Рассказ про пресмыкающихся для 2 класса

Организационный момент. послушайте, пожалуйста стихотворение есть на земле огромный дом под крышей голубой, живут в нм солнце, дождь и гром,
  1. Организационный момент.

Послушайте, пожалуйста стихотворение

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

(Психологический настрой)

— Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок окружающего мира.

II. Актуализация знаний.

— Кто мне напомнит тему проекта, над которым мы работали на этой неделе?

— В своих проектах вы разместилим загадки, интересные факты из жизни животных, их повадках.

— Сейчас я проверю, как вы помните основные понятия этой темы.

— У вас на парте лежит тест. Он содержит три уровня сложности. Выберите себе один из трёх.

-Кто выбрал уровень № 1? (№ 2? №3?) Поднимите руки.

— Ребята, которые выбрали 1 и 2 уровень сложности, прочитайте внимательно задание, затем выберите из предложенных ответов верный и раскрасьте его красным карандашом.

— Ребята, которые выбрали 3 уровень, должны вписать недостающие слова.

— Всё понятно, тогда приступайте к выполнению теста.

(время на выполнение теста 5 минут)

ПРОВЕРКА:

• на доске ответы для 1 и 2 уровня сложности

• 3 уровень — проверяет себя по образцу.

— Ребята поднимите руки, кто справился с работой без ошибок?

— Молодцы! Вы хорошо справились с работой.

673600 2

III. Введение в тему урока.

— Чтобы узнать, кто к нам пришёл в гости, послушайте музыкальный отрывок из мультфильма.

— Кто догадался, из какого мультфильма музыка?

— Эта песня из мультфильма «Подарок для слона».

— А вы знаете, что этот мультфильм вышел на экраны телевизора в 1984 году.

— этому мультфильму 31год. Музыку ребята написал композитор Игорь Егиков, а слова Владимир Антонов.

-Кто герои этого мультфильма? (животные).

— На какие классы можно разделить этих животных? Почему?

-Посмотрите, а кого мы не распределили? ( крокодил, черепаха, лягушонок)

-Почему?

-Что между ними общего? ( живут и в воде и на суше)

-А чем отличаются? (крокодил и черепаха откладывают яйца, а лягушка икринки)

_ Ребята, может кто-то из Вас знает, как называют животных, которые живут и на земле и в воде?

-Как называется этот способ образования нового слова?

-Молодцы, их ещё называют амфибии, вы наверняка слышали это слово.

( кто-то из детей наверняка скажет, что крокодил-это рептилия.)

-А вот крокодил и черепаха это пресмыкающиеся.

-Так кто мне скажет тему нашего сегодняшнего урока?

673600 3

673600 4

IV. Работа по теме урока. Рассказ учителя

Земноводные и пресмыкающиеся, как правило, предпочитают районы с теплым климатом. Однако земноводные всегда живут во влажных местах и вблизи водоемов, поскольку их развитие происходит только в воде. Пресмыкающиеся с водой не связаны и зачастую предпочитают сухие и более жаркие местности для проживания. Так, кожа пресмыкающихся сухая. Она покрыта роговой чешуей, которая защищает тело от пересыхания в сухом климате. Также для пресмыкающихся характерна линька. Эти животные растут всю жизнь, а чешуя сдерживает рост тела и по — этому они ее периодически сбрасывают. У черепах чешуя срослась в постоянный панцирь для защиты от быстрых хищников. В отличие от пресмыкающихся у земноводных кожа тонкая и голая, без чешуи. Взрослые животные обоих классов дышат легкими, однако личинки земноводных имеют жабры. Земноводные кислород получают через кожу, остальной воздух они заглатывают. Пресмыкающиеся полностью лишены возможности дышать через кожу, научившись вдыхать воздух в легкие. Пресмыкающиеся откладывают яйца, из которых вылупляются уже полностью развитые детеныши, а земноводные мечут икру, из которой сначала вылупляются личинки. Только через два-три месяца они превращаются в детенышей.Питаются земноводные животной пищей (червями, моллюсками, насекомыми), но личинки, обитающие в воде, могут быть растительноядными. Питание пресмыкающихся так же разнообразно: растения, насекомые, черви, моллюски, а крупные особи поедают птиц и млекопитающих. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.

673600 5

673600 6

V.Физкультминутка

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками, как слонята потопали,

Ручками, как птички похлопали.

Раз присели, два привстали. Три нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой потолок.

А теперь давайте вместе

Как зайчата и бельчата

Мы попрыгаем на месте

Покрутились

Повертелись

И за парту все уселись.

VI.Работа по учебнику.

Кто мне скажет, сколько классов животныхсуществует?

Откройте учебники и давайте проверим, так ли это? стр 30-31

-Скажите, кто из изображённых животных- летает, прыгает, плавает?

-Ребята, посмотрите на животных из новых групп, кто из вас может что-то о них рассказать?

рассказ детей о хамелеоне, змее (можно даже подготовить детей), так как дети у меня читают и посещают школьную библиотеку, они много интересного узнают из этих внеклассных занятий.

— Сейчас, предлагаю посмотреть внимательно фильм, а после просмотра я задам вам несколько вопросов.

-Что интересного вы узнали из этого фильма?

-Какой момент вам больше всего запомнился?

VII.Самостоятельная работа ( в тройках)

У вас на партах карточки, договоритесь, кто будет отмечать, а остальные совещаются и помогают.

1 ряд- соедините со словом тех животных, которые относятся к классу пресмыкающихся

2 ряд- соединяет животных, которые относятся к классу земноводных

Проверка ни интерактивной доске

673600 7

VIII. Итог урока.

-Ребята, вы придёте, сегодня домой, о чём вы расскажите своим родителям?

-Давайте вспомним друзей из мультика ( показываю картинки крокодила, черепахи и лягушонка), что мы можем о них теперь сказать?

IX. Рефлексия.

У вас на партах есть человечки ( мальчики и девочки), а на доске лестница успеха. Если вам сегодня всё удалось, вы всё поняли и справились с заданием, то поместите своих человечков на верхнюю ступеньку, если встретились небольшие трудности, или вы что-то не поняли, то поместите человечка на среднюю ступеньку. А если вам было очень трудно выполнять задания, если вам необходимо, чтобы вам ещё раз объяснили отличие земноводных от пресмыкающихся, то поместите своего человечка на нижнюю ступеньку.

-Прошу первый ряд прикрепить своих человечков , и т.д.

-Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось, как вы работали и хочу раздать вам вот такие картинки. (животные из класса пресмыкающихся, земноводных).

673600 8673600 9

X.Домашнее задание.

Я не просто так их раздала, предлагаю, на следующий урок выполнить творческое задание используя эти картинки. Вам нужно раскрасить их и подготовить о них рассказ по плану, данному в учебнике на стр. 32

На этом наш урок окончен, желаю вам всего хорошего, до свидания!

