Рассказ про пословицу делу время потехе час

Автор на чтение 20 мин. просмотров 2 опубликовано 14.02.2021 пословица: делу время, потехе час. варианты написания: делу время, потехе

На чтение 20 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Пословица: Делу время, потехе час.

Варианты написания:

  • Делу — время, потехе — час. (О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения».)
  • Делу время, потехе час. (Н. Уваров «Энциклопедия народной мудрости»)
  • Делу время, а потехе час. (С. Н. Зигуненко. Справочное издание для детей среднего школьного возраста «Иллюстрированный толковый словарь пословиц и поговорок для детей».)

Похожие по смыслу пословицы, аналоги:

Каково происхождение пословицы «Делу время, потехе час»?

Датой возникновения пословицы принято считать 1656 год. В то время правил царь Алексей Михайлович, и любимым развлечением правителя была соколиная охота (ее тогда называли «потеха»). По указу царя был даже написан свод правил соколиной охоты. Именно в нем впервые употреблялась фраза: Делу время, потехе час. Ее царь вписал в документ собственноручно. Цитата:

«Правды же и суда и милостивыя любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час».

В то время в народе уже были известны пословицы: «Пению время и молитве час», «Время народу, и час красоте» и др. Скорее всего, они легли в основу царского изречения.

Еще один интересный факт о происхождении пословицы:

  • Раньше слово «час» было равнозначно слову «время», и изначально смысл фразы был таким: Всему свое время, и делу, и потехе (развлечениям). Позднее слово «время» стало обозначать бОльшую часть времени, а слово «час» — маленький отрезок. Предлог «и» в пословице был заменен на «а». Все эти изменения поменяли смысл высказывания: Делу нужно уделять много времени, а развлечениям — мало.

Смысл пословицы, значение

Главный смысл пословицы состоит в том, что делу нужно уделять больше времени и сил, нежели отдыху и развлечениям. Изречение уходит своими корнями в далекий 1656 год, во времена царствования Алексея Михайловича. В одном из документов он собственноручно употребил это выражение. Позднее оно прочно вошло в разговорную речь и стало пословицей. Понять смысл и значение пословицы «Делу время, потехе час» позволяет история о ее возникновении. Ее вы можете прочитать выше.

Рассказ с пословицей

В школах часто дают задание придумать небольшой рассказ с той или иной пословицей, например с «Делу время, потехе час». Проще всего описать в сочинении случай из жизни, а начать примерно так:

  • «Делу время, потехе час» — русская народная пословица, меткая и мудрая. Мы произносим ее, когда нужно прекратить развлекаться и начать работать. Делу следует уделять больше времени, чем забавам и веселью. Тогда и польза будет. Однажды и со мной произошла ситуация, в которой пришлось употребить эту пословицу.

А вот пример рассказа:

Мама пекла яблочный пирог к празднику: замесила тесто, положила начинку и поставила пирог в духовку. Гости вот-вот должны были прийти, а салфеток дома не оказалось. Мама попросила Дениса выключить плиту через 10 минут, а сама побежала в ближайший супермаркет. Денис в это время играл в компьютерную игру. Его гоночная машина с минуты на минуту должна была прийти к финишу, и мальчик так увлекся, что потерял счет времени. Когда мама пришла, из духовки шел едкий дымок. Пирог был испорчен. Делу время, а потехе час.

У каждого современного жителя не хватает часов в сутках. Мы постоянно гонимся за временем, не успевая что-то сделать или с кем-то встретиться. Поэтому тратить лишние часы на развлечения многим из нас «не по карману». В народе имеется пословица «делу- время, потехе-час». Давайте разбираться в ее основном и скрытом смысле. Почему она столь популярна у русского народа и в каких ситуациях ее принято использовать?

Содержание

Смысл пословицы «Делу — время, потехе час»

Чтобы вы поняли смысл пословицы, следует подойти детально к каждому из слов, которые ее составляют. Именно так можно определиться с тем, что же означает пословица «делу – время, а потехе – час».

Итак, слово «время» несет в себе прямой смысл. Под ним подразумевается продолжительность промежутка. А, вот «потеха» — любое доступное для человека развлечение, получение удовольствия от жизни.

Иными словами, смысл пословицы можно высказать в следующем. Человек обязательно должен работать, причем большую часть своего времени. Лишь небольшое количество свободного времени допускается тратить на развлечения. Только в таком случае можно добиться успеха в карьере, стать состоятельным, заработать на новый автомобиль или квартиру. Если вы будете отдыхать все время, то вам не получится заработать деньги, следовательно, и на развлечения у вас не хватит их, зато времени будет предостаточно.

Происхождение пословицы «Делу — время, потехе час»

Сложно сказать, откуда именно пришла пословица «делу – время, потехе –час». Многие учены лингвисты сходятся во мнении, что она впервые была употреблена во время царской Руси. Когда еще не было отменено крепостное право, такое словосочетание относилось к лицам, которым необходимо было работать, чтобы прокормить себя и свою семьи. Они работали много и усердно, а вот на развлечения у них оставался всего один час. За это время они могли пообщаться с семьей, поиграть с детьми и попросту отдохнуть. Дворяне и бояре большую часть своего времени отдыхали. Именно про них можно сказать, что они неправильно тратили свое время, расходуя его на получение удовольствия и развлечения.

Кроме того, согласно истории возникновения пословицы делается вывод. Главные развлечения для простых людей возникали, когда они не трудились. В основном, весной приходилось вспахивать землю для посева. Летом активно собирали урожай, поливали, удобряли. Осень — заготовки на зиму, сбор сена, приготовление земли к зимней стуже. Только в зимнее время, когда у крестьян оставалось немного свободы, они могли заниматься привычными для себя делами. К примеру, находиться в кругу семьи и воспитывать детей. Иное время занято было исключительно работами. Помимо огорода, полей, крестьяне служили и у знати. Поэтому им было некогда отдыхать, приходилось лишь работать, чтобы не получить плетьми от хозяина.

