Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста

Автор: хамраева юлдузхон хабибулаевна организация: мдоу детский сад 4 г. черемхово населенный пункт: иркутская область, г. черемхово в настоящее время

Автор: Хамраева Юлдузхон Хабибулаевна

Организация: МДОУ «Детский сад №4» г. Черемхово

Населенный пункт: Иркутская область, г. Черемхово

В настоящее время в речи детей активно преобладает новая лексика из современных мультфильмов, но в тоже время они не могут сформулировать самые простые мысли.

Чтобы обогатить речь детей дошкольного возраста в своей работе используем различные инструменты, одним из которых является китайская головоломка «Танграм» (от китайского «семь дощечек мастерства»), которая состоит из семи плоских фигур, или танов. Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д.

Сложение головоломки начинаем с нахождения местоположения самого большого треугольника. Каждая собранная композиция состоит из всех семи частей головоломки. Нельзя накладывать части одну на другую, их можно только передвигать по столу. Смежные фигурки примыкают друг к другу. Обычно игру-головоломку «Танграм» используют в ДОУ на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Мы обратили внимание, что игра-головоломка «Танграм» способствует не только освоению математических навыков, развитию памяти, воображения, логического мышления, но и способствует развитию речи.

После того, как дети соберут ту или иную фигуру из деталей игры «Танграм», продолжаем работу с фигурами по закреплению лексического материала при помощи речевых игр: «Назови ласково» (предмет или его части – лисичка, головка, ушко, хвостик), «Сосчитай до 5» (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят), «Назови слова-действия» (Что делает лисичка? Бежит, сидит, петляет, хитрит), «1 и много» (лиса – лисы, ухо – уши), «Кого нет?» (лисы), «Назови слова-признаки» (Какая лиса? –красивая, хитрая, шустрая), «Из 2-х слов одно» (у лисы быстрые ноги — быстроногий), «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов: добрый — злой), «Назови чей, чья, чье?» (Работа с притяжательными прилагательными – лисий хвост, лисья нора). Также дети вспоминают сказки, где им особенно запомнился образ лисы. Дети с особым удовольствием отгадывают загадки о лисе. В ходе такой работы дети могут рассказать и стихотворения о лисе. Например, дети очень любят логопедическую распевку о лисе: «Са-са-са – это хитрая лиса.

Су-су-су – и живет она в лесу.

Сы-сы-сы – много работы у лисы.

Со-со-со – крутит она колесо.

При помощи деталей «Танграм» собираем героев той или иной сказки и рассказываем сказку. Например, после театрализации финской народной сказки «Лиса-нянька», мы с детьми собрали фигуры героев этой сказки. При помощи шаблонов дети собрали фигуры медведя и медвежат, зайца, волка и лисицы и снова окунулись в мир этой сказки, проговаривая реплики героев.

Игрой заинтересовались и родители, которые приобрели несколько видов игры «Танграм». Так в нашей группе появились несколько вариантов этой игры-головоломки.

В ходе работы с танграмом, мы узнали, что кроме китайского варианта, существует еще и вьетнамский танграм. В отличии от китайского варианта вьетнамский вариант также состоит из круга, который разделен на 7 частей. Из которых 2 части равны между собой и имеют сходство с треугольником. Остальные части головоломки – разные по размеру и форме. Все части округлой формы, которые получены в результате разреза, из которых можно составить силуэты животных, насекомых, птиц. Вьетнамский вариант танграма используем в образовательной деятельности при изучении таких тем, как «Животные», «Насекомые», «Птицы». Дети собирают ту или иную фигуру животного, насекомого или птицы, а затем, на основе приобретенных знаний, составляют рассказ, отвечая на вопросы: Кто это: животное, птица или насекомое? Где обитает? Чем питается? Какие привычки или повадки имеет?

Иногда просим детей, чтобы они вспомнили, какие пословицы и поговорки, стихотворения они знают о той или иной собранной ими фигуры. Например: если дети собрали фигуру пчелки они могут рассказать стишок, вспомнить пословицы и поговорки: «Будет пчела на цветке – будет яблоко на столе», «Ешь мед, да берегись жала». А затем просим детей объяснить своими словами смысл пословиц и поговорок. Дети с интересом рассказывают о пчеле, какая она трудолюбивая, о пользе пчел и т.д., что несомненно способствует обогащению словарного запаса и расширению кругозора детей.