673600 10

Цель: Познакомить учащихся с классом пресмыкающихся, показать все
многообразие представителей этого класса, особенности их жизнедеятельности,

Оборудование: проектор, экран, иллюстрации с изображениями
пресмыкающихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, объявление темы урока.

Сегодня на уроке окружающего мира мы мысленно перенесемся в жаркие страны, в
тропики, пустыни, чтобы познакомиться с представителями нового класса
позвоночных животных.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с проверки домашнего задания.

О чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (Тема прошлого урока
“Земноводные”.)

Какое было дано задание?

  • Игра . “Отгадай. Кто я?”.

Ученик описывает себя от имени какого-либо земноводного (внешний вид,
особенности поведения, место проживания, способ передвижения, дыхания, питания и
пр.). Дети должны угадать, кто это.

  • Задание . “Графический диктант”.

А теперь, ребята, я проведу небольшую игру. Для этого вам необходимо взять
листок бумаги. Я называю животное, если это будет земноводное, вы рисуете
кружочки. Если – нет, вы рисуете треугольник.


Лягушка, карась, медуза, жаба, бабочка, дельфин, тритон,
кенгуру, саламандра.

Итак, давайте проверим. Должно быть 4 кружочка и 5 треугольников.

  • Минутка Почемучек.

Дети могут задать любые интересующие их вопросы.

3. Новая тема (с демонстрацией презентации).

Ребята, посмотрите на эти иллюстрации (змея, крокодил, черепаха, ящерица).

Кого вы видите?

Как вы думаете, почему я объединила этих животных в одну группу?

Да, это новый класс позвоночных животных, и называется он “пресмыкающиеся”, а
по-другому “рептилии”. (Слайд 1 и 2)

Чаще всего рептилии обитают в жарких странах. Но почему? Что известно о
пресмыкающихся? (Слайд 3)

Всего на Земле обитает около 8 тысяч видов пресмыкающихся.

Как я уже говорила, пресмыкающиеся или рептилии относятся к позвоночным
животным.

Рептилии – особые животные, они холоднокровные, у них отсутствуют механизмы
регуляции температуры тела, как у большинства животных.

Поэтому при температуре воздуха ниже +18º
жизненная активность рептилий резко снижается: они впадают в оцепенение
(спячку). А при температуре выше +51º
пресмыкающиеся могут погибнуть от перегрева. Жизнь в холодном климате рептилиям
противопоказана.

Пресмыкающиеся могут в какой-то мере влиять на температуру своего тела. По
утрам они часто греются на солнце, в полуденный зной приподнимаются на ногах,
чтобы воздух охлаждал тело. Если очень жарко, некоторые рептилии прячутся в
тень, расщелины, другие же охлаждаются, часто дыша, могут забраться в воду.

А теперь поближе познакомимся с яркими представителями этого класса – змеями.
(Слайд 4)

Вопреки распространенному мнению змеи не покрыты слизью. Змеи и прочие
животные этого класса покрыты роговыми чешуйками или щитками, которые покрывают
все тело животного, как черепица. На ощупь они сухие. Расцветка змеиной кожи
бывает самая разнообразная, но не для красоты, а для того, чтобы отпугивать
врагов. А еще, чтобы напугать противника, змея может угрожающе свистеть или
шипеть.

(Слайд 5)

Все змеи хищники. Они могут нападать на животное намного большее ее
поразмеру.

Змеи не пережевывают пищу, а заглатывают ее целиком. Некоторые, чтобы убить
добычу, используют яд, некоторые сжимают свою жертву, пока она не задохнется.

Самая крупная ядовитая змея – это азиатская королевская кобра. Ее яда хватит,
чтобы убить 20 с лишним человек.

Змеи чувствуют запахи своим раздвоенным языком, а не носом.

Выступление ученика (одного или нескольких) с мини-сообщением о какой-либо
змее, заранее подготовленное.

(Слайд 6)

Крокодилы – огромные и свирепые рептилии, живущие в жарких странах.

Большую часть своей жизни они проводят в воде. Когда крокодил плывет, над
водой видны только его глаза и ноздри. Спрятавшись под воду, крокодилы ждут,
когда животные придут на водопой, и хватают добычу своими огромными челюстями.
Некоторые крокодилы в длину достигают 6 метров.

(Слайд 7)

Большинство рептилий, в том числе и крокодилы, откладывают яйца. Их яйца не
твердые, как у птиц, а мягкие и кожистые.

Крокодилы – заботливые родители. Они охраняют свои яйца, периодически
переворачивают их для поддержания ровной температуры и влажности, а когда малыши
появляются из скорлупы, помогают им выбраться наружу, а порой переносят своих
детишек к воде. “Мамы и папы” охраняют молодняк еще несколько месяцев.


Выступление ученика (одного или нескольких) с мини-сообщением о каком-либо
виде крокодилов, заранее подготовленное.

(Слайд 8)

Черепахи – рептилии, тело которых покрывает твердый панцирь.

Он образован костными пластинками, сросшимися с ребрами и отростками
позвонков. Брюшной и спинной щиты панциря соединены так что свободными остаются
только конечности, шея и хвост. Панцирь черепахи такой тяжелый, что они с трудом
передвигаются по земле, зато отлично плавают в воде.

(Слайд 9)

Большинство черепах так или иначе связаны с водой. Морские черепахи покидают
теплые моря только для того, чтобы отложить
яйца.

Отдельные виды черепах – сухопутные редко или никогда не ступают в воду, а
некоторые из них даже приспособились к жизни в пустыне.

Размеры черепах очень разнятся – от 100г (замыкающаяся черепаха) и до 700 кг
(морская кожистая черепаха).


Выступление ученика (одного или нескольких) с мини-сообщением о каком-либо
виде черепахи, заранее подготовленное.

(Слайд 10)

А теперь поближе познакомимся с хамелеоном.

Хамелеон – это ящерица, которая живет на деревьях, обхватывая ветки хвостом и
коготками. Хамелеон ловит насекомых своим длинным липким языком.

Он меняет свой цвет, чтобы слиться с окружающим фоном. Это называется
маскировкой, и она помогает хамелеонам скрыться от врагов. Хамелеоны темнеют,
когда они сердятся, и бледнеют от страха.

Глаза хамелеона могут одновременно смотреть в разные стороны.

(Слайд 11)

Динозавры, жившие на нашей планете миллионы лет назад – также являются
представителями класса пресмыкающихся.

Динозавры являются самыми крупными наземными животными, когда-либо
водившимися на Земле. Современные рептилии по размерам даже отдаленно не
напоминают этих рекордсменов. Мы многое знаем о них, потому что были найдены
останки их костей, зубов и даже окаменелые яйца с зародышами.

(Слайд 12)

Взаимоотношения человека и пресмыкающегося нельзя назвать простыми. Люди
одновременно и опасаются рептилий, и восхищаются их мудростью, красотой. Образ
рептилий очень часто воплощается в картинах художников, различных украшениях.

