Рассказ про пророка мухаммада

Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. оно ведтся от даты переселения по-арабски хиджра пророка мухаммада из

Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. Оно ведётся от даты переселения (по-арабски «хиджра») пророка Мухаммада из Мекки в Ясриб, переименованный позже в Медину («город Пророка »). Это переселение было совершено в 622 году по григорианскому летоисчислению. Об истории хиджры повествуется в книге «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави.

Когда неверные курайшиты узнали о том, что мединские ансары поддержали Пророка Мухаммада , их охватил сильный страх. Видя распространение посланнической миссии Любимца Господа , несчастный народ утонул в тяжких заботах. Знать курайшитов, и без того потерявшая покой, ещё больше забеспокоилась, когда сатана сообщил о том, что племена Авс и Хазрадж, объединившись с Мухаммадом , готовятся к войне с курайшитами.

Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимыми, сподвижники пожаловались Пророку . Пророк разрешил им переселиться и сказал, что лучше идти в город Ясриб. Получив разрешение Посланника Аллаха , сподвижники группами стали готовиться к переселению. Поскольку Любимец Всевышнего указал на Ясриб, все, у кого была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чинимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуждены выйти в путь тайно, поздней ночью.

‘Умар ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хочет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать, встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник ‘Умару ибн Хаттабу ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, исполненному имана, не страшащемуся смерти?! Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не знать его саблю.

Мекка

Все мухаджиры (1) переселились в Медину, Любимец Аллаха же остался среди язычников. До получения разрешения Всевышнего он вместе с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ оставался в Мекке.

Боясь, что Пророк уйдёт вслед за мухаджирами, враги Господа стали строить коварные планы. Они тайно собрались в доме совещаний, чтобы обсудить свои бредовые затеи. Были разные предложения, но все согласились со злонравным Абу Джахлем.

Он предложил выбрать из каждого племени по одному юноше и дать каждому по сабле. «Пусть они вместе разом ударят Мухаммада саблями, тогда кровная вражда рассыплется по племенам и не будет одного врага, которому нужно отомстить», – твердо сказал он. Среди них был проклятый враг иблис в облике шейха из Неджда. Он горячо поддержал предложение Абу Джахля и сказал, что так будет лучше.

Плохие люди часто строят козни против хороших, но не могут их осуществить, если Аллах не позволит. И те, которые осуществляются, в итоге проваливаются, оказавшись уловкой Всевышнего.

Ангел Джибриль ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ прибыл к Пророку , чтобы сообщить о коварном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить в своей постели ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ. Он передал ему разрешение Аллаха на переселение (хиджру), велел отправиться к Абу Бакру ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и готовиться к отъезду этой ночью.

Пророк вернулся домой вместе с Хайдаром ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ. Глупцы из курайшитов ночью окружили дом с твёрдым намерением непременно убить Посланника Аллаха . Тем временем Любимец Господа   устроил ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ в своей постели, а сам вышел. Он взял горсть земли и, читая суру «Йа-син», взмахом руки осыпал ею неверных. Язычники, словно приняли снотворное зелье, заснули на своих местах, а Пророк ушёл, оставив их спящими. Они с Абу Бакром отправились к горе Савр, где укрывались в пещере в течение трех суток.

Савр

Неверные провели ночь, сторожа ‘Али-асхаба ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, которого ангелы охраняли в постели Пророка . Утром к ним подошёл незнакомец и спросил: «Что вы здесь делаете?» Они грубо ответили, что ждут, когда Мухаммад выйдёт. «Вы не достигли цели, мечты ваши не сбылись, головы ваши были осыпаны землей, а он ушел отсюда, пока вы спали», – сообщил им мужчина. «О чем он говорит?» – подумали они и провели руками по своим головам.

Обнаружив на них землю, они всполошились и опустили головы от стыда. Найдя, к тому же, ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ в постели Пророка , они ушли обратно сбитые с толку. Могуществом Создателя, мудростью Всемогущего все без исключения, кого в ту ночь Любимец Аллаха осыпал землей, были перебиты сподвижниками в сражении при Бадре.

Глупые курайшиты сбились с ног в поисках Пророка , и не оставалось в Мекке места, куда бы они не заглянули. Они поднялись на высоты, обошли низины и, наконец, напали на след, ведущий к пещере Савр. Бросив клич, они собрались и погнались за Посланником Господа . «Тот, кто убьёт Мухаммада или приведёт его, получит в подарок сто верблюдов», – высокомерно пообещал проклятый Абу Джахль.

Группа преследователей добралась до пещеры Савр. Они обнаружили, что вход в пещеру закрыт, паук оплёл его паутиной, а голуби свили над ним гнездо, в котором голубка снесла яйца.

Все это Всевышний сделал средством для убережения Пророка от врагов. Язычники решили, что в пещере никого нет, и вернулись обратно. Они не смогли увидеть Посланника с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, хотя те находились прямо перед ними, без преграды.

Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, для которого Пророк стал дороже собственной жизни, вошёл в пещеру первым. Он разорвал свою одежду на тряпки и закрыл ими дыры в пещере. Оставалась только одна дыра, и Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ сел, закрыв её своей ногой. Любимец Господа уснул, положив голову на колени Абу Бакру ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ. В это время змея из этой щели ужалила Абу Бакра ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ в пятку. Его слеза упала на щеку Пророка . Он , вздрогнув, проснулся и спросил, что случилось. Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ сказал, что змея ужалила его в ногу. Пророк смочил своей слюной место укуса, и боль исчезла.

По ночам ‘Абдуллах, сын Абу Бакра ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, приходил к ним с новостями о том, что происходит днем у курайшитов. Также поздней ночью еду и всё необходимое приносила Асма, дочь Абу Бакра ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ. Слуга Абу Бакра ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ Амир ибн Фахират водил овец в сторону пещеры Савр, чтобы замести следы ‘Абдуллаха и Асмы.

Савр

Когда злосчастные преследователи прибыли к пещере, Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ испугался, не зная что делать. Он успокоился, когда Пророк сказал: «О чем нам беспокоиться, ведь Аллāћ с нами».

Они провели в пещере Савр три ночи. После этого, как и договорились, прибыл Амир ибн Фахират с верблюдами. В ночь на понедельник они вышли из пещеры Савр и отправились в обход по побережью моря. С ними был и проводник.

Преодолев множество трудностей, Любимец Всевышнего покинул Мекку. И как только не разрушились все горы и холмы, когда он покидал отчий край?! Джинны плакали, глядя вслед Пророку , посланному милостью ко всей Вселенной.