На сайте «Играемся» мы предложили детям электронный вариант игры. Ребенок не просто сидит и смотрит мультипликационные фильмы, а играет с пользой для собственного интеллектуального развития.

В детском саду, дети делятся своими достижениями в решении головоломки «Танграм», рассказывают друг другу, какие они фигуры научились собирать, показывают варианты составления той или иной фигуры. Теперь дети стали еще и соревноваться, кто быстрее соберет ту или иную фигуру. Так же дети средней группы составляют фигуры без шаблонов, тем самым развивают память и воображение.

По мере того, как дети постепенно увлеклись головоломкой «Танграм», мы отметили, что дети приобрели навыки усидчивости, так как, чтобы собрать ту или иную фигуру, требуется определенное время. Также дети стали концентрироваться на деталях: стали внимательнее. Дети стали логически мыслить и научились соблюдать определенные правила. Игра «Танграм» способствует не только развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей, но и речи детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Драко М. В. Китайский танграм. Логический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки- Попурри, 2009 г.
  2. Камаев П. Танграм. Математика.2004 г.
  3. Мациевский С.В. Математическая культура. Игры: учебное пособие-Калининград: издательство КГУ, 2003 г.

Интернет ресурсы:

  1. http//www/yandex.ru/
  2. http//www/rambler.ru/
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложения:

  1. file0.docx.. 21,3 КБ

Опубликовано: 13.12.2021

Содержание:

  • Воробей на часах
  • Лебеди
  • Скворцы
    (Отрывок)
  • Песня скворца
  • Жаворонок
  • Лебедь
  • Движения лебедя
  • Воробей
  • Зимние долги
  • Синички-арифметички
  • Храбрый утёнок
  • Галка
  • Сиротка
  • Лесной голосок
  • Дружба

Воробей на часах

Толстой Л.Н.

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.

Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.

Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.

Все смолкло.

Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.

А воробей камнем упал в кусты.

Ястреб ни с чем и остался.

Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.

Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.

С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.

Рассказ про птиц для детей дошкольного возрастаЛебеди

Толстой Л.Н.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.

Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

Рассказ про птиц для детей дошкольного возрастаСкворцы
(Отрывок)

Куприн А.И.

… Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

… Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными…

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

… И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка…»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы… дерутся гораздо больше…

Песня скворца

Куприн А.И.

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок

И. Соколов-Микитов

Из множества звуков земли:пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом поднимаясь в небо, трепеша крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь…

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Аксаков С. Т.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Движения лебедя

Аксаков С. Т.

Все движения лебедя исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающиеся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, — все живописно и великолепно в нем.

Рассказ про птиц для детей дошкольного возрастаВоробей

Чарушин Е. И.

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге.

Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

— Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!

А папа говорит:

— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

— Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

— Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.

Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

— Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь — свалился.

Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Зимние долги

Н.И. Сладков

Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:

— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!

— Во напугала!

— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

— Клевал.

— А зёрна у скотного двора подбирал?

— Подбирал.

— А в птичьей столовой у школы обедал?

— Спасибо ребятам, подкармливали.

— То-то! — надрывается Ворона. — А чем

ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?

— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…

— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.

— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?

— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.

— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:

— А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.

— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!

— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился:

— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

— Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься?

— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…

— Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал…

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Синички-арифметички

Н.И. Сладков

Весной звонче всех белощёкие синички поют: колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У одних так и слышится: «Дважды два, дважды два, дважды два!» А другие бойко высвистывают: «Четыре-четы- ре-четыре!»

С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения.

«Дважды два, дважды два, дважды два!» — выкрикивают одни.

«Четыре-четыре-четыре!» — весело отвечают другие.

Синички-арифметички.
Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста

Храбрый утёнок

Борис Житков

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

— Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

— Ну, смотрите, — сказал смелый Алёша, — сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Галка

Борис Житков

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, — поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

— Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

— Ничего я не брал, — ответил брат.

Сестра поссорилась с ним и заплакала.

Бабушка услыхала.

— Что у вас тут? — говорит. — Давайте мне очки, сейчас я это кольцо найду.

Бросились искать очки — нет очков.

— Только что на стол их положила, — плачет бабушка. — Куда им деться? Как я теперь в иголку вдену?

И закричала на мальчика.

— Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, — а над крышей галка летает, и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся — да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.

Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:

— Говори, где мои очки?

— На крыше! — сказал мальчик.

Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стёклышек, а потом разных денежек много штук.

Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:

— Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.

И помирились с братом.

Бабушка сказала:

— Это всё они, галки да сороки. Что блестит, всё тащат.

Сиротка

Георгий Скребицкий

Принесли нам ребята небольшого сорочонка… Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, красивая такая, летает хорошо, а еду всё, как маленький птенчик, просит. Выйдешь на балкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, вертится перед тобой, приседает, топорщит крылышки, рот раскрывает. И смешно и жалко её. Мама даже прозвала её Сироткой. Сунет ей, бывало, в рот творогу или мочёного хлеба, проглотит сорока — и опять начинает просить, а сама из тарелки никак не клюёт. Учили-учили мы её — ничего не вышло, так и приходилось ей в рот корм запихивать. Наестся, бывало, Сиротка, встряхнётся, посмотрит хитрым чёрным глазком на тарелку, нет ли там ещё чего-нибудь вкусного, да и взлетит на перекладину под самый потолок или полетит в сад, на двор… Она всюду летала и со всеми была знакома: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. Всех он на дворе задирал, а её не трогал. Бывало, клюют куры из корыта, и сорока тут же вертится. Вкусно пахнет тёплыми мочёными отрубями, хочется сороке позавтракать в дружеской куриной компании, да ничего не выходит. Пристаёт Сиротка к курам, приседает, пищит, клюв раскрывает — никто её покормить не хочет. Подскочит она и к Петровичу, запищит, а тот только взглянет на неё, забормочет: «Это что за безобразие!» — и прочь отойдёт. А потом вдруг захлопает своими крепкими крыльями, вытянет кверху шею, натужится, на цыпочки привстанет да как запоёт: «Ку-ка-ре-ку!» — так громко, что даже за рекой слышно.

А сорока попрыгает-попрыгает по двору, в конюшню слетает, заглянет к корове в стойло… Все сами едят, а ей опять приходится лететь на балкон и просить, чтобы её из рук кормили.

Вот однажды некому было с сорокой возиться. Целый день все были заняты. Уж она приставала-приставала ко всем — никто её не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур: «Ко-ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!» А они, как назло, куда-то разбрелись, ни одной во дворе нет. Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт — ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, сорока. Подлетела к Петровичу, растопырила крылья и рот раскрыла: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Та смотрела, смотрела, потом цоп червяка — и съела! А петух уж ей второго подаёт. Съела и второго, и третьего, а четвёртого Петрович сам склевал.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух сороку из клюва кормит: то ей даст, то сам съест, то опять ей предложит. А сам всё приговаривает: «Ко-ко-ко-ко!..» Кланяется, клювом червей на земле показывает: ешь, мол, не бойся, вон они какие вкусные.

И уж не знаю, как это у них там всё получилось, как он ей растолковал, в чём дело, только вижу, закокал петух, показал на земле червяка, а сорока подскочила, повернула головку набок, на другой, пригляделась и съела прямо с земли. Петрович даже головой в знак одобрения тряхнул; потом схватил сам здоровенного червяка, подбросил, перехватил клювом поудобнее и проглотил: вот, мол, как по- нашему. Но сорока, видно, поняла, в чём дело, — прыгает возле него да поклёвывает. Начал и петух червей подбирать. Так наперегонки друг перед другом стараются — кто скорей. Вмиг всех червей склевали.

С тех пор сороку кормить из рук больше не приходилось. В один раз её Петрович выучил с едой управляться. А уж как он это ей объяснил, я и сам не знаю.

Лесной голосок

Георгий Скребицкий

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Дружба

Георгий Скребицкий

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят — это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны — ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. Как его покормить, чтоб вороны не мешали?

День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.

Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.

Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем: как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может, он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.

А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.

В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.

Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока — прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать — кормиться.

…Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по- прежнему всюду летал за Сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.

Посмотришь на них и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.


 Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста

Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста


 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.)

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям

(Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.)


