Рассказ про пожарную машину для детей 4 5 лет

Программа по пожарной безопасности на 2020 2021 учебный год для детей от 4 до 5 лет содержание i. целевой

ПРОГРАММА
«ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

НА
2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

для
детей от 4 до 5 лет

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная
записка

2

1.2. Цели
и задачи
реализации Программы

2

1.3. 
Планируемые результаты освоения Программы

3

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность в
соответствии с направлением развития ребенка
по
разделу «Познавательное развитие».

4

III.  
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение
Программы

6

Список литературы

7

I.   
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.         
Пояснительная
записка

Противопожарная
безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и
воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и
противопожарную грамотность взрослых — поведение, снижающее риск возникновения
пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Правильное
поведение в экстремальных ситуациях, например, при пожаре, является основным
условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума,
а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка —
спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и
т.п. — места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о
противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения
при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые
упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Успехов в работе
по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам
педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и
борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и
убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Забота о
сохранности детской жизни — важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и
государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи, пожары в
детских учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в систематические
работы с педагогами, детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто
вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и
легкомыслия.

Большинство детей
не знают, что им нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Они обычно
прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать тогда, когда это можно
сделать. Опрос детей показывает: многие из них не знают номер «01».

Только
систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать
у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.

Программа
разработана для детей в возрасте от 4 до 5 лет, включает в себя перспективное
планирование для детей дошкольного возраста.

1.2.         
Цель и задачи
программы.

Цель: Обобщать
представления о пожарной безопасности, формировать навыки безопасного поведения
в быту, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях, отработка правил
поведения при пожаре.

Задачи:

·       
Познакомить дошкольников с
профессией пожарного, техникой, помогающей тушить пожар;

·       
Знакомить с причинами
возникновения пожара; с правилами обращения со спичками, электроприборами;

·       
Знакомить
с правилами пожарной безопасности, формировать привычку их соблюдения;

·       
Формировать знания детей о
домашнем адресе;

·       
Развивать
познавательную активность, любознательность, творческие способности,
воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Методы и
приёмы
,
используемые в работе с детьми:

·       
Беседы; вопросы к детям;
создание проблемных ситуаций;

·       
Рассказ воспитателя;

·       
Чтение художественной
литературы;

·       
Рассматривание
наглядно-иллюстративного материала;

·       
Просмотр видеоматериала на
интерактивной доске

1.3.         
Планируемые
результаты
:

К
концу года дети средней группы должны знать профессию пожарного, технику;
элементарные правила обращения со спичками, электроприборами; номер пожарной
части; о вреде огня для лесных массивов; называть свое имя, фамилию, точный
домашний адрес.

1.4.         
Основные принципы:

·         
Принцип системности – работа проводится весь
учебный год, специально организованные занятия проводятся в первой половине
дня, нерегламентированные виды деятельности планируются в утренние и вечерние
отрезки времени.

·         
Принцип возрастной адресованности.

·         
​Принцип координации деятельности педагогов
(воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физвоспитания).

·         
Принцип преемственности взаимодействий с ребенком
в условиях дошкольного учреждения и семьи.

·         
Дифференцированного подхода к каждому ребенку, учета его
психологических особенностей

·         
Развивающего характера обучения, основанного на детской
активности

·         
Сочетание научности и доступности материала

·         
Наглядности

1.5.         
Целевые ориентиры:

1.    
Овладение детьми
дошкольного возраста навыками правильных действий в случае возникновения
пожара, их отработка до автоматизма

2.     Умение предвидеть, какие
неосторожные действия могут привести к возникновению очага возгорания

3.     Расширение представления о
профессии пожарного и его трудовых действиях, о его форме одежды и орудиях труда,
значимости его труда

4.     Осознанное выполнение детьми
правил противопожарной безопасности

5.     Изменение отношения родителей
к проблеме противопожарной безопасности

1.6.         
Планируемые
результаты
:

К
концу года дети средней группы должны знать профессию пожарного, технику;
элементарные правила обращения со спичками, электроприборами; номер пожарной
части; о вреде огня для лесных массивов; называть свое имя, фамилию, точный
домашний адрес.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлением
развития ребенка по разделу познание «Пожарная безопасность»

Месяц

Тема. Программное содержание

Совместная деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

«Знакомство с профессией пожарного»

Рассказать детям о профессии пожарного о значимости его труда и
опасности его работы

— Беседа «Героическая профессия пожарный»

— С.р. игра «Отважные пожарные»

— Рассматривание иллюстраций о труде пожарных

Беседа на тему: «Пожароопасные предметы дома»

Октябрь

«Огонь добрый и злой»

Дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том какое
значение оно имеет в жизни людей.

Д/и «Пожарная тревога»

— Загадки и рифмовки про огонь

— И/у «Тушение огня» (метание мешочков в цель)

Папка – передвижка «Безопасность дома»

Ноябрь

«Пожарная машина»

Рассказать о значении пожарной машины, уметь различать ее среди
других.

Рассматривание картины

— И/с «Едем на пожар»

-Рисование «Колеса для пожарной машины»

Беседа «Правила поведения при пожаре»

Декабрь

«Пожароопасные предметы»

Познакомить детей с основной группой пожароопасных предметов
(спички, зажигалка, утюг, плита и т.д.); рассказать об опасности, которую они
представляют

— Беседа «Отчего происходят пожары»

— Д/и «Можно – нельзя; найди нужный предмет»

— Д/и «Чем тушат пожар»

— Конструирование «Пожарная машина»

Консультация «Приближается праздник Новогодней елки»

Январь

«Знакомство с пожарной сигнализацией»

Рассказать детям о том, какие способы существуют для сообщения о
пожаре.