Со временем смысл пословица не утратила. Сейчас также стоит трудиться больше, чем отдыхать. Только в таком случае вы можете рассчитывать на получение богатства, улучшения своих жилищных условий, нормализации внутреннего состояния. Если вы будете лениться, то ничего добиться не получится. Напротив, придется долго страдать.

Синонимы пословицы

У этой пословицы есть синоним. К примеру, «сделал дело — гуляй смело». Также означает, что необходимо сначала поработать, а лишь затем отдыхать.

Представьте: вам предстоит важная задача. Такая, что придется хорошенько потрудиться. Но самое сложное – начать. Время еще есть. Вы никуда не спешите. Занимаетесь праздным досугом. Как бы отдыхаете, но без особого удовольствия.

Ведь мысли о предстоящей работе крутятся в голове, выводят из душевного равновесия и не дают расслабиться. А все, потому что надо было прислушаться к народной мудрости, которую содержит пословица «делу время, потехе час».

Изречение используется в назидательном контексте. При этом слово «время» означает большую часть, а «час» — меньшую. Таким образом, на труд нужно тратить больше времени, чем на развлечения. Но пословица состоит из двух половин. Многие ошибочно считают ее гимном трудоголику, забывая про вторую часть: «а потехе час». Работать без передышки, как и отдыхать без труда – верный путь к саморазрушению и проблемам со здоровьем. Нужно искать баланс и гармонию.

Обратим внимание, в каком порядке выстроены части выражения. Сначала дело, а только затем потеха. Идея в том, что нужно хорошенько потрудиться, а потом уже предаваться развлечениям. Ни в коем случае не наоборот. Иначе это уже похоже на прокрастинацию. Отдыхать приятнее, когда устал.

В качестве яркой иллюстрации посмотрим на знакомый пример из студенческой жизни. Многие учащиеся предпочитают проводить семестр в праздном ожидании сессии. А потом за несколько недель пытаются наверстать упущенное. Срочно впихивают себе в голову сотни страниц мелкого текста. Заготавливают тысячи шпаргалок, забывая о сне и еде. Профессор, выставляя двойку в зачетную книжку, может с полным основанием заявить, что студент пренебрег делом в пользу потехи.

Происхождение пословицы «делу время, потехе час»

История пословицы берет свое начало на Руси. Алексей Михайлович – царь из династии Романовых, являлся большим фанатом охоты. В 1656 году был издан его свод правил «Урядник», где написано: «… помните: делу время и потехе час». Под «потехой» понималась охота с помощью соколов — главная забава дворянского сословия. Но похожие поговорки уже существовали до этого. Правитель лишь перефразировал их в документе для придания тексту художественной выразительности.

Смысл пословицы изначально был иной: и потеха и труд одинаково необходимы. «Время» и «час» тогда считались синонимами. Их употребили, чтобы избежать тавтологии – лексического повторения. Позже союз «и» заменили на «а», что обеспечило противопоставление одного другому. Стоит так же отметить, что в современной разговорной речи, выражение стало всё чаще применяться вообще без союза «а».

Похожие пословицы

В русском языке есть изречения с аналогичным смыслом:

  • шутке – минутка, а делу – час;
  • будет досуг, когда вон понесут;
  • сделал дело, гуляй смело.

В других странах тоже проповедуют продуктивный отдых после усердной работы. В Англии поговорка звучит как: business before pleasure (дело предшествует удовольствию). В Германии говорят: erst die arbeit, dann das vergnugen (сначала работа, потом удовольствие). Во Франции есть изречение, которое используется в подобных ситуациях: сhaque chose en son temps, что дословно переводится как «всему своё время», однако часто применяется именно в контексте распределения труда и отдыха.

Поделиться:Сочинения,контрольные, рефераты, курсовые на заказ!Заказать —>

Делу время, потехе час: Происхождение и значение пословицы

Пословица: Делу время, потехе час.Варианты написания:

  • Делу — время, потехе — час. (О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения».)
  • Делу время, потехе час. (Н. Уваров «Энциклопедия народной мудрости»)
  • Делу время, а потехе час. (С. Н. Зигуненко. Справочное издание для детей среднего школьного возраста «Иллюстрированный толковый словарь пословиц и поговорок для детей».)

Похожие по смыслу пословицы, аналоги:

В субботу — на работу, а в воскресенье — на веселье. Без труда и отдыха нет. Кончил дело — гуляй смело. Кто не работает, тот и отдыха не знает.

«Москва слезам не верит»

2) выражение возникло после освобождения от татарского ига, когда пала вольность Новгорода и укрепилась власть Москвы, в Новгороде возникли поговорки Москва бьет с носка и Москва слезам не потакает (не верит).

Читайте также:  Внеклассное мероприятие «Каков мастер – такова и работа»

Каково происхождение пословицы «Делу время, потехе час»?

Датой возникновения пословицы принято считать 1656 год. В то время правил царь Алексей Михайлович, и любимым развлечением правителя была соколиная охота (ее тогда называли «потеха»). По указу царя был даже написан свод правил соколиной охоты. Именно в нем впервые употреблялась фраза: Делу время, потехе час. Ее царь вписал в документ собственноручно. Цитата:

«Правды же и суда и милостивыя любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час».

В то время в народе уже были известны пословицы: «Пению время и молитве час», «Время народу, и час красоте» и др. Скорее всего, они легли в основу царского изречения.

Еще один интересный факт о происхождении пословицы:

  • Раньше слово «час» было равнозначно слову «время», и изначально смысл фразы был таким: Всему свое время, и делу, и потехе (развлечениям). Позднее слово «время» стало обозначать бОльшую часть времени, а слово «час» — маленький отрезок. Предлог «и» в пословице был заменен на «а». Все эти изменения поменяли смысл высказывания: Делу нужно уделять много времени, а развлечениям — мало.