(Слайд 13)

В устном народном творчестве также часто упоминаются пресмыкающиеся. Так мы
говорим:

  • “Змею на груди пригреть”,
  • “Будьте мудры, как змии…”,
  • “Змея подколодная”,
  • “Змея меняет шкуру, но не меняет свою натуру”,
  • “Крокодиловы слезы”,
  • “В воде жить, с крокодилом речь вести”,
  • “Черепашьим шагом”,
  • “Мудрый, как черепаха, глупый, как слон”,
  • “Когда спросили, чья голова красивее, черепаха высунула свою” и др.

(Слайд 14)

Крокодил часто становился героем детских сказок:
Вы все знаете доброго крокодила Гену из сказки Э.Успенского, крокодила из
произведений К.Чуковского.

Известный юмористический журнал “Крокодил” несколько десятилетий выходил в
Советском Союзе.

(Слайд 15)

Черепаха – любимый сказочный персонаж.

Мы с детства знаем и любим мудрую черепаху Тортиллу из сказки А.Толстого
“Золотой ключик, или Приключения Буратино”, а песенку из мультфильма “Как
Львенок и Черепаха пели песню” знаем наизусть.

(Слайд 16)

На этом презентация заканчивается.

Задайте вопросы, которые у вас возникли.

4. Подведение итогов работы.

Итак, с какими животными мы сегодня познакомились?

Это позвоночные животные или беспозвоночные?

В какой класс они объединены?

Какие особенности есть у животных этого класса?

5. Домашнее задание.

Класс: 2

Тема: Пресмыкающиеся

Цель: формирование у учащихся представлений о пресмыкающихся как об особой
группе живых существ.

Задачи:

·       
Сформировать представление об отличительных
особенностях, строении и поведении пресмыкающихся;

·       
Научить различать наиболее распространенные виды
пресмыкающихся по их характерным признакам;

·       
Способствовать осознанию роли пресмыкающихся в
природе и для человека;

·       
Развивать речь учащихся, умение анализировать,
повышать познавательную активность детей, развивать умения работать коллективно;

·       
Создать условия для формирования положительного
отношения к пресмыкающимся, навыков правильного поведения при встречи с этими
животными.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Человек и мир,
2 класс» Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов; тетрадь на печатной основе, иллюстрации
пресмыкающихся, карточки с названиями станций, фишки для проверки домашнего
задания и рефлексии.

План урока:

      
I.           
Организационный этап. (1 минута)

    II.           
Проверка домашнего задания. (6 минут)

(Фронтальный
опрос)

 III.           
Сообщение темы урока. (4 минуты)

(Разгадывание кроссворда)

VI.
    Изучение нового материала. (17 минут)

(Беседа, рассказ
учителя, составление таблицы, разработка памятки)

V.      Закрепление
изученного материала. (10 минут)

(Составление
цепи питания, работа в тетради на печатной основе)

VI.    Подведение итогов. (3 минуты)

VII.   Рефлексия. (2 минуты)

VIII.  Домашнее задание. (2 минуты)

Ход урока

     
I.           
Организационный момент.

—   Здравствуйте,
ребята! —  Я очень рада вас видеть. — Посмотрите друг на друга, подарите свои
улыбки. — Прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно,
отвечать правильно и полными ответами.

   II.           
Проверка домашнего задания

— Я
вам предлагаю начать наш урок с проверки домашнего задания.

-Ребята, о какой группе животных мы говорили на прошлом уроке? (Земноводные)

— Вспомните, пожалуйста, их отличительные признаки (1.
Земноводные часть жизни проводят на суше, а часть – в воде. 2. Температура их
тела зависит от температуры вокруг них.)

-У вас на столе лежат фишки с двумя цветами. – Я буду озвучивать
высказывания, а вы будете отвечать с помощью фишек. Если это верно — вы
показываете зеленую фишку, а если вы считаете, что это не верно – вы
показываете красную фишку. 

1. К земноводным относят лягушек и жаб (да)

2. Лягушки и жабы питаются растениями. (нет)

3. Лягушки и жабы питаются насекомыми. (да)

4. Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. (да)

5. Кожа у жаб гладкая, а у лягушек — с бородавками. (нет)

6. У всех земноводных голая кожа, которая участвует в дыхании (да)

7. Конечности лягушки сильнее и длиннее, чем у жабы. (да)

— Хорошо, молодцы!

 III.           
Сообщение темы и цели урока


Сегодня мы поговорим еще об одной группе животных.

— А
о ком, вы узнаете, отгадав загадки и разгадав кроссворд. (Кроссворд на
доске, ответ загадки учитель вписывает в кроссворд)


Слушайте внимательно.

1)
С последней буквы алфавита

Я
начинаюсь. Не беда –

Зато
быстра и деловита,

Лишь
хвост теряю иногда.

                
                        (Ящерица.)

2)
Шелестя, шурша травой,

Проползает
кнут живой.

Вот
он встал и зашипел:

Подходи,
кто очень смел.

             
                         (Змея.)


А каких змей вы знаете?


А что общего у змей и ящериц?


Слушайте загадки дальше…

3)
Вот лентяй

С
зеленой кожей,

Он
всегда гуляет лежа.

                                  
(Крокодил.)

4) 
Живу на суше и в воде,

Мой
панцирь очень нужен мне.

Я
этим домом дорожу,

Хоть
очень медленно хожу

                                         
(Черепаха.)

image001


Какое слово у нас получилось? (Пресмыкающиеся)


Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о пресмыкающихся. Узнаем, где и как
они живут, чем отличаются от других животных, почему нуждаются в охране.

IV.           
Объяснение нового материала.


Наш урок будет в виде маленького путешествия. – Мы будем путешествовать по
станциям. – И первая наша станция называется «Почему их так называют» (учитель
вывешивает на доску карточку с названием станции «Почему их так называют»)

·       
Станция «Почему их так называют?»


Может кто-то знает почему их так называют
«пресмыкающиеся»? (Ответы детей)

– А
кто знает, чем отличаются пресмыкающиеся от других животных?


Послушайте рассказ. (Учитель читает рассказ)


Все змеи и ящерицы пресмыкаются, ползают. За это их и называют пресмыкающимися.
К пресмыкающимся относят также черепах и крокодилов.  – А что же общего у всех
пресмыкающихся? Чем они отличаются от других животных?


Пресмыкающиеся, как и птицы, несут яйца, но не высиживают их и детёнышей не
выкармливают. Тела их, как у рыб, покрыто чешуёй. Но рыбы носят свою чешую всю
жизнь. А змеи и ящерицы меняют её много раз, сбрасывая вместе с кожей. Черепахи
и крокодилы кожу не сбрасывают.


Как и звери, пресмыкающиеся хватают добычу зубами. Но не жуют её, а глотают
целиком. Крокодилы слишком большую добычу сначала разрывают на части. Только у
пресмыкающихся бывают ядовитые зубы.

Змеи
впрыскивают ими яд в жертву. Впрыснутый яд убирает добычу. 