Провести экскурсию по детскому саду. Познакомить с пожарной
кнопкой и пожарным щитом

Рассматривание карточек с изображением
пожароопасных предметов

— И/у «Кто быстрее соберётся на пожар»

— Чтение стихотворения «О спичках»

Беседа «Осторожно – огонь»

Консультация «Чтобы не было беды»

Февраль

«Чем опасен дым»

Дать детям представление о причинах возникновения пожара, о том,
как дым затрудняет работу пожарного

Чтение С. Маршак «Кошкин дом»

— Раскрашивание силуэта пожарной машины

— И/с «Звоним пожарным»

Памятка для родителей «Пожарная безопасность дома»

Март

«Что такое пожарная безопасность»

Познакомить детей с элементарными правилами пожарной
безопасности. Учить осторожному обращению с пожароопасными предметами

Беседа «Чем опасен дым для человека»

— С.р.и. «Мы пожарные»

— Просмотр  «Кошкин дом»

— Проблемная ситуация «Если в квартире много дыма»

Наглядное оформление центра для родителей.

Буклет «Детские авторы о пожаре»

Апрель

«Профилактика пожаров»

Закрепить полученные знания о пожарной безопасности, дать детям
представление о том, какие меры предпринимают для предотвращения пожаров

Беседа «Чем тушат пожар?»

— Рассматривание плаката «Детям о пожарной безопасности»

— Чтение стихотворения «Как вести себя при пожаре»

— П/с «Если в доме что-то загорелось»

Папка – передвижка «Спичка не игрушка»

Май

«Профилактика пожаров»

Закрепить полученные знания о пожарной безопасности, дать детям
представление о том, какие меры предпринимают для предотвращения пожаров

Д/и «Сложи пожарную машину»

— Драматизация сказки «Кошкин дом»

— И/с «Звучит пожарная сирена»

— аппликация «Новый дом для кошки»

Консультация «Правила поведения при пожароопасной ситуации»

III.          
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ

3.1.         
Материально-техническое
обеспечение Программы

Материально-техническое
обеспечение.

В
групповых помещениях детского сада оформлены мини-зоны по обучению пожарной
безопасности дошкольников, оснащение которых проводится в соответствии с
возрастными особенностями детей.

Проводится
наглядная агитация родителей воспитанников, привлечение к
воспитательно-образовательному процессу.

Механизм
реализации программы

Обучение
пожарной безопасности дошкольников в условия ДОУ длительный, непрерывный
процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на
последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Список
литературы

     
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 — 2006г., с. 39

     
2.Журнал «Дошкольное воспитание» №4 -2007г., с.114

     
3.Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 — 2003г., с. 40

     
4.А.Пиль Энциклопедия «Пожарные» -М. Издательство «Астрель» 2000 – 40 с.

     
5.Т.В. Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях — М.ТЦ Сфера 2003 — 64с.

     
6.Т.А.Шорыгина Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Книга для 

       
воспитателей, гувернёров и родителей — М., Издательство ТЦ «Сфера» Д, 2006 г.

Тематическое физкультурное занятие «Пожарная дружина»

для детей старшей группы

Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни

Задачи:

Оздоровительные:

— содействовать гармоничному физическому развитию детей;

— развитее правильного дыхания, осанки;

— профилактика плоскостопия.

Образовательные:

— продолжать учить детей прыгать через предметы высотой 10 — 15 см, энергично отталкиваясь, приземляться на носки;

— упражнять в ходьбе и беге между предметами;

— упражнять в сохранении равновесия;

— закреплять навыки лазанья на гимнастическую стенку;

— совершенствовать умение детей действовать по сигналу и в соответствии со словесными указаниями.

Воспитательные:

— Воспитывать у детей чувство товарищества, дружелюбия и взаимовыручки в экстремальной ситуации.

Развивающие:

— Обогащать двигательный опыт детей;

— Развивать у детей физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, внимания);

— Развивать воображение.

Инвентарь и оборудование:

«шланги» — короткие косички, мешочки, мягкие игрушки, ленточки (по количеству детей), 5 кубиков, 5 обручей, ребристая доска, 8 кеглей, 6 платочков, 2 массажных коврика, 2 скамейки, 1 «руль», 2 нарисованных домика, шапочка «вода»

Предварительная работа:

1. Экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с мерами пожарной безопасности в ДОУ

2. Чтение художественных произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом», Л. Толстой «Пожарные собаки»

3. Сюжетно — ролевые игры «Пожарные», «Тушим пожар»

4. Рассматривание плакатов и иллюстраций по пожарной безопасности.

5. Беседа о профессии «пожарный»

Ход ООД

Вводная часть

Построение в шеренгу. Строевые упражнения.

— Все собрались? Все здоровы?

Бегать и играть готовы?

Ну, тогда не ленись,

На разминку становись!

— Как вы считаете вы сильные?А вы смелые?(ответы детей)

— Я предлагаю вам побыть сегодня пожарными. А пожарные сильные и смелые. А для того чтобы иметь такие качества они каждый день тренируются и делают зарядку.

— Труд пожарного не легок,

Он опасен и суров.

Если хочешь стать пожарным,

Ко всему ты будь готов!

— Обход по залу, шагом марш! (под бубен)

Чтобы огонь предотвратить

При этом надо смелым быть!

Будь внимательным в пути

Все преграды обойди. Ходьба

Вот поляна впереди

Пробежимся быстро мы

Побежали, побежали,

Только ноги замелькали! Бег

Вновь идем мы по дороге,

Разминая свои ноги. Ходьба

Вдруг нам камни на пути,

Вмиг их перепрыгнем мы. Прыжки через предметы с продвижением вперёд

Еще лужи на пути,

Не проехать, не пройти.

Все мы лужи обойдем

Островок сухой найдем! Ходьба змейкой между предметами

Речка путь нам преградила,

Но с пути она не сбила.

Мостик старенький лежит,

Пробежаться нам велит. Легкий бег по ребристой доске

Путь нам преградила яма,

Мы кричать не будем: «МАМА!»

Аккуратно мы пойдем,

Узкий мостик перейдем Приставной шаг вперед

Вновь идем мы по дороге,

Разминая свои ноги Обычная ходьба

1, 2 – все вдыхаем, 3, 4 – выдыхаем

Носом вдох, а выдох ртом. Дыхательные упражнения

Свежий воздух мы вдыхаем

Упражненья начинаем!