Рассказ с пословицей

В школах часто дают задание придумать небольшой рассказ с той или иной пословицей, например с «Делу время, потехе час». Проще всего описать в сочинении случай из жизни, а начать примерно так:

  • «Делу время, потехе час» — русская народная пословица, меткая и мудрая. Мы произносим ее, когда нужно прекратить развлекаться и начать работать. Делу следует уделять больше времени, чем забавам и веселью. Тогда и польза будет. Однажды и со мной произошла ситуация, в которой пришлось употребить эту пословицу.

Дело время потехе час значение. Делу время, потехе час: история происхождения пословицы

«Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» Картина Николая Сверчкова. 1877 г.

Все мы знаем пословицу «Делу время, потехе час«, в том числе и благодаря эстрадному хиту Аллы Пугачёвой на музыку Раймонда Паулса, вышедшему в 1985 году. Однако фраза эта родилась не в двадцатом, а в далёком 17 веке, и принадлежит второму русскому царю из династии Романовых Алексею Михайловичу, отцу первого русского императора Петра I.

Царь написал эти строки в предисловии к составленному им сборнику правил соколиной охоты. Полностью фраза звучит так:

«Прилог книжный или свой: сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час».

Поскольку Алексей Михайлович любил порядок и считал, что «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится», то на первое место он поставил время, отводимое делу. Однако добавил, что помимо работы нужно уделять внимание потехе (отдыху).

Царская мудрость полюбилась народу и стала пословицей, дошедшей до нашего времени сквозь 4 столетия.

Необыкновенную картину, изображающую царя Алексея Михайловича, написал в 2001 году современный российский живописец Павел Рыженко (1970-2014), чьё творчество, к сожалению, пока ещё известно далеко не всем, хотя по праву заслуживает не то чтобы собственного зала в крупной художественной галерее, но даже целого отдельного музея. (Сайт — павел-рыженко.рф).

На этой картине царь словно живой. Он смотрит на нас вдумчивым, немного отстранённым взглядом. Рядом — книга, возможно, Священное писание. Позади — икона с зажжённой лампадой. В глазах царя нет осуждения, однако невольно вспоминаются строки Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье!». Под двойным взглядом — небесного царя и царя земного — становится стыдно за всё, что мы когда-то сделали не так.

24363513.jpg

Комментарий Павла Рыженко к картине:

Читайте также:  Кто рано встает, тому Бог подает. Или 6 причин вставать рано.

Царь Алексей Михайлович Тишайший, отец первого русского императора Петра I — последний государь так называемого «допетровского» времени. Принято считать это время темным, невежественным, а Государей — почти сказочными старичками-бородачами. Но не таковыми были они в действительности. Не суетливость, выдаваемая за избыточную деловитость, а молитвенный покой и сила были присущи этим великанам духа. Это были не избираемые толпой и деньгами, а поставляемые Богом помазанники. Недаром Алексей Михайлович был назван народом Тишайшим. В этом именовании чувствуется и сыновняя любовь, и признание могучести служения царского, которое, как и всякая истинная сила, всегда тиха как океан.

«На Кудыкину гору»

Многим из вас с детских лет известно, что иногда на вопрос: «Куда путь держите?» можно получить шутливый ответ: «На Кудыкину гору!». При этом Кудыкина гора – это невымышленное, а реально существующее место. Это две деревни Кудыкино и Гора, которые находятся в Орехово-Зуевском районе Московской области, рядом с городом Ликино-Дулёво.

Одна из многочисленных версий происхождения фразеологизма гласит, что когда-то эти населенные пункты были центром Кудыкинской волости, и якобы на вопрос, куда направляются местные жители или приезжие, часто звучал ответ: «На Кудыкину гору». Постепенно эта фраза распространилась далеко за пределы Кудыкинской волости, и связывать ее с реальными деревнями перестали.

Происхождение пословицы

Многие историки ссылаются на царя Алексея Михайловича, который в период своего правления написал слова этой пословицы в книге с правилами соколиной охоты. В те времена этот вид утехи пользовался огромной популярностью. Именно соколиная охота и подразумевалась царем в качестве потехи, оговариваемой словами пословицы.

Однако более глубокие исследования показали, что царь Алексей Михайлович не был автором этих строк, а изречение с подобным смыслом уже существовало среди людей. Кроме того, и у других народов уже имелись поговорки с подобным смыслом, и если бы царь Алексей Михайлович жил в наше время, эти слова сочли бы за плагиат. А вставил он их в книгу с целью повысить ее значимость и сделать более доступной для понимания. Так или иначе, но именно заслуга царя в том, что эта пословица дошла до наших дней и используется столь широко.

Значение пословицы

После того, как стало понятно происхождение пословицы «делу время, потехе — час», значение — это второе по важности, что необходимо знать. Понимание значения нужно для того, чтобы использовать пословицу или поговорку в правильном контексте, в нужной ситуации.

Изначально, во времена царя Алексея Михайловича, когда люди говорили,что делу время, потехе час, значение подразумевалось следующее: делай дело, но не забывай и о потехе или, другими словами, о развлечении. Позже, в 19 столетии, изменилась синтактическая структура пословицы, и появился противопоставительный союз «а», который коренным образом изменил ее смысл. Пословица стала выглядеть и звучать по-иному, а именно: делу время, а потехе — час. Это уже означало, что работе или какому-то делу следует уделять больше времени, нежели потехе, для коей отводится всего час, который несопоставим с остальным отрезком времени по протяженности. Кстати, понятие часа довольно условно, главное было — показать именно контраст.

Примеры

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

«Благонамеренные речи», 15: «Горохов… в качестве столоначальника… очень хорошо помнит мудрое изречение: «делу время — потехе час

«. Это изречение он имел в виду и при женитьбе, а именно: выпросился в двадцативосьмидневный отпуск с тем, чтобы всецело посвятить это время потехе, а затем с свежею головой приняться за дело».

Царь Алексей Михайлович

(„Урядник».) : «Работе время, потехе час

«.

Читайте также:  Пословицы о руках | Поговорки о умелых руках

«Хуторок»: «Горе есть — не горюй, Дело есть — работай; А под случай попал, — На здоровье гуляй!»