Продолжая путь в глубокой печали, Посланник Аллаха остановился у женщины по имени Умму Ма‘бад. Пророк спросил её, не продаст ли она ему молоко или мясо. Но у неё ничего не нашлось под рукой. Пророк увидел худую, обессилевшую овцу и спросил женщину, можно ли её подоить. «Доить-то можно, но у неё нет молока», – ответила Умму Ма‘бад. Любимец Господа прочитал ду‘а и провёл рукой по вымени, и у овцы появилось нескончаемое молоко, так что все напились, и никто не остался голодным. Все получили благодать Пророка . С тех пор эта овца стала дойной, она давала много молока и утром, и вечером, подобно буйволице. День, когда Пророк погостил у них и принёс благодать, стал для них праздником.

Когда они отправились дальше, Суракат помчался следом за ними верхом на резвом коне и со злым умыслом приблизился к ним. Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ испугался за Пророка , но тот успокоил его, сказав: «Аллах с нами». Суракат самонадеянно приближался к ним с твёрдым намерением не возвращаться обратно, пока не убьёт Любимца Господа . Он уже считал своими сто верблюдов, обещанных курайшитами за его голову. Суракат нёсся как ветер, надменно приговаривая: «Сейчас мы увидим!». Пророк попросил о помощи, и Аллах ответил на его просьбу: ноги коня, на котором мчался Суракат, завязли в земле. Когда конь увяз в твёрдой земле как в песке, Суракат в отчаянии стал умолять Посланника спасти его. Увидев его покорность, Пророк сжалился над ним. Земля отпустила коня. Но Суракат, освободившись, снова вознамерился убить Пророка . И снова конь увяз ногами в земле, как и прежде. Суракат опять стал умолять, и Любимец Всевышнего сжалился над ним. Так Посланник прощал его, но когда Суракат снова собирался напасть, ноги его лошади застревали в земле, и это повторялось несколько раз. Наконец, Суракат, поняв, кто есть Ахмад , опомнился, покаялся и уверовал. Суракат вернулся тем же путём, которым прибыл, и как мог постарался защитить Пророка . Встретив по пути преследователей, он вернул их обратно, сказав, что Ахмад ушёл другой дорогой.

Савр

Суракат вернулся, а Пророк продолжил путь. Посланник встретил Бураидата ибн Хусайба, который шёл за ним в надежде получить сто верблюдов, обещанных за его убийство. Он вёл за собой семьдесят соплеменников. Любимец Аллаха спросил его: «Кто ты, из какого рода?» «Ибн Хусайб Бураидат», – был ответ. Пророк очень обрадовался его ответу и сообщил Абу Бакру, что их ожидает радость. Они призвали Бураидата к Исламу, и тот выслушал их. Его разум взял верх над невежеством, и он внял призыву. Бураидат и его товарищи с радостью приняли Ислам и стали сподвижниками. Милость Всевышнего пролилась на них дождём, и они вместе с Пророк переселились в Медину. Ахмад прибыл в Кубу и спасся от врагов, подобно Мусе ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, ушедшему в Мадйан. В одном из преданий сказано, что это было в понедельник, 12-го числа месяца раби аль-авваль.

Пророк оставил ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ в Мекке, чтобы вернуть людям имущество, переданное ему на хранение. Раздав всё, что было передано на хранение Мухаммаду , ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ на третий же день присоединился к ним вместе с немощными мусульманами (остававшимися в Мекке. – Прим. пер.). Они построили мечеть Куба, с богобоязненностью заложив фундамент, и с этого началось летосчисление Ислама.

В сказаниях по-разному говорится о том, сколько дней они там провели. Одни говорят о восемнадцати днях. Отправляясь в пятницу утром из Кубы в Медину, Пророк совершил пятничный намаз в пути. Это было место под названием Рануна’, между Кубой и Мединой, где проживало племя Бану Салим. До этого Любимец Всевышнего не совершал пятничных намазов, это был первый. Как сказано в книге «Нурул абсар», он совершил намаз с коллективом в сто человек. Не исключено, что первый пятничный намаз Пророк совершил в Кубе, поскольку, если они пробыли в Кубе четырнадцать или двадцать два дня, то непременно провели там и пятницу. А если принять версию, согласно которой Пророк пробыл в Кубе только три-четыре дня, то допускается возможность совершения пятничного намаза в Рануне, потому что в таком случае они могли не остаться в Кубе до пятницы. Как бы там ни было, мы не станем отрицать это. Из страха оказаться отрицающим пришлось привести обе эти версии. Будучи в Мекке, Посланник не совершал пятничный намаз, потому что курайшиты не дали ему такой возможности.

Мусульмане Медины, жаждавшие встречи с Пророком , три дня подряд провели в ожидании. Потеряв надежду, они разошлись по домам, в то время как караван Посланника уже приближался. Его заметил один иудей, который взобрался на высокий холм и наблюдал за дорогой. Он стал кричать, словно глашатай, и сообщил об этом племенам Авс и Хазрадж, сказав, что этот караван – радость для них. Так Пророка с большой радостью встретили в Медине.

Медина

Каждый хотел, чтобы Любимца Господа остановился у него. Посланник , никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны. «Аллах повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», — сказал он. Верблюд с Ахмадом на спине пошёл вперед и остановился, опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем верблюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у дома Абу Аюба. После этого он снова встал и вернулся туда, где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел по сторонам и начал урчать. Пророк сказал, что здесь место его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк не согласился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о которых заботился сын Зарарата. Любимец Всевышнего отдал сиротам десять динаров и начал закладку фундамента мечети.

Согласно версии, приведенной в книге «Ис‘афу ррагибин», строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а завершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве принимал участие и сам Пророк , он носил камни вместе со сподвижниками. В то время как другие носили по одному кирпичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и две комнаты – для Савды и ‘Айши. До окончания строительства мечети и комнат Ħабîб жил в доме Абу Аюба.

В день, когда Пророк Мухаммад прибыл в Медину, в городе все озарилось нуром. Горы и холмы заполнились голосами распевающих задушевные стихи, восхваляющие Любимца Аллаха . Давайте же произнесем салават Пророку , любить которого Творец обязал все разумные существа, которого повсюду сопровождает милость и чей баракат является общим, как для живых, так и для умерших.

Мавляя ċалли ва саллим дāиман абадан ‘аля Хабибика хайри-ль-халķи куллиhими.

О Аллах, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом лучшего из творений – Твоего Любимца Ахмада .

 (1) Мухаджиры – букв. «переселенцы»; мусульмане, оставившие родину ради религии.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Image

История пророка Мусы (Моисея), мир ему

About Islam

Источник:

ABOUT ISLAM

Портал об Исламе.