— Стой! 1 -2 .

— Мы с вами разминку сделали, а теперь выполним упражнения. Представим, что эта веревочка, пожарный шланг.

Основная часть

ОРУ с короткой косичкой (пожарный шланг)

  1. «Проверим готовность пожарных шлангов»И.П. основная стойка, шланг в прямых руках внизу. 1 – поднять шланг перед грудью, 2 – вверх, 3 – перед грудью, 4 — И.П. (6 – 8 раз)

  1. «Огонь справа, огонь слева!» Нужно быть готовым к тому, что огонь может оказаться и слева и справа от вас! Будьте внимательны. И.П. стойка ноги врозь, шланг в прямых руках на уровне груди. 1 — поворот туловища вправо, 2 – И.П. То же влево.

  1. «Нагнись, приглядись» Чтобы увидеть человека в дымовой завесе, нужно присесть, потому что весь дым поднимается вверх. И.П. основная стойка, шланг внизу в опущенных руках. 1 – 2 — присесть, шланг вынести вперед, 3 – 4 – И.П. (6 – 8 раз)

  1. «Огонь вверху, огонь внизу» Огонь может быть и вверху и внизу. И.П. Стойка ноги на ширине плеч, шланг в вытянутых руках над головой. 1 — наклон вперед, дотронуться до пола, 2 – И.П.(6 – 8 раз)

  1. «Увернись от огня» При тушении пожара нужно быть ловкими, суметь увернуться от горящих предметов. И.П. Стойка в упоре на коленях, шланг в опущенных руках. 1 – поворот вправо, коснуться шлангом пятки правой ноги, 2 – И.П. То же влево.

  1. «Прыжки» При пожаре часто случаются обвалы, будьте осторожнее, успейте отскочить назад, сохранив равновесие. И.П. Основная стойка, руки произвольно, шланг на полу. Прыжки через шланг вперед-назад.

  1. Упражнение на дыхание «Насос»

— Направо! Обход по залу шагом марш!

— В одну шеренгу становись! Стой!

— А теперь начинаются ваши испытания. Представьте, что горит два дома. А вы пожарные и вам надо их потушить. Поэтому вам надо разделиться на две пожарные дружины. Одна пожарная дружина будет тушить синий дом, а другая черный.

Основные виды движений

  1. Равновесие – ходьба с мешочком на голове на расстояние 3 метра.

— Вас вызвали тушить пожар. А пожарные тушат пожар в специальной одежде, а на голове у них специальный шлем. Вместо шлема у вас будут мешочки. Ваша задача добраться до очага возгорания всем вместе, ведь вы пожарная дружина, то есть друзья, не потеряв при этом своего шлема. Дотронуться до домика. А затем вернуться обратно. Но, если вы потеряли свой шлем, то вы не можете уже двигаться и застываете на месте. Вам могут помочь только ваши друзья пожарные, которые не потеряли свои шлемы. Кто — то из них может вернуться и помочь вам, подав ваш шлем, при этом постараться не потерять свой.

  1. Лазанье на гимнастическую стенку произвольным способом и спуск вниз, не пропуская реек.

— Представьте, что вы тушите пожар и вдруг услышали, что кто-то зовёт вас на помощь. На самом верху гимнастической стенки — это крыша дома, приклеплены игрушки. Они просят вас о помощи. У нас два дома, только по два пожарных могут подняться по лестнице на крышу. Спасти можно любую игрушку, но только по одной. Поднялись, взяли игрушку, спустились и возвращаетесь к своей дружине, передавая эстафету. Потом бежит спасать игрушку следующий пожарный. И так пока не будут спасены все игрушки.

3.Ходьба змейкой между предметами с усложнением (завязанные глаза)

— Молодцы, вы спасли всех. Но несколько ваших товарищей получили травму и не могут самостоятельно выбраться из горящего дома. Им надо помочь. Дело в том, что они ничего не видят. Вы должны их вывести из огня. А на пути у вас будут стоять разные предметы. Их нельзя сбивать, а вдруг взорвётся.

— Некоторым из вас я завяжу глаза, это значит, что вас ваши товарищи будут выводить из горящего дома, минуя разные препятствия. Я вам эти препятствия не покажу, и только ваши товарищи будут их видеть, выводя вас из беды. Вам им нужно довериться.

— Все испытания вы прошли. Можно и поиграть. А игра называется «Костер»

Подвижная игра «Костер»

Все игроки стоят тесным кругом, спиной друг к другу. У каждого из них в руках красная (или желтая) лента. Водящий с голубой лентой (повязкой) на голове — «вода».

— Разгорается костер!

Пламя выше, пламя круче,

Достает до самой тучи.

Но появится вода,

И костру тогда беда!

Разбегайся кто куда!

Все разбегаются, водящий старается «погасить пламя», т. е. отобрать ленту у игрока. Когда большинство игроков останется без лент, игра повторяется.

— Все мы силы приложили

И пожар мы потушили.

Было трудно, тяжело,

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло.

— Ну а теперь нам с тренировочной базы можно возвращаться домой. Вставайте все в круг. Представьте, что мы сели в пожарную машину и поехали.

Малоподвижная игра «Прокачу»

Дети встают в круг друг за другом. У одного ребенка «руль» он водитель. Воспитатель говорит слова, чередуя их: «Медленно, быстро, остановка». Дети выполняют движения согласно словам.

Заключительная часть

— Ребята, все у вас получилось. Вы можете поступать в школу пожарных и стать настоящими пожарными. Спасибо вам, ребята, за ваши отличные умения.

— В обход по залу шагом марш! (Обычная ходьба)

Дыхательные упражнения

— Снова воздух мы вдыхаем

Носом вдох, а выдох ртом ( на счет 1 — 2, 1 — 2)

Мышцы все мы раслабляем,

И закончим мы на том.

Дети выходят из зала.

Список использованной литературы:

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Пособие для педагогов ДОУ.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.

  2. Ермак Н.Н. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика –Синтез, 2002.