Русский язык богат на различные пословицы, поговорки и афоризмы. Абсолютно для всех ситуаций можно найти пословицу, в которой заложен очень глубокий внутренний смысл. Каждое изречение народа проникнуто огромной мудростью, которая была собрана из жизни многих поколений. Много пословиц существует для различных видов работы. Одна из таких пословиц — «делу время, потехе час», значение и происхождение которой весьма любопытны и познавательны.

Делу время, потехе час: значение пословицы для детей и родителей

Наша жизнь состоит из множества различных ситуаций, которые иногда оборачиваются проблемами. Конечно же, многие из них происходят из-за нашей безответсвенности и лени. Вот почему в народе родилось много пословиц, которые предупреждали заранее о возможных осложнениях, какие могут появиться из-за этих пороков.

Вот поэтому очень часто можно слышать от родителей, которые говорят своим детям, не желающим делать уроки, а желающим смотреть телевизор: «Делу время, потехе час!» Значение пословицы объяснять никому уже не надо, оно понятно и без лишних слов. То, что постоянное откладывание на потом выполнения домашнего задания повлечет множество проблем в школе и, как следствие, появятся трудности с самооценкой и дальнейшей реализацией жизненного пути, очевидно.

Почему мы используем пословицы?

В чем причина популярности пословиц? Почему они столь «живучи» и многие люди совершенно бессознательно используют их в своей речи, порой даже не задумываясь, что это известнейшие слова, пришедшие к нам из древности? Дело в том, что пословица обычно представляет собой очень доходчивую и емкую интерпретацию нужной ситуации. Пословицы живы в памяти народа, и поэтому, если кому-то говорят, что делу время, потехе час, значение становится понятным сразу же без дополнительных объяснений.

Пословицы и поговорки являются еще и украшением языка, который становится от них еще лучше, богаче и колоритнее. Мы не задумываясь используем различные пословицы в разговорах, а все потому, что сами выросли в атмосфере, наполненной этими крылатыми выражениями.

«Орать на всю ивановскую»

Это выражение также известно очень давно и употребляется достаточно широко. История его возникновения такова: возле колокольни Ивана Великого в московском Кремле когда-то была площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь все время теснился простой люд, обмениваясь сплетнями и торгуясь. Ни газет, ни радио тогда, разумеется, не было, и поэтому глашатаи и «площадные подьячие» на всю Ивановскую площадь выкрикивали очередной царский указ. Так в нашем языке и укрепилось это выражение, обозначающее особенно громкий крик.

Делу время, потехе час: значение в примерах из классики

Различные литераторы и писатели всегда охотно использовали в своем творчестве народный фольклор и крылатые выражения. Причина заключается в том, что народная мудрость украшает любое произведение и приближает его к народу. Поэтому довольно часто на страницах книг разных писателей можно встретить пословицы и поговорки.

Например, Викентий Вересаев в своем произведении «Воспоминания» писал, что во времена обучения никто не ходил в гости и не принимал у себя гостей. Ведь отнимает дело время (потехе — час). Значение обучения было очень велико в семье ставшего позже столь известным литератора.

Советский писатель Борис Изюмский, который не очень известен широкому кругу читателей, но написавший много произведений за свою жизнь, также в романе «Алые погоны» обратился к этой пословице. И Николай Акимов, известный режиссер и драматург в своей книге «О театре» также ссылался на эту пословицу. Зачем пускаться в длительные рассуждения, нежели проще выразть свою мысль в легкой простой фразе, состоящей всего из четырех слов, но таящей столько мудрости и знаний.

«Филькина грамота»

Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».

Выражение это, так сказать царского происхождения. Московскому митрополиту Филиппу Колычеву не нравилась проведенная Грозным военно-экономическая реформа — опричнина. Набеги опричников на боярские дворы, массовые казни, террор посадских людей заставили митрополита обратиться к царю с увещеваниями одуматься и вернуться к Богу. Сколько именно писем написал Грозному Филипп, неизвестно, но, как сообщают летописи, все «филькины грамоты» царем были уничтожены, а сам митрополит впал в немилость.

ТолкованиеПереводДелу время, потехе час</dt>Делу время, потехе час</dt>Слова из сборника правил соколиной охоты под названием «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», который был составлен в 1656т. по приказу царя Алексея Михайловича (1629—1676). Впервые издан (1865) П. Бартеневым. В конце предисловия к «Уряднику» царь сделал собственноручно приписку: «Прилог книжный или свой: сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час». Этот прилог (приписка) стал пословицей, которая иногда толкуется в смысле: делу — время, а потехе — только час из этого времени. Царь имел в виду другое: он просто хотел сказать, что нужно и делом заниматься, и потехе (отдыху) уделять внимание, тоже отводить свое время. А чтобы избежать тавтологии, Алексей Михайлович для слова «время» нашел синоним — слово «час», которое в старорусском языке тоже означало время (как сейчас в современном польском). То, что «время» и «час» равнозначны, показывает другое место из «Урядника», где сказано: «Время наряду и час красоте…», то есть нужно уделять время и тому и другому. Словом, автор приписки хотел сказать, что всему свое время, чтобы читатели «Урядника», увлекаясь потехой, не забывали и о другом — о службе государству.</dd>

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

</dl></dl>Другие книги по запросу «Делу время, потехе час» >>Используемые источники:

  • https://pro-poslovicy.ru/delu-vremya-potexe-chas-proisxozhdenie-i-znachenie-poslovicy/
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-proverbs/smysl-poslovitsy-delu-vremya-potehe-chas/
  • https://na-dostupnom.ru/delu-vremya-potexe-chas/
  • https://moleskines-shop.ru/o-trude/proishozhdenie-poslovicy-delu-vremya-potehe-chas.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/3336/делу

Конспект
урока по литературному чтению  

Класс: 4.

Дата:
_____________________

Тема: Обобщение по
разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа по разделу «Делу время –
потехе час».