Azan.ru

Перевод:

AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Пророк Моисей (Муса), мир ему, является одной из самых значительных фигур в трех авраамических религиях — Исламе, иудаизме и христианстве. Именно по этой причине Муса (мир ему) столь часто упоминается в Священном Коране — среди всех прежних пророков.

Моисей (Муса), мир ему, в иудейской и христианской традиции

Как мы помним, через некоторое время после смерти пророка Юсуфа (Иосифа), мир ему, бану Исраиль оказались в рабстве у египетского фараона. История Исхода из Египта является центральной в иудейской религии — где пророка Мусу до сих пор называют «Моше-рабейну» (Наш господин или наш учитель Моисей).

Моисей вывел еврейский народ из Египта, в пустыне перед горой Синай Всевышний обратился к нему — а через него и ко всему еврейскому народу, даровав ему Тору (Таурат); и, прежде всего, т.н. Десять заповедей — основных положений, на которых до сих пор основаны все монотеистические религии. В них говорится о запрете поклоняться кому-либо, кроме Единого Бога, и о правильных отношениях между людьми в обществе: запрете убийства невинных людей, запрете воровства, лжи, прелюбодеяния, и о необходимости уважительного отношения к родителям и другим людям.

На протяжении сорока лет пребывания бану Исраиль в пустыне Всевышний продолжал ниспосылать Тору пророку Мусе, мир ему, в которой были детально расписаны все правила жизни для верующих — впоследствии иудейские богословы подсчитали, что Тора содержит 613 повелений и запретов, полностью охватывающих всю жизнь человека (это и повеления о запретной и дозволенной пище, о ритуальной чистоте и нечистоте, правила, касающиеся земледелия, торговли, наказания за различные преступления и многое другое).

Моисей, мир ему, упоминается и в Новом завете — центральном тексте христианской религии. Иисус, мир ему, упоминает его как своего предшественника и учителя, упрекая современных ему иудейских учителей, которые отступили от его наследия (хотя на словах называют себя последователями дела Моисея).

Муса, мир ему, в Коране

Не меньшим почтением фигура пророка Моисея, мир ему, окружена и в Исламе. Он почитается и как пророк, и как посланник Всевышнего — то есть, как человек, которому было ниспослано божественное Писание и откровение от Всевышнего с особенными законами и повелениями. История пророка Мусы, мир ему, в Коране и исламской традиции практически идентична тому, что говорится о нем в Торе и Библии, с небольшими расхождениями в деталях.

В Коране и комментариях исламских богословов к аятам Корана дается очень широкий взгляд на историю Моисея, мир ему. Он упоминается в Коране 120 раз — в нескольких сурах Корана. Эти рассказы представляют собой не только интересные и захватывающие повествования, но в них содержится множество уроков и наставлений для всех людей. В частности, первые 45 аятов 28-й суры, которая называется «Аль-Касас» (Рассказ, Повествование) посвящены исключительно истории Мусы, мир ему, — с момента его рождения до того момента, как ему было ниспослано откровение от Всевышнего. В других сурах Корана поясняются более мелкие детали его жизни.

Пророк Муса, мир ему, родился во времена угнетения и политической тирании. Египтом правил жестокий и сумасбродный правитель-фараон, который объявил себя богом и не желал признавать никаких других повелений, кроме своих собственных желаний. В частности, он жестоко угнетал евреев, живших в Египте, (как мы помним, их предки прибыли туда вместе с пророком Якубом, мир ему, и его сыновьями — в частности, благодаря пророку Юсуфу, мир ему, бывшему в то время министром у прежнего фараона).

Несмотря на тяжелую работу, которой египетские надсмотрщики нагружали бану Исраиль, евреи чрезвычайно умножились в числе во время рабства в Египте (продолжавшегося, по преданию, около двухсот лет). Так что фараон в конце концов стал беспокоиться за свою власть — видя увеличивающееся количество этих пришельцев в своей стране. В итоге он приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков, оставляя в живых только девочек. Есть предания, которые приводят комментаторы Корана, что фараону было предсказано его советниками-мудрецами, что скоро среди евреев должен родиться мальчик, который свергнет его с престола и выведет евреев из Египта, поэтому его гнев был обращен именно против еврейских мальчиков.

В год рождения Мусы, мир ему, новорожденных сынов Израилевых обычно казнили. Египетские стражники бродили по улицам, ожидая крика новорожденного. Так что любая женщина, которая должна была родить ребенка, испытывала огромный страх за будущее своего ребенка. Однако, мать Мусы, мир ему, проявила в этой ситуации незаурядное мужество и упование на Бога — она не пожелала отдать ребенка египетским стражникам, но положила его в корзину и опустила в реку Нил, надеясь на милость Всевышнего к ее ребенку.

Здесь мы видим первый урок, который можно вывести из этой истории. Когда вам кажется, что выхода из вашего положения уже нет, положитесь на Всевышнего и спросите себя — как бы вы поступили, чтобы заслужить Его довольства? И именно тогда, когда кажется, что выхода уже нет, ваша проблема неожиданно получает благополучное разрешение.

Корзину с ребенком заметила жена фараона — комментаторы говорят, что ее звали Асия (по библейскому преданию, это была дочь фараона), которая вышла к реке купаться вместе со своими служанками. И поскольку у нее не было своих детей, она взяла этого ребенка на воспитание и вырастила как своего сына. Предания сообщают, что ребенок наотрез отказывался брать грудь какой-либо египетской кормилицы, но сестра Мусы, мир ему, пришла во дворец и сказала, что ее мать может выкормить ребенка — так маленький Муса, мир ему, вновь оказался в объятиях своей матери.

Иными словами, человек может много планировать и замышлять, но Божественное Предопределение всегда имеет приоритет.

Твердость и мужество Мусы, мир ему

Как говорят комментаторы Корана, Асия, жена фараона, тайно придерживалась религии единобожия и поэтому, разумеется, не считала своего мужа-фараона божеством — как он требовал от всех своих подданных.

Исламские ученые говорят, что родная мать Мусы, мир ему, смогла жить во дворце благодаря своей роли кормилицы. Вот один из аспектов характера Мусы, мир ему, о котором мы не получаем представления из Библии — Муса, мир ему, был воспитан двумя очень сильными и набожными женщинами. По этой причине юноша Муса, мир ему, вырос сильным и мужественным человеком. В хадисах рассказано, что в итоге Асия была жестоко замучена своим мужем-тираном за свою твердость в вере в Единого Всевышнего.