  3. Картушина М.Ю. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной активности дошкольника:- М.: Просвещение, 2000.

  4. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007.

  5. Сайкина Е.Г. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников.- М.: «Скрипторий 2003», 2006.

  6. Фирилева Ж.Е. Спортивные праздники в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/477314-konspekt-pozharnaja-druzhina-dlja-detej-stars

Досуг по
пожарной безопасности

«Я
пожарным стать хочу»

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5726cca359c9b/proiektpopozharnoibiezopasnostichtobyniebylobiedy_1.jpeg

Составила
воспитатель:

Табачкова
Таисия Викторовна

Дата рождения:

14.02.1960 г.

Домашний адрес:

412002,
Саратовская область, Ртищевский район, поселок Ртищевский, улица Школьная,
дом 33/1.

Телефон:

8(84540) 6-69-61

Адрес
электронной почты

vichenka-24@yandex.ru

Наименование образовательной
организации

МДОУ «Детский
сад № 24 «Вишенка» поселка Ртищевский Ртищевского района Саратовской области»

Цель:
пропаганда и развитие культуры безопасности детей, навыков безопасного
поведения при пожаре,

Задачи:
-закреплять знания детей о правилах пожарной
безопасности;                                                                                                -формировать четкое
представление о том, как выглядит опасность и почему она
возникает;                                                                                                                                        
-развивать умения находить решение в сложных
ситуациях;                                                                    
-отрабатывать правильные действия в случае возникновения
пожара;                                            -воспитывать бережное отношение
к своей жизни, находчивость, собранность;                                                                                                                    
— способствовать развитию творческих способностей, фантазии обучающихся.

Оборудование. Гимнастические
скамейки, обручи, кегли, пожарные машинки, игрушки в наборе, фишки в форме
маленьких факелов, медали «За отвагу» и удостоверения «Младший помощник
пожарного» каждому участнику

Место проведения. Музыкальный
зал.

Под музыку Г.
Свиридова «Время вперед!» дети входят в зал, встают у центральной стены,
предварительно поделившись на две команды.

Ведущая.
Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте! Сегодня у наших детей
знаменательный и волнующий день. Но я уверена, что они отлично справятся с
волнением, со всеми заданиями и испытаниями, которые ждут их в этом зале, потому
что мы все очень серьезно готовились к ним: изучали правила пожарной
безопасности, освоили приемы поведения в опасных ситуациях, узнали много нового
и интересного о профессии пожарных, прочитали достаточно художественной
литературы, проводили опыты, тренировки на выносливость и ловкость. А
готовились мы так серьёзно к этому дню потому, что очень хотели принять участие
в соревнованиях за звание «младшие друзья
пожарных».                                                                                                        
А раз это соревнование, то обязательно должны быть судьи или жюри. И я
представляю вам наше жюри, это_______________ /Представление членов
Жюри/.

 Для проведения соревнований нужны
ещё команды игроков! Наши ребята заранее поделились на две команды: 1-я команда
«Уголёк», 2-я команда – «Огонёк». Попрошу команды построиться,
чтобы поприветствовать друг друга. (команды выходят). Ребята, чтобы у
вас все получилось, улыбнитесь друг другу и пожмите друг другу руки. Молодцы. А
теперь можно начинать! Команды, вперёд! (Построение команд)

Девиз команды «Уголёк»
/дети
скандируют
/:
«Нам без доброго огня обойтись нельзя ни
дня!»                                                                                                                                                 
Девиз команды «Огонёк»: «Знает мальчик и девчушка: спички детям – не
игрушка».

/Слово капитанам/.                                                                                                

1капитан.Знают
взрослые, знают дети:

В самых дальних концах земли:

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал,

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

2капитан: Сохраняли
его, как умели,

Всемогущий горячий огонь

И хоть тысячи лет пролетели,

  Людям нужен по-прежнему он.

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека.

Ведущая. Всем огонь
хороший нужен,

 И за то ему почёт:

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Ребята, какой можно сделать
вывод?  Огонь – наш друг?

Дети: Да, друг.
Огонь помогает топить печь в доме, готовить пищу, в лесу согреться.

Ведущая: Но, если
с огнём не дружить, он может превратиться в злобного и жестокого врага. Что
может произойти, если огонь вышел из-под власти человека?

Дети: Может
быть пожар.

Ведущая: Правильно,
пожар. Он может начаться не только в квартире, но и в лесу, в транспорте, в
садике. И чтобы его победить, надо знать, как это сделать. Настало время
проверить наших детей, готовы ли они стать младшими помощниками пожарных? За
каждую победу в конкурсе команде будет вручаться фишка – маленький факел.

Конкурс №1. «Пожарные
спешат на помощь».
/эстафета/.                                          

Перед командами стоят кегли в
ряд. Каждой команде даётся маленькая пожарная машинка. Дети поочерёдно,
держа машинку в руке, змейкой обегают кегли, старясь не сбить ни одной,
обратно возвращаются по прямой, передают машинку следующему игроку.

/По окончании жюри
подводит итог, за победу — 1 фишка/.

Конкурс №2. «Опасная
сказка».
/интеллектуальный/

/поочерёдно
командам задаются вопросы, за каждый правильный ответ 1 фишка/.

Ведущая: Ребята,
мы с вами много читали произведений о пожарах и пожарных. Сейчас я прочту вам
отрывки, а вы должны сказать, из каких произведений взяты эти строчки:

1.Море пламенем
горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите,

Помогите, помогите! »

(К. Чуковский. «Путаница»)

2.И вдруг
заголосили:

«Пожар! Горим! »

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, машет красным
рукавом.

(С. Маршак. «Кошкин дом»)

3.Что за
дым над головой?

Что за гром на мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом. (С. Михалков.
«Дядя Степа»)

4.Ищут
пожарные, ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице,

Ищут давно, но не могут найти

Парня какого-то лет двадцати.

(С. Маршак. «Рассказ о неизвестном
герое»)

5.Мать на
рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь».

(С. Маршак. «Пожар»)

6.Долго,
долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами.

