раскрасить поделку цветными карандашами.
Птички в гнезде
Здорово, если на прогулке вам с малышом удастся понаблюдать, как птицы вьют гнезда. Дома можно рассказать ребенку, какими разными бывают птичьи гнезда, а потом вместе изготовить поделку – птичек в гнезде.
Для поделки потребуется несколько листов цветной бумаги разного цвета. Для гнезда можно использовать крафт-бумагу. Сначала вырезаем заготовки: два кружочка – птичьих «тельца», носики, и пару зеленых листиков для придания весеннего настроения. Заготовку гнезда загибаем по краям, как показано на фото, намазываем клеем и прикрепляем к основе из плотного листа цветной бумаги или картона.
Каждый кружок складываем пополам, делаем надрезы и отгибаем, чтобы получилось «крылышко». Сажаем птичек в гнездо, приклеиваем носики, рисуем глазки и несколько горизонтальных линий на гнезде, имитирующих плетение из веток.
Позитивная ворона
Веселая ворона тоже радуется весне! Чтобы поделка не получилась мрачной из-за черного цвета оперения, используйте максимально яркие цвета для фона и рамочки.
Вам понадобится вырезать из черной бумаги два круга и два треугольника, а из желтой – ромб для клюва и две длинных ноги. На листке белой бумаги нарисуйте глаза. Треугольники нужно нарезать бахромой, чтобы получились перья.
Растопыренные крылья, торчащие в сторону ноги и задорно разинутый клюв придадут вашей вороне совершенно бесшабашный вид!
Аисты в гнезде
Аисты – символ прихода весны во многих южных местах, например в Болгарии и Украине. Обычно они вьют себе гнезда на высоких столбах посреди деревни, и возвращаются в одно и то же гнездо каждый год.
Фигурки птиц можно вырезать, распечатав на листе бумаги прилагаемый шаблон.
Затем заготовку нужно надрезать и склеить, как показано на фото, чтобы придать телу птицы объем, а шею и голову отогнуть. Получилась фигурка птицы, сидящей на яйцах.
Для изготовления гнезда потребуется кусочек картона и полоски крафт-бумаги. С этой работой легко справится дошкольник. Остается только усадить аистов в гнездо.
Ласточка
Очень оригинально будет выглядеть на выставке весенних поделок ласточка из бумаги. Мы изготовим ласточку двумя способами. Первая ласточка будет объемной, парящей в воздухе.
Для изготовления ласточки потребуется распечатать прилагаемый шаблон, или перерисовать его на лист черной бумаги. Обратите внимание, что овалы следует сделать белыми — это будет грудка птицы.
Вырезаем заготовки, делаем надрезы и склеиваем, как показано на фото. Тело ласточки стало объемным, появился клюв.
Сгибаем крылья и приклеиваем их к телу ласточки. Белые овалы перегибаем пополам и приклеиваем рядом с крыльями — получилась объемная грудка птицы.
Глазки можно нарисовать белым карандашом или наклеить готовые (продаются в магазинах для рукоделия). Крошечный треугольник красной бумаги поможет дополнительно выделить клювик ласточки. Также можно нанести несколько штрихов белым карандашом на крыльях — для натуралистичности.
Вторая ласточка делается легче, эта поделка под силу даже малышам. Особенно выигрышно будет смотреться целая стая ласточек, выполненных группой детского сада.
Распечатайте прилагаемый шаблон и помогите детям вырезать заготовки.
Можно сначала раскрасить птичек, а после вырезать — так будет легче и аккуратнее. Не обязательно раскрашивать ласточек черным карандашом, можно сделать из разноцветными, чтобы было веселее.
Ласточки любят сидеть на проводах, поэтому теперь нужно подготовить провод, на которой усядутся наши ласточки. Проследите, чтобы он был наклеен на всех поделках на одном уровне — тогда все птички, сделанные детьми, смогут выстроиться в ряд на групповом стенде.