Согласно Исламу, Моисей был очень сильным; он обладал сильным характером и крепким телосложением. Он заступался за более слабых членов общества, и именно это привело его к тому, что когда он вышел из дворца и оказался на улице, он стал свидетелем драки египтянина и еврея. Он заступился за еврея и случайно убил египтянина — поскольку обладал очень большой силой. Это событие вынудило его оставить Египет и бежать от преследований фараона и его людей в Мадьян, где он знакомится с пророком Шуайбом, мир ему, (Итро или Иофор в библейской традиции) и женится на одной из его дочерей.

Именно в Мадьяне Всевышний впервые обращается к Мусе, мир ему, призывая на пророческое служение, чтобы бросить вызов фараону и его тирании, и освободить евреев из рабства. Согласно библейской традиции, Моисей, мир ему, не сразу соглашается на это, приводя разные доводы, что он простой человек и не подходит для этой высокой миссии, но Всевышний в итоге заставляет его повиноваться. В Коране же ничего не упоминается об этом — здесь Муса, мир ему, сразу подчиняется возложенной на него миссии, попросив только о том, чтобы его сопровождал его брат Харун (Аарон), мир ему. Муса, мир ему, хотел, чтобы его брат Харун, мир ему, был его товарищем в пророчестве и в этой опасной миссии, поскольку он также был сильным и обладал замечательным красноречием и даром убеждения, а также был верным и надежным товарищем своему брату.

В итоге пророчество даруется и Мусе, и Харуну, мир им, так что вместе они образуют очень сильную и внушительную команду. Эта история — братской дружбы и поддержки — также говорит о многом. Если у человека есть надежные спутники и помощники, объединенные с ним в единстве преданности Всевышнему и в праведности, они непобедимы даже против самого устрашающего врага. Как говорится в Священном Коране и комментариях к нему, Харун, мир ему, никогда не ревновал к своему брату — признавая его старшинство и первенство, наоборот, он радовался, что может быть ему поддержкой и опорой.

В итоге братья-пророки отправляются к фараону и передают ему послание Всевышнего — призывая фараона подчиниться Богу и отказаться от глупых претензий на божественность. Всевышний специально оговаривает необходимость говорить с фараоном «мягко, чтобы он опомнился или убоялся (наказания Аллаха)». В этом содержится еще один урок — человек, призывающий к истине, должен сам быть примером благого нрава и обладать хорошими манерами. Нельзя вести себя грубо, дерзко, вызывающе — это лишь оттолкнет людей, а не приблизит к Богу.

Чудеса и знамения Мусы, мир ему

Чтобы сделать каждого пророка убедительным в его конкретном времени и месте, Бог даровал им чудеса, которые были актуальны в той современности и понятны людям, к которым они были посланы.

Поскольку в Египте широкое распространение получила магия и колдовство, то чудеса (муджизат), дарованные Мусе, мир ему, когда его посох, как говорится в Священном Коране, превратился в змею, а рука стала белой и блестящей, привлекли внимание людей. В это время многие люди в Египте занимались магией, и даже существовали школы, где преподавались уроки магии и иллюзий. Колдуны и жрецы фараона попробовали повторить это чудо, но у них не вышло ничего стоящего — в итоге змея Мусы, мир ему, проглотила посохи всех египетских чародеев. Так что колдуны фараона, видя столь явное преимущество пророка Единого Бога, признаются в своем бессилии и раскаиваются в своих заблуждениях и покорились Всевышнему, за что фараон также велит казнить их мучительной смертью.

Сам фараон, однако, раскаиваться не желает, вызывающе утверждая, что чудеса Мусы, мир ему, — это всего лишь магические фокусы и иллюзии. Подобное упорство в заблуждениях в итоге и приводит фараона к его печальному концу, который в конце концов его постигает.

История о разделении Красного моря знакома иудеям, христианам и мусульманам, а также киноманам благодаря киноверсии блокбастера «Десять заповедей». Несмотря на данную схожесть этой истории, судьба фараона в Исламе, конечно, совсем иная. Стоит помнить, что у фараона было достаточно возможностей прислушаться к Божьему посланию.

Чтобы заставить его подчиниться приказу Мусы, мир ему, и отпустить бану Исраиль из Египта, Всевышний посылает на египетскую землю множество разных несчастий — в частности, воды Нила становятся красными как кровь, людей постигают различные болезни и неприятности (в библейской традиции это называется «казнями египетскими»).

В итоге часть населения Египта принимает религию Мусы и Харуна, мир им, бунтует против фараона, вынуждая его согласиться на требование Мусы отпустить бану Исраиль и подчиниться Всевышнему. Евреи уходят, но фараон преследует их, дойдя со своим войском до Красного моря. Видя огромное войско фараона, которое вот-вот нагонит их, народ Мусы, мир ему, приходит в ужас и отчаяние — ведь бежать им некуда, впереди только бескрайние морские воды! Тогда Всевышний приказывает Мусе, мир ему, ударить своим посохом по морю, и случается очередное чудо — воды моря расступаются, пропуская народ пройти по дну моря как по суше. Фараон и его приближенные в ослеплении бросаются вслед за бану Исраиль, однако морские воды, пропустив евреев, вновь возвращаются на свое место, накрывая всю египетскую армию и самого фараона. Погибая в волнах моря, фараон наконец обращается к Богу, признавая истину и раскаиваясь, но Всевышний говорит ему, что слишком поздно, его раскаяние не принимается.

Ибн Касир, известный исламский историк, так описывает смерть фараона:

«Занавес опустился над тиранией фараона, и волны выбросили его труп на западный берег моря. Египтяне увидели его мертвое тело и поняли, что бог, которому они поклонялись и которому подчинялись, был простым человеком, который не мог отвести смерть даже от себя самого».

Коран далее говорит нам, что тело фараона будет сохранено в качестве назидания людям — и действительно, мумии многих фараонов мы можем видеть в современных музеях (точно не известно, какой из египетских фараонов был современником Мусы, мир ему — есть версия, что это был фараон Рамзес II). Историки говорят, что многие египетские фараоны претендовали на божественность — считая себя потомками солнечного божества Амона-Ра, однако, впоследствии смерть постигала их так же, как и самого последнего из их подданных, что показывало окружающим, что они — всего лишь смертные люди. И те люди, которых при их жизни окружал небывалый почет и поклонение тысяч людей, в настоящее время лежат как недвижные экспонаты на музейных витринах, уже не пробуждая ни в ком страха или благоговения, но только праздное любопытство.

Итак, как мы сказали выше, истории пророков, рассказанные в Коране, приводятся не только для того, чтобы вызвать интерес у читателей, но, прежде всего, для наставления и назидания. Пророки в Коране всегда являются достойными образцами для подражания, при том, что это такие же люди, которые сталкиваются с теми же испытаниями и невзгодами, что и среднестатистический человек в любую эпоху. Мы можем учиться у них и пытаться подражать их хорошим качествам, и их истории вселяют в нас надежду.

