Рассказ про профессию фотограф

Рассказ аркадия хайта: сегодня тти мини уже нет на земле. по нашему обычаю, умершим нельзя приносить цветы, но никто не
Рассказ Аркадия Хайта: «Сегодня тёти Мини уже нет на земле. По нашему обычаю, умершим нельзя приносить цветы, но никто не сказал, что им нельзя дарить рассказы»:Мина Моисеевна, или попросту тётя Миня, была соседкой по квартире моего друга, режиссёра с киностудии имени Горького.

Вот иногда видишь человека всего пять минут, а такое ощущение, что знаешь его всю жизнь. Точно такое же чувство возникло у меня после встречи с Миной Моисеевной.

Рассказ про профессию фотограф

Помню, сидим мы с ней, беседуем. Вдруг — телефонный звонок. Кто-то ошибся номером. Громкий мужской голос, который слышу даже я, кричит:

— Куда я попал?!
— А куда Вы целились? — спрашивает тётя Миня.

Теперь пришла пора сказать, кем же была тётя Миня. Она была профессиональной свахой. Сегодня, в эпоху брачных объявлений и электронных связей, эта профессия кажется ушедшей. Но только не для тех, кто знал Мину Моисеевну.

— Человек должен уметь расхвалить свой товар, — говорила она.
— Реклама — это большое дело. Посмотрите, когда курица несёт яйцо, как она кричит, как она кудахчет. А утка несёт тихо без единого звука. И результат? Куриные яйца все покупают, а про утиные никто даже не слышал. Не было звуковой рекламы!

Не знаю, как она рекламировала своих женихов и невест, но клиентура у неё была обширная, телефон не умолкал с утра до вечера.
Было сплошным удовольствием слушать, как она решает матримониальные дела.

— Алло! Что? Да, я вас помню, Володя. Так что Вы хотите? Чтоб она была молодая, так, красивая, и что ещё? Богатая. Я не поняла, Вам что, нужно три жены? Ах, одна! Но, чтоб она всё это имела. Ясно. Простите, а что вы имеете? Кто Вы по профессии? Учитель зоологии? Хорошо, звоните, будем искать.
— Алло! Кто говорит? Роза Григорьевна? От кого Вы? От Буцхеса. Очень приятно. А что Вы хотите? Жениха? Для кого, для дочки? Нет? А для кого, для внучки? Ах, для себя! Интересно. Если не секрет, сколько Вам исполнилось? Тридцать шесть? А в каком году? Хорошо-хорошо будем искать. Может быть, что-то откопаем.
— Алло, это Яков Абрамович? Хорошо, что я Вас застала. Дорогой мой, мы оба прекрасно знаем, что у вас ужасная дочь, которая не даёт вам жить. Но всё равно, когда я привожу жениха, не надо ему сразу целовать руки и кричать, что он ваш спаситель. Они тут же начинают что-то подозревать!

Когда Мине Моисеевне исполнилось 75, она приняла самое важное решение в своей жизни — уехать в Израиль. И она уехала. Тихо, незаметно, никому ничего не сказав.
Прошли годы, многое в мире изменилось. Советский Союз установил дипломатические отношения с Израилем — и я впервые оказался на Святой земле.
Я сразу же попросил своих друзей отыскать Мину Моисеевну, если она ещё жива, а если нет — хотя бы узнать, где она похоронена.

На следующее утро чуть свет в моём номере зазвонил телефон:
— Алло! Это великий русский писатель Шолохов-Алейхем?
— Тётя Миня! — заорал я. — Это Вы?
— Ну да! Что ты так удивился, будто тебе позвонил Ясир Арафат?

Через пару часов я уже завтракал в её квартире, точь-в-точь копии московской: те же занавески на окнах, те же фотографии на стенах, такой же маленький телевизор, по которому шли всё те же наши передачи.
— Ничего не меняется, — сказала она, перехватив мой взгляд. — Всё как было. Даже профессия у меня та же.
— Как? Вы и здесь сваха?
— Почему нет? Здесь тоже надо соединять женихов и невест. Как говорится, сводить концы с концами.

Дальнейшая часть дня проводилась под аккомпанемент сплошных телефонных разговоров тёти Мини:
— Алло? Слушаю!… Да, я Вас помню. Вы хотели невесту с хорошим приданым. Так вот, можете открывать счёт в банке «Хапоалим» — я вам нашла невесту. За неё дают 50 тысяч шекелей. Что Вы хотите? Посмотреть её фото? Милый мой, за такие деньги я фото не показываю. Получите приданое, купите себе фотоаппарат и снимайте её, сколько влезет!
— Алло? Бокер тов, геверет! — и тётя Миня затараторила на иврите, как пулемёт. — Ненормальная румынская еврейка, — сказала она, положив трубку.
— Денег полно — и она сходит с ума. Не хочет блондина, не хочет брюнета, подавай ей только рыжего! Откуда я знаю, почему? Может, у неё спальня красного цвета, хочет, чтоб муж был точно в цвет!.
— Алло? Ша, что Вы кричите? Кто Вас обманул? Я Вам сразу сказала, что у неё есть ребёнок. Какой позор?… В чём позор?… Ах, ребёнок родился до свадьбы! Так что? Откуда ребёнок мог знать, когда свадьба?…

А я сидел, слушал всё это и умирал от счастья и восторга! Потому что рядом была тётя Миня, потому что, слава Богу, есть то, что в нашей жизни не меняется.
Порой мне кажется, что брось тётю Миню в тундру, в тайгу — и уже через пару дней она будет ходить по чумам, сватать чукчей и эскимосов:
— У меня для Вас потрясающая невеста! Она даже не очень похожа на чукчу, скорее на японочку. Какое приданое?… Какие олени?… Нет, он сошёл с ума! Я ему предлагаю красотку, а он хочет оленей. Да Вы только женитесь — и у вас рога будут больше, чем у оленя!

Сегодня тёти Мини уже нет на земле. По нашему обычаю, умершим нельзя приносить цветы, но никто не сказал, что им нельзя дарить рассказы. Я написал его в память Мины Моисеевны и жалею только о том, что она его не услышит. Иначе она бы непременно сказала:
— Между прочим, про меня мог бы сочинить и получше! К тому же ты забыл вставить мою главную фразу о том, что надо уметь радоваться жизни.

Автор: Аркадий Хайт

Почему совмещение двух и более карьер становится нормой, как это происходит в России и какие проблемы образования стали частью тренда — разбираемся вместе с Иваном Есиным

Об эксперте: Иван Есин, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов. Курирует проект «Билет в будущее», в рамках которого сейчас проходят профориентацию 600 тыс. детей по всей России, а более 5 000 педагогов учатся на базе наработок МГУ, как быть навигаторами для школьников в выборе профессий.

Явление слеш-карьеризма впервые подробно описала американская журналистка Марси Албохер в 2007 году в книге «Один человек/много карьер». Слеш-карьера — это успешное совмещение одним человеком двух и более карьерных треков. Например, искусствовед всю жизнь увлеченно учил английский язык и достиг такого уровня, что пошел его преподавать. Он может сделать преподавание источником дополнительного дохода к основной работе или перейти с постоянной занятости на фриланс и совмещать эти две карьеры равноценно.