(К. Чуковский. «Путаница»)

Ведущая: Молодцы
ребята! Правильно назвали все произведения и даже авторов.

/По окончании жюри
подводит итог, за каждый правильный ответ 1 фишка /.

Конкурс №3.
«Сигнал тревоги».
/эстафета/

Дети поочерёдно пробегают по
гимнастическим скамейкам, пролезают в обручи, звонят в колокольчик и
возвращаются обратно к своей команде бегом по прямой.

/По окончании жюри
подводит итог, за победу — 1 фишка /.

Конкурс №4. А
знаете ли вы
,
что нужно делать, а чего нельзя, для того, чтобы не было огня?

Команде «Уголёк». Назовите
«Правила пожарной безопасности»
/что запрещается/.

Примерные ответы:

— Бросать горячие спички, небрежно
и беспечно обращаться с огнем;

— Оставлять открытыми двери печей,
каминов;

— Использовать неисправную
аппаратуру и приборы;

— Пользоваться неисправными
розетками;

— Пользоваться электрическими
утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов;

— Оставлять без присмотра топящиеся
печи, также поручать присмотр за ними маленьким детям.

Команде «Огонёк».
Назовите «Правила поведения при пожаре»
/что разрешается/.

Примерные ответы:

— В случае возникновения пожара
вызвать пожарную охрану по телефону: «01», сообщить адрес, где возник пожар, и
назвать свою фамилию;

— Подавать сигнал тревоги, кричать
и звать на помощь взрослых;

— Надеть противогаз для защиты от
угарного газа, набросить на себя мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении
в зоне пожара;

— Двигаться ползком или пригнувшись
вдоль стены, если в помещении сильно задымлено;

— Вывести из горящего помещения
людей, детей, закрыв им рот, нос мокрой повязкой;

— Отправить пострадавшего в
больницу, вызвать скорую помощь по телефону «03».

/По окончании жюри
подводит итог, каждой команде — 1 фишка /.

Конкурс №5. «Кто
больше спасёт предметов при пожаре».
/эстафета/

В центре зала разложены разные
игрушки, по команде «раз, два, три, вещи спаси», дети по одному предмету носят
их в сторону изначального расположения своей команды. По окончании предметы
пересчитываются.

/ Жюри подводит
итог, каждой команде — 1 фишка /.

Конкурс №6. «Отгадывание
загадок».

Ведущая: Слушайте меня
внимательно. Загадывать буду по очереди, какая команда отгадает, та получает
фишку.

1. Чтобы не
было огня,

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая… (спичка)

2. Если дым
валит клубами,

пламя бьется языками,

и огонь везде, и жар –

это бедствие – … (пожар)

3. Рыжий
зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может, два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь. (Огонь)

4. Кто с
огнём не осторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить…. (Огнём)

5. Это
тесный, тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как костёр!

Не шути с сестричками,

Тоненькими …. (Спичками)

6. Спешит
машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар! (Пожарная
машина).

Ведущая /напоминает/.
Последнюю загадку обе команды отгадывают вместе

7. При
пожаре не сидим,

Набираем … (01)

Ведущая: Молодцы
все загадки правильно отгадали и заработали фишки. Наши соревнования
подошли к концу. И сейчас жюри подведет итоги. Очень хочется узнать, какая же
команда победила. И пока жюри подводит итоговый подсчет фишек, мы немного
поиграем

Игра называется «Да»
и «Нет».                                                                                               
Их я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,   Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ,
И скажите мне: «ДА» или«НЕТ».
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают? (Да)
А с огнем они играют? (Нет)

Для ребят пожары — шутка? (Нет)
Все ли дети тут послушны? (Да)

На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
Детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать? (Нет)

Палит листья мальчик Тихон
У костра он скачет лихо.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (Нет)

Под столом играет Света
Зажигает она свечи.
Дети, дайте мне ответ
Хорошо ли это? (Нет)

Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети, дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет? (Нет)

Непослушный мальчик Вова
Спичками играет снова.
Пусть мне дети отвечают
Маму Вова огорчает? (Да)

Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй — тронь!
Дайте, дети, мне ответ,
Будет больно или нет? (Да)

Нам пожары не беда? (Нет)
Друга выручим всегда? (Да)

Врать не будем никогда? (Да)
Маму слушаем всегда? (Да)

Можно спичками играть? (Нет)
Детям свечи зажигать? (Нет)

Причиняет огонь зло? (Да)
А дает огонь добро? (Да)

Ты труслив, когда беда? (Нет)
Силы жалко для труда? (Нет)

С огнем всегда ты осторожен? (Да)
Что ж, завершать игру мне можно? (Да)

Ведущая: — Дорогие дети, сегодня
вы показали, что хорошо знаете правила пожарной безопасности и знакомы с
нелегким трудом работников пожарной охраны. Так давайте будем стараться
выполнять эти правила, чтобы не случилось беды, чтобы не было пожаров, и мы
были счастливы! А теперь слово жюри.

Председатель жюри: Ребята скажите,
почему профессия пожарных героическая? /ответы детей/. А вы знаете,
какие награды получают при тушении пожара? /ответы детей/. Да, героев
награждают медалями «за отвагу», «орденом мужества». Вы сегодня очень хорошо
справились со всеми заданиями, и обе команды набрали одинаковое количество
фишек, значит, победила дружба, как говорят в таком случае, и я хочу вам, как
победителям и героям тоже вручить медали за отвагу на пожаре и удостоверения
младших помощников пожарных.

Вручение медалей и удостоверений.

                                                             
Список литературы.

1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста. СПБ: Детство — Пресс, 2008.
2.Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.:
Скрипторий 2003, 2007.
3.Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М: Вако, 2007.
4.Подольный Р. Как человек огонь приручил. М.: Малыш, 1981.
5.Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности. /Дошкольное
воспитание, №5, с.39, 2006.
6. Пидручная С. Огонь — наш друг, огонь — наш враг! /Дошкольное воспитание, №5,
с.47, 2006.
7.Пикулева Н. Пожарная безопасность./Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007.  
8.Полная хрестоматия для дошкольников.  Книга 2. / авт. –сост. С.Д. Томилова –
М. АСТ, 2014.
9.Толстой Л.Н. Пожарные собаки. М.: Малыш, 1986.
10.Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М. ТЦ Сфера 2008.