В частности, история Мусы, мир ему, показывает нам, что человек, стоящий на истине, может бросить вызов самой жестокой и могущественной власти, и выйти в итоге победителем в этом споре, поскольку за ним стоит Сам Творец мира, «который над всякой вещью мощен».

Image

Image

Image

Почувствуй боль своей уммы

Существенной частью исламского образа жизни является такой момент, что каждый отдельный верующий чувствует себя частью единого тела или о…

Image

Хатыб аш-Ширбини

Имам Хатыб аш-Ширбини — ученый, стоявший на страже веры путем составление полезных научных трудов, как об этом сказал аш-Ша’рани в «Лятаи…

Месяц Раджаб занимает особое место в мусульманском календаре, ведь он является одним из четырех священных месяцев, упоминаемых в Священном Коране как «хурум»:

«Поистине, число месяцев у Господа ‒ двенадцать, в Писании Его. И это с того дня, когда сотворил Он небеса и землю. Из них четыре ‒ «хурум», запретных, священных. Это ‒ стойкая религия. Не причиняйте же зла самим себе в эти месяцы» (Священный Коран, 9:36).

Говоря о месяце Раджаб, мы вспоминаем чудесное событие, подтверждающее истинность пророческой миссии Мухаммада ‒ ночное путешествие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и вознесение его на Седьмое небо. По мнению части мусульманских ученых, оно произошло именно в месяце Раджаб, в ночь с 26-го на 27-й день. Хотя нужно отметить, что абсолютно точного определения даты нет. Существуют различные мнения относительно ночи, месяца и года вознесения.

Сподвижники заключительного Божьего посланника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) уделяли больше внимания тому, где есть указания на запретность и дозволенность, где есть побуждение к совершению определенных действий. С данным событием не связан ни пост, ни ночные молитвы. Вместе с этим в мусульманской среде в последние столетия утвердилась практика празднования Исра Мирадж именно 27 ночь месяца Раджаб. На самом деле не важна дата, а важна суть и огромная значимость данного события.

В честь этого удивительного события названа 17-ая сура Священного Корана «аль-Исра», начинающаяся словами:

«Свят тот, Кто перенес Своего раба, чтобы показать ему некоторые из знамений Наших, из Заповедной мечети («аль-масджид аль-харам») в мечеть Отдаленную («аль-масджид аль-акса»), окрестности которой Мы благословили. Он [Всевышний Аллах] Слышащий, Видящий» (Св. Коран, 17:1)

Интересен тот факт, что в Священном Коране и Кааба, и Храм в Иерусалиме названы словом «масджид», то есть местом, где совершается земной поклон пред Властелином всего и вся, Всевышним Аллахом.

А являлись ли эти два храма местом поклонения Единому и Единственному Создателю в период вознесения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?

Чудо ночного путешествия произошло в мекканский период, когда Кааба была заполнена всевозможными идолами, пред которыми ежедневно приносились жертвы и совершались обряды поклонения. Что касается Храма в Иерусалиме, то он оставался одним из центров христианства аж до периода правления второго праведного халифа ‘Умара (да будет доволен им Аллах).

Всевышний, Которому известно все о прошлом, настоящем и будущем, когда Посланник и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) подвергались гонениям, назвав эти два храма «масджидом», указал на то, что данный этап близится к завершению, настало время перехода духовного руководства от одной религиозной общины к другой, которая и должна стать источником праведности и благочестия.

Мекканский период призыва был очень тяжелым временем для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из-за постоянных нападок, унижений, притеснений со стороны курайшитов, особенно усилившихся после смерти его дяди, Абу Талиба и жены Хадиджи, являвшихся верной опорой и защитой.

Чуду перенесения и вознесения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предшествовали тяжелейшие годы, а именно ‒ более десяти лет.  Например, курайшитами была дана клятва, что они не будут заключать браки и совершать торговые сделки с родами бану Хашим и Абдуль-мутталиб, встречаться и общаться с ними, заходить в их дома и разговаривать, пока те не выдадут им посланника Аллаха для расправы. Все верующие и неверующие из числа хашимитов отделились и сосредоточились в долине Абу Талиба. Возможные пути доставки к ним продовольствия и всего жизненно необходимого были перекрыты. Люди вынуждены были употреблять в пищу листья деревьев и кожу животных. С той стороны, где они находились, доносились мучительные возгласы страдавших от голода женщин и детей. В таком трудном положении они пребывали целых три года.

Затем наступил год, запечатленный в истории Ислама как год скорби и печали. В тот год из жизни ушли два человека, являвшихся надежной опорой и поддержкой для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это его дядя Абу Талиб и мать правоверных, госпожа женщин в Раю, высокочтимая Хадиджа (да будет доволен ею Аллах)

Абу Талиб был до последнего верен слову оберегать Мухаммада, которое он дал своему отцу Абдуль-мутталибу. Абу Талиб действительно обеспечивал Пророку нужную защиту и, по сути дела, был той крепостью, что позволяла исламскому призыву защищаться от нападок предводителей курайшитов и враждебно настроенных людей.

Через некоторое время после смерти Абу Талиба скончалась и мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Она умерла в Рамадан, в десятом году от начала пророчества.

Хадиджа была одной из великих милостей Аллаха, оказанных Им пророку. Она прожила с ним четверть века, поддерживая его в период тревог как морально, так и материально, помогая доводить до людей Слово Божье, разделяя с Мухаммадом трудности возложенной миссии. Посланник Аллаха так вспоминал о ней:

آمَنَتْ بِي حِينَ كَفَرَ بِي النَّاسُ ، وَ صَدَّقَتْنِي حِينَ كَذَّبَنِي النَّاسُ ، وَ أَشْركَتْنِي فِي مَالِهَا حِينَ حَرَمَنِي النَّاسُ…

«Она уверовала в меня тогда, когда люди в меня не верили. Поверила мне, когда люди объявили меня лжецом. Поделилась со мной тем, что имела, когда люди отказали мне…» (Аль-Мубаракфурий С. Ар-рахик аль-махтум. С. 114).

Приводится достоверный хадис: «Однажды Джабраил (Гавриил) явился к Пророку и сказал:

يا رسول الله هذه خديجة، قَدْ أَتَتْ، مَعَهَا إِنَاءٌ فِيهِ إِدَامٌ أَوْ طَعَامٌ أَوْ شَرَابٌ ، فَإِذَا هي أتتك فاقْرَأْ عَلَيْهَا السَّلاَمَ مِنْ رَبِّهَا، وَ بَشِّرْهَا بِبَيْتٍ فِي الْجَنَّةِ مِنْ قَصَبٍ لا صَخَبَ فِيهِ وَ لاَ نَصَبَ.