Цели: проверить знания
учащихся по прочитанным рассказам  раздела; актуализировать знания о
событиях, героях и авторах рассказов; учить анализировать и сравнивать похожие
рассказы, определять их основную мысль, мораль; отработать навык беглого
чтения; развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе
построения сложных распространенных предложений; развивать логическое мышление,
память, внимание; воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Тип урока: обобщение
изученного материала.

Планируемые результаты:

Предметные: Развить умение
слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать
художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о
дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Формируемые УУД:

Личностные УУД
— формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать
выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Регулятивные УУД — контролировать
и объективно оценивать свои действия.

Познавательные УУД –
сформировать понятия по теме; анализировать художественный текст.

Коммуникативные УУД –
формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться,
находить общее решение.

Оборудование: карточки.

Ход урока:

I. Организационный
момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

II. Актуализация
знаний

— С каким автором и произведением мы
познакомились на прошлом уроке?

— Чему нас учит это произведение?

(Краткий пересказ.)

— Какой раздел мы с вами закончили
изучать?

— Почему он так называется?

III. Целеполагание

— Сегодня на уроке мы обобщим полученные
знания по разделу, который изучили. Проверим, насколько вы были внимательными,
что вы запомнили.

— Какие цели поставите перед собой на
уроке?

IV. Работа по теме
урока

Тест по разделу «Делу время – потехе час»

Вариант 1

1.Вспомни имя Шварца.

А) Евгений Львович

Б) Лев Евгеньевич

В) Евгений Леонидович

Г) Леонид Евгеньевич

2.Кто написал произведение «Никакой я
горчицы не ел»?

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

3.Из какого произведения эти выражения?

И в ус не дует. Терять время понапрасну.

А) «Главные реки»

Б) «Что любит Мишка»

В) «Сказка о потерянном времени»

Г) «Никакой я горчицы не ел»

4.Произведение какого композитора играл
Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

А) Баха

Б) Прокофьева

В) Шопена

Г) Чайковского

5.Кто из авторов высказывает такую мысль?

           
  Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

6.Укажи героев «Сказки о потерянном
времени».

А) Петя Зубов

Б) Ольга Капитоновна

В) Наденька

Г) Кораблёв

Ключ к 1 варианту

1

2

3

4

5

6

А

А

В

В

Г

А, Б, В

Вариант 2

1.Как зовут Голявкина?

А) Виктор Владимирович

Б) Владимир Викторович

В) Виктор Валентинович

Г) Валентин Викторович

2.Кто написал «Сказку о потерянном
времени»?

А) Е.Л.Шварц

Б) В.В.Голявкин

В) В.Ю.Драгунский

Г) Н.Н.Носов

3.Из какого произведения эти выражения?

         Держать
ухо востро. Как сквозь землю провалился.

А) «Никакой я горчицы не ел»

Б) «Сказка о потерянном времени»

В) «Что любит Мишка»

Г) «Главные реки»

4.Что больше всего на свете любил Борис
Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

А) Песенки

Б) Музыку

В) Животных

Г) Детей

5.У кого из авторов вместо отрицательных
героев действуют отрицательные качества человека: трусость, жестокость,
вероломство?

А) у Е.Л.Шварца

Б) у Н.Н.Носова

В) у В.В.Голявкина

Г) у В.Ю.Драгунского

6.Укажи героев произведения «Главные
реки».

А) Раиса Ивановна

Б) Петя Зубов

В) Мишка

Г) Кораблёв

Ключ ко 2 варианту

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

Б

А

А, В, Г

Вариант 3

1.Укажи произведение, которое принадлежит
перу Е.Л.Шварца.

А) «Главные реки»

Б) «Сказка о потерянном времени»

В) «Никакой я горчицы не ел»

Г)  «Что любит Мишка»

2.Укажи автора рассказа «Что любит Мишка».

А) Е.Л.Шварц

Б) В.Ю.Драгунский

В) В.В.Голявкин

Г) М.М.Зощенко

3.Укажи, кого не было среди школьников в
«Сказке о потерянном времени».

А) Пети Зубова

Б) Маруси Поспеловой

В) Наденьки Соколовой

Г) Миши Волкова

4.Укажи фимилию главного героя рассказов
В.Ю.Драгунского.

А) Кораблёв

Б) Слонов

В) Горбушкин

Г) Воробьёв

5.Укажи, к какой группе рассказов
относится рассказ В.Ю.Драгунского «Главные реки».

А) Рассказы о животных

Б) Рассказы о природе

В) Юмористические рассказы

Г) Рассказы о подвигах

6.Укажи пословицу, которая не подходит к
«Сказке о потерянном времени» Е.Л.Шварца

А) Делу время – потехе час.

Б) Один пашет, а семеро руками машут

В) Откладывай безделье, но не откладывай
дела.

Г) Безделье ускоряет наступление старости,
труд продлевает нашу молодость.

Ключ к 3 варианту

Вариант 4

1.Укажи произведение, которое принадлежит
перу В.В.Голявкина.

А) «Главные реки»

Б) «Сказка о потерянном времени»

В) «Никакой я горчицы не ел»

Г)  «Что любит Мишка»

2.Укажи автора рассказа «Главные реки».

А) Е.Л.Шварц

Б) В.Ю.Драгунский

В) В.В.Голявкин

Г) М.М.Зощенко

3.Укажи, кого не было среди школьников в
«Сказке о потерянном времени».

А) Пети Зубова

Б) Маруси Поспеловой

В) Наташи Воробьёвой

Г) Васи Зайцева

4.Укажи фимилию лучшего друга главного
героя рассказов В.Ю.Драгунского.

А) Кораблёв

Б) Слонов

В) Горбушкин

Г) Воробьёв

5.Укажи, к какой группе рассказов
относится рассказ В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка».

А) Рассказы о животных

Б) Рассказы о природе

В) Юмористические рассказы

Г) Рассказы о подвигах

6.Укажи пословицу, которая не подходит к
рассказу «Никакой я горчицы не ел».

А) Не сиди сложа руки, так не будет и
скуки.