Глобально развитию тренда на слеш-карьеру способствует то, что у людей появилось больше свободного времени благодаря развитию инфраструктуры и автоматизации быта, увеличилась продолжительность жизни и вырос рынок фриланса, постоянно появляются новые профессии, а другие остаются в прошлом. В целом рынок труда стал меняться быстрее, а нынешняя экономическая ситуация мотивирует искать дополнительные заработки. В России слеш-карьеризм тоже есть, но у него своя специфика.

Фото:Pexels

Предпосылки слеш-карьеризма в России

Переоценить значимость выбора профессии невозможно: человеку важна самореализация, и с работой он проводит много часов в день, поэтому она должна нравиться. При этом с карьерной траекторией нужно определиться очень рано — еще в школе. Однако, как показывает опрос Министерства просвещения 2019 года, почти у 90% российских школьников эта задача вызывает затруднения: они не знают, кем хотят быть, и не понимают, где искать информацию, которая помогла бы им в этом разобраться. Большинство из них каким-то образом выбирают, какой специальности учиться дальше, но часто делают это неосмысленно.

Исследование ВШЭ показывает, что на образовательные планы школьников больше всего влияет не собственное видение будущего, а родители/опекуны — их ожидания от ребенка, уровень образования и глубина вовлеченности в воспитательный процесс. Взрослые же часто ориентируются на моду и смотрят, какие профессии кажутся наиболее востребованными и денежными. Например, согласно исследованию холдинга «Ромир», сейчас российские родители хотят видеть своих детей врачами, юристами и предпринимателями. В результате ресурсы семей или государства (в зависимости от того, кто оплачивает обучение) уходят на получение профессии, в которой человек возможно не задержится надолго.

Получив диплом по профессии, к которой не лежит душа, или даже раньше, молодой специалист начинает настоящие поиски себя и рассылает резюме в компании, выбор которых может быть таким же неосознанным. Многие работодатели готовы обучать сотрудников на стартовых позициях, но в процессе некоторые новички понимают, что снова ошиблись. Вероятно, они сменят еще несколько компаний, которые напрасно потратят время и усилия на их обучение. В конце концов, кто-то смиряется и работает ради денег, отложив поиск карьеры мечты на потом, а кто-то так и продолжает искать и «скачет» из одной специальности в другую.

Вера Линник, фотограф, вижуал-артист. Ранее работала проджект-менеджером в рекламном агентстве. Сотрудничает с Hugo Boss, ВТБ, Rimmel, Warner Music и другими брендами:

«Моя история достаточно уже клишейная для постсоветского пространства. Занятия живописью с 6 лет, насильственное поступление на факультет менеджмента «потому что так безопасно», работа в рекламных агентствах проджект-менеджером, «потому что какой-то компромисс офиса и творческой среды», и постоянная фрустрация, переходящая в депрессию. Если уж с детства прикоснулся к мечте, она так просто не отпустит. В свободное время я снимала на камеру знакомых, и это привело к случайному первому заказу — съемка выпускного. Дальше были свадьба, детские дни рождения, когда я смогла уйти с работы — корпоративы. Ивенты сейчас забыты как сюрреалистичный пугающий сон, их место заняла реклама для больших брендов и работы с музыкантами/артистами/художниками, и, конечно же, это все того стоило. Мой очевидный совет: меняйте сферу, если чувствуете, что надо. Постепенно, чтобы не сойти с ума, обзавестись нужными контактами и проработать имидж. Но обязательно — верить и слушать тех, кто поддерживает, ведь только их слушать и стоит, а для остального жизнь слишком коротка».

Проблема перепроизводства специалистов

Такой подход к выбору профессии приводит к «перепроизводству» начинающих специалистов. Например, в начале 2000-х годов много говорили о «перепроизводстве» юристов и экономистов. После турбулентных 1990-х годов эти направления стали популярны у абитуриентов, так как казались билетом в стабильное и обеспеченное будущее. В результате молодых кадров в этих профессиях стало больше, чем требовалось рынку, и не все выпускники находили работу по специальности. Исследование Сибирского федерального университета, охватившее 2000–2018 годы, говорит, что за это время потребность рынка в профессионалах с высшим образованием была неизменно ниже, чем количество выпускников (965,5 тыс. выпускников вузов в 2017 году против потребности рынка в 600 тыс. в год).

Фото:Unsplash

И сегодня есть факультеты с высоким конкурсом и те, куда почти никто не стремится. В результате часть абитуриентов идет не туда, куда хотелось, а куда удалось поступить, просто чтобы где-то учиться. Это может быть желанная специальность, но слабый вуз, или совершенно случайно выбранное направление. Если даже эти студенты доучатся до конца, то на выходе из них получатся либо недостаточно квалифицированные кадры, которым будет трудно найти работу по специальности, либо не заинтересованные в своей профессии, которые едва ли захотят искать работу по специальности. Такая ситуация вредит всем участникам рынка труда.

Плюсы и минусы слеш-карьеры

Стала ли слеш-карьера для конкретного человека результатом позитивных факторов или негативных, он будет иметь дело и с плюсами, и с минусами такой стратегии. Как бы хорошо ни звучала идея слеш-карьеризма, в реальности не каждый к нему готов.

Плюсы

  • Гибкая занятость. Вы сами решаете, как совмещать несколько профессий, поэтому можете регулировать график, рабочие часы и нагрузку.
  • Экономическая устойчивость. Если по какой-то причине одно из ваших мест работы перестанет приносить деньги, то у вас есть еще один источник дохода.
  • Меньше вероятность выгореть. Заниматься одним и тем же приедается. Имея вторую карьеру, всегда можно переключиться с одного на другое и меньше уставать.
  • Кросс-функциональность. Каждая из ваших слеш-карьер будет мотивировать к освоению новых навыков. Критически необходимые в одной профессии скиллы могут пригодиться и в другой. Например, менеджерский опыт поможет начинающему шеф-повару эффективнее выстроить процессы на кухне.
  • Больше возможностей для самореализации. Если первая карьера не приносит ощущения самореализации или уперлась в потолок, вторая может дать простор для новых действий.

Минусы

  • Трудности с самоопределением. Слеш-карьера еще не стала нормой. Не всегда получится избежать ощущения, что что-то идет не так. Кроме того, если близким трудно принять вашу вторую карьеру всерьез, это будет подтачивать уверенность в себе.
  • Высокий расход ресурсов. Особенно когда вы только начинаете осваивать вторую профессию. Здесь могут понадобиться деньги и время на обучение, готовность работать бесплатно на портфолио и навыки продажника, чтобы убеждать клиентов обращаться именно к вам, специалисту без опыта.
  • Предвзятое отношение со стороны работодателей. Наниматели могут посчитать, что человек с двумя карьерами к одной из них относится легкомысленно, а настоящий эксперт может быть увлечен только одной узкой темой.
  • Жесткая дисциплина. Чтобы совмещать две карьеры, нужно быть очень хорошим менеджером самому себе. Одна профессия не должна негативно влиять на другую. При этом необходимо держать равновесие и совмещать задачи из обеих областей.