Не страшно, если фон неба и цвет провода будет разным — так даже веселее. Главное, чтобы выдерживалась горизонтальная линия.
Аппликация — одно из любимейших занятий дошкольников. Особую актуальность этот вид творчества приобретает в старшей группе (дети 5–6 лет), когда у ребят накапливается приличный багаж впечатлений от окружающего мира. Это, в свою очередь, позволяет вывести аппликативный вид изодеятельности на качественно более высокий уровень. Так, одной из тем, отражающей всё разнообразие изобразительных умений и навыков старших дошколят, является тема «Птицы».
Что нужно учесть при подготовке занятия по аппликации на тему «Птицы»
Дети любят работать с яркой бумагой, дополнять работы ватой, тесьмой, экспериментировать с разными формами. К 5–6 годам к освоенным ранее приёмам работы над аппликацией (вырезанию прямым движением ножниц, составлению композиции по образцу и пр.) ребята добавляют:
- вырезание элементов с округлыми формами, а также создание множественных деталей за счёт складывания листа гармошкой;
- вырезание симметричных элементов, например, хвоста ласточки, а также парных деталей из листа, сложенного пополам — к примеру, клюв птицы;
- добавление подходящих к тематике дополнительных материалов к аппликации, например, выполняя накладную аппликацию «Снегирь», дети делают имитацию снега с помощью ваты, а для мозаичной поделки «Домашние птицы» зёрнышки для курочки выполняют из пластилина;
- составление композиции аппликации по собственному замыслу, а не только по образцу, к примеру, создавая мизансцену поделки «Птицы на кормушке», дети сами придумывают, где и как разные птички будут расположены у кормушки;
В аппликации «Птицы на кормушке» можно скомбинировать мозаичную и обрывную техники
Материалы и инструменты для аппликации
Самым подходящим материалом для аппликаций на тему «Птицы» является белая и цветная бумага (обычная, гофрированная, бархатная). Причём особую симпатию у детей вызывает глянцевая цветная бумага, обеспечивающая поделкам яркую расцветку. В качестве основы используется тонкий картон или ватман для коллективных аппликаций. Что касается подложки для групповой поделки, то о его оформлении необходимо позаботиться заранее, например, педагог или дети во время самостоятельной деятельности после дневного сна могут нарисовать на листе большую кормушку, деревья и пр.
И, конечно, не обойтись без клея (ПВА, канцелярского), кисточки, мисочки для клея, а также влажных салфеток, чтобы вытирать руки.
Коллективная аппликация в старшей группе часто опирается на привлечение в работу элементов конструирования, например, дети делают ворон в технике оригами, а потом приклеивают их на подготовленную педагогом или ребёнком подложку: ветках дерева на голубом фоне, выполненном карандашом
Дополнительные материалы
Для придания поделке оригинальности в качестве материалов также можно использовать:
- сухую листву, например, чтобы сделать хвост Жар-птице;
- ракушки, крупы, яичную скорлупу, фантики от конфет для создания оперения птички или антуража;
- элементы оригами для придания поделке объёма;
- бусины, стразы для создания глазок птиц;
- стружку от карандашей для имитации оперения;
- шерстяные нитки, атласные ленточки для птички или украшения кормушки;
- вата, ватные диски для создания снега, льдин.
Для выполнения животика синицы и веток в качестве дополнительного материала можно использовать шерстяные нитки разной толщины
Виды аппликативных техник в старшей группе
Дети 5–6 лет создают поделки из бумаги, то есть в традиционной технике, а также из ткани, яичной скорлупы и пр., то есть в нетрадиционной технике. Если аппликация требует особой подготовки материалов, например, из соломки, то на эту поделку может быть отведено два занятия, в том числе и за счёт рисования.