СУТЬ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию

СУТЬ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию


развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы формирование навыка самостоятельного моделирования формирование навыка самостоятельного моделирования развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении развитие у детей познавательного интереса развитие у детей познавательного интереса ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • формирование навыка самостоятельного моделирования
  • формирование навыка самостоятельного моделирования
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
  • развитие у детей познавательного интереса
  • развитие у детей познавательного интереса

ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ


В РЕЧИ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЮТ МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение) отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами бедность речи (недостаточный словарный запас ) плохая дикция отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов употребление нелитературных слов и выражений

В РЕЧИ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЮТ МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение)

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами

бедность речи (недостаточный словарный запас )

плохая дикция

отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

употребление нелитературных слов и выражений


НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО: опорные картинки схемы мнемотаблицы карточки-символы

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО:

  • опорные картинки
  • схемы
  • мнемотаблицы
  • карточки-символы


ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: 3 этап 1 этап 2 этап составление модели педагога совместно с детьми составление модели педагога совместно с детьми самостоятельное составление моделей детьми самостоятельное составление моделей детьми использование готового символа или модели использование готового символа или модели

ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:

3 этап

1 этап

2 этап

  • составление модели педагога совместно с детьми
  • составление модели педагога совместно с детьми
  • самостоятельное составление моделей детьми
  • самостоятельное составление моделей детьми
  • использование готового символа или модели
  • использование готового символа или модели


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ предметные пропорции модели взаимосвязь частей каких-либо объектов: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма плоскостная модель фигуры модели построек конструктивные особенности передают - структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

предметные

пропорции

модели

взаимосвязь частей каких-либо объектов: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма

плоскостная модель фигуры

модели построек

конструктивные особенности

передают — структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ предметно-схематические модели модель величины (большой, маленький) модель формы модель численности групп (много, мало)

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

предметно-схематические модели

модель величины (большой, маленький)

модель формы

модель численности групп

(много, мало)


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ графические модели графики схемы формулы

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

графические

модели

графики

схемы

формулы


составление описательного рассказа составление и отгадывание загадок беседа, диалог составление рассказа по серии картинок технология моделирования составление рассказа по сюжетной картинке заучивание составление творческого рассказа стихов пересказ текста

составление

описательного

рассказа

составление и отгадывание загадок

беседа, диалог

составление рассказа по серии картинок

технология моделирования

составление рассказа по сюжетной картинке

заучивание

составление творческого рассказа

стихов

пересказ текста


ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ: чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:

чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания

быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней

ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах


ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ: геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы, мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы - карточки карточки — символы

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ:

  • геометрические фигуры
  • опорные картинки (предметные картинки,
  • сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
  • мнемотаблицы, мнемодорожки
  • сенсорно-графические схемы
  • опорные схемы — карточки
  • карточки — символы


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста


ПИКТОГРАММА ( рисунчатое письмо) Пиктограмма сказки «Колобок» Пиктограмма сказки «Маша и медведь»

ПИКТОГРАММА ( рисунчатое письмо)

Пиктограмма сказки «Колобок»

Пиктограмма сказки «Маша и медведь»


МНЕМОТАБЛИЦЫ (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба» сказка «Маша и медведь»

МНЕМОТАБЛИЦЫ

(схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»

сказка «Маша и медведь»


2 МЛАДШАЯ ГРУППА Следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка» «Колобок» «Курочка Ряба» Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то просматривает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Следует использовать картинно — схематические планы, которые содержат последовательность высказывания.

В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.

Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки:

  • «Репка»
  • «Колобок»
  • «Курочка Ряба»

Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то просматривает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками


«Колобок» «Курочка Ряба»

«Колобок»

«Курочка Ряба»


Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»

Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»


В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Заюшкина избушка» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко» Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок:

  • «Заюшкина избушка»
  • «Теремок»
  • «Петушок и бобовое зернышко»

Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными


Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ОВОЩИ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ОВОЩИ»


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»


СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ С использованием схем можно провести следующие занятия: пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк» рассказывание сказки «Как утенок заблудился» придумывание сказки «День рождения зайца» составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес» составление и разгадывание загадок

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

С использованием схем можно провести следующие занятия:

  • пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк»
  • рассказывание сказки «Как утенок заблудился»
  • придумывание сказки «День рождения зайца»
  • составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»
  • составление и разгадывание загадок


Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста


СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ» Солнце( времена года: весна и лето) Луг (насекомые на лугу) Улей (пчелы) Муравейник (муравьи) Бабочка (стадии развития бабочки) Человек (какую пользу приносят насекомые?)