Дмитрий Литвинов, продюсер, кинодистрибьютор, маркетолог, издатель. Генеральный директор группы компаний Planeta Inform. Издатель журнала «Бюллетень кинопрокатчика», в 2013–2015 годах издатель международного журнала Variety в России:

«Для меня ключевым фактором успеха в совмещении разных карьерных «ролей» — издателя, продюсера, дистрибьютора в сфере кино — служит синергия между моими профессиональными обязанностями. Так, возможность издавать ключевой отраслевой ресурс «Бюллетень кинопрокатчика» открывает для меня доступ к аналитике по рынку кино. Это помогает мне оценить потенциал того или иного кинопродукта — будь то фильм, который я продюсирую, или зарубежный проект, права на который хочу купить для российского рынка.

Поскольку профессия продюсера стоит на стыке бизнеса и творчества, в ней я полагаюсь на свое собственное чутье и на опыт работы с дистрибуцией фильмов. Помимо художественных предпочтений, могу опираться на накопленную инсайдерскую экспертизу по тому, где какие проекты пользуются наибольшей популярностью, на что есть спрос, как на уровне b2b, так и на уровне b2c. Например, я сразу понимаю, кто зритель проекта или кто захочет купить его и распространять. В свою очередь, такие рыночные инсайты и понимание творческой стороны помогают мне в курировании работы ключевого отраслевого издания.

Таким образом, одни мои проекты поддерживают другие, и за счет диверсификации работы я могу существенно повышать качество и снижать риски по каждому аспекту своего бизнеса. Я бы посоветовал тем, кто хочет совмещать работу в разных сферах, задуматься о том, как перекинуть мост от одного вашего проекта к другому, чтобы все их аспекты шли друг другу на пользу».

Как проложить здоровый карьерный путь

В идеальном мире будущего слеш-карьера — успешное совмещение двух и более видов занятости ради удовольствия, а не вынужденное решение. Сейчас слеш-карьеризм в России не выглядит так хорошо, как хотелось бы, и не всегда это взвешенная стратегия. Чтобы это изменить, нужны системные решения.

Качественная профориентация

Важно минимизировать ситуации, когда выбор первой специальности оказывается ошибкой. К тому же есть профессии, где очень важно начать вовремя и посвятить делу всю жизнь, как в случае врачей. Качественная профориентация должна стать обязательной частью школьного образования. Это поможет, например, привлечь абитуриентов к учебе на специальностях, оказавшихся в дефиците на рынке труда. Так бывает, когда они не находятся на слуху или непонятны с точки зрения перспектив абитуриентам и их родителям.

Взрослым тоже необходима профориентация, если они чувствуют в этом потребность. Не зря в последние годы стали популярны услуги карьерных консультантов, и все больше говорят о возможностях в сфере профессиональной переподготовки.

Фото:CoWomen / Pexels

Изменение отношения к образованию

Обществу пойдет на пользу, если оно перестанет видеть в дипломе о высшем образовании гарант успешной жизни. Сам по себе этот документ не делает людей счастливыми и не способствует самореализации. Образование, которое старшеклассник собирается получать, должно соответствовать его личным потребностям и представлениям о той карьере, в которой ему будет комфортно. В то же время учиться для собственного удовольствия и карьеры должно стать нормой в любом возрасте.

Фото:Антон Новодережкин / ТАСС, Who is Danny / Shutterstock

Инициатива работодателей

В силах компаний сделать так, чтобы иметь в штате идеально подходящих сотрудников. Например, выгоднее переобучить сотрудника за корпоративный счет (хотя бы частично), чем терять его, если он захотел сменить профессию. Поддержать сегодня маркетолога, решившего стать дизайнером, значит получить завтра лояльного дизайнера, который уже глубоко погружен в ваш бизнес. Даже внутри одной профессии возможность развития мотивирует в ней задерживаться. Поэтому работодателям стоит обратить внимание на то, как у них устроен подход к развитию сотрудников и есть ли он вообще. Люди ценят, когда чувствуют поддержку и видят, что могут расти внутри компании.

Армен Амирханян, работал в Правительстве Москвы, журналистом, руководителем банковского PR, сегодня — руководитель направления Data Science в «СберСпасибо»:

«Верный признак неудачно выбранной профессии — низкий заработок и отсутствие карьерного роста. Если мысль о том, что через пять лет вы будете заниматься тем же, чем и сегодня, пугает вас — самое время сменить род деятельности. Каждый из нас мечтал в детстве, кем хочет стать — это был искренний выбор ребенка, на который еще не успели повлиять окружение, общество и СМИ. Имеет смысл вернуться к детской мечте. Я с детства рос технарем и мечтал о работе в ИТ, и сегодня счастлив заниматься любимым делом».

Рассказы о героях и скромных тружениках

Как сообщает еженедельник «Нефтяные вести», проект «Историю вершат люди» стартовал более двух лет назад. Его инициатором стал генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов. За это время были организованы видеоинтервью с более чем тысячей ветеранов «Татнефти», сервисных предприятий, смежных отраслей региона. А также с теми, кто, не состоял в штате, но всю жизнь трудился рядом с нефтяниками: учил и воспитывал их детей, осуществлял медицинское, культурное, социально-­бытовое и жилищно-­коммунальное обслуживание неф­тяных городов, сел и поселков. То есть так или иначе работал на нефть. Эти видеоинтервью и составляют основу нового сайта «Историю вершат люди».

Сайт «Историю вершат люди» с уважением рассказывает об этих людях — героях и скромных тружениках. Их возраст — от 60 +. Они — живые носители истории, определенного отрезка эпохи, и их воспоминания — это свидетельства уходящей эпохи для следующих поколений. Познакомиться с ветеранами, их рабочей судьбой, подробностями жизни можно, зайдя на сайте в раздел «Живые истории».

Рассказ про профессию фотограф

Каждая персона представлена визиткой, фотографиями, хроникальными снимками, газетными публикациями и видео­интервью. То есть это не база данных — сухих, статистических. Это живой (раздел неслучайно назван «Живые истории») и достаточно эмоциональный сайт о людях — тех, кто всю жизнь отдал работе, кто честно трудился, завоевал уважение окружающих, оставил добрую память у коллег.

Первые, с кем вы познакомитесь на сайте, — это, конечно, золотой фонд «Татнефти»: Герои Социалистического Труда, а также известные первопроходцы, передовики производства, чьи имена на фоне их рекордов и результативных починов гремели в далекие 50–60-е годы.

Интерфейс сайта удобен и гибок. Можно найти страничку ветерана, вписав его фамилию или место работы в поисковую систему в разделе «Найти ветерана».

Как подчеркнули «Нефтяные вести», каждый посетитель сайта может и сам поделиться данными и историей о ветеране (своем учителе по профессии, коллеге, предках, родителях), информации о котором нет в архиве ресурса.

Для этого надо будет заполнить в разделе «Пополнить архив» поля с известными вам данными. После обработки информация будет опубликована на сайте — ее можно будет найти в разделе «Архив историй». То есть каждый сможет участвовать в воссоздании истории страны, города, предприятия и своей семьи.

Сайт поможет сохранить истории­воспоминания людей, фотографии и видео уже ушедшей или неминуемо уходящей от нас эпохи.