Б)Если за день ничему не научился, зря
прожил день.

В) Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Г) Скучен день до вечера, коли делать
нечего.

Ключ к 4 варианту

V. Физкультминутка

VI. Продолжение
работы по теме урока

«Кто какое произведение написал»

— Я предлагаю вам вспомнить, кто какое
произведение написал, и соединить стрелкой (раздаются карточки с
таблицей)

Виктор Юзефович Драгунский « Главные
реки», « Что любит Мишка»

Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я
горчицы не ел»

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном
времени»

Автор произведения

Название произведения

Герой произведения

Евгений Львович Шварц

«Сказка о потерянном
времени»

Петя Зубов

Виктор Юзефович
Драгунский

« Главные реки»

Денис Кораблев

« Что любит Мишка»

Мишка

Виктор Владимирович
Голявкин

«Никакой я горчицы не
ел»

Мальчик, который
никакой горчицы не ел

 «Узнай произведение»

— Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный
цветок». 
Он поможет нам вспомнить, какие произведения мы прочитали
в этом разделе. Вам нужно оторвать лепесток, прочитать отрывок из изученного
произведения. Назвать автора и произведение.

(Дети срывают по одному лепестку, на
которых записаны отрывки произведений, зачитывают и отгадывают произведение и
автора)

1.Какой я одинокий, несчастный
старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И
главное ничему не успел научиться.

«Сказка о потерянном
времени» Е. Шварц

2. Оглядывается Петя,
ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики,
но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.

«Сказка о потерянном
времени» Е. Шварц

3. Хотя мне идёт
девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё- таки надо учить. Любишь
не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а уроки учить надо. Это
закон.

«Главные реки» В.
Драгунский

4. Я утром немного
заспался, и, когда вскочил времени оставалось чуть, чуть.. Но я читал, как
ловко одеваются пожарные- у них ни одного лишнего движения, и мне до того это
понравилось, я пол- лета тренировался быстро одеваться.

«Главные реки» В.
Драгунский

5.У меня сразу
испортилось настроение, потому, что я вспомнил, что забыл приготовить уроки.
И мне ужасно не захотелось вылезать из-за своей родимой парты

«Главные реки» В.
Драгунский

6. Вот когда мне
стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная
тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок.

«Главные реки» В.
Драгунский

7. И я рассказал ему,
что я люблю. И про собаку и про строганье, и про слонёнка, и про красных
кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах.

«Что любит Мишка» В.
Драгунский

8. Он сказал: — Это
не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл,
называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

«Что любит Мишка» В.
Драгунский

9. Мишка обвёл
глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис
Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.

(«Что любит Мишка» В.
Драгунский)(

10. Весна. Солнышко.
Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело

«Никакой горчицы я не
ел» В. Голявкин.)

11.Второй круг на
трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать что ли? Не
время пока идти домой. Рановато.

«Никакой горчицы я не
ел» В. Голявкин.

12.Эх, чем бы
заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам
скучно. Ребят никого не видно

«Никакой горчицы я не
ел» В. Голявкин

VII. Подведение
итогов урока

— Какие задания или вопросы вызвали у вас
затруднение?

— Какой раздел закончили изучать?

— Какое произведение вам понравилось больше
всего?

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Не задано.

27.01.21   
Урок №55

Тема:
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ДЕЛУ ВРЕМЯ — ПОТЕХЕ ЧАС».

Цели
урока:

            1)
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний,
полученных при изучении произведений по разделу “Делу время — потехе час”.

            2)
Развивать творческое воображение,  расширять словарный запас учащихся,
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

            3)
Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся через чтение лучших
образцов детской литературы, воспитывать чувство уважения к товарищам.

Задачи:

  • проверить
    знания учащихся по прочитанным рассказам  раздела;
  • актуализировать
    знания о событиях, героях и авторах рассказов;
  • учить
    анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль,
    мораль;
  • отработать
    навык беглого чтения;
  • развивать
    связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения
    сложных распространенных предложений;
  • развивать
    логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать
    интерес к чтению художественной литературы.

Планируемые
результаты

Предметные
:

·        
обобщить
полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что значит
ценить и беречь свое и чужое время;

·        
формировать 
умения работать с текстом: пересказывать тест, находить нужную информацию в
тексте, доказывающую приведенное утверждение; давать характеристику герою с
использованием художественно-выразительных средств;

·        
продолжать
формировать умения  соотносить пословицу с текстом;

·        
продолжить
формировать  навык осознанного, правильного, беглого чтения;

·        
создавать
условия для формирования умения читать выразительно различные по жанру тексты;

·        
создавать
условия для совершенствования  навыков работы с дополнительной литературой;

·        
продолжить
формировать умения вычленять содержащиеся в тексте основные события;

·        
продолжить
формировать читательский кругозор.

Метапредметные:

·        
создавать
условия для аргументированного мнения, опираясь на текст или собственный опыт;

·        
развивать
мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение;

·        
способствовать
высказыванию детьми своего мнения на основе прочитанного или услышанного;

·        
 способствовать
высказыванию детьми своего мнения по оцениванию своей деятельности на уроке;

·        
формировать
умение составлять небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу;

·        
создавать
условия для преобразования полученной информации в таблицу;

·        
создавать
условия для работы с информацией представленной в виде текста, таблицы,
рисунка.

Личностные:

  • формировать
    навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;
  • работать
    над осознанием ответственности за общее дело;
  • формировать
    умение  ценить свое и чужое время;
  • воспитывать
    бережное отношение  к своему и чужому времени;
  • способствовать
    формированию таких нравственных качеств учащихся как:  умение дружить,
    беречь дружбу;
  • прививать
    любовь  и интерес к чтению и книге;

Регулятивные:
формулирование
учебной задачи урока, исходя из анализа  материала учебника в совместной
деятельности, планирование вместе  с учителем    деятельности по изучению темы
урока, оценивание своей   работы на уроке;

Познавательные:
анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли,

поиск
необходимой информации в книге, умение  ориентироваться в учебной и
художественной книге.