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ»

  • Солнце( времена года: весна и лето)
  • Луг (насекомые на лугу)
  • Улей (пчелы)
  • Муравейник (муравьи)
  • Бабочка (стадии развития бабочки)
  • Человек (какую пользу приносят насекомые?)


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ»


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ»


Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста


Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста


ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ

ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ


СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ


СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ


СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК


ВИДЫ СХЕМ

ВИДЫ СХЕМ


Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста


СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ


СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ


ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ (по В.К.Воробьёвой)

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ

(по В.К.Воробьёвой)


ЛУЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА

ЛУЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА


СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ Силуэты и контуры

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Силуэты и контуры


ВЫВОД: Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление

ВЫВОД:

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.

Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление


Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов


Рассказ про птиц для детей дошкольного возраста



Возраст, когда ребенок готовится пойти в школу — самый подходящий период, чтобы развивать и формировать культуру вербального общения. Грамотная речь — одно из главных условий гармоничного развития ребенка. Если она насыщенная и правильная, дошкольник сможет более легко и ясно формулировать то, о чем думает и описывать, что видит вокруг себя.

Игра очень важна в тот период, когда детская речь развивается активно. Эта деятельность необходима для личностного и интеллектуального роста детей. Во время игровых занятий дошкольники могут получить всю информацию и впечатления.

На занятии у старших дошкольников основной деятельностью является пересказ историй и повествование в письменных беседах: они не просто говорят, а рассказывают свою собственную историю, а воспитатель при этом записывает. Эта технология может снизить скорость речи говорящего, чтобы он мог продумывать заранее и исправлять замечания. Развивающие игры разрабатываются взрослыми с целью обучения детей. Учебная программа дошкольных образовательных учреждений включает специальные обучающие игры с грамматическим содержанием, поскольку они могут улучшить грамматические знания, навыки и способности. Благодаря динамичности, эмоциям и интересу детей, такие игровые процессы позволяют обучать детей повторять нужные словоформы несколько раз.

Каждая дидактическая игра содержит следующие компоненты:

– задачи;

– содержание;

– правила;

– игровые действия.

Основной компонент — это дидактическая задача. Она связана с планом учебной программы. Остальные компоненты подчиняются ей и дают возможность для ее выполнения.

Состав игры вовлекает детсадовцев в окружающую действительность (повседневная жизнь, природа, люди, межличностные отношения).

Важная составляющая в таких играх — это игровые действия, они являются проявлением игровой деятельности детей. Благодаря наличию этого компонента, используемого на уроках, делает обучение как интересным, так и эмоциональным.

Грамматическая структура речи формируется на разных ступенях развития, в основном в общении, обучающих играх, путешествиях, прогулках и т. д.

Дидактические игры могут улучшить сенсорные и речевые способности детей. Эти типы игр влияют на увеличение словарного запаса ребенка и активизируют его, устанавливают правильное звуковое произношение и выражают способность мыслить.

Речевые игры играют важную роль в речевом развитии детей. В таких играх дошкольники учатся размышлять о вещах, которые они не воспринимают напрямую и не действуют в данный момент. Игра учит решать проблемы, основываясь на мыслях о ранее воспринимаемых объектах.

Для того чтобы установить правильную грамматическую структуру языка дошкольников, необходимо учитывать возрастные особенности и проводить занятия и игры, соответствующие конкретной возрастной группе.

Из-за большого количества подражания дети заимствовали у взрослых ошибочные словоформы, речевые приемы и общие способы общения. В этом случае важны примеры грамотных воспитателей. Если он может грамотно говорить, обращать внимание на речь других людей и хорошо понимать особенности ошибок детей, тогда они также овладеют правильной речью.

Есть два способа сформировать грамматически правильное произношение: разговоры в течение занятия и ежедневная тренировка грамматических навыков.

Дидактические игры развивают сенсорные способности, речевые навыки детей: наполняют и активизируют словарный запас, формируют правильное произношение и навыки по выражению своих мыслей.

Таким образом, дидактическая игра — это эффективный инструмент. Он способствует установлению вербальной и грамматической структуры у старших дошкольников. Ее использование возможно в любое время на занятиях во всевозможных видах деятельности. Если игры будут проводиться на постоянной основе и регулярно — уровень развития детской речи улучшится.

Овладение грамматической фонетической структурой важно для детей. Собеседник ребенка может понять фонетическое оформление речи только с позиции морфологии и синтаксиса и может быть использовано как средство общения со сверстниками и со взрослыми.