Голоса, сохраненные для потомков

Фишка, особенность сайта — это видео­интервью с ветеранами, так называемые «Живые истории». В них люди преклонного возраста вспоминают, как развивалась нефтяная или иная отрасль. Как в одной производственной и человеческой связке работали те, кто называл себя «татнефтевцами»: нефтеразведчики, буровики, добытчики, газопереработчики, строители, транспортники, представители всех служб компании. Им довелось работать в условиях нефтяной целины, а это тяжелый труд, отсутствие необходимой техники и оборудования, скромнейший быт в землянках, бараках, закутах крестьянских изб.

Впрочем, и их последующим преемникам достался огромный фронт работы, сложности и проблемы: представителям нефтяной профессии никогда не было легко, в этом специфика их производства. Да и в любой профессии, если полно и честно исполнять свой долг, работая строителем, учителем и врачом, — всегда нелегко и ответственно.

Старшее поколение — в большинстве люди скромные, поэтому в своих интервью они не упоминают слово «подвиг», просто рассказывая о практически каж­додневном преодолении трудностей. Более того, их рассказы оптимистичны, полны признательности судьбе за удачный выбор профессии, коллектива, местожительства, спутника жизни.

Рассказ про профессию фотограф

Во многих рассказах есть интересные подробности, детали работы и быта, специфичные именно для «их» времени — как было организовано производство в те далекие годы, как ухищрялись из ничего созидать что-то (голь на выдумки хитра). Встречаются и байки. Среди ветеранов очень много людей преклонного возраста — тех, кому за 80 и 90 лет. Их оптимизму, благородству и доброте к окружающим можно только позавидовать. И пусть не смущают вас их дикция, слабость голоса — годы берут свое …

Повторюсь, эти интервью сняты, смонтированы и сохранены на цифровых носителях в ходе реализации одноименного проекта «Историю вершат люди». Над реализацией этой задачи работают сотрудники ОТЭИ и РПО, Благотворительного фонда «Татнефть», привлечены кадровые службы, советы ветеранов, представители корпоративных и региональных СМИ, ветераны журналистики, студенты АГНИ. Они сделали все, чтобы живые голоса были записаны и сохранены для потомков.

С запуском сайта «Историю вершат люди» у каждого из нас появится еще одна возможность позитивной идентификации с историческим прошлым страны, в которой мы живем.

Посетить сайт «Историю вершат люди» можно по этой ссылке.

Фото: пресс-служба ПАО «Татнефть»

Дидактический материал

по лексической теме профессии

hello_html_58ca7b42.gif

       Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.

       Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.

       Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

      Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.

       Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

hello_html_m590d2d2c.gif

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экскурсия в фотоателье

— знакомить детей с устройством фотоателье, спецификой труда его работников;

  — развивать целенаправленное внимание, восприятие, активизировать словарь;

  — формировать культуру поведения и общения, интерес к профессии фотографа, уважение к его труду.

                                                  * * *

       Рассматривание здания ателье снаружи и внутри, определение назначения помещений. Наблюдение за работой приемщика заказов, фотографа, оператора печати. Беседа с фотографом. Рассматривание фотографического оборудования, готовых фотографий, их видов, размеров, особенностей бумаги. Наблюдение за компьютерной обработкой фотографий.

Экскурсия в отдел магазина «Фототовары»

Задачи:

— знакомить с услугами и товарами отдела, особенностями работы продавца;

— знакомить с видами фотоальбомов, фоторамок, их назначением;

— развивать внимание, любознательность;

— формировать культуру поведения в общественных местах, интерес к работе фотографа и представителей смежных с ним профессий.

Экскурсия на фотовыставку

Задачи:

— развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, воображение;

— показывать разные творческие подходы фотографов в отображении окружающей действительности с помощью фотографии, значимость работы фотографов;

— знакомить с фотографиями, представленными на выставке, учить выделять тематику;

— формировать интерес к профессии фотографа, фотографии.

* * *

       Рассматривание фотографий разных авторов. Беседа по их содержанию, о специфике работы фотографа. Выбор детьми наиболее поправившейся фотографии и рассказ о ней.

                                                 Детская фотовыставка

— учить определять тему фотовыставки («Моя семья», «Любимые животные», «Мы играем», «Фотопортрет», «Природа» и т.д.), правильно  размещать фотографии на стендах, брать на себя роль экурсовода;

— развивать умение рассказывать о содержании фотографии в котем ie снятой ситуации;

— формироваить внимательное отношение к своим товарищам, иптерег и фотографии, профессии фотографа.

* * *

       Воспитатель вместе с детьми выбирает тему фотовыставки. Дети приносят фотографии из дома, рассматривают их, размещают на стендах, доске т.п. Воспитатель выбирает ребенка-экскурсовода, который открывает выставку и рассказывает о ее теме. По очереди дети говоря о своих фотографиях: что запечатлено, когда, кем, какое значение имеет эта фотография для ребенка или семьи. Наиболее интересные фото рассматриваются детально, обсуждается их содержание, мастерство  фотографа.

Рассматривание фотоальбома «История нашей группы»

Задачи:                                                                                    

— показать значимость фотографии в отображении прошлого и настоящего;

— активизировать память;

— побуждать рассказывать о своих воспоминаниях;             

— развивать внимание, восприятие, память, речь;

— формировать выдержку, терпение, уважительное отношение к сверстникам, интерес к фотографии, профессии фотографа.

Рассматривание фотографий в журналах и газетах

Задачи:

— показывать значимость работы фотожурналиста (фоторепортера), работающего в периодической печати;

— выделять особенности работы в разных сферах жизни, странах, регионах;

— обращать внимание на соответствие фотографии содержанию статьи, рассказа, заметки;

— развивать внимание, целенаправленное восприятие, воображение, речь;

— формировать интерес и уважение к профессиональной деятельности фотографов

Рассматривание журналов с фотографиями животных

Задачи:

— знакомить с особенностями работы фотожурналиста по данной теме;

  — рассматривать снимки разных животных, определять, где они сделаны, в каких условиях;

  — делать вывод о значимости таких снимков;

— развивать целенаправленное внимание, восприятие, чувство  цвета и пространства, воображение, речь;

— формировать интерес к профессии фотографа. 

Рассматривание фотографий в журналах мод

— знакомить с особенностями работы фэшн-фотографа  в мире моды;

            — рассматривать разные фотографии в специализированных журналах, отмечать своеобразие моделей, снимков;

            — развивать целенаправленное внимание, восприятие, умение сравнивать, выделять характерные особенности;

            — формировать интерес к профессии фотографа.      

Рассматривание старинных фотографий    

Задачи:

— через показ старинных и современных фотографий учить сравнивать настоящее и прошлое;

           — закреплять знания по истории одежды и быта;

           — развивать целенаправленное внимание, восприятие, воображение, речь, аналитическое мышление;

           — формировать активный интерес к изучению фотодела, его истории, уважение к профессии фотографа, памяти предков.

Pассматривание  фотографий с изображением      

Фотоаппаратов разных  поколений               

Задачи:                                                                                    

— знакомить е историей развития фотографии;                               

 давать представление о развитии фототехники, ее возможностей;

 — развивать внимание, восприятие, воображение, аналитическое мышление, речь;

 — формировать потребность в познании, интерес к истории, технике.