Таблица: примеры аппликаций на тему «Птицы» в разных видах
Фотогалерея: образцы аппликаций разных видов на тему «Птицы»
Фотогалерея: шаблоны для аппликации на тему «Птицы»
Как мотивировать детей на работу
В качестве мотивирующих приёмов на уроках по аппликации на тему «Птицы» педагог использует наглядные, словесные и игровые группы приёмов.
Таблица: мотивационные приёмы на уроке по аппликации
Или пословицы перед аппликациями на соответствующие темы:
Очень важно, чтобы перед началом выполнения аппликации дети повторили все особенности внешнего облика птичек, так что без наглядности не обойтись
Как составить конспект занятия по аппликации
Урок по аппликативному виду изотворчества включает три этапа:
- вводный для ознакомления с темой, обращения к опыту детей — до 3 минут;
- основной для проведения подготовительной работы, подготовки материалов и инструментов, выполнения задания и физкультминутки на 10–15 минуте;
- заключительный для оценки работ детей и рефлексии — до 3 минут.
Конспектобразовательной деятельности по аппликации
старший дошкольный возраст
«Перелетные птицы».
Образовательные задачи:
• Закрепить умение работать с трафаретом.
• Закрепить умение работать в более сложной технике вырезывания — силуэтной.
• формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц.
• Развивать зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память, чувства и другие психические процессы.
• Развивать творческие способности.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать интерес к художественному творчеству.
• Формировать настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие,
Предварительная работа:
• Беседы о птицах.
• Рассматривание картин, иллюстраций, открыток по данной тематике.
• Прослушивание стихотворений, загадок.
• Просмотр презентаций на тему «Перелетные птицы», видеофильмов.
Материал/Оборудование: цветная бумага (синего цвета), полоски белой бумаги, клей, ножницы, фломастеры красного и черного цвета.
Воспитатель читает стихотворение:
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
-Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
-Мы летим не навсегда.
-Мы вернёмся, обещаем.
-До свиданья, край родной:
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают.
Ребята, а вы знаете, как перелетают птицы?
Некоторые птицы летят «стаей» (скворцы, дрозды, другие – «клином», в виде
треугольника (аисты, журавли, гуси, третьи – выстраиваются «цепочкой» в одну линию.
Разные птицы летят в разное время суток. Хищные птицы (аисты, журавли, стрижи, ласточки и т. д.) – днем, но большинство птиц летят ночью.
Показ фотографий птиц.
А каких перелетных птиц вы знаете? (утки, гуси, грачи, журавли, лебеди, аисты, дрозды, кукушки, скворец).
А сейчас мы с вами будем учиться делать таких красивых птиц. Сейчас послушайте внимательно загадку и отгадайте, перелёт каких из названых вами птиц мы будем делать.
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Правильно, молодцы, мы с вами будем делать перелет журавлей.
Воспитатель: сначала нужно выбрать фон для нашей работы. Какого цвета картон подойдет? (синий, голубой, как небо). Она больше похожа на небо? (да). Как лучше расположить лист? (дети приходят к выводу, что лучше расположить лист-основу горизонтально).
Далее мы переходим к основной части нашей работы. Мы — вырезаем птиц.
Посмотрите: я беру белый прямоугольный лист, складываю его пополам. Далее прикладываю к сгибу трафарет птицы, обвожу его аккуратно карандашом и вырезаю. Таких птиц мне надо вырезать шесть штук, потому что птицы у нас летят клином. Беру трафарет солнца, прикладываю к листу бумаги, обвожу и вырезаю. Точно так же вырезаю облака. Далее я располагаю все на листе тонированной бумаги и приклеиваю.
Но перед тем, как приступить, подготовим наши руки к дальнейшей работе.
«Десять птичек стайка».
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей,
(Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
(Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
(Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей)
Птички, птички – по домам!
(Машем ручками, как крылышками, соединяем руки над головой — крыша).
Повторить с детьми правила работы с ножницами
На столе ножницы должны лежать закрытыми.
Передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.
При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят.
Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.
При вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать.
Работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент.