Еще
пресмыкающихся называют рептилиями. Зимой они впадают в спячку. Тело
пресмыкающихся покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками. Дышат
пресмыкающиеся с помощью легких. А еще пресмыкающиеся размножаются
только на суше.


Так почему пресмыкающиеся получили такое название?


Чем пресмыкающиеся похожи на рыб? (Тело покрыто чешуёй) – А на птиц? (Несут
яйца)
– Зверей? (Хватают добычу зубами).


Ребята, а чем отличаются пресмыкающиеся от этих животных? (Не высиживают
яйца, змеи и ящерицы меняют кожу, а крокодилы и черепахи нет, добычу глотают
целиком, имеют ядовитые зубы).


Ребята, а какие пресмыкающиеся встречаются в Беларуси? (Змеи, ящерицы,
черепахи)


Хорошо, мы с вами отправляемся на следующую станцию, которая называется «Всё о
черепахах». – На этой станции мы узнаем, где живут черепахи и чем питаются.

·       
Станция «Всё о черепахах» (Учитель вывешивает
карточку с названием станции «Всё о черепахах»)


Ребята, кто из вас видел черепах? – Может у кого-то дома есть черепаха?

— А
чем питаются черепахи? (Ответы детей).


Ребята, в Беларуси живёт черепаха болотная. – Посмотрите на рисунок на доске. (Иллюстрация
болотной черепахи)


Послушайте рассказ про черепаху (Учитель читает рассказ)

Болотные
черепахи живут в лесах и лесостепях, при наличии водоема. Это могут быть
болота, озера и пруды, реки. Активность болотная черепаха проявляет днем. Спит
ночью на дне водоема. Плавает быстро, бойко передвигается по земле.

Черепахи
болотные – всеядные животные. Болотные черепахи кормятся рыбой,
лягушками, моллюсками, червями, насекомыми. Едят они и водные прибрежные
растения. Пищу поедают, обильно запивая водой каждый кусочек. В дикой природе
болотная черепаха живет 25-30 лет. Болотная черепаха занесена в Красную книгу
РБ.


Ребята, так где обитают болотные черепахи?


Чем они питаются?


Хорошо, мы с вами продолжаем путешествовать дальше. И следующая наша

станция
называется «Всё о ящерицах» (Учитель вывешивает карточку з названием станции
«Всё о ящерицах»)

·       
Станция «Ящерицы»


Ребята, а кто из вас видел ящериц? — На кого похожи ящерицы?

— В
Беларуси встречаются три вида ящериц – ящерица прыткая, ящерица живородящая,
веретеница ломкая. – Давайте рассмотрим рисунки на доске. (Учитель
вывешивает иллюстрации ящериц)

— Давайте
посмотрим на первую ящерицу – ящерицу прыткую. А как вы думаете, почему ящерица
прыткая так названа? (Ответы детей)


Послушайте, почему эти ящерицы так названы. (Учитель читает рассказ)


Возможно, прыткой она названа не только потому, что быстро бегает.  А может,
потому, что очень уж ловко охотится – молниеносно прыгает на жуков и
кузнечиков, а мух хватает даже на лету.


Обратите внимание на живородящую ящерицу. -Живородящая ящерица – так названа,
потому что эта ящерица в отличие от других рождает живых детенышей. Все остальные
виды ящериц откладывают в землю.


Давайте посмотрим на третью ящерицу. – Чем она отличается от предыдущих двух? (Она
безногая).


Так, правильно. – Послушайте почему она так названа. (Учитель читает
рассказ)

Веретеница
ломкая – это безногая ящерица. Этот лесной житель действительно напоминает
веретено.  Хвост веретеницы, как у всех ящериц, способен «отламываться», потому
она и получила название «ломкая». Отбрасывание хвоста — это способ самозащиты.

Ящерицы
хищные животные.

Ящерицы
поедают насекомых, их личинок, дождевых червей, слизней.

Ящерицы
обитают на полянах, на кочковатых болотах с кустарниками, в хвойных и
лиственных лесах. А еще они любят сухие и солнечные места.


Где обитают ящерицы? – Чем питаются? (Ответы детей)


Ребята как вы думаете, какая следующая будет наша станция?

— О
каких еще пресмыкающихся мы не говорили? (О змеях)


Правильно, и мы отправляемся на следующую станцию, которая называется «Всё о
змеях» (Учитель вывешивает карточку с названием станции «Все о змеях»)

·       
Станция «Всё о змеях». – На этой станции мы узнаем
какие змеи обитают в Беларуси, где они живут, чем питаются, а также о пользе их
в природе.


Ребята, а каких змей вы знаете?


Ребята, а как вы думаете, какие змеи обитают в Беларуси?


Беларуси обитают змеи – уж, гадюка, медянка. (Учитель вывешивает иллюстрации).
– Посмотрите на них? – Они похожи? (Да)


Ребята, а чем же похожи? (Формой тела, нет конечностей)

— А
вы знаете по каким признакам можно отличить ужа от гадюки? – Давайте посмотрим
на иллюстрации внимательно. (У ужа на голове имеется два оранжевых пятнышка).


Давайте прочитаем какие еще признаки подобия и отличия у ужа и гадюки.


Сейчас мы с вами будем работать по вариантам. 1 вариант читает статью, которую
я вам разместила «Уж». 2 вариант читает статью «Гадюка». Читайте внимательно и
постарайтесь запомнить признаки ужа и гадюки. После того, как вы прочитаете
статьи, мы будем все вместе заполнять таблицу. (На доске нарисована таблица,
колонки для характеристик пустые. После чтения учебника дети заполняют таблицу
вместе с учителем. Характеристики напечатаны на листах, при выяснении
правильного ответа один ученик выходит и прикрепляет лист при помощи магнита в
нужную колонку).

Признаки
сравнения

            Уж

Гадюка

Внешний
вид

Тёмного
цвета. За головой находятся два желтых пятна.

На
спине проходит зигзагом темная полоса.

Где
живёт?

В
сырых местах, плотинах, сараях, у берегов рек, в лесу.

В
лесах и по берегам водоемов, на болотах и лугах.

Чем
питается?

Жабы,
лягушки, мыши.

В
воде – головастиками, мелкой рыбой.

Мыши,
вредные насекомые.

Кому
служит кормом?

Барсукам,
аистам, цаплям, ежам.

Аистам,
ежам.

Опасность
для человека

Нет

Смертельная


Давайте посмотрим на нашу таблицу и сделаем вывод: чем же отличается уж от
гадюки?


Как по внешнему виду отличить гадюку от ужа? (У ужа за головой находится два
желтых пятна, у гадюки черная зигзагообразная полоса вдоль спины)

Мы
убедились, что гадюка очень похожа на ужа, но чтобы не стать жертвой гадюки, я
вам предлагаю разработать памятку с правилами безопасного поведения в лесу:


Если вы идете в лес, как нужно одеваться? – Какая обувь должна быть? (ответы
детей)


Что нужно делать, если вы встретили гадюку? (ответы детей)


Хорошо, давайте прочитаем на доске памятку (памятку вывешивает учитель)

1.
При походе в лес необходимо надевать высокую обувь.