       Воспитатель предлагает детям рассмотрен, фотографии с изображением фотокамер XIX — начала XXI мм. Выделяет главные, доступные пониманию детей, отличительные особенности фотокамер.

       При возможности воспитатель показывает современные фотокамеры, отличающиеся размером и качеством. Выделяет основные части фотоаппарата, их назначение. К данной деятельности можно привлечь профессионального фотографа, который несколько раз за год фотографирует детей в ДОО.

Старые фотографии семьи. Фотографии начала прошлого века.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

                                   Мы — фотографы    

hello_html_m14492ebb.gif  

       Задачи:

— активизировать знания о работе фотографа, особенностях фотографирования в разных ситуациях;

— учить концентрировать внимание на объекте, развивать избирательность восприятия, умение объяснить свой выбор;

— формировать интерес к работе фотографа.

        Игровая задача: сделать фотоальбом об участке ДОО.

       Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши (или фотоаппарат).

       Воспитатель предлагает детям стать фотографами и выбрать самые красивые и интересные места на участке ДОО, чтобы по фотографиям можно было рассказать об участке, его отличительных особенностях. Вместе с детьми воспитатель обходит участок, выслушивает предложения, мнения о выборе объекта, совместно с детьми отмечает наиболее удачные предложения. Помимо этого идет обсуждение ракурса съемки, освещения. Если есть возможность снимать на настоящий фотоаппарат, дети делают снимки по очереди, проверяют качество снимка, при необходимости переснимают. Если такой возможности нет, фотографии дети могут нарисовать.

       После того как будут получены фотографии, воспитатель вместе с детьми оформляют альбом, придумывают подписи. Рассматривают с детьми фотографии, отмечают их достоинства и недостатки, делая акцент на том, что фотографировать надо учиться.

       Можно сделать альбом группы, здания ДОО, улицы, на которой расположен детский сад и т.п.

       Как вариант игры можно выбрать фотокорреспондентов, которые будут в течение недели снимать самые значимые и интересные события, происходящие в группе.

Угадай по фотографии         

       Задачи:

— закреплять знания о здании ДОО, его участке (достопримечательностях города, главных улицах и площадях, архитектурных f4       особенностях и пр.);

— показывать, что с помощью фотографии можно запечатлеть любой объект, передать его расположение, цвет, форму;

— развивать память, воображение, речь;

— формировать интерес к профессии фотографа.

       Игровая задача: определить обозначенное пространство по фотографии.

       Оборудование: фотографии с изображением разных объектов выбранного пространства, графическое изображение пространства на площадке или в группе.

       Воспитатель раздает детям по одной фотографии, просит ее внимательно рассмотреть, рассказать, что на ней изображено, с какой стороны стоял фотограф по отношению к объекту, на каком расстоянии. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети. Затемвоспитатель предлагает детям восстановить по фотографиям обозначенное пространство. Каждый ребенок должен встать на место, где была сделана фотография. Если есть возможность, дети проверяют свои действия на реальном пространстве, отмечая достоинства и недостатки фотографий.

Живая фотография

Задачи:

— активизировать знания детей о фотографии, работе фотографа;

— развивать зрительное, пространственное восприятие, целенаправленное внимание, воображение;

—  формировать умение сотрудничать с другими детьми, желание   заниматься фотоделом.

      Игровая задача: создать «живую фотографию», идентичную настоящей.

      Оборудование: фотографии с изображением людей и животных в интерьере, реквизит.

***

       Дети разбиваются на подгруппы, каждой дается одна фотография, которую они должны хорошо рассмотреть, определить количество людей, их местоположение, позы, эмоции, взаиморасположение, используемый реквизит (совокупность настоящих или бутафорских предметов), фон, костюмы. Далее дети распределяют между собой объекты, которые они должны изображать (можно и неживые), репетируют, привлекая к помощи воспитателя или выбирая своего главного фотографа. Готовые «живые фотографии» дети показывают всем остальным. Зрители оценивают соответствие, исправляют недостатки. Побеждает команда, «живая фотография» которой наиболее соотнесена с оригиналом.

Звонок в фотоателье      

***

       Задачи:

— закреплять знания о работниках фотоателье, видах фотографий, подготовке к фотографированию;

— развивать диалогическую речь, умение общаться по телефону;

— формировать культуру общения по телефону;

 — воспитывать уважение к труду взрослых.
       Оборудование: 2 телефона или их макеты.

Подбери глагол

       Задачи:

— закреплять представления о действиях, совершаемых работниками фотоателье;

— активизировать умение подбирать глагол в соответствии с контекстом предложения;

         — развивать внимание, быстроту реакции;                        

         — формировать интерес к миру профессий.

       Воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Игру можно организовать с мячом. Если ребенок не знает ответа, мяч передаетсяследующему.

        От клиентов о заказе фотограф … (узнает).

            О том, какая фотография им нужна, фотограф у клиентов … (спрашивает (интересуется)).

     Клиентам рассмотреть каталог готовых фоновых сюжетов… (предлагает). 
     Фотограф клиентов … 
(фотографирует).
     Для фотографирования клиентов :.. 
(размещает).         
     Для фотографирования освещение … 
(устанавливает).
     Аппаратуру для фотографирования … 
(готовит, устанавливает).
     Во время фотографирования клиентам советы … 
(дает).
     Пробные фотоснимки клиентам … 
(показывает).
     На компьютере полученные снимки … 
(обрабатывает, ретуширует, изменяет).

     После обработки на компьютере фотографии … (печатает).

     Готовые фотографии в конверт … (упаковывает).

Игры с правилами и творческие игры

Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье»

       Задачи:

— активизировать знания о профессии работников фотоателье;

     — совершенствовать умение строить игровой диалог в соответствии с взятой на себя ролью;

     — развивать игровой сюжет, связывать несколько сюжетных линий («Семья», «Парикмахерская»).

       Cюжетные линии: изготовление фотографий; получение клиентом фотографий; клиент заказывает фотографию; процесс фотосъемки.

       Игровые роли: посетители фотоателье, фотограф, оператор печати, приемщик шкпнш, заведующий фотоателье.

Игра на развитие воображения «Семейная фотография»*

Задачи:

— закрепим п. представления детей о работе семейного фотографа, под го тике к фотографированию, процессу фотосъемки;

— развивать ноображение, ориентировку в пространстве, выразительность пластики, точность движений;

— формировать умение взаимодействовать с педагогом и детьми, принимать игровую ситуацию.

       Игра промодптся без оборудования, только в плане воображения. Чем точнее описания педагога, тем ярче будет работать воображение детей. Н игру можно вводить проблемные ситуации (не успели подготовиться, кто-то опоздал, случайно испортили одежду, отключили свет и т.п.), это обоготит игру, сделает ее более интересной для детей. Педагог может задавать детям любые вопросы по ходу игры, активизировать словарь.

Стихи и сказки

Чтение стихотворения «Память»

     Задачи:

         — подчеркнуть значение фотографий и работы    фотографа в сохранении памяти о прошлом;

— развивать внимание, слуховое восприятие, диалогическую речь;

— формировать уважительное отношение к людям, воевавшим за нашу Родину, работе военных фотокорреспондентов.

Память


             Черно-белое фото       

             Висит на стене,

На нем дедушка мой

Где-то там, на войне.