Мелкие детали не вырезают из большого листа бумаги — это неудобно. Лучше отрезать кусок необходимого формата.
Вырез в форме острого угла делают в два приёма.
Если делают разрез по линии сгиба, то предварительно разворачивают бумагу.
Детали круглой формы вырезают против часовой стрелки.
Теперь можем приступить к работе.
Воспитатель: возьмите прямоугольники из белой бумаги, сложите его пополам. Возьмите трафареты птиц, приложите правильно к сгибу прямоугольника и обведите карандашом. Дальше аккуратно вырезаем. Раскрываем, смотрим, что получилось. Делаем 5 птиц. Далее берем небольшой квадрат из белой бумаги и трафарет круга, прикладываем его к бумаге, обводим и вырезаем. Это наше солнце. Берем трафарет облака, прикладываем его к бумаге, обводим и вырезаем. Располагаем наши детали на листе цветной бумаги. Создаем композицию. Аккуратно приклеиваем элементы. Дорисовываем птицам клюв (красным фломастером) и глаза (черным фломастером).
Анализ детских работ:
Воспитатель: молодцы, какие красивые получились композиции. Ребята, о ком мы сегодня с вами разговаривали. А каких перелётных птиц мы называли? (перечисление). Какую из птиц мы вырезали? Давайте поместим их на выставке. Дети рассматривают работы, обмениваются впечатлениями.
Верховяк Виктория Витальевна
МАДОУ «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО
Конспект НОД по аппликации «Улетали лебеди на юг»
1. Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».
2. Развивать восприятие целостного образа предмета, зрительно-пространственное восприятие.
3. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
4. Повторить названия частей тела птиц. Обсудить значение каждой части для птицы(зачем нужен клюв, крылья, хвост и т. д.).
5. Вызывать желание заботится помогать обитателям нашей природы.
Материал : картинки перелетных и зимующих птиц, демонстрационная ласточка с поврежденным крылом, заготовки ласточек на каждого ребенка с частями тела черного и красного цвета (голова, крылья, хвост, крупа (манка перемешана с гречей, клей, картон зеленого цвета (по количеству детей, в качестве рабочей контрастной поверхности, тарелочки на каждого ребенка, воздушные шарики гелиевые, двухсторонний скотч.
Ход НОД:
1. Орг. момент
Д/и с мячом «Один — много»
2. Проблемная ситуация, создание мотивации.
— Ой, а кто это у нас на окне сидит? (воспитатель замечает не улетевшего на юг лебедя) (птичка).
— Ребята, а кто знает это что за птичка? (лебедь)
— Лебедь? А какое сейчас время года? (зима)
— Она у нас какая зимующая или перелетная птица? (перелетная)
— Значит, лебедь должен был улететь (удивляется).
3. Основная часть
3.1. «Почему птицы улетают на юг»
— Ребята, а почему птицы улетают на юг? (Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают. Становится холодно. Водоемы замерзают).
— А каких еще перелетных птиц вы знаете? (ласточка, стриж, аист, утки, гуси…).
— Давайте с вами поиграем в игру.
Малоподвижная игра «Улетает — не улетает».
Цель: Продолжать развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку.
— Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края осенью, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать — приседаете. Будьте внимательны! (воспитатель проводит игру).
— У лебедя, наверно, что то произошло раз он остался здесь…
— Скажите, а лебедь сможет перезимовать у нас? (нет, на улице уже холодно, еды ему не найти).
— Мы же с вами хотим помочь улететь нашему лебедю? (да).
— Путь у него дальний, да и одному ему безопасно лететь? (нет).
— Я предлагаю вам сделать нашему лебедю друзей, чтобы он смог улететь на юг. Но для начала давайте настроимся на работу.
Физминутка «Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
3.2. Выполнение аппликации «Перелётные птицы».
— Давайте рассмотрим образец. Из каких частей состоит наша работа (солнышко, облака и стайка лебедей).