«О посланник Аллаха, Хадиджа приготовила для тебя еду. Когда она подойдет к тебе, поприветствуй ее от имени Господа и от моего имени и порадуй ее благой вестью о том, что в Раю ее ждет дом из полого жемчуга, где не будет шума и где не будет она знать усталости» (Аль-Мубаракфурий С. Ар-рахик аль-махтум. С. 114).

В этом отчаянном положении Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправился в город Таиф в надежде на то, что его жители ответят на призыв или предоставят ему убежище. Однако и там он не нашел ни убежища, ни поддержки. Более того, в Таифе ему нанесли новые обиды и оскорбления, подобных которым он не видел даже от курайшитов.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) провел в Таифе десять дней, встречаясь с людьми и призывая уверовать в Единого Бога, но все они восклицали: «Уходи из нашего города!» Когда же он уходил, эти люди вместе с рабами следовали за ним, понося его, громко вопя и закидывая камнями. Боль и унижения… Зайд ибн Харис, явившийся тогда живым щитом, прикрывавшим Пророка, получил глубокие раны. И это продолжалось до тех пор, пока Пророк не добрался до виноградника, находившегося на расстоянии трех миль от Таифа. Только тогда нападавшие отстали. Измученный Посланник подошел к виноградному кусту и сел в его тени, а позже воззвал к Аллаху с удивительной мольбой:

اللهم إِلَيْكَ أَشْكُو ضَعْفَ قُوَّتِي ، وَ قِلَّةَ حِيلَتِي ، وَ هَوَانِي عَلَى النَّاسِ، يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ ، أَنْتَ رَبُّ الْمُسْتَضْعَفِينَ ، وَ أَنْتَ رَبِّي ، إِلَى مَنْ تَكِلُنِي، إِلَى بَعِيدٍ يَتَجَهَّمُنِي؟ أَمْ إِلَى عَدُوٍّ مَلَّكْتَهُ أَمْرِي؟ إِنْ لَمْ يَكُنْ بِكَ عَلَيَّ غَضَبٌ فَلاَ أُبَالِي، وَ لَكِنْ عَافِيَتُكَ هِيَ أَوْسَعُ لِي، أعوذ بِنُورِ وَجْهِكَ الذِي أَشْرَقَتْ لَهُ الظُّلُمَاتُ ، وَ صَلُحَ عَلَيْهِ أَمْرُ الدنيا و الآخرة مِنْ أَنْ تُنْزِلَ بِي غَضَبَكَ ، أَوْ يَحُلَّ عَلَىَّ سَخَطُكَ، لك العُتْبَى حَتَّى تَرْضَى و لا حول و لا قوة إلا بك.

«О Аллах, Тебе я жалуюсь на недостаток сил и унижение среди людей! О Милосерднейший из милосердных, Ты ‒ Господь слабых. Кому Ты вверил меня? Далекому ли, который хмурится при виде меня, или врагу, которому Ты отдал во власть дела мои? Если Ты не гневаешься на меня, то мне не о чем беспокоиться, но если Ты избавишь меня от подобного, мне будет легче. Прибегаю к защите света лика Твоего, который разгоняет мрак и приводит в порядок дела мира этого и мира вечного, от того, чтобы постиг меня Твой гнев или настигла Твоя ярость. Ради Тебя я буду отказываться от ненавистного Тебе, чтобы Ты был доволен мной. Нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя» (См.: Аль-Мубаракфурий С. Ар-рахик аль-махтум. С. 125).

Мольба эта была наполнена, с одной стороны, верностью Всевышнему, боязнью Его гнева, преданностью возложенной пророческой миссии, а с другой ‒ печалью из-за обрушившихся на него бедствий, а также сожалением о том, что люди не внемлют его призыву…

По Божественному замыслу: «Воистину, с тяжестью ‒ легкость. Поистине, с тяжестью ‒ легкость» (Св. Коран, 94:5-6) в этот тяжелый период Господь дарует Пророку Божественное чудо: в мгновение ока переносит его в сопровождении ангела Джабраила (Гавриила) из Мекки в Иерусалим, где, по воле Всевышнего, он совершает молитву в качестве имама во главе всех бывших до него пророков.

Затем Посланник был вознесен на каждый из семи небесных сводов. Аллах посадил его во главе с ангелом Джабраилом на ангельское животное Бурак и пронес, словно молнию, через небеса. Проведя через все уровни, он показал Свое Божественное Господство, и, дав увидеть пребывающих на небесах каждого из пророков, являющихся его братьями, довел до самой высшей точки ‒ «сидратуль-мунтаха» и удостоил его встречи и беседы с Собой. Всевышний в этом путешествии показал Своему любимцу все Свои прекрасные имена, проявляющиеся в Его творениях, в Божьем управлении и созидании, продемонстрировал абсолютное Господство и Божественную Заботу на каждом из уровней небес. Целью мираджа (вознесения) было открыть пророку Мухаммаду все человеческое совершенство и удостоить всех Божественных проявлений, дать обозреть все уровни Вселенной, чтобы затем он мог приоткрыть людям некоторые тайны мира и сообщить о том, чем будет доволен Всевышний. Пророку были показаны Рай и Ад. Господь показал ему души шахидов, которые стояли справа от Адама и души грешников, которые стояли слева.

В этом путешествии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел стража Ада Малика, который никогда не улыбается и на его лице никогда не бывает радости. Кроме того он увидел людей бесправно проедавших имущество сирот. Их губы были подобны губам верблюдов, а в рот им бросали еду подобную большим огненным камням, которые выходили у них сзади. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел ростовщиков с огромными животами из-за величины которых они не могли сдвинуться с места, а когда вели людей из числа приспешников фараона они проходили по ним топча их. Он лицезрел прелюбодеев перед которыми лежит свежее мясо и тухлое зловонное, а едят они тухлое не прикасаясь к свежему. Он увидел подвешенных за соски женщин, которые приносили мужьям не рожденных от них детей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел людей, которые огненными ножницами отрезают себе губы. Пророк спросил у Джабраиля: «Кто эти люди?»

Джабраил ответил: «Это проповедники из твоей уммы, которые призывали людей к благому, но забывали самих себя».

Эти наказания, показанные Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)  очень важны для нас. Мы должны уметь чувствовать мирскую жизнь, понимать и осознавать то, что мы последователи Божьего Посланника, а наше следование проявлялось в повседневной жизни, чтобы уметь соблюдать те предписания, где есть обязательное и запрещённое.

Наряду с этим, только Аллаху и пророку известны подробности и обстоятельства, имевшие место во время Мираджа. Здесь неопровержимым является тот факт, что посланник Аллаха видел проявления во время Вознесения не в своем воображении, он видел их как истину, которую подтвердили также его сердце и совесть.