     На далеко» войне,

     Непонятной войне,

     Той, которую я

     Видел только во сне.

     Я представил себе,

     Как военный фотограф

     Свою камеру носит

     Под винтовкой на форме.

     Как под взрывы снарядов

     Он снимает солдат,

     Что назавтра

     Убитыми где-то лежат.

     Фото дедушки

     Бабушка свято хранит,

     Гладит нежно рукою,     

     Даже с ним говорит.

                                     Так военный фотограф

     На далекой войне                             

     Память нашу отснял

     И прислал ее мне.

Чтение сказки «Горе-фотограф»         

      Задачи:

— закреплять представление детей о профессии фотографа, ее значимости;

     — развивать внимание, воображение, диалогическую речь;

     — формировать ответственность за сделанную работу, уважение к другим людям.

Горе-фотограф


Заяц-фотограф в лесу появился                   

И всю неделю животным хвалился,    
Что свое дело он знает «на пять»,
Все, что угодно, сумеет отснять.                    

                      Вот под березой поставили кресло,

А на сосне нашлось зеркалу место,  

                Нее к парикмахеру в очередь встали,

                Лучшим наряд для портрета достали.

                Заяц и вправо и влево ходил,                   

                То приближался он, то отходил.               

                 Кнопкою щелкал, менял объектив,            

                 Творческим свой проявляя порыв.           

                  Ждали животные снимков недолго,                

                  Заяц-фотограф печатал их ловко.                   

                  Деньги с заказчиков быстро собрал,                

                   В ярких конвертах всем снимки раздал.

                    С трепетом звери конверт открывали,
                    Снимки цветные на свет доставали.
                    Только улыбки с их лиц вдруг пропали,
                    Странное что-то они увидали.                                

                     Лось на портрете рога потерял,                              

                      Волк в половинке себя не узнал,

                      Стала слепой на портрете лиса,

                          А у крота вдруг прошла слепота.

                       Горе-фотографа стали искать,

                       Чтобы ему фотографии сдать.

                       Только его след давно уж простыл,

                        Заяц разборок совсем не любил.

                         Грустные звери сороку позвали,
                         И той сороке они наказали                    

                         Вести о зайце скорей разнести,

                         Чтобы фотографа быстро найти.

                           Волки Сорокину весть услыхали,

                           Быстро по следу к реке побежали.

                           Зайца-прохвоста у речки нашли

                           И под конвоем назад привели.

                            Деньги пришлось ему всем возвратить,

                            У всех прощения слезно просить.

И с репутацией заяц расстался,

Он без работы хорошей остался.

Вопросы и задание

— Как называется сказка? Кого называют «горе-мастер»?

— Почему у зайца получились плохие снимки? Каких профессиональных и личных качеств ему не хватило?

— Как звери отреагировали на полученные снимки?

— Почему звери решили найти горе-фотографа?

— Что такое «потерять репутацию»?

— Придумайте продолжение сказки.

Профессия фотографа, несомненно, является одной из самых романтичных, захватывающих и творческих. Самая главная задача фотографа — зафиксировать определенный объект при помощи фотоаппарата.
Профессия фотографа это не такая уж и легкая и простая, как может показаться на первый взгляд.
Многие моменты при съемке могут преподнести не только стрессы, но могут быть даже опасны для жизни. Смотрите сами…

Список использованной  и рекомендуемой литературы       

 Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М.,2000.

Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.

Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2010.

Алябьева Е.А. Игры для детей 4—7 лет: развитие речи и воображения. М., 2009.

Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1, 2, 3. М., 2011.

Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Части 1 и 2. М., 2012.

Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Стихотворные комплексы тематической утренней гимнастики для детей 5—6 лет. М., 2015.

Алябьева Е.А. От слова к диалогу Дидактический материал для детей 5—7 лет. М., 2012.

Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М., 2011.

Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2015.

Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.

Алябьева Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,2004.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактически играх дошкольников. М., 1992.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир людей. Профессии. М., 2004.

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. М., 2015.

Гигантская детская энциклопедия / Пер. с англ. В.А. Жукова и др. М., 2010.

Дидактические игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1974.

Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1993.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2015.

7 шагов к выбору профессии

Друзья! Меня зовут Эльмира Давыдова, я — профориентолог.  Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

В прошлой статье мы разобрали вопрос «Зачем выбирать профессию?». Советую её прочитать, перед тем, как приступить к изучению этого мануала. Выбрать профессию самостоятельно тяжело, но реально. Наверняка у многих из вас уже есть кое-какие мысли на этот счет. Но есть и те, кто вообще не представляет, что делать после школы или куда деваться от уже полученной профессии или мучающей работы. Давайте всё разложим по полочкам и упорядочим мысли. 

Итак, если вы:

  • школьник и думаете о будущем;
  • родитель, стремящийся помочь выбрать ребенку правильную профессию;
  • студент, и вам не нравится то, что вы изучаете;
  • специалист и вам не нравится то, что вы делаете, —

эта инструкция для вас.

Это инструкция о том, как выбрать профессию.

Вот вы, и перед вами мир профессий. Их море, океан. Большинство из них вам бы не понравились. Но есть несколько, которые понравились бы. А среди них есть такие, которые были бы вам по силам. Таких профессий, которые вам по силам и по душе, — несколько. Среди них тоже придется сделать селекцию.

Читайте также:

Рассказ про профессию фотограф

Для такого выбора вам понадобятся следующие психологические инструменты:

  • воображение;
  • умение выбирать;
  • чувство реальности;
  • некоторая осведомленность о предметах и явлениях окружающего мира.

Шаг 1. Где работать

Где работать

Нужно выбрать тип компаний (мест), в которых вам хотелось бы находиться и делать что-то полезное ежедневно. Внимание: акцент на словах ДЕЛАТЬ ПОЛЕЗНОЕ и ЕЖЕДНЕВНО на протяжении нескольких лет.

Итак, места: школа, банк, конюшня, университет, больница, киностудия, завод, офис торговой компании, министерство, Государственная Дума, открытое море, детский сад, ресторан, театр, научная лаборатория, тюрьма, гостиница, офис IT-компании, офис издательства, ветеринарная клиника, лес, парк, сад, свиноферма, птицефабрика,  церковь, библиотека, театр, радио студия, телестудия, психологическая консультация, зоопарк,  мастерская художника, мастерская по ремонту машин, цирк, улица города, ночной клуб, выставочный центр, музей,  магазин, строительная площадка, дизайн-студия, проектное бюро, поле боя, квартира, мясокомбинат, буровая установка… и т. д.

Внимание: пока не задавайтесь вопросом: кем вы тут будете. Просто выделите места, которые были бы вам приятны. Думая о ресторане, не попадайте в умственную ловушку — не представляйте себе одних только официантов. Помните, что в ресторане есть и повар, и директор, и сомелье, и кладовщик. Другая ловушка в том, чтобы представлять себя там обедающим или ужинающим иногда. Выбирайте место, где бы вы хорошо себя чувствовали не иногда, а каждый день с утра до вечера несколько лет подряд.