— Возьмите чёрный картон, его можно располагать по вертикали и горизонтали.
— Из желтой бумаги нужно вырезать солнце.
— Из белой бумаги вырежем облака и птичек. Будьте внимательны, птички должны лететь в одну сторону.
— Напоминаем детям правила работы с клеем и ножницами.
— Дети изготавливают птиц и приклеивают их на основу, дорисовывают детали (глаза, клюв, крылья).
4. Упражнения для глаз.
Птицы собрались на юг.
Осмотрели все вокруг (глазки по кругу)
Глазки вправо, глазки влево (глазки вправо, влево)
Вверх на голубое небо, (глазки вверх)
Опустили глаза вниз (глазки вниз)
Там леса, поля, река.
Крыльями взмахнули (взмах руками).
С ветки упорхнули (встать со стульчика).
5. Подведение итогов.
— Посмотрите, что у нас получилось! А теперь лебедь сможет улететь на юг? Конечно, и не один, а целой стаей, вереницей.
Формировать художественно-творческие способности, побуждать детей создавать сюжетные композиции. Продолжать закреплять умение делать аппликацию из белой бумаги на чёрном фоне, воспитывать бережное отношение к материалам.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по аппликации «Перелётные птицы»»
Конспект занятия по аппликации «Перелётные птицы»
Возраст: Старшая группа
ОО «Познавательное развитие»
Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься.
ОО «Речевое развитие» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Продолжать развивать речь как средство общения, развивать умение поддерживать беседу.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Формировать художественно-творческие способности, побуждать детей создавать сюжетные композиции. Продолжать закреплять умение делать аппликацию из белой бумаги на чёрном фоне, воспитывать бережное отношение к материалам.
ОО «Физическое развитие»
Закреплять умение держать правильную осанку в процессе выполнения упражнений
Материалы и оборудование:
Иллюстрации птиц (зимующих и перелетных, рисунок, как птицы едят из кормушки, 1/4картона формата А4 чёрного цвета на каждого ребёнка, клей ПВА, кисти на каждого ребенка, карандаши, ножницы,
Наблюдение за окном.
Цель — продолжать развивать речь как средство общения; развивать умение поддерживать беседу; закреплять знания о перелетных и зимующих птицах.
Воспитатель: Посмотрите ребята за окном совсем не видно птиц. Куда же они подевались?
Ответы детей: (Пришла зима, птицы улетели в теплые края)
Воспитатель: Все ли птицы улетают?
Ответы детей: (Нет, некоторые из них остаются, остаются зимовать)
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать рассказ о самой смелой птичке, которая любит жить рядом с человеком в любое время года. Кто догадался, кто это?
Ответы детей: (Воробей)
Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина «Воробей»
Цель — продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Воспитатель: Устали? Хотите отдохнуть и одновременно поиграть?
Ответ детей: (Да.)
Воспитатель: Давайте превратимся в птиц, почувствуем себя порхающими существами.
Игровые упражнения «Что за птица?»
Цель — закреплять умение держать правильную осанку в процессе выполнения упражнений.
Воспитатель: Вот мы и размялись.
Воспитатель приглашает детей за столы.
Выполнение аппликации «Перелётные птицы»
Цель — формировать художественно-творческие способности; побуждать детей создавать коллективные сюжетные композиции.
— Ребята, сядьте все ровно, спинку выпрямите, следите, чтобы она всё время была у вас прямая.
— Давайте рассмотрим образец. Из каких частей состоит наша работа (солнышко, облака и стайка лебедей). Возьмите чёрный картон, его можно располагать по вертикали и горизонтали. Из белой бумаги нужно вырезать солнце, облака и птичек. Будьте внимательны, птички должны лететь в одну сторону.
Напоминаю детям правила работы с клеем и ножницами. Дети изготавливают птиц и приклеивают их на основу, дорисовывают детали (глаза, клюв, крылья).
В конце деятельности дети рассматривают готовые работы и помещают их на выставку.