«И закрывало (прикрывало) тогда запредельную черту (крайний предел) то, что закрывало [из особых созданий, сотворенных Господом и доподлинно известных лишь Ему]. Взор не уклонился [не ушел ни вправо, ни влево] и не перешел [определенной для него] границы [был сосредоточен на том, что должен был увидеть]. Действительно, он [Мухаммад] видел [на том запредельном уровне] величайшие знамения Господа своего»(Священный Коран, 53:16-18)

Вот один из хадисов о вознесении Пророка, который чаще других приводится в пример:

Сообщается со слов Малика бин Са‘са‘а (да будет доволен им Аллах ) что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал ему о ночном путешествии следующее:

«Когда я лежал в аль-Хатиме  (или, возможно, он сказал: в Хиджре), кто-то неожиданно явился ко мне и рассёк». (Катада, один из передатчиков хадиса сказал: «Я слышал, как Анас говорил: «Рассёк от сих (пределов) до сих». Я спросил Аль-Джаруда, который был рядом со мной: «Что он имеет в виду?» На что он сказал: «От углубления верхней части груди между двумя ключицами до низа живота». Также я слышал, что он говорил: «От верхней части груди до низа живота»).
«…Затем извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли, потом наполнили его (верой), потом вернули его (на прежнее) место, а потом ко мне подвели животное белого цвета меньше мула, но больше осла». (Аль-Джаруд спросил: «О Абу Хамза! Это животное – «Аль-Бурак?» Анас ответил: «Да».
«…Это животное способно одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором.
Потом меня посадили на это животное, и Джабраил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты. Когда я достиг низшего неба, то увидел там Адама. Джабраил сказал: “Это — твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”
Затем Джабраил вознёсся со мной ко второму небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты. Когда я достиг (второго неба), то увидел там Йахйу и ‘Ису, являющихся двоюродными братьями со стороны матери. Джабраил сказал: “Это — Йахйа и ‘Иса, поприветствуй же их!” Я поприветствовал их, и они ответили на приветствие, после чего сказали: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”
Затем он вознёсся со мной к третьему небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг третьего неба, то увидел там Йусуфа. Джабраил сказал: “Это — Йусуф, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”
Затем он вознёсся со мной к четвёртому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг четвёртого неба, то увидел там Идриса. Джабарил сказал: “Это ‒ Идрис, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”
Затем он вознёсся со мной к пятому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг пятого неба, то увидел там Харуна. Джабраил сказал: “Это ‒ Харун, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”
Затем он вознёсся со мной к шестому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг шестого неба, то увидел там Мусу. Джабраил сказал: “Это ‒Муса, поприветствуй же его!” ‒ и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” – когда же я покидал его, он заплакал. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать?” – и он сказал: “Я плачу по той причине, что после меня был послан к людям молодой человек, и в Рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”
А затем Джабраил вознёсся со мной к седьмому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” ‒ и когда я достиг седьмого неба, то увидел там Ибрахима. Джабраил сказал: “Это ‒ твой отец, поприветствуй же его!” ‒ и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”
А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха), и оказалось, что плоды его по размерам подобны кувшинам из Хаджара, а его листья ‒слоновьим ушам. Джабраил сказал: “Это ‒ лотос крайнего предела”. И оказалось, что там текут четыре реки, две из которых являются скрытыми, а две ‒ видимыми. Я спросил: “Что это за два вида рек, о Джабраил?” Он ответил: “Что касается скрытых рек, то это две реки, текущие в раю, что же касается двух видимых, то это ‒ Нил и Евфрат”.
А потом мне был показан Священный Дом (аль-байт aль-ма‘мур), в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов.
Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я взял молоко, а Джабраил сказал: “Твой выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой будешь придерживаться ты и твоя община”.
После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв, а именно ‒пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. Муса сказал: “Члены твоей общины не смогут совершать по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!”
Я вернулся, и Аллах уменьшил это количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое.
Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. Муса сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день! Поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!” И, уходя оттуда, я услышал голос: “Я передал то, чего Я требую, и облегчил Своим рабам”» (св. хадисов Аль-Бухари (3887)).

Ибн Касир в тафсире к упомянутому в начале статьи аяту сказал: 

«Аль-Хафиз Абу Аль-Хаттаб Умар ибн Дихьйя в своей книге «Ат-тануир фи маулид ас-сирадж аль-мунир» упомянул хадис о ночном перенесении пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданный со слов Анаса, подробно и прекрасно разъяснив его, сделав полезные выводы, а затем сказав: “Хадис о ночном перенесении передаётся от огромного числа передатчиков: от Умара ибн Аль-Хаттаба, от Али, от Ибн Мас’уда, от Абу Зарра, от Малика ибн Са‘са‘а, от Абу Хурейры,  от Абу Са’ида, от Ибн Аббаса». Затем он перечислил ещё семнадцать имён сподвижников, которые сообщили эту историю, после чего, продолжив, сказал): «Некоторые привели историю полностью, некоторые – в сокращенном виде. И несмотря на то что часть риваятов не соответствует условиям достоверности, мусульмане единогласны по поводу достоверности события ночного перенесения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Не верят в это только безбожники и еретики»». [См.:Тафсир Аль-Кур’ан аль-‘Азыйм, Ибн Касир, 8/434-435].

После всего случившегося выйдя к своим соплеменникам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал обо всех величайших знамениях, которые показал  Всевышний Аллах. Пророк, осознавая реакцию восприятия своего народа, несмотря на просьбы близких не рассказывать о случившемся, утаивать увиденное и не думал.

Люди, услышав рассказ Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) принялись обвинять его во лжи и наносить обиды. Неверующие ещё больше усилились в своём неверии, а слабые в вере впали в сомнения.  Они решили его разоблачить, потребовав описать Храм в Иерусалиме, чтобы посещавшие те места курайшиты установили неправду. Всевышний Аллах даровал ему свою помощь.

«Когда курайшиты обвинили меня во лжи я встал в местечке Хиджр и Всевышний представил передо мною Храм в Иерусалиме. Я начал  им сообщать о тонкостях об особенностях, о знамениях этого Храма подобно тому что я на него смотрю» (св. хадисов аль-Бухари и Муслима).

Из услышанного мекканцы ничего не могли опровергнуть или оспорить, но их сомнения, неверие не давали  поверить в это. Так же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о прибывающем караване и убежавшем одном верблюде шедшем первым. Люди устремились к вратам Мекки в ожидании каравана. Всё было так, как рассказал заключительный Божий посланник (да благословит его Аллах и приветствует).