2.
При встрече с гадюкой не кричать, не делать резких движений, не махать палкой.
Надо тихо и быстро уйти с места встречи. -Змея никогда не нападает первой! Она
может укусить в целях самообороны, например, если на нее наступить или
испугать.

3.
При укусе гадюки надо немедленно обратиться за медицинской помощью.


Вы наверное устали? Ну тогда с вами немножко отдохнем, выполним
физкультминутку.

Физкультминутка

Раз
– подняться, потянуться,

Два
– нагнуться, разогнуться,

Три
– в ладоши, три хлопка,

Головою
три кивка.

На
четыре – руки шире,

Пять
– руками помахать,

Шесть
– на место тихо сесть.


Наше путешествие продолжается дальше.

   V.           
Закрепление нового материала.

Минутка
интересных открытий. Рассказ учителя о пользе пресмыкающихся.


Ребята, давайте порассуждаем, а зачем вообще пресмыкающиеся? Приносят они
какую-нибудь пользу для природы? (Ответы детей)

— А
для человека? (Ответы детей).


Послушайте.  (Рассказ учителя)

Пресмыкающиеся
необходимы самой природе. Не станет змей – и очень много разведется грызунов.
Не будет ящериц – размножатся вредные насекомые. Крокодила, оказывается, тоже
полезны: они вылавливают больных рыб и хищников, поедающих рыбную икру. В свою
очередь пресмыкающиеся сами служат для кого-то пищей.

Нужны
пресмыкающиеся и человеку. Крупные ящерицы, змеи и крокодилы дают ценную кожу.
А черепахи дают мясо и яйца. В жарких странах есть специальные фермы, где
разводят крокодилов и черепах. А еще разводят и ядовитых змей и берут у них яд.
Он идёт на изготовление нужных лекарств и ценится очень дорого.


Так какую пользу приносят пресмыкающиеся для природы?

— А
для человека?

Составление
цепи питания


Ребята, сейчас мы составим цепь питания. У каждого на парте лежат карточки со
словами. Вы должны положить карточки в таком порядке, чтобы получилась цепь
питания. Работаем в парах. Потом вы озвучите её всему классу. (Каждое слово
записано на отдельной карточке, при ответе детей учитель при помощи магнитов
крепит такие же цепи питания на доску. Карточки раздаются детям на перемене)

Карточки:

1.      Комар,
лягушка, змея.

2.      Жаба,
уж, еж.

3.      Мышь,
гадюка, ёж.

Работа
в тетради на печатной основе.

— Наше
путешествие подходит к завершению. А сейчас мы проверим, как хорошо вы
запомнили о пресмыкающихся, были ли вы внимательными на уроке.

Давайте откроем тетради на странице 30 и выполним задания. (Задания
выполняются самостоятельно. После того, как дети выполнят задания,
осуществляется самопроверка. Вызывается один ученик на одно задание и
озвучивает его, остальные проверяют у себя в тетрадях.)

Задание 1. Узнай по
описанию животное, наклей его изображение и напиши название.

image002

       
Задание 2. Отметь знаком
V правильные
утверждения.

image003

(да)

(нет)

(да)

(нет)

(нет)

(да)

VI.           
Подведение итогов урока. Рефлексия


Ребята, с какой группой животных мы познакомились сегодня на уроке? Почему они
так называются? (Пресмыкаются к земле, ползают)


Как по-другому называют пресмыкающихся? (Рептилии)

— Приведите
примеры рептилий. (Ответы детей.)


Какие из них встречаются в Беларуси? (Ящерицы, болотная черепаха, змеи – уж,
гадюка, медянка)


Чем отличаются пресмыкающиеся от животных других групп? (Не высиживают яйца,
змеи и ящерицы меняют кожу, а крокодилы и черепахи нет, добычу глотают целиком,
имеют ядовитые зубы).


Ребята, мне очень понравился урок и то, как вы работали на нём. — Я думаю наше
путешествие удалось и было увлекательным.  Я надеюсь, что вам также оно
понравилось.


Покажите зелёную фишку — кому понравился урок и работать на нем.

— А
теперь покажите красную фишку — кому урок не совсем понравился, и работать на нем
было не очень просто или неинтересно.

VII.           
Д/з

Прочитать
параграф на с. 88 — 91. Ответить на вопросы

Уж

Ужи водятся в сырых местах, плотинах, сараях, у берегов рек, в лесу. А ещё
ужи выползают из своих убежищ погреться на солнышке.

Уж темного цвета, его длина достигает 1 м, хорошо выделена голова, еще
лучше выражена шея и хвост. За головой находятся два желтых пятна.

Уж более подвижен, чем гадюка, быстрее ползает. Это делает его ловким
охотником. Ужи, кроме того, прекрасные пловцы и ныряльщики. Уж издает звуки:
шипит, а иногда свистит, может притворятся мертвым.

Питается лягушками, кротами, мышами, ящерицами, маленькими птицами и их
яйцами, в воде — головастиками, мелкой рыбой.

Сами же ужи служат пищей для барсуков, аистов, цапель, ежей. Ужи для
человека не опасны.

Гадюка

Гадюка — единственная ядовитая змея в Беларуси. Она имеет темную,
зигзагообразную полосу вдоль спины. Живет в лесах и по берегам водоемов, на
болотах и лугах. Гадюка неповоротлива. Длина тела — 60 см, реже — 80 см. Ей
труднее справиться с добычей. Но в этом гадюке помогают ядовитые зубы. Своим
укусом она парализует жертву, например, мышь, и лишь потом съедает ее. Мелкие
гадюки питаются насекомыми, более крупные — грызунами.

Сами же ужи служат пищей для аистов и ежей. Укус гадюки может быть
смертельным для человека.

Технологическая карта урока.

Ф.И.О.: Ветрова Наталья Сергеевна

УМК: Перспективная начальная школа

Класс: 2

Дата проведения урока: 12.03.19

Дисциплина: Окружающий мир

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема урока: Пресмыкающиеся

Цель: расширить и углубить знания учащихся о пресмыкающихся.

Задачи:

1)Обучающая: формировать представление о классе пресмыкающихся, выяснить черты сходства и различия крокодилов, черепах, ящериц, змей; углубить знания учащихся о жизни пресмыкающихся, их питании; познакомить с правилами безопасного поведения при встрече со змеями.

2) Развивающая: развивать умение различать пресмыкающихся животных от остальных животных; уметь отличать гадюку от ужа, уметь характеризовать пресмыкающихся по плану.

3) Воспитывающая: воспитывать любовь к природе и бережно отношение к ней; дать установку правильного поведения в лесу и при встрече с ядовитой змеей.

Планируемые результаты:

Предметные: характеризовать отдельные виды пресмыкающихся, группировать пресмыкающихся «неопасные — опасные», анализировать особенности жизни пресмыкающихся: черепахи, змеи, ящерицы и крокодила, объяснять правила поведения при встрече со змеей.