Все дети прекрасно знают про лесную красотку – лисицу. Как она выглядит, где живёт, что предпочитает на обед. Вот спросите вашего малыша: «Какая лисичка?» И он ответит, что рыжая и хитрая. Многие дети знают и сказки о лисичках.

Мы сделали подборку стихов про лису, лисичку, лисоньку, Лису Патрикеевну. Так красиво и ласково называют плутовку многие авторы. Стихи про лису и ее хитрый «характер» обязательно понравятся вашим детям. Для удобства они разбиты по возрастам: для 3-4, 4-5, 6-7 и 7-8 лет.

Я и гордость, и краса – чёрно-бурая лиса

Короткие стихи про лису для детей 3-4 лет

Вы не видели в лесу
Ярко-рыжую лису?
Эта рыжая плутовка
След свой прячет очень ловко.
Т. Патракеева

В нашем лесу обитает лиса,
Вот, полюбуйтесь-ка, что за краса!
Хвостик пушистый с рыжинками
Очень хорош со снежинками!

В рыжем платьице из ситца
Раскрасавица лисица.
Хвостик — с белым кончиком,
Краска, что ли, кончилась?
Е. Графская

Снег обнюхав по привычке,
Меж кустов идет лисичка,
Заметая чисто-чисто
Все следы хвостом пушистым.
Мармазов А.

Кто крадёт цыплят в сарае
В лес скорее убегая
Рыжая сестрица
Хитрая лисица.
А. Ерошин

Шла лисица вдоль тропинки
И нашла грибы в корзинке.
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.

Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.

У меня хитрющий носик
И пушистый рыжий хвостик.
Волку серому сестричка
Я, красавица Лисичка!

Я и гордость, и краса –
Черно-бурая лиса.
У меня через забор
По соседству – птичий двор.
Все соседки-курицы
Лисонькой любуются.
Анна Алферова

Лисы зимой живут поодиночке, и только к лету они заводят семьи.

Рыжей шубкою сверкает, волка дурит тут и там

Стихи про лису для детей 4-5 лет

То по веточкам пройдёт,
То обратно повернёт.
Не распутать этот след –
Ни конца, ни края нет.
Только если очень тихо
Будем мы гулять в лесу,
То, быть может, повезёт нам
Встретить хитрую лису.
Л. Сашина

Норка лисоньки в земле,
Спит хитрющая в тепле.
Рядом с ней лисята,
Два забавных брата.
Только солнышко взойдет,
На охоту их ведет
Рыжая плутовка.
В ловле есть сноровка.
Шконда Н.

Лиса и крот

— Славный домик,
Милый Крот,
Только больно
Узкий вход!

— Вход, Лисичка,
В самый раз:
Он не впустит
В домик вас!
Борис Заходер

Папа – лис, лисица – мама,
Дом – нора у них, не яма.
Там темно и тесновато,
Но зато всегда лисята
В безопасности резвятся,
Деткам некого боятся.
Если страшно детворе,
Быстро спрячутся в норе.
Д. Понаморева

Повстречалась мне лиса
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет?!
Т. Гарг

Рыжей шубкою сверкает,
Волка дурит тут и там,
Мышек, зайчиков гоняет,
По полям, да по лугам.
Лицемерием известна,
Славится на все леса,
Вам, конечно же, известно,
Что хитрее всех лиса.

Рыжий мех и хвост пушистый,
Острожный шаг лесу.
Прячет хитрая лисица
До поры свою красу.
Выследит в кустах добычу
И спешит к свое норе.
Хоть красива, все же хищник —
Надо помнить детворе.
Штаб Т.

— Лисичка, лисичка, кому ты сестричка?
— Ответ удивительно прост:
Мой братец — мой собственный хвост,
Пушистый, и рыжий, и ловкий,
Готов на любые уловки.
Сейчас я хвостом крутану
— Врага не туда поверну
Пусть ищет он в поле пустом,
Куда я махнула хвостом

Хвост лисе очень нужен. Во время бега он помогает ей держать равновесие, а зимой служит дополнительной защитой от холода.

Стихи о лисе детям 6-7 лет

Хитрой лисице ночью не спится.
В курятник лисица пробраться стремится.
Стремится лисица поймать петуха.
Лисице поймать петуха — чепуха.
Вот только в курятник лисица никак
Попасть не сумеет, чтоб съесть петуха.
Никто чтобы к курам пробраться не мог,
Курятник закрыт на висячий замок.
Н. Радченко

Едем с дедом на машине,
Едем мы на дачу сами.
За окном, в дорожной пыли,
Верба машет нам кустами.
Едем с дедом мы по полю,
Догоняем мы синицу,
А потом, за поворотом,
Мы увидели лисицу!
Рыжехвостая плутовка
Убегает прочь с дороги,
И мелькает за кустами
Рыжий клок одежки яркой.
М. Богословская

Мне сегодня плохо спится,
Снится рыжая лисица,
Будто огненным хвостом,
Подожгла зайчатам дом.
Нужно срочно их спасать,
Нужно лиску наказать,
В воскресенье поутру,
В лес пойду, искать лису.
А сегодня надо спать,
Завтра в садик мне вставать.

Ах, ты рыжая плутовка,
Не маши своим хвостом,
Знаю я твои уловки,
Ты не прячься за кустом.
Не высматривай добычу,
И в курятник не спеши,
Добывай себе ты пищу,
Лучше где-нибудь в глуши.
Но недаром ты лисица,
Очень хитрою слывешь,
Знаю я домой без птицы,
Ты сегодня не придешь.
Тесленко А.

Лисицы очень осторожны. В случае опасности или погони они запутывают следы и перепрятываются в других местах, чтобы ввести преследователя в заблуждение. Именно из-за этой особенности лисе присвоено звание самого хитрого зверя.