Коммуникативные:
ответы на вопросы на основе художественного текста  учебника,
осмысление правил взаимодействия в паре и группе  (распределение обязанностей,
составление плана совместных действий,  умение договариваться о совместных
действиях);

Технологии:
игровая
технология и информационно-коммуникационная технология.

Тип урока:
обобщение
и систематизация знаний.

Форма
работы:
урок
– игра.

  • Оборудование:
    В.В.
    Голявкина, В.Ю. Драгунского и Е.Л. Шварца, выставка книг писателей,
    выставка детских рисунков по разделу, проектор, компьютер, презентация,
     учебник
    «Литературное чтение» 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
    Голованова М.В.;

Задания для обучающегося по программе
VII вида Баранова Павла

подготовлены в индивидуальной карточке.

ХОД
УРОКА.

а)      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ. 

Приветствие. БОЙ
КУРАНТОВ

– Дорогие ребята,
куранты предупредили нас о начале урока, начался урок и отчет

времени.

— Как вы думаете,
почему я начала наш урок с боя курантов? Начала говорить о времени?

(делу время –
потехе час).

-На каждом уроке
мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и это (ВРЕМЯ),

правильно, время!

-Так давайте не
будем терять ни минуты и начнем наш урок.

–б)
Речевая разминка.

  • Дыхание
    (короткий вдох – выдох длиннее).

Лучше упражнения
выполнять в парах:
“Одуванчик” (сильный выдох),  “Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

  • Дикция.

Произнести
несколько скороговорок.

  • Выразительная
    речь.

Произнести фразу:
“Я люблю читать сказки”, меняя темп, тон, громкость, ставя логические ударения
на разных словах.

Актуализация.
Определение темы урока.

— Предположите
почему эти слова стали эпиграфом к уроку?

Если
хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.         Антон Павлович
Чехов.

  — Как вы
думаете о чем пойдет речь на уроке?

_Чему мы будем
учиться?

(Будем учиться
бережно относиться к своему и чужому времени, ценить его)

Подводящий
к теме диалог

— Предположите,
почему именно эта пословица написана на  доске.

— Ребята, вы
догадались, о чем будем говорить на уроке? Как вы думаете, почему наш урок назван
так?

Постановка
учебной задачи.

— Почему
они объединены в один раздел? — Какую цель мы с вами поставим?

-Анализировать
произведения, найти у них общее, ответить на вопрос, почему раздел

учебника назван
именно так.

11.
«ОТКРЫТИЕ» ДЕТЬМИ НОВОГО.

Организация
самостоятельной исследовательской деятельности;

— Как понимаете
смысл данной пословицы?

— На прошлом уроке
я давала задание выяснить историю возникновения пословицы.

Подготовленный
ученик отвечает.

Делу время
и потехе час. Откуда взялось это выражение?

Пословица
родилась на Руси во время царствования Алексея Михайловича. В 1656

году по
приказу царя Алексея Михайловича (1629-1676) был составлен сборник правил

соколиной
охоты — излюбленной потехи того времени. В предисловии к этому сборнику,

Алексей
Михайлович собственноручно приписал: «…и ратного строя не забывайте: делу

время и
потехе час».
Слова приписки стали крылатым выражением.
В этих словах

выражена
мысль, что всему свое время: и делу и потехе.

— В
настоящее время это выражение толкуется немного по другому, понимая под словом

«время»
большую часть, а под словом «час» – меньшую, вместо «и»
ставят «а»: «делу время,

а потехе
час». Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который,
развлекаясь, забывает о деле.

— Основная мораль
этого выражения, что делу следует посвящать основную часть

жизни, а
развлечениям — ограниченное время.

Проверим,
насколько вы были внимательны, что вы узнали из раздела «Делу время – потехе
час». Я предлагаю   наш урок провести в виде литературной игры. Работать  будете
в командах

— Как вы думаете,
что обозначает слово «команда»?

Значит, вы должны
работать дружно и сообща.

Правила
работы в группах.

В конце урока мы
подведем итог, чья же команда внимательнее всех читала

произведения, кто
лучше знает материал.

III. ОБОБЩЕНИЕ
И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1.Начнём
с разминки.

Узнайте
произведение (КАРТОЧКИ). Вам нужно определить их только по одной фразе.

1 Попробуй в
классе запой – сразу выгонят”. (В.В. Голявкин. “Никакой я горчицы не ел”.)
Найдите этот отрывок – и прочитайте.

2 “Они
разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное”.
(В.Ю.Драгунский. “Что любит Мишка”.).

3 “Грохочут
грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную
дорогу”. (Е.Л. Шварц. “Сказка о потерянном времени”.) Найдите этот отрывок – и
прочитайте.

4 “Я только вчера
догадался, что уроки все-таки надо учить”. (В.Ю. Драгунский.  “Главные реки”.)

Работа в
группах.                                                                                                                 

Я предлагаю вам
послушать отрывки из рассказов. Вы должны вспомнить название рассказа и его
автора и записать это в таблицу

Автор
произведения

Название
рассказа

В.Драгунский

Что
любит Мишка

Е.
Шварц

Сказка
о потерянном времени

В.Галявкин

Никакой
горчицы я не ел

В.Драгунский

Главные
реки


1.И
я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слонёнка, и
про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытах, и про
древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все-все … .

2.Кончила
старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу.
Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в
сквере, потерял этот мячик в снегу.

3.Сумку я
спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна.
Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому надоест. Вот и мне
надоело.

4.Я утром
немножко заспался, и, когда вскочил, времени осталось чуть-чуть… Но я читал,
как ловко одеваются пожарные, — у них нет ни одного лишнего движения, и мне до
того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться.

— Как вы думаете,
почему произведения Е.Шварца, В Драгунского, В.Голявкина объединены в один
раздел?

3.Устные
ответы. Работа по слайдами.