Личностные: проявление познавательного интереса.

Метапредметные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование: учебник по окружающему миру 2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Федотова О. Н.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин).

2. Актуализация опорных знаний (4 мин).

3. Целеполагание (3мин).

4. Работа по теме урока (7-10 мин).

5. Физкультминутка (1мин).

6. Продолжение работы по теме (15мин).

7. Итог урока (2-3мин).

8. Рефлексия (3мин).

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

момент.

Цель: мотивация

учащихся к учебной

деятельности.

Приветствие учителя:

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Сергеевна, сегодняшний урок у вас проведу я. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя (стоят возле парт).

Садятся за парты.

Коммуникативные: уметь договариваться о правилах общения и следовать им. Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познания нового.

Актуализация

опорных знаний.

Цель: закрепить

ранее полученные

знаний.

-В качестве домашнего задания вам было предложено найти сообщение о любом земноводном.

— Проверим, как вы справились с домашним заданием?

— Сейчас мы заслушаем ваши сообщения.

— О каком земноводном ты приготовил (-а)?

— Расскажи нам интересные факты об этом земноводном.

— Вы хорошо справились с домашним заданием.

— Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Познавательные:

Умение строить речевые высказывания в устной форме.

Целеполагание.

Цель: постановка

темы и цели урока.

Ребята, обратите внимание на доску. На доске кроссворд.

Я

Ч

К

Щ

Е

Р

Е

Р

З

О

Р

П

Р

Е

С

М

Ы

К

А

Ю

Щ

И

Е

С

Я

П

Е

О

Ц

А

Я

Д

А

Х

И

А

Л

-Для того, чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Живу на суши и в воде.

Мой панцирь очень нужен мне.

Я этим домом дорожу,

Хоть очень медленно хожу.

(Черепаха)

2. Я вовсе без ног,

Но двигаюсь ловко

По земле и в воде –

Помогает сноровка.

(Змея)

3. Вот лентяй

С зеленой кожей,

Он всегда гуляет лёжа.

(Крокодил)

4. С последней буквы алфавита

Я начинаюсь. Не беда –

Зато быстра и деловита,

Лишь хвост теряю иногда.

(Ящерица)

— Скажите, к какому виду относятся эти животные?

— Предположите тему нашего урока?

— Какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся отгадывают загадки.

— Пресмыкающиеся

–Тема нашего урока: Пресмыкающиеся.

-Мы будем расширять свои знания о пресмыкающихся.

Регулятивные:

-ставить перед собой учебную задачу

-определять цель деятельности.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

— умение слушать и вступать в диалог

— участвовать в обсуждении, умение аргументировать свою позицию.

Работа по теме урока.

Цель: изучение

нового материала

— Как вы считаете, почему пресмыкающиеся получили такое название?

— Правильно, потому что они ползают по земле, то есть «пресмыкаются».

— Пресмыкающиеся имеют и второе название – рептилии.

— Как вы понимаете слово «рептилии»?

— Что вам известно о пресмыкающихся?

— Где они обитают?

— Большинство пресмыкающихся живут в теплых и жарких странах, где не бывает зимы.

— Встретить пресмыкающихся можно только в теплое время года. Зимой они спят в норах под корнями деревьев. Весной выходят из укрытий и греются под лучами солнца. В теплое время года они очень быстро передвигаются.

— Открываем учебник на стр.18 – 19.

Рассмотрите представленных здесь животных.

— Расскажите, как выглядит каждое из них.

— Как вы думаете, чем похожи крокодил и птицы?

-Чем похожи ящерица и млекопитающие?

— Чем похожи змеи и рыбы?

— Чем похожи черепахи и крабы?

— Рассмотрите на стр.20 рисунки и скажите, чем питается уж?

— А чем питается гадюка?

Как вы думаете, чем питаются черепахи?

Ящерицы? Крокодилы?

К какой группе животных мы можем отнести черепаху, крокодила, ящерицу, змей?

— Какой общий признак для них характерен?

Хорошо, а сейчас давайте, отдохнём.

— потому что они ползают по земле.

-Ответы учащихся.

— Открывают учебник, отвечают на вопросы.

-Черепаху можно определить по панцирю.

Эфы, длинное, гибкое тело и ног нет.

Ящерица, четыре лапы с острыми когтями и длинный хвост.

Крокодил, похож на огромную ящерицу, хвост сжат с боков, а голова и туловище сплюснуты, пальцы задних ног крокодила соединены плавательной перепонкой.

— они откладывают яйца

— у них 4 ноги

— нет ног

— есть панцирь

-он охотится на лягушек

— мышами

— Все пресмыкающиеся ползают по земле, а так же их тело покрыто сухими чешуями или панцирем.

Регулятивные: умение точно выражать свои мысли.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

Личностные: умение определять и высказывать правила.

Физкультминутка.

Цель: снять

утомляемость детей.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

Продолжение работы по теме урока.

Цель: систематизация полученной информации.

— Продолжаем работу.

Что вам известно о ящерице.

Ящерица прыткая. Возможно, прыткой она названа не только потому, что быстро бегает. Но и потому, что делает это очень ловко, мгновенно, круто меняя направление, сбивая тем самым преследователя. А может, потому, что очень уж ловко охотиться – молниеносно прыгает на жуков и кузнечиков, а мух хватает даже на лету. Охотится прыткая ящерица много часов подряд, в ее меню более 300 различных видов насекомых. Эта ящерица не бывает более 25 см в длину.

Скажите,пожалуйста, знаете ли вы, кто является предком крокодилов?

-Что вам известно о динозаврах?

-Какие фильмы или мультфильмы о динозаврах вы смотрели?

— Верно, ли что на территории нашего края обитали динозавры?

— Да, верно.

-Не так давно на территории нашего края в пади Кулинда в поселке Новоильинск Чернышевского района травоядного пернатого динозавра, который жил около 150млн. лет назад.

Кромеобыкновенного ужа в нашей стране обитает водяной уж. В то время как обыкновенный уж любит «побродить» по бережку, погреться на солнышке, слазить на дерево , водяной уж только к вечеру выбирается на сушу, чтобы где-нибудь под корнями дерева провести ночь.

-Откройте страницу учебника 20 и найдите гадюку.

-Докажите, что это гадюка.

-Давайте вместе с вами составим план, что делать, если вы встретили на своём пути змею.

-Для начала ответьте на вопрос, нужно ли кричать?

-Нужно ли бить змею палкой?

— Запомните, ребята!

-При встрече со змеей нельзя:

Кричать.

Бить змею палкой.

Делать резких движений.

Запомните ребята также, что змея не хочет причинить вам вред, но любое ваше движение она воспримет как угрозу. А все из-за того, что мы большого размера по сравнению со змеей. Только представьте маленькая змея и большие мы.

-Ребята, а каких пресмыкающихся содержат в домашних условиях?