Мне лисичка нравится – хитрая красавица

Стихи про лису для детей 7-8 лет

Спросили Мышонка:
— Ты знаешь Лису?
— Конечно! Страшней
Нету зверя в лесу!
Огромная, злющая,
Ловит мышей,
Ужасные зубы
И рот до ушей!
Потом у Слона
Мы спросили про то же.
Ответ получили
Совсем непохожий:
— Лиса? Это – маленький
Рыжий зверек,
Да он никого бы
Обидеть не смог!
Кому же поверить?
Чей точен рассказ?
Вы верьте тому,
Кто размерами с вас.
Т. Штаб

Лисичка

Лисичка-красавица.
Всем очень нравится.
За мех пушистый.
Рыжий, золотистый.

Лисичка-красавица.
Многим и не нравится.
За лукавство и вранье.
Чтоб найти себе жилье.

Мне лисичка нравится…
Хитрая красавица.
Я – сама лисичка.
Вовкина сестричка.
Маргарита Иванычева

Рыжим хвостиком тропинку заметала,
И вынюхивая все по сторонам,
Хитрая плутовка пробегала,
В поисках добычи по лугам.
Все надеялась увидеть мышку в травке,
Очень съесть ее хотела на обед,
Только мышка спряталась в канавке
И смотрела хищнице во след.
Ну, не нравится ей быть лисе обедом,
Пусть наварит супчику себе,
Пусть питается салатом или хлебом,
Много вкусностей бывает на земле.
А плутовка все еще искала,
И откуда ей то было знать,
Что в канавке мышка наблюдала,
Как голодной уходила лиска спать.

Рыжая плутовка

Лисица, рыжая плутовка,
В курятник хочет, к нам залезть,
Видать в лесу, устала бегать,
Решила, курочек поесть.
Но петя наш, стоит на страже,
И звонким голосом своим,
Поднимет всех, собак кусачих,
В долгу все куры, перед ним.
И будут гнать, лису собаки,
Чтоб к нам, не вадилась она.
Пускай в лесу, зайчат гоняет,
Плутовка, рыжая лиса.
Пазюра Н.

Хитрый, маленький Лисенок
Только вылез из пеленок,
Натворил немало дел:
У енота рыбку съел,

Барсуку набил он шишку,
Мишке разорвал штанишки,
Дернул зайчика за хвост
И волчонку щелкнул нос.

С хомяком затеял драку,
Испугался лишь собаку.
Невоспитанный ребенок
Этот маленький Лисёнок.
Лаврова Т.

Смешные стихи про лису

Вот кленовый рыжий лист.
Вот лукавый рыжий лис.
Вот охотники в лесу
Ищут рыжую лису.
Только как отыщешь лис,
Если рыжий каждый лист?
Из-за этой рыжины
Лисы в листьях не видны.
С. Курдюков

Возле речки, там, где мостик,
Был потерян рыжий хвостик.
Просьба: Кто его найдёт,
Пусть скорее мне вернёт.
Телефон: 3-2-1.
Адрес: возле Трёх Рябин,
Снизу, Норка №30.
Будьте так добры!
Лисица.
Т. Ефимова

Обо мне кругом судачат,
Что люблю я всех дурачить,
Что в лесу среди зверей
Не найти меня хитрей.
Только я не виновата,
Что немного плутовата,
Что чуть-чуть бесстыжая,
Да ещё и рыжая.
М. Богословская

Волк и лиса

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
— Лисавета, здравствуй!
— Как дела, зубастый?
— Ничего идут дела.
Голова ещё цела.
— Где ты был?
— На рынке.
— Что купил?
— Свининки.
— Сколько взяли?
— Шерсти клок.
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке.
— Кто отгрыз?
— Собаки.
— Сыт ли, милый куманек?
— Еле ноги уволок!
С. Маршак

Лисёнок Рыж

Жил в лесу лисёнок Рыж —
замечательный малыш.
очень добрый, шаловливый
и весёлый и игривый.
Со зверюшками дружил
и по-лисьи не хитрил.

Только хвостик был врунишка
подводил порой мальчишку,
вдруг махал куда-то в лес —
был лисёнок и исчез.
Сбились мама с папой с ног
— Ну куда пропал сынок?!

А лисёнок за кустом
машет весело хвостом
— Тут я, рядом, мама, папа!
только я не виноватый!
Это хвостик обманул —
не туда опять вильнул.
Марина Блинникова

Лиса и оса

Сидит лиса
Грызёт арбуз.
Летит оса:
-Как он на вкус?
Молчит лиса,
А был вопрос.
Тут раз оса-
Лисе на нос.
Оса жужжать:
-Лиса, как вкус?
Лиса бежать:
-Прощай арбуз!
Арбуз ей жаль,
Но жальче нос:
-Других лис жаль,
Боюсь я ос.
Александр Измайлов

Послушайте стихотворение «Про ежа и лису» для самых маленьких.

Этот рассказ про косулю для детей, прочитав его, вы узнаете много интересного об этом представителе семейства оленевых.

Люди называют это животное дикой козой. На самом деле это не так, ведь косуля к козам не относится. Это самый маленький представитель немалой семьи оленевых.

Косуля обитает как в Европе, так и в Азии (кроме северных районов). Встретить её можно и на Кавказе.

Как и все олени, косуля стройная и грациозная. Рост самца достигает 75-90 см, длина тела – 100-135 см, масса – 20-37 кг. Самки немного меньше. Хвост у косуль короткий – 2-3 см. Длина рогов 22 см. Они растут только у самцов и каждый год меняются. На первом году у него вырастают прямые тонкие рога, на втором – они разделяются надвое, и только на третьем – имеют уже 3–4 ветви. На этом их рост прекращается.