1.Узнай героя
произведения по его описанию:

«Взглянул
мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел …. ….. , что превратился он в
высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы.
Морщины покрыли сеткою лицо».
(Петя Зубов)

— Как называется
это произведение и кто его автор?

Работа с
учебником стр. 16

Перечитайте конец
сказки.

— Согласны ли вы с
автором? Объясните свою позицию.

—  Что
подразумевал Евгений Шварц под потерянным временем?      

2.Узнайте фамилию
известного детского писателя.

ДОМРОМШАГШУМНОСКОМШИШМОЙ             
(ДРАГУНСКИЙ)

Дополните список:

— Героя какого
произведения напоминает вам этот мальчик? (Денис Кораблев «Главные реки» В.
Драгунский)

— Что объединяет
произведения писателя?

— Какой урок
извлек Дениска из всего произошедшего? Докажите строчками из текста.

3.
Что объединяет эти слова: 

Патент   Электросварщик  
Дворник   Кондуктор   Шофер  Горчица.

(рассказ
В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел»)

— Почему автор
назвал свой рассказ «Никакой горчицы я не ел»? Что он хотел сказать своим
читателям?

— Почему мальчику
было скучно в солнечный день?

— Что бы вы
посоветовали ему сделать, чтобы не чувствовать себя одиноким?

IV.РАБОТА В
ГРУППАХ (каждая группа получает задание анализировать произведения:

 «Сказка о
потерянном времени»   «Что любит Мишка»   «Главные реки»  «Никакой горчицы я не
ел»

1) Используя
учебник литературы ответьте на вопросы, анализируйте , заполните таблицу

Автор,
произведения

Жанр

(рассказ,

сказка,

стихотворение,

басня)

Главные
герои

Завязка

событие,
с

которого

начинается

действие
и

от
которого

зависит

развитие

последующих
событий.

Кульминация

момент

наибольшего

напряжения

в
развитии

действия

рассказа.

Развязка

заключительное
действие,

которое

явилось

результатом

развития

событий.

Главная

мысль

Алгоритм
выполнения заданий

1. Определите жанр

2. Главные герои

3. Какой случай
описан в рассказе?

4. С чего началась
описанная автором история?

5. Определите
самый острый, самый напряженный момент в развитии действия.

6. Чем закончилось
описываемое событие?

7. Сделайте вывод.
Какова основная мысль? Что бы вы посоветовали герою

рассказа?

Какую из
данных пословиц можно отнести к данному произведению?

 Скучен день до
вечера, коли делать нечего.

 Не сиди сложа
руки, так и не будет скуки.

 Откладывай
безделье, да не откладывай дела.

 Кто грамоте
горазд, тому не пропасть.

 Поздно поднялся
– день потерял,

 В молодости не
учился – жизнь потерял.

 Чтобы научиться
трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени –только три дня.

 Кто привык
трудиться, тому без дела не сидится.

 Без дела жить –
только небо коптить.

 Вывод: что
объединяет эти произведения?


Повествовательный

 Рассказ,
элементы сказки

 Главные герои –
школьники

 Структура
рассказа : завязка, кульминация, развязка

 Юмористический.
Поучительный

 Главная мысль –
учат ценить время

ФИЗМИНУТКА.

Вот
мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли, 
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

VI.   «ВРЕМЯ
ИСТЕКЛО…» 
Дать как можно больше правильных ответов. Это быстрая
игра: вопрос и быстрый ответ!

·        
Имя
и отчество Драгунского? (Виктор Юзефович)

·        
Что
не умели ценить герои произведения Шварца? (время)

·        
Картины
какого писателя были приобретены Государственным русским музеем? (В.В.
Голявкина)

·        
Какой
год шёл Дениске Кораблёву , когда он догадался, что уроки всё таки надо учить? (девятый)

  • Имя и
    отчество Шварца? (Евгений Львович)
  • Какую
    оценку получил Денис Кораблев? (двойку)
  • Кто
    из писателей работал клоуном в цирке? (В.Ю. Драгунский)
  • В
    каком классе учился Петя Зубов? (в третьем)

·        
Почему
Денис Кораблев не выучил уроки? (гонял змея)

·        
Как
называется главная река Америки? (Миссисипи)

·        
Что
больше всего любил Мишка (разных разностей)

·        
Что
находилось внутри пароходика (ничего)

·        
Как
звали мальчика который очень – очень хотел посмотреть на маленьких человечков
из пароходика (Борюшка.)

·        
В
каком классе учился Петя Зубов (3)

·        
Сколько
пионеров заколдовали злые волшебники (4)

·        
 Сколько
лет было Денису Кораблеву, когда он понял, что уроки все-таки нужно учить (шел
9 год)

·        
 Как
звали любимую учительницу Дениса Кораблева (Раиса Ивановна)

·        
Что
обозначает слово «патент» (документ, дающий изобретателю право)

·        
«Он
обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал».

·        
 (Мишка
«Что любит Мишка»)

·        
 «А
я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос». (Денис
Кораблев  «Главные реки»)

·        
«Сел
на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда». (Мальчик «Никакой
горчицы я не ел»)

·        
«Так
он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да
«успею». (Петя Зубов «Сказка о потерянном времени»)

·        
«Пойди,
подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был». (В. В. Голявкин «Никакой я
горчицы не ел».)

·        
 «У
них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали».  (В.Ю.
Драгунский «Что любит Мишка».)

·        
 «Грохочут
грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную
дорогу».  (E.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».)

 «Я только вчера
догадался, что уроки все-таки надо учить».  (В.Ю. Драгунский «Главные
реки».)
1.

XI. Итог
урока. Рефлексия
.

Мне на уроке было…
Я понял (а) …
Особенно мне понравилось…
Мне было трудно (легко)…
Теперь я знаю (умею)…

  • Рассказ про принцессу диану на английском языке с переводом 7 класс
  • Рассказ про попугая 2 класс кратко
  • Рассказ про отношения маши и дубровского
  • Рассказ про отсечку тойота спринтер
  • Рассказ про отпуск на английском