-А у кого-нибудь из вас жила или живёт черепаха? Какая черепаха сухопутная или морская?

— Ребята, скажите, пожалуйста, как называется место, в котором содержат змей?

-В последнее время становится популярным, держать змей у себя дома в качестве домашних питомцев. Следует помнить, что это очень опасно.

Каких пресмыкающихся вам удалось встретить в нашем крае?

Какие среди пресмыкающихся занесены в Красную книгу?

— Ребята, обратите внимание, в моих руках находится Красная книга Забайкалья.

На страницах этой книги мы можем встретить представителя пресмыкающихся — узорчатого полоза. Узорчатый полоз обитает в таёжных лесах. Отличительной особенностью является красивый узор и многообразие цветов и оттенков окраски тела этого вида, поэтому он и получил такое название.

Регулятивные: сохранение учебной задачи

-планировать свои действия в соответствии с учебной задачей

-умение правильно оценивать свои действия

— умение контролировать свою работу, свои действия

Личностные: учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу

Умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку

Коммуникативные: договариваться приходить к общему решению

— умение слушать товарищей

Познавательные: строить рассуждения

Итог урока.

Цель: подвести итоги урока

-Давайте вспомним, чем покрыты земноводные?

-А что вы узнали о кожный покровах пресмыкающихся?

-Чем питаются пресмыкающиеся?

— Выберите верное рассуждение:

1. Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц. Значит, ящерицы – птицы. (Неверно.)

2. У млекопитающих две пары ног. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее. (Неверно.)

3. Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из птиц. Ящерица – пресмыкающееся. (Верно.)

— Оценки за урок.

-Земноводные покрыты голой кожей.

-Кожа пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками.

-Пресмыкающиеся питаются как мелкими животными, так и более крупными.

Коммуникативные: умение слушать собеседника

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме

Рефлексия.

Цель: оценивать результат своей деятельности.

— У каждого из вас на столе лежит по одной карточке с изображением черепашки. Вам необходимо раскрасить их в один определенный цвет, который соответствует вашей работе на уроке. Зелёный цвет — вы были активны и вам всё понравилось. Желтый цвет — у вас остались вопросы. Красный цвет – совсем ничего не поняли на уроке

-Спасибо за урок!

Раскрашивают черепашек.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Методист_____________________________

Учитель_____________________________

Оценка_____________________________

Между млекопитающими и земноводными расположен промежуточный класс. Это пресмыкающиеся или рептилии. Некоторые его представители по строению тела, питанию и размножению больше напоминают птиц, чем другие виды позвоночных. А также есть несколько животных, считающихся уникальными из-за своего образа жизни, внешности и поведения.

Характеристика, отличия и список основных видов пресмыкающихся

Общая характеристика

Как и земноводные, класс пресмыкающихся относится к холоднокровным животным. Температура крови напрямую зависит от окружающей среды, но они могут регулировать ее самостоятельно, что позволяет защищаться от переохлаждения. Зимой рептилии предпочитают впадать в спячку, а летом выходят на охоту только в прохладное ночное время. У пресмыкающихся жесткая чешуйчатая кожа, предохраняющая их от пересыхания. Черепахи, к примеру, защищены панцирем, а спины крокодилов покрыты костяными пластинами-наростами. Дыхание у них происходит с помощью легких, у некоторых животных оба органа развиты одинаково, у других правый больше левого. Только у черепах ребрам не позволяет двигаться панцирь, поэтому они накачивают воздух в тело с помощью глубоких вдохов и перебиранием передних ног.

Общая характеристика пресмыкающихся

У всех представителей класса хорошо развит костный скелет, в частности, ребра. Но их форма и количество зависят от определенного вида. У черепах позвоночник сросся с панцирем. А ребра змей помогают им ползать, у ящериц они поддерживают перепонки для планировки на воздушных потоках. У большинства животных короткий язык даже не высовывается из пасти. Но у ящериц и змей он раздвоен и выдвигается далеко за пределы рта.

Оригинальная окраска позволяет быстро сливаться с окружающей средой. Органы размножения пресмыкающихся такие же, как и у птиц. Они могут откладывать яйца, но у нескольких видов до вылупления потомство остается в яйцеводе.

Классификация рептилий

В науке у всех животных есть определенная классификация. И рептилии не исключение. Их разделяют на несколько видов:

  • ящерицы;
  • черепахи;
  • змеи;
  • крокодилы;
  • гаттерии.

Список основных видов пресмыкающихся

Последний тип является единственным представителем клювоголовых среди всех пресмыкающихся. Отряд рептилий обитает во всем мире, но больше всего животных проживает в теплых районах. Их практически нельзя найти в холодных странах, где нет древесной растительности. Обитают животные на суше, в пресной и морской воде, а также воздушной среде.

Повышенное размножение пресмыкающихся наблюдалось в каменноугольном периоде, когда они достигали максимальных размеров. Животные заселяли новые территории, подавляли другие виды и на суше, и в воде. Именно поэтому этот период назвали веком рептилий.

Отряд ящериц

Самая многочисленная группа — это ящерицы. Хотя некоторые люди называют так всех пресмыкающихся с ногами, кроме крокодилов и ящериц. У настоящих ящериц маленькое тело, а конечности и окрас позволяют им скрываться в траве и листьях. Во время опасности животное ломает себе хвост и убегает, а потом отращивает новый. Обычно ящерицы не издают никаких звуков, на канарские Симона и Штехлина пищат при нападении.

Есть несколько различных видов этих пресмыкающихся:

  • хамелеоны;
  • игуаны;
  • вараны;
  • гекконы.

Игуаны в последнее время стали домашними питомцами. Это редкие рептилии, у которых еще есть линька, затягивающаяся на недели. Дома для них придется создать особые условия: террариум с регулируемой температурой, они могут питаться только свежими фруктами и овощами, требуют освещения.

Игуаны

Отличительная черта варанов — их размеры. Длина тела колеблется от 20 см до 1 м, самые крупные достигают трех метров, их масса — почти 1,5 тонны. Они похожи на древних динозавров, ведь также покрыты чешуей. Мощный хвост и цепкие лапы позволяют быстро передвигаться по деревьям. Язык у варанов длинный, на кончике находятся особые рецепторы, распознающие запах. Окрас обычно бурый или серый с пятнистой и полосатой чешуей.

Хамелеоны

Хамелеоны — это уникальные пресмыкающиеся, они могут контролировать свой окрас в зависимости от окружающей среды. Обитают на деревьях, а дома забираются на мебель. Для хамелеонов нужно подготовить террариум с лампами, искусственный водоем, пол с подогревом и хорошую вентиляцию, а также насекомых для подкормки. Ящерицы проживают в Азии, Европе и Африке, в Северную Америку их завезли люди. Их можно увидеть в садах, парках и лугах, они ползают по деревьям и кустам, травяным стеблям. Активный период у рептилий наступает на рассвете и закате, а днем они отдыхают. Если пресмыкающиеся заметят опасность, то сразу бросаться убегать. Интересный факт о пустынных животных: они по очереди поднимают лапки для охлаждения, так снижается риск образования ожогов. Основа питания ящериц — мелкие грызуны, змеи и кладки яиц, кузнечики, пауки и бабочки. Реже они едят червей и улиток, плоды растений. Для защиты от врагов значительное число рептилий кусается, отбрасывает хвост, сворачивается в кольцо. Но обычно животное пытается как можно быстрее убежать.