Автор: Гореликова Оксана Константиновна
НОД Коллективная аппликация у детей старшего дошкольного возвраста на тему «Перелетные птицы». МБДОУ « Детский сад № 247».
Автор Гореликова Оксана Константиновна.
Задачи .В данной работе я ставлю перед собой основную задачу которая будет связана с обогащением изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Продолжаем учить детей передавать несложные движения(птицы летят), изменяя статистическое положение частей тела у птиц (приподнятые крылья); при создании сюжета показываем детям несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между объектами. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и свои эстетические переживания.
Предварительная работа .Чтение стихов русского поэта М. Исаковский »Летят перелетные птицы». Совместное рассматривание детей с воспитателем альбомов, фотографий, тематических плакатов «Птицы России», «Перелетные птицы» .Беседа с детьми на тему «Перелетные птицы».
Материалы используемые в работе .Краски акварель и гуашь ,кисточки №4 и № 7Для красок), кисть(для клея) ,листы бумаги А4 белого и серого цвета с нарисованным контуром для вырезания перелетных птиц(внимание контур птиц необходимо изобразить таким образом, чтобы птицы летели в одном направлении), клей, ножницы, тарелочки для клея, тряпочки, клеенка.Используем заранее приготовленный фон.
Содержание занятия. Воспитатель создает игровую ситуацию, предложив детям вырезать перелетных птиц и собрать их в единую стаю.
-Посмотрите, как мы будем вырезать птиц. Складываем лист бумаги вдоль пополам, чтобы был виден рисунок. И вырезаем наших перелетных птиц .А затем надрезаем крылья и хвост, чтобы было похоже на перышки. Глаз и клюв дорисовываем .Эта птица получился гусь полетит прямо под облаками.(Воспитатель прикладывает силуэт гуся к фону).Дети подскажите мне как нужно приклеить гуся, чтобы было видно, что он летит и машет крыльями .После ответа деток воспитатель демонстрирует два варианта приклеивания гуся.
1. Все туловище, кроме крыльев приклеивается на фон.
2. Половинка туловища и одно крыло приклеивается на фон.
-посмотрите дети один гусь летит в небе -ему наверное скучно, давайте вырежем целую стаю птиц. Чтоб птицам было не скучно лететь в теплые страны. Здесь лежат листья бумаги с нарисованными силуэтами птиц для вырезания ,которые вы принесли заранее из дома. каждый выберет понравившийся силуэт птиц и вырежет по нарисованному контуру.
Динамическая пауза .Игра.
Ведущий: Есть у нас игра одна,
Вам понравится она.
Дети: Птицы все на Юг летят,
Зимовать они хотят
Там, где солнышко , тепло,
Ждать весны будет легко
Только ветер им мешает
И с дороги их сбивает.
По считалке выбираем» ветерок» .Дети стоят на одной стороне ,читают речетив ,по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону »Теплые страны», «ветерок» ловит их, «сбивает с пути ».Кого запятнали тот пропускает одну игру.
Покажите какие птицы у вас получились.(Дети поднимают вырезанные силуэты вверх).Нанесите их на небо и раскладывайте так , чтобы получилась стая .Птицы должны лететь в одну сторону и не мешать друг другу. Дети не забудьте, что птицы машут крыльями.
Дети размешают своих перелетных птиц на небе и аккуратно приклеивают одним из предложенных воспитателем способов.
После занятия.
Во второй половине дня после сна дети рассматривают композицию.
Испытывают эмоциональный всплеск и подъем от проделанной работы. Воспитатель предлагает
по рисовать и читает стихотворение великого лирического поэта В. Набоков.
…Свежо ,и блестят паутины…
Шурша вдоль реки прохожу.
Сквозь ветки и гроздья рябины
На тихое небо гляжу.
И свод голубеет широкий,
И стая кочующих птиц-
Что робкие детские строки В пустыне старинных страниц.