Речь ребенка — одно из главных условий гармоничного и всестороннего развития дошкольника. Чем богаче лексика, тем проще ребенку описать свои мысли и чувства, чем комфортнее ему познавать окружающую его действительность и активнее будет осуществляться его психическое развитие.

Процесс общения ребенка с окружающим его миром формируется постепенно и состоит из понимания речи и ее активным использованием

с учётом правильного грамматического оформления. Главная цель речевого воспитания заключается в освоении ребенком правил и норм родного языка, умении в нужно время и в нужном месте использовать их и овладевать главными коммуникативными способностями.

В период до поступления в школу детям остро необходимо приобретение информации, поэтому важно создать поток общения, что позвонит приобрести ему коммуникативные и речевые умения и навыки.

Речевые умения — хорошая вербальная память, логические способности и рассказать увиденное и услышанное, умение откликаться на произносимое собеседником. Развитие речевых и коммуникативных способностей — важная составляющая развивающего образования и культурного воспитания личности.

Так, в 3 года ребенок должен уметь рассказать услышанный от взрослого рассказ, который был составлен по предмету, рисунку, серии картинок). Малыш должен без труда составлять предложения с однородными членами, правильно использовать слова, в нужном роде, числе, падеже. Через год, в 4 года — ребенку необходимо уметь без помощи воспитателей придумывать и транслировать легкие тексты, осознанно используя в них слова с обобщающим значением.

В 5 лет — совершенствуются все стороны речи: увеличивается количество слов в речи, улучшается грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа. Ребенок без затруднений использует во время рассказа простые и сложные предложения и правильно грамматически строить их, вводить в разговор элементы диалогов и косвенную речь, описывать картинку, явление или игрушку по предложенному плану, а также придумывать его самостоятельно.

Сейчас у многих детей наблюдаются сложности при оформлении своей речи. Чаще всего они выявляются в ситуации. когда ребенок пытается дать развернутый ответ на сложный вопрос. В результате рассказ выстроен непоследовательно, неграмотно и нелогично. Поэтому проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых первостепенных.

Развитие грамматического строя речи важно вести по трем направлениям: увеличивать количество слов в личном словаре, учить формировать законченные фразы и внедрять их в речевой поток.

Остановимся подробнее на этих составляющих:

– Формирование фразы и включение её в связную речь.

Словарная работа строится на постепенном увеличение, углубление и обобщение кругозора детей об находящихся вокруг них предметах. В результате дети формируют внутри себя большой объем знаний и определенный словарь. Которые открывает возможность разговаривать не только со сверстниками, но и со взрослыми. А также понимать, о чем идет речь в литературных произведениях и о чем транслируется на ТВ и радио. Словарь характеризуется многогранностью тем, в нем представлены части речи русского языка, что к моменту поступления ребенка в школу превратит бессвязную речь в содержательную, точную и выразительную.

Чтобы ребенок научился складывать из слов фразы — важно рассказать ему о том, как слова образуются. Делать это необходимо постепенно — от простого к сложному — и начинать с существительных. На первых порах дошкольники преобразуют существительные, присоединяя к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы, затем суффикс — ниц — со значением вместилища, называют существительные -названия детей животных и птиц; профессии. Затем даются задания на образование форм прилагательных и глаголов.

Занятия по формированию словоизменения начинается с тренировки по различению, сопоставлению форм слов. Юные ученики прислушиваются к окончаниям существительных, глаголов, в изменения падежных окончаний слова.

Навыки словоизменения закрепляются с постепенным усложнением: сначала в словосочетаниях; затем в предложениях и в самом конце — в связанной речи.

Работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.

Все слова, которые использует в речи ребенок — должны быть ему понятны, тогда они смогут их использовать и употреблять в повседневной жизни. Необходимо следить, в каком порядке ребенок ставит слова в предложении и при необходимости терпеливо и аккуратно поправлять, используя наводящие вопросы. Чаще всего затруднения вызывают правильное употребление формы глагола и его согласование с существительным в правильном лице и числе.

Для развития речи детям важно практиковаться, взаимодействуя с игрушками, предметами и наблюдая за всем. Что их окружает. Когда дошкольники описывают то, что видят на предложенной им картинке, они практикуются в составлении описания увиденного.