Описание черепах

В список пресмыкающихся животных входят черепахи. Первые представители появились еще 200 млн лет назад. Ученые утверждают то, что их предками были котилозавры. Рептилии распространены по всем континентам, обитают на суше и в море. Они не представляют опасности для человека, поэтому можно содержать их дома.

Описание черепах

Черепахи покрыты панцирем с костной основой, дышать они могут с помощью легких. А у водных воздух проходит через слизистую оболочку, покрывающую глотку. У этих рептилий есть существенное преимущество перед другими видами — их долголетие, они проживают сотни лет. А самые крупные представители обитают в морях, диаметр панциря большой черепахи достигает 2 метров, а ее масса — более 900 кг. Наименьшие особи могут поместиться в спичечный коробок. После оплодотворения самка роет глубокую ямку в песке, откладывает туда яйца и тщательно прячет их под землей. Разные виды за один раз закапывают от одной до 200 будущих черепах в скорлупе. По характеру пресмыкающиеся — типичные одиночки. Они ищут подобных только в брачный период, а вот о потомстве проявляют заботу.

Сухопутные рептилии питаются только растениями, а водные обитатели — животными. Практически все малыши — хищники, но по мере взросления становятся вегетарианцами.

Особенности змей

Змеи распространены в России и за ее пределами. Основное их отличие — это форма тела, у них длинное туловище, нет конечностей, наружных слуховых органов и век. Хотя у некоторых сохранились от предков рудиментарные формы лап. Рептилия состоит из трех элементов:

  • головы;
  • самого тела;
  • хвоста.

Большинство змей опасны из-за своего яда. Он содержится в канальчатых или бороздчатых зубах. Жидкость появляется из слюнных желез. Внутренние органы у рептилий уникальны, у них вытянутая форма, а мочевого пузыря нет совсем. Веки на глазах срослись в роговую оболочку. Змеи могут охотиться и днем, и ночью. Те, что часто находятся под солнечным светом, отличаются поперечным зрачком. Вертикальный — у ночных хищников. Слуховых проходов нет, поэтому пресмыкающиеся различают только громкие звуки.

Змеи

Отдельно нужно отметить ужей, они не ядовиты. Змеи покрыты крупной яркой чешуей. Обитают они возле водоемов и питаются мелкой рыбой, амфибией, лягушками. Рептилии не убивают свою еду, они проглатывают ее целиком живой. В случае опасности пресмыкающееся прикидывается мертвым, а при нападении выделяет изо рта резкий неприятный запах. Размножаться они могут на растительной почве, покрытой мусором или мхом.

Образ жизни крокодилов

Самыми опасными из всех рептилий считаются крокодилы. Земноводные или пресмыкающиеся эти животные — ученые спорили долго. Но все же связали их с древними видами, которые достигали 15 м в длину. Останки археологи находили практически в каждом уголке земного шара. Современные рептилии стали немного меньше, но все еще остаются самыми крупными среди всех пресмыкающихся.

Крокодилы

Почти все время крокодилы проводят в водоемах, на поверхности они оставляют только уши, глаза и нос. А передвигаются в воде с помощью лап и хвостов с перепонками. На большую глубину способны уходить только представители гребнистого вида. Гнезда свои рептилии выстраивают на суше, а также иногда вылезают из воды на солнце для того, чтобы погреться. Крокодилы не живородящие, они откладывают яйца. У пресмыкающихся хороший слух и отличное зрение, они долго выслеживают свою добычу. Челюсти у них мощные, обрамлены острыми зубами. Но устроены они так, что не могут жевать. И поэтому крокодилы откусывают куски животных и проглатывают их целиком. Нильские породы греются у водоемов часами, а потом резко нападают на добычу, которую выбирают соответственно своим размерам.

Миссисипский аллигатор зимой впадает в спячку, а китайский активен постоянно. Его считают символом власти и успеха.

Аллигаторы

Человек, встретивший крокодила, считает его признаком удачи. А кайманов считают санитарами водоемов. Это свое название они получили из-за того, что охотятся только на больных и раненых животных. К наиболее интересным крокодилам относится ганский гавиал. У него вытянутая узкая челюсть, напоминающая пинцет. С ее помощью рептилия вылавливает из воды самую мелкую и проворную рыбу. Мощным хвостом пресмыкающееся бьет свою добычу. Крокодил быстро передвигается по суше, поэтому он опасен для человека. Набрасывается на свою жертву он резко и неожиданно. Наиболее опасными считаются аллигаторы.

Уникальные представители

В клювоголовом отряде пресмыкающихся есть только один представитель — гаттерия. Ученые обнаружили ее только в Новой Зеландии, но не смогли дать полное определение этой рептилии. Если судить по внешнему виду, то она могла произойти от ящериц, птиц и грызунов одновременно.

Гаттерия

По форме тела она напоминает игуану с четырехгранной клювоголовой. Туловище гаттерии покрыто чешуйками, а от шеи до хвоста тянутся шипы. Во рту рептилии много зубов и резцов, как у грызунов. Еще одна особенность в характеристике этого пресмыкающегося — три глаза. Третий расположен на голове и покрыт тонкой кожицей. Гаттерии больше других видов любят холодные и влажные места. В классе рептилий много разных животных. Но сколько видов пресмыкающихся на земле ни было бы, все равно найдутся уникальные создания. Самая длинная змея в мире — анаконда, размер ее туловища достигает 11 м 43 см. Есть очень крупная ящерица — трехметровое тело весит около 140 кг. Гребнистый крокодил массой 1 т достигает 3 метров. Вес самой большой морской черепахи — 960 кг, сухопутной — 600. Диаметр панциря у первой около 3 м, второй — 2. У них сердце весит около двух кг, мозг более легкий — до одного килограмма.

Ученые выявили более шести тысяч видов пресмыкающихся и разделили их в таблицы по месту обитания, внешним признакам и образу жизни. Большая часть живет на суше, некоторые предпочитают водоемы или пустыни.

Анаконда

Многие представляют опасность для человека, но их научились использовать в полезных целях. Змеиный яд применяют в медицине для свертываемости крови, снижении болевых ощущений. А из крокодиловой кожи делают сумки, обувь и ремни. Мясо и яйца черепах употребляют в пищу. Некоторых рептилий заводят дома, и они быстро привыкают к человеку.

  • Рассказ про пророка мухаммеда на русском
  • Рассказ про подарки на английском
  • Рассказ про печору реку
  • Рассказ про осень для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про оха и аха с картинками