Водятся косули в лесостепи и светлых смешанных лесах с подлеском и открытыми полянами. Сплошных лесов они избегают, держатся по окраинам и опушкам. Иногда они могут жить на сельскохозяйственных угодьях, а в лес уходить только в плохую погоду или, чтобы отдохнуть.

stado kosulДля отдыха косули устраивают простые логова – это развернутые ногами листья, а зимой – снег. Держатся эти звери небольшими семейными табунами, где верховодит старая самка, а взрослые самцы большую часть года живут поодиночке. В лесах группа косуль редко бывает более 10-15 особей, а вот в полях и на лугах количество косуль в стаде может достигать 40-90 животных.

Летом мех косули рыжий, зимой – серый или серовато-буры. Молодые самки светло-бурые со светлыми пятнами, поэтому они почти не заметны между деревьями. Новорожденные косулята пятнистые.

Косуля животное травоядное. Её рацион включает около 900 видов растений. Летом она питается разнообразными травами, тоненькими веточками деревьев и кустов, ягодами и грибами, а в холодное время года – побегами и почками кустарников и деревьев.

Рассказ про пожарную машину для детей 4 5 летЗимой ищут под снегом листья земляники, ежевики, плюща, хвощей и других растений, могут выкапывать из-под снега каштаны, желуди, буковые орешки, на полях кормиться сеном и остатками неубранных сельскохозяйственных культур. За сутки косуля съедает 1,5–2,5 кг зеленой растительной массы. Весной и летом животные активны ночью и в сумерках, а зимой – на протяжении всего дня.

Косуля – пугливое и осторожное животное, её невозможно застать врасплох. Убегая, она делает большие прыжки, легко преодолевает глубокие ямы, высокие заборы и кусты. Передние ноги у неё меньше, чем задние, поэтому она передвигается прыжками. Прыжки бывают до 6 м длиной. Косуля хорошо плавает, прекрасно лазает по горам, имеет хорошее обоняние и зрение.

Если одна из косуль принимает позу тревоги, то другие тоже настораживаются и сбиваются в стаю. Бегство одной косули является сигналом опасности.

Ежегодно весной косуля приводит двух, реже одного или трёх малышей. В течение недели косулята остаются на месте рождения, затаившись в траве. Отсутствие пахучих желез на ногах и яркая пятнистая окраска спасает малышей от хищников.

detenysh kosuliВ первые дни, когда детёныши ещё малы и беспомощны, косуля спасает их тем, что пытается отвлечь внимание врага. Если одного из них похищают, она бежит вслед за похитителем, даже если это человек, топчется вблизи него и без остановки жалобно мычит. А вот самец во время опасности первым пытается убежать, бросив на произвол судьбы самку и детей.

Питаясь материнским молоком, косулята быстро растут и уже через месяц начинают есть траву и очень прытко бегать.

Основные враги косуль – волки, медведи, рыси, лисы, а иногда и бродячие собаки.

Живут косули 10-12 лет, самцы иногда доживают до 16 лет. В неволи могут прожить до 25 лет.

Рассказ про косулю для детей «Топ-тук»

Несколько дней мне пришлось жить на лесном кордоне. Однажды утром мы с лесничим Артамоном Захаровичем сидели за столом и чаевничали. Солнце ещё только показалось из-за еловых вершин и на полянах клубился сизо-белый туман. Окна и двери в сторожке были распахнуты настежь. Из леса доносились ароматы грибов, смолы, хвои. Веер медовым ароматом иван-чая и земляники.

Вдруг на крыльце, а затем в сенях послышались четкие звуки: топ-тук, топ-тук… Минута. Я поднял глаза и замер. На пороге, высоко подняв будто выточенную голову, стоял золотисто-рыжий лесной козлик-косуля. Его острые рожки напоминали два сухих сучка. Большие круглые глаза отсвечивали голубизной, блестящий носик казался окрашенным черным лаком, который ещё не успел высохнуть.

– Топтушка! Топтушенька! – ласковым голосом сказал Захарович. – Где же ты пропадал целую неделю?

И, взяв со стола кусок хлеба, лесник протянул руку к порогу. Спокойно водя ушами, козлик смело шагнул вперед и, звонко цокая черными копытцами по полу, подошел к столу. Понюхав хлеб, отвернулся. Огляделся по сторонам. Качнул головой. И неторопливо, как на каблуках, зашагал к кухне.

– Сытый, сорванец, – довольно улыбнулся Артамон Захарович. – Хлеба не хочет, пошел искать чего-то вкусного.

В кухне загремело ведро, что-то упало.

– Удивляюсь, – пожал я плечами. – Как только вам удалось приручить это кукольное животное?

И Артамон Захарович рассказал мне такую историю.

kosulja i malchik risunokВесной, года три назад, обходя лесные кварталы, он услышал в кустах тихий, едва уловимый стон, похожий на блеяние ягненка. Пробравшись туда, он увидел маленькую косулю в светлых пятнах, лежавшую в траве у пенька. Животное, увидев незнакомца, трудно поднялось на слабых длинных ногах, потянулось к лесничему, но тут же, обессилено, упало. С голоду, наверное.

Захарович взял косулю на руки и принес в свою сторожку. Напившись коровьего молока, козлик спокойно задремал в углу за печкой. Коровье молоко пришлось ему по вкусу. Со временем он окреп. Свободно гулял козлик по двору ходил, как свой, в сторожке. И жена лесничего Дарья Максимовна назвала его Топ-Тук. С тех пор и остался на лесном кордоне козлик.

К осени он вырос, окреп, оделся в теплую светло-рыжую шубу. Его выпустили на бескрайние просторы родных лесов, но, привыкнув к людям, он в основном жил у них.

Шло время. Иногда, бывало, неделю, а то и целый месяц Топ-Тук пропадал в лесу со своими подружками-косулями. Казалось, что он одичает. Но нет! Этого не произошло. Вот и теперь, после длительных путешествий по лесам, Топ-Тук снова пришел в дом лесничего, где его ждут не только человеческая ласка и уют, но и хлеб-соль.

автор Павел Стефаров

Видео: интересные факты о косуле

  • Рассказ про природу на белорусском языке для 4 класса
  • Рассказ про поход в театр
  • Рассказ про петергоф на английском языке с переводом
  • Рассказ про поезда для детей
  • Рассказ про петуха для детей в саду