Я слышу возражение: «Ну я же не пробовал! Как могу сказать?!» Вот тут вам понадобится воображение. Представьте себе запах места. Людей, их менталитет: о чем болит их душа, о чем говорят работники этого места. Представьте себя заходящим утром сюда и выходящим вечером отсюда. Представьте себе помещение ресторана. Если никогда не были, сходите в несколько — просто посмотреть и понюхать.

Постарайтесь выделить не больше трех мест. Уж отсеките как-нибудь лишнее. Напишите в тетради, чем именно вас привлекают эти места. Пишите честно. Еще раз: включите память и воображение.

Если у кого-то нет ни памяти, ни воображения — это важный симптом, но о нём скажу позже.

Выделили три? Ну, и хорошо. Пусть лежит список. Он нам скоро понадобится. Озаглавьте страницу «ГДЕ РАБОТАТЬ».

Читайте также:

Рассказ про профессию фотограф

Шаг 2. Предметы (материалы)

Рассказ про профессию фотограф

Теперь выберите из предметов окружающего мира те, с которыми вы хотели бы производить действия — как умственные, так и физические. Внимание! Здесь вас ожидает такая умственная ловушка: вы можете не выбрать нравящийся вам предмет только потому, что вы считаете себя не талантливым или думаете, что, например, с помощью ПК можно только программировать, а вы не хотите быть программистом. Не попадайтесь в эту ловушку и честно выбирайте материал (предмет, с которым хотелось бы иметь дело).

Вот эти предметы: числа (много чисел), числовые задачи, логические задачи, документы, художественные тексты, картинки (все предметы, данные нам зрительно и красивые), приборы различного назначения (механика или электроника: роботы и ПК), одежда, чертежи, продукты питания, человеческое тело (волосы, лицо, ногти, весь организм), деревянные доски или бревна, живое дерево и другие растения, молекулы и атомы, живые ткани, животные, вулканы, ледники, подводный мир, взрослые люди, дети, книги, кино, мультики, фотоаппараты, видеокамеры, камни, вода, огонь,  лекарства и кремы, посуда, ткани, техника (автомобили, танки, самолеты и др),  группы людей,  географические карты, государство… и т. д.

Все предметы мира вам не встречались, верно? Но благодаря семье и школе вы все же пробовали многое. О другом вы читали и, возможно, мечтали. Случается, что люди, не видевшие моря, мечтают о нем. Случается, что люди, не видевшие войны, мечтают воевать.

Эта, уже заполненная вами страница, называется «ПРЕДМЕТЫ (МАТЕРИАЛЫ)»

Шаг 3. Действия с предметами

предметы и действия с ними

Выбираем действия с выбранными предметами. С любыми предметами возможны такие действия: изучение, оценка, разработка, усовершенствование и  ремонт, обслуживание, рассказ о нем, отражение его на видеокамере или фотоаппарате, продвижение и продажа, закупка, утилизация (уничтожение), организация вышеперечисленных процессов. Исключение составляют живые люди. К ним  утилизация и продажа не относятся.

На этой странице к выбранным предметам (Шаг 2) вы подберете действия с выбранными предметами.

Пример. Если вы выбрали предмет «одежда», то какие действия с этим материалом (предметом) вы бы захотели совершать? Закупать? Это профессия баер. Вы выбираете действие «обслуживать»? Тогда это профессия костюмер в театре или сотрудник гардероба у частного лица (актрисы, певицы или так называемой VIP-персоны). Если вы выбрали действие «фотографировать», значит, вы фэшн-фотограф. И так далее. Каждая из этих профессий имеет дело не только с одеждой, но и с другими объектами. Например, если вы баер, то вы должны уметь считать и составлять документы (договоры, инвойсы, счета-фактуры, накладные), общаться с людьми.

Если вы выбрали в качестве предмета текст, а действие — усовершенствования — то вы литературный редактор или корректор.

Вы выбрали не менее пяти объектов и подобрали действия к ним. Так?

Выпишите эти пары слов на отдельный лист и озаглавьте лист так: «ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ».

Читайте также:

Рассказ про профессию фотограф

Шаг 4. Корректируем список мест

корректируем список мест

Вы можете не знать, что делает технолог одежды или интернет-маркетолог или проектировщик зданий (вы путаете его с архитектором). Однако круг предметов сузился. И уже легче.

На этом шаге посмотрите в список МЕСТ, где бы вы хотели работать. Не нужно ли его теперь немного скорректировать? Скорректируйте. Что-то получилось. Стали ли вы понимать что-то дополнительное про мир вокруг себя?

До сих пор мы занимались вашими желаниями, верно?

А теперь займемся тем, что вы реально умеете делать. До какой степени хорошо вы это делаете. Держим в уме вопрос «А хочу ли я делать это профессионально?».

Шаг 5. Что я умею делать

Что я умею делать

Начнем с ваших рук. Что вы умеете делать руками?

Шить, вязать, вышивать, вырезать из бумаги и по дереву выжигать, готовить, рисовать, собирать мебель, разбирать приборы, убираться,  работать инструментами, играть на музыкальном инструменте, лепить, делать массаж, стричь, вытаскивать занозы, бинтовать, паять…

Что из этого получается у вас хорошо и что из этого вы делать любите, делаете с наслаждением? Можно ли помыслить, что что-то из этих действий с этими предметами станет для вас в центр профессии? Или все это хорошо для вас только в качестве хобби?

Ответ запишите на листке тетради и озаглавьте лист так: «ЧТО Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ».

Счастливы люди, которые умеют делать руками красивые и полезные вещи. Например, вышивать или шить. Эти люди работают и руками, и головой. Хирург тоже работает руками и головой*. И кондитер. И сантехник.

*Подумайте на досуге, есть ли такие работы, где только руками работают, а голова вовсе не включается?

Это головорукие люди. Вы такой? Головорукий? Или вы не очень дружите с руками? Или дружите с руками, но руками не хотите зарабатывать и хотите зарабатывать головой? Большинство именно так и хочет. В этом случае вы, работающий головой, используете руки для работы с клавиатурой и для письма на бумаге.

Итак, действия и умения бывают не только ручные, но и умственные. Например, вычисления, анализ, проектирование, планирование, перевод и написание текста — это умственные действия и умения.

Вот и скажите себе:

  1. Каковы ваши отношения с техникой? Какие действия и умения вы успели осуществить и наработать с нею? Скажите вот прямо честно себе: вы ею интересуетесь, вам нравится читать о ней, чинить ее, разглядывать в магазине и прочее. Что вы умеете и любите делать с нею (не руками и руками тоже)? Помните, что техника — это и автомобили, и фотоаппараты, и компьютеры, и многое другое. Нередко мне говорят: я играю на компьютере. Тогда я спрошу: вы хотите быть профессиональным геймером? Вот так всю жизнь играть и больше ничего не делать?
  2. Каковы ваши отношения с растениями и животными? Замечаете ли вы их? Делали ли вы что-то с ними? Если тискали и гладили — значит, вы любите животных. Но что-то еще делать с ними? Нет? Да?
  3. Каковы ваши отношения с детьми? Тянутся ли они к вам? Тянетесь ли вы к ним? Радуется ли ваше сердце, когда вы с ними что-либо делаете? Считаете ли вы это важным для себя?
  4. Каковы отношения со взрослыми людьми? Что вам доводилось с ними делать? Организовывать? Выступать перед ними? Учить их? Разбирать их ситуации?
  5. Что вы обычно читаете? Тематика может быть разнообразной и указывать на ваши интересы: психология, политика, искусство, машины, болезни, мода, наука и все, что есть на свете.
  6. Есть ли у вас опыты писания текстов? Получается ли у вас писать? В каком жанре вы пишете? Кто-нибудь давал положительные отзывы о ваших текстах? Отметки по сочинению не столько информативны в данном случае. Скажите, много ли вы сидите за книгой, текстом?
  7. Каковы отношения с чертежами, с цифрами, с числами? Получается ли у вас? Цепко ли ваше внимание к этому предмету? Кто и за что хвалил вас в этом деле?