Эффективным средством формирования грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах. Еще одно важное занятие для развития словаря и речи дошкольника — сюжетно-ролевая игра. Эти действия вынуждают ребенка применять умения, договариваясь с товарищами по игре, подготавливать ее условия, следить за соблюдением правил и согласовывать свои действия с другими участниками.

Воспитатель стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность становится главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Значительную помощь воспитателю в развитии и формировании грамматического строя речи детей должны оказывать родители. Совместная деятельность — неотъемлемая часть комплексного процесса развития речи. Чтобы повысить компетентность родителей, специалистами проводятся открытые занятия, беседы и консультации. Помощь родителей намного сокращает время работы над качественным улучшением речи детей и дает положительные результаты.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет. — М.:Академия, 2009. — 240 с.
  2. Арушанова А. Г. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 256 с.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 198 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, грамматический строй речи, детская речь, дидактическая игра, повседневная жизнь, правильное произношение, родной язык, учебная программа.

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста

Словарный (лексический) запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень развития. Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:

• Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно.

• Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает и воспринимает на слух, но сам не использует. Такие слова реже используются в разговорной речи, но если ребенок их слышит, то понимает значение и речь собеседника доступна для понимания.

     Словарный запас у детей в основном обогащается через семью, общение с родителями, близкими взрослыми. Вот почему в дошкольном возрасте нужно больше общаться с ребенком, обсуждать совместно прочитанные книги, задавать  вопросы, отвечать на вопросы ребенка, объяснять значения новых  слов, которые он не знает и т.д. 

     Дошкольный возраст – сенситивный период развития речи и то, что будет упущено в этом возрасте, в дальнейшем не восполнить. 

     В норме словарный запас ребёнка растёт стремительно, так как непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.     

     Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник должен:

• знать и самостоятельно употреблять названия предметов окружающего быта, природы, названия деревьев, птиц, цветов, видов спорта, названия профессий (маляр, швея, штукатур), инструментов, транспорта, некоторых городов. 

• понимать и употреблять слова сложной слоговой структуры, типа: электричество, экскурсия, литература, регулировщик, экскаватор и т.д.

• понимать и употреблять сложные слова, типа снегопад, листопад, снегокат, хлебороб. 

• знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые).

• знать из чего состоят предметы, правильно называть части предметов: у дерева — ствол, ветки, листья, корни, у стула — спинка, сиденье, ножки, у велосипеда – руль, цепь, колеса, рама, сиденье.

• не должен путать сходные предметы: кувшин — ковшик, миска — чашка, тарелка, кружка, стакан,  фартук — сарафан, шофер — шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан – говорит «чашка», на кресло – «диван».

• знать названия детенышей (у коровы – теленок, телята, у овцы – ягненок, ягнята, у лошади – жеребенок, жеребята, у свиньи – поросенок, поросята)

• владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют, шьют), как кричат животные и птицы (конь ржет, овца блеет, корова мычит, птицы щебечут, чирикают, курица кудахчет, кузнечик стрекочет).

• уметь образовывать прилагательные: деревянный, стеклянный, шерстяной, металлический, каменный, пластиковый, яблочный, гороховый, персиковый, морковный и т.д.

• уметь подобрать антонимы: высокий — низкий, узкий — широкий, толстый — тонкий, острый — тупой, молодой – пожилой, мягкий – твердый, крупный – мелкий, сладкий – горький.

• употреблять наречия: мелко, глубоко, высоко, низко, горько, прекрасно, замечательно, интересно и т.д.

• правильно употреблять предлоги времени и пространства: за, из-за, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.

• употреблять слова в уменьшительной и увеличительной форме: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище, глазище, сапожище.

• уметь рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, овощ, фрукт, составить распространенное предложение по сюжетной картинке, пересказать небольшой рассказ, самостоятельно придумать рассказ по картинке.

     К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток и конечно, уметь давать небольшую информацию о себе и своей семье: знать фамилию, имена родителей, профессии родителей, домашний адрес.

 Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. 

 Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов — это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

     В норме активный словарный запас у ребенка 6-7 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов.

  • Рассказ про разбитое корыто домашнее задание
  • Рассказ про пушкина на английском 7 класс
  • Рассказ про пустыню на английском
  • Рассказ про приведение на английском
  • Рассказ про пожары в австралии на английском