Однако люди решили обратиться к Абу Бакру, чтобы внести  сомнения в его сердце. Они обратились так: «Абу Бакр знаешь ли ты об утверждениях твоего друга, что якобы ночью он был перенесён из Мекки в Иерусалим, а потом вознесён аж на небеса». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) переспросил: «Это говорит Мухаммад?» Услышав положительный ответ он произнёс: «Если так говорит Пророк, то это истина. Я верю в большее, в то что к нему нисходит послание от самого Господа миров». После этого за Абу Бакром закрепилось прозвище «Сыддык», что переводится как «Подтверждающий правоту».

Будучи вознесенным на самую высокую ступень, недосягаемую даже для ангелов, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся с особым неземным подарком ‒ обязанностью совершать ежедневную пятикратную молитву.

Все Божественные предписания были установлены на земле, лишь обязательство выполнения молитвы было вменено людям на небесах [См.: Аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия. С. 108–115].

Намаз (молитва) ‒ это мирадж (вознесение) верующего

В молитве ежедневно каждый в состоянии духом вознестись ко Всевышнему. Ведь вставая на молитву и на какие-то мгновения отрешаясь от мирской суеты, ты трепетно взываешь к тому, Кто ближе к тебе, чем ты сам к себе, ты просишь Щедрейшего из щедрых, ты вступаешь в диалог с Властелином всего и вся. В этом диалоге речь Всевышнего ‒ в мире сверхчувственной реальности.

Это подтверждают слова Господа, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует):

«Я разделил молитву между Мною и рабом Моим на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лиль-ляхи раббиль-алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой». Когда скажет: «Ар-рахманир-рахим» («Милость Которого вечна и безгранична»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой». Когда скажет: «Малики яумид-дин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой». Когда скажет: «Иййяке набуду ва иййякя настаин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это между Мною и рабом Моим. Рабу Моему то, что он просит». Когда скажет: «Ихдинас-сыраталь-мустакым, сыратал-лязина анамта алейхим гайриль-магдуби алейхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые пребывают в заблуждении»), то скажу: «Это ‒ рабу Моему. И ему [дам] то, что он просит» ( Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 169, хадис № 395).

Всевышний, проведя Своего избранника через многие испытания, длившиеся более десяти лет, дарует ему возможность воочию увидеть многие знамения, сокрытые до определенного момента от людей. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) достиг таких высот, которых доселе никому не дано было достичь. Он мог бы возжелать остаться там, но предпочел райским красотам мирскую обитель, в которой его ждали еще многие испытания и лишения. Так же и в Судный День, когда врата в райскую обитель будут настежь распахнуты перед ним, он скажет: «Уммати (Последователи мои)!»

Факт вознесения явно указывает на то, что трудности и проблемы в мирской жизни неизбежны, но лишь при их преодолении и внутренней стойкости Всевышний возносит человека на неимоверные высоты как в мирском, так и в вечном. Для сильных, волевых, целеустремленных людей отсутствие проблем равносильно пустоте или даже смерти.

При возникновении непредвиденных испытаний важно, чтобы вся энергия была сосредоточена на том, что можно сделать. Нельзя позволять себе сокрушаться о том, что уже случилось, или беспокоиться о чем-то, на что мы не в силах повлиять.

وَقُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي لَمْ يَتَّخِذْ وَلَدًا وَلَمْ يَكُن لَّهُ شَرِيكٌ فِي الْمُلْكِ وَلَمْ يَكُن لَّهُ وَلِيٌّ مِّنَ الذُّلِّ وَكَبِّرْهُ تَكْبِيرًا

Уа Кулиль-ХамдуЛилляхаль-Лязи Лям Йаттахиз Уалядаан Уа Лям Йакун Ляху Шарикун Филь-Мульки Уа Лям Йакун Ляху Уа Лийун Миназ-Зулли Уа Каббирху Такбираа.

«Скажи: «Хвала Богу, у Которого нет детей, и нет равных Ему [богов и божеств, выдуманных людьми], с кем Он делил бы Свою власть. У Него нет покровителей, в ком Он нуждался бы для защиты от унижений или оскорблений (ничто и никто не может принизить Его)». Возвеличивай Его возвеличиванием [Он выше всего и вся, нет равных Ему]» (Священный Коран, 17:111).

В хадисах имеется упоминание о том, что чтение данного аята в оригинале (на арабском языке) придает человеку сил, мощи и величия, например, при прочтении его семь раз. В случае непреодолимых, на первый взгляд, трудностей полезно читать этот аят и определенно молить Всевышнего о благополучном исходе из сложившейся ситуации [См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 205, 209, 211].

Не позволяйте себе, бездействуя, сетовать на судьбу. Найдите силы принять любую трудную ситуацию. Нельзя опускать руки и начинать преждевременно себя оплакивать. Поддаться унынию ‒ значит впустую растрачивать физические и душевные силы. Нет другой альтернативы, чем делать то, что можешь и должен.

«И моли (проси) [ночью ли, днем ли] словами «рабби адхыльни мудхаля сыдкын, ва ахриджни мухраджа сыдкын, вадж‘аль ли миль-лядункя султонан-насыра» (Господи, предоставь мне возможность благополучно и правдиво (честно, искренне) войти [в новый день, в новые жизненные обстоятельства и возможности; в новое окружение, в новую должность или статус] и благополучно выйти! [Господи, благодатно введи меня и проведи; благослови преодолеть препятствия, реализовать все новое, появляющееся на моем жизненном пути, причем с пользой и без негативных последствий.] Дай мне власть (господство, необходимые преимущества), которые помогли бы мне!)» (Священный Коран, 17:80).

Нам всем и всегда выпадают жизненные испытания. Нужно принять это как закон мирского бытия и не позволять бедам одерживать верх над собой, не позволять негативу опустошить и растоптать нас. Осмысление того, что мы можем и должны предпринять в сложившейся ситуации, не только сделает нас сильнее, но даст возможность вырасти духовно пред своим Создателем. Помогайте друг другу в преодолении невзгод и испытаний!

Пусть пример нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) всегда окрыляет нас на новые победы и новые высокие достижения! Ведь важно добиваться довольства Всевышнего делами, терпением и усердием!

В этом году 2021, в ночь с 26 на 27 месяца Раджаб, или со 10 на 11 марта  по милади, правоверные во всем мире отмечают важную дату в мусульманском календаре – Лейлят аль-Исра валь-Ми’радж.

  • Рассказ про приставки пре и при
  • Рассказ про приключения на английском
  • Рассказ про природное явление радуга
  • Рассказ про природный газ
  • Рассказ про превращение мужчины в женщину