Внимание: очень важно то, с чем и каким образом вы играли в детстве. Игра — это серьезный способ постигать реальность, в игре видно: интроверт вы или экстраверт, креативны вы или нет, с какими предметами вам больше нравится иметь дело — с проводочками и железячками или с куклами и лентами, красками и карандашами, конструкторами….

Читайте также:

Рассказ про профессию фотограф

Шаг 6. Продуктивный и репродуктивный подход

Креативный ли вы

Поймем: Креативный ли вы? Сумеете ли вы творить? Посмеете ли?

Просто возьмите и нарисуйте крест на бумаге. И теперь попробуйте как можно больше создать на листке из этого вот самого крестика предметов. Дорисуйте. Получается или не идет? Это тест на креативность.

Просто представьте себе ветку дерева. И назовите 50 способов использования её. Можете? Значит, все в порядке и ваша креативная мысль не спит. Если сможете — вас ждет нормальное будущее. Вы не пропадете нигде.

Просто возьмите рифмы: петух — протух, старик — проник, бег — век. И попробуйте сочинить одно стихотворение на какую-то заданную тему, используя эти рифмы. Если сможете это задание выполнить за десять минут — у вас неслабая вербальная креативность. А это значит, что вы смогли бы работать с текстом, причем работать творчески.

Что же есть «творчество»? Это процесс создания чего-то такого, чего до сих пор не существовало. Если так понимать творчество, то творить можно с любым материалом, на любом материале. Можно творить словом, звуком, можно творчески выстроить бизнес-процесс, решить математическую или коммуникативную задачу и далее по всем объектам. Скажу страшную вещь: бывает, что художник — человек не творческий. Бывает, что актер человек не творческий. Ему скажут — он сделает. Встань тут, скажи громче. Он встанет. Он скажет. А учитель математики творец? Ответ: у него есть для этого материал. А будет ли он творить — это мы не знаем. Это его решение.

Вообще, творить или не творить — это ваше решение. Оно идет из глубины вашего естества и подкрепляется позволением: да, я позволю себе отсебятины. В общем, творчески можно ведь и с лестницы спуститься. И любое другое дело можно сделать творчески или делать как положено.

Стоит делать тонкое различение между тем, хотите ли вы творить или вы хотите быть в творческой атмосфере. Можно работать в творческом коллективе, но не в творческой профессии. Например, в кино есть «творцы» и есть те, кто организует творцам творческий процесс. Они (административная группа, продюсерская группа) не возделывают звук, текст и картинку. Но они тоже могут творчески оптимизировать свой бизнес-процесс и все будет у них быстро, удобно, ловко, никому не обидно — любо-дорого смотреть.

Как вы хотите?

  • Творить? Тогда скажите, на каком материале.
  • Не творить? Тогда снова скажите, с какими предметами вы бы хотели иметь дело и что с ними бы вы хотели делать.

Назовем эту установку подходом и скажем: есть продуктивный (творческий) подход и есть репродуктивный (повторяем уже известный способ действий — репродукция) подход.

Шаг 7. Облако данных

Облако данных

Сейчас вам предстоит творческая задача: соединить ШАГИ: МЕСТО + ОБЪЕКТ (МАТЕРИАЛ) + ДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТОМ + ПОДХОД (продуктивный или репродуктивный). Назовем это «облако данных».

Например, получилось так:

  • Место: в офисе, магазине, банке, киностудии, море.
  • Объекты: тексты и картинки, люди.
  • Действия с объектами: исследование, помощь, просвещение, фотографирование, организация.
  • Подход: творческий.

Что можно сказать про такое облако?

Можно предположить профессии: маркетолог-исследователь, маркетолог, продвигающий продукт, журналист (ТВ, фото, журнальный), баер, социолог, кинорежиссер, кинооператор. Каждый из них — с оговорками.

Итак, уверена, вы поняли, что выбрать профессию самостоятельно — нелегкий труд. Кроме того, отсутствие знания профессий и рынка труда будет для вас серьезной преградой. Тем не менее вы смогли сформировать облако данных, пройдя все семь шагов. Вы смогли отвергнуть неподходящее. Дальше при выборе профессии вы можете опираться на полученные данные. Но не стоит забывать, что это облако данных — ваш субъективный взгляд на самого себя. А ведь довольно важно знать про себя объективные вещи: учитывать ваш интеллект, энергетику и другие физические данные, ценности, интересы.

Читайте также:

Рассказ про профессию фотограф

Что делать с облаком данных дальше?

что делать с облаком данных дальше

Есть три варианта:

1. Вы самостоятельно выбираете себе профессию, о которой так или иначе слышали или видели. Либо профессию, на которой настаивают родители или предлагают друзья. Вы обращаетесь к вашему облаку данных и примеряете на себя профессию, исходя из него. Такой способ вполне реален, но не исключает ошибок.

2. Вы можете, пройдя 7 шагов, отправить ваши ответы (облако данных) к нам в бесплатную консультацию сюда. Опытный профориентолог изучит его и постарается дать вам список максимально подходящих профессий. Этот способ более реальный. Но не стоит забывать, что он (профориентолог) вас не видит лично, и некоторые профессии могут вам абсолютно не подойти. Поэтому адекватно оценивайте собственные силы и возможности, изучая полученный список профессий.

3. Вы можете обратиться к нам в платную консультацию по профориентации взрослых или школьников. Чем поможет это облако данных в платной консультации? Оно может сократить время консультации. Но специалист, конечно, видя вас, делает ревизию и коррекцию данных, которые вы принесли. В завершение вы будете иметь ввиду не список профессий, а лишь одну, ту самую, которая будет вам по душе и по силам. И в ходе консультации вы сами к этому придете. Вместе в консультантом вы производите селекцию из тех профессий, которые вам объективно подходят. Наконец, бесплатно мы подберем вам подходящее учебное заведение и, если это потребуется, поможем составить грамотное резюме (тоже бесплатно). Последнее выходит за временные рамки оплачиваемой консультации. Это бонус.

Какой бы способ вы ни выбрали, я желаю вам успехов в этом нелегком, но крайне важном деле. Работать приходится всю жизнь, так давайте же делать это с удовольствием!

Пишите в комментариях, с какими трудностями вы столкнулись, выбирая профессию себе или вашему ребенку, либо делитесь успешным опытом :)

Читайте также:

Рассказ про профессию фотограф

  • Рассказ про профессию пожарного
  • Рассказ про профессию полицейского
  • Рассказ про профессию программист
  • Рассказ про профессию дизайнера на английском
  • Рассказ про профессию на немецком языке 7 класс